Главная              Рефераты - Разное

«сельской» - реферат

Содержание

1.Введение.

2.Основная часть:

2.1 Детство.

2.2 Путь к знаниям и первые успехи.

2.3 С «деревенскими» полотнами пришли слава и признание

2.4 Преподавательская деятельность.

2.5 Мастер портретов.

2.6 Первые годы Советской власти.

2.7 Творческая жизнь за границей.

2.8 Жизнь в Таосе.

3.Заключение.

Введение

Кто жил так, что память о нём свято

сохраняется в душах людей, которых

он любил, тот, я думаю, сделал для про-

должения своего существования и пос-

ле смерти.

Г.Эберс

Зимой 2004 года я посетила Музей изобразительных искусств города Казани. В этом музее меня больше восхитил фешинский зал, в котором представлены картины Николая Ивановича Фешина. Я захотела подробнее узнать об этом художнике, нашем земляке.

Цель данной работы: изучить биографию Н.И. Фешина, а также его творческую деятельность.

Реферат содержит следующие главы:

1. Детство художника.

2. Учёба в Художественной школе в городе Казань и Академии художеств в Петербурге.

3. Картины, посвящённые «сельской» тематике.

4. Преподавательская деятельность в городе Казань.

5. Фешин- мастер портретов.

6. Фешин и Советская власть.

7. Творческая жизнь за границей.

8. «Возвращение» в Казань.

В своей работе я использовала литературу: книгу «Казань. Знаменитые люди» под редакцией Р. Бикбулатова 2003, «Малая Советская энциклопедия» Т.6. 1956., учебник по истории Татарстана под редакцией Б. Ф. Султанбекова 1998 , журналы «Юный Художник» №9, 1988, «Огонёк» №49, 1981, газету «Искусство» № 45, 1997, также я беседовала с художницей Кринари А. и с сотрудниками Музея изобразительных искусств.

В книге «Казань. Знаменитые люди » под редакцией Р. Б. Бикбулатова использовала материал, который описывает детские годы Н.И.Фешина, и его работы на «сельскую» тему.

В журналах «Огонёк» написано о его дипломной картине «Капустница», а в «Юном художнике» - жизнь в годы гражданской войны.

В газете «Искусство» узнала о творческой деятельности за границей.

В «Малой Советской энциклопедии» перечислены одни из самых известных картин.

Детство

Имя Николая Ивановича Фешина – художника самобытного и мощного дарования, приобрело известность ещё при жизни самого мастера и заняло почётное место в плеяде замечательных деятелей искусства конца 19 –начала 20 века.

Первые сведения об Н.И. Фешине я узнала из книги «Казань. Знаменитые люди» 2003 года под редакцией Р. Бикбулатова. Из неё мне стало известно, что Фешин родился 26 ноября 1881 года в Казани, крещён в церкви Евдокии (ныне ул.Федосеевская ,46 ).(см. Приложение №1).Интерес к изобразительному искусству проявился у него ещё в раннем детстве в семье, в которой отец –Иван Александрович и мать- Прасковья Викторовна были людьми одарёнными .Отец его имел позолото –столярную резную иконостасную мастерскую, в ней- то и прошло детство мальчика. В шестилетнем возрасте он уже помогал отцу – первые опыты самостоятельного составления для киотов и иконостасов»[1].

Я выписала воспоминание Фешина о своём детстве из газеты «Искусство» №45, 1997 года, в котором он пишет: «Характер самого дела натолкнул меня на рисование в раннем детстве: чуть ли не с шести лет, подражая взрослым, я с большим увлечением составлял проекты несложных церковных киот и иконостасов» [2]. Иван Александрович, в свою очередь, поощрял наклонности сына. Каждое лето он выезжал с артелью отца выполнять заказы по деревням. В работах отца постигал красоту живой природы, воплощённую в чудесных ритмах линий его резных иконостасов. Не отсюда ли, от виденных в детские годы гор стружек «вихрь длинных», «скрюченных», «рваных» хаотичных мазков его живописи…»

Немалую роль в его эстетическом развитии сыграла и музыка. Как мне стало известно: «Мать хорошо пела, и мальчик с удовольствием слушал её протяжные задушевные песни. Сам выучился играть на гуслях. Любовь к музыке сохранил на всю жизнь»[1]. Чуткий, восприимчивый ко всему прекрасному, он восхищался и красотой архитектурных памятников, которыми была богата Казань.

На мой взгляд, влияние родителей с одной стороны, народное искусство, музыка, архитектура – с другой, оказали воздействие на формирование Фешина как художника.

Путь к знаниям и первые успехи

Из газеты «Казанские истории» за 2004 год, № 7-8 узнаю: «В 1895 году он окончил начальное училище. Мечту о специальном образовании он осуществил в родном городе; в декабре поступает в открытую в Казани Художественную школу (живописное отделение), (см. Приложение № 2) которую закончил в 1901 году. В сентябре этого же года был принят в Петербурге в Высшее художественное училище при Академии художеств»[7].(см. Приложение №3).Занятия в Академии увлекли начинающего художника. Необыкновенно усердный и трудолюбивый, он удивлял педагогов и учащихся композициями и рисунками, которые не раз поощрялись советом академии. Медали и премии за учебные программы подтверждали его успехи. Будучи студентом, он начал экспериментировать над технологией живописи, искать новые технические приёмы, писать на казеиновом грунте (впитывающем масло) ограниченным количеством красок. У него был свой метод наложения красок. Обилием мазков и сглаживанием их мастихином добивался подвижности живописной фактуры, рельефной поверхности холста.

В Академии он работает над техникой письма. Из газеты «Искусство» № 45 1997 года я узнаю, что он писал специальным инструментом – мастихином. Я общалась с художницей Кринари А. Она мне объяснила, что мастихин представляет собой пластмассовую лопаточку, которую используют для наложения красок на холст. Также узнаю из этой газеты, что Фешина как талантливого художника перевели в мастерскую И.Е. Репина.(см. Приложение №4)Он всегда помнил наказ великого художника: «видеть правду в искусстве в правде в жизни, живую красоту в мудрой простоте», это я выписала из газеты «Искусство»[2].

Здесь, в академии, сложился его талант мастера композиции и колориста, со своим, не похожим на других живописным мышлением, индивидуальной техникой письма.

Там же началась его блистательная карьера. За годы учёбы Фешин многократно был отмечен призами за свои картины. Какие же первые успехи ждали юного художника? Об этом я узнаю следующее: «Пришёл и первый большой успех – в 1908 году за картину «Черемисская свадьба», представленная на академической выставке, Фешину присуждена первая премия им. А. Куинджи; его картина «Портрет неизвестной (Дама в лиловом)»(см. Приложение №5 ) на Международной выставке в Мюнхене получила Малую золотую медаль, выдержав соперничество с именитыми художниками Европы, а затем была приобретена музеем Академии художеств»[5].

Фешин окончил академию по мастерской И. Е. Репина. Близость к выдающемуся художнику- реалисту имела большое значение для последующего развития его как человека и живописца. И в дальнейшем своими произведениями Фешин утверждал веру в могущество реализма, остался верен русской художественной культуре, духовной красоте. Годы, проведённые в Академии,-годы кристаллизации творческой индивидуальности мастера, формирование стиля, определённых живописных приёмов, колористических особенностей, свойственных лишь ему.

Из журнала «Огонёк» мне стало известно: «Фешин, блестяще овладев основами мастерства, рисунком и обладая природным чувством цвета, начинает создавать произведения самобытные, глубоко национальные, порождающие современников смелостью и неожиданностью замыслов»[5].

Таким образом, творческое горение заложенное И.Е.Репиным у Фешина не угасло в течение всей жизни. Его советы он помнил всегда.

С «деревенскими» полотнами

пришли слава и признание

Мир дореволюционной России, быт и обычаи народов, населяющих её: марийцев (черемисов), чувашей, русских, -хорошо знакомых ему с детства, когда он с отцом разъезжал в поисках заказов по сёлам обширной Казанской губернии, составляют сюжеты этих многофигурных жанровых композиций, «экспрессивных по замыслу и точных по чувству». В них радость и скрытая боль, серая правда, безрадостный труд и невесёлый отдых – такая «постылая участь»! Смешные, порою гротескные, жалкие и трогательные герои. Это- Россия… Реалистическая основа творчества Фешина проявилась в этих работах особенно явственно.

Из книги «Казань.Знаменитые люди» узнала следующее: « Тема деревни и в дальнейшем проходит во многих этюдах и эскизах неосуществлённых картин. В душе его пробуждается чувство сострадания к простым людям, их горестям и радостям, нелёгкому житью. Особенно ощутимо это в «деревенских» полотнах – «Черемисская свадьба» (1905), «Капустница» (1909), которой он закончил академию, «Обливание» (1911-1914), «Бойня» (1904-1920).

В 1911 году Фешин представил в институте Карнеджи в Америке уже побывавшую на других выставках картину «Увоз молодушки», которая на американцев произвела ошеломляющее впечатление, как своей необычной темой, так и своеобразной техникой исполнения. В том же году в селе Надеждино Лаишевского уезда художник начинает работу над полотном «Обливание». Содержание этой картины посвящено деревенскому обряду обливания водой всех проходящих мимо колодца во время летней жары. Этот обычай связан с народным поверьем, которое считает обливание средством, способным вызвать дождь и этим спасти всё от засухи.[ 1 ]

В 1920 году на 1-й государственной выставке картин в Казани было выставлено не вполне законченное полотно мастера «Бойня». Пётр Дульский пишет: « Сюжет картины – время совершения акта резки скота. Здесь изображена сцена в бойне с концентрацией мотива, группировавшегося вокруг ярких эффектов разлившейся крови…»

В 1909 году Фешину присуждено звание художника за картину «Капустница», где он изобразил праздничную обстановку семей, которые собираются для резки капусты. За эту работу он был прикомандирован за границу, во Францию и Италию.

Эта работа характеризует Фешина как уже вполне сложившегося, зрелого мастера, оригинального и самобытного. Один из его учеников вспоминает: «…Я стою, поражённый, перед громадным холстом «Капустница» кисти Фешина. Перед холстом, какого ещё в жизни я не видел никогда… Поражает всё: темперамент, мощная техника, гармония тона, аромат свежих капустных листьев, всюду стихийно громоздящиеся капустные вилки среди пестроты одеяний баб, их украшений, головных уборов, платков, их лиц и их рук, написанных в сильном движении и ракурсах под разным светом серого осеннего дня… Это было настоящее, что никогда не забывается…»[5]

«Капустница» - произведение глубоко народное по духу, и оно по достоинству заняло своё место в истории русской живописи наряду с произведениями таких мастеров, как Архипов, Малявин. Летом 1910 года совершил поездку за рубеж - в Берлин, Мюнхен, Верону, Милан, Падую, Флоренцию, Неаполь, Париж, Вену.

Из многих художественных группировок и течений тогдашней России Фешин выбрал объединение, близкое ему по идейным устремлениям, - Товарищество передвижных художественных выставок. В течение десяти лет (1912- 1922) он экспонировал свои произведения на выставках передвижников, а в 1916 году был принят в члены Товарищества.

24 ноября 1916 года, по представлению Н. Дубовского, В. Беклемишева, В. Маяковского, утверждённому собранием Императорской Академии художеств, Николай Фешин - за «известность на художественном поприще» был удостоен звания академика живописи.

Имя художника становится известным не только в России: ему посылают приглашения на международные выставки в Вене, Париже, Берлине, Риме, Питсбурге. Многочисленная русская и зарубежная пресса отмечает его художественные заслуги. Американский коллекционер Стиммель начинает собирать его картины.

Преподавательская деятельность .

О преподавательской деятельности узнаю из журнала « Юный художник» за 1988 год , № 9.

«Осенью 1908 года в Казанской художественной школе ждали новых преподавателей. Академия поставила ультиматум: повысить качество обучения или школа лишается субсидий . Тогда- то и вернулся в родную школу преподавателем живописи и рисунка молодой выпускник академии Николай Иванович Фешин. На вид Фешин был самый обыкновенный, никаких примет художественно- поэтической натуры: стройный блондин с быстрой походкой, невысокого роста, тихий и молчаливый. Походил скорее на ученика, чем на преподавателя. На первое занятие явился с большим холстом и палитрой. Поставил натурщицу в русской шали на фоне побелённых досок, повернулся к окружавшим его ученикам и тихо проговорил: Вот теперь давайте познакомимся. И для начала поработаем вместе, - сказал Фешин.»

Об учителе Фешине вспоминает ученик Н.М.Никонов (учился у Фешина с 1908 по 1913 год) : « Только однажды мне посчастливилось видеть, как Фешин рисует. На одном уроке он подошёл ко мне, сел на мой табурет и начал рисовать на моей бумаге… моим углём в лист…обнажённого натурщика. На моих глазах в полчаса совершилось чудо! Лёгкими движениями, почти незаметными касаниями, проносился уголь над бумагой, и на ней возникли дыхание жизни, форма, свет, очарование. То мощный удар плашмя, то молниеносный зигзаг острием угля, то лёгкие касания тряпкой - и рисунок готов». Он ввёл свой метод преподавания: ставил модель и садился писать её вместе с учениками, а потом подходил к каждому и поправлял работу углём энергичными линиями; сразу же выявлялась большая форма, уходили мелочи, тщательно проштудированные учеником в ущерб целому. «Разве так держат кисть? Вот как надо её держать, как смычок!» - говорил Фешин ученикам. В 1908 году Фешин уезжает в Казань. Осенью 1909 года он был утверждён Академией художеств в должности преподавателя Казанской художественной школы. Одновременно работает над своей дипломной картиной.

О необычайной трудоспособности Фешина ходили легенды. Рано утром, ещё до открытия дверей школы, его можно было застать работающим в своей мастерской, днём он писал вместе с учениками, а вечером садился рисовать обнажённую модель.

Мастер портретов.

В Казанский период он пишет жанровые картины, пейзажи, натюрморты, работает в графике и резьбе по дереву. Он универсален в творчестве. Все виды и жанры изобразительного искусства равноценно подвластны ему. Каждый блещет новизной и оригинальностью, безупречной техникой исполнения.

Из журнала «Огонёк» № 49, 1981 года мне стало известно: «Но подлинной стихией его творчества становится портрет. Именно в нём он достигает высот, которые ставят его в один ряд с лучшими портретистами конца ХIX- XX века Валентином Серовом и Михаилом Врубелем. Портреты Фешина, исполненные гуманизма, демократические по сути, не изолированы от своего времени. Они в органическом единстве с процессами, которые протекали в этом жанре в начале ХХ века, - поисками острых характеров, тонкой подачи образов, сложного композиционного построения, решения пленэрных задач. На новой основе и в новых условиях он развивает традиции портрета – картины, пытается более углублённо проникнуть в духовный мир человека, его чувства, мысли, ищет новый живописно – пластический язык, эмоционально насыщенный колорит (портреты Н. М. Сапожников ой, Вари Адоратской).

Изысканность колористических отношений, способность увидеть и передать тысячи оттенков в нескольких цветовых сочетаниях и излюбленная серебристая гамма тонов придают живописи Фешина ту нежную поэтичность и благородство, которые поражали его современников в полотнах Ренуара и Мане. Мастерское владение техникой рисунка и безошибочный вкус позволяли ему решать сложнейшие ракурсы в портрете, найти в каждой модели нечто неповторимое, поражая зрителей оригинальностью и смелостью композиционных решений. Необыкновенно тщательно и тонко он пишет лицо, руки. Руки несут на себе ту же психологическую нагрузку, что и лицо, помогая созданию образа. Широкими, свободными мазками намечены и фигура, и детали интерьера, а фон – как хаотичное нагромождение штрихов, цветовых пятен, выполненных длинными, беспорядочными мазками, подчинёнными вместе с тем общему закону гармонии. Мы словно присутствуем при сотворении чуда, видя, как из хаоса линий и пятен рождается прекрасный образ». [ 6 ]

«У этого человека был скромный взгляд и природное колористическое чутьё». Рисовал он цветом безошибочно, свободно и широко. Рисунок у него настолько совершенен, что мастерства на замечаешь, когда рассматриваешь блестящие фешинские импровизации. А самое дорогое у Фешина, драгоценное зерно его творчества – это бесконечная преданность искусству живописи», - пишет о нём выдающийся советский скульптур С. Т. Коненков[5]. К одной из самых известных и прекрасных работ относится фешинский портрет Вари Адоратской (см. Приложение №6), написанный в 1914 году. Вот как пишет о нём первый исследователь творчества художника Пётр Дульский: «Это весьма красивая вещь, чуть ли не лучшая из всего исполненного Н. Фешиным, изображает портрет девочки во весь рост, скомпонованный с левой стороны картины. Модель изображена в довольно спокойной позе, усевшись на углу стола. Ровный, серый тон фона служит прекрасной рамкой портрету…Сам же портрет удивительно мягкий, приятный по тонам, хорошо вяжется со всей этой обстановкой, в целом дающей стройное художественное впечатление» [1]. Выдержанный в спокойной серебристо – серой гамме, он поражает тонкостью цветовых отношений, мягким лиризмом и чистотой образа.

Мир Фешина – это его окружение, люди близкого ему круга. Глаза фешинских моделей как будто требуют от зрителя разобраться в чём – то серьёзном и важном. Глубокий трагический взгляд Конуриной, вопрошающий Евлампиевой, задумчивый, погружённый в себя Быстровой, угрюмый архитектура Абрамычева, доверчивый Вари Адоратской , нерешительный, смятенный Теплова.

Руки в портретах художника выразительно рассказывают о личности и её внутренней жизни. Нервно сплетённые на коленях пальцы в портрете Лепилова подчёркивают внутреннюю сосредоточенность человек тонкого, умного, близкого чеховскому интеллигенту. Пластичны руки Т. Поповой, девушки музыкальной, артистичной и нежной.

С любовью изображает Фешин отца (см. Приложение №7), старого человека, много повидавшего на своём веку. В зорком взгляде глаз, смотрящих из-под густых бровей, читается жизненная мудрость, сильный характер и тяжесть прожитых лет. Фешин был поэтом и детской души. Особенно хороши портреты дочери Ии (см. Приложение 8), Катеньки, Вари Адоратской, образ которой необыкновенно чист и хрупок.

А как прекрасна живопись фешинских портретов! Цветовая гамма их сложная, богатая в оттенках и в то же время сдержанная, как бы приглушённая, серебристо – серая, жемчужная «льётся в абсолютном тоне».

Фешин принимает участие в оформлении улиц к революционным праздникам, по социальному заказу пишет первые в советском искусстве портреты К. Маркса, В. Ленина, Л. Троцкого, А. Луначарского, великих композиторов прошлого М. Глинки, Н. Римского – Корсакова, Н. Рубинштейна, И. Баха, Л. Бетховена, Н. Паганини. В этих портретах, выполненных по историческим материалам, он сохраняет тонкость индивидуальных психологических характеристик. Живопись его в это время становится шире. Энергичнее, образы монументальнее, цвет насыщеннее. Он осваивает новый материал – темперу, пробует силы в новом для себя жанре театральной декорации.

Далее узнаю в журнале «Юный художник» №9, 1988 года: «После Великой Октябрьской социалистической революции Фешин остался жить в Казани и преподавать в Казанской художественной школе. Он работал над программой обучения, мечтал о создании в Казани Академии. Новые темы появились в творчестве мастера. В 1918 году по заказу Политотдела Красной Армии он создаёт большой композиционный портрет Карла Маркса. Художник изобразил Маркса за рабочей конторкой, как бы беседующим с невидимым нам собеседником. В это же время художник пишет портрет Владимира Ильича Ленина (1918 год) – одно из первых изображений вождя в советском искусстве. Портрет написан с фотографии, однако художнику удалось создать необычайно живой и правдивый, полный большой внутренней силы образ».[ 6 ]

Помимо монументальных портретов, Фешин увлекается также созданием портрета- миниатюры, с мастерством большого художника умеющего уловить и запечатлеть духовную сущность модели. К числу таких работ относится портрет художника Валентина Семёновича Щербакова (1913 год) (см. Приложение №9), большого друга Фешина ещё по годам обучения в Художественной школе, а затем и в Академии, также по совместной работе в Казанской художественной школе и в театре.

Первые годы Советской власти

О творческой деятельности в годы гражданской войны мне стало известно из журнала «Юный художник» : «Приближался 1917 год… Пожелтевшие газетные страницы доносят через десятилетие пульс казанской жизни той поры. В августе 1918 года Казань ненадолго заняли белые. Потом разруха. Голодно, холодно. Город почти опустел. «Бедственное положение художественной школы». Она работала с перерывами, в классах растапливали буржуйку, писали в шубах и валенках. Краски пытались делать сами : при помощи курантов растирали пигмент с подсолнечным маслом. От мороза в подвале лопнули трубы и богатейший склад художественного реквизита – сосудов, мебели, тканей, оружия – был безнадёжно испорчен. Для натюрмортов приносили из дома кто что мог, натурщиков ставили около раскалённой печи. Николай Иванович над большими полотнами не работал – «Бойня», «Обливание» так и остались незаконченными».[ 6 ]

В 1922 году Фешин заболел сыпным тифом, голод в Поволжье обострил вновь вспыхнувший туберкулёз лёгких. Гибель матери и отца в голодные 20-е годы, болезнь, неустроенность быта, а также растущее влияние «левых» в искусстве тех лет, упадок в преподавании рисунка и живописи, отрицание станкового искусства в Художественной школе, отсутствие моральной и материальной поддержки, «потеря связи с внешним миром вызвали у Фешина желание покинуть Родину.

Конечно же, нельзя не отметить, что возвращение Фешина в Казань ( из Петербурга) стало событием в городе, всколыхнувшим не только жизнь Художественной школы, куда он был приглашён преподавателем натурного и натюрмортного классов и где проработал около 15 лет, но и художественной общественности. Из учебника истории Татарстана за 1988 год я узнала: «Он стал участником казанских выставок, показывая новые работы, которые потом описывал на отечественные, зарубежные выставки и экспозиции. Казанский период был самым плодотворным в жизни Николая Ивановича. Тогда им были созданы самые лучшие работы портретного и бытового характера, большинство которых находится в коллекции Государственного Музея изобразительных искусств Республики Татарстан».

И не вина Фешина, что его неподдельный энтузиазм на ниве преподавательской и творческой деятельности не получил после Октябрьской революции условий для своего развития. К нему приходит сознание невозможности дальнейшего существования на родине. Среди тех, кто вынужденно покидал Казань в надежде сохранить себя как независимую творческую личность, Фешин, безусловно, был первой величиной. Тем очевиднее потери, которые понесла наша культура.

В России после отъезда в 1923 году Фешина в Америку наступила пора умолчания о художнике.

Творческая жизнь за границей

Он попал незнакомый мир, где должен был заново обрести себя. Всё, чем он обладал, вступив на американскую землю, был только талант. И этого оказалось достаточно, чтобы с первых шагов новой жизни обеспечить себе имя и средство. Его знали в художественных кругах. Слава давно опередила его появление в Новом Свете. Именно в Америке начинается счастливая пора жизни, где Фешин сразу же приобретает высокую репутацию профессионального, высоко оплачиваемого художника. Уже на первых многочисленных персональных выставках его работы, как правило, раскупаются частными коллекционерами. Он стал выставляться на вернисажах в центральных галереях Нью - Йорка и Филадельфии, завоёвывая успех и медали. Американская пресса тех лет писала: «Если хотите увидеть чудо -идите на выставку Фешина!»[ 5 ] Стали поступать заказы.

Из газеты «Искусство» №45, 1997 года: «Первыми работами в Нью – Йорке были портреты его соотечественников – Д.Д. и М.Н. Бурлюков, певицы Хатаевой, балерины Микешиной, жены и дочери на пленэре («Лето»), несколько позднее М.И. и С.Т.Коненковых, актёров («Портрет кинозвезды Лилиан Гиш», «Портрет старого актёра»), художников («Портрет гравюра»). Эта серия портретов, исполнена в сдержанной и неброской красочной гамме, как бы продолжает его казанскую галерею. Те же приёмы, тот же подход к изображению модели, то же проникновение в духовную сущность натуры. Но в некоторых стали заметны элементы салонности и манерности, не столь явно проступавшие в портретах казанского времени. Особенно усилились эти явления в поздний американский период в заказных портретах богатых и знатных людей»[ 2 ]

Жизнь в Таосе

В 1926 году вновь резкая вспышка туберкулёза. Болезнь гнала его в края тёплые и здоровые. Он избрал местом жительства небольшой городок в горной местности – Таос в штате Нью – Мексико вблизи древнего индейского поселения, где сухой и жаркий климат излечивает его за 2 месяца. В Таосе Фешин построил дом со студией в стиле русской избы с печкой и украсил его деревянной резьбой. Этот дом вобрал в себя исконно старорусские элементы убранства теремных покоев, монастырских трапезных.

Далее узнаю из книги «Казань. Знаменитые люди»: «Дом Фешина в Таосе внесён в 1979 году в Национальный Регистр Исторических мест США как памятник архитектуры. Сейчас в этом доме музей Н.И. Фешина (институт Фешина), хранитель которого - его дочь Ия Николаевна Фешина – Бренхам». [ 1 ] Он нашёл здесь натуру, стал привыкать к солнцу и простору. Словно вырвались наружу дремавшие в нём силы. С упоением писал насыщенные внутренним темпераментом портреты крестьян, индейцев, жителей пригородов и прерий, негритянских и мексиканских танцовщиц, шаманов, рабочих ферм.

Яркий ландшафт Таоса, разноцветные красочные костюмы жителей обогатили его палитру, которая засверкала мощным цветом. «Его стихийная тяга к цвету, - писали газеты, - вылилась в буйство красок»[1], горящих и искрящихся словно драгоценные камни. Пурпурные, синие, голубые, зелёные, жёлтые, бирюзовые краски сливались в его полотнах в звонкую цветовую симфонию. «Рисовал он цветом безошибочно ёмко, свободно, широко, смело», - вспоминал Коненков[2]. Фешин сохранил эскизную манеру письма, но мазок его увеличился, стал плотнее и экпрессивные, шире и смелее, что создавало сверкающие, как бы движущиеся поверхности его произведений и помогало добиться ещё большей выразительности формы. Это отличали все рецензенты его выставок.

Личная драма заставила Фешина покинуть Таос. В последние годы он жил в скромной двухкомнатной квартирке на окраине Лос – Анджелеса на берегу моря. Вновь и вновь возвращается он к мысли о том, что человек искусства может жить и творить только в родной стране. Однако, прожив около 30 лет за границей, он не считает себя вправе вернуться. «Как хорошо было бы порыбачить на Волге или побыть в сосновом лесу, повидать людей, с которыми провёл столько лет своей жизни. Но, к сожалению, это не так просто сделать… Нужно сознаться, чтоб все мы бежали, нежелая ломать своих буржуазных привычек и сохранить силы для себя лично, в то время как все оставшиеся в России должны были терпеть всевозможные невзгоды и лишения. И мы не вправе рассчитывать задушевную встречу и радушный приём…»[1]. Голос совести, чувство своей вины перед Родиной не оставляли его до конца.

Из газеты «Искусство» мне стало известно: « Американцы называли его великим , сверхмаэстро, а виртуозную, блестящую технику его рисунков сравнивали с работами мастеров Высокого Возрождения. И в этих восторженно – эмоциональных оценках не было преувеличения… Но где бы ни жил Фешин в Америке, он постоянно испытывал «духовный голод», вспоминал Россию, скучал по Казани. Ему не хватало друзей, русской музыки, русских песен. «Вы всем существом и полностью, - писала ему знакомая, - русская душа. Вы никогда не были вскормлены нашей росой и нашей страной. Возможно, индейцы давали вам кое – что, но недостаточно, и я чувствую, что вы испытывали духовный голод на протяжении долгого времени и задыхались как рыба, вытащенная из воды. Только ваш натуральный элемент может питать вас. Возвращайтесь в Россию, которая будет питать вас и вернёт вашу душу к свету, который вам необходим»[2]. В 1976 году, согласно завещанию художника, произошло перезахоронение его праха, доставленного дочерью Ией Фешиной – Бренхам из Америки, где он скончался в 1955 году. Могила академика живописи Н. И. Фешина располагается неподалёку от входа на Арское кладбище, рядом с могилой известного казанского художника Кондрата Максимова. Что же представляет собой могила? На старом казанском кладбище можно увидеть скромное гранитное надгробие, на котором портрет и надпись: «Николай Иванович Фешин» (см. Приложение № 11).

Отдавая дань вкладу Н.И. Фешина в отечественную культуру, музей неоднократно знакомил казанцев с его работами на специально организованных выставках. Картины художника: «Обливание», «Портрет Вари Адоратской», «Бойня», «Портрет отца» и другие представлены в постоянной экспозиции, принадлежа шедеврам русской классической живописи. Музей изобразительных искусств (см. Приложение № 12), располагает самой большой в стране коллекцией фешинских произведений. Благодаря сотрудникам музея, в результате кропотливой работы с наследниками художника, на протяжении десятилетий удалось собрать самую большую в России коллекцию фешинских работ. Она насчитывает около 300 экспонатов. Работы Фешина украшают залы Третьяковской Галереи, Русского музея и других музеев России. Его произведения продолжают жить. Красота, заложенная в них, по словам Коненкова, «сеет добро и добрые чувства…».

Я согласна со словами самого Николая Фешина, что «…Люди искусства не должны покидать своей страны… Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растёт вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он только существует физически, находясь в постоянном одиночестве, не понимая смысла жизни», - пишет он своему брату в 1949 году, как бы подводя итог пройденного жизненного пути.

Итоги проделанной работы

1)Изучила биографию Н.И.Фешина.

2) Более подробно познакомилась с картинами на «сельскую» тему.

3) Рассмотрела портреты.

4)Узнала о новой технике написания картин.

5) Нашла репродукции картин: «Портрет неизвестной», «Портрет В.Г.Тихова», «Портрет Вари Адоратской», «Портрет дочери», « Портрет В.С.Щербакова», «Портрет С.Коненкова, «Девушка в розовом платке», «Портрет отца», «Девушка с распущенными волосами», «За самоваром», « Ия в крестьянской блузе».

6) Сфотографировала фешинские места в городе Казань.

7) Посетила фешинский зал.

8) Беседовала с художницей Кринари А. и сотрудниками Музея изобразительных искусств.

Список литературы

1. Бикбулатов Р. Казань. Знаменитые люди. Казань: Заман, 2003, с. 168- 173.

2. «Искусство». 1997.№ 45. с.8-9.

3. История Татарстана ХХ век. Казань: Хетер, 1998, с.119.

4. “Казанские истории” 2004.№ 7-8 (58-59).с.7.

5. Малая Советская энциклопедия. Т.6.М., 1956, с.105.

6. “Огонёк”. 1981. №49. с.8.

7. “Юный художник”. 1988. № 9.с. 36-39.

Районная историко-краеведческая конференция

Конкурсная работа на тему:

Николай Иванович Фешин.

Автор работы: Заляева Гульназ, 10класс

Руководитель: Дадыкина И.Н. учитель истории I категории

Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район с. Татарское Бурнашево. Средяя общеобразовательная школа. Тел: 8-279-36-2-14.

2006 год.