Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для студентов гуманитарных специальностей (II iii курсы дневного отделения) - реферат

Федеральное агентство по образованию

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)

Н.Р. Кожемяченко

Ф И Л О С О Ф И Я

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЛОСОФИИ

Методические рекомендации для студентов

гуманитарных специальностей

(II – III курсы дневного отделения)

Владивосток 2010

УДК: 1(077)

Ф 51

Философия. Организация самостоятельной работы студентов на семинарских занятия по философии : метод. рекомендации / сост.: Н.Р. Кожемяченко. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. – 47 с.

Изложены методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения философии, а также представлены конкретные разработки по использованию разнообразных форм и методов самостоятельной работы.

Данные методические указания предназначены для студентов гуманитарных специальностей, изучающих философию на II-III курсах дневного отделения.

УДК 1(077)

Печатается по решению учебно-методического совета ДВГТУ

Ó Кожемяченко Н.Р., составление, 2010

Ó ДВГТУ, изд-во ДВГТУ, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, одной из задач высшего образования в любой стране мира является подготовка студентов к активной деятельности в разных сферах социально-экономического и культурного развития общества. По мнению современных исследователей, те из обучающихся, которые пусть и хорошо освоят базовый курс и научатся применять свои знания в знакомой ситуации, но не будут в дальнейшем уметь самостоятельно работать с информацией, активно действовать и принимать решения, не могут рассчитывать на успех в постиндустриальном обществе XXI века.

Воспитать активную творческую личность можно с помощью личностно-ориентированного образования, предусматривающего дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента, задатков и способностей, а также его подготовки по обучаемому предмету.

Современный и будущий работодатель заинтересован в работнике, который обладает критическим и творческим мышлением, умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, имеет обширные гуманитарные знания. Задача современного образования не только передать следующим поколениям некоторую сумму уже достигнутого знания, но, и, прежде всего, научить мыслить и принимать решения в критических ситуациях самостоятельно, не дожидаясь очередных положений и инструкций сверху. Как показывает практика, знания, добытые самостоятельно, в творческой деятельности, являются наиболее прочными и глубокими.

Главной отличительной чертой самостоятельной работы студентов на семинарских занятиях по философии, является внимание к индивидуальности человека, его личности, ориентация на развитие самостоятельного критического мышления. Такой подход рассматривается как альтернативный традиционному, основанному, в основном, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Организация самостоятельной работы студентов направлена не столько на усвоение некоторого объема информации, сколько на овладение определенными исследовательскими приемами, определенной техникой анализа и аргументации.

Среди разнообразных направлений педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:

· обучение в сотрудничестве ( cooperative learning );

· метод проектов;

· «Папка студента»;

· «открытые» тесты .

Эти технологии легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Они гуманистичны не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивают не только успешное освоение учебного материала всеми студентами, но и самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Эти инновационные технологии удобны и продуктивны на семинарских занятиях по философии.

I. Обучение в сотрудничестве ( cooperative learning )

Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто сделать что-то вместе.

Три основных принципа обучения в группе:

1. «Награды» группа получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, знака отличия, сертификата и т. п.;

2. Индивидуальная ответственность каждого студента означает, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого его члена;

3. Равные возможности каждого студента в достижении успеха, т. е. сравнение, проводится не с результатами других студентов, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

Существует несколько вариантов обучения в команде (Student Team Leaning, STL). Один из них «Учимся вместе» (Learning Together) разработан в университете штата Миннесота в 1987году. Группа студентов разбивается на разные подгруппы в 4-6 человек. Каждая подгруппа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных подгрупп и всей группы в целом достигается усвоение всего материала.

Например, студентам на семинар предлагается общая тема: «Платон и Аристотель: две картины мира» .

Учебно-воспитательные цели семинара :

· осмыслить и усвоить новые понятия – эйдос, вид, демиург, добродетель, форма, материя, перводвигатель;

· показать, что многообразие философских идей периода античности содержит в зародыше, в виде гениальных догадок, почти все позднейшие типы мировоззрений.

Семинар включает в себя четыре вопроса:

1. Теория «идей» Платона.

2. Социальная утопия Платона и его проекты «идеального государства».

3. Первая философия, или метафизика Аристотеля.

4. Социально-этические взгляды Аристотеля.

Каждой подгруппе предлагается одна проблема. Внутри подгруппы студенты сами планируют, какие вопросы необходимо исследовать для проведения анализа данной проблемы.

Первый вопрос группа разбивает на следующие подвопросы:

1. Два подхода к выявлению ключевых моментов философии Платона – С.Н. Трубецкого и Вл. Соловьева, с одной стороны и В.Ф. Эрна, с другой стороны.

2. Диалог «Теэтет» и его основной вопрос: «Что такое знание?».

3. Учение об «идеях» Платона.

4. Учение о душе и теория познания Платона.

Аналогичным образом разбиваются на подвопросы второй, третий и

четвертый вопросы темы. В процессе работы все детали уясняются, анализируются в подгруппах. По окончанию работы проводится обсуждение общей темы, в ходе которой студенты задают докладывающему от подгруппы студенту и любому члену подгруппы вопрос по данному заданию. Все учащиеся подгруппы должны быть готовы ответить на любой вопрос. Участники других подгрупп могут не только задавать вопросы, но и дополнять выступления представителей подгруппы, предлагая свой вариант, что приводит к коллективной дискуссии. В конце семинара проводится тестовый опрос, позволяющий выяснить, насколько была усвоена общая тема студентами группы. Результаты теста и работы в подгруппе суммируются для подсчёта и выявления единой бальной оценки для каждой подгруппы.

II. Метод проектов

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной проблемы.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, он должен предполагать определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Например, проект «Идея справедливости в российском национальном сознании» .

Тип проекта : исследовательский.

Характер проекта : междисциплинарный.

Время работы : два семинара.

Тип проекта по характеру контактов : четыре участника.

Контроль усвоения знаний : дифференцированная тестовая работа.

Учебно-воспитательные цели :

· выявить основные различия в понимании проблемы справедливости разных философских школ и направлений;

· прояснить должна ли Россия идти дорогой Запада или ей нужно искать свои собственные пути?

· обосновать, нужна ли России национальная идея сегодня для материального и духовного возрождения?

Этапы работы над проектом:

Семинар I . Справедливость: история и виды.

Вопрос 1. Вклад основных философских школ и их наиболее ярких представителей в теорию справедливости:

· зарождение идеи справедливости в философских учениях древности;

· развитие теории справедливости школой естественного права;

· классическая немецкая философия о справедливости, свободе воли и равенстве;

· утопическое понимание справедливости;

· учение марксизма о справедливости, основанное на принципе общественной собственности;

· теория справедливости американского философа Дж. Роулса.

В ходе дискуссии студенты приходят к выводу об исторической изменчивости и относительности представлений о справедливости, их зависимости от нравов, личных и групповых интересов людей.

Вопрос 2. Роль христианства в формировании идеала справедливости.

Различный подход философии и богословия, как двух основных путей познания, в оценке справедливости. Учение Христа – исток свободы, справедливости, равенства и братства всех людей.

Как мы видим, проблема справедливости всегда волновала и волнует умы человечества, но, как и многие философские вопросы, она не имеет завершенного и окончательного ответа.

Вопросы к докладчикам первой группы:

1. Можно ли утверждать, что справедливость относится к разряду общечеловеческих ценностей?

2. Является ли демократия единственным гарантом обеспечения справедливости?

3. В чём специфика восточного понимания справедливости?

4. В чём специфика западного понимания справедливости?

5. Справедливость. Что это такое для Вас?

Семинар II . Место и роль справедливости в российском национальном сознании.

Вопрос 1. Русская религиозная философия о национальном характере и национальной идее.

Изучая работы Н.А. Бердяева «Судьба России», «Русская идея», Б.П. Вышеславцева «Русский национальный характер», Ф.А. Степуна «Дух, лицо и стиль русской культуры», П.А. Сорокина «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» мы выделили классические черты русских: внешняя простота, неодобрение сосредоточенности на земных благах, духовность, пристрастие к упрощению быта, склонность к философскому осмыслению бытия. Душа выше и дороже всего, а всё прочее само приложится – таков девиз «Святой Руси». Причем идеал этот не есть чисто созерцательный, а деятельный, практический, который нашел наибольшее выражение и полноту в народных подвижниках и святых. Ширь земли русской, считал Н. Федоров, рождала характеры предприимчивые, предназначенные для подвигов. Русским присуща «всемирная отзывчивость», т. е способность откликаться на чужую беду. Но вместе с тем для них же, характерно бросаться из крайности в крайность: от бунта к покорности, от созидания к разрушению и т. д. В русском народе два полярных начала: огромность свободы и то, что противоположно личной свободе, то, что Л. Толстой называл «роевым началом» – потребность прильнуть к таким же, как ты, подобно пчеле, прилипающей к рою.

Главные носители русской идеи – Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, А.С. Хомяков, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев и др. Русская идея – это предчувствие общей беды и мысль о всеобщем спасении. Её источники: русский исторический опыт, православная религия. Цель русской идеи – объединить человечество в общность, где индивид не задавлен обществом, и где общество не страдает от «острых углов» индивида.

Вопрос 2. Нужна ли России национальная идея сегодня?

Идея является национальной, потому что выражает такое важное условие национальной жизни, как принадлежность народа к определенной цивилизации, без чего нет, и не может быть, никакой нации. Отказ от неё равносилен отказу от самих себя. Если у России нет идеи, то она – понятие не столько историческое, сколько географическое, бессодержательное, пустое пространство, открытое любому экспериментированию над собой. Страна есть, обозначена на карте, а смысла в ней нет. Таков главный вывод, который следует из отрицания национальной идеи.

Вопросы к докладчикам второй группы:

1. Как бы Вы охарактеризовали так называемую русскую душу? В чем состоит её философское содержание?

2. Справедливость, свобода, ответственность – что Вам ближе и почему?

3. Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, друзья, совесть, другие люди?

4. Считаете ли Вы справедливым «убийство из милосердия»?

5. Как Вы считаете, какая позиция в понимании справедливости ближе к русской: западная или восточная?

Результаты семинаров оформляются в компьютерную газету или доклады.

III. «Папка студента»

«Папка студента» – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда студента, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплекс документов, самостоятельных работ студента по основным темам курса философии. Преподаватель предварительно проводит собеседование со студентом, изъявившим желание учиться по индивидуальному графику, выясняет его мировоззренческие позиции, уровень знаний по философии. Затем совместно составляется график контрольных собеседований, число которых составляет 4-5 за семестр. Студент может получить экзаменационную оценку по результатам его «Папки».

Содержание «Папки студента» должно включать в себя следующий материал (но не обязательно им ограничиваться):

· титульная страница (название самой «Папки», инициалы студента, номер группы и курс, период создания «Папки» – даты начала и окончания, инициалы преподавателя);

· краткая история успехов по философии (анализ собственных результатов: что легче дается, что труднее, в чем эти трудности, чьи философские взгляды ближе к мировоззренческой позиции студента и т. д.);

· контрольные работы, тесты, выполненные самостоятельно на занятиях;

· конспект лекций;

· проекты, рефераты, доклады и т. п.;

· любимую работу студента (этот раздел должен быть предварен отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему был выбран именно этот вид работы в качестве предпочтительного);

· письменная оценка независимого рецензента;

· а также нужно подобрать к каждой указанной ниже тем по философии:

1. Философия. Её предмет и роль в жизни человека и общества.

2. Античная философия.

3. Средневековая философия.

4. Философия эпохи Возрождения.

5. Европейская философия XVII-XVIII вв. (Нового времени и эпохи Просвещения).

6. Немецкая классическая философия.

7. Марксистская философия.

8. Современная западная философия.

9. Русская философия.

10. Философия бытия (онтология) и философия познания (гносеология).

11. Основы социальной философии и философии истории.

12. Человек как предмет философии. Человечество перед лицом глобальных проблем.

один из предлагаемых видов самостоятельной работы:

1. Составить словарь философских терминов по одной из указанных тем.

2. Составить общефилософский кроссворд.

3. Составить тематический кроссворд.

4. Составить тест на согласование понятий, идей или суждений.

Например, поставьте стрелки соответствия между основными моральными принципами и понятиями, характеризующими системы взглядов и образ жизни, определимые этими принципами:

Принципы

Понятия

Наслаждения

Альтруизм

Личного совершенства

Перфекционизм

Милосердной любви

Улитаризм

Пользы

Гедонизм

5. Составить тест с одноместными правильными ответами, когда верно одно из всех предложенных суждений.

Например, выделите суждение соответствующее нравственной позиции И. Канта.

Быть нравственным – это значит:

· стремиться к счастью;

· быть добродетельным;

· стремиться к благу;

· следовать долгу.

6. Составить тест с многоместными правильными ответами, когда верны некоторые или все приведённые суждения.

Например, отметьте верные суждения. Платон считал, что бытие:

· едино, неделимо;

· множественно;

· это – изменчивая сфера чувственных вещей;

· это – некие умопостигаемые и бестелесные идеи.

7. Составить несколько тестов по типу: «Закончите фразу…» или «Вставьте пропущенное слово…» и т. п.

Например,

· «…– есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» (Протагор);

· «Знание – есть …» (Фр. Бэкон);

· «История есть ряд эпизодов … борьбы» (В.И. Ленин).

8. Составить тестовую программу.

Тестовая программа включает в себя 8-12 вопросов по единой тематике. Она может быть посвящена философским воззрениям того или иного мыслителя, составлена на основе анализа оригинального философского текста и т. д.

Например, тестовая программа на тему «Философские воззрения Л. Фейербаха (1804-1872).

Философские воззрения Л. Фейербаха формировались под воздействием философии Гегеля. В течение двух лет Л. Фейербах слушал лекции Гегеля в Берлинском университете и впоследствии писал: «Благодаря Гегелю, я осознал самого себя, осознал мир …»

Вопрос 1. Выберите верное суждение:

· Фейербах остался последователем Гегеля в дальнейшем;

· Фейербах стал критически относится к философии Гегеля.

Вопрос 2. Философская система Л.Фейербаха – это:

· материализм;

· идеализм.

Вопрос 3. Представители немецкой классической философии по-разному отвечали на вопрос о предмете философии. Так, Кант первоначально считал, что философия должна исследовать познавательные возможности человеческого разума. Фихте назвал свою философию «учением о науке» (наукоучением). Гегель определил философию как «познание необходимости содержания абсолютного представления». Что является предметом философии с точки зрения Л. Фейербаха:

· философия – это учение о природе;

· философия – это учение о космосе;

· философия – это учение о познании;

· философия – это учение о человеке.

Вопрос 4. Сформулируйте основной принцип философии Фейербаха: _____________________.

Вопрос 5. Фейербах считал, что человек – это:

· социальное существо;

· природное существо;

· социально-природное существо.

Вопрос 6. Фейербах разграничивал философию и религию и считал, что в основе философии лежит ____________, а в основе религии ___________. Заполните недостающее.

Вопрос 7. Выберите верное суждение:

· Фейербах был последовательным сторонником религии.

· Фейербах критически относился к религии.

Вопрос 8. Можно ли сказать, что у Фейербаха религиозные отношения определяют моральные отношения (да, нет).

Вопрос 9. Из приведенных ниже высказываний найдите то, которое принадлежит Фейербаху:

· «Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты счастлив, то ты сделаешь счастливым и других».

· «Счастье – это неизменное состояние, не созданное для человека в этом мире».

· «Счастье не в одних только наслаждениях, а в высшей гармонии духа».

Какое из приведенных высказываний понравилось Вам больше всего? Почему?

9. Подобрать 10-12 высказываний философов по единой тематике. Например, «о философии», «о гносеологии», «о справедливости», «о государстве», «о вере», «о социальной философии», «об истине» и т. д.

10. Сделать не менее 3-5 конспектов оригинальных текстов по философии по интересующей проблеме (например, «проблема бытия в истории философии», «проблема теодицеи», «проблема свободы», «проблема жизни и смерти в философии» и т. п.) или по одной из предложенных тем.

11. Составить план ответа на одну из предложенных тем с использованием оригинальных текстов.

12. Составить сравнительную схему двух или более периодов по одной из основных проблем философии. Например:

Образ человека в различные исторические эпохи философии

Историческая эпоха

философии

Образ человека

Античность

Этот образ космоцентричен. Это человек, который все еще сохраняет интенции первобытного человека в том смысле, что живет вещами и существует лишь для космоса физических тел. Начиная с Сократа, философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

Средние века

Этот образ теоцентричен. Человек не верит в себя. Он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Это – подлинно духовный мир. В сравнении, с которым «дух» античности неадекватно материален. Посюсторонний мир, как и сам человек, рассматриваются не в их самодовлеющей реальности, не такими какие они есть в действительности, а лишь как момент движения человека к Богу.

Новое время

Этот образ антропоцентричен. Человек отрывается от Бога. Он теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Ф. Достоевский). Главная сфера человеческой деятельности – познание. Главный метод познания – рефлексия. Миром управляют разумные законы, которые соответствуют законам человеческого разума.

XX век

Человек не только рациональное животное, но и символическое. Он живет не только в физическом, но и символическом мире, нити которого сплетаются в символическую сеть. Весь человеческий прогресс утончает и, одновременно, укрепляет эту сеть (Э. Кассирер).

13. Составить карточки для индивидуальной работы на семинарах.

14. Написать рецензию на прочитанную книгу, статью по изучаемой теме.

15. Разработать семинарское занятие (тема, вопросы, литература).

16. Сделать опорный конспект к любой из предложенных тем.

17. Оформить лекцию в таблицах или любой вопрос по философии. Например:

Влияние античной философии на христианскую философию

Кинизм

Стоицизм

Неоплатонизм

– идея аскетизма;

– презрение к миру, мирским наслаждениям, славе и богатству.

– учение о Логосе, который в христианстве отождествляется со второй ипостасью Бога – Богом–Сыном, т.е. Иисусом Христом;

– учение о судьбе и божественном предопределении;

– космополитизм.

– учение о Едином =Благе, которое в христианстве отождествляется с Богом;

–у– учение о мире как Божественной эманации;

– учение о стадиях эманации.

Христианская философия

Если у студента есть собственное индивидуальное решение какой-либо темы, не входящее в данный перечень, он может использовать его. При оформлении работы обязательны:

· наличие письменных конспектов оригинальных текстов, с указанием издания и страниц текста или сайта Интернета;

· список использованной литературы после каждого задания, с указанием общих страниц и тех, которые использовались для данного вопроса или темы;

· ответы на вопросы, тесты, кроссворды и т. п.

IV . «Открытые» тесты

В последнее время преподавания философии всё чаще используются разнообразные тесты. Тест как метод ориентирован на самостоятельный философский выбор студента. Студенты могу принимать участие не только в решении теста, но и в их составлении. Тест должен включать в себя основные моменты определенной темы по истории философии. Он также может быть составлен по произведениям философов или по одной из интересующих студента философских проблем (например, «основные философские вопросы», «проблема эвтаназии», «философия и религия», «проблема Восток-Запад-Россия», «истина как философская категория» и т.д).

Ниже предоставлены так называемые «открытые» тесты, особенность которых заключается в том, что в их формулировку не включаются варианты ответа. Они считаются более сложными, чем «закрытые» тесты, в которых содержится предполагаемый ответ (или ответы) на вопрос. «Открытые» тесты для своего решения или составления требуют от студента более фундаментальной подготовки по философии.

Составленные студентами «открытые» тесты можно использовать в учебном процессе, решая на семинарских занятиях в виде разминки или предложить их отдельным студентам для внеаудиторной работы.

Пример 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

1. Термин «философия» происходит от греческих слов philio и sophia и означает ........ .

2. Философское учение о бытии называется ……. .

3. Философское учение о ……… называется гносеология.

4. Раздел философии, изучающий наиболее общие вопросы функционирования развития общества называется ……. .

5. Раздел философии, исследующий наиболее общие и существенные вопросы человека называется …… .

6. ….. называется теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение, призванное вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

7. Направление в философии, которое все объясняет из материи, принимает материю как нечто изначальное, как источник всех вещей называется … .

8. Философское воззрение, которое все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или подчиняет ему материю называется …… .

9. …… – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало.

10. …… – философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического.

11. Философское учение, представители которого полагают, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем называется ….. .

12. …… есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

13. Обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества, совокупность общественных, научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических, ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей называется …… .

14. Функция философии, которая в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира называется ….. .

15. ……. называется функция философии, заключающаяся в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

16. Функция философии, помогающая оценить исследуемый объект с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п., называется …… .

17. Функция философии, объясняющая социальное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению называется ……. .

18. Всякая философия является …… , но не всякое …… является философией.

19. Философское направление провозглашающее независимость любого идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека, называется ….. .

20. Философское направление утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека называется …….… .

Пример 2. Античная философия

1. Перечислите наиболее известные ранние философские школы Древней Греции: ……, пифагорейская, ……, …… .

2. Главным вопросом всей древнегреческой философии был вопрос …….. (архэ).

3. Гераклит Эфесский понимал под первоначалом всего сущего …., Фалес – воду, Платон – …… .

4. Анаксимандр понимал под первоначалом всего сущего …….., Демокрит – ……, Анаксимен – воздух.

5. Одушевление неживой природы, когда всем формам материи приписывается чувствительность и жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить называется ……. .

6. Основные этапы в развитии античной философии: ……., ……, …… .

7. Поиск архэ, ……, ….., гилозоизм – характерные черты, присущие ранним философским школам Древней Греции.

8. Диалектический метод Сократа по форме состоит из иронии и ……., по содержанию делится на ……. и …….. .

9. Мысль о том, что все сущее нужно мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей принадлежит …….. .

10. Афоризм: «Бытие есть, а небытия нет» принадлежит ……… .

11. Характеристика бытия по Пармениду: ……, …..., …….., цельно, однородно, …….., ………., не имеет ни начала, ни конца во времени.

12. Характеристика бытия у Платона отличается от характеристики бытия у Парменида тем, что у первого оно …….., а у второго – едино.

13. Высказывание: «Человек есть ……, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» принадлежит Протагору.

14. Афоризм «Познай самого себя» принадлежит ……. .

15. Элеаты четко разграничивали ……., основанную на рациональном познании и ……, основанное на чувственных восприятиях, которое является ложным, а чувственно-воспринимаемый мир иллюзорным и нереальным.

16. …… – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

17. В апориях Зенона «Дихотомия (деление на два)», «Ахилл», «Летящая стрела» и «Стадий» исследуется вопрос о ….. .

18. Философия, как ее понимает Сократ, – не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как ………. .

19. Согласно утверждению Сократа, добродетель тождественна ……… .

20. По отношению к чувственным вещам виды (идеи) Платона одновременно …….. и образцы, по которым эти вещи были созданы, …….., к которым стремятся существа чувственного мира, и, наконец …….. об общей основе вещей каждого класса, или разряда.

21. Учение Платона есть ……., потому что в нем истинной сущностью чувственных вещей объявляются идеи, лишенные чувственных свойств и эти идеи прежде всего ………, а не понятия нашего ума.

22. В идеальном государстве Платона роль правителей отводится …….. .

23. Наивысшая идея, по Платону, есть идея …….., которая сообщает философии Платона …….. характер.

24. Идеальное государство Платона обладает четырьмя главными доблестями: мудростью, …….., сдерживающей мерой, ……… .

25. Высказывание: «... ничто иное не делает вещь прекрасною; кроме присутствия прекрасного самого по себе или общности с ним. … все прекрасные вещи становятся прекрасными через прекрасное [само по себе]» принадлежит ……. .

26. Высказывание «… и теперь, и прежде удивление побуждает людей философствовать…» принадлежит …….. .

27. Решая проблему бытия Аристотель разработал учение о четырех первопричинах всего сущего: …….., …….., движущей, …….. .

28. Аристотель разделил все добродетели на два класс: …….. или добродетели характера и …….. или интеллектуальные.

29. Наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоящая от его сущности, согласно Аристотелю, …….., а первоначальная и самая божественная из всех форм государственного строя – …….. .

30. Завершает аристотелевскую метафизику понятие бога или …….. .

31. Аристотель выделял …….. как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и …….., предметом которой является природа.

32. …….. – направление в философии, для которого характерно не прямое догматическое отрицание возможности познания, а только воздержание от решительных и окончательных высказываний, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу, но равносильных суждений.

33. «Повороты», или аргументы, направленные против всех суждений о реальности, основывающихся на непосредственных впечатлениях называются …….. .

34. Этика Эпикура утверждает, что для человека первое и прирожденное благо, начало и конец счастливой жизни, есть ……… .

35. Следующее высказывание: «Смерть – самое страшное из зол не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем», - принадлежит …….. .

36. Главным достоинством мудреца стоики считали …….. .

37. «Человек – гражданин мира», утверждали …….. .

38. Высшей целью любого человеческого действия и стремления стоики считают …….. .

39. Источником бытия, всего сущего в мире Плотин считал сверхприродное начало, которое он назвал …….. .

40. Неоплатонизм есть учение: о 1)Едином, о 2)…….., о 3) ………, о 4) Космосе.

Пример 3. Немецкая классическая философия

1. Главный вопрос "Критики чистого разума" И. Канта: как возникает новое знание вне опыта, т.е. как возможны ……, не зависящие от опыта …… суждения.

2. Согласно Канту существуют две априорные формы чувственности – …… и …… .

3. Научное знание представляет собой синтез чувственности и ……, осуществляемый с помощью категорий рассудка, опытных данных и …… .

4. И. Кант называет три сферы интеллектуальной деятельности: рассудок, …… и ….…

5. ….… – это исключающие друг друга равно доказуемые суждения, к которым с неизбежностью приходит разум, пытающийся охватить мир в целом.

6. Исследование познавательной способности разума проводится Кантом в «…….».

7. Согласно Канту то, чем вещь является для нас (…….), принципиально отличается от того, что она представляет сама по себе (……).

8. Этика Канта носит ….… характер.

9. …… Канта в окончательной формулировке звучит сл. обр.: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства".

10. Три диалектических принципа натурфилософии Шеллинга следующие: принцип единства природы, принцип развития природы и ……., принцип ….. .

11. В основе шеллингианской философии лежит признание ……. – тождества субъекта и объекта, природы и духа, реального и идеального.

12. Высказывание: "Я – жрец истины, я поступил к ней на службу и обязался сделать все для нее – дерзать и страдать", – принадлежит …….. .

13. Фихте различает три вида свободы: трансцендентальную, ……, ….… .

14. Три основоположения "учения о науке" Фихте: Я есмь Я; ……..; синтез Я и не-Я, тождество субъекта и объекта дает некое целое,….. .

15. Для Фейербаха человек только …… существо, высшая, абсолютная сущность человека как такового, и цель его существования заключается в ……, мышлении и …… .

16. Этика Фейербаха – ……, т.е. учение, обосновывающее нравственность стремлением к счастью.

17. Гегеля можно отнести к ……, так как основой и субъектом развития, творцом мира в целом он считает…… .

18. Мировой дух в своем развитии проходит три ступени: ступень логики, ступень ……, ступень…… .

19. Под субъективным духом Гегель понимает сознание человека, под объективным духом – ……, ……, ……, под абсолютным духом – эстетику, религию, …… .

20. По словам К.Маркса "……" – "истинный исток и тайна гегелевской философии".

21. Дополните выражение Гегеля: "….. есть критерий истины, отсутствие …… – критерий заблуждения".

22. Развитие, согласно Гегелю осуществляется по определенному правилу:… (……) – его отрицание (антитезис) – ……. (…..).

23. "Становление", третья категория у Гегеля, выражающая синтез "…" и "ничто".

24. Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель – …… .

25. Гегель различает четыре основных периода всемирной истории: восточный мир, …, …, …… .

26. По Гегелю сущность в своем существовании есть…. Единство сущности и ……. составляет действительность.

27. Социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, Гегель называет ..… обществом.

28. Афоризм Гегеля "Что разумно, то действительно, и что ……, то …….".

29. Согласно Гегелю: "Требование ……. есть черта пустого рассудка".

30. Хитрость мирового разума состоит по Гегелю в "опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную ….…".

Пример 4. Современная западная философия XIX XXI вв.

1. Согласно А. Шопенгауэру субстанция мира – ……. .

2. Одним из важнейших этических качеств человека у Шопенгауэра оказывается …….

3. Главная характеристика человека у С. Кьеркегора – постоянное ….. человеческого существа, всей душой устремленного к Богу.

4. К основным понятиям философии Фр. Ницше можно отнести следующие: ……, «вечное возвращение», ……, ……. .

5. По мнению А. Бергсона глубинная реальность постигается ……., позволяющей непосредственно слиться с этой реальностью.

6. Двигаясь по пути веры, человек, считал Кьеркегор, проходит три стадии самоутверждения: …….., этическую, …… .

7. В истории философии различают три фазы позитивизма: «первый позитивизм», ……. и ……. .

8. Позитивный философ прежде всего критик …… .

9. Согласно закону трехстадийного развития человеческого духа О.Конта и человечество, и любая из наук, и отдельный человек в своем духовном развитии проходят стадии: «теологическую, или фиктивную», «……., или абстрактную» и «…….., или ……».

10. Основная задача эмпириокритицизма – ……., «зараженного» метафизикой.

11. Согласно Э. Маху и Р. Авенариусу фундаментальный закон всякого знания – закон …….. запрещает «скачки» в познавательном процессе.

12. Подлинное, изначальное, целостное и «нейтральное» бытие, согласно Маху «……… …….. мира», они, будучи элементами опыта, не идеальны и не …….., они суть нечто изначальное, и поэтому «третье».

13. …….., считает Авенариус, это такой акт познающего сознания в результате которого испытание (переживание) некоей вещи другим человеком, вкладывается в него.

14. Суть неопозитивизма состоит в том, что философия здесь понимается как ……. …….., вследствие чего на первый план выдвигается проблема …….. и …….. .

15. …….. предложениями Б. Рассел называет независимые друг от друга элементарные высказывания, истинность которых не зависит от истинности других, таких же элементарных высказываний.

16. Принципы Венского кружка: принцип дихотомии, принцип …….., принцип …….. .

17. Принцип …….. признает истинными только те эмпирические предложения, которые можно свести к высказыванию о наиболее элементарном чувственном восприятии.

18. Принцип верификации был заменен К. Поппером на принцип …….., утверждающий, что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергается опытом.

19. В области социальной философии К. Поппер выступил против принципа …….., главная задача которого заключается в историческом предсказании.

20. Согласно К. Попперу существует два противоположных типа обществ: открытое и ……. .

21. «Под …….., – пишет Т.С. Кун, – я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».

22. Началом «Логико-философского трактата» …….., подлинного духовного отца неопозитивизма, являются следующие слова: «Мир есть все то, что имеет место».

23. Основатель …….. – австрийский врач, психолог, З. Фрейд (1856-1939).

24. Трехчастная модель сознания З. Фрейда включает в себя: …….., Я, …. .

25. По мнению К. Юнга, ……. …… ……, образуют основу психики человека.

26. С точки зрения феноменологии, ……… – это постоянная направленность сознания на внешние предметы.

27. Феноменологическая ……, с помощью которой достигается уровень феноменов сознания, заключается в «вынесении за …..» всего, что вообще удалось исключить, в определенном смысле проигнорировать, не получая в итоге «пустоты».

28. Согласно М. Хайдеггеру, главным вопросом философии является вопрос о ……

29. Человеческое бытие утверждает М. Хайдеггер – «бытие для ……».

30. С точки зрения М. Хайдеггера «….. есть дом бытия, и хранители этого дома не ученые, а …… .

31. Связь Я с его предметным миром раскрывается в многочисленных образах озабоченности, а само человеческое существо, ….., понятое онтологически есть ……, считает Хайдеггер.

32. «Смыслом бытия того сущего, которое мы называем Dasein», – говорит Хайдеггер есть ……. .

33. …….., или «деконструкция бытия» происходит по мнению Сартра только тогда, когда сам человек определяет отношение к предмету своего внимания, выражая его в форме высказывания «больше не …».

34. По Сартру исключительное качество человеческого способа бытия есть ……

35. Существуют три группы конкретных отношений человека с другими считает Сартр: первая – ….., …… и ……, вторая – ……, желание, ненависть и ……, третья – «совместное бытие» и «мы».

36. Сартр считает владение, …. и ….. – «кардинальными категориями человеческой реальности.

37. Вставьте пропущенные слова в высказывание Сартра: человек «будучи осужденным быть ……, целиком несет всю тяжесть мира на собственных плечах: он …….. за мир и за себя самого как способ быть».

38. Призванным отцом-основателем структурализма был швейцарский ученый …….. (1857-1913).

39. Структуралистская установка означает решение рассматривать любой феномен культуры как носитель смысла, т. е. как «……».

40. Структуралистический метод К. Леви-Стросса соединяется с тезисом психоанализа о наличии ……. и …… и с ……. подходом к материалу.

41. Предмет исследования М. Фуко – это «чистый» …… без субъектов, а главная задача – выявление структуры, свойственной самому ……. .

42. Фуко определяет ……. как «совокупность …….., принадлежащих к одной и той же системе формаций. Именно таким образом, – пишет он, – я могу говорить о климатическом дискурсе, дискурсе экономическом, дискурсе естественной истории и дискурсе психиатрии».

43. Помимо центральной категории – «…….», философская герменевтика использует такие понятия как «традиция», «интерпретация», «смысл», «часть и целое», «……..круг».

44. Впервые ясно и четко герменевтический круг был сформулирован Ф. Шлейермахером: чтобы понять ……., следует понять его части, но для адекватного понимания частей необходимо понять смысл …… .

Пример 5. Русская философия XIX XX вв.

1. Основные черты русской философии: ………, онтологизм, …….., целостность, панморализм, …….. .

2. Начало самостоятельной философской мысли в России XIX в. связано с именами ……… и Алексея Хомякова.

3. Основные идеи славянофилов: цельность русского ума и характера, …….., учение о Троице и консубстанциальности.

4. Следующие слова лучше всего характеризуют основной духовный строй Чаадаева, как ни «прекрасна любовь к отечеству, но есть нечто еще больше прекрасное – любовь к …….. . Не через родину, а через …….. ведет путь на небо.

5. Ленин охарактеризовал идеологию Герцена следующим образом: «Он пошел дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом… Герцен вплотную подошел к …….. материализму и остановился перед …….. материализмом. Эта «остановка» и вызвала духовный крах Герцена после поражения революции 1848 года».

6. Согласно Вл. Соловьеву: «полное определение истины выражается в трех предметах: сущее, ………, ……….».

7. Истинное знание, по Соловьеву, является результатом эмпирического, рационального и ……… познания в их взаимосвязи.

8. Этическим вопросам посвящена работа Соловьева «………».

9. Смысл любви, считает Соловьев, заключен в спасении в человеке человеческого, через «………».

10. Учение о …….. как источнике возрождения мира использовано Соловьевым для истолкования истории человечества и проблем социальной жизни.

11. Метафизика Соловьева есть метафизика «……..», и в ней, поэтому Абсолютное не мыслится отдельно от мира.

12. Н. Бердяев различает три вида свободы: первичную, иррациональную свободу, …….. и ……… .

13. Исходным пунктом философии Бердяева является примат ….. над бытием.

14. По словам Н.Бердяева: «У Достоевского был только один всепоглощающий интерес, только одна тема, которой он отдал все свои творческие силы. Тема эта – ……… и ………».

15. С точки зрения Бердяева «…общество является частью ……., ее социальной стороной», а не ………. – частью общества.

16. По мнению Бердяева главной отличительной чертой «русской идеи» является религиозный …….., пронизывающий все общество, его культуру и сознание.

17. В этической теории Бердяева существуют три формы морали: ……, этика искупления, …….. .

18. Концепция культурно-исторических типов была изложена …….. в его работе «Россия и Европа».

19. К. Леонтьев выступал против идеала ……, считая, что он чужд природе.

20. В области философии Н. Чернышевский стоял на позиции ……., утверждая, что природа существует до сознания и независимо от него.

21. Мир, согласно учению С. Булгакова, представляет собой творение, основой которого является идеальное, божественное начало – …….. .

22. В центре концепции евразийства был тезис о том, что …… – страна особая, органически соединившая в себе элементы …… и ….…, создавшая своеобразную ……. – евразийскую культуру.

Литература к тестам

1. Асмус В.Ф.Античная философия: – 3-изд., – М.:Высш.шк., 2001. – 400с.

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – 2-е изд., М.:Рольф, 2001. – 416с.

3. Зотов А.Ф. Современная западная философия: – 2-е изд., М.:Высш.шк., 2005. – 781с.

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.:Советский писатель, 1991. – 480с.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – 3-е изд., – М.:ЮНИТИ-ДАНА,20005. – 622с.

Ответы к тестам

1. Философия, её роль в жизни человека и общества

1.Любовь к мудрости, 2.Онтология, 3.О познании, 4.Социальной философией, 5.Философской антропологией, 6.Философией, 7.Материализмом, 8.Идеализмом, 9.Монизм, 10.Дуализм, 11.Агностицизмом, 12.Философский метод, 13.Мировоззрением, 14.Мировоззренческой, 15.Методологической, 16.Аксиологической, 17.Социальной, 18.Мировоззрением, мировоззрение, 19.Объективным идеализмом, 20.Субъективным идеализмом.

2. Античная философия

1.Милетская, элейская, школа атомистов, 2.О первоначале мира, породившем все сущее, 3.Огонь, эйдос, 4.Апейрон, атом, 5.Гилозоизмом, 6.Досократический, классический, эллинистически-римский, 7.Космоцентризм, натурфилософия, 8.Майевтики, индукцию и определение, 9.Гераклиту, 10.Пармениду, 11.Едино, неделимо, умопостижимо, неподвижно, нескончаемо, 12.Множественно, 13.Мера, 14.Сократу, 15.Истину, мнение, 16.апория, 17.О мыслимости движения, 18.Следует жить, 19.Знанию, 20.Причины, цели, понятия, 21.Объективный идеализм, бытие, 22.Философам, 23.Блага, телеологический, 24.Мужеством, справедливостью, 25.Платону, 26.Аристотелю, 27.Формальной, материальной, целевой, 28.Этические, дианоэтические, 29.Тирания, монархия, 30.Перводвигателя, 31.Первую философию, вторую философию, 32.Скептицизм, 33.Тропами, 34.Удовольствие, 35.Эпикуру, 36.Независимость от внешних обстоятельств, 37.Стоики, 38.Счастье, 39.Единым, 40.О Мировом уме (noys), о Мировой душе.

3. Немецкая классическая философия

1.Априорные, синтетические, 2.Пространство и время, 3.Рассудка, продуктивного воображения, 4.Интуитивная способность суждения и разум, 5.Антиномии, 6.«Критика чистого разума», 7.Феномен, ноумен, 8.Автономный, 9.Категорический императив, 10.Духа, единства противоположностей, 11.Абсолюта, 12.И.Г. Фихте, 13.Космологическую, политическую, 14.«Я полагает не-Я»; абсолютное Я, 15.Природное; воле, чувстве, 16.Эвдемонизм, 17.Объективным идеалистам, мировой дух. 18.Природы, духа, 19.Семью, гражданское общество, государство, философию, 20.«Феноменология духа», 21.Противоречие, противоречия, 22.Утверждение (тезис); отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей), 23.«Чистого бытия», 24.Свободу, 25.Греческий мир, римский мир, германский мир, 26.Явление, явления, 27.Гражданским, 28.Действительно, разумно, 29.Равенства, 30 Цель.

4. Современная западная философия XIX - XXI вв.

1.Воля, 2.Сострадание, 3.Самоопределение, 4.Переоценка ценностей, воля к власти, сверхчеловек, 5.Интуицией, 6.Эстетическую, религиозную,7.Эмпириокритицизм, неопозитивизм, 8.Метафизики, 9.«Метафизическую, или абстрактную», «позитивную, или реальную», 10.Критика опыта, 11.Экономии мышления, 12.«Нейтральные элементы мира», не материальны, 13.Интроекция, 14.Анализ языка; значения и смысла, 15.Атомарными, 16.Конвенциализма, верификации, 18.Фальсификации, 19.Историзма, 20.Закрытое, 21.Парадигмами, 22.Л. Витгенштейна, 23.Психоанализа, 24.Оно, Сверх-Я, 25.Архетипы коллективного бессознательного, 26.Интенциональность, 27.Редукция; скобки, 28.Бытии, 29.Смерти, 30.Язык, поэты, 31.Dasein, забота, 32.Временность, 33.Неантизация, 34.Свобода, 35.Любовь, язык, мазохизм, безразличие, садизм, 36.Деяние, бытие, 37.Свободным, ответственен, 38.Фердинанд де Соссюр, 39«Текст», 40.Бессознательного и подсознания, историческим, 41.Дискурс, дискурсу, 42.Дискурс, высказываний, 43.«Понимание», герменевтический, 44.Целое, целого.

5. Русская философия XIX - ХХ вв.

1.Религиозность, антропоцентризм, историософичность, 2.Ив. Киреевского, 3.Соборность, 4.Истине, истину, 5.Диалектическому, историческим, 6.Единое, все, 7.Мистического, 8.«Оправдание добра», 9.«Жертву эгоизма», 10.Богочеловечестве, 11.«Всеединства», 12.Рациональную свободу, свободу, проникнутую любовью Бога, 13.Свободы, 14.Человек и его судьба, 15.Личности, личность, 16.Мессианизм, 17.Этика закона, этика творчества, 18.Н.Я. Данилевского, 19.Равенства, 20.Материализма, 21.Святая София, 22.Россия, Востока и Запада, срединно-евразийскую.

Приложение

ПЕРСОНАЛИИ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

1. Античная философия (досократическая; классическая; эллинистически-римская ):

досократики, / Платон, Аристотель, / Секст Эмпирик, Эпикур, Тит Лукреций Кар, Люций Анней Сенека, Марк Туллий Цицерон, Эпиктет, Марк Аврелий, Плотин, Порфирий и др.

2. Средневековая философия (патристика; схоластика ):

Аврелий Августин, / А. М. С. Боэций, И. С. Эриугена, П. Абеляр, Дж. Ф. Бонавентура, Роджер Бэкон, Фома Аквинский, И. Дунс Скот, У. Оккам, П. Абеляр, аль-Фараби, Ибн-Сина, Авиценна, / М. Экхарт (мистицизм)и др.

3. Философия эпохи Возрождения :

Н. Кузанский, Пико делла Мирандола, Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень, Т. Кампанелла, Я. Беме, Э. Роттердамский / Я. Бёме (мистицизм) и др.

4. Европейская философия XVII - XVIII вв. (Нового времени и эпохи Просвещения):

Фрэнсис Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, / Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Гольбах, Гельвеций, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер и др.

5. Немецкая классическая философия:

И. Кант, И. Фихте, Фр. Шеллинг, Г. Гегель, / Л. Фейербах.

6. Марксистская философия:

К. Маркс, Фр. Энгельс.

7. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ философия XIX - XX вв.:

«философия жизни» : Фр. Шлегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В Дильтей; О. Шпенглер;

позитивизм :

– «первый» позитивизм: О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер;

– «второй» позитивизм (махизм или эмпириокритицизм): Э Мах, Р. Авенариус;

– «третий» позитивизм или логический позитивизм или аналитическая философия: Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап, У. Куайн;

постпозитивизм : К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд;

неокантианство : Г. Коген, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер;

герменевтика : Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас, Р. Рорти, Р. Рикёр;

прагматизм : Ч. Пирс, В. Джемс, Дж. Дьюи;

экзистенциализм : С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет, М. Бубер;

феноменология : Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, М. Шелер, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр;

психоанализ : З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер;

структурализм : Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко;

постмодернизм : Р. Барт, Ж. Бодрийар, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж.Ф. Лиотар, М. Фуко, П. Рикер, Ф. Гваттари, Р. Рорти;

неотомизм : Ж. Маритэн, Э. Жильсон, П.Т. де Шарден;

неопротестантизм : К. Барт, П. Тиллих;

философские концепции кризиса : Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс»; О. Шпенглер «Закат Европы», Р. Гвардини «Конец Нового времени», А. Швейцер «Упадок и возрождение культуры», «Культура и этика», А. Вебер «Германия и кризис европейской культуры», Й. Хейзинга «В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи», К. Ясперс «Духовная ситуация времени», Ф. Фукуяма «Конец истории» и др.

8. РУССКАЯ философия XIX - XX вв.:

славянофилы : А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин и др.;

западники: П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, Б.И. Чичерин и др.;

либералы: К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский и др.;

почвенники: Ап. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов и др.;

консерватизм: М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский и др.;

позитивизм, антропологизм, материализм: П.Л. Лавров, В.И. Ленин, Н.Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, Н.К. Михайловский, Д.И. Писарев, П.В. Копнин, Э.В. Ильенков и др.;

космизм: Н.Ф. Федоров, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.;

евразийство: П. Н. Савицкий, С.Н. Трубецкой, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин, Л.Н. Гумилев и др.;

духовно-академическая философия: В.Д. Кудрявцев-Платонов, Д.П. Юркевич, Ф.А. Голубинский, В.И. Несмелов, М.М. Тареев, М.И. Каринский и др.

философия всеединства : Вл. Соловьев, кн. С. и Е. Трубецкие, о.С. Булгаков, о.П. Флоренский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин и др.;

русский духовный Ренессанс: Вл. Соловьев, В.В. Розанов, Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев, кн.С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, о.П. Флоренский, о.С. Булгаков, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, Г.Г. Шпет, о.В. Зенковский, Г.В. Флоровский, Ф.А. Степун, С.И. Гессен, Н.О. Лосский, Вл. Лосский, В.Ф. Эрн и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning)……………………………...4

Метод проектов……………………………………………………………………5

«Папка студента»………………………………………………………………….8

«Открытые» тесты……………………………………………………………….13

Литература к тестам……………………………………………………………..24

Ответы к тестам………………………………………………………………….24

Приложение. Персоналии для конспектирования..............................................25