1. ДАНИЛОВА Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения…………………………………………………………………...…….2
2. Задания к контрольной работе по курсу латинского языка для студентов заочной формы обучения………………………………...…..27
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра философии, истории и социологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________Т.А.Кольцова
«____» _____________2010 г.
ДАНИЛОВА Н.В.
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ
Учебно-методическое пособие
для студентов юридического факультета
очной и заочной форм обучения
Тюмень 2010
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения. Тюмень: ТГАМЭУП, 2010. 26 с.
Практикум подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами специальностей юридического факультета очной и заочной форм обучения. По своей направленности курс «Латинский язык» носит практический характер, предполагая формирование таких конкретных умений и навыков, как умение читать, переводить и комментировать оригинальные юридические тексты. В связи с этим большая часть времени на занятиях курса отводится на выполнение практических заданий с привлечением учебной литературы и словарей.
Этот материал можно считать своеобразным приложением к учебно-методическому комплексу по латинскому языку (Данилова Н.В. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК: Учебно-методический комплекс. Тюмень: ТГИМЭУП, 2007).
Одобрено на заседании кафедры философии, истории и социологии, протокол заседания кафедры № 7 от 19 февраля 2010 года, печатается по решению учебно-методического совета, протокол заседания УМС № ___ от «___»________ 2010 года.
Рецензенты:
Рацен Т.Н., канд. филол. наук, доцент кафедры общего языкознания Тюменского государственного университета.
Смыслова С.Л., канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ТГАМЭУП специальности «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. В структуре современного юридического образования дисциплина «Латинский язык» призвана способствовать подготовке терминологически грамотного специалиста, формированию его профессиональной языковой культуры.
Латынь называют языком многих отраслей человеческого знания, в том числе и юриспруденции. Классическое юридическое образование немыслимо без знакомства с античностью, поскольку предполагает знание, глубокое понимание и правильное употребление специальной терминологии и фразеологии, уходящих своими корнями в латинский язык. Освоение латыни как фундамента европейской языковой культуры в целом и юридической терминологии в частности способствует воспитанию квалифицированного специалиста, умеющего обнаружить в языке многие культурные смыслы.
С помощью латыни возможно полнее изучить римское право, которое легло в основу современного западноевропейского права и, через посредство византийского, оказало влияние на древнейшие источники русского права (договоры русских с греками, Русская правда). Знакомство с римским правом, основанное на чтении первоисточников в оригинале, учит юриста выражать свои идеи и дает ему множество таких понятий и навыков, которые обогащают культуру его профессионального мышления и придают его образованию классический «лоск».
Знакомство с латинской грамматикой помогает студенту-юристу при изучении специальных курсов, различных дисциплин, повышает языковую культуру и способствует расширению общего кругозора. Математическая точность, свойственная грамматическому строю латинского языка, служит материалом для развития столь необходимого для юриста логического мышления.
Учебно-методическое пособие по курсу «Латинский язык» содержит в тезисной форме весь объём информации, которой должны овладеть студенты в процессе изучения предмета. Изучение латинского языка предполагает формирование у студентов навыков чтения латинских текстов, приобретение системных знаний о грамматическом строе латинского языка, овладение на основе грамматического анализа методикой перевода оригинальных юридических текстов. Помочь студенту в приобретении этих знаний, умений и навыков призвано учебно-методическое пособие «Латинский язык в таблицах и схемах», составленное в виде компактных наглядных материалов.
LINGUA LATINA*
*Latini – латины – италийское племя, населявшее область Лаций (Latium), расположенную на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению р. Тибр.
ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Этапы развития:
1. Архаический (доклассический) – VII-II вв. до н.э.
- Долитературная латынь – VII-III вв. до н.э. 753 г. до н.э. – основание Рима, жители называют себя “римляне” (Roma → Romani). Эпиграфика: Законы двенадцати таблиц.
- Литературная латынь – III-II вв. до н.э. Знакомство с греческой литературой. Ливий Андроник, Невий, Энний, Плавт, Теренций, Катон, Аппий Цек, Гней Флавий, Маний Манилий, Сципион Назика, отец и сын Сцеволы.
* эпоха царей и Римской республики
2.
Классический («золотая латынь» – за совершенство грамматики, разнообразие жанров и стилистических средств) – I в. до н.э.–14 г. н.э. – Цицерон, Цезарь, Катулл, Вергилий, Лукреций, Гораций, Овидий, Тит Ливий, Теренций Варрон, Плиний Секунд, Гай, Секст Помпоний, Домиций Ульпиан.
* Римская республика и принципат
3. Послеклассический («серебряная латынь» – своеобразие синтаксических средств) – I в. – Сенека, Петроний, Марциал, Тацит, Ювенал, Апулей, Авл Геллий.
*эпоха ранней Империи
4. Поздняя латынь – II-V вв. Изменения в фонетике (музыкальное ударение сменяется экспирáторным), грамматической системе – св. Иероним“Biblia Vulgata”
, Аврелий Августин, кодекс Юстиниана.
*время расцвета империи, поздней империи и возникновения, после ее падения в 476 г., варварских государств.
Этапы функционирования:
5. Средневековый – V-XV вв. Изменение алфавита и правил чтения.
Различные судьбы латыни литературной (sermo urbanus) и разговорной (sermo rusticus):
sermo urbanus
– литературный язык Средневековья (хроники, романы, новеллы, поэмы, сборники песен, драмы, философская и богословская литература, “Carmina Burana”, “Gaudeamus”).
sermo rusticus
– язык-основа для формирования языков романской группы (Romanus – “римский”): итальянского, сардинского, французского, окситанского (провансальского), испанского, каталáнского, галисийского, португальского, румынского, молдавского, ретороманских, далматинского.
6. Возрождение – XIV-XVI вв. Интерес к античности, ориентация на классическую латынь, в противоположность латыни церкви и университетов, которую гуманисты называли «кухонной латынью» – Томас Мор, Эразм Роттердамский, Томазо Кампанелло, Николай Коперник.
7. Новое время
- эпоха Просвещения – XVII-XVIII вв. Язык дипломатии, науки, религии. Декарт, Спиноза, Бэкон, Ньютон, Лейбниц, Линней, Ломоносов.
- XIX в. – наши дни.
«Мертвый язык» - не является родным ни для кого из наших современников, язык католического богослужения, официальный язык Ватикана, язык научной терминологии, основа для формирования лексической системы многих языков: «университет, институт, факультет, лекция, семинар, консультация, экзамен, семестр, аудитория, аттестат, абитуриент, ректор, профессор, кандидат, доктор, доцент, аспирант, ассистент, лаборатория, лаборант, каникулы, СТУДЕНТ».
ФОНЕТИКА
Алфавит. Правила чтения
НАЧЕРТАНИЕ
НАЗВА НИЕ
ПРОИЗНОШЕНИЕ.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ
ПРИМЕРЫ
A a
а
[а]
B b
бэ
[б]
C c
цэ
[ц]
*перед e, i, y
*перед ae, oe
[к]
*перед a, o, u
*перед au
*перед согласными
*на конце слова
ce
ntum, ci
rcu
lus, Cycl
ops, Cae
sar, coe
ptum, ca
sa, cau
sa, co
llega, dic
!
►cu [кв]
► cu
i
D d
дэ
[д]
E e
э
[э]
! перед ним согласный не смягчается !
F f
эф
[ф]
G g
гэ
[г]
►gu [гв]
► lingu
a
H h
ха
[γ] ≈ укр. Г, нем. H
h
ora
►
в грецизмах:
ch [х], ph [ф], th [т], rh [р]
ch
aos, ph
ilosoph
us, rh
yth
mus
I i
и
[и]
перед / после согласного
[й, j]
* между гласными
* перед гласным в начале слова
i
bi
mai
o
r, i
u
s
J j
йот(а)
[j]
введена в XVI в., во многих изданиях не используется
maj
o
r, j
u
s
K k
ка
[к]
рано утратилась, сохранилась в словах “Kalendae (K., Kal.)”
, “Kaeso (K.)”
L l
эль
[л˙]
M m
эм
[м]
N n
эн
[н]
[ŋ]
перед c, g, gu, qu
anc
ora, ing
ens, lingu
a, quinqu
e
O o
о
[о]
P p
пэ
[п]
Q q
ку
[-]
имеет только такой вид: qu [кв] + гласный
R r
эр
[р]
S s
эс
[с]
[з]
между гласными
s
anus
, ros
a
► su
► persu
adeo
Consu
etūdo est altĕra natūra.
su
us
[св] suavis, consu
esco, su
adeo, Su
ebi
и в производных
в группе из 3-х согласных – перед последним согласным
sanc-tus ! tem-plum – mcl !
[й, j] в произношении удваивается
peior, prjor [пей-йор]
между морфемами
ab-ES-se
Долгота и краткость слогов
долгие слоги
краткие слоги
по природе:
открытые с долгим
по природе гласным:
me-di-cī-
na
открытые с кратким
по природе гласным:
me-dĭ
-cus
по положению:
если следующий за открытым слогом слог начинается с Z или X:
cor-re-x
i
если следующий за открытым слогом слог начинается с гласного или H:
ra-ti-o
, de-tra-h
o
закрытые:
ma-gis
-ter
открытые слоги перед “muta cum liquida”:
ce-re-br
um
c дифтонгом или диграфом:
per-sae
-pe
Ударение
1. ударение НИКОГДА не падает на последний слог (исключение: односложные слова).
2. в двухсложных словах ударение падает на 2-ой слог от конца.
3. в трехсложных и в многосложных словах:
· ударение на 2-ом слоге от конца, если он долгий,
· ударение на 3-ем слоге от конца, если 2-ой слог от конца краткий.
*для правильной постановки ударения имеет значение ТОЛЬКО второй слог от конца!
* ударение в латинских словах ставится на 2-ом или 3-ем слоге от конца!
МОРФОЛОГИЯ
NOMEN SUBSTANTIVUM – ИМЯСУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Грамматические категории
Genus – Род
masculinum – m.
мужской
femininum – f.
женский
neutrum – n.
средний
*commune - m., f.
*общий
определяется по: 1). формальному признаку (
■ N.Sg.); 2).по значению
(m. –
лица и животные муж.пола; названия ветров, месяцев и рек; f . –
лица и животные жен.пола; названия городов, стран, островов и деревьев)
Numerus – Число
Singularis – Sg.
единственное
Pluralis – Pl.
множественное
Casus – Падеж
Nominativus – Nom., N.
Кто? Что?
Именительный
Genetivus – Gen., G.
Кого? Чего? Чей?
Родительный
Dativus – Dat., D
.
Кому? Чему?
Дательный
Accusativus – Acc.
Кого? Что?
Винительный
Ablativus – Abl.
*
Кем? Чем?
Творительный
О ком? О чем? Где?
Предложный
Vocativus – Voc., V
.
форма при обращении
Звательный
Declinatio – Склонение
I
– prima
первое
II
– secunda
второе
III
– tertia
третье
IV
– quarta
четвертое
V
– quinta
пятое
*Abl. – «отложительный, отделительный» падеж, в нем слились функции 3-х падежей (Ablativus, Instrumentalis, Locativus).
5 типовсклонения
Склонение
I
II
III
IV
V
Род
f (m)
m
n
mfn
m
n
f
■Nom. Sg.
-ă
-us, er ■
-um
*-s / *■ = разные
-ŭs
-ū
ēs
■Gen.Sg.
-ae
-ī
-is
-ūs
-ei
Словарная запись существительного
N.Sg.,
G.Sg.
полностью
полностью
часть основы + ■
■
по ■ N.Sg. определяется род существительного*
по ■ G.Sg. определяется тип склонения существительного
* у сущ. I скл. род определяется по значению (m – названия существ мужского пола)
Падежные окончания
I
II
III
IV
V
cогл.
смеш
глас
f (m)
m
n
mf
n
mf
n
m
n
f
SG.
Nom.
ă
us
er■
um
*s / *■
*■
*s
*■
us
ū
ēs
Gen.
ae
ī
is
ūs
ei
Dat.
ae
ō
ī
ui
ū
ei
Acc.
am
um
еm
=N
= N
um
=N
em
Abl.
ā
ō
ĕ
ī
ū
ē
Voc.
= N
e
er■
= N
= N
= N
= N
PL.
Nom. Voc.
ae
ī
ă
еs
ă
iă
ūs
uă
ēs
Gen.
ārum
ōrum
um
ĭum
uum
ērum
Dat.
Abl.
īs
īs
ĭbus
ĭbus
ēbus
Acc.
ās
ōs
ă
ēs
ă
iă
ūs
uă
ēs
Правило для всех типов склонения:
В Pluralis Nom.=Voc. Dat.=Abl.
Правило I склонения:
G. Sg. = D. Sg. = Nom. Pl.= Voc. Pl. ae
Правилосреднегорода:
в Sg. и Pl. Nom.=Voc.=Acc.
В Pluralis II – ǎ; III согл. – ǎ; III гл. – iǎ; IV – uǎ
ПравилоIII склонения:
В Pluralis Nom.=Acc.=Voc. (для всех родов)
Небеглая Ĕ
Существительные II скл.
Прилагательные I - II скл.
puĕr , puĕr
i - мальчик
vespĕr , vespĕr
i - вечер
socĕr , socĕr
i - тесть
genĕr , genĕr
i - зять
libĕr , libĕr
a, libĕrum - свободный
tenĕr , tenĕr
a, tenĕrum - нежный
misĕr , misĕr
a, misĕrum - бедный
aspĕr , aspĕr
a, aspĕrum - трудный
Разновидности существительных 3 склонения
тип
согласный тип
смешанный тип
гласный тип
род
m f n
m f
n
N.Sg.,
G.Sg.
неравносложные (в G.Sg.
на один слог больше, чем в N.Sg.),
основа оканчивается на 1 согласный
homo, homin
is m
actio, action
is f
caput, capit
is n
A.
неравносложные, основа оканчивается на несколько согласных
fons, font
is m
gens, gent
is f
N.Sg.
оканчивается на -e, -al, -ar
mare, mar
is
vectigal, vectigal
is
calcar,calcar
is
В.
равносложные (в N.Sg.
и G.Sg.
равное количество слогов), в N.Sg. -es, -is
testis, test
is m
vulpes, vulp
is f
Способыобразования Nominatīvus в 3склонении
Nominativus
сигматический
Nominativus
асигматический
основа + S
основа + ■ =
чистая основа / основа с изменениями
mf
mf n
Согласный тип
Сигматический номинатив
Конечный звук основы и его изменение в Nom.
примеры
+ s
Nom.
-c, -g
→ x
1)
2) (ĭ → ĕ)
pac + s
leg + s
judic + s
pax
lex
judĕx
-t, -d
заменять s
(ĭ может → ĕ)
milit + s
palud + s
milĕs
palus
-p, -b,-m
не меняются
(ĭ → ĕ)
princĭp + s
pleb + s
hiem + s
princĕps
plebs
hiems
Асигматический номинатив
Конечный звук основы и его изменение в Nom.
примеры
+ ■
Nom.
m, f
-l, -r, -n
(конечный n
отпадает, ĭ → ǒ)
(если перед r стоит согласный, Nom оканчивается на – ĕr)
sol-
latron-
homĭn-
ration-
orator-
carcĕr-
patr-
sol
latro
homo
ratio
orator
carcĕr
patĕr
*-s
(в косвенных падежах s>r
по закону ротацизма)
* mos- - в Nom.
mor
- - в косв.пад.
mos
n
-n
(ĭ →ĕ)
nomin-
nomĕn
*-s
(s>r
по закону ротацизма)
(ĕ, ǒ > u в конечном закрытом слоге)
genĕr-
< *genĕs- genŏs-
tempor - < *tempŏs-
rur- < *rus-
genus
tempus
rus
Смешанный тип
1. Неравносложный тип (см. согласный тип Сигматический Nom.)
stirp+ s → stirps
urb+ s → urbs
noct+ s → (nocs) → nox
2. Равносложный тип (сигматический Nom.)
*-ĭ
(ĭ→ ĕ или не изменяется)
*nubĭ + s
*civĭ + s
nubes
civis
Гласный тип
Aсигматический Nom.
*-ĭ
(ĭ→ ĕ или отпадает)
* marĭ -
* animalĭ-
* calcarĭ -
mare
animal
calcar
VERBUM – ГЛАГОЛ
Грамматические категории
Tempus - Время
Praesens
Настоящее время
Futurum I (primum)
Простое будущее время несовершенного и совершенного вида
Futurum II (secundum)
Преждебудущее время – законченное действие, предшествующее по времени Futurum I
Perfectum
Простое прошедшее время совершенного вида
Imperfectum
Простое прошедшее время несовершенного вида
Plusquamperfectum
Давнопрошедшее время – прошедшее время, законченное к началу другого прошедшего времени (Perfectum или Imperfectum)
Modus - Наклонение
Indicativus
Изъявительное
Imperativus
Повелительное
Coniunctivus
Сослагательное, условное
Genus - Залог
Activum
Действительный
Passivum
Страдательный
Numerus - Число
Singularis
Единственное
Pluralis
Множественное
Persona - Лицо
1
– prima
1 – говорящий
2
– secunda
2 – собеседник
3
– tertia
3 – лицо, не участвующее в диалоге
VERBUM INFINITUM - НЕЛИЧНЫЕ ФОРМЫ
Infinitivus
Инфинитив
Participium
Причастие
Gerundium
Отглагольное существительное
Gerundivum
Отглагольное прилагательное
Supinum
Отглагольное существительное со значением цели при глаголах движения
4 основные формы глагола. 3 основы глагола
I
II
III
IV
Praesen indicatīvi actīvi 1 Sg.
Perfectum indicatīvi actīvi 1 Sg.
Supinum
Infinitivus praesentis actīvi
Orno *
Delēo
Mitto
Struo
Сapĭo
Audīo
Ornāvī
Delēvī
Misī
Struxī
Cēpī
Audīvī
Ornātum
Delėtum
Missum
Structum
Captum
Audītum
Ornāre
Delēre
Mittĕre
Struĕre
Capĕre
Audīre
1 спр
2 спр
3А спр
3А спр
3В спр*
4 спр
Что я делаю?
Что я сделал?
С какой целью?
Что делать?
я украшаю
я украсил
для украшения, чтобы украшать
украшать
|__|инфекта
|__|перфекта
|__|
супина
|__|
инфекта
находится путем отбрасывания
-О
(для 2,3,4 спр.)
-O
→ A(для 1 спр.)
находится путем отбрасывания
-I
находится путем отбрасывания
-UM
находится путем отбрасывания
-RE
(для1,2,4 спр.) -ĔRE
(для3А спр.) *у глаг. 3В спр. не определяется
от нее образуются времена системы инфекта:
Praesens
Imperfectum
Futurum I
от них образуются времена системы перфекта:
Perfectum
Plusquamperfectum
Futurum II
от |
__|
перфекта – act.
от |
__|
cупина - pass.
См. ←
* у I спряжения |
__|
ornā ( -O → -A )
*у глаголов III В спр. основа инфекта определяется по I словарной форме.
4 типа спряжения
Infinitivus praesentis actīvi
- āre
- ēre
- ĕre
- īre
отбрасываемый суффикс
re
re
ěre
re
конечный звук |
__|
инфекта
ā
ē
А) согласный / ŭ В) ĭ *
ī
тип спряжения
I
II
III
IV
NB: у глаголов III В спр. |
__|
инфекта определяется только по I словарной форме
1. Найти сказуемое и определить его точную форму (сказуемое зачастую находится в конце предложения);
2. Если подлежащее не включено в само сказуемое в виде указания на определённое лицо и число (см. личное ), нужно найти слово в Nom., согласованное со сказуемым в числе;
3. После этого, задавая логические вопросы и определяя те формы, которые соответствуют этим вопросам, следует перевести остальные слова.
NB: определение чаще следует за определяемым словом.