Главная              Рефераты - Разное

О преподавании технологии 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2010 2011 учебном году - реферат

Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании технологии 2010-2011 учебном году

1.Нормативно-правовые документы

Преподавание предмета в 2010 – 2011 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

1. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

5. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения); в настоящее время принят только для начального образования – http://standart.edu.ru

Ознакомиться с проектами федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного и среднего (полного) образования рекомендуем всем педагогическим работникам.

2. Учебно-методическое обеспечение

2.1. Основная школа

Полный перечень учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников на 2010 – 2011 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572

Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте «Всё об учебниках федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/asp

Программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ:

Примерная программа основного образования по технологии, направление «Технический труд» – на сайте:

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837

Примерная программа основного образования по технологии, направление «Обслуживающий труд» – на сайте:

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837

Примерная программа основного образования по технологии, направление «Сельскохозяйственный труд»- на сайте:

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837

Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются:

Ли-ния

Автор, составитель

Класс

Издательство

Линия Симоненко В.Д.

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. под ред. Симоненко В.Д. Обслуживающий труд.

5

Вентана-Граф

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд.

6

Вентана-Граф

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. под ред. Симоненко В.А. Технология. Технический труд.

6

Вентана-Граф

Синица Н.В., Табурчак О.В., Кожина О.А. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд,

7

Вентана-Граф

Самородский П.С., Сиомненко В.Д., Тищенко А.Т. под ред. Симоненко В.Д. Технология. Технический труд

7

Вентана-Граф

Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология.

8

Вентана-Граф

Богатырев А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология.

9

Вентана-Граф

Названные учебники ориентированы на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся, обращены к реалиям сегодняшней жизни и практическому опыту самих учеников, знакомят учащихся с различными технологиями и готовят их к профессиональному самоопределению.

Кроме того, возможно использовать новый учебно-методический комплект по технологии для 5-8 класса под редакцией И.А. Сасовой, А.В. Марченко. Программа. 5-8 классы, изд. «Вентана-Граф», 2005г.

Ли-ния

Автор, составитель

Класс

Линия Сасовой И.А.

Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И. и др. под ред. Сасовой И.А. Технология

5

Гуревич М.И., Сасова И.А., Павлова М.Б. /под ред. Сасовой И.А. Технология. Технический труд

6

Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И. и др. /под ред. Сасовой И.А. Технология. Обслуживающий труд

6

Гуревич М.И., Сасова И.А., Павлова М.Б. /под ред. Сасовой И.А. Технология. Технический труд

7

Павлова М.Б., Шарутина А.Ю., Сасова И.А. /под ред. Сасовой И.А. Технология. Обслуживающий труд

7

Леонтьев А.В., Капустин В.С.Сасова И.А./ под ред. Сасовой И.А. Технология.

8

Полная информация – в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 29 января 2010 г. № 01-20/249 «Информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ края» (http://www.idppo.kubannet.ru/ru/structure/cathedra/3-12-07-02.html ).

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

Количество часов, предусмотренное для изучения технологии в 5 – 9 классах в соответствии с федеральным БУП:

Наименования предмета

Классы

5

6

7

8

9

технология

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

-

Обращаем внимание, что дополнительный час на изучение технологии в 9 классе может быть добавлен из компонента общеобразовательного учреждения.

Наряду с примерными программами основного общего образования, среднего (полного) образования на базовом уровне, среднего (полного) образования на профильном уровне для учителей технологии возможно применение программ, содержащихся в сборнике «Технология. Программы начального и основного общего образования». Авторы: Хохлова М. В., Самородский П. С., Синица Н. В., под руководством профессора В. Д. Симоненко. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.

Сборник программ по технологии для 1–4, 5-9 классов общеобразовательных учреждений подготовлен в соответствии с федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.

Сборник содержит программы начального и основного общего образования по технологии, в том числе по направлениям «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд».

Данные программы, подготовленные авторским коллективом под руководством

В. Д. Симоненко, реализованы в учебниках по технологии вышеперечисленных авторов, рекомендованных федеральным перечнем учебников на 2010-2011 учебный год.

2.2. Средняя (полная) школа

Полный перечень учебников, вошедших в Федеральный перечень учебников на 2010 – 2011 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572

Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте «Всё об учебниках федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/asp

Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются следующие учебники:

1. Гапоненко А.В., Кропивянская С.О., Кузина О.В. и др., под ред. Чистяковой С.Н. Технология (базовый уровень), 10-11 класс. М: Просвещение.

2. Семенова Г.Ю. Технология (профильный уровень), 10-11 класс, Вентана - Граф.

3. Ермакова В.И. Технология (профильный уровень), 10-11 класс, Просвещение.

4. Очинин О.П., Матяш Н.В., Симоненко В.Д./ под ред. Симоненко В.Д. Технология (базовый уровень), 10-11 класс. Вентана-Граф.

Полная информация – в письме ГОУ Краснодарского края ККИДППО от 29 января 2010 г. № 01-20/249 «Информация о приоритетных направлениях учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ОУ края» (http://www.idppo.kubannet.ru/ru/structure/cathedra/3-12-07-02.html ).

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

При выборе профиля рекомендуем руководствоваться Приказом департамента Краснодарского края от 21 декабря 2009 г. № 4070 «Об определении перечня профилей открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2010-2011 г.г, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями».

На старшей ступени (X-XI классы) технология будет изучаться дифференцировано на базовом и профильном уровнях. В качестве примера: универсальный профиль – 1 час в неделю, специальный технологический – 4 часа в неделю, в остальных – технология изучается по выбору в виде элективных курсов.

Количество часов, предусмотренное для изучения технологии в 10-11 классах в соответствии с федеральным БУП следующее:

Наименование уровня, профиля

Предмет

Средняя (полная) школа (часы в неделю)

10 кл.

11 кл.

Базовый уровень

технология

1

1

Профильный уровень

Агро-технологический профиль

Биология

Основа агрономии

Основа животноводства

Сельскохозяйственная техника

3

2

2

2

3

2

2

2

Индустриально-технологический профиль (направления электротехника)

Физика

Технология

5

4

5

4

Профильные учебные предметы – на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.

3.Особенности преподавания технологии

в 2010-2011 учебном году

В 2010-2011 учебном году в преподавании предмета технологии обращаем внимание на следующие особенности:

1. Необходимость использования современных образовательных информационно-коммуникативных технологий, применение которых помогает в развитии творческого потенциала детей, организации и проведении научно-исследовательской и опытно-экпериментальной деятельности.

2. Проектная и образовательная предпринимательская деятельность направлена на подготовку подростков к самостоятельной деятельности в основу которой положено: идея - замысел - проект – бизнес-план – деятельность- получение результата – реализация.

4. Предпрофильное обучение

Два часа учебного предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В 9-м классе обучение технологии может быть в варианте курсов по выбору.

Курсы по выбору являются неотъемлемой составной частью предпрофильной подготовки в 9 классе основной школы. На этапе предпрофильной подготовки решается не только задача выбора учащимися профиля обучения в старшей школе, но и выбора профессии при поступлении в образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования.

Рекомендуемая примерная тематика программ элективных курсов для учащихся 9 классов:

- «Основы кулинарии»

- «Обработка древесины»

- «Художественная обработка материалов»

- «Интерьер и мебель»

- «Транспорт»

- «Традиции и современность»

- «Профессиональное самоопределение школьников»

- «Компьютерная графика и дизайн»

- «Дизайн пришкольного участка»

- «Компьютер и производство».

Рекомендуем сборники программ элективных курсов:

- В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса. – М.: Вентана - Граф, 2005.

- Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии 9-11 классы, под ред. С.В. Кондратьева, М.: Глобус, 2007.

- Сборник программ элективных курсов, разработанных педагогами-победителями краевого (заочного) конкурса.- Краснодар: « Мир Кубани», 2005, 2006г.г.

Нормативную осведомленность учителя дополнит ознакомление с информационным письмом департамента общего и дошкольного образования № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

5. Использование оборудования для оснащения кабинета технологии в 2010-2011 учебном году

В условиях ввода государственного стандарта по технологии изменились требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса. Мастерские должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор материалов, инструментов, приборов, станков и оборудования. С федеральными требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнение учебных предметов можно ознакомиться на сайте Федерального агентства по образованию: www.ed.gov.ru в разделе «Материально-техническая база».

Перечень оборудования для оснащения кабинета также содержится в письме Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

Новые требования включают перечни инструментов и оборудования для выполнения практических работ, демонстрационного материала, книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, моделей, натуральных объектов, развивающих игр.

Освоение содержания «Технологии» происходит в процессе практической деятельности учащихся, поэтому в кабинетах должно быть большое количество ручных инструментов, технологического оборудования, дидактических раздаточных материалов и т.п., что должно обеспечить широкий диапазон технологической подготовки школьников, начиная с простых ручных операций и заканчивая воплощением конструкторских идей при выполнении самостоятельных творческих проектов.

Новым в оснащении мастерских является создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результата познавательной деятельности).

Современный период характеризуется активным обновлением материально-технической базы технологического образования школьников. Появляются новые виды ручных инструментов для обработки различных материалов, на занятиях находят применение малогабаритные настольные многофункциональные станки. Это дает возможность учебным заведениям использовать уже существующее материально-техническое обеспечение и пополнять свою базу новым оборудованием и методическими разработками.

Помещения мастерских по различным направлениям технологии должны быть оснащены типовым оборудованием, специализированной учебной мебелью, техническими средствами обучения, которые должны отвечать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.2. 178-02).

Заведующий кафедрой

педагогики и дополнительного образования О.В. Чуп

Старший преподаватель кафедры

педагогики и дополнительного образования В.Ф. Чуйкова