Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания для студентов (слушателей), обучающихся по специальности

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор ­–

проректор по учебной работе

____________Е.А. Кудряшов

«____» _____________ 2011 г.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

методические указания

для студентов (слушателей), обучающихся по специальности

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

КУРСК – 2011


Составители: В.В. Алексеева, Н.А. Грачева, Л.И. Шумакова

Рецензенты:

доктор экон. наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Т.С. Колмыкова

главный бухгалтер ООО «Управляющая компания

«Подшипник-Курск» Е.В. Бутова

Производственная экономическая практика: методические указания для студентов (слушателей), обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Юго-Зап. гос. ун-т; Сост. В.В. Алексеева, Н.А. Грачева, Л.И. Шумакова. Курск, 2011. 35 с.

Методические указания содержат описание целей и задач производственной экономической практики студентов (слушателей), обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», вопросов организации практики, обязанностей студентов (слушателей) и руководителей практики. Раскрыто содержание тематических разделов производственной экономической практики по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. Указаны требования к оформлению результатов практики и их защите.

Адресуется студентам и слушателям, обучающимся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», всех форм обучения.

Текст печатается в авторской редакции

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.

Усл. печ.л. . Уч.-изд.л. . Тираж 100 экз. Заказ . Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет.

305040 Курск, ул. 50 лет Октября, 94.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ .. 4

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 5

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ .. 6

2.1 Этапы прохождения производственной экономической практики 6

2.2 Руководство практикой . 7

2.3 Обязанности студентов . 9

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 11

3.1 Общее содержание производственной экономической практики по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту . 11

3.2 Тематические разделы производственной экономической практики по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту . 12

4 СОДЕРЖАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ .. 18

4.1 Требования к составлению отчета по производственной экономической практике, его структура и содержание . 18

4.2 Правила оформления отчета по производственной экономической практике . 19

4.3 Порядок защиты отчета по производственной экономической практике . 22

Приложение А. Дневник практики................................................. 25

Приложение Б. Тематика курсовых работ по дичциплине «Аудит» .................................................................................. 31

Приложение В. Титульный лист отчета по производственной экономической практике . 34

Приложение Г. Задание на производственную экономическую практику 35


ВВЕДЕНИЕ

Рабочий учебный план специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», разработанный на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС-2000), предусматривает проведение производственной практики.

Содержание и порядок проведения производственной экономической практики соответствуют:

– Положению «О порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 года № 1154;

– требованиям п. 6.5. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС-2000) по специальности 060500 (080109.65) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», утвержденного 17 марта 2000 года;

– Положению П 02.043-2011 «О порядке проведения практики студентов (слушателей) по программам высшего профессионального образования», утвержденного ректором ЮЗГУ 11 июля 2011 года.

Производственная практика способствует обеспечению:

1) непрерывности и последовательности овладения студентами (слушателями) профессиональной деятельностью в области учета, анализа и аудита в соответствии с их уровнем подготовки;

2) связи профессиональной деятельности с теоретическими основами обучения по специальности;

3) последовательного расширения и усложнения формируемых у студентов (слушателей) умений и практических навыков;

4) соединения учебного процесса и практической профессиональной деятельности в области.

Производственная практика студентов очного отделения специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» проводится в течение 4 недель по окончании летней экзаменационной сессии 4 курса 8 семестра в соответствии с графиком учебного процесса ЮЗГУ. Студенты (слушатели) других форм обучения проходят практику в соответствии с графиком, разработанным учебно-методическим управлением ЮЗГУ.

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Производственная экономическая практика проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях с целью закрепления и расширения теоретических знаний, полученных студентами в Юго-Западном государственном университете, и выработки практических навыков, способностей и умений в области учета, анализа и аудита.

За период прохождения производственной экономической практики студенты (слушатели) должны:

1) ознакомиться с деятельностью предприятия, его структурой, технологическим процессом производства, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами, дать краткую производственно-экономическую характеристику предприятия;

2) ознакомиться с учетной политикой предприятия и внутренними организационно-распорядительными документами, изучить организацию бухгалтерского и налогового учета;

3) изучить степень автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии;

4) участвовать в обработке учетной информации предприятия по объектам учета;

5) участвовать в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, ознакомится с результатами предыдущих инвентаризаций;

6) ознакомиться с формами контроля, существующими на предприятии, и оценить систему внутреннего контроля, с целью выявления рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности;

7) ознакомиться с результатами проверки внешних форм контроля (аудит, ревизия, налоговые проверки и др.);

8) накопить источники информации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Аудит»;

9) составить план и программу аудиторской проверки и определить перечень необходимых аудиторских процедур по существу.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

2.1 Этапы прохождения производственной экономической практики

Производственная экономическая практика включает пять этапов:

1. Первый этап (организационный) – подготовка к практике. Перед практикой все студенты (слушатели) должны:

– самостоятельно проработать программу практики;

– пройти общий инструктаж на кафедре и собеседование с руководителем практики от университета;

– получить и оформить необходимые документы для направления на практику, дневник установленного образца (Приложение А) и конкретное задание руководителя от университета.

2. Второй этап. По прибытию к месту практики студенты (слушатели) информируют руководителя практики от университета о своем прибытии на практику и в дальнейшем о возникших сложностях и недоразумениях, если таковые будут иметь место.

В организации (предприятии, учреждении) в соответствии с условиями договора на проведение производственной практики издается приказ о приеме студентов (слушателей) на практику, копия которого предоставляется на кафедру бухгалтерского учета, анализа и аудита ЮЗГУ.

3. Третий этап. Работа на месте прохождения практики (в бухгалтерии предприятия) в должности помощника (дублера) бухгалтера.

4. Четвертый этап (2-3 дня до окончания практики) посвящается:

– окончательному оформлению отчета, сдаче его на проверку руководителю практики от организации (предприятия, учреждения), который на титульном листе проставляет оценку («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») и заверяет свою подпись печатью организации (предприятия, учреждения);

– оформлению характеристики.

5. Пятый этап. Защита отчета.

В установленные кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита сроки студент (слушатель) обязан сдать отчет на проверку руководителю практики от университета, при необходимости доработать отдельные разделы и защитить его на кафедральной комиссии, график работы которой доводится до сведения студентов (слушателей) руководителем практики от университета.

2.2 Руководство практикой

Производственная экономическая практика студента (слушателя) проводится на основании договора, заключаемого между Университетом и предприятием (организацией). В договоре Университет и организация оговаривают вопросы, касающиеся проведения практики. Договор предусматривает назначение двух руководителей практики: от организации (предприятия, учреждения) (как правило, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера) и от Университета (одного из ведущих специалистов кафедры). Любые изменения к договору, в случае необходимости, оформляются в письменном виде и подписываются обеими сторонами.

В соответствии с условиями договора на проведение производственной экономической практики на предприятии (организации) издается приказ о приеме студентов на практику, в котором в обязательном порядке указываются:

– рабочее место каждого практиканта (подразделение, где студент (слушатель) дублирует работу по соответствующим объектам бухгалтерского учета);

– сроки стажировки на рабочем месте (согласно заданию или условиям деятельности организации (предприятия, учреждения);

– руководитель практики от организации из числа квалифицированных специалистов (главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера);

– ответственный от организации за охрану труда практикантов.

Направление студентов (слушателей) на практику за пределы г. Курска по их инициативе осуществляется на основании личного заявления, согласованного с заведующим кафедрой и деканом факультета.

Сроки проведения производственной практики утверждаются приказом ректора Университета и могут быть изменены, на основании служебной записки заведующего кафедрой, согласованной с деканом факультета. Проект приказа вносит заведующий кафедрой.

Руководство и контроль за проведением производственной практики студентов (слушателей) со стороны Юго-Западного государственного университета осуществляет кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, в лице руководителя практики, а также руководителя практики от соответствующего предприятия, организации.

До выезда студентов (слушателей) на практику:

1. Заведующий кафедрой проводит общий инструктаж, где раскрывает цель и задачи практики, порядок прохождения практики, технику безопасности (с обязательным оформлением в «Журнале регистрации проведения группового вводного инструктажа по охране труда студентов (слушателей), направляемых для прохождения практик на предприятия, в организации, учреждения»);

2. Преподаватель – руководитель практики от университета – проводит собрание, на котором:

– студентам (слушателям) сообщается порядок прибытия на предприятие для прохождения практики (студент (слушатель) получает необходимые документы: направление на практику, программу практики, дневник практики);

– раскрывается содержание работы в период прохождения производственной экономической практики;

– уточняются требования к содержанию и оформлению отчета о производственной экономической практике;

– обсуждается процедура проверки и защиты отчета по практике.

Руководитель практики от предприятия обязан:

- организовать практику в соответствии с программой ее прохождения;

- создавать соответствующие условия для изучения студентами организации учета по рабочим местам;

- регулярно проверять и подписывать дневник студента-практиканта о выполненной работе, предусмотренной программой практики;

- обеспечить нормальные бытовые условия студентам-практикантам.

Руководитель практики от Университета уточняет с руководителем практики от организации (предприятия, учреждения) рабочее место практиканта, программу, индивидуальное задание и порядок прохождения практики каждого студента.

Со студентами (слушателями), прибывшими на практику, представителем от организации (предприятия, учреждения) проводится инструктаж по технике безопасности непосредственно на рабочем месте с обязательной регистрацией в соответствующем журнале.

Руководитель практики от университета обязан проверять наличие приказов о зачислении на практику и инструктаже студентов (слушателей) по технике безопасности и охране труда. Контроль осуществляется в ходе посещения руководителем практики от университета предприятий (организаций). При невозможности выезда руководителя практики от университета на предприятия проверяется наличие соответствующих записей и печатей в дневнике практики.

2.3 Обязанности студентов

В период прохождения производственной экономической практики студент (слушатель) должен:

- соблюдать действующий в организации внутренний распорядок дня;

- выполнять поручения и указания руководителя практики со стороны организации;

- своевременно и качественно выполнять задания, предусмотренные программой практики, и работу, поручаемую руководителем практики;

- аккуратно вести дневник студента-практиканта и регулярно сдавать его руководителю практики на проверку и подпись;

- вести рабочую тетрадь, в которую следует заносить необходимый материал для составления отчета о прохождении производственной экономической практики.

Дневник студента-практиканта ведется ежедневно, в который записывается вся проделанная за день работа, а также замечания. Он является основным документом, подтверждающим пребывание студента (слушателя) на практике.

На основании своих записей в рабочей тетради и дневнике студент (слушатель) составляет отчет по практике.

Студент (слушатель) обязан сдать отчет о практике на кафедру для проверки по окончании практики.

После проверки отчета и устранения сделанных замечаний студент (слушатель) защищает отчет руководителю практики со стороны кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ЮЗГУ.

Студенты (слушатели), не прошедшие практику или не выполнившие программу практики по уважительной причине, приказом ректора Университета направляются на практику вторично в период студенческих каникул или в свободное от учебы время.

Студенты (слушатели), не прошедшие практику или не выполнившие программу практики без уважительной причины, а также получившие отрицательную характеристику от базы практики или неудовлетворительную оценку при защите отчета, должны ликвидировать задолженность по практике в течение первого учебного месяца следующего семестра (п.3.4.4 положения П 02.034-2009 «О проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов», утвержденного Приказом ректора КурскГТУ 01 июля 2009 года №445).


3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

3.1 Общее содержание производственной экономической практики по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту

Экономическую практику студент (слушатель) проходит в подразделении бухгалтерской службы предприятия.

Работая в период практики дублером (помощником) бухгалтера, студент (слушатель) должен:

1. Ознакомиться с организационной и производственной структурой предприятия;

2. Ознакомиться с организацией производства, технологическим процессом основного, вспомогательных, обслуживающих и прочих производств;

3. Ознакомиться с действующими на предприятии организационно-распорядительными документами (учредительными документами, положениями и приказами);

4. Изучить структуру бухгалтерской службы, распределение обязанностей между работниками бухгалтерской службы и взаимосвязь со специалистами и руководителями других подразделений предприятия;

5. Ознакомиться с организацией учетного процесса и системой внутреннего контроля;

6. Изучить учетную политику организации на текущий год;

7. Изучить применяемую форму бухгалтерского учета и порядок документооборота;

8. Провести анализ основных производственно-экономических показателей деятельности объекта практики;

9. Оценить действующую систему внутреннего контроля объекта практики.

10. Выполнить индивидуальное задание по накоплению источников информации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Аудит».

3.2 Тематические разделы производственной экономической практики по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту

Раздел 1. Производственно-экономическая характеристика предприятия

Студент (слушатель) должен дать краткую производственно-экономическую характеристику предприятия. Раскрыть информацию об организационно-правовой форме и форме собственности, основных видах деятельности, ассортименте выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

Студент (слушатель) анализирует основные показатели, характеризующие деятельность предприятия в динамике трех последних лет.

Рекомендуется рассмотреть следующие финансовые показатели деятельности предприятия: объем продаж (услуг); выручка; себестоимость продаж; прибыль от продаж; чистая прибыль; стоимость имущества; численность работающих; производительность труда; стоимость основных фондов; фондоотдача; рентабельность активов; рентабельность продаж; коэффициент оборачиваемости активов; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; коэффициент финансовой независимости; коэффициент текущей задолженности.

Раздел 2 Организация и методика бухгалтерского и налогового учета

2.1 Охарактеризовать выбор организационной формы бухгалтерского учета.

В соответствии с п.2 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (рис. 1);


Рисунок 1 - Структура бухгалтерской службы ОАО «Электроагрегат»

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

2.2 Рассмотреть организацию бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой.

Учетная политика организации – это принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), учетная политика формируется главным бухгалтером предприятия, и утверждается руководителем. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня принятия прав юридического лица (государственная регистрация).

При этом в части организации учета утверждаются:

а) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

б) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы первичных учетных документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

в) правила документооборота и технология обработки учетной информации (форма бухгалтерского учета);

г) порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств;

д) другие методы, необходимые для организации бухгалтерского учета.

2.3 Раскрыть методику ведения бухгалтерского учета (способы учета).

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации относятся способы начисления амортизации, методы оценки активов, создание резервов, распределение косвенных расходов, синтетический и аналитический учет отдельных хозяйственных операций.

Например:

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» раскрытию в учетной политике подлежит:

а) способ начисления амортизации:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).

б) информация о принятых сроках полезного использования объектов основных средств;

Определение срока полезного использования объектов основных средств исходя из:

- ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияние агрессивной среды, системы проведения ремонтов;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды)

в) информация об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация, переоценка объектов);

г) синтетический и аналитический учет ремонта основных средств (отнесение на затраты производства расходов по ремонту основных средств в период их фактического проведения, создание резерва на ремонтные работы);

д) информация об открытии субсчета «Выбытие основных средств» к счету 01 «Основные средства»;

е) информация о проведении обязательной инвентаризации основных средств (не реже одного раза в три года).

2.4 Охарактеризовать организацию налогового учета на предприятии.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с действующим НК РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиков в учетной политики для целей налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета (сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный налоговый период);

- расчет налоговой базы;

- отчетность по налогам и сборам.

На основе изучения организации налогового учета необходимо раскрыть следующую информацию:

а) плательщиком каких налогов и сборов является предприятие;

б) дублирует ли предприятие первичные документы для подтверждения затрат, которые уменьшают налогооблагаемую базу;

в) как систематизируется информация для определения налогооблагаемой базы по исчислению налогов.

2.5 Раскрыть методику ведения налогового учета (способы учета)

К способам ведения налогового учета, принятым при формировании учетной политики организации относят:

Например:

а) группировка расходов;

б) метод оценки сырья и основных материалов;

в) методика учета расходов на ремонт основных средств;

г) способы начисления амортизации;

д) создание оценочных резервов;

е) оценка остатков незавершенного производства и т.д.

Раздел 3. Система внутреннего контроля и оценка ее эффективности

3.1. Раскрыть функциональные обязанности созданных структурных подразделений в системе внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности бухгалтерской (финансовой) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

3.2. Оценка действующей системы внутреннего контроля

Оценка проводится в соответствии с требованиями ФПСАД №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Давая соответствующую оценку надежности всей системы или отдельным средствам контроля необходимо описать применяемые аудиторские процедуры (тесты средств контроля).

Система внутреннего контроля включает следующие элементы:

- контрольная среда;

- процесс оценки рисков аудируемым лицом;

- информационная система, в том числе связанная с подготовкой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- контрольные действия;

- мониторинг средств контроля.

Раздел 4. Бухгалтерская отчетность, как информационная база для проведения аудиторской проверки

Раскрыть основные нормативные документы по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности. Необходимо показать сущность бухгалтерской отчетности, ее роль в управлении организацией.

Студент (слушатель) должен знать основные положения по формированию показателей бухгалтерской отчетности, содержание и технику составления форм бухгалтерской отчетности, сроки предоставления бухгалтерской отчетности.

Следует раскрыть порядок формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и методику их аудирования в соответствии с индивидуальным заданием.

Раздел 5. Индивидуальное задание.

В период прохождения экономической практики необходимо накопить практический материал для выполнения курсовой работы по дисциплине «Аудит». Для этого каждому студенту (слушателю) выдается индивидуальное задание по предложенной тематике (Приложение Б).

4 СОДЕРЖАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

4.1 Требования к составлению отчета по производственной экономической практике, его структура и содержание

Во время пребывания на практике студент (слушатель) должен составить отчет о производственной экономической практике. При составлении отчета о практике используются дневник прохождения практики, рабочая тетрадь с материалом, накопленным по каждой изученной теме программы. Материалы к отчету подбираются систематически в процессе выполнения программы практики.

Отчет о прохождении практики – это не простое описание увиденного, а анализ его на основе пройденного теоретического курса; проработанной в период практики дополнительной литературы; бесед с руководителями практики; собственных наблюдений студентов (слушателей) при выполнении задания по практике.

Порядок изложения материала в отчете о прохождении практики продумывается и избирается самим студентом (слушателем). Отчет должен быть написан аккуратно, кратко, по конкретному фактическому материалу и составлен каждым студентом (слушателем) отдельно.

Отчет должен быть подписан руководителем от предприятия и заверен печатью.

К защите не допускаются студенты (слушатели) если:

– отчет составлен небрежно, представлен в форме пересказа или прямого списывания с отчетов других студентов (слушателей), не подписан руководителями, не заверен предприятием;

– дневник не заполнен или небрежно заполнен;

– отсутствует характеристика студента (слушателя), подписанная руководителем практики от предприятия и заверенная печатью организации.

Отчет по производственной экономической практике содержит следующие структурные элементы, располагаемые в отчете в приведенной последовательности:

1. Титульный лист (Приложение В).

2. Задание на учебную практику (Приложение Г).

3. Содержание.

4. Введение (сведения об организации (предприятии, учреждении), на котором проходила практика: административное положение, структура организации, взаимодействие ее отдельных частей, профиль деятельности, решаемые задачи).

5. Основная часть отчета (по темам, представленным в п.3.2 настоящих Методических указаний).

6. Индивидуальное задание (раздел 5 п. 3.2 настоящих Методических указаний).

7. Заключение (изложение результатов выполнения практики в виде кратких обоснований, разъяснений, анализов, оценок, обобщений и выводов).

8. Список использованной литературы и источников.

9. Приложения (иллюстрации, таблицы, карты и т.п.).

4.2 Правила оформления отчета по производственной экономической практике

При оформлении отчета следует учитывать следующие требования, установленные кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита на основании стандарта ЮЗГУ по оформлению курсовых, выпускных квалификационных работ (СТУ 04.02.030-2008):

1. Объем основной части отчета по практике должен составлять 30-35 страниц машинописного текста формата А4.

Поля страницы: левое 3 см, правое - 1 см, верхнее и нижнее – 2 см. Шрифт - Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал 1,5. Интервалы перед и после абзаца – 0 п.т.

При печати текстового документа следует использовать двухстороннее выравнивание (по ширине). Абзацный отступ составляет 1,25 см и одинаков по всему тексту.

2. В тексте рекомендуется соблюдать единство терминов, условных обозначений, общепринятых сокращений слов. Меры следует обозначать в соответствии с установленными стандартами, а числа должны приводиться без избыточного количества знаков.

3. Разделы отчета обозначаются прописными (заглавными) буквами, подразделы обычным текстом. Если название состоит из нескольких предложений, то они разделяются точкой. Разделы (а также содержание, введение, заключение, список использованных источников) начинаются с новой страницы, подразделы продолжают страницу.

Названия разделов (а также заголовки СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ), подразделов записывают с абзацного отступа.

4. Между названием раздела и названием подраздела – один полуторный интервал (обычный). Между последней строкой заголовка (обозначениями СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ) и текстом – 2 полуторных интервала (одна пустая строка полуторного интервала).

5. Разделы отчета нумеруются по порядку арабскими цифрами без точки в конце. Номер подраздела состоит из двух цифр, разделенных точкой. Первая цифра – номер раздела, вторая – порядковый номер подраздела внутри текущего раздела.

Точка в конце названия раздела, подраздела не ставится, переносы не допускаются, названия разделов, подразделов не подчеркиваются.

6. Ссылки на использованные источники приводятся по тексту в квадратных скобках с указанием номера источника и конкретной страницы.

Например: [12, с. 65].

7. Иллюстративный материал: первичные документы, документы складского учета, регистры синтетического и аналитического учета и т.д. выносятся в приложения к работе.

8. Аналитические таблицы целесообразно располагать по ходу изложения материала, сразу же после ссылки на них. Слева над таблицей размещают слово Таблица, выполненное строчными буквами (кроме первой прописной), без подчеркивания, и ее номер. Точку после номера таблицы не ставят. Каждая таблица должна иметь название, которое записывают с прописной буквы (остальные строчные), в одну строку с обозначением таблицы и ее номером через тире. Точку после наименования таблицы не ставят. Нумерация таблиц по всему тексту сквозная. В таблицах указывается период, за который приведен материал, единицы измерения.

Например:

Таблица 1- Бухгалтерские записи по начислению оплаты труда за июнь месяц 2011 ООО «Текстиль»

Показатели

Вид оплаты,

код

Д-т

К-т

Сумма, тыс. руб.

Начислена заработная плата основным производственным рабочим

001

20

70

136 928

Начислена заработная плата работникам вспомогательного производства

263

23

70

47 103

Начислена заработная плата работникам управления

300

26

70

77 600

Начислены отпускные за счет ранее созданного резерва

040

96

70

15 049

Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет ФСС

047

69

70

20 460

Итого

297 140

9. Для переноса таблиц используется нумерация граф по порядку с их указанием на новом листе после обозначения «Продолжение таблицы 3» в правом верхнем углу. В случае если таблица не переносится на следующий лист, нумерация граф исключается.

Рисунок или схема имеют сквозную нумерацию. Слово Рисунок, написанное полностью без сокращения, его номер и наименование помещают ниже изображения и пояснительных данных симметрично иллюстрации.

Например:

Рисунок 3 – Динамика продаж подшипников в 201Х году, млн. руб.

На все приводимые рисунки, таблицы, приложения должны быть сделаны ссылки, которые указываются в круглых скобках.

Например: (Рис.1), (Таб. 2), (Приложение 3).

10. Формулы, приводимые в отчете, имеют сквозную нумерацию. Все условные обозначения должны иметь расшифровку.

Между текстом и формулой – один полуторный межстрочный интервал (обычный текст).

Например:

Коэффициент отклонений в стоимости МПЗ =

сумма отклонений

(1)

стоимость МПЗ

Ссылка в тексте на формулу (или несколько формул) будет выглядеть, например, следующим образом:

Рассчитаем коэффициент отклонений в стоимости МПЗ, воспользовавшись формулой 1.

11. Отчет сдается руководителю практики от университета в сброшюрованном виде.

4.3 Порядок защиты отчета по производственной экономической практике

Отчет по производственной экономической практике предоставляется руководителю практики от университета согласно утвержденному кафедрой графику.

К отчету прикладываются:

- характеристика студента-практиканта, подписанная руководителем практики, подпись которого заверяется печатью организации;

- дневник о проделанной работе, подписанный руководителем практики от предприятия, подпись которого заверяется печатью организации.

Защита отчетов (доклад студента (слушателя), ответы на вопросы) является одним из элементов контроля освоения основных образовательных программ.

В двухнедельный срок после окончания практики, а при проведении практики в летний период в течение двух недель после начала учебного года, студенты (слушатели) обязаны сдать отчет на проверку руководителю практики от кафедры, при необходимости доработать отдельные разделы (указываются руководителем практики) и защитить его на кафедральной комиссии, график работы которой доводится до сведения студентов (слушателей) руководителем практики. Состав комиссии утверждается заведующим кафедрой.

Возможны варианты защиты отчетов на кафедре сразу же после окончания практики или защиты отчетов в организации (предприятии, учреждении). Допускается публичная защита отчетов по практике студентов (слушателей) или лучших отчетов по практике на конференции, проводимой кафедрой по итогам практики в месячный срок после начала осеннего семестра.

Отчет о прохождении практики и его защита оценивается по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Оценка «отлично» ставится в том случае, если:

- в отчете на материалах организации полностью отражена программа практики с критической оценкой фактического состояния учета и ссылкой на приложения;

- отчет и приложения аккуратно оформлены;

- полностью заполнен дневник, заверен руководителем практики (с печатью);

- дана положительная характеристика на студента-практиканта от руководителя практики от предприятия;

- при защите студент (слушатель) показал себя как имеющий знания о деятельности организации, знающий особенности ведения бухгалтерского и налогового учета, проанализировавший показатели деятельности организации, оценивший систему внутреннего контроля данного предприятия, а также правильно ответил на все вопросы.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если в отчете не достаточно полно освещены вопросы программы практики или отсутствуют отдельные приложения и замечания об организации бухгалтерского учета, анализа и контроля;

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил всех требований к содержанию отчета по практике, а также при защите не полно отвечал или имел трудности при ответе на отдельные вопросы руководителя практики.

Защита отчета по практике оценивается оценкой «неудовлетворительно», если в отчете приведено поверхностное изложение вопросов практики, имеется небрежное оформление или отсутствует приложение, а студент при защите не отвечал или неправильно отвечал на задаваемые вопросы. В связи с этим руководитель вправе поставить перед деканатом вопрос о дополнительном прохождении данным студентом (слушателем) практики.

Отчеты, в которых отсутствуют дневник, положительная характеристика, нет примеров учетных документов (регистров) и других приложений, к защите не принимаются, и практика студентам не засчитывается.

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов (слушателей) и рассмотрении вопроса о назначении стипендии, переводе на следующий курс и т.п. Если сдача отчетов по практике проводится после экзаменационной сессии, то оценка за практику относится к результатам следующей сессии.

Отчеты студентов (слушателей) о прохождении практики хранятся на кафедре, ответственной за практику, в течение трех лет.


Приложение А

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

__________________________________________________________________

ДНЕВНИК

производственной экономической практики

студента (слушателя)_________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

факультет___________________________________________________

___________________________________________________________

специальность_______________________________________________

(шифр специальности)


Приложение А (продолжение)

Практика на __ курсе

Период практики с ___________________ по ____________________

на_________________________________________________________

наименование предприятия, организации, учреждения

Руководитель практики от предприятия (организации, учреждения) _

должность, фамилия, имя, отчество, служебный телефон

Руководитель практики от университета________________________

___________________________________________________________

должность, ученое звание, степень, фамилия, имя, отчество, служебный телефон

Характер практики___________________________________________

Студент (слушатель) _________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

группы _________

прибыл на практику и по приказу от «__»_________ 20__ г. №______

назначен____________________________________________________

рабочее место - штатное, дублером (подчеркнуть)

Квалификация, приобретенная во время практики________________

___________________________________________________________

Прибыл на практику____________ Убыл с практики____________

М.П.__________ М.П.__________

дата дата

Подпись Подпись

Приложение А (продолжение)

Задание студенту (слушателю), проходящему практику на __ курсе и график ее прохождения.

1 Вид практики______________________________________________

2 Выполнение работ, предусмотренных программой практики. Студент (слушатель) должен:

2.1 Ознакомиться ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2 Изучить_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3 Освоить ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

2.4 Выполнить ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5 Провести критический анализ _____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

3 Оформление документов на предприятии, в организации, учреждении_________________________________________________

4 Получение инструктажа по технике безопасности:

общего __________________ , на рабочем месте __________________

дата дата

Приложение А (продолжение)

5 ____________________ практика с ___________ по _____________

вид практики

отдел, цех __________________________________________________

занимаемая должность, рабочее место__________________________

штатное, дублером (подчеркнуть)

6 Теоретические занятия:

место проведения ___________________________________________

дата, время _________________________________________________

экскурсии __________________________________________________

дата, время _________________________________________________

7 Дата проведения занятий со студентами (слушателями) руководителем практики от университета по усвоению программного материала__________

8 Время для заключительного оформления дневника, отчета с _____

по ________________________________________________________

9 Время и место работы комиссии по защите отчета_____________

__________________ с ______________ по _____________________

место дата дата

Руководитель практики от предприятия, организации, учреждения _

___________________________________________________________

Ф.И.О должность, служебный телефон подпись

Руководитель практики от университета _______________________________

__________________________________________________________________

Ф.И.О должность, служебный телефон подпись

Приложение А (продолжение)

УЧЕТ РАБОТЫ

В этом разделе студент, (слушатель) кратко записывает ежедневно выполненную им работу.

Еженедельно дневник подлежит представлению для проверки руководителю практики университета.

Дата

Выполняемая работа

Подпись руководителя

Приложение А (продолжение)

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ О ПРАКТИКЕ СТУДЕНТА (СЛУШАТЕЛЯ) __КУРСА

______________________________________________________________________________________________________________________

Оценка трудовой деятельности и дисциплины __________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Оценка содержания и оформления отчета ______________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель практики от предприятия, учреждения,

организации ______________________

подпись

«____» ______________ 20__ г.

М.П.

Общая оценка по практике ____________________________________

выставляется студенту (слушателю) после защиты им своего отчета перед комиссией

Председатель комиссии ______________________________________

подпись, фамилия, и., о.

Руководитель практики от кафедры ____________________________

подпись, фамилия, и., о.


Приложение Б

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АУДИТ»

1. Теоретические и Приложение Б методологические принципы проведения аудита в России.

2. Сравнительная характеристика принципов проведения аудита в соответствии с национальными и международными стандартами аудита.

3. Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в России.

4. Внутрифирменные стандарты аудита: структура, содержание и назначение.

5. Оценка системы бухгалтерского учета экономического субъекта (на примере предприятия)

6. Организация внутреннего контроля и оценка его эффективности.

7. Экспертиза учетной политики экономического субъекта

8. Планирование аудиторской проверки.

9. Оценка допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

10. Аудиторская выборка и ее влияние на качество аудита.

11. Понимание деятельности аудируемого лица

12. Методические подходы к аудиторской проверки.

13. Стандарты аудита и их роль в аудиторской деятельности.

14. Внутренний аудит: состояние и перспективы развития.

15. Внешний аудит: состояние и перспективы развития.

16. Контроль качества аудита

17. Аудиторские доказательства и источники их получения

18. Аудиторская выборка и ее влияние на качество аудиторской проверки.

19. Аудит учредительных документов и расчетов с учредителями.

20. Аудиторская проверка операций по строительству объектов основных средств.

21. Аудиторская проверка операций по поступлению основных средств.

22. Аудиторская проверка операций по начислению амортизации основных средств и их ремонту.

23. Аудиторская проверка операций по арендным операциям (с позиции арендодателя и арендополучателя).

24. Аудиторская проверка лизинговых операций (с позиции лизингодателя).

25. Аудиторская проверка операций по учету нематериальных активов.

26. Аудиторская проверка операций по учету производственных запасов на складах и в бухгалтерии.

27. Аудиторская проверка операций по учету личного состава и начислению оплат труда.

28. Аудиторская проверка операций по удержаниям из заработной платы.

29. Аудиторская проверка операций по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции.

30. Аудиторская проверка операций по учету выпуска продукции (работ и услуг.)

31. Аудиторская проверка операций по учету продажи продукции.

32. Аудиторская проверка операций по учету товаров на предприятиях розничной торговли.

33. Аудиторская проверка операций по учету товаров на предприятиях оптовой торговли.

34. Аудиторская проверка операций по учету расходов на продажу (на примере промышленного предприятия).

35. Аудиторская проверка операций по учету расходов на продажу (на примере предприятия торговли).

36. Аудиторская проверка кассовых операций.

37. Аудиторская проверка операций на расчетных и специальных счетах в банке.

38. Аудиторская проверка операций на валютных счетах и кассовых операций в иностранной валюте.

39. Аудиторская проверка операций по учету денежных средств

40. Аудиторская проверка операций по учету финансовых вложений.

41. Аудиторская проверка расчетов с подотчетными лицами.

42. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

43. Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками

44. Аудиторская проверка кредитов и займов.

45. Аудиторская проверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.

46. Аудиторская проверка операций по формированию и погашению кредиторской задолженности.

47. Аудиторская проверка операций по внутрихозяйственным расчетам.

48. Аудиторская проверка операций по учету финансовых результатов.

49. Организация и методика проведения налогового аудита (по видам налогов и сборов).

50. Аудиторская проверка экспортных операций.

51. Аудиторская проверка импортных операций.

52. Аудиторская проверка доходов и расходов будущих периодов.

53. Аудиторская проверка отдельных операций и ценностей не принадлежащих организации.

54. Организация и методика проведения аудиторской проверки в субъектах малого бизнеса.

55. Аудиторская проверка операций по страховым взносам

56. Развитие рынка аудиторских услуг в России.

57. Использование информационных технологий в аудите


Приложение В

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

Факультет экономический

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

Направление подготовки (специальность) 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

ОТЧЕТ

о производственной экономической практике

на_________________________________________________________

название предприятия, организации, учреждения

студента (слушателя) ______________________________________________

курса, группы

___________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

Руководитель практики от Оценка М.П.

предприятия, организации,

учреждения

_________________________ _____________________

должность, фамилия, и. о. подпись, дата

Руководитель практики от Оценка

университета

_________________________

должность, звание, степень

_________________________ ______________________

фамилия, и. о. подпись, дата


Приложение Г

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

ЗАДАНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

Студент (слушатель) шифр группа -

(фамилия, инициалы)

1.Наименование предприятия (организации)_____________________

2. Срок представления отчета к защите «___» ___________ 20 ___ г.

3. Исходные данные для выполнения отчета: ____________________

___________________________________________________________

4. Содержание отчета по производственной экономической практике

4.1_________________________________________________________

4.2_________________________________________________________

4.3_________________________________________________________

4.4_________________________________________________________

4.5_________________________________________________________

4.6_________________________________________________________

4.7_________________________________________________________

5. Перечень графического материала: ___________________________

___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель практики от университета _________ ______________

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Задание принял к исполнению _________ ______________________