Методические рекомендации к разработке совместного плана
сотрудничества детского сада и начальной школы
(для старших воспитателей детского сада и завучей начальной школы)
В соответствии с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
и введением в действие с 1 января 2010 года федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования перед администрацией детского сада и начальной школы должна стоять задача: организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, с учетом развития учащихся в начальной школе на основе педагогических технологий ДОУ. По сути, с ведением этих документов произошел переход от традиционной системы обучения, как преподнесения знаний в готовом виде и освоения ребенком ЗУНов, к инновационной системе деятельностного подхода, который позволяет сформировать основные виды универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
Взаимодействие двух образовательных систем (ДОУ и начальная школа) представлено в практике образовательных учреждений округа тремя моделями:
Центр образования
Прогимназия «Детский сад - начальная школа»
Сотрудничество по договору
В основе каждой модели сотрудничества должен лежать стратегический план взаимодействия. Целью плана является:
· обеспечение социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности (учебной),
- обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребёнка,
· создание условий и обеспечение мер для безболезненного перехода ребенка из одной образовательной среды в другую,
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи на пороге школы,
- профессиональная подготовка педагогических кадров в свете ФГОСТ НОО и ФГТ.
Как же организовать работу по подготовке проекта плана сотрудничества?
А. Воспитательно-образовательную и учебную деятельность Центры образования
и Прогимназии
осуществляют в рамках единой образовательной программы, в структуре которой уже заложены все аспекты по осуществлению преемственности в работе с детьми на дошкольной и начальной ступени образования. Поэтому для этих образовательных учреждений отправной точкой для разработки плана-проекта должен стать итоговый педагогический совет
(май), где педагогические кадры, старший воспитатель дошкольного отделения и завуч начальной школы обсуждают, корректируют и утверждают мероприятия на год.
Б. Модель сотрудничества по договору
предполагает следующий алгоритм действий:
1. Рабочая встреча администрации ДОУ и СОШ (май)- обсуждение предмета договора, возможного комплекса мер по эффективному сотрудничеству (разработка проекта плана).
2. Заключение договора о сотрудничестве (август) руководителями ДОУ и СОШ, обсуждение прав и обязанностей сторон. Согласование целей и задач сотрудничества, средств обеспечения преемственности, утверждение руководителями ОУ проекта плана.
В. Планы сотрудничества согласовываются с методистами ОМЦ структурных подразделений дошкольного образования и начальной школы ( май-собеседование, коррекция планов возможна в сентябре).
Г. Составление информационно-аналитической справки по реализации плана преемственности (к приемке готовности учреждения к новому учебному году).
План должен проектироваться в соответствии с блоками:
Организационно-методическая работа с кадрами
Работа с детьми
Сопровождение семьи на пороге школы
Взаимодействие с социумом
Примерная форма плана взаимодействия ДОУ и СОШ
№
|
Форма
мероприятия
|
Тема
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
Итоги мероприятия
(формы отчета)
|
Организационно-методическая работа с педагогическими кадрами
|
|
|
|
|
|
|
Работа с детьми по формированию мотивационной готовности к школе и адаптации к условиям новой образовательной сред
|
|
|
|
|
|
|
Контроль и руководство
|
|
Мониторинг
|
Итоги адаптационного периода первоклассника в школе
|
Сентябрь-декабрь
|
Ст. воспитатель, завуч нач. школы, педагоги-психологи ДОУ и СОШ
|
Справка
|
|
Мониторинг
|
Контроль учебной нагрузки в подготовительной группе
|
|
|
Бланки оперативного контроля
|
|
Мониторинг
|
Анализ результатов карт готовности старших дошкольников к школе
(составление индивидуальных коррекционных образовательных программ)
|
ноябрь-март
|
|
Справка
|
|
Мониторинг
|
Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе( ПРС)
|
|
|
Бланки оперативного или тематического контроля
|
Сопровождение семьи на пороге школы
|
|
|
|
|
|
|
Взаимодействие с социумом
|
|
|
|
|
|
|
Блок. Организационно-методическая работа с кадрами:
- День открытых дверей
в начальной школе для воспитателей д/с «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период»
(октябрь).
Цель: выявить уровень адаптации выпускников ДОУ в школе, профессиональный диалог педагогов образовательных систем, знакомство воспитателей с системно-деятельностным подходом обучения в начальных классах.
- День открытых дверей
в ДОУ для учителей 4-х классов «Всестороннее развитие ребенка- дошкольника в игровой деятельности», «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ» (ноябрь).
Цель: знакомство с видами игр, игровыми методами и приемами учителей начальной школы с
целью интеграции их в образовательный процесс начальной школы в период адаптации.
- Педагогические советы по проблеме
(2-а раза в год)
.
- Мастер-классы: «Преемственность педагогических технологий в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
с участием специалистов (3 раза в год);
- Совместные круглые столы
«Преемственность дошкольного и начального общего образования: перспективы сотрудничества и достижения» (1 раз в квартал).
- Методические объединения
или творческие встречи
педагогов и специалистов ДОУ и СОШ (2 раз в год, составление рекомендаций для родителей, специалистов);
- Взаимопосещение
занятий в ДОУ и уроков в начальной школе (в течение года воспитатель, учитель начальной школы, психологи ОУ);
- Проведение мониторинга готовности
выпускников ДОУ к школьному обучению. Работа по карте развития ребенка 6-7 лет (2 раза в год - ноябрь, март
в соответствии с циклограммой деятельности). Психолого-педагогические консилиумы в рамках мониторинга.
Цель: выявление уровня готовности выпускников ДОУ к обучению в школе на начало года, построение индивидуальных образовательных маршрутов, коррекция проблем, повторное обследование.
Блок. Работа с детьми по формированию мотивационной готовности к школе и адаптации к условиям новой образовательной среды:
Итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду является психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Важнейшей составляющей психологической готовности ребенка к обучению в школе – мотивационной готовность ребенка
, суть которой выражается в осознании ребенком себя как будущего школьника. Формирование мотивационной готовности детей 6 - 7 лет к обучению в школе является одной из важнейших задач детского сада и семьи.
В блок плана по взаимодействию ДОУ и СОШ «Работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию мотивационной готовности
» рекомендуем включить следующие мероприятия:
- экскурсии в школу, беседы о школе, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы о них, рисование школы;
- сюжетно- ролевые игры в школу, в содержании которой можно использовать сюжеты различного содержания: после экскурсии на урок в первом классе, после посещения школьной библиотеки, музея, школьного театра;
- проигрывание возможных проблемных ситуаций из школьной жизни с дошкольниками;
- подбор и чтение рассказов о школе, где показаны различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу, важность и значимость школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе;
- моделирование школы будущего из легоконструктора и др.
Так же в содержание этого блока должны войти мероприятия, направленные на адаптацию ребенка
к условиям новой образовательной среды (начальной школы):
- Адаптированные в соответствии с возрастом детей экскурсии в школу:
№
п/п
|
Месяц
|
Мероприятие
|
Ответственные в ОУ
|
Примечания
|
1.
|
Сентябрь, Октябрь
|
Ознакомительная адаптивная экскурсия в школу по планам работы ДОУ и СОШ
|
Завуч начальной школы, старший воспитатель, педагог-психолог, специалисты ДОУ и СОШ
|
Фотоотчет, сценарий посещения
|
2.
|
Ноябрь
|
Знакомство с дополнительным образованием школ: совместные занятия с дошкольниками
|
Завуч начальной школы, старший воспитатель,
педагог-психолог ДОУ и СОШ
|
Фотоотчет, сценарий посещения
|
3.
|
Декабрь
|
«В гости к школьной ёлке»
|
Завуч начальной школы, старший воспитатель,
педагог-психолог ДОУ и СОШ
|
Фотоотчет, сценарий посещения
|
4.
|
Февраль
|
Знакомство со школьной библиотекой
|
Библиотекарь, завуч начальной школы, старший воспитатель
|
Фотоотчет, сценарий посещения
|
5.
|
Март
|
«Мы – юные спортсмены» - знакомство со спортивными секциями школы
|
Учитель физкультуры, завуч начальной школы, старший воспитатель
|
Фотоотчет, сценарий посещения
|
6.
|
Апрель
|
«Приятного аппетита!» экскурсия в школьную столовую
|
Завуч начальной школы, учитель начальных классов, старший воспитатель, воспитатель
|
Фотоотчет, сценарий посещения
|
7.
|
Май
|
Экскурсия в школьный музей
|
Завуч начальной школы, руководители музеев, старший воспитатель
|
Презентация, сценарий
|
Разрабатывая сценарии экскурсий, воспитатель и учитель начальной школы должны учитывать специфику воспитательно-образовательной работы с детьми 6-7 лет: время экскурсии-25-35 минут, использование игровых приемов и методов при подаче материала, интерактивные методы включения ребенка, не забывать про продуктивную творческую деятельность совместно с учениками 4-х классов.
- Цикл совместных выставок
продуктивной деятельности воспитанников детского сада и начальной школы на учебный год:
№ п/п
|
Месяц
|
Название мероприятия
|
Ответственные
|
1
|
Сентябрь-октябрь
|
- Выставка рисунков «Золотая осень»
|
Ст. воспитатель, завуч начальной школы
|
2.
|
Ноябрь
|
- Выставка детских работ в рамках недели «Игра и игрушка»,
-Выставка рисунков «Мои права»
|
Ст. воспитатель, завуч начальной школы
|
3.
|
Декабрь
|
- Акция «Новогоднее чудо»
|
Ст. воспитатель, завуч начальной школы
|
4.
|
Январь
|
- Выставка рисунков
«В гости к нам зима пришла»
|
Ст. воспитатель, Завуч начальной школы
|
5.
|
Февраль
|
-Акция-конкурс стенгазет
«Поздравляем защитников отечества»
|
Ст. воспитатель, Завуч начальной школы
|
6.
|
Март
|
Проект: «Моя милая мама»
Выставка творческих работ дошкольников
Мини сочинение с рисунком (первоклассники)
|
Ст. воспитатель, завуч начальной школы
|
7.
|
Апрель
|
Выставка проектных работ «Космическая Одиссея»
|
Ст. воспитатель, завуч начальной школы
|
8.
|
Май
|
Выставка детско-родительских проектов
«Герои моей семьи»
|
Ст. воспитатель, завуч начальной школы
|
- Обязательные совместные праздники: «День знаний»
, Фестиваль по театрализованной деятельности «Новогоднее чудо»
, спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые»
, «Скоро станем мы, как вы, учениками»
для подготовительных групп д/с и учащихся l-го класса; а так же вариативные праздники и досуги на усмотрение администрации образовательных учреждений (не реже одного в квартал).
Блок. Сопровождение семьи на пороге школы
Важной задачей для образовательных учреждений является выбор педагогически-грамотной стратегии сотрудничества с семьей, установление партнерских отношений, использование
интерактивных форм взаимодействия с родителями будущих первоклассников, в связи с этим необходимо выстроить план таким образом, чтобы помочь семье предотвратить проблемы связанные с поступлением ребенка в школу.
- Аналитико-прогностическая деятельность: анкетирование, интервьюирование родителей
Цель: выявление проблем семьи, уточнение запросов родителей на оказание услуг связанных с подготовкой ребенка к школе, планирование мероприятий на основе анализа анкет.
- День открытых дверей
для родителей, будущих первоклассников в СОШ.
Цель: знакомство родителей с воспитательно-образовательной системой школы (март)
День открытых дверей
для родителей подготовительных групп в ДОУ (октябрь и март).
Цель: посещение открытых занятий родителями подготовительных групп, наблюдения за системой работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе, консультации у специалистов по итогам занятий.
- Работа микроцентра информационно-практической поддержки «Семья на пороге школы»
Цель: информационная поддержка семьи, оказание консалтинговых услуг и, практической помощи по запросам семьи.
- Необходимо включать в план современные формы сотрудничества: родительские клубы
, семейные психолого-педагогические гостиные
, интернет-кафе
.
- Тематические родительские собрания
: «Педагогика сотрудничества: ребенок-педагог-семья»
( проводятся не реже 2-х раз в год, в собраниях участвуют специалисты ДОУ и СОШ).
Содержание конкретных действий (темы педсоветов, круглых столов, мастер-классов, методических объединений, клубных встреч) обсуждаются и корректируются на совместных встречах педагогов ДОУ И СОШ.
Блок. Взаимодействие с социумом.
В основе этого блока заложена возможность образовательных учреждений расширить рамки образовательной среды, сделать ее более открытой для воспитанников и педагогов, внедрять активно образовательные инноваций, обеспечить взаимодействие с наукой.
- Участие педагогов и их воспитанников в конкурсной системе округа, города:
1.Конкурс детских и совместных детско-родительских проектно-исследовательских работ «Будущее Северо-запада» (февраль).
2.Участие в окружной выставке «молодежное ЭКСПО на Северо-западе» (апрель).
3.Участие в Московском городском интеллектуальном марафоне «Знай-ка» (март).
4.Участие детей и педагогов в городском Lego-фестивале.
- Сотрудничество с ВУЗ с целью профессиональной подготовки кадров по проблеме.
- Взаимодействие с центрами: детского творчества, экологическими, спортивными и т.п.
- Привлечение учреждений культуры: библиотек, музеев,театров, выставочных залов
Компетентный подход при планировании взаимодействия детского сада и школы, своевременная коррекция мероприятий обеспечит преемственность образовательных систем и успешную адаптацию ребенку.
|