Главная              Рефераты - Разное

1. Государственный стандарт общего образования: общие положения, назначение, структура - реферат

Использование учебно-методического комплекса

по истории

издательства «Русское слово»

В 2007-2008 учебном году общеобразовательные учреждения Российской Федерации продолжают постепенный переход на новые образовательные стандарты, утверждённые в 2004 г. При этом жёстких сроков перехода на новое содержание Министерство образования и науки России не предусматривает.

Таким образом, в 2007-2008 учебном году учитель продолжает ориентироваться на обязательный минимум основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 19.05.1998 г. (№ 1236) и обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образовании, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 30.06. 1999 г. (№ 56).

Данные положения имеют цели познакомить учителей истории с новыми нормативными документами, при этом обращается особое внимание на методические и образовательные ресурсы издательства «Русское слово» в рамках реформирования системы школьного образования.

1.Государственный стандарт общего образования: общие положения, назначение, структура

Государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки учащихся, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Введение Государственного стандарта является главным условием обновления содержания образования, приведения его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ различных ступеней общего образования, базисных учебных планов регионов и образовательных учреждений. Он также становится основанием для объективной оценки уровня подготовки учащихся и деятельности образовательных учреждений и для определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг.

Государственный стандарт общего образования призван обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного общедоступного, бесплатного общего образования, единство образовательного пространства в РФ, преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, социальную и профессиональную защищённость обучающих и обучающихся.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения.

2.Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (ФК ГСОО).

ФК ГСОО является основной частью Государственного стандарта общего образования, важнейшим средством инновационного развития и обновления организационных форм, методов и технологий образования. Он является обязательным к исполнению для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений РФ, устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объём учебной нагрузки учащихся, и нормативы учебного времени.

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования был одобрен решением коллегии Министерства образования РФ и Президиума Российской академии образования от 23.12.2003 г. (№ 21/12) и утверждён приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. (№1089). Он вводится поэтапно: в 2005/2006 учебном году в предпрофильных 9-х классах; в 2006-2007 учебном году в 1-х, 5-х и 10-х классах и т.д.

ФК ГСОО разработан в соответствии с принятым в 1992 г. Законом РФ «Об образовании» (статья 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ (№ 1756-р) от 29.12.2001 г. В нём нашли отражения основные концептуальные подходы и направления модернизации общего образования: введение профильного обучения, нормализация учебной нагрузки, личностная ориентация, социально-гуманитарная направленность содержания образования, его деятельностный характер, формирование ключевых компетенций, усиление воспитательной роли, повышение значения социализирующих дисциплин, в том числе истории, обеспечение вариативности образования и всеобщей компьютерной грамотности.

В соответствие с этими положениями в содержании учебного предмета «История» полнее должны быть раскрыты историко-культурные аспекты, причинно-следственные связи, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса.

Концепция ФК ГСОО определяется прежде всего новой стратегией развития личности в информационную эпоху.

Молодой человек живёт в быстроизменяющемся, противоречивом, сложном мире, в котором объём информации возрастает в геометрической прогрессии. Его социальный и профессиональный успех зависит от позитивного отношения к новациям, от способности преодолевать устаревающие стереотипы мышления, поведения, общения, от готовности отвечать за реализацию своих жизненных перспектив, от умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать нужную информацию, от обладания навыками конструктивного взаимодействия с людьми разных взглядов и ценностных ориентаций.

Содержание образования, поэтому должно быть нацелено на создание условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщённых способов деятельности, социально-значимых компетенций. Историческое образование, в частности, становится личностно и практико-ориентированным с приоритетом использования деятельностных форм.

История изучается в основной и старшей школе. В старшей школе история изучается на профильном и базовом уровнях.

3.Цели общего и исторического образования

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за своё развитие». Важнейшими задачами являются «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

В рамках общей стратегии развития российского образования цели изучения истории для основного общего образования определяются как

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этническими традициями;

- формирование толерантного отношения к представителям других народов, рас, религий, навыка участия в межкультурном взаимодействии на основе применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей.

Цели изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень):

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззрения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнических традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- совершенствование умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к реальности, соотносить свои взгляды с исторически сложившимися мировоззренческими системами;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события, явления, личности с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, явлений и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам.

Цели изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень):

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззрения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнических традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

- подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственное отношение к реальности, соотносить его с исторически сложившимися мировоззренческими системами;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события, явления, личности с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

4.Обязательный минимум содержания исторического образования

Обязательный минимум содержания исторического образования представляет собой набор предметных тем (дидактических единиц), который в обязательном порядке предоставляется учащимся.

Обязательный минимум содержания исторического образования предоставляет возможности для вариативного и дифференцированного обучения, так как он не устанавливает последовательность и длительность по времени изучения предметных тем, выделяет содержание, которое не является предметом контроля.

В основной школе обязательный минимум исторического образования сформирован традиционно, в единой «линейной» системе. По сравнению с минимумом 1998 г. в новом стандарте усилена общеобразовательная, мировоззренческая и общекультурная направленность, преодолена излишняя детализация учебного материала.

Особенность содержания исторического образования в старшей школе связана с переходом от преимущественного изучения фактов к их осмыслению и анализу. Таким образом, отличие преподавания истории в старшей школе по сравнению с основной школой носит не количественный, а качественный характер.

В старшей школе история преподаётся на базовом и профильном уровнях.

На базовом уровне история изучается как обязательный предмет независимо от профиля и организации довузовской подготовки учащихся. Базовый уровень изучения истории решает задачи воспитания, развития и формирования мировоззрения учащихся.

Изучение истории на профильном уровне, кроме упомянутых задач, решает задачи профессиональной ориентации и организации последующего профессионального образования учащихся.

5.Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся задаются в деятельностной форме: «знать», «понимать», «уметь», «использовать в практической деятельности и повседневной жизни» и служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов.

Категория «знать/понимать» является содержательной основой требований.

В основной школе изучаются ключевые события отечественной и всемирной истории.

В старшей школе на базовом уровне изучаются исторические процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории, подчёркивающие историческую обусловленность современных общественных институтов, норм и мотивов человеческого поведения.

На профильном уровне в старшей школе учащиеся знакомятся с основными современными методологическими концепциями исторического развития, принципами периодизации и дискуссионными вопросами истории.

Во всех курсах истории, на всех уровнях уделяется большое внимание вопросам культуры, осмыслению духовных традиций и ценностей разных религиозно-культурных систем.

Категория «уметь» - ключевая в системе требований, так как отражает направления учебного процесса и определяет принципы построения системы итогового контроля.

Основная школа прививает учащимся умения репродуктивно описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстраций учебника, анализировать и объяснять исторические факты и явления, соотнося их с историческим процессом, выявляя их существенные черты; сравнивая факты, процессы друг с другом, определяя их причины и следствия. Учащиеся приобретают первичные навыки работы с историческими источниками, с картографическим и хронологическим материалом.

В средней школе на базовом уровне учащиеся приобретают навыки установления пространственно-временных рамок исторических процессов и явлений; различения в исторической информации фактов и мнений, описаний и объяснений; участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, подкреплённой историческими аргументами; поиска исторической информации в разных знаковых системах (текст, карта, схема, диаграмма, таблица, аудиовизуальный ряд); использования методов электронной обработки исторической информации.

В старшей школе на профильному уровне учащиеся должны научиться систематизировать различную историческую информацию на основе собственных представлений о закономерностях всемирно-исторического процесса; формировать собственный алгоритм решения исследовательских задач – формулировать проблемы и цели своей работы над проектом, определять способы и методы решения задач, прогнозировать ожидаемый результат, корректировать свою деятельность путём рефлексии. Учащиеся должны научиться представлять результаты своей деятельности в форме конспекта, реферата, рецензии, тезисов, исторического эссе, резюме, исследовательского проекта, презентации, выступления на «круглом столе», конференции, в ходе дебатов, дискуссии, полемики и т.п. Учащиеся должны осуществлять несложный источниковедческий анализ (давать внешнюю и внутреннюю критику источника, классифицировать источники исторической информации по определённым основаниям и т.п.)

Категория «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» включает в себя положения, которые не всегда могут быть достигнуты и выявлены в рамках учебного процесса. В такой ситуации учитель должен поощрять положительную мотивацию и внутреннюю готовность к использованию приобретённых знаний и умений у учащихся. Что составляет сущность компетентностного подхода к обучению.

К познавательной компетентности относятся умения

- разделять процессы на этапы, звенья, периоды;

- устанавливать причинно-следственные, временные, функциональные связи между частями и целым;

- определять структуру объекта познания;

- сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по различным критериям и основаниям;

- различать факты, мнения, доказательства, гипотезы;

- решать задачи на основе заданных алгоритмов;

- рефлектировать основания мышления, поведения, общения;

- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, критически оценивать полученные результаты.

В старшей школе учащиеся должны научиться

- осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

- определять причины возникших трудностей и пути их устранения;

- развивать способности и готовность учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

-понимать ценность образования как средства развития личности.

При профильном изучении истории важнейшее значение приобретает участие учащихся в проектной деятельности. Поэтому учащиеся должны приобрести навыки научно-исследовательской деятельности:

- выдвигать гипотезы;

- осуществлять их проверку;

- самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности.

В области информационно-коммуникативной компетентности учащиеся должны приобрести умения

- передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;

- производить информационно-смысловой анализ текста;

- использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и т.п.);

- создавать краткие, выборочные или полные письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную или прочитанную информацию;

- составлять план, тезисы конспекта;

- владеть монологической речью;

- участвовать в диалоге;

- перефразировать мысль.

- пользоваться различными источниками информации, включая электронные;

- осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы для передачи информации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

В области социально-мировоззренческой компетенции учащиеся должны овладеть умениями

- формулировать свои взгляды;

- осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную идентичность;

- адаптироваться к жизни социума;

- понимать значение традиций и устоев;

- проявлять свою гражданскую позицию;

-ответственно относится к выбору профессии.

Приобретение общеучебных умений и навыков подразумевает повышенное внимание е межпредметным связям курса «История».

Использование потенциала межпредметных связей истории и обществознания позволит сформировать у учащихся целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности явлений и процессов современного общества, адекватно воспринимать социальную информацию, осмысленно и толерантно воспринимать многообразие форм социальной жизни. Учащиеся на уроках истории пользуются понятийным аппаратом, усвоенным на уроках обществознания.

Использование интегративных возможностей истории и географии расширит представление учащихся о закономерностях пространственно-временной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом, сформирует представление о том, что история – это география развёрнутая во времени, а география – это история, развивающаяся в пространстве.

Интеграция предметных областей «История» и «Филология» позволит учащимся лучше усвоить стилистические и образно-выразительные ресурсы родного и иностранных языков, точнее понимать содержание литературных произведений.

Использование возможностей межпредметных связей истории и предметов образовательной области «Искусство» также позволит учащимся лучше понимать содержание произведений изобразительного искусства и логику его развития.

Историческое образование в старшей профильной школе предполагает опредёлённую специфику установления межпредметных связей. Для углубления изучения тех или иных предметных областей возможно формирование особых содержательных линий: «История экономики», «История права», «История науки и техники», «История философии» и т.п.

6.Федеральный базисный учебный план

Федеральный базисный учебный план отводит на изучение истории 68-70 часов в год в основной общей школе и в средней (полной) непрофильного обучения. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования предлагает изучать в V классе: «Историю Древнего мира» не менее 50 часов; в VI классе: «История России с древнейших времён до конца XVI века» не менее 30 часов, «Историю Средних веков» не менее 30 часов; в VII классе: «Историю России (XVII-XVIII вв.)» не менее 36 часов, «Историю Нового времени» (XVI-XVIII вв.) не менее 24 часов; в VIII классе: «Историю России (XIX – начала XX века)» не менее 36 часов, «Историю Нового времени» (XIX-начало XX вв.) не менее 24 часов; в IX классе: «Новейшую и современную историю России» не менее 36 часов, «Историю Новейшего времени» (c начала XX в. по настоящее время) не менее 24 часов.

Оставшиеся часы предлагается распределять следующим образом: в V классе не менее 10 часов отводится на пропедевтический модуль, в других классах – на изучение истории родного края.

В федеральном базисном учебном плане устанавливается следующее соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

- федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

- региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%;

- компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

В учебниках издательства «Русское слово» содержится необходимый минимум, позволяющий решить проблему ознакомления обучающихся с основами источниковедения и историографии: Н.В.Загладин «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс», Н.В.Загладин, Н.А.Симония «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс», Н.В.Загладин, Н.А.Симония «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века» (§ 1-3), Н.В.Загладин. С.И.Козленко, С.Т.Минаков. Ю.А.Петров «История Отечества. XX -начало XXI века», является победителем конкурса по созданию учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений Российской Федерации по заказу Министерства образования РФ . В этом учебнике для этого выделена специальная рубрика «Точка зрения» (см., например, с.15-16, 89-90, 94-95, 107, 141 и др.)

Основной формой преподавания истории в профильной школе является лекционно-семинарская система.

Лекция даёт следующие возможности:

1.Систематически изложить большой блок темы, раздела, курса, чем достигается эффект «панорамного» взгляда на значительный по хронологии период истории.

2.Лекция отличается большой информационной ёмкостью, что позволяет решать задачу постоянного обновления учебного материала

3.Лекция позволяет раскрыть перед учащимися возможности хорошей монологической речи, как важного способа воздействия, в условиях её дефицита в СМИ.

Школьная лекция имеет следующие отличия от вузовской лекции:

1.Требуется более высокий уровень обратной связи, поэтому целесообразно использовать такие формы, как лекция-беседа, лекция-диспут.

2.Решаются задачи обучения учащихся навыкам организации собственной работы: ведения записей, составления схем отражения услышанного на лекции, чередование работы и отдыха, последовательность работы с материалами, полученными на уроках.

3.Необходимо учитывать временные показатели физиологических возможностей учащихся удерживать внимание к лекции. Обязательно нужно переключать внимание учащихся на другие виды работы: работа с текстом и иллюстрациями учебника, просмотр видеофрагментов, обращение к статистике, схемам и т.п.

Приём проведения школьной лекции:

1.Совместное учителем и учениками составление плана лекции.

2.Раскрытие важности изучаемых вопросов.

3.Ознакомление учащихся с планом лекции, составленным учителем.

4.Постановка учителем риторических вопросов, вводящих учащихся в проблематику лекции.

5.Столкновение различных точек зрения на тему лекции.

6.Обращение к опыту учащихся, связанному с темой лекции.

Существует две классификации школьных лекций.

Первая классификация:

1.Вводная лекция.

2.Тематическая лекция.

3.Обзорно-проблемная лекция.

4.Обобщающая лекция.

Вторая классификация:

1.Иллюстративная лекция.

2.Проблемная лекция.

Семинар позволяет:

1.Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа.

2.Осуществить внешнюю и внутреннюю критику источника.

3.Классифицировать исторические источники по типу информации.

4.Развивать навыки работы с различными знаковыми системами (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), перевода информации из одной знаковой системы в другую.

5.Различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории.

Важными видами учебной работы в профильной школе являются реферат и проектная работа.

Реферат – доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре источников.

Тема реферата определяется совместно учащимся и учителем.

Виды тем рефератов:

1.Новые аспекты исторических проблем.

2.Вопросы, углубляющие темы школьного курса истории.

3.Проблемы, выходящие за рамки школьного курса истории.

4.Вопросы, направленные на интеграцию исторических знаний с содержанием других предметов.

5.Исследования, в которых у школьников формируются навыки применения исторических знаний.

Формы рефератов:

1.Рассмотрение истории проблемы.

2.Описание проблемы.

3.Анализ проблемы.

4.Показ точек зрения на проблему.

Структура реферата:

1.План.

2.Введение, содержащее в себе обоснование темы реферата с обзором источников.

3.Основная часть из 3-4 разделов, раскрывающая тему реферата.

4.Заключение, содержащее в себе выводы, к которым пришёл автор в ходе работы над рефератом.

5.Список использованных источников.

6.Приложения (графики, статистика, документы и т.п.)

Проектная работа – важнейшая форма развивающего обучения. Она предполагает специальную подготовку учителя и учащихся.

Учитель должен уметь отбирать интересные и значимые темы проектов, владеть основными методами исследовательской деятельности, уметь организовать самостоятельную проектную деятельность учащихся, играть роль режиссёра-консультанта, соучастника проекта, не довлеть над учащимися. Поэтому учитель должен владеть важнейшими навыками межличностной и медийной коммуникации.

От учащихся требуется владение навыками исследовательской деятельности, коммуникации, интегрирования знаний для решения конкретных задач..

Проектная работа бывает индивидуальная, парная, групповая.

Главная цель проектной работы – дать учащимся возможность почувствовать практическую значимость образования, раскрыть свой творческий потенциал.

Этапы проектной работы:

1.Определение темы. Отбор необходимых источников информации и вообще ресурсов для реализации проекта. Составление плана (маршрутной карты) реализации проекта.

2.Разделение задач между участниками проекта, определение схемы их взаимодействия, планирование деятельности. Фиксация результатов после завершения решения каждой задачи, выполнения каждого пункта плана.

3.Составление итогового отчёта. Предзащита. Доработка проекта.

4.Защита проекта на уроке или экзамене.

Издательство «Русское слово» выпускает полную номенклатуру учебников линии «Всеобщая история» и «История России», методическое сопровождение к ним в составе: книги для учителя (поурочные разработки), программы курсов, тематическое планирование, рабочие тетради.

Все издания линий «Всеобщая история» и «История России» соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, учитывают требования к уровню подготовки учащихся и Федеральный базисный учебный план, отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», а так же прошли расширенную апробацию в пяти регионах Российской Федерации, проводимую Министерством образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время Издательство располагает следующими учебно-методическими комплектами по всеобщей и российской истории:

V класс

Михайловский Ф.А. «История Древнего мира»

Михайловский Ф.А. «История Древнего мира. Книга для учителя.5 класс»

Михайловский Ф.А. «Программа курса «История Древнего мира». 5 класс»

Агафонов С.В. «Схемы по истории Древнего мира.5 класс»

Короткова М.В. «Дидактические материалы по истории Древнего мира»

Манданова Е.С. «История Древнего мира. Поурочное планирование»

Манданова Е.С. «Тематический контроль по истории Древнего мира»

Алексеев С.И. «Задачи по счёту лет истории Древнего мира. 5 класс»

VI класс

Пчёлов Е.В. «История России с древнейших времён до конца XVI века».

Агафонов С.В. «Схемы по истории России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс»

Пчёлов Е.В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века» 6-7 классы»

Кочегаров К.А. «Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времён до конца XVI века»

Фадеева Д.А. «История России с древнейших времён до конца XVI века.6 класс: Учебно-методические материалы»

Бойцов М.А., Шукуров Р.М. «История Средних веков: Европа и остальной мир»

Петрова Н.Г. «История Средних веков. Книга для учителя. 6 класс. Учебно-методические материалы»

Бойцов М.А., Петрова Н.Г. «Программа курса «История Средних веков» 6

класс»

Манданова Е.С. «Тематический контроль по истории Средних веков»

Петрова Н.Г. «Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс»

Агафонов С.В. «Схемы по истории Средних веков. 6 класс»

VII класс

Пчелов Е.В. «История России XVII - XVIII века»

Агафонов С.В. «Схемы по истории России XVII - XVIII века. 7 класс»

Короткова М.В. «Дидактические материалы по истории России XVII - XVIII века».

Кочегаров К.А. «Рабочая тетрадь по истории России XVII - XVIII века».

Майков А.Н. «История России XVII - XVIII века. Методические рекомендации»

Пчелов Е.В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы»

Дмитриева О.В. «Новая история. Конец XV - XVIII век»

Агафонов С.В. «Программа курса «Новая история. Конец XV - XVIII век»

Сафронова И.В., Фокеева И.М. «Новая история. Конец XV - XVIII век: Тематическое планирование курса для 7 класса общеобразовательных учреждений»

Стецюра Т.Д. «Рабочая тетрадь по Новой истории. Конец XV - XVIII век»

Агафонов С.В. «Схемы по Новой истории. Конец XV - XVIII век. 7 класс»

VIII класс

Боханов А.Н. «История России. XIX век»

Кружалов В.В. «Рабочая тетрадь по истории России. XIX век»

Майков А.Н. «Методические рекомендации по курсу «История России. XIX век. 8 класс» к учебнику Боханова А.Н. «История России. XIX век»

Боханов А.Н. «Программа курса «История России. XIX век. 8 класс»

Агафонов С.В. «Схемы по истории России. XIX век. 8 класс»

Загладин Н.В. «Новая история. XIX - начало XX века. 8 класс»

Вольнова Е.Е. «Новая история. XIX -начало XX века. 8 класс. Учебно-методические материалы»

Фукс А.Н., Пивоварова О.Г. «Новая история. XIX -начало XX века. Поурочные методические разработки. 8 класс»

Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «Программа курса «Новая история. XIX -начало XX века. 8 класс»

Агафонов С.В. «Схемы по Новой истории. XIX -начало XX века.8 класс»

IX класс

Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. «История Отечества. XX век»

Козленко С.И., Загладин Н.В. «Программа курса и тематическое планирование «История Отечества. XX век. 9 класс»

Агафонов С.В. «Поурочные разработки к учебнику «Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. «История Отечества. XX век. 9 класс»

Агафонов С.В. «Схемы по истории Отечества. XX век.9 класс»

Загладин Н.В. «Новейшая история зарубежных стран. XX век.9 класс»

Загладин Н.В. «Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учителя 9 класс»

Загладин Н.В. «Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс»

.Агафонов С.В «Схемы по Новейшей истории. XX век. 9 класс»

X - XI класс

Сахаров А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс»

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России. XVII - XIX века. Часть 2.10 класс»

Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. «История Отечества. XX -начало XXI века»

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России к учебнику Сахарова А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс»

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России к учебнику Сахарова А.Н., Боханова А.Н. «История России. XVII - XIX века. Часть 2.10 класс»

Старобинская Г.И. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочное планирование. 10 класс»

Старобинская Г.И. «История России XVII - XIX века. Поурочные методические рекомендации. 10 класс»

Старобинская Г.И. «Рабочая тетрадь к учебнику А.Н.Сахарова «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс» 2 чч.

Козленко С.И. «Методические рекомендации по использованию учебников: Сахарова А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс», Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России. XVII - XIX века. Часть 2. 10 класс», Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. «История Отечеств. XX -начало XXI века. 11 класс» при изучении на базовом и профильном уровнях» и программа курса. Профильное обучение»

Сахаров А.Н, Боханов А.Н. «Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века»

Козленко С.И., Загладин Н.В. «История Отечества. XX -начало XXI века: Программа курса и тематическое планирование. 11 класс»

.Агафонов С.В «Схемы по истории России с древнейших времён до конца XIX век. 10 класс»

Загладин Н.В. «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века». 10 класс»

Загладин Н.В..Симония Н.А. «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс»

Загладин Н.В..Симония Н.А. «Всеобщая история. 10 класс»

Загладин Н.В. «Всемирная история. XX век. 11 класс»

Загладин Н.В. «История России и мира в XX веке. 11 класс»

Загладин Н.В..Симония Н.А. «История России и мира в XX веке. 11 класс»

Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. «Методические рекомендации по использованию учебников: Загладин Н.В. «всемирная история с древнейших времён до конца XIX века.10 класс»; Загладин Н.В. «Всемирная история. XX век. 11 класс» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и программа курса. Профильное обучение»

Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «Всемирная история: XX век. 11 класс. Материалы для учителя.

Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «Учебно-методические материалы (тесты, таблицы, темы рефератов, контрольные вопросы) по «Новейшей истории зарубежных стран. XX век. 9-11 классы»

Загладин Н.В., Козленко С.И. «Программа курса и тематическое планирование «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до наших дней. 10-11 класс»

Агафонов С.В. «Схемы по всемирной истории с древнейших времён до конца XIX века»

Агафонов С.В. «Схемы по всемирной истории. XX век»

Ниже предлагаются варианты использования учебников по всеобщей истории и истории России издательства «Русское слово» в соответствие с рекомендациями по часовому планированию уроков истории в V-XI классах.

Для X-XI классов предлагается часовое планирование для базы (интегрированный курс) и профилей: социально-гуманитарного из расчёта 4 часа в неделю на изучение истории и филологического из расчёта 3 часа в неделю на изучение истории

V класс

История

(68-70 часов)

Пропедевтический курс

(10 часов)

История Древнего мира

(58-60)

Ф.А.Михайловский «История Древнего мира»

Введение в «Историю Древнего мира»

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Что изучает история Древнего мира. Источники знаний о прошлом.

1

Введение в историю Древнего мира.

Введение

Часть I

Жизнь первобытных людей

и их открытия

(6 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.

5

1.Первые люди на земле.

2.Открытия и изобретения древних охотников.

3.Искусство и религия первобытных людей

4.Возникновение земледелия и скотоводства.

5.От первобытности к цивилизации.

§ 1

§ 2

§ 3

§ 4

§ 5

Тематический контроль - 1 час

Счёт лет в истории

(1 час)

Тема

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Историческое летоисчисление

1

Счёт лет в истории.

§ 6

Часть II

Древний Восток

(15 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Древний Восток (Египет, Передняя Азия. Индия, Китай). Занятия жителей. Зарождение государств.

6

1.Египет – дар Нила.

2.Страна двух рек.

3.Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

4.Индия и Китай в древности.

5.Жизнь в Древнем Египте.

6.Завоевания фараонов.

§ 7

§ 8

§ 9

§ 10

§ 11, 12

§ 13

Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий.

1

Мифы шумеров и древних египтян

§ 8, 14

Культурное наследие Древнего Востока. Конфуций. Будда

7

1.Финикийские мореплаватели.

2.Древняя Палестина.

3.Ассирийская военная держава.

4.Победители Ассирии (Нововавилонское царство, Мидия).

5.Держава Маурьев в Индии.

6.Единое государство в Китае.

7.Великая Персидская держава.

§ 15

§ 16

§ 17

§ 18, 21

§ 19

§ 20

§ 21

Тематический контроль – 1 час

Часть III

Древняя Греция

(10 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Легенды о людях и богах.

1

Древнейшая Греция: легенды о людях и богах

§ 22, 23, 24

Полис – город-государство. Греческие колонии.

1

Греческие полисы и Великая колонизация.

§ 25

Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта.

2

1.Афинский полис.

2.Древняя Спарта.

§ 26

§ 27

Греко-персидские войны.

1

Греко-персидские войны

§ 28, 29

Свободные и рабы.

1

Свободные и рабы в Древней Греции

§ 30, 31

Афины. Спарта.

1

Пелопоннесская война и возвышение Македонии

§ 32, 35

Империя Александра Македонского. Эллинистический мир.

1

Возникновение и распад державы Александра Македонского

§ 36, 37

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира.

1

Культура Древней Греции

§ 33, 34, 37

Тематический контроль – 1 час

Часть IV

Древний Рим

(14 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика.

2

1.Рим под властью царей.

2.Республика римских граждан.

§ 38

§ 39

Войны Рима

2

1.Рим во главе Италии.

2.Рим – завоеватель Средиземноморья

§ 40

§ 41, 42, 43

От республики к империи.

Гай Юлий Цезарь.

3

1.Народные трибуны и диктаторы Рима

2.Восстание рабов под предводительством Спартака.

3.Цезарь – повелитель Рима. Падение республики.

§ 44, 45

§ 46

§ 47, 48

Римская империя и соседние народы. Культурное наследие Древнего Рима.

2

1.Римское государство при Октавиане Августе и его приемниках.

2.Жизнь в Римской империи.

§ 49, 50

§ 51-52

Возникновение и распространение христианства.

3

1.Кризис в Римской империи в III веке.

2.Возникновение христианства.

3.Императоры Диолектиан и Константин.

§ 53

§ 54

§ 55

Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи

1

13.Падение Западной Римской империи.

§ 56

Тематический контроль – 1 час

Реализация регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного

(10-12 часов)

Итоговый обобщающий контроль

(1 час)

VI класс

История

(68-70 часов)

История Средних веков

(30-31 час)

М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров «История Средних веков: Европа и остальной мир»

Введение

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Средние века – период Всеобщей истории. Хронологические рамки Средневековья.

1

Введение в курс «История Средних веков»

Введение

Раздел I

Раннее Средневековье

(9 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Византийская империя.

2

1.Второй Рим.

2. «Золотой век» Византии – правление императора Юстиниана I.

§ 1

§ 2

Великое переселение народов.

1

Завоеватели – германцы.

§ 3

Мир ислама. Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания.

2

1.Рождение новой силы.

2.Мир ислама.

§ 4

§ 5

Христианизация Европы. Империя Карла Великого. Политическая раздробленность.

3

1.Империя франков

2.Норманны.

3.Англия в начале Средневековья.

§ 6, 7

§ 8

§9

Тематический контроль – 1 час

Раздел II

Вершина Средневековья

(12 часов)

Стандарт

Количество часов

Уроки

Раздел учебника

Феодализм. Крестьянская община Вассалитет. Сословный строй.

2

1.Жизнь крестьян в средневековой Западной Европе.

2.За стенами замка.

§ 10, 11

§ 10, 12

Христианская церковь. Образование двух ветвей христианства. Католическая церковь. Власть духовная и светская. Католицизм, православие, ислам в эпоху крестовых походов.

2

1.Наследие Каролингов. Папы и императоры.

2.Крестовые походы.

§ 13

§ 14-15

Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы.

2

1.Возвращение городов. Экономическое развитие Западной Европы.

2.Устройство средневековых городов Западной Европы.

§ 16

§ 17

Образование централизованных государств. Сословно-представительная монархия.

1

Европейские государства в XII-XIV вв.

§ 20, 23

Католическая церковь. Власть духовная и светская. Ереси.

Кризис европейского средневекового общества. Столетняя война. Крестьянские восстания. Гуситское движение.

2

1.Могущество римско-католической церкви

2.Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.

§ 19

§ 21-22

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.

2

1.Средневековая архитектура Западной Европы.

2.Образование в Средние века.

§ 17

§ 18,19

Тематический контроль – 1 час

Раздел III

Мир за пределами Европы

(3 часа)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.

3

1.Монголы в Средние века.

2.Индия, Китай, Япония в Средние века.

3.Африка и Америка в Средние века.

§ 24, 26

§ 25, 26, 27

§ 28, 29

Европа накануне Нового времени

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Османская империя

1

Европа накануне Нового времени и Османская империя

§ 30

Реализация регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения

(3-4 часа)

Итоговый контроль

(1 час)

История России с древнейших времён до конца XVI века

(38-39 часов)

Е.В.Пчелов «История России с древнейших времён до конца XVI века»

для VI класса

Введение в курс «История России»

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

История Отечества – часть всемирной истории.

1

Введение в курс «История России».

Вступление

Часть I

Народы и государства на территории нашей страны в древности

(4 часа)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Заселение территории нашей страны.

1

Первобытные жители нашей страны.

§ 1

Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Кочевые народы степи. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Распространение ислама, иудаизма, христианства.

1

Народы и государства на территории нашей страны в древности и в раннем Средневековье.

§ 2, 3

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.

1

Восточные славяне в VI-VIII вв.

§ 4

Тематический контроль – 1 час

Часть II

Древняя Русь в IX - XII вв.

(7 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Город. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи

1

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья.

§ 5, 6

Владимир I. Крещение Руси.

1

Князь Владимир I. Крещение Руси

§ 7

Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Международные связи Древней Руси.

1

Древняя Русь при Ярославе Мудром.

§ 8

Княжеские усобицы. Владимир Мономах.

1

Княжеские усобицы. Владимир Мономах.

§ 9

Соседская община.

1

Общественный строй Древней Руси

§ 10

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Летописание. Религиозно-культурное влияние Византийской империи.

1

Культура Древней Руси

§§ 11, 12

Тематический контроль – 1 час

Часть III

Русские земли и княжества в XII - XV вв.

(10 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Политическая раздробленность Руси. Новгородская боярская республика. Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъёма в XII-XIII вв.

3

1.Удельный период русской истории. Новгородское государство.

2.Южная и Юго-западная Русь.

3. Владимиро-Суздальская Русь.

§ 13, 16

§ 14-15

§ 17

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский. Золотая Орда. Великое княжество Литовское.

3

1.Монгольское нашествие на Русь. 2.Нашествие крестоносцев на Русь. 3.Русские земли между Золотой Ордой и Литвой

§ 18

§ 19

§ 20, 21

Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Дмитрий Донской.

Куликовская битва. Роль церкви в общественной жизни Руси.

Сергий Радонежский. Монгольское завоевание и русская культура.

Формирование культуры Российского государства. Андрей Рублёв.

3

1.Возвышение Москвы.

2.Куликовская битва.

3.Русская культура в XIII-XV вв.

§ 22

§ 23

§ 25, 26

Тематический контроль – 1 час

Часть IV

Создание Московского царства

(7 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

Свержение золотоордынского ига. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Казачество.

2

1.Конец удельной эпохи.

2.От великого княжества к царству.

§§ 24, 27

§ 28

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Земские соборы. Реформы сер. XVI века.

1

Иван Грозный – первый русский царь.

§ 29

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ливонская война.

1

Внешняя политика Ивана Грозного.

§ 30

Опричнина

1

Опричнина

§ 31

Московский Кремль. Книгопечатание. Иван Фёдоров.

1

Русская культура и церковь в XV-XVI веках.

§§ 32, 33

Тематический контроль – 1 час

Реализация регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения

(8-9 часов)

Итоговый контроль

(1 час)

VII класс

История

(68-70 часов)

Новая история. Конец XV - XVIII век

(28-29 часов)

О.В.Дмитриева «Новая история. Конец XV - XVIII век»

Введение

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Новое время – период всеобщей истории.

1

Введение в курс «Новая история».

Вступление

Часть I

Раннее Новое время

(15 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Великие географические открытия и их последствия. Колониальные захваты.

2

1.Великие географические открытия.

2.Возникновение колониальных империй.

§ 1-2

§ 3

Технический прогресс в Новое время. Зарождение капиталистических отношений.

2

1.Развитие техники и изменения образа жизни людей в Новое время.

2.Зарождение капитализма.

§ 4-5

§ 6

Гуманизм. Эпоха Возрождения. Возникновение научной картины мира. Изменения взглядов на природу и общество.

3

1.Гуманизм.

2.Искусство и литература эпохи Возрождения.

3.Начало революции в естествознании.

§ 7, 8

§ 9, 20

§ 19

Реформация и Контрреформация. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Игнатий Лойола. Религиозные войны.

2

1.Реформация.

2.Контреформация.

§ 10, 11

§ 12, 18

Зарождение абсолютизма.

3

1.Абсолютная монархия в Испании. 2.Английский абсолютизм.

3.Становление абсолютной монархии во Франции

§ 13

§ 15, 16

§ 17, 21

Нидерландская буржуазная революция

1

Буржуазная революция в Нидерландах.

§ 14

Английская буржуазная революция

1

Буржуазная революция в Англии

§ 22

Тематический контроль – 1 час

Часть II

Эпоха Просвещения

(7 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Эпоха Просвещение.

1

Общество и государство в эпоху Просвещения.

§ 23, 24, 25

Международные отношения в Новое время.

1

Борьба за передел Европы и мира.

§ 26

Промышленный переворот и его социальные последствия.

1

Промышленный переворот в Англии

§ 27

Война за независимость и образование США.

1

Война за независимость и образование США.

§ 28, 29

Великая Французская революция.

2

1.Предпосылки и начало Великой Французской революции.

2.Диктатура якобинцев.

§ 30

§ 31

Тематический контроль – 1час

Часть III

Страны Востока в XVI - XVIII веках

(2 часа)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Международные отношения в Новое время. Колониальные захваты.

2

1.Османская империя и Иран в XVI-XVIII вв.

2.Индия, Китай и Япония в XVI-XVIII вв.

§ 32

§ 33, 34

Реализация регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

(2-3 часа)

Итоговый контроль

(1 час)

История России XVI - XVIII века

(40-41 час)

Е.В.Пчелов «История России XVI - XVIII века»

Введение.

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Особенности истории России в Новое время.

1

Введение в курс «История России в XVI-XVIII веках».

Вступление.

Часть I

Смута

(5 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Установление крепостного права. Прекращение династии Рюриковичей.

1

Россия накануне Смутного времени

§ 1

Смутное время. Самозванцы.

1

Лжедмитрий I

§ 2, 3

Борьба против внешней экспансии.

1

Интервенция и первой ополчение

§ 4, 5

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

1

Второе ополчение и избрание царём Михаила Романова.

§ 6

Тематический контроль – 1 час

Часть II

Россия в XVII веке

(8 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий смуты. Внешняя политика.

1

Россия в правление царя Михаила Фёдоровича.

§ 7

Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Приказная система. Развитие торговых связей. Мануфактура.

1

Государственное управление и экономическое развитие России при царе Алексее Михайловиче.

§ 8, 9

Внешняя политика. Вхождение в состав России на правах автономии Левобережной Украины. Завершение присоединения Сибири.

1

Внешняя политика России при первых Романовых.

§ 10, 13

Церковный раскол. Никон и Аввакум.

1

Церковная реформа и раскол.

§ 11

Социальные движения II-й половины XVII века. Степан Разин.

1

Народные движения II-й половины XVII века.

§ 12

Обмирщение русской культуры в XVII веке. Быт и нравы Допетровской Руси.

1

Русская культура и быт в XVII веке.

§§ 14, 15

Отмена местничества

1

Россия накануне петровских реформ.

§ 16

Тематический контроль – 1 час

Часть III

Россия в эпоху реформ Петра I

(7 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Пётр I. Преобразования I-й четверти XVIII века. Северная война. Создание регулярной армии и флота. Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Оформление сословного строя. Заводское строительство.

4

1.Начало правления Петра I.

2.Перелом и окончание Северной войны. 3.Государственные преобразования Петра I.

4.Экономика России при Петре I.

§ 17, 18

§ 19, 20

Социальные движения в XVIII веке.

1

Народные движения при Петре I.

§ 23

Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство.

1

Российская культура при Петре I.

§ 24

Тематический контроль – 1 час

Часть IV

Россия в XVIII веке

(11 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Расширение привилегий дворянства.

2

1.Наследники Петра I.

2.Царствование Елизаветы Петровны.

§ 26, 27

§ 28, 29

Просвещённый абсолютизм Екатерины II

2

1.Идеи и планы Екатерины II.

2.Внутренняя политика Екатерины II.

§31, 32

§ 32, 35

Россия в войнах II-й половины XVIII века. А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

Присоединение новых территорий.

1

Внешняя политика Екатерины II.

§ 33

Е.И.Пугачёв

1

Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

§ 34

Дворцовые перевороты

1

Царствование Павла I

§ 36

Светский рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство. М.В.Ломоносов.

3

1.Русская культура в середине XVIII века. Деятельность М.В.Ломоносова.

2.Образование и наука во II-й половине XVIII века.

3.Искусство и литература во II-й половине XVIII века.

§ 30

§ 37

§ 38

Тематический контроль – 1 час

Реализация регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения

(7-8 часов)

Итоговый контроль

(1 час)

VIII класс

История

(68-70 часов)

Новая история. XIX -начало XX века

(29-30 часов)

Н.В. Загладин «Новая история. XIX -начало XX века»

Введение

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Новое время – часть всемирной истории.

1

Введение во всемирную историю XIX - начала XX века

Введение

Часть I

Реакция и революции в европейском и мировом развитии

(15 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Первая империя во Франции. Национальные идеи. Наполеон Бонапарт.

2

1.Империя Наполеона I.

2.Поход в Россию и крушение империи Наполеона I

§ 1, 2

§ 3

Международные отношения в Новое время. Священный союз.

1

Священный союз

§ 4

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.

1

Образование независимых государств в Латинской Америке в 1810-1820-х гг.

§ 5

Европейские революции XIX века.

1

1.Европейские революции XIX в.

§ 6, 7

Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия.

1

Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения.

§ 8, 9

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма

1

Либеральные, консервативные, социалистические и коммунистические идеи.

§ 10

Международные отношения в Новое время. Создание колониальных империй.

3

1.Индия под властью англичан.

2. «Опиумные войны» в Китае.

3. «Восточный вопрос».

§ 11

§ 12

§ 13

Гражданская война в США. Авраам Линкольн.

1

Гражданская война в США.

§ 15

Национальные идеи. Образование единых государств в Германии и Италии. Отто фон Бисмарк.

2

1.Объединение Италии.

2.Образование Германской империи.

§ 14

§ 14, 16

Начало модернизации Японии.

1

Япония на пути модернизации

§ 17

Тематический контроль – 1 час

Часть II

Становление индустриальной цивилизации

(10 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира.

1

Научно-технические предпосылки второй промышленной революции.

§ 18

Монополистический капитализм. Страны Юго-Восточной Европы в XIX веке.

3

1.Индустриальное общество: основные черты. Великобритания и США – ведущие индустриальные державы мира.

2.Индустриальное развитие стран континентальной Европы.

3.Латинская Америка в мировой индустриальной цивилизации

§ 19, 21

§ 22, 23

§ 27

Социальный реформизм во II-й половине XIX века.

1

Международное социал-демократическое движение

§ 20

Создание колониальных империй.

1

Колониальный раздел мира и его последствия.

§ 24, 25

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX веков.

1

Начало пробуждения Азии.

§ 26

Обострение противоречий в развитии индустриального общества.

1

Обострение противоречий на международной арене на рубеже XIX-XX веков.

§ 28

Культурное наследие Нового времени.

1

Мировая культура XIX века.

Разделы «Реакция и консерватизм в духовной жизни Европы» в § 4, «Перемены в духовной жизни Европы» в § 5, Цветная врезка «Направления в искусстве XIX-начала XX века»

Тематический контроль – 1 час

Реализация регионального (национально-регионального компонента) и компонента образовательного учреждения

(2-3 часа)

Итоговый контроль

(1 час)

Н.В. Загладин «Новая история. XIX -начало XX века» (Исправленное и дополненное издание)

Введение

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Новое время – часть всемирной истории.

1

Введение во всемирную историю XIX - начала XX века

Введение

Часть I

Реакция и революции в европейском и мировом развитии

(8 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Первая империя во Франции. Национальные идеи. Наполеон Бонапарт. Международные отношения в Новое время.

2

1.Империя Наполеона I.

2.Поход в Россию и крушение империи Наполеона I

§ 1, 2

§ 3

Международные отношения в Новое время. Священный союз. Европейские революции XIX в.

1

Священный союз и революционное движение 1820-1830-х гг.

§ 4

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.

1

Образование независимых государств в Латинской Америке в 1810-1820-х гг.

§ 5

Европейские революции XIX века.

1

Европейские революции XIX в.

§ 6

Национальные идеи. Образование единых государств в Германии и Италии. Отто фон Бисмарк. Международные отношения в Новое время.

2

1.Объединение Италии.

2.Образование Германской империи.

§ 7

§ 8

Тематический контроль – 1 час

Часть II

Становление индустриальной цивилизации

(17 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Монополистический капитализм. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Социальный реформизм во II-й половине XIX века. Страны Юго-Восточной Европы в XIX веке. Начало модернизации Японии.

7

1.Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения. 2.Индустриальное общество: основные черты. Научно-технические предпосылки второй промышленной революции. 3.Либеральные, консервативные, социалистические и коммунистические идеи.

4.Великобритания и её доминионы.

5.США: причины и итоги Гражданской войны 1861-1865 гг.

6.Индустриальные страны континентальной Европы.

7.Начало модернизации Японии

§ 9

§ 10

§ 11

§ 12

§ 13

§ 14, 15

§ 16

Международные отношения в Новое время. Создание колониальных империй. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX веков.

5

1.Индия под властью англичан.

2. «Опиумные войны» в Китае.

3. Османская империя и Персия в XIX-начале XX вв.

4.Латинская Америка в мировой индустриальной цивилизации

5.Колониальный раздел мира и его последствия

§ 17

§ 18

§ 19

§ 21

§ 20, 22

Обострение противоречий в развитии индустриального общества. Международные отношения в Новое время. Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги

2

1.Как была развязана Первая мировая война.

2.На фронтах Первой мировой войны

§ 23-24

§ 25-26

Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Культурное наследие Нового времени.

2

1.Развитие науки и техники в XIX в.

2.Культурное наследие XIX-начала XX вв.

§ 27

§ 28

Тематический контроль – 1 час

Реализация регионального (национально-регионального компонента) и компонента образовательного учреждения

(3-4 часа)

Итоговый контроль

(1 час)

История России. XIX - начало XX века

(39-40 часов)

А.Н. Боханов «История России. XIX век»

Введение

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

История России – часть всемирной истории.

1

Введение в курс «История России XIX-начала XX века».

Введение

Часть I

Россия в I -й половине XIX века

(17 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Внутренняя политика России в I-й половине XIX века. М.М.Сперанский.

1

1.Начало правления Александра I. Проект реформ М.М.Сперанского.

§ 1, 2, 3

Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений.

1

Социально-экономическое развитие России в начале XIX века.

§ 4, 5

Присоединение новых территорий.

1

Войны с Персией, Турцией и Швецией.

§ 6

Отечественная война 1812 г. Россия и образование Священного союза.

2

1.Отечественная война 1812 г.

2.Россия в Священном союзе

§ 7, 8

§ 9

Внутренняя политика России в I-й половине XIX века.

1

Проекты реформ А.А.Аракчеева и Н.Н.Новосильцева.

§ 10

Движение декабристов.

2

Тайные общества.

Восстания декабристов.

§ 11

§ 12

Внутренняя политика России в I-й половине XIX века. Национальная политика. Идеология официальной народности.

2

1.Реформы государственного управления Николая I.

2.Крестьянская реформа П.Д.Киселёва.

3.Борьба с инакомыслием.

§ 13-14

§ 15

§ 16, 17

Начало промышленного переворота в России

1

Начало промышленного переворота в России.

§ 21

Общественная мысль во II-й четверти XIX века: западники и славянофилы, утопический социализм.

1

Общественное движение в России во II-й четверти XIX в.

§ 22, 25

Национальная политика. Кавказская война.

1

Кавказская война

§ 18

Крымская война.

1

Крымская война

§ 19, 20

Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство. Н.И.Лобачевский. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.

2

1.Русская литература и искусство I-й половины XIX века.

2.Русская православная церковь в I-й половине XIX века.

§ 23, 26, 27

§ 24

Тематический контроль – 1 час

Часть II

Россия во II -й половине – начале XX века

(13 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Великие реформы. Александр II. Отмена крепостного права.

2

1.Отмена крепостного права и её последствия.

2.Либеральные реформы Александра II.

§ 28, 29, 31

§ 30

Национальная политика.

1

Присоединение к России Средней Азии.

§ 40

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

Балканская война.

§ 34

Общественное движение II-й половины XIX века.

1

Народническое движение.

§ 35

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества.

2

1.Экономическое развитие России во II-й половине XIX века.

Реформы С.Ю.Витте.

2.Российское общество в конце XIX века.

§§ 32, 38, 43

§§ 44, 46

Общественное движение в России II-й половины XIX века.

2

1.Появление марксизма в России. В.И.Ленин.

2.Русская православная церковь во II-й половине XIX века. К.П.Победоносцев. Иоанн Кронштадский.

§§ 47, 48

§§ 37, 49

Россия в системе военно-политических блоков.

1

Внешняя политика России в конце XIX – начале XX века

§§ 41, 45

Российская культура II-й половины XIX века.

2

1.Развитие образования и науки в России после отмены крепостного права.

2.Русская литература и искусство во II-й половине XIX века.

§ 50

§ 51

Тематический контроль – 1 час

Реализация регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения

(7-8 часов)

Итоговый контроль

(1 час)

IX класс

История

(68-70 часов)

Новейшая история

(28-29 часов)

Н.В.Загладин «Новейшая история зарубежных стран. XX век»

Введение

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Новейшая история и современность – этап всемирной истории.

1

Введение в курс «Новейшая история и современность зарубежных стран.

Введение

Часть I

Мир в 1900-1945 гг.

(12 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Обострение противоречий в развитии индустриального общества. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв.

1

Мир накануне Первой мировой войны.

§ 1-2

Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги. Мир после Первой мировой войны. Лига Наций. Международные последствия революции в России. Революционный подъём в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М.Ганди, Сунь Ятсен.

4

1.Как была развязана Первая мировая война.

2.На фронтах Первой мировой войны.

3.Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система.

4.Революции в Европе и Азии после Первой мировой войны.

§ 3, 4

§ 5-6

§ 7

§ 8

Ведущие страны Запада в 1920-30-х гг.: от стабилизации к кризису. Фашизм. Б.Муссолини. Нацизм. А.Гитлер. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. «Новый курс» в США.

3

1.Тоталитарные и авторитарные режимы в Европе и Азии в 1920-30-х гг.

2.Мировой экономический кризис и «Новый курс» в США.

3.Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции.

§ 9, 11

§ 10

§ 12

Пацифизм и милитаризм в 1920-30-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин. У. Черчилль. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны. Создание ООН.

3

1.Мир на пути ко Второй мировой войне.

2.Начало Второй мировой войны. Антигитлеровская коалиция.

3.Окончание Второй мировой войны и её итоги.

§ 13-14

§ 15,16

§ 17-18, 19

Тематический контроль – 1 час

Часть II

Мир после Второй мировой войны и до наших дней

(12 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Холодная война. Создание военно-политический блоков. Распад «двухполюсного мира»

1

Международные отношения после Второй мировой войны.

§ 20, 22-23

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.

1

Деколонизация.

§ 21

Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 1960-70-х гг. Эволюция политической идеологии во второй половине XX в. Становление информационного обшества. Интеграционные процессы.

Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.

4

1.США во II-й половине XX – начале XXI веков.

2.Западная Европа во II-й половине XX – начале XXI века.

3.Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии.

4.Интеграция в Западной Европе и Северной Америке

§ 24-25

§ 26-27

§ 29-30

§ 28

Выбор путей развития государствами Азии и Африки. Авторитаризм демократия в Латинской Америке.

3

1.Япония и Китай: две модели модернизации традиционного общества.

2.Индия и мир Ислама: единство в многообразии.

3.Чёрная Африка и Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией.

§ 31, 32

§ 33, 34

§ 35, 36

Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в современном мире. Культурное наследие XX века.

2

1.Выдающиеся мыслители XX века.

2.Тенденции в развитии мировой культуры в XX-начале XXI веков.

§ 37

§ 38, 39

Глобализация и её противоречия. Мир в начале XXI века.

1

Глобальные проблемы и локальные конфликты.

§ 40-42

Реализация регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения

(2-3 часа)

Итоговый контроль

(1 час)

Новейшая история

(28-29 часов)

Н.В.Загладин «Новейшая история зарубежных стран. XX век» (исправленное и дополненное издание)

Введение

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Новейшая история и современность – этап всемирной истории.

1

Введение в курс «Новейшая история и современность зарубежных стран.

Введение

Часть I

Мир в 1918-1945 гг.

(10 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Мир после Первой мировой войны. Лига Наций. Международные последствия революции в России. Революционный подъём в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М.Ганди, Сунь Ятсен. Фашизм. Б.Муссолини. Нацизм. А.Гитлер.

3

1.Версальско-Вашингтонская система.

2.Революции в Европе и Азии после Первой мировой войны.

3.Левые и правые в политической жизни индустриальных стран

§ 1

§ 2

§ 3

Ведущие страны Запада в 1920-30-х гг.: от стабилизации к кризису. Фашизм. Б.Муссолини. Нацизм. А.Гитлер. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. «Новый курс» в США.

3

1.Мировой экономический кризис и «Новый курс» в США.

2.Тоталитарные и авторитарные режимы в Европе и Азии в 1920-30-х гг.

3.Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции.

§ 4

§ 5

§ 6

Пацифизм и милитаризм в 1920-30-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин. У. Черчилль. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны. Создание ООН.

3

1.Мир на пути ко Второй мировой войне.

2.Начало Второй мировой войны. Антигитлеровская коалиция.

3.Окончание Второй мировой войны и её итоги.

§ 7-8

§ 9, 10

§ 11, 12

Тематический контроль – 1 час

Часть II

Мир после Второй мировой войны и до наших дней

(14 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Холодная война. Создание военно-политический блоков. Распад «двухполюсного мира»

1

Международные отношения после Второй мировой войны.

§ 13, 15

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.

1

Деколонизация.

§ 14

Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 1960-70-х гг. Эволюция политической идеологии во второй половине XX в. Становление информационного обшества. Интеграционные процессы.

Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.

6

1.Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XX-начале XXI века. 2.Эволюция политических идеологий во второй половине XX века

3.Возникновение информационного общества

4.Интеграция в Западной Европе и Северной Америке 5.Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

6.Государства СНГ в мировом сообществе

§ 16, 17

§ 18

§ 19

§ 20

§ 21

§ 22

Выбор путей развития государствами Азии и Африки. Авторитаризм демократия в Латинской Америке.

3

1.Япония и Китай: две модели модернизации традиционного общества.

2.Индия и мир Ислама: единство в многообразии.

3.Чёрная Африка и Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией.

§ 23, 24

§ 25, 26

§ 27, 28

Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в современном мире. Культурное наследие XX века.

2

1.Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль

2.Тенденции в развитии мировой культуры в XX-начале XXI веков.

§ 29

§ 30

Глобализация и её противоречия. Мир в начале XXI века.

1

Глобальные проблемы и локальные конфликты.

§ 31, 32

Реализация регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения

(2-3 часа)

Итоговый контроль

(1 час)

История Отечества. XX век

(40-41 час)

Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров «История Отечества. XX век»

Введение

(1 час)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

История Отечества XX-начала XXI веков – часть всемирной истории.

1

Введение в курс «История Отечества XX-начала XXI веков»

Введение

Часть I

Россия в 1900-1922 гг.

(12 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Промышленный подъём на рубеже XIX-XX веков. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю.Витте. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

1

Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX-XX веков.

§ 1, 2

Русско-японская война и начало революции 1905-1907 гг.

1

Русско-японская война и начало революции 1905-1907 гг.

§ 3

Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии.

1

Первая российская революция.

§ 3,4

П.А.Столыпин. Аграрная реформа.

1

Реформы П.А.Столыпина.

§ 5

Россия в Первой мировой войне. Угроза национальной катастрофы.

1

Россия в Первой мировой войне.

§ 6, 7

Революция в России в 1917 г. падение монархии. Временное правительство и Советы. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И.Ленин. Учредительное собрание. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи. Выход России из Первой мировой войны.

3

1.Февральская революция.

2.Октябрьский переворот.

3.Брестский мир и его итоги

§ 7, 9

§ 10

§ 11

Гражданская война в России.

2

1.Гражданская война в России.

2.Внутренняя и внешняя политика советской власти в годы гражданской войны.

§ 12

§ 13

Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Д.И.Менделеев. Демократические тенденции в культурной жизни России на рубеже XIX-XX веков.

1

Российская культура в начале XX века.

§ 8

Тематический контроль – 1 час

Часть II

СССР в 1922-1939 гг.

(9 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Новая экономическая политика. Начало восстановления экономики. Образование СССР. Поиск путей построения социализма.

4

1.Новая экономическая политика.

2.Образование СССР.

3.Внешняя политика СССР в 1920-е гг. и Коминтерн

4.Возвышение И.В.Сталина

§ 14

§ 15

§ 16

§ 17

Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Формирование централизованной (командной экономики). Власть партийно-государственного аппарата. И.В.Сталин. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

2

1.Коллективизация и индустриализация.

2.Советское государство и общество в 1930-е гг.

§§ 17, 18

§ 19

Утверждение марксистско- ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве.

1

Советская культура в 1920-30-х гг.

§ 21

СССР в системе международных отношений в 1920-1930-е гг.

1

Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг.

§§ 16, 20

Тематический контроль – 1 час

Часть III

Великая Отечественная война

(3 часа)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва и битва на Курской дуге – коренной перелом в ходе войны. Г.К.Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Вклад СССР в освобождение Европы. Итоги Великой Отечественной войны.

3

1.Начало Великой Отечественной войны.

2.Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

3.Окончание Великой Отечественной войны и её итоги

§ 22, 23, 24

§ 25, 26

§ 27, 28

Часть IV

СССР в 1945-1991 гг.

(8 часов)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Внешняя политика СССР в 1945-1980-е гг. Холодная война. Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг.

2

1.Внешняя политика СССР в годы холодной войны.

2.Послевоенное восстановление народного хозяйства.

§ 29

§ 30

«Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущёв. Реформы II-й половины 1950-х – начала 1960-х гг. Внешняя политика СССР в 1945-1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета.

2

1.Первые попытки реформ. XX съезд КПСС.

2.Внешняя политика и социально-экономическое развитие СССР в годы «Оттепели».

§ 31

§ 32, 33

Замедление темпов экономического развития. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы. Внешняя политика СССР в 1945-1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война.

2

1.Политика стабилизации и социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1960-х – 1970-х гг.

2.Внешняя политика СССР в гг. «Застоя»

§ 34

§ 35, 36

Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни. М.С.Горбачёв. Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

2

1.Кризис СССР и начало «Перестройки»

2. «Перестройка» и распад СССР.

§ 38, 39

§ 40, 41, 42

Достижение советского образования, науки и техники. Оппозиционные настроения в обществе.

1

Советская культура в 1945-1991 гг.

§ 37

Часть V

Россия в 1990-е – 2000-е гг.

(2 часа)

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъём и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе.

2

1.Становление новой российской государственности

2.Россия на рубеже XX-XXI вв.

§ 43-45

§ 46-48

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения

(4-5 часов)

Итоговый контроль

(1 час)

X - XI класс

Базовый уровень

История России и мира с древнейших времён до конца XIX века (интегрированный

курс) (70 часов в год, 2 часа в неделю)

Планирование по учебнику Н.В.Загладина и Н.А.Симония «История. 10 класс» (Ранее учебник Н.В.Загладина «Всемирная история. Россия и мир с древнейших времён до конца XIX в.)

Часы, отведённые на изучение истории, распределены следующим образом:

28 часов – Всеобщая история;

40 часов – История России

2 часа – запас

Символом * отмечены разделы планирования, которые следует записывать на страницу «Всеобщая история» в классном журнале.

История как наука (1 час)*

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. История России – часть всемирной истории.

1

Пути и методы познания истории

§ 1-3

Древнейшая стадия истории человечества (2 часа)*

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.

1

У истоков рода человеческого

§ 4

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

1

Неолитическая революция

§ 5

Цивилизации Древнего мира (4 час)*

Стандарт

Количество часов

Урок

Раздел учебника

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Мифологическая картина мира. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

1

Деспотии Востока

§ 6, 7

Античные цивилизации Средиземноморья.

Формирование иудео-христианской традиции. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.