Главная              Рефераты - Разное

Теоретические основы инновационной деятельности 4 Раздел Проектная часть 7 - реферат

Содержание

Введение. 3

Раздел 1. Теоретические основы инновационной деятельности. 5

Раздел 2. Проектная часть. 13

2.1. Исходные данные для оценки рынка сбыта. 13

2.2. Маркетинговые исследования. 17

2.3. Оценка неопределенности и риска. 19

2.3.1. Анализ влияния положения точки безубыточности на прибыль, риск производства и другие факторы.. 19

2.3.2. Расчет плановых показателей инновационного проекта. 23

2.4. Экономическая оценка инновационного проекта. 25

2.4.1. Расчет денежных потоков инновационного проекта. 25

2.4.2. Расчет внутренней нормы доходности проекта. 29

2.4.3. Экономическая оценка инновационного проекта. 30

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 32

Введение

Рыночные реформы в России значительной степени осложняются замедлением их развития в производственной сфере и отсутствием полного комплекса условий для интеграции отечественной экономики в систему мирового рынка, который уже давно интенсивно использует инновационные факторы экономического роста. Овладение производственными предприятиями научно-технологической модели экономического роста создаст основу обеспечения экономической независимости России, перехода ее экономики к фазам экономического оживления и роста. Именно ввиду характерные особенности развития мировой экономики и исходя из задач реформирования отечественного производства, особую актуальность приобретает исследование проблем инновационного направления рыночного развития предприятий, которые могут обеспечить рост потенциала их конкурентоспособности.

Актуальность темы. Проблемам коренной перестройки экономических отношений предприятий и формирование рыночных условий повышения эффективности их деятельности посвящена множество современных научных исследований, в которых анализируются и оцениваются результаты рыночного реформирования в России, возможности использования зарубежного опыта для ускорения и облегчения перестройки экономики, даются практические предложения по повышению эффективности хозяйствования на макро-, так и на микроуровне.

Но исследование комплекса проблем, связанных с введением в действие инновационных факторов экономического роста отечественных предприятий, нельзя считать решенными. Существует необходимость теоретического обобщения сути и вероятных направлений структурной трансформации экономики России, разработки методологических подходов к формированию бизнес-климата, благоприятного для инновационной деятельности, к решению задач развития производства с его инновационной переориентацией на платежеспособный спрос.

Объективная необходимость дальнейшего улучшения технологической структуры производства с активным использованием научно-технологических мировых и отечественных достижений в условиях трансформации экономики определили актуальность темы работы и ее значение для развития экономики России.

Целью данной работы является обоснование сущности и характера инновационной политики предприятия как объективно обусловленного направлении его преобразования, адекватного условиям рыночного реформирования, а также оценка эффективности инновационного проекта.

Поставленная цель обусловила необходимость решения таких задач:

рассмотрены роль и место инновационной деятельности в развитии производства;

проведен расчет экономической эффективности реализации инновационного проекта.

Объектом дипломной работы является ЗАО «Регул».

Раздел 1. Теоретические основы инновационной деятельности

Как отечественной, так и мировой литературе свойственна многогранность взглядов на сущность понятия "инновация". И это не удивительно, потому что, как заметил известный американский футуролог Элвин Тоффлер, среди проблем, с которыми сталкивается бизнес, нет более важной и сложной, чем проблема нововведений.

Невзирая на значительное накопление эмпирических знаний и теоретических концепций, еще отсутствующая обобщающая теория из инноватики, существуют расхождения из ряда важных методологических вопросов, толкования основных категорий, о чем свидетельствует специальная литература. Западные исследователи (Б. Санто, В. Д. Хартман, Б. Твисс, Г. Перлаки, Е. Менсфилд, Р. Фостер, Й. Шумпетер, П. Друкер и др.) трактуют категории инноватики в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Ф. Никсон уважает, что инновация - это совокупность производственных, технических и коммерческих мероприятий, которые ведут к появлению на рынке новых и усовершенствованных промышленных процессов и оборудования.

По мнению известного американского ученого в отрасли управления наукой и техникой Б. Твисса, нововведения - процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. "Это единственный в своем роде процесс, - пишет Б. Твисс, - что объединяет науку, технику, экономику и управление. Он заключается в получении новизны и длится от зарождения идеи к ее коммерческой реализации, охватывая комплекс отношений, производство, обмен, потребление". Немецкий специалист Ф. Хаберланд убежден, что "нововведение охватывает научно-технические, технологические, экономические и организационные изменения, которые возникают в процессе воссоздания. Его основными характеристиками являются: качественная новизна изделий, способов производства и технологий в сравнении с предыдущими, темпы реализации, динамика цикла нововведений, экономическая эффективность, социальные последствия".

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Нововведение создает стоимость и материальные ценности, опираясь на определенные изменения в любой отрасли - технологии, материалов, цен, услуг, демографии или геополитики, формирует новый спрос и новые рынки. Нововведение способствует перемещению ресурсов в сферу высшей производительности и прибыли.

Не все изменения являются нововведениями, а только те, которые вносят в среду новые элементы. Как уже отмечалось, они могут быть социальные, духовные и материальные, каждый из которых является новацией, то есть предметом нововведения, пусть то станок, устройство, форма отчета, искусство, сырье или система управления. Таким образом, от момента принятия к распространению новация приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Главной чертой нововведения является его влияние на образ жизни людей, стиль поведения, мировоззрение, то есть изменения.

Процесс введения новаций на рынок заведено называть процессом коммерциализации. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, которая превращает ее в источник дохода. Наличие спроса на инновацию свидетельствует о ее конкурентоспособности, которая является результатом инновационной деятельности. Инновация - это материализованный результат научно-технической деятельности.

Изобретение - это новое техническое решение конкретной задачи, которое дает позитивный эффект, улучшает качество продукции или изменяет условия труда. Изобретение определяется новыми технологическими возможностями, решением конкретных производственных проблем. Изобретение - это новые приборы, механизмы, инструменты, машины, оборудование, методы, процессы, материалы, сплавы и т. др. Например, изобретение автомобильного двигателя с повышенной степенью сжатия газов, которое дает возможность уменьшить расходы горючего на одну пятую, причем выхлоп углекислоты уменьшается в 10 раз, значительно снижается уровень шума. Если изобретение воплощается в производство, то он становится инновацией, нововведением.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

Мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Инновационные проекты могут носить разный характер и отличаться по ряду классификационных признаков.

Раздел 2. Проектная часть

2.1. Исходные данные для оценки рынка сбыта

Объектом исследования является инновационное предприятие ЗАО «Регул», созданное на базе действующего научно-производственного объединения «Химреактив» в г.Москва с целью содействия распространения научных достижений. Фирма ЗАО «Регул» специализируется на производстве и реализации инноваций, связанных с химическими приборами различного назначения.

На предприятии работают 15 человек. Организационная структура приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Организационная структура ЗАО «Регул»

Таким образом организационная структура предприятия ЗАО «Регул» представляет собой упорядочную совокупность взаимосвязи элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивает функционирование и развитие организации как единого целого.

Представленная выше структура является линейной, то есть используемая в масштабах небольшого предприятия в малом бизнесе. Характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий, состоит из линейных звеньев.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

1. Низкие издержки защищают эту фирму от могущественных покупателей, т.к. покупатели могут использовать свои возможности только для того, чтобы сбивать ее цены до уровня цен, предлагаемых конкурентом, который по эффективности следует за этой фирмой.

2. Низкие издержки защищают фирму от поставщиков, обеспечивая большую гибкость противодействия им по мере роста затрат на вводимые ресурсы.

3. Факторы, ведущие к низким издержкам, обычно создают и высокие барьеры на пути к вступлению конкурентов в отрасль – это экономия на масштабе или преимущества по затратам.

4. Наконец, низкие издержки обычно ставят фирму в выгодное положение по отношению к продуктам-заменителям.

Таким образом, позиция низких издержек защищает фирму от всех пяти конкурентных сил, потому что борьба за выгодные условия сделки может уменьшать ее прибыли лишь до тех пор, пока не будут уничтожены прибыли следующего за ней по эффективности конкурента. Менее эффективные фирмы в условиях обострившейся конкуренции пострадают первыми.

2.3. Оценка неопределенности и риска

2.3.1. Анализ влияния положения точки безубыточности на прибыль, риск производства и другие факторы

Диагностика предполагает выявление экономической сущности предприятия. В процессе диагностики может быть сделано три вывода:

предприятие прибыльно;

предприятие убыточно;

предприятие имеет нулевую рентабельность.

Если диагностируемое предприятие является убыточным или малоприбыльным (с учетом объективизации прибылей), то следует провести анализ достижимости им условий безубы­точности (хотя бы нулевой рентабельности по текущим операциям) или того, насколько прочно малоприбыльным предприятием они уже достигнуты.

Эти условия анализируются с учетом (в комплексе):

сформировавшейся на рынке цены на профильную продукцию предприятия;

спроса на эту продукцию;

структуры издержек предприятия и доли в них, а также общей величины постоянных расходов;

наличия у предприятия резерва производственных мощностей и инвестиционных возможностей их расширения;

кредитоспособности предприятия в части привлечения дополнительных заемных оборотных средств;

платежеспособности и надежности клиентов предприятия.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Уровень рентабельности производства составляет:

Р = 963,695 / 642,463 – 1 = 0,5.

То есть расчетный уровень рентабельности равен установленному уровню антимонопольным комитетом. Поэтому особых претензий к предприятию по завышению цены на товар быть не должно.

Объем выручки от реализации составляет:

ВР = 963,695 х 6800 = 6553,13 тыс.руб.

Себестоимость годовой товарной продукции составляет:

Сст = 642,463 х 6800 = 4368,75 тыс.руб.

Прибыль предприятия составляет:

ПР = 6800 х (693,695 – 642,463) = 2184375 руб.

Определяем коэффициент переменных затрат:

Кпз = 421,875 / 642,463 = 0,65665.

Валовая маржа на единицу продукции составляет:

ВМуд = 963,695 – 421,875 = 541,82 руб./шт.

Коэффициент использования производственной мощности составляет:

Км = 6800 / 8000 = 0,85.

Зарплата всего персонала на весь выпуск товарной продукции составляет:

ЗП = 6800 х 642000 / 6800 + 300000 = 6800 х 94,41 + 300000 = 942000 руб.

Удельный вес заработной платы в себестоимости товарной продукции составляет:

ЗПуд = 942 / 4368,75 = 0,21562.

Размер точки безубыточности, т.е. программы самоокупаемости при объеме выпуска товарной продукции в 6800 ед., составляет:

Тб = 6800 х 1500000 / (541,82 х 6800) = 2769 шт.

Опосредственная величина инвестиционного риска составляет:

Х = 6800 / 2769 = 2,456.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

2.4.2. Расчет внутренней нормы доходности проекта

Для расчета данного показателя воспользуемся графическим и аналитическим методами.

На рис. 2.3 приведен график изменения чистого приведенного дохода в зависимости от размера ставки дисконтирования.

Рис. 2.3. Изменение чистого приведенного дохода в зависимости от размера ставки дисконтирования

Согласно приведенных на рис. 2.3 данны, внутрення норма доходности данного инновационного проекта составляет приблизительно 140%. Для установления более точного значения данного показателя воспользуемся аналитическим методом:

ВНД = 0,1 + 816,99 / (816,99 – (-47,94)) х (1,5 – 0,1) = 1,422

То есть внутрення норма доходности рассматриваемого руководством фирмы ЗАО «Регул» инновационного проекта составляет 142,2%. Все это свидетельсвует о целесообразности реализации данного проекта.

2.4.3. Экономическая оценка инновационного проекта

На основе проведенных ранее расчетов и анализа основных экономических параметров и распределения денежных потоков обоснуем экономичесую оценку данного инновационного проекта. При этом определим годовой экономический эффект от реализации данного инновационного проекта:

По = (ц – сс) х N

По = (963,695 - 642,463) х 6800 = 2184375 руб.

Далее рассчитаем общую экономическую эффективность проекта:

Эоб = ВР / Зоб

Эоб = 6553,13 / 4368,75 = 1,5 или 150%.

Таким образом, проведя расчет экономической оценки, можно утверждать, что данный инновационный проект является экономически выгодным, т.к. позволяет получить прибыль за год реализации данного проекта в размере 2184375 руб., а общая экономическая эффективность данного инновационного проекта составляет 150%.

Заключение

Для установления значения определенного инновационного продукта, выявления степени его влияния на эффективность производства, на изменения в развитии общества, а также для сравнительной качественной и количественной оценки нововведений важное значение имеет их классификация. Существуют разные взгляды на классификацию инноваций, в зависимости от признаков и критериев, которые берутся за основу типологии. Одним из важных признаков является уровень новизны в инновации. Этот уровень показывает знания, которые воплощены в нововведении. Существует общепринятая точка зрения о двоих уровни новизны. Первый - это нововведение (инновации) на базе новых знаний, созданных на основе познания новых законов и закономерностей. Это базисные (радикальные) нововведения. Они коренным образом способны изменить разные виды деятельности общества (например: изобретение двигателя внутреннего сгорания, электроэнергетика, электроника и т. д.).

Базисные нововведения требуют проведения полного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и наличия развитой базы для выполнения значительного объема прикладных НИОКР. Увидение базисных инноваций требует перестройки целого ряда смежных производств, внедрения новых методов организации производственного процесса, организации труда, структуры управления, они изменяют виды деятельности и жизни общества в целом. Например, развитие железнодорожного транспорта, авиации, космонавтики, электроники и т. др.

Инновационная фирма ЗАО «Регул» приобрела за 500 тыс.руб. несколько новшеств, среди которых оказалось одно наиболее привлекательным – инновационный проект по созданию прибора, определяющего наличие тяжелых металлов и других тиоксикантов в жидких средах. С его помощью можно за одну минуту определить с очень высокой точностью (до 0,0001) наличие того или иного токсиканта. По своим тактико-техническим данным он намного превосходит аналогичные приборы других фирм. Использование позиции низких издержек защищает фирму от всех пяти конкурентных сил, потому что борьба за выгодные условия сделки может уменьшать ее прибыли лишь до тех пор, пока не будут уничтожены прибыли следующего за ней по эффективности конкурента. Менее эффективные фирмы в условиях обострившейся конкуренции пострадают первыми. Проведенные расчеты свидетельсвуют о том, что реализация данного инновационного проекта позволит получить ЗАО «Регул» дополнительную прибыль по ее текущей стоимости в размере 816,99 тыс.руб. Срок реализации инновационного проекта составляет 22,56 кварталов. Внутрення норма доходности – 142,2%. То есть проект – экономически выгоден.

Список использованной литературы

1. Аньшин В. М., Дагаев А. А., Колоколов В. А., Кудинов Л. Г., Шелюбская Н. В.. Инновационный менеджмент: Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновац. развития:Учеб. пособие по спец. "Менеджмент организации" / Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации / В. М. Аньшин (ред.), А. А. Дагаев (ред.). — 2.изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2006. — 583с.

2. Бараненко С.П. Стратегический менеджмент: учебно-методический комплекс / С.П. Бараненко, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. – М.: Центрополиграф, 2010. – 319 с.

3. Виленский П.Л. Инвестиционный анализ: учебно-методическое пособие для слушателей программы MBA, обучающихся по специальностям "Стратегический менеджмент" и "Финансы" / П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц; ГУ Высш. шк. экономики, Высш. шк. менеджмента. – М.: Бизнес Элайнмент, 2010. – 287 с.

4. Волкова С.Н. Моделирование инновационной деятельности предприятий / С. Н. Волкова, А. В. Шлеенко. – Курск, 2010. – 126 с.

5. Галицкая С. В. Финансовый менеджмент; Финансовый анализ; Финансы предприятий: учеб. пособие. — М.: Эксмо, 2008. — 650с.

6. Гришин В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики : учебное пособие / В. В. Гришин. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 366 с.

7. Иванов И. А. Инновационный менеджмент: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Менеджмент". — Ростов н/Д: Баро-Пресс, 2001. — 283с.

8. Ивасенко А.Г. Инновационный менеджмент : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Экономика" и экономическим специальностям / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. О. Сизова. – М.: КноРус, 2009. – 415 с.

9. Ильенкова С. Д., Гохберг Л. М., Ильенкова Н. Д., Кузнецов В. И., Масякин Б. В. Инновационный менеджмент: Учебник / С. Д. Ильенкова (ред.). — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2003. — 343 с.

10. Количественные методы анализа в маркетинге / Под ред. Т. П. Данько, И. И. Скоробогатых. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.

11. Кэмпбелл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм, 2-е изд. / СПб.: Питер, 2004. 416 с.

12. Маховикова Г.А. Инновационный менеджмент : учебное пособие / Г. А. Маховикова, Н. Ф. Ефимова. – М.: Эксмо, 2010. – 205 с.

13. Парсаданян С. А., Потемкин В. К. Инновационная деятельность: организация, технологии, проектирование / РАН; Институт проблем региональной экономики. — СПб.: ИРЭ РАН, 2001. — 107с.

14. Рахманкулова Г.И. Стратегическое планирование: управление по целям / Г.И. Рахманкулова. – Казань: Казанский гос. ун-т, 2009. – 319 с.

15. Рогова Е. М., Ткаченко Е. А., Шевченко С. Ю. Управление рисками инновационных инвестиционных проектов: Учеб. пособие / Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. Кафедра экономики предприятия и производственного менеджмента. — СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2001. — 75с.

16. Сурин А.В. Инновационный менеджмент : учебник по специальности "Государственное и муниципальное управление" / А. В. Сурин, О. П. Молчанова. – М.: Инфра-М., 2009. – 367 с.

17. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2004. — 400с.

18. Федоров О.В. Аспекты инновационной деятельности: монография / О. В. Федоров. – М.: Инфра-М., 2010. – 266 с.