Приложение 2
Приволжский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(Приволжский региональный центр МЧС России)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению смотров нештатных аварийно-
спасательных формирований
г. Н.Новгород
2010 г.
I
.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее – НАСФ) представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются для:
- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- проведения радиационной, химической, биологической разведки и обозначения районов заражения;
- обеззараживания населения, техники, зданий и территорий, восстановления функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения;
- восстановления и поддержания общественного порядка в пострадавших районах;
- участия в борьбе с пожарами.
Для успешного решения задач по предназначению с НАСФ проводятся обучение, смотры, тренировки и тактико-специальные учения.
Смотры НАСФ проводятся с целью:
- проверки соответствия структуры НАСФ характеру и объему выполняемых задач;
- проверки обеспеченности средствами индивидуальной и медицинской защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядка их хранения и готовности к использованию;
- проверки готовности личного состава НАСФ к выполнению поставленных задач.
Основными задачами проведения смотров НАСФ являются:
- определение степени готовности НАСФ и подготовленности личного состава формирований к действиям по предназначению в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- определение лучших формирований по уровню укомплектованности и подготовленности личного состава;
- выявление недостатков в работе по созданию и оснащению техникой и табельным имуществом НАСФ.
Подготовка личного состава формирований осуществляется в соответствии с программами обучения и проводится:
- командиров НАСФ на курсах гражданской обороны городов, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне;
- для остального личного состава формирований в организациях по месту работы.
Тренировки, тактико-специальные учения проводятся с целью получения личным составом формирований практических навыков и умения в проведении АСДНР в пострадавших районах, использования по назначению специальных технических средств, средств индивидуальной и медицинской защиты.
II
. Планирование и периодичность проведения смотров нештатных
аварийно-спасательных формирований
Организация планирования и проведения смотров НАСФ возлагается на органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Время, место, привлекаемые силы и средства гражданской обороны согласовываются с соответствующими органами управления и отражаются в плане основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС на очередной год.
Основанием для проведения смотра НАСФ в организации является приказ руководителя о подготовке и проведении смотра НАСФ (приложение 1). Приказ не позднее чем за десять суток до проведения смотра доводится до руководящего состава и командиров НАСФ организации.
Периодичность проведения смотров НАСФ в организациях, на базе которых они создаются, устанавливается органами управления, уполномоченными решать задачи ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в муниципальных образованиях, но не реже одного раза в год.
Смотры НАСФ целесообразно проводить перед проведением тактико-специальных учений, тренировок, а также в период проведения комплексных проверок по вопросам гражданской обороны.
В проведении смотров НАСФ рекомендуется задействовать все созданные в организации формирования со 100% привлечением личного состава.
III
. Порядок проведения смотра нештатных
аварийно-спасательных формирований
Руководство проведением смотра НАСФ возлагается на руководителя организации.
Непосредственная подготовка НАСФ к проведению смотра возлагается на командиров НАСФ. Контроль за подготовкой формирований к смотру возлагается на руководителя структурного подразделения органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.
Для проведения смотра НАСФ отрабатываются и утверждаются следующие документы:
- план проведения смотра НАСФ (приложение 2);
- место, порядок и схема построения НАСФ (приложение 3);
- оценочная ведомость смотра НАСФ (приложение 4).
Руководитель структурного подразделения органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны организации, на смотре должен при себе иметь:
- ведомость учета НАСФ, численности и обеспеченности основными видами техники и имуществом (приложение 5 – форма №4 методических указаний);
- расчет работников, подлежащих зачислению в состав НАСФ (приложение 6 – форма №1).
Каждый командир формирования на смотре должен при себе иметь:
- штатно-должностной список своего формирования (приложение 7 – форма №2);
- перечень техники и табельного имущества, рекомендуемого для оснащения формирования;
- функциональные обязанности личного состава формирования.
НАСФ выстраиваются в установленном месте согласно схемы построения (приложение 2) с техникой и табельным имуществом. Перед каждым формированием выставляется табличка с наименованием формирования.
Руководитель смотра отдает команду проверяющим на осмотр НАСФ.
ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
смотра нештатных аварийно-спасательных формирований
1. Ведомость учета НАСФ:
«соответствует предъявляемым требованиям»:
- количество и виды созданных формирований полностью соответствуют количеству и видам, установленных организационным приказом по созданию НАСФ;
«ограниченно соответствует предъявляемым требованиям»:
- количество и виды созданных формирований не в полной мере соответствуют количеству и видам, установленных организационным приказом по созданию НАСФ;
«не соответствует предъявляемым требованиям»:
- отсутствует ведомость учета НАСФ (приложение 5) или правовой акт по созданию НАСФ.
2. Правильность подбора работников, подлежащих зачислению в состав НАСФ:
«соответствует предъявляемым требованиям»:
- численность работников подлежащих зачислению в НАСФ не превышает 10% от общей численности работников организации;
- НАСФ скомплектованы за счёт работников организации;
- имеется план замены личного состава НАСФ, из числа военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания;
«ограниченно соответствует предъявляемым требованиям»:
- численность рабочих и служащих подлежащих зачислению в НАСФ не значительно превышает 10% от общей численности работников организации;
- НАСФ скомплектованы за счёт работников организации;
- имеющийся план замены личного состава НАСФ, из числа военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания соответствует более чем на 70%;
«не соответствует предъявляемым требованиям»:
- численность рабочих и служащих подлежащих зачислению в НАСФ превышает 20% от общей численности работников организации;
- имеющийся план замены личного состава НАСФ, из числа военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания соответствует менее чем на 70%.
3. Наличие штатно-должностных списков у командиров формирований (форма №2):
«соответствует предъявляемым требованиям»:
- командиры имеют штатно-должностные списки установленной формы, личный состав соответствует предъявленному списку;
«ограниченно соответствует предъявляемым требованиям»:
- списки составлены не по установленной форме, до 10% личного состава не соответствует предъявленному списку;
«не соответствует предъявляемым требованиям»:
- штатно-должностной список отсутствует, либо более 10% личного состава не соответствует предъявленному списку.
4. Соответствие численности формирований требованиям приказа МЧС России от 23.12.2005 №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»:
«соответствует предъявляемым требованиям»:
- численность формирований не соответствует требованиям приказа МЧС России не более чем на 20%;
«ограниченно соответствует предъявляемым требованиям»:
- численность формирований не соответствует требованиям приказа МЧС России более чем на 20%;
«не соответствует предъявляемым требованиям»:
- численность формирований не соответствует требованиям приказа МЧС России более чем на 30%.
5. Обеспеченность личного состава формирований средствами индивидуальной, медицинской защиты, спецодеждой и их состояние:
«соответствует предъявляемым требованиям»:
- личный состав формирований на 100% обеспечен противогазами, респираторами, индивидуальными аптечками, противохимическими пакетами, перевязочными пакетами;
«ограниченно соответствует предъявляемым требованиям»:
- личный состав формирований на 80% обеспечен противогазами, респираторами, индивидуальными аптечками, противохимическими пакетами, перевязочными пакетами;
«не соответствует предъявляемым требованиям»:
- личный состав формирований менее чем на 80% обеспечен противогазами, респираторами, индивидуальными аптечками, противохимическими пакетами, перевязочными пакетами.
6. Оснащение формирований спецтехникой и табельным имуществом:
«соответствует предъявляемым требованиям»:
- укомплектованность и техническая оснащенность формирований техникой и имуществом (по основным видам) составляет не менее 75% от штатной табельной потребности и позволяет проводить аварийно-спасательные работы в соответствии с предназначением;
«ограниченно соответствует предъявляемым требованиям»:
- укомплектованность и техническая оснащенность формирований техникой и имуществом (по основным видам) составляет не менее 50% от штатной табельной потребности и позволяет проводить аварийно-спасательные работы в соответствии с предназначением;
«не соответствует предъявляемым требованиям»:
- укомплектованность и техническая оснащенность формирований техникой и имуществом (по основным видам) составляет не менее 50% от штатной табельной потребности и не позволяет в полном объёме проводить аварийно-спасательные работы по конкретному виду работ.
7. Знание личным составом формирований своих функциональных обязанностей:
«соответствует предъявляемым требованиям»:
- имеются разработанные функциональные обязанности для личного состава НАСФ, не менее 80% опрошенных получили положительные оценки;
«ограниченно соответствует предъявляемым требованиям»:
- функциональные обязанности разработаны не для всех должностных лиц НАСФ, не менее 70% опрошенных получили положительные оценки;
«не соответствует предъявляемым требованиям»:
- функциональные обязанности не разработаны, менее 70% опрошенных получили положительные оценки.
8. Умение личного состава формирования пользоваться закрепленной за ним техникой и приборами.
Практические навыки работы на технике и приборах проверяются выборочно по усмотрению проверяющего лица.
По окончании смотра НАСФ проверяющие докладывают руководителю смотра о результатах проверки с выставлением оценки за каждое проверенное ими формирование.
Итоговая оценка готовности формирований к выполнению задач по предназначению оценивается:
«готовы к выполнению задач»,
если из пунктов 1,2,3,4,7 оценочных показателей не более двух оценены «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям»,
а остальные, в том числе по пунктам 5, 6 «соответствует предъявляемым требованиям»;
«ограниченно готовы к выполнению задач»
если из пунктов 1,2,3,4,7 оценочных показателей не более одного оценены «не соответствует предъявляемым требованиям»,
а остальные, в том числе по пунктам 5, 6 – не ниже «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям»;
«не готовы к выполнению задач»
если по двум и более пунктам оценочных показателей получены оценки «не соответствует предъявляемым требованиям»
.
По результатам проверки формирований заполняется оценочная ведомость смотра НАСФ по проверяемым вопросам (приложение 4).
Руководитель смотра коротко подводит итоги смотра НАСФ, отмечает основные недостатки и достижения в работе по созданию и поддержанию в готовности формирований, отмечает лучшие по подготовке НАСФ.
По результатам смотра отрабатываются отчетные документы и готовится приказ.
Отчетными документами смотра НАСФ являются разбор смотра формирований и план устранения недостатков с указанием конкретных сроков и исполнителей.
В разборе смотра НАСФ отражаются следующие вопросы:
- время, место, привлекаемые к смотру формирования;
- цель проведения смотра НАСФ;
- оценочная ведомость формирований;
- основные недостатки по каждому формированию, необходимые меры по их устранению.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
Наименование организации
|
ПРИКАЗ (проект)
|
|
«___» ________ 20___ г.
|
|
№ ___
|
Об организации и подготовке смотра нештатных
аварийно-спасательных формирований
В соответствии с планом основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2010 год п р и к а з ы в а ю:
1. Провести 20 июня 2010 года с 9.00 до 12.00 смотр нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ) ЗАО «Завод спецавтомобилей» (ответственный – начальник отдела ГОЧС Иванов И.И.).
2. Начальнику отдела по делам ГОЧС в срок до 08.06.2010 отработать и представить мне планирующие документы по проведению смотра НАСФ.
3. Заместителю директора завода по МТС (Сидоров Н.Н.) обеспечить заправку горюче-смазочными материалами технических средств, привлекаемых к смотру по установленным нормам и обеспечить НАСФ положенным имуществом в соответствии с заявкой командиров формирований.
4. Начальнику автомобильной службы (Коротков В.В.) включить в план выхода машин на 20.06.2010 по заявке начальника отдела по делам ГОЧС необходимые для проведения смотра транспортные средства.
5. Руководителям структурных подразделений, от которых привлекается личный состав НАСФ и техника на время проведения смотра спланировать работу без остановки производства.
6. Приказ довести до моих заместителей, начальников цехов, отделов и служб установленным порядком.
7. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора ЗАО «Завод спецавтомобилей» (Хлестаков А.А)
Руководитель организации ___________ __________________ подпись расшифровка подписи
Примечание:
Проект разрабатывается на установленном бланке организации
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЗАО «Завод спецавтомобилей»
В.А. Иванов
«____» ______________ 20___ г.
ПЛАН
подготовки и проведения смотра нештатных аварийно-спасательных формирований
ЗАО «Завод спецавтомобилей»
№
п/п
|
Наименование мероприятия
|
Привлекаемые силы и средства
|
Срок
исполнения
|
Ответственный
исполнитель
|
Кто контролирует
|
Отметка о выполнении
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
I
. Подготовительный этап
|
1.
|
Доведение приказа по подготовке и проведении смотра до исполнителей
|
До 10.06.2010
|
Делопроизводство
|
Работник ГОЧС
|
2.
|
Уточнение командирами НАСФ расчетов личного состава формирований и табельного имущества
|
Табельное имущество
|
11.06.2010
|
Командиры формирований
|
Работник ГОЧС
|
3.
|
Уточнение документации НАСФ
|
Документация
|
12.06.2010
|
Командиры формирований
|
Работник ГОЧС
|
4.
|
Проверка командирами формирований готовности к смотру техники и табельного имущества, устранение недостатков
|
Техника,
Табельное имущество
|
15.06.2010
|
Командиры формирований
|
Работник ГОЧС
|
5.
|
Доведение до командиров формирований схемы построения техники и личного состава на местности
|
Командиры НАСФ
|
17.06.2010
|
Работник ГОЧС
|
Заместитель директора
|
6.
|
Подготовка места смотра и изготовление необходимого инвентаря
|
Работник ГОЧС
|
19.06.2010
|
Работник ГОЧС
|
Заместитель директора
|
II
. Этап проведения смотра
– 20.06.2010
|
1.
|
Построение формирований НАСФ согласно схемы построения
|
Сводная группа, противопожарное отделение
|
8.30-9.00
|
Работник ГОЧС
|
Директор ЗАО
|
2.
|
Доклад работника ГОЧС о готовности НАСФ к проведению смотра
|
Начальник отдела ГОЧС
|
9.00-9.15
|
Работник ГОЧС
|
Руководитель смотра
|
3.
|
Постановка задач руководителем.
Проверка проверяющими НАСФ (по рекомендуемым вопросам)
|
Директор ЗАО, проверяющие лица
|
9.15-10.30
|
Проверяющие лица
|
Руководитель смотра
|
4.
|
Доклад проверяющими результатов проверки формирований
|
Проверяющие
|
10.30-10.45
|
Проверяющие лица
|
Руководитель смотра
|
5.
|
Подведение итогов смотра
|
Директор ЗАО
|
10.45-11.00
|
Руководитель смотра
|
6.
|
Объявление окончания смотра. Постановка техники в парк, имущества по местам хранения
|
Директор ЗАО
|
11.00-11.30
|
Директор ЗАО
|
Должностное лицо органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны
______________________ __________________________
подпись расшифровка подписи
|
|
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЗАО «Завод спецавтомобилей»
В.А. Иванов
"____" ______________ 20___ г.
Схема
построения нештатных аварийно-спасательных формирований
ЗАО «Завод спецавтомобилей» на смотре 20.06.2010 г.
|
|
|
Должностное лицо органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны
______________________ __________________________
подпись расшифровка подписи
|
|
Приложение 4
к Методическим рекомендациям
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЗАО «Завод спецавтомобилей»
В.А. Иванов
"____" ______________ 20___ г.
ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ
смотра нештатных аварийно-спасательных формирований ЗАО «Завод спецавтомобилей» 20.06.2010 г.
№№ п/п
|
Наименование НАСФ
|
Оценочные показатели
(согласно методическим рекомендациям)
|
Общая оценка
|
Подпись проверяющего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
1.
|
Сводная группа
|
Ограниченно соответст
вует требова
ниям
|
Соответст
вует требова
ниям
|
Ограниченно соответст
вует требова
ниям
|
Соответст
вует требова
ниям
|
Соответст
вует требова
ниям
|
Соответст
вует требова
ниям
|
Ограниченно соответст
вует требова
ниям
|
Ограниченно соответст
вует требова
ниям
|
Готова к выполнению задач
|
2.
|
Противопожарное отделение
|
Соответст
вует требова
ниям
|
Ограниченно соответст
вует требова
ниям
|
Соответст
вует требова
ниям
|
Ограниченно соответст
вует требова
ниям
|
Соответст
вует требова
ниям
|
Соответст
вует требова
ниям
|
Ограниченно соответст
вует требова
ниям
|
Ограниченно соответст
вует требова
ниям
|
Готово к выполнению задач
|
И т.д.
|
Всего проверено 2 (два) формирования:
«готовы к выполнению задач» - 2;
«ограниченно готовы» – нет;
«не готовы к выполнению задач» – нет.
Общая оценка – «готовы к выполнению задач»
Руководитель смотра НАСФ
______________________ __________________________
подпись расшифровка подписи
|
|
Приложение 5
к Методическим рекомендациям
Форма № 4
ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА
НАСФ ЗАО «Завод спецавтомобилей», численности личного состава и обеспеченности
основными видами техники и имущества
Уточнено по состоянию на «01» января 2010 г.
Коли-чество формирований
|
Обеспеченность техникой и имуществом
|
Автотранспорт
|
Дорожно-строит. и подъемно-транспортная техника
|
Оборудование
|
Имущество
|
числен. л/с
|
легковые автомоб.
|
грузовые автомоб.
|
специальные автомобили
|
Бульдозеры
|
и т.д.
|
Электростанция
|
Мотопомпа
|
Противо
газы
|
и т.д.
|
положено
|
зачислено
|
положено
|
имеется
|
положено
|
имеется
|
положено
|
Имеется
|
Положено
|
имеется
|
положено
|
имеется
|
положено
|
имеется
|
положено
|
имеется
|
положено
|
имеется
|
положено
|
имеется
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
Сводная группа
|
1
44
|
1
44
|
-
|
-
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
-
|
-
|
44
|
44
|
-
|
-
|
Противопожарное отделение
|
1
6
|
1
6
|
-
|
-
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
6
|
6
|
-
|
-
|
и т.д.
|
Итого:
|
50
|
50
|
-
|
-
|
3
|
3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
50
|
50
|
-
|
-
|
Должностное лицо органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны
______________________ __________________________
подпись расшифровка подписи
|
|
Приложение 6
к Методическим рекомендациям
Форма №1
РАСЧЕТ
работников ЗАО «Завод спецавтомобилей», подлежащих зачислению
в состав НАСФ
№№ п/п
|
Наименование цехов, производственных участков, бригад
|
Всего
работает
|
Подлежит зачислению в формирования не более
|
Зачислено в формирования
|
Не подлежит зачислению в формирования
|
Всего
|
в том числе
|
военнообязанных
|
женщин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Цех № 4
|
450
|
353
|
6
|
97
|
60
|
5
|
2.
|
Цех № 11
|
480
|
377
|
44
|
103
|
82
|
8
|
И т.д.
|
Итого за ЗАО «ЗСА»
|
930
|
730
|
50
|
200
|
142
|
13
|
Должностное лицо органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны
______________________ __________________________
подпись расшифровка подписи
|
|
Приложение 7
к Методическим рекомендациям
(форма №2)
ШТАТНО-ДОЛЖНОСТНОЙ СПИСОК
сводной группы ЗАО «Завод спецавтомобилей»
№№
п/п
|
Наименование
штатных должностей
|
Фамилия,
имя, отчество
|
Домашний
адрес
|
Место работы
и должность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Командир сводной группы
|
Иванов Иван Иванович
|
г.Н.Новгород
ул.Ленина 5, кв.2
|
Цех № 11, Инженер
|
Б. Звено связи и разведки
|
2.
|
Командир звена
|
Петров Петр Петрович
|
г.Н.Новгород
ул.К.Маркса 22, кв.31
|
Цех № 11, механик
|
…
|
……………………….
|
В. Спасательное звено
|
11.
|
Командир звена
|
Сидоров Сергей Сергеевич
|
г.Н.Новгород
ул.Морозова 33, кв.6
|
Цех № 11, мастер
|
Г. Аварийно-техническое звено
|
12.
|
Командир звена
|
Пешков Илья Макарович
|
г.Н.Новгород
ул Акимова 2, кв.12
|
Цех №11, мастер
|
…
|
44.
|
Электромеханик
|
Суворов Илья Сергеевич
|
г.Н.Новгород
ул. Народная 5, кв.7
|
Цех №11, механик
|
Должностное лицо органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны
______________________ __________________________
подпись расшифровка подписи
Командир группы
______________________ __________________________
подпись расшифровка подписи
|
|
|