Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания

Федеральное агентство связи

ГОУ ВПО

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

И.В. Носова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Новосибирск

2010


ББК Ч11я73

Ксн., доцент Ирина Владимировна Носова. Культурология: Методические указания / СибГУТИ. – Новосибирск, 2010. – 33с.

Методические указания содержат авторскую программу курса с указанием основных дидактических единиц по каждой теме в соответствии с государственным стандартом высшей школы, вопросы для обсуждения, литературу, которая может быть использована при написании письменной работы, темы контрольных работ и требования к их написанию.

Кафедра философии и истории

Рецензент: к.с.н. Д.А. Метелкин

Для студентов заочного обучения всех специальностей

Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве методических указаний.

©Сибирский государственный университет

Телекоммуникаций и информатики, 2010 г.


Оглавление

Стр.

Введение……………………………………………………………………………..4

Программа курса…………………………………………………………………….6

Тема 1. Предмет культурологии……………………………………………………7

Тема 2. Типология мировой культуры……………………………………………..8

Тема 3. Особенности первобытного типа культуры..……………………………..9

Тема 4. Культура Древних цивилизаций………………………………………….10

Тема 5. Культура Древнего Египта…………………………………………….….11

Тема 6. Культура Древней Индии…………………………………………………12

Тема 7. Культура Древнего Китая…………………………………………………14

Тема 8. Культура латиноамериканских цивилизаций……………………..……..15

Тема 9. Культура античности…………………………………………………..….15

Темя 10. Культура западноевропейского Средневековья………………………..17

Тема 11. Культура западноевропейского Возрождения и Реформации…….…..18

Тема 12. Культура Нового времени……………………………………………….19

Тема 13. Арабо-мусульманская культура……...…………………………………21

Тема 14. Культура 20 века……………………………………...………………….22

Домашнее задание………………………………………………………………….24

Темы контрольных работ………………...…………………...……………………25

Требования к контрольным работам………………..…………...……..…………26

Список учебной литературы………………………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Сущность культурологии. Культурология является концептуализированной рефлексией феномена культуры и включает в себя как теоретический срез – построение инвариантных моделей культуры, так и исторический – показ реального процесса развития культуры, функционирования ее стереотипов, образов, миросозерцании, норм, ее регулирующих. Как только исследователь переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к ее категориальному философскому осмыслению, теории культуры, которая стремится выявить то нормативное, что обеспечивает единство общечеловеческой культуры.

Понятие «культура» является центральным в культурологии. В наше время небывалого научно-технического прогресса и социальных проблем вопросы культуры приобретают первостепенное значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития и стабильности общества. Сознательное участие человека в общественных преобразованиях требует от него серьезной культурологической подготовки.

Итак, культурология представляет собой интегративную область знаний, имеющую своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации. Она изучает человека в контексте его культурного существования, т. е. в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен.

Смысл изучения культурологии. По нашему мнению, современная культурология, занимая в системе высшего образования особое место, должна следовать лучшим традициям – как западным, так и отечественным. Культурология призвана помогать человеку формировать свой особенный взгляд на место в культуре, культурное многообразие, богатство мира; создавать (в языке, искусстве, науке) собственный универсум – "символическую вселенную", которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать человеческий опыт, а также обретать индивидуальность через приобщение к космосу культуры.

Изучение культурологии позволяет человеку видеть в истории культуры не только нагромождение эмпирических фактов, но выявлять закономерности исторического развития человека и культуры, в которой обретает свое выражение творческий характер личности.

Основной целью настоящего курса является общая инкультурация личности студента, ее введение в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений как исторических, так и современных сообществ, а также в систему языков и методов социальной коммуникации.

К задачам, при помощи которых достигается указанная цель, относятся:

- уяснение места изучаемого курса в системе гуманитарных дисциплин, специфики его объекта и предмета, основных разделов, истории формирования;

- формирование представлений об основных культурологических школах, направлениях и теориях;

- понимание и умение объяснить феномены культуры и цивилизации, оперируя основными понятиями и категориями изучаемой дисциплины;

- знание форм и типов культур и цивилизаций, основных культурно-исторических центров и регионов мира, истории и закономерностей их функционирования и развития; знание основ использования культурного наследия и приобретение опыта его активного освоения.

ПРОГРАММА КУРСА

1. Лекционный курс (10 часов)

Тема лекции

часы

Тема 1. Предмет культурологии

1

Тема 2. Типология мировой культуры

0,5

Тема 3. Особенности первобытного типа культуры

1

Тема 4. Культура Древних цивилизаций

0,5

Тема 5. Культура Древнего Египта

0,5

Тема 6. Культура Древней Индии

0,5

Тема 7. Культура Древнего Китая

0,5

Тема 8. Культура латиноамериканских цивилизаций

0,5

Тема 9. Культура античности

1

Темя 10. Культура западноевропейского Средневековья

1

Тема 11. Культура западноевропейского Возрождения и Реформации

1

Тема 12. Культура Нового времени

1

Тема 13. Арабо-мусульманская культура

0,5

Тема 14. Культура 20 века

0,5

ИТОГО

10

2. Практические занятия (4 часа)

Защита контрольных работ

ТЕМА 1. Предмет культурологии (1 час)

Место культурологии в системе гуманитарного знания. Структура и состав культурологического знания. Предмет и объект культурологии. Законы и методы культурологии. Этимология термина «культура». Соотношение западного и восточного понимания культуры. Сущность культуры.

История формирования знаний о культуре: начальная рефлексия феномена культуры в античности и средневековье, складывание основных концепций культуры в Новое и Новейшее время, выделение культурологии в самостоятельную дисциплину. Основные культурологические школы и направления. Определения культуры.

Соотношение культуры и цивилизации. Эволюция понятия «цивилизация». Типология цивилизаций. Генезис культуры. Процессы, формирующие культуру. Субъект культуры. Структура культуры. Понятие культурного ядра и периферии. Типология культур: этническая и национальная, элитарная, народная и массовая. Функции культуры. Язык и символы культуры. Типы знаковых систем и понятие культурного кода. Механизмы трансляции культуры.

Вопросы для обсуждения

1. Генезис культурологического знания

2. Культурологические школы

3. Языки и символы культуры

4. Культура, природа, личность

Литература

1. Антология культурологической мысли. – М., 1996

2. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. – М., 1992

3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. – М., 1981

4. Гумбольд В. Язык и философия культуры. – М., 1985

5. Ерасов Б.С. Социальная Культурология. – М., 1994

6. История культурологии: Идеи и судьбы. – СПб., 1996

7. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000

8. Кузнецова Т.Ф. Культура: Теории и проблемы. – М., 1995

9. Культура, человек и картина мира. – М., 1987

10. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983

11. Межуев В.М. Актуалные проблемы теории культуры. – М., 1983

12. Михайлов А.В. Языки культуры. – М., 1994

13. Морфология культуры: структура и динамика / ред. Орлова Э.А. – М., 1994

14. Парсонс Т. Человек в современном мире. – М., 1985

15. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. – М., 1994

16. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век: Антология. – М., 1995

17. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. – М., 1990

18. Сорокин П. Социокультурная динамика. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992

19. Философия культуры: становление и развитие. – СПб., 1998

20. Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1995

21. Чебоксаров А.А., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. – М., 1984

22. Человек и социокультурная среда. – М., 1994

23. Шевченко А.К. Культура. История. личность. Введение в философию поступка. – Киев, 1991

ТЕМА 2. Типология мировой культуры (0,5 часа)

Понятие исторического времени. Линейный и нелинейный подходы к периодизации культуры. Линейный подход: теория общественно-экономических формаций К.Маркса, христианское представление о времени.

Понятие менталитета и его составляющие. Смена менталитета как основа смены исторических эпох.

Типология культур согласно линейному подходу:

1. Первобытная культура (40 тыс. до н.э. – 4 тыс.до н.э.)

Основа мировоззрения – магия.

2. Культура Древних цивилизаций (Египет, Междуречье, Индия, Китай) - 4 тыс. до н.э. - 1-ые вв. н.э. и Античности (Греция и Рим) 7 в. до н.э. - 5 в. н.э.

Основа мировоззрения – мифология.

3. Средневековая культура (Европа 5 в. н.э. - 14 в. н.э.)

Основа мировоззрения – монотеистические религии.

4. Культура Возрождения (Европа 13/14 в. -16/17 в.)

Основа мировоззрения - изобразительное искусство.

5. Культура Нового времени (17 в. - 19 в.)

Основа мировоззрения – наука.

6. Культура Новейшего времени (с 20 в.)

Нелинейный подход. Культурная дихотомия: Восток и Запад. Концепция «серединных» и специфических культур. Цивилизационный и культурно-исторический подходы к типологии культуры. Теории Шпенглера, Тойнби, Данилевского и понятие локальной культуры, концепции локальных цивилизаций. Россия в мировой культуре: ее роль, место и значение. Русский культурный архетип. Тенденции культурной универсализации в современном мировом сообществе.

Вопросы для обсуждения

1. Подходы к периодизации культуры

2. Концепция осевого времени К. Ясперса

3. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Литература

1. Антология культурологической мысли. – М., 1996

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991

4. Западная Европа и культурная экспансия «американизма». – М., 1986

5. Ерасов Б.С. Социальная Культурология. – М., 1994

6. История культурологии: Идеи и судьбы. – СПб., 1996

7. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000

8. Конрад Н.И. Запад и Восток. – М., 1966

9. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. – М., 1991

10. Россия и Запад: Диалог или столкновение культур. – М., 2000

11. Философия культуры: становление и развитие. – СПб., 1998

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994

ТЕМА 3. Особенности первобытного типа культуры (1 час)

Понятие первобытности, дискуссии о его месте в человеческой истории. Периодизация первобытной культуры. Проблема антропогенеза: теория эстафеты и теория одновременного существования видов. Отличительные характеристики homo sapiens: прямохождение, речь и мышление. Условия формирования и развития первобытного типа культуры. Неолитическая революция и ее значение для развития человека. Характерные черты первобытной культуры, структурные элементы и их характеристика.

Особенности первобытного мышления: синкретичность, оборотничество, сопричастность, символичность. Роль языка и мифа в первобытной культуре. Предпосылки возникновения религии в первобытном обществе. Ранние формы религии: анимизм, тотемизм, магия. Ранние формы социального регулирования: табу и ритуал. Инициализация и процесс социализации в первобытном обществе.

История открытия первобытного искусства. Теории происхождения искусства. Виды первобытного искусства: наскальная живопись, каменные скульптуры, глиняная посуда, культовые сооружения. Основные сюжеты первобытного искусства: изображение зверя и человека, «палеолитические Венеры» и фаллический культ, орнамент. Функции первобытного искусства.

Элементы первобытности в культуре современного мира. Шаманизм как отголосок первобытной культуры.

Вопросы для обсуждения

1. Проблемы периодизации первобытной культуры

2. Особенности первобытного мышления

3. Первобытные верования

4. Первобытное искусство

Литература

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990.

2. Заболотных В.А. Эхо тысячелетий: История человечества от его животных предков до возникновения древнейших цивилизаций. – СПб, 1994.

3. Заболотных В.А. Человек Разумный. – СПб, 1996.

4. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1983.

5. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. – М, 1990.

6. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.

7. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

8. Минделл А. Дао Шамана: путь тела сновидения. – Киев, 1996.

9. Морган Л.Г. Древнее общество. – Л., 1934.

10. Происхождение вещей: Очерки первобытной культуры. – М., 1995

11. Ранние формы искусства. – М., 1972.

12. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. – М., 1989.

13. Сидоров Е.С. Шаман: человек и религия. – Якутск, 1994.

14. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. – М., 1989.

15. Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М., 1972.

16. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985

17. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

18. Тимофеев Т.Н. Тайны сибирских шаманов. – Сургут, 1996.

19. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

20. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., 1986.

21. Фролов Б.А. Первобытная графика Европы. – М., 1992.

ТЕМА 4. Культура Древних цивилизаций (0,5 часа)

Периодизация Древних цивилизаций:

Египет (3500-332 гг. до н.э.)

Междуречье - Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия (3000-539 гг. до н.э.)

Индия (2500-200 гг. до н.э.)

Китай (1100-220гг. до н.э.)

Возникновение древнейших цивилизаций. Особенности географического положения. Древний Восток как социокультурный и цивилизацнонный феномен. Основы Древних цивилизаций: ирригация, централизация, письменность, города, наука. Специфические черты: правитель-жрец, бюрократия, рабство, ритуализация жизни, коллективное сознание. Художественные и эстетические особенности культур Древнего Востока.

Определение мифа и мифологии. Мифологическая картина мира. История изучения мифов. Типология мифологии: космогонические, космологические, антропогонические этиологические, эсхатологические мифы, мифы о героях. Мифологическое представление о времени и пространстве.

Вопросы для обсуждения

1. Общее и различное в культурах древних цивилизаций

2. Специфика древних цивилизаций

3. Мифологическая картина мира и современность

Литература

1. Бадж Э.А.У. Египетская религия; Египетская магия. – М., 1996.

2. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. – М., 1986.

3. В преддверии философии. – М, 1984.

4. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. – М., 1989.

5. Древние цивилизации. – М., 1989.

6. Древние цивилизации Востока. – Ташкент, 1986.

7. Древние цивилизации. От Египта до Китая. - М., 1997.

8. Египетская книга мертвых //Наука и религия. – 1990. – № 1 – 10.

9. Жак К. Египет великих фараонов: История и легенда. – М., 1992.

10. Замаровский В. Их величества пирамиды. – М., 1986.

11. Керам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1994.

12. Клягин Н.В. Происхождение цивилизаций. – М., 1996.

13. Культура Древнего Египта. – М., 1976.

14. Ламберг-Карловски К., Саблов Д. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. – М., 1992.

15. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Земля Древнего Двуречья. – М., 1986.

16. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. – М., 1996.

17. Мифы народов мира. – М., 1997.

18. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.

19. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. – СПб, 1993.

20. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

21. Шмелев И.П. Феномен Древнего Египта. – Минск, 1993.

22. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., 1986.

23. Эдаков А.В. История первобытности и древневосточных цивилизаций. – Новосибирск, 1997.

24. Элебрахт П. Трагедии пирамид: 5000 лет разграбления египетских усыпальниц.– М., 1984.

ТЕМА 5. Культура Древнего Египта (0,5 часа)

Особенности географического положения Древнего Египта. Периодизация истории: Древнее (3 тыс.лет. до н.э.) , Среднее (к. 3 – н. 2 тыс.лет. до н.э.) и Новое (2 тыс.лет до н.э.) царства.

Источники изучения истории и культуры Древнего Египта (тексты пирамид, тексты саркофагов, книга мертвых, античные авторы) и их специфика.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Древнего Египта. Полифункциональность богов. Противоречивость в их характере и образе. Правила изображения богов. Символика. Тотемические представления в изображениях богов. Наличие абстрактных богов (Ху-воля, Сиа-разум, Сихем-энергия, Хех-вечность). Тип взаимоотношения богов и людей. Философский характер изложения мифа, поэтичность. Представление о структуре мира в Древнем Египте: троичная структура – Небо, Земля, Подземный мир. Основные боги: Ра, Нут, Шу, Геб. Миф о путешествии Ра в небесной ладье. Земледельческий культ: мифы об Осирисе, Исиде, Сете и Горе. Представления о загробном мире: Дуат – царство мертвых, суд Осириса, загробный мир Иару. Представления о душе. Назначение мумификации. Пирамиды.

Вопросы для обсуждения

1. Загадка египетских пирамид

2. Архитектура древнего Египта

3. Изобразительное искусство древнего Египта

Литература

1. Бадж Э.А.У. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1996.

2. Богословский Е. Древнеегипетские мастера. – М., 1983

3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. – М., 1989.

4. Египетская книга мертвых //Наука и религия. – 1990. – № 1.

5. Жак К. Египет великих фараонов: История и легенда. – М., 1992.

6. Замаровский В. Их величества пирамиды. – М., 1986.

7. История искусства зарубежных стран. – М., 1980.

8. Керам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1994.

9. Корнеев С.М. Древний Египет. – М., 1991.

10. Косидовский З. Когда солнце было богом. – М., 1991.

11. Культура Древнего Египта. – М, 1976.

12. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. – М., 1996.

13. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М., 1994.

14. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. – СПб, 1993.

15. Шмелев И.П. Феномен Древнего Египта. – Минск, 1993.

16. Целар К. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.

17. Элебрахт П. Трагедии пирамид: 5000 лет разграбления египетских усыпальниц.– М., 1984

ТЕМА 6. Культура Древней Индии (0,5 часа)

Периодизация культуры Древней Индии:

1. Древнейший доарийский период (сер. 3-сер.2 тыс. до н.э.)

2. Ведический период (сер.2-сер.1 тыс.до н.э.)

3. Буддийский период (6-З вв. до н.э.)

4. Классический (2 в. до н.э. - 5 в. н.э.).

Хараппская цивилизация: государство, города, ирригационные системы, письменность, художественная культура.

Нашествие ариев. Веды – религиозные тексты ариев. Ведизм и его основные боги (Индра, Агни, Варуна, Сурья, Вишну)

1 тыс. до н.э. – трансформация ведизма в брахманизм. Три главных бога – воплощения абсолютной и неопределенной сущности, мировой души «Брахман»: Брахма, Вишну, Шива. Основные категории брахманизма: сансара, карма, нирвана. Варно-кастовая социальная структура и ее религиозное обоснование. Религиозно-философские школы и направления.

Возникновение буддизма. Легенда о принце Шакьямуни Гаутама. Основные постулаты буддизма: 4 благородные истины и восьмиричный путь.

Возникновение и особенности индуизма. Индийская архитектура, изобразительное искусство, литература, музыка.

Вопросы для обсуждения

1. Особенности искусства древней Индии.

2. Архитектура древней Индии.

3. Древнеиндийская литература.

4. Нравственные ценности буддизма и его мировое значение.

Литература

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.

3. Гачев Г.Д. Образы индий. – М., 1993.

4. Древняя Индия. Язык, культура, текст. – М., 1985.

5. Запад и Восток. Традиции и современность. – М., 1993.

6. Индийская культура и буддизм. – М., 1972.

7. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. – СПб., 1996.

8. Корнев В.И. Буддизм. – М, 1993.

9. Кочетов А.Н. Буддизм. – М., 1983.

10. Невелева С.Л. Махабхарата. Изучение древнеиндийского эпоса. –М, 1991.

11. Неру Дж. Открытие Индии. – М., 1989.

12. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. – М., 1991.

13. Сидоров В.С. Художественная культура Индии. – М., 1972.

14. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. – М., 1985.

15. Туляев СИ. Искусство Индии. – М., 1988.


ТЕМА 7. Культура Древнего Китая (0,5 часа)

Географическое положение Китая и происхождение названия. Особенности периодизации истории Китая. Историк Сыма Цянь.

Династия Шань-Инь (16-11 вв. до н.э.). Образование централизованного государства в долине р.Хуанхэ. История возникновения иероглифической письменности.

Династия Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Господство представлений о первоначалах Ян-Инь и вечном космическом движении. Формирование религиозно-философских учений даосизма и конфуцианства. Основатель даосизма и его взгляды. Идея Дао. Конфуций: жизнь и деятельность. Социальная целесообразность как основа конфуцианства.

Династии Цинь и Хань (230 г до н.э.-220 г. н.э.). Император Цинь Шихуанди и объединение страны. Великая китайская стена и Великий шелковый путь. Изобретения мирового масштаба (бумага, ксилография, порох, фарфор и т.д.)

Эпоха 6-ти династий (3-6вв.н.э.). Распространение буддизма. Секта Чань и ее основные концепции. Влияние буддизма на архитектуру, изобразительное искусство и поэзию Китая.

Вопросы для обсуждения

1. Конфуцианство как учение о социуме.

2. Система образования в древнем Китае.

3. Садово-парковое искусство Китая и его философия.

4. Особенности архитектуры и изобразительного искусства Китая.

5. Китайская поэзия.

Литература

1. Буланже П.А. Будда. Конфуций, Жизнь и учение. – М., 1995.

2. Виноградова И.А. Искусство средневекового Китая. – М., 1962

3. Древнекитайская философия. В 2-х ч. – М., 1994.

4. Древние культуры Китая. – Н-ск., 1985.

5. Китайская пейзажная живопись. – М., 1972.

6. Конрад Н.И. Запад и Восток. – М., 1972.

7. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – 2000.

8. Малявин В.В. Конфуций. – М., 1992.

9. Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

10. Соколов-Ремизов С.Н. Литература – каллиграфия – живопись. – М., 1985.

11. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. – Новосибирск, 1995.

12. Лу Куань Юй. Доасская йога, алхимия и бессмертие. – СПб., 1993.

ТЕМА 8. Культура латиноамериканских цивилизаций (0,5 часа)

Культура латиноамериканских цивилизаций - неотъемлемая часть мировой культуры. Специфика и закономерности в развитии латиноамериканских цивилизаций по отношению к европейским.

Доколумбова эпоха. Культура древнейших цивилизаций центральных Анд: культура Чавин - праматерь перуанской цивилизации, культуры Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако. Культура древнейших государств Месоамерики. Ольмекская культура. Классовые общества майя, теотиуакан. Культура Древних государств на американском континенте: империя инков, государственность майя, царство ацтеков.

Встреча культур. Сопоставление культур завоевателей и коренных жителей. Взаимодействие и синтез европейских культур с латиноамериканскими. Культура колониальных империй. Роль католичества в формировании новых местных культур. Влияние европейских событий XVI- XVII вв. на развитие культуры в Америке.

Роль латиноамериканских культур в мировой культуре.

Вопросы для обсуждения

1. Религиозные представления майя.

2. Религиозные представления инков.

3. Религиозные представления ацтеков.

Литература

1. Аргульес X. Фактор майя: Внетехнологический путь. Киев, 1998.

2. Гуляев В. И. Древние майя: Загадки погибшей цивилизации. М., 1983.

3. Зубрицкий Ю. А. Встреча миров: Открытие и сокрытие Америки. М, 1992.

4. Кейзер Р. Тайны жрецов майя и ацтеков: Предсказания на тысячелетия. М., 1997.

5. Керам К. В. Первый американец: Загадка индейцев доколумбовой эпохи. М, 1979.

6. Никсон Г. Инки. Сказание о погибших народах. М, 1998.

7. Открытие Америки продолжается. СПб., 1994.

8. Очерки по культурной антропологии американского города. М., 1997.

9. Развитие цивилизации в Новом Свете. М, 2000.

10. Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985.

ТЕМА 9. Культура античности (1 час)

Периодизация античной культура: Древняя Греция (2 тыс.лет. до н.э. – сер. 2 в. до н.э.) и Древний Рим (8 в. до н.э. – 476 г. н.э.). Понятие об античности и античной культуре как основе европейской цивилизации.

Формирование самобытной культуры в крито-микенский период. Гомеровский период и упадок культуры. Особенности греческой мифологии.

Архаический период: колонизация, письменность, естественные науки. Античный полис как уникальное явление. Афины и Спарта. Демократия. Формирование философско-логического понимания мира. Агонистичность как основа культуры. Развитие литературы, архитектуры, скульптуры.

Классический период и «греческое чудо». Социально-культурная деятельность Перикла. Поиски идеала красоты и гармонии в искусстве. Возникновение театра. Философские школы. Мировосприятие человека в античном обществе. Художественный мир античной культуры.

Эллинская и римская античность. Походы Ал. Македонского и распространение греческой культуры. Синтез греческой и восточной культур. Преемственность и своеобразие римской культуры. Боги и культы римлян. Ораторское искусство, театр, гладиаторские бои. Возникновение христианства.

Вопросы для обсуждения

1. Мифология Греции и Рима: общее и отличное.

2. Древнегреческий театр и литература.

3. Римская зрелищная культура.

4. Античная архитектура и скульптура.

Литература

1. Античность как тип культуры. – М., 1988.

2. Античная цивилизация. – М., 1973.

3. Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992.

4. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

5. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.

6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

7. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. – М., 1995.

8. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. – СПб, 1995.

9. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.

10. Дройзен И.Г. История эллинизма. – СПб., 1997.

11. Замаровскии В. Боги и герои античных сказаний. – М., 1994.

12. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.

13. Левек П. Эллинистический мир. – М., 1989.

14. Культура Древнего Рима. В 2 т. – М., 1985.

15. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.

16. Кун Н.А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. – М., 1996.

17. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М., 1996.

18. Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. Л., 1981.

19. Петров М.К. Античная культура. – М., 1997.

20. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1982.

21. Чубова А.П., Конькова Л.И., Давыдова Л.И. Античные мастера: Скульпторы и живописцы. – Л., 1986.

22. Эллинизм: экономика, политика, культура. – М., 1990.

ТЕМА 10. Культура западноевропейского Средневековья (1 час)

Происхождение термина «средние века». Периодизация средневековья:

1. Раннее (5-9 вв.)

2. Классическое (10-13вв.)

3. Позднее (14-16 вв.)

Истоки средневековой культуры: деление римской империи на Восточную и Западную, нашествие варваров и падение Западной Римской империи, Великое переселение народов, образование ранних европейских государств.

Христианство как духовный стержень средневековой культуры: происхождение, основные ценности, социокультурные факторы превращения в мировую религию, формирование Церкви. Раскол: православие и католицизм.

Две точки зрения на средневековье:

1) «темная ночь в истории человечества» (упадок городов, античной культуры, кровавые войны, варварская дикость, гнет христианства, инквизиция)

2) начало расцвета европейской культуры (формирование основ европейской культуры, христианские идеи свободы, равенства и нравственности, города и городская демократия, университеты и книгопечатание)

Дуалистичность мира в восприятии средневекового человека. Время в сознании средневекового человека. Символизм средневекового мышления. Жизнь и смерть в средние века. Средневековое образование и наука. Рыцарская и карнавальная культура. Романтика и готика – великие художественные стили средневековой европейской культуры.

Вопросы для обсуждения

1. Система образования и воспитания в средневековой культуре.

2. Рыцарская культура.

3. Феномен инквизиции.

4. Символы средневековья

Литература

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

2. Городская культура: Средневековье и начало нового времени. – Л., 1986.

3. Громыко А.А. Рыцарские обряды. – М., 1988.

4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры – М., 1984.

5. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

6. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.

7. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского Средневековья. – М., 1987.

8. Историко-культурные основы европейской цивилизации. – М., 1992.

9. Карсавин Л.П. История Европейской культуры. – СПб., 1995.

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

11. Литература Западной Европы раннего и зрелого Средневековья //История всемирной литературы. Т.2. – М., 1984.

12. Лучицкая СИ. Культура и общество западноевропейского средневековья. – М., 1994.

13. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

14. Марков П.М. Рыцарство. – М., 1981.

15. Мепетинский Е.М. Средневековый роман. – М., 1983.

16. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жира в средневековой литературе – М., 1976.

17. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. – М., 1987.

18. Проблемы социальной истории и культуры средних веков раннего и нового времени. – СПб., 1996.

19. Свенцицкая И.О. Раннее христианство. Страницы истории. – М., 1987.

20. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

ТЕМА 11. Культура западноевропейского Возрождения. (1 час)

Границы Возрождения во времени и пространстве. Истоки ренессансной культуры: Ренессанс и античность, Ренессанс и средневековье. Ограниченность понимания Ренессанса как общеевропейской эпохи.

Формирование городской культуры. Гуманизм, антропоцентризм, эволюция политической морали и правосознание. Эволюция отношения к античности в итальянском Ренессансе: «гуманизация» христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянское Возрождение как эстетическая форма перехода к Новому времени. Великие географические открытия и переворот в самосознании.

Великая художественность Возрождения. Титаны эпохи Возрождения.

Три этапа культурной реформы Европы XIV-XVI вв.: южный, трансальпийский и северный. Северное Возрождение и его особенности. Основные представители.

Реформация. Протобуржуазные формы экономики. Новое понятие личности. Формирование бюргерской культуры. Понятие и направленность Реформации. Ее культурное значение. Духовная революция Мартина Лютера. Лютер и Эразм: гуманистические парадигмы эпохи. Т. Мюнцер и Ж. Кальвин – радикальная интерпретация Реформации. Англиканский компромисс. «Трудовая этика» протестантизма. Протестантизм как духовная основа менталитета потребительского общества.


Вопросы для обсуждения

1. Литература эпохи Возрождения.

2. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи.

3. Жизнь и творчество Рафаэля

4. Жизнь и творчество Микеланджело

Литература

1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. – М., 1990.

2. Аникст А.А. Творчество Шекспира. – М., 1963.

3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. – М., 1995.

4. Богат Е. Мир Леонардо. В 2 кн. – М., 1989.

5. Буркхардт Я.Б. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М., 1996.

6. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых архитекторов, ваятелей и зодчих. В 5 т. – М., 1993 – 1994.

7. Возрождение: гуманизм, образование, искусство. – Иваново, 1994.

8. Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. – М., 1986.

9. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. – М., 1984.

10. Искусство итальянского Ренессанса. – М., 2000.

11. Культура Возрождения и общество. – М., 1986.

12. Культура эпохи Возрождения и Реформация. – М., 1981.

13. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. – М., 1993.

14. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

15. Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М., 1996.

16. Ренессанс. Барокко, Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV – Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры. – М., 1987.

17. XVII вв. – М., 1968.

18. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – СПб., 1991.

19. Стам СМ. Корифеи возрождения: Искусство и идеи гуманистического свободомыслия – Саратов, 1991.

20. Поэты Возрождения. – М., 1955.

ТЕМА 12. Культура Нового времени (1 час)

Эпоха Абсолютизма. XVII век. Социальная трансформация общества. Проблемы идеологии, воспитания, науки. Предпосылки слияния науки и промышленности. Культура контрреформации.

Феномен политической экономии. Правовая мысль. Утопии. Английская революция как культурный феномен: этическая форма перехода к Новому времени. Индивидуальная ответственность и активизм как парадигма личности. «Век философов». Две модели сознания: "cogito" Декарта и "бездна" Паскаля.

Классицизм – единый общеевропейский стиль.

Просвещение. Философско-эстетические особенности эпохи просвещения: идеи Вольтера, Дидро и Руссо. Энциклопедизм как культурный феномен. Литература и музыка – эстетические доминанты века. Феномен авантюризма. Салон и клуб. Масонство и оккультизм. Морфологические особенности рококо. Эволюция классицизма. Сентиментализм. История и природа – новые мифы эпохи. Промышленная революция в Англии. Кризис рационализма и предреволюционная эпоха.

Великая французская революция. Революция как культурная эпоха и прафеномен новейшего времени. Историческая граница между дворянской и бюргерской культурой. Наполеон и наполеоновские войны – первые наброски тоталитарных моделей. От Наполеона к Священному союзу: новый облик Европы. Россия и Европа.

Западноевропейская культура XIX века. Социально-политические коллизии революционной эпохи и их влияние на развитие общественного сознания. Реорганизация системы образования и науки. Парламентаризм. Феномен терроризма. Рабочее движение. Кризис рационалистического гуманизма. Реформа культурной аксиологии в 40-х гг. Зарождение редукционизма: философия жизни, антропология, позитивизм, социализм. Идея иррационального базиса как исходная интуиция эпохи.

Феномен европейского романа. Психологизм и историзм. Расширение видового состава художественной культуры, синтез искусств и его философское обоснование. Революция импрессионизма. Экклектизм и неостили. Экспансия музыки.

Русская культура XVIII-XIX вв. Формирование русской национальной культуры. Культурное значение преобразований Петра I. Абсолютизм Екатерины II. Архитектура, живопись, театр. «Золотой век» русской литературы.

Вопросы для обсуждения

1. Нововременные утопии.

2. Стили и направления в искусстве.

3. Идейные течения 19 в.

Литература

1. Актуальные проблемы изучения истории Великой французской революции. – М., 1989.

2. Гайденко П.П. эволюция понятия науки (XVII-XV1II вв.). – М., 1987.

3. Гвардини Н. Конец Нового времени – Вопросы философии. 1990. № 4.

4. Европейское просвещение и французская революция XVIII века. – М., 1988.

5. Западноевропейская художественная культура XVIII в. – М., 1980.

6. Зомбарт В. Буржуа. – М., 1994.

7. Культура средних веков и Нового времени. – М., 1987.

8. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.

9. Монархия и народовластие в культуре Просвещения. – М., 1995.

10. Романовская Т. Б. Наука XIX-XX веков в контексте истории культуры. – М., 1995.

11. Россия и Европа: имперская культура. – М., 2000.

12. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. – М., 1996.

13. Человек эпохи Просвещения. – М., 1999.

ТЕМА 13. Арабо-мусульманская культура (0,5 часа)

Социально-культурные и географические предпосылки возникновения ислама. Мухаммед и история возникновения ислама. Течения ислама.

Коран его структура и основное содержание. Исламская мифология и картина мира. Этические и моральные нормы. Слияние религии и государства. Догматизм. 5 столпов веры: вера в Аллаха, 5-тикратная молитва, паломничество, пост, налог. Ислам и христианство: общее и отличное.

Шариат - неписаные нормы мусульман. Гендерный вопрос в мусульманском мире. Традиции, обряды и праздники.

Художественная культура ислама: архитектура, прикладное искусство, литература. Наука в исламском мире.

Ислам в современном мире: проблема исламского экстремизма и терроризма.

Вопросы для обсуждения

1. Поэзия и проза мусульманского мира.

2. Течения в исламе.

3. Женщина в исламской культуре.

Литература

1. Абузяров Р.А., Туаева З.И. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. - Уфа, 1996.

2. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М., 1992.

3. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981.

4. Джаббаров СИ. Мифология Корана и ее земные корни. - Ташкент, 1990.

5. Еремеев А.Д. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М, 1990.

6. Искусство Востока: Проблемы эстетического своеобразия. - СПб., 1997.

7. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М, 1988 .

8. Джаббаров СИ. Мифология Корана и ее земные корни. Ташкент, 1990.

9. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М, 1988.

10. Мавдуди А.А. К пониманию ислама. - Новосибирск, 1995.

11. Очерки истории арабской культуры. 5-15 вв. - М., 1982.

12. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. - М., 1991.

ТЕМА 14. Культура 20 века (0,5 часа)

Социокультурная ситуация XX века. Основные тенденции общественного сознания, науки и искусства.

Первая мировая война как общеевропейский культурный кризис. Новый тип милитаризма как сознание и поведение. Эрозия гуманизма и демократических ценностей. Мотив "отчуждения", декаданс. Столкновение рационализма и неомифологии. Распад империй. Кризис классических структур западной цивилизации. Кризисные состояния XX века: становление, развитие и преодоление тоталитаризма как социокультурного феномена; глобальные проблемы.

Модернизм. Его идеология и вклад в мировую художественную культуру первой половины XX века. Основные стили и направления.

Европа второй половины XX века. Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Новые феномены: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, СМИ, транснациональный капитал, планетарная техника. Контркультура и молодежные движения. Коммерциализация авангарда.

Постмодернизм как форма существования европейской культуры второй половины XX века и его основные черты. Экуменизм и синкретизм религиозных движений. Неоконсерватизм. Правозащитное движение. «Зеленое» движение. Информационная революция и проблема глобализации. Мир на рубеже веков в поисках новых путей развития.

Культура России. Особенности русской культуры на стыке веков. Художественная культура «Серебряного века». Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России. Советская культура в 30-50-е годы. Идеологические установки государства по отношению к художественной культуре. Оттепель 60-х годов. Особенности культуры 70-80-х годов. Новые политические и культурные веяния: перестройка и постперестроечный период.

Вопросы для обсуждения

1. Феномен массовой культуры.

2. Глобальные проблемы современности.

3. Общественные и религиозные движения.

4. Новы направления в искусстве.

Литература

1. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984.

2. Западная Европа и культурная экспансия "американизма". – М., 1986.

3. Ивбулис В. Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстети­ческие поиски на Западе. – М., 1988.

4. Козловский П. Культура постмодерна. – М., 1997.

5. Миллс Ч. Властвующая элита. – М., 1959.

6. Рыбников В. К, Чукин С. Г. Постмодернизм в культуре и культура постмодерна // Символы в культуре. – СПб., 1992.

7. Ортеге-и-Гассет X. Избранные произведения. – М, 1997.

8. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М, 1991.

9. Современные творческие процессы и пути европейской культурной интеграции. – М., 1996.

10. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М, 1992.

11. Формы урбанизации // Американская социология / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 1972.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Уважаемы студенты!

Вы приступаете к выполнению домашнего задания по культурологии. Ваша задача, послушав установочные лекции, ознакомиться с тематикой дисциплины и написать контрольную работу (в виде реферата по одной из тем).

Для того чтобы выбрать тему контрольной работы, используя программу курса, внимательно ознакомьтесь с кругом проблем, которые входят в область изучения культурологии. Та тема, которая покажется наиболее интересной, может послужить основой для Вашей контрольной работы. Выбор темы осуществляется свободно, но должна не повторяться в группе. Список тем, по которым может быть выполнена контрольная работа, приведен ниже. Формулировать темы самостоятельно нежелательно, так как они могут относиться больше не к культурологии, а к смежным наукам, таким как философия, история и т.п.

Работа должна быть выполнена строго в соответствии с прилагаемыми ниже требованиями.

ДЛЯ ПРОПУСТИВШИХ УСТАНОВОЧНЫЕ ЛЕКЦИИ

Если Вы пропустили установочные лекции, то для лучшего понимания предмета самостоятельно изучите материалы по следующим вопросам и напишите ответы в тетради (1 вопрос = 1 лист). Для этого воспользуйтесь любым учебником из списка учебной литературы.

ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Что представляет собой культурология: предмет, объект, структура?

2. Что такое культура? Как изменялось содержание этого термина в разные эпохи?

3. Культура и цивилизация.

4. Виды и формы культуры.

5. Функции культуры.

ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

6. Исторические этапы развития культуры (периодизация, верования, образ жизни):

1) Первобытное общество;

2) Древние цивилизации (Египет, Индия, Китай);

3) Античность (Греция и Рим);

4) Средние века

5) Возрождение

6) Новое время

7) Мусульманская культура

8) Культура 20 века

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Рождение первобытной культуры.

2. Культура Древнего Египта.

3. Культура Древней Месопотамии.

4. Культура доколумбовой Америки.

5. Культура Древней Индии.

6. Буддизм и его роль в культуре Востока.

7. Культура Древнего Китая.

8. Культура Японии.

9. Восточные боевые искусства: спорт, искусство, философия.

10. Культура Древней Греции.

11. Культура Древнего Рима.

12. Культура Византии.

13. Духовные основы христианства.

14. Средневековая культура.

15. Рыцарская культура средневековья.

16. Ислам и образ жизни мусульманина.

17. Творчество титанов эпохи Возрождения.

18. Реформация и ее роль в культуре Европы.

19. Культура эпохи Просвещения.

20. Культура 19 века.

21. 20 в.: импрессионизм – революция в искусстве.

22. Постиндустриальное общество: проблема смены культурной парадигмы (модернизм и постмодернизм).

23. Проблема синтеза искусств в художественной культуре XX -XXI вв.

24. Тенденции и перспективы развития современной культуры.

25. Театр: от античности к современности.

26. Феномен массовой культуры.

27. Молодежные субкультуры и контркультуры.

28. Религиозные секты и их влияние на сознание человека.

29. Кино – искусство миллионов.

30. Религиозные верования дохристианской Руси.

31. Крещение Руси и особенности православной культуры.

32. Иконопись и ее роль в развитии древнерусской культуры.

33. Храмовое зодчество на Руси в эпоху средневековья.

34. Культурные преобразования в эпоху Петра 1.

35. Культура просвещенного абсолютизма в России.

36. «Серебренный век» в русской культуре.

37. Советский период развития культуры России.

38. Культура русского зарубежья.

39. Две столицы: история создания и отражение исторических эпох. (Москва и Санкт-Петербург).

40. Шаманизм и культура коренных народов Сибири.

ТРЕБОВАНИЯ

К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Образец титульного листа и оглавления контрольной работы

Введение (примерно на 1 стр.):

1).Обоснование выбора темы и ее актуальности.

2) Цель и задачи написания работы (Например, тема «Рождение первобытной культуры» – цель работы выяснить специфику первобытной культуры, задачи работы: 1) определить периодизацию первобытной культуры, осветить проблему происхождения человека; 2) выявить истоки формирования первобытной культуры; 3) описать формы первобытной культуры).

3). Анализ использованной литературы: что прочитано, основное содержание, положительные и отрицательные моменты (не менее 3-х источников в т.ч. можно использовать Интернет-ресурсы).

Основная часть – обязательно деление на пункты и подпункты, обозначенные в содержании, соблюдение логической последовательности, в тексте ссылки на источники, которые указаны в списке литературы. Например [3, с.45–58]. Обязательно (!) иллюстрации (не менее 10 для всей работы) к тому о чем пишите. Иллюстрации можно вынести и в приложение (страницы не нумеруются) с указанием к какой странице текста относится каждая иллюстрация и что на ней изображено. Так же необходимо сохранить иллюстрации в электронном виде для защиты работы на семинаре.

Заключение (1,5-2 стр.) : самая важная часть работы, в которой вы показываете усвоение материала по теме. Оно должно представлять собой основные выводы по каждому пункту работы согласно тем задачам, которые ставились во введении. Коротко своими словами (!) резюмируется, что рассмотрено в каждой из частей, какие результаты получены (1 пункт = 1 абзац). При защите контрольной работы на семинаре заключение служит планом-конспектом выступления.

Список литературы – указываете только те источники, которыми реально пользовались – книги, учебники, рефераты, сайты и т.д.

Общий объем работы:

- тетрадь на 18 листов или

- 19–23 рукописных листа формата А4 или

- 17–20 печатных листов формата А4 (14 шрифт, интервал 1, поля по 2 см, выравнивание по ширине)

Контрольная работа так же может быть выполнена в электронном виде в качестве презентации.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Презентация должна представлять собой 25-30 слайдов, сделанных по выбранной теме в программе Power Point. Каждый слайд – сочетание иллюстративного и содержательного материала (не должно быть как полностью текстовых слайдов, так и иллюстраций без пояснительного текста).

Пример общего вида презентации:

Отбирать материал для презентации следует не менее чем из трех (!) источников – это могут быть как книги, так и интернет-ресурсы. Начинать знакомиться с темой лучше с учебника или электронной он-лайн энциклопедии, например, Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.megabook.ru/), Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/), Энциклопедия искусства (http://www.artprojekt.ru/Menu.html), Мифы народов мира. Энциклопедия (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/mif_enc/index.php), так же обязательно ознакомьтесь с ссылками, размещенными в этих источниках. Для поиска Интернет-ресурсов воспользуйтесь одной из поисковых систем, например:

При этом больше внимания уделяйте не сайтам с рефератами, а специализированным (в нашем примере это сайты № 2, 3 и 5).

После того как отобран содержательный материал, приступайте к поиску иллюстраций. Для этого так же можете воспользоваться одной из поисковых систем:

Но поиск иллюстраций лучше осуществлять, вводя более детальные запросы, например:

Так же можете использовать видеофрагменты из фильмов, раскрывающие или подтверждающие мысли, отраженные в слайдах. При этом видеофрагмент не должен превышать 5-7 минут

После тщательного отбора компонуйте материал в строгой логической последовательности. На первом слайде обязательно укажите тему, свою фамилию, группу. На заключительном слайде – список источников. В качестве приложения – текстовый материал и доклад.

На семинаре используйте свою презентацию в качестве опорного конспекта для выступления.

По вопросам обращайтесь: nvi_iris@inbox.ru

УДАЧИ!

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы культуры ХХ века: Учеб. пособие. М., 1993.

2. Белик А.А. Культурология. Антропология теории: Учеб. пособие. М., 1998.

3. Березовая Л.Г. История русской культуры: Учебник для вузов. В 2 ч. М., 2002.

4. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры. Учеб.пособие. Иваново, 1999.

5. Введение в культурологию: Курс лекций для негуманитарных специальностей. М., 1996.

6. Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. М., 2002.

7. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учеб. пособие. М., 1998.

8. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. Любое изд.

9. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие. М., 1994.

10. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1987.

11. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие. М., 1998.

12. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. М., 1999.

13. Запад и Восток: традиции и современность: Курс лекций для негуманитарных специальностей. М., 1993.

14. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.

15. История и культурология: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2000.

16. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник. М., 1998.

17. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

18. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870 – 1917): Учеб. пособие. – М., 1987.

19. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М., 1999.

20. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. М., 2002.

21. Котлова Т.Б. и др. История отечественной культуры. Иваново, 1994.

22. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Богдасарьян. М., 2004.

23. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 2002.

24. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 1998.

25. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. М., Екатеринбург, 2003.

26. Михайлов А.В. Языки культуры: Учеб пособие. М., 1997.

27. Океанский В.П. Метафизика культуры: проблемы теории и истории: Учеб.-метод., библиограф. и справочное пособие. Иваново, 1998.

28. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

29. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., 1997.

30. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. М., 1999.

31. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. пособие. М., 2001.

32. Попов Б.Н. Культурология: Учебник. М., 2000.

33. Радугин А.А. Культурология: Курс лекций. Любое изд.

34. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию: Учебник. М., 2003.

35. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Под. ред. А.А. Радугина М., 1998.

36. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие. М., 2002.

37. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994.


Доцент, кандидат социологических наук

Ирина Владимировна Носова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания

Редактор: В.С. Ежов

Корректор: Д.С. Шкитина

Подписано в печать

Формат бумаги 60x84/16, отпечатано на ризографе, шрифт № 10,

Изд. Л. заказ № , тираж 300. СибГУТИ

630102, Новосибирск, ул. Кирова 86