Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации Учебная дисциплина Концепции современного естествознания Образовательная программа - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт

Одобрено Утверждаю

МК__________ _____________________

_____________ ______________________

«_____»________200_г. «____»___________200_г.

Методические рекомендации

Учебная дисциплина Концепции современного естествознания

Образовательная программа основная для студентов заочного отделения специальности 080507 «Менеджмент организации»

Кафедра Менеджмента

Согласовано: Рабочая программа утверждена на

Заведующий выпускающей кафедрой заседании кафедры_________

________________________________ протокол №_______от «__»_______200_г.

________________________________ Зав.кафедрой____________________

________________________________ Программа составлена:____________

Подпись (ФИО) (дата)

__________________________

Должность (ФИО преподавателя)

Дальнереченск

2007

1. Введение

Курс «Концепции современного естествознания» в высшем учебном заведении ставит своей целью решение следующих основных задач:

во-первых, студенты должны получить представление об истории развития естествознания, его месте и роли в современном мире и обществе.

во-вторых, студенты должны знать историю развития химических знаний и химических ремесел, их роль в развитии естествознания и человеческого общества, а также иметь представление о роли и месте химии в современном мире.

в-третьих, студенты должны знать историю развития биологических знаний, иметь представление об эволюции органического мира и его основных этапах, а также получить основы генетики, селекции и современной биологии и их роли и месте в современном мире.

в-четвертых, студенты иметь представление о происхождении и эволюции человека, получить основы физиологии человека, биоэтики.

2. Тематический план

№ пп

Наименование раздела дисциплины

лекции

ЛЗ

П3

1

Раздел I . Естествознание

4

1.1

Накопление рациональных знаний в системе

первобытного сознания. Зачатки научных знаний в цивилизациях Древнего Востока

2

1.2

Создание первой естественно-научной картины мира

в древнегреческой культуре. Естествознание эпохи Средневековья, Возрождения, Нового и современного времени

2

2

Раздел II . Химия

14

6

2.1

Химия и предмет ее изучения, этапы развития химии

2

2.2

Роль химии в развитии цивилизации и естествознания

в древности

2

2.3

Роль химии в развитии цивилизации и естествознания

в средние века и Новое время

2

2.4

Органическая химия. Теория А.М. Бутлерова

2

2.5

Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома

2

2.6

Химическая термодинамика и кинетика

4

3

Раздел III . Элементы биологии и экологии

18

12

3.1

Предмет биологии, ее структура и этапы развития

4

3.2

Основные свойства живых организмов. Теории возникновения жизни на Земле

4

3.3

Основы генетики и селекции

4

3.4

Принципы биологической эволюции

4

3.5

Происхождение и эволюция человека

2

Всего часов

36

18


3. Методические указания по подготовке семинарских занятий, выполнению контрольных работ и написанию рефератов (докладов)

Студенты должны самостоятельно подготовить соответствующие семинарские занятия при помощи соответствующей литературы, которая прилагается к каждому семинару. В скобках указано ориентировачное количество часов, которое можно потратить на один семинар.

Рефераты (доклады) должны быть напечатаны на одной стороне бумажного листа стандартного машинописного формата с оставлением полей

2 см сверху и снизу, 3 см слева, 1 см справа. Объем работы в среднем составляет 15 страниц.

Работа (реферат (доклад)) должна иметь титульный лист

(см. приложение на стр. 13), на котором указываются:

1. название учебного заведения

2. название работы

3. номер варианта

4. Ф.И.О. студента, специальность, курс.

Страницы работы должны быть пронумерованы, в конце работы необходимо поместить список использованных источников, оформленный в соответствии с установленными стандартами описания библиографии.

4. Темы практических занятий (семинаров)

Семинар I . Прикладная химия (5 ч)

1. Химические ремесла на древнем Востоке и в античном мире

2. Химические ремесла в средние века и до начала промышленной революции

3. Зарождение и развитие промышленной химии с конца 18-19 веков и

его последствия

4. Производство серной кислоты

5. Производство соды

6. Взрывчатые вещества

- нитроцеллюлоза

- динамит

- баллистит и др.

5. Удобрения и их роль

6. Синтез аммиака (метод Габера- Боша и др.) и его применение

7. Красители

- анилин

- индиго и др.

8. Искусственные ткани

9. Пластмассы, полимеры

10. Каучук, резина

11. Нефть и нефтепродукты

12. Электрохимическое производство

13. Металлургия

14. Спички

15. Бумага

16. Стекло

17. Освещение

18. Моющие средства

19. Сахарное производство

20. Процессы брожения

21. Масштабы и роль химической индустрии

22. Новейшие методы синтеза органических и неорганических

соединений

23. Современный катализ, его виды и роль. Искусственные ферменты.

Гомогенный и гетерогенный катализ. Электрокатализ и фотокатализ.

24. Фармацевтическое производство, производство витаминов

25. Производство и применение искусственных и синтетических волокон и тканей

26. Современные, перспективные материалы, строительные материалы

Литература:

1. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с.

2. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 2. Пер. с нем.- М.: Мир,

1984.- 278 с.

3. Артеменко, А.И. Органическая химия: Учеб. пособие/ А.И. Артеменко.-

М.: Высш. шк., 2003.- 605 с.

4. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/

В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др., Под ред. проф.

В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:

ЮНИТИ- ДАНА, 2000.- 303 с.

5. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1998.- 383 с.

6. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. М., Недра, 1983.- 101 с.

7. Максимов М. М. Очерк о золоте., М., «Недра», 1977.- 128 с.

8. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища.- М.: Наука, 1986.- 173 с.

9. Беккерт М. Железо. Факты и легенды: Пер. с нем. М.: Металлургия, 1984.-232 с.

10.Энгельс З., Новак А. По следам элементов. Пер.с нем.- 2-е изд.-М: Металлургия,1983.- 222 с.

11. Соловьев Ю.И. и др. История химии: Развитие основных направлений современной химии. Кн. для учителя/ Ю.И Соловьев, Д.Н. Трифонов,

А.Н. Шамин.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1984.-335 с.

12. Лебедев Ю. А. Второе дыхание марофонца (О свинце).-М.: Металлургия, 1984.-120 с.

13. Популярная библиотека химических элементов. Книга первая

Водород-Палладий. Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е,

исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983

14. Популярная библиотека химических элементов. Книга вторая

Серебро-Нильсборий и далее Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е, исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983

Семинар I I . Основные этапы развития биологических знаний (3 ч)

1. Развитие биологических знаний в 18-19 века

- К. Линней

- креационизм и трансформизм

- неоламаркизм

2. Формирование современной теории эволюции

- дарвинизм и генетика

- формирование синтетической теории эволюции

3. Недарвиновские теории развития живой природы

4. Особенности биологии 20-21 веков

Литература:

1. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432 с.

2. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с.

3. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец.

учеб. заведений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров.- 4-е изд., стер.- М.:

Высш. шк.; 2002.- 317 с.

4. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. д-ра филос.

наук, проф. В.А. Скоробогатова.- СПб.: Издательство Союз, 2000.- 320 с.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 476 с.

6. Под руководством профессора С.И. Самыгина Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д:«Феникс», 2000.- 576 с.

Семинар III . Естественные науки в изучении человека, природное и

социальное в нем ( 7 ч)

1. Человек как предмет естественно-научного познания

- античные представления о происхождении человека

- средневековая трактовка происхождения человека

- естествознание 17- первой половины 19 века о происхождении

человека

2. Современные представления о происхождении и эволюции человека

и приматов

- предпосылки антропосоциогенеза

- возникновение труда

- становление социальных отношений

- генезис сознания и языка и т.д.

3. Физиология здоровья

4. Биоэтика и поведение человека

5. Эмоции и творчество

- виды эмоциональных процессов и состояний

- теории эмоций

- творчество и т.д.

6. Здоровье и работоспособность

7. Человек и биосфера

- концепция В.И. Вернадского о биосфере и феномен человека

- космические циклы

- цикличность эволюции. Человек как космическое существо

8. Жизнеобеспечение человека

9. Продление жизни организма

10.Формирование ноосферы

Литература:

1. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины/

Отв. ред. Ю.В. Бромлей, М.: «Наука», 1986

2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. 2-е изд., испр.- М.: Изд-во УРАО, 2003.-208 с.

3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432 с.

4.Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Изд. 5-е, доп. и перераб.- Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.- 576 c.

4. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец.

учеб. заведений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров.- 4-е изд., стер.- М.:

Высш. шк.; 2002.- 317 с.

6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 476 с.

7. Под руководством профессора С.И. Самыгина Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.

8. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 480 с.

9. Хасанова Б.Г. Антропология: учеб. пособие.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2007.- 232 с.

Семинар IV . Эволюция органического мира ( 3 ч)

1. Основные этапы геологической истории Земли

2. Начальные этапы эволюции Жизни

3. Образование царства растений и животных

4. Завоевание суши

5. Основные этапы эволюции растений и животных

Литература:

1. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432 с.

2. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с.

3. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец.

учеб. заведений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров.- 4-е изд., стер.- М.:

Высш. шк.; 2002.- 317 с.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 476 с.

5. Примерные темы рефератов (докладов):

1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания

(Повседневное стихийно-эмпирическое знание (орудия труда, оружие, географические знания, знания о флоре и фауне, знания и навыки в области анатомии и медицины)

Зарождение счета. Мифология. Мифологическая картина мира. Зооморфные и антропоморфные мифы. Магия. и т.д.)

2. Миф как «наука конкретного»

3. Методология и методы естественно-научного познания.

4. Астрология: наука или не наука?

5. Химические знания и ремесла в древности

6. Химические знания и ремесла в средние века и в Новое время

7. Алхимия.

8. Иатрохимия

9. Р. Бойль и его вклад в развитие химии

10. Учение о флогистоне

11. Развитие аналитической и пневматической химии

12. Кислородная теория

13. Открытие стехиометрических законов

14. Создание и утверждение атомно-молекулярного учения

15. Развитие аналитической и неорганической химии в первой половине

XIX в.

16. Возникновение и развитие теоретических представлений в органической химии

17. Структурная химия. Теория А.М. Бутлерова

18. Периодический закон Д. И. Менделеева

19. Зарождение и развитие промышленной химии с конца 18-19 веков и его последствия

20. Открытие редких химических элементов

21. Катализ. Катализаторы

22. Химический элемент (любой) и его соединения (история их открытия, применения в прошлом, настоящем и будущем, роль в развитии науки, техники, цивилизации и естествознания в целом и т.д.)

23. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие химии

24. Алмазы.

25. Прикладная химия (темы см. в семинаре I)

26. Современная химия

27. Развитие биологических знаний в древности

28. Развитие биологических знаний в средние века и Новое время

29. Теории возникновения жизни на Земле

30. Генетика и селекция

31. Генная инженерия: возможности и перспективы.

32. Додарвиновские теории эволюции

33. Ч. Дарвин (биография).

34. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

35. Недарвиновские теории эволюции

36. Происхождение и эволюция человека

37. Физиология здоровья

38. Биоэтика и поведение человека

39. Эмоции и творчество

- виды эмоциональных процессов и состояний

- теории эмоций

- творчество и т.д.

40. Здоровье и работоспособность

41. В. И. Вернадский о биосфере и ноосфере

42. А. И. Опарин и его роль в развитии представления о происхождении жизни.

43. Эволюция органического мира в геологической истории Земли

44. Бионика

45. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие биологии

46. Современная биология

6. Библиографический список:

1. Фигуровский Н. А. История химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по химии и биол. Спец.-М. Просвещение, 1979.-311 с.

2. Энгельс З., Новак А. По следам элементов. Пер.с нем.- 2-е изд.-М: Металлургия,1983.- 222 с.

3. Соловьев Ю.И. и др. История химии: Развитие основных направлений современной химии. Кн. для учителя/ Ю.И Соловьев, Д.Н. Трифонов,

А.Н. Шамин.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1984.-335 с.

4. Популярная библиотека химических элементов. Книга первая

Водород-Палладий. Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е,

исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983

5. Популярная библиотека химических элементов. Книга вторая

Серебро-Нильсборий и далее Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е, исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983

6. Манолов К. Великие химики. В 2-х томах. Т.I. Пер. с болг., 3-е изд. испр., доп.- М.: 1985.- 465 с.

7. Манолов К. Великие химики. В 2-х томах. Т.II. Пер. с болг., 3-е изд. испр., доп.- М.: 1985.- 438 с.

8. Гофман К. Можно ли сделать золото?/ Пер. с нем.- 2-е изд., стер.–

Л.: Химия, 1987- Пер. изд.: Лейпциг, 1979.-232 с.

9. Полищук В. Р. Теорема Каблукова.- М.: Знание, 1983.-176 с.

10. Лебедев Ю. А. Второе дыхание марофонца (О свинце).-М.: Металлургия, 1984.-120 с.

11. Полищук В. Р. Чувство вещества.- М.: Знание, 1981.-160 с.

12. Беккерт М. Железо. Факты и легенды: Пер. с нем. М.: Металлургия, 1984.-232 с.

13. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища.- М.: Наука, 1986.- 173 с.

14. Алхимии золотые сны. М. «Мистерия», 1995

15. Биографии великих химиков: Пер. с нем./ Под ред. К. Хайнига; Перевод Крицмана В.А.; Под ред. Г.В. Быкова, С.А. Погодина.-М.: Мир, 1981.-386 с.

16. Максимов М. М. Очерк о золоте., М., «Недра», 1977.- 128 с.

17. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. М., Недра, 1983.- 101 с.

18. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. 2-е изд., испр.- М.: Изд-во

УРАО, 2003.-208с.

19. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432с.

20. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. д-ра филос.

наук, проф. В.А. Скоробогатова.- СПб.: Издательство Союз, 2000.- 320с.

21. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.-М.: Гардарики, 2003.- 476 с.

22. Под руководством профессора С.И. Самыгина Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576с.

23. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 1. Пер. с нем.- М.: Мир,

1984.- 239 с.

24. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 2. Пер. с нем.- М.: Мир,

1984.- 278 с.

25. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины/

Отв. ред. Ю.В. Бромлей, М.: «Наука», 1986

26. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1998.- 383 с.

27. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с.

28. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1998.- 383 с.

29. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000.-608 с.

7. Перечень типовых вопросов для итогового контроля

1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания

2. Зачатки научных знаний в цивилизациях Древнего Востока

3. Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре

4. Естествознание эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени

5. Химия и предмет ее изучения, этапы развития химии

6. Роль химии в развитии цивилизации и естествознания в древности

7. Роль химии в развитии цивилизации и естествознания в средние века и Новое время

8. Органическая химия. Теория А.М. Бутлерова

9. Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома

10. Химическая термодинамика и кинетика

11. Предмет биологии, ее структура и этапы развития

12. Основные свойства живых систем

13. Теории возникновения жизни на Земле

14. Основы генетики и селекции

15. Принципы биологической эволюции

16. Происхождение и эволюция человека

17. Человек как предмет естественно-научного познания

- античные представления о происхождении человека

- средневековая трактовка происхождения человека

- естествознание 17- первой половины 19 века о происхождении

человека

18. Современные представления о происхождении и эволюции человека

и приматов

- предпосылки антропосоциогенеза

- возникновение труда

- становление социальных отношений

- генезис сознания и языка и т.д.

19. Физиология здоровья

20. Биоэтика и поведение человека

21. Эмоции и творчество

- виды эмоциональных процессов и состояний

- теории эмоций

- творчество и т.д.

22. Здоровье и работоспособность человека

23. Человек и биосфера

- концепция В.И. Вернадского о биосфере и феномен человека

- космические циклы

- цикличность эволюции. Человек как космическое существо

- Формирование ноосферы

24. Эволюция органического мира

Приложение

Титульный лист

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)

ГОУ ВПО ДВГТУ (ДВПИ им. В.В. Куйбышева)

Реферат по теме «Название темы»

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

Выполнил: студент № курса

Ф.И.О.

Проверил: преподаватель

А.А. Мойсеенко

Дальнереченск