Главная              Рефераты - Разное

Гендерная политика транзитного - реферат

АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ

ПРЕЗИДЕНТЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ФАКУЛЬТЕТ: Политическое Управление

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Политология

КАФЕДРА: Политология и политическое

управление

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

на тему:

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА ТРАНЗИТНОГО

ОБЩЕСТВА

студент: Нуриева Шабнам Джумшуд кызы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 – 4

1 Глава: Гендер как категория гуманитарных наук 5 – 23

1.1. Понятие гендер и гендерного равенства 5– 16

1.2. Гендерное равенство как цель общечеловеческого развития в III 16 – 23

тысячелетии

2 Глава: Гендерная политика как фактор достижения юридического и 24 – 42

фактического равноправия

2.1. Роль гендерной политики в транзитный период 24 – 33

2.2. Государственная политика Азербайджана в отношении женщин 33– 42

Заключение 43

Список использованной литературы 44 – 45

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема становления гражданского общества и развития правового государства в постсоветских республиках стала одной из центральных проблем в практическом плане для всего общества и в теоретическом – для социальных и гуманитарных исследований. Отсутствие собственного исторического опыта в этой области настоятельно требует широкого обращения к опыту западных демократий, которые прошли этот путь. Сегодня это влияние уже проявляет себя в различных областях, приводя не всегда к позитивным и осмысленным трансформациям традиционных для азербайджанского народа ценностей. Развивающиеся в стране женские и гендерные исследования являются хорошим примером подобного влияния, когда многие теоретические и практические разработки этого направления на Западе некритично переносятся на нашу почву. Поэтому ощущается необходимость соотнести эти два направления исследований, развивающиеся в разных социокультурных, этно-конфессиональных, социально-политических и экономических средах. Этого особенно настоятельно требует складывающаяся ситуация ускорения процессов глобализации, которые все решительнее приводят к унификации культурных различий традиций. Проблемы социальных ролей и стандарты поведения мужчин и женщин, проблемы формирования гендерной идентичности в культурах различных типов, социо-культурная репрезентация гендерных различий только начинают проникать в социо-гуманитарные исследования, но даже на этом этапе выявились весьма интересные закономерности, которые значительно изменили подходы к исследованиям этих направлений.

Степень разработанности. Не секрет, что гендерные и феминистические исследования в Азербайджане только начинают привлекать к себе интерес научной общественности. В республике сложилось несколько центров исследования данной проблематики, среди которых можно выделить отдел «Современные направления философии и гендерные исследования» Института философии, политико-правовых исследований НАН Азербайджана, Академии государственного управления при Президенте Азербайджана, деятельность отдельных неправительственных организаций. По канонам советского направления женская проблема рассматривается в отрыве от гендерных представлений, вносящих существенные коррективы в данную проблематику за счет выявления социо-культурных различий, норм и ожиданий, предъявляемых к женщинам и мужчинам. Данное обстоятельство усугубляется тем, что основные понятия и методы гендерных исследований занесены в азербайджанскую социо-гуманитарную среду из западных или же российских источников, которые опираются на либерально-демократические и христианские культурные традиции, не всегда оправданы в случае Азербайджана.

Цель работы. Дать теоретическое осмысление гендерной политики транзитного общества и проанализировать опыт практической работы.

Задачи.

· Определить гендерное равенство как предмет исследования гуманитарных наук.

· Выявить специфику гендерных равенств глобализирующегося мира.

· Определить развития транзитного общества в гендерном измерении (проблема радикального и либерального феминизма).

· Проанализировать государственную политику независимого Азербайджана по достижении гендерных равенств.

· Проанализировать роль гендерной политики в развитии гражданского общества.

· Показать вклад общенационального лидера Гейдара Алиева в осуществлении гендерной политики.

· Раскрыть роль и функции женской части третьего сектора в перспективе становления гражданского общества и правового государства в Азербайджане.

1 Глава: Гендер как категория гуманитарных наук.

1.1. Понятие гендер и гендерного равенства.

Гендер (gender):

1.Общее значение – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.

2.Социологическое значение – социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним.[1]

Понятие «гендер» впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин «гендер», заимствованный из лингвистики (gender(англ. )– род), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола – совокупности биологических характеристик – генетических, физиологических и репродуктивных. При помощи понятия «гендер» было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. [2]

Гендер – социальный пол. В английском языке разграничиваются понятия социального пола («gender») и биологического («sex»). Помимо биологических отличий между мужчинами и женщинами существует дифференциация социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении, психологии, мышлении, восприятии окружающей действительности.

Гендерный подход, в целом имея в виду существующие теоретические расхождения отдельных концепций, предполагает, что различия в поведении и в восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько таким социальном фактором, как восприятие, и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал. Необходимость методологического отделения пола (биологического) от гендера (социального) определилась несколькими причинами: во-первых, распространенным мнением и верой, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, т.е. половых различий; во-вторых, стремление проанализировать, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла (онтогенеза); в-третьих, пониманием того, что социальное больше поддается изменению, чем биологическое. Последнее определяет прикладное использование гендерных подходов: изменение социализации мужчин и женщин в сторону реализации интересов и способностей, а не гендерных предписаний и стереотипов.[3]

Терминологически понятие «гендер» оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований. Гендерные исследования как самостоятельная область научных интересов появились за рубежом более десяти лет назад и до сих пор остаются скорее собирательным понятием для новейших гуманитарных теорий – политических, экономических, социальных, лингвистических и других.[4]

Отмечая патриархальный характер исторической науки и практической историографии, представительницы феминизма настоятельно требуют новой реконструкции науки истории, которая лишь в незначительной мере описывает действительную роль женщины в исторических процессах. Эта реконструкция, по их мнению, должна начинаться с периода матриархата, когда закладывались культурные и цивилизационные основы человеческого общества. В те времена женщина являлась центральной фигурой общества, женские ценности составляли начала мировоззрения, а религиозная практика была прямо связана с преобладанием женских божеств в пантеоне поклонений людей древнего периода. По сути, посредником между небом и общиной, между божествами и человеком выступала женщина, исполняющая и жреческие, и пророческие функции. С развитием и становлением традиционных культур постепенное устранение женщин из «космоса» всего лишь отражало падение социальной и культурной роли женщины на фоне возрастания ее роли как матери и супруги. Завершение нисхождения женщины с вершин социального положения осуществилось вместе со становлением монотеизма, фиксирующего окончательную победу патриархата над матриархатом. Христианство закрепляет новое отношение к женскому началу, представляя Деву Марию как всеобщий образ материнства и женственности. Вместе с тем, средневековое отношение к женщине, наверное, самое противоречивое, а многие заблуждения и стереотипы того времени до наших дней продолжают в явной или скрытой форме существовать в различных культурах.

Эпоха Возрождения вновь пытается возродить земные представления о женщине, но скорее путем наделения женщины телесностью и чувствительностью, чем признанием принципа равноправия полов. Европейская культура Нового времени, используя теорию врожденных различий, проводила концепцию непреодолимого различия между мужчиной и женщиной.

Конец ХIХ - начало ХХ вв. ознаменовал собой период решительного выхода женщин в публичную сферу, становления их борьбы за свои права, что по-новому переопределило саму проблему женского общественного движения и выявления действительных возможностей «второго пола». Сегодня женщина не просто партнер, а скорее конкурент мужчины, как в сфере общественных отношений, так и в специализированных областях социальной жизни.

Переход от индустриального общества конца ХIХ века к информационному обществу во второй половине ХХ века ознаменовал собой ряд существенных социокультурных изменений, которые определили смену ролей, как отдельного человека, так и различных социальных сообществ.[5]

Насыщенность и полнота социальной жизни, в том числе и женщины, все чаще стали выступать в качестве основных характеристик нового культурного пространства. Последнее вместе с информационным плюрализмом вело к размыванию сложившейся привычной системы ценностей сначала на Западе, а затем и на Востоке, на постсоветском пространстве. Под воздействием изменяющихся социальных условий, все больше вовлекающих женщин в общественную жизнь, стали пересматриваться традиционные концепции роли и места мужчин и женщин в обществе. Традиционное разделение на общественную и частную (приватную) сферу жизни, в одной из которых зримо, а в другой косвенно доминировал мужчина, стало подвергаться нападкам, усугубляемым становлением организованного женского движения, направленного на признание всеобъемлющих прав женщин наравне с мужчинами. В этом русле начался процесс дифференцирования биологических и социальных различий между женщиной и мужчиной, сложилась точка зрения, отвергающая субординацию социальных различий, вытекающих из биологической сущности пола. Эти взгляды имели большие последствия для развития всего комплекса гуманитарных наук, выводы которых стали проникать в социальную, экономическую и политическую практику повседневной жизни.

Исследовательница О. Воронина приводит ряд исторически сложившихся моделей ролей женщины и мужчины, которые пытались отразить новые складывающиеся обстоятельства изменения гендерной ситуации.[6] Среди них: «неотрадиционная модель (Ф. Меринг и Р. Тернер) – женщина работает вне дома для заработка, но основной сферой деятельности для нее остается семья; трехфазная модель (А. Мюрдаль и В. Клейн) – женщина работает, потом рожает и растит детей, затем снова работает; модель симметричных ролей/двухкарьерная семья (Рона и Роберт Раппопорт, Б. Фридан) – оба супруга делают карьеру и поровну делят семейные обязанности; идентичные роли (Дж. Трибилкот, Н. Вайсстайн) – идентичность ролей формулировалась ими в абстрактных терминах свободы, справедливости, равенства возможностей; андрогинная модель (С. Бём), универсальная или монополовая (Э. Росси, Б. Фориша), при которой каждый человек должен обладать как мужскими, так и женскими качествами; радикально-феминистская модель (Дж. Бернард, К. Сафилиос–Ротшильд), которая предполагала отказ женщин от выполнения традиционных семейных ролей и передачу этих функций обществу; трансцендентная концепция половой роли (Р. Хэфнеер, В. Нордин), то есть «индивидуальный поведенческий выбор, который основан на полном наборе возможных человеческих характеристик. Этот выбор является индивидуальным и адаптированным для отдельного человека в специфической ситуации и не детерминированным стереотипами половых ролей». Ее авторы полагали, что каждый человек может попробовать некоторое время исполнять мужские роли, потом – женские, потом попробовать соединить их одновременно и стать андрогином, потом попробовать что-то еще». [7] При этом Воронина отмечает, что во всех этих моделях используется исключительно традиционная дихотомия производственных/семейных и мужских/женских ролей».[8]

Ясно, что такое ограничение не может представить объективной и широкой панорамы изменений, объясняющей трансформацию социальной сферы общества. Следует обратиться к истории женского движения с моментов его формирования, чтобы более наглядно оценить изменения, которые с ним произошли.

Как и многие другие радикальные социальные изменения, организованное женское движение берет свое начало с Великой Французской революции, в которой женщины этой страны приняли самое активное участие. В преддверие этого великого исторического события в различных странах Европы проблема освобождения женщин от угнетения рассматривалась как составная часть более общей проблемы восстановления утерянных «естественных» прав человека, которыми от рождения наделяется каждый индивидуум. Такую точку зрения проводили французские материалисты, представитель которых А. Кондорсе был горячим сторонником эмансипации женщин, наделения их равными правами с мужчинами и предоставления широкого доступа к образованию. В год, когда Олимпия де Гуж (1792) предоставила Национальному собранию Франции, написанную ее «Декларацию прав женщины и гражданки», в стране был принят закон, направленный на юридическое закрепления положения женщины в обществе, впервые в мировой практике вводящий женщин в правовое пространство. Естественно, что Декларация, предлагаемая француженкой, копирующая для женщин все права мужчин, была абсолютно неприемлемой для революционного, но все еще глубоко патриархального французского общества, сохраняющего смертную казнь для женщин (ее жертвой и стала де Гуж).

Лишь через 20 лет – Декретом от 20 сентября 1792 г. – женщинам Франции общество предоставило некоторые гражданские права, а в апреле 1794 г. Конвент принял закон, облегчающий для них процедуру развода. К этому же периоду, видимо, относятся первые в мире попытки создать проекты законодательных актов, связанных с закреплением правового положения женщин.[9] Во Франции того времени появились первые общественные организации и органы печати, среди которых свое место заняли и женские организации, клубы и журнал, освещающий жизнь и борьбу французских женщин. В последующие годы все эти завоевания были сведены на нет, женское организованное движение подверглось преследованию, а Кодекс Наполеона 1804 года вновь возвратил женщин в подчиненное положение, передоверив их права мужской части общества.

Практическое и позитивное применение принципов Французской революции нашло свое место в США, где женское движение впервые зародилось в XVIII веке в период войны за независимость. Спецификой женского движения в этой стране стало его соотнесение с проблемой отмены рабства, продолжавшего свое позорное существование в этой демократической стране.

К середине ХIХ века новым требованием мирового женского движения становится требование права на труд, что является косвенным свидетельством массового выхода женщин в систему экономических и трудовых отношений в обществе. Намечается переход женского движения с позиций защиты абстрактных моральных норм на устои организованной общественной силы, не только имеющей собственные социально-экономические интересы, но и способной их отстаивать. Революции середины ХIХ века в Европе предоставили мировому женскому движению новые возможности для расширения прав женщин логическим лозунгом, которого стала борьба за политическое и гражданское равноправие мужчин и женщин.

В 1848 году в США был проведен конгресс, принявший декларацию прав женщин. Хотя этот конгресс носил национальный характер, его важное международное значение заключалось в том, что как его проведение, так и утвержденная им декларация прав женщин нашли широкий отклик в женских организациях Старого Света, проникнувшихся мыслью о многообразии и взаимосвязи всех прав женщины, сердцевиной которых в новых условиях стали пониматься политические права. В 1888 году направление развития мирового женского движения и инициатива женских организаций США приводит к возникновению первой международной женской организации и созданию Международного совета женщин. С конца XIX века начался процесс предоставления политических прав женщинам (так, Новая Зеландия первой предоставила женщинам право голоса в1893 г.). Исторический курьез заключен в том, что избирательное право для женщин США, так много сделавших для мирового движения, вступило в силу лишь в 1920 году, а французским женщинам оно было предоставлено только в 1944г. Между тем мировое женское движение конца ХIХ – начала ХХ вв. приобретало все больший размах, не только охватывая страны Европы и Америки, но и распространяясь на отдельные страны Азии. Национальные, конфессиональные, социальные и культурные отличия приводили к возникновению новых женских (религиозных, национальных, классовых, профессиональных и т. д.) организаций, объединяющих своих участниц по интересам и другим общим принципам. Но эти процессы дифференциации не снижали темпы мировой интеграции женского движения. Она была лишь приостановлена во время первой мировой войны, как и интеграция других общественных движений. Более того, в этих непростых военных условиях женщинам удалось создать в 1915 г. в Гааге пацифистский Международный комитет женщин за прочный мир, позже (в 1919 г.) преобразованный в Международную лигу женщин за мир и свободу. В годы первой мировой войны определился, а за время второй мировой войны приобрел размах важный исторический фактор, сыгравший исключительную роль в судьбах, как отдельной женщины, так и всего мирового женского движения. В эти периоды радикального нарушения гендерного баланса в обществе, при котором большинство мужчин были лишены возможности не только обычной гражданской жизни, но и политического участия в общественных делах, женщины впервые начали примерять к себе новые гендерные роли, способствующие снижению социальных издержек массового участия мужчин в войнах. Хотя в годы второй мировой войны единое международное женское движение распалось, большинство национальных женских организаций в той или иной форме продолжили свою деятельность. Написанная в 1949 году и ставшая "женской библией" книга Симоны де Бовуар «Второй пол» определила рубеж трансформации философии женского движения. Отныне женщины, в отличие от мужчин, могли заявить, что они освоили все роли и профессии противоположного пола.[10] И потому логичным шагом развития стало обращение к политическим аспектам неравенства, формирующим все остальные, в том числе социальные формы неравенства. «Второй пол» придавал этому решительному шагу женщин теоретические основания. Послевоенный период и образование ООН сыграли исключительно важное значение в переструктурировании мирового женского движения. Принятие Декларации прав и свободы человека стало поворотным пунктом истории человечества, впервые сформулировавшего и противопоставившего всем остальным общечеловеческим ценностям права отдельной личности, индивидуума. Мировое женское движение берет на вооружение принципы демократии, образовав в 1945 г. Международную демократическую федерацию женщин. Декларация и Устав ООН, резолюция (1946г.) и конвенция (1952 г.) ее Генеральной Ассамблеи о политических правах женщин, конвенция МОТ о равной оплате за равный труд (1951г.), Декларация ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин (1967г.) и десятки других международных документах целенаправленно изменяли правовые нормы, призванные отразить новое социальное состояние женщин в мире. Из-за интересов и попыток манипулировать женским движением в его рядах наметился сначала идеологический, а затем и фактический раскол. Развившийся к тому времени западный феминизм в его радикальной форме, был направлен «против всех мужчин», которая ранее была не характерна этому движению. Западный классический феминизм разделился на несколько направлений, среди которых выделялись его либеральное крыло и "новое движение". Либеральное феминистическое движение активно действовало в сфере практической политики, проводя лоббирование своих идей и проектов. Как пишет А. Темкина, это направление стремилось «получить власть в существующей системе, оно ставило целью изменить структуры таким образом, чтобы женщины как социальная группа могли выполнять иные роли. Действия были направлены на изменения законов, институтов, структуры занятости. Для того чтобы изменить положение женщины, надо изменить общество».[11] В противовес этому, «новое движение» действовало в основном в социальной и культурной сферах, пытаясь изменить сложившиеся стереотипы женщины в западном обществе, изменить саму женщину.[12] Либеральное феминистское движение во многом инициировало первую всемирную конференция по положению женщин, созванную в Мехико в 1975 году. Этот год был объявлен Международным годом женщины с целью напомнить мировому сообществу о том, что дискриминация в отношении женщин продолжала оставаться нерешенной проблемой во многих странах мира. Согласно выводам, сделанными в ходе работы Генеральной Ассамблеи ООН, конференция в Мехико определила три ключевые задачи, ставшие впоследствии основными направлениями работы ООН по решению проблем женщин: полное гендерное равенство и ликвидация дискриминации по признаку пола; вовлечение женщин в процесс развития и их полноправное участие в этом процессе; увеличение вклада женщин в укрепление мира во всем мире.

Важной вехой было принятие Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1979 года Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция, получила название «билль о правах женщин».

Крушение социалистического лагеря открыло новые пути в процессе интеграции человеческого сообщества, складывания новых ценностей, объединяющих людей. Сразу несколько социальных проблем выдвинулись на первый план и определили характер общественных движений мира. Например, экологические проблемы, превратившиеся в общечеловеческую задачу, о процессах неравномерного социально-экономического развития различных стран мира, а также о стремительном ускорении глобализации, ведущей к складыванию новых типов неравенства.

Признание необходимости вовлечения женщин в процесс принятия решений нашло отражение в ходе ряда всемирных конференций, проведенных ООН в начале 90-х годов по различным аспектам развития – окружающей среде, правам человека, народонаселению и социальному развитию. На конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.) неоднократно звучала мысль о глубокой взаимосвязи проблем женщин и экологии, что, несомненно, явилось следствием предшествующей разработки идей экофеминизма. «Экофеминизм вводит проблематику пола/гендера в экологию: он основывается на утверждении, что потребительское отношение к природе и притеснение женщин в культуре тесно взаимосвязаны»[13] . На Всемирной конференции по правам человека в Вене права женщин были признаны одной из главных международных проблем в общей проблеме наращивания прав и свобод человека; в декабре 1993 г. принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, а на международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) равенство прав женщин и мужчин стало центральной темой обсуждения.

Начиная с середины 90-х годов ХХ-го века сначала женская, а затем и гендерная проблематика заняла прочное место в мировой повестке дня. Несмотря на то, что усилия, которые предпринимались в течение двух предыдущих десятилетий, начиная с конференции в Мехико в 1975 году, помогли улучшить положение женщин и расширить их доступ к ресурсам, они не коснулись структурной основы неравенства в отношениях между мужчинами и женщинами. Решения, влияющие на жизнь всех людей, в большинстве своем все еще принимались мужчинами. Только путем фундаментальной реструктуризации общества и его институтов женщины смогут получить полную возможность занять принадлежащее им по праву место в качестве равных партнеров мужчин во всех сферах жизни. Своеобразным итогом развития женского движения ХХ-го века стала Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин 1995), собравшая около 35 тыс. участниц из разных стран мира. [14] На конференции прозвучала мысль об ухудшение положения женщин в мире, усиление и усложнение форм ее дискриминации и эксплуатации. Конференция рекомендовала государствам усилить процесс реального женского политического участия. Важным итогом работы конференции стало принятие «Платформы действий», в которой впервые зафиксированы гендерные подходы к женской проблеме: «перед женщинами стоят общие задачи, связанные с достижением общей цели гендерного равенства во всем мире, которые могут быть решены лишь совместно и в партнерстве с мужчинами»[15] .

Представляя собой большую часть человечества, постепенно добиваясь равенства с мужчинами во всех сферах жизни обществ и государств мира, женщины, стремящиеся к глобальному объединению своего движения, использующие изменяющиеся условия жизни постиндустриального, глобализирующегося мира, могут начать доминировать в политической и экономических сферах. Сегодня такая перспектива кажется фантастической, но если вдуматься в динамику развития женского движения, особенно в успехи его на протяжении ХХ-го века, то такой вывод не будет казаться ни фантастическим, ни особо удаленным во времени.

1.2. Гендерное равенство как цель общечеловеческого развития в III тысячелетии.

Взяв курс на демократические реформы, общество пытается критически осмыслить оставшиеся нам в наследство патриархальные идеи, принципы, законодательные нормы, закрепленные регуляторы равенство полов и полностью освободить женщину. Объективные предпосылки для этого на экономическом, политическом уровне уже заложены, но предстоит еще сформировать парадигму решения гендерного вопроса в формирующемся гражданском обществе, суть которого – в свободе граждан и их равных возможностях независимо от пола. Социальный порядок будущего должен быть основан на принципах гендерного равенства, что означает равенство не только прав, но возможностей для обеих полов. Переход к новому социальному порядку возможен при условии продвижения гендерного измерения в общественное сознания через образование и воспитание, организацию публичного дискурса, чтобы гендерное измерение реальности стало частью социальной рефлексии. Стратегическая цель внедрения гендерного измерения – изменение культуры взаимодействия полов, замена отношений иерархии на отношения партнерства, привнесение в идеологию общества и государства таких «женских» ценностей, как миролюбие, созидание.

Однако мало закрепить принцип равноправия, надо создать юридические возможности и механизмы для его последовательного осуществления. В этой связи принятие законов, нормативных актов, различных международных документов, создание организаций и проведение конференций, семинаров является непосредственным способом его реализации со стороны мирового сообщества. Для того чтобы общество могло перейти к прогрессивной модели организации жизни, ему необходимо включить в процесс преобразования творческую энергию всех его членов, мужчин и женщин, в целом необходима гендерная политика.[16]

Четыре всемирные конференции по положению женщин, созванные ООН за последнюю четверть века, способствовали постановке проблемы гендерного равенства, участия в политике представителей обоих полов центр внимания мирового сообщества. Борьба за гендерное равенство находилась в начальной стадии на момент основания ООН в 1945 г. В течение первых трех десятилетий работа ООН по решению проблем женщин сосредотачивалась, в первую очередь, на определенных юридических и гражданских прав женщин на сборе информации о положении во всем мире.

Вторым этапом борьбы за гендерное равенство стал созыв по инициативе ООН Всемирных конференций для разработки стратегий и планов действий по улучшению положения женщин. Первая Всемирная конференция была созвано в Мехико в 1975 г. Конференция явилась началом новой эры в мировом стремлении способствовать улучшению положения женщин путем всемирного диалога. На конференции был принят Всемирный План действий по решению всех поставленных задач. Основной задачей было обеспечение равного доступа женщин к таким сферам, как образование, занятость, политическая деятельность, здравоохранение, обеспечение жильем, питание и планирование семьи.

На второй Всемирной конференции по положению женщин, созванной в Копенгагене в 1980г., представители 145 стран-членов ООН пришли к единодушному мнению о достижении значительного прогресса в этой области. Важным этапом было принятие Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1979г. Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конференция завершилась принятием, хотя и не единодушным, Программы действий, в которой назван ряд различных факторов несоответствия между юридическими правами и умением женщин ими пользоваться.

Движение за гендерное равенство получило подлинное мировое название на третьей Всемирной конференции по положению женщин в Найроби (1985г.). Женское движение, разделенное политическими и экономическими реалиями на конференции в Мехико, теперь стало международной силой, объеденной под знаменем равенства, развития и мира. Найробские перспективные стратегии за период до 2000 г., разработанные и единогласно принятые 157 странами-участницами ООН, явились усовершенствованным проектом плана по улучшению положения женщин.[17]

Однако усилия, которые предпринимались в течении двух предшествующих десятилетий не коснулись структурной основы неравенства в отношении между мужчинами и женщинами. Четвертая Всемирная конференция по проблемам женщин в Пекине (1995г.) – новая глава в борьбе за гендерное равенство. Главным изменением явилось осознание необходимости перенести основное внимание с самих женщин на концепцию полов, признав потребность переоценки всей структуры общества и всех отношений между мужчинами и женщинами внутри него. Эта перемена еще раз подчеркнула тот факт, что права женщины – это права человека и что гендерное равенство – это всеобщая проблема, от решения которой выигрывают все. Участники конференции приняли Декларацию и Платформу действий, которая стала вехой на пути прогресса женщин в ХХI в.

Преемственность Пекинской конференции заключалась в том, что она вдохновила мировое сообщество на принятие обновленного глобального обязательства по повсеместному расширению прав и возможностей женщин и привлекла беспрецедентное международное внимание. Конференция единогласно приняла Пекинскую Декларацию и Платформу действий, представлявшую собой по существу повестку дня по решению проблемы расширения прав и возможностей женщин. В Платформе действий выделены 12 важнейших проблемных областей, в которых находятся главные препятствия на пути прогресса женщин, требующие принятия конкретных мер со стороны правительств и гражданского общества:

· Женщины и нищета;

· Образование и профессиональная подготовка женщин;

· Женщины и здравоохранение;

· Насилие в отношении женщин;

· Женщины в период вооруженных конфликтов;

· Женщины и экономика;

· Участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений;

· Институциональные механизмы улучшения положения женщин;

· Женщины и права человека;

· Женщины и средства массовой информации;

· Женщины и окружающая среда;

· Девочки.

Принимая Пекинскую платформу действий, правительства взяли на себя обязательства по эффективному включению гендерного аспекта во все государственные институты, стратегии, планирование и принятие решений. Введение гендерного компонента потребовало пересмотра всей структуры общества в целом и структурной основы неравенства. Поэтому основное внимание больше не сосредоточивалось на женщинах и их положении в обществе, а было перенесено на перестройку институтов и процесса принятия политических и экономических решений в обществе в целом. Поддерживая Платформу действий, Генеральная Ассамблея призвала государства, структуры ООН и другие международные организации, а также неправительственные организации и частный сектор принять меры по выполнению рекомендаций. Внутри самих стран – членов ООН государственным механизмам, созданным ранее для укрепления статуса женщин, была придана новая функция центральных координационных органов по внедрению гендерного компонента во все институты и программы.[18]

Обязательства, взятые на себя правительствами в Пекине, отражают понимание того, что равенство женщин и мужчин должно быть главным компонентом любой попытки решения мировых социально-экономических и политических проблем. Таким образом, если когда-то женщины боролись за внесение в международную повестку дня вопроса о равенстве полов, теперь равенство полов является одним из важнейших факторов, определяющих эту повестку. Несмотря на прогресс, достигнутый женщинами многих стран, продвижение по пути борьбы за равенство полов до сих пор было медленным и беспорядочным. Например:

· Проблемы женщин почти повсеместно решаются во вторую очередь;

· Женщины в меньшей степени пользуются плодами развития;

· Женщины продолжают сталкиваться с дискриминацией и маргинализацией, скрытой и явной;

· Женщины составляют 70 % беднейшего населения мира.

Обзор и оценка осуществления Пекинской декларации и Платформы действий проводились в условиях быстро меняющейся международной обстановки. После 1995 года некоторые проблемы стали восприниматься более остро или по-иному, что создает дополнительные трудности для полного и ускоренного осуществления Платформы, с тем, чтобы правительства, межправительственные органы, международные организации, частный сектор и неправительственные организации могли обеспечивать, по мере необходимости, равенство полов, развитие и мир. Для полного осуществления Платформы действий необходима дальнейшая политическая приверженность равенству между мужчинами и женщинами на всех уровнях. Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН “Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке”, известная также как Пекин+5, прошла в Штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 5 по 9 июня 2000 года. «Проведение специальной сессии даст возможность правительствам и гражданскому обществу поделиться полезным опытом и рассмотреть текущие проблемы и препятствия, возникшие в ходе выполнения Пекинской Платформы действий. Будет дан новый импульс в политической деятельности по достижению равенства мужчин и женщин, а также расширению гендерных прав и возможностей».[19] В свете решений Четвертой всемирной конференции по положению женщин правительства, ООН и организации гражданского общества достигли многого. Правительства приняли новые законы и пересмотрели законодательства, чтобы привести их в соответствие с Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, другими международными и региональными актами по защите прав человека, а также требованиями Пекинской Платформы действий. Расширился доступ женщин к правосудию на национальном и международном уровне, при этом суды в различных странах вынесли решения, отражающие обязательства соблюдать принцип равенства полов. Внимание к проблеме равенства полов по-прежнему проявлялось на межправительственном уровне, особенно в процессе выполнения решений всемирных конференций и саммитов. Всячески подчеркивается, что обеспечение реализации прав женщин и равенство полов являются как средством, так и целью борьбы против старинного врага – нищеты. В сентябре 2000 г., на Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций – самой представительной за всю историю встрече мировых лидеров – 147 глав государств и правительств, а также представители в общей сложности 189 государств, предприняли не имеющий прецедента шаг – согласовали комплекс обусловленных конкретными сроками и измеримых целей и задач, получившие название Целей развития тысячелетия. В принятой на этом Саммите Декларации также обозначен широкий диапазон обязательств в области защиты прав человека, благого и эффективного управления и демократии. Из восьми Целей развития тысячелетия Цель 3 призывает к расширению прав и возможностей женщин и достижению равенства между мужчинами и женщинами, конкретно ставя задачу искоренения гендерного неравенства на всех уровнях образования к 2015 г. Как заявил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан: «В нашей работе по достижению этих целей, как явствует из Декларации тысячелетия, гендерное равенство не является самоцелью, оно - принципиально важное условие для достижения нами всех остальных целей. Результаты многочисленных исследований показали, что не может быть эффективной стратегия развития, если женщины не играют в ней центральную роль». Цели развития тысячелетия, которые будут достигнуты к 2015 году: Цель 1: Сократить вдвое долю мирового населения, страдающего от нищеты и голода; Цель 2: Достичь всеобщего начального школьного образования; Цель 3: Расширить возможности и права женщин и способствовать достижению равенство между мужчинами и женщинами; Цель 4: Добиться снижения смертности среди детей в возрасте до 5 лет на две трети; Цель 5: Добиться снижения материнской смертности на три четверти; Цель 6: Остановить распространение болезней, особенно ВИЧ/СПИДа и малярии; Цель 7: Обеспечить экологическую устойчивость развития; Цель 8: Наладить отношения глобального партнерства в целях развития, поставив цели и задачи в области помощи, торговли и облегчения долгового времени. Координатор-распорядитель Кампании по осуществлению Целей развития тысячелетия Эвелин Херфкенс (Eveline Herfkens) подчеркивает, что в условиях, когда женщины составляют большинство населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день (показателя крайней нищеты), ни одна из поставленных задач не будет выполнена, если не будет достигнута Цель 3. Называя такую стратегию абсолютно беспроигрышным вариантом, она поясняет: «Цели развития тысячелетия были утверждены всеми в качестве единого пакета, чтобы прекратить тратить впустую время и вернуть человека в центре повестки дня международного сообщества. Мы достигнем этих целей, только если станем рассматривать женщин как активных участников всего этого процесса, а не просто будем считать их жертвами несправедливости или получателями помощи». В своем послании по случаю Международного женского дня в 2003 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул потребность в срочных действиях, сказав следующее: «Мы не можем терять время, если хотим достигнуть Целей развития Тысячелетия к намеченной дате к 2015 году. Только осуществляя инвестиции в интересах всех женщин мира, мы можем надеяться, что сделаем это. Когда женщины процветают, выигрывает все общество, а последующие поколения получают лучший старт на своем жизненном пути».

2 Глава: Гендерная политика как фактор достижения

юридического и фактического равноправия.

2.1. Роль гендерной политики в транзитный период.

Разработка и поднятие на уровень международных стандартов концепции прав человека – одно из важных достижений цивилизации. Современный период развития этой концепции начался с принятием Всеобщей декларации прав человека. Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычисленных по присущим им общим признакам, долгие годы не только отрицался, сама его постановка тем или иным государством или группой государств, в том числе и на форумах ООН, трактовалась как пропагандистская акция.[20]

Статья 2 Конвенции ООН 1979 г. провозглашая необходимость закрепления в национальных конституциях принципа равенства мужчин и женщин, возлагает на государство обязанность обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств реализацию этого принципа. Важную роль в этом должно сыграть пропорционально численности лиц обоего пола их представительство в законодательных и представительных органах.

Гражданское общество в силу актуализации социальной активности женщин подразумевает гендерную сбалансированность, устранение половой иерархии в обществе, когда один пол – главенствующий, а другой – подчиненный. Действующее на его основе правовое государство инициирует развитие гражданских свобод и прав человека вне зависимости от принадлежности к тому или иному полу.

Доминирование одного пола над другим влечет за собой такие явные нарушения прав человека, как насилие. Гендерные исследования продвигают азербайджанское общество к укреплению гражданского общества в его развитых параметрах. И это не просто теоретическое положение. Так, Сьюзен Стомач в исследовании «Оценка гендерного развития Азербайджана» отмечает, что «Гендерный анализ, выполненный в параметрах гражданского общества и международных правовых нормах, предполагает изучение следующих компонентов:

1. как будут гендерные отношения отражаться на достижении жизнеспособных результатов;

2. как будут предложенные результаты затрагивать относительный статус мужчин и женщин.

3. как гендерные различия принимают во внимание не только различные роли мужчин и женщин, но также и отношения, и баланс между ними и установленные социальные структуры».[21]

Для нашего исследования достаточно проследить некоторые тенденции гендерной политики в СССР. В советский период женщина юридически получила полное равноправие. Как отмечает С. И. Брук, до 40-х годов ХХ века при преобладании женщин в населении СССР в целом в Азербайджане мужчин было больше, чем женщин. Такая демографическая ситуация сохранялась и в СССР вплоть до начала второй мировой войны, людские потери в которой привели к изменению этого дисбаланса. С начала 20-х годов женщины вовлекаются во все сферы общественного производства. Вводится система женских квот, которая была призвана обеспечить путем обязательной практики участие женщин на всех уровнях государственного аппарата и во всех сферах жизнедеятельности общества решение «женского вопроса». В политике большевиков особая роль отводилась женщинам, социальное и правовое положение которых требовало реальных реформ, особенно в регионах мусульманской культурной ориентации. Вместе с тем в Советском Союзе официальная идеология равноправия маскировала продолжающую существовать фактическую дискриминацию женщин во всех сферах жизни и патриархальную идеологию их второсортности, предназначенности исключительно к семейной жизни. Следствием этого стало изменение гендерной модели женщины как хранительницы очага к модели работающей матери, но государство поддерживало статус женщины лишь на уровне социальной видимости, старательно не замечая противоречий женского развития.[22] Негласно существовал своеобразный гендерный контракт, санкционированный государством: женщина формально имеет с мужчинами равные права, получает любое образование, может работать на любой должности – но при этом семья не перестает быть основой ее деятельности. Государство как бы отказывалось регулировать частную сферу жизни людей, но на самом деле оно молчаливо поддерживало точку зрения, что быт и семья – личное дело каждой женщины, в котором она может рассчитывать только на свои силы.

Многочисленные женские клубы и организации, возникшие после революции, в 30-х годах все закрываются. Патриархатно-тоталитарные традиций советской политической культуры характеризовались глубинным отчуждением женщины от власти через поло-ролевую и специфически политическую социализацию. Женщинам СССР было предоставлено право голоса и избрания, полнота политических прав. Однако немалая часть женщин страны, относимых к так называемым «эксплуататорским классам», после большевистского переворота, согласно Конституциям 1918, 1925 гг., вплоть до 1937г. была лишена избирательного права. Второй съезд женщин Азербайджана состоялся только в 1957 году. На третьем съезде в октябре 1967г. из 506 участников 85% составляли члены КПСС. Бессменный председатель республиканской женской организации Х. Султанова, более четверти века направляющая по генеральной линии партии женское движение, была первым отечественным исследователем «раскрепощения» азербайджанской женщины, счастье которой связывала с победой коммунизма.[23] Необходимо заострять внимание на этой заидеологизированной формуле счастья, так как несколько поколений азербайджанского общества сформировалось в условиях советской политической системы, которая при внешней однородности сама претерпела несколько стадий изменения.

Влияние советского наследия оставило столь глубокие следы, что и сегодня после более чем десятилетнего независимого развития Азербайджана, их можно наблюдать в различных областях социокультурной, политической и экономической сферах жизни нашего общества. Такая ситуация связана не столько с длительностью «социалистического» образа жизни, сколько с радикальностью перемен, которую привнесла эта система в жизнь азербайджанского народа. Мы можем определить первые годы советской власти в Азербайджане как период «принудительной феминизации».[24] Партийное руководство и соответствующая государственная политика были ориентированы на не эмансипацию женщин, а на формирование «тружениц социализма».

Для гендерных исследований очень важно, то, что именно в этот период закладываются идеи социального протекционизма. Так, считается, что советский социальный протекционизм по отношению к женщине стимулировал воспроизводство патриархальной системы гендерных отношений и в определенной мере означал «социальную инвалидизацию».[25]

Патриархально-этатическая идеология формировала жизненную стратегию женщин. В частности, в 1936-м году были запрещены аборты, что само по себе являлось нарушением репродуктивных прав женщин. С другой стороны, нивелировалась роль отца, так как были учреждены ордена «Мать-героиня», «Материнская слава», «Медаль материнства». За годы войны женщины стали незаменимой производительной силой, но государственная политика все также насильственно эксплуатировала их репродуктивную функцию. В послевоенный период ужесточается процедура развода.

Все более очевидная двойная нагрузка на женщин начинает даже признаваться в официальных партийных документах как проблема равноправия полов. Знаменательно постановление ЦК КПСС (октябрь 1966-го года), которое призывало «бороться с феодальным отношением к женщинам и создать условия для преодоления неравенства в быту».

Причем гендерная дискриминация прослеживается в том, что государственная политика не предполагала вовлечения женщины в наукоемкие отрасли, а наоборот подчеркивала, что женщине необходимо предоставлять более легкую, но достаточно оплачиваемую работу. В середине 60-х годов стал прочно навязываться гендерный стереотип феминизации непрестижных отраслей народного хозяйства. Де-факто женщины отстранялись от права на принятие политических решений. В 1977 году КПСС объявила о полном решении женского вопроса; в последующие годы, вплоть до середины 80-х, парадигма раскрепощения, равноправия женщин в СССР сохраняла свою устойчивость. Однако де-юре были созданы правовые основы равноправия и предоставление женщине социальных льгот и квот, при фактическом сохранении доминантной роли мужчин во всех политических и социально- экономических сферах.

Возник дисбаланс между юридической (де-юре) и реальной (де-факто) ситуацией и как следствие этого двойной стандарт и двойная эксплуатация женщин – на производстве и в семье. В семье псевдоравноправие женщин проявлялось особенно ярко. В частности, в Азербайджане с его устоявшимися семейными культурными традициями оно привело к чрезмерной перегруженности женщин. В результате сформировались два типа защитных реакций – желание уйти от деятельности, требующей общественной ответственности – пассивная форма, замыкающая женщину на семью, и конструктивная форма, способствующая формированию позитивного новообразования в личности женщины – активной позиции, как в общественной среде, так и в семье.[26]

Годы перестройки не принесли женщине облегчения в совмещении ею производственной и семейной функций, а может быть, и осложнили эту задачу. Как не парадоксально, именно с началом перестройки суть проблемы равноправия свелась к бытовой загруженности и необходимости укреплять семью. Постсоветский период рассеял иллюзии социального равноправия женщин, стали нарастать угрожающие тенденции сужения сфер ее общественной деятельности. Кардинальные политические, экономические, социально-культурные реформы обнажили глубокие противоречия между идеями и реальным положением женщины, декларациями и истинной политикой по женскому вопросу, дезавуировали мифы, порожденные советской идеологией. Стихийное осознание женщинами гендерного неравенства, гендерного конфликта не находило своего эффективного организационного и политического выражения. В общественном сознании политические права девальвировались, по крайней мере, по сравнению с периодом начала перестройки. Это в основном было связано с двумя причинами. Во-первых, несмотря на отсутствие политических прав, при социализме государство гарантировало определенный минимум социально-экономических прав, обеспечивающий выживание. Во-вторых, в переходный период в условиях гарантированных политических прав и свобод, социально-экономические права граждан серьезно нарушались. В этой ситуации сдвига в ценностях и социальных ожиданий женщины пытались реализовать свое право на развитие и участие в социальной жизни. В развитом гражданском обществе в пространстве между человеком и государством формируется «третий сектор» – неправительственные организации. Степень развитости неправительственного сектора прямо пропорциональна уровню демократизации и макроэкономическому развитию общества. Современная демократия базируется на партнерстве между сильным государством, в меру регулируемой рыночной экономикой и энергичным гражданским обществом. Именно гражданское общество создает социальный капитал переходного периода, формирует слой активных, деятельных акторов, индивидуумов нового общества.

В 80-90 годах появился целый регион (27 стран с переходной экономикой), положение женщин заметно ухудшилось в ходе трансформационных процессов.[27] В сводном докладе о человеческом развитии Программы развития ООН /ПРООН/ за 1999 г. снижения уровня жизни женщин рассматривается как одно из главных негативных социальных последствий рыночных реформ, говорящее об их высокой социальной цене. Одним из самых больших шагов назад в переходный период – значительное усиление гендерного неравенства в политической, экономической и социальной сферах. Парадоксально, но возникновение демократического общества не привело к росту участия женщин в общественной жизни, а к их вытеснению. Хотя женщины отличались крайне высокой активностью на начальных стадиях демократических революций, они были быстро вытеснены из политики.

Первые годы рыночных преобразований стали меняться идеологические подходы к «женскому вопросу» и образ женщины в средствах массовой информации. Речь идет о возрождении и усилении патриархальных взглядов на роль женщины в обществе. Это проявляется в следующих тенденциях:

· возрождается и укрепляется традиционное распределение семейных ролей, общественное мнение высоко ценит женщину, посвящающую себя семье. В известной мере – это ответ на чрезмерно высокую занятость женщин в производственной сфере, признак возрождения индивидуалистических и семейных ценностей в противовес насаждавшемуся в прошлом коллективизму;

· восстанавливается авторитет религии с ее традиционными взглядами на место женщины в обществе и ее репродуктивные права;

· символ женщины-матери широко используется в качестве инструмента национальной политики, повышение рождаемости рассматривается как путь возрождения нации.

При этом изменения в социальной политике, в сферах образования и здравоохранения были неблагоприятными для женщин. Среди безработных более 60% женщин. Наряду с «феминизацией безработицы», происходит и «феминизация бедности», так как многие семьи в нынешних экономических условиях не могут прожить на зарплату только одного члена семьи. Ухудшение положения женщин в переходный период было обусловлено различными по своему характеру и глубине воздействия факторами. Прежде всего, экономический спад повлек снижение уровня жизни всего населения. Массовая безработица и нарастание бедности, углубление дифференциации доходов, разрушение системы социальных гарантий имели место во всех переходных экономиках, хотя данным проблемам была присуща разная степень остроты. Глубина падения жизненного уровня в большей степени определялось достигнутым уровнем социального развития, накопленным запасом социальной прочности и в меньшей – избранной моделью преобразований и особенностями государственной социальной политики.[28]

Между мужской и женской безработице в России имеются качественные различия: большинство безработных мужчин достаточно быстро находят новую работу, в то время как основная масса женщин, вытесненных из общественного производства, теряют ее практически навсегда. Они переходят в категорию экономически пассивного населения, мужчины же из категории занятых переходят в безработные.

В отличии от мужчин, женщины могут трудоустроиться в домашнем хозяйстве. Однако этой альтернативе препятствует низкий уровень жизни, вынуждающий женщин работать в целях увеличения доходов семейного бюджета. Гендерное распределение трудовых доходов свидетельствует об уязвимости женщин с точки зрения оплаты труда. Анализ причин низкого благосостояния показывает, что на повышение незащищенности воздействуют факторы традиционной бедности, например в неполных семьях уровень бедности вдвое выше, чем в полных. Рост незащищенности таких семей вызван ослаблением социальных гарантий одиноким матерям.

Исходя из того, что Азербайджан находится в условиях переходного периода, для нашей страны характерно заметное ухудшение положения женщин. В настоящее время из общей численности экономически активного населения 22,1% является безработными. Число безработных женщин возросло за последние десять лет в 10 раз. Ранее высокая занятость женской рабочей силы в легкой и пищевой отраслях сменяется резкими снижениями занятых женщин в них. Наметилась тенденция к вытеснению женщин из сфер интеллектуального и высокооплачиваемого труда, в особенности сфер деятельности, ориентированных на рынок. Хотя в процессе приватизации предполагается равное участие мужчин и женщин, тем не менее, до 90% собственности перешло в руки мужского населения. Только 7% зарегистрированных предприятий руководителями являются женщин. Более того, установлено, что 86% женщин не желает обладать частной собственностью, причиной чего является отсутствие необходимого стартового капитала, недостаточность знаний в управлении собственным бизнесом, боязнь банкротства и др. Как известно, доходы женщин связаны главным образом с тремя различными источниками: доступ к доходу мужа; доступ к рынку труда и доступ к государственным программам социального обеспечения. Многие женщины комбинируют эти источники доход, т.е. происходит пакетирование доходов. Но такая картина характерна для эмансипированных женщин, в основном это относится к женщинам Севера, а многие женщины в странах Юга, к которому относится Азербайджан, лишены доступа к какому-либо источнику дохода.

Особый интерес вызывают различия в социальной мобильности мужчин и женщин в дореформенный период и в условиях социальной трансформации. Социальная мобильность – довольно широкое понятие, которое может означать любые социальные или статусные изменения.

Незащищенность социально-экономического положения женщин в транзитный период обусловлена несовершенством правовой системы положения регулирования трудовых отношений. Проблемы связаны не столько с отсутствием законодательных норм, сколько с несоблюдением трудового и социального законодательства. Судебная система слаба, пространство действий профсоюзов постепенно сужается, поэтому женщины бессильны перед произволом работодателей. Социально-защитная направленность трудового законодательства замещается идеей «баланса интересов» справедливого только при реальном равенстве партнеров – работника и работодателя.[29]

В целом, экономический спад и нестабильность во многих регионах мира углубил рост масштабов нищеты. Среди более чем одного миллиарда человек, проживающих в этих условиях, женщины составляют подавляющее большинство. В этой связи социально-экономическое положение женщин является объектом внимания со стороны международных организаций. В частности, программа улучшения положения женщин в странах с переходной экономикой, принятая ООН включает следующие меры: расширение экономических возможностей и гарантированная реализация прав женщин; повышение экономической грамотности; обеспечение равных возможностей на рынке; повышение потенциала женских организаций; увеличение представительства во властных органах; формирование соответствующих законодательных и институциональных условий для достижения реального равноправия женщин.

2.2. Государственная политика Азербайджана в отношении женщин.

В Азербайджане требования гендерного равенства и равных прав мужчин и женщин стали выдвигаться относительно недавно. Это было связано с тем, что в советское время, еще в 20-е г. ХХ в., был сделан вывод о том, что женский вопрос в нашей стране решен. Решающим условием, определяющим социальный статус женщин, стало их участие в общественно-производственном труде наравне с мужчинами.

Общественно-политические и социально-экономические изменения, происшедшие в республике в 90-е г., потребовали новых качественных подходов к решению проблем, накопившиеся за долгие годы ХХ столетия.

С учетом национальных традиций, моральных ценностей и специфической культуры политика государства была направлена на решение эти проблем с учетом эффективного использования как собственного, так и международного опыта, в т.ч. опыта отношения к женщинам. На различных этапах исторического развития азербайджанские женщины принимали активное участие во всех сферах жизнедеятельности государства.

В Азербайджане государственная политика в отношении женщин имеет давнюю историю. Борьба азербайджанских женщин за свои права и свободу привела к тому, что представитель Азербайджана в Государственной думе Н.Хасмамедов впервые в 1907 г. поставил вопрос о предоставлении мусульманским женщинам избирательного права. Это было начало женского движения в стране. Стали появляться первые группы, клубы и общества. Первый в восточных регионах женский клуб был открыт в Баку в 1929 г., созданный первой заведующей женотделом ЦК АКП (б) Джейран Байрамовой.[30]

Право избирать и быть избранными женщины республики получили в 1919г. в период существования Азербайджанской Демократической Республики. Была разрушена стена, отделявшая женскую половину от мужской, что способствовало также повышению личностного статуса женщины во всех восточных регионах. Только при поддержке возникшего в стране женского движения стало возможным по-иному сформулировать сами корни и причины такого социального зла как насилия над женщинами. «Гендерная постановка вопроса о насилии является основополагающей потому, что позволяет обсудить ряд аспектов, имеющих непосредственное отношение к сути проблемы.».[31]

В 90-е г. вновь вступив на путь демократического развития, независимый Азербайджан занялся, в первую очередь, укреплением основ государства и установлением общественно-политической стабильности. С 1994 г. обстановка в стране нормализируется и именно в это время начинается новый этап политики государства в отношении женщин. По Указу Президента республики Г.А.Алиева создается национальный комитет по подготовке к IV Всемирной конференции по положению женщин. Женские делегации принимают участие в международных конференциях, обсуждении проекта Пекинской Платформы действий на заседании комиссии ООН по статусу женщин. В 1995 г. Азербайджан присоединился к Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». После Пекинской конференции политика государства в отношении женщин приобретает особую окраску. Решения конференции послужили мощным импульсом для укрепления институциональных механизмов по улучшению положения женщин, способствовали поиску новых путей достижения равенства полов. В стране начинается активная работа по проекту «Развитие гендера в Азербайджане». В 1998 г. Президент Азербайджанской Республики издает Указ «О создании Государственного комитета по проблемам женщин» и распоряжение «О мероприятиях по повышению роли женщин в Азербайджане».[32]

В сентябре 1998 г. был созван Первый съезд – первый женский форум независимой республики. На съезде были проведены итоги первого этапа осуществления Платформы действий и создан национальный совет азербайджанских женщин. Съезд женщин Азербайджана дал старт второму этапу реализации Платформы, основными направлениями которой стали создание в республике гендерных центров, оказание помощи в гендерных исследованиях, организации просветительских гендерных курсов и оказание технической помощи Государственному комитету по проблемам женщин. В марте 2000 г. издается еще один Указ Президента республики «О претворении в жизнь государственной женской политики», где акцент делается на то, что женщины наравне с мужчинами должны занимать руководящие посты во всех государственных структурах.[33] В то же время Кабинет Министров республики принимает решение «О плане национальных действий по проблемам женщин Азербайджанской Республики», где отмечается необходимость создания государственной программы по решению проблем женщин.[34]

Все эти нормативные акты способствовали активизации женского движения, развитию гендерного равенства и гендерных исследований в стране. На местах стали создаваться женские неправительственные организации, центры гендерных исследований, различного рода женские общества и ассоциации. В то же время говорить о достижении гендерного равенства в республике еще рано. Необходимо объединить усилия государства, общественности и женских организаций в решении гендерных проблем. Проблемы становления третьего сектора в гендерном измерении являются чрезвычайно актуальными, так как основной очаг противостояния и конфликтов на сегодняшний день переместился из идеологической сферы в социальную. В западном обществе третий сектор возник как дополнительный инструмент государственного регулирования общественных отношений, как институализация поэтапного отказа государства от ряда своих функций и обязанностей. А социальная сфера в самом широком смысле и есть тот ареал, в котором действует подавляющее большинство негосударственных некоммерческих организаций, и, прежде всего, женских НПО. НПО – это наиболее массовый и характерный элемент гражданского общества, своей деятельностью определяющий степень развитости и социального влияния третьего сектора. Законодательной базой развития предпринимательства вне зависимости от пола является вся совокупность принятых за истекшие 15 лет законодательных актов, регулирующих отношения собственности и частную предпринимательскую деятельность. Основные из них, это – Закон о государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц (2003г), Гражданский кодекс (2000г), Налоговый кодекс, Закон о защите иностранных инвестиций (1992) и ряд других законодательных актов, направленных на поддержку либо на ограничение женского предпринимательства не существует. Основными правами, которыми наравне с мужчинами пользуются женщины-предпринимательницы, являются: право на частную собственность, право на владение землей с возможностью ее продажи, передачи в наследство и т.п. право на ведение самостоятельной предпринимательской деятельность.

В азербайджанском обществе «социальный капитал» только начинает накапливаться. Не в последнюю очередь это происходит потому, как верно замечает З. Кули-заде, что: «В настоящее время условно можно говорить о функционировании трех основных ориентаций в национальном менталитете азербайджанской нации: просоветская, прозападная и провосточная. В большинстве же случаев мы встречаемся со своеобразным переплетением воедино всех трех ориентаций».[35]

К сожалению, в республике отсутствует правовая институализация, обеспечивающая широту деятельности третьего сектора, до сих пор не проведена в законодательном порядке классификация и градация организаций, которые официально именуются «некоммерческими». Они имеют единый правовой статус. Такая правовая неопределенность сильно мешает развитию третьего сектора и крайне затрудняет изучение и оценку его деятельности.

Многие исследователи вычленяют «гендерную проблему не как дань «социальной моде», а по соображениям прогностики развития третьего сектора. На 1 августа 2003г.по данным Минюста республики зарегистрировано 456 НПО по всем сферам гражданского общества, чисто женских НПО – 47, включая региональные и филиалы.[36] В 2002г. в регионах страны было заявлено о создании 10 –12 инициативных женских групп. Только 63 столичные НПО выполняли проекты, несущие гендерную направленность. Часть из женских организаций придерживается тактики «малых дел», постепенного преодоления тех негативных последствий переходного периода, которые касаются женщин. Другая часть – делает упор на выстраивание стратегии выравнивания возможностей для женщин и мужчин в русле развития демократии участия, требующей широкой вовлеченности женщин в социальные процессы. И то и другое по-своему обеспечивает динамику движения. Исследователи женских НПО отмечают весьма интересную гендерную деталь: часто подобные организации строятся по типично мужскому принципу «вождизма», т.е. одна личность замыкает на себе всю деятельность организации.

Сложившаяся разобщенность между женскими НПО, которая бросается в глаза на всем посттоталитарном пространстве, никак не является следствием идейных разногласий. Программные установки, цели и задачи подавляющего большинства женских организаций одинаковы. Причина кроется в амбициозности их лидеров, «…явному стремлению женщины-лидера "делать карьеру" препятствует не только "стеклянный потолок", но и непонимание со стороны самих женщин - подозрительность по отношению: а) мотивации карьерного роста, б) возможности предательства интересов тех, кого она представляет. Принято считать, и не без оснований, что женщина – лидер вынуждена становиться другой, "обтесываться", так как она вынуждена играть «не на своем поле» по доминирующим правилам мужского вождизма» По базе данных Азербайджанского Информационного Гендерного Центра с 1999 по 2003 гг. только столичными НПО выполнено 242 проекта по проблемам женщин. Самые распространенные темы выполненных гендерных проектов:

· Здоровье женщины и репродуктивные права – 37%

· Защита от насилия – 19%

· Работа с детьми- 15%

· Гражданские права –14%

· Гендерные исследования – 9%

· Гендер и СМИ –5%

· Гендер и экономика –2%

Отдельно следует выделить деятельность в республике международных организаций и фондов, направленную на развитие гендерного баланса в Азербайджане. В настоящее время ряд представителей различных организаций работает в сфере продвижения в Азербайджане гендерного развития, включая, прежде всего, Мировой банк, ООН и правительству США, действующего через Агентство Соединенных Штатов по Международному Развитию – указывается в отчете ПРООН «Стратегический анализ неправительственных организаций Азербайджана». В этом документе эксперт ООН Боб Леонард указывает, что многие программы развития НПО были очень успешны, и на проведенных различных конференциях, семинарах и обсуждениях в группах было заявлено о постепенном гендерном развитии третьего сектора. Важно отметить, что в данном документе неоднократно подчеркивается мысль, что благодаря развитию третьего сектора достигнут консенсус международного сообщества: самая большая потребность состояла в том, чтобы изменить «советский образ мышления» людей в Азербайджане. Под советским образом мышления понимается «общая пассивность и нежелание измениться, объединенные с ожиданием, что национальное правительство будет и должно заботиться обо всех проблемах».[37] Эта точка зрения на гендерное развитие третьего сектора совершенно не совпадает с выводами гендерного консультанта Агентства по развитию (США) Сьюзен Стомач, которая в октябре-ноябре 2003 года вместе с командой местных консультантов провела широкое исследование по перспективам гендерного развития страны. «В контексте программы USAID, гендерные проблемы могут иметь и положительные, и отрицательные результаты, затрагивающие жизненно важные моменты».

За некоторым известным исключением, мужчины доминируют в неправительственных организациях Азербайджана, особенно в регионах. Только в Баку женщины более активны и лидируют как в отстаивании своих прав. Создание коалиции ради достижений цели гендерного равенства можно рассматривать только в долгосрочной перспективе. Если классифицировать женские объединения по степени распространенности типа деятельности, то в этом случае на первом месте оказываются правозащитные женские организации. Это приблизительно 1/3 от общего числа женских НПО. Они занимаются как защитой прав женщин, так и защитой прав других групп граждан, например, семьей шехидов, беженцев, инвалидов и других социально уязвимых групп. Примерно такое же количество женских объединений озабочено проблемой преодоления насилия над женщинами. Два следующих направления – информационное просветительско-образовательное, которые включают и группы, занимающиеся гендерными исследованиями. В женском движении в нашей республикеможно отметить три волны:

Первая пришлась на период слома тоталитарной советской системы и начала нагорно-карабахского конфликта. Первая волна носила в основном благотворительный и гуманитарный характер помощи беженцам, раненым, детям – сиротам. Вторая волна в период 1991-1995 годов связана с ростом национального самосознания и социальной практикой, выражающейся в переходе от благотворительности к общественной деятельности, к защите гражданских прав и свобод. Отличительная черта этой фазы формирования женского движения – саморефлексия определение задач и целей деятельности, и способов влияния на общество. Этот период обострился «уровень массовой рефлексии, как на личностном уровне, так и на основе перестройки всех институтов общества». Третья волна (после 1995 г.), инициируемая Пекинской Всемирной конференцией по положению женщин, продолжается и даже нарастает в настоящее время. Международные организации настоятельно рекомендовали государству расширять женскую активность, создавать равные возможности для женщин. Практически во всех регионах в исполнительной власти созданы отделы по работе с женщинами.

Конфликты гендерного статуса, в которых всегда присутствует психологическое, а зачастую и физическое насилие, могут быть смягчены защитой семьи не только как социального организма, но и как конкретной персональной ячейки. «С уверенностью можно сказать, что, если бы не наличие моральных ценностей семьи, сформировавшихся в досоветском и советском менталитете азербайджанской нации, единству и моральной сплоченности азербайджанской семьи трудно было бы сохраниться в современных условиях». Современный опыт преодоления конфликтов гендерного статуса можно рассматривать в двух ракурсах: шведском и американском, то есть социал-демократическом и неолиберальном. В шведской модели высока роль государства в обобществлении доходов и распределении их через общенациональную систему социальных механизмов управления. В американской модели государство в меньшей степени вмешивается в социально-экономические процессы. Однако и та, и другая модель предоставляют женщине выбирать гендерную роль исходя из собственных жизненных ценностей. Поскольку макроэкономическая политика нашей республики строится на низкой заработной плате, то шведская модель, естественно, ближе к условиям азербайджанского общества она органична и процессу социализации женщин Азербайджана.

«Азербайджан имеет довольно хорошие правовые рамки для равных прав. Однако недостаток механизмов их осуществления и сильные патриархальные традиций приводят к тому, что фактическая ситуация весьма различна во многих областях. Несмотря на некоторые индикаторы женского успеха – например, в образовательном процессе – введение равных прав на принятие политических решений, гарантированных национальной Конституцией, не отражает действительного положения женщин в Азербайджане».[38]

Азербайджан должен принять и последовательно реализовывать принятую в мире эгалитарную государственную политику, направленную на создание равных условий для самореализации личности вне зависимости от пола во всех социальных сферах. Ближайший путь такой реализации основан на преодолении патриархальных стереотипов о мужской и женской ролях в обществе, создание благоприятного общественного мнения о гендерном равенстве. Реализация эгалитарной политики в Азербайджане частично уже проводится посредством создания правовой базы равенства полов и ее гендерной экспертизой, образованием Государственного комитета по делам женщин, открытием в ряде министерств и гос. комитетов отделов, занятых вопросами равенства полов. Нужна такая социальная политика государства, которая устанавливала бы гендерное справедливое распределение ресурсов, а также ответственность семьи, рынка и государства за благополучие населения. На место патерналистской политики государства должна придти взвешенная гендерная политика, заменяющая протекционизм по отношению к женщинам – системой, гарантирующей подлинное равенство полов. Такая политика соответствует комплексному подходу к проблеме равенства полов, учитывающему социокультурные различия между ними. Кроме того, каждая страна в силу сложившихся обстоятельств имеет свои специфические гендерные проблемы – для Азербайджана это проблема нарушения демографического баланса между мужчинами и женщинами, вызванного войной и экономической миграцией. Уже из одной этой проблемы вырастают десятки новых проблем, решение которых невозможно без привлечения методологии гендерных исследований. Приходится говорить о стратегическом планировании в республике гендерной политики, которая возможна лишь в том случае, если она станет предметом исследования ученых самого различного профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


[1] Большой толковый социологический словарь.

[2] BEM S.L. The Lenses of Gender. Transforming the Debate on Sexual Inequality // Yale University Press, 2004. P.7

[3] BEM S.L. The Lenses of Gender. Transforming the Debate on Sexual Inequality // Yale University Press, 2004. P.7-8

[4] Гендер: история, общество, культура. Баку, 2002 г. с.69

[5] Пропилен «Антология гендерной теории»., Минск, с.30

[6] Теория и методология гендерных исследований. М., МЦГИ – МВШСЭН – МФФ,2001 с. 416

[7] Воронина О. А. «Теоретико-методологические основы гендерных исследований». с.13-106

[8] Теория и методология гендерных исследований, 2001 г. с.47- 48.

[9] Bending the Bow. Targeting Women's Human Rights and Opportunities. Herlin Press. New York, 2002,112 p.

[10] Симона де Бовуар. «Второй пол». – Москва, 2001 г. с. 12

[11] Темкина А.«Женское движение как общественное движение: история и теория» с. 62.

[12] Темкина А. «Женское движение как общественное движение: история и теория». – Гендерные тетради. Вып. Первый. СПб: СПб филиал Института социологии РАН 1997г. С. 45-93.

[13] Гендерная проблематика в экологии, с. 493; Введение в гендерные исследования Ч.2. Харьков, ХЦГИ, 2001г.; СПб Алетейя,2001г., с. 991.

[14] Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Пекин, Китай 4-15 сентября 1995г. ООН Репринт. с.202.

[15] Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Пекин, Китай 4-15 сентября 1995г. ООН Репринт. с.11

[16] Гендер: история, общество, культура. Баку 2002 г. с.86-87

[17] http://www.un.org

[18] http://www.owl.ru/win/events/edc. 1996/c-aivaz.htm

[19] http://www.un.org Официальные отчеты 23 специальной сессии. Дополнение №3 (A/S-23/10/Rev.1)

[20] Гендер: история, общество, культура. Баку, 2002г. с.385

[21] http:// www.gender-az.org

[22] Мовсумова Л.Д. Проблема Женщины в духовной культуре Азербайджана. Баку, «Элм», 1996 г. с. 186

[23] Султанова Х. Счастье азербайджанской женщины. Баку, Азернешр, 1964 г. с. 196

[24] http://www.feminist.org.ua/library/mass-media/smi.php

[25] Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход.// Пол. Гендер. Культура. Под ред. Хоткиной и Н. Пушкаревой. М. 1999 г. с.48.

[26] http:// www.undp.uz. – NGO’s Data base of AGIC

[27] Гендер: история, общество, культура. Баку, 2002 г. с.193

[28] Дегтярь Л. «Процесс трансформации и положение женщин».//Вопросы экономики ,2000г. №3

[29] Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. « Женщины в бизнесе».// Социологические исследования, 1992г. №3

[30] Гендер: история, общество, культура. Баку, 2002 г. с. 114

[31] Goffman E. Gender Display // Studies in the Anthropology of Visual Communication 1976 3 pp. 69-72

[32] Qadın problemləri üzrə Dövlət Komitənin yaradılması haqqında. Azərbaycan Respublikası Prezidentin Fərmanı. 14 yanvar 1998-ci il . – Bakı ,1998.

[33] Azərbaycanda dövlət qadın siyasətinin həyata keçirilməsu haqqında. Azərbaycan Respublikası Prezidentin Fərmanı. 6 mart 2000-ci il. – Bakı, 2000.

[34] Azərbaycan Respublikası qadın problemləri üzrə Milli Fəaliyyət Planə haqqında. Azərbaycan Respublikası Nazirlər Kabinetinin Qərarı. 6 mart 2000-ci il. – Bakı, 2000.

[35] Кули-заде З. «Гендер в Азербайджане». Баку, 2003 г. ЮНФПА с.185.

[36] Нахичеванлы А.Г. «Политические и ценностные аспекты формирования государственной власти». Баку, «Элм», 1998 г. с. 243.

[37] Стратегический анализ неправительственных организаций Азербайджана. Баку, МБ, 2003 г. с. 9.

[38]