Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по изучению курса Тематический план - реферат

Федеральное агентство по образованию

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ФИЛОСОФИЯ

Учебная программа и методические материалы

для магистрантов

Издательство БГУЭП

2006


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Составители: д-р филос. наук, проф. Б. А. Кислов

д-р филос. наук, проф. В. А. Туев

(кафедра философии)

Философия: Учебная программа и методические материалы для магистрантов: Электрон. изд. / Сост. Б. А. Кислов, В. А. Туев. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. — 29 с.

Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Предусматривает изучение проблем общей и социальной философии. Содержит список основной и дополнительной литературы. Методические материалы включают в себя рекомендации для студентов по изучению курса, списки литературы и контрольных вопросов.

Адресуется преподавателям, ведущим курс философии, и студентам всех форм обучения.

© Издательство БГУЭП, 2006


ОГЛАВЛЕНИЕ

Методические рекомендации по изучению курса

Тематический план

Учебная программа

Рекомендуемая литература

Контрольные вопросы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Философия является общеобразовательной учебной дисциплиной. Ее преподавание имеет целью постижение студентами теоретических подходов к выработке мировоззренческих установок, нравственных и гражданских качеств личности, а также развитие интеллекта и повышение культуры творческого мышления молодого человека. Вместе с тем, освоение философской методологии способствует изучению профилирующих учебных дисциплин и тем самым оказывает содействие профессиональному становлению будущего специалиста.

Основные задачи изучения курса философии сводятся к следующему:

– знакомство с философскими учениями, существовавшими в истории мировой и отечественной философии;

– знакомство с актуальными философскими проблемами, разрабатываемыми в современной философской литературе;

– освоение методов философского анализа личностно и социально значимых жизненных явлений и общественных процессов.

Для изучения философии учебными планами всех факультетов Байкальского государственного университета экономики и права предусмотрено чтение лекционных курсов, проведение практических (семинарских) занятий и консультаций. Качество приобретенных знаний и глубина освоения философских проблем устанавливаются в ходе итогового экзамена.

Предлагаемое нами пособие включает в себя тематический план и учебную программу курса, списки рекомендуемой литературы, а также контрольные вопросы для подготовки к экзамену.

В лекционном курсе рассматриваются ключевые темы, предусмотренные учебной программой. При изложении материала преподавателями кафедры применяется, как правило, проблемный метод: сопоставляются различные подходы к пониманию тех или иных философских проблем и обосновывается, при активном участии слушателей, наиболее приемлемое и логичное в рамках определенной философской системы решение проблемы. В ходе лекций выделяются вопросы, требующие от студентов самостоятельной подготовки и выносимые на обсуждение во время практических занятий.

Практические занятия проводятся в форме семинара и предполагают самостоятельную подготовку студента к обсуждению вопросов, предусмотренных планом занятия. Методика проведения занятий определяется преподавателем, ведущим семинар, с учетом возможностей группы и пожеланий студентов. В качестве основных методических приемов могут быть названы: обсуждение докладов, подготовленных студентами; дискуссия по наиболее сложным вопросам плана, инициируемая и направляемая преподавателем; анализ тех или иных философских текстов в форме письменной работы или устной беседы. Преподаватель может использовать на занятии вопросы и упражнения, а также тестовые задания, рекомендуемые для самопроверки студента в процессе изучения темы.

В учебно-методический комплекс по курсу философии, представленный в компьютерной сети университета, имеются разработанные кафедрой планы семинарских занятий. Они дают представление об их тематике и основных вопросах, рассматриваемых на этих занятиях, а также очерчивают понятийные рамки каждой темы, содержат перечень вопросов и упражнений для самопроверки при подготовке студента к занятию, темы рефератов и докладов. В них содержатся списки основной и дополнительной литературы, необходимой для подготовки к занятиям.

Самостоятельная работа студента, осваивающего курс по руководством преподавателя, включает в себя изучение литературы, подготовку выступления на занятии, а также, по желанию студента, написание реферата или подготовку доклада по теме, согласованной с преподавателем. При этом перечень ключевых понятий поможет выделить и осмыслить проблемно-тематическую основу курса, систематизировать знания, приобретаемые на лекциях и при изучении литературы.

Рациональные подходы к изучению философской литературы изложены в разделе учебно-методического комплекса «Методика самостоятельной работы», но мы рекомендуем студенту обратиться также к разделу «Планы семинарских занятий», чтобы сориентироваться в основных вопросах каждой темы, поскольку таковыми как раз и являются вопросы, выносимые на семинарские занятия при обучении на стационаре. Кроме того, помощь в самостоятельной работе с литературой окажет и знакомство с ключевыми понятиями темы, и использование вопросов и упражнений для самопроверки.

Списки литературы содержат издания, которыми располагает библиотека университета. Это учебники и учебные пособия, классические философские произведения, монографические работы и статьи современных философов, в которых рассматриваются те или иные вопросы, включенные в план семинарских занятий. Кроме того, студенту целесообразно познакомиться с учебным пособием «Философия» (под ред. Б. А. Кислова, В. А. Туева, М. Л. Ткачевой), подготовленным кафедрой философии. Оно имеется в читальных залах нашей библиотеки, а также представлено в компьютерной сети университета.

Мы рекомендуем студентам при изучении каждой темы курса обращаться не к одному, а к нескольким источникам, поскольку различные темы излагаются в них с разной степенью полноты и содержат различные точки зрения на рассматриваемые вопросы. Студент сам выбирает источник, который в большей мере соответствует требованиям программы и вопросам плана семинарского занятия.

Для того чтобы ориентировать студента в выборе основных подходов к освоению содержания курса, кафедрой разработаны опорные конспекты по всем темам, включенным в учебную программу. Конспекты не являются заменой лекционных занятий, чтения учебников, учебных пособий и другой философской литературы, но они облегчают понимание основных вопросов и логики читаемого преподавателем лекционного курса.

Преподаватель контролирует работу студента по освоению курса и оценивает в баллах его текущую успеваемость. Такой контроль осуществляется путем комбинации следующих способов:

– учет посещаемости практических занятий (посещение всех занятий дает 10 баллов; при этом за пропуск занятия – минус 1 балл, за опоздание или уход с занятия – минус 0,5 балла);

– письменные контрольные работы по изученным темам, проводимые на семинарских занятиях (в совокупности от 0 до 10 баллов);

– учет периодичности и качества устных выступлений студента на семинарских занятиях (от 0 до 20 баллов по итогам всех занятий);

– контроль за самостоятельной работой студента: работа с конспектами лекций, конспектирование изучаемой им литературы, работа над рефератом или докладом (в совокупности от 0 до 20 баллов).

По результатам промежуточного контроля проводится аттестация студентов, и ее результаты сообщаются в деканат. При ускоренной форме обучения текущая успеваемость оценивается на основе анализа эффективности самостоятельной работы студента.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. Студент допускается к экзамену при наличии минимума в 20 баллов по текущей успеваемости. При этом студентам, имеющим все аттестационные оценки «отлично», выставляется экзаменационная оценка без экзамена; студентам, имеющим оценки «хорошо» и «отлично», с их согласия выставляется оценка «хорошо» (несогласные с этой оценкой сдают экзамен); студенты, имеющие хотя бы одну аттестационную оценку «удовлетворительно», сдают экзамен в письменной или устной форме.

Экзаменационная оценка определяется в зависимости от степени знакомства студента с основными философскими понятиями (до 21 балла), его умения логически последовательно излагать вопрос (до 31 балла) и его способности к философствованию, проявляющейся, в частности, в беседе с преподавателем на философскую тему (до 40 баллов).

Окончательная оценка выставляется по совокупности баллов, полученных за текущую успеваемость и на экзамене. Соответствие количества баллов традиционной системе оценок определяется по следующей схеме: «удовлетворительно» – от 41 до 70 баллов, «хорошо» – от 71 до 90 баллов, «отлично» – от 91 до 100 баллов. При ускоренной форме обучения успеваемость в баллах не оценивается, применяется лишь традиционная система оценок.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Часть I. Философия: общие проблемы

1. Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества.

2. Исторические типы философии.

3. Русская философия, ее специфика, основные проблемы и учения.

4. Философское понимание мира.

5. Проблема сознания в философии.

6. Познание, его возможности и границы.

Часть II. Социальная философия

7. Социальная философия как наука.

8. Общество как система деятельности.

9. Общество как система отношений.

10. Духовная жизнь общества.

11. Культура как феномен общественной жизни.

12. Человек, его природа, сущность и смысл бытия.

13. Личность как социальное измерение человека.

14. Общество в историческом развитии.

15. Человек в информационно–техническом мире.

16. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.

17. Общественный прогресс и проблема социального идеала.

18. Актуальные проблемы развития российского общества.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Часть I . ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
Тема 1. Предмет философии и ее роль в жизни
человека и общества

Мировоззрение, его сущность, структура и типология. Основные уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Знание о мире и отношение человека к миру. Основные формы отношения человека к миру: Оценки, ценностные ориентации, жизненные позиции, убеждения, идеалы. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Социальные типы мировоззрения.

Специфика философского знания о мире. Роль религии и научного способа постижения мира в возникновении философии. Предмет философии, его изменение в процессе дифференциации и интеграции научного знания. Всеобщее как инвариантная предметная сфера философии. Философия как способ понятийного освоения мира. Специфика философских понятий. Основной вопрос философии и его интерпретации в различных философских учениях. Философия как знание о всеобщих основаниях существования мира. Структура философского знания.

Соотношение философии и науки. Место философии в современной системе научного знания. Методологическая функция философии. Философия как всеобщий метод познания мира. Интерпретирующая функция философии. Философия как культура мышления. Философствование, его характер, типы и стили. Философствование как способ развития творческого мышления субъекта.

Философия как размышление о мире и человеке. Всеобщее в отношении «мир – человек». Мировоззренческая функция философии. Философия как теоретическое основание мировоззрения, способ обоснования ценностных ориентаций, убеждений и идеалов субъекта.

Философия и культура. Философия как феномен культуры, ее «живая душа». Социокультурные основания философии. Философия, литература, искусство.

Философия и общество. Философские подходы к решению общественных проблем. Философствование как «ключ» к пониманию тенденций и перспектив общественного развития. Философско-мировоззренческие ориентиры и их роль в преодолении социальных кризисов.

Тема 2. Исторические типы философии

Многообразие философских учений как выражение природы и сущности философии. Философские школы, направления, течения, учения, системы, концепции. Проблема типологии философских учений. Основания и критерии типологии и классификации философских концепций. Типы и виды философских учений. Понятие исторического типа философии.

Марксистская концепция типологии философии. Основной вопрос философии как основание типологии: материализм и идеализм, диалектика и метафизика. Дивергенция и борьба философских направлений – содержание историко-философского процесса. Монизм и дуализм.

Исторические формы материализма: наивный материализм, метафизический материализм, диалектический материализм. Разновидности материализма: гилозоизм, пантеизм, вульгарный материализм, деистический материализм, естественнонаучный материализм. Материализм и натурализм. Современные формы материализма.

Основные разновидности идеализма: объективный и субъективный идеализм. Объективно-идеалистические учения Платона и Гегеля. Субъективный идеализм Беркли и Юма. Современные формы идеализма.

Исторические типы диалектики: стихийная диалектика, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика. Современные формы диалектики: негативная диалектика, трагическая диалектика, экзистенциалистская диалектика.

Метафизика. Многозначность и поливариантность термина. Метафизика как «первая философия». Метафизика как учение о сверхчувственных основаниях бытия. Характер и содержание метафизических проблем. Платон и Аристотель – создатели первых метафизических систем. Классические формы метафизики (Лейбниц, Фихте, Шеллинг, Кант, Гегель). Современные представления о метафизике, ее статусе и перспективах. Современные метафизические системы (Н. Гартман, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль). Эпифеномены метафизики (оккультизм, магия и др.)

Рационализм, эмпиризм, сенсуализм. Р. Декарт – родоначальник классического типа рационализма. Рационализм Б. Спинозы, французских просветителей, И. Канта, панлогизм Г. Гегеля. Марксизм как форма рационализма. Основные концепции рационализма; рациональность как онтологическая объективная определенность реальности и как концептуальное восприятие мира. Социологический рационализм (М. Вебер). Неклассическая версия рационализма (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).

Иррационализм как философская концепция. Позитивное и негативное понимание иррационального. Иррациональное и рациональное. Проблема рационализации иррационального. Разновидности иррационализма. Историко-философские предшественники иррационализма. Иррационалистические идеи в западной философии. Иррационализм в русской религиозной философии.

Интуитивизм о познавательных возможностях интеллекта и интуиции. Интуиция как способ постижения «абсолютных глубин мироздания». (А. Бергсон). Интуиция как сущностное видение реальности, непосредственное созерцание общего (Э. Гуссерль), способ осознания ценностей (М. Шелер). Интуитивизм Н. О. Лосского.

Основные направления современной западной философии: реализм, прагматизм, неопозитивизм, структурализм, философская антропология, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм.

Тема 3. Русская философия, ее специфика,

основные проблемы и учения

Специфика философствования на Руси. Выражение философских идей в формах художественной культуры. Антропологическая, нравственная и историософская проблематика в русской философии.

Русская философия X–XVII вв. Разум и чувства, тело и душа как предметы философского осмысления. Исихазм, нестяжательство. Мирское и божественное. Светская и духовная власть. Иосифлянство

Философия русского Просвещения. В. Н. Татищев. Материализм М. В. Ломоносова. Антропологический материализм А. Н. Радищева и А. И. Галича. Материалистические учения И. М. Сеченова и И. И. Мечникова.

Западники и славянофилы. Революционные демократы, народники, социал-демократы. Религиозная философия XIX в. Метафизика всеединства (В. С. Соловьев).

Отечественная философия ХХ века. Философия русского зарубежья. Русский космизм: К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский. Советский марксизм. В. И. Ленин, И. В. Сталин. Развитие советской философии в послевоенные десятилетия. Перспективы отечественной философской мысли.

Тема 4. Философское понимание мира

Философский смысл понятий Вселенной, мира, космоса. Макрокосм и микрокосм. Положение человека во Вселенной. Исторические формы понимания мира. Космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм.

Понятие бытия в истории философии. Онтология – учение о бытии. Мир как единство бытия и небытия. Многообразие мира как внешняя определенность бытия. Материалистическое понимание бытия. Бытие вещей, процессов, состояний, свойств, отношений. Бытие человека. Бытие как всеобщее, особенное и единичное, сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность. Проблема всеобщей сущности бытия.

Философское понятие материи. Концепции материи в истории философии Материя как объективная реальность. Материя как субстанция. Уровни организации материи. Синергетика о процессах самоорганизации материи. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи и материалистического подхода к пониманию мира.

Движение – способ существования материи. Основное противоречие движения. Парадоксы движения (апории Зенона). Основные определения движения: устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность, абсолютность и относительность. Формы движения материи и их взаимосвязь.

Пространство и время в структуре движения. Основные концепции пространства и времени: субстанциальная, реляционная, динамическая и статическая. Социальное пространство и время. Время как мера человеческого существования и самоосуществления.

Понятие картины мира. Религиозная картина мира. Научная картина мира как высшая форма систематизации научного знания. Философская картина мира и ее соотношение с религиозной и научной картинами мира. Конвергенция философской, научной и религиозной картин мира.

Движение и развитие. Основные законы развития. Принцип универсального эволюционизма в современной научной картине мира

Тема 5. Проблема сознания в философии

Аспекты исследования сознания: психологический, логический, естественнонаучный. Специфика философского подхода к изучению сознания. Проблема сознания в истории философии: концепции сознания в античной и средневековой философии, концепции нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, К. Гельвеций), концепции классической немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель). Диалектический материализм о сознании. Основные концепции сознания в современной западной философии. Психоанализ и проблемы сознания.

Философия сознания. Сознание и бытие. Созерцательный и деятельностный подходы к изучению сознания. Сознание и предмет сознания. Идеальность сознания. Формы бытия идеального. Конкурирующие концепции идеального в современной философии. Активность сознания и источники этой активности. Сознание как творчество. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Информационный подход к изучению сознания. Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Волевые, эмоциональные, познавательные аспекты сознания. Чувственные формы сознания, рассудок, разум. Рациональное и иррациональное. Сознательное, подсознательное, бессознательное.

Происхождение сознания: философский и естественнонаучный аспекты. Проблема происхождения сознания в марксистской философии.

Проблема самосознания. Самосознание, самопознание, соотнесенность «Я» с мифом и самим собой. Становление человеческого «Я». Самонаблюдение и самооценка.

Сознание и общение. Виды и типы общения, их роль в становлении и развитии сознания. Сознание и язык. Язык как знаковая система и средство общения. Естественный и искусственный языки. Аналитическая, феноменологическая, экзистенциалистская программы анализа языка (Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер). Семиотика. Семиотика как отрасль философского знания.

Функции сознания. Сознание как акты интериоризации и экстериоризации. Продуктивные и репродуктивные возможности сознания. Коммуникативная, интегративная, программирующая функции сознания. Функция передачи социального опыта. Сознание и общество. Индивидуальное и общественное сознание.

Тема 6. Познание, его возможности и границы

Проблема познаваемости мира. Агностицизм. Скептицизм как предтеча и основание агностицизма. Классические формы агностицизма (Д. Юм, И. Кант). Проблемы, поставленные агностицизмом: границы познания, абсолютное и относительное в познании, познаваема ли сущность вещей, существует ли принципиально непознаваемые феномены, критерий познаваемости реальности. Современные концепции гносеологического скептицизма и гносеологического оптимизма.

Гносеология как наука о всеобщих определениях познания. Гносеология и когнитивная психология. Способы обоснования познаваемости мира: апелляция к самоочевидности, практическое подтверждение, логическая согласованность. Категории и понятия гносеологии. Принципы гносеологии как идеи, организующие и направляющие познавательный процесс. Закономерности познания.

Знание. Знание и действительность. Знание и информация. Знание «по истине» и «по мнению». Парадоксы знания. Предметность знания. Виды знания: опосредованное и непосредственное, объективное и субъективное, абсолютное и относительное. Типы знания: научное, художественно-образное, философское.

Познание. Познание как отражение (материализм), понимание и интерпретация (герменевтика), «установление выгодных отношений с объектом» (прагматизм), откровение (философско-религиозные концепции). Познание как постижение сущности объектов, интенция сознания на сущность. Познание как социокультурный феномен.

Отражение и познание. Отражение как познание, познание как отражение. Критика теории отражения в западной философии: отражение как упрощенная и донаучная концепция познания (неокантинианство, прагматизм). Познавательное и непознавательное отражение. Категории теории отражения (адекватность, чувственное отражение, идеальное воспроизведение и т.д.), категории теории познания (истина, чувственное познание и т.д.). Отражение и творчество. Гносеологический образ. Образ и язык.

Познание и диалектика. Диалектика как теория познания (марксизм). Проблема совпадения диалектики, логики, теории познания. Противоречивость познания. Качественные и количественные параметры познания.

Практика и познание. Практическое освоение мира. Практика как онтологическая категория. Объект и субъект практики. Основные определения практики. Диалектика опредмечивания и распредмечивания в процессе практики. Объективное и субъективное в практике. Практика как гносеологическая категория. Функции практики в познании.

Объект и субъект познания. Объект и предмет познания. Современные представления об объекте познания: идеализированные объекты, ненаблюдаемые объекты, теоретические конструкты. Проблема индивидуального и коллективного субъекта познания. Диалектика субъекта и объекта познания.

Процесс познания. Уровни и формы познания. Познание как деятельность. Познавательные процедуры: абстрагирование, обобщение, генерализация, идеализация, классификация и т.д. Структура процесса познания: понимание, интерпретация, постижение, представление, определение познаваемой реальности.

Истина — центральная гносеологическая категория. Многообразие концепций истины: классическая концепция истины (истина как соответствие знаний действительности), когерентная теория истины (самосогласованность, непротиворечивость знания), прагматическая концепция (истина как полезность), операционалистская концепция (истина как результат оперирования понятиями), неопозитивистская концепция (истина — опытная подтверждаемость), конвенционалистская концепция (истина как результат соглашения), семиотическая теория истины (истина как формализованное знание). Объективность истины. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины. Проблема априорной истины. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины в философии. Логические критерии истины. Практическое подтверждение истины.

Современная эпистемология, ее школы, направления, проблемы.

ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 7. Социальная философия как наука

Человек, общество и их взаимосвязи — объект исследования социальной философии. Социальная философии в структуре обществоведческих, антропологических и культурологических дисциплин.

Многообразие подходов в изучении объекта социальной философии: философско-антропологическая концепция, психоаналитическая ориентация социальной теории, функциональный подход в объяснении социальных явлений, органическая школа в социальной философии, историко-материалистическая концепция.

Основные парадигмы современной социальной теории: натуралистический редукционизм — концепция сведения социального к природному (французские материалисты, Л. Фейербах, Г. Спенсер, современный американский натурализм); социальный детерминизм (К. Маркс); культурный детерминизм (Д. Мид, Т. Парсонс). Концепция формальной рациональности — модель современного общества и перспектив его развития (М. Вебер). Методологические ориентации социальной философии: описание социальной реальности; объяснение и понимание социальных процессов; преобразование социальной действительности. Концепция радикального социального действия (теория социальной революции и классовой борьбы К. Маркса, негативная диалектика Г. Маркузе).

Проблема предмета социальной философии. Перспективы нахождения инварианта социально-философского знания. Социально-всеобщее как принцип обнаружения предмета социальной философии. Основные определения (свойства) социально-всеобщего: экстенсивное (количественное) определение всеобщего; интенсивное (качественное) определение всеобщего; всеобщее как предельная сущность социальной реальности; всеобщее как процесс восхождения от абстрактного к конкретному в познании общества; всеобщее как соотносительное с системой социально-философских категорий. Проблема закона и категорий социальной философии. Социальная философия как наука, изучающая качественное своеобразие человека и общества, их генезис и перспективы развития в их всеобщих определениях.

Структура социальной философии: философия истории, социология, методология социального познания, философская антропология.

Тема 8. Общество как система деятельности

Деятельность как социальная субстанция – всеобщая основа и фундаментальный способ человеческого бытия. Специфицирующие признаки деятельности: продуктивность, социальность, сознательная целесообразность. Деятельность как программируемое и социально направляемое преобразовательное действие субъекта. Теория социального действия (М. Вебер, В. Парето, Т. Парсонс). Объективно-предпосылочная, субъективно-регулятивная и целереализующая структуры индивидуальной деятельности. Общественный характер человеческой деятельности.

Детерминанты человеческой деятельности. Потребность как всеобщее основание социальной активности (Демокрит, П. Гольбах, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Маслоу). Влечения, желания, стремления как формы проявления потребностей. Системный характер детерминации человеческой активности. Стимулы и интересы как объективные побудительные силы деятельности субъекта. Мотивационные основания деятельности. Теория установки (Д. Н. Узнадзе). Идеальное программирование человеческой деятельности. Понятие сознательной цели. Целеполагание и целеосуществление. Решение – мысленная модель оптимального пути достижения цели. Сознательно-волевой характер целенаправленной активности.

Деятельность как всеобщий способ взаимодействия общества и природы. Понятие природной среды. Естественные условия и предпосылки существования и развития общества. Понятия биосферы и географической среды. Народонаселение и его динамика. Материальное производство. Производительные силы общества. Производительная и потребительная деятельность. Материальное потребление – способ воспроизводства материальной структуры субъекта. Материальная и духовная деятельность общества.

Деятельность как способ развития человека. «Осваивающая» деятельность и становление сущностных сил субъекта. Репродуктивная и творческая деятельность. Знания, умения, навыки, способности как внутренние возможности совершения деятельности субъектом. Интериоризация и развитие задатков индивида. Творческая деятельность – способ развития способностей субъекта.

Труд – основной вид человеческой деятельности. Внешние природные факторы, морфофизиологические и популяционно-видовые предпосылки появления труда. Содержание и формы трудовой деятельности. Единство репродуктивной и творческой деятельности в трудовом процессе. Творческий характер труда – источник свободы и счастья человека.

Взаимосвязь трудовой и нетрудовой деятельности. Игровая, художественно-осваивающая и учебная деятельность. Общение как деятельность. Общение и поведение. Поведение как ценностно-оценочный аспект деятельности. Бытовое поведение индивида. Феномен потребительства и жизненные цели личности.

Тема 9. Общество как система отношений

Общество как предмет социальной философии. Основные концепции общества. Позиция «социального атомизма». Статусное понимание общества. Общество – сложная открытая самоорганизующаяся система. Системные основания общества. Космологическое, земное физико-химическое и биосферное основания общества. Деятельность как внутреннее основание общества.

Общество как полиструктурное образование. Принципы выделения общественных структур и структурирования общества. Структурирование общества по его основаниям: деятельность, общественные связи и отношения, общение, культура, сознание, человек.

Общество как система социальных взаимодействий и социальных отношений. Специфика и типология общественных отношений. «Вертикальная» и «горизонтальная» структуризация общественных отношений. Материальные и духовные отношения. Социально-классовые, национальные, социально-демографические, семейно-бытовые, межличностные отношения.

Функциональный подход к изучению социальных связей: общественные связи как аналог природных связей (Г. Спенсер); социальная связь как отношение соответствия между жизненными движениями и потребностями организма (Э. Дюркгейм); социация (Г. Зиммель); базовые органические потребности, общество, культура, социальный институт (Б. Малиновский); социальные связи и дисфункции (Р. Мертон).

Общение как предпосылка и основание общественных отношений в филогенезе и онтогенезе. Этология и проблемы общения (П. А. Кропоткин, Р. Шовен). Проблема общения в персонализме (Э. Мунье), экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр). Диалогический характер общения (М. М. Бахтин, В. С. Библер, М. Бубер). Психология и социология общения. Виды общения. Общение и общность.

Структурирование общества по его основным сферам. Материально-производственная, социальная, политическая и духовная сферы жизни общества. Причинная обусловленность и функциональные связи сфер жизни общества. Опосредствованность и взаимовлияние сфер жизни общества.

Структурирование общества по его субъектам. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Понятие общественных классов. Концепции общественных классов в марксистской и современной западной философии. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальная стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Проблема маргинальных общественных групп.

Теории элиты общества (В. Парето, А. Гоулднер, Т. Ботомор, К. Мангейм, Р. Миллс). Экономическая, политическая, научная, культурная элита. Управленческие структуры и их роль в формировании элиты общества. Система образования как фактор культивирования элиты общества. Элитарная функция интеллигенции в общественной жизни. Народ как главный субъект общественной жизни.

Тема 10. Духовная жизнь общества

Понятие духовной жизни общества. Духовное производство – способ созидания духовных ценностей. Взаимосвязь материального и духовного производства. Структура и основные виды духовного производства. Духовное потребление как способ воспроизводства духовной структуры субъекта. Функциональное и распредмечивающее (осваивающее) потребление духовных ценностей. Общественное сознание – основной результат духовного производства и духовного потребления.

Структура общественного сознания. Гносеологический подход к структурированию общественного сознания. Уровни общественного сознания. Обыденное и научно-теоретическое сознание.

Социологический подход к структурированию общественного сознания. Сознание как выражение интересов социальной группы. Социальная психология и общественная идеология. Психология толпы и психология коллектива (Г. Лебон, Г. де Тард, Х. Кули). Психология социальных общностей и социальных групп. Идеология как теоретическое сознание общественного класса (В. И. Ленин, К. Мангейм). Идеология как ценностное сознание (Т. Гайгер, Г. Альберт). Идеология как социальная технология (Р. Дарендорф). Идеология и социальная утопия (Д. Белл). Социальные функции идеологии.

Виды духовной деятельности и формы общественного сознания. Основания и принципы структурирования форм общественного сознания.

Политика и политическое сознание. Уровни политического сознания. Ценностные ориентации политического сознания. Плюрализм в политическом сознании. Проблема консенсуса в политике и политической идеологии.

Политика и право. Правосознание. Концепция «естественного права человека». Принципы правосознания: справедливость, долг, свобода и ценность личности. Уровни и социальные функции правосознания.

Происхождение и социальные функции морали. Экономика, политика, мораль. Мораль и право. Нравственное сознание. Общечеловеческие ценности в нравственном сознании. Общественный прогресс и нравственное сознание.

Эстетическое отношение человека к действительности. Искусство как сфера эстетических ценностей. Эстетика труда и быта. Эстетическое сознание. Проблема воспитания эстетического вкуса.

Религия и религиозное отношение человека к действительности. Религия и нравственность. Религия и культура. Смысложизненная функция религии. Мировые религии. Религиозное сознание и его структура. Феномен религиозной философии.

Перспективы формирования экономического, экологического, исторического видов сознания.

Проблема типологии общественного сознания. Сознание мифологическое, утопическое, идеологическое, рационалистическое, авторитаристское, консервативное, прогрессистское. Понятие менталитета. Менталитет как устойчивый тип сознания национальных, социальных, религиозных общностей. Национальный и социальный характер (Э. Фромм). Массовое сознание и его социальная роль. Общественное мнение. Современные средства массовой информации и феномен манипулирования массовым сознанием.

Тема 11. Культура как феномен общественной жизни

Философия в системе наук о культуре: культурология, история и теория культуры, социология культуры. Понятие философии культуры. Методы исследования культуры (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Структурно-функциональный анализ культуры (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон). Феноменологический анализ культуры (Э. Гуссерль).

Сущность культуры. Культура как внеприродный феномен. Антропогенез и культурогенез. Культура как социально детерминированный феномен, мера развития общества и человека (К. Маркс). Проблемы культуры в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Теория культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А.Сорокин). Идеальные типы культуры (М. Вебер). Символическая теория культуры (Э. Кассирер). Аксиологическое понимание культуры. Культура как совокупность ценностей. Ценность, значимость, значение, смысл. Герменевтические подходы к пониманию культурных процессов. Постмодернистские интерпретации культуры (Ж.-Ф. Льотар, Л. Альтюссер, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез).

Культура как специфический способ человеческой деятельности. Общественный и личностный аспекты культуры. Социальные формы существования культуры. Традиция и инновация.

Материальная и духовная культура. Культура производства и культура потребления. Экологическая культура. Наука и культура. Культура и нравственность. Искусство и культура.

Социальные функции культуры. Культура как способ социального наследования. Культура и преемственность поколений. Познавательная, коммуникативная, регулятивная, адаптивная, социально-организующая функции культуры.

«Человекотворческая» функция культуры. Личность и культура. Культура как сфера самораскрытия и самореализации человека. Культурно-ценностные ориентации человека.

Исторические типы культуры. Этническая культура. Национальная культура. Массовая культура.

Проблемы развития культуры. Взаимовлияние этнических и национальных культур. Проблема «диалога культур». Общечеловеческое содержание культуры. Концепции культурного прогресса. Критерий культурного прогресса. Становление ноосферы и «космизация культуры» (В. И. Вернадский).

Тема 12. Человек, его природа, сущность и смысл бытия

Основные философские концепции природы и сущности человека в истории философии. Религиозное понимание человека как духовно-телесного существа. Концепция человека в философии Г. Гегеля. Религиозно-мистическая концепция человека (С. Кьеркегор). Антропологический материализм Л. Фейербаха. Иррационалистическая антропология А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Человек как продукт общественного развития (К. Маркс). Трудовая деятельность, общение и сознание как предпосылки становления и развития человека.

Природа человека как дискуссионная проблема: концепции биологической, социально-биологической и социальной природы человека. Проблема антропосоциогенеза. Проблема соотношения биологического и социального в структуре индивида.

Экзистенциалистская концепция человека. Человек как переживание бытия, экзистенция как «субстанция человека» (М. Хайдеггер). Существование человека – подлинное и неподлинное. Побуждения к подлинному существованию. «Незавершенность» и «открытость» человека; проблема выбора жизненного проекта и свободы человека (А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, Н. Аббаньяно).

Психоаналитическая концепция человека (З. Фрейд). Структура личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Сексуальность и агрессивность как поведенческие доминанты человека. Сознательное и бессознательное в структуре психики индивида и в регуляции его поведения. «Аналитическая психология» К. Юнга. Неофрейдистское понимание человека. Идея соединения фрейдизма с марксизмом (Э. Фромм).

Социобиология – современная натуралистическая версия природы человека. Методология и теория биологического редукционизма. Социальный этологизм (К. Лоренц, Р. Ардри). Биологический вариант «общественного договора».

Философская антропология о природе и сущности человека (М. Шелер, М. Ландман, Г. Плесснер). Конкретно-научные основания и философские парадоксы в понимании человека. Проблематика философской антропологии: «собственно человеческое бытие», человек и животное, человек и бог. «Материальная этика» М. Шелера. Биологическая антропология А. Гелена. Культурно-философская (Э. Ротхакер, М. Ландман) и религиозная (Э. Хенгстенберг) антропология.

Смысл человеческой жизни. Религиозно-философская концепция смысла жизни. Материалистическая концепция смысла жизни. Проблема жизни, смерти и бессмертия. Теория ортобиоза (И. И. Мечников). Индивидуальный и социальный аспекты бессмертия. Ценностное понимание человеческой жизни и проблема счастья.

Тема 13. Личность как социальное измерение человека

Понятие личности в философии и гуманитарных науках. Персонализм – религиозно-философская концепция личности (Н. А. Бердяев, Э. Мунье). Личность как высшая ценность. Нравственное воспитание и свобода личности. Персонализация – движение личности к богу. Марксистская концепция личности. Личность как социальное качество человека.

Социализация индивида, формирование и развитие личности. Социальные факторы личностного развития человека. Поведенческие доминанты личности. «Коллективное бессознательное» как основа социальности человека (К. Юнг). Функциональная (ролевая) теория личности (Т. Парсонс, М. Вебер, Р. Мертон). Самоутверждение и самореализация личности (А. Маслоу, Э. Фромм).

Деятельностная концепция личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Э. В Ильенков). Содержание и характер деятельности человека как факторы развития его личностных качеств. Творчество как способ развития личности. Влияние общественных отношений на формирование личности. Культура и развитие личности.

Человеческая индивидуальность. Философские основы понимания индивидуальности. Индивидуальность и индивидуализм (М. Штирнер, Ф. Ницше). Индивидуальность и «общественность» (К. Маркс, В. С. Соловьев). Индивидуализация как способ существования человека в мире и критерий его развития. Телесный, духовный и эмоционально-психологический аспекты индивидуальности. Индивидуальный «профиль» личности. Способности личности как выражение ее индивидуальности.

Свобода и ответственность человека. Современные концепции свободы. Феномен отчуждения человека (Г. Гегель, К. Маркс). Концепция «одномерного человека» Г. Маркузе. Перспективы преодоления отчуждения (Э. Фромм). Либерализм – идеология свободы человека. Социализм – идеология равенства социальных возможностей развития личности. Всестороннее развитие личности как социальный идеал. Современное общество и перспективы личностного развития человека.
Тема 14. Общество в историческом развитии

Философия как размышление об истории общества. Единство и многообразие исторического процесса. Проблема его закономерности и направленности. Универсалистский и полицентристский подходы к пониманию сущности исторического процесса. Современная христианская философия истории (Т. Геккер, Э. Бруннер). Неотомистская и протестантистская версии движущей силы истории. Позитивистская и неопозитивистская натурализация исторического процесса (О. Конт, Г. Спенсер, П. Барт). Абсолютизация иррациональной воли и индивидуальной свободы в понимании истории (А. Бергсон, Ж.-П. Сартр, Д. Хекстер).

Концепции и модели общественного развития: экономическая, культуроцентристская, философско-религиозная, антропологическая. Факторы, определяющие развитие истории. Движущие силы и субъекты исторического процесса.

Концепция формационного развития общества (К. Маркс). Способ производства материальных благ как основа общественной жизни. Развитие общества – объективный «естественноисторический» процесс смены общественно-экономических формаций. Поступательный характер исторического движения. Всемирная история как единый закономерный процесс движения человечества к совершенному общественному устройству.

Концепция стадийного развития общества. Теория «стадий экономического роста» (У. Ростоу). Теория традиционного, индустриального, постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл, Д. Гэлбрейт, А. Тоффлер).

Цивилизационные концепции истории. Основные значения понятия «цивилизация». Культура как основа развития общества. Своеобразие, уникальность и равноценность культурных миров. Концепция локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, П. А. Сорокин). Концепция культурно-исторического круговорота и ритмической повторяемости циклов развития истории (О. Шпенглер). «Дерево цивилизаций», теория «вызова и ответа» А. Тойнби. «Ценностный сдвиг» как «мутагенный фактор» в жизни цивилизации. «Генетический код» цивилизации. Абсолютизация уникальности и неповторимости культур в рамках теории цивилизаций. Теория цивилизаций и проблема единства исторического процесса.

Восток и Запад – основные исторические типы цивилизаций. Культурные матрицы основных типов исторических изменений.

Традиционализм – культурный стиль восточных цивилизаций. Устойчивость и корпоративный характер общественных структур. Обожествление природы, самоограничение активности по отношению к среде, предметно-образный стиль мышления – характеристики восточного человека.

«Техногенная» цивилизация как результат «мутации» традиционного общества. Инновация как включение нового в систему культуры. Творчество – важнейшая универсалия европейской культуры. Динамизм западного общества. Развитие рационалистического мышления и теоретической науки, технико-технологического прогресса. Либерализм как нормативно-ценностная база единой западной цивилизации. «Социальный атомизм» западного общества. Собственность как основа власти. Человек как субъект, активно преобразующий мир, условия своего бытия. Культ разума, новизны, моды, сенсации. Потребительский идеал западного общества.

Проблема смысла истории. Основные концепции смысла истории: восхождение человека к свободе (Г. Гегель), развитие человека посредством социальных преобразований (К. Маркс), религиозно-нравственное возрождение человека (Ж. Маритен).

Проблема выбора исторического будущего человечества. Социокультурная специфика цивилизаций и глобальный характер истории. Идеология и политика глобализма – путь к унификации культур и к безраздельному господству западного цивилизационного типа.

Культурное многообразие и самоценность культур. Проблема синтеза культур и цивилизаций. «Диалог культур» – способ выработки новой системы верований, ценностей, традиций.

Тема 15. Человек в информационно–техническом мире

Понятие информационно-технического мира. Техника как элемент информационно-технической системы общества. Философия техники, ее предмет и проблематика. Техника как вид деятельности человека. Техника в контексте человеческой культуры. Техника в социальном и аксиологическом измерениях: техника как производительная сила общества (К. Маркс), «политическая интенциональность» техники (Г. Маркузе), «техника как идеология» (Ю. Хабермас), человек в технической цивилизации (Х. Шельский). Техническое знание, его специфика и роль в обществе.

Проблема информации в современном обществе. Информация как объект философского и конкретно-научного исследования. Содержание информационного процесса. Сознание, отражение, информация. Идеальное и информация. Проблема объективности информации. Виды информации. Социальная информация. Информация и научная картина мира. Человечество на пути к информационному обществу.

Информация и знание. Научное знание. Критерии, эталоны и идеалы научности. Формы реализации научного знания: научный факт, закон, теория, гипотеза. Методы научного познания. Наука как система знания, деятельности и социальный институт. Социокультурные детерминанты развития науки. Исторические этапы становления и развития науки.

Рациональность — сущностная характеристика научного знания. Оппозиции «рациональное-эмпирическое», «рациональное-иррациональное» в истории философии и современной философской мысли. Модели научной рациональности: индуктивистская (Р. Карнап), дедуктивистская (К. Поппер), эволюционистская (С. Тулмин). Типы рациональности. Рациональность и обыденное сознание.

Рациональность: знание и реальность. Онтологический и гносеологический аспекты рациональности. Рациональность и социальное познание. Рациональность и гуманитарное познание. Рациональность и социальные ценности.

Рациональность как принцип западной цивилизации. Традиционная и рациональная культуры. Теория «формальной рациональности» (М. Вебер). Виды рационального действия. Рационалистическая личность и ее социальные ориентации и установки. Возможность рационально организованного общества (концепции неоконсерватизма, либерализма, марксизма).

Тема 16. Кризис техногенной цивилизации и глобальные

проблемы современности

Философский подход к изучению глобальных проблем. Философия глобальных проблем как особая философская дисциплина, ее проблематика и предмет. Понятие и типология глобальных проблем.

Философия и глобалистика. Современные глобалистские концепции и теории (А. Печчеи, Д. Медоуз, Д. Форрестер, Н. Н. Моисеев). Глобальное единство человечества и пути его достижения — основная проблема философии глобальных проблем. Варианты решения этой проблемы: создание транснациональных политических и экономических структур, мирового правительства, создание экологически сбалансированной экономической системы, становление глобального сознания, глобальной культуры нового типа, формирование нового миропорядка.

Методология познания и решения глобальных проблем. Философия и футурология. Утопия и антиутопия как способы осознания современных проблем (О. Хольме, Д. Оруэлл). Глобальное моделирование и глобальное прогнозирование. Модели мира и прогнозирование перспектив общественного развития. Сценарии глобальных катастроф, их последствий и возможности предотвращения (Н. Н. Моисеев). Стратегия выживания человечества в современных условиях. Концепции устойчивого общества и устойчивого развития.

Экологическая проблема. Экосоциальный анализ системы «общество-природа». Природа как объект и как ценность. Формирование экологического сознания. Экология как форма самосознания цивилизации. Экологизация научной картины мира. Экологический кризис, модели и сценарии выхода из него. Концепции экологического гуманизма, экологического социализма, экологического материализма (К. Амери). Теоретическое содержание идеи ноосферы (П. Тейяр де Шарден, В. И. Вернадский). Проблема разума в философии русского космизма (К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров).

Проблема термоядерной катастрофы человечества. Вероятность возникновения термоядерной катастрофы. Теория ограниченной ядерной войны. Возможные причины возникновения ядерной войны: концепция врожденной агрессивности человека, концепция агрессивности современного империализма и «красной угрозы», концепция случайного возникновения войны. Варианты и версии предотвращения термоядерной катастрофы (Г. Кан, Н. Фридмэн). Необходимость нового политического мышления. Философия и этика ненасилия.

Тема 17. Общественный прогресс и проблема

социального идеала

Возникновение и основные этапы развития идеи общественного прогресса в европейской философии. Идеалистическое и материалистическое понимание исторического прогресса. Взаимосвязь «идеи прогресса» и «идеи свободы». Идея прогресса и «стрела времени».

Прогрессистские и антипрогрессистские концепции в западной философии ХХ века (П. А. Сорокин, М. Вебер, У. Ростоу, Р. Арон). Индустриальное и постиндустриальное общество как стадии исторического прогресса (Д. Белл, Д. Гэлбрейт, К. Боулдинг) Футурологические теории О. Тоффлера и Г. Кана. Проблема критериев общественного прогресса. Структурный и функциональный критерии прогресса. Аксиологические критерии общественного прогресса.

Историческое развитие как восходящий процесс. Накопление потенциала развития в истории общества. Марксистская теория общественно-экономической формации как теория прогресса. Производительность труда – критерий общественного прогресса. Типы исторического прогресса. Кризис прогрессистского сознания. Глобальные проблемы современности – выражение противоречивости общественного прогресса.

Гуманистическая теория прогресса. Общественный прогресс как развитие личности. Удовлетворение потребностей – функциональный инвариант жизни. Иерархия ценностей как аксиологический коррелят системы потребностей. Развитие системы потребностей – показатель расширения духовной свободы субъекта. Универсализация системы потребностей личности как критерий общественного прогресса.

Социальное предвидение и «социальная инженерия». Феномен «самооправдывающегося предсказания». Проблема социального идеала. Природная и социокультурная обусловленность социального идеала. Ценностное осмысление истории как предпосылка выработки социального идеала. Социальный идеал как фактор общественного прогресса.

Тема 18. Актуальные проблемы развития

российского общества

Россия и Запад: десять веков противостояния и сосуществования. Реформы в российской истории, их причины и исторический смысл: «вызов» западной цивилизации, «догоняющая модернизация». Реформы Петра I и цивилизационный «разлом» общества. Западники и славянофилы XIX века. «Русская идея». Революционные демократы и социал-демократы.

Октябрьская революция 1917 года и европеизация России на путях мировой пролетарской революции. Идея построения «русского социализма» и «реформация» государственной идеологии в 30-х годах. «Конвергентные» тенденции 60–70-х годов. Победа идеологии и политики западничества в конце 80-х–начале 90-х годов. Курс на вхождение России в «мировую цивилизацию». «Вестернизация» общественной жизни: внедрение потребительской морали, социальное расслоение общества. Идеология национально-патриотической оппозиции.

Культурные основания российской цивилизации. «Космичность» восприятия жизни. Коллективизм, социальное равенство и справедливость – нравственные императивы русской культуры. Труд – единая мера человеческого достоинства, основа нравственной справедливости и способ духовного самосовершенствования личности. Приоритет духовных ценностей, «устроение души» как ценностная доминанта. Соборность – способ единения людей на основе общей идеи и форма организации общественного управления. Приоритет государства по отношению к правам отдельного человека и гражданина. Государственность и патриотизм как принципы русской духовности.

Тенденции и альтернативы развития современной России. Сохранение культурной идентичности – главная проблема социальных преобразований в стране. Историческая ценность универсалий русской культуры. Советский опыт и культурная «матрица» русского социализма. Идея синтеза новой культурной парадигмы. Будущее России в свете теории цивилизаций.

ЛИТЕРАТУРА

А. Основная

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. – М., 2005.

2. Волчек Е. З. Философия. – Минск, 2003.

3. Губин В. Д. Философия. – М., 2001.

4. Звездкина Э. Ф., Егоров В. Ф. Теория философии. – М., 2004.

5. Мир философии: Кн. для чтения. В 2-х ч. – М., 1991.

6. Основы философии / Под ред. Е. В. Попова. – М., 1997.

7. Социальная философия: Хрестоматия: В 2-х ч. – М., 1994.

8. Титов В. Ф., Смирнов И. Н. Философия. – М., 2003.

9. Философия / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М., 2004.

10. Философия / Под ред. Б. А. Кислова, В. А. Туева, М. Л. Ткачевой. – Иркутск, 2004.

11. Философия / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д., 2005.

12. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1998.

13. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2000.

Б. Дополнительная

1. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия. – М., 1998.

2. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2005.

3. Кемеров В. Е. Социальная философия. – Москва; Екатеринбург. – 2004.

4. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. – М., 2003.

5. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. – М., 2004.

6. Малькова Т. П., Фролова М. А. Введение в социальную философию. – М., 1995.

7. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.

8. Немировская А. З. Философия. – М., 1996.

9. Очерки социальной философии. – М., 1994.

10. Плотников В. И. Онтология: Хрестоматия. – М., Екатеринбург, 2004.

11. Радугин А. А. Философия. – М., 1996.

12. Сирин А. Д. Общий курс философии. – Иркутск, 1995.

13. Таранов П. С. Мудрость трех тысячелетий. – М., 1997.

14. Таранов П. С. Энциклопедия высокого ума. – М., 1997.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Мировоззрение: понятие, структура и типология. Философское мировоззрение.

2. Предмет философии. Структура философского знания.

3. Социальные функции философии, ее место в науке и культуре.

4. Становление и основные этапы исторического развития философии.

5. Материализм и идеализм, их исторические формы и разновидности.

6. Диалектика и ее исторические формы.

7. Метафизика, рационализм, иррационализм как философские учения.

8. Основные направления западной философии ХХ века.

9. Русская философия: основные проблемы и учения.

10. Бытие и материя.

11. Движение как способ бытия материи. Пространство и время в структуре движения.

12. Проблема развития в современной философии. Детерминизм и индетерминизм.

13. Понятие закона в философии. Основные законы развития.

14. Философская, религиозная и научная картины мира.

15. Отражение как всеобщее свойство материи. Отражение и сознание.

16. Понятие сознания в философии. Проблема идеального.

17. Происхождение и общественно-исторический характер сознания.

18. Познание, его сущность и основные ступени.

19. Практика, познание, творчество.

20. Мышление, логика и язык.

21. Объяснение и понимание. Знание и вера.

22. Проблема истины в философии.

23. Специфика и структура научного познания, его методы и формы.

24. Ненаучное и научное знание. Критерии и идеалы научности.

25. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

26. Общество как предмет социальной философии. Материалистическое и идеалистическое понимание общества.

27. Основные парадигмы социальной философии.

28. Деятельность как социальная субстанция. Основные концепции деятельности.

29. Свобода и необходимость в жизни человека и общества.

30. Общество как система деятельности. Основные сферы общественной деятельности.

31. Общество как система отношений. Социальная структура общества.

32. Общество и природа. Материальное производство и его роль в общественной жизни.

33. Духовная жизнь общества. Духовное производство и духовное потребление.

34. Общественное сознание, его уровни и сферы.

35. Основные формы общественного сознания.

36. Понятие и основные функции культуры. Ценности общественной жизни.

37. Русская культура, ее социальные основания и архетипы.

38. Субъективный аспект культуры. Ценностные ориентации субъекта.

39. Основные концепции человека в современной философии.

40. Природа человека. Социальное и биологическое в структуре индивида.

41. Понятие личности. Личность и индивидуальность.

42. Проблема смысла человеческого бытия. Жизнь и смерть в философском осмыслении.

43. Единство и многообразие исторического процесса. Формация и цивилизация.

44. Основные исторические типы цивилизаций.

45. Наука и техника, их роль в развитии общества. Современная научно-техническая революция.

46. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.

47. Проблема общественного прогресса и его критериев.

48. Будущее человечества. Проблема социального идеала.

49. Основные тенденции российской истории в контексте теории цивилизаций.

50. Настоящее и будущее российской цивилизации.


ФИЛОСОФИЯ

Учебная программа и методические материалы

Составители: Кислов Борис Анатольевич

Туев Василий Афанасьевич

ЛР № 020262 от 10. 11. 96.

Подписано в печать 07.07.06. Уч-изд. л. 1,6. Сервер университета.

Регистрационный номер .

Издательство Байкальского государственного университета

экономики и права