Главная              Рефераты - Разное

Реализация программы внедрения новых технологий в школьные библиотеки Шербакульского района с. 29-38 - реферат

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Филологический факультет

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету « Библиотековедение»

«Внедрение новых информационных технологий в систему

школьных библиотек»

Выполнила: Руководитель:

Романенко Татьяна Ханжарова Лариса

Александровна Мигдатовна

Студентка 2 курса гр. ЯБ 741 ЗУ

Место работы:

р.п. Шербакуль МОУ «Шербакульс-

кая общеобразовательная средняя

Школа №1» зав. библиотекой Дата сдачи:

раб. тел.2-14-39 сот.89081050080

г. Омск 2008 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ с.3-5

1 ГЛАВА

Этапы внедрения новых технологий с.5-10

2 ГЛАВА

Школьная библиотека-центр информационной культуры

с.10-15

1.1 Создание электронных каталогов с.15-18

1.2 Библиотека и Интернет с.18-22

1.3 Центры и клубы школьных библиотек с.22-23

1.4 Медиатеки. Медиацентры с.23-27

1.5 Школа АИБС « МАРК- SOL » с.27-28

3 ГЛАВА

Реализация программы внедрения новых технологий в школьные библиотеки Шербакульского района.

с.29-38

Заключение с.38-39

Список источников выявления литературы с.39-42

Проблема создания и интеграции информационных ресурсов российских школьных библиотек является ключевой в современном развитии библиотечного дела.

В настоящее время наблюдается устойчивый интерес к автоматизации библиотечных процессов. Это объясняется широким внедрением во все сферы человеческой деятельности возможности выхода в Интернет, появление на рынке отечественных и зарубежных систем «ИРБИС», « Библиотека 4.0», « МАРК-SOL» и другие.[c.28].

Время, когда основной объем знаний человечества хранился только на печатных носителях, подходит к концу. Это объясняется такими недостатками бумажных изданий, как невозможность содержать в себе все виды данных, включая звук и видео, высокую стоимость производства и распределения, быстрое старение и невозможность оперативно актуализировать материал [с.27]

Постепенно печатные издания вытесняются электронными ресурсами. Среди последних, большой интерес у пользователя вызывают полнотекстовые электронные ресурсы-цифровые коллекции виртуальных библиотек и баз данных.

Отличие же любой электронной библиотеки и полнотекстовой базы данных от традиционной библиотеки заключается прежде всего:

а) в технологических процессах формирования (комплектовании) информационной продукции, а также составе средств, используемых для ее хранения и представление пользователям;

б) в видах носителей информационной продукции: фонд библиотеки комплектуется цифровыми ресурсами, печатными изданиями и ресурсами на других носителях;

в) в организационных формах создания и функционирования [с. 23].

Проблемы внедрения новых технологий являются ведущими в современном библиотечном деле России. Согласно Государственному стандарту «Информационно-библиографическая деятельность,

библиография. Термины и определения» введенному в 1999 году под информационной технологией понимается совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработка, поиск, вывод, копирование, передачу, распространение информации. [c. 8].

Значение библиотек в эпоху внедрения современных технологий возрастает. Библиотека остается и является центром предоставления документов.

В 1995 году был разработан первый программный документ « Программа информатизации библиотечного дела России», Научный Совет по государственной научно-технической программе «Информатизация России» выпустил обзор-проект по направлению « Информатизация науки, культуры и образования», где уделено внимание состоянию и проблемам автоматизации библиотек страны.

Термин «инновация» вошел в научный оборот в Х1Х в. как антоним термина «традиция». Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а содержание-комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

На данный момент в научной литературе существует несколько определений этого понятия:

«Инновация» - развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, способствующего решению стоящих проблем на качественно новом уровне».

«Инновация»- это объект, внедренный в производство в результате научного исследования, открытия или неординарного использования известного объекта, качественно отличающегося от предшественника».

«Инновация»- (от лат слова innovation) – изменение, развитие способов и результатов деятельности людей.

Нововведения - главный фактор преуспевания любой организации. В настоящее время очень быстро сокращается жизненный цикл товара или услуги, резко обостряется конкуренция, повышаются требования потребителя, чтобы выжить в такой обстановке, библиотека вынуждена непрерывно улучшить и преобразовать свои продукты, совершенствовать производственные и управленческие процессы.

ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

Проследить этапы внедрения новых технологий в систему школьных библиотек.

ЗАДАЧИ:

1.Выявить, отобрать и проанализировать литературу по теме.

2.Раскрыть значение школьной библиотеки - как центра информации.

3.Выявить основные этапы внедрения новых технологий.

4.Выявить реализацию программ в практику школьных библиотек, автоматизация основных библиотечных процессов.

5.Изучить реализацию внедрения новых технологий в сеть школьных библиотек Шербакульского района.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ :

Этапы внедрения новых технологий.

Г Л А В А 1

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Скорость и радикальность происходящих в нашей стране преобразований непрерывно меняют и условия функционирования библиотек требуют от них постоянной перестройки структуры их деятельности. Глобальная информация многих сфер деятельности не только привела к переосмыслению роли информации в системе стратегических ресурсов, но и выдвинула библиотеки в число наиболее значимых источников формирования и представления информации. Повышение эффективности функционирования библиотек в настоящее время может быть обеспечено путем внедрения новых автоматизированных технологий.

В библиотечном деле за достаточно короткий срок сменились уже несколько поколений технических и программных средств. Перед современным библиотечным работником открылись новые перспективы и появились новые сложные задачи, для решения которых нужны специальные знания и опыт. Современный этап развития всех библиотек, в школьных - в частности, характеризовались изменением основных приоритетов их деятельности. К традиционным задачам сохранности и приумножения книжных собраний добавляется функция информационных центров, обладающих мощными информационными базами данных и обеспечивающих использование мировых информационных сетей и банков данных. В системах реализованы технологии автоматизации всех типовых библиотечных процессов на основе взаимосвязанного функционирования рабочих мест. Одновременно АИБС является оптимальным средством построения библиотечных (и межбиблиотечных) сетей, которые позволяют наиболее эффективным образом организовать обслуживание пользователей библиотеки. Обладают возможностью однократного введения данных и многократного их использования - что экономит материальные ресурсы и уменьшает трудовые временные затраты библиотекарей, поддерживают технологии штрих-кодирования. С помощью современных АБИС возможна автоматизация всех этапов процесса комплектования книг, при этом системы позволяют автоматически создавать выходные формы (получать любые статистические данные выбора, касающихся издательств, партий книг и др.)

В течении последних 15 лет вызывают интерес информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании. Не обходят ИКТ и библиотеки. Многие городские и районные библиотеки имеют подключение к Интернет, даже собственные страницы в Интернет[c.19] .Школьные библиотеки должны участвовать во внедрении УКТ, причем, не замыкаясь только на Интернет. Не все школьные библиотеки имеют медиатеки - собрания электронных изданий на компакт-дисках и магнитных носителях, а также видеофильмов. Многие библиотекари до сих пор путаются в терминологии и не всегда понимают роль персонального компьютера, СД-РОМ или Интернет и роль печатного учебника и книги. [с. 23 ] .

Введенное в середине 15 века бароном Гуттенбергом книгопечатание ознаменовало переход человечества к средствам массовой коммуникации и информации. Очагами учености в Европе были немногие университеты и школы при монастырях и церквях. Собрания книг - библиотеки - из редчайших явлений культуры превратились в обычные, книг стало много и библиотеки стали непременной частью учебных заведений.

Далее появляются технические нововведения - фотография(1839 г.), электрический телеграф (1832-1844 гг.), немой кинематограф (1895 г.), телефон (1876-1878 гг.), звукозапись (1877 г.), радио (1886-1895 гг.) [с.7]. В 1950 году началось развитие телевидения, радиовещания, в 1960 году появляется учебное телевидение, бытовая техника, магнитозаписи и видиозаписи, обеспечивающая выборочное копирование и индивидуальное воспроизведение фонограмм, видеофрагментов, видеофильмов. Для обучения применялись контрольно-тестирующие аппараты электромеханического типа, проекционные устройства и аппараты для чтения микропленок и микрофильмов (в библиотеках) [с.8].

С появлением персональных ЭВМ-ПЭВМ в 1970 –е годы стали бурно развиваться новые интерактивные информационные продукты- мультимедиа энциклопедии и компьютерные игры.

В концу 1990 годов эти информационные продукты размещаются на компакт-дисках СД-РОМ и ДYД. Обучающих СД-РОМ пока не так много.

А медиатеки стали составной частью библиотек в странах Запада. В конце 1980-х годов началось развитие глобальной компьютерной сети Интернет, которая объединила технические возможности персональных компьютеров и их программных средств, возможности современных средств связи. [с.21].

Важнейшими источниками мировых информационных ресурсов сразу-же явились крупнейшие библиотеки мира и университетских центров. Появились так называемые «Электронные библиотеки» в Интернет. Современные программные средства развились в начале 3 тысячелетия настолько, что они в состоянии воспроизводить фонограммы, видиофильмы, обеспечивать реалистическое качество интерактивных компьютерных игр с «Виртуальной реальностью» и пр. [с.22].

Современный мультимедийный компьютер и компакт-диски интегрируют в себе возможности, почти всех технических средств и свойственные им особые способы представления текстово-зрительной и звуко-речевой информации и не отрицают ни одного из них. Персональные компьютеры и электронные издания на компакт-дисках и даже Интернет отнюдь не отрицают печатные книги, учебники, газеты и журналы. Приняв на себя дополнительные функции от других технических средств информирования и коммуникации они изменяют роль печатных изданий и учебников в обществе и образовании. Становясь интерактивной, интегрированной с видео-звуковой информацией и доступом к глобальным, информационным ресурсам «книгой», вернее, источником текстовой

7.

информации, персональный компьютер оставляет за книгой и учебником вдумчивое и комфортное чтение. Значение ИКТ для школьных библиотек будет возрастать. Это связано с большой эффективностью их применения и с возрастающими возможностями для их использования в школе. Все выше сказанное верно и для обучающих компьютерную продукцию, включая современные мультимедийные обучающие программы на компакт-дисках или в Интернет. Эффективность их связана с тем, что они облегчают труд учителя.

Следует отметить особую конъюнктурную важность информации образования и для реформирования социально-экономической сферы в России, и для участия в происходящих в мире процессах глобализации экономики. Информационное образование не только социально значимый сам по себе результат, но и результат, который работает на будущее и создает уверенность в будущем.

Информатизация среднего образования в России не ограничивается поставкой компьютерного оборудования в сельские школы.[c30].

В настоящее время почти все школьные библиотеки имеют доступ в Интернет. Школьные библиотеки обретают необходимые современные черты, становятся очагами информационной культуры в школе. Кроме книги, дети могут получить доступ к электронным изданиям на СМД-РОМ и образовательным ресурсам в Интернет.[c.21].

В настоящее время информатизация образования, развернутая в соответствии с федеральными целевыми программами «Электронная Россия», « Развитие единой образовательной информационной среды» влечет

за собой переход работы школьной библиотеки на более высокий уровень предоставления информационных услуг, их оперативность, доступность и актуальность.

Говоря о комплексном подходе к автоматизации школьных библиотек надо учитывать ряд условий, среди которых:

-тщательный отбор и изучение предлагаемых АИБС для школьных библиотек;

-организация обучения школьных библиотекарей основам работы на ПК;

-оснащение всех школьных библиотек компьютерной техникой;

-выделение штатных единиц для обеспечения работы АИБС в школьной библиотеке;

-создание методического центра по автоматизации школьных библиотек для обмена опытом [с.31].

Только учитывая эти все факторы, можно говорить о подходе к автоматизации школьных библиотек.

ГЛАВА 2

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА- ЦЕНТР ИНФОРМАЦИИ

В условиях села учащиеся м учителя испытывают информационный голод, так как большой поток информации проходит мимо. В тоже время существует прямая зависимость между эффективностью информирования и уровнем информационной культуры.

Роль школьной библиотеки как библиотечно-информационного центра в повышении информационной культуры учащихся и учителя как основы его технологической компетентности трудно переоценить.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения как к личности, обладающей высоким уровнем культуры и сформированными социальными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном правовом демократическом обществе. Постиндустриальное-то есть информационное. И основополагающей компетентностью выпускника является компетентность информационная.

Выпускник должен понимать значение информации для профессиональной, общественной, бытовой деятельности, способный к индивидуальной ориентации и самоопределению в информационном поле, умеющий оценивать и отбирать информацию для решения различных задач.

Для достижения этой цели необходим высокий уровень информационной культуры как систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивает оптимальное осуществление профессиональной деятельности. Необходимость повышения информационной культуры учителя заставила пересмотреть статус школьной библиотеки в структуре общеобразовательного учреждения.

Формирование информационной среды становится основополагающим образовательным условием и требует формирования и развития на базе библиотеки современного библиотечно-информационного центра, располагающего средством новых информационных технологий и представляющих свободный доступ учащимся и учителям к любому виду информации для их самостоятельной работы по сбору фактов, их анализу, обобщению, сопоставлению с аналогичными или альтернативными вариантами.

Чтобы реструктуризировать библиотеку в библиотечно-информационный центр необходимо создать специальные технические условия:

- расширить площадь занимаемой библиотеки;

-создать видеозал (видеоуголок), секцию, оборудованную телевизором, Д Y Д, аудио и видеоматериалами;

-оборудовать компьютерную зону компьютерами с программным обеспечением, сканером, принтером и ксероксом, имея фонд СД-дисков; абонемент с художественной литературой и альтернативными учебниками;

-читальный зал со справочной литературой и периодическими изданиями для учащихся;

-методическую секцию с учебно-методической литературой;

- хранилище для учебников.

К фонду организовать СБА - каталоги, картотеки.

Опираясь на значимость умений, актуальных для педагога, библиотекарь отслеживает и расписывает информацию для учителей;

-предметные умения (информация об учебниках, программах, методиках и т.д.);

-гностические умения- (основы информационной культуры, исследовательская деятельность, НОТ);

-проектные умения - сбор материала по состоянию рабочей программы, планов и т.д.;

адаптационные умения - о формах и приемах обучения;

-организационные умения - координация взаимодействия учащегося, распределение функций;

-коммуникативные умения - речь и культура общения, речевые умения;

-мотивационные умения-педагогическая диагностика мотивации учения;

-контрольно-аналитическое умение - о контроле знаний, аттестации, анализе урока;

-тематико-типологическая модель электронного каталога библиотечно-информационного центра строится на принципах технологического подхода к формированию фонда с учетом его образовательного назначения. Этот документ включает рубрики, отражающие пять основных линий содержания образования национально-регионального компонента ГОС:

-культурно-историческая линия (человек и история, человек и культура, этнокультурное образование);

-социально-правовая линия (человек и общество, человек-человек), правовая культура, экономическая культура, профессиональное самоопределение);

-информационно-методологическая линия (человек и информация-информационная культура, человек и знания-методологическая культура);

- экологическая линия (человек и природа);

-культура здоровья (человек и здоровье).

В настоящее время изменились и функции библиотекаря - он стал консультантом при составлении « Рабочей программы педагога по предмету», программного и учебно-методического обеспечения.

Библиотечно-информационный центр- это качественно новое экономически и методически обоснованное обеспечение возможностей самоподготовки педагогов.

Только сотрудничество педагога и библиотекаря обеспечивает наиболее эффективное обучение, формирует информационные, коммуникативные навыки ученика. Для этого составляются совместные планы работы по осуществлению учениками исследовательской и проектной деятельности, что позволяет интегрировать информационные технологии и образовательные программы в индивидуальные планы формирования сложных дидактических и исследовательских умений у учащихся среднего и старшего школьного возраста, для учителей.

С этой целью информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) вызывают в настоящее время наибольший интерес.

Книга давно уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили ее информационную монополию и все активнее внедряются во все сферы человеческой деятельности. Научиться пользоваться информационными ресурсами для решения поставленной проблемы (электронными учебниками, энциклопедиями и справочниками на СД, компьютерными текстами, телекоммуникационными сетями)— это не столько веяние времени, сколько насущная необходимость.[ c .26].

Сейчас в планах модернизации библиотечно-информационных центров - оборудование Интернет-класса. При работе в сети появится возможность связаться с педагогами других городов и стран, снять информацию с сайтов педагогических газет и журналов, посещать сайты других учебных заведений и крупных библиотек. А при высоком уровне информационной культуры у учителей появится возможность и необходимость открытия собственного информационного сайта.[c.19].

В информационной среде общеобразовательных учреждений, которую представляет собой и будет представлять библиотечно-информационный центр, становятся возможными новые формы организации познавательной, коммуникативной и технологической деятельности учителя, освоение которых направлено на развитие его информационной культуры как основы технологической компетентности педагога.

Состояние, уровень и качество информационного обслуживания учащихся и учителей в школах страны отстает от требований, предъявляемых системой образования и очередным этапом реформ школ. Актуальность проблемы очевидна. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, есть школьные библиотеки, имеющие компьютеры, и библиотекари, освоившие курс компьютерной грамотности и готовые участвовать в инновационных преобразованиях, а с другой - отсутствует единая программа внедрения библиотечно-компьютерных технологий, учитывающая специфику школьных библиотек и обеспечивающая в перспективе функционирование единого информационного пространства. Требуется единство технологий.

Все школьные библиотеки начали работать в формате «МАРК», «МАРК-SOL» и заинтересованы в том, чтобы для школьных библиотек приобреталась именно эта программа.

ВЫВОД:

Современная школа любого типа сегодня ориентируется на внедрении новых информационных технологий. Тенденция во всем мире такова, что библиотеки постепенно становятся больше информационными центрами, чем традиционными хранилищами документов. Пользователем библиотеки в будущем станет человек, который будет приходить в нее именно за информацией. И в перспективе, любая школьная библиотека должна стать информационным центром.

1.1. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОНЫХ КАТАЛОГОВ

Понятие «Электронный каталог» пришло к нам из США. В отечественной каталогизации все необходимые термины стандартизованы. О том, что библиотечный каталог может функционировать в машиночитаемой форме, сказано в ГОСТе 7.76-96, п.3.5 дано определение электронного каталога с принятой аббревиатурой ЭК: « Машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей» [с.17].

Объем первичной информации, которую надо знать любому пользователю ЭК до того, как засветится экран, входят ответы на такие вопросы:

-как включить компьютер;

-как выбрать язык диалога ( родной язык);

-как исправить свою ошибку;

-сколько времени дается на ответ;

-как сделать так, чтобы номер читательского билета был считан машиной.

Электронный каталог обязан обеспечивать весь комплекс услуг, которые предоставлялись пользователем традиционными каталогами. Электронный каталог-технический инструмент поиска, обеспечивающий удобство работы, большую оперативность получения информации, позволяющий переработать огромные объемы информации. Электронный каталог- это главный информационный продукт библиотеки.

Виртуальный пользователь, имея доступ к электронному каталогу может определить наличие издания в фондах библиотеки или провести тематический поиск.

Электронный каталог является универсальным библиографическим ресурсом. Сотрудниками библиотек создается информационно-библиографическая продукция (библиографические указатели, списки, фактографические справочники, дайджесты и т.д.)

Одним из основных направлений работы библиографической службы является формирование информационной культуры пользователей. Информационный потенциал библиотеки можно узнать исходя из ее информацмонно-библиграфических ресурсов. У ряда библиотек нет возможности предоставить виртуальному пользователю свои ресурсы в режиме онлайн. Это происходит в силу ограниченности технических, программных, финансовых, кадровых средств библиотеки. Частично компенсировать этот пробел помогает описание СБА библиотеки. Аннотированные списки собственных каталогов и картотек, приобретенных баз данных, списков периодических изданий, получаемых библиотекой, сведения о спецфондах (видеотека, медиатека и т. д) целесообразно для удобства пользователя размещать в одном месте.

Библиотека Якутского городского лицея в 1997 году получила статус информационно-библиографического центра. Здесь электронный каталог организован при помощи программы «МАРК».

Модернизация библиотеки лицея началась с изучения и анализа опыта деятельности библиотек страны.

Главная задача центра - предоставление полной информации по запросу пользователя.

Основными направлениями в работе являются:

-информационная поддержка учащихся и учителей;

-библиотечно-библиографическое обеспечение воспитательного процесса;

-формирование культуры чтения;

-информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Обязательным для учащихся 8-9 классов является специальный курс «Основы информационно-библиографической грамотности». Техническое оснащение информационно-библиографического центра- 2 компьютера, 2 принтера, ксерокс, магнитофон. Ведется работа по формированию электронного каталога.

Созданы следующие базы данных:

- электронный каталог книг (СК); объем каталога 937 записей. Сюда введены художественная литература, все новые поступления;

- каталог научно-методической и педагогической литературы: 788 документов;

-картотека « Русский язык и литература» 696 записей. Постатейная роспись журналов «Русский язык в школе», « Литература в школе», «Вопросы литературы», газеты «Литература», « Русский язык» в помощь учителям гуманитарной кафедры;

-картотека цитат: введено 826 записей самой разнообразной тематики;

-картотека статей 1969 записей;

-краеведческий каталог-картотека:882 документ, отражающий фонд по краеведению (книги, статьи, сборники и журналы);

-картотека « Библиотека абитуриента»-639 пособий для поступающих в ВУЗы общего содержания;

-учетная картотека «Учебники»-432 записи.

Наличие электронного каталога значительно повысило оперативность информационно-библиографической работы: не обращаясь е фонду, мы можем информировать, например учителя литературы о наличии и количестве текстов изучаемого произведения; аналитическая роспись ГЖС и сборников позволяют

На более качественном уровне выполнять библиографические справки; на основе тематических баз данных мы можем проводить

индивидуальные информирования учителей и учащихся лицея; с помощью словарей (основных рубрик, ключевых слов, персоналий…) в электронном каталоге составляем списки литературы по интересующей читателями темам, подбираем цитаты, формируем бюллетени новых поступлений, уточняем наличие учебников, пособий по предметам.

Имеется доступ к образовательным ресурсам в Интернете - это позволяет получать дополнительную информацию для пользователя. С отладкой школьной локальной сети информационно-библиографический центр стал частью единого информационного пространства лицея. Имеется возможность входа в электронный каталог с компьютера любой кафедры. В перспективе работы - организация медиатеки.

1.2 ИНТЕРНЕТ В БИБЛИОТЕКЕ

Приход в новую школу Интернет-технологий изменил и ее образовательные цели. Они направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, анализу и представлению информации. Новая школа и новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы (проектные и др.) и предусматривают новые роли: учителя как консультанта т ученика-как активного исследователя творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации. Идут инновационные процессы внутри самой образовательной системы, формируется социальный заказ, который отражает общественные и индивидуальные потребности.

Становятся нужными и специально создаваемые для размещения в Интернете материалы для самостоятельной работы учащихся. Они предполагают поиск конкретной учебной информации (библиотечные базы информации, справочные, информационные и методические материалы учебно-воспитательного характера, электронные учебники, некоторые виды результатов дистанционных олимпиад, викторин, проектов и др.) Эти материалы предполагают также и разветвленные пути изучения (образовательные веб-квесты, тематические веб-сайты, курсы дистанционного обучения, результаты проектной деятельности школ в виде веб-сайтов и веб-страниц, интерактивные анкеты и опросники).

Новые педагогические подходы к использованию компьютеров в Интернет-ресурсах в учебном процессе продумываются вместе с библиотекарями, учителями, администрацией.

Школьник включается в учебный процесс, в котором использует новые педагогические подходы (проектная деятельность, работа в группах, обучение в сотрудничестве, разноуровневое и модульное обучение и др.) Он и сам использует информационные ресурсы (в том числе Интернет). Так ученик становится уже не объектом, а субъектом в общении с педагогами.

Активно развивается информационная образовательная среда. В условиях новой школы на нее влияют:

- потребность учащихся и учителей в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств;

-наличие методически продуманной системы внедрения информационных средств;

-создание и развитие в школах информационных центров ( медиатек), где организован доступ к информационным образовательным средствам и ресурсам и где работают библиотекари и медиаспециалисты, а также общее развитие системы электронных телекоммуникаций, позволяющей поддержать образовательное сообщество, использующее технологии. [с.24 ].

Информационное пространство экстенсивно расширяется, продолжается бурный рост различных каналов коммуникаций. Интернет сегодня особенно активно используется детьми и подростками, развивается рынок предложений и услуг доя юных пользователей Интернета. Эти проблемы беспокоят родителей, педагогов, библиотекарей.

В сфере развития личности ребенка в новой информационной среде мы выделяем две главные проблемы:

- проблема доступности информации для детей;

- проблема «качества» этой информации с точки зрения социализации личности ребенка.

Сегодня особенно необходимо:

-развитие социокультурно-гуманизированной, духовной информационной среды, в которой дети и подростки могут получить культурные ценности, идеалы, действительно способствующие их развитию как будущих граждан страны.

Опыт работы многих школьных библиотек свидетельствует о том, что в условиях нехватки средств на комплектование они активно используют Интернет, чтобы получить информацию для своих читателей, таким образом, заменяют одни источники информации другими.

Новая политика в области образования и культуры должна опираться на библиотеки как ресурсные центры, перед которыми сегодня встает целый комплекс задач.

В числе этих задач:

- обучение и консультирование юных пользователей для освоения ими читательской информационной и медиаграмотности;

- создание в библиотеках новой информационно-образовательной, развивающей личность медиасреды (где есть мультимедиа и Интернет-центры);

- изучение и отбор лучших ресурсов медиа (книг, журналов, видеоматериалов, компакт-дисков, программ и др.);

-изучение и отбор лучших ресурсов киберпространства и др.

Новые технологии дают огромные возможности библиотекарям [с.9 ].

Права ребенка декларируются как приоритетные, роль библиотеки в качестве гарантов прав детей на получение информации явно недооценивается. Решение этого комплекса проблем должно идти в рамках федеральных и целевых государственных программ. Необходимо развитие центров в регионах, где библиотекари смогут на базе технически оснащенных центров быстро освоить новые технологии.

Одной из ключевых сегодня становится задача интенсификации включения всех типов библиотек, работающих с детьми в программы развития в России Интернета, в развивающееся информационно-образовательные и социокультурное информационное пространство; задача технического переоснащения библиотек, повышение квалификации школьных библиотекарей для работы с новыми информационными технологиями. Иначе разрыв между пользователями- детьми и подростками и библиотекарями будет возрастать, что негативно скажется и на детях, и на судьбах библиотек и библиотекарей в ближайшем будущем.

Необходимо осознание и развитие такой национальной политики в этих областях, когда будут осмыслены и реализованы приоритетные права детей, и не только на выживание и достойную жизнь, но и на свободный доступ к информации, образованию и культурному развитию.

Важным представляется в современной школе учитывать интересы учащихся и учителей в различных видах и формах представления информации , в том числе, на основе средств новых информационных технологий.

При подготовке современной школой выпускника в последние годы стали ориентироваться на человека, самостоятельного и критически мыслящего, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это диктуется социальным и экономическими факторами: российское общество из общества индустриального постепенно превращается в общество информационное, где существует осознанная необходимость в достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвитии на любом отрезке жизненного пути человека.

В этих условиях изменяется характер учебного процесса, в который энергично внедряются активные методы обучения - широкая сеть факультативов, кружков, клубов. Успешной самостоятельная работа становится тогда, когда ученик располагает возможностью свободного выбора и доступа к различным источникам информации. И наиболее актуальной и значимой представляется проблема развития на базе сегодняшней школьной библиотеки современного информационного центра - или медиацентра (медиатеки), располагающей средствами новых информационных технологий и представляющих свободный доступ учащихся и учителя к любого вида информации для их самостоятельной, самообразовательной работы.

1.3 ЦЕНТРЫ И КЛУБЫ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

Инновационные процессы начались в Красноярском региональном центре Федерации Интернет в 2002 году.

Библиотеки края начали использовать в своей работе различные варианты интересных перспективных нестандартных форм работы с пользователями.

Школьная библиотека школы №79 г. Красноярска вместе с учениками старших классов разработала веб-сайт (страницу), которая называется «Приглашение в библиотеку».

Это очень новая, оперативная, доступная для всех форма подачи информации в работе библиотеки. Разрабатывалась страница в то время, когда в школе монтировалась школьная локальная сеть.

В масштабах школьной локальной сети страница работает постоянно дополняется и обновляется информацией.

Презентация Веб-страницы была проедена на библиотечной секции городской научно-практической конференции и на региональном мастер-классе в г. Енисейске « Новые информационные технологи и в библиотечной практике».

В 2004 году был объявлен конкурс сценариев, посвященный 750-летию Красноярского края и школа приняла участие. Был написан сценарий и признан лучшим, а команда библиотеки была приглашена в Региональный центр Федерации Интернет образования на Интернет-каникулы.

Дискуссионный клуб «DIALOGOS» школьной библиотеки школы №114 г. Москва появился в 1990 году (реально он функционирует с 2003 года).Все сообщения будут интересны для тех, кто подумывает, не обзавестись ли ему собственным сайтом. Мотивы тут разные. Это желание сообщить миру о себе, и наоборот, потребность открыть круглосуточную тусовку для узкого круга избранных в соответствии с тематикой (свежие фотографии, впечатления и т.д.)

Сделать свой персональный сайт и бесплатно разместить его в Сети в принципе не сложно - был бы выход в Интернет. Сложно сделать такой сайт, какой нужен именно вам. Дело в том, что бесплатные веб-хостинги, то есть услуги по предоставлению пользователям некоторого пространства для размещения сайтов на своих серверах, как и на бесплатные услуги, имеют свои минусы. Иногда владельцы «чужого сервера» обычно оговаривают право закрыть хостинг по своему усмотрению, и тогда ставший родным сайт может вдруг исчезнуть.

Сайт школьной библиотеки задумывался как продолжение существующего Дискуссионного читательского клуба. Наша задача - расширить аудиторию клуба за пределы города, обязательно сохранив те же выработанные годами « правила игры», ту же особую атмосферу общения, в которой каждый участник всегда имеет возможность свободно высказаться, предложить тему для обсуждения, просто послушать что-то интересное для себя.

Наш сайт интерактивный и открытый. Здесь есть Правила поведения в форуме, но нет обязательной регистрации, он « домашний». Удобный для общения. Светлый теплый тон Пушкинской комнаты. Есть рубрики « О клубе». «Члены клуба», «Наша смена», «Фотоальбом» и др. - тоесть информация, с кем общаться. Есть и рубрики для собственного общения «Форумы», «Гостевая книга», «Интервью», где можно иногда задавать вопросы гостю. Не менее важна для сайта и правильная интонация-легкая, неамбициозная, доверительная, как и положено в разговоре с друзьями.

Сейчас закончен консультационный проект, где посетители сайта начнут получать ответы на свои вопросы от профессиональных психологов и юристов.

Важно, что сайт позволяет ребятам не только общаться между собой, но и самовыразиться, заявить о себе: кто-то, участвуя в создании сайта, получил возможность продемонстрировать свои технические способности.

1.4 МЕДИАТЕКИ. МЕДИАЦЕНТРЫ

Во многих школах страны существуют медиатеки (медиацентры), организованные при школьных библиотеках, а иной раз функционирующие в паре с библиотекой. Специалисты в области новых информационных технологий выступили с пониманием термина «медиатека», рассматривая его как собрание компакт-дисков.

Библиотечный медиацентр - часть единого информационного образовательного пространства. Библиотечный медиацентр-целостная информационная медиосистема.

Миссия библиотечного медиацентра учитывает ряд составляющих:

-внутренние и внешние факторы;

-образовательные и индивидуальные потребности;

-деятельность учащихся, учителей.

Важными компонентами эффективного функционирования школьного медиацентра как целостной информационной медиасистемы выделяется 3 группы:

а) основные: фонд медиаресурсов;

б) поддерживающие: управление, техническая служба;

в) первичные: планирование деятельности

Существуют разные мнения по поводу того, каким образом организована в школьном библиотечном медиацентре условия для хранения информационных ресурсов;

- от традиционного подхода, когда в библиотеке школы выделяются площади для хранения фондов книг и отдел площади под хранение каждого отдельного медиасредства;

- до распределенного подхода к хранению, когда информационные средства и оборудование размещены по всей школе.

Во все подходы к организации условий для хранения информации и деятельности с ней учащихся и учителей существенные коррективы вносит создание внутренней локальной сети. На определенном этапе развития единого информационного пространства все рабочие станции медиацентра, учебных кабинетов, других помещений школы и сервер объединяются в локальную сеть, что позволяет использовать накопленную в учебных кабинетах, библиотеке административных и других помещениях информацию, размещаемую в базе данных школы, в процессе учебный занятий в классах и во внеурочное время.

Медиатека-центр информационной инфраструктуры образовательного учреждения; специальным образом организованные условия, которые активно способствуют формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, а также повышению профессиональной квалификации учителя с помощью средств новых информационных технологий. В информационно-педагогической среде, которую представляет собой медиатека, становятся возможными новые формы организации познавательной, коммуникативной и креативной деятельности всех ее потребителей, в том числе для создания собственных средств информации.

Существенным отличием самостоятельной работы в медиатеке от самостоятельных, дополнительных, внеклассных занятий в кабинетах является то, что здесь ученику открываются широкие возможности для повторения, углубления имеющихся у него знаний, сравнения своих знаний со знаниями других школьников. В медиатеке школьники приобщаются к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности- работе с информацией: вербальной, образной в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов.

Учителя в медиатеке получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Здесь созданы условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых непосредственно на уроке или во внеклассное время, для создания самодельных средств творческой деятельности учителя: магнитозаписей, видеозаписей, СД-РОМ технологий и др.

Учащиеся, самостоятельно работая в медиатеке, приобретают возможность читать не только книги, периодику, но и объемную информацию из Интернета и с дисков СД-РОМ.

Существует несколько этапов создания школьных медиатек:

1 ЭТАП Определение технико-тематического состава информационных материалов медиатеки.

2 ЭТАП Создание индивидуальных рабочих мест для самостоятельных занятий учащимися и учителями с информацией.

3 ЭТАП Семинары и практические занятия с учителями по освоению ими проектной методики.

4 ЭТАП Дальнейшее развитие учебно-материальной базы, базы медиатеки зависит от развития общества.

Создание школьного библиотечного медиацентра - как ядра школьной информационной службы - дело не одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива школы, возможно, родителей и других заинтересованных лиц, и самое главное - идущее параллельно с развитием единого информационного пространства самой школы, так как медиацентр является его важнейшей составляющей.

Возможна некоторая последовательность в этапах создания библиотечного медиацентра школы.

1 ЭТАП Оснащение библиотеки школы компьютерами, другим оборудованием для использования медиоинформации и доступом в Интернет. Создание и развитие электронного каталога. Наращивание фонда нетрадиционных материалов и средств за счет приобретения справочных, энциклопедических, образовательных компакт-дисков, видеоматериалов.

2 ЭТАП Включение библиотеки и других школьных подразделений в единую локальную сеть. Разработка модуля школьного библиотечного медиацентра. Накопление базы данных школы.

Дальнейшее развитие школьного библиотечного медиацентра как школьной информационной службы и частично единой информационной образовательной сети школы зависит от развития общества, научно-технического прогресса, распространения новых идей в педагогических и смежных науках.

1.5 ШКОЛА. АИБС «МАРК- SOL »

В нашей стране создание комплексных автоматизированных библиотечно-информационных систем (АИБС) началось в 70-х годах и велось крупнейшими библиотеками страны.

На сегодняшний день на российском рынке присутствует достаточное количество автоматизированных библиотечно-информационных систем среди них:

-Информсистема МАРК-SOL;

-«РУСЛАН», (разработчик Центр «Открытые библиотечные системы» Санкт-Петербургского государственного технического университета);

-ИРБИС (разработчик ГПНТБ России);

-Библиотека 4.0., 5.0. (разработчик МГУ) и др.

Первая коммерческая версия АИБС «МАРК-SOL» была выпущена в 2000 году НПО «Информ-Система»- одним из ведущих разработчиков программных средств в области автоматизации библиотечных процессов.

Данная программа обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы, создание и ведение электронного каталога, систематизацию, обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание читателей, учет библиотечного фонда.

АИБС «МАРК- SOL » состоит из пяти АРМов:

Администратор;

Каталогизатор;

Комплектование;

Поиск;

Абонемент

АРМ «Комплектование» - подсистема, в которой реализуются функции по заказу и учету поступающей литературы, контролю поступлений, формированию отчетных бухгалтерских документов. Подсистема реализована в рамках локальной сети. В рамках АРМа « Комплектование» реализована подсистема « Книгообеспеченность» Во всех АРМах предоставляется возможность различного представления документов на экране. Имеется возможность создавать собственные экранные формы представления документов. АТБС «МАРК-SOL» обеспечивает автоматическое формирование и печать полного комплекта стандартных выходных форм ( карточек, формуляров, читательских требований). При печати предоставляется возможность изменить параметры печати, т.е. подобрать необходимые отступы и шрифты. В режимах создания и корректировки документов, как и в прежних версиях, реализован режим автоматического определения авторского знака по таблице Хавкиной. В системе реализованы четыре вида поиска: простой, расширенный, фиксированный и поиск по словарям.

Г Л А В А 3

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
ШЕРБАКУЛЬСКОГО РАЙОНА

Первая задача школьной библиотеки на пути информатизации – организация объективно построенного электронного каталога на книжный фонд, принадлежащий исследуемой нами библиотеки Шербакульской средней общеобразовательной школы №1.

Данная библиотека оснащена компьютером модели «Pentium – 4».

Школа является средним образовательным учреждением, имеющим единую локальную сеть, Интернет, компьютерный класс на 20 компьютеров самой современной модели, оснащены компьютерами модульные кабинеты физики, химии, русского языка и литературы, школа имеет для работы интерактивную доску, на которой умеет работать каждый учитель и тот, кто использует новые информационные технологии в работе. В период осенних и зимних каникул все желающие учителя и работники школы прошли компьютерные курсы, дающие навыки работы с интерактивной доской.

В школе имеется спутниковое кабельное телевидение, школьное радиовещание. Компьютерами, сканерами и ксероксами оснащены кабинеты директора, зам. директора по учебной и воспитательной работе, секретарь, бухгалтер, учительская.

Школьная библиотека оснащена компьютером, лазерным принтером «Canon», сканером «РН», имеет цветной телевизор с DVD, спутниковое телевидение, пока еще не подключены к Интернету.

Администрация и Попечительский Совет школы, ее коллектив открыты инновациям, нововведениям, понимают роль школьной библиотеки в жизни школы, работе коллектива учителей и учащихся.

Программа компьютеризации библиотек общеобразовательных учреждений с целью информатизации образовательного и воспитательного процесса в школе должна иметь в виду следующее:

- Оснащение техникой;

- Обеспечение современными конвертируемыми программами;

- Обучение специалистов.

Главная цель программы - создание необходимых условий для обеспечения школ современной, достоверной и полной информацией.

Цель - вхождение школьной библиотеки в единый общероссийский мощный центр корпоративной каталогизации, а в дальнейшем – вхождение в единое библиотечно-библиографическое информационное пространство.

В данной школьной библиотеке существует два фонда: фонд учебников и основной фонд, включающий в себя научно-популярную, художественную, справочную, методическую литературу. Все свои ресурсы библиотека предоставляет читателям в целях поддержки деятельности и расширения ее возможностей. Контингент читателей неоднозначен: учащиеся, учителя, родители, студенты.

Библиотека располагается на площади в 72 м2 . имеется читальный зал. Фонд учебной и художественной литературы составляет 29.000 экземпляров, всего 480 читателей. В штатном расписании – 1 ставка – заведующая библиотекой.

Школа работает над программой личностно-ориентированного подхода к учащимся в учебно-воспитательном процессе в условиях адаптивной многопрофильной школы, и библиотека, как структурное подразделение, развивается и комплектуется в этом направлении.

Библиотека становится информационным центром.

Когда в 2004 году стали говорить о новых информационных технологиях в работе школьной библиотеки у нас не возникло вопроса – зачем в библиотеке компьютер.

В 2003 году была предложена государственная программа «Школьной библиотеке – компьютер». В 2004 году библиотека получила компьютер и лазерный принтер, все программное обеспечение, в том числе и программу «MARK – SGL» - версия для школьных библиотек.

В октябре 2004 года заведующей библиотекой были пройдены курсы повышения квалификации в Омском институте усовершенствования учителей по теме «Новые информационные технологии», была защищена творческая работа, и выдано свидетельство об окончании курсов.

В начале 2005 года приступили к работе по обработке новой справочной и художественной литературы и учебников, созданы списки новинок художественной и методической литературы для учителей.

Описание и распечатка картотек ведется в соответствии с ГОСТом.

В рамках реализации задач модернизации образования, средние учебные заведения активно оснащаются компьютерной техникой и программным обеспечением. Наряду с использованием обучающих программ, электронных информационных ресурсов, систем управления школой, в настоящее время идет процесс внедрения средств автоматизации библиотечно-информационной деятельности в школьной библиотеке.

Цель данной автоматизации – повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационных услуг, устранение трудоемких и монотонных операций. Осуществляемая автоматизация позволит библиотеке стать центральным звеном в создании единого информационного образовательного пространства школы.

Закупка системы «MARK – SGL» произведена по результатам тендера проведенного Национальным фондом подготовки кадров в рамках Инновационного проекта развития образования. Было представлено 5 разработок, но лучшим программным продуктом была признана разработанная НПО «Информсистема автоматизированная информационно-библиографическая система (АИБС) «MARK – SGL» - версия для школьных библиотек. Именно эта система поставлена в 39512 школах РФ, в том числе 18 программ в Шербакульском районе.

Школа получила компакт-диск с программным обеспечением, базой данных, включающих Федеральный перечень и Федеральный каталог учебных изданий, базу данных по развивающей педагогике, а также 2 брошюры «Руководство по установке» и «Руководство пользователя». Школьная библиотека получает возможность для формирования фонда самыми разнообразными ресурсами, в том числе и электронными.

Важной особенностью АИБС «MARK – SGL» является ее особенность служить сетевой программой и функционировать как на отдельном локальном компьютере, так и на компьютерах, соединенных в локальную сеть и образующих единое информационное поле школы.

Для достижения целей, поставленных перед школьным образованием, библиотеке отводится роль информационного центра в школе. АИБС, используемая здесь, должна обеспечить автоматизацию всех библиотечных процессов, предусмотренных нормативно-правовыми документами, развитие электронных ресурсов библиотеки, эффективный обмен данными, кооперацию с другими библиотеками.

АИБС «MARK – SGL» обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов.

Поступившие в библиотеку издания отмечаются в АРМе «Комплектование»

В режиме «Заказ» при составлении заказа на новые учебные издания библиотекой составлены заказы по издательствам:

- АСТ

- Вита – Пресс

- Дрофа

- Просвещение

- Мнемозина

Библиотеке предоставляется возможность для текущего библиографического описания составлять заказы на книгу, определив издательство (выбирается из списка существующих или вводится новое, если это необходимо), указывается источник поступления, количество требуемых экземпляров, дату составления и исполнения заказа.

При поступлении книг в окне «Поступление» вводится количество поступивших экземпляров и дата поступления.

В окне «Издательство» библиотеке предоставляется возможность добавлять, изменять и удалять элементы списка издательств, с которыми она работает.

В подсистеме «Книгообеспеченность» библиотека проводит анализ состояния обеспеченности учебного процесса, оперативно информирует об обеспеченности по отдельным предметам.

В данные о структуре школы библиотекой вводятся списки всех учебных классов с указанием количества учеников в каждом классе, отдельные списки учебников по предметам.

Списки составлены в алфавитном порядке, его можно пополнять, редактировать, удалять.

В подсистеме «Книгообеспеченность» в перечне отчетов в библиотеке имеется:

- «Перечень предметов, изучаемых в школе»

- «Перечень учебников, изучаемых в школе»

- «Книгообеспеченность учащихся в Ι ступени (1 – 4 класс),ΙΙ ступени (5 – 8 класс), ΙΙΙ ступени (9 – 11 класс)»

- «Списки основной и дополнительной литературы»

Основная работа в библиотеке ведется в подсистеме «АРМ» Каталогизация»

В этой подсистеме библиотекой ведется электронный каталог, проводится техническая обработка поступивших изданий, формируется книга суммарного учета.

В режиме «Документ» поиск ведется используя режим «Найти», «Поиск по словарям», выбирая соответствующие пункты меню.

Создаются документы с предоставлением возможности ручного ввода документа по заранее определенному шаблону.

Основные технологические процессы в АРМе «Каталогизация»:

1. Создание библиографических записей

2. Копирование документов

3. Сохранение документов

4. Режим редактирования документов

5. Удаление документов

6. Режим постановки на учет

7. Списание документов Распечатка Акты списания.

8. Формирование Книги суммарного учета

9. Поиск по словарям. Простой, расширенный, фиксированный поиск

10. Формирование и печать отчетных документов

11. Отчеты

12. Виды отчетных документов в Шаблоне

13. Словари. Типы словарей

14. Загрузка записей из Федерального перечня учебников.

В этом АРМе выполняются необходимые для библиотечной работы операции: создание, сохранение, редактирование документов, определение авторского знака по таблице Хавкиной.

К стандартным выходным формам относится каталожная карточка, формуляр, читательское требование. Создание и печать стандартных выходных карточек.

Для работы с документами, необходимо с помощью команды «Найти» осуществить просмотр документов в прямом направлении.

При удалении документов из базы данных нужно быть осторожным, так как удаленные документы восстановлению не подлежат.

Поступающие в школьную библиотеку издания ставятся на инвентарный и безинвентарный учет.

Для постановки на учет необходимо сначала найти библиографическое описание изданий, а если его нет, то создать – внести информацию характеризующую экземпляры изданий: тип учета (инвентарный и безинвентарный), инвентарный номер (если есть), штрихкод, цена, дата поступления.

Списание литературы в библиотеке производится по команде «Списать» с указанием причины списания и номера акта. На основании этих данных в поле «Отчеты» формируется «Акт списания».

Формирование «Книги суммарного учета», ее ведение состоит в вводе информации в базу данных и получении выходных отчетных форм.

КСУ состоит из двух вариантов: КСУ учебников и КСУ книг.

Каждый вариант КСУ состоит из трех частей:

Часть I – поступление экземпляров

Часть II – выбытие экземпляров

Часть III – итоговое движение фонда

1.2. Библиотекой было проведено исследование и проанализирована работа по внедрению новых технологий в сеть школьных библиотек Шербакульского района Омской области.

В 2003-2004 Управлением образования Шербакульского района для школьных библиотек было получено 18 компьютеров и 18 лазерных принтеров.

В качестве программного обеспечения поступило 15 лицензионных программ «MARK – SGL».

В 2004 году прошли курсы повышения квалификации в Омском институте усовершенствования учителей 6 библиотекарей района:

Сентябрь 2004

Шербакульская средняя школа № 1

Романенко Т.А.

Октябрь 2004

Шербакульский лицей

Лазарева И.А.

Ноябрь 2004

Екатеринославская средняя школа

Рожнова Н.Н.

Декабрь 2004

Борисовская средняя школа

Миронкина Ф.А.

Январь 2005

Бабежская средняя школа

Маруськина Л.А.

Февраль 2005

Славянская средняя школа

Ахметова Ж.А.

Школьные библиотеки используют в своей работе компьютеры модели «Pentium – 4», лазерные принтеры «Canon»

По программе «MARK – SGL» ведут работу:

С 2005 года: Шербакульская средняя школа № 1,

Шербакульский лицей

Славянская средняя школа

Бабежская средняя школа

Екатеринославская средняя школа

В районе из 12 библиотек средних школ компьютеры имеются в 11 библиотеках. Нет компьютера лишь в школьной библиотеке Борисовской средней школы, хотя библиотекарем пройдены курсы повышения квалификации, но администрация школы использует школьный компьютер в работе администрации.

Работу по созданию электронного каталога ведут в районе всего 3 школы:

1. Шербакульский лицей – 750 ед. хр.

2. Шербакульская средняя школа № 1 – 980 ед. хр.

3. Екатеринославская средняя школа – ? ед. хр.

Электронный каталог состоит из БОСН рубрик:

1. Культурно-исторических линий

2. Социально-правовая линия

3. Информационно-методическая линия

4. Экологическая линия

5. Культура здоровья

6. Энциклопедии, справочники

Ведутся списки и федеральные перечни учебников.

Информационно-коммуникативными технологиями владеют школьные библиотекари:

1. Шербакульская средняя школа № 1

2. Шербакульский лицей

3. Екатеринославская средняя школа

4. Славянская средняя школа

5. Максимовская средняя школа

6. Бабежская средняя школа

7. Александровская средняя школа

8. Кутузовская средняя школа

9. Красноярская средняя школа

10. Каратальская средняя школа

11. Томарская средняя школа

12. Изюмовская средняя школа

Из 12 библиотекарей всего 6 библиотекарей прошли курсы повышения квалификации в Омском институте усовершенствования, а 6 библиотекарей не имеют средне-специального образования, работают на 0,5 ставки, в возрасте 50 – 55 лет

В районе имеются 3 интерактивных доски:

Шербакульская средняя школа № 1

Екатеринославская средняя школа

Шербакульский лицей

Библиотекари имеют специальную курсовую подготовку для работы с интерактивной доской. Некоторые уроки информационно-библиографической грамотности, например, «Электронный каталог школьной библиотеки» проводятся с помощью интерактивной доски.

Многие школы создают свои веб-страницы и сайты в Интернете. В районе имеет свой сайт только Екатеринославская средняя школа. Идет подготовительная работа по созданию своего сайта в Шербакульской средней школе № 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Скорость и радикальность происходящих в стране преобразований непрерывно меняют и условия функционирования библиотек, требуют от них постоянной перестройки структуры их деятельности. Глобальная информация многих сфер деятельности не только привела к переосмыслению роли информации в системе стратегических ресурсов, но и выдвинула библиотеки в число наиболее значимых источников формирования и представления информаций.

Повышение эффективности функционирования библиотек в настоящее время может быть обеспечено путем внедрения новых автоматизированных технологий. С помощью современных АИБС возможна автоматизация всех этапов процесса комплектования.

Библиотечно-информационный центр- это качественно новое экономически и методически обоснованное место для обеспечение возможностей самоподготовки.

Именно школьные библиотеки станут в дальнейшем центрами информационной культуры.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Аниканова Е.А.

Новые технологии и воспитание-вещи совместимые// Библиотека.-2005.-№5.-с.35.36

Андрианова Л.А.

Автоматизация школьных библиотек. Опыт и перспективы// Шк. биб-ка.-2004.-№9-10.- с.27.32

Бондарева Т.В.

Компьютерные технологии в работе школьной библиотеки// Шк. биб-ка.-2004.-№3.-с.12-13

Бродский М.А.

Клуб и Интернет в приобщении детей к чтению// Шк. биб-ка.-2005.-№1-2.-с.97-104

Гендина Н.И.

Компьютерные технологии в работе школьной библиотеки//Шк. биб-ка.-2004.-№3.- с.12-13, с.16-18

Дворецкая М.А.

Информационные технологии - инструмент удовлетворения запросов//Библиография.-2007.-№5.-с.62-64

Жукова Т.Д.

Информация и информационный сервис в школьной библиотеке. Комплектование фондов школьных библиотек на основе электронных технологий//Шк. биб-ка.-2007.-№6-7.-с.69-72

Жемерикина А.И.

С Интернетом – на ТЫ //Библиополе.-2006.-№11.-с.42-44

Иванов С.Т.

Дети. Библиотеки. Новые информационные технологии//Библиотековедение.-2002.-№5.-с.16-24

История со счастливым началом// Биб-ка в школе.-2005.-№2.- с.15-17

Иванова Е.

Вчера. Сегодня. Завтра// Биб-ка в школе.-2005.-№5.- с.4-7

Калашникова Т.В.

Освоение навыков информационного поиска и приобретение новых знаний при помощи современных технологий// Шк. биб-ка.-2007.-№7.-с.57-60

Козлова В.Н.

Автоматизация библиотечного обслуживания в школах и создание единой электронной сети//Шк. биб-ка.-2003.-№3.-с.19-22

Коршунова Л.И.

Век информации и наши дети//Шк. биб-ка.-200.-№1.-с.43-48

Коршунова Л.И.

Школьная библиотека на пути к автоматизации библиотечно-библиографических процессов// Шк. биб-ка.-2000.-№6.-с.33-37

Крынкин В.В.

СД-РОМ, Интернет и школьная библиотека//Шк. биб-ка.-2001.-№3.-с.41-43

Логинов Б.Р.

Центр ЛИБНЕТ для школьный библиотек//Шк. Биб-ка.-2006.-№8.-с.67

Львова Л.И.

Школа. «МАРК -SOL».-Библиотека в школе .-2005.-№8.-с.6-13

Львова Л.И.

Школа. «МАРК-SOL»-Библиотека в школе.-2005.-№11.- с.14-18

Львова Л.И.

Школа. «МАРК-SOL».-Библиотека в школе.-№10.-с.14-18

Львова Л.И.

Школа. « МАРК-SOL».-Библиотека в школе .-2005.-№6.-с.15-17

Матвеева И.П.

Наше общее пространство// Библиотека в школе .- 2005.-№12.-с.6-10

Мамонтова М.С.

Информационные ресурсы: современные формы развития// Библиография.-2007.-№5.- с.3-5

Майстрович Т.В.

Проблемы формирования фонда электронных документов//НТБ.-2000.-№10.-с.37-42

Мелкова Н.П.

Его величество «Чистое слово» в эпоху информационно-коммуникационных технологий//Шк. Биб-ка.-2005.-№3.-с.25-28

Осин А.

Новый носитель или новое явление//Библиотека в школе.-2006.-№3.-с.9-13

Осин А.

Новый носитель или новое явление//Биб-ка в школе.-2006.-№4.-с.3-6

Рудишина Т.А.

Школьные детские, юношеские библиотеки на страницах «Информационного бюллетеня РБА»//Библиотека в школе.-2006.-№11.-с.8-12

Павлова Е.П.

Роль библиотечно-информационного центра общеобразовательного учреждения//Шк. биб-ка.-2003.-№8-с.63-66

Сукиасян Э.Р.

Электронные каталоги//Биб-ка.-2003.-№2.-с.38-41

Стрелкова Е.П.

К детям пришла современная техника, а с ней - и новые заботы//Шк. Биб-ка.-2000.-№3.-с.35-39

Столяров Ю.Н.

Что такое медиатека// Шк. биб-ка.-2006.-№2.-с.59-63

Тлеукеева Р.И.

Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы, эффективность использования//Биб-ка.-2008.-№1.-с.15-20

Трифонова Е.Е.

Ретроспективная конверсия библиотечных каталогов//Биб-ка.-2005.-№2.-с.45-50

Чудинова В.П.

Детям нужны технологически оснащенные библиотеки, которые помогут подготовить их к обществу знаний//Шк. биб-ка.-2006.-№4.-с.25-28

Хахалева Н.И.

Стратегический ресурс государства: тенденции развития//Биб-ка.-2005.-№1.-с.35-38

Шрайберг Я.Л.

Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя//Шк. биб-ка.-2003.-№6.-с.4-6

Школа «МАРК»

Практикум по АИБС «МАРК-SOL»-версия для школьных библиотек. Абонемент. Комплектование. Административные системы//Биб-ка в школе.-2006.-№3.-с.3-30

Школа «МАРК»

Практикум по АИБС «МАРК-SOL»-версия для школьных библиотек. Введение в систему. Каталогизация//Биб-ка в школе.-2006.-№2.-с.3-30

Ястребцова Е.Н.

Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы//Шк. биб-ка.-2002.-№8-с.26-30