Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста - реферат

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе происходящие изменения в обществе влияют на ситуацию в образовательной системе. Школа, таким образом, должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно данное положение фиксируется в федеральном государственном образовательном стандарте.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» (УУД) означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Необходимость формирования универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоидентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Учитывая данное положение, основу формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста составляет процесс развития личности. Качество развития личности определяется характером и многообразием видов УУД: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать, «что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения и смыслообразования, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта должно происходить посредством усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта:

· предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»);

· предметных и общепредметных умений («Я умею...»);

· творчества («Я создаю...»);

· в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).

При формировании личностных универсальных учебных действий учителю рекомендуется ориентироваться на следующие критерии сформированности:

1) внутреннюю позицию школьника, мотивацию учения, гражданскую идентичность, адекватную самооценку;

2) структуру ценностного сознания;

3) уровень развития морального сознания;

4) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

5) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

При формировании регулятивных УУД учителю рекомендуется опираться на такие показатели :

• выбирать средства для организации своего поведения;

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

• тормозить ненужные реакции.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В данную группу также входят знаково-символические действия:

• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логическими универсальными действиями являются:

- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

- анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части) и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);

- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

- установление аналогий.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Критериями сформированности познавательных УУД являются:

• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• уметь устанавливать причинно-следственные связи;

• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• уметь устанавливать аналогии;

• владеть общим приемом решения учебных задач;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Усвоение универсальных учебных действий предполагает процесс интериоризации как последовательного преобразования действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь. По функциональному критерию различают коммуникативную, констатирующую, регулирующую, обобщающую речь. Регулирующая речь включает такие виды, как планирующая, стимулирующая, контролирующая, оценивающая и корректирующая речь.

Для развития регулирующей речи на начальной ступени школьного обучения необходимо обеспечить следующие условия:

- должны быть организованы формы совместной учебной деятельности для того, чтобы обеспечить осмысленность регулирующей речи на начальном этапе ее становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую (Л.С. Выготский);

- в речи ученика должны быть адекватно отражены цель усвоения (учебная задача), исходные данные и вопрос задания, учебные действия (например, «чтобы вставить пропущенные безударные гласные, необходимо подобрать такое однокоренное слово, где бы эта гласная была под ударением»), полученный результат;

- речь ученика должна выполнять все частные функции регуляции деятельности партнера по совместной деятельности – внешнеречевое планирование действия партнера по решению учебной задачи, стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполняемых партнером действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных партнером в процессе деятельности ошибок;

- регулирующие высказывания должны быть ориентированы на партнера (учитывать его особенности) и представлены в форме контекстной речи;

- речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы (парная, групповая) учащихся.

Данное положение обосновывается следующими причинами:

- возрастают объем и глубина понимания усваиваемого материала;

- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

- снижается школьная тревожность;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;

- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделять больше внимания «слабым».

В частности, важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия, проектные и тренинговые задания.

Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае, если будет создана благоприятная общая атмосфера в ученическом классе и в школе в целом – атмосфера поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения. Необходима терпимость к иному мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом терпимого, неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель дает речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.

Также совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она строится по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.

Психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности учеников являются следующие:

- отношения между учащимися, объединяющимися в группу, должны быть положительными или нейтральными;

- групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;

- необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач, создающую возможность смены ролевых функций при решении каждой задачи;

- эффективность сотрудничества определяется возможностями обмена мнениями, анализировать и обсуждать действия партнеров в процессе постановки и решения задач;

- каждый член группы, независимо от выполняемой им роли, должен участвовать в практической реализации замысла;

- в группы целесообразно объединять учащихся с разными, но достаточно близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной цели. Так, например, группы, объединяющие учеников с высоким и средним уровнем обобщения («смешанные»), оказываются эффективнее, чем группы, объединяющие учащихся только с высоким исходным уровнем. Учащиеся с низким уровнем обобщений (эмпирическим) обнаруживают больший прогресс при работе с учениками, имеющими более высокий уровень обобщения.

Другими важными формами организации совместной учебной деятельности, общения и взаимодействия детей могут выступать совместная продуктивная деятельность (СПД) и межвозрастное взаимодействие (ММВ). Это обусловлено тем, что:

1) социальная структура взаимодействий в учебной ситуации СПД соответствует как этапам усвоения предметного содержания, так и внутренней организации структуры деятельности – мотивационно-смысловому, ориентировочному, исполнительному, контрольно-коррекционному, оценивающему, следовательно, при переходе от одного функционального компонента учебной деятельности к другому происходит перестройка форм сотрудничества учителя с учениками и учеников друг с другом, это обеспечивает высокую включенность личности в учебный процесс и актуализацию и развитие мотивов учения, а также мотивов достижения, сотрудничества, творчества и самореализации;

2) межвозрастное взаимодействие учащихся обладает значительным воспитательным потенциалом, создает зону ближайшего развития для всех участников такого взаимодействия в направлении развития самосознания, морально-нравственного развития, способности саморегуляции, самостоятельности и автономии старших участников взаимодействия, чувства ответственности за другого человека.

Важнейшими условиями организации СПД являются:

- последовательная смена совместных форм работы учащихся с учителем и одноклассниками в учебном процессе по мере усвоения учениками новых задач и способов действия;

- ориентация каждого ученика на творческую деятельность с самого начала усвоения учебной дисциплины;

- ориентация с самого начала обучения на получение нового социально значимого продукта деятельности. Например, не просто совместное сочинение и написание сценария для проведения утренника, сказки для школьного представления, очерка для стенгазеты, стихотворения для поздравления мам с праздником и пр.;

- максимальная актуализация и привлечение личного опыта учеников как в сфере знаний, представлений, умений и навыков в учебном предмете, так и в сфере межличностного общения и отношений;

- многообразие форм совместной деятельности, планируемых в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими, личностными особенностями учащихся и спецификой изучаемого предмета при сохранении общего принципа утверждения норм взаимного уважения, равенства и сотрудничества всех участников СПД.

Психолого-педагогические условия опыта организации педагогами МВВ в предшкольном и начальном звене образования включают:

- наличие возрастной дистанции, позволяющей участникам взаимодействия осознать себя в роли «старшего» и «младшего»;

- формирование адекватных представлений о нормах построения отношений в МВВ.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета не существует. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – формированию других. В целом содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики. Учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литературное чтение наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания.

Основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, естественным образом распространяются на все учебные предметы.

При формировании УУД учителю рекомендуется опираться на базовые педагогические технологии: уровневая дифференциация, обучение на основе учебных ситуаций, проектная деятельность, информационные и коммуникативные технологии. Также учителю рекомендуется учитывать условия, способствующие развитию УУД у младших школьников (таблица 1).

Таблица 1

Условия, обеспечивающие формирование универсальных

учебных действий у младших школьников

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель

Передача готовых знаний

Развитие умений по применению знаний

Текст

Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания

Учитель-режиссер.

Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК

Методика

Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей

Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний

Таким образом, для создания условий развития УУД необходимо исключить передачу готовых знаний, объяснение в такой форме, чтобы ученик все понял и запомнил, а потом пересказал, а также вопросы репродуктивного характера, направленные на повторение чужих мыслей. Вместо этого деятельность учителя должна быть направлена на развитие умений по применению знаний, создание условий для самостоятельного открытия знаний через содержание учебно-методических комплектов, формирования умения делать свои выводы, оценки, применять знания в новых условиях.

Для реализации данных условий учитель может применять следующие технологии:

1. Учитель строит урок в деятельностной парадигме.

2. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, формирует нужные ценности, в том числе внутреннюю позицию школьника, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс обсуждения.

3. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

4. Учитель помогает ребенку найти самого себя, выстраивая индивидуальный маршрут, оказывая психолого-педагогическую поддержку, (О.С. Газман), создавая благоприятный психологический климат и ситуацию успеха для каждого ребенка.

5. Учитель транслирует смысл учения детям, показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

6. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

7. Учитель реализует методики учебного сотрудничества «учитель - ученик, «ученик - ученик».

8. Учитель организует конструктивную совместную деятельность и межвозрастное взаимодействие в парах сменного состава в рамках учебных ситуаций.

9. Учитель обучает детей приемам работы в группах, определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Учитель вмешивается в учебные конфликты, проговаривая (направляя, показывая) образец, учит конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

11. Учитель формирует умения слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

12. Учитель рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний.

13. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, формируя умение находить и исправлять ошибки. Учитель предоставляет возможность исправить ошибку.

14. Учитель совместно с детьми определяет причины успеха / неуспеха учебной деятельности и конструктивно учит действовать даже в ситуациях неуспеха.

15. Учитель совместно с детьми ставит цели урока, ищет пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

16. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

17. Учитель учит детей планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, формирует навык саморегуляции.

18. Учитель развивает произвольную память, внимание, учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

19. Учитель формирует умения у детей использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

20. Учитель ориентирует детей активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

21. Учитель формирует умения поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

22. Учитель формирует навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

23. Учитель развивает логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, учит устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям.

24. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

25. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

26. Учитель использует проектные, тренинговые формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

27. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

28. Учитель формирует у детей умения планировать и прогнозировать свои действия.

29. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки, развивает умение оценивать свою работу, позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания ответов.

30. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

31. Учитель строит урок, учитывая структуру формирования умственных действий П. Гальперина и др.

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования включают:

- формирование внутренней позиции детей к школе;

- использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»;

- доброжелательное и уважительное отношение учителя к ученикам;

- поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

- использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим;

- адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.);

- использование заданий, формирующих умения осуществлять действие по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель, видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

- реализация заданий, предполагающих развитие логических операций (выделять параметры объекта, поддающиеся измерению, устанавливать взаимно-однозначные соответствия, выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, устанавливать аналогии на предметном материале, осуществлять операции классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале);

- использование заданий, формирующих знаково-символические действия (кодирование, декодирование, использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач);

- развитие вербальных и невербальных средств общения, умения слушать собеседника.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), в том числе и на основе результатов диагностики сформированности УУД, определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Таким образом, систему общих рекомендаций по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса можно разбить на 4 блока:

1. Рекомендации педагогам по организации ориентировочной основы универсальных учебных действий и ориентировке учащихся, обеспечивающие их успешную реализацию. Эта задача будет реализована на этапе разработки учебно-методического комплекса, обеспечивающего формирование универсальных учебных действий.

2. Рекомендации по организации поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей их интериоризацию как переход от выполнения действия во внешней материальной (материализованной) форме с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия через этапы речевого выполнения - от совместного выполнения действия и со-регуляции с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

3. Рекомендации по организации форм совместной деятельности и учебного сотрудничества и на этой основе формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

4. Проведение специальной психолого-педагогической подготовки в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогов.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Разработала канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного