Главная              Рефераты - Разное

“организация занятости и ее значение в решении задач социальной защиты населения” - реферат

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: “организация занятости и ее значение в решении задач социальной защиты населения”

Выполнил:

Шурунов Роман Олегович,

Группа С-14

Научный руководитель:

Зиновьева Э.В.

Защищена

2006

Оценка

“ ”

БАЛАШИХА – 2006

Ведение……………………………………………………………………2

Глава I. Служба занятости населения…………………………………6

1.Предпосылки создания службы занятости населения………………...6

2.Государственная служба занятости населения и ее функции………...9

Глава II Формы и методы деятельности по достижению стабильной занятости населения……………………………………………………..14

1. Деятельность по улучшению занятости……………………………..14

2. Содействие занятости отдельных групп безработных……………...18

3. Оценки деятельности ФСЗ и её территориальных органов………...21

Заключение……………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………24

Приложение………………………………………………………………26

Введение

Россия преобразуется в демократическое федеративное правовое государство. Удельный вес государственного управления экономикой существенно сокращается. Происходит перераспределение государственно-управленческих функций. С безработицей Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости стали официально присваивать статус безработным людям, ищущим работу.

«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека- право на труд»- отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О занятости населения» (ст.5 гл.1) записано: «Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость».

Но для начала ознакомимся с основными понятиями.

Безработица, определяется как состояние отсутствия занятости по найму или в собственном деле, даже если человек подготовлен к такой деятельно­сти.[1] Более подробнее, категории «занятость» и «безработица» определены в ра­ботах Чукреева П.А. в том числе «Социальные технологии регулирования занятости в ус­ловиях регионального рынка труда».

Соответственно "безработ­ные" включают всех лиц старше возраста, установленного для из­мерения экономически активного населения, ко­торые в течение отчетного периода:

а) были "без работы", то есть не работали за плату по найму или на собст­венном пред­приятии, как это предусмот­рено международным определением занятости;

б) были "сейчас готовы приступить к работе", то есть, готовы начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение отчетного пе­риода;

в) "искали работу", то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный (прошлый) период с целью найти опла­чиваемую работу по найму или на соб­ственном предпри­ятии.

Согласно международному определению к "занятым" при­числяются все лица старше возраста, установ­ленного для измерения эконо­мически активного населе­ния, которые в течение одной недели относились к сле­дующим категориям:

1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периода выпол­няли опреде­ленную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой;

2) "имеющие предприятие, но не работающие", лица, имеющие пред­приятия, кото­рые временно в отчет­ном периоде не работали по той или иной причине.[2]

В целом, занятость населения предполагает степень участия трудоспо­собного населения в общественном труде, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не про­тиворечащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им за­работок (трудовой доход).

Занятыми считаются граждане : работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознагра­ждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, от­пуском, повышением квалификации, приостановкой производ­ства, вызванной забас­товкой или иными причинами;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае­мую долж­ность;

проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодо­рожных войсках, органах государственной безопасно­сти и внут­ренних дел;

обучающиеся в общеобразовательных школах, профессиональ­но-тех­нических училищах, а также проходящие очный курс обу­чения в высших, средних специальных и других учебных заве­дениях, включая обучение, по направлению Федеральной государственной службы занятости населения.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому тру­ду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не мо­жет служить основани­ем для их привлечения к административной и иной от­ветствен­ности.[3]

Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществля­ется, прежде всего, на рынке труда.

В определение «рынок труда» в основном включают следующее содержа­ние: рынок труда это система экономических отношений между субъектами рынка, покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) рабочей силы.[4]

Таким образом, рынок труда можно определить как процессы движения рабочей силы, ее включения в общественное производ­ство, высвобождения, использования, распределения и перераспределения.[5]

В результате проведения курса реформ Российской Федерации в сфере занятости обозначились следующие тенденции:

· абсолютное сокращение занятых в стране;

· сокращение занятых в государственном секторе, развитие малого и среднего бизнеса, увеличение числа самозанятых, развитие форм частичной и вторичной занятости;

· возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц послепенсионного возраста;

· легализация безработицы и быстрое её распространение на территории РФ в связи с сокращением спроса на рабочую силу;

· увеличение уровня латентной безработицы;

· усиление трудовой миграции;

· рост занятости в теневой экономике;

Негативными социально- экономическими последствиями безработицы являются : рост численности населения, относящегося к маргинальным группам; рост числа криминальных элементов в обществе; рост психологической подавленности безработных; рост числа самоубийств, численности алкоголиков и наркоманов; снижение естественного прироста населения и продолжительности жизни.

Объектом данного исследование – является занятость населения и комплекс мер по улучшению её эффективности.

Основной целью исследования – является анализ деятельности, методов и мер по улучшению эффективности занятости.

Задачи:

· рассмотрение деятельности служб занятости и государственных органов.

· Изучение основных подходов решения проблем занятости.

Таким образам исследование направлено на анализ деятельности государства в сфере занятости населения.

Глава I. Служба занятости населения.

1 .Предпосылки создание службы занятости населения

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения , в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы, деятельности которой будут сейчас рассмотрены.

В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

· распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений;

· организованный набор рабочих;

· сельскохозяйственное переселение семей;

· общественные призывы;

· самостоятельный прием предприятием работника;

· деятельность органов трудоустройства населения.

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения.

Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин.

Во-первых , такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания.

Во-вторых , возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов . При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству , переобучению и профориентации граждан . Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества.

2. Государственная служба занятости населения и ее функции

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости .

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации , охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи ;

В законе определен статус безработного, которым является, вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия

. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых , необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена. В 1996 г. на общественных работах было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану. Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно скажется на реализации программы и в этом году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого миллиона обеспечить работой удалось 850 тыс. человек. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости , так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.

Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан . Результаты здесь таковы: с 1994 г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4 рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.

Глава II Деятельность по улучшению занятости.

1.Формы и методы деятельности по достижению стабильной занятости населения.

Важнейшей составляющей региональной социальной политики является регулирование уровня жизни населения. В условиях ограниченности финансовых средств необходимо четкое разграничение соответствующих функций между различными субъектами управления. При этом должны быть реализованы такие принципы социальной защиты, как адресность (поддержка и помощь должны оказываться конкретным наиболее социально уязвимым группам населения), своевременность и доступность. Ниже приводятся рекомендации по разграничению функций в сфере социальной защиты.

Функции федерального центра : разработка государственной Концепции занятости населения; выработка на ее основе федеральной политики занятости; нормативно-законодательное обеспечение государственной политики занятости; разработка и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации государственной политики занятости и регулирования общероссийского рынка труда; координация деятельности в этой области различных министерств и ведомств и органов управления Субъектов Федерации(СФ); формирование специализированной федеральной службы занятости населения; контроль за деятельностью в сфере занятости населения различных министерств, ведомств и регионов; организация подготовки и переподготовки кадров (особенно руководящих); научно-информационное и методическое обеспечение; организация обмена опытом между различными СФ и с зарубежными странами.

Функции СФ : разработка на основе государственной Концепции и учета местных условий региональной политики занятости населения; нормативно-законодательное обеспечение ее реализации, закрепление основных положений политики занятости в Уставе СФ; разработка и реализация целевых региональных программ содействия занятости населения; разработка и обеспечение действия системы реализующих ее экономических механизмов; координация и контроль за деятельностью управляющих структур региона и муниципальных образований: региональной службы занятости населения, общественных и др. организаций по реализации целей и задач региональной политики занятости; организация подготовки и переподготовки кадров; научно-информационное и методическое обеспечение; организация обмена опытом с зарубежными странами, другими СФ и внутри региона — между муниципальными образованиями.

Функции органов местного самоуправления : разработка на основе государственной Концепции и основных положений государственной и региональной политики занятости и с учетом условий развития муниципального образования и положения на местном рынке труда муниципальной политики занятости населения; нормативно-законодательное обеспечение ее реализации; разработка и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации муниципальной политики занятости и регулирования муниципального рынка труда; координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, муниципальной службы занятости, общественных и других организаций.

Взаимодействие между уровнями в сфере занятости регламентируется федеральными нормативными актами, определяющими источники и порядок формирования муниципальных внебюджетных фондов занятости и их отношения с вышестоящими фондами, регламентирующими деятельность центров занятости и критерии отнесения муниципальных образований к категории “кризисных” по состоянию рынка труда. На основании этих документов осуществляется оказание оперативной финансовой помощи таким территориям из средств федерального бюджета и федеральной части Фонда занятости.

На федеральном уровне разрабатываются целевые программы создания и сохранения рабочих мест, принимаются меры по улучшению инвестиционного климата (снижаются ставки налогов, отчисляемых в федеральный бюджет и федеральную и региональную части Фонда занятости) и целевому финансированию некоторых отраслей.

На уровне СФ используются пакеты документов, разрабатываемых и принимаемых соответствующими региональными органами. Разрабатываются целевые программы содействия занятости, создания новых и сохранения существующих рабочих мест, развития предприятий и малого бизнеса. Осуществляется финансирование этих программ из бюджетов СФ и других региональных источников.

Задачами федерального уровня в сфере регулирования уровня жизни являются : установление государственных минимальных стандартов, определение источников и порядка функционирования внебюджетных фондов — Пенсионного и Фонда социального страхования, регламентация деятельности центров социального обслуживания. Им устанавливаются также критерии отнесения муниципальных образований к категории “кризисных по уровню жизни”.

Из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов финансируются целевые программы социальной защиты отдельных категорий населения (пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, кадровые военнослужащие, уволенные из Российской армии и др.) и учреждения социального обслуживания. Оказывается оперативная финансовая помощь кризисным муниципальным образованиям путем снижения налоговых ставок, размеров отчислений в социальные фонды, предоставления кредитов и целевых инвестиций.

Взаимодействие между СФ и органами МС в сфере социальной защиты регламентируется законодательными актами, принимаемыми в дополнение к федеральным и устанавливающими минимальные значения региональных социальных стандартов (которые должны быть не ниже федеральных). На их основе осуществляется расчет минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и размера дотаций.

Финансирование социальной защиты и содержания материально-технической базы социального обслуживания осуществляется из бюджета субъекта Федерации. Эти средства могут перечисляться в муниципальные бюджеты напрямую или через специально создаваемый целевой фонд.

Взаимодействие между федеральными органами, СФ и МС в сфере занятости, поддержания уровня жизни и социальной защиты осуществляется посредством различных механизмов, главными из которых являются:

1. Налоговый механизм — предоставление налоговых льгот и льгот по выплатам в социальные фонды некоторым видам деятельности на территории муниципальных образований. В сфере занятости этот механизм используется для сохранения существующих и создания новых рабочих мест, вовлечения в трудовую деятельность наиболее социально уязвимых категорий населения, стимулирования профессионального обучения и переобучения . В сфере регулирования уровня жизни и социальной защиты — для стимулирования благотворительности.

2. Кредитный механизм — предоставление кредитов (в том числе льготных) из бюджетов и социальных фондов на осуществление всех этих видов деятельности на территории муниципальных образований.

3. Бюджетный механизм — прямое финансирование программ содействия занятости и социальной защиты населения муниципальных образований (особенно, кризисных) из бюджетов и внебюджетных фондов и предоставление им субсидий, субвенций и дотаций.

4. Механизм госзаказа — размещение на предприятиях муниципальных образований (в первую очередь, кризисных) заказов, оплачиваемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

5. Административный механизм — обеспечение занятости и социальной защиты с помощью различного рода запретительных, разрешительных, ограничительных и других мер.

6. Организационный механизм — создание при федеральных органах и органах управления СФ специальных организационных структур для реализации государственной и региональной социальной политики (примером могут служить координационные комитеты содействия занятости населения).

7. Правовой механизм — разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих деятельность различных субъектов управления в сферах занятости, формирования уровня жизни и социальной защиты населения.

8. Программный механизм — включение различных муниципальных образований (в первую очередь, кризисных) в федеральные и региональные программы, способствующие повышению занятости, уровня жизни и социальной защите населения.

2. Содействие занятости отдельных групп безработных .

Здесь речь пойдет о людях, которые сталкиваются с трудностям и в поисках стабильной занятости. К ним относят женщин, м олодежь, инвалидов, пожилых трудящихся, лиц, являющихся безработными продолжительное время.

Приори тетным направлением в государственной политике занятости остается облегчение проблемы трудоустройства молодых людей, ибо они вдвое чаще, чем взрослые, оказываются в рядах безработных, а молодежная безработица социально взрывоопасна. Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной П одготовки и переподготовки.

Высокий уровень безработицы среди молодых людей 16-24 лет м ожет быть вызван не только их слабой подготовкой или отсутствием рабочих мест, но и самим процессом поиска работы с перспективой. Увольнение же работников в возрасте 55 и выше ставит более серьезные проблемы, а трудоустройство решается намного сложнее из-за слабой адаптации пожилых людей к р астущим требованиям современного производства. Государство старается стимулировать их найм с помощью субсидий предприятиям.

Практически полностью зависят от государственного финансирования и длительно безработные. Эта категория имеет свои специфические трудности: они потеряли привычку работать и не представляют, поэтому интереса для нанимателей. Как правило, их образовательный и квалификационный уровень невысок.

Общественные работы хотя и облегч ают положение длительно безработных, но все же дают им лишь временную передышку: срок трудоустройства ограничен 1 годом и только в редких случаях может быть продлен еще на 6 месяцев (ФРГ, Великобритания). Предпринимателям, привлекающим безработных, не имевших работы в течение долгого периода, даются государственные субсидии для доплат к их заработной плате, которая обычно находится ниже нормальной величины, а также на профессиональную подготовку длительно безработных.

В тщательном внимании на рынке труда нуждаются инвалиды и хронические больные, для которых могут открываться особые мастерские, или квотироваться рабочие места.[6]

В России риск безработицы наиболее высок для молодых людей (и лиц, испытывающих потребность в социальной реабилитации. Ясно, что в сложившихся условиях, когда закрытие нерентабельных производств и высвобождение трудящихся неизбежны, столь же неизбежно осложнение нахождения рабочего места для тех, кто не имеет объективных возможностей на равных конкурировать на рынке труда. Все это не оставляет сомнений в том, что специальные программы по поддержанию занятости в нашей стране просто необходимы, даже несмотря на их негативные стороны, о которых говорилось ранее.

Что же может предложить российская служба занятости? Разумеется, это те меры, которые используются для сокращения безработицы вообще, но могут быть применимы и по отношению к отдельным группам безработных, "особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы" (ст. 13 п.1 Закона о занятости населения в РФ).

Большое внимание уделяется молодежи, для улучшения положения на рынке труда которой предусматриваются самы е разнообразные мероприятия: компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том числе на создание специальных ученических рабочих мест; открытие специализированны молодежных центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации выпускников учебных заведений; широкое информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности) для нахождения работы; организаци я временной занятости молодых людей; реализация проектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости, создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела; совершенствование механизма квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений.

Для трудовой реабилитации инвалидов предполагается организация модельных центров, разработка специальных методик и программ профессиональной подготовки, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, а также поддержание занятости на предприятиях, применяющих труд лиц с ограниченной трудоспособностью. Последняя мера, в соответствии с Законом о занятости населения в РФ, может идти по трем направлениям: квотирование, директивное выделение определенного процента рабочих мест от их общего числа на каждой фирме (ст.27); сооружение за счет бюджета специальных государственных предприятий для трудоустройства инвалидов (ст. 13 п.1): финансирование затрат и сокращение налогов предприни мателям, открывающим для них особые рабочие места (ст.5 п.2). Второй и третий варианты более предпочтительны, поскольку они не отвлекают средства компаний и не противоречат рыночным принципам. Но и их значение неодинаково: последний путь имеет некоторое преимущество, так как он применим на любом предпри ятии без ущерба для производства, а, кроме того, инвалиды не будут чувствовать себя оторванными от общества.

3 . Оценки деятельности ФСЗ и её территориальных органов

Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов. Правомерность постановки этих вопросов вызвана еще и тем, что доля трудоустроенных службой занятости в общей численности незанятых граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в переходный период оказалась ниже, чем до начала реформ: в 1994 г. - 29,5%, в 1995 г. - 39,0%, в 1996 г. - 30,2% по сравнению с 48,9% в 1990 г.

Критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.

Система показателей оценки деятельности службы занятости, включает следующие относительные показатели:

· удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе;

· удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных;

· удельный вес безработных, не работающих в течение более чем 8-ми месяцев;

· уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению.

Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью , которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости.

Заключение

Безработица и инфляция - естественные спутники рынка труда, вызывающие социальную напряжённость в стране, развитие забастовочного движения.

Безработные - часть экономически активного населения страны, которая не может применить свою рабочую силу, становится «излишним населением», лишённым возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход.

Статус безработного в России присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Негативными социально- экономическими последствиями безработицы являются: рост численности населения, относящегося к маргинальным группам; рост числа криминальных элементов в обществе; рост психологической подавленности безработных; рост числа самоубийств, численности алкоголиков и наркоманов; снижение естественного прироста населения и продолжительности жизни.

Под социальной защитой населения от безработицы понимается комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости. Государство гарантирует безработному: выплату пособий по безработице, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости, оплату за счет службы занятости периода временной нетрудоспособности потерявшим работу и заработок. Основные формы материальной поддержки безработных - пособие по безработице и доплаты на иждивенцев, компенсации работникам, высвобождаемым из организации. Помощь безработным включает также посредничество в трудоустройстве.

Список литературы.

1. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М., 1999. – Т.1.

2. Социальная работа: Словарь-справочник. / Под ред. В.И. Вилоненко. – М., 1998.

3. Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2000.

4. Экономика промышленности за рубежом. Вопросы измерения эффективности производства. /Сборник статей. М.: Экономика, 1995.

5. Балацкий Е. «Россия: проблема безработицы в переходный период», «Проблемы теории и практики управления», № 1 –1993.

6. Дикаpева А.А., Миpская М.И. «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989.

7. Колосов В.«Правовое регулирование занятости», «Советские профсоюзы» №2 – 1992.

8. Федеральный закон от 20 апреля 1996. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

9. Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М ., 1999

10. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993.

11. Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000. – 424 с.

12. Большая Советская Энциклопедия.

13. Технологии социальной работы: учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с. – (Серия “Высшее образование”)

14. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

15. Общая редакция: Кукушкин В.С.

Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности “Социальная работа”/Под ред. В.С. Кукушкина. – Москва: ИКЦ “МарТ”, Ростов н/Д: издательский центр “МарТ”, 2003. – 336 с.

16. Пронин С.В. Социальная болезнь «Номер один»: Как с ней бороться? - М., 1996–523с.

17. Большой экономический словарь/под. ред. А.Н. Азрилияна.–2-е изд.доп.и перераб.– М.:Институт новой экономики,1997–864с.

18. Соболева И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее изменения // Вопросы экономики. - 1999. - №11

19. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенность российского бытия // Социологическое исследование. - 2001. - №5

20.Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ

"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

21.WWW.gks.ru

Приложение .

ЧИСЛЕНН ОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Тысяч человек

Экономически активное население - всего

75060

70740

72332

71411

72421

72835

72909

73811

в том числе:

занятые в экономике

71171

64055

65273

65124

66266

67152

67134

68603

безработные

3889

6684

7059

6288

6155

5683

5775

5208

Мужчины

39197

37338

37499

36905

36997

37206

37079

37511

в том числе:

занятые в экономике

37161

33726

33754

33527

33709

34199

34177

34710

безработные

2036

3613

3745

3378

3288

3007

2902

2801

Женщины

35863

33401

34833

34506

35423

35629

35831

36300

в том числе:

занятые в экономике

34010

30330

31519

31596

32557

32953

32958

33893

безработные

1853

3072

3314

2910

2866

2676

2873

2407

В процентах к итогу

Экономически активное население - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

занятые в экономике

94,8

90,5

90,2

91,2

91,5

92,2

92,1

92,9

безработные

5,2

9,5

9,8

8,8

8,5

7,8

7,9

7,1

Мужчины

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

занятые в экономике

94,8

90,3

89,8

90,8

91,1

91,9

92,2

92,5

безработные

5,2

9,7

10,2

9,2

8,9

8,1

7,8

7,5

Женщины

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

занятые в экономике

94,8

90,8

90,5

91,5

91,9

92,5

92,0

93,4

безработные

5,2

9,2

9,5

8,5

8,1

7,5

8,0

6,6

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

По данным обследований населения
по проблемам занятости

Численность безработных, тыс. человек

3888,6

6684,3

7059,1

6287,9

6154,7

5683,3

5775,2

5208,3

из их числа:

студенты, учащиеся, пенсионеры

тыс. человек

717,5

520,3

686,5

726,9

633,1

645,6

777,3

610,5

процентов

18,5

7,8

9,7

11,6

10,3

11,4

13,5

11,7

женщины

тыс. человек

1852,9

3071,7

3314,2

2910,2

2866,3

2675,9

2873,2

2406,9

процентов

47,6

46,0

46,9

41,5

46,6

47,1

49,8

46,2

лица, проживающие в сельской местности

тыс. человек

639,2

1396,2

1894,7

1834,6

1939,8

1870,9

1876,6

1956,6

процентов

16,4

20,9

26,8

29,2

31,5

32,9

32,5

37,6

По данным Федеральной службы
по труду и занятости
(на конец года)

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости2) , тыс. человек

577,7

2327,0

1037,0

1122,7

1499,7

1638,9

1920,3

1830,1

из их числа:

женщины

тыс. человек

417,0

1454,7

714,8

763,2

1012,6

1106,2

1272,6

1199,5

процентов

72,2

62,5

68,9

68,0

67,5

67,5

66,3

65,5

лица, проживающие в сельской местности

тыс. человек

101,7

671,7

325,3

388,1

603,0

732,8

890,8

891,2

процентов

17,6

28,9

31,4

34,6

40,2

44,7

46,4

48,7

Отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к общей численности безработных, процентов

14,9

34,7

14,8

17,8

24,4

28,7

33,3

35,1

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Занятыми считаются граждане :

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

Подходящей считается такая работа , в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Глава II. Права граждан в области занятости

Статья 8. Право граждан на выбор места работы

1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.

Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости

1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.

2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 12 . Гарантии государства в реализации права граждан на труд

1. Гражданам Российской Федерации гарантируются:

свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

информирование о положении на рынке труда.

2. Безработным гражданам гарантируются:

социальная поддержка;

осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

компенсация в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

3. Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия


[1] Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М., 1999. – Т.1. - С. 51.

[2] Чукреев П.А., Чукреев Е.П. Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2000. – С.46.

[3] Социальная работа: Словарь-справочник. / Под ред. В.И. Вилоненко. – М., 1998. – С.86.

[4] Чукреев П.А., Чукреев Е.П. Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2000. – С.16. и Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. – М., 1999. – Т.2. - С. 174

[5] Социальная работа: Словарь-справочник. / Под ред. В.И. Вилоненко. – М., 1998. – С.239.

[6] Экономика промышленности за рубежом. Вопросы измерения эффективности производства. /Сборник статей. М.: Экономика, 1995.