Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся основной школы к государственной итоговой аттестации по литературе Автор-составитель - реферат

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся основной школы к государственной итоговой аттестации по литературе

Автор-составитель:

методист кафедры филологического образования

Юнг Е.Л.

Содержание

Введение…………………………………………………………стр.3

Результаты экзамена по литературе в 2010г………………….стр.4

Анализ содержания экзаменационной работы 2010г. ……….стр.4

Анализ экзаменационных работ учащихся……………………стр.7

Анализ демонстрационной версии по литературе 2010г…….стр.9

Рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации по литературе за курс основной школы……………………………….стр.9

Введение

В 2010 г. в общеобразовательных учреждениях России была продолжена апробация новой формы государственной (итоговой) аттестации по литературе выпускников основной школы.

Целями государственной итоговой аттестации являлись оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по литературе и дифференциация их по готовности к обучению в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в 2010 г. проводилась на основе системы контрольных измерительных материалов, в основном аналогичных прошлому году (изъято одно задание базового уровня сложности из первой части первого варианта первой части и одно задание базового уровня сложности из второго варианта первой части).

Экзаменационные материалы разрабатывались на основе следующих документов:

- Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»);

- Государственный стандарт основного общего образования по литературе (приложение к Приказу Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

По подходам к определению содержания экзаменационной работы новая форма государственной (итоговой) аттестации по литературе выпускников основной школы является аналогичной единому государственному экзамену.

Так, отбор материала в экзаменационную работу проводился на основе кодификатора элементов содержания. Контрольные измерительные материалы (КИМ) по литературе выявляют уровень овладения девятиклассниками приемами анализа и интерпретации литературного произведения, степень сформированности умений сопоставлять различные произведения по заданной теме, а также умение создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему.

3

I .Результаты экзамена по литературе в 2010г.

Оценка на экзамене

«5»

«4»

«3»

«2»

Процент учащихся %

23,2%

39,6%

32,9%

4,3%

Как видно из общих результатов, 62,8% выпускников выполнили работу на «хорошо» и «отлично». Следует отметить невысокий процент неудовлетворительных оценок. Средний балл, набранный обучающимися, равен 18,25 , что соответствует выполнению всех заданий базового уровня и правильно выполненному заданию повышенного уровня. По-видимому, определенную роль в получении хорошего результата сыграли следующие условия: время экзамена увеличено на один час и уменьшено количество заданий базового уровня (вместо 4 заданий в первой части оставлено 3); литературу, возможно, выбрали прежде всего те учащиеся, которые готовятся к поступлению на филологический и гуманитарный профили, следовательно, уделяют данному предмету достаточно внимания, а также сказалась хорошо продуманная работа педагогов по подготовке к экзамену.

II . Анализ содержания заданий экзаменационной работы 2010г.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

Экзаменационная работа по литературе для выпускников 9 класса состоит из двух частей (общее время экзамена составляет 240 минут). В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе. Во второй части даются темы сочинений.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов. Один из них экзаменуемому необходимо выбрать. Один вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения, другой – анализ лирического стихотворения (или басни).

К текстовому фрагменту (или стихотворению, или басне) отнесена система письменных заданий (по 4 вопроса для каждого варианта), нацеливающих на анализ проблематики художественного текста и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также его умения высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном. Каждый из первых четырех предложенных вопросов предполагает письменный ответ в примерном объеме 3-5 предложений и оценивается максимально 4 баллами. 4

Четвертое задание обоих вариантов (1.1.4 и 1.2.4) выходит за рамки конкретного эпизода (стихотворения или басни) и требует его рассмотрения в сопоставлении с другим изученным произведением с учетом контекста всего произведения. Задание 1.2.4 второго варианта предполагает сопоставление со стихотворением другого поэта, которое цитируется в полном объеме в варианте экзаменационной работы (задание 1.1.4 также может предполагать цитирование текста, с которым необходимо провести сопоставление, но это не является обязательным требованием КИМ). Задания 1.1.4 и 1.2.4 расширяют границы проверяемого материала и обеспечивают содержательную валидность экзамена. Примерный объем ответа – 5-8 предложений, максимальный балл за выполнение – 6 баллов.

Текст стихотворения (или басни) для сопоставительного задания 1.2.4 берется из произведений поэтов, чьи имена указаны в государственном образовательном стандарте, при этом само стихотворение (басня) может быть в нем не указана (таким образом осуществляется проверка способности экзаменуемого действовать в новой для него ситуации).

Подчеркнем, что второй вариант части 1 экзаменационной работы в структурном отношении, а также в распределении времени для выполнения заданий идентичен первому, но ориентирован на текст лирического стихотворения (или басни), что определяет специфику заданий к тексту, выявляющих особенности восприятия и понимания лирики (или басенного жанра).

В целом на выполнение первой части работы экзаменуемому рекомендуется отвести 90 минут.

На экзамене 2010г. в Саратовской области апробировано 4 варианта КИМов:1001;1002;1003:1004.

При разработке экзаменационного материала части I были учтены требования к отбору фрагмента текста и стихотворения.

Отобранные фрагменты эпического или драматического произведения обладали смысловой завершенностью, сохраняли целостность текста, были корректными и адекватными ситуации экзамена, значимыми в идейно- художественном содержании произведения, содержали комплекс значимых для автора проблем, что позволило сформулировать задания, требующие анализа содержательных элементов текста, рассуждений о тематике и проблематике фрагмента и произведения в целом; отобранные фрагменты были также репрезентативными в отношении средств художественной изобразительности, что позволило формулировать задания, требующие анализа изобразительно- выразительных средств, элементов художественной формы. 5

Однако, если в прошлом году мы отмечали некоторую упрощенность отдельных вопросов базового уровня, которая не давала возможности ученику осветить авторскую позицию, изложить собственное мнение, употребить теоретико-литературные понятия и т.д., то есть выполнить требования, заложенные в критериях оценивания, то в этом году мы столкнулись скорее с противоположной ситуацией. Некоторые вопросы, на наш взгляд, предложенные авторами КИМ в качестве вопросов базового уровня, превышали его по своей сложности. Например, вопрос к стихотворению М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно». «Как в стихотворении раскрывается тема времени?» Вопрос, безусловно, интересный, но требующий серьезного размышления и его оформления, которое сложно вместить в 15 минут, отведенных на ответ базового уровня. (вариант1001)

Вызывает сомнение целесообразность сопоставления «Плача Ярославны" и отрывка из «Светланы» В.А. Жуковского. (Задание повышенного уровня (вариант1004) Произведения принадлежат к различным эпохам, к разным литературным направлениям. При внешней схожести ситуации, в которой оказались героини, очень трудно найти основания для такого сопоставления. Учащиеся практически не выбирали этот вариант.

Очень удачными считаем формулировки заданий к «Письму Татьяны» («Евгений Онегин»), (вариант 1002)

1.1.1 В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня?

1.1.2 В своем послании Татьяна обращается к Онегину то на «вы», то на «ты». Как в этом проявляется душевное состояние героини?

1.1.3 Как характеризует Татьяну ее представление об Онегине?

Данные вопросы дают простор для размышления учащегося, формулировки собственного мнения, умения выстроить развернутое высказывание с аргументацией, то есть продемонстрировать владение соответствующими компетенциями.

Одно из лучших заданий повышенного уровня (задание на сопоставление) предложено в варианте 1004. Сопоставляется «Я помню чудное мгновение» А.С. Пушкина и «К.Е.»(«Я встретил вас – и все былое..») Ф.И. Тютчева. Эти произведения не только хорошо сопоставимы по тематике и ситуации; сравнивая их, ученик может осмыслить особенности мировосприятия поэтов. 6

Вторая часть экзаменационной работы содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 200 слов). Первый вопрос (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чье стихотворение включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII и XIX веков), теперь эти задания могут быть не связаны на уровне тематики и проблематики с заданиями I части, как это требовалось в прошлом году. Задание 2.5 формулируется по литературе ХХ века. Экзаменуемый выбирает один из пяти предложенных ему вопросов и дает на него полноформатный аргументированный ответ в жанре сочинения (на эту часть работы учащемуся предлагается отвести 150 минут). При ответе на вопрос, связанный с лирикой, экзаменуемый должен проанализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого).

Ответ на вопрос такого типа оценивается максимально 12 баллами.

Темы сочинений, предложенные во второй части работы, полностью соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по литературе, а также федеральному компоненту государственного стандарта по литературе за курс основной школы, не выходят за рамки кодификатора. Они охватывают все периоды литературного процесса, изученного в основной школе, и структурированы в соответствии с требованиями спецификации данного экзамена

Ш. Анализ экзаменационных работ 2010г.

Анализ письменных работ учащихся выявил некоторые проблемы, связанные с недостаточной сформированностью комплекса умений, проверяемых при написании как ответа ограниченного объема, так и при написании развернутого ответа ограниченного объема с выходом в литературный контекст.

В первой части проверяется выполнение заданий 1.1.1. – 1.1.3; 1.2.1. – 1.2.3. Экзаменуемый должен продемонстрировать понимание сути проблемы, объяснить позицию автора и сформулировать свою, аргументировав ее соответствующими доводами. Задание для девятиклассника сложное, так как предполагаемый объем ответа 3 – 5 предложений. Ответ должен быть кратким, точным и аргументимрованным. Анализ представленных работ показал следующее: 7

- хорошо понимают проблематику произведения и авторскую позицию, а также умеют кратко и обоснованно излагать свои мысли 23% обучающихся, сдававших данный экзамен;

- хорошо ориентируются в проблематике произведения, но ограничиваются изложением собственного видения 39,6% обучающихся;

- упрощенно понимают проблематику произведения 37% обучающихся;

- не умеют обосновывать свое мнение текстом, т.е. работают без опоры на текст или подменяют рассуждение пересказом – 37% обучающихся;

- допускают фактические и ошибки, связанные с содержанием или знанием теории литературы – 40% обучающихся;

- допускают речевые – более 69%.

Из заданий первой части более трудными для девятиклассников продолжают оставаться вопросы, связанные с анализом лирического произведения. Только 32% учащихся выбирали вариант 2,предполагающицй работу со стихотворением. Отвечая на вопросы данного варианта, ученик должен понимать образную природу искусства слова, хорошо знать выразительные средства языка и теорию литературы; уметь различать лирического героя и автора произведения. Недостаточное знание именно теоретической стороны предмета «Литература», а также, возможно, сложность восприятия классической поэзии в подростковом возрасте и является причиной редкого выбора второго варианта I части.

При выполнении 1 части , затруднение вызвали следующие задания:

- определение смысла выражения и его роли в эпизоде. Предложенные понятия трактовались однозначно, высказывалось только свое понимание проблемы или пересказывался эпизод произведения, связанный с данным выражением;

- определение приемов характеристики героев через поступки, письма, представление о других героях;

- определение особенностей композиции (понятие «композиция» подменялось понятием «тема» произведения или заменялось пересказом отдельных эпизодов);

- авторское понимание проблемы и авторская оценка героя;

- объяснение теоретико-литературных понятий, их роли в тексте; чаще всего они трактовались однозначно: «придают произведению красочность», «оно (произведение) становится более понятным»;

-сопоставление предложенных отрывков, (чаще всего учащиеся ограничивались пересказом сходных и различных моментов, не комментируя и не поясняя оснований для сопоставления). 8

При выполнении 2 части , написание полного развернутого ответа на проблемный вопрос, были допущены следующие ошибки и недочеты:

- упрощенное понимание проблемы, поверхностное объяснение ее смысла, не выводящее на общую проблематику произведения;

- не совсем верное понимание авторского отношения к герою, его места в раскрытии основной идеи произведения;

- ограниченное использование теоретико-литературных понятий при анализе произведения (образ, проблема, жанр), отсутствие умения их правильного использования;

- не всегда обоснованное привлечение текста.

IV . Анализ демонстрационной версии по литературе 2010г.

Демонстрационная версия по литературе 2011г. аналогична демонстрационной версии 2010г.

Экзаменационная работа по литературе для выпускников 9 класса состоит из двух частей (общее время экзамена составляет 240 минут). В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе. Во второй части даются темы сочинений.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов. Один из них экзаменуемому необходимо выбрать. Один вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения, другой – анализ лирического стихотворения (или басни).

Вторая часть экзаменационной работы содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 200 слов).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Подготовку к экзамену по литературе необходимо вести планомерно, начиная с 5 класса основной ступени. Для этого необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля. В качестве таких форм можно использовать контрольную работу, включающую тестовые задания с кратким ответом и вопросы, предполагающие ответ ограниченного объема.

Возможный вариант контрольной работы для 5 класса.

9

А

Заполните таблицу

Автор

Главные герои

Жанр

1.Кавказский пленник

2.Лошадиная фамилия

3.Соловей

4.Конёк-горбунок

5.Ночь перед Рождеством

6.Барышня-крестьянка

7.Книги на какие темы вы больше всего любите читать?

Назовите их автора и жанры (2 примера).

8.Приведите по одному примеру эпического, лирического и драматического произведения. Назовите их авторов и жанр.

Б

9. Вспомните стихотворение о природе, которое вы выучили наизусть. Выпишите из него художественно-выразительные средства, используемые автором. Объясните, с какой целью они использованы.

В

Запишите ряд красочных определений, которые вы могли бы употребить со словом «весна». С полученным словосочетаниями напишите мини-сочинение.

Не забудьте озаглавить.

Как видим, уже в 5 классе учащихся можно приучать школьников к работе с выразительными средствами, а также к составлению кратких письменных высказываний на заданную тему.

В 6 – 8 классах в качестве форм промежуточного контроля можно использовать творческие работы различных видов: сочинение-рассуждение, сравнительная характеристика, эссе, рецензия и т.д. Как организовать и провести промежуточную аттестацию по литературе подробно изложено в соответствующей главе методических рекомендаций, изданных Сар ИПКи ПРО «Промежуточная аттестация 5 – 8 классов».

10

Подготовку к экзаменам в 9 классе начинать нужно уже в сентябре.

Желательно в начале года провести входную консультацию, где следует объяснить, что представляет из себя экзаменационная работа, какова ее структура, какие типы заданий она включает, каковы требования к выполнению заданий. В начале года следует дать учащимся примерные планы анализа эпизода и лирического произведения.

Анализ эпизода

Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением - в устном ответе, в сочинении и т. д. Но анализ эпизода - это ещё и вид школьного сочинения, который относится к одному из самых трудных. Несколько задач встает перед школьником, когда он получает задание проанализировать эпизод.

Какие это задачи?

Необходимо

- установить границы эпизода; . -определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют;

-проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;

-рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;

- проследить логику развития авторской мысли;

- отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;

-показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.

Последняя из перечисленных задач является самой главной, т. к. при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.

Главная опасность - замена анализа пересказом эпизода!

Анализ эпизода - это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез - то, во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений. Поэтому мы считаем этот вид работы одним из самых сложных. На уроках литературы ему необходимо уделять время систематически.

11

Такой анализ может проводиться и устно, а завершаться небольшой письменной работой: краткий ответ на конкретный вопрос в конце урока ( до 5 предложений), таким образом учащиеся будут постоянно приучаться письменно подводить итог своим размышления, это будет формировать умение выстраивать ответ кратко и ясно.

Анализ лирического стихотворения

Анализ лирического произведения всегда был сложен для девятиклассника, поэтому в начале года необходимо дать подробный план для этого вида работы.

Пример.

В стихотворении ... (автор, название) говорится о... (чём?). В стихотворении ... (название)... (фамилия поэта) описыва­ет. .. (что?).

В стихотворении царит... настроение. Стихотворе­ние. .. пронизано... настроением.

Настроение этого стихотворения... .Настроение меняется на протяжении стихотворения: от ... к... .Настроение стихотворения подчеркивается....

Стихотворение можно разделить на... части, так как .... Компо­зиционно стихотворение делится на... части. Звучание стихотворения определяет... ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают.... В стихотворении мы словно слышим звуки.... Постоянно повторяющиеся звуки... позволяют услышать.... Поэт хочет запечатлеть словами....

Для создания настроения автор использует.... С помощью.., автор даёт нам возможность увидеть (услышать) .... Используя..., поэт создаёт образ.... Лирический герой этого стихотворения представляется мне....

Можно предложить карточку-помощницу:

Карточка – помощница

I. Образ …. . создают слова …. . Словесный ряд …. . вызывает ощущение (ассоциации) …. . Композиция строится на …. Словесных рядов. Автор использует композиционные приемы …. .

II. Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. .

III. Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. .

12

IV. Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. .

V. Троп …. . используется с целью …. . Троп …. . вызывает ощущение …. .

VI. Название …. . становится символом (метафорой) …. . Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С точки зрения поэта, …. .

Сначала ребята научатся работать с шаблонными текстами, потом, расширив свой словарный запас, получив опыт написания сочинений, они более уверенно будут чувствовать себя при создании самостоятельных работ.

Самостоятельная творческая работа на уроке литературы .

Особая трудность при анализе лирического произведения состоит в том, что научить понимать и глубоко воспринимать стихи нельзя, продиктовав, например, план анализа, пусть даже хороший. Пока ребята не попробуют самостоятельно проанализировать стихотворение, не почувствуют трудности, не поймут своих ошибок, они не научатся сложнейшему виду анализа – анализу лирического текста.

Для этого рекомендуем использовать такой вид работы, как, ,например, парная работа, когда на каждую парту раздаются 2-3 законченные по смыслу напечатанные строчки стихотворения и предлагается объяснить свое видение образов, определить, какими изобразительно-выразительными средствами пользовался автор. Разумеется, полный текст стихотворения у школьников есть. Можно произвести анализ особенностей построения предложений, употребления словосочетаний и слов, использование слов в прямом и переносном значении, основ этого переноса значений и прочее. Учащиеся всегда охотно выполняют эту работу, т.к. в ней привлекательность активной и самостоятельной деятельности на уроке множится на склонность к коллективной деятельности.

Следующий этап, характеризующийся еще большей степенью самостоятельности, - домашний анализ одного общего для всех стихотворения. Почему одного для всех? Чтобы каждый над ним работал дома сам, а разбор на уроке был интересен всем. Он особенно интересен, если учитель составит из всех находок ребят один коллективный анализ и прочитает в классе. Когда его слушают, то удивляются чужим открытиям, досадуют, что не увидели эпитета, не обратили внимания на сравнение, не поняли метафоры.

13

Приведу для примера фрагмент коллективного анализа стихотворения.

С. Есенин. «Песнь о собаке»

…Как хорошо все в начале стихотворения: утро, «злятся рогожки», и с появлением нового дня совпадает появление семи новых жизней – «рыжих семерых щенят».

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым её животом.

А вечером…

Читаешь и настораживаешься: все злые дела делаются под покровом темноты (не зря эта антитеза: утро-вечер). «Вышел хозяин хмурый…» Почему хмурый? Может быть, ему неприятно было это делать? Нет, Есенин пишет: «…семерых всех поклал в мешок». Какое грубое и деловитое это слово « поклал». Ведь они живые!

Есенин не говорит прямо, что сделал хозяин со щенками. Ему это тяжело. Он просто рисует нам картину:

И так долго дрожала

Воды незамерзшей гладь…

Самостоятельное литературное творчество ребят .

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

14

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

· словесные

· наглядные и практические методы

· репродуктивные и поисковые методы

· методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у одноклассника.

Поставив задачу в начале года, учитель будет работать по подготовке к экзамену в течение всего года .

А в четвертой четверти можно обобщить пройденный материал, организовав тематическое повторение.

Например:

1. Пейзажная лирика в творчестве поэтов 19 – 20 веков

2. Тема поэта и поэзии 19 – 20 веков

3. Любовная лирика 19 – 20 веков

15

4. Сквозные темы русской лирики: урок-семинар по стихотворениям из экзаменационной спецификации. – 2 часа

5. Маленький человек в прозе 19 – 20 веков

6. Роль пейзажа в прозе 19 – 20 веков

7. Тема воспитания в прозе 19 – 20 веков

8. Сквозные темы русской прозы: урок-семинар по произведениям из экзаменационной спецификации. – 2 часа

16