Главная              Рефераты - Разное

Положение о курсовых работах по специальности 030301 «Психология» - реферат

I. Положение о курсовых работах

по специальности 030301 «Психология»

Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в ВУЗе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков творческого решения задач в ходе научного исследования.

Целью выполнения курсовой работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.

Задачами выполнения курсовой работы являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний и умений по определенным учебным дисциплинам.

Написание курсовой работы должно способствовать приобретению навыков решения практических задач и ситуаций, умению связать вопросы теории с практикой и сделать выводы.

Процедура подготовки и защиты курсовой работы организуется в соответствии с практическими рекомендациями по их выполнению и представлению реализованными в Уральском гуманитарном институте ранее и дополненными положениями, апробированными на практике в других ВУЗах:

· Петрушин С.В., Салихова Н.Р. Руководство по выполнению курсовой и дипломной работы по психологии. Казань: изд. Казанского университета, 2000;

· Голодаева В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. М.: 2000;

· Требования к выполнению и представлению курсовых работ по психологии (специальность 020400 «Психология») Пермь: изд. Уральского гуманитарного института, 1999;

· Общие сведения о дипломных и курсовых работах в ВУЗах и подготовке к их выполнению. Пермь: изд. ПГПУ, 1998.

1. Общие требования к курсовым работам

по специальности «Психология».

1. Курсовая работа по специальности 030301 «Психология» представляет собой форму отчетности по самостоятельной работе студента содержащую систематизированные сведения по определенной теме.

При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать способности:

- выдвинуть научную (рабочую) гипотезу;

- собрать и обработать информацию по теме;

- систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;

- самостоятельно решить поставленные задачи;

- логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.

2. Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования.

Первая курсовая работа представляет собой аналитический обзор, полученный в результате отбора и анализа публикаций по теме исследования.

Она должна продемонстрировать степень владения технологией работы с литературой, уровень усвоения материала, наличие собственной позиции в оценке полученной информации.

Целью первой курсовой работы является выработка навыков работы с литературой, в том числе поиска и отбора документов, критического анализа их содержания и синтеза полученной информации.

Задачи первой курсовой работы:

- овладение методами работы с научной литературой;

- приобретение умений делать аргументированные выводы и предложения.

Вторая и последующие курсовые работы наряду с аналитическим обзором должны содержать результаты обработки эмпирических данных с использованием различных методов научного исследования.

Целью второй и последующих курсовых работ является выработка навыков проведения эмпирического научного исследования.

Задачи второй и последующих курсовых работ:

- овладение методами сбора и обработки эмпирических данных;

- сопоставление теоретических положений с данными, полученными в ходе эмпирического исследования; обобщение имеющейся информации, формирование выводов и рекомендаций.

Вторая и последующие курсовые работы различаются между собой широтой охвата объектов исследования и комплекса использованных методов, степенью аналитичности исследования и уровнем обобщения результата.

Вторая курсовая работа направлена преимущественно на научное описание результатов эмпирического исследования.

Третья курсовая работа должна содержать объяснения полученных эмпирических данных, характеристику сущности изучаемых процессов, явлений, взаимосвязей с другими процессами и явлениями.

2. Порядок защиты курсовых работ

1. Завершенная курсовая работа передается студентом на кафедру (научному руководителю). Решение о допуске студента к защите принимает научный руководитель. Он же определяет дату защиты курсовой работы.

2. Защита курсовой работы включает доклад студента и его обсуждение. Защита может носить публичный характер.

3. В докладе студент освещает: актуальность и социальную значимость темы, цель и задачи, объект и предмет работы, раскрывает сущность проблемы и свой вклад в ее решение, характеризует итоги проведенной работы, намечает перспективы работы над данной темой и пути внедрения результатов работы в практическую деятельность.

Порядок обсуждения курсовой работы предусматривает: ответы студента на вопросы руководителя (членов комиссии) и дискуссию по курсовой работе.

Решение об оценке курсовой работе принимается руководителем (членами комиссии) по результатам анализа содержания курсовой работы доклада студента и его ответов на вопросы.

II Методические рекомендации по выполнению

курсовой работы по специальности 030301 «Психология»

1. Порядок выполнения курсовых работ

Студент выполняет курсовую работу по утвержденной теме в соответствии с заданием и под руководством научного руководителя.

Научный руководитель определяет задание на курсовую работу, осуществляет текущее руководство ее выполнением.

Текущее руководство включает:

- систематические консультации с целью оказания организационной и методической помощи студенту;

- контроль за ходом выполнения работы;

- проверку содержания и оформления завершенной работы.

Студент выбирает тему курсовой работы из тематики, утвержденной на кафедре.

Задание на выполнение курсовой работы является нормативным документом, устанавливающим границы и глубину исследования темы, а также сроки представления работы на кафедру.

В задании на выполнение курсовой работы указываются:

- тема курсовой работы;

- перечень основных вопросов, подлежащих исследованию;

- срок сдачи выполненной курсовой работы на кафедру.

Бланк задания изготавливается и заполняется студентом самостоятельно, под руководством научного руководителя и вшивается в курсовую работу после титульного листа.

Образец задания на выполнение курсовой работы

см. в приложении 1.

2. Структура курсовой работы.

Структурными элементами курсовой работы являются:

- титульный лист;

- задание на выполнение курсовой работы;

- оглавление;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- библиографический список использованных источников;

- приложения.

2.1. Титульный лист курсовой работы (см. приложение 2) должен содержать следующие сведения:

- наименования ВУЗа и кафедры;

- название вида документа (курсовая работа) ;

- название темы курсовой работы;

- сведения об исполнителе (ФИО студента, курс, форма обучения);

- сведения о научном руководителе (фамилия, инициалы руководителя, должность, ученая степень, ученое звание);

- наименование места (города) и года выполнения работы.

2.2. Оглавление (см. приложение 3) должно содержать перечень структурных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их место расположения в тексте, в том числе:

- введение;

- главы, параграфы, пункты, подпункты;

- заключение;

- библиографический список;

- приложения.

2.3. Введение характеризует актуальность и социальную значимость темы, степень ее разработки в отечественной и мировой теории и практике; цели и задачи, объект и предмет исследования; методы сбора и обработки информации; исследовательские гипотезы; композиционные особенности и краткое содержание глав и параграфов основной части работы.

2.4. Основную часть курсовой работы следует делить на главы, параграфы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом значении фрагмент работы.

В структуре основной части должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов и т.д.

Обязательным структурным элементом основной части является аналитический обзор темы, который представляет собой результат

аналитико-синтетической переработки совокупности литературных источников по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.

К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:

- полнота и достоверность информации;

- наличие критической оценки использованной информации;

- логичность структуры;

- композиционная целостность;

- аргументированность выводов;

- ясность, четкость и лаконичность изложения.

2.5 В Заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие итоги работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В заключении не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.

2.6. В библиографическом списке описания документов располагают в алфавитном порядке по первым их элементам – авторским заголовкам (фамилии авторов) или по основным заглавиям. Документы должны быть пронумерованы по порядку записи арабскими цифрами с точкой.

2.7. Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать материалы, дополняющие текст:

- промежуточные формулы и расчеты;

- таблицы вспомогательных данных;

- иллюстрации, инструкции, анкеты, методики;

- протоколы исследований;

- характеристики приборов и аппаратуры, применяемых при выполнении работы и др.

Каждое приложение помещают на отдельном листе в конце курсовой работы. Приложение должно иметь содержательный заголовок и пронумеровано арабскими цифрами в правом верхнем углу после слова «Приложение».

Приложения должны иметь общую с основной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц. На каждое из них должна быть ссылка в основной части курсовой работы.

3. Требования к оформлению курсовой работы

Требования к оформлению текстовой части

1. Курсовая работа выполняется на белой стандартной бумаге на одной стороне листа формата А4 (210 x 298мм) на компьютере шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, поля: слева - 3 см, справа 1,5 см, сверху, снизу - 2,5 см. Объем КР может быть в пределах 25-30 страниц стандартного печатного текста.

Страницы КР, включая приложения, последовательно нумеруются арабскими цифрами, которые проставляются вверху страницы по центру. Титульный лист, задание на курсовое проектирование и таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах по их длине, не нумеруются, но учитываются в сквозной нумерации.

Заголовки отделяются от текста сверху и снизу двумя интервалами. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным пяти знакам. Листы работы прошиваются и помещаются в обложку, лицевая сторона которой должна быть прозрачной, чтобы был виден титульный лист работы.

2. Каждый раздел текста КР (введение, глава 1, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Заголовки выделяются жирным шрифтом, перенос слов в заголовках не допускается.

3. Главы курсовой работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, при этом слово «глава» не пишется. Нумерация глав, параграфов и разделов внутри параграфа имеет сквозной характер (например: 1.2.1. - первый раздел второго параграфа первой главы). Ведение и заключение не нумеруются.

Заголовки глав печатаются заглавными (прописными) буквами, заголовки параграфов и разделов – строчными, подчеркивание заголовков не допускается.

4. Графические материалы (рисунки и таблицы) нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Для таблиц и рисунков должна быть раздельная нумерация.

Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками . Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) точка не ставится. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них. Номер рисунка и его название пишется под рисунком посередине страницы. (Рис. 2.3. Социограмма группы подростков).

Таблицы следует располагать после первого упоминания о них. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Если таблицы занимают большой объем площади листа и размещаются по его длине, то страницы рукописи следует закреплять в работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было разворачивать по часовой стрелке.

Все таблицы должны иметь заголовок, который располагается над таблицей. Точка в конце заголовка не ставится. Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами, аналогично нумерации рисунков. Нумерация располагается справа над заголовком. (Таблица 2.2.)

Формулы вписываются аккуратно черным цветом и нумеруются в пределах главы. Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле.

5. Ссылка, т.е. указание на автора и его работу, из которой приведена цитата, идея или положение, делается в конце этой цитаты или положения в виде цифры, заключенной в квадратные скобки. Цифра должна отражать порядковый номер работы в библиографическом списке литературы, например: [22], [34], [41]. Через точку с запятой в квадратных скобках указывается номер страницы в случае цитирования автора, например: [22; 132]. Завершает изложение работы библиографический список, в котором в алфавитном порядке фамилий авторов или названий сборников представлен пронумерованный перечень использованных источников. В нем указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, год издания и количество страниц в книге. При ссылках на журнальную статью или статью в сборнике указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название сборника или журнала, год издания, номер (для журнала), страницы. Например:

1. Каган М.С. Мир общения. М., 1988. 319с.

2. Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. 110с.

3. Чудновский В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопр. психол. 1988. № 4. С. 87-93.

Требования к оформлению графической части

1. Графическая часть курсовой работы должна отражать основные ее результаты и наглядно подтверждать изложенный в тексте материал. Она может быть представлена в виде схем, рисунков, диаграмм, таблиц, чертежей и др.

2. Графическая часть курсовой работы выполняется на бумажных носителях стандартного формата. Допускается использование фотоносителей, демонстрируемых с использованием технических средств. Документы на бумажных носителях могут быть выполнены в ручную черной тушью (фломастером) или с использованием ЭВМ.

3. Оформление наглядных графических документов курсовой работы должно соответствовать общим требованиям к выполнению графических документов и обеспечивать их ясность и удобство чтения.

Графические документы выполняются на бумажных носителях установленных форматов. Надписи на них следует выполнять вручную шрифтом или машинным способом.

Курсовая работа должна быть подписана студентом на последней странице после библиографического списка.

Приложение 1

Образец оформления задания на выполнение курсовой работы

Уральский гуманитарный институт

Кафедра «Психология»

Задание на выполнение курсовой работы

по специальности 030301 «Психология» студента.......курса................................................................................................

фамилия, инициалы студента

Тема работы:

...........................................................................………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Перечень вопросов, подлежащих исследованию или разработке:

1……………………………………………………………………………

2……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………….

7……………………………………………………………………………

Срок сдачи студентом законченной работы …………………………..

Задание выдал. Руководитель…………………..Кузнецова Т.М. ……дата

Задание принял к исполнению. Студент………………. Смирнов Т.Т. ….дата


Приложение 2

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Уральский гуманитарный институт

Кафедра «Психология»

Эффективность стиля деятельности руководителя в конфликтных ситуациях

Курсовая работа студентки 3 курса

очной формы обучения

Головиной Людмилы Ивановны.

Научный руководитель:

доктор психологических наук,

профессор Щебетенко А.И.

Пермь 2004

Приложение 3

Образец оформления оглавления курсовой работы

Оглавление

Введение............................................................................................……3

1. Теоретические основы проблемы мотивации профессионального саморазвития воспитателей ДОУ …………………………….........................5

1.1. Педагогическая деятельность как пространство профессионального развития………………….................................................5

1.2. Профессионализм и профессиональное развитие ..........................8

1.3. Самосознание как показатель профессионального саморазвития

педагога ................................................................................…………...12

1.4. Мотивационный компонент в структуре профессионализма и

его роль в профессиональном саморазвитии педагога .......................16

2. Анализ характеристик распределения показателей, используемых в исследовании ..................................................................……………………18

2.1 Анализ особенностей проявления мотивов профессионального саморазвития, факторов, препятствующих профессиональному саморазвитию, направленности личности воспитателей .......................... 20

3. Анализ связей показателей мотивации профессионального саморазвития воспитателей..............................................................…………25

Выводы .............................................................................................…...27

Библиографический список ..............................................................…28

Приложения........................................................................................... 29


Приложение 4

Образец оформления библиографического списка

Библиографический список

1. Ьатаршев А. В. Рефераты, контрольные и дипломные работы по психологии: практические рекомендации по разработке и оформлению (для студентов, аспирантов, преподавателей, практических психологов). М.: ТЦ Сфера, 2002. 144 с.

2. Выполнение дипломных работ по специальности 020400 - Психология: Метод, рекомендации / Сост. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед.ун-та, 1997. 54с.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. 464 с.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 320 с.

5. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995.98с.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. 208 с.

7. Кузьмина Л.В. Психологическое исследование. СПб., 1994.

8. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994.

9. Методы психологических исследований / Под ред. В.И. Журавлева. М., 1972.

10. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1980.

11. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1998. 134с.

12. Пештич С.Л., Саранкин В.И. Как писать дипломную работу. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.

13. Рябова Н.В. Подготовка дипломных исследований студентами педагогических вузов // Мир образования - образование в мире. 2001. № 3. С. 187-196.

14. Сорокин И.А. Дипломные работы в педагогических вузах. М.: Просвещение, 1986. 128 с.

15. Требования к выпускным квалификационным работам в Пермском государственном педагогическом университете / Сост. Т.Г. Логинова, Е.И. Панин, И.Д. Пехлецкий, Е.К. Хеннер; под ред. И.Д. Пехлецкого. Пермь, 1998. 22 с.

Работу выполнил (а) студент (ка) ……………Смирнов Т.Т.

подпись