Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации к проведению праздника «день знаний» в общеобразовательном учреждении - реферат

Костромской областной институт развития образования

Центр развития содержания образования

Кафедра теории и методики воспитания

методические рекомендации к проведению праздника

«ДЕНЬ ЗНАНИЙ»

в общеобразовательном учреждении

Содержание:

Вступительная статья. Задачи праздника «День Знаний» в общеобразовательном учреждении. 1

Варианты сценариев. 4

Примерный порядок подготовки к проведению Дня Знаний в школе. 4

Сценарии торжественных линеек. 4

Внеклассное мероприятие в 1-м классе. Тема: «День знаний». 5

Классный час в День Знаний. 11

Духовно-нравственное воспитание молодежи как основа стабильности государственности и дружбы народов. 20

Вступительная статья. Задачи праздника «День Знаний» в общеобразовательном учреждении.

Ручко Лариса Сергеевна, доцент кафедры теории и методики воспитания КОИРО

Задачи праздника «День Знаний»

в общеобразовательном учреждении

Организация традиционных праздников в образовательных учреждениях сегодня имеет прочную основу. Это связано с тем, что ежегодное празднование таких дат, как 1 сентября, 5 октября, 1 января, 23 февраля, 8 марта, 9 мая за многие годы позволило педагогам придумать большое количество идей и написать массу сценариев. Но каждый раз перед организаторами того или иного события, приуроченного к особой календарной дате, встает вопрос: как провести предстоящий праздник?

Сегодня решение данного вопроса упрощается за счет расширения информационного поля и повышения доступа к нему. Глобальная сеть Интернет и печатная продукция, в том числе периодические издания, предлагают немало вариантов сценариев для организации любого праздника. Но опыт показывает, что простое копирование методических разработок может привести к ряду плачевных результатов, например: недостаточное воплощение принятой идеи взятого сценария ввиду ограниченности имеющихся ресурсов, несоответствие эмоционального характера разработки реальному состоянию участников праздника, нецелесообразность события ввиду решения неактуальных задач.

Результаты анализа материалов, находящихся в свободном доступе электронного информационного пространства, показали, что авторы сценариев традиционных праздников практически никогда не указывают цели и задачи мероприятия, особенности участников. А это должно являться основой для организации дела, отправной точкой для понимания тех результатов, которые мы хотим получить, если праздник для нас – суть воспитание. Поэтому в данной статье нам бы хотелось не предлагать уже готовые сценарии, а определить методический аспект празднования одной из принятых на уровне государства дат – Дня Знаний. Таким образом, назначением данного текста является предоставление рекомендаций в помощь организатору Дня Знаний в общеобразовательном учреждении по следующим пунктам: история праздника 1 сентября; возможные задачи празднования Дня знаний; традиции праздника и их организационное исполнение; новые (нетрадиционные) варианты проведения Дня Знаний в школе, рекомендации к организации и примерный порядок подготовки к проведению Дня Знаний в школе.

История праздника 1 сентября

1 сентября – праздничная дата, традиционно отмечаемая в России как День Знаний. Этот праздник был учрежден Верховным Советом СССР 1 сентября 1984 года. С этого времени День Знаний традиционно празднуют те, кто впервые садится за школьную парту и слышит первый в своей жизни звонок, а так же те, кто впервые входит в стены среднего специального или высшего учебного заведения в качестве студента. Эта дата является для них началом совершенно новой жизни. Но 1 сентября - это праздник и для тех, кто уже имеет статус школьника или студента, и для тех, кто призван обеспечивать образовательный процесс – учителей и преподавателей, обозначающий для них начало нового учебного года.

Вспомним, что день 1 сентября, уже после придания ему статуса государственного праздника, был учебным днём: праздник для школьников начинался с торжественной линейки у крыльца образовательного учреждения, затем учителями начальных классов и классными руководителями проводились Уроки Мира, а затем по расписанию проводились и другие уроки. Теперь в школах, как правило, проводятся только торжественные линейки и другие праздничные мероприятия, на которых особое внимание уделяется первоклассникам. В средних специальных и высших учебных заведениях проводятся как линейки, так и торжественные собрания, но учащиеся старших курсов учатся. Все это говорит о том, что у первоклассников и их родителей, у учащихся 2-4 классов, школьников среднего и старшего звена, будущих выпускников школы, учителей, студентов 1 курса, старшекурсников, преподавателей, представителей администрации образовательного учреждения, - у всех них могут быть разные интересы, разные представления о том, что должно произойти на праздновании этой традиционной даты 1 сентября.

Задачи празднования День Знаний

Традиционными задачами проведения Дня Знаний можно считать задачи мотивационного и организационного планов. Так, для всех участников праздника важно создать атмосферу удивления, радости, восторга, закрепить положительное отношение к своему образовательному учреждению, обеспечить понимание важности приобретения знаний, вызвать желание активно участвовать в образовательном процессе в предстоящем году – эта задача мотивационного плана. На организационном уровне важно познакомить участников с основными лицами образовательного учреждения, с предметно-пространственными особенностями и изменениями инфраструктуры учреждения, с характеристиками образовательного процесса в течение учебного года.

Учитывая различное назначение даты 1 сентября для разных категорий его участников, следует обозначить перечень возможных для решения частных задач в этот день. Рассмотрим участников праздничного события в общеобразовательной школе.

Особо следует остановиться на первоклассниках – ключевых героях этого праздника. Наверняка для них важно понять, как они повзрослели, ощутить изменение собственного статуса, утвердиться в собственной значимости для нового круга лиц, в частности своего первого учителя. Ребенку необходимо поверить, что учиться это безумно интересно, и он обязательно со всем справиться. Поэтому ежегодно 1 сентября в школах проводятся: торжественные линейки с вручением подарков первоклассникам; экскурсии по школе, которые могут проводить и старшеклассники («…Сразу же после Первого звонка будущие выпускники повели первоклассников на экскурсию по школе, в том числе в кабинет химии, где учащиеся 9 класса (ну любят ребята химию!) показали малышам интересные химические опыты» - читаем мы на одном из школьных сайтов); первый праздничный урок, на котором учитель знакомится с классом, а класс – с учителем, во время которого педагог рассказывает ребятам о классном кабинете, об основных правилах школьника, о предстоящем учебном годе.

Нельзя на этом празднике обойтись и без родителей первоклашек. Зачастую неизвестно, кто переживает больше: дети или их родители в день начала учебного года. Поэтому важно дать родителям возможность находиться рядом со своим ребенком в этот день, поддержать его своей улыбкой и ободряющим словом, увидеть его за партой. Следует ли приглашать родителей на первый урок? Это неоднозначный вопрос. Самым удачным вариантом, наверное, будет приглашение родителей на начало урока (5-10 минут), после чего возможно предложить для них встречу с директором или завучем школы с целью определения норм, требований к образовательному процессу, пожеланий к участию родителей в жизни учреждения и класса, в котором учится их ребенок.

Учащиеся школы. Для тех, кто приходит в школу не в первый раз 1 сентября происходит встреча с одноклассниками. Особой задачей для тех, кто переходит в среднее звено, является знакомство с новым классным руководителем, новыми учителями и новыми для них предметными кабинетами. Для всех без исключения ребят это волнительный день, поскольку за лето произошли большие перемены, и теперь важно сориентироваться в числе изменившихся сверстников. Для будущих выпускников школы среди особых задач можно выделить подтверждение своей значимости, определение того, что еще можно успеть за этот последний учебный год в стенах родной школы. Поэтому часто старшеклассники выступают организаторами праздника, представляя свои размышления, эмоциональные ощущения от обучения в школе, демонстрируя полученные знания и умения. Очень часто для учащихся в этот праздничный день организовывается какая-нибудь культурная программа: поход в кино, театр, музей, поездка на речном трамвае. Нередко сами учащиеся организовывают пикники на свежем воздухе, вечеринки или поход в кафе в честь праздника.

Есть свои особенности у этого праздника и для учителей. Так, для классного руководителя актуально разрешить вопросы: изменились ли учащиеся класса, что им теперь интересно, на что они готовы? Следует уделить время для трансляции норм и ценностей образовательного процесса, для определения перспектив предстоящего учебного года. Для учителей – предметников, не являющихся классными руководителями, также следует создать праздничное настроение, поддерживающее и настраивающее их на тот огромный труд, который им предстоит осуществить в учебном году. День 1 сентября – это дата, когда весь коллектив школы: и администрация, и учителя, и вспомогательный персонал могут ощутить сопричастность, единство в решении главной работы – образования подрастающего поколения.

Традиции и новации праздника 1 сентября

Для решения перечисленных выше задач для различных участников этого праздника в общеобразовательном учреждении в ходе многих лет были выработаны следующие традиции:

- Торжественная линейка, предполагающая выступление представителей администрации, будущих выпускников школы, поздравление от первоклассников и их родителей;

- Первый звонок, как символ начала учебного года, звенящий на торжественной линейке 1 сентября и приглашающий всех учащихся в школу;

- Первый урок - Урок Мира, посвящённый взаимоотношениям между людьми с неизменным вручением цветов учителям.

Но возможны и другие мероприятия в День Знаний, например: экскурсия по школе «Занимательные уроки», маршрутная игра для первоклассников «Страна Знаний», выставка работ учащихся классов «Воспоминания о лете», конференция, концертная программа «Школьник – это…», и так далее. Содержательное наполнение всех этих форм работы зависит от того, какие задачи следует решить в этот день. Но как бы ни был организован день, обязательно должно присутствовать ощущения праздника, знаменующего начало нового, ещё более интересного, учебного года.

Варианты сценариев

Примерный порядок подготовки к проведению Дня Знаний в школе

http://www.prazdnik.by/content/detail/8/45/50486/

С 1984 года 1 сентября отмечается День знаний. Основная воспитательная задача этого праздника - укрепить у учащихся положительное отношение к своей школе и получению разносторонних знаний. Но почему же это самый трудный и неинтересный праздник в школе? Наверное, потому, что он приходится на первый день школьной жизни. Готовиться к нему некогда, так что наспех сколачивается какой-никакой сценарий, и все происходит стандартно и неинтересно. Весь праздник ограничивается: призывами любить школу, хорошо учиться, примерно себя вести, традиционной линейкой, митингом перед зданием школы с длинными речами представителей отдела народного образования, ветеранов или родителей. А затем (в лучшем случае) организовывается экскурсия в парк либо музей или просмотр кинофильма.

Но можно сделать 1 сентября праздником радости, подаренной старшими школьниками младшим и школе. Ученики сами могут позаботиться как об оформлении школы, благоустройстве территории, экскурсиях первоклассников по школе с показом кабинетов, библиотеки, спортзала, медпункта, так и о творческих подарках: рисунках, песнях, играх для всех.

День знаний - это увертюра ко всему учебному году, и оттого, как этот праздник будет организован, зависит очень многое. Но праздник не получится, если о нем вспомнить лишь накануне 1 сентября. Готовиться к нему надо начинать с весны: в конце предыдущего учебного года объявить литературно-художественный конкурс на лучшее стихотворение, сказку, рассказ, рисунок, фотоснимок или серию снимков. Завершением конкурса может стать смотр-защита всех представленных работ. Авторы в День знаний прочтут свои сказки и рассказы, художники "защитят" свои рисунки и т.д.

В период подготовки можно оформить выставку самоделок из природных материалов "Летняя фантазия", устроить конкурс на лучший букет из собственного цветника, придумать поздравления и пожелания отдельным классам и сотрудникам школы.

И уроки можно проводить не по школьной программе, а такие, где каждый школьник сумел бы поделиться впечатлениями, мыслями, мечтами, увлечениями: "Что мы умеем", "Что я узнал летом", "О прочитанных книгах", "Воспоминания и мечты", "Прекрасное в нашей жизни", "Удивительное вокруг нас" и т.п.

В День знаний может проявиться активная роль школьной библиотеки. Это могут быть "Защита любимой книги" или "Защита читательского формуляра" наиболее читающих школьников, стенгазета, посвященная лучшим читателям, рассказам о новых книгах или литературе.

Можно в конце предыдущего учебного года по классам или по параллелям провести нечто вроде научной конференции, где каждый желающий мог бы выступить с докладом на любую интересующую его тему (желательно, чтобы темы не повторяли доклады на уроках и чтобы их выдвигали сами ребята). А в День знаний, отобрав заранее наиболее интересные, можно устроить общешкольную конференцию с выступлениями победителей.

Сценарии торжественных линеек

Со сценариями линек, посвященных Дню Знаний вы можете ознакомиться на сайте: http://teatrbaby.narod.ru/scenarnaya/1_sentyabrya.htm

Внеклассное мероприятие в 1-м классе. Тема: «День знаний»

Сагитова Лариса Саитзяновна, -

Задачи: 1) познакомиться с детьми; 2) сформировать положительный настрой на общение; 3) развивать позитивные эмоции; 4) заинтересовать детей обучением.

Оборудование: поезд, вагончики у детей, колокольчик, карандаш, пенал, тетрадь, ластик, линейка, кисточка, краски, азбука, портфель, игрушки, мешочек с буквами.

ХОД УРОКА

Перед началом урока во время рассаживания детей звучат школьные песни. Учитель звонит в колокольчик и исполняет песню.

Все начинается со школьного звонка.
В далекий путь отчаливают парты.
Там, впереди, покруче будут старты
И посерьезней будут, а пока…
Диктовки и задачи,
Удачи, неудачи,
Параграфы, глаголы
И древние века!
То слово не склоняется,
То Волга потеряется…
Все это начинается
Со школьного звонка!

Учитель читает стихотворение.

Нарядные! Парадные!
Такие ненаглядные!
Причесанные, с бантиками
Девочки идут!
И мальчики отличные!
Такие симпатичные,
Такие аккуратные,
В руках цветы несут!
Все бывшие проказники –
Сегодня первоклассники.
Сегодня все хорошие,
Таких вот в школе ждут!

– Сегодня начинается ваше большое и долгое путешествие по стране Знаний. На пути вас ожидают взлеты и падения, удача и поражение, трудности и радость побед. Итак, в путь! Но на чем же мы поедем? Отгадайте.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

Вывешивается иллюстрация поезда. Звучит мелодия «Поезд из Ромашково», дети имитируют движение поезда.

I. Станция «Знакомство»

– Познакомимся друг с другом. Вы должны передать клаксон, подать один раз сигнал и назвать свое имя. (Будем знакомы Лариса Сергеевна. Будем знакомы Ваня. И т.д.).

Раздается стук в дверь, входят Медвежонок, Лисенок, Бельчонок.

Ведущий.
Звери.
Лисенок.

Ведущий.
Звери.
Ведущий.
Звери.
Ведущий.



Медвеж.

Ведущий.
Дети.
Ведущий.
Дети.
Ведущий.






Бельчонок.





Лисенок.


Медвеж.
Ведущий.




Ведущий.





Медвежонок.
Ведущий.
Дети.

Здравствуйте, зверята!
Здравствуйте, ребята!
А нельзя ли будет нас
Взять с собою в I класс?
Если вы хотите с нами...
Хотим, хотим!
Мы проверим ваши знанья!
Согласны, согласны!
Не спешите соглашаться,
Так легко и просчитаться.
Ну-ка, Мишка, нам скажи:
Сколько будет — два плюс три?
Это будет... Это будет...
Что-то около шести.
Дети! Правильный ответ?
Нет!
Нет, Мишутка, будет...
Пять!
Не умеешь ты считать!
Задание второе.
Я возьму вот эти буквы
И из них сложу я слово...
Вот уже и все готово! (Складывает слово «Школа».)
Эй, Бельчонок, посмотри —
Что написано? Прочти!
Хоть я маленький бельчонок,
Даже утром и спросонок
Прочитаю лучше всех
Слово сладкое — «орех»!
Каждый братец мой лисенок
Прочитает без ошибки
Слово вкусное такое...
Ну, конечно, это — «рыбка»!
Ха-ха-ха! Аж смех берет!
Где тут рыбка? Это — «мед»!
Успокойтесь, успокойтесь!
И, пожалуйста, не ссорьтесь.
Ребятишки, помогите,
Слово правильно прочтите.
Дети (читают). «Школа»!
Задание третье.
Дорогие наши гости!
Можете ответить нам:
Чтобы быть всегда здоровым,
Что нам делать по утрам?
Это каждый должен знать:
Надо всем... подольше спать.
Дети, правильный ответ?
Нет!

– Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
– А на уроках у нас будут физкультминутки. (Учить проводит физкультминутку)

Гости благодарят ребят и прощаются.

– Отправляемся дальше в путь. Ой, стоп кто-то потерялся, отстал от поезда. Нет мальчика в синем костюме с голубыми глазами, в жилетке и с бабочкой. Посмотрите друг на друга, о ком это я говорю. (Дети угадывают ученика, он выходит к доске и отвечает на вопросы учителя. Игра повторяется три раза.)

  1. Как тебя зовут?
  2. Как зовут твоих родителей?
  3. Где работают мама и папа?
  4. Назови свой адрес.

– Отправляемся дальше.

II. Станция «Размышляйкино»

– Отгадайте загадки о школьных предметах, а два ученика мне будут помогать находить отгадки на моем столе и класть их на парты.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)

То я в клетку, то в линейку,
Написать во мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать
Потому что я … (тетрадь)

Как ему работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Ластик)

Я люблю прямоту,
Я самая прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски и кисточки)

Помогавшие ученики садятся на места. Учитель приглашает двух учеников.

– Когда вы собирались в школу, кто вам помогал? (Мама и папа)
– Берите за руку маму или папу и приглашайте сюда, они вам и сейчас помогут.
Игра называется «Помоги собрать ребенка в школу». Родители должны правильно собрать портфель (на столе среди школьных принадлежностей лежат лишние вещи), одеть его сыну (дочери) и, пожелав удачи отправить в школу. (Игра проводится один раз.)
– Ваши родители очень хорошо приготовили вас к школе. На вас красивая форма, новенькие портфели, в которых много всего интересного. А Ваня со своей мамой летом даже занимались, и они вам об этом расскажут.

Груши

Ванина мама.







Ваня.
Мама.


Ваня.

Иван, вот четыре
Красивые груши
Лежат на тарелке.
Не кушай, а слушай:
Если одна из них
Брату достанется,
Сколько тебе
На тарелке останется?
«Две»
Ну почему?
Одну ведь ты брату
Отдашь своему.
Да я-то бы рад,
Мне пример этот ясен.
Но только мой брат
На одну не согласен!

По Ю. Сулайману

– И Илья с мамой занимались.

Орехи

Илья мама.











Илья

Мама.



Илья

А ну-ка, малыш,
Отвечай мне урок:
В кармане твоем
Три ореха, дружок. (Кладет в карман три грецких ореха.)
Побаловать мама
Сыночка решила —
Еще два ореха
В карман положила. (Кладет в карман еще два ореха.)
Запомнил? Теперь
Все орехи сложи...
Сколько в кармане
Орехов, скажи.
Сколько орехов?
Да ни одного!
Ты огорчишь так
Отца своего!
Считать не умеешь —
Позор для семьи!..
Дырявые, мама,
Карманы мои!

По М. Газиеву

– Отправляемся дальше.

III. Станция «Умейкино»

– У вас на полочках лежат вагончики, достаньте. Чтобы они были красивыми выполним штриховку. (Повторяются правила посадки, и как правильно держать карандаш)

  1. Штриховка вагона синим цветом.
  2. Штриховка крыши красными горизонтальными линиями.
  3. Нижняя часть зелеными вертикальными линиями.
  4. Колеса по спирали коричневым.
  5. В окошке нарисуйте себя.

– Отправляемся дальше.

IV. Станция «Знайкино»

– Отгадайте, о каких буквах идет речь.

Вод два столбика наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)

– Что на букву А может ездить по дорогам? (Автобус, автомобиль)
– Эта буква похожа на полумесяц. (С). На чем можно путешествовать, слово должно быть на букву С? (Самолет, сани, самокат)

Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток? (Т)

– На чем можно путешествовать, слово должно быть на букву Т? (Такси, троллейбус, теплоход, танкер)
– А теперь поиграем в игру «Отгадай букву». С закрытыми глазами вы должны взять одну букву, ощупать и угадать

Игра повторяется 4–5 раз.

– А теперь вернемся на много-много лет назад, когда ваши родители были школьниками.

Родители исполняют инсценировку (3 мамы, 2 папы)

Расселись ребята
На бревнышке в ряд
И тихо о школе все говорят.
Мне нравится школа, –
Наташа сказала.
Всю жизнь я о школе, ребята, мечтала.
Учитель мне нравится, –
Петя сказал.
Он строгий,
Таких я еще не видал.
А мне, чуть подумав, –
Промолвила Лена,
Мне больше всего …
Перемена!
Скорее в школу я бежал!
На крыльях я туда влетал!
Мне нравились там парты,
И глобусы, и карты,
И доски, и мелки,
И школьные звонки!
А чтобы мы не хныкали,
Придуманы каникулы!

– Отправляемся дальше.

V. Станция «Поучайкино»

– На этой станции я хочу познакомить вас с вашим воспитателем … Она будет с вами играть, проводить великолепные занятия, ходить на прогулку. Послушайте, какие наказы мы вам дадим.

Вот пришел желанный час:
Ты зачислен в первый класс.
Ты, дружок, послушай нас,
Мы даем тебе наказ.

Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.

Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.

Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
На уроках не хихикай.
Стул туда-сюда не двигай.

Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.

Всем о школе расскажи,
Честью школы дорожи,
Учись писать, читать, считать,
Чтоб получать отметку "пять".

Вот и все наши советы,
Их мудрей и проще нету.
Ты, дружок, их не забудь,
До свиданья! В добрый путь.

– На этом наше путешествие заканчивается, пора возвращаться домой.

VI. Возвращение домой

Дома на станции нас встречает библиотекарь.

– А встречает нас хранительница книг Галина Маликовна. (Она поздравляет родителей и детей и дает напутствие родителям.)

Напутствие родителям

Трудно детей своих воспитать,
Многое нужно для этого знать.
Родителям мы хотим пожелать:
Детям всегда во всем помогать,
В школу с утра ребенка собрать,
Напутствия добрые вовремя дать,
Умную книжку успеть прочитать,
А в выходной не забыть погулять,
Чтобы болезней всех избежать,
Надо еще детей закалять,
Собрания также все посещать,
Школе по мере сил всегда помогать.
А главное – без сомненья –
Желаем мы вам терпенья!

– А в свою очередь ученики дадут клятву. (Повторяют за учителем)

Мы, ученики 1 «А» класса,
Клянемся и обещаем:
В учебном году не лениться,
Стараться прилежно учиться,
К вершинам знаний стремиться,
Результатов высоких добиться!

– Ваши старания никогда не останутся без внимания самых близких людей, ваших замечательных родителей, и они вам дадут ответное обещание.

КЛЯТВА РОДИТЕЛЕЙ

Да! Да! Да! – Все произносят хором

Детям в учебе поможем всегда! Да! Да! Да!
Чтобы детьми была школа горда! Да! Да! Да!
Нас не пугает задач чехарда! Да! Да! Да!
Формулы вспомнить для нас ерунда! Да! Да! Да!
Клянемся детей не лупить никогда! Да! Да! Да!
Только слегка пожурить иногда! Да! Да! Да!
Будем спокойны, как в речке вода! Да! Да! Да!
Мудрыми будем, как в небе звезда! Да! Да! Да!
Мы на ремонт вложим много труда! Да! Да! Да!
Чтоб школа вечно была молода! Да! Да! Да!
Будем вставать по утрам в холода! Да! Да! Да!
Чтобы успеть и туда и сюда! Да! Да! Да!
Вкусные будем готовить блюда! Да! Да! Да!
Баловать сладким детей иногда! Да! Да! Да!
Когда ж завершится учебы страда! Да! Да! Да!
Вместе с детьми погуляем тогда! Да! Да! Да!

Звучит музыка.

При составлении сценария была использована всем известная инсценировка со сказочными зверями, стихи М. Газиева, Ю. Сулеймана, методическое пособие Афанасьева С.П. «Первый звонок. Что делать в школе 1 сентября».

Классный час в День Знаний

http://zerkalenok.ru/7/9/1/2/index.php

Традиционно после окончания торжественной церемонии ученики и учителя расходятся по классам. (Именно по классам, а не по кабинетам. Ибо даже в эпоху повсеместного господства кабинетной системы, остаются такие кабинеты, которые закрепляются за 6А, 7Б, 8В и т.д., и эти закрепленные - как минимум для уборки - кабинеты по старинке называют классами.) В классе-кабинете классы-коллективы встречаются со своими классными руководителями (наставниками, кураторами, опекунами). Зачем встречаются? Затем, чтобы учитель провел с детьми первый урок или первый классный час. Чему посвящен первый классный час? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Потому что существуют разные подходы, зависящие и от распоряжений органов народного образования, и от традиций школы, и от мировоззрения каждого конкретного педагога. Наиболее распространены на сегодняшний день пять подходов. Условно их можно назвать так: "Унифицированный", "Персонифицированный", "Констатирующий", "Ретроспективный", "Совместнодеятельностный".

Внимание: все эти подходы почти не имеют отношения к 1-му классу, они характерны для более старших классов. Первая встреча учителя с первоклассниками - тема отдельного разговора.

Итак, что собой представляют эти подходы?

"Унифицированный подход"

В вольном переводе с латыни "унификацию" можно понять как "приведение к единому стандарту. Или как причесывание под одну гребенку". Такой подход к первому классному часу был повсеместным 10 и более лет назад. Тогда все классные руководители обязаны были начать учебный год с Урока Мира. Что такое Урок Мира, сегодня мало кто помнит, впрочем, и в те годы, что это такое - мало кто понимал.

Одни классные руководители в те годы на Уроке Мира рассказывали о коварных планах империалистических агрессоров и о мужественной позиции советского руководства, борющегося за мир во всем мире.

Другие классные руководители, понимая, что их эрудиции недостаточно для получасовых рассуждений о балансе сил в мире, приглашали на первый урок ветеранов Великой Отечественной войны.

Третьи классные руководители, которым "не хватило" ветеранов и которые не ощущали своей компетентности в вопросах международных отношений, за несколько дней до 1 сентября раздавали стихи и прозаические тексты самым ответственным ученикам, чтобы те на Уроке Мира прочли их вслух. Это называлось "устный журнал" или "литературный монтаж".

Сегодня Урок Мира почти не проводится (он исчез, но его не отменили). Но вместе с Уроком Мира не исчез "унифицированный" подход. В обозримом будущем он вообще вряд ли исчезнет. Почему? На то есть две причины. Во-первых, школа в нашей в нашей стране государственная, и, следовательно, она обязана "воспитывать" детей в духе государственной идеологии (какой именно - это уже совсем другой вопрос). А поэтому, если накануне 1 сентября откуда-то сверху будет спущена директива о проведении Урока Отчизны, Урока Памяти или Урока Правды, то учителям, как государственно-бюджетным служащим, будет трудно ее не исполнить.

А вторая причина - в том, что такой подход импонирует определенной части педагогов. Еще бы, ведь в этом случае с учителей снимается ответственность: "Мне ведено, я провела!". А если при этом будут розданы соответствующие сценарии и разработки - тогда вообще красота: и думать ни

о чем не надо.

Так что "унифицированный" подход жив и не собирается сдавать позиции. А жаль! Потому что к празднику 1 Сентября этот подход имеет самое минимальное отношение. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на детей, вынужденных присутствовать на Уроке Мира (или как там теперь он будет называться). Что делают дети на этих Уроках? Терпят! Они уже знают, что "так положено", "так надо", и поэтому внешне никак не возмущаются. Но внутренне! Там, внутри, можно обнаружить весь спектр негативных эмоций:

от недоумения "Зачем это все?" до обиды "Кому это надо?", от скуки "Когда же это кончится?!" до отчаяния "Ну, сколь╜ко можно про одно и то же?!". Почему так? Да потому что Уроки Мира не соответствуют ни одному из ожиданий де╜тей. Дети не хотят, чтобы с первых минут общения с учителем их "воспитывали в духе...". Они ожидают от первого урока чего угодно, но только не политинформации.

К счастью, "унифицированный" подход - не единственный при подготовке к первому классному часу. Есть и другие............................... -

"Персонифицированный подход" Персонифицированный подход не следует путать с "личностно-ориентированным"."Личностно-ориентирован-ный подход" - это когда во главу угла ставится ребенок, его запросы и потребности, его способности и возможности. При "персонифицированном" подходе центром педагогической вселенной становится личность учителя, а правильнее гово╜ря - его персона.

Как правило, учителя, исповедующие такой подход, -это люди с высоким уровнем притязаний, в глубине души считающие себя гениями и думающие, что по этой причине они имеют право не просто учить, а поучать окружающих. Как правило, у всех таких педагогов есть собственное представление о добре и зле, да и обо всех прочих философско-этических категориях. Как правило, такие учителя предпочитают говорить "высоким штилем" и о "высоких материях".

Классический пример такого педагога - главный герой романа И.С. Тургенева "Рудин". Вот как он говорил о своей подготовке к первому уроку в гимназии: "Мысль действовать на юношество меня воодушевила. Три недели просидел я над составлением вступительной лекции."

Подобно Рудину, сторонники "персонифицированного" подхода терпеть не могут стандарты и шаблоны, предпочитают оригинальность и самобытность. Подобно Рудину, к первому классному часу они готовятся долго и ответственно. И так же, как Рудин, они стремятся на первой встрече с учениками говорить о "главном". Вот только что является "главным", каждый такой учитель понимает по-своему. А поэтому, в зависимости от взглядов и вкусов, первый урок в исполнении этих классных руководителей может превратиться в...

Урок Чести

Урок Мужества

Урок Милосердия

Урок Экологии

Урок Трудолюбия

Урок Дружбы

Урок Судьбы

Урок Верности

Урок Человека

Урок Ответственности

Урок Земли

Урок Взаимопонимания

Урок Свободы

Урок Мечты

Урок Родины

Урок Гуманизма

Урок Матери

Урок Достоинства

Урок Успеха

Урок Смысла Жизни

Как правило, все подобные уроки являются монологами с вкраплениями элементов беседы. Иногда на таких уроках учителя читают стихи и поют под собственный гитарный аккомпанемент. Часто они рассказывают - в качестве иллюстрации своих мыслей - легенды, притчи и сказки. Са╜мым популярным произведением для цитирования является. пожалуй, "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери.

Казалось бы, подобный подход и подобные уроки (оригинальные, продуманные, эмоциональные) должны стопроцентно соответствовать духу и букве праздника. Но это, увы, не так! Точнее, не совсем так. У очень талантливых педагогов уровня В.А.Сухомлинского или Е.Н.Ильина эти уроки действительно вызывают в детях и отклик, и прилив мыслей и чувств, и ощущение праздника. У всех других педагогов такие уроки не оставляют в детях никакого другого чувства, кроме недоумения: "А что это было?" Это закономерно, так как оригинальность - это не всегда талант, а философствование - это не всегда мудрость. У бесталанно-оригинальных педагогов, не чувствующих душу ребенка, не разбирающихся в детской психике, эти уроки превращаются в еще одну разновидность Уроков Мира. А Уроки Мира, как уже было сказано, противоестественны празднику: они не отражают ни одного из детских предпраздничных ожиданий.

Может быть, к счастью, может быть, к сожалению, но "персонифицированный" подход не является доминирующим при подготовке первого классного часа. Более распространен следующий подход.

"Констатирующий подход"

Этот подход можно было бы также назвать "административный", "дежурный", "казенный", "организационный", "формальный" и т.д. При этом подходе педагог не выносит не первый классный час никаких иных проблем, кроме сугубо школьных. Нет, конечно, вначале классный руководитель поздравляет детей с началом нового учебного года и произ╜носит дежурные фразы о том, что он "рад новой встрече...", "ему приятно видеть всех отдохнувшими и набравшимися сил...", "он надеется, что все без раскачки сразу приступят к учебе..." и т.п. Подобные высказывания длятся 3-5 минут, после них классный руководитель без всяких переходов приступает к решению организационных проблем. Точнее, он даже не решает проблемы (решение предполагает хоть какое-то обсуждение и обмен мнениями), а просто информирует или констатирует, что есть и что будет. Наиболее традиционный перечень констатируемых вопросов включает в себя:

1. Уточнение списочного состава класса и представление новичков (если таковые, имеются);

2. Сообщение о предметах, которые будут в этом учебном году, и о том, кто их будет вести;

3. Оповещение родителей о срочном доприобретении недостающих учебников;

4. Распоряжение о "второй обуви";

5. Информирование о том, как будут обстоять дела со школьной формой;

6. Доведение до сведения правил дежурства по классу;

7. Уведомление о сумме и сроках сбора денег на обеды;

8. Объявление о том, кто будет старостой класса;

9. Предложение по поводу того, кто с кем будет сидеть за партой;

10. Напоминание о правилах дорожного движения, единых правилах поведения учащихся в школе и прочих прави╜лах, какие только могут быть.

А еще классные руководители диктуют расписание уро╜ков на ближайшие 2-3 дня.

А еще классные руководители предлагают детям заполнить анкету "про родителей": сколько их, где работают, сколько зарабатывают и какую (финансовую, трудовую, интеллектуальную) помощь они могут оказать классу.

Именно такому подходу к первому классному часу отдают предпочтение многие учителя. При этом среди классных руководителей, придерживающихся такого подхода, далеко не все закостеневшие формалисты и зачерствевшие бюрократы. Просто большинство наших учителей когда-то обучалось в наших же педагогических вузах, и там им накрепко вбили в голову постулат, гласящий, что с первых

минут детям нужно предъявить единые педагогические требования. С точки зрения традиционной педагогики, этот постулат, конечно же, неоспорим и непогрешим. Вот только в учебниках педагогики не уточняется, а как быть с праздниками? Ведь если рассматривать 1 сентября как первый рабочий (в смысле: по-настоящему учебный) день, то положение о предъявлении требований оправдано и правомерно. Но если признать, что 1 сентября - это все-таки праздник, то возникают сомнения: а уместно ли в праздник приставать к детям с требованиями? Не похоже ли это на то, как если бы в новогоднюю ночь нас, взрослых, усадили за стол срочно заполнять классный журнал? Или как если бы в разгар дня рождения нам позвонили и напомнили, что сегодня последний день внесения платы за телефонные услуги? Не убивает ли такой подход дух праздника, не разрушает ли он праздничное настроение?

Достаточно большое число учителей полагает, что 1 Сентября - это все же праздник, и, следовательно, не стоит в этот день загружать детей казенной информацией. Многие из этих классных руководителей отдают предпочтение следующему подходу.

"Ретроспективный подход"

Поскольку слово "ретроспектива" означает "обзор прошедших событий", постольку "ретроспективный" подход можно назвать еще и "оглядывающимся", или "вспомина-тельным╩. При таком подходе детям не предъявляются какие-либо требования, с ними не решаются текущие или перспективные проблемы. Это, как полагают классные руково╜дители - сторонники такого подхода, можно сделать и позже. Например, 2 сентября. А 1 сентября, считают те же классные руководители, нужно дать детям выговориться, обменяться впечатлениями о прошедшем лете: "Все равно они будут этим заниматься, вот и пусть предаются воспоминаниям организованно, под моим контролем!" Формы и степени такой "организованности" бывают разными.

Одни педагоги администрируют процесс воспоминаний до предела. Они поднимают детей по списку в алфавитном порядке и предоставляют им одну минуту для устного отчета на тему: "Как я провел лето".

Другие учителя максимально демократизируют этот процесс. Они составляют в кружок стулья, опускают шторы, зажигают свечку и предлагают детям по очереди вспом╜нить самое яркое впечатление лета. При этом учитель на равных сидит с детьми в кругу и, как и все, рассказывает о собственных впечатлениях.

Некоторые классные руководители убеждены, что и в организации воспоминаний должен присутствовать элемент дидактики. Иначе говоря, на воспоминаниях можно отработать такую важную умственно-интеллектуальную операцию, как анализ. На уроках таких педагогов дети оглядываются на лето не стихийно, а по предложенному плану. План может включать в себя до десятка вопросов:

- Где вы были этим летом?

- Чем вы занимались в том месте, где вы были?

- Соблюдали ли вы летом режим дня?

- Сколько времени вы уделяли летом физическим упражнениям?

- Чему полезному вы научились этим летом?

- Какие книги вы прочитали за это лето?

- Как вы помогали этим летом родителям?

- С какими интересными людьми вы познакомились этим летом?

- Что из запланированного на лето вы не успели сделать?

- Какие события этого лета вы хотели бы вновь пережить

в следующие летние каникулы?

Формулировки и орфография этих вопросов позаимствованы из одного реального опросника.

А еще одни классные руководители, приветствующие везде и всегда детскую активность и соревновательность, организуют воспоминания как конкурс. Они, например, могут устроить турнир на самое «крутое» окончание предложения: "Этим летом я впервые в жизни..." Или они могут провести конкурс на самый смешной или самый страшный рассказ о летних приключениях. Или они могут организовать игру-кольцовку "Какие фильмы я посмотрел этим летом?" И т.д.

Как это ни странно, но "ретроспективный" подход не всегда нравится детям. С одной стороны, он действительно вроде бы является отражением детского стремления к обмену впечатлениями. Но, с другой стороны, не все дети жаждут делиться своими переживаниями прилюдно и громогласно. Большинство предпочло бы рассказать о своих летних приключениях лишь узкому кругу проверенных друзей. А поэтому, когда детей заставляют выносить свои воспоминания на всеобщее обозрение и заслушивание, многие начинают врать. И врут они по разным причинам.

Кто-то - чтобы не ударить в грязь лицом: если все одноклассники хвастаются прогулками по Парижу и купанием в Адриатике, неужели он (она) признается, что провел все лето в деревне? Он тоже что-нибудь соврет про поездку на остров Барбадос.

Кто-то - наоборот - чтобы не показаться выскочкой: если все одноклассники не имеют возможности выехать даже за пределы района, неужели он (она) сознаются, что были у тети в Крыму и плавали в настоящем Черном море?

Кто-то - чтобы угодить классному руководителю: если учитель изначально одобряет и поощряет детей, читающих книги и помогающих родителям по хозяйству, то он (она) непременно заявит, что каждый летний день по утрам мыл посуду, а вечером читал "Отверженных" Виктора Гюго.

Кто-то - чтобы подразнить классного руководителя: если учитель априори уважает детей, живущих духовными, а не материальными ценностями, то он (она) запросто скажет, что все лето торговал семечками и зарабатывал деньги.

Есть и другие мотивы, заставляющие детей врать. Но их незачем перечислять, так как это не главное. Главное - сам факт лжи на первом школьном уроке. Психологи подтвердят, что любое вранье вызывает у врущего (если он психически нормальный человек) состояние дискомфорта, а то и депрессии. А "дискомфорт" и "праздник" - это отнюдь не синонимы. Так зачем же провоцировать детей на ложь? Может, лучше дать им возможность обменяться летними впечатлениями один на один после уроков, а первый классный час посвятить не воспоминаниям о прошедших деяниях, а перспективам будущей совместной деятельности? " Совместнодеятельностный подход"

Этот подход есть отражение еще одного педагогического постулата, утверждающего, что детский коллектив следует формировать с первых минут общения педагога с детьми. Поскольку самым известным в нашей стране сторонником воспитания детей "в коллективе и через коллектив" является А.С.Макаренко, постольку этот подход можно назвать "макаренковским".

При этом подходе классный руководитель не вещает детям умных истин, не решает организационные вопросы, не вытягивает из детей рассказы-воспоминания. При таком подходе классный руководитель предлагает детям некую деятельность, которая позволяет детям проявиться, самоутвердиться, сдружиться, а еще - наладить доброжелательный контакт с самим классным руководителем. В зависимости от того, как давно классный руководитель 1аком со своим классом, формы и содержание совместного ворчества могут быть разными. Одно дело, если учитель является классным наставником уже не первый год. И совсем Другое дело, когда педагог выступает в роли куратора класса Первый день.

Если класс и учитель вместе "съели не один пуд соли", то на первом уроке они могут заняться следующими совместно-деятельностными проектами.

1. Определение физических параметров класса. Это самое простое, что можно провести с классом на первой встрече. Определить физические параметры - это 1ачит измерить, как минимум, рост и вес, а, как максимум, де и объем легких толщину бицепсов, ширину шага, длину носа, окружность талии и т.д. В отличие от аналогичных процедур, проводимых в медицинском кабинете, данные измерения проводятся не для занесения их в персональные медицинские карты. Наоборот, в данных исследованиях главное - определение суммарных показателей. Это значит, что все цифры записываются столбиком в разных графах на доске, затем суммируются, а затем под возгласы восторга оглашаются: "Рост нашего класса - 42 метра, длина ступни - 5 с половиной метров и т.д." Если сохранились соответствующие данные с прошлого года, их можно сравните с вновь полученными и узнать, как класс физически окреп за прошедшее лето или за предыдущий год. Каждый ученик может зафиксировать полученные результаты в заранее приготовленной анкете, чтобы затем похвастаться перед родителями или друзьями по лестничной площадке.

2. Составление характеристики класса.

Естественно, речь идет не о той характеристике, которую составляет классный руководитель и с которой должен начинаться его план воспитательной работы с детским коллективом. Речь идет о шуточной характеристике. Для ее составления необходимо заготовить много листочков (по числу учеников в классе) с разнообразными вопросами: на одном листочке - один вопрос. Эти вопросы могут быть такими: "Ваш любимый цвет? Ваша любимая эстрадная группа? Ваш любимый напиток? Ваша любимая книга? Ваш самый любимый месяц в году? И т.д." Эти вопросы складываются "в шапку", каждый ученик достает оттуда один листок. Затем все несколько минут думают, пишут свои варианты ответов на доставшиеся вопросы и вновь кладут листочки "в шапку". А заканчивается это тем, что учитель достает анонимные ответы и зачитывает их вслух, как если бы эти ответы были обобщенным мнением всего коллектива:

Наш класс больше всего любит есть пельмени. В нашем классе все с утра до вечера смотрят фильм "Армагеддон". Любимая порода собак нашего класса - такса. Из всей существующей одежды наш класс предпочитает носить

Даже если у класса уже имелись символы и атрибуты, их можно слегка обновить или создать абсолютно новые. Ведь класс, как человек, растет. А растущему человеку каждый год требуется новая одежда, он не может каждый год ходить в одном и том же.

3. Изготовление талисмана класса.

О талисманах уже было много сказано в предыдущей главе. Но если у класса талисмана еще нет, созданию его можно посвятить первый классный час. Сделать это можно, например, так. Классный руководитель рассказывает, что раньше в каждом доме жил домовой; если его не обижали, он приносил в дом удачу. В школе домовые не живут. Потому что в школе должны жить кабинетные. Кабинетный - это почти то же самое, что и домовой, но не совсем. Все кабинетные очень разные: кто - добрый, кто - шумный, кто вредный, кто - застенчивый. Характер кабинетного зависит от дружбы и взаимопонимания в классе. А поэтому давайте нарисуем, каким будет кабинетный нашего класса. Процесс рисования можно организовать двумя способами. При одном все ученики рисуют индивидуально, затем все рисунки крепятся к доске, затем путем голосования выбирается самый соответствующий классу портрет. При втором способе рисунок создается сообща, прямо на доске: все ученики по очереди берут мел, и каждый вносит свою линию, свой штрих в портрет талисмана. Потом по "утвержденному эскизу" кабинетного можно будет изготовить из пластилина, дерева или меха. Потом его можно будет выдавать на хранение тем, кто особенно нуждается в успехе. Но это все потом. Сначала талисман надо придумать. И чем раньше, тем лучше.

4... Разработка нового герба, девиза класса. Герб и девиз классу нужны не меньше, чем талисман. А поэтому их разработкой можно заняться на первом уроке. но их спектр может быть и более широким. Листочки в свернутом виде прячутся в бутылку, бутылка запечатывается и отдается на хранение классному руководителю. Чтобы желание точно сбылось, над бутылкой можно провести какие-либо магические манипуляции. А в конце года последний классный час можно будет посвятить распако-выванию бутылки и прочтению того, что было написано на листочках. Кстати, листочки подписывать необязательно, они могут быть и анонимными.

Но и это еще не все. Первый классный час можно превратить в Празднование Дня Рождения Класса. Ведь большинство классов в наших-школах было организовано именно 1 сентября. Следовательно, каждый класс в этот день - своеобразный новорожденный. Ну, а именинника положено поздравлять, вручать ему подарки, дергать его за уши, петь ему песенку, посвящать ему тосты, фотографировать его на память, желать ему всех благ и т.д. и т.п. Впрочем, празднование дня рождения класса можно перенести и на вечернее время.

Несколько иначе должен проходить урок, если в классе 1 сентября появились новички. Отношение к новичкам со стороны старожилов, как правило, бывает настороженным, иногда - враждебным, редко - доброжелательным. Сами новички также пребывают в состоянии повышенной тревожности. Снять эту тревожность, помочь новичку влиться в сложившееся сообщество прямо-таки обязан классный руководитель. Для выполнения этой задачи мало просто сообщить о том, что в классе будет обучаться новый мальчик или новая девочка, что их зовут Максим или Настя, что они вместе с родителями приехали из Кандалакши или Бишкека. Познакомить класс с новичком, а новичка с классом нужно более обстоятельно. И этому можно посвятить весь первый классный час. Самый нерациональный способ такого знакомства - официальный. При этом способе новичку предоставляется, например, 10-15 минут, чтобы он подробно рассказал о себе, а затем столько же времени о классе рассказывает, например, староста. Более продуктивный способ знакомства - игра. Игра - это тот вид деятельности, который позволяет снять напряжение, тревогу, агрессию, скованность, так как в игре поведение любого человека становится естественным.

По большому счету, для вхождения новичка в коллектив класса годится любая игра: от жмурок до футбола. В начальных классах, вероятнее всего, и следует, не мудрствуя, пойти по такому пути: поиграть в "третий лишний", "ручеек" или "арам-шим-шим"

В более старших классах можно предложить усложненную, ролевую игру. Например, "пресс-конференцию" Во время этой игры все ученики-старички придумывают названия газеты или журнала, корреспондентами которого они будто бы являются. В зависимости от профиля или имиджа издания они задают новичку разнообразные, в том числе - шуточные, вопросы: "Вы любите спать с закрытыми глазами?", "Вы умеете выковыривать из булочек изюм?", "Как вы относитесь к проблеме защиты гражданских прав колорадского жука?" и т.п.

Или можно поиграть во "вступительный экзамен". В этом случае все старички становятся экзаменаторами, специалистами в различных науках. Естественно, что эти науки - не математика с историей. Нужно придумать целый перечень ∙ несуществующих, шуточных наук, таких как "уше-шевеление", "в-позе-йога-сидение", "шепеляво-говорение" и т.д. Каждый экзаменатор должен сначала сам продемонстрировать что-либо из своей дисциплины, и лишь затем он может попросить экзаменуемого повторить показанное. После всех испытаний экзаменационная комиссия должна вынести вердикт (конечно же, положительный) об успешной сдаче новичком экзамена и о зачислении его в список обучаемых в классе.

Еще можно поиграть в "судебный процесс". В этой ролевой игре все делятся на судей, присяжных, свидетелей, обвинителей и защитников. Роль подсудимого, конечно, достается новичку. Он, по условию игры, должен обвиняться в "преступном умысле занять место за второй партой среднего ряда". Или в "тайных планах проучиться в данном классе до конца учебного года". Или в "опасном намерении завоевать симпатии учащихся ... класса". По ходу этой игры можно не только выяснить биографические данные, стремления и склонности новичка, но, что весьма существенно, просто весело побалагурить. Для игры можно расставить парты, как в здании суда. Можно изготовить элементы костюмов. Но это не так уж и важно. Главное - чтобы участники процесса хотя бы отчасти имели представление о правилах и этапах судебного заседания. (Скорее всего, благодаря американским фильмам и мексиканским сериалам, такое представление у современных школьников имеется.) Закончиться суд должен оправдательным приговором.

А еще можно организовать самый настоящий обряд посвящения. Наподобие тех, какие бывают в тайных обществах и подпольных сектах. При разработке такого обряда можно воспользоваться идеями из предыдущей главы. Заканчиваться этот обряд должен словами клятвы посвящаемого, вручением ему символов класса и - обязательно - поручительством за новичка, как минимум, двух старожилов класса.

По большому счету, не принципиально: какой сценарий знакомства с новичками выберет классный руководить. Главное - выбрать! Потому что на проблеме новичков проверяется "кто в доме хозяин". То есть, как легко новичок войдет в новый коллектив и каков будет его статус в этом коллективе, - эти вопросы всегда решает неформальный лидер класса. Таким лидером может оказаться далеко не лучший ученик. Таким лидером может статьи сам новичок. Но хочется, чтобы этим лидером стал сам классный руководитель.

5. Оформление "классной газеты". В недавнем прошлом каждый класс обязан был оформлять классный уголок и выпускать время от времени стенную газету. Где к этому делу подходили формально, там с отменой "обязаловки" исчезли и уголки, и газеты. И нарборот, "газетное дело" расцвело там, где классные руководители понимали, каким замечательным средством сплочения коллектива является стенная печать. В условиях, когда нет жестких инструкций по поводу содержания и оформления, газеты стали яркими, интересными, в общем - живыми. Первую "классную газету" (название у нее может быть любое) можно изготовить на первом классном часе. Поскольку времени на ее создание отводится всего ничего, постольку не следует мудрить ни с красками, ни с газетными жанрами. Первая газета может быть исключительно простой. Например, она может представлять собой лист ватмана, к которому прикреплены очертания ладошек с написанными на них пожеланиями всему классу. Чтобы изготовить такую газету, каждый ученик обводит карандашом на листе цветной бумаги собственную руку, затем выстригает контур, сочиняет и вписывает добрые слово напутствия. Например, газета может выглядеть как калейдоскоп разноцветных клякс, в каждой из которых написано всего одно предложение, начинающееся словами: "Я хотел бы, что бы в этом году..." Например, газета может состоять всего из 60 или 90 букв (если в классе 30 учеников). Для создания такой газеты берутся все буквы, из которых состоят инициалы учеников, а, затем из этого буквенного набора составляется хотя бы отчасти осмысленный текст (главное - чтобы ни одна буква не осталась лишней). Через неделю можно будет выпустить вторую "классную газету": солидную, с рубриками, с фотографиями и шаржами, со списком членов редколлегии.

6. Заполнение первых страниц нового тома "Летописи класса". Подобные летописи, хоть и нечасто, ведут некоторые классные руководители. Иногда их называют "альманахи", порой - "бортжурналы", а еще - "хроники". В этих толстых тетрадях фиксируются разные события, как веселые, так и грустные, из жизни класса. Такие летописи тяжело вести (требуются усидчивость и терпение), но зато очень приятно читать по прошествии скольких-то лет. Именно с этого и можно начать первый классный час, то есть можно выборочно зачитать некоторые записи из предыдущего тома хроник. А после того, как все посмеются над описанием забавных случаев, случившихся на прошлогодних уроках, можно торжественно приступить к заполнению нового тома. Для этого каждый на отдельном листочке напишет свои пожелания своему классу на предстоящий год. Или каждый нарисует свой маленький, похожий на фотографию для паспорта, портрет. Или каждый предложит свой вариант девиза и эмблемы класса. Все это затем должно быть аккуратно переписано или вклеено в первые страницы . альманаха. Если в классе в прошлые годы летописи не велись, ; то первый классный час можно посвятить сначала - рассказу о том, что это такое и как это здорово, а затем - как и в предыдущем случае - заполнению первых страниц. Ведь когда-то же надо начать учиться вести дневники,

7. Изучение астрологического прогноза на предстоящий учебный год.

Зачитать предсказания астрологов должен, конечно же, классный руководитель. Более того, он должен сам же и составить этот прогноз. При этом ему незачем постигать тайны влияния небесных светил на нашу судьбу. Все равно за точность предсказаний не ручаются даже астрологи-профессионалы. Да и читатели прогнозов верят им лишь

отчасти. А поэтому можно смело взять десяток-другой образцов, выбрать из них наиболее расхожие фразы и выражения, а потом из этих штампов скомпоновать гороскоп для каждого зодиакального знака. Естественно, что в этом прогнозе не должно быть предупреждений о "финансовых растратах" или намеков на "смену сексуального партнера". Прогноз должен быть сугубо школьным. Его и преподнести можно как распечатку из какого-то зарубежного подросткового журнала. (Признаваться, что "это я сама все придумала", нельзя ни в коем случае.) Главное, чтобы прогноз помог каждому ученику поверить в успех, который обязательно придет, если приложить старание. А еще по мере чтения и обсуждения гороскопов можно будет вспомнить о тех, кто родился в летние месяцы, и поздравить их с прошедшим днем рождения.

8. Съемка фильма о классе. С технической точки зрения снять фильм - сегодня не проблема. Нужно лишь пригласить одного родителя с видеокамерой. Проблема в другом: что будет запечатлено объективом и пленкой? А это зависит от идеи, сюжета сценария. Именно разработке сюжетной линии можно посвятить первую половину первого урока. Во время этого обсуждения нужно решить: будет ли фильм серьезным, когда все, сложив руки, выпрямившись, сидят за партами и говорят правильные слова, отвечая на вопрос: "За что я люблю наш класс?" Или это будет озорной фильм, в котором каждый обязан, глядя на красный огонек, "скорчить рожу" и рассказать какой-нибудь забавный случай из биографии класса? Или это будет съемка как бы скрытой камерой? После выработки коллективного решения вторую половину первого классного часа можно посвятить непосредственно съемке.

9. Обмен комплиментами. Комплимент, как утверждают психологи, - это своеобразное словесное поглаживание. А поглаживания нужны человеку не меньше, чем кошке. Поэтому, почему бы не посвятить первый урок комплиментам, почему бы не превратить его в комплиментарий? Организовать его можно по-разному. Можно провести "кольцовку" комплиментов, когда каждый ученик выслушивает приятные слова от предыдущего "оратора", и сам говорит их последующему. Можно организовать "заказ" комплимента, когда каждый ученик указывает на какого-либо конкретного одноклассника, от которого он желал бы услышать похвалу. Можно устроить "дождь" комплиментов, когда из класса выбирается один ученик, а все остальные обязаны высказать в его адрес по одному положительному суждению. Перед этим можно немного поучить детей искусству формулировки комплимента. Ведь комплименты могут строиться по схемам: "Что мне в тебе нравиться, так это...", "Я только сегодня заметил, что ты...", "Если б не ты, я бы никогда..." и т.д. Еще можно организовать игру, когда сначала кем-либо произноситься любое слово-существительное, и говорящий комплимент обязан в своем обращении к хвалимому это слово употребить. Даже если звучащие комплименты будут несколько неуклюжими или чересчур пышными, это не испортит праздничную атмосферу. Ведь в празднике главное, чтобы каждый почувствовал хотя бы немного внимания персонально к себе.

10. Загадывание желаний на грядущий учебный год. Загадывать желания принять в новогоднюю ночь под звон курантов. Но 1 Сентября - это тоже первый день нового года, Нового Учебного Года. Следовательно, и в этот день можно что-либо пожелать самому себе на будущее. Причем, сделать это можно организовано. Причем, сделать это можно так, чтобы проверить по окончанию четвертой четверти, а сбылись ли пожелания. Для этого нужна бутылка из-под шампанского, сургуч и много маленьких листочков. На листочках каждый ученик, подумав, пишет 1,2 или 3 главных желания. Они могут относиться только к учебному процессу, бриджи. А в будущем все мечтают стать фотомоделями. И т.д." Конечно, во время чтения ответов все будут возмущаться и гадать, кому принадлежит очередная "совершенно неправильная" характеристика класса. Но, так как к составлению обобщенного портрета класса "руку приложил" каждый, все должно закончиться мирно. Может быть, такая игра и не внесет особого вклада в процесс сплочения коллектива, но то, что она никого не оставит равнодушным это точно.

Духовно-нравственное воспитание молодежи как основа стабильности государственности и дружбы народов.

Бартенева И.Ю. методист лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания центра развития содержания образования Костромского областного института развития образования.

В настоящее время большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи. Одной из актуальных тем в этой сфере является воспитание толерантных взаимоотношений в межнациональной культуре.

Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует посвятить первый урок нового учебного 2009-2010 года теме толерантности, этнического и культурного многообразия России[1] .

В связи с этим А.А. Фурсенко сообщает, что с 31 августа на официальном сайте Президента России www.kremlin.ru, в блогах Президента России на официальном сайте (blog.kremlin.ru) и в «живом журнале» (http://community.livejournal.com/blog_medvedev), на сайте телеканала «Россия» www.vesti.ru; на сайте РИА «Новости» www.rian.ru; на видеоканале www.Russia.ru, на видеоканале www.YouTube.ru будет доступно обращение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева к российским школьникам. На Уроке Знаний рекомендуется познакомит учащихся с обращением Президента России Д.А. Медведева.

Данные рекомендации свидетельствуют о необходимости обновления содержательного наполнения традиционных мероприятий в рамках воспитательной работы в школе. Осуществить это помогут данные материалы, предлагаемые заместителю директора по воспитательной работе, педагогу, классному руководителю, сориентированные на формирование у учащихся толерантности, представлений об этническом и культурном многообразии России.

Методические рекомендации для заместителей директора школы по воспитательной работе, классных руководителей 5-11 классов

«Первый урок Нового учебного года как старт воспитательной работы с классом по формированию межнациональной толерантности у учащихся».

«Россия – это не только федерация территорий, но и федерация самобытных народов, этносов, которые столетиями обустраиваются в Российском государстве вокруг и вместе с русской нацией», - пишет профессор Р. Абдулатипов. Национальное, как отдельное, самобытное явление России, дополняется исторически не менее богатой сущностью – многонациональностью. В своей гармонии они и составляют целостность России, социально-политическую общность - россиян, которая предполагает вовсе не одинаковость образующих частей, а единство многообразия. Этнический фактор – это не миф, а суть нашей социальности, духовности и даже государственности. Он автоматически превращается в фактор этнополитический, националистический, взрывоопасный, если пренебрегать им, - утверждает ученый.- Следует осознать на уровне культуры, политики и управления, что нации, национальные отношения для многонациональной России - это категории, относящиеся к глубинным основам ее истории, духовности, государственного строительства и государственной безопасности.

Во вступительном слове на встрече с муфтиями и руководителями регионов Северного Кавказа 28 августа 2009 года в г. Сочи президент Российской Федерации Д.Медведев подчеркнул: «Мусульмане России, как и представители других традиционных религий, всегда вносили огромный вклад в развитие страны и всегда очень многое делали для её защиты, процветания. Поэтому Северный Кавказ сегодня – это абсолютно уникальный, с точки зрения культурного и национального многообразия, регион России, часть России. В республиках Северного Кавказа проживают 157 национальностей из 182, которые по переписи существуют вообще в целом в Российской Федерации. Важнейшей заботой федеральной власти, конечно, является духовно-нравственное развитие молодёжи. Точно такая же забота есть и мусульманского духовенства…. нам было бы правильно разработать комплексную программу по работе с молодёжью на Северном Кавказе. Это одно из предложений, которое я просто сейчас выношу на ваше обсуждение. Она должна включать в себя и образовательно-просветительские, и воспитательные элементы, меры по обеспечению трудоустройства – это тоже очень важно – и организации нормального, современного и в то же время нравственного досуга для молодых людей. Это полностью стыкуется с теми решениями, которые мы недавно принимали о преподавании в школах основ религиозной культуры».

Формирование основы культуры межнационального общения безусловно должно начинаться в школе. Существенную роль в данном вопросе играет внеурочная работа в вопросах межнационального общения: классные часы, праздники, конкурсы, фестивали. И начинать эту работу следует с работы в классе, как основной микрогруппы школы, где дети разных национальностей находятся в близком взаимодействии.

В Костромской области на сегодняшний день проживают представители более 100 национальностей, среди которых представители этносов Северного Кавказа, Узбекистана, Туркмении, Азербайджана, Армении, Грузии, Черногории, а также Америки, Вьетнама, Финляндии и др.

В первую очередь, учащимся необходимо показать многообразие этнического состава жителей Костромского региона, о вкладе представителей каждой национальности в развитие культуры Костромы и России в целом.

Цель внеклассной работы в области межнационального общения: сформировать культуру межнационального общения.

Работу по формированию культуры межнационального общения следует начинать с темы «Кострома - наш общий дом», которую лучше всего рассматривать на классных часах посвященных Дню знаний – 1 сентября.

Тематикой такого классного часа может быть: «Кострома – наш общий дом». В этом случае целью деятельности педагога 1 сентября является создание условий для ознакомления учащихся с представителями нетитульных наций, обучающихся в классе. Задачи: дать общее представление о географическом расположении государств представителей нетитульных наций, познакомить с геральдикой народов, проживающих в регионе; способствовать развитию интереса к жизни и культуре разных народов.

В ходе классного часа ребята рассказывают о своей родине, или родине родителей и т.д. Желательно использовать видеоматериалы, презентации. На карте мира отмечать, где находится историческая родина каждого учащегося. (вариант требуемого для подготовки материала представлен в приложении: см. Приложение – «Армения»).

Дальнейшая работа ведется в течение года. Темы в рекомендациях предложены для среднего звена общеобразовательной школы. Могут корректироваться по выбору педагога. Желательно, чтобы в подготовке указанных мероприятий активно привлекались родители учащихся. Представим варианты воспитательных мероприятий в течение года (таблица 1).

Таблица 1.

Тема

Форма

Цели,

задачи

Содержание

1.

Дом моих предков.

Классный час.

Цель: познакомить учащихся с историей культуры разных народов.

Задачи: формировать интерес к культуре разных народов; способствовать формированию дружественного отношения к представителям разных национальностей.

На занятии учащиеся рассказывают о традиционном национальном быте своего народа, возможно, показывают национальные предметы быта.

2.

Национальный костюм.

Защита презентаций

Цель: углубить знания о культурах разных народов

Задачи: показать общие и различные черты в культуре разных народов; формировать познавательный интерес к культурам разных народов.

Ребята рассказывают о традиционном национальном костюме (при помощи презентации, по возможности одеваются в национальные костюмы).

3.

Певцы моего народа.

Литературно-музыкальная гостиная.

Цель: углубить знания о культурах разных народов

Задачи: показать общие и различные черты в культуре разных народов; формировать познавательный интерес к культурам разных народов.

Ребята читают национальную литературу, поют национальные песни.

4.

Моя родина в искусстве.

Классный час

Цель: углубить знания о культурах разных народов.

Задачи: показать общие и различные черты в культуре разных народов; формировать познавательный интерес к культурам разных народов.

Ребята рассказывают одноклассникам о национальном искусстве, национальных художниках.

5.

Вера моего народа.

Классный час

Цель: формировать конфессиональную толерантность. Задачи: предупреждать появление межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

Учащиеся рассказывают о верах и верованиях своего народа, о самых больших религиозных праздниках и обрядах этого праздника.

6.

Мое имя.

Классный час

Цель: способствовать национальной самоидентификации учащихся

Задачи: формировать уважительное и доброжелательное отношение к представителям разных национальностей.

На занятии ребятам предлагается рассказать о значении своего имени и легенды, связанные с именем. Хорошо, если ребята расскажут, есть ли в их семье еще люди с таким же именем. Можно попросить ребят рассказать об именах своих ближайших родственников и друзей, традиционных именах семьи. Рассказы желательно оформить в письменной форме и затем вложить в папку, назвав ее, предположим, «Наши имена».

7.

Приходите в гости к нам.

Межнациональная гостиная

Цель: формировать интерес к традициям и обычаям разных народов.

Задачи: способствовать укреплению межнациональной дружбы.

Ребята рассказывают о традициях гостеприимства своего народа, угощают друг друга блюдами национальной кухни.

8.

День Победы.

Классный час

Цель: формировать чувство благодарности за доблесть и межнациональную дружбу воинов разных народов.

Задачи: способствовать укреплению межнациональной дружбы в классе; профилактика межнациональных конфликтов.

Ребята читают доклады о участниках Великой Отечественной войны – представителях своей национальности. По возможности приглашают в класс ветеранов для беседы с ребятами.

9.

Дай руку, друг.

Конкурс-викторина

Цель: обобщить знания культур разных народов.

Задачи: формирование устойчивого интереса к изучению культур разных народов; профилактика межэтнических конфликтов

Викторина на знание культуры и религии национальностей, представители которых учатся в классе

10.

Костромичи разных народов

Защита презентаций

Цель: формирование уважительного отношения к представителям разных народов.

Задачи: укрепление межнациональных отношений в классе

Учащиеся готовят презентации, в которых рассказывают о представителях разных национальностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры, искусства, науки, экономики и т.д. Костромской области.

11.

Дети разных народов.

Фестиваль

Цель: Цель: обобщить знания культур разных народов.

Задачи: формирование устойчивого интереса к изучению культур разных народов; профилактика межэтнических конфликтов.

Учащиеся демонстрируют литературные, музыкально-танцевальные, песенные, театральные номера, связанные с культурой своей национальности.

В результате работы с классом ожидается укрепление дружбы между детьми, как представителями разных национальностей, интерес к культуре и истории разных народов, уважение к вероисповеданию одноклассников.

Приложение.

Респу́блика Арме́ния

Респу́блика Арме́ния (арм. Հայաստանի Հանրապետություն — Айастани́ Анрапетутю́н) — государство в Закавказье. Фактически граничит: c Азербайджаном на востоке (с основной территорией) и юго-западе (с Нахичеванской автономной республикой), с непризнанной Нагорно-Карабахской республикой на юго-востоке, с Ираном на юге, с Турцией на западе и с Грузией на севере. Государственную границу Армения имеет с Азербайджаном, Грузией и Ираном. Часть заявленной территории Армении контролируется Азербайджаном (эксклав Арцвашен), Армения, в свою очередь, контролирует часть заявленной территории Азербайджана (анклавы Кярки, Бархударлы, Верхняя Аскипара). С началом карабахского конфликта находится в условиях блокады со стороны Турции и Азербайджана.

Государственный символ Республики Армения – флаг Армении - представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равных горизонтальных полос: верхней — красного, средней — синего и нижней — оранжевого цвета. Эти цвета веками ассоциировались с армянской нацией. Отношение ширины флага к его длине 1:2. Флаг Армении был принят Верховным Советом Республики Армения 24 августа 1990 года. А 15 июня 2006 года, Национальное Собрание Республики Армения приняло новый закон «О государственном флаге Республики Армения». Имеется много интерпретаций значения этих цветов, из них наиболее широко принята следующая: красный цвет символизирует кровь, пролитую армянами при защите своей страны, синий символизирует природу страны, а оранжевый — национальную смелость и трудолюбие

В Конституции Республики Армения утверждены следующие значения цветов: Красный цвет символизирует Армянское нагорье, постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость Армении. Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и трудолюбие армянского народа.

Герб Рeспублики Армeнии — один из государственных символов Республики Армения. Был принят 19 апреля 1992 года Верховным Советом Армении и уточнён законом от 15 июня 2006 года. В основу современного герба положен герб Первой Республики Армении (1918—1920), авторами которого являлись архитектор, академик Российской академии художеств Александр Таманян и художник Акоп Коджоян.

Герб составляют следующие элементы: Щит — в центре — гора Арарат, которая является символом армянской нации, на её вершине Ноев ковчег, поскольку согласно библейской легенде ковчег после потопа остановился именно на этой горе. Щит разделен на 4 секции, которые символизируют четыре независимых армянские царства в истории Армении: вверху справа — Багратидов, вверху слева — Аршакидов, внизу слева — Арташесидов, внизу справа — Рубенидов. Лев и Орёл, которые поддерживают щит, являются царями животного мира и символизируют собой мудрость, гордость, терпение и благородство. В течение многих столетий они были символами царских семей. Внизу щита находятся еще пять важных элементов. Разорванная цепь означает свободу и независимость, меч — власть и силу нации, пшеничные колосья — трудолюбивую натуру армян, ветвь — интеллектуальное и культурное наследие армянского народа. Трехцветная лента означает флаг Республики Армения.

Основной цвет герба Республики Армения — золотистый, царств исторической Армении: вверху слева — красный, вверху справа — синий, внизу слева — синий, внизу справа — красный, а изображенная в центре на щите гора Арарат — оранжевого цвета. Указанные цвета традиционно использовались в гербах и стягах царских династий Армении и аналогичны цветам флага Республики Армения.

Армения

Основано VI век до н. э.[1], по иной версии - 2492 год до н.э. Дата независимости 23 сентября 1991[2] (от СССР). Официальный язык армянский. Столица Ереван. Крупнейшие города Ереван, Гюмри, Ванадзор. Форма правления - Президентская республика. Президент Серж Саркисян (с 9 апреля 2008). Премьер-министр Тигран Саркисян.

Государственное устройство

Основополагающим документом, определяющим государственное устройство Армении, является конституция, принятая на референдуме 5 июля 1995 года. Конституция утверждает Республику Армению как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство, власть в которой принадлежит народу и осуществляется посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц.

Президент Армении избирается на пятилетний срок. По Конституции Президенту предоставляются чрезвычайные полномочия в случае возникновения угрозы функционированию институтов публичной власти.

Президенты Армении:

Левон Тер-Петросян (16 октября 1991 — 3 февраля 1998)

Роберт Кочарян (4 февраля 1998 — 9 апреля 2008)

Серж Саргсян (с 9 апреля 2008)Культура Армении

Культура Армении. Армянская культура своими корнями восходит к глубокой древности. На территории Армении неоднократно находились статуэтки, фигурки, украшения, поделки, датируемые II—I тысячелетиями до н. э. К началу-середине I тысячелетия до н. э. формируется армянская мифология, которая заняла исключительную роль в формировании армянской культуры, и с VI века до н. э. начинается развитие языческой архитектуры. Свое влияние на культуру оказало владычество македонян и наставшая вслед за ним эпоха эллинизма (323 год до н. э. — 30 год н. э.). Одним из самых известных памятников эпохи является Гарни. Начало эпохи эллинизма ознаменовало собой начало развития монументальной живописи и скульптуры. В эллинистическую эпоху древнеармянские божества отождествлялись с античными богами: Арамазд — с Зевсом, Анаит — с Артемидой, Ваагн — с Гераклом, Астхик — с Афродитой, Нанэ — с Афиной, Михр — с Гефестом, Тир — с Аполлоном или Гермесом.

В 69 году до н. э. в столице Великой Армении — в Тигранакерте — возникает древнеармянский театр.

Одни из главных ролей в развитии и сохранении армянской культуры и упрочнении армянского самосознания сыграли принятие Арменией в 301 году христианства и создание в 405-406 годах армянского алфавита Месропом Маштоцем. Принятие христианства стало причиной создания одного из важнейших пластов армянской культуры — церковной архитектуры, а создание алфавита ознаменовало собой начало развития армянской литературы и историкографии.

В эпоху Средних Веков в Армении бурными темпами начали развиваться искусство скульптурного рельефа, орнаментной резьбы, высокого уровня достигло искусство миниатюры. Своего пика достигло искусство церковной архитектуры. Создано огромное количество сказок, песен, эпосов («Давид Сасунский»). Самыми известными памятниками эпохи являются патриаршие дворцы в Двине (V-VI века), храм святой Рипсиме, Звартноц (оба — VII век), монастырские ансамбли Севан (IX век) и Ахпат (X-XIII века).

Среди художественных ремесел развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, резьба по камню, чеканка и ювелирное искусство.

Достопримечательности Армении

Руины Звартноца, 641—661 гг.

Армения — богатая памятниками культуры и природы страна. Не даром ее называют «музеем под открытым небом» — в стране насчитывается свыше 4 тысяч уникальных памятников (не считая прочих исторических земель Армении). Здесь есть памятники дохристианской эпохи: развалины урартских Эребуни, Тейшебаини, древних армянских столиц Армавира, Арташата, языческий храм Гарни и другие.

Особенно богата Армения христианскими памятниками. Это кафедральный собор в Вагаршапате, монастыри Нораванк, Гегард, Хор Вирап, Гошаванк, Севанаванк, развалины древней церкви Звартноц, кладбище хачкаров в Норадузе и многие другие. Среди памятников природы можно отметить уникальное озеро Севан, водопад в Джермуке, озёра Парз Лич и Кари, скалы Хндзореска, видную из многих точек Армении гору Арарат, а также красивейший и разнообразнейший горный ландшафт страны.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Армении

В список всемирного наследия внесены 5 историко-культурных и природных объектов на территории Армении: Монастырский ансамбль Ахпат; Монастырь Гегард и верховья реки Азат; Соборы и церкви Эчмиадзина; Монастырь Санаин; Звартноц.


[1] Сайт министерства образования и науки Российской Федерации «О первом уроке Нового учебного года» http://mon.gov.ru/dok/akt/5641/