Главная              Рефераты - Разное

«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения - реферат

Министерство образования и науки.

Комитет по образованию г. Карабаша.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карабаша».

Тема работы:

«Опыт развития учебно-исследовательской

деятельности учащихся в МОУ «СОШ № 1»

в области краеведения.

Из опыта работы учителя истории, МХК, ИЗО

Ерёмина В.П.

г. Карабаш 2008 г.

Содержание:

I.Введение………………………………………………………………стр.3

II.Организация научно-исследовательской работы………………….стр.4

1) Подготовка к проведению научного исследования…………...стр.4

2) Проведение научного исследования…………………………....стр.6

3) Оформление научно-исследовательской работы……………...стр.7

4) Защита результатов исследования……………………………...стр.8

III. Основные направления краеведческой работы в школе………....стр.9

1) Экспедиции и экскурсии………………………………………....стр.9

2) Экспериментальная деятельность……………………………….стр.15

IV. Применение материала исследовательских работ на уроках

и во внеурочное время……………………………………………...стр.17

V. Заключение…………………………………………………………..стр.18

VI. Приложение…………………………………………………………стр.20

I Введение.

В 2003 году в МОУ «СОШ № 1» г. Карабаша начинает создаваться историко-краеведческий музей. Одновременно с созданием музея на его основе формируется краеведческое объединение «Камень», которое с момента основания начинает заниматься исследовательской деятельностью.

В 2007 году было создано НОУ, работа которого ведется по 4 направлениям: историко-краеведческое, археологическое, этнографическое, эколого-биологическое. За годы работы объединения «Камень» был накоплен опыт по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области краеведения, который дает свои результаты.

Участники краеведческого объединения «Камень» систематически принимают участие в областных конференциях научно-исследовательских работ. В 2003 году на областной конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» учащиеся 10 класса Савельев Александр и Ткачев Антон заняли I место за защиту работы «Человек и война». В 2004 году на эту же конференцию в секции «Литературное краеведение» была представлена коллективная работа учащихся МОУ «СОШ № 1» «Будем помнить Большую Победу». Работа была посвящена творчеству карабашских поэтов о Великой Отечественной войне» и коллектив учащихся стал лауреатом областного конкурса.

Результатом этнографических экспедиций стала научно-исследовательская работа «Архаические пережитки в декоративном оформлении южно-уральской избы». Осенью 2005 года работа была удостоена диплома I степени на областной конференции и рекомендована к защите на Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» в г. Москве. Весной 2006 г. учащийся 11 класса Петухов Денис за выполнение этой работы получил I место на Всероссийской конференции.

Осенью 2006 г. учащийся 10 класса Шерстнев Александр занял III место в областной конференции «Отечество» в секции «Великая Отечественная война» за работу «Карабаш в годы Великой Отечественной войны».

В мае 2007 года историко-краеведческий музей МОУ «СОШ № 1» становится победителем «Парада музеев», проводившегося Центром детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие» в г. Челябинске.

Осенью 2007 г. учащийся 11 класса Шерстнев Александр занимает I место в областной конференции «Отечество» в секции «Этнография» за работу «Конструктивные особенности южно-уральской избы». В декабре 2007 года на областной конференции центра «Наследие» Шерстнев Александр занимает I место за эту же работу, а учащийся 9 класса Маринкин Евгений становится победителем в секциях «Краеведение» и «Экология» и получает дипломы I степени за работу «Влияние природоохранной деятельности на численность речного бобра».

Многолетний опыт работы в школе показал, что работы многих учащихся не соответствуют общепринятым требованиям предъявляемым к написанию учебно-исследовательских работ. Часто эти работы в лучшем случае представляют собой хорошо написанный реферат. Поэтому при организации учебно-исследовательской деятельности необходимо прежде всего знакомство с основами исследовательской работы. Именно поэтому предлагаемая работа является актуальной в настоящее время.

Цель работы: Раскрыть опыт развития учебно-исследовательской деятельности в школе в области краеведения.

Задачи: 1) Показать этапы организации учебно-исследовательской

работы учащихся.

2) Охарактеризовать основные направления краеведческой

работы в школе.

3) Продемонстрировать возможности применения материала

исследовательских работ на уроках и во внеурочное время.

II . Организация научно-исследовательской работы учащихся.

Научно – исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые затем могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики.

Этапы научного исследования.

1) Подготовка к проведению научного исследования.

Объектная область, объект и предмет.

Научное исследование в отличии от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности – ее объектной области, объекта и предмета. Дадим краткие определения каждого из элементов.

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования определяет тему работы.

Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:

· желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика;

· очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;

· тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

Изучение научной литературы и уточнение темы.

Начинать работу с литературой целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме. В составлении списка необходимой для изучения литературы обязательно участие самого исследователя. Целесообразно посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо в отдельной тетради.

При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи – то, а собственные мысли.

Определение гипотезы.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант – как первичное временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы. Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию – определение его цели и задач.

Цель и задачи исследования.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью: выявить…; установить…; обосновать…; уточнить…; разработать….

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировки задач. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

Определение методов исследования.

Метод – это способ достижения цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. К теоретическим методам относятся: моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, сравнение, эксперимент.

2) Проведение научного исследования.

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план. В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь, формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки. Первый блок научного исследования включает в себя содержание теоретической работы с учащимися, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности. Во втором блоке описывается собственно экспериментальная часть работы. Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.

На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования.

3) Оформление научно – исследовательской работы.

Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Рассмотрим детально правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя. (См. Приложение ) Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Например:

Оглавление

Введение 3

Глава 1 4

1.1 8

1.2 11

Глава 2 16

2.1 20

2.2 23

Заключение 25

Список литературы 27

Приложения

Приложение 1 28

Приложение 2 30

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы, актуальность исследования, проблему исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2 – 3 страницы. Текст научно – исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части.

Основная часть работы может содержать 2 – 3 главы. Глава 1 обычно содержит теоретическое обоснование темы исследования; главы 2 – 3 описывают практические этапы работы. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1 – 2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Особой точности требует составление библиографического списка. Библиографический список – это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.

В список литературы входят все использованные в работе источники. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д. должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания; издательство; год издания и объем в страницах.

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение. Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и т.п. основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так: размещаются после библиографического списка; в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики , со сквозной нумерацией страниц всего текста; каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

4) Защита результатов исследования.

После окончания исследования, оформления полученных результатов, прочтения и одобрения ее научным руководителем наступает последний этап – защита. Чтобы сформировать у себя элементарные навыки участия в научной дискуссии, целесообразно тщательно подготовиться к процедуре публичной защиты своей работы. Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5 – 7 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1 – 2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.

После того как докладчик закончил свое выступление, Члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой присутствующий на вашем выступлении. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы.

Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение голосом, правильно выбранные жесты и позу, не лишней будет предварительная тренировка чтения доклада в знакомых вам условиях.

Перед тем как выступать на научных конференциях городского и более высокого уровня, желательно пройти уровни классный и школьный. Помните, что чем больше вы выступаете, тем больший опыт вы приобретаете.

III . Основные направления краеведческой работы в школе.

Обязательными компонентами учебно-исследовательской работы являются такие формы работы как: экспедиция, экскурсия, эксперимент.

1) Экспедиции и экскурсии.

В ходе экспедиционной работы формируется устойчивый интерес участника исследовательской работы к конкретной теме, появляется мотивация к глубокому изучению объекта исследования. При проведении экспедиций проявляются способности каждого участника исследования к определенному роду занятий: рисование, фотографирование, коммуникативные способности, ориентирование на местности, умение сопоставлять и анализировать информацию и т.д.

Наиболее ценную краеведческую информацию мы получаем во время этнографических, археологических, эколого-биологических экспедиций.

В этнографических экспедициях используются такие методы как: наблюдение, интервьюирование, исследовательский метод. Перед каждой экспедицией руководитель составляет четкую программу, даются инструкции по сбору информации, аудио и видеозаписей. Каждый участник экспедиции получает конкретное задание.

1) Составление карты – схемы экспедиции.

2) Работа по вопроснику. Опрос местных жителей с занесением информации в лист опроса информатора. Лист опроса информатора содержит следующие разделы: А) ФИО информатора (у женщин узнается по возможности девичья фамилия.), Б) Род занятий информатора, В) Миграция, Г) Родословная, Д) Формулировка вопроса по интересующей теме, Е) Конкретный ответ на заданный вопрос.

3) Составление план – схемы изучаемых населенных пунктов (а) расположение населенного пункта в природно-ландшафтной среде, б) расположение улиц с нанесением на план различных типов домов).

4) Изучение истории возникновения населенного пункта в местной администрации, школе ит.д.

5) Зарисовка характерных конструктивных и декоративных элементов традиционного жилища.

6) Фотографирование и видеосъемка наиболее значимых объектов.

7) Знакомство с местными мастерами: плотники, печники, гончары и т.д.

8) Запись истории создания традиционного жилища.

9) Особенности ведения крестьянского хозяйства (быт, утварь, живность крестьян и т.д.).

Около пяти лет мы собираем информацию о южно-уральской избе. В 2003 году во время экспедиции в ближайшие деревни от города Карабаша в селе Ново – Тагилка Миасского городского округа нами был обнаружен удивительный артефакт. В простенках между окнами одного из домов в контексте декоративного орнамента мы заметили стилизованные фигуры «богинь-берегинь». С этого момента было решено собирать информацию об архаических пережитках в декоративном оформлении южно-уральской избы. Краеведческий кружок «Камень» при МОУ «СОШ № 1» г. Карабаша организовал ряд экспедиций по горно-заводской зоне Челябинской области. Нами были исследованы юго-восточная часть горно-заводской зоны (села Кузнецкое, Губернское, Беспаловское, Ново – Тагилка, Новая Андреевка, частный сектор в городах Кыштым, Карабаш, Миасс) и западная часть горно-заводской зоны (села Тюлюк, Меседа, Катавка, поселки Рудный и Кордонный). Мы исследовали также частный сектор в г. Челябинске и организовали экспедицию в г. Верхнюю Пышму Свердловской области с целью ознакомления с современным деревянным зодчеством.

После анализа и систематизации собранного материала, и изучения специальной литературы члены краеведческого кружка «Камень» написали научно – исследовательскую работу «Архаические пережитки в декоративном оформлении южно – уральской избы».

Несмотря на стремительное продвижение новых технологий и использование евроматериалов при отделке традиционного жилища в его декоративном оформлении сохраняются древнейшие элементы и символы.

На всей исследованной территории широко распространены такие архаические символы как: солярные знаки, солнечные розетки, громовые знаки (четырехлучевые, шестилучевые и восьмилучевые), косые прорезные кресты.

Реже в декоративном оформлении южно-уральской избы распространены зооморфные символы: изображения оленей, петухов, куропаток и т.д. На всей исследуемой территории лишь дважды нам встретились антропоморфные символы. Уникальность этих символов делает их научно значимыми для нашего региона. Информация о них передана в г. Челябинск в Областной краеведческий музей.

В городе Кыштыме над воротами одного из домов был обнаружен стилизованный, многорукий, антропоморфный символ с отверстиями в области головы и православным крестом на туловище. По словам информатора в этом доме когда-то проживали староверы – двоеверцы «дырники», которые были крещеными и одновременно они как язычники поклонялись лучам солнечного света, проникающим сквозь эти отверстия в голове идола.

Другой антропоморфный знак был найден в селе Ново-Тагилка Миасского городского округа. Это стилизованные, молящиеся, женские фигуры с поднятыми вверх руками.

В 2005 году на областной конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» исследовательская работа «Архаические пережитки в декоративном оформлении южно – уральской избы заняла I место и была рекомендована к защите на всероссийской конференции «Отечество» в г. Москве, где в 2006 году данная работа получила высшую оценку.

В 2007 году члены краеведческого кружка «Камень» начали сбор информации о конструктивных особенностях южно – уральской избы. В ходе нескольких экспедиций общей протяженностью более 400 км. была исследована вся территория горно-заводской зоны Челябинской области и найдены оригинальные конструктивные особенности южно – уральской избы. В селе Ново-Тагилка на нескольких домах прибиты наличники без собственно оконных проемов. Этот обычай был распространен среди местных староверов. Довольно часто встречается случай, когда с северной стороны рубленый дом дополнительно обкладывается каменной стеной. В экспедиции в с. Серпиевка Катав-Ивановского района был обнаружен так называемый «дом на корню», когда сруб устанавливается на пнях спиленных деревьев. Анализ собранной информации позволил выделить три зоны бытования различных типов двора на горно-заводской территории. В северной части преобладает крытый тип двора (города Нязепетровск, Верхний Уфалей). В южной части – смешанный тип двора: открытый и полуоткрытый (города Кыштым, Карабаш, Миасс) и в юго-западной части открытый тип двора ( города Катав – Ивановск, Усть-Катав, Юрюзань). Наибольший интерес представляет закрытый тип двора.

Этот тип планировки проник на Южный Урал из Среднего и Северного Урала, а туда в свою очередь в ходе русской колонизации из Новгородской земли и Русского Севера, начиная с IX века.

В селе Кузнецком были исследованы 4 традиционных жилища, которые сделаны на основе так называемых циклопических срубов. В таком срубе всего 8 венцов, диаметр бревен в которых до 50 см. – это крайне редкое явление на Южном Урале.

Очень оригинальной конструктивной особенностью южно – уральских традиционных жилищ является декоративное оформление слуховых (вентиляционных) окон, расположенных на 4-х скатных крышах. Такие дома часто встречаются в г. Кыштым, реже в городах Карабаш и Нязепетровск.

Осенью 2007 года собранные материалы были оформлены в работу «Конструктивные особенности южно – уральской избы». Работа заняла I место в областной конференции «Отечество» и была рекомендована к участию на Всероссийской конференции в Москве.

В настоящее время мы собираем информацию о религиозных верованиях, связанных с традиционным жилищем на Южном Урале. После оформления этого материала в научно – исследовательскую работу у нас сложится целостная картина, отражающая с разных сторон южно – уральскую избу.

Члены краеведческого объединения «Камень» активно участвуют и в археологических экспедициях. Начало было положено еще в 90-е годы, когда учащиеся МОУ «СОШ № 1» г. Карабаша участвовали в археологических экспедициях в Карталинском районе Челябинской области. Дети побывали в экспедициях «Камбар – 1994», «Камбар – 1995». В этих двух экспедициях проводились раскопки курганов бронзового века. Были обнаружены десятки погребений, большое количество предметов материальной культуры (керамика, стрелы, изделия из бронзы и кости и т.д.).

Летом 2007 года вновь была организована археологическая экспедиция в Карталинский район. В ней приняли участие студенты челябинских ВУЗов, школьники, занимающиеся археологией в клубе «Формика» при Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, члены краеведческого кружка «Камень» при МОУ «СОШ № 1» г. Карабаша. Проводились раскопки укрепленного поселения «Ольгино» эпохи бронзы и комплекса курганных захоронений раннего железного века «Суходол». Карабашские юные археологи приняли участие в раскопках двух курганов раннего железного века. Один из курганов оказался древним святилищем с кольцевой оградкой из камней и стелой врытой в центре, здесь же в центре находились жертвенник и фрагменты керамики.

В программе экспедиции были запланированы учебные занятия по биологии, экологии, астрономии, геологии и археологии Южного Зауралья. Была организована работа экспериментальных площадок «Реконструкция древнего гончарного производства» и «Реконструкция древнего ткачества». В ходе занятий дети получили теоретические знания и практические навыки, связанные с древним ремеслом.

В экспедиции дети получили знания по методике проведения археологической разведки и раскопок, навыки камеральной работы. Каждый участник экспедиции вел личный дневник «Юного археолога», в котором фиксировались ежедневные находки, яркие впечатления, повседневная жизнь лагеря.

Около 4-х лет назад учащийся Савельев Александр принес в музей МОУ «СОШ № 1» интересный экспонат. Руководитель музея сразу же определил, что это древнее изделие. Для того чтобы провести тщательный анализ этой находки экспонат был передан на экспертизу в археологическую лабораторию ЮУрГУ. Преподаватель этого ВУЗа Таиров А.Д. определил, что эта вещь принадлежит к так называемому скифо-сибирскому звериному стилю и датируется ранним железным веком (VI век до н.э.) Находка представляет собой стилизованную пантеру, свернувшуюся в кольцо. Данная находка является уникальной для нашего региона. Понимая научную значимость этого экспоната, данную находку по решению Совета школьного музея было решено передать в Областной краеведческий музей.

Эта находка была обнаружена в свое время на берегу озера Увильды. Осенью 2007 года участники краеведческого объединения «Камень» совместно с клубом юных археологов «Формика» из Челябинска организовали археологическую экспедицию на северо-западный берег озера Увильды. Целью экспедиции было подтверждение гипотезы о существовании металлургического центра раннего железного века на берегу озера Увильды. На предполагаемом месте находки был заложен раскоп. Ребята получили знания и навыки по разбивке территории раскопа на сектора, по методике ведения раскопок. Освоили необходимые знания о ведении стратиграфии раскопа. К сожалению, версия о существовании археологического памятника в этом месте не подтвердилась. Скорее всего бронзовая бляшка в виде свернувшейся в кольцо пантеры была привнесена сюда из другого места вместе с почвой для удобрения огорода. Тем не менее, по данной проблеме члены краеведческого кружка начали изучать научную литературу и провели ряд экспериментов, которые положили начало новой исследовательской работе «Образ хищника, свернувшегося в кольцо».

В течении нескольких лет краеведческий кружок «Камень» собирает информацию о православном храмовом зодчестве на Южном Урале. Летом 2006 и 2007 г.г. было организовано 2 экспедиции в село Кузнецкое Аргаяшского района. Участники экспедиций собрали уникальный материал об истории строительства Георгиевского храма и храм иконы Тихвинской Богоматери. Георгиевский храм в настоящее время очень сильно разрушен. В 30-е годы XX столетия храм был закрыт и превращен в зернохранилище. Интересна история строительства храма. В конце XIX века в деревне произошел очень сильный пожар. Положение было настолько серьезным, что создавалась угроза для всего населенного пункта. Был сильный ветер, и пламя быстро перебрасывалось с одного дома на другой. Все попытки потушить храм были безуспешными .Жители деревни в отчаянии упали на колени и начали молиться. Они дали обет, что если пожар прекратится, то на этом месте будет построен православный храм. И чудо действительно произошло – ветер переменился, а затем и совсем стих. Жители села Кузнецкое на этом месте построили храм в честь Георгия Победоносца.

При проведении исследования храма были сделаны несколько десятков фотоснимков и зарисовок с разных ракурсов внутри и снаружи храма. Были зафиксированы конструктивные особенности храма: кладка, кровельные перекрытия, вентиляционные и печные ходы и т.д. Учитывая быстроту разрушения храма и информацию о том, что средств на восстановление храма в настоящее время нет, собранная информация через несколько лет может стать уникальной.

Во время одной из экспедиций была организована встреча с батюшкой храма иконы Тихвинской Богоматери. Отец Игорь рассказал об истории строительства храма, о нелегкой судьбе храма и верующих людей в годы воинствующего атеизма при советской власти. В 30-е годы с колокольни храма были сброшены колокола, священники и часть прихожан были репрессированы, а уникальные фрески храма были подвергнуты святотатству. На четырех парусах, служащих основанием для купола были изображены четверо евангелистов. Эти фрески были испещрены вульгарными надписями, у святых были выбиты глаза. Сохранившиеся фрагменты фресок были сняты на видеокамеру. В настоящее время в храме идут восстановительные работы. Кто знает может быть через некоторое время наши фотоснимки и видеоматериалы окажутся востребованными.

В ходе экспедиций по горно-заводской зоне были исследованы также храмы Петра и Павла в г. Нязепетровске, Иоанна Златоуста в г. Кыштыме, церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы в селе Тюлюк. Собранный в экспедициях материал стал основой для исследовательской работы «Православное храмовое зодчество в горно-заводской зоне Челябинской зоны». По этой работе мы продолжаем собирать материал и в ближайшее время она будет закончена.

С 2007 года члены краеведческого объединения «Камень» участвуют и в эколого-биологических экспедициях и экскурсиях. Эколого-биологические экспедиции и экскурсии имеют большое образовательное и воспитательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным и растительным миром, наблюдать живые организмы в естественной обстановке, дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, но единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Также в ходе эколого-биологических экспедиций формируется ответственное отношение к природе, стимулируется желание заниматься природоохранной деятельностью.

Особенности биологических экскурсий учитываются при их организации: 1) разнообразие живых объектов, 2) материал непостоянен в своем составе, 3) многие исследуемые объекты имеют незначительные размеры, ведут скрытный образ жизни, 4) наличие специального оборудования для наблюдения, измерения, сбора, лова и т.д.

Для наиболее продуктивной работы необходимо определение экскурсионных тем, которые и служат целям выделения наиболее важного и практически наиболее доступного материала. Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В такую подготовку входят: а) выбор темы, составление плана экскурсии, б) обследование той местности куда предполагается направить экскурсию, в) составление точного путевого маршрута, г) предварительная беседа с участниками экскурсии, причем им делается ряд указаний относительно того, с какими вопросами им предстоит иметь дело, как подойти к материалу экскурсии, что следует предварительно изучить, что необходимо заранее смастерить, что с собой взять и т.д., д) уточнение методик и проверка аппарата исследования.

Непосредственно на экскурсии, вначале дается общая физико-географическая характеристика местности, отдельных природных объектов и явлений, проверяются навыки определения видов растений и животных, типов растительных сообществ, ярусности, экологических факторов. Внимание детей концентрируется на выявлении доступных для кратковременного наблюдения природных связей типа: рельеф-условия увлажнения-тип растительности леса-ярусность-освещаемость-фенофаза растений.

Экскурсия будет неполноценной, если в ее содержании не будет уделено должного внимания раскрытию связей человека с природой. Для этого используются самые разнообразные проявления человеческой деятельности в окружающей среде (дороги, посевы, вырубки, различные сооружения, посадки растений, замусоривание, вытаптывание, антропогенный ландшафт).

После такого введения, происходит основной сбор материала. В дополнение к исследовательской работе организуются природоохранные и природовосстановительные мероприятия. Это позволяет учащимся понять, что конкретные дела по улучшению экологической обстановки доступны каждому человеку.

В этом учебном году были организованы экспедиции по изучению биологии бобров и экскурсии в зимний и весенний лес с целью изучения и описания фауны на маршруте, наблюдения следов жизнедеятельности животных в природе (зоологические исследования) и гидрологические исследования на территории Карабашского городского округа. Результатом зоологических исследований стала работа «Влияние природоохранной деятельности на численность бобра речного», которая заняла первое место на конкурсе исследовательских работ организованном Центром детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие». В настоящее время продолжается работа над темой «Экологическое состояние гидросистемы на территории Карабашского городского округа», которая осенью 2008 года будет представлена на областной конкурс исследовательских работ учащихся «Вода на Земле».

2)Экспериментальная деятельность.

Экспериментальная работа всегда сопровождается повышенным эмоциональным фоном, потому что она пробуждает творческие способности детей, но она также формирует и такие качества как терпеливость, аккуратность, ответственное отношение к делу. Для качественного проведения эксперимента необходимо предварительное изучение научной литературы, материальное обеспечение эксперимента, наличие экспериментальной площадки, алгоритм проведения эксперимента, повторяемость эксперимента несколько раз.

Интерес к экспериментальной деятельности зародился у членов краеведческого кружка в ходе археологических экспедиций. На древних фрагментах керамики бронзового века были обнаружены с внутренней стороны отпечатки ткани. Было высказано предположение, что при изготовлении древних сосудов каким то образом использовалась ткань. Изучение фрагментов керамики и целых сосудов позволило сделать вывод о том, что в бронзовом веке древние гончары на территории Южного Зауралья не пользовались гончарным кругом. Было высказано предположение о том, что глиняная посуда в бронзовом веке изготовлялась вручную и формовалась на специальных деревянных заготовках, либо уже на ранее сделанных сосудах. После этих выводов были проведены первые эксперименты. Удачному их проведению способствовали несколько факторов: 1) Наличие под рукой той глины, которой пользовались древние мастера; 2) Достаточно большое количество фрагментов керамики, позволяющих сделать выводы о том какими связующими наполнителями, пользовались гончары бронзового века (тальк, шамот и даже навоз); 3) Большой выбор фрагментов керамики способствовал классификации наиболее типичных орнаментов того времени и давал возможность реконструировать орудия труда для нанесения этих орнаментов на сырую глину (гребенчатые штампы, шнуры, шило и т.д.).

В археологическом лагере была организована экспериментальная площадка для реконструкции технологии изготовления древних керамических сосудов. Была проведена серия экспериментов и доказана возможность именно такими способами изготавливать сосуды. Итак, как же это происходило. На деревянную заготовку или уже готовый керамический сосуд наматывался кусок ткани и фиксировался бечевкой. Затем ткань смачивалась, и заготовка переворачивалась вверх дном. После этого подготовленный кусок глины, тщательно промятый, пластичный и содержащий наполнители помещали на донную часть заготовки. При раздавливании этого глиняного шара на дне заготовки начиналось формирование стенок будущего сосуда. Затем все это переворачивалось на дно, и изнутри глиняной заготовки извлекалась деревянная заготовка. Далее происходило формование донной части, венчика и стенок сосуда. В заключительной части по сырому изделию штампами наносились орнаменты.

Затем на 2 – 3 суток изделия помещали под навес для предварительной сушки. (Эксперимент с сушкой без навеса не удался, так как в ходе высыхания большая часть изделий растрескивалась). После предварительной сушки под навесом в течение одного дня изделия окончательно высушивались под открытым солнцем. Следующим этапом эксперимента являлся обжиг. Причем при исследовании фрагментов древней керамики участники эксперимента обратили внимание на то, что они имели разную окраску (в основном оттенки черного и красного цветов). Было высказано предположение о том, что у древних народов были разные способы обжига. В одном случае обжиг производился в открытом костре (точнее в углях), когда постепенно глиняные сосуды подвигались все ближе и ближе к костру и в конце их помещали прямо в центр костра и засыпали углями. После 2-х часового обжига изделие было готово. В другом случае в земле выкапывалась яма, внутрь которой помещались угли. Затем в эти угли ставились изделия, и яма доверху засыпалась углями и задерновывалась сверху. Обжиг в этом случае происходил без доступа воздуха и изделия приобретали черный цвет. В первом случае после обжига сосуды были красного цвета.

Эксперимент был проведен несколько раз. В каждом эксперименте в среднем из 10 сосудов после обжига целыми оставались 3 – 4 сосуда, а пищу можно было готовить только в 1 – 2 изделиях. В обожженных детьми сосудах удалось приготовить кашу и чай. Таким образом было доказано, что подобная технология изготовления керамики вполне могла существовать в бронзовом веке (XVIII – XVI в.в. до н.э.) на территории Южного Урала.

Эксперименты по реконструкции древнего гончарства проводились и в условиях школьного музея. Были созданы глиняные копии древних микроскульптур бронзового и железного веков, а также несколько керамических сосудов. В лесу около реки Ольховка была оборудована экспериментальная площадка для обжига. Было проведено несколько экспериментов, в которых приняли участие дети разного возраста от 11 до 16 лет.

Другим направлением экспериментальной деятельности является реконструкция древнего металлургического производства. Перед проведением эксперимента учащиеся несколько раз ездили на научные консультации к преподавателям-археологам ЧелГУ и к сотрудникам Областного краеведческого музея. В областном музее они получили разрешение сделать несколько оттисков с древних изделий бронзового и железного веков. В школьном музее члены кружка изготовили литейные формы из гипса, глины и дерева. Дети реконструировали изделия «скифо-сибирского звериного стиля» и «пермского звериного стиля». Около речки Каменка в 5 км. от г. Карабаша была создана экспериментальная площадка. Учитывая то, что сплав бронзы получить в полевых условиях очень сложно для отливки изделий был использован более легкоплавкий металл-свинец. Эксперимент с отливкой прошел успешно и в настоящее время эти реконструкции-экспонаты пополнили фонды школьного музея.

Экспериментальной формой деятельности является также и реконструкция древних писаниц (наскальные изображения) и петроглифов (рисунки, выбитые на скалах). Данный эксперимент проводится как в помещении, так и на природе Учащиеся совместно с руководителем находят в окрестностях г. Карабаша камень-плитняк и расписывают его, используя иллюстрации из научной исторической и археологической литературы. Был проведен эксперимент по созданию красок из естественных материалов: трава, глина, пепел, сажа.

Таким образом, экспериментальная работа является одной из важных составных частей учебно-исследовательской деятельности. Входе проведения эксперимента дети получают практическое доказательство выдвинутых ими гипотез. При проведении эксперимента формируется положительный эмоциональный фон, дети проникаются духом того исторического времени, изделия которого они реконструируют. Очень важно также, что большинство экспериментов проводится в полевых условиях, где дети получают также и необходимые туристические навыки.

IV . Применение материала исследовательских работ на уроках и во внеурочное время.

Собранный краеведческий материал, который лег в основу исследовательских работ учащихся активно применяется на уроках и во внеурочное время. На уроках истории при изучении регионального компонента в 5-х классах изучается духовная и материальная культура, история древних этносов на Южном Урале.

На уроке «Страницы древней истории Южного Урала» (см. Приложение) используются материалы археологических экспедиций (плакаты, археологические реконструкции, зарисовки, подлинные находки, фотографии, схемы и карты). В ходе этого урока активно применяется мультимедийная презентация (см. Приложение) и стенд «Археологические экспедиции», созданные учащимися, которые занимаются исследовательской деятельностью.

На уроках изобразительного искусства при изучении декоративно – прикладного творчества и орнаментов народов мира используются материалы собранные в ходе этнографических экспедиций по горно – заводской зоне Челябинской области. Для наглядного восприятия материала демонстрируются мультимедийные презентации, в которых присутствуют слайды с разными типами резьбы по дереву: геометрическая, желобчатая, прорезная и т.д. Дети изучают историю традиционного южно – уральского костюма, бытование и распространение художественных ремесел на территории Южного Урала: роспись по дереву, гончарство, глиняная игрушка, вышивка, изделия из бересты, ткачество, лоскутное шитье, кружевоплетение, вязание, ковроделие, ковка и литье металла.

Подлинные экспонаты из школьного музея помогают на уроках выделить местные и общие стилистические черты в развитии традиционной формы, орнамента, техники исполнения. Используя образцы южно – уральской домовой резьбы и росписи учащиеся на уроках изобразительного искусства выполняют собственные творческие проекты декоративного оформления южно – уральской избы. Дети изготавливают эскизы росписей прялок, вальков и рубелей.

На интегрированном уроке истории и изобразительного искусства «История края в глине и в камне» дети реконструируют древние способы лепки керамических сосудов и способы нанесения орнаментов на изделия из глины, выполняют росписи на камне стилизуя древние наскальные изображения. (см. Приложение)

В курсе Мировой Художественной Культуры предусмотрены темы, отражающие особенности южно – уральского традиционного жилища. Учащиеся знакомятся с путями проникновения типов русской избы на территорию Южного Урала, с трансформацией южно – уральской избы на южно – уральской почве. При изучении православного храмового зодчества активно привлекаются материалы, накопленные в экспедициях, изучаются особенности резьбы по дереву для иконостасов, конструктивные особенности южно – уральских храмов, неповторимость фресковой живописи.

В ходе эколого-биологических экспедиций и экскурсий был собран богатый материал для исследовательской работы «Влияние природоохранной деятельности человека на численность речного бобра». При проведении уроков биологии в МОУ «СОШ № 1» активно используются видео и фотоматериалы: бобровые хатки и ходы, каналы и плотины, результаты жизнедеятельности и карты ареала проживания речного бобра на водоемах Карабашского городского округа. На этих уроках демонстрируются образцы различных погрызов бобров, собранные в ходе исследовательской работы. Кроме того, в течение с декабря по март члены краеведческого кружка в ходе экскурсий зарисовывали и фотографировали следы жизнедеятельности зверей и птиц в зимнем лесу (лось, кабан, лисица, заяц, полевая мышь, куница, белка, дятел, свиристели и т. д.). Эти материалы также легли в основу уроков по биологии и занятий детского биологического кружка. Видео и фотоматериалы, созданные для регионального конкурса «Вода на Земле» применяются на уроках географии и биологии при изучении водоемов Южного Урала. Из фотоархива по природе окрестностей города Карабаша были отобраны серии фотографий для участия в областном конкурсе «Палитра мгновений».

Во внеурочное время материалы учебно-исследовательских работ учащихся активно используются при проведении тематических экскурсий в школьном историко-краеведческом музее. Экскурсии проводят члены Научного Общества Учащихся. Ими подготовлены следующие экскурсии: «Наш край в древности», «Скифо – сибирский звериный стиль на территории Южного Урала», «Южно – уральская изба как модель мира», «Природа Южного Урала», «Карабаш в годы Великой Отечественной войны». (см. Приложение. Презентации.)

При проведении классных часов, посвященных праздникам «День Победы», «День защитников Отечества» учащиеся используют материалы своих исследований о Героях Советского Союза Сугоняеве А.К. и Глухове И.Т.

На базе школьного музея проводятся специализированные игры «Археологическая мозаика», «Прыжок в прошлое», в ходе которых детям предоставляется возможность ощутить дух той или иной эпохи. При проведении игры также используются экспонаты, собранные в экспедициях и экскурсиях. Краеведческое объединение «Камень» активно сотрудничает с НОУ г. Челябинска. В ходе выполнения исследовательской работы «Образ хищника, свернувшегося в кольцо» был организован ряд экскурсий в Областной краеведческий музей, где учащиеся, занимающиеся этой проблемой, получили ряд консультаций от сотрудников музея и челябинских преподавателей. При археологической школе, созданной при ЦДПиШ г. Челябинска учащиеся, занимающиеся исследованиями в области археологии, прослушали ряд лекций по древней истории Южного Урала.

V Заключение.

Одним из главных достоинств краеведения всегда было многообразие направлений и секций, что открывает широкие возможности для привлечения учащихся к исследовательской деятельности.

В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина. Один из патриархов отечественного краеведения, председатель Союза краеведов России С.О. Шмидт, утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего, - основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого «остального», к развитию общих представлений о мире и обществе ».

Самую значительную роль в развитии научного интереса к родному краю играет Научное общество учащихся. Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, так как многие объекты, как правило, являются малоизученными – особенно история отдаленных населенных пунктов, предприятий, учреждений, памятников культуры, что создает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учащихся.

VI. Приложение

Технологическая карта экскурсии.

Тема:

Цель:

Задачи:

-

-

-

Вид экскурсии: автобусная, пешеходная, заочная и т.д.

Продолжительность: _ час. _ мин.

Протяженность: _ км.

Состав группы: _ чел.

Маршрут экскурсии:

Этапы экскурсии:

Пункты

маршрута

Объект показа,

продолжительность

осмотра

Организация осмотра,

техника безопасности

Основная

информация

об объекте

Место сбора

экскурсантов

Последний пункт

экскурсии

Изучение и описание фауны на маршруте.

Изучение фауны начинается в подготовительный период путешествия с подробного ознакомления по книгам с природными условиями и видовым составом животного мира исследуемой территории. Необходимо познакомиться с климатическими условиями, растительностью, видами охотничье – промысловых животных, другими видами животных по местам обитания. Следует определиться, какая группа животных будет изучаться в походе (звери, птицы, насекомые и т.п.).

В полевых условиях изучение среды обитания животных проводится по биотопам. Для этого составляются маршруты, и описание ведется по методу профилей. В дневнике фиксируется дата, состояние погоды, название биотопа, по которому проходит профиль маршрута, подробное содержание наблюдений за животными:

- место встречи,

- вид животного,

- где замечено (на дереве, на лугу, в кустарнике, на опушке смешанного леса, на вырубке и т.п.),

- поведение животного при встрече,

- размер, окраска, форма (на глаз).

Место встречи отмечается на маршрутной ленте и карте (условными знаками). При обнаружении нор, гнезда, крика или песни птицы, постарайтесь установить, кому принадлежит нора, гнездо, пение или крик. На профиле точно обозначаются все виды встреченных животных, норы, гнезда и виды птиц, чей крик или пение было слышно.

При опросе местных жителей, охотников, лесников установите:

- меры по регулированию численности хищных животных,

- меры охраны и восстановления промысловых животных,

- новые виды акклиматизированных животных,

- какие виды животных исчезли и чем вызвано их исчезновение,

- как отразилось исчезновение одних видов животных на численность других видов животных,

- участие школьников в охране местной фауны.

На карте обозначьте условными значками все виды животных, обитающих в исследуемой местности.

Тема урока: Памятники археологии Челябинской области.

Цели урока: 1) Охарактеризовать наиболее значимые археологические

памятники на территории Южного Урала.

2) Развивать пространственные представления учащихся

при работе с контурной картой, умение формулировать

термины.

3) Обратить внимание учащихся на уникальность этих

Памятников и необходимость бережного отношения к ним.

4) Воспитывать у детей чувство гордости за неповторимую,

древнюю историю нашего края.

Методы: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: 1) учебники Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала., 2) мультимедийная презентация, 3) экспонаты из школьного краеведческого музея, 4) атласы по древней истории Южного Урала, 5) Карта археологических памятников Челябинской области., 6) листы заданий на каждого учащегося.

План урока :

1) Пещерная живопись.

2) Южно-уральские мегалиты.

3) Древние святилища.

4) «Страна городов» на Южном Урале.

5) Тайны седых курганов.

1) Пещерная живопись .

Южный Урал удивительно разнообразен в природном отношении. Наш край состоит из таких ландшафтных зон как горы, лесостепи и степи. На территории Челябинской области огромное количество озер и рек, богатая флора и фауна. В горной части довольно часто встречаются пещеры. В некоторых из них в глубокой древности жили первобытные люди. Наибольший интерес представляет Игнатьевская пещера в Катав-Ивановском районе. (Демонстрируется карта археологических памятников Челябинской области на слайде презентации.)

Задание классу: Перед вами лежат листы заданий. Во время объяснения материала вы должны наносить на контурную карту в листе заданий те археологические памятники, о которых мы будем говорить. Используйте условные обозначения такие же, какие вы видите на слайде. Отметьте на своих контурных картах Игнатьевскую пещеру.

По преданию пещера получила свое название по имени старца-отшельника Игнатия, который длительное время жил в этом месте. В пещере в XX веке несколько раз проводились археологические исследования. Ученые-археологи нашли мощные прокалы от костров, остатки костей животных и орудия труда. Но самое главное на стенах пещеры были обнаружены древние рисунки. (Демонстрируются слайды презентации с рисунками из Игнатьевской пещеры.)

Учащимся раздаются кремневые отщепы из фондов школьного музея.

Вопрос к классу: Как вы думаете с какой целью использовались эти пластины из камня?

Ответ: Обратите внимание на острый режущий край кремневой пластины. С их помощью древние люди снимали с убитых животных и обрабатывали их.

На палеолитических рисунках древние художники изобразили быков, лошадей, оленей, женские и мужские фигуры.

2) Южно-уральские мегалиты.

В последние годы южно-уральские археологи сделали удивительное открытие. На острове Вера на озере Тургояк был обнаружен древний памятник-мегалит. Мегалит -это древнее сооружение из огромных камней. (Учащиеся записывают термин в тетрадь и отмечают на листе заданий местоположение памятника.)

Уникальность этого открытия состоит в том, что ранее считалось, что мегалиты в основном встречаются в Европе, в Крыму и на Кавказе. В Европе существуют разные типы мегалитов.(Демонстрируются слайды презентации.) Кольцевое сооружение из врытых вертикально каменных столбов, перекрытых горизонтальными плитами называется кромлех. Пожалуй самым знаменитым кромлехом является Стоунхендж в Англии. Ученые считают, что он выполнял роль храма и древней обсерватории одновременно. Другим типом мегалита является дольмен. (Демонстрируется слайд презентации.) Дольмен- это сооружение из мощных вертикальных камней перекрытое горизонтальной плитой. На передней вертикальной плите имеется круглое отверстие. ( Учащиеся записывают термины в тетрадь.) Ученые-археологи считают, что в этих сооружениях совершались древние обряды.

Третьим типом мегалитов являются менгиры. Менгиры- это большие вертикально вкопанные в землю камни, иногда расположенные один за другим в виде аллеи. (Учащиеся записывают термин в тетрадь.) Ученые точно не знают предназначение этих сооружений но предполагают, что около них также проводили обряды. (Демонстрируются слайды презентации.)

Вопрос к классу: Рассмотрите внимательно мегалит на острове Вера. Как вы думаете с какой целью он был построен?

Ответ: Уникальность этого памятника в том, что он представляет собой древнейшее искусственно созданное жилище на Южном Урале. Каким образом древние строители передвигали и поднимали столь крупные камни остается загадкой.

3) Древние святилища.

Не менее интересным археологическим памятником является древнее святилище «Каменные Палатки» на озере Большие Аллаки в Каслинском районе. (Учащиеся отмечают на листе заданий местоположение памятника.) Этот памятник получил такое название из-за группы небольших скал на одном из берегов озера. На одной из скал при восходе солнца при определенном освещении начинают проявляться очертания каменной человеческой личины. При проведении раскопок вблизи скал были обнаружены многочисленные фрагменты керамики, каменные и бронзовые стрелы. Но самой интересной находкой были два человеческих черепа, захороненные без остальных останков. Ученые сделали вывод, что у древних народов населявших эту местность скорее всего существовал культ каменной личины. Не меньший интерес представляют древние рисунки на одной из скал. (Демонстрируется слайд.) Древние рисунки на скалах называются писанницами. (Учащиеся записывают термин в тетрадь.) Скорее всего эти рисунки Также были связаны с определенными обрядами.

4) «Страна городов» на Южном Урале.

В последней трети XX века археологи нашего края сделали удивительные открытия. На юге Челябинской области ими были обнаружены около 20 укрепленных поселений эпохи бронзы со схожей археологической культурой. (При объяснении этого пункта используются материалы собранные краеведческим кружком «Камень» в археологических экспедициях.) Все эти поселения получили поэтическое название «Страна городов». «Страна городов» -условное название принятое в археологической науке для обозначения группы укрепленных поселений бронзового века на юге Челябинской области. (Учащиеся записывают термин в тетрадь и отмечают на листе заданий местоположение «Страны городов».)

Южноуральцы бронзового века занимались скотоводством и земледелием. Они были прекрасными металлургами. Практически в каждом патриархальном доме была своя металлургическая печь. (Демонстрация слайдов презентации: «Реконструкция металлургического производства бронзового века», «Реконструкция жилища бронзового века».) Люди этого времени изобрели колесницы, которые они активно применяли в многочисленных войнах. (Демонстрация слайда презентации «Реконструкция колесницы бронзового века».) Большинство поселений бронзового века были открыты с воздуха при помощи аэрофотосъемки. Именно так было открыто знаменитое поселение «Аркаим». (Демонстрируется слайд презентации «Аэрофотосъемка поселения Аркаим».)

Вопрос к классу: Как вы думаете в чем проявляется уникальность Аркаима? Каковы особенности его планировки?

Ответ: Планировка Аркаима действительно удивительна. Она состоит из двух окружностей вписанных одна в другую. Жилища в этом поселении расположены радиально как спицы в колесе.

Запишем термин в тетрадь. Аркаим- укрепленное поселение бронзового века, имевшее круглую планировку. Культурный и экономический центр того времени.

Расположение поселений бронзового века было типичным. Как правило их сооружали по берегам рек. По религиозным верованиям того времени поселения находились в «мире живых» с одной стороны реки , а с другой стороны находилась мифическая «страна мертвых», где люди сооружали погребальные родовые курганы, в которых хоронили от 60 до 80 человек. (Демонстрируются слайды со схемами: «Религиозные верования бронзового века», «Реконструкция погребального обряда».)

Задание классу: Зарисуйте схему в тетрадь. Выполняя домашнее задание попытайтесь реконструировать погребальный обряд бронзового века.

5) Тайны «седых курганов».

Степи Южного Урала хранят в себе множество тайн. Одной из самых загадочных тайн являются так называемые «курганы с усами». Их также обнаружили с воздуха при помощи аэрофотосъемки. (Демонстрируется слайд презентации.) Создателями этих курганов были племена саков. Саки- тюркоязычные племена, проживавшие на Южном Урале в раннем железном веке и оставившие после себя «курганы с усами». «Курганы с усами»- погребальные сооружения раннего железного века, представляющие собой каменные курганные насыпи и каменные гряды, которые тянутся от центрального кургана на 100-150 метров. (Учащиеся записывают термины в тетрадь и наносят на лист заданий местоположение этих археологических памятников.) Все эти курганы своим грядами-усами ориентированы на восток. «Курганы с усами» бедны археологическими находками. Лишь изредка под центральными насыпями археологи находят фрагменты керамики и кости жертвенных животных. Раскопки этих гигантских сооружений требуют больших затрат и сил. Ученые до сих пор спорят о предназначении этих курганов. Большинство из них склоняется к мысли о том, что это были ритуальные сооружения, в которых саки совершали свои обряды. Некоторые ученые предполагают, что «курганы с усами» использовались в качестве обсерваторий, в которых саки высчитывали время, когда нужно сменить место кочевий.

Задание классу: Зарисуйте в тетради несколько типов «курганов с усами». Предложите свои гипотезы о предназначении этих сооружений.

Закрепление изученного материала.

1. Перечислить наиболее яркие археологические памятники Челябинской области.

2. Как ученые-археологи делают свои открытия?

3. Раскрыть термины: мегалит, кромлех, дольмен, менгир, писаницы, «страна городов», Аркаим, саки, курганы с усами.

4. Как проявлялись религиозные верования у древних народов Южного Урала.

Домашнее задание.

Прочитать: стр. 10-22 (вопросы № 2,3 стр23 письменно).

Тема урока: История края в глине и камне.

Цели урока: 1) Охарактеризовать основные этапы древней истории Южного

Урала.

2) Показать уникальность пещерной и наскальной живописи на

Южном Урале.

3) Развивать творческие способности учащихся при

реконструкции древних технологий.

4) Воспитывать у детей бережное отношение к уникальным

археологическим памятникам.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: Интегрированный урок истории и ИЗО. (2 часа)

Методы: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: 1) Учебники. Виноградов Н.Б. Страницы Древней истории Южного Урала., 2) Альбомы, кисти, гуашевые краски, камень-плитняк., 3) Пластилин, штампы, оргстекло на каждого учащегося., 4) Фрагменты керамики бронзового века из фондов школьного музея., 5) Реконструкции керамических сосудов бронзового века, созданные членами краеведческого кружка «Камень»., 6) Таблицы-схемы: «Технологии древнего гончарного производства», «Образцы древних наскальных рисунков на территории Южного Урала»., 7) Мультимедийное оборудование и презентация., 8) Карта археологических памятников Челябинской области.

План урока:

1) Основные этапы древней истории Южного Урала.

2) Древнейшая живопись Игнатьевской пещеры.

3) Наскальные рисунки в святилище «Каменные Палатки».

4) Появление керамики в новокаменном веке.

5) Развитие гончарного производства в бронзовом веке.

Ход урока.

1) Основные этапы древней истории Южного Урала.

Вопрос к классу: Как вы думаете, когда древний человек начал заселять территорию Южного Урала?

Ответ: Около 200 тысяч лет назад.

Древнейшие люди появились в нашем крае в период палеолита (древнекаменного века), который продолжался до 12 тыс. лет до н.э. Запишите термин палеолит в тетрадь. На территории Челябинской области есть несколько археологических памятников эпохи палеолита: Игнатьевская, Бурановская, Смеловская пещеры. Вполне естественно, что первыми жилищами человека были пещеры, но древние южноуральцы уже в это время умели строить и искусственные жилища-шалаши из крупных костей животных, веток и шкур.

В период мезолита - среднекаменный век-XII-VI тыс. лет до н.э.( учащиеся записывают термин в тетрадь) произошло обильное таяние ледников и появилось множество водоемов. Изменилась флора и фауна. Появляется множество мелкой дичи. В это время шло активное освоение края древними людьми. Ближайшая к Карабашу мезолитическая стоянка находится на оз. Аргази. В эту эпоху человек изобретает лук и стрелы, появляются составные орудия (древко из дерева, лезвие из острых ножевидных каменных пластин).

В неолите -новокаменный век - VI-IV тыс. лет до н.э. (учащиеся записывают термин в тетрадь) происходят значительные изменения в хозяйственной жизни древних людей: осуществляется переход к земледелию и скотоводству, человек изобретает керамику и ткачество.

В энеолите -меднокаменный век - IV-III . лет до н.э. (учащиеся записывают термин в тетрадь) человек открывает металл. Вполне естественно, что первым металлом, открытым человеком становится легкоплавкая медь. Наряду с широким использованием каменных орудий труда появляются орудия труда из меди. В период неолита и энеолита на территории Южного Урала формируется финно-угорский протоэтнос (предки нынешних хантов и манси).

В бронзовом веке - II-I тыс. лет до н.э. (учащиеся записывают термин в тетрадь) на Южный Урал приходят ираноязычные народы. На территории Южного Зауралья возникает так называемая «Страна городов». Древние южноуральцы в это время жили в укрепленных поселениях, занимались земледелием и скотоводством, активно использовали орудия труда и оружие из бронзы. Человек в это время изобретает колесницу.

В железном веке - I тыс. лет до н.э. (учащиеся записывают термин в тетрадь) на Южный Урал проникают тюркоязычные народы (сарматы, саки, масагеты ит.д.) Основным их занятием было кочевое скотоводство. На протяжении многих столетий вплоть до средневековья по Южному Уралу проходит огромное количество народов так или иначе оставивших многочисленные следы материальной и духовной культуры.

2) Древнейшая живопись Игнатьевской пещеры.

Игнатьевская пещера находится в Катав-Ивановском районе Челябинской области.

Задание классу. Посмотрите местоположение этого памятника на карте Челябинской области (стр. 6) в учебнике и покажите местоположение пещеры на настенной карте.

По преданию пещера получила свое название по имени старца-отшельника Игнатия, который длительное время жил и молился в этой пещере. Этот памятник является уникальным, так как на стенах пещеры были обнаружены десятки наскальных палеолитических изображений-быки, лошади, изображения людей. (Демонстрируются слайды презентации)

Вопрос к классу: Как вы думаете, с какой целью древние люди наносили рисунки на стены пещеры?

Ответ: Древнее искусство было напрямую связано с магией. В пещерах наши далекие предки совершали магические обряды, молились удачному проведению охоты, проводили ритуалы инициации - посвящение мальчиков в воинов и охотников. Рисунки сопровождали все эти действия.

Вопрос к классу: Предположите, какие краски использовали древние люди?

Ответ: Древние люди пользовались натуральными красками, изготовленными из крови и жира животных, красной охры (глины), сажи и угля, а также сока растений.

Включается слайд презентации и вывешивается таблица-схема с образцами древней живописи из Игнатьевской пещеры.

Задание классу: На камне-плитняке нарисуйте два изображения. Одно скопируйте с образцов наскальной живописи Игнатьевской пещеры. Второе изображение вы можете изменить и добавить какие-либо свои элементы.

После выполнения задания работы учащихся выставляются на заранее подготовленную выставку.

3) Наскальные рисунки в святилище «Каменные Палатки».

Другим известным памятником древней живописи являются наскальные рисунки святилища «Каменные палатки». Этот древний памятник находится на озере Большие Аллаки около г. Касли.

Задание классу: Найдите на карте местоположение данного памятника.

Святилище «Каменные палатки» представляет собой скальные выходы на одном из берегов озера Большие Аллаки. Святилище является долговременным (Существовало от периода неолита до бронзового века). На одной из скал обнаружены древние изображения красной охрой.

Демонстрируется слайд с образцами древних рисунков. Ученые-археологи называют их-писаницы. (Учащиеся записывают термин в тетрадь). К большому сожалению, большая часть писаниц уничтожена надписями современных туристов, которые не понимали огромной научной ценности древних рисунков.

Вопрос к классу: Внимательно рассмотрите древние рисунки и ответьте на вопрос. Что изобразили древние художники? Какие элементы рисунков подтверждают мысль о том, что они носили магический характер?

Ответ: На древних рисунках изображен ритуальный танец-хоровод стилизованных фигур людей, взявшихся за руки. На головах некоторых фигур надеты рогатые головные уборы.

В районе святилища неоднократно проводились археологические раскопки. Здесь были обнаружены многочисленные фрагменты керамики, бронзовые и каменные наконечники стрел. На одной из скал при определенном освещении проявляется человеческая личина.

Задание классу: Нарисовать в альбоме гуашевыми красками 2-3 стилизованные фигуры людей, используя образцы древних писаниц.

После выполнения задания работы выставляются на выставку.

4) Появление керамики в новокаменном веке.

В новокаменном веке древние южноуральцы изобретают керамику. (Демонстрируются слайды презентации и таблицы-схемы)

Вопрос к классу: Как вы считаете, кто являлся изобретателями глиняной посуды-мужчины или женщины? Почему вы так считаете?

Ответ: Ученые считают, что изобретателями гончарства были женщины, так как, проводя значительное время у очага, они обратили внимание на то, что куски глины, попавшие в костер после обжига, становятся очень прочными и влагоустойчивыми.

Первая неолитическая керамика была жгутовая. Вначале изготавливался длинный жгут из сырой глины. Затем, начиная со дна жгут, скручивался по расширяющейся спирали. После этого валикообразные стенки заглаживались и орнаментировались. Неолитические сосуды были остродонными и ставились на специальную подставку из камней, между которыми разводили костер.

Задание классу: Попробуем смоделировать процесс изготовления неолитической посуды. Для реконструкции будем использовать такой материал как пластилин. (После выполнения задания работы выставляются на выставку)

Вопрос к классу: Как вы думаете, с какой целью древние гончары орнаментировали керамические сосуды?

Ответ: Древние мастера использовали орнамент не только для украшения, но и для защиты приготовленной пищи от влияния злых духов. По верованиям древних людей орнамент препятствовал проникновению злых духов внутрь сосудов, поэтому чаще всего орнаментировалось не только тулово сосуда, но и горловина, венчик, и дно глиняных сосудов.

5) Развитие гончарного производства в бронзовом веке.

В бронзовом веке гончарное производство значительно усложнилось. Древние мастера в глиняную массу начинают добавлять различные наполнители (тальк, шамот, слюду), в результате сосуды становятся более прочными. Южноуральцы бронзового века при изготовлении сосудов не использовали гончарный круг, а формовали посуду вручную. (Демонстрация слайдов презентации и таблиц-схем, в качестве наглядности используются образцы реконструированной керамики, созданной на экспериментальной площадке при школьном музее членами краеведческого кружка «Камень»).

Орнаменты бронзового века значительно усложняются. Появляются различные солярные символы, меандры. При их изготовлении чаще всего применялись гребенчатые штампы, которыми по сырой глине выдавливались те или иные орнаменты. (Демонстрация слайдов презентации и таблиц-схем)

Задание классу: Перед вами на оргстекле лежат пластины из пластилина и деревянные штампы. Выберите на слайде понравившиеся вам орнаменты и нанесите их штампами на пластилин. (После выполнения задания работы выставляются на выставку)

6) Закрепление изученного материала.

1) На какие основные этапы делится древняя история Южного Урала?

2) Раскройте термины: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век, писаницы.

3) Назовите 2 археологических памятника с самыми известными образцами древней живописи. Покажите их на карте.

4) Расскажите о способах изготовления глиняных сосудов в древности.

5) С какой целью древние люди наносили на изготовленные ими вещи орнаменты?

Таким образом мы видим, что уже в глубокой древности человеку было свойственно украшать окружающий его мир. Для того, чтобы выжить древний человек должен был обладать многими знаниями и умениями.

Домашнее задание.

1) Написать сочинение на тему: «Один день из жизни древнего гончара (живописца)». 2) Нарисовать свой эскиз орнаментирования глиняного сосуда.

Игра «Археологическая мозаика».

Игра рассчитана на школьников 7 -8 классов, имеющих дополнительные знания по археологии (участники археологических экспедиций, члены краеведческих кружков.) Игра строится на теоретическом и практическом материале по археологии Южного Урала. Игру «Археологическая мозаика» можно использовать учителям истории как закрепление или повторение какой – либо темы. Пригодится она и педагогам, работающим в системе дополнительного образования по историческим направлениям. Игра может проводиться как в помещении (кабинет, школьный музей), так и непосредственно в ходе экспедиции.

Цели игры:

1) Обобщить и закрепить знания по археологии Южного Урала.

2) Обобщить и закрепить методику работы с археологическим материалом.

3) Сформировать у детей знания о методике ведения археологических раскопок.

4) Сформировать у детей чувства патриотизма, любви к малой Родине.

5) Воспитывать сознательную дисциплину, научить детей соблюдать поставленные перед ними правила, правильно и объективно оценивать знания других.

6) Сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.

Оборудование:

Бумага, ватман, карандаши, краски (акварель, гуашь), скотч, клей, ткань для занавеса, цветная бумага, картон, карточки с заданиями, археологические находки, ткань для конкурсов, цветные жетоны, сладкие призы.

Подготовительный этап.

За три дня до начала игры дети делятся на 4 команды (по 5 человек). Участники игры получают домашнее задание: придумать название, эмблему, девиз своей команды, который должен быть выполнен в соответствии с названием и тематикой игры, подготовить презентацию команды (танец, песня, сценка и т.д.), не более 5 минут.

Ход игры.

Игра проходит на подготовленной площадке, устанавливается импровизированный занавес, подготавливаются места, где будут сидеть жюри, команды, зрители.

Ведущий. « Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие «в прошлое». В этом путешествии вы должны применить все имеющиеся у вас теоретические и практические знания по археологии Южного Урала и доказать, что вы настоящие археологи. А теперь я познакомлю вас с правилами, которые вы должны соблюдать во время нашего путешествия.

Путешествие будет проходить в несколько этапов-конкурсов. В конце каждого конкурса жюри будет раздавать жетоны наиболее отличившимся командам или самым творческим ее участникам, что будет считаться дополнительным баллом команде. А в конце игры жюри подведет итоги и по их результатам выделит одну команду-победителя, которой будет торжественно вручен сладкий приз.

Зрители будут внимательно следить за игрой и в конце определят команду, которой достанется «Приз зрительских симпатий». Итак, мы начинаем нашу игру.

Конкурс 1. «Это мы».

На первом этапе команды выполняют домашнее задание: представляют название, девиз, эмблему команды.

Жюри оценивает команды и награждает их жетонами (от 1 до 3 жетонов), также жюри выделяет одного или нескольких участников, чье творчество тоже поощряется жетонами.

Конкурс 2. «Разведка боем».

Ведущий. Наш следующий конкурс называется «Разведка боем». Представьте себе ситуацию: к вам приехал известный археолог Чака Чака из племени зулусов, вам нужно срочно передать ему информацию, а вы, конечно, совсем не знаете его языка. Что делать? Вам может помочь только язык жестов и пантомимики.

Итак от каждой команды вызывается по одному участнику, он вытаскивает карточку с фразой. Ему необходимо с помощью пантомимы передать своей команде информацию, содержащуюся в этой фразе. Задача команды отгадать как можно быстрее, что пытается сказать их товарищ. Время конкурса ограничено и составляет 3-4 мин. Участники команд выступают по очереди. За подсказки с команды снимаются баллы.

Примеры заданий.

1) Показать с помощью пантомимы: Я пошел в лес и нашел городище. 2) Показать с помощью пантомимы: Пастух обещал бронзовый кинжал за шоколадку. 3) Показать с помощью пантомимы: На горе за рекой святилище каменного века. 4) Показать с помощью пантомимы: В поле я нашел курган с усами.

По результатам игры жетоны получает та команда, которая быстрее всех и наиболее достоверно передала смысл фразы. Также учитывается и яркость выступления.

Конкурс 3. «Правда-Ложь».

Ведущий. Наш следующий конкурс называется «Правда-Ложь». Вам представляется уникальная возможность продемонстрировать свои знания и доказать, что вы настоящие специалисты в области археологии бронзового века.

Каждая команда получает текст по археологии Южного Урала, ваша задача найти в этом тексте допущенные ошибки и неточности. Победит та команда, которая быстрее всех и правильно прочитает текст. Та команда, которая первая найдет ошибки, поднимает руку и зачитывает текст вслух.

Бронзовый век.

В бронзовом веке (XVII-XVIII в.в. нашей эры) на Южном Урале жило несколько народов. Степных обитателей Южного Урала тех времен ученые называют «гороховцами». «Гороховцы» были потомками местного населения, смешавшегося с пришельцами из Африки и Америки. Сначала они жили в добротно построенных поселках по берегам морей и пасли на приморских берегах стада свиней, отары верблюдов и табуны лосей. К концу бронзового века климат изменился – стал очень жарким и влажным. Чтобы прокормить животных, людям приходилось перегонять их летом на дальние пастбища. Около XIX века нашей эры они перешли к оседлому образу жизни. В лесах жили другие народы. Среди них были сарматы. Они занимались охотой рыболовством и переняли от своих южных соседей навыки рисовать наскальные рисунки. Ученые считают, что степные и лесные народы тогда говорили на одном языке, но не общались между собой.

Конкурс 4. «Камеральная сумка»

Ведущий. Представьте себе, что вы отправились на раскоп и, как обычно, взяли с собой камеральную сумку, а в камеральной сумке у вас оказался только один предмет. Ваша задача за одну минуту написать как можно больше вариантов применения данного предмета на раскопе.

Ведущий вызывает по одному представителю от каждой команды, который вытягивает карточку с заданием. Примеры заданий:

- В вашей камеральной сумке: Миллиметровая бумага.

- В вашей камеральной сумке: Кисточка.

- В вашей камеральной сумке: Панамка.

- В вашей камеральной сумке: Трассер.

Команды выполняют задания и через одну минуту зачитывают свои варианты. Жюри оценивает не только скорость выполнения задания, но и поощряет самые необычные и творческие варианты использования предметов.

Конкурс 5. «Угадай, что?»

Ведущий. Наш следующий конкурс называется «Угадай, что?». Представьте ситуацию: Вы проводите археологические раскопки в одной из пещер Южного Урала, но вдруг внезапно в пещере погасли все фонари. Вы должны быстро в темноте найти ценные археологические находки и вынести их из пещеры. Для этого вы должны уметь определять археологический предмет на ощупь, и не спутать, например, ценную бронзовую бляху с обычным камнем.

Сейчас на сцену я вызову по очереди по одному представителю от каждой команды. Он должен с завязанными глазами назвать как можно больше свойств археологического предмета, который я вложу ему в руку. Задача команды как можно быстрее определить, какой археологический предмет находится в руках у игрока. Максимальное время, отведенное на конкурс – 3 минуты. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее определит археологический предмет.

Представителю каждой команды по очереди завязывают глаза и отводят за импровизированную ширму, где дают археологическую находку (часть керамического сосуда, каменное орудие, бронзовое изделие, кость). Представитель команды описывает свойства предмета, команда отгадывает предмет. Учитывается количество попыток: с какой попытки команде удалось правильно определить археологический предмет.

В конце игры жюри подводит итоги всех конкурсов и оглашает команду – победителя, которая получает «сладкий приз», учитываются индивидуальные заслуги участников игры: самым творческим и активным участникам вручаются поощрительные призы. Зрители выбирают команду, которой вручается «Приз зрительских симпатий».