Главная              Рефераты - Разное

работа Игры на уроках русского языка и литературы - реферат

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Государственное образовательное учреждение «Чувашский республиканский институт образования»

Кафедра русского языка и литературы

Курсовая работа

Игры на уроках русского языка и литературы

Выполнила учитель

МОУ «Байдеряковская ООШ» Шемуршинского района

Чувашской Республики

Шарипова Эльзия Минегалиевна

Научный руководитель

доцент кафедры русского

языка и литературы

Домрачева Валентина Алексеевна

Чебоксары 2009

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………...3

2. .Использование дидактических игр с целью повышения интереса к русскому языку ...........................................................................................4

3. Сущность дидактических игр как средства обучения ……………...8

4. Дидактические игры……………………………………………………………. 15

5. Заключение ……………………………………………………………….29

6. Список литературы .................................................................................30

Введение.

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.

Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.

Проблема: как подбирать и проводить дидактические игры, чтобы они способствовали повышению интереса к русскому языку.

С древности игра использовалась как средство обучения детей. Возникшая система образования, развивающаяся как классно-урочная, в значительной степени авторитарная, рассудочная, в традиционной школе до конца XIX столетия опиралась на рациональную дидактику. Исключение можно было встретить в привилегированных учебных заведениях, например, английских колледжах, где использовалась «умственная игра». В целом же во многих странах мира она в обучении была скорее случайностью.

В нашей стране за многие годы сложилось неверное, поурочное представление: учение считается обязательным и тяжелым трудом, который опирается на механическое запоминание, зубрежку учебного материала. Учение как бы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Конечно, учение это не простой труд, но все же труд интересный и увлекательный, потому что приобщает школьников к новому, тайному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок – это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру.

Макаренко создал целый комплекс игр при работе в своей колонии. Не проходило ни одной недели, чтобы не создавалась новая игра. Макаренко считал, что в комплексе игр не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего.

Педагоги понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Наверно, игра, поэтому в истории развития педагогических систем, была связана с образовательными задачами. Развивались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму.

Метод познавательных игр имеет долгую историю. Он уже применялся в древних дидактических системах. В очередной раз интерес к ним обострился в середине 80-х годов, когда в школу начали проникать мощные ЭВМ, которые позволяли моделировать сложные ситуации. Обучающие игровые программы вместе с техническими средствами достаточно эффективно способствуют решению проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.

Любая игра несет в себе элементы обучения и направлено на развитие речи учащихся.

Игры на уроках русского языка и во внеурочное время условно подразделяются на подвижные, грамматические, словообразовательные и игры эстетического воспитания.

К подвижным играм относятся физкультминутки.

На каждом уроке физпауза, цель которой − отвлечь детей от работы, дать возможность отдохнуть.

Как правило, пауза состоит из нескольких упражнений, которые проводит сам учитель и она должна учить детей новым играм, развивать и обогащать их лексический запас.

1. Использование дидактических игр с целью повышения интереса к русскому языку.

Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.

Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка.

С древности игра использовалась как средство обучения детей. Возникшая система образования, развивающаяся как классно-урочная, в значительной степени авторитарная, рассудочная, в традиционной школе до конца XIX столетия опиралась на рациональную дидактику. Исключение можно было встретить в привилегированных учебных заведениях, например, английских колледжах, где использовалась «умственная игра». В целом же во многих странах мира она в обучении была скорее случайностью.

В нашей стране за многие годы сложилось анормальное, поурочное представление: учение – это обязательный тяжелый труд, опирающийся на механическое запоминание, на зубрежку. Оно якобы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Бесспорно, учение не простой труд, но труд в сущности радостный, т.к. приобщает к новому, неизведанному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». И этот увлекательный труд большинство педагогов делают еще более трудным, отказываясь от формулы «играя обучай». В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. Одним из первых об этом сказал практик и реформатор школы, педагог В.А. Сухомлинский (1918-1970): «…Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве… через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…».

Удачным примером подхода использованию целостного комплекса игр до сих пор остается опыт А.С.Макаренко. Жизнь и работа в возглавляемых им колониях были насыщены игровыми элементами, и не проходило недели, чтобы не создавалась какая-нибудь новая игра. А.С. Макаренко считал, что как в хорошей картине не должно быть ничего лишнего, так и в удачном комплексе игр не должно быть ни лишнего, ни недостающего. Он хорошо осознавал, что создать какой-либо единственный и идеальный - на все времена и для всех детских учреждений - комплекс игр и рекомендовать его всем нельзя, поскольку дети растут, развиваются, изменяются. Над играми надо постоянно работать и заменять их, чутко улавливая и жизнь детского коллектива, и перспективы дальнейшего его развития.

Методики известных педагогов новаторов, которые при всем различии подразумевают обязательность увлекательности обучения. Ни активизация, ни оптимизация образовательной системы не привели к передовому преподаванию, не соединили в один процесс познание через интерес, интересное, воодушевляющее. Не вызывает сомнения, что образование должно быть подлинно развивающим, серьезным и увлекательным, но не отупляющим: оно обязательно должно ориентироваться на теоретический опыт, теоретические знания и эмоциональный мир ребенка. Плодотворность поиска педагогов-новаторов, лучших учителей страны доказывается значительностью раскрепощенных форм и методов занятий, использованием игры.

Игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять», используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах.

Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам, но она, несомненно, сильно вторгается в область дидактики. В зависимости от того насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать ее для педагогических целей. Перед современной школой стоит конкретная педагогическая задача – научится педагогически управлять детской игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.

Педагоги всех времен понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Очевидно, поэтому в истории развития педагогических систем игра была в значительной мере связана с образовательными задачами. Развивались и культивировались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Если проследить тенденцию, можно заметить, что игры, разрешая главным образом познавательные задачи, являлись постоянно то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с дошкольниками.

Например, в педагогике Фребеля игра давала детям представление о форме, величине, цвете предметов. В системе. О Декроли игры употреблялись как образовательное средство. В практике Потти и Хилл на первый взгляд выступают аксессуары игры, т.е. материалы для конструирования и моделирования.

Почему именно в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов? Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставит играть нельзя, увлечь игрой можно.

Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения, произвольного запоминания, припоминания и т.д. «Поэтапная обработка» умственных действий и понятий в игре обычно происходит случайно. Но при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в дошкольном возрасте, игровые действия ребят носят развернутых характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду обучения в школе, сокращаются и обобщаются, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично или полностью в умственном плане, в плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие сюжетно-ролевые игры). А. Эйнштейн утверждал, что воображение более важно, чем знания. Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать. В процессе игры школьник получает возможность совершать познавательные действия соответственно имеющемуся замыслу, игровым правилам и т.д.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способность учиться, но бесспорно развивает познавательную активность школьников. Итак, игра – специфический детский путь получения знаний об окружающем мире.

Дети познают мир в играх легко и непринужденно, без «нажима». На этом ключе основано создание игр. Дидактические игры представляют собой игровое обучение. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков – стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение. Ее мотив с процесса деятельности перемещается на результат – выигрыш в соревновании, завоевание первенства, своей командой или личного первенства в умственном состязании.

Ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные или дидактические, которые опираются на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Метод познавательных игр имеет длительную историю. Он уже применялся в древних дидактических системах. В очередной раз интерес к ним обострился в середине 80-х годов, когда в школу начали проникать мощные ЭВМ, позволяющие моделировать сложные ситуации. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.

Среди таких игр – разнообразные математические, лингвистические игры, игры – путешествия, игры – викторины и др.

В последнее время всё большей популярность получили стимулирующие игры, то есть способствующие воспроизведению определенного качества, а также разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей. С помощью стимулирующих игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действенных.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место, или гипотетических. Структура данного метода может быть такой.

Этапы

Цели учителя

Цели учащихся

1. Подготовка

План и содержание

Понимание

2. Начало

Определение темы и цели

Мотивация

3. Организация

Распределение ролей

Принятие ролей

4. Инсценировка

Наблюдение, руководство

Участие

5. Анализ

Подведение итогов

Понимание

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи её решения.

2. Сущность дидактических игр как средства обучения.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1) Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот факт, что дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Львом Семеновичем Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2) Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

3) Имеются возрастные особенности детей. Связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти. Преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.

4) Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки. Игры-беседы.

Краткая характеристика каждого вида.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться радом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное – дидактическая задача в игре осуществляется через игровую задачу, она скрыта от детей. Дети непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Цель дидактических игр и игровых приёмов – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Выше сказанное позволяет определить следующие функции игровых приемов и дидактических игр:

1. функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

2. функция формирования психических новообразований;

3. функция формирования собственно учебной деятельности;

4. функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5. функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6. функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие основные условия для проведения игры:

1) Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.

2) Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3) Необходимость включения в игру педагога. Он является участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

4) Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение, проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

5) Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6) Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7) Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд для детей занимательным и продуктивным.

Далее необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре участвовал каждых ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту, и главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре: как появилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны бить запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками

На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Чрезвычайно важны программы дидактических игр для начальной школы, особенно для первых классов. Переход от собственно игры к учению должен быть плавным, иметь мостик, состоящий как бы из «полуигры», «получения». Зарождающееся в дошкольном возрасте словесно-логическое мышление, умение решать задачи «в уме» требует от начальной школы системы целенаправленного развития этих способностей, в том числе с помощью дидактических игр. Опытные учителя утверждают, что игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Безусловно, в процессе обучения дидактическая игра – вторичный этап. На уроке дети получают систематизированные знания об окружающем мире, во время досуга учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с правилами игры. Благодаря этому их знания становятся более осознанными, четкими.

Результативность дидактической игры зависит:

1) От систематического их использования.

2) От целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельности мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать сопоставлять их; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление программ таких игр задача каждого учителя начальной школы. Выбор целенаправленных дидактических игр идет от своеобразия их правил – этого главного организующего элемента. Функции их различны: одни раскрывают содержание, другие приводят его в действие, третьи выполняют чисто дидактическую задачу. Учащихся младших классов в дидактических играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого – активность детей в игровых целях. Игровое действие дидактических игр разнообразно: группирование, сравнение, загадывание, отгадывание и т.д. характер игровых действий усложняется с возрастом школьников. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учится, значит, ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием или опасением. Одна из главных причин такой позиции – ошибочная установка на то, что школа в первую очередь призвана учить, а не развлекать ребенка.

Присущие игре диагностическая, воспитательная развивающая и другие функции должны быть обязательно осознаны и освоены всеми специалистами начальной школы для того, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс.

Так, один – два раза использовав на уроке случайно пообобранные игры и не ощутив от этого какого-либо эффекта, кто-то из педагогов вполне может убедить себя в дальнейшей их бесполезности. Другие учителя сводят использование игры к строго дидактичным играм, например, используют их только для закрепления полученных на уроке знаний, умений и навыков. В этом случае игра принимает исключительно формальный характер и практически ничем не отличается от учебных заданий

Не менее вредит педагогическому процессу стихийное, бессистемное и неумеренное использование игр. Хорошо известно, что, если выбрать из всего арсенала педагогических средств, лишь одно, пусть даже самое удачное, и постоянно пользоваться только им, последствия могут оказаться прямо противоположными ожидаемым. Так, частое, без меры использование игр фактически превращает их в лучшем случае в игры формальные, или псевдоигры, которые уже давно наскучили и самому учителю, и детям, правомерно заслуживая их возмущения и отказа от участия в них.

Перечисленные ошибки являются наиболее типичными и пока еще достаточно часто встречаются при организации игр в начальной школе. Особенно они опасны в отношении детей с теми или иными предпосылками или признаками формирования неблагополучных вариантов развития. Ведь, по словам П.Ф. Лесгафта, «в громадном большинстве случаев не прирожденная тупость ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личности проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия».

Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Для того чтобы успешно организовывать детские игры, он должен обладать своеобразным «чувством игры», развитым творческим воображением и, кроме того, определенным запасом знаний и практических умений в области методики игры. Именно этих знаний не хватает большинству педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста. Поэтому успешность развития, обучения и воспитания младших школьников в целом, а также конечный результат профессиональной деятельности педагогов будет зависеть от того, насколько полно они будут подготовлены к:

- выработке оптимальной стратеги и тактики включения игры в урок и ее использования во внеурочной и внешкольной работе с детьми;

- проведению психолого-педагогической экспертизы игр, перспективному и итоговому анализу их влияния на разные стороны детского развития;

- творческой аранжировке традиционных и дизайну новых, «педагогичных» (т.е. не унижающих достоинство ребенка, в терминологии Ш.А. Амонашвили) детских игр, конструированию целостных игровых программ.

Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано использовать в течение дня Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой она необходима для адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности детей, для эффективного стимулирования всех сторон их развития (при необходимости – его коррекции) для гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок и т.д. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач.

Таким образом, дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса младших школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения.

3. Дидактические игры.

Игры: грамматические, словообразовательные, эстетического воспитания.

Фрукты, ягоды, овощи

Учитель называет по-русски предмет, а учащиеся, все вместе произносят его название на татарском и чувашском языках, потом ребята показывают, как они будут срывать с дерева или с куста названный плод.

Учитель говорит: «Яблоко».

Ученики переводят его на татарский и чувашский языки, затем поднимают руки, встают на носочки и начинают тянуться к воображаемому яблоку, пытаясь его достать.

Учитель: «Черника».

Школьники приседают, протягивают руки вперед и шевелят пальцами, делая вид, что собирают ягоды.

Учитель: «Груша».

Дети встают на носочки и начинают тянуться к воображаемой груше, пытаясь её достать.

Учитель: «Смородина».

Учащиеся опускаются на полную ступню, протягивают руки вперед и шевелят пальцами, делая вид, что собирают смородину. Некоторые слегка наклоняются, как бы заглядывая под ветви, придерживая ветку левой рукой, а правой собирают ягоды.

Ситуации повторяются в зависимости от того, какой предмет называет преподаватель.

Звери и птицы

Учитель по-русски называет животное, а ученики показывают, как оно передвигается.

Перед игрой необходимо предупредить детей, чтобы они делали все спокойно, мягко, надо только показать, как прыгает, бегает или летает названное животное. Руками показать, как птица машет крыльями: быстро или медленно и плавно.

Учитель: «Человек». (Учащиеся спокойно шагают на месте).

Учитель: «Журавль». (Учащиеся разводят руки в стороны, держа их на уровне плеч, и плавно машут ими, словно крыльями).

Учитель: «Заяц». (Дети мягко, на носочках прыгают).

Учитель: «Воробей». (Школьники прижимают руки к бокам и быстро машут кистями рук).

Оркестр

Дети видели и знают названия многих музыкальных инструментов, видели игру на них, слышали их звучание.

Игра проводится сидя. Учитель называет музыкальный инструмент, а дети показывают, как на нем играют.

Учитель: «Рояль». (Школьники кладут кисти рук на парту и начинают ударять по ней пальцами, словно по клавишам).

Учитель: «Балалайка». (Ученики приподнимают левую руку, пальцами охватывают воображаемый гриф, а пальцами правой двигают так, будто ударяют по струнам).

Учитель: «Баян». (Учащиеся слегка разводят колени, словно на них поставили инструмент, а пальцы рук начинают бегать по клавиатуре, как бы нажимая на кнопочки. При этом руки то сближаются, то расходятся, словно дети разводят или сжимают мехи баяна).

В дальнейшем игру можно видоизменить. Ученики, сидящие в одном ряду играют на рояле, в другом − на баяне, в третьем − на скрипке и т.д.

В 5-7 классах игры проводятся не на каждом уроке, а только в том случае, когда это связано с изучаемой темой или необходимо для разрядки, снятия напряжения.

Например, в 5 классе для закрепления русских названий деревьев проводится игра «Кто дальше?». Ученику или группе учащихся предлагается при назывании пород деревьев приставлять пятку левой ноги к носку правой, а затем наоборот, так, чтобы при каждом слове двигаться вперед. Когда один из учащихся заканчивает называть запомнившиеся ему деревья, учитель отмечает мелом место, где становился играющий. Побеждает тот, чей путь окажется самым длинным, то есть тот, кто больше назвал пород деревьев.

Такую игру можно провести в любом классе, в зависимости от того, какой материал нужен учителю для закрепления: названия цветов, грибов, ягод, рыб, пород собак, ягод, озер и рек родного края, всей страны, сельскохозяйственных машин, орудий труда строителей, профессий и т.д.

Такие игры проходят оживленно и весело. Школьникам это очень нравится.

Уроки вежливости

Так называются игры этического воспитания учащихся. Наша задача − периодически организовывать игры, во время которых учащиеся учились бы применять известные им слова и правила в различных ситуациях.

Игра заключается в том, что учитель поясняет детям какую-нибудь ситуацию, а они хором добавляют «волшебные» слова или дополняют правила.

В столовой

1-й ряд − школьники, 2-й ряд − повар.

Учитель: После третьего урока ученики 4,5,6,7,8,9 классов помыли руки и вошли в школьную столовую, там уже было все готово к обеду. Повар приветливо улыбался ребятам. Ученики сказали повару:

1-й ряд: Здравствуйте!

Учитель: Повар ответил:

2-й ряд: Здравствуйте!

Учитель: Когда учащиеся сели за столы, повар пожелал им:

2-й ряд: Приятного аппетита!

Учитель: Ребята дружно ответили:

1-й ряд: Спасибо!

Учитель: Школьники пообедали. Встали из-за стола и сказали повару:

1-й ряд: Большое спасибо!

Учитель: Повар ответил:

2-й ряд: Пожалуйста!

В автобусе

Мальчик Янис − ученики первого ряда, женщина − ученики второго ряда.

Учитель: Однажды Янис поехал в город. В автобусе он сел около окна и с интересом смотрел на деревья. На остановке в автобус вошла женщина с ребенком. Янис встал и сказал:

1-й ряд: Садитесь пожалуйста!

Учитель: Женщина обрадовалась и вежливо поблагодарила Яниса:

2-й ряд: Спасибо!

Учитель: Вдруг автобус неожиданно остановился. Янис чуть не упал и толкнул мужчину. Мужчина сердито оглянулся, но Янис сразу сказал:

1-й ряд: Извините, пожалуйста.

Много игр посвящено правилам поведения. В этих играх учащиеся дополняют предложения по сигналу учителя.

На уроке

Учитель: Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка:

1-й ряд: Спроси разрешения у учителя.

− Если в класс входит взрослый, все дружно, но тихо и спокойно…

− Встают.

− Сесть можно только после…

− Разрешения.

− Во время урока сидим…

− Прямо.

− Руки должны лежать на…

− Парте.

− Если учитель задает вопрос классу и хочешь ответить…

− Подними руку.

− Когда учитель разрешит ответить на вопрос или спросить его о чем-либо…

− Надо встать.

− Разговаривать с учителем надо…

− Стоя.

− Обращаясь с просьбой к учителю или товарищу, употребляй вежливые слова…

− Пожалуйста, спасибо.

Правила поведения на перемене, в библиотеке, в театре и кино, транспорте, правила уличного движения, разговор по телефону, в магазине − вот названия игр, которые можно проводить по данной теме.

Учебные игры.

Учебная игра − это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой, занимательной форме решаются учебные задачи.

По форме организации различают игры:

1. Индивидуальные

2. Групповые

3. Фронтальные

По цели использования игры могут быть:

1. Занимательные, которые проводятся с целью снятия усталости.

2. Учебные, проводимые с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по языку, их проверке.

В зависимости от программного материала различаются игры:

1. Фонетические

2. Лексические

3. Грамматические

4. Стилистические

Остановимся на играх, которые могут быть использованы при изучении фонетики.

I. Произносительно-имитационные игровые упражнения. При этом эффективным приемом закрепления произношения является чтение и заучивание:

· Скороговорок:

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

И т.д.

· Пословиц и поговорок:

Терпение и труд всё перетрут.

В работе разгар, а лодырь на базар.

И т.д.

· Отрывков из стихотворений:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Тютчев)

Есть очень тихие слова,

Они шуршат едва-едва,

Ну, например, шалаш, камыш,

Иль, скажем, шорох, шина, мышь.

(Геллер)

Подобная работа может проводиться в форме результативных игр. Таковы, например, учебные игры − эпизоды:

1. Орфоэпический бой.

На доске записываются слова, вызывающие трудности в произношении. Учитель произносит слово, ученики повторяют его. Если допущена ошибка, учитель обращается к классу за помощью. Затем с этим словом составляются словосочетания и предложения.

2. Выучи и прочитай.

Учащиеся анализируют воспринимаемый зрительно текст, прочитывают его, заучивают, затем читают его по памяти, стараясь не допускать ошибок.

Выигравшим в том и другом случае считается тот, кто правильно произнес все слова или воспроизвел данный текст. При этом возможно соревнование по рядам.

Как сделать урок русского языка интересным?

Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

II. Произносительно-операционные игровые упражнения (требуют сознательного употребления, выбора, группировки букв, звуков).

1. Загадки.

А) метаграммы − загадки, по условиям которых из заданного слова, заменяя одну букву другой, получают новое слово.

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким − в нем мы обитаем.

(Том − дом)

Б) анаграммы − загадки, по условиям которых путем перестановки букв нужно образовать новые слова.

Превратите «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове одну букву (волк − полк − пола − поза − коза).

В) лотогрифы − загадки для решения которых из данного слова при помощи добавления, отбрасывания, вставки нового звука или буквы нужно получить новое слово:

С буквой «ф» помогает, без «ф» торжественно шагает (шефствовать − шествовать).

2. Шарады

Первый слог − китайский напиток, второй − название буквы, целое − птица. (Чайка).

3. Звук заблудился

Задачи играющих − определить, в каком слове заблудился звук и поставить его на место.

Неизвестно, как случилось,

Только звук-то заблудился:

Заскочил он в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной.

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

4. Подскажи словечко.

Найти рифму и объяснить, почему данные слова рифмуются:

«Бабушка, постой немножко» −

Ей кричит она … (в окошко).

5. Кроссворды

а

а

а

а

а

а

а

а

а

Для их решения необходимо заполнить свободные клетки так, чтобы на каждой строчке получилось слово.Игра может проводиться в форме кроссвордного диктанта .Садовый цветок(астра),домашнее животное(баран), сочетание слов(фраза), смотр войск(парад), крупная морская птица(акула)

6.С одним, двумя, тремя О .

Играющим предлагается подобрать по 3- 5 слов с одной ,двумя, тремя буквами о и заканчивающихся буквой к,3-5 слов, начинающихся с к и заканчивающихся на о.

Мост мороз молоток

Ток окно осколок

Рот остров молоко

Окорок колесо

Остаток кольцо

Отличник крыльцо

7.Третий лишний.

Назвать лишнее слово и объяснить, почему оно является лишним: дуб, враги, нож; юг, люди, вьюга.

8.Найди звук.

Нужно установить звук, общий для каждой группы слов: книжка, нож, шар; книга, небо, день.

9.Составь слово из звуков:

1й – глухая пара звука (з);

2й – глухая пара звука (д);

3й – гласный (о) под ударением;

4й – глухая пара звука (г)

(СТОГ)

10.Кто быстрее?

а)расставьте ударение в словах:

сообщить отдыхать богатырь

гимнастика состязание портфель

предупредить посоветоваться тротуар

б)допишите начало или конец слова

…ом (дом, сом,лом,том и т.д.)

- уп ко – (кот, ком..)

- ор ба -

- от го –

в)выберите нужную букву:

ж в б

варе…ка тра…ка ду…

ш ф п

б д в

ры…ка ре…кий ло…кий

п т ф

г)вставить пропущенные буквы:

завтр…кать в…дитель покр…снеть

д…жди зав…зать нак…рмить

беск…нечный взгл…нуть…….выв…ска.

11)Кто больше?

За определенное время участники игры должны записать или назвать как можно больше :

а) слов, состоящих из букв, которые входят в названное учителем слово: сообразительность, зритель, образ, образность и т. д.

б) слов с определенным звуком или буквой ,например, слов, в которых все согласные произносятся мягко:

пять, линия……

в)пар слов,смысл которых зависит от перемещения ударения:

мука- мука пили- пили

12) Кто лучше ?

Задача играющих – правильно произнести записанные на доске слова (словосочетания, предложения).

13)Закончи слово.

Один из участников игры называет слова, другой долен закончить слово:

Друж – ба … .

14)Сверху вниз и снизу вверх.

Подбирается слово из 4-5 букв. Его записывают в два столбика сверху вниз и снизу вверх. Задача состоит в том, чтобы заполнить промежуток между столбиками так, чтобы образовались слова

У голо к

Р анч о

О ркест р

К енгур у

15)От каждой буквы – столбик слов.

Класс делится на 2 – 3 команды. Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд выходят по очереди к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное учителем слово, затем произносят его. За каждое правильно написанное и произнесенное слово, команда получает одно очко. Команда, выполнившая задание первой, получает дополнительные три очка.

С П У Т Н И К

У О Р Р О Г О

П Л О А Г Р Ш

К К М А А К

А В А

А

Й

16)Прятки.

Задача играющих – спрятать мягкий знак в середину слов:

День – деньки, пень, уголь, окунь, зверь, огонь…

17)Подними руку.

Ведущий читает слова. При чтении слов с непроизносимыми согласными, учащиеся, должны поднять руку и назвать проверочное слово. Выигравшим считается тот, кто ни разу не ошибся. В конце игры можно провести словарный диктант.

18) Три корабля

Учащиеся образуют три команды (корабля), которые должны как можно быстрее достичь острова. Каждый правильный ответ приближает корабль к цели. Учитель в ходе игры моет задавать как теоретические, так и практические вопросы: Что изучает фонетика? Что такое графика? Какой раздел называется орфоэпией? Чем звук отличается от буквы? УВ чем разница между звонкими и глухими согласными? Чем определяется количество слогов в слове?

19) Готовим обед

Вопросы к игре: 1) Что нужно для приготовления обеда? Какие продукты надо ку­пить? 2) Что делают с продуктами, когда готовят обед? 3) Что можно приготовить на обед? В игре участвует весь класс. Учащиеся называют только те слова, в кото­рых есть шипяпще согласные. Правильно названные слова записываются на доске (например: картошка, петрушка, щавель, жир, чеснок, лещ, щука, гречка, черешня, вишня, крыжовник, шиповник; чистить, тушить, жарить, печь; щи, борщ, каша, жареная рыба, жаркое, тушеное мясо и т. д.).

Задание: составьте связный рассказ на тему «Гото­вим обед», используя ответы на вопросы и следующие слова и словосочетания: час обеда, хочу есть, часто, зажечь, жарко, чудесный, полезная пища (слова и сло­восочетания записаны на переносной доске). Постарай­тесь, чтобы рассказы получились интересные.

Задание выполняется так: 1-й ряд «готовит» первое (первые блюда), 2-й ряд — второе, 3-й ряд — сладкое. Победителем считается тот ряд, который быстрее и вкуснее «приготовит» свое блюдо.

20)Загадки-шутки:

1) С буквой ф помогает, без ф — тор­жественно шагает. Что это за глаголы? (Шефствовать, шествовать.) 2) Во что превратятся существительные берет, запрет, мел, шлем, если букву е заменить в них буквой ё?

21) Кто внимательнее?

Участвует весь класс. Каждый ряд-команда выбирает своего капитана. Задание: придумайте слова с ц+и, ы. 1-й ряд приду­мывает слова с ы после ц в окончаниях и суффиксах; ^-й ряд — слова с и после ц в корнях слов и в словах, жанчивающихся на -ция; 3-й ряд — слова с и после ц, образованные от слов на -ция: станционный и т. п.

Сначала отвечает 1-й ряд, учащиеся слушают и про­веряют правильность ответов. Неверный ответ фикси­руется. Затем отвечает 2-й ряд, 3-й. Выигрывает тот ряд, который набрал меньше всех штрафных очков.

22)Учимся играя

Каждому раздаю карточки. На карточках написано несколько слов. Например, добрый, красивый, люблю, стих, дорогая, молитва, жизнь, дорога. Ученик должен составить, используя эти слова, рассказ или стихотворение на День матери.

Вот какие стихи написали пятиклассники. Они в своих стихотворениях

постарались выразить свою глубокую любовь к самому дорогому человеку –

МАМЕ. Хотя был объявлен республиканский конкурс, эти работы остались без внимания. Как были разочарованы малыши! Тогда я им сказала, что при малейшей возможности я попытаюсь эти работы показать кому-нибудь в институте образования Ч.Р. И вот я думаю, что этот момент настал. Вашему вниманию я предлагаю несколько стихотворений пятиклассников.

Севрюгин Данил пишет своей маме прекрасное стихотворение, которое называется «Самая дорогая».

Самая добрая, самая милая,

Самая красивая - это моя МАМА!

МАМУ я люблю, ее почитаю.

Иногда свои стихи я ей читаю.

Эти стихи о ней, о самой-самой дорогой!

Твоими молитвами иду по жизненной дороге.

Вот какое стихотворение сочинил Хамдеев Марсель.

Скучно без мамы.

Благодарен всегда вам, о мамины руки!

Без маминых нежных рук испытываю такие муки!

Пусто дома, скучно одному, мамы нет дома, она на работе.

Целый день я один ,жду маму, о ней только думаю, о ней заботы.

Мою посуду, подмету я пол ,чтоб меньше ей осталось работы.

Все я сделаю, чтоб вечером подольше сидела со мною ты.

Маму я люблю! (Алеев Эмиль).

Маму свою я очень люблю.

Маму свою всегда берегу.

Одни «пятерки» я всегда ей дарю!

Своей маме любимой весь мир подарю.

Брошу ей в ноги море цветов!

Солнце и небо, и всех звезд.

Ты одна достойна этих даров! Ты не спала ночами ,

Чтоб я был здоров!

Тебе благодарен я, о мама моя! Хочу быть с тобой!

Никогда не покидай, будь всегда ты со мной!

Нужное слово. (Хуснетдинова Тюльпан).

Есть на свете слово магическое,

Угадай-ка ты его!

Если даже угадаешь

Не удивишь ты никого!

Это слово важное и самое нужное,

Самое красивое и самое нежное!

Ну-ка, скажите хором,

Какое это слово?

Конечно же, «МАМА»

Самое прекрасное слово!

«Эни», «Анне», «Мама»

Как дороги сердцу они.

Мамы наши милые!

Как же мы вас любим!

Маме моей! (Севрюгин Арсен).

Самое важное и нужное,

Слово на свете «Мама».

Самое важное место в жизни,

Занимает именно она.

Когда болели мы, твои дети,

Сколько было бессонных ночей!

Если ушли куда – ждала,

Не сводила с дороги очей!

Сколько горя, забот, тревог,

волнений было – все не перечесть.

Преклоняю перед тобой колени

За то, что я на свете есть.

Ты как ясный свет для меня,

Ты озаряешь мой дни

Красотой, простотой, любовью

Ты само солнце затми!

Я – обыкновенный мальчишка,

Пишу стих, мама, для тебя!

Никогда не смогу объяснить,

Как же сильно я люблю тебя!

Пусть никогда тебя не покидают

Выдержка, терпение и радость.

Ведь для меня на свете

Ты – самое прекрасное, что есть.

Мама заболела! (Хуснетдинова Тюльпан).

Мама сегодня без настроенья,

С утра болеет она.

Я плачу и переживаю,

Ведь заболела мама моя.

Мамочка моя милая!

Как трудно без тебя!

Выздоравливай скорей,

Я очень люблю тебя!

Чтоб в жизни всегда

Ты была весела, здорова!

Чтоб солнце сияло,

Желаю тебе неба голубого!

Чтоб всегда со мною

Рядом была ты!

Веселье, смех, счастье, удача,

Хорошее настроение – ВСЕ ЭТО ТЫ!

Я люблю тебя, мамочка!

У меня три солнышка! (Филиппов Антон).

Если б кто-нибудь спросил:

«Только одно ли солнышко?»

Я бы так ответил:

«У других не знаю, а у меня три солнышка!»

Не удивляйтесь этому,

На самом деле это так!

В моей жизни их целых три,

Честное слово, это так!

Вы, наверное, поняли,

Второе солнышко – Мама!

И, конечно, догадались

Что третье – уже Папа!

Первое мое солнышко

Светит ярко в небе.

Второе и третье

Улыбаются мне на земле.

Я хочу, чтоб рядом были и светили

Мои солнышки всегда!

Я буду самым – самым

Счастливым только тогда!

Моя мама! (Крылова Елена).

С зарей подымается,

Словно заря алая.

За все она берется

Мамочка моя милая!

Все она может,

Все она умеет.

И тебя всякого

Всегда она примет!

Мамочка моя!

За что б ни бралась,

Все у нее получается.

И утром, и вечером

Всегда за меня волнуется

Мамочка моя!

Тебе земной поклон,

Мама моя милая!

Будь всегда ты рядом,

Мамочка милая моя!

Спасибо, тебе, за то

Что жизнь мне подарила

Всю свою жизнь

Только мне посвятила,

Мамочка милая моя,

Как же я люблю тебя!

Маме моей! (Лысова Мария).

Кто на свете всех милее?

Конечно же, мама!

Кто на свете всех важнее?

Конечно же, мама!

Кто все дела делает?

Конечно же, мама!

Кто всегда все успевает?

Конечно же, мама!

Кто варит вкусный обед?

Конечно же, мама!

Кто вкусный печет пирог?

Конечно же, мама!

Кто подарил нам шар земной?

Конечно же, мама!

Кто нам дал этот мир земной?

Конечно же, мама!

Я люблю свою маму

Добрую милую,

Самую красивую

Маму дорогую!

Маме! (Несибуллова Ралина).

Где бы я не была,

Куда бы не ездила,

Вечно за мной следят

Беспокойные мамины глаза.

Иногда по маминым щекам

Бежит горькая слеза.

Когда нет от меня

Ни записки, ни письма.

Мама моя дорогая!

Не волнуйся за меня!

Я жива и здорова

И очень люблю тебя!

Мамочка моя! Береги себя!

Ты – моя надежда, опора моя!

Вечно благодарная тебе

Это я, дочка твоя!

Ты мне жизнь подарила,

На истинный путь поставила,

Спасибо, тебе, мама дорогая

Что мою жизнь ты осветила.

Заключение.

Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении школьников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.

Можно сделать вывод о том, что игры необходимы для современной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.

Литература.

- Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.

- Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва , 1988г.

- Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г.

- Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г.

- Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.

- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.

- Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год.

- Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа. № 1, 1999г.

- Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. Журнал. Начальная школа. № 4, 2002г.

- Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка. Журнал. Начальная школа. №5, 1997г.

- Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, Просвещение Гуманитарное издательский центр ВЛАДОС, 1996г.

- Пономарева Л.Г. Развивающие упражнения по русскому языку в I классе. Журнал. Начальная школа. № 5, 1997г.

- Сабаткоев Р.Б.«Теория и практика обучения русскому языку», Москва, Академия, 1997г.

- Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений, издательский центр «Академия», Москва, 1999г.

- Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 8, 2003 год.