Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Новосибирск

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ


Н.И. КОНСТАНТИНОВА

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

Учебно – методическое пособие

НОВОСИБИРСК

2006

ББК 66.3(2)я7

К65

Константинова Н.И.

К65 Регионоведение: Учебно-методическое пособие.- Новосибирск: НФ РАП, 2006.

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент Ю.В. Горбачева

Утверждено к изучению на заседании кафедры «Гуманитарных, социально-экономических и естественных наук». Протокол № 5 от 27 января 2006 г.

Рекомендовано к изданию Ученым советом НФ РАП, протокол № 6 от 22 мая 2006 г.

Учебно-методическое пособие дает представление студентам НФ РАП о региональной науке как новой области общественных наук и развитии горизонтальных межрегиональных связей в Сибири как одной из форм построения федеративного государства.

ББК 66. 3(2)я7

К65

©Н.И.Константинова, 2006

© НФ РАП, 2006

Методические указания и контрольные задания курса «Регионоведение» разработанные к.б.н. Константиновой Н.И. с использованием информационных материалов Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) и Сибирского федерального округа (СФО) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта внешнего профессионального образования по направлениям:

061100 «Менеджмент Организации»;

060500 «Бухгалтерский учет, анализ, аудит».

Учебно – методическое пособие «Регионоведение» подготовленное к.б.н. Константиновой Н.И. рекомендовано Исполнительным комитетом Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское соглашение» в качестве учебно – методического пособия для закрепления регионального компонента образовательной программы для вузов, находящихся на территории Сибири, основная цель которого: «дать представление студентам Российской Академии Предпринимательства о региональной науке как новой области общественных наук и развитии горизонтальных межрегиональных связей в Сибири как одной из форм построения федеративного государства»

(Председатель Исполнительного комитета В. Иванков)

Рекомендовано к изданию Ученым Советом НФ РАП, протокол

№5 от 26 февраля 2004 г.

Принципы построения и цели курса «Регионоведение».
- Курс построен в соответствии с государственным образовательным стандартом под рубрикой – «дисциплина по выбору» высшего профессионального образования.

- Главной целью курса является знакомство студентов с этапами строительства регионального федерализма на постсоветском пространстве в Сибири.

- Цели курса сформулированы в терминах, допускающих проверку качества знания студента.

- Для проверки подготовленности студента по предмету используются контрольные задания, а в конце курса написания реферата и зачет.

Предметные цели

Студент после прохождения обучения должен иметь представление:

- о региональной науке – как новой области общественных наук, изучающей не только экономические, но и политико – социальные проблемы региона (население, демография, образование, здравоохранения, экология);

- об основных этапах развития экономической, политической и социальной жизни общества Сибирского региона на постсоветском пространстве (1990 – 2004гг.) – как вехах строительства федерализма в Российской федерации;

- возникновение в 90-х годах первых ассоциаций экономического взаимодействия регионов на примере «Сибирского Соглашения» - как - «стихийного отклика с мест на аморфную политику Центра»;

- принятие Конституции РФ 1993г. 12 декабря. – важного шага в построении Федеративного государства.

- укрепление вертикали президентской власти как главной задаче при создании Федеральных округов в РФ;

- становление регионального законодательства и его соответствие с федеральными законами;

- топливно – энергетический комплекс (ТЭК) Сибири и его значение для РФ;

- - медико – социальные и экологические аспекты региональной политики.

Методические указания

Контрольная работа

Контрольная работа является важным этапом в самостоятельной работе студента над курсом.

Подготовка контрольной работы должна способствовать систематическому усвоению теоретических основ региональной политики, включающей правовые и экономические аспекты развития федерализма в России. Кроме того, контрольная работа, как форма контроля за усвоением нового материала способствует закреплению навыков использования различных источников информации: учебных пособий, статистических материалов, средств масс – медиа, и др.

Контрольная работа состоит из 11 вариантов одинаковой степени сложности и включает ключевые вопросы по субъектам Федерации входящих в Сибирский Федеральный округ; развитию взаимоотношений между Федеральным центром и регионами, правовой политики и т.д.

Выбор варианта контрольной работы осуществляется с привязкой к первой букве фамилии студента

(например Арбузов – вариант 1; Беликова – вариант 2 и т.д.)

Если студент желает выбрать вариант произвольно, тот этот вопрос обсуждается отдельно с преподавателем.

Таблица для выбора:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

Контрольная работа содержит четыре направления позволяющие оценить знания студентов в области развития федерализма в Западной и Восточной Сибири: стратегии социально-экономического развития регионов Сибири, экономические правовые аспекты в создании СФО (Сибирского Федерального Округа) и МАСС (Межрегиональная Ассоциация «Сибирское Соглашение».

Темы контрольных работ по «Регионоведению»:

1. Какие цели и задачи преследовало Правительство РФ при делении России на 7 федеральных округов? (См в приложении 1 «Сибирский Федеральный округ», дать социально экономическую характеристику одного из 16 субъектов Федерации, входящих в СФО (Например, Новосибирская область.).

2. Какие причины лежали в основе объединения Сибирских территорий в Ассоциацию – «Сибирское соглашение»? В чем заключается принципиальное отличие объединения Сибирских территорий в МАСС и СФО?

3. Топливно-энергетический комплекс Сибири. Территориально-производственная характеристика одного из составляющих звеньев ТЭКа (газ, нефть, уголь, гидроэнергетика).

4. Межрегиональная интеграция – как фактор укрепления федерализма в России. Развитие экономических отношений между регионами Западной и Восточной Сибири в области машиностроения, инвестиционной политики, здравоохранения и т.д. (например: машиностроители юга Сибири (Новосибирской области, Красноярского края) изготавливают оборудование для нефтяников Севера Тюменской области.) т.д.

5. Социально –экономическая обстановка в СФО на примере территорий Западной или Восточной Сибири (Кемеровская, Иркутская области).

6. Демографические и экологические проблемы СФО

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I. Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение»

В целях объединения общих усилий по стабилизации экономики и переходу на рыночные отношения 2 октября 1990г. в г. Кемерово состоялась учредительная конференция представителей Советов народных депутатов краев и областей Западной и Восточной Сибири на которой было подписано Соглашение – «Об основных принципах экономического сотрудничества местных советов народных депутатов Алтайского и Красноярского краев Кемеровской, Томской, Новосибирской, Омской, и Хакаской автономной области было принято решение создать Межрегиональную ассоциацию Сибирское соглашение с местонахождением ее Исполнительной дирекции в г. Новосибирске. 10 июля 1992г. на очередном заседании Совета в г. Улан – Удэ были приняты уставные документы Ассоциации. Устав и Договор учредителей в соответствии с которыми МАСС является добровольным объединением 19 субъектов федерации Сибири. 29 января 1993г. МАСС была зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ г. Москвы как региональное общественное объединение.

Цели и задачи МАСС

Основная цель Ассоциации - достижение устойчивого развития экономики Сибирских территорий в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения.

Основными задачами Ассоциации являются:

· - обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально - экономического на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;

· подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов территорий и совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации;

· формирование необходимых условий для создания единого экономического, правового, производственного и информационного пространства на территориях субъектов Российской Федерации;

· участие в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;

· содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации;

· создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;

· подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Высшим органом управления МАСС является Совет ассоциации, в состав которого входят главы правительств республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и председатели законодательных органов власти 19 территорий. Члены Совета избирают председателя, срок полномочий которого составляет один год.

Председатель Совета организует работу Совета, председательствует на заседаниях, без доверенности представляет ассоциацию в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, от имени ассоциации подписывает решения, протоколы, соглашения, финансовые и иные документы.

Совет собирается не реже 2-3 раз в год, посвящая свои заседания рассмотрению проблем, наиболее актуальных для Сибирского региона.

В работе Совета принимали участие представители Аппарата Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководители правительственных комитетов, ведомств.

Совет ассоциации назначает председателя Исполнительного комитета, который организует текущую работу между заседаниями Совета, создает механизм деловых отношений регионов Сибири между собой, с другими регионами России, международными экономическими и политическими организациями, компаниями, информирует всех членов «Сибирского соглашения» о текущих делах и проблемах. Ассоциация вместе с федеральными структурами разрабатывает новые методы управления экономикой России и Сибири в условиях ее децентрализации и рыночных отношений, вносит свой вклад в работу по преодолению социально-экономического кризиса, решает важнейшие вопросы экономической политики почти одной трети территории России. Приоритетными направлениями деятельности Ассоциации являются инвестиционная политика, экологическое использование природных ресурсов, научная и технологическая политика, сельхозмашиностроение, промышленность и строительство, развитие транспорта, жилищно-коммунальный комплекс, Обеспечение энергетической, продовольственной, экологической безопасности Сибири, сохранение здоровья ее многонационального населения, единого социально-культурного и образовательного пространства.

Задание

1. Какими событиями в общеполитической жизни России характеризуются девяностые годы (1991 – 1999г.)?

2. Что послужило причиной объединения 19 Сибирских территорий Западной и Восточной Сибири в Межрегиональную Ассоциацию «Сибирское Соглашение» в начале 90-х годов?

3. Асимметрия развития регионов на примере регионов Западной и Восточной Сибири, виды асимметрий (политическая, социальная, экономическая или бюджетная).

II. Федеральные округа

Президентом Российской Федерации 13 мая 2000г. за №849 подписан Указ

«О полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Федеральных округах».

Основной целью Указа является реализация Президентом России своих Конституционных полномочий, повышение эффективности деятельности органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. В соответствии с этим важным правовым документом, направленным на радикальное укрепление системы управления страной, на территории России были созданы семь федеральных округов, которые возглавили полномочные представители Президента России. (см. приложение).

В указе №849 определены следующие функции и задачи Полномочных представителей Президента РФ:

· укрепление вертикали Президентской власти;

· приведение в соответствие регионального законодательства – федеральному и Конституции РФ;

· государственное регулирование социального и экономического развития регионов страны;

· организация работы по реализации основных направлений внутренней политики;

· контроль за реализацией федеральных программ и другие важные цели.

Задание: Охарактеризовать цели и задачи Правительства при создании Федеральных округов.

1. Почему одной из главных задач является задача приведения в соответствие региональных законов – федеральным и Конституции России.

2. Дать социально-экономическую оценку одного из субъектов СФО – Новосибирской области.

III. Топливно – энергетический комплекс Сибири.

Сибирский регион в последние годы стал основной базой Российской Федерации по добычи углеводородного сырья, угля и производству электроэнергии. Здесь добывается около 80% топливно-энергетических ресурсов страны (нефти около 70%, природного газа - 91%, угля - 61%, электроэнергии - 27%, тепловой - 19%).

На территориях Западной и Восточной Сибири находится около 82% разведанных запасов бурого, каменного и коксующегося углей России. Значительная часть запасов сосредоточена в крупных месторождениях, характеризующихся благоприятными горно–геологическими и географо – экономическими условиями, что позволяет значительно увеличить добычу угля, и в перспективе полностью удовлетворить как внутренние, так и экспортные потребности России. Огромные гидроэнергетические ресурсы сосредоточены в Восточной Сибири на реках: Енисей, Ангара, Лена и др. В данном регионе находится крупнейшие ГЭС страны – Красноярская, Братская, Саяно – Шушенская и др. Выработка дешевой электроэнергии и наличие разнообразных сырьевых ресурсов (полиметаллических руд, золота, серебра, молибдена, вольфрама, и др.) позволяет развивать в Восточной Сибири энергоемкое производство: цветную металлургию, целлюлозно – бумажную промышленность, выплавку меди, никеля, алюминия.

Дать характеристику территориально – производственного комплекса.

План характеристики ТПК

1) Название ТПК

а) Экономико-географическое положение;

б) Природно-ресурсный потенциал;

в) Социально-демографическая обстановка.

г) Факторы его развития;

2) Перспектива развития ТЭКа Сибири на будущее.

IV.Горизонтальные межрегиональные связи – как одна из форм построения федеративного государства

1. Охарактеризовать «горизонтальное» межрегиональное сотрудничество между Западной и Восточной Сибирью, Южными и Северными территориями Сибири в Области:

а) промышленности;

б) строительства;

в) бальнеологии;

г) здравоохранения;

д) инвестиционной и банковской политики.

V. Внешнеэкономическая деятельность Сибирских регионов

Основные направления внешнеэкономической деятельности Сибирских регионов (Северное, Южное, Восточное, Западное). Товарооборот и виды экспортной и импортной продукции Сибири. (см. Приложение №4)

Задание:

Каковы приоритеты во внешнеэкономической деятельности территорий Западной и Восточной Сибири:

а) Западная Европа;

б) Азиатско-Тихоокеанский регион;

в) Страны СНГ;

г) Страны Балтии;

д) Америка;

VI. Региональная политика европейских государств. Модели развития федерализма в разных странах.

1. Особенности «кооперативного федерализма» на примере Германии «Горизонтальные» и «Вертикальные» связи между федеративным центром и Землями.

2. «Конкурирующий федерализм» на примере США. Правительство США не преследует цели – установления «одинаковых условий жизни» в штатах; имеет место региональная диспропорция.

VII. Медико – Социальные аспекты развития Сибирских регионов. Демографическая и экологическая обстановка в Сибирском федеральном округе .

1. Региональные особенности демографической ситуации в РФ (регионы Восточной и Западной Сибири).

2. Региональная миграционная политика. (внутрирегиональная и межрегиональная)

3. Здравоохранение; демография; репродуктивное здоровье.

4. Трудовые ресурсы

(см. Приложение №4)

Примерная тематика рефератов

1. Западная Сибирь. Субъекты федерации входящие в Западную Сибирь; актуальность межрегионального экономического взаимодействия.

2. Восточная Сибирь. Формирование стратегии социально-экономического развития региона и его составляющих субъектов федерации.

3. Новосибирская область в структуре Сибирского Федерального округа.

4. Нефтегазовый сектор Сибири: современное состояние и проблемы.

5. Угольная промышленность, ее вклад в развитие Сибири. Перспективы и проблемы.

6. Межрегиональные финансовые потоки. Оценка эффективности и рационализации.

7. Межрегиональная интеграция как фактор укрепления федерализма в России.

8. Внешнеэкономические связи Сибири.

9. Региональная политика: опыт европейских стран.

10. Региональная асимметрия и развитие.

11. Социальные и демографические аспекты региональной политики.

12. Взаимодействие органов местного самоуправления и государственной власти в регионе.

13. Проблемные регионы в экономике России.

14. Банковская система региона, (на примере Сибирского федерального округа)

15. Региональная политика и экономические проблемы федерализма в Сибири.

16. Межрегиональные экономические ассоциации на примере работы объединения «Сибирское соглашение».

17. Создание единого регионального информационного пространства.

18. Региональные проблемы экологии.

19. Медико-социальные аспекты региональной политики Сибири.

20. Укрепление федеральной власти в регионах. Политика и тактика процесса.

21. Проблемы развития ипотечного кредитования в сибирских регионах.

22. Концепция формирования рынка ценных бумаг Сибири и приоритетных направлений ее регламентации.

23. Управление региональным развитием: основные задачи.

Контрольные вопросы

1. Какие субъекты федерации входят в Сибирский Федеральный округ?

2. Охарактеризовать межрегиональные связи экономического взаимодействия Западной Сибири.

3. Новосибирская область и г. Новосибирск как центр политико-экономической, научной, федеральной власти Сибирского региона.

4. Энергетическая стратегия Сибири, ее роль в Российской экономике.

5. Нефтегазовый сектор Западной Сибири, его особенности и значение для страны.

6. Проблемы угольной промышленности Сибири на примере Кузбасса.

7. Межрегиональные финансовые потоки.

8. Внешнеэкономические связи Сибирского Региона.

9. Опыт европейских стран по региональной политике в сравнении с Россией.

10. Асимметричность в развитии регионов и федерального центра (г. Москва).

11. Федерально-целевая программа «Сибирь» МАСС - межрегиональная ассоциация – «Сибирское соглашение».

12. Соответствие законодательной базы субъектов федерации Сибирского региона Конституции РФ.

13. Банковская региональная политика. Ипотечное кредитование.

14. Особенности демографической и социальной политики в Сибири.

15. Инвестиционная региональная политика; межрегиональные аспекты.

16. Медико-социальные проблемы Западной Сибири на примере г. Новосибирска.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

2. Гранберг А.Г. Региональная политика в программах экономических реформ. / Федерализм и региональная политика: Проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 1. -Новосибирск, 1995.

3. Региональная экономика. Под ред. Проф. Т. Морозовой. - М.: Изд. объединение "Юнити", 1998.

4. Чистобаев А. Основы региональной политики. - СПб.: Из-во В.А. Михайлова, 1998.

5. Ларина Н., Киселъников А. Региональная политика в странах рыночной экономики. -М.: Экономика, 1998.

6. Селиверстов В.Е. Формы и механизмы межрегиональной интеграции. Учебное пособие, Новосибирск, 1999.

7. Селиверстов В.Е., Бандман М.К., Ершов Ю.С. перспектива развития производительных сил Сибири в инвестиционных проектах Федеральной целевой программы "Сибирь". / Сибирь на пороге нового тысячелетия. - Новосибирск, ИЭ и ОПП СО РАН, 1998.

Дополнительная литература:

1. Ебзеев Б.С. Карапетян Л.М. Российский федерализм. Равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов. // "Государство и право", 1995, № 3, с.3-12.

2. Абалкин А. И. Перспективы экономики России на исходе XX века. // Экономист, 1996, №12.

3. Егоров Е.Г. Интеграция в регионе: мечта или базовый процесс развития? // Регион: экономика и социология, 1999, № 1, с. 154.

4. Маршак В.Д., Суслов В.И. Моделирование и анализ взаимодействия финансовой системы с федеральным и региональным бюджетами. // Регион: экономика и социология, 1998, № 4, с.21.

5. Маршак В.Д. Межрегиональные финансовые потоки. // Регион: экономика и социология, 1998, № 1, с .138.

6. Суслов В.И., Суспицын С.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: концептуальный аспект. // Регион: экономика и социология, 1998, № 2, с.28.

7. Токарев А.Н. Подходы к совершенствованию системы налогообложения нефтяного сектора с учетом интересов сырьевых территорий. // Регион: экономика и социология, 1999, №2, с. 107.

8. Харитонова В.П., Вижина Н.А. Региональные механизмы интеграции севера и юга Сибири. // Регион: экономика и социология, 1998, № 4, с.35.

9. Шалмина Г.Г., Тарасович В.В., Загарин А.В. Основы стратегии развития регионов России. - Новосибирск: НГАЭ и У, 1999, с.420.

10. Промышленность Новосибирской области за 1990, 1993-1997 годы. Статистический сборник. - Новосибирск, 1998.

11. Программа СИБВПК нефтегаз - 2000г. / Финансы в Сибири, 1997, № 1, с.64.

I2. Долговременные принципы развития экономики Сибири. / Под ред. А.Г. Гранберга, В.В. Кулешова. - Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1996. - 164с.

13. Развитие топливно-энергетического комплекса Сибири. / Статья автор, коллектива в составе: Кулешов В.В., Бандман М.К., Бузулуцков В.Ф., Воробьева В.В., Ершов Ю.С., Крюков В.А., Любимова Е.В., Севастьянов А.Е., Чернышев А.А., Чурашев В.Н., Шмат В.В. / Материалы конференции «Базовые направления развития Сибири» -Новосибирск: Российский Гуманитарный Фонд.

14. Газеты «Коммерсант - Сибирь» 1999-2003 гг.


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Межрегиональная Ассоциация Сибирское Соглашение (МАСС – 19 регионов)

2. Сибирский федеральный округ

(СФО – 16регионов)

3. Федеральные округа РФ (7 округов)

4. Социально – экономическое развитие СФО (статистический материал)

I. Межрегиональная Ассоциация Сибирское Соглашение (МАСС – 19 регионов)

Учредителями Межрегиональная Ассоциация Сибирское Соглашение выступили высшие органы государственной власти и управления следующих республик, автономных округов краев и областей в составе РФ:

· 1 Республика Алтай;

· 2 Республика Бурятия;

· 3 Республика Тыва;

· 4 Республика Хакасия;

· 5 Агинский Бурятский Автономный округ;

· 6 Усть – Ордынский Бурятский Автономный округ;

· 7 Таймырский (Долгано – Ненецкий) Автономный округ;

· 8 Ханты – Мансийский Автономный округ;

· 9 Эвенкийский Автономный округ;

· 10 Ямало – Ненецкий Автономный округ;

· 11 Алтайский край;

· 12 Красноярский край;

· 13 Иркутская область;

· 14 Кемеровская область;

· 15 Новосибирская область;

· 16 Омская область;

· 17 Томская область;

· 18 Тюменская область;

· 19 Читинская область;

II. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ(СФО – 16 регионов)

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ

Территория – 92,6 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 204 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

2,2 человека на 1 км2

расстояние от Горно-Алтайска до Москвы – 3641 км

Столица – г. Горно-Алтайск

(число жителей на 1 января 2000 г. – 51,8тыс. человек).

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Территория – 351,3 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 1031,9 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

2,9 человека на 1 км2

расстояние от Улан - Удэ до Москвы – 5532 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Улан - Удэ (369,7)

Гусиноозерск (30,0)

Северобайкальск (27,3)

РЕСПУБЛИКА ТЫВА

Территория – 170,5 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 310,9 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

1,6 человека на 1 км2

расстояние от Кызыла до Москвы – 4668 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Кызыл (100,3)

Ах – Довурак (13,2)

Шагонар (9,0)

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

Территория – 61,9 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 579,4 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

9,4 человека на 1 км2

расстояние от Абакана до Москвы – 4218 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Абакан (168,1)

Черногорск (78,6)

Саяногорск (55,6)

АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОГРУГ

Территория – 19,0 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 79,3 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

4,2 человека на 1 км2

расстояние от Огинского до Москвы – 6286 км

Административный центр - пгт Агинское

(число жителей на 1 января 2000 г. – 9,6 тыс. человек).

УСТЬ – ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ

АВТОНОМНЫЙ ОГРУГ

Территория – 22,4 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 143,4 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

6,4 человека на 1 км2

расстояние от Усть - Ордынского до Москвы – 5111 км

Административный центр – пос. Усть Ордынский

ТАЙМЫРСКИЙ (ДОЛГАНО – НЕНЕЦКИЙ)

АВТОНОМНЫЙ ОГРУНГ

Территория – 862,1 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 43,7 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

0,05 человека на 1 км2

расстояние от Дудинки до Москвы – 6403 км

Административный центр – г. Дудинка

(число жителей на 1 января 2000 г. – 27,6 тыс. человек).

ЭВЕНСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Территория – 767,6 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 18,9 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

0,02 человека на 1 км2

расстояние от Туры до Москвы – 5738 км

Административный центр - пгт Тура

(число жителей на 1 января 2000 г. – 5,5 тыс. человек).

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Территория – 169,1 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 2653,6 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

15,7 человека на 1 км2

расстояние от Барнаула до Москвы – 3419 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Барнаул (576,9)

Бийск (224,1)

Рубцовск (162,6)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Территория – 2339,7 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 3051,1 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

1,3 человека на 1 км2

расстояние от Красноярска до Москвы – 3955 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Красноярск (875,3)

Норильск (145,9)

Ачинск (121,0)

Канск (108,0)

Железногорск (94,8)

Минусинск (71,8)

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Территория – 767,9 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 2742,1 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

3,6 человека на 1 км2

расстояние от Иркутска до Москвы – 5042 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Иркутск (589,7)

Братск (279,3)

Ангарск (264,5)

Усть-Илимск (106,3)

Усолье-Сибирское (103,5)

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Территория – 95,5 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 2981,6 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

31,2 человека на 1 км2

расстояние от Кемерово до Москвы – 3482 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Кемерово (490,4)

Новокузнецк (563,8)

Прокопьевск (234,6)

Ленинск–Кузнецкий (113,2)

Киселевск (109,5)

Междуреченск (104,5)

Анжеро-Судженск (94,1)

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Территория – 178,2 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 2740,4 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

15,4 человека на 1 км2

расстояние от Новосибирска до Москвы – 3191 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Новосибирск (1398,5)

Бердск (86,4)

Искитим (68,1)

Куйбышев (52,1)

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Территория – 139,7 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 2164,0 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

15,5 человека на 1 км2

расстояние от Омска до Москвы – 2555 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Омск (1149,0)

Исилькуль (27,4)

Калачинск (25,3)

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Территория – 316,9 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 1068,0 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

3,4 человека на 1 км2

расстояние от Томска до Москвы – 3500 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Томск (481,8)

Северск (119,3)

Стрежевой (42,9)

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Территория – 431,5 тыс. км2

Население (на 1 января 2000 г.) – 1256,2 тыс. человек

Плотность населения (на 1 января 2000 г.)

2,9 человека на 1 км2

расстояние от Читы до Москвы – 6074 км

Наиболее крупные города

(число жителей на 1 января 2000 г., тыс. человек):

Чита (306,7)

Краснокаменск (55,8)

Борзя (31,4)

III. Федеральные округа РФ (7 округов)

Федеральные округа РФ образованные по Указу Президента РФ за №849 в мае 2000г.

Центральный федеральный округ, в который вошли: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область. Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область. Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская . Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан

(Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чувашия, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край. Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область. Омская область. Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край. Хабаровский край. Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

Указами Президента РФ от 13.05.2000г. были назначены полномочные представители в федеральных округах. В Сибирском федеральном округе представителем президента РФ указом № 849 от 13.05.2000г. был назначен Драчевский Леонид Вадимович.

IV. Социально – экономическое развитие СФО (статистический материал)

1) ВРП

Валовой региональный продукт по регионам СФО в 1998 – 2001г.г.

МЛН. рублей

(в текущих ценах)

Удельный вес

Регионов в ВРП

России, %

1998

1999

1998

1999

ВВП по Российской

Федерации - всего

2629623,0

4823233,5

в том числе:

элементы ВВП, рассчитываемые на федеральном уровне по экономике в целом

205575,3

673943,9

ВРП (ВДС) по субъектам РФ

2424047,7

4149289,6

100,0

100,0

Сибирский федеральный округ

316522,7

487919,1

13,1

11,8

Республика Алтай

1629,3

2564,8

0,1

0,1

Республика Бурятия

11347,2

16991,7

0,5

0,4

Республика Тыва

1842,6

2666,8

0,1

0,1

Республика Хакасия

8252,6

13332,6

0,3

0,3

Алтайский край

22126,9

33666,8

0,9

0,8

Красноярский край

72709,5

127642,7

3,0

3,1

Иркутская область

52822,9

81337,9

2,2

2,0

Кемеровская область

46156,7

67440,9

1,9

1,6

Новосибирская область

35734,3

54913,2

1,5

1,3

Омская область

29595,1

37258,6

1,2

0,9

Томская область

21233,7

28925,2

0,9

0,7

Читинская область

13071,9

21177,9

0,5

0,5

Валовой региональный продукт по регионам СФО в 1998 – 2001г.г. (Продолжение)

МЛН. рублей

(в текущих ценах)

Удельный вес

Регионов в ВРП

России, %

2000

2001

2000

2001

ВВП по Российской

Федерации - всего

7305646,3

9039440,6

в том числе:

элементы ВВП, рассчитываемые на федеральном уровне по экономике в целом

1086392,5

1209099,1

ВРП (ВДС) по субъектам РФ

6219253,8

7830341,5

100,0

100,0

Сибирский федеральный округ

709210,0

883378,1

11,5

11,4

Республика Алтай

3733,0

5654,0

0,1

0,1

Республика Бурятия

21690,7

30750,4

0,3

0,4

Республика Тыва

3638,7

5036,4

0,1

0,1

Республика Хакасия

17428,1

19872,2

0,3

0,3

Алтайский край

48756,9

63947,3

0,8

0,8

Красноярский край

215411,0

237989,1

3,5

6,0

Иркутская область

106267,1

127244,9

1,7

1,6

Кемеровская область

93774,0

116229,5

1,5

1,5

Новосибирская область

76509,7

106631,5

1,2

1,4

Омская область

48477,1

69520,1

0,8

0,9

Томская область

43350,2

64006,8

0,7

0,8

Читинская область

30173,5

36495,9

0,5

0,5

Валовой региональный продукт на душу населения по регионам Сибирского федерального округа в 1998 - 2001 г.г.

Рублей

Место, занимаемое в Российской Федерации

1998

1999

2000

2001

1998

1999

2000

2001

Валовой региональный продукт по РФ - всего

17901,0

32966,0

50192,0

62448,0

«Сибирский федеральный окру»

15116,5

23400,6

34198,2

42846,0

Республика Алтай

8018,3

12551,1

18192,1

27493,3

67

70

69

50

Республика Бурятия

10876,3

16370,5

21018,2

29978,5

48

54

62

52

Республика Тыва

5830,4

8566,5

11688,6

16194,3

76

76

78

76

Республика Хакасия

14138,5

22900,4

30014,9

34342,4

28

29

33

43

Алтайский край

8293,1

12663,4

18416,2

24303,5

64

69

67

67

Красноярский край

23670,8

41835,0

71109,2

79030,7

8

7

4

7

Иркутская область

19077,2

29512,5

38764,5

46665,4

15

16

21

22

Кемеровская область

15307,5

22499,1

31494,2

39307,9

24

33

29

31

Новосибирская область

12991,9

19984,0

27933,4

39095,7

33

38

39

32

Омская область

13586,3

17167,1

22503,0

32550,7

30

49

55

47

Томская область

19798,3

27040,5

40666,2

60247,4

12

19

18

13

Читинская область

10271,0

16757,3

24058,0

29322,2

54

53

51

54

2. Инвестиционная деятельность РФ

Объем инвестиций в основной капитал в 1 полугодии 2004

Млн. рублей

В % к 1

полугодию 2003г.

Российская Федерация, млрд. рублей 1)

1000,5

112,6

Центральный федеральный округ

267062,2

117,2

Северо – Западный федеральный округ

122662,0

103,0

Южный федеральный округ

81051,1

97,3

Приволжский федеральный округ

148811,9

110,8

Уральский федеральный округ

198060,7

95,8

Сибирский федеральный округ

82968,8

104,0

Дальневосточный федеральный округ

51996,8

91,7


Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 1 полугодии 2004 г.

в % к общему объему инвестиций в основной капитал

Собственные средства

Привлеченные средства

В том числе

Бюджетные средства

Из них

Средства внебюджетных фондов

Федерального бюджета

Бюджетов субъектов РФ

Российская Федерация

48,6

51,4

16,2

4,2

11,2

0,7

Центральный федеральный округ

34,3

65,7

26,2

3,1

22,6

0,5

Северо – Западный федеральный округ

49,3

50,7

12,9

7,7

4,9

0,2

Южный федеральный округ

52,2

47,8

14,6

8,7

5,0

1,5

Приволжский федеральный округ

59,7

40,3

15,3

5,6

8,8

1,7

Уральский федеральный округ

53,4

46,6

9,4

1,1

6,9

0,4

Сибирский федеральный округ

58,4

41,6

12,3

4,3

7,1

0,7

Дальневосточный федеральный округ

35,5

64,5

16,3

5,0

10,7

0,3

Иностранные инвестиции в1 полугодии 2004 г.

Тысяч долларов США

Поступило

В том числе

всего

В % к итогу

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Прочие инвестиции

Российская Федерация, млрд. рублей 1)

18983

100

3427

129

15427

Центральный федеральный округ

8248750

43,5

1657723

85110

6805917

Северо – Западный федеральный округ

1716266

9,0

170934

27301

1518031

Южный федеральный округ

323873

1,7

31972

643

291258

Приволжский федеральный округ

1190067

6,3

165623

10085

1014359

Уральский федеральный округ

3756741

19,8

158718

504

3597519

Сибирский федеральный округ

1659777

8,7

35156

5509

1619112

Дальневосточный федеральный округ

2087042

11,0

1506196

1

580845

3. Внешняя торговля

Внешняя торговля в 1 первом квартале 2004г.

(по данным Государственного таможенного комитета РФ)

млн. долларов США

Экспорт

Импорт

Сальдо

Страны вне СНГ

Государства участники СНГ

всего

В % к итогу

Страны вне СНГ

Государства участники СНГ

всего

В % к итогу

Российская Федерация 2)

30864

5787

36651

100

11335

3432

14768

100

21883

Центральный федеральный округ

12364,3

1504,0

13040,2

40,4

6510,1

923,0

7433,1

55,4

6516,1

Северо – западный федеральный округ

2808,7

160,5

2969,2

8,6

2484,6

94,6

2579,2

19,2

390,0

Южный федеральный округ

769,9

189,6

959,5

2,8

422,5

192,0

614,5

4,6

345,0

Приволжский федеральный округ

4359,8

754,8

5114,6

14,8

538,6

264,6

803,2

6,0

4311,4

Уральский федеральный округ

5374,4

472,9

5847,2

16,9

358,8

294,3

653,1

4,9

5194,1

Сибирский федеральный округ

4023,0

511,4

4534,3

13,1

387,1

267,1

654,2

4,9

3880,1

Дальневосточный федеральный округ

1011,5

2,8

1014,3

2,9

441,1

2,1

443,2

3,3

571,4

Страны – основные торговые партнеры во внешней торговле

Страна

Товарооборот тыс. долл.

Уд. Вес, %

2002г. в % к 2001г.

Увелич. +

Уменьш. –

Тыс. долл.

Китай

2205359,5

17,3

127,5

+475011,9

Великобритания

1383707,6

10,8

82,3

-297324,0

США

1294226,4

10,1

78,9

-345892,4

Казахстан

1055283,5

8,3

86,4

-166063,6

Япония

823255,8

6,4

71,5

-327679,5

Украина

677820,0

5,3

89,6

-78770,6

Нидерланды

577611,7

4,5

263,7

+358595,5

Германия

456118,6

3,6

99,8

-994,4

Индия

419732,3

3,3

в 4.0р.

+315369,6

Турция

313731,8

2,5

85,6

-52567,2

прочие

3571422,6

27,9

4. Социально демографическая ситуация в РФ

Родившиеся умершие и естественный прирост населения в 1 полугодии 2004г.

Родившиеся

Умершие

Из умерших в возрасте до 1 года

Естественный прирост (+)

Убыль (-)

2004г.

2003г.

2004г.

2003г.

2004г.

2003г.

2004г.

2003г.

Российская Федерация, тыс. человек

748,4

731,9

1171,1

1208,4

8,9

9,1

-422,7

-476,5

Центральный федеральный округ

168367

161419

335139

343849

1806

1866

-166772

-182430

Северо – Западный федеральный округ

65964

64613

124352

127914

636

679

-58388

-63301

Южный федеральный округ

132368

128465

153600

162708

1834

1666

-21232

-34243

Приволжский федеральный округ

156709

155620

255310

262728

1800

1922

-98601

-107108

Уральский федеральный округ

69574

68496

90945

96507

768

815

-21371

-28011

Сибирский федеральный округ

116477

115375

160834

164752

1489

1591

-44357

-49377

Дальневосточный федеральный округ

38908

37901

50905

49982

594

587

-11997

-12081

Коэффициенты рождаемости смертности и естественного прироста населения в 1 полугодии 2004г.

На 1000 человек населения

Число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся

Родившиеся

Умершие

Естественный прирост (+)

Убыль (-)

2004г.

2003г.

2004г.

2003г.

2004г.

2003г.

2004г.

2003г.

Российская Федерация

10,5

10,2

16,4

16,8

-5,9

-6,6

12,0

12,8

Центральный федеральный округ

9,0

8,6

17,9

18,3

-8,9

-9,7

10,9

11,8

Северо – Западный федеральный округ

9,6

9,4

18,1

18,7

-8,5

-9,3

9,7

10,7

Южный федеральный округ

11,7

11,3

13,5

14,3

-1,8

-3,0

13,7

13,9

Приволжский федеральный округ

10,2

10,1

16,6

17,1

-6,4

-7,0

11,5

12,5

Уральский федеральный округ

11,4

11,2

14,9

15,8

-3,5

-4,6

11,2

12,2

Сибирский федеральный округ

11,8

11,6

16,3

16,6

-4,5

-5,0

13,0

14,2

Дальневосточный федеральный округ

11,8

11,5

15,4

15,1

-3,6

-3,6

15,3

15,7

4.1 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ Новосибирской области

Демографическая ситуация в Новосибирской области в январе 2004 года характеризовалась следующими данными:

Человек

На 1000 человек

населения

Январь

2004

Январь

2203

Январь

2004

Январь

2003

Родившиеся

2270

2333

10,0

10,2

Родившиеся

4010

3825

17,7

16,6

В т.ч. до 1 года

31

25

13,1 1)

11,1 1)

Естественный

прирост (+)

Убыль (-)

-1740

-1492

-7,7

-6,4

Браки 2)

1159

1188

5,1

5,2

Разводы 2)

905

1195

4,0

5,2

Смертность детей в возрасте до 1 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась. Показатель младенческой смертности (число умерших в возрасте до одного года га 1000 родившихся) в январе 2004 года составил 13.1 (в январе 2003г. – 11.1). В структуре причин смерти младенцев преобладают состояния, возникающие в перинатальный период (от 28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка).

Человек

На 10 тыс. родившихся

январь 2004

январь 2003

прирост (+) снижение (-)

январь 2004

январь 2003

январь 2004 в % к январю 2003

Всего умерших в возрасте до 1 года

31

25

6

131,2

111,1

118,1

в том числе от:

врожденных аномалий

10

4

6

42,3

17,8

237,6

состояний, возникающих в перинатальный период

7

14

-7

29,6

62,2

47,6

несчастных случаев отравлений и травм

5

1

4

21,2

4,4

481,8

болезней органов дыхания

3

1

2

12,7

4,4

208,8

инфекционных и паразитарных болезней

3

1

2

12,7

4,4

208,8

Миграционные потоки в январе 2004 года

Январь 2004

Справочно: январь 2003

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост (убыль)

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост (убыль

Миграция

2996

3072

-76

2869

2822

47

из нее

В пределах России

2890

2886

4

2555

2609

-54

В том числе:

внутрирегиональная

1830

1830

-

1483

1483

-

межрегиональная

1060

1056

4

1072

1126

-54

Международная миграция

106

186

-80

314

213

101

В том числе:

Со странами СНГ и Балтии

96

51

45

302

64

238

С другими зарубежными странами

10

135

-125

12

149

-137

5. Уровень жизни и доходы населения

Динамика реальных денежных доходов

Июнь 2004 г.

В % к

Справочно

Июнь 2003г. в % к

Июню

2003г.

Маю

2004г.

Июню

2002г.

Маю

2003г.

Российская Федерация

109,9

112,1

114,7

104,7

Центральный федеральный округ

110,2

114,5

118,3

108,3

Северо – западный федеральный округ

109,7

112,9

120,0

109,6

Южный федеральный округ

116,0

114,9

112,5

108,5

Приволжский федеральный округ

106,9

113,5

112,4

106,7

Уральский федеральный округ

107,4

111,6

112,6

106,4

Сибирский федеральный округ

112,7

110,5

1123,7

107,4

Дальневосточный федеральный округ

110,1

111,0

112,6

105,3

Величина прожиточного минимума за 2 квартал 2004 г.

Все население

В том числе по социально - демографическим группам

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

Республика Алтай

2292

2491

1684

2136

Республика Бурятия

2986

3221

2309

2844

Республика Тыва

2595

2750

1960

2606

Республика Хакасия

2418

2600

1814

2465

Алтайский край

1955

2153

1406

1927

Красноярский край

2749

2971

2001

2696

Иркутская область

2709

2951

2008

2579

Кемеровская область

2285

2472

1620

2360

Новосибирская область

2455

2674

1825

2448

Омская область

2117

2283

1538

2168

Томская область

2697

2877

2007

2706

Читинская область

2459

2650

1759

2402

Агинский Бурятский Автономный округ

2569

2831

2012

2380

Таймырский (Долгано – Ненецкий) Автономный округ

4454

4643

3327

4350

Усть – Ордынский Бурятский Автономный округ

2608

2800

1999

2589

Эвенкийский Автономный округ;

4384

4537

3517

4433

Н.И.Константинова

К65 Регионоведение: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: НФ РАП, 2006

ББК 66.3(2)я7

К65

Константинова Наталья Ивановна

Регионоведение

Учебно-методическое пособие

Редакционно-издательский отдел НФ АНО

«Российская академия предпринимательства»

В авторской редакции.

Компьютерная верстка Е.В. Урюпина

Подписано в печать 13.06.2006. Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная.

Тираж 300 экз. Печ.л. 2,7. Заказ № 19

Отпечатано в типографии

ООО «Информационно-технический центр».

630008, Новосибирск, ул. Никитина, 86