Главная              Рефераты - Разное

Книжный магазин - реферат

9/28/2009

1- Антиплагиат от 70% 2- Написание работы узко в рамках обозначенной темы 3- Проверка орфографии (Word2007-Рецензирование-Правописание) 4- Правила оформления по ссылке ниже

http://narod.ru/disk/13625301000/MetRecom.doc.html

Работы нужно оформлять таким образом, если в условии или методичке к заказу не указаны иные требования к оформлению.

За несоблюдение сроков:

Минус 20% от стоимости за один день просрочки, минус 30% за 2 дня просрочки, минус 50% за более чем 2 дня просрочки.

Требования

Тип работы: Курсовая (без практики)

Предмет: Системный анализ

Тема: Книжный магазин

Объем работы: 20-30 стр.

Срок выполнения:

Оформление (шрифт 12, интервал 1,5)

- Дополнительные пожелания:

Методичка:

Содержание

Введение. 4

Контрольная работа. 5

Задание 1. Предпроектное обследование. Создание организационной модели. 5

Задание 2. Предпроектное обследование. Создание функциональной модели. 8

Задание 3. Предпроектное обследование. Создание информационной модели. 10

Курсовой проект. 12

Задание 1. Предпроектное обследование. Определение миссии, выделение критических факторов успеха и проблем предприятия. Проектирование информационной системы. Определение целей и задач системы.. 12

Задание 2. Проектирование информационной системы. Выделение бизнес-процессов. 15

Задание 3. Проектирование информационной системы. Анализ и оптимизация бизнес-процессов. 18

Задание 4. Проектирование информационной системы. Проектирование базы данных. 21

Задание 5. Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы.. 23

Варианты проблемных областей. 25

Вариант 1. Заказ обедов 25

Вариант 2. Распространитель гербалайфа 26

Вариант 3. Мебельный цех 27

Вариант 4. Сервисный центр 28

Вариант 5. Обслуживание копировальной техники 29

Вариант 6. Книжный магазин 30

Вариант 7. Разработка программного обеспечения 31

Вариант 8. Авиакасса 32

Вариант 9. Отделение пенсионного фонда 32

Вариант 10. Служба занятости города 33

Список рекомендуемой литературы.. 34

ВВЕДЕНИЕ

Информационная система является жизненно необходимым инструментом современного предприятия. Ее можно сравнить с кровеносной системой человека, обеспечивающей каждый уголок тела кровью (информацией). Это сравнение становится еще более актуальным, если учитывать тот факт, что в сегодняшних условиях информация является ключевым фактором развития предприятия.

Информационные системы создаются профессионалами в области разработки и создания программных продуктов, но умение сформулировать потребности в автоматизации и поставке задач необходимо современному менеджеру.

В пособии представлены задания, каждое из которых является одним из этапов проектирования информационной системы. Этапы проектирования проиллюстрированы на примере городского департамента социальной защиты населения.

Для выполнения заданий разработаны десять вариантов предметных областей, описывающих деятельность различных предприятий сферы обслуживания. На момент описания в предприятиях нет автоматизированных информационных процессов, но назрела острая необходимость эту автоматизацию провести. Задача одного или команды обучаемых – пройдя через все этапы проектирования, создать информационную систему, решающую проблемы предприятия.

Для выполнения лабораторных работ может использоваться текстовый редактор Microsoft Word или любой другой редактор, позволяющий создавать схемы (например, Microsoft Visio).

Контрольная работа

Контрольная работа состоит из трех заданий. Для выполнения заданий контрольной работы необходимо выбрать по общим правилам свой вариант проблемной области (всего 10 вариантов).

Перед выполнением каждого задания контрольной работы проанализируйте рекомендации к работе и приведенный пример. Отчет по контрольной работе должен содержать результаты всех заданий и оформлен в виде пояснительной записки.

Задание 1. Предпроектное обследование. Создание организационной модели

I. Предпроектное обследование

При создании информационной системы первым этапом работ является проведение предпроектного обследования предприятия. На этом этапе производится сбор информации о предприятии, его целях и задачах, структуре и финансово-хозяйственной деятельности. Также изучаются внешние процессы, взаимодействующие с предприятием, и среда, в которой предприятие осуществляет свою деятельность. В результате предпроектного обследования должно быть сформировано описание организационной структуры предприятия, описание функционального взаимодействия подразделений предприятия и информационная схема, содержащая информационные потоки предприятия, места получения и накопления информации и прочие информационные аспекты деятельности предприятия. В целом в результате предпроектного обследования должно быть получено комплексное описание предприятия и его бизнеса.

II. Рекомендации к проведению работы

III.

IV. Цель работы. Получить представление об организационной структуре предприятия.

Задание. Необходимо создать организационную схему предприятия, которая должна содержать:

· Верхний уровень схемы – уровень руководства, средний уровень, содержащий подразделения предприятия, и нижний уровень, на котором детализируется структура подразделений предприятия (перечень должностей в подразделении, численный состав сотрудников каждой должности).

· Подразделения и должности изображаются в виде прямоугольников с названием подразделения (должности) внутри.

,

,


· Связи между подразделениями должны отражать отношения административной подчиненности подразделений.

· Изображение подразделения должно содержать информацию о штатной численности его сотрудников - в виде круга в правом нижнем углу изображения подразделения. В круге цифрой указывается количество сотрудников.

Использование тонировки:

· Для большей наглядности в общем случае рекомендуется выделить тонировкой подразделения, имеющие непосредственное отношение к теме диагностики (густой тонировкой) и опосредованное отношение (светлой тонировкой). Остальные подразделений не тонируются.

· Допускается использовать тонировку в другом назначении. Например, можно выделить подразделения с низким, средним и высоким уровнем компьютеризации. Допускается использовать любой иной критерий.

· В любом случае целесообразно вынести образцы тонировки и их значение в «Условные обозначения» (или сделать прямую расшифровку в тексте).

Пример

Департамент социальной защиты городской администрации занимается учетом лиц, имеющих право на социальную помощь, и распределением социальных льгот и субсидий. Граждане, имеющие право на те или иные льготы, встают на учет в департаменте. Гражданин получает часть выплат непосредственно, а часть – в виде льгот по оплате коммунальных услуг. Суммы, недополученные поставщиками коммунальных услуг в связи с использованием гражданами льгот, компенсирует департамент социальной защиты.

В организационной структуре департамента четыре отдела – отдел по работе с населением, расчетный отдел, бухгалтерия и вспомогательный персонал. Отдел по работе с населением ведет учет граждан, имеющих право на социальную помощь и прямые выплаты социальных субсидий. Расчетный отдел занимается приемом и обработкой входящей информации от поставщиков коммунальных услуг, а также проведением расчетов. Бухгалтерия производит взаиморасчеты с поставщиками коммунальных услуг. Вспомогательный персонал помогает выполнять работу департамента.

Начальник департамента

социальной защиты


Рис. 1.1 - Организационная структура департамента социальной

защиты

Задание 2. Предпроектное обследование. Создание функциональной модели

V. Рекомендации к проведению работы

VI.

VII. Цель работы. Получить представление о функционировании предприятия.

Задание. Необходимо создать функциональную схему предприятия, которая должна содержать:

· Первая часть схемы должна содержать информацию о взаимодействии предприятия с внешней средой (партнеры, клиенты и т.д.), «продукт», создаваемый компанией, и ресурсы, которые использует предприятие.

· На второй части схемы должно быть представлено взаимодействие отделов предприятия в ходе производственной деятельности. На схеме должно быть продемонстрировано, как ресурсы, полученные извне, превращаются в продукцию предприятия.

· Третья часть схемы состоит из подсхем, иллюстрирующих работу каждого отдела предприятия. Допускается не описывать работу отделов, не имеющих отношения к автоматизации.

· Блоками на схеме выделяются организации, отделы и сотрудники.

· Связи и товарно-денежные потоки между блоками отображаются стрелками. Видом и толщиной стрелок можно выделять различные типы и интенсивность связи. Стрелка должна содержать пояснение на схеме или в «Условных обозначениях» схемы.

· Для большей наглядности в общем случае рекомендуется выделить тонировкой подразделения, имеющие непосредственное отношение к теме диагностики (густой тонировкой) и опосредованное отношение (светлой тонировкой). Остальные подразделений не тонируются. Допускается использовать тонировку в другом предназначении.

· В любом случае целесообразно вынести образцы тонировки и их значение в «Условные обозначения» (или сделать прямую расшифровку в тексте).

Пример

Департамент социальной защиты получает финансовые средства на обеспечение социальной защиты граждан из бюджета города. На основании учетных сведений он распределяет эти средства между поставщиками коммунальных услуг (в виде компенсации льгот на эти коммунальные услуги) и гражданами, получающими социальные субсидии непосредственно.


Рис. 2.1 - Функциональная модель работы департамента

(внешняя часть)


Рис. 2.2 - Функциональная модель работы департамента

(внутренняя часть)

Задание 3. Предпроектное обследование. Создание информационной модели

VIII. Рекомендации к проведению работы

IX.

X. Цель работы. Получить представление об использовании информации на предприятии.

Задание. Для построения информационной схемы необходимо проанализировать процессы получения, хранения и использования информации на предприятии. Одним из основных информационных носителей являются документы, используемые при работе предприятия. Кроме информации на бумажных носителях, может использоваться информация, хранимая в компьютерных информационных системах, и информация, передаваемая между сотрудниками устно. В процессе работы предприятия может использоваться также эмпирическая информация – опыт, знания полученные ранее, но на схему рекомендуется заносить только информацию, непосредственно относящуюся к производственным процессам.

Необходимо создать информационную схему предприятия:

· Схема должна содержать три уровня. На первом уровне отображается информационное взаимодействие предприятия с внешней средой – партнерами, клиентами и т.п. На втором уровне отображается информационный обмен между отделами предприятия. При необходимости на третьем уровне детализируются информационные процессы внутри отделов предприятия.

· Схема должна иллюстрировать, откуда и как возникает информация, как и куда передается, где хранится и как используется.

· Блоками на схеме выделяются точки возникновения, переработки и получения информации – организации, отделы и сотрудники. На блоке можно также привести название происходящих в его рамках информационных процессов.

· Информационные потоки между блоками отображаются стрелками. Вид стрелки должен говорить о способе передачи информации (устно, на бумаге, электронно). Если информация передается в составе документа, должно быть указано его название. Толщиной стрелок можно выделять различные типы и интенсивности информационного обмена. Стрелка должна содержать пояснение на схеме или в «Условных обозначениях» схемы.

· При необходимости (большой размер, необходимость детально представить работу отдела) часть информационной схемы может быть вынесена на отдельные листы.

· Для большей наглядности в общем случае рекомендуется выделить тонировкой блоки, имеющие непосредственное отношение к теме диагностики (густой тонировкой) и опосредованное отношение (светлой тонировкой). Остальные блоки не тонируются.

· В любом случае целесообразно вынести образцы тонировки и их значение в «Условные обозначения» (или сделать прямую расшифровку в тексте).

Пример

Департамент социальной защиты населения поддерживает тесный информационный обмен с поставщиками коммунальных услуг и регистрационными службами для определения размеров социальных выплат и компенсаций. На базе полученной информации расчетный отдел производит соответствующие расчеты и передает их результаты в бухгалтерию и отдел по работе с населением.


Рис. 3.1 - Информационная модель

курсовой проект

Курсовой проект выполняется, если он предусмотрен учебным планом. Курсовой проект состоит из пяти заданий. Для выполнения заданий необходимо по общим правилам выбрать один из вариантов проблемной области (всего 10 вариантов).

Перед выполнением каждого задания курсового проекта проанализируйте рекомендации к проведению работы и приведенный пример.

Курсовой проект оформляется в виде пояснительной записки, содержащей все задания.

Задание 1. Предпроектное обследование. Определение миссии, выделение критических факторов успеха и проблем предприятия. Проектирование информационной системы. Определение целей и задач системы

XI. Предпроектное обследование

XII. Завершающим этапом предпроектного обследования является создание комплексного описания предприятия и его бизнеса. В него включаются созданные ранее организационная, функциональная и информационная схемы с пояснениями и заключительная часть, в которой проектировщик должен сформулировать миссию, критические факторы успеха и структурные проблемы предприятия.

XIII. Проектирование информационной системы

После проведения предпроектного обследования разработчик может приступать к проектированию информационной системы предприятия. На этом этапе определяются цели и задачи системы, проектируется ее структура, состав и характеристики, которым она должна соответствовать.

XIV.

XV. Рекомендации к проведению работы

Цели работы:

1. Сформулировать миссию, критические факторы успеха и структурные проблемы предприятия.

2. Определить цели и задачи проектируемой информационной системы.

Задание:

1. Миссия предприятия должна отображать цели и задачи существования предприятия. Миссия содержит стратегию развития и результаты деятельности предприятия. Миссия должна быть сформулирована несколькими четкими и понятными предложениями. Рекомендуется использовать деловой, практичный стиль, избегать напыщенности и общих фраз.

2. Критические факторы успеха (КФУ) – это «вещи», необходимые для выполнения миссии (не более 10). Список КФУ должен отражать ключевые составляющие компании и ее связи со средой существования. Следует пользоваться правилом необходимости и достаточности КФУ для выполнения миссии. Для проверки КФУ можно пользоваться вопросом: «Какой цели этот КФУ поможет достигнуть».

3. Структурные проблемы предприятия – это проблемы, которые возникли в результате развития и изменения предприятия. Это проблемы не текущего момента, а существующие постоянно. Для решения таких проблем, как правило, требуется изменение структуры или технологических процессов предприятия.

4. Цели , стоящие перед информационной системой (ИС), должны соответствовать миссии и списку КФУ предприятия и, как правило, следуют из структурных проблем предприятия. ИС призвана устранить те проблемы, которые можно решить при помощи оптимизации информационного аспекта деятельности предприятия.

5. Список задач , стоящих перед ИС, должен показать, как (или с помощью чего) достичь поставленных целей. Соотношение целей и задач ИС аналогично соотношению миссии и списка КФУ предприятия.

Пример

Миссия организации

Департаменту необходимо создать эффективную систему получения гражданами социальной помощи.

Критические факторы успеха

«Необходимые и достаточные условия» выполнения миссии – критические факторы успеха:

1. Скорость обработки информации – для эффективности работы службы важна скорость обработки информации, так как своевременность расчетов с «клиентами» департамента (граждане и поставщики коммунальных услуг) напрямую зависит от этого фактора.

2. Удобство обслуживания – необходимо минимизировать операции, в которых непосредственно задействованы «клиенты» департамента, что позволит повысить оценку работы департамента и, в свою очередь, повысит скорость обслуживания.

3. Минимизация информационных потерь и ошибок в процессе обработки информации – поскольку социальная сфера подразумевает высокую ответственность, а ошибки при распределении социальной помощи способны вызвать большой социальный резонанс, необходимо максимально снизить потенциальные возможности недостатков при обработке информации.

Структурные проблемы предприятия

1. Неудовлетворительная работа организации с гражданами: медленные и неудобные процедуры, долгое стояние в очередях, заполнение множества бланков (особенно престарелыми людьми) – все это вызывает множество нареканий.

2. Плохая эффективность операций обработки информации: низкая скорость, множество ошибок и потерь, дублирование и противоречивость информации – это основные «информационные» проблемы.

Цели информационной системы

Для осуществления миссии организации принято решение разработать и внедрить информационную систему, позволяющую повысить эффективность работы организации.

Задачи информационной системы

1. Построить эффективную систему работы с гражданами – поскольку часть социальной помощи будет получаться гражданами непосредственно в социальной службе, оценка эффективности работы департамента будет производиться по скорости и простоте процедур обслуживания. Поэтому необходимо построить обслуживание таким образом, чтобы максимально сократить количество и время производимых гражданами действий, при соблюдении всех правил получения социальной помощи.

2. Создать эффективную систему обмена информацией с поставщиками коммунальных услуг – поскольку второй основной составляющей социальной помощи являются льготы при получении коммунальных услуг, необходимо наладить тесное информационное взаимодействие с поставщиками этих услуг. Такое взаимодействие предусматривает получение (своевременно и в полном объеме) данных об использовании гражданами социальных льгот, быстрое преобразование этих данных к собственному формату данных, расчет компенсаций из бюджета города поставщикам коммунальных услуг. В этом процессе критически важными являются скорость обработки довольно большого объема передаваемых данных и минимизация ошибок и потерь данных в рассмотренных процессах.

3. Поддержание эффективной системы контроля за распределением социальной помощи – департамент должен эффективно контролировать получение социальной помощи и оперативно передавать информацию о потере права на социальные льготы поставщикам коммунальных услуг, поэтому необходимо создать систему обмена информацией с государственными регистрационными службами, фиксирующими изменение социального статуса граждан.

Задание 2. Проектирование информационной системы. Выделение бизнес-процессов

XVI. Бизнес-процессы

Бизнес-процесс - логическая последовательность взаимосвязанных действий, которые используют ресурсы организации, для создания и получения в обозримом будущем полезного для заказчика выхода, такого как ПРОДУКТ или УСЛУГА. В отечественной литературе по менеджменту аналогом бизнес-процесса является организационно-производственный или финансово-хозяй-ственный процесс . Бизнес-процессы делят на основные, производящие основные выходы, получаемые клиентами организации, и вспомогательные, выход которых используется другими подразделениями организации. Процедуры измерения и управления процессами самостоятельными бизнес-процессами не являются. Например, при рассмотрении работы магазина можно выделить основные бизнес-процессы: организация поставки товара, доставка товара в магазин, непосредственно продажа товаров клиентам и вспомогательные бизнес-процессы: работа склада, бухгалтерии. Бизнес-процессы имеют более высокий уровень, чем технологические операции. Технологические операции - это составляющие бизнес-процесса. Бизнес-процессы отвечают бизнес-целям (эффективность с точки зрения получения прибыли, прямой или косвенной), а технологические операции - целям технологии (эффективность с точки зрения производства).

XVII.

XVIII. Рекомендации к проведению работы

XIX. Цель работы. Выделить основные и вспомогательные бизнес-процес-сы организации, отобразить их в виде схем.

Задание:

· Для выявления бизнес-процессов необходимо составить перечень технологических операций (наиболее простых действий сотрудников) и выделить из этого списка группы операций, связанных между собой бизнес-целью. Бизнес-процесс должен иметь поставщика и потребителя (внешний объект или другой бизнес-процесс).

· Бизнес-процессы могут иметь в своем составе другие бизнес-процессы.

· На схеме операции отображаются прямоугольниками со скругленными краями. В верхней части прямоугольника должен быть отображен исполнитель операции.

· Бизнес-процессы отображаются обычными прямоугольниками с названием бизнес-процесса внутри.

· Внешние поставщики и клиенты отображаются прямоугольником с затененным верхним левым углом.

· Элементарные потоки данных (документ, распоряжение, разрешение, информация), движущиеся между составляющими бизнес-процесса, обозначаются стрелками. Если необходимо, стрелка сопровождается подписью.

· Операции бизнес-процесса объединяются рамкой.

Пример

В работе департамента можно выделить три основных бизнес-процесса: «Выплата компенсаций поставщикам коммунальных услуг», «Выплата социальных пособий гражданам», «Контроль оказания социальной помощи». В результате первого бизнес-процесса поставщикам коммунальных услуг выплачивается компенсация за предоставленные ими льготы. В результате второго бизнес-процесса граждане, имеющие право на социальные выплаты, получают их в отделе по работе с населением. В результате третьего бизнес-процесса производится корректировка данных о гражданах, имеющих право на какие-либо виды социальной помощи.

Бизнес-процесс

“Контроль оказания социальной помощи”


Рис. 5.1 - Бизнес-процесс «Выплата компенсаций поставщикам

коммунальных услуг»

Если переданные поставщиками данные не совпадают с собственными данными о льготниках, запускается бизнес-процесс «Контроль оказания социальной помощи».


Рис. 5.2 - Бизнес-процесс «Выплата социальных пособий гражданам»


Рис. 5.3 - Бизнес-процесс «Контроль оказания социальной помощи»

Задание 3. Проектирование информационной системы. Анализ и оптимизация бизнес-процессов

XX. Рекомендации к проведению работы

XXI.

XXII. Цели работы:

1. Провести анализ выявленных бизнес-процессов: выявить слабые стороны, выявить сильные стороны, выявить требования клиентов процесса и сопоставить их с его выходом. Оценить бизнес-процессы по степени удовлетворения критическим факторам успеха (КФУ). Проанализировать, как можно улучшить процесс при помощи автоматизации.

2. При необходимости провести оптимизацию бизнес-процессов: оптимизацию функционирования предприятия (добавление новых бизнес-процессов, удаление ненужных бизнес-процессов), оптимизацию существующих бизнес-процессов (изменение структуры процесса), корректировку выходов процессов.

3. Составить схемы бизнес-процессов с учетом оптимизации и автоматизации (внедрения информационной системы).

Задание:

1. Для оценки степени удовлетворения критическим факторам успеха предприятия необходимо составить таблицу (см. пример), где в строках расположить бизнес-процессы, а в столбцах – КФУ. В клетках таблицы следует проставить оценку соответствия процесса КФУ по пятибалльной системе. После заполнения таблицы по каждому процессу нужно просуммировать оценки и количество задействованных КФУ. Низкие оценки процесса говорят о том, что его нужно оптимизировать или заменить сочетанием новых бизнес-процессов.

2. Способы оценки бизнес-процессов:

· выявить сильные и слабые стороны процесса,

· выявить требования клиентов процесса и сопоставить их с выходом процесса,

· выявить несоответствие процесса функциональной или информационной схеме предприятия,

· оценить, какой вклад процесс вносит в результат деятельности предприятия (его стоимость).

3. Способы оптимизации бизнес-процессов:

· выявить возможные альтернативы существующей структуры процесса,

· минимизировать количество исполнителей процесса,

· уменьшить количество входов в процесс (сделать его более независимым от др. процессов),

· уменьшить количество точек сравнения информации (и ее повторного ввода),

· стремиться максимально использовать уже имеющуюся информацию,

· децентрализовать подразделения и централизовать информацию,

· оптимизировать время выполнения процесса (распараллеливание работ, объединение процессов, перемещение смежных работ в одно место).

Пример

Для оценки степени удовлетворения бизнес-процессов критическим факторам успеха предприятия произведем их оценку по пятибалльной системе.

Таблица 6.1 - Оценка бизнес-процессов

Бизнес-процессы

Скорость обработки информации

Удобство обслуживания

Потери и ошибки

Средний балл

Выплата компенсаций

3

4

3

3,33

Выплата социальных пособий

3

3

4

3,33

Контроль оказания соц. помощи

3

4

4

3,67

В целом все процессы происходят довольно медленно, так как хранится информация в виде регистрационных и бухгалтерских книг, а расчеты производятся вручную. Кроме того, расчеты вручную вызывают множество ошибок и потерь в данных. Особенные нарекания вызывает обслуживание населения во втором бизнес-процессе из-за сложности процедуры и временных задержек.

Для устранения выявленных недостатков необходимо провести оптимизацию бизнес-процессов. Оптимизация должна проводиться в соответствии с миссией организации, а также поставленными целями и задачами информационной системы.


Рис. 3.1 - Бизнес-процесс «Выплата компенсаций поставщикам

коммунальных услуг»

Данные, необходимые для расчета компенсаций, берутся непосредственно из баз данных организаций-поставщиков коммунальных услуг. Предполагается поддержание соответствия данных о гражданах (с использованием единой системы идентификации граждан) между информационными системами, что позволит избежать многократного ручного ввода данных, а следовательно, минимизировать ошибки и увеличить скорость передачи. Автоматизация расчетов также уменьшает вероятность возникновения ошибок.


Рис. 3.2. Бизнес-процесс «Выплата социальных пособий гражданам»

Применение автоматизированных средств регистрации и использования данных во втором бизнес-процессе позволяет увеличить скорость выполнения операций бизнес-процесса.


Рис. 3.3 - Бизнес-процесс «Контроль оказания социальной помощи»

Третий бизнес-процесс превращается в процедуру синхронизации данных между информационными системами регистрационных органов, информационной системой департамента социальной защиты и информационными системами поставщиков коммунальных услуг. Это позволяет увеличить скорость передачи данных при информационном обмене и отказаться от контрольных проверок данных (так как все изменения сразу передаются в другие информационные системы).

Задание 4. Проектирование информационной системы. Проектирование базы данных

XXIII. Базы данных

База данных (БД) – массив упорядоченных определенным образом данных. Система, предназначенная для создания и обработки БД, называется системой управления базами данных (СУБД). Она содержит инструменты для обработки и использования данных (сортировка, выборка по условию и т.д.).

XXIV. Проектирование БД происходит в три этапа: концептуальное проектирование, проектирование на уровне данных и проектирование на физическом уровне. Концептуальный уровень отображает видение БД конечным пользователем (в виде документов, отчетов, форм). На уровне данных для повышения скорости обработки их упорядочивают (нормализуют). Наиболее популярный способ – реляционный. На физическом уровне определяют, в каких файлах (размер, тип, структура) будет храниться информация на носителе данных.

XXV.

XXVI. Рекомендации к проведению работы

XXVII.

XXVIII. Цель работы: составить концептуальную модель БД для проектируемой информационной системы.

Задание:

1. Выявить все информационные источники, места использования информации, информационные потоки, документы и прочие информационные единицы (смотреть информационную схему).

2. Проанализировать полученные данные с учетом оптимизации бизнес-процессов и сформировать концептуальную схему БД проектируемой информационной системы (смотреть пример).

Пример

База данных проектируется путем нормализации собранных при анализе информационных потоков данных. Мы рассмотрим уже нормализованную структуру базы данных.

Таблица 7.1 - Структура таблиц базы данных

XXIX. Таблица

Имя поля

Описание полей

Примечание

Граждане

1

2

3

4

Код

Фамилия

Имя

Отчество

Код гражданина

Фамилия гражданина

Имя гражданина

Отчество гражданина

Таблица содержит сведения о гражданах, имеющих право на социальные льготы или выплаты

Жилье

1

2

3

4

5

6

Владелец

Индекс

Город

Улица

Дом

Квартира

Код владельца

Индекс

Город

Улица

Дом

Квартира

Сведения о жилом фонде льготников

Льготы

1

2

Тип

Процент

Код льготы

Компенсируемый процент

Различные виды льгот

Льготники

1

2

Гражданин

Льгота

Код гражданина

Код льготы

Граждане, имеющие право на льготы

Коммуналь-ные платежи

1

2

3

4

5

Тип

Дата

Жилье

Сумма платежа

Сумма льготы

«за воду», «за свет», …

Дата платежа

Код жилья

Сумма платежа

Сумма компенсации

Перечень произведен-ных льготниками коммунальных платежей

Выплаты

1

2

Тип

Сумма

Код выплаты

Сумма выплаты

Виды социальных выплат

Получатели

1

2

Гражданин

Выплата

Код гражданина

Код выплаты

Граждане, имеющие право на соц. выплаты

Социальные

выплаты

1

2

3

4

Тип

Дата

Получатель

Сумма

Тип выплаты

Дата выплаты

Код гражданина

Сумма выплаты

Перечень произведен-ных социальных выплат

Следует учитывать, что один гражданин может иметь несколько льгот или пособий одного типа (например, пособия на ребенка для матери нескольких детей). Поэтому в поле «Сумма льготы» таблицы «Коммунальные платежи» и в поле «Сумма» таблицы «Социальные выплаты» учитываются уже суммарные значения. Рассмотренные таблицы связаны между собой.


Рис. 7.1 - Схема связей таблиц в базе данных

Задание 5. Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы

XXX. Интерфейс

XXXI.

XXXII. Интерфейсом системы называют комплекс средств, при помощи которых происходит взаимодействие системы с пользователями, другими информационными системами и окружающей средой. Посредством интерфейса система получает исходную информацию, необходимую для ее работы, и выдает результирующую информацию для пользователей системы. Наиболее популярным видом интерфейса в информационных системах является GUI (Graphic User Interface) – набор графических окон для ввода и просмотра информации.

XXXIII.

XXXIV. Рекомендации к проведению работы

XXXV.

XXXVI. Цель работы: спроектировать оконный графический интерфейс для одного из бизнес-процессов своей предметной области.

Задание.

Спроектировать экранные формы, используя основные элементы оконного интерфейса:

· Текстовая надпись – используется для размещения текста (например, подписи других элементов интерфейса).

· Поле ввода – предназначено для ввода информации.

· Список – предназначен для просмотра списка элементов и выбора в нем текущего элемента.

· Выпадающий список – комбинация поля ввода и списка. В неактивном состоянии занимает меньше места, при активизации раскрывает список для выбора активного элемента.

· Таблица – предназначена для отображения табличных данных. Может иметь несколько столбцов.

· Кнопка – предназначена для управления интерфейсом (при нажатии на кнопку запускается программа).

Пример

Графический интерфейс информационной системы предназначен для ввода и отображения данных системы. Мы рассмотрим формы графического интерфейса для бизнес-процесса «Контроль оказания социальной помощи».

Поскольку процесс передачи данных при появлении новой информации происходит автоматически, необходимо только настроить схему обмена данными между информационными системами. Для этой процедуры предусмотрены формы, приведенные на рис. 8.1 и 8.2.


Рис. 8.1 - Форма «Настройка схемы информационного обмена»


Рис. 8.2 - Форма «Настройка участника информационного обмена»

Получение и передача данных происходит через Internet с заданной периодичностью.

ВАРИАНТЫ ПРОБЛЕМНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Вариант 1. Заказ обедов

Фирма по доставке готовых обедов работает по договорам с несколькими предприятиями города. На текущий момент процесс происходит следующим образом.

Каждую неделю шеф-поваром утверждается новое меню и рассылается клиентам по факсу. Каждое утро служащие на предприятиях-клиентах, желающие заказать обед, смотрят меню и заполняют бланк формы А:

ФИО

Отдел

Название блюда

Кол-во

Цена

Стоимость

Иванов С.Н.

Бухгалтерия

Салат «Хе»

Борщ

2

1

8

4

16

4

Петров Е.В.

АСУ

Салат из помидор

Борщ

Жаркое

1

1

1

3

4

9

3

4

9

Когда списки заполнены, они отправляются в фирму приемщику заказов. Он объединяет их в виде формы Б:

Название блюда

Кол-во

Цена

Стоимость

Приемщик передает форму Б шеф-повару, который оценивает загрузку и распределяет работу между четырьмя поварами. Когда обеды готовы, они упаковываются в одноразовую посуду и приемщик формирует партии обедов для каждого предприятия. Заказы распределяются между двумя водителями фирмы и развозятся заказчикам.

Сотрудники предприятий рассчитываются при получении обеда с водителем. Водители после возвращения сдают выручку бухгалтеру, который проверяет соответствие выручки заказам.

После обеда шеф-повар калькулирует потребности в продуктах, учитывая меню на следующий день. Затем он и водители едут закупать продукты, учитывая полученную калькуляцию продуктов.

Фирмой управляет директор, координирующий и контролирующий работу.

Вариант 2. Распространитель гербалайфа

Для работника сетевого маркетинга, занимающегося распространением «Гербалайф» необходимо постоянно знать свое положение (состояние) на рынке и вести баланс своей деятельности.

Люди, участвующие в этом виде сетевого маркетинга, разделяются на несколько групп: консультанты, мастера, управляющие, директора. Человек только что пришедший в бизнес («подписанный»), получает статус консультанта. Он может брать товар у «спонсора» (того, кто его подписал) за наличный расчет или под реализацию – человек обязуется в определенный срок продать этот товар и вернуть деньги (в случае, если товар не продан, он возвращает товар и несет штрафные санкции). Если товар покупается за наличный расчет, то предусматриваются поощрения в виде скидок.

Товар, помимо цены, имеет стоимость в баллах. Разделение на группы показывает, сколько баллов на своем счету имеет человек, то есть насколько активно он ведет продажи. С каждым месяцем баллы накапливаются, набрав 400 баллов, консультант получает статус мастера. Набрав 2000 баллов, мастер становится управляющим, а соответственно 4000 баллов – директором, но директором может стать только тот человек, который, помимо первого условия, набирает по 800 баллов «группового дохода» в месяц. Групповой доход – это количество баллов, заработанных за месяц теми людьми, которых «подписал» данный человек, плюс его личный балловый доход за месяц (подсчет начинается при превышении 50 баллов).

Структура группы Личный доход за месяц Групповой доход

Консультант2

Консультант3


Есть такой нюанс: если подписанный мной человек имеет такой же, как у меня статус, его групповой объем не включается в мой полностью, а лишь 1–7 процентов от него. Схема покупки товара, описанная на примере консультанта, работает и для остальных групп.

При покупке товара оформляется расходная накладная, где указывается товар, количество, цена, балловый вес и стоимость (денежная и балловая), если товар берется под реализацию, то указывается дата возврата. При возврате товара оформляется накладная возврата, товар возвращается на склад, а с возвращающего списываются баллы за непроданный товар. При закупке товаров на склад оформляется приходная накладная.

В конце каждого месяца делается расчет премий для подписанных непосредственно вами дистрибьюторов по следующей схеме: группы имеют проценты, которые берутся от их группового баллового дохода (консультант – 10%, мастер – 20%, управляющий – 25%, директор – 30%). В результате получается некоторое число условных единиц премии, а одна условная единица равна, например, восемнадцати рублям. Эта премия попадает на счет подписанного, с которого ее можно забрать наличными либо в счет оплаты за товар.

Вариант 3. Мебельный цех

Мебельный цех занимается производством мягкой мебели – диванов, кресел, кушеток и т.д.

У цеха имеется небольшой магазинчик, в котором работают два продавца. В магазине представлены образцы типовых моделей мебели, которую производит цех. Продавцы принимают заказы на производство мебели от покупателей. Покупатель выбирает модель, расцветку обивки и комплектацию (существуют комплекты мебели – например, диван и два кресла в едином стиле, но покупатель может заказать только диван или диван и одно кресло). Продавец оформляет договор и принимает предоплату. Срок исполнения заказа – обычно одна-две недели.

В цехе работают 5 мастеров, каждый из которых «ведет» несколько заказов. Мастер занимается всеми операциями – от распилки пиломатериалов до обтяжки мебели тканью. Часть материалов – фурнитура (ручки, гвозди, шурупы, шарниры, подвижные блоки) и матрацы - закупается на стороне.

Заказы распределяются между мастерами директором цеха. Он также занимается закупкой материалов (дерева, фанеры, ткани и фурнитуры) и координирует работу.

Когда заказ готов, продавец связывается с покупателем и договаривается о времени доставки. Затем создает гарантийный талон, документы на получение товара, прием оставшейся оплаты и передает их водителю. Водитель доставляет заказ клиенту, забирает оставшуюся часть оплаты заказа и подписывает документы у клиента. После доставки заказа водитель сдает документы и деньги бухгалтеру, который контролирует правильность расчетов и оформления.

У цеха также есть собственный дизайнер-технолог, который занимается разработкой новых моделей мебели.

Вариант 4. Сервисный центр

Сервисный центр Samsung принимает на гарантийный и постгарантийный ремонт изделия фирмы Samsung. Это могут быть любые изделия, производимые фирмой Samsung Electronics – видео, аудио, цифровая и бытовая техника. Сервисный центр имеет сертифицированных специалистов различного профиля. Также сервисный центр оказывает платные услуги по доставке отремонтированной техники.

Технику на ремонт принимает приемщик. Он выясняет у клиента видимые признаки и возможные причины поломки, фиксирует их, выписывает расписку для клиента и называет приблизительный срок окончания ремонта. В зависимости от загруженности специалистов изделие поступает либо сразу в ремонт, либо передается кладовщику на склад поступившей техники, где ожидает своей очереди. Каждое изделие, сдаваемое в ремонт, маркируется «своим» номером. Он состоит из двух символов категории товара, шести символов даты приемки товара и символов порядкового номера изделия этой категории в этот день. По окончании ремонта приемщик выписывает счет на оплату ремонта и прочие бухгалтерские документы (счет-фактуру и приходный кассовый ордер для юридических лиц и товарный чек для физических лиц).

Каждый из мастеров специализируется в двух-трех областях, например ремонт мониторов, телевизоров и калькуляторов. В свою очередь, в каждой из областей (аудио, видео и т.д.) может специализироваться от двух до пяти мастеров. Мастер получает от приемщика заявки на ремонт, производит ремонт и сдает отремонтированную технику на склад готовой продукции. Отремонтировав товар, мастер указывает вид неисправности, использованные детали, вид и время проведенных работ. Каждый рабочий день мастера составляют список требуемых для ремонта деталей, часть из которых покупается в местных радиомагазинах, а часть заказывается в головном сервисном центре.

В случае, когда требуемой для ремонта детали нет в наличии, она заказывается менеджером по работе с поставщиками в головном сервисном центре Samsung. Технику, которую нет возможности отремонтировать силами сервисного центра, а также технику с производственным браком (в случае гарантийного ремонта) менеджер по работе с поставщиками отправляет на ремонт или обмен в головной сервисный центр. Он также контролирует ремонт техники в головном сервисном центре и возврат ее из ремонта.

Водитель доставляет отремонтированную технику клиентам (это платная услуга, которая оговаривается при сдаче техники в ремонт), а также закупает необходимые детали в местных радиомагазинах.

Кладовщик осуществляет прием техники на склад поступившей техники и выдачу техники со склада готовой продукции.

Директор сервисного центра контролирует и координирует его работу.

Вариант 5. Обслуживание копировальной техники

Копировальный аппарат требует профессионального обслуживания специалиста, знакомого с особенностями этой техники, поэтому большинство ее владельцев предпочитает обслуживать аппараты в специализированных фирмах, занимающихся именно этим направлением сервиса. Наша фирма заключает подобные договора на обслуживание копировально-множительной техники.

Работа с клиентами происходит следующим образом.

Коммерческие агенты занимаются привлечением новых клиентов. Они обзванивают фирмы, потенциально заинтересованные в наших услугах, посещают их офисы, информируя их о нашей деятельности, услугах, условиях сотрудничества. Их заработок зависит от их активности на этом поприще.

Когда клиент подписывает договор на обслуживание одного или нескольких своих аппаратов, за ним закрепляется мастер, специализирующийся на обслуживании аппаратов подобной марки. Он обследует аппарат, записывает марку, срок эксплуатации, количество сделанных на аппарате копий (износ аппарата), замечания клиента и неисправности, если они есть. Мастер составляет график обслуживания аппарата, смету затрат и заносит их в договор. Под обслуживанием понимаются периодические выезды к клиенту, профилактические работы (чистка, смазка, настройка), заправка тонером – красящим порошком. При возникновении неисправностей специалист без дополнительной оплаты должен выехать к клиенту для выявления неисправности. Кроме того, мастер ведет «досье» на запчасти аппарата, учитывая их износ. Когда плановый срок службы запчастей подходит к концу, мастер предлагает клиенту заменить их.

Расходные материалы и необходимые для ремонтов запчасти заказывает менеджер по поставкам у поставщиков фирмы. Он ведет учет заказов и контролирует их доставку.

В фирме также имеется водитель, который осуществляет транспортировку аппаратов между фирмой и клиентами, бухгалтер и директор, руководящий фирмой.

Вариант 6. Книжный магазин

Наш магазин занимается продажей художественной и научной литературы. Магазин работает без выходных и обеденных перерывов с 10:00 до 18:00, а в субботу и воскресенье с 10:00 до 16:00.

В торговом зале книги стоят на шкафах, каждый из которых имеет свой номер. Все полки шкафов пронумерованы и сгруппированы по тематике книг. В магазине работают несколько консультантов (их количество зависит от дня недели и времени суток) и продавец. Консультанты консультируют покупателей, следят за сохранностью книг, а продавец оформляет покупки (пробивает чек на кассовом аппарате). Все кассы магазина снабжены сканером штрих-кода, поэтому продажа товара производится в считанные минуты. Мы гордимся тем, что в нашем магазине никогда не бывает очередей, хотя товарооборот у нас очень большой.

У нас также есть складские помещения, где хранятся закупленные книги, еще не прошедшие обработку (то есть еще не имеющие наклейку со штрих-кодом), а также те книги, экземпляры которых уже есть в зале. Это связано с тем, что на полках нашего магазина лежит только по одному экземпляру каждой книги. Когда книга продана, продавец сообщает об этом складским работникам, которые доставляют в зал еще один экземпляр этой книги. В случае, когда этой книги нет на складе, работник склада сообщает об этом менеджеру по заказам. Книги на складе хранятся на стеллажах. Существует журнал, в котором указано, в каком ряду стеллажей, на каком именно стеллаже, на какой полке и секции полки хранятся экземпляры определенной книги.

Кроме того, работник склада должен сообщать менеджеру по заказам о том, что количество экземпляров книги стало меньше определенной нормы. Эти нормы назначаются менеджером по заказам в зависимости от эффективности сбыта. Для книги, в первый раз привезенной в магазин, эта норма равна единице. К сожалению, кладовщики не всегда успевают вовремя отследить нормы всех книг, так как номенклатура продаваемых изданий составляет несколько тысяч наименований. Менеджер по заказам работает с мелко- и крупно-оптовыми поставщиками печатных изделий. Когда требуется новая партия книг, менеджер по заказам составляет заказ на поставку книг, находящихся в этот момент на складах поставщиков. Кроме этого, он контролирует отгрузку и доставку заказов от поставщиков, а также оплату поставленной поставщиком продукции.

Директор магазина осуществляет контролирующие и координирующие функции, а также может выполнять функции менеджера по заказам.

Вариант 7. Разработка программного обеспечения

Фирма ТомСофт занимается разработкой программных продуктов различного назначения: системные утилиты и оболочки, базы данных и прикладные программные продукты, комплексные информационные системы для организаций города. Фирма способна реализовать заказанный проект в сжатые сроки, с гарантией качества и дальнейшим сопровождением программного продукта.

Проект начинается со звонка клиента, который принимает один из трех экспертов отдела консалтинга. Он знакомит клиента с условиями сотрудничества, спектром предоставляемых услуг и программных продуктов. Если у клиента нет четкого технического задания, заключается договор на его разработку. Когда готово техническое задание, определен состав и объем работ, составлена предварительная смета, заключается договор на разработку программного продукта и, по желанию клиента, на внедрение, обучение персонала клиента, дальнейшее сопровождение.

Далее начинается работа по собственно созданию программного продукта. Ее выполняет отдел разработчиков, костяком которого являются 8 программистов. Куратор проекта – один из экспертов-консультантов распределяет работу, учитывая загрузку по другим проектам, между программистами, определяет сроки выполнения работ и контролирует их. Каждый программист получает мини-техзадание на разработку отдельного модуля продукта, в котором оговариваются его функциональность и характеристики. К сожалению, не всегда удается оптимально составить план загрузки программистов (без простоев или перегрузок) без автоматизированного учета произведенной и планируемой работы. Помимо программистов, в отдел разработки входят два технических писателя, занимающихся созданием документации на программные продукты.

Когда программный модуль готов, он подвергается тестированию в отделе внедрения и при необходимости отправляется на доработку. Когда готовы все модули продукта, он компонуется и тестируется целиком. Помимо тестирования, сотрудники отдела внедрения занимаются установкой продуктов и обучением персонала на предприятии клиента. Отдел состоит из четырех человек.

В фирме также есть дизайнер интерфейса, входящий в отдел консалтинга, водитель, бухгалтер и директор.

Фирме необходимо вести учет произведенных программных продуктов, помнить историю их создания и разработчиков, участвовавших в проекте. Это необходимо для сопровождения программных продуктов. Также необходимо вести учет планируемой и произведенной работы разработчиков для оценки их производительности и планирования загрузки новыми проектами.

Вариант 8. Авиакасса

Авиакасса продает билеты на рейсы авиакомпаний, совершающих рейсы по сибирскому региону. Касса имеет расписание полетов, содержащее информацию о пункте отправки и пункте назначения, времени отправки и прибытия, расстоянии между ними и времени полета, марке самолета, количестве посадочных мест и т.д. При продаже билетов кассиры делают запросы на наличие мест на выбранный пассажиром рейс и «бронируют» места при покупке билета. Запросы авиакасс обслуживают диспетчеры авиакомпаний. При продаже билета они фиксируют ФИО клиента, паспортные данные, номер рейса, код места в салоне самолета и цену билета. Цена билета зависит от наличия льгот у клиента (детский билет продается с 50-процентной скидкой, для сотрудников авиакомпаний действует скидка 30%). Поскольку обмен информацией происходит по телефону, обслуживание клиентов происходит недостаточно быстро, что вызывает частые нарекания.

Деньги, собранные кассирами за день, сдаются в бухгалтерию и затем инкассируются в банке. Руководит работой авиакассы директор, а работой торгового зала – старший кассир.

Вариант 9. Отделение пенсионного фонда

Городское отделение пенсионного фонда должно обеспечивать сбор пенсионных начислений от предприятий города и вести учет этих начислений на именных счетах граждан в Пенсионном фонде. Кроме того, городское отделение проводит расчет пенсионных выплат пенсионерам и обеспечивает их перечисление в организации, занимающиеся непосредственной выплатой пенсии гражданам (почтовые отделения, банки, социально-патронажные службы).

В департаменте четыре отдела – отдел контроля поступлений, расчетный отдел, бухгалтерия и вспомогательный персонал. Отдел контроля поступлений ведет учет граждан и контроль поступления пенсионных отчислений от организаций. Расчетный отдел занимается расчетом пенсионных выплат. Бухгалтерия производит прием денежных средств от организаций и перечисляет пенсии в организации, занимающиеся их выплатой. Вспомогательный персонал помогает выполнять работу отделения.

Городское отделение ПФР получает пенсионные отчисления от организаций города и перечисляет их в региональное отделение Пенсионного фонда. Для выплаты пенсий из Пенсионного фонда поступают средства, которые городское отделение перечисляет в распределяющие организации для выплаты пенсионерам.

От организаций города в отделение Пенсионного фонда поступает информация о сотрудниках организации и декларации о пенсионных отчислениях, произведенных этими организациями. Эта информация после проверки и обработки передается в головное отделение Пенсионного фонда (для начисления средств на именные накопительные пенсионные счета). Из головного отделения Пенсионного фонда каждый месяц поступает информация о начисленных пенсиях, которая затем используется для выплаты пенсий распределяющими организациями (почтовые отделения, банки, социально-патронажные службы). Из налоговых органов для целей контроля передается информация о полученных гражданами доходах.

В целом все процессы происходят довольно медленно, так как информация из других организаций передается в разных форматах и много времени уходит на приведение данных к единому виду. Этот процесс сопровождается множеством ошибок. Расчеты производятся вручную, что замедляет работу и вызывает множество ошибок и потерь в данных.

Вариант 10. Служба занятости города

Служба занятости города призвана вести учет безработного населения и способствовать трудоустройству граждан. Для этого в службе занятости должны собирать информацию о существующих вакансиях. Безработные граждане получают в службе занятости пособие по безработице.

В городской службе занятости четыре отдела – отдел сбора данных, приемный отдел, бухгалтерия и вспомогательный персонал. Отдел сбора данных ведет учет и классификацию данных о безработных, поступающих от инспекторов приемного отдела, а также осуществляет сбор информации о существующих вакансиях. Приемный отдел непосредственно работает с безработными, собирает данные о них и предлагает им возможные варианты трудоустройства. Бухгалтерия производит выплату пособий по безработице. Вспомогательный персонал помогает выполнять работу службы.

Служба занятости выплачивает безработным пособия, поступающие из бюджета, а также способствует их трудоустройству.

Данные от безработных через приемный отдел поступают в отдел сбора данных, где они классифицируются и учитываются. На основе этой информации бухгалтерия выплачивает пособия по безработице. Отдел сбора данных собирает информацию о существующих вакансиях и предоставляет ее инспекторам приемного отдела.

Общей проблемой является малое количество и плохое качество накапливаемой информации о вакансиях и безработных (из-за ручного способа обработки информации). Как следствие – узкий выбор как для безработного, так и для работодателя и большой процент повторных обращений безработных после неудачных попыток трудоустройства. Скорость процессов трудоустройства также неудовлетворительна из-за сложной технологии обработки информации.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и Связь, 1989. – 302 с.: илл.

2. Ревунков Г.И., Самохвалов Э.Н., Чистяков В.В. Базы и банки данных и знаний: Учебник для ВУЗов. – М.: Высш. школа, 1992. – 367 с.: илл.

3. Информационные технологии в управлении и принятии решений / Под ред. Ехлакова Ю.П., НИИ АЭМ при ТУСУР. - Томск: ТГУ, 1997. – 238 с.: илл.

4. Трофимова И.П. Системы обработки и хранения информации: Учебник для ВУЗов. – М.: Высш. школа, 1989. – 191 с.: илл.

5. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. – М.: Русская деловая литература, 1998. – 288 с.

6. Зиндер Е.З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг // СУБД. - 1995, №4; 1996, №1; 1996, №2.

7. Шеер Август-Вильгельм. Моделирование бизнес-процессов: Пер. с англ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Весть-Мета Технология, 2000. - 205 с.: илл.

rabotareferat@gmail.com

icq 258-682-471