Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации к разработке совместного плана сотрудничества детского сада и начальной школы - реферат

Методические рекомендации к разработке совместного плана

сотрудничества детского сада и начальной школы

(для старших воспитателей детского сада и завучей начальной школы)

В соответствии с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

и введением в действие с 1 января 2010 года федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования перед администрацией детского сада и начальной школы должна стоять задача: организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, с учетом развития учащихся в начальной школе на основе педагогических технологий ДОУ. По сути, с ведением этих документов произошел переход от традиционной системы обучения, как преподнесения знаний в готовом виде и освоения ребенком ЗУНов, к инновационной системе деятельностного подхода, который позволяет сформировать основные виды универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Взаимодействие двух образовательных систем (ДОУ и начальная школа) представлено в практике образовательных учреждений округа тремя моделями:

Центр образования

Прогимназия «Детский сад - начальная школа»

Сотрудничество по договору

В основе каждой модели сотрудничества должен лежать стратегический план взаимодействия. Целью плана является:

· обеспечение социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности (учебной),

  • обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребёнка,

· создание условий и обеспечение мер для безболезненного перехода ребенка из одной образовательной среды в другую,

  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи на пороге школы,
  • профессиональная подготовка педагогических кадров в свете ФГОСТ НОО и ФГТ.

Как же организовать работу по подготовке проекта плана сотрудничества?

А. Воспитательно-образовательную и учебную деятельность Центры образования и Прогимназии осуществляют в рамках единой образовательной программы, в структуре которой уже заложены все аспекты по осуществлению преемственности в работе с детьми на дошкольной и начальной ступени образования. Поэтому для этих образовательных учреждений отправной точкой для разработки плана-проекта должен стать итоговый педагогический совет (май), где педагогические кадры, старший воспитатель дошкольного отделения и завуч начальной школы обсуждают, корректируют и утверждают мероприятия на год.

Б. Модель сотрудничества по договору предполагает следующий алгоритм действий:

1. Рабочая встреча администрации ДОУ и СОШ (май)- обсуждение предмета договора, возможного комплекса мер по эффективному сотрудничеству (разработка проекта плана).

2. Заключение договора о сотрудничестве (август) руководителями ДОУ и СОШ, обсуждение прав и обязанностей сторон. Согласование целей и задач сотрудничества, средств обеспечения преемственности, утверждение руководителями ОУ проекта плана.

В. Планы сотрудничества согласовываются с методистами ОМЦ структурных подразделений дошкольного образования и начальной школы ( май-собеседование, коррекция планов возможна в сентябре).

Г. Составление информационно-аналитической справки по реализации плана преемственности (к приемке готовности учреждения к новому учебному году).

План должен проектироваться в соответствии с блоками:

Организационно-методическая работа с кадрами

Работа с детьми

Сопровождение семьи на пороге школы

Взаимодействие с социумом

Примерная форма плана взаимодействия ДОУ и СОШ

Форма

мероприятия

Тема

Сроки

проведения

Ответственные

Итоги мероприятия

(формы отчета)

Организационно-методическая работа с педагогическими кадрами

Работа с детьми по формированию мотивационной готовности к школе и адаптации к условиям новой образовательной сред

Контроль и руководство

Мониторинг

Итоги адаптационного периода первоклассника в школе

Сентябрь-декабрь

Ст. воспитатель, завуч нач. школы, педагоги-психологи ДОУ и СОШ

Справка

Мониторинг

Контроль учебной нагрузки в подготовительной группе

Бланки оперативного контроля

Мониторинг

Анализ результатов карт готовности старших дошкольников к школе

(составление индивидуальных коррекционных образовательных программ)

ноябрь-март

Справка

Мониторинг

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе( ПРС)

Бланки оперативного или тематического контроля

Сопровождение семьи на пороге школы

Взаимодействие с социумом

Блок. Организационно-методическая работа с кадрами:

- День открытых дверей в начальной школе для воспитателей д/с «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» (октябрь).

Цель: выявить уровень адаптации выпускников ДОУ в школе, профессиональный диалог педагогов образовательных систем, знакомство воспитателей с системно-деятельностным подходом обучения в начальных классах.

- День открытых дверей в ДОУ для учителей 4-х классов «Всестороннее развитие ребенка- дошкольника в игровой деятельности», «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ» (ноябрь).

Цель: знакомство с видами игр, игровыми методами и приемами учителей начальной школы с целью интеграции их в образовательный процесс начальной школы в период адаптации.

- Педагогические советы по проблеме (2-а раза в год) .

- Мастер-классы: «Преемственность педагогических технологий в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками» с участием специалистов (3 раза в год);

- Совместные круглые столы «Преемственность дошкольного и начального общего образования: перспективы сотрудничества и достижения» (1 раз в квартал).

- Методические объединения или творческие встречи педагогов и специалистов ДОУ и СОШ (2 раз в год, составление рекомендаций для родителей, специалистов);

- Взаимопосещение занятий в ДОУ и уроков в начальной школе (в течение года воспитатель, учитель начальной школы, психологи ОУ);

- Проведение мониторинга готовности выпускников ДОУ к школьному обучению. Работа по карте развития ребенка 6-7 лет (2 раза в год - ноябрь, март в соответствии с циклограммой деятельности). Психолого-педагогические консилиумы в рамках мониторинга.

Цель: выявление уровня готовности выпускников ДОУ к обучению в школе на начало года, построение индивидуальных образовательных маршрутов, коррекция проблем, повторное обследование.

Блок. Работа с детьми по формированию мотивационной готовности к школе и адаптации к условиям новой образовательной среды:

Итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду является психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Важнейшей составляющей психологической готовности ребенка к обучению в школе – мотивационной готовность ребенка , суть которой выражается в осознании ребенком себя как будущего школьника. Формирование мотивационной готовности детей 6 - 7 лет к обучению в школе является одной из важнейших задач детского сада и семьи.

В блок плана по взаимодействию ДОУ и СОШ «Работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию мотивационной готовности » рекомендуем включить следующие мероприятия:

- экскурсии в школу, беседы о школе, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы о них, рисование школы;

- сюжетно- ролевые игры в школу, в содержании которой можно использовать сюжеты различного содержания: после экскурсии на урок в первом классе, после посещения школьной библиотеки, музея, школьного театра;

- проигрывание возможных проблемных ситуаций из школьной жизни с дошкольниками;

- подбор и чтение рассказов о школе, где показаны различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу, важность и значимость школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе;

- моделирование школы будущего из легоконструктора и др.

Так же в содержание этого блока должны войти мероприятия, направленные на адаптацию ребенка к условиям новой образовательной среды (начальной школы):

- Адаптированные в соответствии с возрастом детей экскурсии в школу:

п/п

Месяц

Мероприятие

Ответственные в ОУ

Примечания

1.

Сентябрь, Октябрь

Ознакомительная адаптивная экскурсия в школу по планам работы ДОУ и СОШ

Завуч начальной школы, старший воспитатель, педагог-психолог, специалисты ДОУ и СОШ

Фотоотчет, сценарий посещения

2.

Ноябрь

Знакомство с дополнительным образованием школ: совместные занятия с дошкольниками

Завуч начальной школы, старший воспитатель,

педагог-психолог ДОУ и СОШ

Фотоотчет, сценарий посещения

3.

Декабрь

«В гости к школьной ёлке»

Завуч начальной школы, старший воспитатель,

педагог-психолог ДОУ и СОШ

Фотоотчет, сценарий посещения

4.

Февраль

Знакомство со школьной библиотекой

Библиотекарь, завуч начальной школы, старший воспитатель

Фотоотчет, сценарий посещения

5.

Март

«Мы – юные спортсмены» - знакомство со спортивными секциями школы

Учитель физкультуры, завуч начальной школы, старший воспитатель

Фотоотчет, сценарий посещения

6.

Апрель

«Приятного аппетита!» экскурсия в школьную столовую

Завуч начальной школы, учитель начальных классов, старший воспитатель, воспитатель

Фотоотчет, сценарий посещения

7.

Май

Экскурсия в школьный музей

Завуч начальной школы, руководители музеев, старший воспитатель

Презентация, сценарий

Разрабатывая сценарии экскурсий, воспитатель и учитель начальной школы должны учитывать специфику воспитательно-образовательной работы с детьми 6-7 лет: время экскурсии-25-35 минут, использование игровых приемов и методов при подаче материала, интерактивные методы включения ребенка, не забывать про продуктивную творческую деятельность совместно с учениками 4-х классов.

- Цикл совместных выставок продуктивной деятельности воспитанников детского сада и начальной школы на учебный год:

№ п/п

Месяц

Название мероприятия

Ответственные

1

Сентябрь-октябрь

- Выставка рисунков «Золотая осень»

Ст. воспитатель, завуч начальной школы

2.

Ноябрь

- Выставка детских работ в рамках недели «Игра и игрушка»,

-Выставка рисунков «Мои права»

Ст. воспитатель, завуч начальной школы

3.

Декабрь

- Акция «Новогоднее чудо»

Ст. воспитатель, завуч начальной школы

4.

Январь

- Выставка рисунков

«В гости к нам зима пришла»

Ст. воспитатель, Завуч начальной школы

5.

Февраль

-Акция-конкурс стенгазет

«Поздравляем защитников отечества»

Ст. воспитатель, Завуч начальной школы

6.

Март

Проект: «Моя милая мама»

Выставка творческих работ дошкольников

Мини сочинение с рисунком (первоклассники)

Ст. воспитатель, завуч начальной школы

7.

Апрель

Выставка проектных работ «Космическая Одиссея»

Ст. воспитатель, завуч начальной школы

8.

Май

Выставка детско-родительских проектов

«Герои моей семьи»

Ст. воспитатель, завуч начальной школы

- Обязательные совместные праздники: «День знаний» , Фестиваль по театрализованной деятельности «Новогоднее чудо» , спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые» , «Скоро станем мы, как вы, учениками» для подготовительных групп д/с и учащихся l-го класса; а так же вариативные праздники и досуги на усмотрение администрации образовательных учреждений (не реже одного в квартал).

Блок. Сопровождение семьи на пороге школы

Важной задачей для образовательных учреждений является выбор педагогически-грамотной стратегии сотрудничества с семьей, установление партнерских отношений, использование

интерактивных форм взаимодействия с родителями будущих первоклассников, в связи с этим необходимо выстроить план таким образом, чтобы помочь семье предотвратить проблемы связанные с поступлением ребенка в школу.

- Аналитико-прогностическая деятельность: анкетирование, интервьюирование родителей

Цель: выявление проблем семьи, уточнение запросов родителей на оказание услуг связанных с подготовкой ребенка к школе, планирование мероприятий на основе анализа анкет.

- День открытых дверей для родителей, будущих первоклассников в СОШ.

Цель: знакомство родителей с воспитательно-образовательной системой школы (март)

День открытых дверей для родителей подготовительных групп в ДОУ (октябрь и март).

Цель: посещение открытых занятий родителями подготовительных групп, наблюдения за системой работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе, консультации у специалистов по итогам занятий.

- Работа микроцентра информационно-практической поддержки «Семья на пороге школы»

Цель: информационная поддержка семьи, оказание консалтинговых услуг и, практической помощи по запросам семьи.

- Необходимо включать в план современные формы сотрудничества: родительские клубы , семейные психолого-педагогические гостиные , интернет-кафе .

- Тематические родительские собрания : «Педагогика сотрудничества: ребенок-педагог-семья»

( проводятся не реже 2-х раз в год, в собраниях участвуют специалисты ДОУ и СОШ).

Содержание конкретных действий (темы педсоветов, круглых столов, мастер-классов, методических объединений, клубных встреч) обсуждаются и корректируются на совместных встречах педагогов ДОУ И СОШ.

Блок. Взаимодействие с социумом.

В основе этого блока заложена возможность образовательных учреждений расширить рамки образовательной среды, сделать ее более открытой для воспитанников и педагогов, внедрять активно образовательные инноваций, обеспечить взаимодействие с наукой.

- Участие педагогов и их воспитанников в конкурсной системе округа, города:

1.Конкурс детских и совместных детско-родительских проектно-исследовательских работ «Будущее Северо-запада» (февраль).

2.Участие в окружной выставке «молодежное ЭКСПО на Северо-западе» (апрель).

3.Участие в Московском городском интеллектуальном марафоне «Знай-ка» (март).

4.Участие детей и педагогов в городском Lego-фестивале.

- Сотрудничество с ВУЗ с целью профессиональной подготовки кадров по проблеме.

- Взаимодействие с центрами: детского творчества, экологическими, спортивными и т.п.

- Привлечение учреждений культуры: библиотек, музеев,театров, выставочных залов

Компетентный подход при планировании взаимодействия детского сада и школы, своевременная коррекция мероприятий обеспечит преемственность образовательных систем и успешную адаптацию ребенку.