Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по содержанию и организации деятельности предметной комиссии география - реферат

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО Содержанию и организации деятельности предметной комиссии

география

методист кафедры философии и методологии науки

Е.Б. Бычкунова

Саратов 2010

Данные методические рекомендации направлены на организацию деятельности региональной экзаменационной предметной комиссии по географии по проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования в 2010/2011 учебном году.

Рекомендации предназначены для членов предметной комиссии по истории, учителей-предметников, специалистов и методистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Материалы помогут в организации работы предметной комиссии, а также в проведении эффективного обучения членов предметной комиссии в соответствии с планом-графиком подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) общего образования, на территории Саратовской области в 2010/2011 учебном году

Содержание

Стр.

Введение

3 - 4

1. Цели создания, состав и задачи предметной комиссии

2. Методические рекомендации по организации деятельности предметной комиссии по географии

5– 6

6 - 11

3. Назначение экзаменационной работы

4. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы по географии в 2011 году (проект)

5. Общие подходы к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом

6. Рекомендации по организации проверки выполнения заданий с развёрнутым ответом

7. Памятка для экспертов

11 - 12

12 - 14

14 – 19

19 - 20

20 - 21

Введение

Методические рекомендации составлены с учетом организации учебного курса «География». Повышение объективности результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) во многом определяется качеством экспертной проверки территориальными предметными комиссиями выполнения заданий с развёрнутыми ответом.

Цель итоговой государственной аттестации в 9-х классах – выявление уровня географической подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, их аттестации за курс основной школы.

Задачи проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в независимой форме:

- создание условий для осознанного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе;

- формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;

- повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;

- выработка единого уровня требований педагогов к образовательным достижениям обучающихся;

- определение образовательного рейтинга выпускников IX классов общеобразовательных учреждений:

- формирование географической компетенции выпускников IX классов.

Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географического знания. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами в работе педагога.

Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные (независимые от используемых учебников, возможностей школы, количества выделяемых на предмет часов и т.п.) параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.

Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне географической подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему географической подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

1. Цели создания, состав и задачи предметной комиссии

Основной целью государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы по географии (в новой форме) является проведение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений школьников, обладающей широкими дифференцирующими возможностями, результаты которой будут непосредственно учитываться при формировании профильных классов старшей школы. Основательная и разносторонняя проверка знаний, умений и навыков на базовом уровне – это существенная и принципиальная особенность рассматриваемых экзаменационных материалов.

В целях обеспечения качественной оценки экзаменационных работ государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного и среднего (полного) общего образования, министерством образования области ежегодно формируются предметные комиссии по каждому предмету аттестации (далее - Комиссии), в том числе и по истории.

Предметные комиссии создаются с учетом предложений органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и учреждений профессионального образования, из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов в данных образовательных областях. Персональный состав и сроки работы Комиссий утверждает министерство образования Саратовской области на основании решений государственной и региональной экзаменационных комиссий (далее – ГЭК, РЭК).

Численный состав Комиссий определяется, исходя из числа участников государственной (итоговой) аттестации по истории в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки экзаменационных работ. В состав Комиссий входят председатель, заместители председателя и члены Комиссии (эксперты). До начала проведения аттестации члены предметной комиссии обязаны пройти обучение в соответствии с планом-графиком подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся. Во время аттестации председатель Комиссии осуществляет руководство проверкой экзаменационных работ обучающихся IX классов. Комиссия в своей работе руководствуется:

законодательством Российской Федерации;

· нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ и Рособрнадзора по вопросам организации государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного образования ;

· положениями о государственной и региональной экзаменационных комиссиях;

· решениями государственной и региональной экзаменационных комиссий;

· положениями о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации на территории Саратовской области;

· распорядительными актами и инструктивными документами министерства образования Саратовской области по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации ;

· положениями о конфликтной комиссии Саратовской области, муниципальной (окружной) конфликтной комиссии;

· «Положением о предметных комиссиях государственной и региональной экзаменационных комиссий», утверждённым приказом министерства образования Саратовской области 23.09.2010 № 2447.

Комиссия выполняет следующие задачи:

· обеспечивает независимый порядок проверки и оценивания экзаменационных работ участников государственного выпускного экзамена, заданий с развёрнутым ответом участников государственной (итоговой) аттестации;

· проводит анализ типичных ошибок и затруднений, возникающих у обучающихся и участников аттестации в ходе выполнения экзаменационных работ;

· разрабатывает рекомендации по совершенствованию подготовки школьников по данному предмету.

Комиссия вправе:

· готовить и передавать ГЭК и РЭК предложения по содержанию и структуре экзаменационных заданий, требований и критериев оценивания ответов для направления в Рособрнадзор;

· готовить рекомендации о мерах по совершенствованию методики подготовки по соответствующему общеобразовательному предмету для направления в муниципальные методические службы Саратовской области; сообщать в ГЭК и РЭК об обнаружении в экзаменационных работах некорректных заданий.

2. Методические рекомендации по организации деятельности предметной комиссии по географии

Деятельность Комиссии регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 года № 1075, зарегистрированным Минюстом России 17.02.2000 № 2114 (с изменениями и дополнениями в ред. приказов Минобразования России от 16.03.2001 г. № 1022, от 25.06.2002 г. № 2398, от 21.01.2003 г. № 135); приказом министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 февраля 2009 г. №57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена»; положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 г. № 362; приказом министерства образования Саратовской области от 30.09.10 № 2539 «О порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX классов в 2011 году»; «Положением о предметных комиссиях государственной и региональной экзаменационных комиссий», утверждённым приказом министерства образования Саратовской области 23.09.2010 № 2447.

2.1. Виды деятельности и функции лиц, привлекаемых к организационно-технологическому сопровождению проведения Аттестации и проверке экзаменационных работ.

К организационно-технологическому сопровождению проведения Аттестации привлекаются следующие категории лиц:

· муниципальные координаторы проведения Аттестации,

· специалисты «Регионального центра оценки качества образования»: администратор по работе с базами данных участников Аттестации, администратор проекта, начальники смен, координаторы станции экспертизы, старший верификатор и верификаторы бланков, операторы сканирования бланков, ответственные за подготовку, выдачу и приёмку экзаменационных материалов, бухгалтерские работники.

К проверке экзаменационных работ привлекаются следующие категории лиц:

· председатели предметных комиссий,

· заместители председателей предметных комиссий,

· члены предметных комиссий (эксперты),

· методисты по предметам.

Председатель предметной комиссии:

· инструктирует членов предметной комиссии о порядке проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;

· обеспечивает своевременную проверку экзаменационных работ;

· контролирует исполнение заместителями председателя предметной комиссии их функциональных обязанностей;

· отвечает за обеспечение режима хранения и информационной безопасности при проверке работ, передаче протоколов проверки в РЦОКО;

· информирует государственную экзаменационную комиссию, региональную экзаменационную комиссию, министерство образования области о ходе проверки экзаменационных работ, об обнаружении некорректных заданий в экзаменационных работах, о ситуациях, препятствующих своевременному исполнению комиссией своих обязанностей по проверке экзаменационных работ;

· участвует в работе конфликтных комиссий по запросу;

· отвечает за подготовку аналитического отчёта о результатах работы предметной комиссии.

Заместители председателя предметных комиссий осуществляют:

· информирование членов комиссии о режиме работы;

· регистрацию членов комиссии по прибытии на проверку;

· распределение экспертов по аудиториям согласно спискам;

· получение экзаменационных материалов из РЦОКО;

· передачу экзаменационных материалов экспертам;

· консультирование членов комиссии;

· обобщение информации о рабочем времени членов комиссии;

· сбор данных о членах комиссии и подготовку договоров на оплату труда;

· замену экспертов в случае болезни;

· контроль режима работы и оформления экспертами протоколов проверки;

· выборочную перепроверку экзаменационных работ;

· передачу проверенных работ и экзаменационных материалов в РЦОКО;

· подготовку материалов к заседанию конфликтной комиссии;

· подготовку подробного аналитического отчета.

Члены предметных комиссий (эксперты)

· осуществляют проверку экзаменационных работ в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации-разработчика и оценивают их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий;

· независимо от других экспертов в соответствии с установленными требованиями оформляют протоколы проверки экзаменационных работ и информируют о результатах проверки заместителя председателя предметной комиссий;

· могут привлекаться к работе конфликтной комиссии.

2.2 Организационно-технологическое сопровождение проведения Аттестации.

Муниципальные координаторы осуществляют доставку контрольных измерительных материалов в ППЭ и экзаменационных материалов всех ППЭ, действующих на территории муниципального района (городского округа), в РЦОКО в день проведения экзамена.

В РЦОКО ответственными за подготовку, выдачу и приёмку экзаменационных материалов осуществляется приёмка, проверка целостности доставочной упаковки и обработка экзаменационных материалов.

Операторами сканирования и верификаторами осуществляется подготовка электронных копий экзаменационных работ и протоколов проверки.

Обработка и проверка работ обучающихся IX классов может осуществляться с использованием технологии «со сканированием». При использовании технологии «со сканированием» бланки ответов и бланки, содержащие формульные ответы (если таковое сканирование бланков этого типа было указано при подготовке экзамена) после проведения экзамена сканируются, распознаются и верифицируются в РЦОКО. При данной технологии эксперты оценивают выполнение заданий с развёрнутым ответом.

2.3. Проверка экзаменационных работ

К проверке экзаменационных работ привлекаются эксперты в соответствии с приказом министерства образования Саратовской области «О составе предметных комиссий государственной и региональной экзаменационных комиссий».

Работа по проверке экзаменационных работ экспертами организуется посменно в дни, установленные графиком работы предметной комиссии, утверждаемым министерством образования.

Эксперт получает индивидуальный комплект экзаменационных материалов с протоколом проверки у заместителя председателя предметной комиссии.

По завершению работы эксперт обязан сдать заместителю председателя предметной комиссии все проверенные экзаменационные работы с протоколами проверки.

Учет рабочего времени и количества проверенных работ фиксируется заместителем председателя предметной комиссии.

Предметная комиссия при проверке работ обучающихся руководствуется Положением о предметных комиссиях государственной и региональной экзаменационных комиссий и регламентами проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX классов по предметам, Порядком проведения единого государственного экзамена и настоящим Положением.

Председатель или заместитель предметной комиссии осуществляет инструктаж членов комиссии по порядку проведения проверки и оценивания экзаменационных работ.

Заместитель председателя предметной комиссии организует выдачу экспертам комплектов со сканированными копиями работ обучающихся, осуществляя учёт их передачи и приёма.

Распределение между экспертами рабочих комплектов с бланками развёрнутых ответов ГИА, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОКО.

Член Комиссии (эксперт) вправе:

получать разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки заданий с развернутым ответом, применения (использования) критериев оценивания экзаменационных работ, а также другие необходимые для работы материалы и документы, обсуждать с председателем Комиссии процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;

требовать организации необходимых условий труда, согласовывать с председателем Комиссии план-график работ;

принимать участие в обсуждении аналитического отчета о работе Комиссии, типичных ошибок и затруднений, возникших у обучающихся в ходе выполнения экзаменационных заданий, вносить свои предложения.

Член Комиссии обязан:

объективно проверять выполнение работ обучающимися и участниками ГИА в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации – разработчика и Рособрнадзора, оценивать их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий, фиксируя в работе выявленные ошибки;

профессионально и добросовестно выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;

соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;

информировать председателя Комиссии о проблемах, возникающих при проверке незамедлительно информировать руководство РЭК и ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности Комиссии.

Член Комиссии может быть исключен из её состава в следующих случаях:

· предоставления о себе недостоверных сведений;

· утери подотчетных документов;

· невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;

· возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в государственной (итоговой) аттестации в текущем году).

Решение об исключении члена предметной комиссии из её состава принимается ГЭК или РЭК на основании аргументированного представления председателя Комиссии.

В случае нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, члены Комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Протоколы проверки и экзаменационные материалы передаются заместителю председателя предметной комиссии.

С целью контроля за объективностью проверки экспертами работ обучающихся IX классов заместителем председателя предметной комиссий осуществляется выборочная повторная проверка экзаменационных работ за рабочую смену. По итогам выборочных повторных проверок заместитель председателя предметной комиссии составляет протокол повторных проверок. В случае изменения оценки эксперта, в протоколы проверки вносится новая отметка. Заместитель председателя предметной комиссии знакомит эксперта с результатами повторной проверки.

По итогам проверки заместитель председателя готовит отчет о количестве работ, проверенных экспертами.

3. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Экзаменационная работа подготовлена на основе содержания нормативных документов, определяющих требования к подготовке по географии выпускников основной школы. Содержание экзаменационной работы по географии разрабатывается на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 « Об утверждение федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанного выше нормативного документа к уровню подготовки выпускников основной школы по географии и включали требования как к составу географических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть выпускник. В числе принципиальных позиций, нашедших отражение в спецификации, кодификаторе, демонстрационном варианте экзаменационной работы, следующие:

- цели географического образования в основной школе – формирование целостного представления о мире, которое основано на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной практики (индивидуальной и коллективной); подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;

- учет специфики курса географии в основной школы;

- ориентация не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка;

- осуществление преемственности с ЕГЭ;

- учет возрастных особенностей экзаменуемых.

В каждый вариант экзаменационной работы 2011 года включаются задания, проверяющие содержание всех основных разделов курса географии за основную школу и основных требований к уровню подготовки выпускников.

4. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы по географии в 2011 году (проект)

Проект экзаменационной работы состоит из 30 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Работа включает 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных (в 2010 году было 19 заданий), 9 заданий с кратким ответом (в 2010 году было 8 заданий), из них 4 задания, требующих записи ответа в виде одного или двух слов, 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв и 3 задания с развёрнутым ответом, в котором требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

В экзаменационную работу будут включены задания, проверяющие умения объяснять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности.

Значительная часть заданий экзаменационной работы в новой форме по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ.

В отличие от ЕГЭ, в экзамене в новой форме большее внимание уделяется степени достижения учащимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для экзамена в новой форме является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня имеют планируемый процент выполнения 60-90%, повышенного уровня – 40-60%, высокого – менее 40%.

Таблица 1.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число

заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу (= 33)

Базовый

16

16

48,4 %

Повышенный

11

12

36,4 %

Высокий

3

5

15,2 %

Итого:

30

33

100 %

На выполнение экзаменационной работы отводится 120 минут.

Учащиеся должны быть обеспечены линейками, непрограммируемыми калькуляторами и географическими атласами для 7, 8 и 9 классов (любого издательства).

Задания с выбором ответа и с кратким ответом проверяются путем сравнения ответов с эталонами. Задания с развёрнутым ответом проверяются экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев.

Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным числом баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивается разным числом баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивается в 1 балл. За выполнение заданий с развёрнутым ответом (15, 21 и 24) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов. Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 33 балла.

Таблица 2.

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение

экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 - 11

12- 19

20 - 27

28 -33

Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 10 баллов.

Результаты экзаменов могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 24 баллам.

Распределение заданий, проверяющих содержание отдельных разделов курса географии за основную школу, показано в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение заданий по разделам обязательного минимума

содержания основного общего образования по географии

Разделы обязательного минимума содержания основного общего образования по географии

Число заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного раздела от максимального первичного балла за всю работу (=33)

1. Источники географической информации

6

6

18%

2. Природа Земли и человечество

6

7

21%

3. Материки, океаны, народы и страны

2

2

6%

4. Природопользование и геоэкология

2

2

6%

5. География России

14

16

49%

Итого:

30

33

100%

5. Общие подходы к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом

Проверку экзаменационной работы (заданий с развёрнутыми ответами) осуществляют специалисты – предметники, прошедшие специальную подготовку по проверке и по оцениванию заданий с развернутыми ответами.

Географические задачи с развёрнутым ответом строятся на материале курса географии основной школы. Их решение требует применения умений анализировать географическую информацию, предоставленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и его хозяйственной деятельностью; комплексных знаний о природе, населении и хозяйстве отдельных территорий.

В экзаменационной работе по географии используются следующие разновидности заданий с развёрнутым ответом:

1. Задания на объяснение географических особенностей территории, природных и социальных объектов и явлений. В этих заданиях проверяются умения объяснять особенности природы или хозяйства территории, или умения использовать знания о географических закономерностях и взаимосвязях для определения территории или объекта с заданными в условии свойствами путём логических рассуждений.

Пример №1.

Исходное сырьё для производства азотных удобрений – аммиак. Одним из видов сырья для получения аммиака является коксовый газ. Некоторые заводы по производству азотных удобрений размещены в пределах крупных комбинатов, где азотные удобрения выпускаются в качестве попутной продукции. Одним из центров производства азотных удобрений является г. Липецк.

Чем можно объяснить производство азотных удобрений в городе Липецке? Укажите две причины.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе говорится о наличии сырья (отходов коксохимии) и близости потребителя (Центрально-Чернозёмный район – важный район сельского хозяйства).

Примеры ответов:

- Одно из условий размещения минеральных азотных удобрений – наличие отходов коксохимии в Липецкой области.

- Удобрения производят в районах потребления, чтобы избежать дальних перевозок, а рядом – много районов выращивания сельскохозяйственных культур.

2

В ответе говорится только или только о наличии отходов коксохимии в Липецкой области, или только о близости потребителя, или о наличии сырья и потребителя без конкретизации

Примеры ответов :

- В Липецкой области развита чёрная металлургия, а отходы коксохимии используются в производстве азотных удобрений.

- Здесь хорошо развито земледелие и есть потребность в этих минеральных удобрениях.

Для производства минеральных удобрений нужно сырьё и нужен потребитель.

1

В ответе ничего не говорится ни о наличии сырья ни о наличии потребителя, или в ответе говорится только о наличии сырья или только о наличии потребителя без конкретизации.

Примеры ответов:

- Липецк – крупный областной город, здесь есть много потребителей.

- В окрестных районах Липецка есть все необходимые для производства азотных удобрений.

0

Максимальный балл

2

Пример №2.

В центральной части Вилюйской котловины в Якутии началась интенсивная разработка газового месторождения, открытого здесь недавно. До открытия и начала разработки газового месторождения коренное население этого района традиционно занималось охотой и скотоводством.

Как открытие нового месторождения природного газа в Якутии, в центральной части Вилюйской котловины, и его интенсивная разработка повлияют на традиционные занятия коренного населения этого региона? Укажите две особенности.

Обоснованный ответ запишите на отдельном листе, указав сначала номер задания.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе говорится об изменении природной среды региона и изменении традиционных занятий коренного населения

Примеры ответов:

Развивающаяся газодобыча в центральной части Вилюйской котловины приведёт к сокращению пастбищ, вследствие чего пострадает скотоводство.

С интенсивной разработкой газового месторождения в центральной части Вилюйской котловины уменьшатся лесные массивы. Из-за этого пострадают охотничьи угодья.

Сокращение охотничьих угодий, которое может произойти вследствие уменьшения лесных массивов, приведёт к изменению занятий коренного населения, которое традиционно занималось

охотой.

2

В ответе говорится только об изменении традиционных занятий местного населения или о том, что пострадает скотоводство

Примеры ответов:

Пострадает скотоводство, потому что развитие газодобычи приведёт к сокращению пастбищ.

Пострадают охотничьи угодья.

1

В ответе отсутствуют элементы правильных доводов, или частично присутствует один элемент

Примеры ответов:

Изменятся занятия коренного населения.

Местному населению негде будет охотиться, ухудшится экологическая обстановка.

0

Максимальный балл

2

В ответах на эти задания оценивается полнота и правильность объяснения, которая определяется пониманием общих географических закономерностей; знанием географической специфики конкретной территории, умением применить данные знания для объяснения конкретных географических явлений.

2. Задания на определение (из нескольких предложенных) территорий или объекта с заданными в условии географическими свойствами путём расчётов или логических рассуждений. В этих заданиях проверяется умение сравнивать с помощью топографической карты пригодность территории для использования в заданных целях.

Пример № 3.

Участники школьной волейбольной секции выбирают место для обустройства нового волейбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Обоснованный ответ запишите на отдельном листе, указав сначала номер задания.

Ознакомьтесь с картой, представленной на рисунке

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 1 , и приведено два обоснования , из которых видно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

Примеры ответов :

· - Участок 1 лучше остальных, потому что он ровный и расположен на лугу.

· - На участке 2 нельзя играть, потому что там растут кусты, участок 3 на склоне. Значит, лучше всего № 1.

- На участке 2 хорошее ровное место с травянистой растительностью, поверхность ненаклонная, а на участке 3 тоже трава, но там мяч будет скатываться под горку.

·

2

В ответе говорится о том, что подходит участок 1 , и приведено одно обоснование , из которого видно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

ИЛИ В ответе говорится о том, что подходит участок 2 или 3 , и приведено одно обоснование , из которого видно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

Примеры ответов :

- Участок 1, потому что находится на лугу недалеко от дороги.

- Участок 2, потому что это равнинная местность.

- Участок 3, потому что расположен на лугу и находится ближе других к поселку.

1

В ответе назван участок 1 без обоснования или с обоснованием, не имеющим отношения к вопросу.

ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится

обоснование , из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

Примеры ответов :

- Я думаю, это участок 1.

- Участок 2 лучше - рядом лес и никто не будет мешать играть.

0

1

Максимальный балл

2

В ответах на это задание оценивается не только полнота и правильность ответа, но и умение использовать географическую информацию, представленную в невербальной форме для решения конкретной задачи.

6. Рекомендации по организации проверки выполнения заданий с развёрнутым ответом

Проверка выполнения заданий с развёрнутым ответом осуществляется путём сопоставления с характеристиками верного ответа, указанного в графе «Содержание верного ответа» критериев оценивания заданий с развёрнутым ответом.

В критериях оценивания проводится характеристика полного правильного ответа, оцениваемого в 2 балла, неполного правильного (частично правильного) ответа, оцениваемого в 1 балл, и неправильного ответа – 0 баллов. В критериях оценивания также приводятся примеры учащихся на 2, 1 и 0 баллов.

В некоторых случаях в характеристике ответов приводятся несколько вариантов ответа, раздельных союзом ИЛИ . Они являются равнозначными, и ответ оценивается соответствующим баллом, если ответ соответствует любому из них (см. задание №№ 15, 21 ).

В некоторых случаях полный правильный ответ состоит из двух частей, соединенных союзом «и». В этих случаях ответ считается соответствующим характеристике верного ответа, если в ответе учащегося содержатся обе ее части (см. задание 24 ).

В ряде случаев в характеристике верного ответа может присутствовать уточняющая или обобщающая формулировка, в характеристике верного ответа она указана в скобках.

При оценивании работ учащихся рекомендуется следующий порядок работы:

1. Ознакомиться с текстом задания и характеристиками верного ответа, оцениваемых в 2, 1 и 0 баллов.

2. Проанализировать ответ учащегося, соотнести его с характеристиками верного ответа, данными в критериях, и определить, какой из этих характеристик соответствует ответ учащегося и каким баллом должен быть оценен данный ответ.

3. Следует иметь в виду, что ответы, соответствующие требованиям, предъявляемым к ответам, оцениваемым разными баллами, могут быть различными по объему, а также сформулированы разными словами.

4. Проверка выполнения заданий с развёрнутым ответом осуществляется поочерёдно: сначала проверяются ответы на задания № 15 во всех работах, затем ответы на задания №№ 21, 24.

7. Памятка для экспертов

При проверке и оценке экзаменационных работ эксперту необходимо обращать внимание на соблюдение определенных правил и технологии проверки выполнения заданий с развернутым ответом.

- Проверка экзаменационных работ учащихся по предмету осуществляется на основе системы оценивания, разработанной Федеральной предметной комиссией.

- Во всех предметах, кроме русского языка, проверка осуществляется по линиям заданий: сначала в выданных на проверку экзаменационных работах эксперт проверяет все задания С1, затем С2, С3 и т.д. Аналогичным образом в работах со сквозной нумерацией заданий по предметам, в географии сначала проверяются задания 15, 21, 24.

Это позволяет существенно повысить качество экспертной оценки и оптимально использовать время проверки.

- Отдельные элементы технологии, например, назначение третьего эксперта, а также форма бланков-протоколов проверки определяются на региональном уровне.

- На региональном уровне определяется, каким символом в протоколе проверки отмечаются задания, которые были не выполнены экзаменуемым, не зависимо от того, пропустил ли участник экзамена задание или не успел его выполнить. Данная информация важна для определения качества заданий. По технологии ЕГЭ отсутствие ответа на задание отмечается символом «N». Наличие на месте ответа непонятных записей, знаков, рисунков или пометок может быть расценено как ответ на задание или подтверждение того, что экзаменуемый приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине. В этом случае выставляется 0 баллов.

- Экспертам необходимо обратить внимание на наличие в системах оценивания по предметам указаний на возможность иного верного решения или ответа, который должен оцениваться, как и те, что повторяют логику примерного ответа в критериях оценивания заданий. Если ответ экзаменуемого отличается от варианта, предложенного в рекомендациях по оцениванию, эксперт должен оценить, понял ли экзаменуемый суть задания или поставленного вопроса и в какой степени продемонстрировал свою способность выполнить данное задание или ответить на данный вопрос. Эксперту не рекомендуется снижать баллы за какие-либо недочеты в ответе ученика, которые, по мнению эксперта, не отвечают идеальному ответу.

- При проверке и оценке экзаменационных работ не учитываются особенности почерка и наличие грамматических ошибок в работах учащихся, если они не искажают сути ответа.

- Если ответ ученика содержит значительно больше информации, чем требуется по заданию, или ответ является частично «правильным», но содержит дополнительные элементы, то необходимо придерживаться следующих правил:

- прежде всего, следует установить, противоречат ли элементы ответа друг другу;

- если элементы противоречат друг другу (один правильный, а другой –

неправильный), то выставляется 0 баллов;

- если элементы ответа не противоречат друг другу, то наличие дополнительного элемента не учитывается при оценке ответа.