Главная              Рефераты - Разное

Развитие системы управления науки и образования в республике казахстан магистерской диссертации на соискание академической степени магистра экономики и бизнеса по - реферат

Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата

УДК 330.161 (574) На правах рукописи

АБЖАНОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУКИ И

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Реферат

магистерской диссертации на соискание академической степени

магистра экономики и бизнеса

по специальности 6М051000 - Государственное и местное управление

Кызылорда, 2012 г.

Работа выполнена в Кызылординском государственном университете имени Коркыт Ата.

Научный руководитель: кандидат экономических наук,

доцент Г.Ж.Рысмаханова

Официальный оппонент: кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник Института «Экономика» Министерства образования и науки Турсынбаева Д.К.

Защита состоится 19 июня 2012 года в 09.00 часов на заседании государственной аттестационной комиссии при Кызылординском государственном университете им. Коркыт ата по адресу: 120014, г. Кызылорда, ул. Айтете би, 29а

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Кызылординском государственном университете им. Коркыт Ата.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования . В условиях актуализации науки и образования отдается предпочтение не просто научному росту как таковому, а эффективности, достигающейся в результате поиска стратегии развития и тактики поведения в научных организациях, улучшения методов и форм управления с учетом объективных и субъективных динамических характеристик всех организационных инноваций. В связи с этим особое значение на современном этапе приобретает наука и образование, которая в значительной степени определяет структуру национальной науки, качество научных услуг, а также эффективность функционирования науки на всех ее организационных уровнях. Степень участия человеческих ресурсов в научных процессах становится важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность страны в мировой науки, ее возможности и долю в мировом денежном доходе.

В современных условиях проблема формирования научных аспектов управления наукой и образованием, соответствующей развитию науки и образования, приобретает особую значимость. Подлинное реформирование организаций возможно только с учетом того, что в условиях рыночной экономики персонал организации, имеющий доступ к информации и наделенный высокой культурой, рассматривается не только как один из экономических факторов, но и является ключевым ресурсом, эффективное использование которого становится центральной задачей менеджмента. Разработка конкретных путей совершенствования управления наукой и образованием и поиск организационных резервов роста эффективности производства требует развития теоретических положений в этом направлении экономической науки и создания научно обоснованной организационной структуры управления.

Решение поставленной перед страной задачи требует дальнейшего повышения роли науки в инновационном развитии страны. В настоящее время отставание казахстанской науки от мирового уровня во многом определяется состоянием основных видов ресурсов (финансовых, кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных), необходимых для осуществления и развития деятельности научных организаций. Как известно, макроэкономические показатели в сфере науки Казахстана пока еще уступают соответствующим показателям развитых стран, например по наукоемкости ВВП, численности работников, выполняющих научные исследования и разработки (НИР), в процентах от занятых в экономике, соотношению бюджетных и внебюджетных затрат на НИР.

На внеочередном XII съезде партии «Нур Отан» Президент страны Н.А. Назарбаев в своем выступлении отметил, что с 1 января 2010 г. в рамках Стратегии «Казахстан-2030» начинается пятилетка форсированного индустриально-инновационного развития. «Мы говорим об инновационной индустриализации, а не о той индустриализации, которая была во всех государствах мира в начале прошлого века. Наша индустриализация должна соответствовать нынешнему укладу развития мировой экономики», - подчеркнул глава государства.

Основными показателями, с помощью которых проводится анализ управления наукой и образованием Республики Казахстан, является: многолетняя ретроспектива становления системы науки и образования в Республики Казахстан; объем и источники финансирования науки и образования; количество научных, научно-технических организаций, учреждений, предприятий; численность и квалификация научных кадров.

Превращение науки и образования в важнейший фактор развития общества повышает значимость выявления состояния и тенденций ее развития, ее достижений и проблем, объективной оценки ее результативности.

В Послании Президента страны Н.Назарбаева «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» подчеркнуто, что качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Решение этой задачи приобретает важное значение в реализации стратегии вхождения нашего государства в число 50 конкурентоспособных стран мира.

В связи с присоединением Казахстана к Болонскому процессу перед высшей школой на первый план выдвигается проблема качества образования, поскольку ключевым вопросом этого процесса в настоящее время выступает обеспечение качества высшего образования.

Отметим, что «треугольник знаний» - наука, образование и инновации - определен как основной фактор усилий для выполнения задач стратегии Европейского Союза по превращению экономики ЕС в самую динамичную и наиболее конкурентоспособную экономику мира. Именно в вузе мы можем увидеть взаимосвязь науки – образования – инноваций. Причем инновации – это новый шаг в будущее, который подстегивается информатизацией и глобализацией общества.

Сочетание нескольких направлений настоящего исследования, использование обширных статистических данных государственной системы статистики и государственной регистрации научной документации, ее многолетняя ретроспектива и изучение законодательства обеспечили системность проведенного анализа управления науки и образования в Казахстане, обоснованные выводы и рекомендации.

В связи с этим, постановка проблемы проведения исследований, ориентированных на изучение, анализ и оценку управления наукой и образованием, а также поиска путей совершенствования управления науки и образования является весьма актуальной и своевременной. Выполненный анализ обогащает экономическую теорию (науку и практику) обширной информацией о выявленных закономерностях научной и инновационной деятельности в Республике Казахстан.

Предмет исследования: Развитие системы управления науки и образования Республики Казахстан.

Объект исследования: Система управления наукой и образованием Республики Казахстан.

Цель исследования заключается в анализе развития системы управления наукой и образованием.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи исследования:

- исследовать теоретические аспекты системы управления науки и образвования Республики Казахстан;

- дать характеристику системы управления науки и образования;

- рассмотреть модернизация национальной системы высшего профессионального образования Казахстана в свете Болонской декларации о создании единого европейского образовательного пространства;

- рассмотреть интеграцию образования, науки и производства как базы управления и прогнозирования развития системы образования и науки Республики Казахстан;

- представить методологию управления подготовкой кадров в условиях глобализации образования и науки.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов: анализ, синтез, обобщение, изучение и анализ нормативной документации, изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.

Научная новизна: Сформулированные в диссертационной работе результаты имеют научный и практический вклад. В целом научная новизна диссертации состоит в комплексном и системном подходе к решению актуальной проблемы современной науки, связанной с вопросами системы управления науки и образования Республики Казахстан. Среди авторских положений имеющих элементы научной новизны можно указать следующие:

- на основе изучения теоретических и научных положений по формированию научных аспектов уточнены сущность системы управления наукой и образованием в Республике Казахстан и закономерности ее развития.

- в результате исследования и оценки деятельности науки и образования в Республике Казахстан разработаны основные направления совершенствования системы управления наукой и образованием.

- представлена методология управления подготовкой кадров в условиях глобализации образования и науки.

- на основе исследования проблем управления наукой и образованием в Республике Казахстан предложены комплексные направления внедрения инновационных форм управления.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, содержит 10 таблиц.

Основное содержание работы

глава 1 «Теоретические аспекты системы управления науки и образования» состоит из двух параграфов 1.1 "Понятие науки и образования, основы их изучения" и параграфа 1.2 "История становления системы управления науки и образования Республики Казахстан".

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Наука – это вид познавательной деятельности человека, направленный на получение и выработку объективных, обоснованных и системно организованных знаний об окружающем мире. В ходе этой деятельности происходит сбор фактов, их анализ, систематизация и дальнейших синтез на базе имеющихся данных новых знаний, которые позволяют осуществлять научно обоснованное прогнозирование будущего.

Наука – сложная система по своей структуре и функциям, встроенная в социально-экономическую жизнь страны. В условиях ускоренного технологического прогресса, глобальной инновационной ориентированности роль науки и степень взаимодействия ее с экономикой небывало возросли. В связи с этим системный анализ развития науки требует многоаспектного подхода с использованием прежде всего количественных статистических методов, объективно отражающих как состояние и тенденции развития собственно науки, так и непосредственно связанных с ней сфер – образования, инновационной деятельности, производства.

Становление науки в Казахстане уходит в начало ХХ в., когда были созданы Уральская ветеринарная станция (1897 г.), Красноводопадская семеноводческая станция (1909 г.). Позже к ним добавились Уральская опытная сельскохозяйственная станция (1914 г.), Алма-Атинский санитарно-бактериологический институт (1925 г.). К 40-м гг. в республике работало 12 вузов, 11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных института, 2 сельскохозяйственных опытных станции, 6 заводских научно-исследовательских и конструкторских подразделений, ботанический сад и зоологический парк в г. Алма-Ате.

Основные научные силы были сосредоточены в Академии наук. Исследования научных учреждений Академии наук велись практически по всем важнейшим направлениям науки.

Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и среднего образования республики.

К началу развала бывшего Союза в Казахстане насчитывалось порядка 279 научных учреждений, включая НИИ и вузы союзного подчинения.

В начале 90-х гг. численность подведомственных республике научных организаций значительно увеличилась вследствие перехода под юрисдикцию Казахстана 98 крупных союзных научных, проектных и технологических организаций, их филиалов, расположенных на территории республики. Кроме того, в 1991-1994 гг. было создано 29 государственных научно-исследовательских организаций.

Однако кризис в экономике, сокращение объемов финансирования науки из государственного бюджета и производственной сферы в 90-х гг. привели к резкому сокращению объемов НИОКР и численности работников в научно-технической сфере страны. Основной задачей государства было сохранить кадры высшей квалификации. К 1999 г. число докторов наук, занятых НИОКР, увеличилось на 68 %, а число кандидатов сократилось на 62 %.

С обретением государственного суверенитета в Казахстане с 1992 г. стали формироваться самостоятельная научно-техническая политика и структуры управления научно-технической сферой страны, которые были положены в основу Закона «О научно-технической политике Республики Казахстан», принятого в январе 1992 г.

Внимание к созданию базы правовых, нормативных и методических документов функционирования и взаимодействия структур и элементов национальной научно-технической сферы внутри страны и международных связей, проявленное Министерством науки – Академией наук в 1996-1998 гг., объясняется острой необходимостью в ней и тем обстоятельством, что стабилизация экономической обстановки в стране позволила перейти к системной работе по обеспечению определенного порядка в организации НИОКР и их финансирования из государственного бюджета

В 1999 г. при Правительстве Республики Казахстан создана Высшая научно-техническая комиссия - консультативно-совещательный орган, который занимается вопросами определения государственных приоритетов развития фундаментальной и прикладной науки, подготовкой рекомендаций для формирования, совершенствования государственной научной, научно- технической и инновационной политики страны.

В целях обеспечения стабильного развития научно-технической сферы, формирования научно-технического потенциала, отвечающего современным требованиям инновационного развития экономики и ее ресурсным возможностям в июле 2000 г. было принято Постановление Правительства Республики Казахстан «О Концепции научной и научно-технической политики Республики Казахстан» (от 12.07.2000 г. № 1059). Этим документом определены принципы, цели и задачи, основные приоритеты научной и научно-технической политики государства.

Глава 2 «Анализ системы управления науки и образования" состоящая из четырех параграфов:

2.1 "Управление наукой" рассматривается управление и становление науки Казахстана.

С целью создания конкурентной среды в сфере науки был введен программно-целевой принцип выполнения научно-исследовательских работ, закрепленный основополагающим нормативным актом, регулирующим отношения в области науки и научно-технической сферы.

В Законе в качестве основных принципов в области науки определены такие моменты, как формирование и размещение государственных заказов по науке и технике на конкурсной основе, финансирование научных исследований из государственного бюджета, интеграция науки, научно-технических разработок, производства и образования, развитие международно-научного и научно-технического сотрудничества, свобода распространения научно-технической информации и пропаганда научно-технических достижений. Определены вопросы интеллектуальной собственности на результаты научной и научно-технической деятельности, правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, раскрывается смысл проведения аттестации и аккредитации научных организаций.

Определена компетенция уполномоченного государственного органа, через который Правительство Республики Казахстан реализует государственную политику в области науки и научно-технической деятельности. К ней относится единое администрирование программ научных исследований, финансируемых за счет средств государственного бюджета.

Основной в изменении научно-технической политики явилась перестройка финансового принципа работы государственных исследовательских учреждений. Переход на новый принцип работы привел к перераспределению части бюджета Министерства образования и науки между отраслевыми министерствами.

В республике имеется понимание, что реализация стратегических критических наукоемких технологий невозможна не в рамках госпрограмм, но, с другой стороны, конкуренция еще не стала реальным механизмом, управляющим научно-техническим прогрессом. Поэтому и возникла идея научно-технологических холдингов – государственных по форме (100 %-ное участие государства в уставном капитале и от этого зависит реальный объем прав акционера), но рыночных по содержанию.

С учетом специфики научной, научно-технической и инновационной деятельности и более рационального использования бюджетных средств и внедряются следующие формы финансирования: базовое, программно-целевое и грантовое.

Правительством предприняты конкретные меры, которые позволили не только сохранить научно-технический потенциал, но и добиться успеха в некоторых направлениях.

2.2 «Финансирование науки»: важным показателем, отражающим уровень научно-технического потенциала страны и динамику его развития, является финансирование сферы науки. Стабильное финансовое положение научных организаций является необходимым условием проведения научно-исследовательской деятельности. По расчетам международных экспертов, для устойчивого развития государства необходимо, чтобы на финансирование науки выделялось 2-4 % ВВП. Пороговое значение расходов на научные исследования и разработки по отношению к ВВП как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2%.

В Республике Казахстан в последние годы затраты на исследования и разработки стабильно возрастали в сопоставимых ценах. В абсолютном выражении за 2000 - 2010 гг. это увеличение составило 2,8 раза, (табл. 1.1). В результате доля затрат на научные исследования и разработки в ВВП – важнейший показатель научно-технического потенциала страны – в 2010 г. составила 0,15 % (табл. 1.2).

Не менее важным показателем, характеризующим научно-технический потенциал страны, являются затраты на научные исследования и разработки на душу населения. В Республике Казахстан данный показатель за 2000-2010 гг. вырос в 2,5 раза. (табл. 1.3).

Другим показателем, отражающим уровень и динамику научно-технического потенциала страны, являются внутренние затраты на исследования и разработки, которые определяются как разность между валовыми затратами на исследования и разработки и суммой внешних затрат на исследования и разработки.

Одним из важных источников финансирования науки практически во всех экономически развитых странах являются бюджетные средства.

За период 2000-2010 гг. общая сумма бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований и разработок, по всем типам организаций в Республике Казахстан составила 116546 млн. тенге.

Не менее важным показателем, характеризующим научно-технический потенциал страны, являются затраты на научные исследования и разработки на душу населения (таблица 1.5).

Одним из основных источников финансирования науки практически во всех странах Содружества в настоящее время являются бюджетные средства

Ускоренный переход экономики Казахстана на индустриально-инновационную модель развития, как показывает опыт развитых стран, невозможно осуществить без значительных затрат на науку предпринимательским сектором.

2.3 «Модернизация национальной системы высшего профессионального образования Казахстана в свете Болонской декларации о создании единого европейского образовательного пространства» :

В связи с присоединением Казахстана к Болонскому процессу перед высшей школой на первый план выдвигается проблема качества образования, поскольку ключевым вопросом этого процесса в настоящее время выступает обеспечение качества высшего образования. В Берлинском Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (2003г.), введение эффективных систем обеспечения качества образования было отмечено как один из трех промежуточных приоритетов наряду с двухуровневой системой высшего образования и признанием степеней и периодов обучения.

В мировой практике качество образования рассматривается как один из основных факторов социально-экономического развития любого государства. С ростом уровня образованности и качества образования государство связывает повышение благосостояния населения, общество – свою трансформацию в развитое общество (социально, духовно, физически, экономически, политически и.т.д.), работодатели – повышение дохода, а личность — возможность занять достойное положение в обществе.

Расширение процессов глобализации, развитие тенденции интеграции Республики Казахстан в мировое образовательное пространство требуют решения вопросов системного обеспечения качества профессиональной подготовки в условиях вуза. В стандартах и руководствах для системы обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования (2005г.) прописано, что образовательные учреждения должны иметь политику и соответствующие процедуры обеспечения качества образования и стандарты своих программ.

Сегодня образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг.

Разрешение сложной и многогранной проблемы обеспечения качества высшего образования, невозможно без привлечения междисциплинарного подхода к исследованию педагогических систем и процессов.

Проблема качества профессиональной подготовки неразрывно связана с вопросами проектирования образовательных систем, построения и развития систем непрерывного профессионального образования.

Уровень инновационного развития экономики зависит от того, насколько эффективно воспроизводство и использование человеческого капитала.

Анализ показывает, что воплощение Болонских реформ в конкретных национальных системах высшего образования и в отдельных вузах различается существенно. Европа настроена на объединение, но это ей дается с большим трудом. Европейские реформаторы до сих пор не определились, до какой степени они хотят объединяться.

Противоречия Болонского процесса вызваны, с одной стороны стремлением стран–участниц к сближению (конвергенции). А с другой - их желанием сохранить децентрализованность и разнообразие своих национальных систем образования и автономность политики национальных правительств при реализации Болонского процесса. Тот факт, что Болонская декларация - это не имеющий обязательную силу юридический договор или политическое соглашение, а всего лишь заявление о намерениях европейских министров высшего образования - т.е. данная декларация умышленно согласовывалась вне структуры Европейского Союза – является непосредственным отражением сильной воли подписавших ее стран сохранить национальные традиции своих систем высшего образования.

Государственные стандарты, обеспечивающие качественное образование, должны, в первую очередь, учитывать требования общества, отечественного рынка труда и не строиться в основном из посыла легкой адаптации наших выпускников на Западе.

2.4 «Интеграция образования, науки и производства как базы управления и прогнозирования развития системы образования и науки республики Казахстан» основана на анализе мирового опыта интеграции образования, науки и производства.

Мировой опыт показывает, что устойчивое экономическое развитие по инновационному пути наблюдается в странах, где выстроен эффективный механизм взаимодействия образования, науки и производства. На фоне зарождающейся мировой экономики знаний интеллектуальный потенциал стран в настоящее время рассматривается как важный стратегический ресурс, доход от которого может быть выше прибыли от торговли нефтью и другими сырьевыми ресурсами.

Вместе с тем анализ показывает, что на постсоветском пространстве до сих пор отсутствует единый подход к определению понятия «интеграция образования и науки». Анализ российского и казахстанского законодательства о науке, других официальных документов показывает, что интеграция науки и образования представляет собой процесс взаимодействия, сотрудничества научных организаций и учреждений высшего образования. Основная причина, обусловливающая необходимость интеграции науки и образования, связана прежде всего с созданием эффективной системы развития фундаментальных наук за счет кооперации ученых высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, сохранения ведущих научных школ, повышения качества образования, развития новых форм организации учебного процесса.

Идея интеграции науки и образования в России была отражена в документах, регулирующих научную деятельность.

Основными задачами в области интеграции науки и образования, согласно «Основам политики ….» являются:

- создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров (в том числе инновационных) для консолидации усилий и ресурсов, развития международного сотрудничества и международной кооперации в интересах подготовки квалифицированных кадров в научной, научно-технической и инновационной сферах;

- развитие современных информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий и внедрение их в научную, научно-техническую деятельность и учебный процесс;

- совместное использование научной, опытно-экспериментальной и приборной базы академического, вузовского и отраслевого секторов науки в исследовательском и учебном процессах.

Как показывает анализ, формирующаяся инновационная экономика Беларуси сегодня опирается на 3 важнейшие составляющие: отечественную научную школу, гибкую образовательную систему и мобильный производственный сектор.

В Казахстане позитивные сдвиги в интеграции науки и высшего образования наметились с выходом ряда нормативных актов.

Указом Президента открыт путь перехода к относительно эффективной интеграции через контрактное программно-целевое финансирование и управление НИОКР, проводимых творческими коллективами независимо от ведомственной принадлежности и местонахождения. Она включает, с одной стороны, выбор и утверждение приоритетных научных направлений, с другой стороны, утверждение головных организаций по каждому научному направлению и формирование научно-исследовательских программ.

В развитых странах, как показывает мировой опыт, нет деления ученых только на научных сотрудников и только на преподавателей. Как правило, и те, и другие занимаются и наукой, и преподаванием, работая в единых научно-образовательных центрах, представляющих собой университет с сетью научно-исследовательских институтов. В Казахстане на протяжении нескольких десятилетий существуют вузовские НИИ, представляющие собой одну из форм интеграции науки и образования

Как показал анализ, дальнейшее углубление интеграции науки и высшего образования в Казахстане осуществляется при заметной государственной поддержке.

Глава 3 «Методология управления подготовкой кадров в условиях глобализации образования и науки» включая два параграфа 3.1 «Инновационно-адаптивная технология менеджмента в реализации направлений профильного образования» и 3.2 «Предлагаемые пути решения проблем научно-технической политики» раскрывает проблемы управления наукой и образованием, а так же позволяет предложить пути решения основываясь на анализе проведенного исследования.

Конечной целью интеграции науки и образования в Казахстане должно стать кадровое обеспечение национальной инновационной системы и экономики страны в целом. Основными направлениями достижения данной цели могут быть:

- повышение качества образования и подготовка научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, полученным в процессе обучения;

- привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и образовании;

- повышение эффективности использования бюджетных средств, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов научных организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных исследований и подготовке научных кадров;

- активизация взаимосвязей с предпринимательским сектором экономики и корпоративной наукой, процессов коммерциализации результатов научных исследований и разработок и передачи технологий в реальный сектор экономики.

Меры государственной поддержки интеграции науки и высшего образования должны быть направлены на:

1. Создание правовой базы, обеспечивающей возможность формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования.

2. Содействие институциональному развитию научно-образовательных структур.

В целом проведенный анализ позволил выявить современное состояние исследуемой проблемы, осуществить обоснование интеграции образования, науки и производства как объекта научного анализа в контексте всех ее структурных компонентов; разработать модель интеграции образования, науки и производства.

Важной проблемой научно-технической сферы остается ее кадровый потенциал.

Указанные характеристики ресурсов (интеллектуальных и материальных), результатов научных исследований и инновационной деятельности, анализ их внутренних связей (финансы-кадры-результативность) и внешних (цитируемость) дают в целом комплексное и адекватное представление о состоянии казахстанской науки на сегодняшний день и динамику изменений, произошедших за последние годы.

Многопараметрический анализ, основанный на данных Агентства по статистике Республики Казахстан, в совокупности со статистическими данными проводимой НЦНТИ госрегистрации научной документации (диссертации, НИОКР, публикаций) позволил установить взаимосвязь и взаимозависимость проблем науки, образования, инновационной и экономической сфер.

- Централизация научно-технологического финансирования.

- Прикладные технологические центры.

- Структура по оценке ресурсов.

- Создание новых рабочих мест.

- Местный рынок. 

Предполагаемые пути решения:

- Интеграция исследовательской и образовательной деятельности.

- Постдокторские гранты

- Модель медицинского комплекса.

- Доктора наук.

- Патентное законодательство.

- Обучение управлению.

При условии реализации всех рекомендаций Казахстан встанет на новую ветвь развития науки и образование, правильный и продуктивный менеджмент позволит достигнуть высших результатов в научной, образовательной и инновационной деятельности Республики Казахстан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:

В условиях ускоренного технологического прогресса, глобальной инновационной ориентированности роль науки и степень взаимодействия ее с экономикой небывало возросли. В связи с этим системный анализ развития науки требует многоаспектного подхода с использованием прежде всего количественных статистических методов, объективно отражающих как состояние и тенденции развития собственно науки, так и непосредственно связанных с ней сфер – образования, инновационной деятельности, производства.

Для экономического роста и устойчивого развития страны необходимо прежде всего решение таких задач, как:

- совершенствование системы управления научно-технической сферой;

- модернизация научно-технической инфраструктуры;

- подготовка высококвалифицированных научных и инженерных кадров и их стимулирование к исследовательской деятельности;

- увеличение объемов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), в том числе через механизм привлечения частных инвестиций;

- совершенствование нормативной правовой базы научно-технической деятельности;

- формирование информационной среды, благоприятной для развития науки.

Анализ показывает, что в целях реализации данных задач со стороны государства осуществляется правовая, организационная и финансовая поддержка отечественной науки.

Характеризуя эффективность использования бюджетных средств на научные исследования и разработки в Казахстане, необходимо отметить, что в 2010 г. общие затраты на научные исследования и разработки в целом окупались стоимостью объема выполненных научно-технических работ.

Эффективно работающую экономику в состоянии создать лишь образованное, культурное и развитое интеллектуальное общество. В настоящее время в США и Западной Европе качество сотрудников рассматривается как ключевой фактор экономической эффективности.

В Казахстане в настоящее время в системе подготовки кадров на первый план выходит не количественный рост, который достигнут, а качественные показатели.

Качество высшего образования является одной из наиболее актуальных проблем, которой активно занимаются в развитых странах более двух десятков лет. При этом надо отметить, что единства в подходах и стратегиях управления качеством и даже в понимании содержания понятия «качество образования» и связанных с ним терминов пока не достигнуто.

Проведенное комплексное изучение развития научно-технической сферы Казахстана с применением ее статистического мониторинга, с привлечением сведений, касающихся образования, экономики, ее инновационного развития, позволило дать адекватную оценку места казахстанской науки в мировом научном процессе как среднемирового.

Совершенствование нормативно-правовой базы учета и мониторинга выполняемых в стране научных исследований, их результативности и эффективности послужит средством управления научно-технологическим процессом на научной основе и повышения эффективности научно-технической политики.

Оценка полноты решений поставленных задач. Поставленная цель работы достигнута, задачи исследования решены полностью.

Оценка научного уровня выполненной работы в сравнении с лучшими достижениями в данной области. Проведенный обзор литературы, результаты теоретического и прикладного исследования позволяют сделать вывод о том, что в диссертационной работе использованы положения, соответствующие современному уровню развития системы управления наукой и образованием Республики Казахстан.

Список опубликованных трудов:

1. Интеграция образования, науки и производства как базы управления и прогнозирования развития системы образования и науки республики Казахстан, Научно-технический сборник «Новости науки Казахстан», №1-2 2012 г.

2. Методология управления подготовкой кадров в условиях глобализации образования и науки, Научно-технический сборник «Новости науки Казахстан», №1-2 2012 г.

3. Мировой опыт интеграции образования, науки и производства, Научно-технический сборник «Новости науки Казахстан», №1-2 2012 г.


ТҮЙІНДЕМЕ

Абжанова Марина Александровна

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМДЫ ДАМЫТУ ЖҮЙЕСІ

6М051000- Мемлекеттік және жергілікті басқару мамандығы бойынша экономика және бизнес академиялық дәрежесін алуға арналған диссертация

Түйінді сөздер: Ғылымды басқару, білім және өндіріс, кадрлық потенциал, ғылыми-техникалық саясат.

Зерттеудiң мақсаты: Ғылымның басқару жүйесi және Қазақстан Республикасының бiлiмiнiң дамытуы.

Зерттеудiң әдiстерi. Қойылған есептердiң зерттеулерiндегi шешiмдерi үшiн әдiстердiң жиынтығын қолданылды: зерттеудiң мәселесi бойынша талдау, синтез, нормативтiк құжаттаманы жалпылау, зерттеу және талдау, ғылыми және әдiстемелiк әдебиеттiң зерттеуi.

Ғылыми жаңалық: Сипатталған нәтижелердi диссертациялық жұмыстарда ғылыми және жаттығу үлестерiн алады. Диссертацияның негiзiнен ғылыми жаңалығы кешендi және ғылымның басқару жүйесi және Қазақстан Республикасының бiлiм сұрақтарға қатысты қазiргi ғылымның көкейкестi мәселесiн шешiмге жүйелiк амалында тұрады. Диссертанттың ғылыми жаналығын төмендегідей көрсетуге болады, мысалы:

- ғылыми тұрғыларды құрастыру бойынша теориялық және ғылыми жағдайлардың зерттеулерiн негiзде Қазақстан Республикасы және оның дамытуын заңдылықтағы ғылыммен және бiлiмдi басқару жүйесiнiң мәнi анықтап алған.

- зерттеудiң нәтижесiнде Қазақстан Республикасындағы ғылымның қызметi және бiлiмнiң бағалары ғылыммен және бiлiмдi басқару жүйесiнiң әбден жетiлдiруiн негiзгi бағыт жасалған.

- бiлiмнiң ғаламдануы және ғылым шарттарындағы кадр даярлауды басқаруды әдiстемелiк елестеткен.

- Қазақстан Республикасындағы ғылыммен және бiлiмнiң басқарудың мәселелерiнiң зерттеулерiн негiзде басқарудың инновациялық формаларының енгiзуiнiң кешендi бағыттары ұсыныс жасаған.

SUMMARY

the master's thesis Abzhanova M.A.

specialty 6M051000 - State and local management

Thesis is the development of the system of management of science and education in the Republic of Kazakhstan

Keywords: Office of science, the integration of science, education and production, human resources, science and technology policy.

The purpose of the study: analysis of the system of management of science and education.

Subject of research: development of a system of management of science and education of Republic of Kazakhstan.

Research methods: To address the challenges in the study of methods used: analysis, synthesis, synthesis, study and analyze normative documentation, examination of scientific and methodical literature on research.

Scientific results are organized as a whole set out logically and consistently.

In the dissertation the theoretical, scientific and methodological approaches, known in science determine scientific and credibility.

-using a large amount of official information of the RK Agency for statistics of the Ministry of education and science of the Republic of Kazakhstan, JSC «NCSTI».

Source data processed through systems analysis, a method of observation, description, comparison, synthesis. The results of scientific research are published in the scientific journal "Science News" No. 1-2, 2012.

Individual proposals and ways to manage science and education in the Republic of Kazakhstan, the improvement of management practices, and evaluation of the study, found a practical application in the work of JSC «NCSTI» and its affiliates.

-the study and evaluation of the science and education in the Republic of Kazakhstan developed main directions of improvement of the system of management of science and education.