Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Учебно-методическое пособие Введение

Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере

учебно-методическое пособие

Введение

Управление общественными процессами предполагает последовательное решение вопросов, связанных с планированием деятельности, организацией работы по выполнению плана, координированием процесса, стимулированием деятельности участников, координированием хода выполняемых работ, анализом результатов и контролем. Заключительным элементом любой деятельности является контроль. Применительно к финансово-бюджетной сфере таким элементом является финансовый контроль. Необходимость осуществления финансового контроля возникает тогда, когда происходит движение денежных средств. В условиях рыночных отношений основным побудительным мотивом деятельности является получение прибыли. Достижению этой цели в немалой степени способствует финансовый контроль. Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г., что контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Повседневная деятельность федеральных государственных гражданских служащих связана с принятием решений, проведение в жизнь которых связано с расходованием государственных бюджетных средств, осуществлением контроля за деятельностью подчиненных учреждений и организаций. Знание федеральными государственными гражданскими служащими основ государственного финансового контроля в связи с этим становится необходимым условием их профессиональной компетентности. Этому призвано способствовать настоящее учебно-методическое пособие.

1. Сущность финансового контроля в условиях рыночной экономики

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Функциями государственного финансового контроля является контроль:

- за источниками поступления бюджетных средств и их расходованием;

- за использованием государственной и муниципальной собственности, ее приватизацией

- за использованием государственных и и муниципальных внебюджетных фондов;

- за использованием средств бюджета и внебюджетных фондов банках и других кредитных учреждениях;

- эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению и полученных дотаций.

Пресечение нарушений и злоупотреблений в бюджетно-финансовой сфере – является одной из основных функций всех контрольно-счетных органов на всех этапах контрольно-ревизионной деятельности.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

г) выявлении внутренних резервов производства;

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех органов власти, учреждений и организаций, а объектом контроля является движение денежных средств. Поскольку в рыночной экономике процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями, то финансовому контролю подвергаются все виды ресурсов (материальные, трудовые, природные и т.д.).

Проведение финансового контроля должно осуществляться в соответствии с понятными для общества принципами, основными из которых являются законность, ответственность, объективность, системность.

В процессе финансового контроля осуществляется комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Финансовый контроль классифицируется по ряду признаков: по видам, сферам его применения, по времени его осуществления, субъектам и объектам контроля и т.д.

Различают виды финансового контроля: аудит, государственный финансовый контроль, муниципальный, внутренний и общественный.

По сферам контроля финансовый контроль подразделяется на контроль:

- в бюджетной сфере;

- налоговый контроль;

- валютный контроль;

- банковский контроль;

- контроль в страховой сфере и т.д.

По времени его осуществления финансовый контроль подразделяется на контроль:

- предварительный – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов, принятии решений о формировании и использовании бюджета, составлении бюджетных смет, заключении договоров и соглашений и т. д.;

- текущий – в процессе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях полномочных законодательных (представительных) органов (комитетов, комиссий, рабочих групп) в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий - при проведении ревизий (проверок) законности и эффективности использования государственных средств, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов и т. д.

При переходе России к рыночной экономике система государственного финансового контроля претерпела значительные изменения. Большое влияние на становление единой системы государственного финансового контроля оказывает положительный опыт в контрольной практике зарубежных стран, изложенный в Лимской декларации руководящих принципов государственного финансового контроля (1977 г.). В Декларации отмечается, что кроме финансового аудита (проверка целевого использования средств и ведения финансовой отчетности), важность которого неоспорима, имеется также другой вид контроля (его задача несколько иная) – определить насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства.

Начавшийся в России процесс планирования и исполнения бюджета с ориентацией на конечный результат требует создания адекватной системы финансового контроля, позволяющей объективно, на основе имеющихся критериев и показателей, оценивать эффективность использования государственных финансовых ресурсов.

Аудит эффективности - относительно новая форма аудита, которая обладает значительными потенциальными возможностями. Аудит эффективности (наряду с традиционным финансовым аудитом) должен занимать доминирующую позицию в структуре учета в рамках государственной контрольной системы, ибо его цель - дать гарантии эффективного использования государственных ресурсов. Обязательным условием аудита эффективности является подготовка рекомендаций по устранению выявленных недостатков и повышению качества работы органов государственной власти.

Особенностью финансового контроля в условиях рыночной экономики определяется потребностями рационального и эффективного хозяйствования на любом уровне управления. Руководители, которым общество доверило распоряжаться государственной собственностью, также организуют финансовый контроль прежде всего с целью повышения эффективности своей деятельности, а также чтобы показать, что они распоряжаются вверенным государственным имуществом и финансовыми средствами с максимальной пользой для общества.

Для повышения эффективности управления руководители хозяйствующих субъектов и других структур могут создавать специализированные подразделения для проведения финансового контроля на управляемых ими объектах. Это так называемый внутренний финансовый контроль.

Цель внутреннего контроля – помочь руководству хозяйствующего субъекта или органа управления эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате проверок. Используя эту информацию, руководство решает, какие меры необходимо принять для устранения выявленных недостатков и на каких участках имеются резервы для повышения эффективности.

Организационно-правовые основы финансового контроля, действовавшие ранее, оказались устаревшими, а создание новых, отвечающих требованиям времени, еще до конца не завершено.

2. Органы, осуществляющие контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, и их полномочия

C 1995 г. в России стала формироваться система независимого государственного финансового контроля в лице Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных палат, других контрольно-ревизионных органов в субъектах Российской Федерации, ставящих своей задачей контроль использования финансовых ресурсов на всех уровнях и по многочисленным направлениям государственного управления.

В настоящее время по принадлежности можно выделить три группы государственного финансового контроля. Первая группа - органы государственного финансового контроля законодательных и представительных органов власти. Вторая - органы государственного финансового контроля исполнительных органов власти. И третья - подразделения внутреннего контроля исполнительных органов власти.

К первой группе в первую очередь относится Счетная палата РФ. Сюда же можно отнести контрольно-счетные палаты законодательных собраний субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые осуществляют свои контрольные функции в пределах полномочий соответствующего уровня бюджетной системы.

Ко второй группе относятся Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, иные федеральные службы, подведомственные Минфину России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

К третьей, - внутриведомственные контрольно-ревизионные отделы, управления и т.д.

Все вышеуказанные органы должны осуществлять контрольно-ревизионную деятельность строго в пределах своих полномочий, которые установлены законодательством России и иными нормативно-правовыми актами, не дублируя и не подменяя друг друга.

Правовую основу государственного финансового контроля в Российской Федерации составляют: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, издаваемые органами - участниками бюджетного процесса, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Счетная палата Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, который образуется палатами Федерального Собрания – парламента Российской Федерации (Советом Федерации и Государственной Думой) и подотчетен им.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и за использованием федеральной собственности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»[1] Счетная палата обязана осуществлять контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводить финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В процессе реализации возложенных на нее задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Счетная палата наделена широкими полномочиями не только по текущему контролю в процессе исполнения федерального бюджета и последующему контролю результатов его исполнения, но и в области предварительного контроля на стадии рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение по проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размеров государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета». Кроме того, согласно Закону она наделена и иными экспертными полномочиями, включая: определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; представление заключений по проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса, а также бюджетного законодательства в целом; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных внебюджетных фондов, проведение экспертизы проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также проектов международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета.

Таким образом, Счетная палата наделена широким кругом полномочий не только в области собственно контрольно-ревизионной, но и в сфере экспертно-аналитической деятельности.

Свои контрольные полномочия Счетная палата осуществляет также в форме ревизий и проверок. Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Счетной палатой. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения). При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Контрольное управление Президента Российской Федерации, будучи самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации[2] , осуществляет контроль и проверку исполнения федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента России, за реализацией общенациональных проектов, ежегодных посланий Президента Российской Федерации и информирование его и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовку на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Работники Управления при проведении контрольных мероприятий имеют право прохода во все здания, занимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.

Управление, осуществляя возложенные на него функции, имеет право создавать комиссии, в том числе из числа сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, на совещаниях по вопросам контроля, проводимых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, требовать от должностных лиц объяснения по поводу ненадлежащего исполнения ими федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, вносить предложения о привлечении их за это к дисциплинарной ответственности.

Министерство финансов Российской Федерации , будучи органом исполнительной власти и осуществляя возложенные на него функции[3] , не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Минфин России в соответствии с Федеральным законом РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» осуществляет организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного золота.

В области государственного финансового контроля Минфин России через находящийся в его структуре Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности[4] осуществляет лишь координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

Федеральная налоговая служба (ФНС России), являясь федеральным органом исполнительной власти[5] , осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления и своевременностью внесения в соответствующий бюджет других обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы: управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные налоговые инспекции, межрайонные налоговые инспекции, налоговые инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, составляющих единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) – федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Минфину России и осуществляющий функции по контролю и надзору в страховой сфере деятельности (страховом деле). Свою деятельность она осуществляет как непосредственно, так и через свои территориальные органы.[6]

Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах. Она имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы, привлекать для участия в проведении проверок деятельности субъектов страхового дела научные и иные организации, ученых и специалистов, применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий допущенных нарушений, вплоть до аннулирования, ограничения и приостановления действия выданных лицензий на право осуществления страховой деятельности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) создана в 2004 г.[7] как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных и иных субсидий, бюджетных кредитов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

Росфиннадзор также проводит мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере, осуществлению надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, по формированию и ведению единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

В области валютного контроля Росфиннадзор осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операция нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации.

Для реализации стоящих перед Росфиннадзором задач в его ведение переданы контрольно-ревизионные органы, территориальные органы по валютному контролю Минфина России.[8]

Контрольные действия Госфиннадзор проводит в отношении:

- организаций, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов;

- организаций, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности;

- организаций - получателей финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

- организаций любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, в форме сличения записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.

Контрольные действия Росфиннадзор и его территориальные органы проводят в соответствии с планом, составляемым на год. Проект Плана территориального органа формируется с учетом формирования резерва времени для внеплановых ревизий (проверок), а также участия работников территориального органа в ревизиях (проверках), проводимых структурными подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора и согласовывается с последним. Помимо тех контрольных мероприятий, которые планируются для территориальных органов Росфиннадзора централизованно, они могут осуществлять контрольные действия по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации.

Внеплановые ревизии (проверки) могут проводиться по поручениям руководителя Федеральной службы (территориального органа), поручениям или обращениям Аппарата Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, министра финансов Российской Федерации, Генеральной прокуратуры и иных правоохранительных органов федерального уровня.

Федеральное казначейство , созданное в 1992 г. в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств[9] .

В настоящее время Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета[10] .

Федеральное казначейство имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в рамках определенных для него полномочий, организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок. В случае выявления нарушений финансово-бюджетного законодательства Федеральное казначейство имеет право применять меры предупредительного характера, направленные на недопущение нарушений в бюджетной сфере, а также меры по устранению допущенных нарушений.

Свои полномочия Федеральное казначейство реализует как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Территориальные органы Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации, городах, районах контролируют своевременность совершения операций и целевое использование средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств. Свои контрольные функции они осуществляют во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Свою деятельность Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы [11]

В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за операциями (сделками) с денежными средствами и имуществом, выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.

Она имеет право проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия, разрабатывать и утверждать методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств и обеспечивают правомерное, целевое и эффективное использование средств, полученных из федерального бюджета, а также средств, полученных из внебюджетных источников. Их деятельность по организации предварительного, текущего и последующего контроля регламентируется ведомственными актами, в соответствии с которыми главные распорядители вправе проводить ревизии и проверки подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств. Ревизии (проверки), организуемые и проводимые главными распорядителями бюджетных средств, как правило, направлены на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и ведомственных подзаконных актов при осуществлении финансовых и хозяйственных операций, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами, нормами и нормативами. Поскольку создаваемые ведомствами контрольно ревизионные органы (управления, отделы, инспекции, департаменты) приближены непосредственно к местам совершения финансовых и хозяйственных операций, то их деятельность является весьма эффективной в системе государственного финансового контроля, что и предопределило их возрождение после ликвидации во многих министерствах и ведомствах в конце 80-х-начале 90-х годов прошедшего столетия.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов. Система контрольных и финансовых органов в субъектах Российской Федерации, как правило, копирует соответствующую систему на федеральном уровне. Что же касаемо органов местного самоуправления, то в силу их многочисленности (12 тыс.) и специфики, когда структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, то их структура и полномочия характеризуются широким разнообразием. В результате бюджетно-финансовый контроль может осуществляться контрольно-счетными палатами, контрольно-ревизионными комиссиями, депутатскими группами, независимыми аудиторами и т. д.

В органах исполнительной власти (органах местной администрации) могут создаваться подразделения внутреннего финансового аудита. Основными функциями этих подразделений являются:

разработка и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;

подготовка и организация осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Кроме названных выше государственных структур контрольными функциями в финансово-бюджетной сфере наделены Центральный банк Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, органы валютного контроля, таможенные и правоохранительные органы (прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности), другие органы, ответственные за контроль поступления и расходования средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Одни из них контроль осуществляют систематически на плановой основе, другие – периодически, при выявлении отклонений от финансового законодательства. Скоординированное взаимодействие органов государственного финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса может быть эффективным фактором повышения качества контроля за использованием государственных средств.

3. Организация и методика проведения контрольных мероприятий

Контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, контрольно-счетные органы федерального уровня осуществляют непосредственно или через свои территориальные органы путем проведения ревизий и проверок. Ревизия (проверка) назначается соответствующим руководителем[12] . Решение о назначении ревизии (проверки) оформляется приказом с выдачей удостоверения на проведение ревизии (проверки). Основанием для допуска должностных лиц в ревизуемый объект является удостоверение на проведение ревизии (проверки). В удостоверении указывается: наименование органа, назначившего ревизию (проверку), наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).

Удостоверение на проведение ревизии (проверки) подписывается лицом, назначившем ревизию (проверку) и заверяется печатью соответствующего органа. Руководитель ревизионной группы должен: предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки), ознакомить его с программой ревизии (проверки), представить участников ревизионной группы, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).

Срок проведения ревизии (проверки) назначается на срок не более 45 дней. Он может быть продлен на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не более чем на 30 дней, о чем информируется руководство проверяемой организации.

Срок проведения ревизии (проверки), численный и персональный состав ревизионной группы устанавливаются исходя из темы ревизии (проверки), объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и других обстоятельств. При необходимости в состав ревизионной группы могут включаться специалисты научных и иных организаций.

При прибытии в контролируемую организацию руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки), ознакомить его с программой ревизии (проверки), представить участников ревизионной группы, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки). К проведению проверки вопросов, содержащих государственную тайну, допускаются только члены ревизионной группы, имеющие соответствующую справку о допуске и предписания на выполнение задания.

Контрольные мероприятия при проведении ревизии (проверки) проводятся путем изучения документов и фактически совершенных проверяемой организацией финансовых и хозяйственных операций. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п. Ревизия (проверка) может проводиться сплошным или выборочным методом. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы ревизии (проверки) принимает руководитель ревизионной группы. При этом контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций проводятся сплошным способом.

В ходе ревизии (проверки) могут проводиться встречные проверки. Встречные проверка проводятся в целях сличения записей в документах и проверки фактического совершения записанных в документах финансовых и хозяйственных операций. Для проведения встречной проверки в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, руководитель контрольно-счетного (территориального) органа или лицо, им уполномоченное, направляет письменный запрос в территориальный орган, расположенный в субъекте Российской Федерации, на территории которого необходимо провести встречную проверку.

Решением руководителя ревизионной группы итоги проверки отдельных вопросов, предусмотренных программой ревизии (проверки), могут оформляться справками, составляемыми участниками ревизионной группы, проводившими контрольные действия и подписываемая должностным лицом, ответственным за соответствующий участок работы проверяемой организации.

При выявлении в ходе ревизии (проверки) нарушений, которые могут быть скрыты или по ним необходимо принять меры по незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт ревизии (проверки).

Руководители проверяемых организаций обязаны создавать проверяющим надлежащие условия для работы, предоставлять им необходимые помещения, а также обеспечивать выполнение работ по делопроизводству. Требования проверяющих, связанные с выполнением ими служебных обязанностей, являются обязательными для должностных лиц ревизуемой организации.

Ревизия (проверка) может быть приостановлена в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки) в проверяемой организации. О принятом решении извещается руководитель организации и (или) ее вышестоящий орган и направляется письменное предписание об устранении обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение ревизии (проверки).

Руководитель ревизионной группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации, справки и сведения, заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

Результаты ревизии (проверки) оформляются актом. Излагаемые в нем факты должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных и материально ответственных и иных лиц, другими материалами. Необходимое количество экземпляров акта подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем организации. В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы в конце акта делает запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта. При этом акт в этот же день направляется проверенной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающем фиксацию факта и даты его направления проверяемой организации.

На основании акта ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства. При выявлении нецелевого использования средств федерального бюджета территориальный орган оформляет уведомление о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств, а должностные лица, виновные в допущенных нарушениях, могут быть привлечены к административной ответственности. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[13] должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора уполномочены осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и составлять протоколы.

Руководитель проверяемой организации должен быть ознакомлен с результатами ревизии (проверки) не позже 5 рабочих дней со дня вручения ему акта. О возникших у него возражениях он делает запись перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы. На основании акта ревизии (проверки) руководитель руководитель соответствующего контрольно-счетного органа выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

При выявлении в процессе ревизии (проверки) фактов, влекущих уголовную ответственность должностных лиц, материалы контрольных действий передаются на рассмотрение правоохранительным органам.

4. Взаимодействие органов, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере

Основы нормативно-правового регулирования взаимодействия контрольно-счетных органов были заложены при принятии Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», где предусмотрено, что Счетная палата РФ обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации, Центральный банк и Министерство финансов Российской Федерации и их контрольно-ревизионные органы, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документы, подтверждающие совершенные финансовые операции и сведения о состоянии счетов проверяемых организаций. Также предусмотрено, что все другие учреждения и организации обязаны предоставлять по ее требованию справки и копии документов по операциям и расчетам с ними. Отказ или уклонение должностных лиц проверяемых организаций от предоставления затребованной информации или предоставление ложных сведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

О результатах проведенных контрольных мероприятий Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, а при выявлении нарушений законов, влекущих за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Отсутствие законодательно закрепленного механизма взаимодействия других органов, осуществляющих финансовый контроль, вынуждает их искать собственные формы взаимодействия, реализуемые в форме ведомственных инструкций, положений, регламентов и соглашений.

В 1999 г. Министерство финансов Российской Федерации утвердило Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)"[14] . В последующем порядок взаимодействия контрольных органов получил отражение в нормативно-правовых актах, регламентирующих их деятельность.

Все контрольно-ревизионные органы в целях повышения эффективности организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики взаимодействуют на постоянной основе по вопросам: организации, проведения и реализации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой, бюджетной и валютной политики Российской Федерации, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового, бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации.

Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Необходимым условием организации контрольных мероприятий является постоянное взаимодействие правоохранительных и контрольно-ревизионных органов. Реализация этого взаимодействия осуществляется путем взаимного информирования по фактам выявленных нарушений в сфере экономики, осуществления рабочих контактов и оказания взаимопомощи по проводимым ревизиям (проверкам), а также путем создания в субъектах Российской Федерации межведомственных рабочих групп на постоянной основе, основной задачей которых является оперативное рассмотрение всех вопросов совместных действий.

По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный орган проводит ревизию (проверку) в отношении использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности.

При наличии мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также по требованию прокурора контрольно-ревизионный орган проводит ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.

Требования (обращения) о проведении ревизии и проверок подписываются руководителями правоохранительных органов.

Ревизии и проверки предприятий и организаций любых форм собственности до возбуждения уголовных дел проводятся по обращениям органов МВД России и ФСБ России, подписанным руководителями главных управлений центрального аппарата или лицами, их замещающими, и руководителями территориальных органов в субъектах Российский Федерации.

В постановлении (требовании) о назначении ревизии (проверки) излагаются признаки финансовых нарушений, определяется ревизуемый период и место проведения ревизии (проверки), указывается задание - перечень конкретных и входящих в компетенцию контрольно-ревизионных органов вопросов ревизии (проверки).

Контрольно-ревизионные органы по требованиям правоохранительных органов принимают участие в предварительном изучении изъятых документов проверяемой организации при подготовке решений о проведении ревизии (проверки).

Руководитель контрольно-ревизионного органа, получив требование правоохранительного органа о проведении ревизии (проверки), должен в 10-дневный срок направить ответ о возможности и сроках начала проведения ревизии (проверки). В случае неполноты представленных материалов контрольно-ревизионный орган запрашивает у правоохранительных органов дополнительные материалы.

Контрольно-ревизионные органы рассматривают требования правоохранительных органов и проводят ревизии (проверки) по этим обращениям в порядке очередности их поступления.

При возникновении у правоохранительного органа необходимости проведения внеочередной ревизии (проверки) контрольно-ревизионный орган совместно с правоохранительным органом, по заданию которого уже проводится ревизия (проверка), решают вопрос о приоритетности ее проведения, что оформляется совместным решением.

При проведении ревизии (проверки) в помещении правоохранительного органа по изъятым им документам проверяющим должно быть предоставлено отдельное рабочее помещение с необходимым техническим обеспечением. Проверяющим даются необходимые пояснения по вопросам, относящимся к проведению ревизии (проверки), принимаются меры по получению, в случае необходимости, дополнительных материалов.

Руководители проверяемых организаций обязаны создавать проверяющим надлежащие условия для работы, предоставлять им необходимые помещения, а также обеспечивать выполнение работ по делопроизводству.

Требования проверяющих, связанные с выполнением ими служебных обязанностей, являются обязательными для должностных лиц ревизуемой организации. В случае отказа должностных лиц предоставить необходимые документы либо в случае возникновения иных препятствий при проведении ревизии (проверки) контрольно-ревизионный орган сообщает об этих фактах в правоохранительный орган, по поручению которого проводится ревизия (проверка). Правоохранительный орган способствует беспрепятственному и своевременному предоставлению проверяющим необходимых документов, в соответствии с законодательством принимает меры по обеспечению личной безопасности проверяющих и близких к ним лиц, предупреждает возможное противодействие со стороны ревизуемой организации.

Проверяющие своевременно информируют правоохранительный орган об угрозе личной безопасности, о ставших известными им других мерах, принимаемых ревизуемой организацией по противодействию проведению ревизии (проверки), выполняют рекомендации правоохранительного органа по указанным вопросам.

Федеральная служба по финансовому мониторингу, осуществляя возложенные на нее функции, собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю, получает, в том числе по запросам от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проводящие государственную регистрацию организаций и выдающие соответствующие лицензии на деятельность, подпадающую под действие Федерального закона РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», информируют установленным порядком Службу о таких организациях, обеспечивают доступ к своим базам данных в целях получения информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на нее функций. Она имеет право запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам ее сферы деятельности в соответствии с «Положением о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу РФ органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления».[15] При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, направляет информацию в правоохранительные органы или обращается в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с федеральными законами она представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов.

Вопросы взаимодействия других контрольно-счетных органов предусмотрены в соответствующих положениях, регламентирующих их деятельность или ведомственных инструкциях, предусматривающих порядок осуществления ими контрольно-ревизионной деятельности.

Заключение

Эффективность деятельности государства во многом определяется тем, как оно распоряжается государственными ресурсами, находящимися в его распоряжении. Активизация государственного финансового контроля в настоящее время является стратегической задачей государства, подтверждением чему является принятие им в последнее время многочисленных нормативно-правовых и подзаконных актов, приведенных в списке использованной литературы. Сложившаяся система государственного финансового контроля привела к тому, что в настоящее время в стране существует 28 организаций и ведомств, имеющих контрольные функции. Обилие контрольных органов нередко порождает нездоровую конкуренцию, дублирование контрольных мероприятий и, как следствие, рост масштабов коррупционной среды, избыточное административное давление на экономику. Органами государственного управления неоднократно предпринимались меры к упорядочению действий контролирующих органов. Однако формирование единой системы государственного контроля, до принятия федерального закона, регламентирующего этот вид деятельности в финансово-бюджетной сфере, можно считать пока еще незавершеным.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 23 июня 2008 г. ставится задача о дальнейшем совершенствовании структуры и механизмов государственного и муниципального контроля, исключении параллелизма и дублирования в этой сфере. Отмечается, что назрела необходимость включения в Бюджетный кодекс Российской Федерации современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Соответствующий проект федерального закона должен быть внесен в Государственную Думу уже в 2008 году. Несмотря на ожидаемое законодательное урегулирование вопроса от всех должностных лиц, организующих и осуществляющих финансовый контроль, требуется знание действующих нормативно-правовых актов по этому вопросу и умение правильно использовать возможности надзора и контроля в финансово-бюджетной сфере для повышения эффективности использования государственных средств. В предлагаемом учебно-методическом пособии сосредоточивается внимание на основных вопросах, с которыми периодически приходится сталкиваться федеральным государственным гражданским служащим.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

4. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе».

6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

7. Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».

8. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 425 «Положение о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу РФ органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (с посл. изм. и доп.).

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (с посл. изм. и доп.).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора».

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (с посл. изм. и доп.).

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» (с посл. изм. и доп.).

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.).

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» (с посл. изм. и доп.).

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с посл. изм. и доп.).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (с посл. изм. и доп.).

19. Приказ Министерства финансов РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)».

20. Приказ Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. № 89н. «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

21. Приказ Министерства финансов РФ от 7 июня 2005 г. № 110 «Об утверждении Положения о Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности».

22. Приказ Министерства финансов РФ от 2 мая 2007 г. № 39н. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора».

23. Приказ Министерства финансов РФ от 4 сентября 2007 г. № 75н «Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности».


[1] См.: Федеральный закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ.

[2] См.: Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».

[3] См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации», ст. 1.

[4] См.: Приказ Минфина РФ от 7 июня 2005 г. № 110 «Об утверждении Положения о Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности».

[5] См.: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

[6] См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

[7] См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 « Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

[8] См.: Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 1024-р.

[9] См.: Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе».

[10] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе».

[11] См.: Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» и приказ Минфина РФ от 30 декабря 2004 г. № 127н «Положение о территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу»).

[12] См.: Приказ Министерства финансов РФ от 2 мая 2007 г. № 39н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора», приказ Министерства финансов РФ от 4 сентября 2007 г. № 75н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, приказ Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. N 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

[13] См.: Приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17 ноября 2004 г. № 102.

[14] Приказ Минфина России от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717.

[15]