Главная              Рефераты - Разное

Молодёжные субкультуры - реферат

ГОУ Гимназия 1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат ученицы 10 класса «Б» Лившиц Лизы по теме:

Молодёжные субкультуры

[Май 2009]

Научный руководитель:

Полетаева М. А.

Оглавление

Введение ---------------------------------------------------------------------3

Глава 1. Что такое субкультура

1.1. Значение термина «субкультура»---------------------------------------4

1.2. Классификация субкультур-----------------------------------------5

Глава 2 Характеристика основных направлений молодёжных субкультур

2.1. Хиппи --------------------------------------------------------------------9

2.2. Рэперы или хип-хоп культура---------------------------------------13

2.3. Графиттеры (райтеры)------------------------------------------------16

2.4. Брейк-дансеры-----------------------------------------------------------17

Заключение--------------------------------------------------------------------19

Список литературы----------------------------------------------------------20

Введение.

Актуальность: В современном мире жизнь молодёжи очень часто связана с субкультурами. В этой работе я хочу разобраться, что же такое молодёжные субкультуры и какие они бывают.

Цель: Понять, каковы основные направления молодёжных субкультур.

Задачи:

- Выяснить, какие существуют трактовки субкультур.

- Проанализировать несколько классификаций молодёжных субкультур.

Обзор литературы и источников:

При написании реферата, мною было использовано много статей и отрывков из книг посвящённых молодёжным субкультурам. Основой для него послужили в основном статьи, энциклопедии и некоторые сайты. Для написания первой главы реферата я использовала два основных сайта http://subcultury.narod.ru/ , с которого была взята история термина «субкультура» и http://www.subcult.ru/ , из него я взяла основные существующие классификации субкультур. Во второй главе использовались такие сайты и книги как: Луков Вал. А. Хип-хоп культура , http://all-culture.ru, Рожанский Ф. И - "Сленг Хиппи".

Глава 1

Значение слова «субкультура».

Ушедшее тысячелетие оставило нам не только раны войн, революций и технического прогресса. И не только грандиозное смещение перспектив человеческих возможностей. Оно принесло с собой принципиально новые способы существования культуры. В его последнее, двадцатое столетие появилось новое слово, совсем неслучайное, ибо ему соответствовало нечто до сих пор неслыханное, то, что было уже и до двадцатого, но к чему теперь, вдруг подобралось и имя, а потому и обрисовалась его суть. Это слово (или явление) - субкультура. Всегда есть истинные представители субкультур, строго контролирующие их эзотерическую (сфера специфических взглядов о явно неочевидной сути человеческой жизни, в данном случае эзотерика система не писаных принципов и правил) чистоту, и всегда, с другой стороны, есть стражи общественной нравственности, никому не прощающие ни единого доброго слова в адрес соперничающей линии развития. Всегда, наконец, найдутся ученые, способные упрекнуть в некорректности при работе с фактами, поскольку подробности того или иного субкультурного существования утекают сквозь пальцы, не поддаются обобщению. Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.[1] Существуют множество значений субкультуры:

Субкультура (подкультура, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры.

Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.

Система ценностей, моделей поведения, жизненный стиль какой-либо социальной группы.

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

Суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

В этом реферате я буду использовать определения субкультуры как системы ценностей, моделей поведения, жизненный стиль какой-либо социальной группы, и общности людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

1.2 Классификация субкультур

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Было множество попыток классифицировать неформальные движения.

По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
1) увлечение современной молодежной музыкой;
2) устремление к правопорядковой деятельности;
3) активно занимающиеся определенными видами спорта;
4) околоспортивные - различные фанаты;
5) философско-мистические;
6) защитники окружающей среды.

Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).
2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.),
3) криминальные ("гопники", "люберы")
4) анархо-нигилистические (Анархи́зм политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Нигилизм-философская позиция, которая ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру, все формы общественной и государственной жизни (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) со способом время препровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Также субкультуры можно разделить на такие группы:

1) Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

2) Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

3) Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

4) Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

5) Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

6) Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

7) Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

8) Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

9) Элита: мажоры, рейверы.

10) Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

11) Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

12) Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг. Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса[2] . Это же пропагандируется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны.…

Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны, начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного. Итак, в этой главе я попыталась разобраться, что же такое молодёжные субкультуры, какие они бывают, и на какие группы их можно разделить. В следующей главе я рассмотрю несколько отдельных субкультур более подробно.

Глава 2

В этой главе я рассмотрю такие субкультуры как:

1. Хиппи, так как это одна из самых первых молодёжных субкультур.

2. Рэперы или хип-хоп культура, так как это одна из самых массовых молодёжных субкультур существующих сегодня

3. Граффитеры и Брейк-дансеры, так как они являются не отъемлемой частью хип-хоп культуры.

2.1 Хиппи

Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hер, (в просторечье хиппари, хиппаны) — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся, наконец, 1960-х - начало1970-е годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через свободную любовь и пацифизм. В 40-х — 50-х годах XX века в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Первое использование слова хиппи зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение to be hip, означавшее «быть в курсе», «быть "мировым"», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались hips. В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips. Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие. Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл (в особенности «I Got You Babe» Сонни и Шер), употребляли наркотики (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД), жили в коммунах(самая известная ныне коммуна находилась в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда - 70г.). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а так же использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — -A «San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas and the Papas, исполнялась певцом Скоттом МакКензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: c движением хиппи связана популяризация нудизма.

В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Кроме того, отношение к этому движению резко изменилось в Америке после совершения серии убийств членами коммуны (так называемой Семьёй) Чарлза Мэнсона в конце 1960-х годов. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль. Новое поколение бунтарей больше принимало панк-мировоззрение.

Хиппи показали миру новую ступень духовного развития, обогатили мировую культуру. Для понимания этого достаточно лишь перечислить часть произошедшего в обществе под влиянием движения хиппи:терпимость красовым; различиям легализация ПАВ во многих странах; влияние на моду; популяризация здоровой пищи, вегетарианства - в том числе радикальной формы ненасилия (веганства); антивоенное движение (пацифизм); движение за альтернативную службу в армии; экологические движения; свободные путешествия (автостоп), альтермондиализм. Быть хиппи, значит верить в мир, как способ разрешения разногласий между людьми, идеологиями, религиями. Путь к миру лежит через любовь и терпимость. Любить — значит принимать других такими, какие они есть, давать им свободу выражать себя. И уж, конечно, не осуждать их за внешний вид. Это суть философии хиппи. Культура хиппи имеет признаки принадлежности, атрибуты. Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственной музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить, тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция. В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Представителей субкультуры хиппи в 70-е и начале 90-х годов легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе на «тусовках», или «тусовочных местах». К примеру, в Москве— «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Питере— «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог рассчитывать на обретение там вписки и новых друзей. В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в те времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy Talks, видимая в иерархии релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин «киберхиппи». Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Еще пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1-го апреля «на Гоголях», и первого июня — в Царицынском парке. Появившись на заре свободы, хиповская символика и культура послужили родоначальницей большинства других отечественных молодёжных субкультур. Разговорные языки готов и рэперов представляют собой творчески искажённый хиповский сленг. Ролевики носят фенечки, придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции Хиппи, смысл и ценность. Сленговые слова (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины. В субкультурах-наследниках хиппи наблюдается отдельный термин «хипповать», означающий или подчёркнутое внешне поведение человека «под олдовых хиппи», или период длительного безденежья в жизни с соответствующей атрибутикой и обязательно лёгким, ненапряжным отношением к такому состоянию. В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи. Москва: Старейшая — арт-группа «Фризия» (художники). Творческое объединение «Антилир». Ассоциация музыкантов «Время Ч». Коммуна на Пражской (занимающаяся сетевым хиповым домом), она же fnb-хиппи-группа Magic hat. Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др. Примечание: субкультура хиппи (в целом) в СССР была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодежи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные — «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, и наркоман. О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе (начала 70-х)[3] .

2.2 Рэперы или хип-хоп культура

Хип-хо́п. (англ. hip hop) — молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. Хип-хоп зародился в афроамериканской и латиноамериканской среде Бронкса, района Нью-Йорка, в первой половине 1970-х гг. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые «эм-си» были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» — то есть сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами. (Необходимо отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже 1960—1970-х гг. благодаря зародившейся технике даба.)

Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами» (программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и басовые партии, снятые с композиций в стилях диско и фанк, поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо любительское занятие, и в тот период (1974—1978 гг.) никаких студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало. Ситуация меняется кардинальным образом, когда в начале осени 1979 года в США выходит сингл «Rapper’s Delight» и производит сенсацию на американском рынке популярной музыки. Сингл считается первой записью рэпа, несмотря на то, что ещё несколько чуть ранее записанных песен оспаривают славу первенства; однако именно благодаря этой 11-минутной композиции американская публика и СМИ узнали о таком явлении как хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни (сингл разошёлся тиражом 8 млн. экз.), большинство сходилось во мнении, что это была музыкальная шутка, из которой далее ничего не выйдет. Песню написала негритянская группа, собранная почти случайно за день до записи. Ритм (классическое диско) и партия бас-гитары были взяты из тогдашнего хита «Good Times», поверх был наложен рэп в исполнении трёх эм-си. Одним из достоинств композиции является то, что уже в этом первом рэпе 1979года были даны типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа: детали бытовой жизни, состязания эм-си, показное тщеславие и д.р.

Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си» (англ. MC — Microphone Controller или Master of Ceremony). Некоторые MC превращают свои тексты в настоящие запутанные загадки (напр. Гостфейс-килла говорит, что нарочно стремится сочинять такие рифмы, чтобы никто не понял, кроме него, о чём идёт речь). В задачу одного или нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины). На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем. В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра. Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры. За прошедшие десятилетия сформировалась также своя мода, коренным образом отличная от традиционной моды белого населения, свой жаргон и своя культивируемая манера произношения, танцевальные стили, своё графическое искусство — «граффити» (изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными баллончиками или специальными маркерами с краской) и в последнее время также кино не обязательно про рэперов, но сюжетно берущее темы из негритянской среды, это такие фильмы как: «Парикмахерская», «Суета и движение», «Ребята по соседству; рэперы также всё больше начинают, становится киноактёрами. Таким образом, провести чёткую границу между собственно хип-хопом и современной афроамериканской субкультурой становится сложно. Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки (как правило, с прямыми козырьками) известных брендов, футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, носковидные надвинутые на глаза шапки, мешковатые штаны, которые всегда приспущены. (Спускать штаны или не спускать выбирает сам рэпер, например 50cent не спускает) Причёски короткие, хотя также популярны короткие дреды. У самих рэперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны, брелоки), но ношение украшений в большей мере относится к афроамериканцам. Они этим демонстрируют, что они были никем и вот как поднялись! Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году, когда диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно широкую, во второй половине 1980-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом. Первые русскоязычная группа появились в 1989-х гг., её имя — Bad Balance. Это, без преувеличения, легендарная группа, вклад в культуру которой трудно переоценить. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Юг», «Объединённая каста», «Krec), которые также получили признание от мэтров на самом авторитетном фестивале rap-music. Многие из них сравнивали жизнь афроамериканцев в гетто с тяжелыми временами в России, чаще всего речь шла о суровых 90-х. Стили очень схожи с западными, но русский хип-хоп имеет совсем другую историю, более лиричные отступления. В отличие от зарубежного рэпа, где преобладает вычурность, пафос и показное тщеславие, русский реп развивает темы улиц, тяжёлой судьбы людей.

Так как хип-хоп культура тесным образом связанна с графиттерами и брейк-дансерами. Я считаю Нужным рассказать о них более подробно[4] .

2.3 Граффитеры (райтеры)

Граффи́ти (в контексте исторических надписей единственное число — граффито; от итал. graffito, множ. graffiti) — в первоначальном значении - наскальные рисунки, которые древние люди рисовали на стенах своего жилища; в современном смысле - надписи или рисунки, нанесённые краской, чернилами или выцарапанные на стенах, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Два послевоенных изобретения позволили граффити получить второе рождение. Во-первых, аэрозольная краска, производство которой было налажено в 1949, позволила с лёгкостью наносить относительно красивые многоцветные изображения. Во-вторых, появились бунтарские субкультуры наподобие хип-хопа, в которых разрисовывание стен превратилось в акт против общества.

Одним из первых современных райтеров считается нью-йоркский тинэйджер по имени Деметриос. В конце 1960-х он начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 (TAKI 183) на стенах и станциях метро по всему Манхэттену. Вскоре другие тинэйджеры заприметили TAKI и стали выводить собственные имена. Ранние райтеры не заботились о том, поймут ли их надписи окружающие. Однако, с появлением интереса к граффити, все стены были разрисованы тэгами. Читаемость отдельной надписи стала приобретать особую важность, и всё с одной целью — привлечь внимание прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места стали играть заметную роль. Каждому райтеру хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных. Далее стали применять несколько цветов краски, и, наконец, на стенах стали появляться целые композиции, некоторые из которых являются настоящими произведениями искусства. Граффити стало долей экстрима в жизни современных подростков. В городах разрисовывать стены запрещено, и всегда есть доля риска — рисовать приходится ночью, а в случае опасности остаётся только бежать от органов правопорядка или рассерженных граждан. К тому же, для райтера дело чести — разрисовать труднодоступный, но хорошо заметный объект.

Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы данные своей биографии. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30-600 тысяч долларов.

В современной культуре граффити считаются одним из видов самовыражения молодёжи. Самоназвание легальных художников граффити — райтеры (англ. writers). Нелегальные деятели граффити именуются — бомберы (англ. bombers).

Нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран как вандализм. В некоторых странах Европы, чтобы рисовать граффити, нужно получить лицензию[5] .

2.4 Брейк-дансеры

Брейк-данс или бибоинг (англ. breakdance) — уличный танец. «Брейкдансинг» (англ. Breakdancing) никогда не был термином, используемым самими его исполнителями. Они предпочитали называть себя «Би-бойз» (англ. B-boys) и «Би-гёрлз» (англ. B-girls). Само слово обрело популярность в 80-х годах, когда оно стало достоянием общественности. Дэвид Туп (David Toop) описывает брейк-данс как адаптацию Брейка (англ. Break), танца, бывшего популярным до того как его вытеснил Freak, но вновь поднявшегося на высоту благодаря таким исполнителям как Nigga Twins, Spy и Zulu Kings. Однако один из родоначальников хип-хопа, Dj Kool Herc утверждает, что слово breaking происходит от сленгового слова break, (дословно «ломаный») так как движения выглядели ломаными. Впервые слово «b-boy» употребил Dj Kool Herc, который так называл людей, исполнявших брейк-данс. Брейк-данс собственно как танец представлен только одной формой — breaking (или b-boyng). В нашей стране долгое время было принято разделять брейк-данс на «нижний» и «верхний», такое разделение родилось еще в середине 80х годов прошлого века, когда сквозь железный занавес в нашу страну попадали лишь отрывистые сведения о брейк-дансе. Во многом из-за отсутствия правдивой информации на территории СНГ долгое время развивался «верхний брейк», не существовавший нигде в мире более, поэтому западная танцевальная культура ушла далеко вперед.

Собственно то, что у нас называли «верхним брейком» представляет собой другую форму уличного танца, берущего начало не на Восточном побережье США, а на Западном. Эти танцы основаны на фанковой культуре Западного побережья и представлены стилями Поппинг, Локинг и Электрик Бугалу. Стиль локинг был придуман человеком по имени Дон «Campbellock» Кемпбелл и получил развитие и известность при помощи созданной им команды The Lockers. Стили Электрик Бугалу и Поппинг были созданы Семом «Boogaloo Sam» Саломоном и развиты в его команде «Electric Boogaloos»[6] .

Заключение.

Итак, в современном мире существует множество субкультур. И хотя субкультуры стали неотъемлемой частью жизни современной молодёжи, единого определения и классификации субкультур не существует. Потому что каждый учёный воспринимает одну и туже субкультуру по-разному. Но каждая из их точек зрения имеет место быть.

Большинство субкультур существуют отдельно друг от друга и ни как не пересекаются. Но некоторые из них не могут существовать друг без друга (рэперы, графиттеры, брейк-дансеры).

Субкультура это система ценностей, моделей поведения, жизненный стиль какой-либо социальной группы, и общности людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

В реферате рассматривались такие субкультуры как:

1. Хиппи- это одна из первых молодёжных субкультур, появившаяся в США в 60-х годах прошлого века. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через свободную любовь и пацифизм.

2. Рэперы или хип-хоп культура- это одна из самых массовых молодёжных субкультур существующих в наши дни. Своя музыка (также называемая хип-хоп, рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) наиболее характерные для неё черты.

3. Граффитеры и брейк-дансеры - это не самостоятельные субкультуры, а части наиболее массовой субкультуры хип-хопа. У этих субкультур нет собственного стиля в одежде, своей музыки и сленга. Скорее всего, граффити и брейк-данс являются путём самовыражения реперов. Граффити и брейк-данс показывают людям то, что реперы не могут сказать в своих песнях.

Список литературы:

1. Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?

2. Рожанский Ф. И. - "Сленг Хиппи"

3. Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение — 2005. — № 1. — С. 147—151.

Интернет ресурсы:

1. http://www.sub-culture.ru/

2. http://www.subcult.ru/

3. http://teenslang.su/

4. http://all-culture.ru/

5. http://hazzen.com/publications/articles/tags/hippie

6. http://omcrew.ru/

7. http://graffitimarket.ru/articles/История_граффити

8. http://www.bboyportal.ru/

9. http://subcultury.narod.ru/


[1] http://subcultury.narod.ru/

[2] http://www.subcult.ru/

[3] Рожанский Ф. И - "Сленг Хиппи" http://all-culture.ru/ http://hazzen.com/publications/articles/tags/hippie

[4] Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение — 2005. — № 1. — С. 147—151.

[5] http://graffitimarket.ru/articles/История_граффити

[6]