Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 030501. 65 и направлению 030500. 62 «Юриспруденция» - реферат

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ПРАВА

Методические рекомендации

по подготовке выпускной квалификационной (дипломной) работы

по специальности 030501.65 и направлению 030500.62

«Юриспруденция»

к.ю.н., доцент Мищенко Л.В.

к.ю.н. Лушина Л.А.

к.ю.н. Шавин В.А.

Нижний Новгород

2011


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.......................................................................... 4

2. Общие требования к выполнению ВКР................................................ 5

3. Этапы выполнения ВКР........................................................................ 7

3.1. Выбор темы ВКР............................................................................ 7

3.2 Назначение научного руководителя и научное руководство........ 9

3.3 Составление рабочего плана и его согласование с научным

руководителем....................................................................................... 10

3.4. Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме.......... 11

3.5 Требования к содержанию выпускной квалификационной работы. 13

3.6. Требования к объему, структуре выпускной квалификационной

работы ................................................................................................... 15

4. Рецензирование и защита выпускной квалификационной работы ..... 22

4.1. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы...... 22

4.2.Защита выпускной квалификационной работы.............................. 24

5. Указания по техническому оформлению выпускной

квалификационной работы ....................................................................... 28

5.1. Параметры страницы...................................................................... 28

5.2. Оформление ссылок на цитируемый источник.............................. 28

5.3. Оформление библиографического списка ………………………….. 33

Приложение № 1. Порядок применения дисциплинарных

взысканий при нарушениях академических норм в написании

письменных учебных работ в НИУ - ВШЭ.............................................. 33

Приложение № 2. Образец заявления о выборе темы и закрепления

научного руководителя............................................................................. 45

Приложение № 3. Образец задания на выполнение ВКР........................ 46

Приложение № 4. Образец календарного плана-графика подготовки

ВКР на весь период выполнения............................................................... 47

Приложение № 5. Образец оформления титульного листа..................... 48

Приложение № 6. Образец оформления оглавления............................... 49

Приложение № 7. Образец отзыва научного руководителя ………………. 50

Приложение № 8. Образец отзыва рецензента …………………………….. 52


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие Методические рекомендации устанавливают порядок подготовки, оформления и защиты выпускной квалификационной работы (далее ВКР) выпускниками факультета права Нижегородского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики.

Методические рекомендации разработаны на базе нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере образования, государственных стандартов (ГОС ВПО, ГОСТ) и Положения о выпускной квалификационной работе бакалавров и специалистов в Государственном университете – Высшей школы экономики, утвержденного ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики (протокол от 30.10.2009 № 06) (далее – Положение о ВКР).

Требования, содержащиеся в Методических рекомендациях, обязательны для соблюдения студентами всех форм обучения по специальности 030501.65 и направлению 030500.62 «Юриспруденция» при подготовке выпускных квалификационных работ и в случае их не выполнения, работа может быть не допущена к защите.


2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Подготовка выпускной квалификационной работы является неотъемлемой и важной частью образовательного процесса.

Выпускная квалификационная работа представляет собой самостоятельное теоретико-прикладное исследование актуальных правовых проблем, содержащее научный анализ действующего законодательства, литературных источников и материалов правоприменительной практики в целях разработки научно обоснованных выводов и предложений автора.

Целью ВКР является систематизация, расширение знаний и практических навыков при решении сложных комплексных задач с элементами исследования, формирование у студентов дополнительных навыков к самостоятельному анализу правовых процессов, а также определение уровня готовности выпускника к практической работе в соответствии с получаемой специальностью.

В процессе выполнения ВКР решаются следующие задачи :

- углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов по специальности;

- формирование, развитие и закрепление навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности с использованием современных методов познания;

- овладение методикой подбора, анализа и обобщения необходимой информации;

- формирование, развитие и закрепление навыков самостоятельной подготовки и оформления письменных документов;

- формирование, развитие и закрепление навыков публичного представления и защиты полученных результатов и собственной правовой позиции.

ВКР должна : отражать современный научно-теоретический и практический уровень рассматриваемых проблем; иметь целевую направленность на достижение конкретных практически-значимых результатов; содержать самостоятельные подходы к решению поставленных задач, собственные оценки и выводы; включать достоверные данные, реалистичные результаты и собственные аргументированные рекомендации, направленные на решение изучаемых проблем.

Изложение материала в ВКР должно быть лаконичным, целостным, логически последовательным и ясным, соответствовать нормам русского литературного языка и правилам оформления научных работ.

ВКР является самостоятельным исследованием студента по избранной теме, что предполагает:

- необходимость делать ссылку на соответствующий источник во всех случаях использования учебной, монографической или иной специальной литературы, информации из сети Интернет, нормативного материала, судебных актов;

- включение в библиографический список всех фактически использованных автором источников.

Наличие в работе дословного или близкого к тексту воспроизведения информации без ссылки на источник квалифицируется как плагиат.

В соответствии с п. 4.10 Положения о ВКР все предоставляемые студентами работы подлежат обязательной проверке в системе «Антиплагиат».

При выявлении нарушений академических норм при подготовке ВКР (списывание, двойная сдача, плагиат и др.) на студента налагается дисциплинарное взыскание в установленном порядке[1] (Приложение 1).


3. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Процесс выполнения ВКР включает в себя следующие взаимосвязанные этапы :

- выбор темы, её согласование с предполагаемым научным руководителем и утверждение в установленном порядке;

- назначение научного руководителя;

- составление рабочего плана работы и его согласование с научным руководителем;

- составление календарного плана-графика выполнения ВКР;

- сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;

- формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций по результатам проведенного исследования;

- подготовка письменного проекта (текста) работы и представление его научному руководителю;

- доработка представленного варианта работы с учетом замечаний научного руководителя;

- защита ВКР.

3.1. Выбор темы выпускной квалификационной работы

Правильный выбор темы ВКР нередко имеет не меньшее значение, чем подготовка самой работы. Именно он позволяет определить стратегию исследования в целом и направление научного поиска в частности. ВКР может стать продолжением и развитием курсовых или научных работ, подготовленных студентом в процессе обучения. В таком случае разработка студентом одной и той же проблемы переходит на более высокий теоретический уровень. Значимую роль в выборе темы может играть научный интерес студента к определенным проблемам правоприменительной практики обусловленный особенностям развития Нижегородской области или деятельности какого-либо правоохранительного органа.

Выбор темы работы осуществляется, как правило, студентом самостоятельно из примерного перечня тем, разработанных выпускающей кафедрой и утвержденных ученым советом филиала. Перечень тем письменных работ ежегодно обновляется соответствующей кафедрой с учётом новейших социально-экономических, правовых, политических потребностей общества и утверждается не позднее первого октября текущего учебного года.

Кроме того, студент вправе предложить инициативную тему работы, если такая тема в большей мере соответствует его профессиональным интересам и профилю выпускающей кафедры. Однако в каждом из случаев выбранная тема должна быть актуальной, отличаться научной новизной и иметь практическую значимость и пройти процедуру соответствующего утверждения.

Выбирая тему ВКР, студент должен учитывать, что утвержденная в установленном порядке редакция темы самостоятельно изменена быть не может.

В этой связи при выборе темы следует :

- установить наличие научных, прикладных работ и исследовательского материала по данной проблематике и ознакомиться с ними;

- выявить наличие неисследованных и мало исследованных аспектов теоретического или практического характера в заинтересовавшей студента отрасли права или правоприменительной деятельности;

- определить для себя, позволит ли собственный потенциал (теоретические знания, практические умения, владение исследовательской методологией, наличие возможности доступа к эмпирическому материалу) провести полноценное изыскание по предлагаемой теме с учетом вышеуказанных требований.

Более того, выбирая тему ВКР, студент должен ориентироваться и на список предполагаемых научных руководителей, учитывая сферу научных интересов каждого и возможную перспективу продуктивного и комфортного сотрудничества.

Избрав тему и согласовав ее с предполагаемым научным руководителем, студент не позднее 1 ноября текущего учебного года подает на имя декана факультета права соответствующее заявление (Приложение 2).

3.2. Назначение научного руководителя и научное руководство

Научный руководитель ВКР назначается одновременно с утверждением темы работы приказом ректора (директора) на основании заявления студента согласованного с руководством выпускающей кафедры не позднее 1 декабря текущего учебного года.

Научными руководителями ВКР могут быть профессора, доценты и в исключительных случаях старшие преподаватели выпускающих кафедр, в учебной нагрузке которых предусмотрен соответствующий вид работ.

Научный руководитель осуществляет непосредственное руководство и контроль подготовки ВКР.

Научный руководитель :

- выдает студенту письменное задание на выполнение ВКР (Приложение 3);

- оказывает помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения работы и контролирует его исполнение (Приложение 4);

- рекомендует научную литературу, справочные, статистические материалы и др. источники по выбранной теме;

- оказывает консультативную помощь в создании научно-исследовательского инструментария;

- проводит регулярные консультации;

- контролирует сроки выполнения отдельных разделов и ВКР в целом в соответствии с планом-графиком их представления;

- информирует кафедру и деканат о случаях несоблюдения студентом установленного плана-графика выполнения ВКР;

- оценивает содержание дипломной работы по главам и в целом;

- даёт отзыв на ВКР и согласие на её представление к защите;

- может присутствовать на защите и при необходимости выступать с устной характеристикой проделанной студентом работы.

В целях оптимизации работы научного руководителя и подготовки ВКР студент обязан :

- вести систематическую исследовательскую работу с нормативно-правовыми актами, научной литературой, материалами правоприменительной практики;

- постоянно поддерживать связь с научным руководителем, регулярно информируя его о ходе работы и возникающих трудностях в процессе подготовки ВКР;

- в установленные сроки и в случае необходимости отчитываться перед научным руководителем и на выпускающей кафедре о своей деятельности;

- по мере написания глав и параграфов работы показывать «черновой» текст научному руководителю и вносить необходимые исправления и изменения в соответствии с его замечаниями и рекомендациями;

- в установленный деканатом срок сдать готовый текст ВКР (на бумажном и электронном носителях) на кафедру и рецензенту;

- к защите подготовить текст выступления, а в случае необходимости наглядный и раздаточный материал;

- в назначенный срок явиться на защиту.

3.3. Составление рабочего плана

и его согласование с научным руководителем

Структурно рабочий план ВКР в обязательном порядке должен содержать строгую логическую субординацию темы всей работы и названий глав и параграфов. Так, тема должна быть в смысловом отношении шире каждой из глав, а название каждой главы – шире каждого из входящих в ее состав параграфов. План считается составленным неправильно, если название одного из параграфов или одной из глав повторяет название темы всей работы.

Все структурные элементы рабочего плана должны представлять собой конкретные шаги раскрытия темы.

Таким образом, структура рабочего плана должна быть подчинена единой логике реализации стоящей перед студентом цели исследования.

Правильно составленный рабочий план служит основой в подготовке ВКР и помогает студенту систематизировать научно-методический, научно-практический материал и последовательно его изложить.

Предварительный план работы студент составляет самостоятельно, и обязательно согласовывает его с научным руководителем.

Наличие рабочего плана работы позволит избежать освещения вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкое и последовательное изложение материала, исключить пробелы и повторения, рационально организовать свой труд, сэкономив время.

Согласно типовой структуре ВРК должна состоять из введения, двух глав (каждой из которых по 3 параграфа) или трех глав (в каждой из которых по 2 параграфа), заключения, библиографического списка и приложений.

В целях оптимизации распределения времени выполнения работы и обеспечения самоконтроля рабочий план должен содержать ориентировочные сроки написания каждой главы и параграфа, подготовки введения, заключения списка литературы и приложений.

Вместе с тем, рабочий план ВРК имеет динамичный характер. В процессе написания работы он может корректироваться за счет расширения или сокращения отдельных глав и параграфов. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем в рабочем порядке.

3.4. Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме

После согласования рабочего плана студент должен приступить к составлению списка нормативно-правовых актов и литературных источников по теме. При этом необходимо учитывать, что ВКР выполняется на основе анализа действующего законодательства, подзаконных и иных нормативных актов, научной, практической и методической литературы. При подготовке ВКР студент также должен использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, словари, сборники научных трудов и материалов научно-практических конференций, статьи в журналах и газетах.

Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых оперативная информация, как о самих публикациях, так и наиболее существенных сторонах их содержания. С целью увеличения круга источников по теме студенту следует внимательно просмотреть библиографические указатели в книгах, посвященных непосредственно выбранной теме или теме, связанной с ней, а также указатели статей, публикуемых в конце последнего номера любого журнала, ознакомиться с источниками из компьютерной сети Интернет и справочно-правовыми системами «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема. Выделяют следующие этапы :

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения материала;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование.

Работа с текстом может иметь различные формы :

1) конспектирование, то есть краткая письменная фиксация основного содержания источника;

2) выписка – форма конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в виде отдельных заметок, не связанных друг с другом единой логикой связей;

3) тезисы – краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи.

Выдержки из нормативных правовых актов, авторские высказывания и др. цитируются дословно либо излагаются своими словами. После каждого цитирования обязательна ссылка на автора и источник согласно существующим правилам и гостам.

В большинстве случаев подготовить качественную ВКР невозможно без изучения материалов правоприменительной практики, например уголовных, гражданских арбитражных дел, а также других материалов, в которых находит отражение правоприменительная деятельность. Для оптимизации изучения материалов данного вида целесообразным представляется разработка каких-либо табличных форм или матриц, определенные графы которых будут отражать особенности (отдельные стороны) изучаемого вопроса или явления. Данные формы заполняются в процессе изучения однотипных материалов, например, уголовных, гражданских, арбитражных дел, постановлений судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда РФ. Имея такую заполненную форму, можно без труда провести анализ собранной информации, выявить тенденции, определить удельный вес проявления изучаемого явления, установить закономерности и т.д.

В отдельных случаях в ВКР можно использовать результаты интервьюирования и анкетирования определенной категории лиц, например, нотариусы, следователи, адвокаты и т.д. В целях оптимальной организации этого процесса необходимо разработать и специальные анкеты.

Все разрабатываемее табличные формы, матрицы, анкеты должны быть в обязательном порядке согласованы с научным руководителем и нацелены на выявление проблемных вопросов, закономерностей, передового опыта и т.д.

3.5. Требования к содержанию выпускной квалификационной работы

По содержанию ВКР должна:

- максимально полно освещать вопросы темы работы;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать проведенное студентом изучение необходимых действующих нормативных правовых актов и специальной литературы;

- опираться на современную судебную и другую правоприменительную практику;

- иметь четко выраженную авторскую позицию;

- содержать авторские выводы и предложения, направленные на решение проблемных задач правоприменительной практики;

- отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации;

- соответствовать правилам оформления работы, установленным настоящими Методическими указаниями.

Работа не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией, составленной из фрагментов используемых книг и статей.

При написании письменной работы необходимо следить за тем, чтобы не терялась основная мысль и постоянно контролировать соответствие содержания главы и параграфа их заголовкам. Окончание каждой главы, параграфа, абзаца должно иметь логический переход к следующему.

Стиль изложения материала должен соответствовать требованиям делового стиля. При написании текста студенту необходимо использовать специальную юридическую терминологию.

Современной научной литературе свойственна манера безличного изложения, то есть не употребляется местоимение «я». Например, вместо фразы «я предполагаю…» рекомендуется написать «предполагается, что…» или «мы предполагаем, что…».

Текст работы должен быть тщательно выверен (отредактирован) на основе всех правил русского языка (орфографии и пунктуации).

3.6. Требования к объему, структуре

выпускной квалификационной работы

Объем выпускной квалификационной работы должен составлять 60 – 70 страниц машинописного текста, без учета приложений.

Структура ВКР должна полностью соответствовать утвержденному научным руководителем рабочему плану. Составными частями работы являются: титульный лист; оглавление; введение; основная часть; заключение; библиографический список и приложения.

На титульном листе указываются полное наименование учебного заведения и факультета, на котором выполняется работа, наименование работы, дисциплина, по которой выполняется работа, название темы, ученая степень, ученое звание либо должность, фамилия и инициалы научного руководителя и рецензента, место и год написания работы (Приложение 5).

Оглавление формируется на базе рабочего плана (см. раздел 3.3), в котором отражаются структурные единицы работы, такие как: введение, основная часть, заключение, библиографический список и приложения. Главы и параграфы основной части должны иметь нумерацию. Рядом с соответствующей цифрой приводится название главы или параграфа. При этом знак параграфа «§» не проставляется. Приложения, указанные в оглавлении работы общей нумерации не подлежат. (Приложение 6).

Названия глав (параграфов), приведённых в оглавлении, должно полностью соответствовать редакции соответствующих названий в тексте работы.

Введение должно включать ряд общеобязательных рубрик: актуальность темы; объект и предмет исследования; цель и задачи исследования; характеристику методологической базы исследования, степень разработанности избранной темы (теоретическая база исследования) и её научная новизна. Завершается введение кратким анализом структуры работы.

Актуальность темы . Актуальность темы определяется через её значимость, важность, злободневность, приоритетность среди других тем и событий правовой действительности. Обоснование актуальности темы исследования является обязательным требованием к любой научной работе. Профессиональная зрелость студента проявляется в том, каким образом он определяет и обосновывает актуальность темы исследования. Студент должен лаконично показать суть сложившейся в современной науке и правоприменительной практике ситуации требующей своего разрешения в рамках выбранной темы, а в случае необходимости продемонстрировать возможный негативный сценарий развития данной ситуации, если не предпринять усилий, направленных на ее стабилизацию, включая и проведение различного рода исследований.

Достигнуть этого можно, определив особенности современного состояния права и других общественных явлений, способствующих актуализации избранной темы ВКР.

Объект и предмет исследования также являются обязательными элементами введения. Их определение применительно к избранной теме исследования вызывает особые затруднения у студентов из-за многосложности понятий, связей в различных видах деятельности. Объектом исследования выступает явление или объект, на который направлен научный поиск. Таким образом, объект – это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационно-правовой и т.д.). Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривая аспект исследования во всех его взаимосвязях. Объект исследования всегда шире, чем предмет.

Предмет исследования всегда находится в границах объекта, являясь его частью, подвергающейся непосредственному изучению, конкретизирует объект. Если объект – это область деятельности, то предмет – изучаемый процесс в ее рамках. Именно предмет определяет тему ВКР, которая обозначается на титульном листе.

Например:

Объект исследования – закономерности правового регулирования общественных отношений, складывающихся при наложении ареста на имущество в ходе расследования уголовных дел об экономических преступлениях.

Предмет исследования – уголовно-процессуальные нормы, регулирующие деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры, суда, а также других органов и лиц при наложении ареста на имущество; практика реализации этих уголовно-процессуальных норм.

Цель исследования формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования.

То есть целью ВКР является комплексный анализ сформулированной проблемы, лежащей в основе предмета исследования, что ориентирует само исследование на получение новых результатов способствующих разрешению практических задач.

Например:

Цель исследования – проведение системного анализа правоприменительной практики и действующего законодательства, регулирующего правовой режим и оборот видов имущества, на которое может быть наложен арест, и выработка практических рекомендаций для государственных органов уголовного преследования, осуществляющих досудебное производство по уголовным делам об экономических преступлениях,

Задачи исследования определяются как относительно самостоятельные, законченные промежуточные этапы исследования, позволяющие студенту в своей совокупности, реализовать поставленную в работе цель.

Задач должно быть несколько и традиционно они формулируются в форме перечисления: описать…, выявить…, проанализировать…, обобщить…, разработать…, охарактеризовать…и т.д. Каждая из задач в отдельности представляет собой последовательный шаг исследователя в процессе продвижения к обозначенной цели.

Задачи исследования должны найти свое отражение в составляемом рабочем плане исследования (решению одной или нескольких задач обычно посвящается один параграф в работе). В этой связи редакционная формулировка задач исследования близка по своей сути к названиям параграфов ВКР.

В рубрике теоретическая база исследования необходимо обозначить и кратко проанализировать существующие в науке, какие либо наработки по избранной или смежной тематике которые использовались студентом в качестве теоретической основы ВКР, приводятся фамилии отечественных и зарубежных ученых и специалистов, внесших наиболее значимый вклад в анализ и решение, исследуемой проблемы.

В рубрике методологическая основа исследования должны быть перечислены приемы и способы, которые использовались автором работы в процессе исследования (научного познания) вопросов избранной темы. В процессе подготовки ВКР могут использоваться различные методы такие как: общенаучный и конкретно-научный; аналитический и описательный; историко-сравнительный и сравнительно-типологический. Также в любой работе могут применяться традиционные логические методы мышления, такие как дедукция и индукция; теоретические методы исследования: теоретические анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.

Научная новизна определяется относительно всего исследования в целом. В данной рубрике необходимо дать характеристику полученных в процессе подготовки ВКР результатов с точки зрения их отличия от уже известных результатов научных исследований, полученных ранее другими авторами. В зависимости от характера и сущности работы научная новизна может формулироваться по-разному. Научная новизна теоретических работ определяется комплексным, общетеоретическим подходом студента к решению всего круга проблем, связанных с предметом исследования. Для работ практической направленности научная новизна определяется по средствам результата, который был получен впервые или уточняет и развивает сложившиеся ранее научные подходы и представления.

Завершается введение краткой характеристикой структуры ВКР.

Основная часть ВКР представляет собой логически последовательное текстовое изложение наработанного авторского материала с разбивкой на главы и параграфы согласно оглавлению работы.

Основная часть традиционно состоит из 2-3 глав, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. При работе над основной частью ВКР, студенту необходимо помнить, что объем ее каждого структурного элемента должен находиться в правильной пропорции с остальными элементами. Главы и параграфы должны быть примерно одинаковы как по объему, так и по структурному делению. Нельзя допустить, чтобы одна глава состояла из 20, а другая – из 40 страниц.

Как правило, первая глава вводит в проблематику темы, очерчивает её пределы, в ней характеризуется состояние теории исследования затронутой проблематики, анализируется история развития вопроса и т.д., говоря другими словами, закладывается фундамент решения основных проблемных вопросов темы.

Во второй главе, обычно, проводится подробный анализ предмета исследования, рассматриваются его основные характеристики. Приводятся доказательства ранее выдвинутых положений, и строится аргументация для выработки конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Помимо теоретических и практических положений в основной части полезно проанализировать зарубежный опыт решения схожих проблем, исследовать материалы правоприменительной практики.

Параграфы посвящаются более узким вопросам темы – анализу отдельных статей конкретных нормативных актов, отдельных правовым категорий и т.д. Логика подготовки текста параграфа предполагает выделение в структуре изложения материала ряда частей. Вводной части, состоящей, как правило, из нескольких абзацев, определяющих замысел параграфа, конкретизирующих и актуализирующих его содержание. Далее излагается материал, раскрывающий суть параграфа. И в завершении параграфа необходимо сделать конкретные выводы (предложения) автора по существу вопросов рассмотренных в параграфе. Заслуживает одобрения, наличие в конце каждого параграфа логического перехода к рассмотрению последующего параграфа. Это относится и к главам работы.

Следует обратить особое внимание, что структурирование, излагаемого материала в параграфе носит условный характер, продиктовано логикой изложения материала и не требует выделения каким либо графическим образом в тексте параграфа его «структурных» элементов.

Заключение к ВКР выполняет важную функцию и согласно предъявляемым требованиям должно составлять от 5% до 10% общего текста.

В рамках заключения подводятся итоги исследования и делаются обобщенные теоретические и практические выводы по его результатам, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области знания.

Выводы и предложения могут формулироваться в виде кратких тезисов с нумерацией отдельных пунктов. Они должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности, полученных студентом результатов, свидетельствовать о его умении концентрировать внимание на главных направлениях проведенного исследования и его практической значимости. Правильно написанная заключительная часть ВКР позволяет получить представление и об уровне профессиональной зрелости и научной квалификации автора.

Библиографический список следует за заключением, т.е. завершает ВКР. В этот список помещаются в строго приоритетном порядке библиографические описания всех используемых, цитируемых или упоминаемых в работе документов и литературных источников.

Ссылки на используемый при написании работы источник оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления »).

Библиографический список составляется согласно ГОСТ 7.1-2003. («Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления») и ГОСТ 7.82-2001. («Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления »).

Правила и примеры оформления ссылок и библиографического списка приведены в разделе 5.2 Методических указаний.

В качестве приложений могут выступать анкеты, схемы, таблицы, проекты различных юридических документов и другие материалы, дополняющие и иллюстрирующие текст ВКР, но по каким-либо причинам не включенные в её основную часть. Приложения придают работе наглядность, убедительность, позволяют убедиться в профессиональной зрелости студента.

В случае, если в работе имеются приложения, на них в обязательном порядке должны быть сделаны ссылки в тексте. Приложения должны быть пронумерованы.

Следует помнить, что в общем объеме ВКР (60-70 страниц) приложения не учитываются, так как носят вспомогательный характер, в этой связи есть возможность за счет приложений существенно увеличить информативность ВКР.

4. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

4.1. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы

Законченная и оформленная в соответствии с указанными выше требованиями выпускная квалификационная работа, подписывается студентом-выпускником на титульном листе и представляется научному руководителю не менее чем за три недели до назначенной даты защиты ВКР.

В течение семи календарных дней после получения законченного варианта работы от студента научный руководитель осуществляет проверку представленной работы и в случае её одобрения рекомендует вынести работу на защиту, что удостоверяется подписью научного руководителя на титульном листе ВКР.

Научный руководитель составляет отрицательный отзыв на ВКР в следующих случаях:

- работа выполнена только на базе учебников (учебных пособий) без привлечения дополнительной литературы (монографий, научных статей и т.п.), а также материалов правоприменительной практики, а равно представлять собой преимущественно изложение текста нормативного правового акта;

- в работе использованы нормативные правовые акты в недействующей редакции или утратившие силу (за исключением случаев ретроспективного анализа нормативной базы);

- работа оформлена с нарушением предъявляемых требований;

- других случаях, предусмотренных Порядком применения дисциплинарных взысканий при написании письменных работ.

Научный руководитель составляет письменный отзыв о возможности рекомендовать ВКР к защите.

В своем отзыве научный руководитель всесторонне характеризует качество представленной работы и характеризует автора, как исследователя. Он отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом (если имеются).

В отзыве научный руководитель отмечает добросовестность, степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания выпускной квалификационной работы. В заключение отзыва определяется степень соответствия требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и определяется предварительная оценка. Объем отзыва научного руководителя составляет от одного до двух страниц машинописного текста.

Подписанная научным руководителем работа возвращается студенту, который должен организовать её твердый переплет.

Не позднее, чем за семь календарных дней до защиты в твердом переплете и на электронном носителе ВКР вместе с письменным отзывом научного руководителя передается на выпускающую кафедру. Работник кафедры фиксирует срок ее сдачи в специальном журнале. Данный вариант ВКР является окончательным, не подлежит доработке или замене направляется на рецензию.

Кафедра принимает решение о допуске работы к защите, что подтверждается подписью заведующего кафедрой на титульном листе представленной работы.

В случае, если студент не представил ВКР с отзывом научного руководителя к указанному сроку, в течение трех календарных дней кафедра представляет ответственному секретарю ГАК соответствующий акт за подписью заведующего кафедрой. Защита несвоевременно представленной студентом ВКР проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Государственного университета - Высшей школы экономики.

ВКР, допущенная к защите выпускающей кафедрой, должна быть направлена на рецензию. Основные требования к рецензентам – наличие высшего профессионального образования и достаточно высокая компетенция в той сфере деятельности, по которой выполнена ВКР. Учебная часть факультета права не позднее, чем за один месяц до защиты издает приказ о назначении рецензента.

В целях унификации внешних рецензий, экспертам рекомендуется использовать единую форму рецензии, в которой содержались бы ответы на следующие вопросы (или их часть):

- актуальность темы ВКР;

- указание разделов, которые выполнены наиболее полно;

- наличие в работе самостоятельных и оригинальных решений;

- практическая значимость ВКР в целом или ее отдельных частей для юридической практики;

- достоинства и недостатки, выявленные рецензентом в ВКР;

- качество оформления ВКР;

- степень достаточности теоретической подготовки студента и его умение использовать полученные знания для решения научных или практических задач;

- общая оценка ВКР (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Объем рецензии должен составлять от одной до трех страниц машинописного текста.

ВКР вместе с письменными отзывами научного руководителя и рецензента должны быть представлена ответственному секретарю ГАК не позднее, чем за один рабочий день до защиты.

4.2. Защита выпускной квалификационной работы

К защите ВКР допускаются студенты-выпускники, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены, зачеты) в соответствии с учебным планом.

Сдача итоговых экзаменов и защита ВКР проводится на заседаниях Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Защита начинается с доклада (краткого сообщения) студента – выпускника по теме ВКР. Слово для доклада студенту – выпускнику предоставляет председатель ГАК. Продолжительность доклада 7- 10 минут.

Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы исследования, его цели и задач, далее по главам лаконично раскрыть основное содержание работы, обращая особое внимание на наиболее важные результаты, критические сопоставления и оценки. В заключительной части доклада должны содержаться общие выводы и предложения, сформулированные автором в результате проведения исследования.

Студент-выпускник должен делать свой доклад свободно, не читая письменного текста. Рекомендуется в процессе доклада использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (таблицы, схемы) или иной материал, иллюстрирующий основные положения работы.

После завершения доклада члены ГАК задают студенту вопросы, как непосредственно связанные с темой ВКР, полученными в процессе исследования результатами, так и близкой проблематике. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой. Члены ГАК, участвующие в процедуре защиты студентом - выпускником его ВКР, помимо определения его способности (готовности) к будущей профессиональной деятельности на основе публичной защиты результатов ВКР, так же рассматривают: отзыв научного руководителя студента-выпускника, отзыв рецензента.

Критериями оценки выпускной квалификационной работы являются:

- её научный уровень, актуальность темы исследования, значение для юридической практики;

- умение анализировать и оценивать документальные и литературные источники, материалы преддипломной практики;

- творческий подход к разработке темы;

- правильность и научная обоснованность выводов;

- стиль изложения материала;

- соответствие оформления выпускной квалификационной работы установленным требованиям;

- степень профессиональной подготовленности студента, проявившаяся как в содержании работы, так и в процессе защиты.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

«Отлично» выставляется за ВКР, которая имеет исследовательский характер, грамотно изложенную теоретическую часть, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. При ее защите студент свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, свободно ориентируется в источниках права, знает действующее законодательство и правильно применяет его при изложении материала, легко отвечает на поставленные вопросы. ВКР имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента.

«Хорошо» выставляется за ВКР, которая имеет исследовательский характер, грамотно изложенную теоретическую часть, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с частично обоснованными предложениями. При ее защите студент показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения, ориентируется в источниках права, знает действующее законодательство и применяет его при изложении материала, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы. ВКР имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента.

«Удовлетворительно» выставляется за ВКР, которая имеет исследовательский характер, теоретическую часть, базируется на практическом материале, но анализ выполнен поверхностно, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. При ее защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного аргументированного ответа на заданные вопросы. В отзыве научного руководителя и рецензии имеются замечания по содержанию работы и методике анализа.

«Неудовлетворительно» выставляется за ВКР, которая не носит исследовательского характера, не отвечает требованиям, изложенным в методических рекомендациях. В работе нет выводов, либо они носят декларативный характер. При защите работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы, при ответе допускает существенные ошибки. В отзыве научного руководителя и рецензии имеются критические замечания.

Оценка ВКР дается членами ГАК на ее закрытом заседании, на котором могут присутствовать с правом совещательного голоса научный руководитель и рецензент. Итоговая оценка ВКР проставляется в протокол заседания комиссии и зачетную книжку, в которых расписываются председатель и члены ГАК, после чего объявляется студенту.


5. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

5.1. Параметры страницы

Письменные работы печатаются на одной стороне стандартных листов писчей бумаги формата А 4. Шрифт Times New Roman. Размер 14 пт. Межстрочный интервал 1,5. Выравнивание по ширине. Отступ первой строки – 1,25 см. Поля на странице: левое поле – 35 мм; правое поле – 10 мм; верхнее поле – 20 мм; нижнее поле –20 мм.

Страницы работы должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

Титульный лист и лист оглавления (содержания) являются соответственно первой и второй страницами, но номер страницы на них не проставляется.

5.2. Оформление ссылок на цитируемый источник

5.2.1. Ссылки на нормативные правовые акты делать не принято. Достаточно указания на него в тексте работы путём приведения его официального названия, номера и даты принятия, соответствующей структурной единицы (статьи, части статьи и пр.) Например:

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ… [2]

Согласно ч. 4 ст. 11 Трудового кодекса РФ…

При цитировании нормативного правового акта допускается внутритекстовая (то есть помещенная в тексте работы) ссылка:

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (п. 3 ст. 34 Семейного кодекса РФ).

В случае, если нормативный правовой акт цитируется не в первоначальной редакции (то есть он дополнялся или изменялся), обязательно приводят дату последней редакции:

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 8 Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»…

В связи с тем, тексты нормативных правовых актов в настоящее время содержаться в справочно-правовых системах, полагаем, нет необходимости указывать источник опубликования нормативного правового акта.

5.2.2. Ссылка на литературный источник оформляется в виде подстрочной ссылки, то есть вынесенной из текста вниз полосы работы (сноски).

Нумерация сносок по тексту работы сплошная.

Сноска содержит следующие элементы: фамилия и инициалы автора (авторов), название, место и год издания, страницу (если ссылка на часть документа) или общее число страниц (если ссылка на весь документ).

Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие. М., 2001. С. 55.

Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. «Юстицинформ», 2007. С. 132.

При ссылке на многотомный источник (курсы, учебники и др.) дополнительно указывают номер тома (выпуска, части и т.п.) и его заголовок (при его наличии):

Курс российского трудового права: в 3 т. Т. 1: Общая часть / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 1996. С 45.

Алексеев С.С. Общая теория права: Курс лекций: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 268.

Если издание содержит сведения о редакторах, ответственных редакторах, составителях, других лицах и (или) организациях, внесших вклад в создание произведения и несущих ответственность за его содержание и публикацию (комментарии, учебники, сборники и пр.), то указывают сведения об ответственности, предваряя их знаком «/»:

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Издание четвертое, исправленное, дополненное и переработанное / отв. ред. проф. Ю.П. Орловский. М., 2007. С. 80.

Трудовое право России: Учебник / отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. – 2-е изд. М., 2008. С 156.

Если цитируемый источник содержится в периодическом издании (газета, журнал, бюллетень и пр.), то указывают сведения об издании, предваряя их знаком «//»:

Юртаева Е.А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 18.

Ефременко Т. В одни руки не давать. Рекламный рынок ждут перемены // Российская газета, 2006. 24 ноября.

Карташов В.Н. Общепризнанные принципы права (взгляды ученых и практиков на их природу) // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Экономика и юриспруденция. № 2. 2007. С. 64 – 69.

Бардина М.П. Унификация международного частного права // Юридическая энциклопедия / под ред. Б.Н. Топорина. М., 2001. С. 1131.

При ссылке на диссертацию или автореферат диссертации дополнительно указываются соответствующие сведения об этом в следующем порядке:

Ковалева Н.В. Правовое регулирование промышленного производства Российской империи во второй половине XIX – начале XX веков: дис. … канд. юрид. наук. Кострома, 2006. С. 13.

Щербаков В.В. Реализация норма международного права в деятельности органов предварительного расследования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 11.

5.2.3. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова: «Цит. по:» (цитируется по:) или «Приводится по:», с указанием источника заимствования:

Цит. по: Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Учебное пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. С. 505-506.

5.2.4. При повторной ссылке на один и тот же документ её приводят в сокращенной форме. В повторной ссылке указывают элементы, позволяющие идентифицировать документ, и элементы, отличающиеся от сведений в первичной ссылке.

В повторной ссылке приводят:

либо фамилию и инициалы автора, остальные элементы заменяют словами «Указ. соч.» (указанное сочинение), номер страницы:

Киселев И.Я. Указ. соч. С. 87.

Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Указ. соч. С. 132.

либо основное заглавие (название) и номер страницы, остальные элементы опускают:

Трудовое право России: Учебник. С. 64.

5.2.5. При последовательном расположении первичной и повторной ссылок текст повторной ссылки заменяют словами «Там же». При повторной ссылке на другую страницу к словам «Там же» добавляют номер страницы:

31 Бардина М.П. Унификация международного частного права // Юридическая энциклопедия / под ред. Б.Н. Топорина. М., 2001. С. 1131.

32 Там же. С. 1137.

14 Юртаева Е.А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 18.

15 Там же.

5.2.6. Если объектов ссылки несколько, то их объединяют в одну комплексную библиографическую ссылку. Комплексная ссылка может включать как первичные, так и повторные ссылки. Библиографические ссылки, включенные в комплексную ссылку, отделяют друг от друга точкой с запятой:

Алексеев С.С. Проблемы теории права: В 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 111 – 112; Печников Г.А. О важности юридических аксиом в преподавании основ уголовного права и уголовного процесса // Юридическое образование и наука. 1999. № 2. С. 33.

Конкурентное право (правоприменительная практика) / под общ. ред. Н.Е. Фонаревой. М., 1997. С. 37. Конкурентное право Российской Федерации: Учебное пособие / под ред. Н.И. Клейн, Н.Е. Фонаревой. М., 1999. С. 57.

Если в комплексную ссылку включено несколько приведенных подряд ссылок, содержащих записи с идентичными заголовками (работы одних и тех же авторов), то заголовки во второй и последующих ссылках заменяются словесными эквивалентами «Его же», «Её же», «Их же»:

Бентам И. Принципы законодательства. М., 1896; Его же. Тактика законодательных собраний. М., 1907.

5.2.7. Объектом библиографической ссылки также являются электронные ресурсы удаленного доступа (сеть Интернет).

Ссылки на электронные ресурсы составляют по правилам, изложенным выше, дополнительно указывая:

слова «Режим доступа:» или аббревиатуру «URL:» (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса),

протокол доступа к сетевому ресурсу (ftp, http и т.п.),

электронный адрес,

в круглых скобках приводят сведения о дате обращения: после слов «дата обращения:» указывают число, месяц, год:

Куприянова Л.В. «Рабочий вопрос» в России во второй половине XIX – начале XX вв. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Labour/Article/ Kupriyanova.htm (дата обращения: 29.06.2009).

Поспеловский Д. На путях к рабочему праву. URL: http://www.sotsprof.ru/ library/posp.html ( дата обращения : 03 .06.2009).

5.3. Оформление библиографического списка

Список используемой литературы (библиография) содержит библиографическое описание использованных в тексте работы источников. В список используемой литературы помещаются только те источники, на которые были сделаны ссылки в тексте работы.

Список используемой литературы помещается в работе после заключения и структурной может состоять из следующих частей: Нормативные правовые акты; Материалы судебной практики; Книги, брошюры, статьи. Каждый источник должен быть пронумерован; нумерация сплошная в рамках всего списка литературы.

В части «Нормативные правовые акты» источники располагаются в зависимости от их юридической силы. В случае, если несколько источников имеют равную юридическую силу, то они располагаются в хронологической последовательности по дате их принятия от более раннего к более позднему.

«Материалы судебной практики» включают судебные акты по конкретным делам, располагая их в хронологическом порядке по дате их принятия от более раннего к более позднему.

В часть «Книги, брошюры, статьи» помещают всю монографическую, учебную, иную специальную литературу. Источники располагаются в алфавитном порядке по автору или заглавию, труды одного автора помещают по хронологии от более раннего к более позднему.

Оформление библиографического описания источника, помещаемого в библиографический список, должно подчиняться следующим правилам.

Библиографическое описание в библиографическом списке практически совпадает с таковым в ссылке на источник по тексту работы.

Правильное библиографическое описание литературного источника (учебника, монографии, книги и т.п.) в настоящее время приводится, как правило, на второй странице (на обороте титульного листа). При подготовке библиографического описания книги, изданной после 2007 г., необходимо опираться именно его. Для книг, изданных ранее, студенту будет необходимо включить в данный текст ряд дополнительных элементов:

- запятая после фамилии автора (если библиографическое описание начинается с фамилии и инициалов автора):

Чащин, А.Н

Спенс, Д.

- общее обозначение материала, которое приводят сразу после заглавия в квадратных скобках: [текст] или [электронный ресурс]:

Конкурентное право (правоприменительная практика) [текст]

Поспеловский Д. На путях к рабочему праву [электронный ресурс]

- сведения об ответственности. Содержат информацию о лицах и организациях, участвовавших в создании интеллектуального, художественного или иного содержания источника. Сведения об ответственности записывают в той форме, в какой они указаны в самом издании. Первым сведениям об ответственности предшествует знак косая черта «/»; последующие группы сведений отделяют друг от друга точкой с запятой:

/ отв. ред. проф. Ю.П. Орловский

/ Джерии Спенс; пер. с англ. А.В. Савинова

- имя (наименование) издателя, которые приводят после сведений о месте издания и отделяют двоеточием. Если издателем является физическое лицо, приводят его фамилию и инициалы:

: Дело и Сервис,

: ЛГУ им. А.С. Пушкина

: Гладкова О.В.

- объем документа. Для отдельных книг её общий объём, для статьи из периодического издания – страницы, на которых помещена соответствующая статья, которые указывают после знака тире «–»:

– 86 с.

– С. 36-40.

- международный стандартный номер книги (ISBN) или Международный стандартный номер сериального издания (ISSN), которые приводят после тире «–» с принятой аббревиатурой и предписанными пробелами и дефисами:

ISBN 978-5-8018-0354-8.

ISSN 1995-9699.

Примеры библиографических описаний в библиографическом списке:

Бессонов, Ю.П. Трудовой кодекс в вопросах и ответах [текст] / Ю.П. Бессонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007. – 304 с. – ISBN 978-5-98534-640-4.

Спенс, Д. Настольная книга адвоката: Искусство защиты в суде [текст] / Джерри Спенс; пер. с англ. А.В. Савинова. – М.: АСТ, 2009. – 347 с. – ISBN 978-5-17-039397-8.

Адвокатура в Российской Федерации: учебник [текст] / А.В. Гриненко, Ю.А. Костанов, С.А. Невский, А.С. Подшибякин; под ред. А.В. Гриненко. – 3-е изд., перераб. и. доп. – М.: Пропект, 2010. – 224 с. – ISBN 978-5-392-01477-4.

Рыбин, А.В. Эвтаназия и гражданские права [текст] / А.В. Рыбин // Проблемы защиты прав: история и современность: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., 19 мая 2006 г. / отв. ред. А.И. Иванчак. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. – С. 193-195. – ISBN 5-8290-0578-6.

Шепелева, О. Ларин против России [текст] / Ольга Шепелева // Новая адвокатская газета. № 18. – 2010. – 16-31 августа. – С. 15. – ISSN 1995-9699.

Володин А.Ю. Становление института фабричной инспекции в России (1882 – 1905) [электронный ресурс] / А.Ю. Володин // Материалы IX Международной конференции «Ломоносов – 2002». Режим доступа: http://www. hist.msu.ru/Science/LMNS2002/15.htm. (дата обращения: 24.04.2007).

История России от древнейших времен до начала XX в. / под ред. И.Я. Фроянова. Режим доступа: http://www.gumfak.ru/index.shtml. (дата обращения: 08.11.2008).


Приложение № 1

Утверждено

Ученым Советом ГУ-ВШЭ

протокол от 29.04.2005 № 13

ПОРЯДОК

применения дисциплинарных взысканий при нарушениях

академических норм в написании письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ (далее – Порядок) вводится в целях повышения качества организации учебного процесса, уровня дисциплины обучающихся и стимулирования добросовестной конкуренции в ГУ-ВШЭ. Он устанавливает регламент действий преподавателей и администрации ГУ-ВШЭ при обнаружении соответствующих нарушений. Порядок является локальным нормативным актом ГУ-ВШЭ и выступает приложением к Правилам внутреннего распорядка Государственного университета – Высшей школы экономики, утвержденным Ученым советом ГУ-ВШЭ, протокол № 17 от 27 февраля 2004 г.

1.2. К письменным учебным работам (далее – письменные работы) относятся все письменные работы, выполняемые обучающимися в ходе промежуточного и итогового рубежного контроля знаний в соответствии с программой учебной дисциплины, а также в ходе государственных итоговых испытаний. Они включают домашние задания, рефераты, эссе, контрольные работы, письменные работы, выполняемые на экзаменах и зачетах, курсовые и выпускные квалификационные работы. Все письменные работы должны выполняться обучающимися самостоятельно.

1.3. К нарушениям академических норм, регламентируемым данным Порядком, относятся:

- списывание письменных работ,

- двойная сдача письменных работ,

- плагиат в письменных работах,

- подлоги при выполнении письменных работ,

- фабрикация данных и результатов работы.

1.3.1. Списывание определяется как использование любых не разрешенных преподавателем письменных (печатных или рукописных) источников (в том числе, с использованием электронных средств) при прохождении аудиторного рубежного контроля знаний.

1.3.2. Двойная сдача определяется как представление одного и того же текста в качестве разных письменных работ для прохождения рубежного контроля знаний. Двойной сдачей не считается использование с согласия преподавателя ранее подготовленного текста как части более объемной работы.

1.3.3. Плагиат * определяется как использование в письменной работе чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде, без полной ссылки на источник или со ссылками, но когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы или одного из ее основных разделов. Плагиат может осуществляться в двух видах:

- дословное изложение чужого текста,

- парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста.

1.3.4. Подлог определяется как сдача письменной работы, выполненной другим лицом, в качестве собственной работы в целях прохождения рубежного контроля знаний или сознательное предоставление собственной работы другому лицу в целях прохождения им рубежного контроля знаний. Если текст использован без разрешения автора, последний не может квалифицироваться как участник подлога.

1.3.5. Фабрикация данных и результатов работы определяется как формирование фиктивных данных или намеренное искажение информации об источниках данных и полученных результатах в целях прохождения рубежного контроля знаний.

II . ПРИМЕНЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

2.1. При обнаружении любого из указанных выше нарушений академических норм, характер которых ставит под сомнение самостоятельность выполнения письменной работы или одного из ее основных разделов, преподаватель обязан поставить обучающемуся оценку «неудовлетворительно» («0» по десятибалльной системе оценивания) и сделать ему замечание. Данная работа считается не выполненной. Вариант работы, содержащий нарушения, хранится на кафедре, обеспечивающей данную дисциплину, до завершения официального срока пересдач по данной дисциплине.

2.2. При обнаружении списывания преподаватель имеет право поставить оценку «неудовлетворительно» обучающемуся, намеренно предоставившему свой текст для списывания.

2.3. При повторном обнаружении списывания преподаватель обязан, помимо проставления неудовлетворительной оценки, в течение трех рабочих дней представить служебную записку с просьбой о применении взыскания на имя декана факультета с приложением копии письменной работы (или ее фрагмента), указанием объема списанного текста и его источника.

2.4. Декан факультета в отношении обучающегося, уличенного в повторном списывании, может избрать следующие виды дисциплинарных наказаний:

- замечание,

- выговор.

2.5. При обнаружении плагиата, объем и характер которого ставят под сомнение самостоятельность выполнения письменной работы или одного из ее основных разделов; при повторном обнаружении плагиата; а также при обнаружении двойной сдачи письменной работы преподаватель обязан, помимо проставления неудовлетворительной оценки, в течение трех рабочих дней представить служебную записку с просьбой о применении взыскания на имя декана факультета с приложением копии письменной работы (или ее фрагмента), указанием объема заимствованного текста и его источника.

2.6. Декан факультета в отношении обучающегося, уличенного в плагиате или двойной сдаче письменной работы, может избрать следующие виды дисциплинарных взысканий:

- выговор (при первом наказании),

- отчисление (при повторном наказании).

Дисциплинарное взыскание в виде выговора оформляется приказом декана факультета в течение месяца с момента выявления нарушения и хранится в личном деле обучающегося. В случае выбора дисциплинарного взыскания в виде отчисления декан факультета в течение одной недели с момента получения служебной записки от преподавателя передает эту служебную записку со своей визой и проект приказа об отчислении проректору, курирующему учебную работу. При подаче апелляционного заявления декан действует в соответствии с пп. 3.1, 3.3-3.5 данного Порядка.

2.7. При обнаружении подлога при сдаче письменной работы или фабрикации данных и результатов работы преподаватель обязан, помимо проставления неудовлетворительной оценки обучающемуся, чьим именем подписана работа:

- установить личность исполнителя и лиц, вовлеченных в организацию подлога или фабрикации (если возможно),

- в течение трех рабочих дней представить служебную записку на имя декана факультета с изложением обстоятельств совершения подлога или фабрикации, указанием всех установленных участников и просьбой о применении взысканий.

2.8. Декан факультета в течение одной недели с момента получения служебной записки от преподавателя с фиксацией подлога или фабрикации передает эту служебную записку со своей визой и проект приказа об отчислении проректору, курирующему учебную работу. При подаче апелляционного заявления декан действует в соответствии с пп. 3.1, 3.3-3.5 данного Порядка.

2.9. Если участник подлога обучается на другом факультете ГУ-ВШЭ, копии всех документов по данному делу в течение трех рабочих дней передаются декану этого факультета, который действует в соответствии с п. 2.8. данного Порядка.

2.10. Если участник подлога не обучается в ГУ-ВШЭ, декан факультета направляет официальное письмо, уведомляющее о факте подлога по месту обучения или работы данного участника.

2.11. При получении служебной записки и проекта приказа об отчислении обучающегося, совершившего нарушение, проректор, курирующий учебную работу, не позднее одного месяца с момента обнаружения нарушения подписывает приказ об отчислении или выбирает иную меру дисциплинарного взыскания.

2.12. Дисциплинарное взыскание в связи с указанными выше нарушениями академических норм может быть применено не позднее одного месяца с момента обнаружения нарушения.

III . ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ

3.1. В течение трех рабочих дней с момента представления служебной записки преподавателя с просьбой о применении дисциплинарного взыскания обучающийся должен быть уведомлен о содержании этой записки преподавателем или сотрудником учебной части.

3.2. При несогласии с позицией преподавателя, зафиксировавшего нарушение академических норм в написании письменной работы, обучающийся вправе подать письменное апелляционное заявление на имя декана факультета с обоснованием своей позиции в течение трех рабочих дней с момента его уведомления о нарушении.

3.3. Декан факультета в течение трех рабочих дней с момента подачи апелляционного заявления создает апелляционную комиссию, в состав которой рекомендуется включать преподавателей ГУ-ВШЭ, сотрудников деканата, куратора курса и представителя обучающихся (старосту группы или курса, представителя выборной студенческой организации). Декан факультета назначает председателя апелляционной комиссии из числа преподавателей факультета (кроме преподавателя, зафиксировавшего нарушение). В случае подлога с участием обучающегося с другого факультета представитель этого факультета должен быть включен в состав апелляционной комиссии.

3.4. Председатель апелляционной комиссии проводит заседание в течение одной недели с момента решения о создании комиссии и приглашает на него заявителя не позднее чем за два дня до заседания. При неявке заявителя дело рассматривается в его отсутствии. При необходимости получения дополнительной информации апелляционная комиссия может отложить дело не более чем на три рабочих дня и назначить его повторное рассмотрение. Сомнения при рассмотрении апелляционного заявления трактуются в пользу студента. По итогам рассмотрения вопроса апелляционная комиссия представляет свое заключение, подписанное председателем комиссии, декану факультета, который в течение трех рабочих дней принимает окончательное решение и действует в соответствии с пп. 2.4, 2.6, 2.8-2.10 настоящего Порядка.

3.5. При отсутствии апелляционного заявления апелляционная комиссия может создаваться по инициативе декана факультета, проректора, курирующего учебную работу, или органа студенческого самоуправления факультета.

IV . ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НАРУШЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

4.1. Данный Порядок публикуется на корпоративном портале ГУ-ВШЭ. Его содержание разъясняется обучающимся преподавателями, сотрудниками деканатов и кураторами курсов.

4.2. Незнание данного Порядка не освобождает обучающихся от ответственности за нарушения.

4.3. Все приказы о применении дисциплинарных взысканий в связи с нарушениями академических норм в написании письменных работ вывешиваются на стендах факультетов, чьи обучающиеся совершили нарушения, и публикуются на сайтах этих факультетов в течение одной недели с момента их подписания.

4.4. Обязанностью преподавателей ГУ-ВШЭ является создание условий по предотвращению, недопущению и выявлению нарушений академических норм, установленных настоящим Порядком.

4.5. При выборе мер дисциплинарных взысканий преподаватели обязаны опираться на объективную и проверенную информацию.


Приложение № 2

УТВЕРЖДАЮ

Декану факультета ________________

Зав. кафедрой

_________________________________

гражданского права и

от студента группы___

и гражданского процесса

___________________________

«___» _________ 201__ г.

_________________________________

(ФИО студента)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить следующую тему моей дипломной работы:

«_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»

и назначить научным руководителем________________________________

____________________________________________________________________ (должность, ФИО руководителя)

«___» __________ 201__г.

______________________

(подпись)

Согласовано

«___» __________ 201__г.

_____________________ / _______________/

(подпись научного руководителя)


Приложение № 3

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

______________________________________

______________________________________

«___»__________ 201__ г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение выпускной квалификационной работы

студента ___ курса _____________________________

__________________________________________________________________

ФИО

Тема дипломной работы_____________________________________________

__________________________________________________________________

Научный руководитель______________________________________________

__________________________________________________________________

ученая степень, ученое звание, ф.и.о.

Утверждена приказом по…………………….от…..………………№…………

Срок окончания дипломной работы ___________________________________

Контрольные сроки _________________________________________________

Цели и задачи дипломной работы _____________________________________

__________________________________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих разработке в дипломной работе ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультанты по дипломной работе (по смежной дисциплине, из практических работников) _________________________________________________________

Ф.И.О.

«____» __________________ 201 г. Научный руководитель

(дата выдачи задания) _______________________

Подпись студента _________________________


Приложение № 4

УТВЕРЖДАЮ

Научный руководитель

______________________________

«___» __________ 201__ г.

Календарный план – график подготовки выпускной квалификационной работы

на тему _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

студента _________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

курс ________________ группа ________________________________

Характер и объем работы

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

Дата

_______________ _______________________

подпись

Приложение № 5

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Нижегородский филиал

Факультет______________________
Кафедра _________________________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему________________________________________________________
________________________________________________________________

Студент группы № _____

______________________

(Ф.И.О.)

Научный руководитель

______________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

Рецензент

______________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

Нижний Новгород

20__ г.


Приложение № 6

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………

3

Глава I . Понятие и правовое регулирование института имущественных отношений между супругами ………………………………………………..

6

1.1. Правовое регулирование и история развития института имущественных отношений между супругами ……………………..

6

1.2. Понятие, признаки и классификация имущественных отношений между супругами ………………………………………………………

15

Глава II . Виды имущественных отношений между супругами …………..

21

2.1. Отношения по поводу супружеской собственности ………………...

21

2.2. Отношения по поводу взаимного материального содержания ……..

32

Глава III . Некоторые актуальные проблемы имущественных отношений между супругами ……………………………………………………………..

40

3.1. Содержание имущественных отношений между супругами ……….

40

3.2. Ответственность супругов по обязательствам ……………………….

51

Заключение …………………………………………………………………..

62

Библиографический список ………………………………………………..

67

Приложения ………………………………………………………………….

70


Приложение № 7

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Нижегородский филиал

ОТЗЫВ

научного руководителя

на выпускную квалификационную работу

Студента(ки) _____________________________________________________

(Ф.И.О., учебная группа)

Факультета ____________________ Группы ______________________

на тему _________________________________________________________

_________________________________________________________________

Выпускная квалификационная работа выполнена в объеме _________ страниц и состоит из введения, __________ глав, заключения; библиографический список: ____ наименований; содержит ________ таблиц, __________ иллюстраций, _________ приложений.

1. Актуальность и значимость темы __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . Логическая последовательность ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Аргументированность и конкретность выводов и предложений

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Использование литературных источников ___________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Качество оформления ВКР, качество таблиц, иллюстраций и пр. _______

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Уровень самостоятельности при работе над темой ВКР ______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Недостатки работы ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Предложения для внедрения ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. ВКР соответствует/ не соответствует требованиям, предъявленным к ВКР, и может / не может быть рекомендована к защите на заседании Государственной аттестационной комиссии с оценкой ______________

Научный руководитель ________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, место работы, должность

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

«____» __________________ 201 г. _____________________

подпись руководителя


Приложение № 8

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Нижегородский филиал

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу

по теме _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Студента(ки) _____________________________________________________

(Ф.И.О., учебная группа)

Дипломная работа объемом _________ страниц содержит: таблиц _______,

иллюстраций __________, приложений _________, посвящена ____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(актуальность и значимость)

Новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, методология, метода ее выполнения ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая значимость работы ____________________________________

___________________________________________________________________

(возможность внедрения результатов работы в практику, в профессиональную подготовку; ожидаемый эффект)

Анализ обоснованности выводов и предложений _______________________

__________________________________________________________________

Качество оформления ____________________________________________

__________________________________________________________________

Недостатки работы ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать, что учесть при защите)

Изложенное позволяет считать, что рецензируемая дипломная работа

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________ Рецензент _______________ Подпись ___________________


[1] Порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики, утв. Ученым советом ГУ-ВШЭ (протокол от 29.04.2005 № 13) (далее – Порядок применения дисциплинарных взысканий при написании письменных работ).

[2] Курсивом в настоящих Методических указаниях выделены примеры.

* Термин «плагиат» используется только для определения одного из видов нарушения правил цитирования, за которые применяется дисциплинарное наказание согласно настоящему Порядку. Вопросы нарушения законодательства об авторских и смежных прав настоящим Порядком не регламентируются.