Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации к итоговой государственной аттестации - реферат

Министерство спорта, туризма и молодежной политикИ

российской федерации

Сибирский государственный университет

физической культуры и спорта

Факультет заочного и дистанционного обучения

Методические рекомендации

к итоговой государственной аттестации

Специальность 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Квалификация – специалист по адаптивной физической культуре

Омск 2011

Методические рекомендации к итоговой государственной аттестации . – Омск: Изд-во СибГУФК, 2011. – 28 с.

Основная цель рекомендаций – повысить эффективность самостоятельной работы студентов при подготовке к государственной аттестации.

В методические рекомендации включены выписки из Государственного образовательного стандарта, вопросы к междисциплинарным экзаменам, списки литературы, советы по подготовке студентов к процедуре экзамена и защите выпускной квалификационной работы, критерии оценок.

Вопросы к междисциплинарному экзамену предоставлены кафедрой ТиМ АФК и одобрены советом факультета заочного и дистанционного обучения

Составители:

А. И. Чучалина , канд. пед. наук, доц., декан факультета ФЗиДО;

Е. В. Трофимова, зав. сектором дистанционного обучения ФЗиДО

Печатается по решению редакционно-издательского совета

© ФГОУ ВПО СибГУФК, 2011


1. Квалификационная характеристика

специалиста

(выписка из ГОС ВПО)

Квалификационная характеристика выпускника согласована с квалификационными требованиями должностей работников физической культуры и спорта Российской Федерации Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. № 20.

1.1. Область профессиональной деятельности

Деятельность специалиста протекает в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, саморазвитию и самосовершенствованию. Действия специалиста в системе «человек-человек» опираются на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний, обеспечивающих научно обоснованное целеполагание, конструирование и процессуальное развитие деятельности в различных сферах физической культуры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

1. 2. Объекты профессиональной деятельности:

· Образовательные учреждения любых типов и видов (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам).

· Специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома-интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и т.п.).

· Федерации, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).

· Физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.

· Федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом.

· Государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации.

1. 3. Виды профессиональной деятельности

Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья:

· Спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую);

· Рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;

· Образовательно-профессиональную, коррекционную и консультационную;

· Научно-исследовательскую и научно-методическую;

· Организационно-управленческую.

2. Требования к итоговой

государственной аттестации

(выписка из ГОС ВПО)

Итоговая государственная аттестация специалиста по адаптивной физической культуре включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

3. Требования к итоговому государственному междисциплинарному экзамену

(выписка из ГОС ВПО)

Государственный экзамен должен быть представлен в форме междисциплинарного экзамена и содержать три теоретических вопроса, он должен выявить умения выпускников использовать знания, полученные в процессе изучения различных дисциплин (гуманитарных, социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и других) для решения конкретных практических задач в области физической культуры и спорта для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. Ответы на вопросы теории и практики должны содержать глубокое обоснование с позиций дисциплин, связанных с данной проблемой.

4. Итоговый государственный

междисциплинарный экзамен

(вопросы по дисциплинам)

4.1. Теория и организация адаптивной физической культуры.

Частные методики адаптивной физической культуры

1. Понятие «адаптивная физическая культура», предмет, цель, задачи и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

2. Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре.

3. Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре

4. Задачи и содержание адаптивного физического воспитания.

5. Задачи и содержание адаптивного (инвалидного) спорта.

6. Задачи и содержание адаптивной двигательной рекреации.

7. Задачи и содержание адаптивной физической реабилитации.

8. Педагогические и социальные функции адаптивной физической культуры.

9. Социальные принципы адаптивной физической культуры и их реализация в работе с инвалидами и лицами с нарушениями в развитии.

10. Общеметодические и специально-методические принципы адаптивной физической культуры.

11. Формы организации занятий по адаптивной физической культуре.

12. Классификация методов воспитания и обучения в адаптивной физической культуре.

13. Обучение двигательным действиям лиц с ограниченными возможностями.

14. Основные принципы и закономерности развития физических способностей лиц с ограниченными возможностями.

15. Общая характеристика задач и средств адаптивной физической культуры, применяемых в работе с инвалидами и лицами с нарушениями в развитии.

16. Организация и формы адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

17. Организация и формы адаптивного физического воспитания в общеобразовательных школах.

18. Управление, организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в клубах инвалидов.

19. Цель и задачи паралимпийского движения, история становления и развития за рубежом и в России.

20. Специальное олимпийское движение: цель, задачи и принципы, история возникновения и развития за рубежом и в России.

21. Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития.

22. Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения зрения.

23. Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения слуха.

24. Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими задержанное психическое развитие.

25. Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения речи.

26. Методика проведения дополнительных (коррекционных) занятий по физическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития.

27. Методика проведения дополнительных (коррекционных) занятий по физическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения зрения.

28. Методика проведения дополнительных (коррекционных) занятий по физическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха.

29. Методика проведения дополнительных (коррекционных) занятий по физическому воспитанию с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП).

30. Методика проведения дополнительных (коррекционных) занятий по физическому воспитанию с детьми с комбинированными нарушениями.

31. Методика развития силовых способностей у лиц с ограниченными возможностями.

32. Методика развития скоростных способностей у лиц с ограниченными возможностями.

33. Методика развития выносливости у лиц с ограниченными возможностями.

34. Методика развития гибкости у детей с нарушениями в развитии.

35. Методика развития координационных способностей у детей с ограниченными возможностями.

4.2. Специальная педагогика, специальная психология

1. Понятие «аномальное развитие». Виды и причины аномального развития организма человека. Педагогическая классификация групп детей с нарушениями в развитии.

2. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация. Модели интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями.

3. Общепедагогические принципы специального образования. Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности.

4. Технологии и методы обучения и воспитания в специальном образовании лиц с нарушениями в развитии.

5. Формы организации специального образования. Государственные формы обучения; обучение на дому; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения; обучение в учреждении общего назначения; интегрированное обучение.

6. Средства обучения в специальном образовании. Словесная, дактильная и жестовая речь. Зрительное восприятие устной речи. Технические средства обучения.

7. Виды специального образования. Организация, принципы и содержание коррекционно-развивающего обучения.

8. 8.Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Типы специальных дошкольных учреждений.

9. Система школьного специального образования. Виды специальных учреждений для учащихся с ограниченными возможностями.

10. Система профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья.

11. Система специального образования детей с трудностями в обучении (задержка психического развития). Варианты обучения детей с ЗПР.

12. Система специального образования лиц с нарушением умственного развития (умственная отсталость). Организация и содержание обучения в специальных (коррекционных) школах 8-го вида.

13. Система специального образования детей с нарушением речи. Логопедия как средство специального обучения детей с нарушением речи.

14. Система специального образования детей с нарушением слуха. Специальные технические средства обучения для неслышащих детей.

15. Система специального образования детей с нарушением зрения. Особенности обучения слепых и слабовидящих детей. Специальные средства обучения слепых и слабовидящих.

16. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности. Возможности развития, образования лиц с аутизмом. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

17. Специальное образование лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Коррекционная работа и система специальной помощи детям с детским церебральным параличом (ДЦП).

18. Специальное образование детей со сложными нарушениями в развитии. Специальные виды помощи, способы образования детей со сложными нарушениями в развитии.

19. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.

20. Законодательно-правовые основы специального образования.

21. Понятие «психический дизонтогенез». Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому).

22. Особенности психического развития детей с умственной отсталостью.

23. Особенности развития познавательной сферы детей с умственной отсталостью.

24. Особенности психического развития детей с задержкой психического развития.

25. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

26. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

27. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушением зрения.

28. Особенности психического развития детей с нарушением слуха.

29. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушением слуха.

30. Особенности психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

31. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

32. Особенности психического развития детей с аутизмом (ранний детский аутизм).

33. Особенности развития познавательной сферы детей с аутизмом (ранний детский аутизм).

34. Характеристика аномального развития. Общие и частные закономерности аномального развития.

35. Понятие «депривация». Психическое состояние при депривационной ситуации. Особенности депривации психологического развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте.

Библиографический список

1. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005 – 296 с.

2. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.2: Содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005 – 448 с.

3. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / под общей ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с., ил. 38

4. Специальная педагогика. уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений./ под. ред. Н. М. Назаровой.- Т. 1. История специальной педагогики/ Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. – М.: Академия, 2008. – 352с.

5. Специальная педагогика: уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений./ под. ред. Н. М. Назаровой.– Т. 2. Общие основы специальной педагогики/ Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. – М.: Академия, 2007. – 352 с.

6. Специальная психология: учеб. для вузов / под ред. В. И. Лубовского. – М., 2003.

7. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003.- 144с.

8. Специальная психология / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

4.3. Физическая реабилитация

1. Физическая реабилитация при переломах трубчатых костей (на примере перелома диафиза плечевой кости).

2. Физическая реабилитация при компрессионном переломе позвоночника.

3. Физическая реабилитация при операциях на органах брюшной и грудной полости.

4. Физическая реабилитация при нарушениях осанки.

5. Физическая реабилитация при сколиотической болезни.

6. Физическая реабилитация при повреждении менисков.

7. Физическая реабилитация при переломах костей таза.

8. Физическая реабилитация при сердечно сосудистой недостаточности I, II степени.

9. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда.

10. Физическая реабилитация при гипертонической болезни.

11. Физическая реабилитация при пневмонии.

12. Физическая реабилитация при эмфиземе легких и бронхиальной астме.

13. Физическая реабилитация при гастрите, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

14. Физическая реабилитация при ожирении.

15. Физическая реабилитация при артритах.

16. Физическая реабилитация при радикулитах различной локализации.

17. Физическая реабилитация при мозговом инсульте.

18. Физическая реабилитация при нарушении функции вестибулярного аппарата.

19. Физическая реабилитация при невритах верхних конечностей (лучевой, локтевой, срединный).

20. Физическая реабилитация при невритах нижних конечностей (большеберцовый, малоберцовый).

Библиографический список

Основная литература:

1. Милюкова, И. В., Евдокимова Т. А. Лечебная физкультура: Новейший справочник / под общ. ред. проф. Т. А. Евдокимовой – СПб.: Сова; М. : Эксмо, 2003. – 862 с.

2. Лечебная физическая культура: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Попов, Н. М. Валеева, Т. С. Гарасева и др.; под. ред. С. Н. Попова. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2004. – 416 с.

3. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник. – М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 560 с. – (Серия «ХХI век»).

4. Лечебная физкультура: Справочник/ под. ред. проф. В.А. Епифанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с.

5. Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия: Учебник. – Изд.3-е, перераб., доп. – М. : Медицина, 1999.

6. Пономаренко, Г. Н. Физические методы лечения: справ. / Г. Н. Пономаренко. –2-е изд. перераб. и доп. – СПб., 2002.

7. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей / под ред. проф. А. Ф. Каптелина и к. мед.н. И. П. Лебедевой. – М.: Мед., 1995.

8. Физическая реабилитация / под ред. С. Н. Попова. – М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Справочник по физиотерапии. Под ред. Ясногорского В.Г. – М.: Медицина, 1992.

2. Пирогова, Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страпко. – Киев, Здоровье, 1996.

3. Вейн, А. М. Вегетативные расстройства / А. М. Вейн. – М.: Медицина, 1998. – 225 с.

4. Спутник терапевта / под ред. проф. Ю. Р. Ковалева. – Фолиант, 1997.

5. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура / В. И. Дубровский. – М.: Медицина, 1998.

4.4. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре

1. Цель, задачи, содержание и организация врачебного контроля в адаптивной физической культуре.

2. Формы врачебного контроля в адаптивной физической культуре. Первичное, повторное и дополнительное медицинское обследование. Понятие о медицинском заключении, его разделы, значение для преподавателя.

3. Методы исследования физического развития. Соматоскопия и антропометрия, методика проведения, значение и диагностические возможности при нарушениях опорно-двигательного аппарата. Оценка физического развития методом индексов и стандартов.

4. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Показания и методика выполнения. Оценка результатов. Типы реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

5. Методы контроля функции внешнего дыхания в процессе занятий адаптивной физической культурой и спортом. Пробы Розенталя и Шофрановского, гипоксические пробы, спирография. Методика выполнения и оценка результатов.

6. Методы тестирования физической работоспособности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Тест PWC150(170). Методика выполнения шагового и велоэргометрического варианта, расчет и оценка показателей. Особенности проведения велоэгометрического теста при патологии опорно-двигательного аппарата.

7. Методы исследования и оценки функции слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Их значение для врачебного контроля в адаптивной физической культуре.

8. Методы исследования функционального состояния вегетативной нервной системы. Ортостатическая и клиностатическая пробы, глазо-сердечная проба Ашнера, дермография. Их значение для врачебного контроля в адаптивной физической культуре.

9. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий адаптивной физической культурой. Задачи и формы организации. Содержание врачебно-педагогических наблюдений, проводимых с целью определения переносимости оздоровительных и учебно- тренировочных нагрузок.

10. Самоконтроль в процессе занятий адаптивной физической культурой. Задачи и организация. Субъективные и объективные показатели.

11. Медицинское обеспечение соревнований, его основные этапы. Спортивно-медицинская классификация инвалидов. Допинг-контроль в спорте. Санкция к нарушителям антидопингового законодательства.

12. Спортивный травматизм. Общая характеристика. Причины возникновения и меры профилактики.

13. Острое физическое перенапряжение в процессе занятий физической культурой и спортом. Причины и механизм развития. Признаки. Меры профилактики.

14. Дистрофия миокарда вследствие хронического физического перенапряжения. Причины, механизм развития, признаки, меры профилактики и двигательный режим.

15. Перетренированность. Причины возникновения у спортсменов инвалидов. Стадии, признаки, двигательный режим и лечение.

Библиографический список

1. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия. Часть 1, 2 / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова. – М.: Советский спорт, 2004. – 300 с.

2. Еремеев, С. И. Патологические состояния при занятиях спортом и первая помощь / С. И. Еремеев, С. Г. Куртев. – Омск: СибГУФК, 2003. – 68 с.

3. Курдыбайло, С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) и 0323 – Адаптивная физическая культура / С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова – М.: Советский спорт, 2003.

4. Макарова, Г. А. Спортивная медицина: учебник. – М.: Советский спорт, 2002. – 480 с.

5. Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины / С. Г Куртев и др. – Омск : СибГУФК, 2008. – 148 с.

5. междисциплинарнЫЙ экзамен

5.1. Проведение междисциплинарного экзамена

К итоговым аттестационным испытаниям допускаются лица, завершившие полный курс обучения по профессиональной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

На государственном междисциплинарном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых или специальных дисциплин, достаточные для профессиональной деятельности и профессионального выполнения своих обязанностей.

Выпускной экзамен служит проверкой конкретных умений студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

На подготовку и сдачу итоговых государственных экзаменов студенту предоставляется 4 месяца (статья 73 Трудового кодекса РФ).

Перед началом испытаний проводятся обзорные лекции и консультации экзаменаторами комиссии или преподавателями соответствующей кафедры.

Перед экзаменом секретарь справляется о состоянии здоровья студентов и в случае болезни кого-либо из студентов заявляет об этом председателю комиссии.

В кабинет, где проходят испытания, студенты входят по приглашению секретаря согласно списка, составленному деканатом. При себе иметь 1-2 ручки, все остальные вещи (сумка, телефон, билеты к экзамену и прочее) необходимо оставить в специально отведенном месте. Внешний вид экзаменующихся должен соответствовать требованиям делового этикета.

Во время экзамена в аудитории одновременно могут готовиться 6-7 студентов. За одним столом должен находиться один отвечающий. На подготовку к ответу студенту отводится не более одного академического часа.

Экзамен проводится в форме устного ответа на экзаменационные вопросы билета. Для фиксации плана (тезисов) ответа каждому студенту выдается чистая бумага с печатью факультета. После оформления ответа на листе необходимо указать дату и поставить свою подпись. По окончании экзамена листы сдаются секретарю, что позволяет в спорных ситуациях при выведении общей отметки за ответ апеллировать к записям (плану, тезисам, конспекту).

При подготовке к ответу на экзамене разрешается пользоваться типовыми и рабочими программами учебных дисциплин, которые проверены и разрешены председателем или его заместителем.

В процессе сдачи экзамена студентам не разрешается разговаривать друг с другом, отвлекаться.

При подготовке можно использовать следующую логику изложения билета: излагается первый вопрос: небольшое вступление, изложение информации, обобщение, вывод; затем в такой же последовательности излагается второй вопрос и следующие.

Рекомендуется использовать средства организации связного текста:

1. Причинно-следственные отношения между частями информации:

- поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате;

- следовательно, значит, стало быть, в следствии этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим;

- в таком случае, при этом условии.

2. Временная соотнесенность частей информации:

- прежде всего, в первую очередь;

- в то же время, наряду с, одновременно;

- впоследствии, в дальнейшем, впредь, далее.

3. Сопоставление и противопоставление частей информации:

- так (же), таким (же), образом (путем), точно так (же), аналогично;

- если … то, тогда как, с одной стороны, с другой стороны;

- наоборот, напротив, иначе, по-иному, а, но, однако, зато;

4. Уточнение информации:

- также, при этом, вместе с тем, кроме того, кстати, между прочим, в частности.

5. Выделение частного случая:

-особенно, именно, даже, особенно другими словами, иначе говоря, говоря точнее.

6. Порядок перечисления:

- во-первых, во-вторых, затем, далее, наконец.

7. Итог предыдущей информации:

- таким образом, итак, вообще, следовательно, из этого следует.

8. Ссылка на предыдущую информацию:

- как было сказано (отмечено);

- анализируемый, приведенный, указанный, описанный, названный;

- согласно этому, сообразно этому, в соответствии с этим, в отличие от этого.

После того, как изложены все вопросы билета, уместно сказать: «Я закончил», «У меня все». У экзаменаторов и комиссии могут возникнуть вопросы по ответу. Рекомендуем выслушивать вопрос до конца, при необходимости уточнять формулировку: «Я правильно понял?» После некоторого обдумывания приступить к ответу. Считается дурным тоном на вопрос педагога отвечать: «Я это уже говорил». Иногда педагоги задают уточняющий вопрос, который может украсить ваш ответ.

Ответ студента на билет должен укладываться в нормы времени не более 30 минут со всеми вопросами комиссии, ответами экзаменующего и его уточнениями.

После всех ответов экзаменующихся комиссия проводит закрытое совещание и выставляет отметки, согласно нормативным требованиям. Затем результаты экзамена зачитываются экзаменующимся студентам.

Апелляции на итоговом междисциплинарном экзамене не принимаются.

5.2.Критерии оценки

1. Владение терминологией.

2. Логика изложения.

3. Иллюстрирование ответа примерами.

4. Умение вести диалог, вступать в научную дискуссию, аргументируя собственную точку зрения.

Отметка «Отлично» ставится:

- если студент свободно владеет терминологией;

- способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу существующих теорий и практики;

- логично и доказательно раскрывает вопрос, предложенный в билете;

- ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью студента;

- иллюстрирует ответ примерами, в том числе из собственной практики;

- умеет вести диалог и вступать в научную дискуссию.

Отметка «Хорошо» ставится:

- если ответ студента в основном соответствует предыдущим характеристикам, но менее глубок по содержанию или недостаточно обстоятелен, имеют место несущественные фактические ошибки, которые студент способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;

- недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;

- студент не смог показать способность к интеграции и адаптации знаний или теории и практики;

- ответ прозвучал недостаточно убедительно и уверенно;

- недостаточно логично построено изложение вопроса.

Отметка «Удовлетворительно» ставится:

- если программный материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;

- ответ носит репродуктивный характер;

- студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;

- нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность представляемого материала;

- у студента отсутствуют представления о внутри предметных и межпредметных связях.

Отметка «Неудовлетворительно» ставится:

- если обнаружено незнание или непонимание студентом существенной части изучаемого предмета;

- допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно;

- на большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена студент затрудняется дать ответ или не дает верных, ответов.

Выпускник соответствует квалификационным требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера.

К погрешностям принципиального характера следует отнести:

· отсутствие знаний по содержанию вопросов экзаменационного билета;

· отсутствие навыков анализа научно-методической литературы;

· отсутствие владения методами научного исследования;

· отсутствие умения систематизировать приобретенные знания.

Студенты, получившие при сдаче междисциплинарного экзамена неудовлетворительную оценку, отчисляются из учебного заведения. В этом случае им выдается справка установленного образца.

6. Выпускная квалификационная работа

(дипломная работа)

6.1.Требования к выпускной квалификационной работе

(выписка из ГОС ВПО)

7.2.2. Выпускная квалификационная работа специалиста представляет собой законченную научно-исследовательскую разработку или проект учебно-методической деятельности, в которых решается актуальная для отрасли физической культуры и спорта задача. В работе выпускник должен показать умение выявлять и формулировать актуальные для теории и практики физической культуры и спорта цели и задачи исследования на основе анализа учебной, научной и методической литературы, материалов отражающих практику физкультурно-спортивной деятельности; подбирать адекватные поставленным задачам методы исследования; организовывать и осуществлять экспериментальные исследования; осуществлять необходимую обработку полученных результатов; интерпретировать и оформлять результаты исследования; делать выводы и давать практические рекомендации.

Работа должна включать разделы с обоснованием выбора темы, ее актуальности, постановкой цели и задач исследования, литературным образом по теме исследования, описанием методов исследования, результатов исследования, их обсуждения, выводов и практических рекомендаций, списка использованной литературы.

Объем работы, как правило, не должен превышать 70 страниц машинописного текста.

Выпускная квалифицированная работа специалиста по физической культуре и спорту может также представлять собой теоретическое исследование и выполняться в форме обобщенного научного обзора с анализом новейших, малодоступных научных работ, связанных единой тематикой. Итогом такой работы должны быть обобщающие выводы, имеющие научное и (или) практическое значение.

6.2.Проведение защиты выпускной квалификационной работы

При защите дипломной работы проверяется готовность выпускника к выполнению профессиональных функций, предусмотренных образовательным стандартом специальности, оценивается приобретенный выпускником в процессе обучения практический опыт, способность аргументированно обосновывать и защищать в процессе дискуссии выполненные исследования.

1. Допуск к защите

К защите дипломных работ допускаются студенты, успешно сдавшие государственные экзамены. Процедура защиты дипломных работ определяется Положением об итоговой государственной итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений. К защите допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и успешно прошедшие все виды итоговых аттестационных испытаний.

Для допуска к защите студенту необходимо иметь следующие материалы и документы:

- законченную дипломную работу на электронном и бумажном носителях, заверенную подписями, обозначенными на титульном листе, в переплете;

- письменный отзыв руководителя;

- письменный отзыв рецензента;

- зачетную книжку, заполненную в точном соответствии с учебным планом;

- заключение по оформлению выпускной квалификационной работы студента.

Перед защитой квалификационной (дипломной) работы в Государственной аттестационной комиссии (ГАК) выпускающая кафедра проводит предварительную защиту всех квалификационных (дипломных) работ кафедры на расширенном заседании.

Предварительная защита проводится не позднее чем за месяц до защиты в ГАК. Замечания и дополнения к квалификационной (дипломной) работе, высказанные на предзащите, обязательно учитываются студентом-выпускником до представления работы в ГАК.

Протокол заседания кафедры о предварительной защите ВКР с указанием научного руководителя, рецензента представляется в деканат ФЗиДО для оформления приказа по университету о допуске студентов к защите ВКР на итоговой государственной аттестации.

2. Процедура защиты

Защита дипломной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой определяется вузом, утверждается приказом ректора. Работой ГАК руководит утвержденный Министерством образования и науки РФ председатель ГАК или его заместитель (при отсутствии председателя).

Председатель ГАК называет фамилию, имя, отчество студента, тему дипломной работы.

Студенту предоставляется слово для доклада.

Для доклада основных положений квалификационной (дипломной) работы, обоснования сделанных им выводов и предложений студенту-выпускнику предоставляется 10-15 минут, что соответствует 4-4,5 страницам обычного текста, набранного 12 размером шрифта с межстрочным интервалом 1,5. Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы исследования, его цели и задач, далее по главам раскрывать основное содержание квалификационной (дипломной) работы, а затем осветить основные результаты работы, сделанные выводы и предложения. Студент-выпускник должен делать доклад свободно, не читая письменного текста. Рекомендуется в процессе доклада использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (таблицы, схемы) или иной материал (например, конспект, программы и проч.), иллюстрирующий основные положения работы.

После доклада студенту − автору работы задаются вопросы членами ГАК и присутствующими. Докладчику может быть задан любой вопрос по содержанию работы, а также вопросы общего характера с целью выяснения степени его самостоятельности и умения ориентироваться в вопросах специальности.

После ответа студента-выпускника на вопросы слово предоставляется научному руководителю. В конце своего выступления научный руководитель дает свою оценку квалификационной (дипломной) работе.

После выступления научного руководителя слово предоставляется рецензенту. В случае отсутствия последнего на заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) его отзыв может зачитать секретарь ГАК. В конце своего выступления рецензент дает свою оценку квалификационной (дипломной) работе.

С разрешения председателя выступают члены ГАК и желающие из числа присутствующих на защите.

Затем для ответа выступавшим заключительное слово предоставляется студенту. После этого председатель ГАК выясняет, есть ли замечания по процедуре защиты (их вносят в протокол) и объявляет окончание защиты дипломной работы.

Общая длительность защиты одной работы − не более 30 минут.

3. Требования к докладу

В докладе должны быть отражены следующие моменты:

- актуальность темы исследования и задачи работы;

- теоретические предпосылки исследования;

- обоснование выбора метода исследования;

- изложение основных результатов работы;

- перспективы дальнейшего развития темы;

- краткие выводы по тем результатам работы, которые определяют практическую значимость, степень и характер новизны работы.

При защите дипломной работы в ГАК рекомендуется пользоваться кратким планом доклада или тезисами к нему.

4. Требования к наглядности

Основные результаты представляются на защиту в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем и т. д.

Наглядность должна быть на электронных носителях.

6.3.Критерии оценки выпускных квалификационных работ

Оценка «Отлично» выставляется за квалификационную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными практическими рекомендациями. Работа имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента. При ее защите студент-выпускник показывает глубокое знание изучаемой темы, свободно оперирует результатами исследования, делает обоснованные предложения, а во время доклада использует наглядные пособия или раздаточный материал, легко и аргументировано отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «Хорошо» выставляется за квалификационную работу, которая носит исследовательский характер, имеет хорошо изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор педагогических наблюдений, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными практическими результатами. Она имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента. При защите работы выпускник показывает знание вопросов темы, оперирует результатами исследования, во время доклада использует наглядные пособия или раздаточный материал, без особых затруднений и аргументировано отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется за квалификационную работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ литературных источников, в работе просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные практические рекомендации. В отзыве рецензента имеются замечания по содержанию и методике исследования. При защите работы выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое знание темы, не всегда дает исчерпывающие ответы на заданные вопросы.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется за квалификационную работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет сравнительного анализа литературных источников, не отвечает требованиям. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются критические замечания, которые не были устранены. При защите квалификационной работы студент затрудняется при ответах на поставленные вопросы, не знает теории вопроса, допускает существенные ошибки. К защите подготовлены неудовлетворительные наглядные пособия и раздаточный материал.

Решение об оценке работы принимается на закрытом заседании ГАК по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание. При определении оценки принимается во внимание уровень теоретической и практической подготовленности выпускников, качество педагогического эксперимента и статистических расчетов, самостоятельность обсуждения полученных результатов, качество оформления работы и ход ее защиты. Каждый член ГАК дает свою оценку работы по четырехбалльной шкале, председатель обобщает оценки всех членов комиссии и после обсуждения открытым голосованием выносит окончательное решение об оценке работы. При равенстве голосов голос председателя является решающим.

На заседании ГАК принимается решение о рекомендации опубликовать результаты лучших выпускных квалификационных работ в научной печати, о внедрении в практику, представлении на получение авторских свидетельств или выдвижении на конкурс. Принимается решение о рекомендации лучших студентов для поступления в аспирантуру.

По завершении обсуждения в аудиторию приглашаются выпускники, защитившие работы, и присутствующие на защите гости. Председатель ГАК подводит итоги защиты работ, зачитывает оценки, выставленные комиссией, отмечает особенно удачные работы. В конце работы комиссии секретарь ГАК проставляет оценки в книге протоколов и зачетных книжках, в которых ставят подписи все члены ГАК, Защищенные работы сдаются на выпускающую кафедру для регистрации и хранятся в течение трех лет.

6.4. Результаты защиты выпускной квалификационной работы

На закрытом заседании члены ГАК обсуждают результаты защиты, и выносится решение ГАК об оценке дипломной работы, о присвоении соответствующей квалификации и выдаче диплома.

В случае разделения мнения между членами комиссии о вынесении той или иной оценки и о присвоении квалификации разделилось поровну, выставляется та оценка и принимается то решение, которое поддержал председатель комиссии.

Студенты, получившие при защите неудовлетворительную оценку, отчисляются из учебного заведения. В этом случае им выдается справка установленного образца.

Повторная защита допускается в течение трех лет после окончания университета при предъявлении положительной характеристики с места работы, отвечающей профилю подготовки в вузе.

Студентам, не защитившим дипломной работы по уважительной причине (документально подтвержденной), ректором университета может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более одного года.

Дипломная работа после защиты хранится в университете.

По желанию выпускника или при необходимости передачи дипломной работы предприятию для внедрения в производство разрешается сделать ее копию


6.5. О бразец оформления титульного листа дипломной работы

Министерство спорта, туризма и молодежной политикИ российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный университет

физической культуры и спорта»

Факультет заочного и дистанционного обучения

Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры

ОЗЕРСКАЯ Ирина Анатольевна

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Дипломная работа по специальности

032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Специализация

Допущено к защите Научный руководитель:

Зав. кафедрой профессор А. Н. Михайлов

«__»________20___ г.

Омск 20___


СОДЕРЖАНИЕ

1. Квалификационная характеристика специалиста ……………………………3

2. Требования к итоговой государственной аттестации ………………………..4

3. Требования к итоговому государственному

междисциплинарному экзамену ………………………………………………….5

4. Итоговый государственный междисциплинарный экзамен

(вопросы по дисциплинам) ……………………………………………………….5

5. Междисцплинарный экзамен …………………………………………………15

6. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа)…………………20


Верстка Л. А. Дерр

Подписано в печать 04.05.2011.

Формат 60х84 1/16. Объем 1,75 уч.-изд. л. Тираж 100 экз. Заказ № 49.

Издательство СибГУФК

644009 г. Омск, ул. Масленникова, 148