Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социальная работа за рубежом - реферат

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Кафедра теории и методики социальной работы

Маметьева Ольга Сергеевна

Степаненко Наталья Анатольевна

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

Социальная работа за рубежом

«Социальная работа»

Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

_____________________

(подпись зав. кафедрой)

Магнитогорск, 2010


Содержание

1. Основные сведения об авторах. 2

2. Цели и задачи дисциплины.. 2

3. Перечень основных тем и подтем. 3

3.1. Тема 1. Цели и задачи курса. 5

Тема 2. Исторические корни развития социальной помощи в зарубежных странах……………………………………………………………………………..6

Тема 3. Факторы развития социальной работы как профессиональной деятельности ……………………………………………………………….…..…7

Тема 4. Социальная работа как феномен современного мира ……...…………8

Тема 5. Основные модели социальной работы за рубежом ………...………....9

Тема 6. Организация и финансирование социальной работы за рубежом…..11

Тема 7. Формы социальной помощи различным категориям населения за рубежом… …………………………………………………………………..…...12

Глоссарий. 13

Список литературы.. 14

1. Основные сведения об авторах

Маметьева Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики социальной работы

Степаненко Наталья Анатольевна, ассистент кафедры теории и методики социальной работы

2. Цели и задачи дисциплины

Цель:

- знакомство студентов с методологическими, теоретическими и практическими основами зарубежного опыта социальной работы;

– формирование системных знаний о зарубежном опыте социальной работы.

Задачи:

– формировать научное представление о месте и роли института социальной работы в современном цивилизованном обществе;

– углубить знания генезиса основных социальных проблем, и методологии их изучения и решения средствами социальной работы;

– ознакомить с основными теоретическими и практическими моделями социальной работы в зарубежных странах;

– формировать навыки компаративного мышления, необходимых для использования зарубежного опыта работы в условиях России.

Особенности изучения дисциплины:

1. После изучения курса студент должен знать:

- основные модели социальной работы за рубежом;

- основные механизмы изменения жизнедеятельности человека в социальной среде за рубежом;

- формы и методы зарубежной социальной работы с различными категориями населения;

- особенности организации и финансирования социальных служб за рубежом;

- современное состояние и тенденции развития системы социальной защиты населения за рубежом.

2. При изучении каждой темы студент должен придерживаться следующего порядка: внимательно прочитать материал по теме, выписать основные понятия и определения, ответить на контрольные вопросы.

3. Переход к изучению новой темы возможен только в случае выполнения всех заданий предыдущих разделов.

3. Перечень основных тем и подтем

Тема 1. Цели и задачи курса (вводная лекция).

Цели и задачи изучения зарубежного опыта социальной педагогики и социальной работы. Методы изучения опыта социальной педагогики и социальной работы за рубежом: общенаучные методы (исторический метод, метод сравнения, метод системного анализа), частные методы (наблюдение, опрос, анализ документов и др.). Овладение мировым опытом как необходимое условие формирования профессионализма специалиста по социальной работе и социального педагога.

Тема 2. Исторические корни развития социальной помощи в зарубежных странах.

Предпосылки институционализации социальной педагогики и социальной работы: гуманистические обычаи и традиции разных народов, религия как фактор развития милосердной и благотворительной деятельности, деятельности религиозных организаций по оказанию помощи нуждающимся. Становление государственных форм помощи.

Тема 3. Факторы развития социальной работы как профессиональной деятельности.

Экономические и социально-политические изменения в жизни общества. Развитие законодательства в области прав человека. Основные международные документы в области прав человека.

Тема 4. Социальная работа как феномен современного мира.

Роль и место социальной работы в общественном устройстве развитых стран. Взаимосвязь социальной политики, социального права и социальной работы. Основные концепции социальной политики за рубежом. Глобальные проблемы; интеграция общества и социальная работа.

Тема 5. Основные модели социальной работы за рубежом.

Основные школы социальной работы за рубежом. Основные подходы к построению социальной работы. Специфика Европейской модели социальной работы. Специфика американской модели социальной работы. Патерналистская, корпоративистская и этатическая модели социальной работы.

Тема 6. Организация и финансирование социальной работы за рубежом.

Организационные формы социальной работы. Типология организации социальной работы: по сферам деятельности социального работника; по проблемам клиента; по категориям клиентов. Социальная защита населения от социальных рисков. Модели организации социальной работы с различными категориями населения и ее особенности в отдельных странах.

Тема 7. Формы социальной помощи различным категориям населения за рубежом.

Направления и формы социальной педагогики и социальной работы с семьей.

Формы социальной педагогики и социальной работы с детьми и молодежью: организация культурно-досуговой деятельности, уличная социальная работа, клубная работа, профилактика девиантного поведения несовершеннолетних и воспитание подрастающего поколения.

Социальная защита детства за рубежом: профилактика семейного неблагополучия, семейное воспитание без родителей, приемные семьи (замещающее воспитание).

Формы социальной работы с пожилыми и инвалидами за рубежом.

Социальная педагогика и социальная работа в школах, больницах, тюрьмах, на предприятиях.

3.1. Тема 1 « Цели и задачи курса»

Цель изучения: ознакомиться с целями и задачами, методами и формами изучения зарубежного опыта социальной педагогики и социальной работы.

Изучив данную тему студент должен:

- знать способы овладения мировым опытом социальной работы;

- уметь классифицировать научные методы на общие и частные;

- обладать знаниями о различных формах и приемах изучения зарубежного опыта.

При изучении темы 1 необходимо:

1) изучить учебный материал: 5, 6, 11.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Объясните, почему для формирования профессиональной компетентности социального педагога необходимо знание мирового опыта в сфере социальной педагогики и социальной работы.

2. В каком случае возможно использование зарубежных форм социальной помощи в России?

План семинарских занятий по теме 1.

1. Методы изучения опыта социальной работы за рубежом.

2. Формы и приемы изучения зарубежного опыта социальной работы.


3.1. Тема 2 «Исторические корни развития социальной помощи в зарубежных странах»

Цель изучения: ознакомиться с процессом зарождения и развития социальной работы и социальной педагогики как видов профессиональной деятельности в зарубежных странах.

Изучив данную тему студент должен:

- знать о влиянии рабочего и женского движений на развитие профессиональной социальной работы;

- уметь сравнивать становление различных форм социальной помощи в России и зарубежных странах;

- обладать знаниями и взаимозависимости развития теории и практики социальной работы за рубежом.

.

При изучении темы 2 необходимо:

1) изучить учебный материал: 6, 11, 12.

Особое внимание обратить на:

1. Роль женского и рабочего движений в становлении профессиональной социальной работы в конце XIX века.

2. Появление первых школ социальной работы.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Сделайте сравнительную характеристику становления различных форм социальной помощи в России и зарубежных странах с древнейших времен до наших дней. При выполнении задания учесть следующие параметры:

– объекты социальной помощи;

– субъекты социальной помощи;

– роль государства в решении социальных проблем;

– развитие законодательной базы;

– роль церкви (монашеских орденов и религиозных братств) в призрении нуждающихся;

– роль общественных движений и благотворительных организаций в помощи нуждающимся;

– отношение общества к различным категориям нуждающихся;

– становление профессиональной социальной работы.

Результаты сравнения можно оформить в виде таблицы.

2. Религия как фактор развития благотворительной деятельности в разных странах.

3. Становление государственных форм помощи нуждающимся и оформление законодательной базы в социальной сфере в Европейских странах (до XIX в).

4. Предпосылки становления профессиональной социальной работы за рубежом.

5. Формы помощи нуждающимся в Европейских странах в XIX-нач. XX века.

6. Особенности становления социальной работы в США (XVIIIв – нач. XX века).

План семинарских занятий по теме 2.

1. Становление института социальной работы.

2. Становление государственных форм помощи.

3. Женское движение как родоначальник профессиональной социальной работы.

3.1. Тема 3 « Факторы развития социальной работы как профессиональной деятельности»

Цель изучения: ознакомиться с факторами развития профессиональной социальной работы.

Изучив данную тему студент должен:

– - знать о развитии законодательства в области прав человека;

уметь апеллировать и ссылаться на соответствующие международные документы при рассмотрении различных жизненных ситуаций;

- обладать системой знаний о современных тенденциях в изменении социальной жизни общества.

При изучении темы 3 необходимо:

a. изучить учебный материал: 6, 11, 12.

Особое внимание обратить на:

1. Современные тенденции социальных изменений: рост доходов населения в развитых странах и обнищание населения слаборазвитых стран; изменение социально-психологического статуса семьи, изменение положения женщин в обществе.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какое место социальная работа занимает в общественном устройстве разных стран?

2. Какую роль она должна выполнять, с Вашей точки зрения?

.

План семинарских занятий по теме 3.

1. Экономическое и политическое положение в обществе.

2. Права человека на международном уровне.

3. Изменения правового статуса семьи.

3.1. Тема 4«Социальная работа как феномен современного мира»

Цель изучения: ознакомиться с ролью и местом социальной работы в современном международном сообществе.

Изучив данную тему студент должен:

знать, какое место занимает социальная работа в общественном устройстве разных стран мира;

уметь раскрывать и описывать основные концепции социальной политики за рубежом;

- обладать системой знаний о формах сотрудничества международных организаций в социальной сфере.

При изучении темы 4 необходимо:

изучить учебный материал: 6, 11, 12.

Особое внимание обратить на:

1. Деятельность международных организаций в области социальной работы.

2.Формы международного сотрудничества социальных служб разных стран.

3. Место социальной работы в общественном устройстве развитых стран.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какова общественно-политическая функция социальной деятельности на современном этапе?

2. Место социальной помощи в социальной политике современных государств.

3. Развитие законодательства в области прав человека. Основные международные документы.

4. Основные концепции социальной политики за рубежом.

5. Роль социальной работы в интеграции общества и решении глобальных проблем.

.

План семинарских занятий по теме 4.

1. Покажите основные методологические и методические подходы к изучению опыта социальной работы за рубежом.

2. Выделите государственно-общественные основы социальной работы в зарубежных странах.

3. Основы государственной социальной политики.


3.1. Тема 5 « Основные модели социальной работы за рубежом»

Цель изучения: ознакомиться с особенностями различных моделей социальной работы в современном мире.

Изучив данную тему студент должен:

- знать основные отличия американской и европейской моделей социальной работы;

- уметь классифицировать социальные модели в зависимости от степени участия государства в социальной защите населения;

- обладать знаниями о развитии и кризисе теории «государства всеобщего благосостояния».

При изучении темы 5 необходимо:

изучить учебный материал: 5, 6, 10, 11, 12,13.

Особое внимание обратить на:

1. Специфика Европейской модели социальной работы.

2. Специфика Американской модели социальной работы.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. В чем принципиальное отличие американской и западноевропейской моделей социальной поддержки населения?

2. Как Вы считаете, какая из моделей социальной работы наиболее приемлема для России?

3. Подготовьте доклад об организации социального обслуживания населения в одной из зарубежных стран.

4. Раскройте концепцию «государства благосостояния».

5. Объясните, почему европейская модель социальной работы сегодня переживает кризис. Аргументируйте свой ответ с точки зрения экономических, политических, демографических фактов и явлений.

. План семинарских занятий по теме 5.

1. Европейская модель социальной работы.

2. Американская модель социальной работы.

3. Патерналистская, корпоративистская и этатическая модели социальной работы.


3.1. Тема 6 « Организация и финансирование социальной работы за рубежом»

Цель изучения: ознакомиться с особенностями финансирования социальной работы в современном мире.

Изучив данную тему студент должен:

- знать основные принципы распределения финансов в социальной сфере за рубежом;

- уметь раскрывать особенности организации различных социальных служб;

- обладать знаниями о м оделях организации социальной работы с различными категориями населения.

При изучении темы 6 необходимо:

изучить учебный материал: 5, 6, 10, 11, 12,13.

Особое внимание обратить на:

1. Краткосрочные и постоянные системы организации социальной работы.

2. Финансирование социальных служб и агентств.

3. Проблемы взаимодействия специалистов и волонтеров в социальной работе.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Раскройте особенности организации и финансирования социальных служб за рубежом. Приведите примеры.

2. В чем заключается специфика деятельности коммерческих социальных агентств за рубежом? Насколько и при каких условиях возможно применение этого опыта в нашей стране?

3. Обозначьте возможные, с Вашей точки зрения, пути и формы сотрудничества российских и зарубежных социальных служб. Объясните, почему.

. План семинарских занятий по теме 6.

1. Виды социальных служб (социальные службы поддержки, службы кризисного вмешательства, превентивные службы, развивающие и др.).

2. Задачи социальных служб, функции различных учреждений. Их статус — общегосударственные, общинные, кооперативные, частные. Финансирование.

3. Роль церкви, церковных организаций в оказании социальной помощи.

4. Деятельность частных агентств по социальному обслуживанию населения.

5. Коллективные и специализированные социальные центры.

3.1. Тема 7 « Формы социальной помощи различным категориям населения за рубежом»

Цель изучения: ознакомиться с различными формами социальной поддержки населения в зарубежных странах.

Изучив данную тему студент должен:

- знать основные формы социальной работы с различными категориями населения;

- уметь разделять формы социальной работы на индивидуальные, групповые и общинные;

- обладать знаниями об уровнях социальной работы – общем и специализированном.

При изучении темы 7 необходимо:

изучить учебный материал: 5, 6, 11.

Особое внимание обратить на:

1. Социальная работа с семьей.

2. Социальная защита детства и молодежи за рубежом.

3. Формы социальной работы с пожилыми, инвалидами и другими категориями граждан.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Проанализируйте различные формы социальной работы с семьей за рубежом. Какие из них наиболее интересны с точки зрения оказания финансовой, бытовой, социально-психологической, терапевтической, педагогической помощи? Какие формы возможно/невозможно использовать в нашей стране?

2. Раскройте формы социальной защиты за рубежом, не получившие распространение в нашей стране.

3. Назовите основные принципы и приоритеты в сфере социальной защиты детства в развитых странах. Проанализируйте их. По каким критериям профилактическую работу с детьми и молодежью можно считать более «выгодной» для государства.

4. Дайте характеристику наиболее интересных и эффективных, с Вашей точки зрения, форм социальной работы с детьми и молодежью за рубежом.

5. Раскройте особенности социальной педагогики и социальной работы в школах, тюрьмах, больницах, армии и т.д. за рубежом.

. План семинарских занятий по теме 7.

1. Функциональный принцип создания служб социальной помощи — в городе, на селе, с профилактическим или терапевтическим назначением, для детей, молодежи, пожилых, для мужчин и женщин, больных и здоровых.

2. Помощь семье. Оказание помощи по ведению домашнего хозяйства, в кризисных ситуациях, защита неполноценных детей, вмешательство в случаях жестокого обращения с детьми, работа с семьями группы «социального риска».

3. Работа с молодежью. Общие задачи: поддержка в кризисных ситуациях, индивидуальная помощь в решении конфликтов, адаптации, удовлетворении основных потребностей; работа с молодежной группой.

4. Работа с пожилыми. Социальные проблемы — одиночество, изоляция от семьи, некоммуникабельность, возрастные недуги, необходимость в уходе, поиски возможных форм социальной реабилитации для трудоспособных.

5. Работа с инвалидами. Создание рабочих мест, условий для обучения, "защитных" мастерских, организация специальных фондов помощи, службы "социальный сервис на дому".

6. Образование взрослых.

7. Работа с иностранными гражданами.


3.1. Тема 6 « Проблемы подготовки зарубежных специалистов в социальной сфере»

Цель изучения: ознакомиться с особенностями подготовки специалистов социальной сферы в зарубежных странах.

Изучив данную тему студент должен:

- знать теоретические и практические аспекты образования будущих социальных работников за рубежом;

- уметь сравнивать процесс подготовки специалистов в зарубежных странах и в нашей стране;

- обладать знаниями о формах и методах подготовки социальных работников в развитых зарубежных странах.

При изучении темы 6 необходимо:

изучить учебный материал: 5, 6, 11, 12,13.

Особое внимание обратить на:

1. Общее и особенное в подготовке специалистов за рубежом.

2. Теоретический и практический аспекты обучения профессиональной социальной работе.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Что из зарубежного опыта в профессиональной подготовке будущего социального педагога можно было бы использовать в нашей стране?

2. Сравните особенности профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы в России и за рубежом.

3. Обозначьте возможные, с Вашей точки зрения, пути и формы сотрудничества российских и зарубежных социальных служб.

. План семинарских занятий по теме 4.

1. Дайте характеристику организационным формам подготовки социальных работников и социальных педагогов за рубежом.

2. Проанализируйте содержание их теоретической и практической подготовки.

Глоссарий

Волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций.

Всеобщая декларация прав человека – основополагающий документ международного права, содержащий изложение в систематизированном виде комплекса основных прав человека.

Государство всеобщего благосостояния – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале – примерно одинаковых стартовых возможностей для всех в реализации жизненных целей, развития личности.

Пенитенциарная система – система норм, органов и учреждений, организующая отбывание наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.

Семейная терапия – область теоретической и практической деятельности, направленной на нормализацию семейных отношений, изменение дисфункциональных моделей семейного взаимодействия в целях восстановления психологического и психического здоровья членов семьи. В отличие от терапии, ориентированной на индивида, семейная терапия проводится со всей семьей, с ее помощью решаются проблемы всей семьи, а не отдельного члена.

Социальная инфраструктура – совокупность органов и учреждений, которые обеспечивают удовлетворение потребностей граждан и защиту их социальных прав.

Фандрайзинг – деятельность благотворительной организации, использующая более эффективные и более продуктивные, чем у конкурентов, методы и способы и направленная на получение благотворительной организацией ресурсов, необходимых для реализации ее программ и достижения стоящих перед ней целей, на обеспечение желаемой удовлетворенности дарителя и укрепление благополучия общества в целом.

Хоспис – социальная служба, специалисты которой, зная, что дни больного сочтены, стремятся облегчить его физические и душевные страдания.

ЮНЕСКО – международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры.

ЮНИСЕФ – Детский фонд ООН, создан в 1946 году как Международная чрезвычайная организация помощи детям в разоренных странах Европы. Сегодня ЮНИСЕФ – ведущее учреждение ООН по координации деятельности программ помощи детям.

Рекомендуемая литература

(основная)

1. Государственное регулирование социального обеспечения в США // Социальное обеспечение. – 2005. - № 10. – С. 39.

2. Казакевич Л.И. История социальной работы за рубежом. – Томск: 2003. – 228с.

3. Мировые тенденции реформы пенсионной системы // Социальное обеспечение. – 2005. - № 14. – С. 38-39.

4. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социс. – 2005. - № 5.

5. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.

6. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2005. – 476 с.

7. Система здравоохранения США // Социальное обеспечение. – 2005. - № 8. – С. 37

8. Система социального обеспечения в Канаде // Социальное обеспечение. – 2005. - № 11. – С. 34-35.

9. Система социальной защиты в Финляндии // Социальное обеспечение. – 2005. - № 6. – С. 34-36.

10. Социальная защита населения: зарубежные модели // Социальное обеспечение. – 2005. - № 18. – С. 32-35.

11. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.

12. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие / Отв. ред. д. ист. наук, проф. Е.И. Холостова, д. ист. наук, проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.

13. Социальный менеджмент: Учеб.пособие / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Н.С. Данакин и др.; Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – 2-е изд., перераб.и доп. – И.: Высш.шк., 2002. – 271 с.

14. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2005. – 668 с.

Рекомендуемая литература

(дополнительная)

1. Великобритания повышает пенсионный возраст // Социальное обеспечение. – 2005. - № 3. – С. 26.

2. Дьячек Т., Шадский О. Россия – США: учимся вместе // Социальная работа. – 2005. - № 1. – С. 53-56.

3. Новикова К. Помогать по-испански // Социальная работа. – 2005. - № 1. – С. 50-53.

4. Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.В. Ханжин, Т.П. Карпова, Н.П. Ерофеева и др.; Под ред. Е.В. Ханжина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Почему немцы не спешат на пенсию // Социальное обеспечение. – 2005. - № 9. – С. 31.

6. Система социальной защиты во Франции // Социальное обеспечение. – 2005. - № 1. – С. 22-24.

7. Социальная защита в странах Восточной Европы // Социальное обеспечение. – 2005. - № 3. – С. 24-25.

8. Социальная помощь в Германии // Социальное обеспечение. – 2005. - № 9. – С. 30.