Главная              Рефераты - Разное

по дисциплине «История отечества» Тема: «Этапы древней истории до образования Киевской Руси» - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Реферат

по дисциплине «История отечества»

Тема: «Этапы древней истории до образования Киевской Руси»

Выполнил: студент 1 курса

группы АУ-10

Филягина Я. Н

Чита 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Главава 1. Этнические группы………………………………………………….4

1.1 Словене………………………………………………………………….4

1.2 Кривичи………………………………………………………………….5

1.3 Поляне…………………………………………………………………...7

Глава 2. Племенные союзы восточных славян…………………………………8

2.1Институализация власти в союзах племён……………………………10

Глава 3.Хозяйство и быт славян………………………………………………..12

Глава 4.Великое переселение народов…………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………23

Введение

Историю русской государственности можно начинать с заселения в I тыс. до н.э. севера и центра Восточно-Европейской равнины многочисленными славянскими племенами. Они жили оседло и занимались охотой, рыболовством и земледелием, в степной полосе – скотоводством.

Расселение славянских племен происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад - в междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви - южную, западную и восточную. Предками современных русских, украинцев и белорусов являются восточные славяне. Древние славяне были язычниками. У них сложился пантеон (богов) они верили в злых и добрых духов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы: Ярило - бог солнца и Перун - бог грома и молнии, войны и оружия.

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них произошло разложение первобытнообщинного строя. Они стали объединяться в племенные союзы, которые и предшествовали возникновению государства.

Целью моего иследования является характеристика этапов древней истории Руси до образования Киевской Руси.

В процессе исследования я ставила перед собой следующие задачи:

1.Охарактеризовать этнические группы существовавшие в этот период, а именно историю их образования, отличительные черты.

2.Изучить созданные союзы между этими племенами.

3.Расмотреть основные занятия племён

4.Узнать о переселении народов.

Глава 1.Этнические группы

1.1. Слове́не (и́льменские словене) восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли. Археологически ильменские словене отождествляются с «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень с V — VII веков и Верхнем

История

История словен до IX века известна плохо и только по преданиям, а потому — недостоверна. Первопредками словен приписывается основание городов Словенска,Новгорода и Русы задолго до нашей эры. По другой версии, изложенной в спорной Иоакимовской летописи, князь Славен основал только некий Великий Град (то есть столицу словен). Далее по Иоакимовской летописи власть перешла к потомку Славена легендарному князю Вандалу, после которого сменилось десять поколений вплоть до IX века. Сыновьями Вандала были три легендарных князя Избор, Владимир и Столпосвят, княжившие в трёх городах, названых в их честь — Изборск, Владимир и Столпосвятов (отждествлялся Татищевым с Осташковым). Предание о трёх братьях князьях напоминает многие подобные легенды из которых на Руси наиболее известны легенды о Кие, Щеке и Хориве и о Рюрике, Синеусе и Труворе. Татищев В. Н. относит время легендарного князя Вандала к VI веку. Археологических подтверждений существования княжества словен в VI веке не существует, хотя расселение первых групп славян в Южном Приильменье и на Верхней Волге отмечается отдельными памятниками V — VII веков. Следов проживания словен на Волхове в это время не обнаружено.

Значительные изменения в жизни словен происходят в VII — VIII веках. По мнению археолога В. В. Седова это связано с начавшимся потеплением, когда в регионе стало возможно прогрессивное пашенное земледелие, которое в местах проживания словен появляется раньше, чем у соседних кривичей и финно-угров. Приток в Приильменье и на Волхов нового населения из Южной Балтики в этот период рассматривается рядом археологов, как важный фактор этногенеза ильменских словен. Возникновение на Волхове крепостей Любшанской и Городища в VIII веке, увеличение численности населения, распространение могильников с сопками, захоронения знати, развитие торговли свидетельствуют о процессе социально-экономического развития у словен. В Южном Приильменье и в бассейне реки Ловати В. В. Седовым отмечен процесс ассимиляции словенами местных кривичей — культурные традиции словен становятся преобладающими. Всё свидетельствует о лидирующем положении словен в регионе.

Отсутствие надёжных письменных источников по истории словен отчасти восполняется данными археологии. Примерно в 700 году словене вышли к Приладожью и захватили и перестроили финскую Любшанскую крепость в устье Волхова. В 760-е годы словене захватили и перестроили соседнее торгово-ремесленное поселение в Ладоге. В 780-е — 830-е годы словене участвуют в международной торговле (в частности продают пушнину), в их земле оседают клады арабских дирхемов, поступающие по Волге. Очевидно также устанавливаются связи со странами Балтийского бассейна — с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом. В 830-е годы Приладожье подвергается нападениям варягов со стороны Балтики, после чего в Ладоге наблюдается появление множества вещей балтийского происхождения. В 850-е годы расширяются торговые связи с Готландом и Швецией.

1.2 Кривичи́ группа восточнославянских племен, обитавших в VIII-XII веках на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии . Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения.

Происхождение

По вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две основные точки зрения. Первая связывает их родину с территорией северной Польши, другая — с карпатским регионом.

Летописи говорят о происхождения кривичей (полочан), наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и дреговичами, от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках.

Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую, и полоцко-смоленскую.

История

Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древненовгородский диалект отождествляется с северокривичским. Западные кривичи создали Полоцк, северные — Изборск, а южные — Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами.

Культура

Отличительной чертой погребений кривичей являются длинные курганы — валообразные земляные насыпи. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья. Наземное устройство жилых и хозяйственных построек кривичей (равно как словен новгородских) напоминает славянские археологические памятники лесной полосы Польши. Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки).

1.3 Поляне название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу.

Происхождение

Летописи говорят о происхождении полян, наряду с дреговичами, древлянами, и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было. Это описание явно приукрашено Нестором, монахом Киево-Печерской лавры.

Летописная история застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним.При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.

Глава 2. Племенные союзы восточных славян.

Племенные союзы восточных славян (восточнославянские союзы племен, племена восточных славян) — форма социальной организации восточнославянского общества в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности. Союзы племен носили не только родовой, но и территориально-политический характер. Образование союзов — этап на пути складывания государственности восточных славян.

Племя кривичей

оно состояло из нескольких групп: в летописи упоминаются «все кривичи», различаются кривичи-полочане и смоленские кривичи, которые вели самостоятельную внешнюю политику. Археологи отделяют псковских кривичей от смоленско-полоцких. Кроме того, латыши до сих пор именуют русских этнонимом, производным от имени кривичей (krievs), что говорит о его собирательности. Археологи называют кривичей «племенной группировкой», сложившейся в результате взаимодействия славянских переселенцев с местным балтоязычным населением.

Ильменские словене

Они также находились в конфедеративных отношениях с соседними народами. Полагают, что на месте Новгорода располагались посёлки различных племен, окружавших пустое пространство, служившее местом сбора союзного веча. Из этих поселков возникли «концы» (самоуправляющиеся районы) города, в том числе Словенский и Неревский концы(нерева — балтское племя). В середине IX века сложилась конфедерация племен, располагавшихся на обширных пространствах, в которую входили чудь, словене (Новгород), кривичи (Полоцк), весь (Белоозеро), меря (Ростов) и мурома (Муром).

Северяне

по мнению историков, объединяли три племенные группы. В союзе выступали уличи и тиверцы. Радимичи и вятичи, как полагают, изначально были одним племенем (вятичи), а затем разделились.

Волыняне

одно из восточнославянских объединений, возникших на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов» (городов). Центр – Волынь

Вятичи

союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения р. Оки. В составе Киевской Руси с сер. X в. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Древляне

племенное объединение, занимавшее в VI-X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по теч. р. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с волынянами, бужанами, дреговичами. Главный город – Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевской Руси. Были обложены данью Олегом в 883 г.

Дреговичи

племенное объединение славян. Места обитания - северные области днепровского правобережья. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. В составе Киевской Руси с X в. Стали основой Туровского княжества.

Дулебы

племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 году дружина дулебов участвовала в походе Олега на Царьград. Под именем Бужан и Волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.

Радимичи

племенное объединение, располагавшееся в восточной части верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и Вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань Хазарам. В 885 году были присоединены Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом - воеводой князя Владимира.

Тиверцы

племенное объединение, обитавшее по Днестру до черного моря и устью Дуная. В 907 и 944 принимали участие в походе на Царьград. С сер X в. в составе Киевской Руси. Под ударами печенегов и половцев к XII в. отошли на север, где постепенно смешались с другими племенами.

Уличи

одно из племенных объединений восточных славян, живших, согласно ПВЛ, в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. В течении трех лет их главный город Пересечень осаждался киевским воеводой Свенельдом. Под натиском кочевых племен отошли на Север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства.

2.1. Институализация власти в союзах племен. При объединении племен в союзы возникала надплеменная власть, которая не сводилась к патриархальной родовой власти. Так как союзы создавались в связи с необходимостью защиты от внешних врагов, особым авторитетом среди племен обладали князья, имевшие наиболее сильные дружины воинов-профессионалов. Такие князья возглавляли племенное ополчение и тем самым институализировали свою власть.

Союзное вече также отличалось от обычного народного собрания. В него входили представители военной знати.

Князь, дружина и вече, состоящее из военной и родо-племенной знати, стали отделялись от простых соплеменников. Они олицетворяли племенную власть.

Глава 3. Хозяйство и быт славян

Основным занятием славян второй половины 1-го тысячелетия н.э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. Южные территории восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужному, пашенному возделыванию земли.

Славянские поселения этого периода отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. На многих поселениях найдены земледельческие орудия – железные наральники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда. В южной части восточнославянской территории применялись широколопастные наральники с плечиками. Делались они из одного куска железа и использовались на сравнительно легких почвах. Единичным находками представлены в южных землях восточнославянского расселения и наконечники без плечиков.

Другой металлической частью землеобрабатывающих орудий были чересла - плужные ножи. На селище у д. Хотомель найдено черенковое чересло, выкованное целиком из железа.[1]

Тягловой силой для работы пашенными орудиями, как южного типа, так и сохой была у славян лошадь. О её широком использовании для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах.

В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок,

очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через 3 – 4 года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками.

Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия.

В лесостепной зоне имелись крупные, свободные от лесных массивов участки, поэтому здесь, очевидно, возникла система севооборота – двуполье или трехполье.

Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыжки. Изготавливались мотыжки из широких частей рогов благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего Приднепровья, в Побужье и Днестровско-Дунайском междуречье.

Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Урожай с полей снимали при помощи серпов.

Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах – специальных погребах, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывающиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетеной лозой. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.

Переработка зерна на муку производилась при помощи ручных жерновов.

Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки. Обычно они имели круглую форму и были снабжены невысокими бортиками. На таких сковородках пекли хлебцы и лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса.

О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур. Были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля).

Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности восточных славян занимало животноводство, даже слово «скот» означала деньги. Костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают представление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного рогатого скота составляют до 50% остеологического материала, связанного с домашними животными. Стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, он использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне «считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды».

Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских поселений принадлежит костям свиньи, третье – мелкого рогатого скота, четвертое – лошади. На поселениях Прутско-Днестровского междуречья найдены глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и в днище, предназначенные для приготовления из молока творога.

Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян. В славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян.

Заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали природные условия. Основные орудия охоты – лук и копье. Железные наконечники стрел найдены на многих славянских поселениях. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись силки и ловчие сети. О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства.

Охоте и рыболовству принадлежала подсобная роль в хозяйстве славянского населения при господствующем значении земледелия и скотоводства. В древней Руси широкое распространение получило бортничество.

С сельским хозяйством очень тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости. Они удовлетворяли потребность в одежде, в жилище и в бытовых вещах. В археологическом материале отчетливо характеризуется обработка дерева - строительство жилищ и хозяйственных помещений, изготовление бытового и хозяйственного инвентаря. Кроме того, значительное место занимало изготовление орудий и других изделий из кости и рога. Скотоводство и охота давали в неограниченном количестве необходимый материал. На восточнославянских поселениях изделия из рога и кости встречаются довольно часто.

Прядение было широко распространенной отраслью хозяйственной деятельности, им занимались почти в каждом доме, в каждой семье. Прядение волокна производилось при помощи деревянного веретена с пряслицами различной формы, сделанными преимущественно из глины. Для изготовления тканей в лесной зоне Восточной Европы употреблялся вертикальный ткацкий станок. Можно предполагать, что в южнорусских землях славяне уже знали горизонтальный ткацкий станок.

Металлообработка и, прежде всего, кузнечное дело характеризуется сложными процессами, требовавшими специальных знаний и практических навыков. Поэтому металлургические ремесла довольно рано выделились в отдельные отрасли хозяйственной деятельности. Ими занимались ремесленники – кузнецы и литейщики. Исходным сырьем служили болотные руды, топливом – древесный уголь.

Из железа изготовлялись, прежде всего, земледельческие орудия наральники и сошники, мотыги, косы, серпы, а также орудия для обработки дерева – топоры, тесла, долота, скобели, ложкари. Значительную группу изделий из железа составляли бытовые предметы – ножи, шилья, гвозди, пряжки и, конечно, оружие – наконечники стрел и дротиков, копья. Для этого периода характерны еще сравнительно узкий ассортимент изделий и простые Металлообработка и, прежде всего, кузнечное дело характеризуется сложными процессами, требовавшими специальных знаний и практических навыков.

Поэтому металлургические ремесла довольно рано выделились в отдельные отрасли хозяйственной деятельности. Ими занимались ремесленники – кузнецы и литейщики. Исходным сырьем служили болотные руды, топливом – древесный уголь.

Обработка цветных металлов была менее распространенной отраслью хозяйственной деятельностью славян. Если запасы болотной железной руды, широко распространенной по всей Восточной Европы, были почти неограниченными, то залежей руд цветных металлов на месте ремесленники не имели. Круг изделий из цветных металлов, изготавливаемых славянскими мастерами, достаточно обширен. Наиболее распространенными были литые вещи из серебра, меди или сплавов. Сырьем для восточнославянских ювелиров служил, очевидно, лом цветных металлов, а также византийские и арабские монеты.

Наиболее широко на славянских поселениях и в могильниках представлена керамика. В хозяйственной деятельности восточных славян заметное место принадлежало изготовлению глиняной посуды. На большинстве восточнославянских поселений безраздельно господствовала лепная керамика. Лепные горшки, миски и сковороды делались, вероятнее всего, в каждой семье. Особых навыков для их изготовления не требовалось, а сырье имелось повсеместно. Лепную керамику обжигали в домашних печах.

Сложение наряду с сельским хозяйством, промыслами и домашними ремеслами обособленных отраслей экономической жизни, таких как железоделательное и железообрабатывающее ремесло, ювелирное дело, ставит вопрос о развитии у славян обмена и торговли.

Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, политико-административные, культурные, религиозные центры, т.е. в города. Нередко города располагались на месте старых племенных святилищ или оборонительных сооружений. Так возникли Радога, Ростов, Киев, Суздаль, Переяславль, Псков, Новгород, Белоозеро, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск.

Селения славян укреплялись обычно валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.), наземного и полуземляночного типа. Отапливались дома печами, сложенными из камней и глины.

Итак, в VI-VIII веках восточные славяне занимались преимущественно земледелием, а также скотоводством, рыболовством, бортничеством и охотой. И к концу этого периода начинает развиваться ремесло, торговля и, следовательно, города.

Глава 4. Великое переселение народов

Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже была достаточно плотно заселена самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена. Великое переселение народов - перемещение племён и народов в Евразии в I тыс.н.э., получившее в историографии название великого переселения народов. Перемещение происходило гл.обр. с периферии Римской империи на её территорию (и в её пределах). В процессе перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных территорий, происходило резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берёт начало в этой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства европейских наций. Первая волна великого переселения была связана с германцами. Вторжения варварских (германских, сарматских и др.) племён, живших в первые века н. э. на периферии Римской империи, значительные уже в к.II-III вв. (Маркоманская война 166-180, захват в 2 70-х германскими и сарматскими племенами Дакии и др.), приняли с последней четв.IV в. катастрофический для Рима характер. Во II-III вв. через Восточно-Европейскую равнину с севера на юг - из районов Восточной Прибалтики в Крым двинулись германские племена готов. Вторая волна великого переселения была связана с гуннами в IV в. Причины этого кроются как во внутренних социальных сдвигах у варварских племён (разложение у них родоплеменного строя и начавшийся процесс формирования классового общества), так и в кризисной ситуации, создавшейся в Римской империи. Сочетание обоих факторов придало передвижениям IV-VII вв. радикальный характер. Передвижение на запад гуннов было непосредственным толчком к переселению. Двинувшись с Приуралья, они ок. 370 года перешли Волгу и затем вместе с покорёнными ими аланами обрушились на готов, занимавших Северное Причерноморье 375 году. Осенью 376 года часть теснимых гуннами вестготов поселилась (с разрешения римских властей) на территории империи к югу от Дуная. Притеснения чиновников вызвали в 377 году восстание вестготов, к которым присоединились беглые рабы, крестьяне и работники фракийских рудников. А В 378 году римское войско было наголову разбито восставшими под Адрианополем. Натиск на империю готов, аланов и гуннов был приостановлен, но готы утвердились в качестве римских федератов м.Дунаем и Балканским хребтом, усилилась варваризация римской армии. Под напором гуннов были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и др.германские племена. Вторая волна переселения подхватила славян и привела к расселению на Балканы и степную часть Восточно-Европейской равнины. Славянская единая общность разделилась на отдельные племена и народы: антов, венедов и склавинов. С к.IV в. натиск варваров возобновился. Зимой 394-395 годов гунны совершили набег на Сирию и Каппадокию. Вестготы во главе с Аларихом, разграбив Грецию, утвердились в Иллирике. А В 410 году они заняли Рим и разграбили его. В течение V в. германские племена расселились по всей территории Западной Римской империи, образовав здесь ряд варварских королевств: вестготское в юго-западной Галлии с центром в Тулузе, вандалов в Северной Африке (429-439 года), остготов в Италии (493 году), франков в Северной Галлии, бургундов в юго-восточной Галлии с центром в Лионе (ок.457 года); англы, саксы, юты, начавшие в с.V в. завоевание Британии, образовали здесь в VI-VII вв. ряд своих королевств.

Заключение

В данной работе была сделана попытка полностью выполнить поставленные перед собой цели и задачи, путем детального изучения литературы.

Я изучила этнические группы существующие в этот период на примере Полян, Кривичей, Славен и сделала следующие выводы. Сельское хозяйство у славен было более развито, чем у их соседей Кривичей за счёт лучших природных условий. Отмечен процесс ассимиляции словенами местных Кривичей — культурные традиции Славен становятся преобладающими.У Кривичей были развиты внешне-политические отношения. Отличительной чертой погребений кривичей являются длинные курганы — валообразные земляные насыпи. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья.У Полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.

Но, у рассмотренных мною племён, наблюдаются не только различия, но и сходства летописи говорят о происхождении полян, наряду с кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан.

Я изучила племенные союзы восточных славян на примере племён кривичей, Ильменских словен, Северян, Волынян, Вятичей, Древлян, Дреговичей, Дулебов, Радимичей, Тиверцев, Уличей они представляют собой— форму социальной организации восточнославянского общества в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности. Союзы племен носили не только родовой, но и территориально-политический характер. Образование союзов — этап на пути складывания государственности восточных славян.

Так же был рассмотрен вопрос об особенностях сельское хозяйство этого времени. Оно являлось основным занятием славян второй половины 1-го тысячелетия н.э., причем ведущей отраслью его являлось земледелие.

В эпоху образования Киевской Руси пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно повсеместно (на севере

несколько позднее) сменило мотыжную обработку почвы. Появилась трехпольная система земледелия. Выращивались пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. Летописи упоминают хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом.

Я изучила великое переселение народов. Великое переселение народов— условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными изменениями. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена. В процессе перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных территорий, происходило резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов.

Я думаю, что, поставленные мною цели были выполнены, детально раскрыты все представленные вопросы по данной теме.

Список использованной литературы

1.Седов В. В., Длинные курганы кривичей. Москва, 1974.

2.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

3.Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. Сопки Северного Поволховья. СПб., 1994

4.Ключевский, В.О. Сочинения. В 9 т. Т.1. Курс русской истории, М., 1987

5.Третьяков П.Н. Подсечное земледелие в Восточной Европе, М., 1932

6.Седов В.В.Восточные славяне в VI-VIII вв, М., 1982

7.Гумилев, Л. М. Древняя Русь и Вселенская степь / Л. М. Гумилев. – М.: Мысль

8.Карамзин, Н. М. Предания веков / Н. М. Карамзин. – М.: Правда, 1987. 9.Ключевский, В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 1. Курс русской исто­рии / В. О. Ключевский. - М.: Мысль, 1987.

10.Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до кон­ца XVI в. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.

11.Третьяков, П.Н. Подсечное земледелие в Восточной Европе . Ленинград