Главная              Рефераты - Разное

Рекомендации по подготовке ов, курсовых и дипломных работ. ы - реферат

Рекомендации по подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ.

Рефераты.

Реферат – это краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. Понятием «реферат» охватывается также краткое изложение неопубликованной работы.

Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов содержания, доступность восприятия текста реферата, как по содержанию, так и по форме.

В реферате указываются пути и методы исследования вопроса, приводятся основные фактические данные, излагаются выводы автора, показывается, что нового вносит реферируемый материал в теорию или практику.

Цель реферата не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах в соответствующей отрасли науки или производства. Объектом реферирования является только научная или производственная литература.

Существуют требования и к объёму реферата. Например, в Реферативном журнале средний объём реферата – 1000 печатных знаков, в области естественных и технических наук – от 500 до 2500 знаков.

Иногда реферат публикуется вместе с реферируемым текстом. Но чаще всего – отдельно от него. В этом случае реферат сопровождается библиографическим описанием реферируемого документа.

В учебном процессе реферат понимается в несколько ином, более широком смысле: это – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования и т.п.

Иначе говоря, это доклад на определённую тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников. Следовательно, главное, что должен показать студент, - это умение работать с литературой, начиная с её поиска и кончая оформлением списка использованных источников.

Основные этапы работы над рефератом.

Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата; составление списка использованной литературы.

Написание реферата. Первоначальная задача данного этапа – систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал – значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному вами плану работы (реферата, доклада).

Что касается переработки знаний, психология различает репродуктивную (воссоздающую) и продуктивную (творческую) переработку знаний. При репродуктивной переработке часть материалов воспроизводится точно, буквально, часть – видоизменено, своими словами. Репродуктивная переработка требуется прежде всего для подготовки выступлений по отдельным вопросам на семинарских занятиях, собеседованиях, при сдаче зачетов, экзаменов.

В продуктивной (творческой) переработке главное внимание уделяется новизне содержания, анализу его социальной ценности с учётом уже имеющихся достижений в определённой области знаний, практической деятельности людей. В условиях самообучения и самообразования она требуется при подготовке теоретических докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.

При индуктивном построении реферата (доклада) сначала называют факты, затем делают из них выводы, а обобщая выводы, приходят к формулировке тезиса.

При дедуктивном построении поступают наоборот – сначала формулируют тезис, потом приводят факты, его подтверждающие, а затем делают частные выводы.

Ясно, что рефераты (доклады) по праву, психологии и философии, мировой культуре или истории предпринимательства будут разными не только по содержанию, но и по построению (композиции), и по стилю изложения. Конкретные рекомендации и советы даст вам преподаватель, под руководством которого вы пишете реферат (доклад).

Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, необходимо составить список литературы, которую вы использовали в работе над ним.

Структура реферата.

Титульный лист.

Титульный лист – первая страница реферата, которая должна содержать основные сведения о работе и её авторе.

  1. Надзаголовочные данные , (т.е. данные, стоящие выше заголовка – имени автора). В учебных рефератах они обозначают учебное заведение, где обучается студент, и кафедру, на которой этот реферат выполняется. При этом название вуза пишут прописными буквами, название кафедры – строчными.
  2. Заголовок (это фамилия автора). Указывается фамилия, инициал имени (без отчества), а также индекс группы, в которой студент обучается. Фамилия – с прописной буквы, слова «студент группы…» - строчными.
  3. Заглавие (название темы реферата). Пишется всегда прописными буквами. Обратите внимание: слова «тема» или «на тему» не пишутся.
  4. Позаголовочные данные. Это сведения, относящиеся к заглавию, уточняющие его, называющие вид работы и т.п.

Вид работы (доклад, реферат, курсовая работа, дипломная работа, диссертация) указывается ниже наименования темы строчными буквами.

  1. Сведения об ответственности. Здесь указывается фамилия (фамилии) руководителя (руководителей). При этом указывают ученую степень, ученое звание руководителя (если они имеются).
  2. Выходные данные. В нижней части титульного листа пишут название города. Здесь же указывается год написания реферата. При этом ни слово «год», ни даже буква «г» не пишутся.

Аннотация.

Аннотация – это краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения названия, содержания, формы и других особенностей. Обычно она пишется в 5-7 строк, реже – в большом объёме.

В аннотации могут содержаться сведения об авторе. Но основное назначение аннотации – указать важнейшие внутренние признаки, отличающие данное произведение от других аналогичных по теме или содержанию. Аннотация помещается на обратной стороне титульного листа.

Введение.

Введение – это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) принципы, положенные в основу работы.

Объём введения при объёме реферата, который мы определили (10 – 15 страниц), - 1 – 2 страницы.

Содержание (текстовая часть).

В текст реферата включаются все заголовки, приведённые вами на странице, следующей сразу за титульным листом. Фактически – это план реферата, но именовать его следует «Содержание». Все разделы этого «Содержания», написанные прописными буквами, и в тексте пишутся прописными буквами, а подраздел – строчными.

Разделы «Содержания» нумеруются арабскими цифрами; состоят из номера раздела и подраздела, разделённых точкой. Если будут более дробные деления, они дописываются к разделу справа и разделяются точкой (например: 3.1; 3.1.1 и т. д.).

Титульный лист и «Содержание» не нумеруются. Нумерация начинается с третьей страницы и является сквозной, т.е. начиная с третьей до последней страницы работы, не обращая внимания на то, сколько страниц в каждом разделе или подразделе. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в центре верхнего поля.

Рисунки, таблицы, схемы и т.п., расположенные на отдельных листах (формата А4 и больше), включаются в общую нумерацию, считаются за одну страницу, а номер страницы допускается не проставлять. Список использованной литературы и приложения включаются в общую сквозную нумерацию.

Что касается языка, здесь важно не повторять, не копировать стиль источников, с которыми вы работали, а выработать свой собственный, который по вашему мнению, соответствует характеру реферируемого материала.

Безусловно, что грамотность – важная черта каждой работы.

Оформление реферата.

Текст должен быть напечатан на однотипных листах бумаги (предпочтительно формата А 4). Поля должны оставаться по всем четырем сторонам листа : верхнее поле – 15 мм, нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое – 10 мм.

Заключение.

Заключение может содержать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), общий вывод, к которому пришёл автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Заключение по объёму всегда должно быть меньше введения.

Список использованных источников.

В каком порядке, в какой системе расположить в списке источники, библиографическое описание которых вы уже подготовили? Вообще таких систем существует несколько, но применительно к реферату можно рекомендовать только одну – алфавит.

При этом в строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания. И нужно не забывать: описывается вначале материал из книги (глава, раздел), а затем – сама книга; статья из газеты – затем сама газета; материал из справочника – затем сам справочник.

Если источник, например, книга, имеет фамилию автора, то вначале указывают его фамилию, затем данные о книге. Если в источнике не указана фамилия автора, он ставится в алфавитном порядке по заглавию (названию) независимо от языка оригинала. Если в двух источниках совпадают первые буквы, учитывается вторая буква в слове.

Курсовые работы.

Курсовая работа – это самостоятельное творческое исследование научно – практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умении применять их на практике.

Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса о сравнению с существующим положением.

Она базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале предприятия, экспериментальных и статистических данных.

Её выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умение проводить экономико – математические, экспертные и другие исследования, увязывать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать обобщения, выводы и предложения по улучшению производства.

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий, где они работают или проходят практику; студенты дневного обучения используют материалы, собранные по предприятию, в период практики.

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя работы.

Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

Определение цели и задач работы.

Цель и задачи курсовой определяются «Методическими указаниями», которые разрабатывает преподаватель и утверждает кафедра.

Порядок подготовки курсовой работы в основном соответствует содержанию типовой технологии подготовки письменных работ и включает:

· подготовительную работу;

· поиск и обработку источников информации;

· компиляцию рабочего варианта текста;

· обработку скомпилированного теста;

· оформление письменной работы.

Содержание курсовой работы должно раскрывать суть обозначенной темы. Точно такой же подход должен применяться и при определении состава и структуры работы.

В структуру курсовой работы входят :

· титульный лист;

· задание на выполнение работы;

· содержание (оглавление);

· введение;

· основной текст;

· заключение;

· список использованных источников.

Выбор темы и составление плана работы.

Темы курсовых работ утверждаются кафедрой. Если курсовая связана с прохождением практики, студент должен избрать тему работы из предложенного кафедрой списка задолго до начала практики.

Если работа не связана с практикой, то время на её выполнение также отводится достаточно много: в начале семестра студент должен определиться с темой работы, её защита происходит в конце семестра. Студент может предложить свою тему, аргументировав свой выбор, и после утверждения кафедрой она закрепляется за ним.

При выборе темы нужно исходить из возможности использования материалов курсовой для дальнейшего развития, расширения и углубления выбранной темы в последующих научно – исследовательских работах и дипломной работе студента.

Тема должна быть актуальной, иметь теоретическое и практическое значение для сегодняшнего дня.

Разработка избранной темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения и состояния объекта исследования, раскрытие взаимосвязи между политическими, экономическими, социальными, культурными и другими явлениями, показ формы и силы этой взаимосвязи.

Необходимо не только найти закономерности, но дать их количественную и качественную характеристику и на этой базе спрогнозировать развитие явления или процесса в будущем.

Чтобы выполнить такую задачу, работу нужно тщательно спланировать. План – это структурная разработка курсовой. Все вопросы плана должны быть логически связаны ив совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы.

Если обобщить требования, предъявляемые к плану курсовой работы, они будут выглядеть так:

· план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;

· план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;

· не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы;

· нельзя вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса;

· если какой-то пункт плана должен иметь подпункты, то их (подпунктов) должно быть не менее двух;

· план должен быть написан в форме назывных предложений, а не в форме вопросительных предложений.

При оформлении курсовой слово «план» не пишется. На странице, следующей за титульной, вверху пишут прописными буквами : «СОДЕРЖАНИЕ». А под ним – то, что собственно и составляет план работы.

План курсовой, разработанный студентом, подлежит обязательному согласованию с преподавателем – руководителем работы.

Содержание работы.

Введение должно содержать такие пункты:

1. Обоснование актуальности темы.

2. Формулировка цели исследования.

3. Определение задач курсовой работы и круга вопросов, подлежащих рассмотрению.

Общий объём курсовой работы, как правило, составляет 25-30 печатных страниц. При таком объёме введение в 2 – 3 страницы является нормальным. Но заключение в любом виде письменной работы должно быть меньше по объёму, чем введение.

Иногда роль ведения выполняет первый раздел первой главы курсовой работы, но широко этот приём не практикуется.

Главы подразделяются на разделы, разделы – на подразделы, насчитывающие в себе несколько абзацев. В свою очередь, абзац состоит из нескольких предложений. Исходя из описанной структуры, становятся более понятными требования к раскрытию темы курсовой и к её объёму.

Характерными особенностями процесса подготовки основного текста курсовой работы являются:

· привлечение оптимального для раскрытия темы количества источников;

· умеренный объём его начальной (компиляционной) и последующей (редакционной) обработки;

· преобладание анализа и обобщений ( в форме выводов) в третьей главе работы и заключении;

· использование в работе иллюстративного материала.

Если темой предусмотрена опытно – экспериментальная разработка, то это также должно найти своё отражение в плане содержания.

Отбор и изучение источников следует производить исходя из того, что их количество должно быть ограничено 20 – 25 наименованиями, а содержащийся в них материал должен обеспечить определение общих подходов к решению проблемы, вынесенной в название работы.

Компиляция рабочего варианта основного текста курсовой работы составляет сущность следующего этапа её подготовки. Помимо формирования текста исполнитель работы выполняет корректировку общего плана курсовой работы.

Обобщение рабочего варианта основного текста носит эмпирический характер и основывается на отдельных примерах, наилучшим образом соответствующих тематике курсовой работы.

Заключительными этапами подготовки курсовой работы являются обработка скомпилированного текста и окончательное оформление работы. В процессе обработки скомпилированный текст редактируется, дополняется недостающими частями (введением, заключением, оглавлением и списком источников) и корректируется. Требования к оформлению курсовой работы являются обычными для письменных работ данного типа.

Примерный срок подготовки курсовой работы – 1 месяц.

Курсовая работа должна быть защищена до сдачи экзамена.

Курсовая работа выполняется на писчей бумаге стандартного формата на одной стороне листа, которые сшиваются в папке – скоросшивателе или переплетаются. В тексте не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых. Курсовая работа подписывается студентом и руководителем работы на титульном листе с указанием даты.

Дипломные работы.

Цели дипломной работы:

· систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных задач;

· приобретение навыков самостоятельной работы;

· овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

Общими требованиями к дипломной работе являются:

· целевая направленность;

· четкость построения;

· логическая последовательность изложения материала;

· глубина исследования и полнота освещения вопросов;

· убедительность аргументаций;

· краткость и точность формулировок;

· конкретность изложения результатов работы;

· доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

· грамотное оформление.

Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающими кафедрами и доводится до сведения студентов. Им предоставляется право выбора темы дипломной работы, или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности её исследования. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ.

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов специальной отечественной и зарубежной литературы, плановых и отчетных данных предприятий, статистических исследований.

Специальная литература используется для обоснования и конкретизации разрабатываемых вопросов.

Обязательным является применение практических материалов деятельности предприятий.

Первичный материал предприятий должен быть систематизирован, тщательно обработан с помощью экономико-математических методов и электронно – вычислительной техники, обобщён в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем. Цифры и факты должны правильно и объективно отражать фактическое состояние изучаемой проблемы.

Структура дипломной работы.

Структурными элементами дипломной работы являются:

· титульный лист;

· задание на выполнение дипломной работы;

· реферат;

· содержание;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

Реферат должен быть в кратком виде, в объеме до одной рукописной страницы, содержать цель и объект дипломного исследования, полученные результаты и новизну, степень внедрения и область применения, данные об объёме работы, количестве разделов, иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников.

Введение. Во введении обосновывается выбор темы, определяемый её актуальностью; формируются проблема и круг вопросов, необходимых для её решения; определяется цель работы с её расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указывается объект исследования, используемые методы анализа и литературные источники.

Основная часть. Дипломная работа содержит, как правило, три главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2 – 3 раздела.

Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней даётся технико – экономическая характеристика предприятия, на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико – математические. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выполняет тенденции развития предприятия, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. Эта глава должна служить технико - экономическим обоснованием последующих разработок.

Третья глава является проектной. В ней студент разрабатывает предложения по совершенствованию экономики, организации или управления производством, повышению результативности и качества работы данного предприятия. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведённый анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.

Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи на протяжении всей работы.

Заключение. В заключении последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришёл студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям решения проблемы с оценкой эффективности этих направлений в связи с конкретным объектом исследования.

Приложения. В приложения следует относить вспомогательный материал, который при заключении в основную часть работы загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистров учёта.

Если приложений больше 10, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний и т.д.

Общие правила оформления.

Дипломная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Писать следует на одной стороне формата А4. Работа должна быть отпечатана через полтора – два межстрочных интервала.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 25 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм и верхнее – 15 мм. Примерный объём дипломной работы 50 – 60 печатных страниц.

Дипломная работа должна быть сброшюрована в твёрдой обложке.

Готовясь к защите работы, дипломник составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента. Защита дипломной работы производится на заседании ГЭК.

Документальные источники информации.

Документами являются внешние по отношению к человеку материальные объекты – материальные носители с зафиксированной на них информацией, предназначенной для хранения и распространения в социуме.

Нередко термин «литература» используется как синоним документа. Это неправильно. Литература представляет собой совокупность произведений письменности, имеющих общественное значение.

Издание – это произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно – издательскую обработку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нём информации. Издание – это тоже документ, но не все документы являются изданиями, т.к. не отвечают установленным требованиям.

Используется и термин «публикация», представляющий документ, доступный для массового использования.

Таким образом, термины «документ», «литература», «публикация», «издание» имеют разные смысловые нюансы и поэтому между ними нельзя ставить знак равенства.

Виды документов.

Письменные документы подразделяются на опубликованные , которые доводятся до всеобщего сведения посредством тиражирования и после публикации получают название «издание», и неопубликованные, не рассчитанные на широкое распространение.

Опубликованные документы принято называть изданиями. Их разновидности определены ГОСТом 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения». В нём выделяются следующие виды изданий:

· книжное издание – издание в виде блока скрепленных в корешках листов печатного материала любого формата в обложке или переплёте; причем книжное издание объемом свыше 48 страниц считается книгой , а объёмом свыше 4, но не более 48 страниц – брошюрой.

· А также даются разъяснения журнальному, газетному, листовому, карточному, комплектному изданиям, буклету, открытке, плакату.

Неопубликованные документы – это материалы, которые создаются в процессе работы различных организаций, научно – исследовательских учреждений и остаются в рукописи, либо тиражируются в небольшом количестве экземпляров. Особая ценность неопубликованных документов обусловлена их достоверностью, точностью и полнотой, содержащихся в них сведений, актуальностью и оперативностью.

К ним относятся научно – технические отчёты, переводы, диссертации и авторефераты к ним, описания алгоритмов и программ, проекты и сметы, депонированные рукописи, чертежно – конструкторская документация, материалы конференций, совещаний, семинаров, информационные карты, аналитические обзоры, акты государственных испытаний, описания рацпредложений, паспорта изделий, материалы выставок, протоколы экспериментов, изыскательская документация, лабораторные журналы, маршрутные карты, заявки на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки, лицензионные договоры, карты технического уровня и качества и т.д.

Аудиовизуальные документы. Аудиовизуальный документ – это документ, содержащий текстовую, изобразительную, звуковую информацию, воспроизведение которой требует применения соответствующего оборудования. К ним относятся:

· фонодокумент – содержит звуковую информацию;

· видеодокумент – содержит информацию, зафиксированную на нем посредством видеозаписи;

· кинодокумент – содержит зафиксированные на нем посредством кинематографической техники предметы в виде последовательно расположенных фотографических изображений, в звуковом фильме и звуковую информацию.

· фотодокумент – содержит информацию, зафиксированную на нем посредством фотографической техники; предметы в виде отдельных фотоизображений.

Виды документов по целевому назначению.

В зависимости от целевого назначения, обслуживаемой сферы деятельности документы подразделяются на научные, научно – популярные, учебные, справочные, производственные, официальные, патентные, литературно-художественные и т.д.

Научные документы. Научные документы содержат результаты теоретических или экспериментальных исследований, раскрывают пути и характер научных изысканий, описывают методику и ход ведения исследований, прослеживают историю важнейших открытий, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

Для них характерно наличие описательного фактического материала, полученного из научных наблюдений и экспериментов; теоретического материала, включающего гипотезы, научные теории и законы, а также мировоззренческое истолкование научных законов и теорий.

Ориентированы такие документы на ученых, специалистов данной отрасли.

Среди них выделяются:

· полные собрания сочинений классиков науки и техники;

· избранные труды выдающихся ученых;

· монографии – научные издания, содержащие полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащие одному или нескольким авторам;

· тематические сборники, состоящие из статей различных авторов и посвящённых изложению нескольких вопросов по определенной теме;

· материалы съездов, конференций, симпозиумов.

Большое число научных документов относится и к группе неопубликованных. Среди т них особое место занимают диссертации и авторефераты к ним.

Научно – популярные документы – это совокупность произведений печати, в которых популяризируются научные знания, теории, законы. Но текст этих документов содержит, как правило, лишь основные элементарные вопросы теории.

По целевому назначению научно – популярные документы предназначены для читателей, не являющихся специалистами в данной области.

Официальные документы – это издания, публикуемые от имени государственных или общественных организаций, ведомств, учреждений и предприятий.

С точки зрения сферы своего действия официальные документы делятся на:

· документы, действующие на федеральном уровне;

· документы, действующие на уровне субъектов Российской Федерации ;

· документы, действующие в пределах отрасли;

· документы, действующие в пределах отдельной организации.

Среди официальных изданий особо место принадлежит правовым документам. К ним относятся: Конституция РФ, конституции входящих в её состав республик, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы, принимаемые совместно с субъектами РФ, а также законы отдельных субъектов РФ, постановления, распоряжения, положения, обращения, заявления, приказы, разъяснения, инструкции и инструктивные письма, указания, международные и федеративные договоры, партийные документы (программы, уставы, манифесты, декларации).

На уровне отдельного учреждения, организации, предприятия выпускаются организационно – распорядительные документы . Они содержат правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, её компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, её подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и т.д.

Справочные документы. Справочные документы предназначены для получения кратких фактических данных по определённому вопросу.

Различают следующие группы справочных документов:

· универсальные и отраслевые энциклопедии;

· производственно – технические справочники;

· толковые словари;

· терминологические словари;

· двуязычные и многоязычные словари;

· нормативные справочники;

· статистические справочники;

· биографические справочники;

· биобиблиографические справочники;

· путеводители;

· справочники, рассчитанные на отдельные группы потребителей и т.д.

Учебные документы. Учебные документы обслуживают такие области общественной практики, как образование и воспитание. К ним относятся те издания, которые по своему содержанию и изложению отвечают потребностям в образовании и приспособлены для целей обучения в различного типа учебных заведениях.

Основными группами учебных изданий являются учебники и учебные пособия. Особая разновидность учебных изданий – сборники задач (упражнений). В данную группу входят также наглядные пособия, хрестоматии, практикумы, практические руководства.

Производственные и нормативно – производственные документы. Производственные документы отличает сугубо прикладной характер содержания, для которого характерно сочетание инструктивно – нормативных и справочных данных.Документы этого вида весьма разнообразны по составу, целевому предназначению, сферам использования. К ним относятся документы регламентирующие производственные процессы, документы на материальные ресурсы, средства труда и оборудования, промышленные каталоги, прейскуранты (прайс – листы).

Нормативно – производственные издания – это издания, устанавливающие нормы и требования к изделиям, технологическим процессам, системам управления и т.д. Они имеют обязательный или рекомендательный характер для регулирования производственной деятельности в пределах страны, конкретного ведомства, отрасли, отдельного предприятия. Прежде всего в эту группу входят стандарты.

Электронные формы информационных ресурсов.

В библиотеках активно используются самые разнообразные базы данных – полнотекстовые («Закон», «Законодательство», «Кодекс», «Консультант Плюс», библиографические, адресные и многие другие).

Кроме баз и банков данных , активно используются компактные оптические диски – CD-ROM, DVD.

Основные средства поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации.

Библиотечные каталоги. Наиболее часто при подготовке письменных работ используются библиотечные каталоги. Отчасти это объясняется тем, что библиотеки по – прежнему представляют собой и наиболее полный, и наиболее доступный информационный фонд. Наиболее оптимальным вариантом среди каталогов является электронный каталог, т.к. он доступен не только в библиотеке, но и дистанционно, через сайты библиотек.

Научно – справочный аппарат книги.

Важную роль в процессе поиска, сбора, анализа и систематизации основных и вспомогательных источников информации играет и научно – справочный аппарат книги. К научно – справочному аппарату книги принято относить различные дополнительные материалы в составе издания, информирующие читателей об особенностях его содержания, состава, структуры, функциональном предназначении источника.

Информационные элементы научно – справочного аппарата книги служат для того, чтобы помочь читателю составить предварительное мнение об источнике и его особенностях.

К ним относятся:

· сведения о названии источника;

· сведения об авторе (авторах) источника;

· сведения о функциональном назначении источника;

· сведения об издателях;

· краткая характеристика издания;

· выходные данные издания.

Информационные элементы располагаются на титульном листе и его обороте, а в ряде случаев – и в конце источника.

Пояснительные элементы дополняют и разъясняют авторский (основной) текст источника. К ним относятся предисловие и послесловие. Располагаются указанные элементы непосредственно до и после основного текста источника.

Поисковые элементы упрощают отбор необходимой читателю информации. К ним относятся содержание (оглавление) и указатели (в т.ч. предметные, алфавитные, указатели имен, географических названий, псевдонимов, иллюстраций и т.п.).

Располагаются перечисленные элементы в соответствии с общепринятыми правилами. Используя поисковые элементы, читатель имеет возможность быстро и точно разыскать детальную информацию, содержащуюся в источнике.

Вспомогательные элементы служат прежде всего для получения дополнительных, иногда достаточно специфических сведений об исходном источнике информации и его содержании. В первую очередь к ним относятся комментарии к содержанию.

Правила оформления текстовых и графических материалов.

Общие требования.

Студенческие работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый на графы-таблицы, ведомости, спецификации и т.п.) и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, фотографии и т.п.).

Текстовые документы выполняют на белой бумаге формата А4 (210х297 мм), соблюдая следующие размеры полей: левое – 25 мм; правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 15 мм, на одной стороне листа.

Рекомендуемым типом шрифта является пропорциональный шрифт с засечками Times New Roman, размер которого 12 pt или 13 pt (пунктов).

При подготовке текста с помощью компьютерных технологий предпочтение следует отдавать операционной системе Windows, используя при этом текстовый процессор Microsoft Word, версия 6.0 и выше.

Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов.

Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений осуществляется арабскими цифрами без знака №.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют на верхнем поле листа в правом углу без слова страница (стр., с.) и знаков препинания.

Титульный лист и листы, на которых располагают заголовки структурных частей студенческих работ – «Реферат», «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения», не нумеруют, но включают в общую нумерацию работы.

Текст основной части студенческих работ делят на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

Заголовки структурных частей студенческих работ («Реферат», «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения») и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Заголовки подразделов и пунктов печатают строчными буквами (первая – прописная) с абзаца и без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы печатным способом 3 – 4 межстрочных интервала (межстрочный интервал равен 4,25 мм), расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 межстрочных интервала.

Каждую структурную часть дипломной и курсовой работы и заголовки разделов основной части необходимо начинать с новой страницы.

Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста, например: 1,2,3 и т.д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделённые точкой, например: 1.1, 1.2 или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделённые точкой, например: 1.1.1.1, 1.1.1.2 и т.д.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте работы ставится точка (в отличие от стандарта).

Перечень условных сокращений, обозначений, символов, единиц и терминов.

Если в работе принята специфическая (узкоспециальная)терминология, а также употребляются малораспространённые сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в работе в виде отдельного списка. При этом такой список включается в работу, если в тексте более 20 применяемых необщепринятых терминов, сокращений, символов и каждый из них повторяется в тексте не менее 3 раз. В ином случае достаточно их расшифровки при первом упоминании непосредственно в тексте (в скобках).

Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа – его детальную расшифровку.

Общеизвестные сокращения, термины и символы в перечне не приводятся.

Оформление оглавления (содержания)

Оглавлением (содержанием) называют часть текстовой работы, носящую справочный, вспомогательный характер.

Следует различать термины «оглавление» и «содержание». Термин «оглавление» применяется в качестве указателя частей, рубрик работы, связанных по содержанию между собой.

Термин «содержание» применяется в тех случаях, когда работа содержит несколько не связанных между собой научных трудов одного или нескольких авторов. В студенческих работах используется заголовок «Оглавление».

Оглавление может размещаться сразу после титульного листа или в конце работы либо в некоторых случаях вовсе отсутствовать.

В работах типа реферата, отчета по лабораторной работе объёмом менее 10 страниц оглавление не обязательно. В средних по объёму работах (доклад, домашняя контрольная работа) оглавление размещается в конце текста.

Оглавление должно охватывать все части и рубрики студенческой работы. В курсовом проекте и в пояснительной записке к дипломному проекту оглавление в конце включает также перечень чертежей.

Названия заголовков глав и разделов в оглавлении перечисляются в той же последовательности и в тех же формулировках, как и в тексте работы. При этом слово «глава» может не приводиться. Достаточно указания номера соответствующей части работы. Заголовки глав и разделов не должны сливаться с цифрами, указывающими страницы размещения соответствующих частей.

В том случае, когда отчет по студенческой научно – исследовательской работе оформлен в виде двух или более частей (томов), в первой части помещают оглавление всего отчета с указанием номеров частей, в последующих – только оглавления соответствующих частей.

Как вариант оформления оглавления допускается основные структурные составляющие работы (перечень сокращений, введение, названия глав, заключение, список использованных источников и приложение) печатать прописными буквами.

Правила оформления библиографических ссылок.

См. раздел сайта «Читателям», ГОСТ 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Составление приложений и примечаний.

Приложение – это часть основного текста, которое имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения нельзя включать список использованных источников, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно – сопроводительного аппарата научной работы, помогающими пользоваться её основным текстом.

Приложения оформляются как продолжение научной работы на последних её страницах. При большом объёме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке (или переплёте), на лицевой стороне которой дают заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа научной работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами ( без знака №), например: «Приложение 1». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с цифрой в круглые скобки.

Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста.

Примечания помещаются внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объёму материал, выносят в подстрочное примечание (т.е. оформляют как сноску), или располагают в конце глав и параграфов.

По содержанию примечания весьма разнообразны:

1) смысловые пояснения основного текста или дополнения к нему;

2) перевод иноязычных слов, словосочетаний, предложений;

3) определения терминов или объяснение значений устаревших слов;

4) справки о лицах, событиях, произведениях, упоминаемых или подразумеваемых в основном тексте;

5) перекрёстные ссылки, связывающие данное место издания с другими его местами, содержащими более детальные или дополнительные сведения об упоминаемом здесь предмете или лице.

Примечания связывают с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр – порядковых номеров. Иногда примечания нумеруют звёздочками. Звёздочки используют при небольшом числе разрозненных примечаний и преимущественно в филологических диссертациях.

Оформление текстовой части.

Представление отдельных видов текстового материала. Текстовой материал работ весьма разнообразен. К нему обычно относят числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п., т.е. всё то, что требует при своём оформлении знания особых технико – орфографических правил.

В научных работах гуманитарного и экономического характера используются, как правило, цифровая и словесно – цифровая форма записи информации. Рассмотрим вначале правила записи количественных числительных.

Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например: пять станков (не 5 станков), на трёх образцах (не на 3 образцах).

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается абзац. Такие числительные пишутся словами.

Числа с сокращённым обозначением единиц измерения пишутся цифрами. Например: 7 л, 24 кг. После сокращения «л», «кг» и т.п. точка не ставится.

При перечислении однородных чисел (величин и отношений) сокращённое обозначение единицы измерения становится только после последней цифры. Например: 3, 14 и 25 кг.

Количественные имена числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей. Например: до пядидесяти рублей (род. п.), к шестидесяти рублям (дат. п.) и т.д.

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например: на 20 страницах (не на 20-ти страницах).

При написании порядковых числительных нужно соблюдать следующие правила. Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами. Например: третий, тридцать четвёртый, двухсотый. Исключения составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией, например: 1-я ударная армия.

Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, в научных текстах пишутся цифрами. Например: 15-тонный грузовик, 30-процентный раствор. В последние годы всё чаще используется форма без наращения падежного окончания, если контекст не допускает двояких толкований, например в 3% растворе.

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания. В падежном окончании порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, имеют:

а) одну букву, если они оканчиваются на две согласные, на «и» и на согласную букву;

б) две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную буквы. Например: вторая – 2-я (не 2-ая), пятнадцатый – 15-й (не 15-ый или 15-тый), тридцатых – 30-х (не 30-ых), в 53-м году (не в 53-ем или 53-ъем году), десятого класса – 10-го класса (не 10-ого класса).

При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. Например: водители 1 и 2-го классов.

Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. Например: в гл. 3, на рис. 2, в табл. 4.

Порядковые числительные при записи римскими цифрами для обозначения порядковых номеров столетий (веков), кварталов, партийных съездов падежных окончаний не имеют. Например: ХХ век (не ХХ – й век).

В словообразовании часто встречаются сокращения . Это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путём такого усечения.

При сокращённой записи слов используются три основных способа:

1) оставляется только первая (начальная) буква слова (год – г.);

2) оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский – сов.)

3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет – ун-т).

Делая сокращение, нужно иметь в виду, что сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву «и», на мягкий и твёрдый знак.

В научном тексте встречаются следующие виды сокращений:

1) буквенные аббревиатуры;

2) сложносокращённые слова;

3) условные графические сокращения по начальным буквам слов;

4) условные графические сокращения по частям слов и начальным буквам.

Рассмотрим их более подробно.

Буквенные аббревиатуры составляются из первых (начальных) букв полных наименований и различаются:

а) на читаемые по названиям букв (США);

б) на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз – высшее учебное заведение).

Другим видом сокращений являются сложносокращённые слова , которые составляются из сочетания:

а) усеченных слов и полных слов (профсоюз – профессиональный союз);

б) одних усеченных слов (колхоз – коллективное хозяйство).

В научных текстах кроме общепринятых сложносокращённых слов употребляются также сложносокращённые слова, рассчитанные на узкий круг специалистов.

Ещё один вид сокращений – условные графические сокращения по начальным буквам (н.м.т. – нижняя мёртвая точка) применяются чаще всего в технических текстах. От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точками на месте сокращения.

И наконец, в тексте научных работ встречаются условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются на:

а) общепринятые условные сокращения;

б) условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.

Укажем общепринятые условные сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие).

Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни), напр. (например).

Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов : в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Укажем ещё ряд общепринятых условных сокращений: т. (том), н. ст. (новый стиль), ст. ст. (старый стиль), н.э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы при цифрах), акад. (академик), доц. (доцент), проф. (профессор).

Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.), «формула» (ф-ла), «уравнение» (ур – ние), «диаметр» (диам.).

В научных текстах и формулах очень распространены буквенные обозначения . Такие обозначения должны соответствовать утверждённым стандартам и другими имеющимся нормативным документам.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты . Необходимо точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в неё вложен автором.

Общие требования к цитированию следующие:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что даёт значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

6. Если необходимо выразить отношение автора научной работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

7. Если автор научной работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора научной работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: «(разрядка наша – И.К.)», «(подчеркнуто мной. – И.К.)», «(курсив наш. – авт.)».

При оформлении цитат следует знать правила написания прописных и строчных букв, а также употребления знаков препинания в цитируемых текстах.

В научных текстах встречается много перечислений (перечней), состоящих как из законченных, так и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой. Существует два варианта оформления таких фраз.

Первый вариант : перечисления состоят из отдельных слов (или небольших фраз без знаков препинания внутри), которые пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой.

Второй вариант: перечисления состоят из развёрнутых фраз со своими знаками препинания. Здесь части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой.

В том случае, когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв, отделяются друг от друга точкой.

Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению.

Правила оформления иллюстративного материала.

Таблицы. Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определённых закономерностей, оформляют в научной работе в виде таблиц.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что…», «из таблицы видно, что…», «таблица позволяет заключить, что…» и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определённые закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Каждый заголовок над графой должен относиться ко всем данным в этой графе, а каждый заголовок строки в боковине – ко всем данным этой строки.

Заголовок каждой графы в головке таблицы должен быть по возможности кратким. Следует устранять повторы тематического заголовка в заголовках граф; устранять ярус с указанием единицы измерения, перенося её в тематический заголовок; выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова.

Боковик, как и головка, должен быть лаконичным. Повторяющиеся слова следует выносить в объединяющие рубрики; общие для всех заголовков боковика слова помещают в заголовок над боковиком. После заголовков боковика знаки препинания не ставят.

В прографке все повторяющиеся элементы, относящиеся ко всей таблице, выносят в тематический заголовок или в заголовок графы; однородные числовые данные располагают так, чтобы их классы совпадали; неоднородные данные помещают каждое в красную строку; кавычки используют только вместо одинаковых слов, которые стоят одно под другим.

Основные заголовки в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчинённые заголовки пишутся двояко: со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы – если такой связи нет. Заголовки (подчинённые, так и главные) должны быть максимально точными и простыми. В них не должно быть повторяющихся слов или размерностей.

Следует избегать вертикальной графы «номер по порядку», в большинстве случаев не нужной. Весьма осторожно нужно обращаться и с вертикальной графой «Примечание». Такая графа допустима лишь в тех случаях, когда она содержит данные, относящиеся к большинству строя таблиц.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера таблицы (например, «Таблица 4») без значка № перед цифрой и точки после неё. Если в тексте научной работы только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 5». Если головка громоздкая, допускается её не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки.

Не допускается помещать в текст научной работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати.

Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.

Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

· общий заголовок графика;

· словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

· оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

· числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Можно при вычерчивании графиков вместо сетки по осям короткими рисками наносить масштаб.

Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Исключение составляют графики, ось абсцисс или ось ординат которых служит общей шкалой для двух величин. В таких случаях цифровые значения масштаба для второй величины часто пишут внутри рамки графика или приводят вторую шкалу (в случае другого масштаба). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.

На координатной оси этот множитель следует указывать либо при буквенном обозначении величины, откладываемой по оси, либо вводить в размерность этой величины.

По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного, и они являются краткими.

Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси снизу вверх. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.

Если кривая, изображённая на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

Количество параметрических линий может быть довольно значительно. Подчас используются графики, имеющие, кроме двух основных шкал (ось ординат и ось абсцисс), ещё и дополнительные шкалы. Шкалы графиков могут быть различного типа и иметь различное значение масштабов. Наиболее употребительными типами масштабов являются арифметический и логарифмический.

Формула – это комбинация математических или химических знаков, выражающих какое – либо предложение.

Формулы обычно располагают отдельными строками посредине листа и внутри текстовых строк в подбор. В подбор рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.

Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Нумерация формул также требует знания некоторых особенностей её оформления. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте.

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к её номеру. Место номера, не умещающегося в строке формулы, располагают в следующей строке ниже формулы. Место номера при переносе формулы должно быть на уровне последней строки. Место номера формулы в рамке находится вне рамки в правом краю против основной строки формулы. Место номера формулы – дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы.

Нумерация небольших формул, составляющих единую группу, делается на одной строке и объединяется одним номером.

Нумерация группы формул, расположенных на отдельных строках и объединённых фигурной скобкой (парантезом), производится справа. Острие парантеза находится в середине группы формул по высоте и обращено в сторону номера, помещаемого против острия парантеза в правом крае страницы.

Разновидности приведённой ранее основной формулы допускается нумеровать арабской цифрой и прямой строчной буквой русского алфавита, которая пишется слитно с цифрой. Например: (14а), (14б).

Промежуточные формулы, не имеющие самостоятельного значения и приводимые лишь для вывода основных формул, нумеруют либо строчными буквами русского алфавита, которые пишут прямым шрифтом в круглых скобках, либо звездочками в круглых скобках. Например: (а), (б), (*), (**).

Сквозная нумерация формул применяется в небольших работах, где нумеруется ограниченное число наиболее важных формул. Такую же нумерацию можно использовать и в более объёмных работах, если пронумерованных формул не слишком много и в одних главах содержится мало ссылок на формулы из других глав.

Рассмотрим теперь оформление ссылок на номера формул в тексте. При ссылках на какую – либо формулу её номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: в формуле (3.7); из уравнения (5.1) вытекает …

Если ссылка на номер формулы находится внутри выражения, заключенного в круглые скобки, то их рекомендуется заменять квадратными скобками. Например: Используя выражение для дивергенции [см. формулу (14.3)], получаем…

Следует знать и правила пунктуации в тексте с формулами. Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необходимо по правилам пунктуации:

1) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово;

2) этого требует построение текста, предшествующего формуле.

Знаки препинания между формулами, следующими одна за другой и не разделёнными текстом, отделяют запятой или точкой с запятой. Эти знаки препинания помещают непосредственно за формулами до их номера.

Знаки препинания между формулами при парантезе ставят внутри парантеза. После таких громоздких математических выражений, как определители и матрицы, допускается знаки препинания не ставить.

Символ – это условное обозначение, во-первых, математических и физических величин, во - вторых, единиц измерения величин и, в-третьих, математических знаков.

В качестве символов используются буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин, применяются индексы.

Индексом могут служить строчные буквы русского, латинского и греческого алфавитов, арабские и римские цифры, штрихи. Располагаются индексы справа от символа вверху или внизу. Однако верхние индексы используются крайне редко, так как это место расположения степени. Не допускается применение одновременно и верхнего, и нижнего индексов.

При использовании символов и индексов необходимо соблюдать следующие требования:

1. Одна и та же величина в тексте всей работы должна быть обозначена одинаково.

2. Символы и индексы физических величин и их единиц измерения должны соответствовать СТ СЭВ 1052-78.

3. Буквенные индексы должны соответствовать начальным или наиболее характерным буквам наименования понятия или величины, на связь с которыми указывает индекс (например: К – константа равновесия).

4. Индекс 0 (ноль) необходимо использовать только в случаях, указывающих на начальные или исходные показатели.

Экспликация – это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация должна отвечать следующим требованиям:

1. Размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой.

2. Начинаться со слова «где».

3. Символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняют числитель, а затем – знаменатель.

4. Должна включать все символы из формулы или группы формул, после которых экспликация расположена.

Знаки препинания расставляются в экспликации следующим образом:

1. Между символом в расшифровке ставят тире.

2. Внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста запятой.

3. После расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой.

4. В конце последней расшифровки ставят точку.

Гистограмма по форме представляет собой прямоугольники, ориентированные относительно оси ординат или абсцисс.

Изображаемая графическая величина на гистограмме фактически представлена площадью прямоугольного столбца, и, если ширина всех столбцов одинакова и неизменна, высота столбцов оказывается прямо пропорциональной изображаемым величинам.

При использовании гистограммы следует помнить, что чем проще форма предъявления информации, тем с большей лёгкостью эта информация поддаётся интерпретации, тем легче она будет понята.

Диаграмма как форма предъявления информации эффективна в случаях, когда необходимо быстро определить превосходство по какому – либо признаку одного процесса или явления над другим, когда точность информации не является обязательным условием.

Диаграммы могут конструироваться самым различным образом, однако преобладают следующие типы диаграмм:

1. Круговая диаграмма, в которой диапазон изменяемой величины или полный объём какого-либо показателя представлен кругом (100%). Секторы круга обозначают долю того или иного объекта.

2. Ленточная диаграмма, показывающая длиной последовательно расположенных прямоугольников относительные величины выражаемого процесса или явления.

3. Столбиковая диаграмма, в которой расположение прямоугольников (столбиков) показывает относительные величины выражаемого явления или процесса. Расположение прямоугольников может быть горизонтальным, один под одним, начиная с некоторой общей линии, или вертикальным, рядом друг с другом. В последнем случае все прямоугольники стоят на общей горизонтали.

Пиктограмма как один из видов графической формы предъявления информации имеет целью обратить внимание на основной факт, не акцентируя внимания на деталях. Факты, освещаемые при помощи пиктограммы, должны удовлетворять признаку метричности, т.е. допускать своё количественное выражение, признаку изобразимости (правда, не все факты можно изобразить) и признаку дискретности.

Так пиктограмма является разновидностью столбиковой диаграммы и ближайшей «родственницей» гистограммы, основной принцип – изображаемая величина представлена площадью фигуры – в полной мере сохраняется и по отношению к ней.

Номограммы получили широкое распространение во всех видах научных текстов. Их наиболее значительное преимущество перед другими графическими формами предъявления информации – возможность, не производя специальных вычислений, с практически достаточной точностью выполнять разнообразные вычислительные операции, например, получать решения уравнений.

Мера разнообразия при этом ограничивается классом тех задач, для решения которых номограмма построена. Такое понимание номограммы сближает её с графиком, выражающим математическую функциональную зависимость.

Схема – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого – либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

На схемах различных устройств вся измерительная и коммуникационная аппаратура должна быть изображена с использованием обозначений, установленных соответствующими стандартами.

На схемах всех видов должна быть выдержана толщина линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщина лини их связей.

В некоторых научных работах пространственные схемы различных систем изображаются в виде прямоугольников с простыми связями – линиями. Такие схемы обычно называются блок – схемами. Однако для большей ясности и наглядности при вычерчивании блок – схем нужно стремиться к натурному изображению приборов и аппаратов, выдерживая примерно их размеры. При таком способе изображения схем отпадает необходимость включения в рукопись отдельных рисунков с изображением приборов и аппаратов, являющихся частью схемы.

Чертёж – основной вид иллюстраций в инженерных работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части. Любой чертёж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов.

Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих отраслях науки и техники фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объектов наблюдения и т.п.)

В некоторых случаях в научных работах оправданы ранее опубликованные фотографии.

К фотографии помимо чисто технических требований (четкость изображения, качество отпечатков и т.п.), предъявляются ещё требования особого рода. Так как фотографирование здесь осуществляется как часть целого, а не как самостоятельное произведение фотоискусства, эти требования сводятся к определённому подчинению отдельного снимка общему замыслу работы. Общее требование соответствия конкретизируется функцией, которую несёт изображение.

Технические рисунки используются, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей. Такие рисунки выполняются, как правило, в аксонометрической проекции, что позволяет наиболее просто и доступно изобразить предмет. Несмотря на свою простоту, технический рисунок обладает широкими познавательными возможностями.

С помощью технического рисунка можно с большой степенью наглядности изобразить форму, структуру и расположение предметов. Он помогает легко устранить всё ненужное, мешающее понять суть дела и выделить основные части изображаемого, показать механизм или его деталь в разрезе. Особенно полезен технический рисунок, когда требуется показать монтаж устройства или отдельные детали его узлов.

Правила библиографического описания источников в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

См. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», который находится в библиотеке.

Оформление списка использованных источников.

Библиографический список литературных источников помещается в конце работы после заключения.

Главное требование к нему состоит в том, чтобы читатель по библиографической ссылке мог при необходимости отыскать заинтересовавший его первоисточник.

Последовательность расположения элементов при библиографическом описании всякого источника научной информации должна быть примерно такой:

· заголовок описания – фамилия и инициалы автора (авторов и составителей, если их не более трёх) или наименование организации (учреждения), принятой в качестве коллективного автора;

· заглавие (название) работы;

· подзаголовочные данные;

· выходные данные;

· количественная характеристика;

· надзаголовочные данные;

· примечания.

Первые пять элементов описания являются обязательными, два последних - необязательными (факультативными).

Общие принципы построения списков использованных источников следующие:

· единообразное оформление записей во всём списке (т.е. одинаковый шрифт, выделение другим шрифтом одних и тех же элементов и т.д).;

· первое слово каждого элемента описания (кроме сведений об иллюстрациях) пишется с прописной буквы;

· количественные числительные обозначаются арабскими цифрами без наращения падежного окончания, а порядковые – с наращением;

· сокращения и аббревиатуры одинаковы на протяжении всего списка;

· на протяжении всего списка в библиографических описаниях используется один и тот же набор основных и факультативных элементов;

· каждое произведение печати в списках должно фигурировать только один раз(при повторных ссылках в тексте необходимо ссылаться на эту запись с указанием страницы цитирования);

· все записи в списке пронумерованы.

Алфавитный способ группировки литературных источников является наиболее распространённым, применяемым для небольших или средних по объёму списков, а также в тематических или иных рубриках крупных списков. Суть способа заключается в том, что фамилии авторов и заголовки работ, если автор не указан на титульном листе или реферате, размещены по алфавиту.

При этом оформление записи производится следующим образом:

· в случае совпадения первых слов – по вторым словам в алфавитном порядке и т.д.;

· в случае нескольких работ одного автора – по заголовкам работ в алфавитном порядке;

· при авторах – однофамильцах – по инициалам в алфавитном порядке;

· при нескольких работах авторов, написанных в соавторстве – по фамилиям соавторов в алфавитном порядке;

· различные издания одного и того же произведения – в прямой или обратной хронологии годов издания;

· при наличии литературы на разных языках – вначале в порядке кириллического алфавита записи на языках, использующих шрифты на кириллической основе, затем в порядке латинского шрифта на языках с латинским шрифтом; записи на языке с особой графикой шрифта приводят в отдельном ряду;

· фамилии отечественных авторов, публиковавшихся на иностранных языках, и фамилии зарубежных авторов, публикации которых переведены на русский язык, приводятся в списке на языке издания, на котором это произведение опубликовано. При этом в круглых скобках рекомендуется приводить фамилию на языке оригинала.

Если в расположенных подряд библиографических описаниях совпадают сведения, во втором и последующих описаниях их заменяют словами «то же», «также», «его же» и т.д.

Более подробную информацию по подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ можно найти в книге:

Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учеб. – метод. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. - М. :Дашков и К, 2008. – 339 с.