Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для учителей и учащихся по подготовке к егэ по обществознанию и истории России  При изучении материала по содержательным разделам - реферат

Методические рекомендации для учителей и учащихся по подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории России

При изучении материала по содержательным разделам хотелось бы обратить внимание на наиболее трудные вопросы :

I. Обществознание

Содержательная линия «Общество» . Понятие «общество». Сферы жизни общества. Типы обществ. Социальные последствия НТР. Глобальные проблемы современности.

Содержательная линия «Человек». Личность. Деятельность. Потребности человека. Способности. Межличностные конфликты.

Содержательная линия «Духовная сфера». Понятие «культура». Образование, самообразование. Искусство, его виды, место в жизни человека. Мораль, основные ценности и нормы.

Содержательная линия «Экономическая сфера». Понятие «экономика». Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Экономические системы. Формы собственности. Предпринимательская деятельность. Налоги. Деньги. Безработица.

Содержательная линия «Социальная сфера». Типология социальных групп. Социальная роль. Семья. Брак. Межнациональные отношения.

Содержательная линия «Политическая сфера». Государство, формы правления. Государственно-национальное устройство.

Содержательная линия «Право». Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. Конституция. Основы конституционного строя РФ. Ветви власти в РФ. Институт президентства. Местное самоуправление. Права человека. Гражданское общество и правовое государство. Международное гуманитарное право.

Содержательная линия «Познание». Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

II. История

Культура и быт Древней Руси.

Политическая раздробленность Руси в XII-XIII вв.

Борьба Руси против агрессии с запада.

Москва – центр объединения русских земель.

Куликовская битва.

Церковь в русском государстве.

Петровские преобразования.

Утверждение абсолютизма. Образование Российской империи.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Реформы Александра II.

Россия в начале ХХ века.

Революция 1917 года.

Внешняя политика СССР в 20-30-е годы ХХ века.

СССР в середине 1950-х – начале 1980-х годов.

Становление современного российского государства.

Отметим также типы заданий , вызывающие наибольшие затруднения у выпускников:

I. Обществознание

Часть А: знание понятий, их признаков и определений; определение верного суждения.

Часть В: работа с графиками, таблицами, диаграммами; задания на классификацию (завершение схемы, распределение перечисленных позиций по определенным группам, определение соответствия).

Часть С: задания на конкретизацию теоретического положения примерами, составление предложений, содержащих обществоведческие понятия; анализ таблиц и гистограмм; решение познавательных задач;, анализ текста; написание сочинения-эссе.

II. История

Часть А: знание дат и хронологии; задания, проверяющие умение извлекать и анализировать информацию исторического источника.

Часть В: установление хронологической последовательности; определение соответствия двух рядов информации; задания на группировку.

Часть С: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений; рассмотрение исторических версий и оценок анализ исторической ситуации; сравнение событий, явлений.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

I. Обществознание

Можно рекомендовать следующую последовательность действий при выполнении заданий с выбором ответа. Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос или требование, установить, к какой области содержания относится вопрос и актуализировать соответствующую информацию, попытаться сократить объем необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верный и проверить его правильность. Возможно несколько путей выполнения подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов, во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию. Возможен также анализ с целью отсечения заведомо неверных вариантов ответа и получения единственного правильного варианта. Выбор пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления конкретного человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений.

Рассмотрим в качестве примера задание на распознавание понятия по существенным признакам: Образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в конкретном обществе, называют

1) социальным престижем; 2) социальным положением; 3) социальной адаптацией; 4) социальной ролью.

В тексте данного задания дается определение понятия «социальная роль». Если ученик не помнит его в целостном виде, можно проделать следующие интеллектуальные операции: 1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить: в нашем случае речь идет об образце поведения человека, следовательно, понятие относится к социальным отношениям; 2) выявить в условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае это образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса; 3) сократить область знания до конкретной проблемы: в нашем случае ограничиться социальным положением человека; 4) актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа и выбрать правильный: искомый ответ – 4. Осталось проверить правильность выбранного ответа, проанализировав еще раз все иные варианты.

В заданиях на сравнение предполагается оперирование несколькими понятиями, например: В отличие от природы, общество

1) имеет системный характер; 2) непрерывно изменяется; 3) создает культуру; 4) развивается по собственным законам.

В данном примере требуется среди родовых черт сложных объектов отыскать видовую характеристику общества (это и будет требуемая черта отличия). Системность, непрерывные изменения, наличие специфических закономерностей развития – все это родовые признаки, а вот создание культуры – видовой признак общества. Данное задание можно выполнить иначе, вспомнив базовые определения понятий. Проанализировав предлагаемые варианты ответа, вспомним, что культура есть результат преобразования обществом природной среды, т.е. оно отличает общество от природы.

Приведем пример работы с заданием на установление истинности суждения: Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?

А. В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан. Б. Конституция РФ – это свод всех законов, действующих в государстве.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Выполнение подобного задания целесообразно начать с вычленения и определения содержания основного понятия. В нашем случае – это «конституция». Вспомним, что конституция – это основной закон государства, в котором зафиксированы основы государственного строя, взаимоотношений власти и граждан, формы государства. Теперь проанализируем каждое из суждений, соотнося его содержание с определением основного понятия. Первое суждение верно, а второе – нет (поскольку конституция – это основной закон, а не свод законов). Остается только выбрать правильный ответ – 1.

Обратимся к выполнению задания на анализ статистических данных, представленных в виде таблицы, предполагающего выбор верных позиций из предложенного списка: В 1993 и 2008 гг. в стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?» Результаты двух опросов представлены в таблице.

Варианты ответа

1993 г.

2008 г.

Полное (среднее) образование

13

13

Среднее профессиональное образование

17

24

Высшее профессиональное образование

25

15

Успех в жизни не зависит от образования

45

11

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны:

1) Число сторонников полного (среднего) образования осталось без изменений.

2) Популярность высшего профессионального образования возросла почти вдвое. 3) Среднее профессиональное образование наиболее популярно в обоих опросах. 4) Число тех, кто не связывает успех в жизни с уровнем образования, не изменилось. 5) Полное (среднее) образование6 популярнее среднего профессионального образования в обоих опросах.

Первый этап работы предполагает анализ данных таблицы: цифровых и текстовых. Прежде чем выполнять задание, нужно внимательно изучить таблицу, проанализировать сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить, установить, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа. Внимательно прочитав каждую позицию списка, проделав простые логические операции и актуализировав нужные знания можно безошибочно выполнить предложенное задание. Правильный ответ – 1, 2.

Среди заданий ЕГЭ представлено три разновидности заданий на классификацию, вызывающие сложности у учащихся. Первая группа – задания, предполагающие завершить предложенную схему. Задание основывается на логической процедуре деления понятий – переходе от данного понятия к совокупности подчиненных. Обратимся к примеру. Представлена схема «Система образования в РФ». Ее составляющими являются: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учебные учреждения, средние специальные учебные заведения и … . Нужно вставить пропущенное.

Задание нельзя отнести к сложному, но из-за нелогичных действий выпускников в нем часто допускаются ошибки. Определим последовательность действий при выполнении заданий данного типа. Прежде всего обращаем внимание на исходное общее понятие, отражающее всю область рассматриваемых явлений. Это «система образования». Нам также даны три соподчиненных с главным понятием элемента: дошкольные учреждения, средние школы, техникумы (колледжи). Таковы исходные условия. Для определения четвертого элемента делаем следующий, самый важный и сложный шаг – выявляем основание классификации. В этом нам поможет установление сходства между тремя уже известными элементами. Каждый из них отражает последовательную ступень в образовательном процессе (отметим, что в нашем случае последовательность не жесткая: обучение в техникуме не является обязательным условием перехода на следующую образовательную ступень). Что же в этом ряду можно рассматривать как завершающее звено в этой цепи? Ответ очевиден – высшее учебное заведение. Таким образом, схема получает логическое завершение.

Другой разновидностью заданий на классификацию являются задания, требующие распределения перечисленных позиций по некоторым группам. Критерии выделения этих групп указаны. Приведем пример такого задания: Распределите перечисленное ниже следующим образом: первые три позиции должны представлять выражение форм частной собственности, три последующие – государственной

1) семейная ферма; 2) вооруженные силы страны; 3) сельскохозяйственный кооператив; 4) приватизированная гражданином квартира; 5) имущество дипломатических представительств за рубежом;6) национальный парк.

Общая совокупность объектов (отношений), которая здесь подразумевается, может быть обозначена понятием «собственность» как способ присвоения людьми того, что им необходимо для жизни. Уместно вспомнить и такие смысловые характеристики собственности, как владение, пользование и распоряжение чем-либо. В задании указаны две группы, по которым следует распределить представленные объекты. Поэтому следующим шагом является уточнение признаком, лежащих в основе этого разделения. Иными словами, необходимо вспомнить, что отличает государственную собственность от частной. Ответ достаточно очевиден, особенно применительно к государственной собственности, следует вспомнить, что она может быть индивидуальной, коллективной (кооператив) и корпоративной (акционерное общество). Выполнив эти логические операции и восстановив нужные знания, можно безошибочно выполнить предложенное задание. К частным формам собственности относятся позиции 1, 3, 4, а к государственной – все остальные.

И наконец, третья группа – задания на соответствие. Начнем с примера: Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Примеры Факторы производства

1) строительные машины А) земля

2) каменный уголь Б) капитал

3) пашня В) труд

4) фермер

5) фабрика

По сути, данный тип задания является разновидностью предыдущего, но здесь групп для распределения уже три. Основание классификации задано в условии – это широкое понятие «факторы производства», означающее ресурсы, без которых процесс производства товаров и услуг невозможен. В свою очередь, данная категория делится на три более частных понятия: земля, труд, капитал. Они также названы в условии задания и образуют второй ярус классификационной схемы. Уточним содержание этих понятий. Земля – это природные ресурсы (а не только пахотные земли, как ошибочно думают некоторые школьники), которые используются в производстве. Капитал (в данном случае физический капитал) – это все, что создано для производства человеческим трудом. Труд – физические и умственные усилия, затраченные человеком в процессе производства. Итак, мы уточнили содержание понятий второго столбца. А что же содержится в первом столбце? Здесь перечислены конкретные объекты, используемые в производстве. Это третий уровень классификации – уровень конкретных понятий. Задание требует установить, к какому из факторов производства относится каждый из указанных объектов. После того как мы уточнили, что включает в себя отдельные факторы производства, выполнить эту задачу несложно. Каменный уголь и пашня – это природные ресурсы (земля), строительные машины и фабрика – материальные средства производства (капитал), фермер олицетворяет человеческие ресурсы (труд). Таким образом, главная трудность в выполнении заданий на классификацию, состоит в нахождении характеристики (признака, свойства), используемой в качестве основания системы выделения групп и подгрупп.

При выполнении заданий с развернутым ответом необходимо, прежде всего, прочитать внимательно условие и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. Важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать), но и определить, какое количество данных элементов надо привести. Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (вместо трех элементов не нужно приводить пять-шесть).

Трудным для учащихся является решение познавательных задач. Мы приводим памятку-алгоритм для решения познавательных задач:

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

2. Соотнесите вопросы (предписания), сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно это противоречие может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условиями задачи.

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса задачи; если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; нет ли противоречия между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению; можно ли считать предложены путь решения единственно возможным; не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.

Не больше 10-15% учащихся справляются с заданиями, требующими конкретизировать какое-либо общее явление (теоретическое положение) с помощью примеров. Попытаемся на примере выявить общую схему выполнения таких заданий: Раскройте на примерах различные проявления воздействия политики на культуру.

Целесообразно начать с выявления возможных сторон влияния политической деятельности на культурную жизнь. Можно выделить такие аспекты: политика государства в области культуры и политизация культуры, вовлечение деятелей культуры в политическую борьбу, отражение ими своей политической позиции в творчестве. Далее, каждое из этих направлений конкретизируем ситуациями (реальными или смоделированными), фактами прошлого и современности (Исключительно политическими соображениями были продиктованы решения советской власти о введении, а затем ужесточении контроля над печатным словом). Таким образом, в выполнении данного задания было сделано два шага. Во-первых, мы развернули положение, приведенное в условии (о влиянии политики на культуру), сформулировав ряд более частных утверждений. Во-вторых, подкрепили эти утверждения конкретными фактами.

Целых десять (первичных) баллов выпускник может набрать при выполнении четырех заданий по анализу источника (носителя социальной информации). Первое задание направлено на точность воспроизведения содержащейся в тексе информации. Второе задание – задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (определение основной идеи, сходных и различных положений двух фрагментов). Третье задание нацеливает на характеристику текста в связи с изученным курсом, с опорой на собственные знания. Четвертое задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию относительно позиций, заявленных в тексте. Для грамотного выполнения этих заданий необходимо четко знать критерии, по которым оценивается каждое. Данные критерии представлены в сборниках тренировочных заданий ЕГЭ. Мы приводим памятку-алгоритм по работе с текстом на ЕГЭ:

1. Внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.

2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий.

3. Дайте ответ на вопрос: «О чем текст?» - и определите его основную идею.

4. Отвечать на вопросы старайтесь по порядку, т. к. они сформулированы по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может быть основой для выполнения следующего.

5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Помните, что выполнение задания требует опоры на текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие формулировки.

9. Избегайте неполных ответов.

10. Не пользуйтесь излишними обобщениями и интерпретациями авторского текста там, где этого не требует задание.

11. Сформулировав ответ, проверьте его правильность: вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы.

Последнее задание ЕГЭ (С8) – написание эссе – относится к числу наиболее сложных. Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Выпускник должен кратко изложить свой взгляд н6а проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам социального и личного опыта.

При оценивании эссе выделяются следующие элементы: представление собственной точки зрения при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и конкретно-иллюстративном уровнях с корректным использованием обществоведческих понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Эссе должно обладать внутренним смысловым единством, целостностью и последовательностью заявленной в нем позиции. Таким образом, эссе по обществознанию обладает определенной спецификой, отличающей его от эссе по литературе , что нашло отражение в критериях оценивания.

Предлагает общий алгоритм написания эссе по обществознанию:

1. Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой относится тема; ясно понимает смысл высказывания (не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор); может выразить свое отношение к этому утверждению (согласиться полностью или частично, опровергнуть его); владеет обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного обсуждения темы.

2. В выбранной выпускником теме поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той области знаний, которая соответствует данной науке.

3. Отбор фактов и примеров для решения проблемы должен быть убедительным.

4. Писать полный текст эссе на черновике нецелесообразно.

5. Полезно сделать отдельные предварительные записи на черновике. Целесообразно в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события, а также вводную и заключительную фразы эссе.

6. Начинать эссе выгодно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным».

7. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. При этом не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий ее содержание и сущность. Можно воспользоваться любым способом формулирования основной мысли (изложение с включением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос).

8. К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументом в пользу того, что выпускник хорошо знает проблему и чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст краткой информации об авторе высказывания; имен предшественников автора и его последователей или научных противников; описания различных точек зрения на проблему; указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; указания на альтернативные варианты решения проблемы.

II. История

При выполнении заданий части А выпускники совершают много ошибок, выполняя задания на проверку хронологических знаний и умений. Поиск верного ответа может осуществляться двумя путями: вспомнить нужную дату или исключить заведомо неверные варианты ответа.

В части А содержится 5 заданий на работу с историческим источником, например: О каком из князей Древней Руси писал летописец? «Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру»

1) Андрее Боголюбском; 2) Данииле Галицком; 3) Александре Невском; 4) Владимире Мономахе.

Для того, чтобы найти верный ответ, необходимо владеть широким кругозором исторических знаний и умением их применять, а также приемами анализа исторического текста, т.е. увидеть ключевую информацию, позволяющую определить верный ответ. Стиль, язык источника также могут помочь в поиске ответа. В нашем случае на правильный ответ указывают слова «за Новгород и Псков», которые А. Невский защищал от иноземных захватчиков, а также то, что герой летописи отдал жизнь за православную веру, т.к. известно, что князь А.Невский отверг предложение принять католичество. Деятельность других князей не отвечает содержанию данного документа.

В части В выпускники сталкиваются с трудностями при выполнении заданий на установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов, например: Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности имена российских полководцев

1) Дмитрий Пожарский; 2) Михаил Кутузов; 3) Александр Меншиков; 4) Петр Румянцев.

Каковы могут быть подходы к выполнению задания данного типа? Главное – привлечение конкретных знаний, знание исторических эпох, умение определить место каждого события или имени в историческом процессе. Необходимо соотнести имена полководцев с событиями истории, вспомнив, к какому периоду времени они относятся. Так, имя Д. Пожарского связано с событиями Смуты, это начало XVII века, М. Кутузова – с Отечественной войной 1812 г., А. Меншикова – с эпохой Петра I, т.е. с первой четвертью XVIII в., П. Румянцева – со второй половиной XVIII в. Отсюда правильный ответ – 1,3, 4, 2.

Как показывает опыт проведения ЕГЭ, задание части В на установление соответствия двух рядов информации выполняется немногими. Какие можно предложить наиболее результативные приемы выполнения такого задания? Во-первых, это может быть установление тех парных элементов, которые наиболее известны учащимся. Во-вторых, определение лишнего элемента , не имеющего в задании соответствующей пары, причем это может быть любая из позиций правой колонки. Приведем пример: Установите соответствие между именами князей и фактами деятельности:

1) Иван Калита А) отражение агрессии с запада

2) Александр Невский Б) принятие первого Судебника

3) Ивана III В) возвышение Москвы

4) Василий Темный Г) участие в феодальной войне

Д) принятие Соборного Уложения

Наиболее знакомыми для школьников будут элементы 2-А, 1-В. Далее устанавливается лишний элемент – принятие Соборного Уложения связано с именем Алексея Михайловича (ответ Д). Вспомним, что с именем Ивана III связано принятие первого судебника, таким образом, если даже ученик не вспомнит, с каким фактом связано имя Василия II Темного, ответ логически вытекает из предыдущего рассуждения (4-Г).

Наиболее трудоемкая и сложная часть работы – задания части С. Что важно учитывать, выполняя эти задания? Прежде всего, следует особенно внимательно относиться к их формулировкам. Если в задании сказано «Назовите…», то достаточно перечислить события, явления, имена и т.д., стремясь, чтобы перечень был наиболее полным, систематизированным. Если ставится задача «Охарактеризуйте…», то нужно не только назвать необходимые исторические явления, но и кратко указать их отличительные черты, значение и т.д.

При относительно небольшом объеме предполагаемых ответов (здесь не предусматриваются сочинения) задания этой группы часто требуют обобщенного изложения, систематизации значительного исторического материала. Поэтому в данной части работы особенно важно проявить умения выстроить логическую и содержательную основу ответа, выделить этапы и характерные черты процессов, указать ключевые даты, события, имена. Нельзя забывать о такой существенной стороне ответа, как конкретизация и аргументация общих положений фактами. В ответе можно использовать элементы плана, систематической таблицы, тезисного изложения. Это помогает кратко и вместе с тем наглядно представить основное содержание и последовательность рассуждения.

Успешность выполнения экзаменационной работы во многом определяется тем, насколько выпускники знакомы и умеют выполнять все инструкции, имеющиеся в работе (инструкция по выполнению экзаменационной работы; инструкции, предваряющие отдельные части работы; инструкции, предваряющие отдельные блоки заданий; инструкции, относящиеся к отдельным заданиям). Это позволит, во-первых, снять вопросы о технологии записи ответов, внесении исправлений в ответы, во-вторых, правильно выполнить отдельные задания, в-третьих, контролировать свою работу по времени, в-четвертых, убедиться в правильности осуществления экзаменационной процедуры (нарушение процедуры является основанием для подачи апелляции).

Особое внимание хотелось бы обратить на одну сторону экзамена, которая остается вне пристального внимания как выпускника, так и готовящего его учителя. Речь идет о предварительном изучении инструкции по заполнению бланков ЕГЭ и тренировочной работе с ними. Неумение работать с бланками может привести к потере баллов и лишним волнениям и переживаниям на экзамене.

В заключении еще раз обращаем внимание педагогов на то, что подготовка учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию требует изменения методики преподавания предмета. Успешного результата можно достигнуть лишь при условии организации эффективного учебного процесса в течение всех лет обучения в старших классах на той базе, которая закладывается на уроках в основной школе. Назовем ряд направлений в организации учебного процесса, призванных способствовать решению указанной выше задачи: проблемно-тематический способ изучения предмета, расширение практики самостоятельной деятельности учащихся, практики решения познавательных задач; использование многообразных форм организации учебной деятельности старшеклассников, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов, выявлению собственных мнений, применению умений рассматривать альтернативы развития общества, аргументировать свои суждения; актуализации знаний, полученных в основной школе, причем не на воспроизводящем, а на преобразующем, творческо-поисковом уровне (составление хроник событий, обобщающих таблиц, подготовка сообщений и т.д.); акцентирование работы с различными источниками информации; проведение текущего, тематического, итогового контроля учебных достижений учащихся в соответствии с типологией заданий ЕГЭ.

Особо отметим такой этап в учебной работе, как предэкзаменационная подготовка учащихся, в ходе которой необходимы актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания, обобщение и систематизация знаний, проработка наиболее сложных вопросов и типов заданий, изучение критериев оценивания работы и бланков заданий для тестирования.

Ниже представлены рекомендуемые ФИПИ адреса Интернета и методические материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию

http:// www .ege. edu. ru

портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»;

http:// www. fipi. ru

сайт Федерального института педагогических измерений:

http:// www.rustest.ru

сайт Федерального центра тестирования:

http:// www. educom. ru

Департамент образования города Москвы:

http:// www. mioo. ru

Московский институт открытого образования;

http:// www. gmc. metodist. ru

Городской методический центр Московского института открытого образования.

I. Обществознание

1. ЕГЭ-2009. Обществознание: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов / ФИПИ. Авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2008

2. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. Авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ. Авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2009

4. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания /А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Е.С. Королькова. - М.: Экзамен, 2006 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

5. Единый государственный экзамен: Обществознание: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1-5. /Е.С.Королькова, Е.Л. Рутковская – М.: Вентана-Граф, 2006

6. Обществознание. Сборник заданий/ Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая и др., М.: Просвещение, Эксмо, 2007

7. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания / Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Котова О.А., Королькова Е.С., Лискова Т.Е., – М.: Эксмо, 2008.

II. История

1. Единый государственный экзамен 2007. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Интеллект-Центр, 2007.

2. Единый государственный экзамен. История. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Вентана-Граф, 2007.

3. ЕГЭ-2007: История / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьев – М.: Астрель, 2007.

4. Сдаем единый государственный экзамен: История / ФИПИ авторы составители: Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Я.В. Соловьев – М.: Дрофа, 2007.

5. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). История/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Я.В. Соловьев – М.: Эксмо, 2007.

6. ЕГЭ. История. Типовые тестовые задания /Е.А.Гевуркова, Я.В.Соловьев - М.: Экзамен, 2006 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

7. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2006

8. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2006

9. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2007

10. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 4. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2007

11. Единый государственный экзамен: История: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 5. / Я.В.Соловьев, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова – М.: Вентана-Граф, 2007

12. ЕГЭ-2007: История. Сборник заданий/ Н.И.Ворожейкина, Е.А.Гевуркова и др., М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

13. История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки» /Алексашкина Л.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 (Серия «Контрольные измерительные материалы).

14. История: Раздаточный материал тренировочных тестов /Северинов К.М. СПб.: Тригон, 2008

15. История. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Н. Фукс, В.В. Сухов, А.С. Ермаков, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков. - М.: Вентана-Граф, 2008

16. История. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Н. Фукс, В.В. Сухов, Е.Г. Жигирева, П.А. Пучков, А.В. Хомяков. - М.: Вентана-Граф, 2008