Главная              Рефераты - Разное

«» - реферат

6 Требования к текстовому документу выпускной квалификационной работы

6.1 Структура выпускной квалификационной работы. Правила написания основных разделов

Работа в общем случае должна содержать:

– текстовый документ (ТД);

– графический материал.

Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе».

Текстовый документ должен включать в указанной ниже последовательности:

– титульный лист;

– реферат на русском языке;

– реферат на иностранном языке;

– задание на ВКР;

– содержание;

– введение;

– основную часть;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

Титульный лист

Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями стандартов ТУСУРа. Образец оформления титульного листа приведен в приложении А.

Реферат

Реферат (ГОСТ 7.9, ГОСТ 7.32) размещается на отдельном листе (странице).

Заголовком служит слово «Реферат» (для реферата на английском языке – соответствующий английский термин), записанное с прописной буквы симметрично тексту.

Реферат должен содержать:

– сведения о количестве листов в ВКР, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений, листов графического материала;

– перечень ключевых слов, включающий от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются прописными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

– объект исследования или разработки;

– цель работы;

– методы исследования;

– полученные результаты;

– степень внедрения результатов;

– рекомендации по внедрению или итоги внедрения
результатов работы;

– область применения;

– экономическую эффективность или значимость работы;

– дополнительные сведения (особенности выполнения и
оформления работы и т.п.).

Если ТД не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Изложение материала в реферате должно быть кратким и точным. Следует избегать сложных грамматических оборотов.

Реферат на русском языке и реферат на английском языке оформляются на отдельных листах.

Образец оформления реферата приведен в приложении Б.

Задание

В каждой работе должна быть разработана тема в соответствии с заданием, утвержденным заведующим кафедрой.

Форма задания определяется кафедрой.

Формулировка темы выпускной квалификационной работы в задании должна точно соответствовать её формулировке в приказе по вузу. Образец оформления задания приведен в приложении В.

Содержание

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы.

В содержании перечисляют заголовки разделов, подразделов, список использованных источников, приложение и указывают номера страниц, на которых они начинаются.

Примером оформления этого раздела может служить содержание, оформленное в настоящем методическом пособии.

Введение

В разделе «Введение» указывают основную цель работы, область применения разрабатываемой проблемы, её научное, техническое значение и экономическую целесообразность выполнения данной темы.

Заголовок «Введение» записывают с абзаца с прописной буквы.

Основная часть

Содержание основной части работы должно отвечать заданию и требованиям, изложенным в п. 4.4 настоящего методического пособия.

Заключение

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, её экономическую, научную, социальную значимость и новизну.

Заголовок «Заключение» записывают с абзаца с прописной буквы.

Список использованных источников

Заголовок «Список использованных источников» записывают симметрично тексту с прописной буквы. Сведения об источниках приводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

В список включают все источники, на которые имеются ссылки в ТД. Источники в списке нумеруют в порядке их упоминания в тексте ВКР арабскими цифрами без точки .

При ссылке в тексте на библиографический источник приводят в квадратных скобках его номер по списку.

В список рекомендуется вносить ссылки на Интернет-ресурсы. Описания электронных ресурсов по ГОСТ 7.82 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».

Пример:

Список использованных источников:

1 Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 430 с.

2 ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Минск: Изд-во стандартов, 2001. – 23 с.

Однотомное издание:

3 Экономика предприятия: Учеб. для вузов / под ред. Н.А. Са­фронова. – М.: «Юристъ», 2003. – 584 с.

4 Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. –2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.

5 Коупленд Т. Стоимость компаний: Оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Мурин; пер. с англ. И.В Викторова. – М.: Олимп-Бизнес, 2005. – 576 с.

6 История России: Учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.]; отв. ред В. Н. Сухов; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / При участии Т.А. Суховой. – СПб.: СПбЛТА, 2001. – 231 с.

Многотомное издание:

7 Бригхем Ю. Финансовый менеджмент: Полный курс / Ю. Бригхем, Л. Гапенски; пер. с англ.; под ред. В.В. Ковалева. – СПб.: Экономическая школа, 1997. – 2 т.

8 Ковалев В.В. Финансовый анализ. В 2 т. Т.1. Управление капиталом: Учеб. пособие для студентов вузов / В.В.Ковалев.– М.: Финансы и статистика, 2003. – 430 с.

Нормативные документы:

9 Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. – 94, [1] с.

Составная часть документа:

10 Романова М. Бюджетирование ресурсов и управление финансами / М. Романова // Финансы и кредит. – 2005. – № 1. – С. 25–27.

11 Веревкин С.А. Архитектура системы дистанционного контроля знаний: опыт разработки / С.А. Веревкин // Материалы XIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Информационные технологии. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2005. – С. 56–58.

12 Ремизов К.С. Нормирование труда / С.Х. Гурьянов, И.А. Поляков, К.С. Ремизов. – Справочник экономиста по труду. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 2005. – Гл. I. – С. 5–58.

Депонированная научная работа :

13 Разумовский В.А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / В.А. Разумовский, Д.А. Андреев; Ин-т экономики города. – М., 2002. – 210 с.: схемы. – Библиогр.: с. 208–209. – Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.02, № 139876.

Электронный ресурс удаленного доступа:

14 Амелин И.Э. Способ компьютерного графического представления финансового состояния предприятия [Электронный ресурс]: Ин-т «Открытое о-во». М., 2007. URL: http://h16.h1.ru/sposob/sposob.htm (дата обращения: 19.04.2008).

Приложения

В приложения рекомендуется включать материалы иллюстративного и вспомогательного характера.

В приложения могут быть помещены:

– таблицы большого формата;

– дополнительные расчеты;

– описания применяемого в работе нестандартного оборудования;

– протоколы испытаний;

– акты внедрения;

– отчеты о патентных исследованиях.

На все приложения в тексте ВКР должны быть даны ссылки.

Приложения располагают в ТД и обозначают в порядке ссылок на них в тексте.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Например: «Приложение Б».

Каждое приложение ВКР следует начинать с нового листа (страницы) с указанием наверху посередине страницы прописными буквами слова «Приложение» и его обозначения, а под ним в скобках – «обязательное» (если его выполнение предусмотрено заданием) или «справочное».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.


7 Требования к оформлению выпускной
квалификационной работы

7.1 Общие требования

Выпускная квалификационная работа (ВКР) должна быть выполнена на белой бумаге формата А4 по ГОСТ 2.301 (210´297 мм) с одной стороны листа в режиме выключенного автоматического переноса с выравниванием по ширине страницы с учетом полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, от края колонтитула – 1 см. Шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал полуторный. Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,25 см. Кавычки («»), скобки ([], ()), маркеры и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего текста.

Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения ВКР, допускается исправлять аккуратным заклеиванием или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте и тем же способом исправленного текста. Повреждение листов ВКР, помарки и следы не полностью удаленного текста не допускаются.

ВКР должна быть переплетена и иметь обложку. Обложку рекомендуется выполнять из плотной бумаги, совмещая ее с титульным листом.

7.2 Требования к тексту выпускной квалификационной работы

В ВКР должны применяться термины, обозначения и определения, установленные стандартами по соответствующему направлению науки, техники и технологии, а при их отсутствии – общепринятые в экономической литературе.

В ВКР не допускается:

– применять для одного и того же понятия различные экономические термины, близкие по смыслу (синонимы);

– применять произвольные словообразования;

– применять индексы стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ и т.п.), технических условий (ТУ) и других документов без регистрационного номера.

– использовать в тексте математические знаки и знак Æ (диаметр), а также знаки N (номер) и % (процент) без числовых значений.

Следует писать:

– «температура минус 20 °С»; «значение параметра больше или равно 35» (но не «температура – 20 °С» или «значение параметра ³ 35»);

– «изделие N 325», «номер стеллажа» (но не «N стеллажа»);

– «процент выхода» (но не «% выхода»);

– единицы измерения должны быть на одной строке с числом (например, 10 руб.) .

Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действующем законодательстве и государственных стандартах.

В тексте ВКР перед обозначением параметра дают его наименование, например: «курс доллара $».

Текст ВКР разделяют на разделы, подразделы, пункты. Пункты, при необходимости, могут быть разделены на подпункты.

Каждый раздел ВКР рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами и записанные с абзацного отступа. Подразделы и пункты должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела; подпункты – в пределах пункта. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. Отдельные разделы могут не иметь подразделов и состоят непосредственно из пунктов.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, этот пункт также нумеруется.

Точка в конце номеров разделов, подразделов, пунктов, подпунктов не ставится.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте ВКР на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:

а)___________________________________________________________________________________________;

б) __________________________________________________:

1)_________________________________________________

_________________;

2) ________________________________________________;

в) __________________________________________________.

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

В начале заголовка помещают номер соответствующего раздела, подраздела, пункта.

Заголовки следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, шрифт Times New Roman, полужирный, кегль 16. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста удвоенным межстрочным интервалом; заголовки раздела и подраздела отделяются одним интервалом.

Пример оформления фрагмента ВКР:

1 Введение

Первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения и …. т.д.

2 Система финансового планирования на предприятии, ее значение для эффективного управления

2.1 Сущность и роль финансового планирования на предприятии

Финансовое планирование имеет большое значение в организации финансовой деятельности хозяйствующего субъекта и ... т.д.

Все листы ВКР, включая приложения, должны иметь сквозную нумерацию.

Первым листом является титульный лист.

Номер листа проставляется в центре верхней части. На титульном листе номер не проставляется.

Заглавным листом ТД следует считать первый лист содержания .

7.3 Оформление таблиц, иллюстраций, формул, расчетов, ссылок , сокращений

7.3.1 Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Пример таблицы приведен на рисунке 7.1.

Рисунок 7.1 – Оформление цифрового материала

Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Если таблица имеет название, то его помещают после номера таблицы через тире, с прописной буквы.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к документу.

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части ее головку или боковик заменяют соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы или, если это окончание таблицы, пишут слова «Окончание таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.

Графу «Номер но порядку» в таблицу включать не допускается. Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте документа имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу.

При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием. Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок и т.п. порядковые номера не проставляют.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью в соответствии с приведенным примером.

Пример:

Таблица 5.1 – Название таблицы

В тыс. руб.

Прибыль

Прибыль по подразделениям

А

Б

В

Г

Валовая

100

150

135

40

Чистая

90

100

120

10

Если числовые значения величин в графах таблицы выражены в разных единицах физической величины, их обозначения указывают в подзаголовке каждой графы.

Обозначения, приведенные в заголовках граф таблицы, должны быть пояснены в тексте или графическом материале документа.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

Числовое значение показателя проставляют на уровне последней строки наименования показателя.

Значение показателя, приведенное в виде текста, записывают на уровне первой строки наименования показателя.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

При необходимости указания в таблице предпочтительности применения определенных числовых значений величин или типов (марок и т.п.) изделий допускается применять условные отметки с пояснением их в тексте документа.

При наличии в документе небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать текстом, располагая цифровые данные в виде колонок.

Пример:

Предельные отклонения цен на продукцию:

по продукту А – 2,5 %;

по продукту Б – 1,5 %;

по продукту В – 0,3 %;

по продукту Г – 0,3 %.

Таблицы следует делать в режиме таблиц (добавить таблицу), а не рисовать. Размер шрифта-кегль 12–14 , ширина таблицы не должна быть больше полосы набора текста.

Примеры оформления таблиц:

1) Таблица располагается в ТД непосредственно после абзаца, где она упоминается впервые, или на следующем листе (странице).

Используя данные из таблицы 4.1, определим плановую отпускную цену единицы продукции.

Таблица 4.1 – Расчет плановой отпускной цены единицы продукции производственного предприятия

Элементы цены

Сумма, руб.

1 Плановая себестоимость единицы продукции

2 Рентабельность (20 % к себестоимости)

3 Налог на добавленную стоимость

4 Итого отпускная цена в плановом году на единицу продукции

1002,39

200,48

240,57

1443,44

2) Если таблица не входит на одну страницу, то начало можно оставить на этой странице, а окончание перенести на следующую.

Таблица 4.2 – Группировка обязательств предприятия по срочности выплат

В рублях

Обязательства

На начало периода

На конец периода

1

2

3

4

П1

Кредиторская задолженность

Итого по П1

3 716 465

3 716 465

2 576 693

2 576 693

П2

Кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев

Итого по П2

0

0

Окончание таблицы 4.2

В рублях

1

2

3

4

П3

Долгосрочные обязательства

Итого по П3

0

0

П4

Постоянные пассивы

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Убытки

Итого по П4

1 645 886

1 645 886

1 704 840

1 704 840

Итого по обязательствам

5 362 351

4 281 533

3) Когда таблица очень большая, ее можно разбить на несколько частей. На первой странице вы указываете название таблицы, на следующей странице пишите вверху таблицы –продолжение таблицы, на последней странице – окончание таблицы.


Таблица 4.3 – Проверочная таблица к балансу доходов и расходов

В тыс. руб.

Направление средств

Источники средств

При-быль

Амор-ти-зация

Отчис-ления от себесто-имости

Про-чие дохо-ды

Кре-диты банка

Фонд потребления

Фонд накопления

Ито-го

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 Платежи в бюджет:

Налог на прибыль

280,8

280,8

Налог на имущество

186,2

186,2

Продолжение таблицы 4.3

В тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Плата за пользование водными ресурсами

82,7

82,7

Налог на добавленную стоимость

2617,8

2617,8

Окончание таблицы 4.3

В тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2 Арендная плата

150,1

150,1

3Погашение ссуд банка

4 Капита-льные вложения

660,0

660,0

7.3.2 Иллюстрации

Иллюстрации помещаются в ВКР для пояснения текста и должны быть выполнены в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Иллюстрации, на которых изображаются графики (диаграммы), должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ Р 50-77.

Иллюстрации следует выполнять на той же бумаге, что и текст, с соблюдением тех же полей, что и для текста. Цвет изображений, как правило, черный.

В тексте ВКР все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи и пр.) именуются рисунками.

Рисунки нумеруются в пределах раздела (приложения) арабскими цифрами, например: «Рисунок 1.2» (второй рисунок первого раздела); «Рисунок В.3» (третий рисунок приложения В).

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст).

Слово «рисунок», его номер и наименование помещают ниже изображения и пояснительных данных симметрично иллюстрации, например: «Рисунок 1.3»; «Рисунок В.2 – Схема сделки».

На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте ВКР.

Иллюстрации должны размещаться сразу после ссылки или на следующем листе (странице), как на приведенном примере: График безубыточности предприятия приведен на рисунке 7.2.

Пример:

Рисунок 7.2 – График безубыточности предприятия

на конец года

7.3.3 Формулы

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы, даже состоящие из одного символа, набираются только с использованием редактора формул Equation Editor или Math Type.

Не допускается замена латинских и греческих букв сходными по начертанию русскими, а также знака суммы заглавной буквой сигма. Если необходимо использовать в формулах русские буквы, то их следует набирать в текстовом стиле. Формулы в обязательном порядке должны быть размечены. Обозначения буквами латинского алфавита выполняются курсивом, греческого – прямым шрифтом.

Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример:

Часовую производительность труда вычисляют по формуле

(3.1)

где – плановый выпуск продукции;

– плановая численность персонала основной деятельности;

– полезный фонд времени одного работника.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Формулы должны нумероваться в пределах раздела (приложения) арабскими цифрами. Номер формулы должен состоять из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: «(1.2)». Номера указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.

Пример:

, (3.2)

. (3.3)

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».

7.3.4 Оформление расчетов

Порядок изложения расчетов определяется характером рассчитываемых величин.

Расчеты в общем случае должны содержать (ГОСТ 2.106):

– задачу расчета (с указанием, что требуется определить при расчете);

– данные для расчета;

– условия расчета;

– расчет;

– заключение.

Эскиз или схему допускается вычерчивать в произвольном масштабе, обеспечивающем четкое представление о рассчитываемом объекте.

Данные для расчета, в зависимости от их количества, могут быть изложены в тексте или приведены в таблице.

Условия расчета должны пояснять особенности принятой расчетной модели и применяемые средства автоматизации инженерного труда. Выполняя типовой расчет, следует делать ссылку на источник, например: «Расчет безубыточности по методике [27]».

Расчет, как правило, разделяется на пункты, подпункты или перечисления. Пункты (подпункты, перечисления) расчета должны иметь пояснения, например: «определяем...»; «по графику, приведенному на рисунке 3.4, находим...»; «согласно рекомендациям [4] принимаем...».

В изложении расчета, выполненного с применением компьютерных программ, следует привести краткое описание методики расчета с необходимыми формулами и, как правило, структурную схему алгоритма или программы расчета. Распечатка расчета с компьютера помещается в Приложении ВКР, а в тексте делается ссылка, например: «... Результаты расчета на компьютере приведены в приложении С».

Запись числовых расчетов выполняют, как правило, в следующем порядке:

– формула;

– знак = (равно);

– подстановка числовых значений величин и коэффициентов в последовательности буквенных обозначений в формуле и через пробел;

– обозначение единицы физической величины результата;

– знак = (равно);

– результат с единицей физической величины.

7.3.5 Ссылки

В тексте ВКР приводят ссылки (ГОСТ Р 7.0.5-2008):

– на данную работу;

– на использованные источники.

При ссылках на данную работу указывают номера структурных частей текста, формул, таблиц, рисунков, обозначения чертежей и схем, а при необходимости – также графы и строки таблиц и позиции составных частей изделия на рисунке, чертеже или схеме.

При ссылках на структурные части текста ВКР указывают номера разделов (со словом «раздел»), приложений (со словом «приложение»), подразделов, пунктов, подпунктов, перечислений, например: «...в соответствии с разделом 2», «... согласно разделу 3.1», «... по пункту 3.1.1», «... в соответствии с подпунктом 4.2.2, перечисление б».

Ссылки в тексте на номер формулы даны в скобках, например: «...согласно формуле (B.1)»; «...как следует из выражения (2.5)».

Ссылки в тексте на таблицы и иллюстрации оформляют по типу: (таблица 4.3); «... в таблице 1.1, графа 4»; (рисунок 2.11); «... в соответствии с рисунком 1.2»; «... как показано на рисунке Г.7, поз. 12 и 13».

При ссылке в тексте на использованные источники следует приводить порядковые номера по списку использованных источников, заключенные в квадратные скобки, например: «... как указано в монографии [10]»; «... в работах [11, 12, 15–17]».

При необходимости в дополнение к номеру источника указывают номер его раздела, подраздела, страницы, иллюстрации, таблицы, например: [12, раздел 2]; [18, подраздел 1.3, приложение A]; [19, c.25, табл. 8.3].

7.3.6 Сокращения

При многократном упоминании устойчивых словосочетаний в тексте ВКР следует использовать аббревиатуры или сокращения.

При первом упоминании должно быть приведено полное название с указанием в скобках сокращенного названия или аббревиатуры, например: «нормативно-чистая продукция (НЧП)», а при последующих упоминаниях следует употреблять сокращенное название или аббревиатуру.

Расшифровку аббревиатур и сокращений, установленных государственными стандартами (ГОСТ 2.316, ГОСТ 7.12) и правилами русской орфографии, допускается не приводить, например: ЭВМ, НИИ, АСУ, с. (страница), т.е. (то есть) и др.


8 Программное обеспечение в ыпускной квалификационной работы

8.1 Общие положения

В настоящее время информационные технологии и информационные системы не просто выполняют значимую роль в обеспечении менеджмента в организации, но также, по существу, определяют решения в области стратегического, инновационного, проектного, кадрового, финансового менеджмента. Информационные технологии влияют на выбор перспектив и стратегий организации, технологических решений. В свою очередь, бурное развитие информационных технологий, средств и ресурсов информатизации делает их более доступными и разнообразными, что существенно расширяет практику их применения.

Специалист должен свободно пользоваться компьютером для выполнения широкого круга задач: написания, редактирования текстов, документов, создания графических объектов (схем, диаграмм, рисунков), производства расчетов, анализа информации, проектирования специализированных акций и программ (сетевой график, автоматизированный анализ финансово-хозяйст­венной деятельности и т.п.), извлечения информации из баз данных, поиска сведений в компьютерных сетях.

Уровни применения информационных технологий могут быть определены следующим образом:

1) использование компьютера для написания, редактирования текста, таблиц, графиков, для оформления и распечатки пояснительной записки и простых плакатов;

2) для построения сложных графиков, схем, для работы с базами данных, для производства вычислений в табличных редакторах;

3) производство расчетов и проектов на основе объектно-ориентированного программного обеспечения – в области маркетинга, финансового анализа и менеджмента, кадрового менеджмента и т.п.;

4) использование поисковых, справочных систем, универсальных и специализированных баз данных, размещенных в глобальной информационной сети Интернет;

5) комплексное применение информационных технологий и компьютеров (в составе корпоративных информационных систем – специализированных платформ) для обеспечения операционной среды организаций.

Направления использования компьютеров:

1) Подготовка, редактирование, верстка и распечатка пояснительной записки, текста.

2) Производство простейших расчетов и анализа, построение графиков, диаграмм.

3) Специализированные расчеты (статистические и др.).

4) Обеспечение (моделирование) отдельных функций реально действующего предприятия (бухгалтерский учет, анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности, планирование маркетинга, поддержка кадровой службы предприятия и т.п.).

5) Обеспечение (моделирование) всего комплекса оперативной деятельности предприятия (на основе корпоративных информационных систем и стандартов управления предприятиями MRP, MRP II, ERP, CSRP).

6) Применение специализированного программного обеспечения для исследования и углубленного анализа отдельных проблем; например статистические расчеты при обработке анкет или анализ деятельности предприятия.

7) Использование компьютера для поиска публикаций, современных решений, научных школ, методов и методик, для сбора экономической и иной информации, доступа к отраслевым банкам и базам данных (например, при проведении маркетинговых исследований) – на основе поиска в Интернете.

8.2 Компьютерное обеспечение при оформлении текстового документа

На этапе оформления текстового документа ВКР – следует выполнить следующие работы:

1) Собирать материалы, готовить собственные текстовые и табличные материалы с применением текстового редактора Microsoft Word.

При его использовании учесть и применить возможности автоформатирования текста на основе стилей оформления. Требования к оформлению текстового документа записки предусмотрены соответствующим стандартом и контролируются нормоконтролером.

Основные возможности автоформатирования текста, применяемые в оформлении пояснительной записки, таковы: заголовки (несколько уровней), нумерованные и маркированные списки, названия таблиц и рисунков с возможностью построения списков, сноски (ссылки на литературу), оглавление, нумерация страниц, колонтитулы.

Текстовый редактор Word предоставляет возможность создавать, импортировать и редактировать таблицы. Простые таблицы могут быть подготовлены стандартными средствами Word. При необходимости в редакторе Word можно применять вычисления и формулы в таблицах. Правила таких расчетов содержатся в справочной системе Word, достаточно сделать запрос с параметрами «вычисления в таблицах».

2) Собирать материалы, готовить собственные табличные материалы, отчеты, графики и диаграммы с применением табличного редактора Excel.

Сложные, имеющие большое количество строк и столбцов таблицы, возможно, имеет смысл готовить в табличном редакторе Excel, так как этот редактор имеет широкие возможности по части вычислений в таблице, применения формул и построения графиков, диаграмм.

К числу стандартных возможностей Excеl относятся ввод и редактирование данных, их отбор (по критериям) и сортировка, контроль данных, создание сводных данных на листе и в таблицах, анализ данных с помощью сводных таблиц и отчетов, создание формул, расчеты с использованием формул, работа с рисунками и диаграммами, математические, логические функции, возможности экстраполяции и интерполяции и др.

В общем случае объекты, подготовленные в табличном редакторе Excel, многих других редакторах, могут быть легко импортированы, вставлены или связаны с файлом Word.

8.3 Создание электронной презентации

В большинстве случаев создание электронной презентации делается средствами Power Point.

Power Point содержит шаблоны презентаций, коллекции картинок, собственно средства дизайна презентаций (размещение текста, таблиц, рисунков, графиков и диаграмм), средства проверки орфографии, конверторы (для преобразования данных, подготовленных другими редакторами), средства анимации, инструмент для озвучивания презентации и другие средства.

Сначала необходимо выбрать единый стиль представления: фон, границы, виньетки, шрифты и т.д. Далее рекомендуется составить план-содержание ваших слайдов (количество, примерный текст каждого).

Примерная структура презентации:

– заставка – 1 слайд (кто делал, что делал, по какой специальности, кто руководитель);

– основные положения пояснительной записки – (5–9 слайдов, разбитые по следованию материала в Вашей ПЗ);

– изображения для плакатов – 3–4 слайда;

– заключение, вывод – 1 слайд.

8.4 Компьютерное обеспечение при выполнении выпускной квалификационной работы

На этапе формулирования проблемы и изучения предметной области обычно пользуются научной литературой справочниками, сборниками научных трудов и другими источниками.

Вместе с тем исключительно продуктивным является использование Интернета в качестве справочного инструмента. Необходимо провести поиск источников по исследуемой проблеме в Интернете и получить материалы из этих источников.

Технология поиска несложная.

1) Необходимо дать краткую и точную формулировку проблемы, а также наименование предметной области, в которой проводится исследование. Например, если тема исследования «Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности строительной организации на примере…», то такими формулировками могут быть: «Технико-экономический анализ», «Анализ хозяйственной деятельности», «Анализ хозяйственной деятельности строительной организации».

2) С этими формулировками необходимо обратиться на поисковые серверы: www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru или др. В заглавных страницах этих серверов содержится текстовое поле для ввода запроса, в которое следует ввести формулировки и щелкнуть по ссылке «Поиск» или «Искать». В отчет на запрос поисковый сервер возвращает список гиперссылок (указаний на адрес в Интернете) на те статьи, сайты, в которых содержатся материалы по заданной теме.

3) Обзор найденных ресурсов позволяет решить следующие задачи: уточнение предметной области, уточнение категорий, уточнение проблемы, нахождение наиболее современных методов решения проблемы, комплексное изучение проблемы, привлечение методик и сведений из других научных школ и направлений.

Другим способом сбора материалов является обзор отраслевых, специализированных ресурсов Интернета.

1) Следует сделать поиск специализированного отраслевого сервера. В соответствии с наименованием специальности сделать запрос с предполагаемым адресом: www.management.ru, www.marketing.ru, www.economy.ru и т.п. В действительности, далеко не на все запросы будет ответ. По мере освоения виртуальной предметной области неизбежно обнаружится, что «сайт корпоративного менеджмента» (один из негласных лидеров в области менеджмента) имеет адрес www.cfin.ru, а сайт, посвященный маркетингу, имеет адрес http://marketing.sbp.ru. Эти находки совершаются почти неизбежно, когда просматриваются гиперссылки по тематическому запросу.

2) Следует сделать поиск сервера ведущего вуза. Как правило, в изучении проблем одновременно принимает участие много вузов, но по мере приобретения профессионализма становится очевидным, что, к примеру, «Управление персоналом» следует изучать по учебникам (и соответственно Интернет-ресурсам) Института экономики и менеджмента Пензенского ГУАС или Нижегородского института менеджмента и бизнеса, в которых имеются известные научному сообществу и признанные школы: www.pgasa.penza.com или www.nimb.nnov.ru и др.

3) Дополнительно следует выяснить наличие сайта у организации, в которой проводится исследование (предприятия, на котором пройдена преддипломная практика и на материалах которого пишется выпускная квалификационная работа). Посещение этого сайта может наметить решение вопросов по видам продукции предприятия, контрагентам, технологическим достижениям, истории предприятия и т.п., что составляет обычный набор информации корпоративных сайтов.

4) В Интернете могут присутствовать также базы данных отраслевой направленности: по рыночным ценам на продукцию (строительную, нефтепереработки, продовольственного сырья и продукции) – в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. Например, сайт Международной продовольственной организации – www.fao.com, Российской ассоциации маркетинга – www.stins.msk.ru, Агенства «Росбизнесконсалтинг» (обзор финансовых рынков) www.rbc.com, информационно-аналитической системы для исследования рынков – www.mega.ru/~kurs.

Необходимо ориентироваться и в этих возможностях. Для этого могут подойти справочные издания «Русскоязычные ресурсы Интернет», или «Ресурсы Интернет», или «Желтые страницы Интернет».

Самым распространенным решением является применение информационной системы «1С: Предприятие» для автоматизации деятельности отдельных подразделений («1С: Бухгалтерия» или «1С: Зарплата + Кадры» либо нескольких подразделений («1С: Торговля + Склад»). Кроме того, популярными являются также системы «Парус», «Инфо-Бухгалтер», БЭСТ и др.

Выяснить, применяет ли организация специализированные расчетные программы. Например, возможно применение «ИНЕК – аналитик» для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для организации маркетинговой деятельности может применяться Plan Magic Marketing или другие подобные программы.

Для составления бизнес-проектов (бизнес-планов) может применяться Project Magic Holding. Для управления проектами в масштабах предприятия – Primavera Project Planner.

Для проектирования бизнес-процессов, информационной сети, баз данных, для реорганизации бизнес-процессов (в том числе при антикризисном управлении) может применяться ERWin или BPWin.

Узнать, использует ли организация комплексные информационные решения – корпоративные информационные системы.

Вполне вероятно, что в организациях полностью или частично решен вопрос о применении корпоративной информационной системы. Решение подразумевает наличие действующей информационной системы (полнофункциональной или отдельных модулей, контуров), а также ее абстрактно-логическое обеспечение: модель организации, формализованное описание бизнес-процесса, наличие стандартной платформы, регламентирующей бизнес-процесс, и др.

К числу таких корпоративных информационных систем относятся «Галактика», «Парус», «Альфа», «Тектон», «Никос Софт 2000» и пр.

5) Обнаруженные решения должны быть концептуально оформлены, осмыслены и описаны в пояснительной записке.

Повторный возврат к этим решениям желателен на этапе выработки рекомендаций, предусмотренных регламентом выполнения выпускной квалификационной работы. Так, если указанные решения не нашли еще применения на предприятии, то для обеспечения успешного менеджмента с учетом современных информационных технологий желательно выработать соответствующие рекомендации по внедрению информационных технологий и систем и предложить примерный перечень функций таких систем, а также оценку документооборота (документопотоков).

Кроме того, в организации может быть частично решена задача информатизации на основе системы (множества) автоматизированных рабочих мест (АРМ). АРМ, как правило, внедряются для обеспечения деятельности руководителей соответствующего уровня (администрирование) или функциональных работников.

На этапе разработки проектных решений целесообразно применение объектно-ориентированных программных продуктов.

Для обработки массивов экспериментальных данных статистические и математические программы SPSS, MathCAD, STATISTIKA.

Для создания сложных графических объектов, инженерного проектирования схем, сооружений, узлов – система автоматизированного проектирования AutoCAD.

Для создания графических объектов (рисунков) – графические редакторы Corel Draw, Corel Photo Paint, Photo Shop.

Для анализа финансового состояния предприятия, финансово-хозяйственной, производственной деятельности – «ИНЕК-аналитик» или соответствующие модули в реально работающих корпоративных информационных системах – «Галактика», «Никос Софт 2000», «Альфа», «БОСС-корпорация», «БЭСТ» и др.

Кроме того, следует рассмотреть вопрос о применении или возможности применения на предприятии систем электронного документооборота (для поддержки принятия управленческих решений) – Дело 2000, Office Media, Optima Work Flow и др.

Отдельным пунктом следует рассмотреть вопрос о применении на предприятии решений в составе сетевого программного обеспечения: факс-сервер для централизованного обслуживания персонала услугами передачи факсов, Microsoft Exchange или аналогичных для передачи сообщений по электронной почте, Microsoft Outlook – для оперативного календарного планирования и синхронизации совместных работ.

Могут применяться также вспомогательные программы-переводчики Stilus, Promt и др. – для подготовки, использования и перевода текстов с (на) иностранного языка.

Применение этих программных продуктов на предприятии и при написании выпускной квалификационной работы следует описать в пояснительной записке.


9 Организация защиты выпускных квалификационных работ

9.1 Предварительная работа

Защита ВКР проходит на заседании Государственной аттестационной комиссии в предусмотренные сроки. Для четкой организации работы ГАК студенты записываются на защиту выпускной квалификационной работы. Запись на очередность защиты проводит секретарь ГАК (преподаватель кафедры) при наличии у студента оформленной пояснительной записки, отзыва руководителя выпускной квалификационной работы и нормоконтролера. Одновременно решается вопрос и с рецензентом.

График защиты составляется кафедрой и доводится до сведения студентов.

Законченный текстовый документ ВКР прежде всего подписывается студентом – автором работы.

Затем работа передается на проверку руководителю. После проверки руководитель ставит свою подпись на титульном листе пояснительной записки. Должна быть подпись руководителя в задании на дипломирование.

Руководитель пишет отзыв о работе студента и делает запись в зачетной книжке студента «допущен к защите», ставит свою подпись и дату.

В том случае, когда руководитель не является сотрудником вуза, его подпись заверяется печатью предприятия.

Готовая работа представляется на кафедру не позднее, чем за семь дней до дня защиты.

На профилирующей кафедре ВКР проверяет нормоконтролер. Нормоконтролер ставит свою подпись в основной надписи пояснительной записки.

После нормоконтролера ВКР предъявляется руководству кафедры (зав. каф. или зам. зав. каф.) для получения допуска к защите.

После этого кафедра (секретарь ГАК) направляет работу на рецензирование.

Рецензию дают руководители подразделений научно-исследовательских институтов, предприятий и организаций.

В качестве рецензентов могут привлекаться и преподаватели высших учебных заведений, в том числе и ТУСУРа, если они не являются сотрудниками кафедры экономики. Подписи рецензентов, не сотрудников университета, заверяются печатью предприятия. Пример рецензии приведен в приложении Г.

После проверки рецензентом никакие исправления вносить в пояснительную записку не разрешается.

Студент, не сдавший выпускную квалификационную работу на кафедру в установленные сроки, к защите не допускается.

9.2 Защита выпускной квалификационной работы

Распоряжением декана факультета определяется список студентов, допущенных к защите, и устанавливается дата защиты. До защиты студент передает секретарю ГАК следующие материалы и документы:

– законченную выпускную квалификационную работу, подписанную автором, руководителем, с визой нормоконтролера и заведующего кафедрой о допуске выпускной квалификационной работы к защите;

– письменный отзыв руководителя, заверенный печатью предприятия;

– зачетную книжку, заполненную в точном соответствии с учебным планом, на каждой странице должна быть заверенная подпись декана, последняя страница заполняется руководителем выпускной квалификационной работы.

Кроме того, студент передает секретарю ГАК заполненные бланки заявлений на оплату руководителю и рецензенту.

Защита выпускных квалификационных работ производится в торжественной обстановке с приглашением на заседания ГАК преподавателей, представителей экономической и научной общественности, работников производства, студентов.

Студент может представить в ГАК материалы, характеризующие практическую ценность выполненной выпускной квалификационной работы: печатные статьи по теме выпускной квалификационной работы, документы, указывающие на практическое применение результатов работы, и т.д.

Процедура защиты ВКР следующая:

– председатель ГАК объявляет о защите выпускной квалификационной работы студента (называется номер группы, фамилия, имя, отчество), выполненной на тему (называется тема работы), называет руководителя работы (ученое звание, степень, должность, место работы);

– председатель ГАК представляет слово для доклада (не более 7–8 мин) студенту, в котором последний излагает основное содержание выпускной квалификационной работы, подчеркивая наиболее важные результаты и выводы. Во время доклада обязательно используются демонстрационные иллюстрации, таблицы, графики и т.д.

Объявляется дискуссия:

1) вопросы рецензента и ответы студента;

2) вопросы членов ГАК и ответы студента;

3) вопросы присутствующих и ответы студента;

4) выступление рецензента или зачтение рецензии;

5) выступления членов ГАК;

6) выступления присутствующих;

7) заключительное слово автора выпускной квалификационной работы, в котором даются ответы на замечания рецензента и выступающих.

Председатель ГАК выясняет, есть ли замечания по процедуре защиты (при наличии – они вносятся в протокол).

После этого председатель ГАК объявляет окончание защиты работы.

9.3 Результаты защиты

После защиты работы на закрытом заседании ГАК обсуждаются результаты защиты и выносится решение ГАК об оценке выполненной и защищенной работы, присвоении квалификации экономиста-менеджера и о выдаче диплома.

При выставлении оценки Государственная аттестационная комиссия учитывает:

– научно-теоретический, практический уровень подготовки студента (на основе ответов на вопросы членов ГАК, отзывов руководителя и рецензента, данных об успеваемости студента за время обучения);

– соответствие содержания и объема выполненной работы требованиям к выпускной квалификационной работе и требованиям задания;

– качество выполненных исследований, качество оформления пояснительной записки;

– использование государственных стандартов и другой нормативно-технической документации;

– качество технико-экономических расчетов и обоснованность выбранных решений, объем использования компьютерных средств;

– использование достижений отечественной и зарубежной науки.

На заключительном открытом заседании ГАК в день защиты председатель ГАК торжественно оглашает результаты защиты.

Каждому выпускнику сообщается оценка его защиты выпускной квалификационной работы и присвоенная квалификация.

При этом ГАК руководствуется следующим:

– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, допустившему при выполнении или защите выпускной работы грубые ошибки, обусловленные недостаточными знаниями изучаемых дисциплин;

– оценки «удовлетворительно» заслуживает работа, полностью соответствующая заданию, демонстрирующая удачное применение отдельных концепций, моделей и методик изучаемых дисциплин. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, принимающему в ходе дипломирования однозначные решения без достаточного обоснования и анализа других возможных вариантов.

– оценки «хорошо» заслуживает работа, выполненная в полном соответствии с организационными решениями на основе типовых методик. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студенту, показавшему в ходе дипломирования систематический характер знаний и умений в решении типовых задач и способности к их самостоятельному обновлению и развитию в ходе дальнейшей профессиональной деятельности;

– оценки «отлично» заслуживает работа, выполненная в полном соответствии с заданием, демонстрирующая систематический характер знаний и умений в решении типовых профессиональных задач и отличающаяся творческим подходом при поиске, обосновании и выборе оптимальных экономических и управленческих решений. Как правило, «отличная» работа должна быть либо внедренной, либо рекомендованной к внедрению на предприятии, а часть полученных результатов полностью или частично опубликована в научно-технических отчетах, в докладах на конференциях или в других официальных сообщениях.

Студент, не выполнивший или не представивший выпускную квалификационную работу в установленный срок по неуважительной причине, а также получивший после защиты неудовлетворительную оценку, отчисляется из университета. Студенту выдается справка о том, что он прослушал теоретический курс обучения в университете, причем в справке указываются изученные дисциплины, оценки и зачеты, полученные по этим дисциплинам.

При неудовлетворительной оценке по результатам защиты ГАК выносит решение о возможности защиты той же работы (с доработкой, определяемой комиссией) или о выдаче нового задания.

Студент, не защитивший выпускную квалификационную работу, допускается к повторной защите в течение трех последующих лет.

Студентам, не защитившим выпускную квалификационную работу по уважительным причинам, подтвержденным документами (приказом ректора), может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на год.

После защиты текстовый документ выпускной квалификационной работы сдают материально-ответственному лицу кафедры, о чем в обходном листе делается соответствующая отметка.

Выпускные квалификационные работы (текстовый документ) хранятся в архиве кафедры в течение пяти лет.


Приложение А

(справочное)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра экономики

К ЗАЩИТЕ ДОПУСТИТЬ

Заведующий

кафедрой экономики

доктор техн. наук, проф.

_____________А.Г. Буймов

«______»__________2009 г.

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Выпускная квалификационная работа

Студент группы №_______

___________ Т.В. Смирнова

«____»___________ 2009 г.

Руководитель

канд.экон.наук, доцент

каф. экономики ТУСУРа

_________ М.А. Афонасова

«____»____________ 2009 г.

2009


Приложение Б

(справочное)

Реферат

Выпускная квалификационная работа 90 страниц, 3 рисунка, 30 таблиц, 25 источников, 3 приложения, 4 листа графического материала.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, ПРИБЫЛЬ.

Объектом исследования является система финансового планирования на предприятии ООО «АБС».

Цель работы – исследование проблем, связанных с формированием эффективной системы финансового планирования на предприятии, формирование рекомендаций по оптимизации системы планирования и финансового менеджмента предприятия в целом.

В процессе исследования применялись следующие методы: способы группировки и сравнения, графический и аналитический методы.

Выпускная квалификационная работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word и представлена на CD-диске (в конверте на обороте обложки).

The abstract

Final qualifying work 90 pages, 3 figures, 30 tables, 25 sources, 3 appendices, 4 pages of a graphic material.

THE FINANCIAL PLAN, PLANNING, FORECASTING, STRATEGY of DEVELOPMENT, FINANCIAL ANALYSIS, BALANCE of the INCOMES and CONSUMPTIONS, PROFIT.

Object of research is the system of financial planning on firm «ABC».

The purpose of activity – research of problems connected to formation of an effective system of financial planning on firm, formation of the recommendations on optimization of a system of planning and financial management of firm in whole.

During research the following methods were applied: ways of a grouping and comparison, graphic and analytical methods.

The final qualifying work is executed in the text editor Microsoft Word 2000 and is submitted on a CD-disk (in an envelope on the back of a cover).


Приложение В

(справочное)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра экономики

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

кафедрой экономики

доктор техн. наук, проф.

______________А.Г. Буймов

«_______»__________2009 г.

ЗАДАНИЕ

На дипломирование студенту _______ Смирновой Т.В.________

Группа

817

Факультет

Экономический

1. Тема ВКР

Система финансового планирования на предприятии

(утверждена приказом по вузу от _12 марта 2009 г. № 2345 )

2. Срок сдачи студентом законченной работы_______10. 06. 2009 г. _______

3. Исходные данные к проекту:

Учебно-методическая литература

Нормативные акты

Бухгалтерский баланс ООО «АБС» 2007 г., 2008 г.

Отчет о прибылях и убытках ООО «АБС»

Сметы затрат на производство продукции ООО «АБС»

4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов):

Сущность и роль финансового планирования на предприятии

Виды финансового планирования

Процесс финансового планирования на предприятии

Методика разработки финансового плана

Проблемы формирования и внедрения финансового планирования

Анализ финансового положения и разработка финансового плана для ООО «АБС»

5. Перечень графического материала:

Система финансового планирования на предприятии

Процесс финансового планирования

Анализ состава и структуры оборотного капитала

Анализ ликвидности и платежеспособности

6. Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделам работы):

7. Дата выдачи задания:_10 марта 2009 г. ____________________________

Руководитель ___________________________________И.О.Фамилия

Подпись

Задание принял к исполнению (дата) __10 марта 2009 г. ________

Студент _______________________________________И.О.Фамилия

(подпись студента)


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

( справочное)

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу

студентки ТМЦ ДО ТУСУРа Герасименко Е.В.

на тему: «Направления совершенствования

системы управления персоналом предприятия»

В представленной дипломной работе рассмотрены сущность и содержание системы управления персоналом, ее роль и значение для успешного развития современного предприятия. Исследование данной проблемы является особенно актуальными для небольших предприятий, у которых ограничены возможности кадровых служб.

Выводы дипломной работы и предложенные направления по совершенствованию управления персоналом сделаны на основе исследования кадровой ситуации в ООО «Dalatel» (г. Шымкент).

При выполнении данной работы были рассмотрены современные направления развития системы управления персоналом, методы и принципы кадрового менеджмента. Автору удалось раскрыть существующие проблемы и показать возможные направления совершенствования системы управления персоналом.

Тема выпускной квалификационной работы раскрыта полностью. Содержание работы соответствует заданию. Работа выполнена и оформлена на хорошем теоретическом уровне, продемонстрирована глубина изучения рассматриваемых вопросов. Замечаний по качеству оформления дипломной работы нет.

Замечания: в работе нет конкретных практических рекомендаций по совершенствованию действующей системы управления на конкретном предприятии ТОО «Dalatel», показаны только самые общие направления.

Данная дипломная работа заслуживает оценки «хорошо», а ее автор Герасименко Е.В. – заслуживает присвоения соответствующей квалификации.

Рецензент:

ведущий специалист

по работе с персоналом