Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к выполнению дипломной работы для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Министерство Транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и статистика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению дипломной работы

для студентов дневной и заочной формы обучения специальности

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Составители: Андреева Т.С.

Болгова Е.В.

Додорина И.В.

Михалёнок Н.О.

Первов П.А.

Сафронов С.А.

Самара 2005

УДК

Методические указания к выполнению дипломной работы для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и статистика». / Составители:. – Самара: СамГАПС, 2005.

Утверждено на заседании кафедры «31» марта 2005 г. протокол № 9.

Печатается по решению редакционно-издательского совета академии.

В методических указаниях приведены основные требования и рекомендации по подготовке, оформлению и защите дипломных работ. Изложена процедура руководства и защиты дипломных работ в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ.

Составители: Андреева Т.С.

к.э.н. Болгова Е.В.

к.э.н. Додорина И.В.

к.э.н. Михаленок Н.О.

Первов П.А.

к.э.н. Сафронов С.А.

Рецензенты: Кузнецова О.А. – к.э.н., доцент кафедры

«Бухгалтерский учет, анализ и статистика»

Бузулуцкая М.В. – к.э.н., доцент кафедры «Экономика и логистика на транспорте»

Редактор: Шимина И.А.

Подписано в печать Формат 60х90 1/16

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. 1,5 п.л.

Тираж 250 экз. Заказ №

© Самарская государственная академия путей сообщения, 2005

Министерство путей сообщения РФ

Содержание

Введение 4

1. Общие требования к дипломной работе 4

2. Методика подготовки дипломной работы 6

2.1. Выбор темы и основные этапы выполнения 6

По расписанию работы ГАК 7

2.2. Структура и содержание дипломной работы 7

3. Требования к оформлению дипломной работы 11

3.1. Текстовая часть 11

3.2. Таблицы 12

3.3. Формулы 13

3.4. Иллюстрации 14

3.5. Список использованной литературы 14

3.6. Приложения 15

3.7. Иллюстрационный материал 16

4. Руководство дипломными работами 16

5. Порядок защиты дипломной работы в ГАК 18

Приложение 1 20

Приложение 2 27

Приложение 3 28

Приложение 4 29

Приложение 5 31

Приложение 6 32

Приложение 7 33

Библиографический список 35

Введение

Выполнение дипломной работы является завершающим и наиболее сложным этапом в образовательном процессе в высшей школе и важным инструментом итогового государственного контроля качества образования. В процессе подготовки дипломной работы студент должен показать свои теоретические знания и навыки расчётно-аналитической работы в решении проблем бухгалтерского учёта, анализа и аудита предприятий и организаций всех форм собственности.

Цель методических рекомендаций – оказать помощь студентам при подготовке, написании дипломных работ и успешной их защите в Государственной аттестационной комиссии (ГАК). В методических рекомендациях определены общие требования к содержанию, структуре, объему дипломных работ, отражены вопросы руководства и контроля процесса их выполнения со стороны кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и статистика», а также порядок рецензирования и организации защиты дипломных работ в ГАК.

По результатам защиты дипломной работы Государственной аттестационной комиссией принимается решение о присвоении студенту – дипломнику квалификации экономиста по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». На основании этого решения выдается документ о высшем образовании государственного образца по соответствующей специальности.

Авторы желают студентам успехов и уверены, что знания и теоретические навыки, полученные во время обучения в вузе, обязательно помогут им в дальнейшей практической деятельности.

1. Общие требования к дипломной работе

Итоговым результатом профессионального обучения в вузе является дипломная работа, которая представляет собой самостоятельное комплексное научно-практическое исследование одной из актуальных экономических проблем и отражает полученный уровень теоретической, методической и практической подготовки студента по изученным им дисциплинам, предусмотренным учебным планом. Подготовка дипломной работы имеет своей целью систематизацию, закрепление и развитие теоретических знаний, углубленное исследование и изучение одного или нескольких вопросов бухгалтерского учёта, анализа и аудита, овладение навыками самостоятельного анализа практической деятельности субъектов хозяйствования различной организационно-правовой формы.

Дипломная работа должна иметь в качестве конечного результата конкретные предложения по избранной проблематике, теоретически и практически обоснованные и аргументированные. Выполнение дипломной работы осуществляется на практических материалах деятельности субъектов хозяйствования с учетом реальных задач, требующих разрешения, а также в целях обобщения опыта лучших из них и для оценки новых теоретических концепций и технологий.

При подготовке и написании дипломной работы студент должен проявить знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения в вузе, участия в научно-исследовательской работе на кафедре «Бухгалтерский учёт, анализ и статистика», научных конференциях, студенческих научных обществах и конкурсах.

Дипломная работа должна отвечать следующим требованиям:

- отражение теоретического и научно-исследовательского характера решаемых задач;

- целевая направленность работы на достижение конкретных практически значимых результатов, связанных с повышением качества учётно-аналитической работы организации и эффективности производственно-финансовых систем;

- конкретность, способность применять экономические знания с учетом специфики работы рассматриваемой организации;

- соответствие уровня разработки дипломной работы современному уровню научных разработок, методических положений и рекомендаций, отраженных в специальной литературе;

- самостоятельность, способность вырабатывать и защищать оригинальные подходы к решению исследовательских и практических задач;

- реалистичность предлагаемых результатов работы и проектных решений по совершенствованию производственно-финансовых процессов предприятий и организаций;

- целостность, логичность, доказательность, лаконизм, четкое и ясное изложение материала, а также достоверность представленных фактов;

- оформление дипломной работы в соответствии с представленными требованиями.

В дипломной работе решаются следующие задачи:

- обоснование актуальности и научно-практической значимости работы;

- проведение краткого теоретического исследования состояния конкретной проблемы;

- подробный экономико-статистический анализ состояния объекта и предмета исследования за отчётный период, определение и изучение факторов, влияющих на состояние объекта и предмета исследования;

- систематизация и закрепление полученных навыков владения современными технологиями и методиками решения практических задач или вопросов, поставленных в дипломной работе;

- углубление навыков ведения студентом самостоятельной исследовательской работы и работы с различной справочной, специальной литературой;

- разработка предложений по совершенствованию учётно-аналитической работы, практики планирования и управления в организации;

- обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование аргументированных выводов и рекомендаций.

В процессе написания дипломной работы студент должен показать:

- умение работать с литературой, правильно цитировать и делать ссылки на различные источники;

- знание современных информационных технологий;

- способность обобщать расчеты;

- формулировать выводы и разрабатывать предложения;

- умение аргументировано обосновать актуальность сформулированных выводов и предложений, направленных на совершенствование деятельности объекта исследования;

- навыки представления текстового, табличного и графического материала.

2. Методика подготовки дипломной работы

2.1. Выбор темы и основные этапы выполнения

Дипломная работа выполняется на актуальную тему, соответствующую современному состоянию и перспективам развития экономических наук.

Выбор темы является первым этапом работы и осуществляется в соответствии с тематикой, предлагаемой на кафедрой «Бухгалтерский учёт, анализ и статистика» (прил.1). При этом студент вправе самостоятельно предложить тему с учетом её актуальности и практической значимости, планируемого места работы, научных интересов и т.д. Однако в этих случаях тема дипломной работы должна соответствовать основному профилю подготовки выпускника и быть в рамках основных направлений исследований, проводимых выпускающей кафедрой.

При формировании тематики дипломных работ необходимо учитывать следующие факторы:

– актуальность темы дипломной работы;

– соответствие темы целям и задачам дипломной работы;

– соответствие темы профилю специальности;

– обеспеченность исходными данными и литературными источниками;

– соответствие темы индивидуальным способностям и интересам студента;

– разнообразие тематики дипломных работ.

Закрепление за студентом темы дипломной работы производится на основании его письменного заявления (прил. 2) заверенного руководителем дипломной работы и утверждённого заведующим кафедрой и оформляется приказом по учебному заведению. Изменение темы дипломной работы во время ее выполнения должно иметь веские основания и осуществляется только на основании решения кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и статистика» по ходатайству руководителя, который назначается для руководства дипломной работой студента.

Руководитель оформляет задание на подготовку дипломной работы по установленной форме (прил. 4). Качественная подготовка задания является одной из главных обязанностей руководителя. Задание определяет объем работы, глубину проработки исследуемого аспекта проблемы и непосредственно влияет на значимость полученных результатов. Задание, которое вместе с выполненной работой представляется в ГАК, утверждает заведующий кафедрой.

В задании должны быть указаны: тема дипломной работы, срок сдачи студентом законченной работы, перечень исходных данных к дипломной работе, содержание пояснительной записки, перечень графического материала, консультанты, дата выдачи задания, календарный план.

В разделе «Тема дипломной работы» указывается полное наименование темы в соответствии с приказом ректора, дата и номер приказа. Срок сдачи студентом законченной работы определяется числом, месяцем и годом завершения работы и представления ее на кафедру для подписи.

В разделе «Исходные данные к работе» необходимо перечислить формы бухгалтерской, экономической и статистической отчётности выбранного объекта исследования, которые послужили основой формирования информационной базы для расчётной части дипломной работы. В этот перечень необходимо включить справочные и нормативные источники используемые для расчёта экономических показателей работы.

В разделе «Содержание пояснительной записки» необходимо привести краткий перечень вопросов по каждому из разделов дипломной работы.

Раздел «Перечень графических материалов» должен содержать наименование графических материалов (листов) по всем разделам работы.

В разделе «Консультанты по дипломной работе» требуется указать фамилию, инициалы, должность и ученую степень консультанта по отдельным разделам работы. Дата выдачи задания определяется числом, месяцем и годом получения студентом данного задания.

В разделе «Календарный план» следует определить сроки завершения каждого раздела дипломной работы (прил. 4).

Весь процесс выбора темы, выяснения возможности ее выполнения, оформления заявления, утверждения и выдачи студенту задания должен быть закончен до начала преддипломной практики. Календарный план выполнения дипломной работы определяется кафедрой, его выполнение контролируется руководителем. Примерный график с указанием выполнения основных этапов дипломной работы приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Примерный график выполнения дипломной работы

Этапы

Срок

Выдача задания на дипломную работу

За неделю до начала практики

Составление примерного плана дипломной работы

В соответствии

Подбор и первоначальное ознакомление с источниками по избранной теме

с

Составление окончательного плана дипломной работы

графиком

Сбор и обработка фактического материала по месту прохождения практики

этапов

Написание текста дипломной работы

промежуточного

Доработка и печатание текста дипломной работы

контроля

Оформление дипломной работы и представление ее на кафедру

Рецензирование дипломной работы

Подготовка доклада и иллюстративного материала

Защита дипломной работы на заседании ГАК

По расписанию работы ГАК

2.2. Структура и содержание дипломной работы

Дипломная работа должна иметь органичную структуру, которая обеспечивает последовательное и логичное изложение содержания темы и состоит из нескольких частей: введения; основной части, состоящей из разделов (разделенных на подразделы); заключения; списка использованной литературы; при необходимости – приложений (графики, таблицы, схемы, финансовая отчетность и др.). Каждый элемент работы имеет свою специфику и отличается друг от друга. Кроме этого, дипломная работа включает титульный лист, задание на дипломную работу, отзыв руководителя, внешнюю рецензию, лист содержания дипломной работы с указанием нумерации страниц её разделов и подразделов.

Общий объем дипломной работы составляет 70–90 страниц набранных на компьютере через полтора межстрочных интервала в формате MS Word шрифтом Times New Roman 14 pt.

Содержание структурных элементов дипломной работы представлено ниже.

Титульный лист (прил. 3) производится в соответствии с принятой формой. Консультантов, руководителя работы, заведующего кафедрой необходимо называть с указанием их ученых степеней и звания.

Содержание . Включает наименование всех разделов, подразделов, пунктов и отражает основные структурные части дипломной работы (введение, заключение, список литературы, приложения) с указанием страниц. Содержание необходимо располагать на отдельной странице. Образец оформления содержания представлен в прил. 6.

Введение. Многие студенты совершают ошибку, начиная работу с написания введения. Эту структурную часть работы логичнее выполнять после того, как подготовлены основные разделы дипломной работы. Это необходимо делать, чтобы избежать несоответствия между поставленными целями, задачами и содержанием основной части.

Введение имеет свою внутреннюю логику и состоит из нескольких элементов. Первым его элементом является обоснование актуальности темы исследования . В этой части автор подробно аргументирует важность темы, избранной им для исследования. Ссылаясь на остроту, экономическую значимость и практическую ценность избранной проблематики, он должен доказательно и аргументировано объяснить (кратко, емко, логично), почему эта тема занимает важное место в теории и практике экономической деятельности. Помимо этого, следует указать, какие проблемы и закономерности она отражает. В этой части автор при доказательстве актуальности может вполне обоснованно сослаться на труды известных и авторитетных ученых применительно к этой теме.

Следующий элемент введения – цели и задачи исследования . На основании актуальности темы формируются цель и задачи дипломного исследования. Студенту следует избегать постановки всеобъемлющих целей, они должны быть точными, краткими и конкретными. Необходимо помнить, что при защите дипломной работы на заседании ГАК особое внимание комиссия обращает на соответствие содержания работы той цели (целям), которую (которые) автор поставил во введении. Конкретизируя поставленную цель, студент определяет несколько задач. Обычно это теоретические и практические вопросы, исследование которых и составляет основное содержание данной проблемы.

Поскольку каждая тема предполагает проведение исследования на примере конкретного предприятия (организации), то характеристика объекта исследования содержит указание предприятия (организации), которое было выбрано в качестве базы для проведения анализа и разработки предложений и мероприятий по совершенствованию учетно-экономической деятельности. Необходимо представить полное точное название предприятия (организации) и его/ее организационно-правовую форму (например: ОАО, ЗАО, ГУП, МУП, филиал и т.п.). В том случае, если название не указывает прямо на отраслевую принадлежность объекта исследования, нужно отдельно указать отрасль или сферу его деятельности (например: торговая организация, бюджетная организация, строительная организация, промышленное предприятие, предприятие железнодорожного транспорта и т.п.).

При выборе объекта исследования следует обратить внимание на то, чтобы особенности функционирования данного предприятия и его организационно-правовая форма позволили достаточно полно раскрыть выбранную тему исследования. Например, деятельность железных дорог в качестве филиалов ОАО «РЖД» существенно затруднит разработку рекомендаций по совершенствованию отдельных направлений их финансовой деятельности.

Не рекомендуется брать в качестве объекта исследования недавно созданные предприятия, так как в дипломной работе требуется проведение анализа в динамике за последние 2-3 года.

Предметом исследования является часть учетно-аналитической или финансово-экономической деятельности предприятия, выбранная в качестве основной проблемы данной темы дипломного исследования.

Завершающая часть введения должна быть представлена характеристикой методов исследования и литературных и нормативных источников .

Объем введения должен составлять 3 – 5 страниц текста.

В содержательной части дипломной работы раскрываются основные положения, характеризующие решение задач работы. Практика показывает, что наиболее рациональное количество разделов содержательной части составляет 3 – 5 разделов (не включая разделы по ГО и ЧС).

Первый раздел дипломной работы обязательно должен содержать:

- подробную технико-экономическую характеристику предприятия (организации), которая должна быть представлена в виде динамического анализа всех основных групп финансово-экономических показателей его деятельности (производственные показатели; трудовые показатели; показатели использования основных фондов и материальных ресурсов; финансовые показатели). Анализ показателей динамики проводится за последние 5 лет (в исключительных случаях за 3 года), данные для него должны быть представлены в табличном виде и проиллюстрированы графически. Предварить анализ показателей деятельности предприятия необходимо краткой описательной характеристикой истории его создания, сферы (отрасли) деятельности, видов выпускаемой продукции или услуг, технологических особенностей;

- краткую характеристику методов, принципов, приемов и этапов анализа, которые будут являться основой проведения расчетно-аналитической работы для обоснования выводов дипломной работы (в темах из 1-го и 2-го разделов «Примерной тематики дипломных работ» необходимо представить краткую характеристику учетной политики предприятия (организации));

Объем 1-го раздела дипломной работы составляет 15-20 страниц текста.

Второй – пятый разделы дипломной работы должны содержать:

- подробный, развернутый анализ, на основе фактических (в некоторых случаях с использование плановых) показателей, характеризующих основное содержание темы дипломной работы (сравнительный динамический анализ этих разделов проводится на основе данных 2-х предшествующих лет , нецелесообразно использовать данные квартальной и помесячной отчетности);

- систематизированные выводы, относительно выявленных резервов совершенствования учетно-аналитической и экономической работы, а также в части улучшения финансово-экономических параметров деятельности предприятия, аргументированные результатами анализа;

- обоснованные предложения и рекомендации, разработанные на основе проделанного анализа и сформулированных выводов. Рекомендации должны быть направлены на реализацию выявленных резервов совершенствования и иметь положительный эффект внедрения.

Объем данных разделов определяется исходя из целей содержательной части и общего объема дипломной работы, он должен быть экономичным, но достаточным для полного и содержательного анализа и необходимых характеристик. Компактность данных частей может быть достигнута в случае грамотного представления расчетного материала в табличном виде и лаконичного изложения текстовых материалов.

Четвертый (либо пятый-шестой, в зависимости от структуры основного содержания) раздел дипломной работы включает вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности и охраной труда. Задание по этому разделу выдается студенту индивидуально на соответствующих кафедрах. Порядок выполнения работы и контроль за ее выполнением осуществляют данные кафедры.

Заключение дипломной работы должно содержать краткие, систематизированные в соответствии с задачами, сформулированными во введении, и обоснованные выводы по всем разделам работы с представлением рекомендаций по использованию резервов совершенствования.

Объем заключения составляет 3 – 5 страниц текста.

Список использованной литературы отражает степень изученности проблемы дипломного исследования в ее теоретической, методической и нормативной частях. С списке литературы должно быть представлено не менее 25 – 30 источников (включая литературу по ГО и ЧС) – законодательных актов, нормативных и инструктивных документов, научных монографий, учебников и практических пособий, статей периодической печати. Предпочтение отдается научной литературе последних 3 – 4 лет издания, законодательным и нормативным актам, действующим на период выполнения дипломной работы (использование устаревших либо отмененных нормативных источников и литературы недопустимо).

Дипломная работа считается цельной и завершенной, если все разделы тесно взаимосвязаны и логически завершены. В связи с этим структурные части исследования, содержащие практический анализ рассматриваемой проблемы, обязательно должны основываться на теоретическом и нормативно-правовом материале, подтверждать основополагающие положения, или наоборот, доказывать (если этому есть обоснование) ошибочность и неприемлемость того или иного научного положения, нормы, статьи и т.п. Иначе говоря, сама философия практической части дипломной работы – это цепь логичных и аргументированных доказательств, как в виде текста, так и в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Приложения включают в себя:

- графический и табличный материал большого объёма, не вошедший в основное содержание работы;

- официальную статистическую и финансовую отчетность, репрезентативные выборки из них;

- программную реализацию практической части на компьютере;

- другие материалы, размещение которых в текстовой части работы нецелесообразно.

Необходимость внесения тех или иных материалов в Приложения согласовывается с руководителем дипломной работы.

При оформлении дипломной работы (пояснительной записки) ее материалы располагают в следующей последовательности:

1. Титульный лист.

2. Задание на дипломную работу.

3. Содержание

4. Введение; основная часть (4-5 разделов); заключение.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения.

3. Требования к оформлению дипломной работы

Дипломная работа студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» состоит из пояснительной записки, иллюстрационного материала, отзыва и рецензии.

При написании дипломной работы рекомендуется руководствоваться следующими правилами.

Пояснительная записка оформляется на стандартных листах белой писчей бумаги формата А4 (высота – 297 мм, ширина – 210 мм), сброшюрована в папке с жесткой обложкой. С торца обложки дипломной работы указывается фамилия, имя, отчество дипломника и год выпуска.

Требования к оформлению отдельных структурных элементов дипломной работы изложены ниже.

3.1. Текстовая часть

Текстовая часть дипломной работы оформляется по ГОСТ 7.32-91. Текст пояснительной записки не должен выходить за границы полей, обеспечивающих удобное считывание листов в сброшюрованном виде. Размер левого поля не менее 25 мм, правого – 10 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 15 мм. Отступ красной строки (первой строки абзаца) – 1,25см. Выравнивание – по ширине страницы. Левый и правый отступ абзаца – 0см. Интервал перед и после абзаца – 0пт.

Текст основной части работы делится на разделы, подразделы, пункты. Заголовки разделов следует писать по центру листа прописными буквами,

1. ЗАГОЛОВОК

заголовки подразделов – по центру листа строчными буквами (кроме первой прописной).

1.1. Заголовок

Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Слова, написанные на отдельной строке прописными буквами («Введение», «Содержание», "Заключение"), должны служить заголовками соответствующих структурных частей дипломной работы.

Расстояние между заголовком и подзаголовком, равно как и между подзаголовком и пунктом должно быть 15 мм (одна пустая строка полуторным интервалом), между заголовком (подзаголовком, пунктом) и текстом должно быть 30 мм (две пустые строки полуторным интервалом). Расстояние между заголовком (подзаголовком, пунктом) и предыдущим текстом должно быть 15 мм (одна пустая строка полуторным интервалом). Подчеркивание заголовков не допускается.

Каждый раздел следует начинать с нового листа.

В дипломной работе следует использовать общеупотребительные сокращения русских слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-77.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист, Задание и Содержание включаются в общую нумерацию, но на них номер страницы не ставится. Номера страниц проставляются начиная с Введения в правом верхнем углу на расстоянии не более 10 мм от верхнего края листа без знаков препинания и букв.

Разделы нумеруются по порядку в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой. Такие структурные части работы как «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения» не нумеруются.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела должна быть точка, например, «2.3.» (третий подраздел второго раздела).

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например, «1.2.2.» (второй пункт второго подраздела первого раздела).

Иллюстрации (таблицы, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию. Все они (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, «Рис. 2.2» (второй рисунок второго раздела). Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Пустые части страницы (пустые строки) перед иллюстрациями, расположенными на следующем листе недопустимы.

Перечисления в тексте пишутся с красной строки, их следует оформлять следующим образом: 1) ...; или 1. ...; или – ...

3.2. Таблицы

Систематизированный текстовой и расчётный материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок. Перед общим заглавием таблицы в правой части страницы пишется слово «Таблица» и номер, состоящий из номера раздела и порядкового номера таблицы в разделе. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивается. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они не составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте либо со следующей страницы, таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Пример оформления таблиц представлен в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Анализ затрат по экономическим элементам

Элементы

Затрат

2004

2005

Изменения

тыс.руб.

уд.вес (%)

тыс.руб.

уд.вес (%)

тыс.руб.

уд.вес (%)

1

2

3

4

5

6

7

1. Материальные затраты

15344,5

55,8

18758

49,7

3413,5

-6,1

2.Затраты на оплату труда

6059

22

8608

22,8

2549

0,8

3. Отчисления

2303,4

8,4

3221

8,5

917,6

0,1


Продолжение табл. 3.1

1

2

3

4

5

6

7

4. Амортизация основных фондов

1464,9

5,3

2912

7,7

1447,1

2,4

5. Прочие затраты

2336,4

8,5

4276,3

11,3

1939,9

2,8

6. Всего затрат

27508,2

100

37775,3

100

10267,1

-

7. Объем производства

28764,6

-

22428,5

-

-6336,1

-

При переносе таблицы с одной страницы на другую необходимо пронумеровать графы, а на другой странице писать «Продолжение табл.» с указанием её номера и номеров граф. Запрещается оставлять общий заголовок таблицы на одной странице, а саму таблицу переносить на следующую. Если все показатели в таблице имеют одинаковые единицы измерения, то их необходимо указать в общем заголовке.

Если показатели имеют различные единицы измерения, то они указываются в боковых и верхних заголовках (в строках и столбцах таблицы). Все однородные показатели в таблице должны иметь одну размерность исчисления. Данные, приводимые в таблице, должны быть проанализированы в тексте пояснительной записки. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

Рекомендуется в таблицах приводить только те показатели, которые необходимы для расчета или анализа в дипломной работе.

3.3. Формулы

В формулах, приводимых в дипломной работе, следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой.

Пояснения каждого символа следует давать в той же последовательности, в какой они даны в формуле, и с новой строки. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где», без двоеточия после него.

Пример. Поскольку производственные запасы учитываются по стоимости их приобретения, то для расчета коэффициента оборачиваемости запасов используется не выручка от продажи, а себестоимость реализованной продукции. Данный показатель исключает искажающее влияние на оборачиваемость отпускных цен и устанавливается формулой:

Коб (З) = Сп / , (3.1)

где Коб (3) - коэффициент оборачиваемости запасов, раз;

Сп - полная себестоимость реализованной продукции (сумма всех затрат, вложенных в производство и реализацию продукции, включая коммерческие и управленческие расходы), руб.;

- средняя величина запасов, определяемая по данным баланса как среднеарифметическая сумма на начало (Зн ) и конец (Зк ) анализируемого периода.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой, если после формулы нет разъяснения, то после нее нужно ставить точку.

Переносить формулы и последующие вычисления на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Формулы в работе должны располагаться посередине листа и быть пронумерованы сквозной нумерацией ((1), (2), (3) и т.д.) или в пределах раздела ((1.1), (1.2), (2.3.) и т. д.) арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы в круглых скобках и выравниваются по правой стороне листа.

Целесообразность того или иного порядка нумерации определяет автор дипломной работы. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: ... по формуле (3.1).

3.4. Иллюстрации

К иллюстрациям (рисункам) относится графический материал – схемы, графики, диаграммы, за исключением таблиц. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста и оформляются они в соответствии с ГОСТ 2.319-81.

Все иллюстрации должны иметь ссылку на них в тексте работы, предшествующую самому рисунку. Нумерация проводится в пределах раздела (1.1, 1.2 и так далее) или сплошным порядком (1, 2 и так далее), а их название приводится под рисунком.

Иллюстрации должны иметь наименование и при необходимости пояснительные данные (подрисуночный текст). Слова «Рис.» и наименование помещают после пояснительных данных к рисунку и располагают, как показано на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Динамика валюты баланса, тыс. руб.

Вид и количество иллюстративных материалов, выносимых на защиту, необходимо согласовать с руководителем дипломной работы.

3.5. Список использованной литературы

В конце дипломной работы необходимо привести список использованной литературы. На все приводимые литературные источники должны быть даны ссылки в работе заключающиеся в квадратные скобки и соответствующие нумерации в списке использованной литературы, например: [1, 5]. Расположение использованных источников в списке литературы должно быть в алфавитном порядке и может включать в себя: законы, указы, постановления, положения, источники статистических данных, научную литературу, нормативно-техническую документацию, отчетность предприятий, сетевые ресурсы.

Литературные источники, приведенные в списке, нумеруются арабскими цифрами и заносятся в список с новой строки (прил. 7).

При составлении библиографического описания необходимо знать, что название работы списывается с титульного листа книги и следовать ГОСТ 7.1-84; ГОСТ 7.80-2000.

Примеры библиографического описания произведений печати представлены ниже.

1. О несостоятельности (банкротстве): ФЗ от 8.01.1998, № 6-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 222.

2. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 1998. – 656 с.

3. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент: Полный курс в 2-х т. // Ю. Бригхем, Л. Гапенски / Пер. с англ. – СПб.: Экономическая школа, 1997. – Т. 2. – 669 с.

4. Григоренко, В.Г. Смешанные и интермодальные перевозки Дальнего Востока в системе международного транзита / В.Г. Григоренко, Р.Г. Леонтьев // Транспорт. – 1999. – № 8. – С. 8.

5. Барчуков, А.В. Анализ будущих инвестиций с использованием имитационного моделирования / А.В. Барчуков // Тр. Всероссийской научн.-техн. конф.: Актуальные проблемы Транссиба на рубеже веков. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. – Т.5. – С.57 – 63.

6. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (официальное издание, вторая редакция). – М.: "Экономика", 2000.

7. Осипов, В.Е. Ипотечно-инвестиционный анализ / В.Е. Есипов, А.В. Попов, Г.А. Маховикова и др.; Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 1998. – 207 с.

Развитие компьютерных и информационных технологий в современном мире привело к широкому использованию компьютерной сети Интернет в качестве источника необходимой информации. В этих условиях крупные библиотеки и книгохранилища перевели все свои фонды в электронный вид, доступный пользователю по сети. Поэтому необходимо ссылаться на сетевые источники при пользовании соответствующими Web-сайтами.

Примеры библиографического описания пользования сетевыми ресурсами представлены ниже.

8. Windows on Wall Street. – "Название статьи" – http://www.wallstreet.new.

9. Международный Валютный фонд: публикации и статистика по всем развивающимся странам. – "Название статьи" – http://www.imf.org.

10. Котировки акций и последние новости фондового рынка Европы. – "Название статьи" – http://www.easdag.be – Easdag.

3.6. Приложения

Приложения в дипломной работе оформляют как ее продолжение на последних страницах, располагая в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с указания в верхнем правом углу страницы слова «Приложение» и его обозначение.

Приложения обозначают арабскими цифрами. Если в дипломной работе одно приложение, то оно обозначается «Приложение» без указания номера.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с остальной частью дипломной работы сквозную нумерацию страниц, а в содержании работы указывается титульный лист приложений.

Титульный лист приложений оформляется на отдельном листе и обозначается словом «ПРИЛОЖЕНИЯ» жирным шрифтом Times New Roman 26 pt, расположенного по центру и в середине листа. Данный лист располагается после списка использованной литературы.

3.7. Иллюстрационный материал

Дипломная работа кроме текстовой части включает в себя иллюстрационные листы, выполненные на листах формата А4. Количество листов определяется студентом по согласованию с руководителем диплома. Допускается как горизонтальное, так и вертикальное расположение материала на листе. На них могут быть представлены только те материалы (рисунки, графики, диаграммы, таблицы), которые есть в тексте дипломной работы. Порядковый номер таблицы или рисунка указывается соответственно тексту дипломной работы.

Иллюстрационные листы не входят в содержание и объём пояснительной записки и оформляются с отдельной работой имеющий титульный лист (прил. 6).

Иллюстрационный материал заверяется подписями заведующего кафедрой, руководителя дипломной работы и студента. Количество экземпляров иллюстрационного материала определяется заведующим кафедрой.

4. Руководство дипломными работами

Руководитель дипломной работы проводит следующие мероприятия в течение всего периода выполнения дипломной работы:

- выдает студенту задание на выполнение дипломной работы до начала преддипломной практики, которое в дальнейшем уточняется и корректируется;

- оказывает помощь студенту в сборе и обобщении необходимых материалов;

- систематически консультирует студента;

- контролирует выполнение студентом всех разделов работы в сроки, установленные графиком;

- совместно со студентом определяет примерные этапы работой над темой, сроки ее завершения, утверждает план дипломного исследования;

- помогает в работе по подбору и поиску необходимой фундаментальной, монографической, периодической и статистической литературы;

- определяет научный инструментарий и конкретные методы как для получения данных для исследования, так и для их последующего изучения и научного анализа;

- осуществляет общий контроль, за ходом выполнения работы и предоставляет сведения о проценте ее готовности выпускающей кафедре;

- проверяет готовую дипломную работу и с письменным отзывом представляет ее на кафедру;

- участвует в заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) при защите дипломной работы.

В отзыве научного руководителя дипломной работы должны найти отражение:

- оценка актуальности избранной темы исследования;

- соответствие плана теме дипломной работы и изложенному в ней материалу;

- анализ тщательности и глубины раскрытия темы, указания о том, какие разделы освещены наиболее полно, точно и аргументировано (достоинства) и какие проблемы не получили своего логического обоснования (недостатки);

- степень обобщений и выводов, содержащихся в разделах (главах), а также полезность и практическую значимость предложений и рекомендаций;

- характер работы, ее результаты;

- круг источников, использованных в раскрытии темы;

- степень самостоятельности работы, ее соответствие предъявляемым требованиям к дипломным работам;

- рекомендации и советы руководителя.

По просьбе студента или рекомендации руководителя по отдельным разделам дипломной работы может быть приглашен консультант.

Консультантами могут быть квалифицированные преподаватели, научные сотрудники учебного заведения или приглашенные со стороны специалисты. Работа консультанта ведется за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломной работой.

Студент несет полную ответственность за содержание, достоверность используемых материалов и оформление дипломной работы. Он обязан:

- придерживаться согласованного с руководителем графика и сроков реализации плана работы;

- регулярно отчитываться перед руководителем о степени готовности дипломной работы;

- соблюдать все требования, предъявляемые к написанию и оформлению работы;

- представить подписанную им лично дипломную работу руководителю за 10 дней до ее защиты.

Студент, не представивший в установленные сроки выпускную квалификационную работу, к защите не допускается.

Выпускающая кафедра:

- разрабатывает для студентов методические указания по подготовке и оформлению дипломной работы;

- рассматривает отчеты студента или руководителя в целях контроля написания работы;

- принимает решение о допуске работ к защите. Допуск проставляет заведующий кафедрой на титульном листе дипломной работы.

Дипломные работы, допущенные к защите (подписанные студентом и руководителем с его отзывом), направляются на обязательное рецензирование. Рецензентами могут быть преподаватели учебного заведения, преподаватели и научные сотрудники других вузов, специалисты - финансисты по профилю и с высшим образованием.

Рецензент должен отразить:

- название темы дипломной работы, фамилию и инициалы студента, группу, специальность;

- актуальность темы, важность разработанных вопросов для теории и практики;

- соответствие содержания избранной темы и ее раскрытие в основных разделах работы;

- уровень теоретического обоснования исследуемых в дипломной работе проблем, проявленные дипломником знания;

- содержательность дипломной работы, стиль и грамотность изложения, владение научным инструментарием;

- количество и качество практического материала, на основе которого проведено исследование;

- наличие в дипломной работе самостоятельных разработок и обобщений, обоснованность выводов и предложений;

- какие положительные стороны и недостатки имеются в дипломной работе (указать какие именно и отметить страницы);

- практическую ценность и значение представленной работы;

- мнение о возможном допуске (или не допуске) работы к защите.

Рецензия на дипломную работу представляется в письменном виде, пишется от руки или набирается на компьютере на стандартных листах и подписывается рецензентом.

С письменной рецензией под роспись знакомится студент-дипломник. Рецензия вкладывается в дипломную работу для ознакомления членов ГАК.

Дипломная работа с отзывом руководителя и письменной рецензией передается на выпускающую кафедру на получение права допуска к защите.

В случае если работа выполнена на низком уровне и кафедра «Бухгалтерский учёт, анализ и статистика» не считает возможным допустить студента к ее защите, вопрос о допуске обсуждается на заседании кафедры с участием научного руководителя, рецензента и студента-дипломника. Мотивы и аргументы, по которым рассматриваемую работу нецелесообразно допускать к защите в ГАК, оформляют протоколом заседания кафедры, после чего информируют директорат (деканат).

При положительном решении выпускающей кафедры дипломная работа направляется в ГАК за 5 дней до защиты.

Допуск студентов к защите дипломной работы оформляется приказом ректора.

5. Порядок защиты дипломной работы в ГАК

К защите готовой дипломной работы допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по всей профессионально-образовательной программе, выполнившие все предусмотренные учебным планом курсовые (контрольные) работы и сдавшие все зачеты и экзамены в установленные сроки.

Дипломная работа допускается к защите, если соблюдены следующие требования:

1) представлена дипломная работа;

2) имеется отзыв научного руководителя дипломной работы с его подписью;

3) имеется письменная рецензия с подписью рецензента;

4) имеется письменный допуск заведующего кафедрой «Бухгалтерский учёт, анализ и статистика».

При подготовке к защите дипломной работы студент должен составить тезисы доклада или доклад и согласовать его с руководителем работы, при этом он должен включать:

- полное наименование темы дипломной работы и обоснование ее актуальности;

- цели и задачи, поставленные студентом при разработке дипломной работы;

- краткий анализ экономического состояния объекта исследования;

- направления и возможности оптимизации системы управления и объекта исследования в соответствии с целями и задачами работы;

- поиск и принятие решений и обоснование их эффективности;

- заключение о возможности реализации предложений дипломной работы и их дальнейшее развитие.

На выступление студента дипломника отводится до 15 минут.

Выступление должно быть увязано с представленным иллюстрационным материалом, на который необходимо ссылаться во время доклада.

Защита дипломных работ проводится на открытом заседании ГАК в соответствии с утвержденным графиком. На защиту могут быть приглашены специалисты-финансисты, для которых защищаемые работы представляют интерес, преподаватели СамГАПС и слушатели.

Перед защитой секретарь ГАК передает дипломную работу и прочие документы председателю комиссии, после чего приглашает студента и зачитывает соответствующие документы, после этого слово для доклада представляется дипломнику. После окончания доклада дипломнику задаются вопросы, на которые он обязан дать полные и исчерпывающие ответы, демонстрируя умение быстро ориентироваться в различных вопросах и уровень профессиональной подготовки, при этом студенту разрешается пользоваться пояснительной запиской и графическими материалами. Вопросы могут быть заданы как членами ГАК, так и другими лицами, присутствующими на защите.

После ответов на вопросы секретарь ГАК зачитывает отзыв рецензента, с которым дипломник должен быть предварительно ознакомлен. Дипломнику предоставляется заключительное слово, в котором он отвечает на замечания рецензента. Далее слово предоставляется членам ГАК, руководителю работы и рецензенту для кратких выступлений.

По окончании публичной защиты Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты, при этом учитывается успеваемость студента за время обучения в ВУЗе.

Результаты решения ГАК протоколируются и объявляются студентам-выпускникам в день защиты дипломных работ. При наличии оснований ГАК может отметить в своем решении склонность отдельных студентов к научно-исследовательской работе и дать рекомендацию к поступлению в аспирантуру.

В тех случаях, когда защита дипломной работы признана неудовлетворительной, Государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите эту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же он должен разработать новую тему, которая устанавливается выпускающей кафедрой.

Дипломник, не защитивший работу, допускается к повторной защите в течение трех лет после окончания ВУЗа.

За порядок и соблюдение процедуры защиты дипломных работ отвечает председатель ГАК.

Защищенные дипломные работы сдаются на кафедру и затем хранятся в архиве.

Приложение 1

Примерная тематика дипломных работ для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

I .БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

1. Бухгалтерский учет и анализ выручки железной дороги (на примере… железной дороги)

2. Бухгалтерский учет и анализ выручки от грузовых перевозок железной дороги (на примере…железной дороги)

3. Бухгалтерский учет и анализ выручки от пассажирских перевозок железной дороги (на примере… железной дороги)

4. Бухгалтерский учет и анализ выручки от подсобно-вспомогательной деятельности железной дороги (на примере … железной дороги)

5. Бухгалтерский учет и анализ местных доходов предприятия железнодорожного транспорта (на примере …)

6. Бухгалтерский учет и анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок железнодорожного транспорта (на примере … железной дороги)

7. Бухгалтерский учет эксплуатационных расходов и анализ себестоимости по видам работ железнодорожной станции (на примере…)

8. Анализ возможностей оптимизации эксплуатационных расходов предприятия железнодорожного транспорта (на примере…)

9. Бухгалтерский учет и анализ использования материальных ресурсов предприятия железнодорожного транспорта (на примере…)

10. Бухгалтерский учет и анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия (на примере…)

11. Бухгалтерский учет и анализ выпуска готовой продукции промышленного предприятия (на примере…)

12. Бухгалтерский учет и анализ отгрузки и реализации готовой продукции промышленного предприятия (на примере…)

13. Бухгалтерский учет и анализ внеоборотных активов предприятия (организации) (на примере…)

14. Бухгалтерский учет и анализ наличия, движения и эффективности использования основных средств предприятия (организации) железнодорожного транспорта (промышленного предприятия) (на примере …)

15. Бухгалтерский учет и анализ нематериальных активов предприятия (организации) (на примере…)

16. Бухгалтерский учет и анализ материально-производственных запасов предприятия (организации) и пути повышения эффективности их использования (на примере…)

17. Бухгалтерский учет финансовых вложений предприятия (организации) и основные направления его совершенствования (на примере…)

18. Бухгалтерский учет и анализ трудовых показателей предприятия (организации) железнодорожного транспорта (промышленного предприятия) (на примере …)

19. Бухгалтерский учет оплаты труда и анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (на примере…)

20. Бухгалтерский учет и анализ фонда оплаты труда предприятия (организации) (на примере …)

21. Бухгалтерский и налоговый учет оплаты труда на предприятии и анализ систем учета (на примере…)

22. Бухгалтерский учет обязательств и расчетов с персоналом предприятия (организации) и пути их совершенствования (на примере…)

23. Бухгалтерский учет и анализ расчетных отношений предприятия (организации) и совершенствование форм расчетных отношений (на примере…)

24. Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия (организации) и совершенствование порядка расчетов (на примере…)

25. Бухгалтерский учет и анализ расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия (организации), совершенствование порядка расчетов и оптимизация размера задолженности (на примере…)

26. Бухгалтерский учет и анализ кредитов банка и заемных средств предприятия (организации) (на примере…)

27. Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования денежных средств предприятия (организации) (на примере…)

28. Особенности бухгалтерского учета и анализа денежных средств на пластиковых картах предприятия (организации) и совершенствование системы расчетов с использованием пластиковых карт (на примере…)

29. Бухгалтерский учет и анализ собственного капитала предприятия (организации) и совершенствование структуры источников формирования собственного капитала (на примере…)

30. Бухгалтерский учет и анализ внешнеэкономической деятельности предприятия (организации) (на примере…)

31. Особенности бухгалтерского учета в организациях торговли и совершенствование порядка учета (на примере…)

32. Организация бухгалтерского учета бюджетной организации и совершенствование системы учета (на примере…)

II . УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (В ОРГАНИЗАЦИЯХ)

1. Анализ особенностей управленческого учета и совершенствование его организации на предприятии (на примере…)

2.Учет, анализ и оценка уровня издержек в системе управленческого учета предприятия (организации) (на примере…)

3.Учет производственных затрат по элементам, их анализ и оценка в системе управленческого учета предприятия (организации) (на примере…)

4.Особенности калькулирования себестоимости в системе управленческого учета предприятия (организации) и анализ путей ее снижения (на примере…)

5. Порядок формирования и учета сметы издержек центров ответственности предприятия (организации) (на примере…)

6. Порядок учета и планирования доходов и издержек по центрам ответственности предприятия (организации) (на примере…)

7. Особенности анализа и планирования прибыли на основе метода директ-костинг предприятия (на примере…)

8. Характеристика возможностей метода директ-костинг в процессе принятия управленческих решений предприятия (на примере…)

9. Порядок и основные этапы формирования сводного бюджета предприятия (организации) в системе управленческого учета (на примере…)

10. Порядок формирования операционного бюджета предприятия (организации) в системе управленческого учета (на примере…)

11. Порядок формирования финансового бюджета предприятия (организации) в системе управленческого учета (на примере…)

12. Порядок формирования бюджета денежных средств предприятия в системе управленческого учета (на примере…)

13. Порядок формирования и анализ внутрихозяйственной отчетности в управленческом учете предприятия (организации) (на примере…)

14. Анализ организации налогового учета предприятия (на примере…)

15. Оценка производственного и финансового левериджа предприятия (на примере…)

III . КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ), ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Оценка методики комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия (организации) (на примере…)

2. Оценка и совершенствование организации комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия (организации) (на примере…)

3. Анализ, оценка и совершенствование информационного обеспечения комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия (организации) (на примере…)

4.Особенности организации и информационного обеспечения экономического анализа на предприятиях железнодорожного транспорта (на примере…)

5. Реализация системного подхода к анализу хозяйственной деятельности филиалов ОАО «РЖД» (на примере… железной дороги- филиала ОАО «РЖД»)

6. Характеристика и совершенствование видов анализа хозяйственной деятельности филиалов ОАО «РЖД» (на примере… железной дороги – филиала ОАО «РЖД»)

7.Характеристика особенностей организации внутрихозяйственного анализа предприятий железнодорожного транспорта (на примере…)

8. Характеристика особенностей организации межхозяйственного анализа предприятий железнодорожного транспорта (на примере…)

9. Анализ производства и реализации продукции промышленного предприятия (промышленного предприятия железнодорожного транспорта) и резервов их роста (на примере…)

10. Анализ уровня и резервов эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (организации) (на примере…)

11. Анализ эффективности использования средств на оплату труда предприятия (организации) (на примере…)

12. Анализ и совершенствование системы оплаты труда предприятия (организации) (на примере…)

13. Анализ уровня и резервов роста эффективности использования основных фондов предприятия (организации) (на примере…)

14. Анализ уровня и резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов предприятия (организации) (на примере…)

15. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок на предприятиях железнодорожного транспорта, оценка резервов их сокращения (на примере…)

16. Анализ себестоимости промышленной продукции и определение резервов ее снижения (на примере…)

17. Анализ и резервы роста балансовой прибыли предприятия (на примере…)

18. Анализ уровня и резервов роста финансовых результатов от реализации продукции предприятия (на примере…)

19. Анализ рентабельности деятельности предприятия и факторы ее повышения (на примере…)

20. Анализ прибыли и рентабельности подсобно-вспомогательной деятельности предприятий железнодорожного транспорта и факторы ее роста (на примере…)

21. Особенности анализа прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов (на примере…)

22. Оценка уровня доходов и расходов организации (предприятия) и анализ резервов их положительной динамики (на примере...)

23. Анализ эффективности распределения и использования прибыли предприятия (организации) (на примере…)

24. Анализ и совершенствование финансовой отчетности предприятия (организации) (на примере…)

25. Анализ и оценка финансового состояния предприятия как фактор повышения его устойчивости (на примере…)

26. Оценка и основные направления повышения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия (организации) (на примере…)

27. Анализ уровня ликвидности предприятия как фактора роста его финансовой устойчивости (на примере…)

28. Анализ имущественного положения предприятия (организации) и оценка эффективности использования его активов (на примере…)

29. Анализ эффективности использования оборотных активов предприятия (организации) и оценка резервов ее роста (на примере…)

30. Анализ и оценка показателей оборачиваемости запасов товарно-материальных ценностей предприятия и факторов ускорения оборачиваемости (на примере…)

31. Анализ и повышение эффективности привлечения дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (на примере…)

32. Анализ уровня и эффективности использования денежных средств предприятия (организации) (на примере…)

33. Оценка эффективности денежного оборота предприятия (организации) и основные направления ее роста (на примере…)

34. Анализ эффективности использования внеоборотных активов предприятия (организации) и оценка резервов ее роста (на примере…)

35. Анализ источников финансирования хозяйственной деятельности и факторов роста эффективности использования капитала предприятия (организации) (на примере…)

36. Анализ рентабельности активов и капитала предприятия и оценка факторов ее повышения (на примере…)

37. Оценка организации финансового планирования как фактор эффективного управления деятельностью предприятия (организации) (на примере…)

38. Анализ и совершенствование системы финансового планирования деятельности предприятия (организации) (на примере…)

39. Финансовое прогнозирование как инструмент определения перспектив развития предприятия (организации) (на примере…)

40. Бизнес-планирование как инструмент управления финансами предприятия (организации) (на примере…)

41. Бюджетирование в системе финансового планирования и управления финансами организации (на примере…)

42. Анализ функционирования платежного баланса в условиях внедрения системы бюджетирования деятельности филиалов ОАО «РЖД» (на примере…железной дороги – филиала ОАО «РЖД»)

43. Совершенствование порядка формирования платежного баланса и организации контроля за его исполнением (на примере … железной дороги – филиала ОАО «РЖД»)

IV . АУДИТ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

1. Аудит отчетности экономического субъекта (на примере…)

2. Аудит учета основных средств и нематериальных активов предприятия (на примере…)

3. Аудит учета производственных запасов предприятия (на примере…)

4. Аудит учета кассовых операций предприятия (на примере…)

5. Аудит учета расчетов с подотчетными лицами (на примере…)

6. Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия (организации) (на примере)

7. Аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда (на примере..)

8. Аудит выпуска, отгрузки и реализации продукции предприятия (на примере…)

9. Аудит учета финансовых результатов и их использования (на примере…)

V . НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Совершенствование организации налогового учета предприятия (организации) (на примере…)

2. Организация налогового планирования на предприятии (на примере…)

3. Бухгалтерский учет и анализ налога на добавленную стоимость предприятия (организации) (на примере…)

4. Бухгалтерский учет и анализ налога на прибыль предприятия (организации) (на примере…)

5. Особенности формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в системе бухгалтерского и налогового учета (на примере…)

6. Бухгалтерский учет и анализ единого социального налога предприятия (организации) (на примере…)

7. Бухгалтерский учет и анализ подакцизных товаров и акцизов предприятия (организации) (на примере…)

8. Бухгалтерский учет и анализ исчисления налога на имущество организаций (на примере…)

9. Анализ особенностей применения упрощенной системы налогообложения предприятий (организаций) (на примере…)

10. Анализ системы налогообложения субъектов малого бизнеса как фактор оптимизации их деятельности (на примере…)

VI . ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ

1. Организация и совершенствование бухгалтерского учета в Дорожном центре внедрения Куйбышевской железной дороги – филиале ОАО «РЖД» в условиях реформирования железнодорожного транспорта

2. Организация и совершенствование управленческого учета и анализ затрат в системе управленческого учета предприятий железнодорожного транспорта

3. Совершенствование организации движения денежных средств, полученных от перевозок и их направление на финансирование хозяйственных операций железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

4. Совершенствование экономического анализа и механизм формирования системы прогнозирования на базе ДЦФТО Куйбышевской железной дороги

Приложение 2

Заведующему кафедрой

«Бухгалтерский учёт, анализ и статистика»

От студента

(фамилия, имя, отчество)

Курс

отделение

Специальность

(номер и полное наименование)

З а я в л е н и е

Прошу утвердить мне тему дипломной работы

(наименование темы)

И утвердить руководителя работы

(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

Дата _______________________________

Подпись студента ___________________­_

С заявлением ознакомлен и согласен.

Научный руководитель___________________

Заведующий кафедрой_________________

Образец Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

КАФЕДРА

Бухгалтерский учёт, анализ и статистика

Допустить к защите в ГАК

Зав. кафедрой

«_____»______________ 20___г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему:

Анализ имущественного состояния и структуры источников

финансирования (на примере промышленного предприятия ОАО "Волгакабель")

Руководитель проекта

( Первов П.А. )

Основной консультант

( )

Консультант по эконом, части

( )

Консультант по охране труда

( Скачкова Е.А. )

Консультант по чрезвычайным ситуациям

( Оськин А.И. )

Консультант по патентному поиску

( )

Консультант по ВТ

( )

Консультант

( )

Нормоконтроль

( Дворникова Е.В. )

Студент

( Клещева Т.В. )

Рецензент

( Бузулуцкая М. В. )

г. Самара

Приложение 4

6. Консультанты по проекту (работе, с указанием относящихся к ним разделов проекта)

Раздел

Консультант

Подпись, дата

Задание выдал

Задание принял

ГО и ЧС

Безопасность жизнедеятельности

Оськин А.И.

Скачков Е.А .

7. Дата выдачи задания

Руководитель ___________________________

(подпись)

Задание принял к исполнению ____________________________

(подпись)

Образец Приложение 5

календарный план

№ п/п

Наименование этапов

дипломного проекта (работы)

Срок выполнения этапов проекта (работы)

Примечание

1.

Сбор исходных данных

01.12.04 – 10.12.04

2.

Введение

10.12.04 – 16.12.04

3.

Анализ имущественного состояния

16.12.04 – 24.12.04

предприятия

4.

Анализ движения и оценка

24.12.04 – 12.01.05

эффективности оборотных средств

5.

Анализ движения денежных средств

12.01.05 – 23.01.05

6.

Общая оценка эффективности

23.01.05 – 30.01.05

использования оборотных средств

7.

Анализ структуры финансирования

30.01.05 – 09.02.05

8.

Анализ динамики состава и

09.02.05 – 19.02.05

структуры финансирования

9.

Сравнительный анализ кредитной и

19.02.05 – 27.02.05

дебиторской задолженности

10.

Безопасность и экологичность

27.02.05 – 05.03.05

проекта

11.

Оформление дипломной работы

05.03.05 – 20.03.05

студент-дипломник_____________________

Руководитель проекта ___________________

Образец Приложение 6

Форма представления раздела «Содержание»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

1.Содержание финансового анализа 8

1.1. Принципы организации финансового анализа 8

1.2. Цели и методы финансового анализа. 12

1.3. Задачи и источники информации анализа финансовых результатов 15

2. Учет финансовых результатов 17

2.1. Доходы и расходы организации и их классификация 17

2.2. Учет финансового результата от обычных видов деятельности 23

2.3. Порядок формирования и учета конечного финансового результата 25

3. Анализ финансовых результатов предприятия 29

3.1. Диагностика финансовых результатов. 29

3.2. Факторный анализ прибыли от продаж продукции, работ и услуг. 34

3.3. Анализ доходности работ 36

3.4. Анализ рентабельности капитала 41

3.5. Диагностика рентабельности использования производственных

ресурсов 51

3.6. Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению

ОАО «Стройдом» 55

4. Безопасность и экологичность проекта 61

4.1. Охрана труда 61

4.1.1. Эргономические требования к рабочему месту 64

4.2. Охрана окружающей среды 67

4.3. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях 69

Заключение 76

Список использованной литературы 81

Приложения 83

о бразец Приложение 7

Форма представления списка использованной литературы

Список использованной литературы

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия. М.: Дело и сервис, 2002, 256с.

2. Анализ экономики / Под ред. В.Е.Рыбалкина, М.: Международные отношения, 2003, 125с.

3. Андреев П. Обеспечение финансовой устойчивости с.-х. Предприятий // АПК: экономика, управление, 2002, №9, с. 69

4. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: Дело и сервис, 2002,169с.

5. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона, учебник для вузов, - М.: Высшая школа, 1996 – 207с.

6. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к основанию. – М: бухгалтерский учет, 2003.

7. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. Издание 4-е, переработанное и дополненное. - м.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2001.

8. Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет: Учебник /Под ред. П.С. Безруких. М.: Бухгалтерский учет, 2002.

9. Бринчук М.М. Право окружающей среды, М.: 1998г.

10. Бух. учет на производстве /А.М. Абашина, А.А. Маловский, М.Н. Симонова и др. – 24 изд., перераб. –М. Филинъ, 2003.

11. В.Н. Жуков. Учет финансовых результатов для целей налогообложения. // Бух. учет. - 2003 - № 12.

12. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учёт. – М.: Финансы и статистика, 2000.

13. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита. В 2-х частях: Учебное пособие. Ч1: основы бухгалтерского учета. –М: ПРИОР, 2001.

14. Гражданская оборона и предупреждение черезвычайных ситуаций / под ред. М.И. Фалеева, М.: - Институт риска и безопасности, 2000 – 328 С.

15. Гражданская оборона на железнодорожном транспорте/ под ред. И.И. Юрпольского, М.: Транспорт, 1997 – 272 с.

16. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1,2.

17. Егоров П.Т. Гражданская оборона, учебник для вузов, - М.: Высшая школа, 1997 – 303с.

18. Жевлакова Э.Н. Правовые проблемы охраны окружающей среды, М.: 2000г.

19. Зубрев И.И. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте- М.: 1992 –592 с.

20. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учёта № НФМ 14/110 от 13.11.2001г.

21. Камышанов П.И. и др.: Практическое пособие по бухгалтерскому учёту и аудиту. – М.- Элиста: АПП «Джангар», 2000.

22. Кирьенова З.В. теория бухгалтерского учета: учебник. – 2 изд.; перераб.. и дополнения – М: Финансы и статистика. 2003.

23. Князевский Б.А., Долин П.А. Охрана труда, М.: 1992 – 311с.

24. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учёта /Под ред.руковод. Департамента методологии бухгалтерского учёта и отчётности Минфина России А.С. Бакаева. – М.: Информ. агенство «ИПБ-БИНФА», 2001.

25. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.

26. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н., Экология, безопасность жизнедеятельности – М.: ЮНИТИ, 2000 – 447 с.

27. Международные и российские стандарты бухгалтерского учёта /Под ред. С.А. Николаевой. – М.: Аудиторская фирма «ЦБА», Аналитика-Пресс, 2001.

28. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды – М.: 1993 – 287 с.

29. Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учёт: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001.

30. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01 Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. №26н. (в редакции приказа Минфина России от 18 мая 2002г. №45).

31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий // Мн.: Новое издание, 2002. – 704с.

32. Сибарова Ю.Г. Охрана труда на железнодорожном транспорте – М.: Транспорт, 1991 – 287с.

33. СНиП 69/083 75 с. 86 М, 1980.

34. Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия //-2002 - № 9 – с. 22-30.

Библиографический список

1. ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам. – М.: Издательство стандартов, 1996. – 38 с.

2. Бурдюг З.М. Методические указания по прохождению преддипломной практики и выполнению дипломной работы для студентов дневной и заочной формы обучения специальности 021100 "Юриспруденция" / З.М. Бурдюг, В.В. Кириченко, Д.Л. Бурдюг – Хабаровск: ДВИМБП, 2001. – 45 с.

3. Вахрин П.В. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по финансовым и экономическим специальностям: Учебное пособие / П.И. Вахрин. – М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000. – 135 с.

4. Рожкевич О.В. Оформление письменных работ: Методические указания / О.В. Рожкевич. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001. – 30 с.

5. Чадаев, Е.Н. Подготовка и оформление дипломных работ / Е.Н. Чадаев, Е.П. Чадаева. – Хабаровск: ДВАГС, 2000. – 37 с.

6. Методические указания к дипломной работе для студентов по специальности «Финансы и кредит» - 060400/ Сост.: Н.П. Чипига, Н.А. Басина, Н.А. Алексеенко, А.В. Барчуков. – Хабаровск: ДВГУПС, 2002. – 39 с.