Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по проведению мероприятий в образовательных учреждениях к 1150-летию Великого Новгорода - реферат

К 1150-летию Великого Новгорода

Г.И. Старобинская , С.И. Козленко

Информационно-справочные материалы для методических рекомендаций представили:

С.В. Бондарь, Д. Ю. Пучков, В.В. Тороп

Сочинение-эссе по проблеме роли варягов на Руси написано А.А. Ведерниковой

Методические рекомендации

по проведению мероприятий в образовательных

учреждениях к 1150-летию Великого Новгорода

В сентябре 2009 г. будет отмечаться 1150-летие Великого Новгорода – дата, значение которой для истории Отечества, формирования российской идентичности граждан нашего государства трудно переоценить.

Председатель Новгородского областного оргкомитета по подготовке и проведению празднования, губернатор области С.Г. Митин в своем обращении подчеркнул: «В 2009 году исполнится 1150 лет Великому Новгороду, древнейшему городу России, летописная история которого начинается одновременно с историей Руси. Здесь зародились основы российского государства, демократии, экономические и культурные связи с Европой. Великий Новгород стал мощным центром православия, грамоты, просвещения и духовной культуры.

Именно на Новгородской земле впервые были найдены берестяные грамоты, ставшие сенсацией в области археологии. Именно в древнем Новгороде в XI веке Ярославом Мудрым была открыта первая русская школа. Исторический центр города – новгородский Кремль – древнейшее на Руси крепостное сооружение. В сердце Кремля находятся первый русский каменный храм Собор Святой Софии, уникальная в своем роде, крупнейшая коллекция русской иконописи, а также грандиозный монумент «Тысячелетие России», скульптурная композиция которого отображает важнейшие события в истории Государства Российского. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина предстоящему событию придан статус общенационального праздника. Это свидетельствует о признании ключевой роли Великого Новгорода в становлении российской государственности и национальной культуры. В этом же году впервые в России на территории Новгородской области пройдет европейский культурно-экономический форум «Ганзейские дни Нового времени», в котором примут участие свыше ста городов Европы. На протяжении нескольких веков Великий Новгород являлся связующим звеном между средневековой Европой и Русью, центром международной интеграции и торговли. На основе традиций средневековой Ганзы в 1980 году возник ганзейский Союз Нового времени. В 1993 году Великий Новгород вошел в состав Ганзейского Союза Нового времени…»

Празднование 1150-летия Великого Новгорода пройдет под девизом: «Великий Новгород – Родина России».

По рекомендации Департамента образования города Москвы в образовательных учреждениях в сентябре 2009 г. предполагается проведение внеклассных и внеурочных мероприятий, посвященных юбилею. Они станут важным развитием традиционного обращения к разных периодам Великого Новгорода в курсе истории России.

8 сентября 2009 г. планируется проведение Московской городской ученической конференции старшеклассников «Великий Новгород – Родина России».

В целях оказания методической помощи образовательным учреждениям Москвы, в которых будут организованы внеурочные и внеклассные мероприятия, посвященные 1150-летию Великого Новгорода, кафедра социально-гуманитарных дисциплин МИОО разработала предлагаемые ниже рекомендации.

Предлагаемые материалы и методические рекомендации адресованы не только преподавателям истории. Они рассчитаны на более широкий круг педагогов: классных руководителей, организаторов школьных музеев, преподавателей МХК, учителей, не имеющих специального исторического образования – всех тех, кто будет задействован в мероприятиях, посвященных празднованию торжественной даты.

Учителям истории и обществознания многие сведения покажутся хорошо знакомыми, известными и узнаваемыми, но и они, надеемся, найдут для себя полезный материал.

Те, кто не испытывает необходимости в конкретных методических разработках, может обратиться к нашей подборке литературы, ИНТЕРНЕТ – ресурсов и воспользоваться ими при создании собственных, авторских, разработок.

Структура методических рекомендаций

1. Краткая справка о Великом Новгороде.

2. Методические рекомендации по проведению внеурочных и внеклассных мероприятий.

3. Интернет-ресурсы по истории Великого Новгород.

4. Литература по истории Великого Новгорода.

«На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы - русские». (Академик Д.С. Лихачев).

1. Краткая справка о Великом Новгороде.

(на основе материалов Википедии – свободной энциклопедии – http://ru.wikipedia.org/wiki/).

Вели́кий Но́вгород (до 1999 года официальное название — Новгород; ст.- слав. Новъ Градъ ) — город на северо-западе России, административный центр Новгородской области, Город воинской славы. Один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отмечается 1150-летие Великого Новгорода). В средние века — центр Новгородской республики, известной как «Господин Великий Новгород».

Население — 216 699 человек (на 1 января 2007 года), это около трети жителей области, площадь 90,08 км².

Географическое положение

Великий Новгород расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов, кремль (исторический центр Софийской стороны города) в 6 км от озера Ильмень, в 552 км к северо-западу от Москвы. Южная граница городского округа Великий Новгород, с 1999 года у Рюрикова Городища и Юрьева монастыря, а северная граница, с 2004 года — микрорайон Кречевицы, расположены на расстоянии более 20 км.

Возникновение Великого Новгорода

Средневековый город сложился на месте более ранних селений у истока Волхова из Ильменя, где сгусток стоянок и поселений прослеживается со времен неолита (4-3 тыс. до н. э.). C VIII века — центр ряда селений Приильменья, в IX — XII век первая столица, затем второй по значимости после Киева центр Древнерусского государства, столица Новгородской земли до ее подчинения Московскому княжеству в 1478 году.

На современном научном уровне этнические привязки археологических культур Приильменья спорны; по данным топонимики округу заселяли праславяне, финно-угры и балты. Следы раннего железного века в округе Городищ под Новгородом есть, но следы внушительного поселения археологи пока не обнаружили. Специалистов привлекает одно из значений скандинавского имени города — Хольмгардр — «скопление поселений, затопляемых во время паводков». Вероятно, Хольмгардром считалась цепочка поселений от истоков Волхова вплоть до Холопьего городка (напротив Кречевиц). По мнению специалистов, древнескандинавское слово gardr не означало «город» и никогда не употреблялось в названиях городов. Им обозначались хутора или небольшие поселения, обнесенные оградой, и потому оно часто использовалось в названиях хуторов и усадеб.

Официальной датой возникновения Новгорода принято условно считать 859 год, исходя из упоминания города в поздней Никоновской летописи (компиляция XVI века). При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, но под годом 6367 (859 год) содержится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины. Автором официальной даты основания города стал историк М. Е. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода.

В арабских источниках X века упоминается пункт ас-Славийа (Слава, Салау), как один из трех центров русов наряду с Куйабой (Киевом) и Артанией (идентификация неясна). Полагают, что речь идет о предшествовавшем Новгороду «старом городе» ильменских словен. Самое раннее иностранное упоминание Новгорода (Немогард) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». В скандинавских сагах город называется — Холмгардом (Holmgard) столицей Гардариков, в германских источниках — Острогардом. Также здесь происходят основные действия эпического литературного произведения XVII века «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко.

Русские летописи дают разные версии возникновения города. По «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) город существовал уже к моменту прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами в ходе их расселения после миграции с Дуная. По Ипатьевской летописи: «Словене же седоша около езера Илмера и прозвашася своимъ именемъ и сделаша городъ и нарекоша и Новъгородъ ». Почти любое обновление поселения у Ильменя затем вопринималось как создание «нового города». Рюрик, по ипатьевскому списку, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «пришед къ Ильмєрю и сруби городе надъ Волховом и прозваша и Новъгород » (наблюдается некоторое противоречие с сообщением той же летописи об основании города словенами). Новгородская I летопись младшего извода упоминает новгородцев в недатированные времена легендарного Кия.

«Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость (свое княжение — во многих других летописях) имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше.»

Как показывают археологические данные, самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются X веком (по методике дендрохронологии). Для истории складывания средневекового Новгорода полезны данные по Рюрикову городищу (в черте города с 1999 года) в 2 км к югу от исторической части Новгорода, где поселение датируется c VIII—IX века.

Вместе с тем смешанный культурный слой глубже деревянных мостовых в Новгороде достигает до 30 см и включает предметы, которые можно датировать временем и ранее VIII века. Проблема додендрохронологического культурного слоя Новгорода остается спорной:

«Открытые во всех трех местах древнейшие (ранние) мостовые датируются серединой — второй половиной X в., однако ниже повсеместно залегают более или менее значительные прослойки более раннего времени, к сожалению, хронологически аморфные, что обычно для ранних городских напластований, когда тонкие поначалу отложения легко перемешиваются под ногами первых поколений жителей. В любом случае начало заселения древнейших (раннесредневековых) участков Новгорода возможно относить по крайней мере к первой половине X в.»

Традиционно одними из ранних поселений, объединением которых возник город, принято считать поселения на месте Неревского, Славенского и Людина концов города. Славенский конец возник на месте поселка, который в летописях именовался Холм (поселение на возвышенности). Существенных отличий по культуре у этих поселений не выявлено, в 1971 предполагалось, что Неревский конец назван по финно-угорскому племени меря (замена начальной буквы м на н ), так как присутствие финно-угров четко прослеживается в археологических материалах — своеобразных кольцах. Ныне доказано, что меря обитали только в округе Ростова, что убедительно подкрепляется археологическими данными. Браслетообразные сомкнутые височные кольца теперь трактуются как преимущественно славянские. Спектр эпических, легендарных и иных дат основания предшественников Новгорода и самого города включает — в частности — 2395 г до н. э. (3113 от сотворения мира — эпического Словенска; см. Сказание о Словене и Русе), 551 г до н. э. (своды А. А. Артынова), рубеж н. э. (многие летописи; до хождений на Русь апостола Андрея и основания Киева), VI век (Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава 8), около 790 г. (в связи с упоминанием примерно на это время новгородских князей Бравлина и Буревоя), до 852 (842) г. (недатированные части многих летописей), 854 (ряд летописей) и т. д., вплоть до отрицания некоторыми авторитетными археологами существования города до середины X века. Все версии имеют сторонников и противников, но большинство исследователей тяготеет к обоснованию датировок около IX в. н. э. Эпические подходы вызывают все больший научный интерес (Азбелев С. Н. Устная история Великого Новгорода: Очерки IX—XVII столетий / Ответственный редактор В. Л. Янин. Великий Новгород, 2006. −307 с; Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Ответственный редактор В. Л. Янин. СПб., 2007. — 295 с.: илл.).

Из истории Великого Новгорода

- 862 г. – сообщение многих летописей. В переводе Д. С. Лихачева «Повести временных лет»:

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали ссами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и ббыла у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поиищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за мморе к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене , кривичи и весь : „Земля наша велика и ообильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И иизбрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске . И от тех варягов прозвалась Русская зземля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были ссловене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял ввсю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому П Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — ннаходники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — ккривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муромемурома, и ннад теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре , и отпросились они в Царьград со своим родом. И оотправились по Днепру , и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три ббрата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а ммы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир оостались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть зземлею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.»

- К началу XII века Новгородская земля включает в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала.

- C 1136 по 1478 гг. период «Новгородской феодальной республики», когда город, управлялся вечем.

- 1142 г. — «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках»; Швеция начинает борьбу против Новгорода; шведский отряд совершает разбойное нападение на новгородских купцов в южной Финляндии, погибает 150 новгородцев; финское племя емь нападает на Ладогу и убивает 400 человек; Новгород теряет контроль над Аландами, югом Финляндии, уходит с Готланда, борется со шведами за западную Карелию.

- 1228 г. — финское племя ямь нападает на Ладогу; страшный голод в Новгороде; погибло более 7 тысяч человек; люди ели мох, водяной клевер, сосновую и липовую кору.

-1234 г. — нападение литовского войска на Русу.

- 1240 г. — ярл Ульв Фасси, во главе войска, состоявшего из шведов, норвежцев, суми, ями приходит в устье Невы, собираясь взять Ладогу и Новгород; 15 июля шведы разбиты новгородцами в Невской битве.

- 1241 г. — ливонцы и чудь берут новгородские крепости Копорье, Лугу, разоряют окрестности Новгорода.

- 1242 г., 5 апреля — новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем одерживают победу над тевтонскими рыцарями в Ледовом побоище.

- 1283 г. — шведы осаждают Ладогу, истребляют новгородских купцов, которые направляются в Обонежье.

- 1293 г. — татары вторгаются в новгородские пределы (дюденева рать ), разоряют Волок.

- 1300 г. — шведы ставят крепость Ландскрону в устье Невы, на Охте (Сварта), разоряют новгородские поселения на Неве; в том же году новгородское войско разрушает Ландскрону.

- 1318 г. — новгородцы совершают поход на шведскую крепость Або.

- 1323 г. — новгородцы основывают крепость Орешек на острове Ореховый на Ладоге и останавливают шведскую экспансию; заключается Ореховский мир — первый в русской истории «вечный мир» русского княжества с соседней страной.

- 1364 г. — «приеха с Югры новгородцы дети боярские и люди молодые воеваша по Оби реки до моря, другая половина рати на верх Оби воеваша»; новгородцы проникают в Сибирь до реки Обь, устанавливают постоянный контроль над племенами ханты и манси.

- 1446 г. — голод в Новгороде; магистр ливонского Ордена устраивает блокаду голодного Новгорода, сговариваясь с Литвой, шведами, норвежцами, Данией, Ганзой, Пруссией, посылает флот для осуществления блокады к устью Невы.

- 1478 г. — Новгород и все его земли подчинены Московскому княжеству.

- Зима 1569—1570 гг. — войско опричников, лично возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, поводом к которому послужил донос и подозрения в измене. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа. В Новгороде разгром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано.

- 1611—1617 — Новгород подвергся шведской оккупации и был полностью разорен.

- c 1727 г. — центр Новгородской губернии.

- 1812 г. – формирование народного ополчения.

- Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года и практически полностью разрушен. Восстановлением города руководил известный архитектор Алексей Викторович Щусев.

- с 5 июля 1944 г. — центр Новгородской области.

- 26 июля 1951 г., во время археологических раскопок, в городе была найдена первая берестяная грамота.

- В 1992 году решением ЮНЕСКО памятники Великого Новгорода отнесены к всемирному наследию.

- 11 июня 1999 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О переименовании г. Новгорода — административного центра Новгородской области в город Великий Новгород».

- В октябре 2008 года Великому Новгороду присвоено звание «Город воинской славы».

2. Методические рекомендации по проведению внеурочных и внеклассных мероприятий.

При организации и проведении школьных мероприятий, посвященных празднованию 1150-летию Великого Новгорода, следует учесть, что история города достаточно широко представлена в школьных программах по истории основной и старшей школы.

История великого Новгорода – это одна из узловых тем школьных программ по истории.

Географическое положение, природно-климатические условия края, событийная история, политическое устройство Новгородской боярско – купеческой республики, особенности развития хозяйства, занятия и быт населения - это те вопросы, которые освещаются в курсе Истории России шестого класса при изучении истории Древнерусского государства, в период раздробленности Русских земель, борьбы народов Руси с иноземными завоевателями, формирования единого государства. Учащиеся получают представление о Новгороде как центре российской государственности и его роли в защите северо – западных границ Руси, России, СССР от иноземных завоевателей. В учебных программах и школьных учебниках достаточное внимание уделяется изучению культуры Великого Новгорода, ее богатству, многообразию проявлений, своеобразию, связи с другими сторонами жизни новгородского сообщества.

В программах по истории старших классов перечисленные вопросы представлены более глубоко и на уровне теоретических обобщений. В частности, находит более полное отражение роль геополитического, природно – климатического и других факторов в экономическом, политическом, социальном и культурном развитии края.

Изучается специфика политического устройства Новгорода. Рассматривается место и роль Великого Новгорода в Российской истории, проблема двоецентрия. Программный материал дает возможность организовать обсуждение многих дискуссионных проблем российской истории, в том числе и тех, которые непосредственно связаны с историей Великого Новгорода. В отличие от основной школы в старших классах предоставляется возможность рассмотреть проблемы взаимоотношений Москвы и Великого Новгорода на разных этапах исторического развития России.

Здесь более глубоко и подробно изучаются особенности культуры, в частности, новгородской школы иконописи, храмового зодчества, развития ремесленного искусства, устного народного творчества, быта населения.

В старших классах, особенно при изучении истории на профильном уровне, существенно возрастает доля самостоятельной работы школьников: исследовательской, проектной, дискуссионной, аналитической.

Поскольку в профильных классах учащиеся ориентированы не только на повышение информированности, но в большей степени на формирование познавательной, информационной, коммуникативной компетентности, им предоставляется возможность применить ранее приобретенные знания и умения при изучении конкретных вопросов, связанных по тематике с историей Великого Новгорода.

Мы считаем необходимым обратить внимание коллег на тот факт, что 1150-летию Великого Новгорода придан статус общенационального праздника.

При изучении программного материала советуем обращать внимание учащихся на эту памятную дату. Там, где возможно, использовать содержание материала для организации дискуссий, самостоятельной исследовательской работы учащихся, практико – ориентированной деятельности как коллективной, так и индивидуальной.

Необходимо конкретными фактами и на уровне теоретических обобщений применительно к возрасту учащихся показывать им особую роль Великого Новгорода в истории российской цивилизации, становлении древнерусской государственности. Учитывая то обстоятельство, что юбилейные торжества проходят под девизом: «Великий Новгород – Родина России», имело бы смысл несколько иначе, а именно с позиции современного видения, трактовать проблему двоецентрия на Руси.

Поскольку именно в Новгороде уже в древние времена зарождались основы демократии российского государства, важно акцентировать внимание на демократическом устройстве политической жизни города, элементах схожести демократического устройства Новгорода с городами Северной Европы. Полезно обсуждение со старшеклассниками проблемы: Великий Новгород как альтернатива политическому развитию северо – восточной Руси и почему она не состоялась.

При изучении вопросов культуры важно подчеркивать своеобразие культурного развития северо - западных земель Руси (просвещения, письменности, грамотности населения, храмового зодчества, новгородской школы иконописи и др.), на конкретных примерах показывать, что Новгород был одним из ведущих центров просвещения и духовной культуры русского средневековья, и продолжает сохранять лучшие традиции по сей день.

В основной школе особенности региональной культуры Великого Новгорода как центра Северо – Западных земель могут быть представлены

а) в форме выставок детских поделок предметов быта новгородцев (из меха, воска, березовой коры, тканей и др. материалов);

б) конкурсов макетов (для кабинета истории в школе);

в) выставок детских рисунков;

г) тематических стенгазет, письменных творческих работ школьников;

д) просмотра научно – популярных видеофильмов по данной тематике.

Во внеурочное время целесообразно проведение классных часов, исторических вечеров, устных журналов. При организации каждого из этих мероприятий возможно силами учащихся представить сценки из былины «Садко» или «Василий Буслаев», а так же продемонстрировать диалог между новгородцами (селянином и горожанином, ремесленниками разных специализаций, местным и приезжим купцом и т.д.) средствами эпистолярного жанра.

Приведем несколько примеров.

Устный исторический журнал - одна из не очень распространенных, к сожалению, форм внеурочной работы со школьниками. Между тем, она достаточно эффективна и интересна для учащихся всех возрастов, чтобы стать востребованной.

Его содержание по данной тематике может быть примерно следующим.

Вступление. ( Фрагмент из поэмы С. Наровчатова «Василий Буслаев»).

«А вокруг яснеют озера,

Темный бор переходит в рощи.

Нету в мире такого узора.

Нет красивей и нету проще.

Иглы сосен зимой полыхают,

А когда зеленеть березе,

Парни суженым посылают

Письма, писанные на бересте.

Тяжко дышат в престольный праздник

Деревянные мостовые.

Всех встречает –дельных и праздных

Белокаменная София.

Горд он колоколом недремным.

Медь гремит его гулко и веще,

Часто скопищем светлым и темным

Вкруг него собирается вече.

Горд торговыми он рядами.

Ой, богато живут новгородцы!

Завалили лавки дарами

Иноверцы да инородцы».

Страница 1. Ключевая роль Великого Новгорода в становлении российской государственности и национальной культуры. (Сообщение учащегося по материалам Обращения губернатора Новгородской области С.Г. Митина – см. выше).

Страница 2. « Где София, там и Новгород» (сообщение учащегося, работа с географической картой и картосхемой средневекового Новгорода, просмотр видеосюжета).

Страница 3. Великий Новгород как центр православия, просвещения и духовной культуры средневековья. (Представление лучших творческих работ учащихся, презентация проектов, демонстрация макетов, рисунков, предметов быта, поделок и т.п.).

Страница 4. Знаменитые новгородцы. (Сообщения учащихся о людях, оставивших живой след в истории великого города России и знаменитых новгородцах, оставивших живой след в истории России).

Страница 5. «Знаете ли вы, что ...?

Завершить устный журнал можно просмотром видеофильма о Великом Новгороде, конкурсом знатоков Великого Новгорода, или викториной на знание исторических терминов, упоминание которых ассоциируется с историей Великого Новгорода. Например:

«Иванское сто» – Объединение купцов с центром в церкви Ивана на Опоках, торговавшее воском.

Новгородское вече – народное собрание знатных и богатых новгородцев, прежде всего бояр, осуществляющее верховную власть в городе.

Посадник - выборный глава Новгородской республики. Он возглавлял войско, вершил суд, ведал казной.

«Пригороды» - города, возникшие в новгородских владениях (Псков, Ладога, Торжок).

Пятина – территориальная единица сельской общины. В Новгородской земле их было пять.

Пять «концов» Великого Новгорода – пять крупных территориальных единиц города: Плотницкий, Славенский (правобережная Торговая сторона), Неревский, Загородский, Людин ( Софийская сторона).

Кончанский староста – выборная должность в каждом из «концов».

Совет господ – с 1354 г. коллективный орган правления пяти посадников (по числу «концов») во главе с выбираемым ежегодно из их среды председателем – степенным посадником.

«Уличане» – жители менее крупных территориальных единиц, на которые делились «концы».

«Уличанский» староста – староста, выбранный на эту должность уличанами.

Ушкуйники – (от слова ушкуй – речное весельное судно, ладья) –новгородцы, совершающие набеги по водным путям с целью приобретения новых территорий, военной добычи, обложения населения данью, ведения меновой торговли.

Владыка – так новгородцы именовали своего архиепископа, главу местной Русской Православной церкви.

Тысяцкий - правая рука посадника. Главная функция – сбор налогов. Избирался вместе с посадником и вместе с ним оставлял свой пост.

В стенгазете, устном журнале, на ученической конференции может быть представлена рубрика «Знаете ли вы, что…?»

….Даже Венеция и Генуя не имели таких далеких торговых связей как Великий Новгород.

…Главным торговым партнером Новгорода были вольные города северо – германского союза Ганзы: Любек, Гамбург, Бремен.

В Константинополе работали новгородцы – переводчики и переписчики рукописей. Там была целая улица, заселенная русскими.

…Самое обстоятельное описание захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году было сделано жившим там новгородцем.

…Новгородская церковь Параскевы Пятницы объединяла вокруг себя новгородских купцов, ведших заморскую торговлю.

…У коллекционеров всего мира до сих пор сохраняется стремление каждую хорошую русскую икону объявить «Новгородской» – так высока репутация новгородских мастеров – иконописцев.

....Грамотность была распространена среди ремесленников, крестьян, среди мужчин и среди женщин …Письменность применялась в самых разнообразных случаях. Найдены частные письма, денежные расчеты, списки феодальных повинностей, завещания, ученическая тетрадь мальчика Онфима и даже избирательный бюллетень.

…Большинство пергаменных рукописных книг в ученой библиотеке при Московской типографии были новгородско – псковского происхождения.

…Градостроительная дисциплина в Новгороде была столь велика, что в течение девятисот лет ни одно здание не строилось выше собора Святой Софии, хотя за пределами города были строения и больше и выше.

…Стоя в Софии, новгородец видел перед собой могущество своего государства: он видел Сигтунские ворота, вывезенные в качестве трофея из шведского города Сигтун, он видел константинопольские и Корсунские иконы, гробницы новгородских князей. В храме находилась богатейшая новгородская казна и библиотека.

…Грамота под № 292, написанная на карельском языке, на шестьсот лет старше всех известных текстов, написанных на карельском языке.

…Уже в Х1 веке в Новгороде мостили улицы. Благоустройство Новгорода оставляло позади себя многие города Западной Европы (главная улица Парижа была вымощена в 1184 году).

…Ярославово дворище имело первый в Северной Европе водопровод, по которому в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода.

…Главными общественными зданиями в городе служили церкви. В храме Софии принимались послы, хранились богатая казна. На площади собиралось софийское вече.

…В.Г. Белинский видел в новгородском прошлом отражение черт национального характера русского человека: его любовь к свободе, самоотверженность, удаль.

…За многие десятилетия археологических раскопок в Новгороде не было найдено лыка для лаптей – горожане носили только кожаную обувь.

...Сапожники имели свои личные колодки, на которых писали имена заказчиков и заказчиц.

…Новгород в древности называли Северная Флоренция.

…Распространенной игрой в городе были шахматы.

С учащимися можно провести викторину по истории Великого Новгорода как отдельное мероприятие с награждением победителей. Количество вопросов может быть больше или меньше в зависимости от конкретных условий.

Вопросы для викторины

1) Москвич об отосланном письме скажет: «Я послал тебе письмо», а как об этом оповестил бы свой адресат средневековый новгородец? («Я послал тебе бересту»).

2) Какую экономическую меру предпринимала Москва, чтобы «надавить» на непокорных новгородцев? (Перекрывала торговые пути хлебом).

3) Наравне с каким городом выступал Древний Новгород в борьбе за лидерство в русских землях с самого начала русской государственности? ( С Киевом).

4) Почему следует употреблять термин «раздробленность русских земель», а не « раздробленность русских княжеств»? (Новгород, в отличие от остальных земель не был княжеством).

5) Где располагалась резиденция приглашенного князя? (За пределами боевых стен города на Рюриковом городище).

6) Почему 1136 год считается переломным в истории Новгородских земель? (Новгородцы свергли внука Владимира Мономаха – Всеволода Мстиславича, заключили его в темницу, а затем выслали. С этого времени князей в Новгород стали приглашать).

7) Кто был первым князем в Новгороде на договорной основе? (Черниговский князь Святослав Ольгович).

8) Какие условия содержал «ряд», заключаемый с приглашенным князем? ( Не приобретать земли в собственность, не иметь войско и др.).

9) Почему сепаратистские настроения новгородской аристократии не проявлялись столь отчетливо в период Древнерусского государства? (Центральная власть была относительно сильной).

10) Почему в ХI-ХII вв. Новгород вел наступление не на северо-восточные русские земли, а на земли языческих племен: чудь, корела, емь? (На этом направлении новгородцам не противостояли сильные княжества).

11) Какие города были спорными между Киевом и Новгородом? (Смоленск, Любеч).

12) Что было символом вольности и независимости Новгорода? (Вечевой колокол, звон которого собирал новгородское вече).

13) Как новгородцы величали своего архиепископа, главу местной русской православной церкви? (Владыка).

14) Почему русские князья боролись за влияние в Новгороде? (Один из ведущих центров Руси: ремесленных, культурных. Особое стратегическое положение Новгороад).

15) В каком году археологи обнаружили в Новгороде первую берестяную грамоту? ( В 1951году).

16) Какой путь прошла берестяная грамота, прежде чем она оказалась в музее? (Краткое описание работы археолога, реставратора, музейного работника).

17) В каких музеях вы видели берестяные грамоты?

18) Какие три вражеские силы угрожали северо-западным русским землям в ХIII веке? (Рыцарско-монашеские ордена, шведы, Литовское княжество).

19) Какую реакцию у новгородцев вызвало объявление Иваном III Новгорода своей «прародительской отчиной»?

20) Когда Иван III въехал в «свою» отчину? (В 1478г.).

21) Династия Рюриковичей завершилась со смертью бездетного Федора Иоанновича в 1598 году, а в каком году она началась? ( Имеется в виду не 862 год, когда начал править Рюрик, а 879 год, когда он умер и стал «править» Олег, то ли сын, то ли родственник Рюрика).

22) Почему новгородский север победил киевский юг в 882 году?

23) Назовите былинных героев Новгорода. (Садко, Василий Буслаев).

24) На что Садко бился об заклад с новгородцами? (Что он скупит все товары новгородского торга)

25) Кто разрушил планы Садко выиграть пари? (Московские купцы)

26) По какому поводу Садко вынужден был признать: «Побогаче меня славный Новгород!» ( Московские купцы, подоспевшие со своими товарами на торг, нарушили его планы выиграть пари)

27) Как былинный герой Садко запечатлен в российской культуре? (Художественный кинофильм «Садко», опера Н.А. Римского- Корсакова, картины И. Глазунова и других российских художников).

28) Какой эпизод былины «Садко» свидетельствует о том, что новгородцы любили музыку? (Сцена в Подводном царстве, когда Садко растрогал и задобрил морского царя прекрасной и завораживающей игрой на гуслях).

29) Какие музыкальные инструменты были известны новгородцам?

(Гудок, гусли, рожок, жалейка и др.)

30) Назовите пять крупных административно – территориальных единиц («концов») Древнего Новгорода (Неревский, Загородский, Плотницкий, Людин, Славенский).

31) Почему именно в Новгороде был сооружен памятник тысячелетию России? (Краткий рассказ о роли Великого Новгорода в истории России).

32) Где во всеобщей истории мы уже наблюдали высокий уровень развития культуры в условиях демократии? (Имеется в виду история Древней Греции V-IV вв. до н.э. Установление рабовладельческой демократии сопровождалось расцветом культуры).

Во внеурочное время в старших классах возможно проведение общешкольной научно – практической конференции, посвященной юбилейной дате Великого Новгорода.

Примерные темы докладов

- Роль и место Великого Новгорода в истории России.

- Идея Великого Новгорода в российской истории.

- Наиболее значительные события в истории Великого Новгорода (на примере одно-двух из них) и их влияние на историю Отечества.

- Великий Новгород и Москва как альтернативы политического развития российской цивилизации.

- Берестяные грамоты новгородской земли.

- Новгородская школа иконописи.

- Храмовое зодчество Новгорода.

- Первая русская школа времен Ярослава Мудрого.

- Великий Новгород – родина российского права и государственности.

- Великий Новгород как связующее звено между средневековой Европой и Русью.

- История нашего Отечества в монументе «Тысячелетия России».

- Великий Новгород – Москва: история взаимоотношений.

- История герба Великого Новгорода.

- Великие новгородцы прошлого (на примере одной из исторических личностей).

- Великий Новгород в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В последние годы в массовой педагогической практике широко востребован жанр эссе. Он находит применение на всех этапах Всероссийских олимпиад по истории и обществознанию, при сдаче ЕГЭ. Считаем целесообразным использовать эссе в качестве одной из конкурсных форм работы с учащимися при проведении юбилейных мероприятий, связанных со 1150-летием Великого Новгорода.

Темы эссе

1. Новгород – родина России.

2. Древнейшие постройки Новгорода.

3. «Новый город не должен конкурировать со старым». (Д.С.Лихачев)

4. Белокаменное великолепие Новгорода.

5. «Где святая София, ту и Новгород».

6. О зодчестве Новгорода: «Идеал (его) – сила, и красота его – красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряющее». (Искусствовед И.Э. Грабарь_.

7. Новгород – музей под открытым небом

8. Москвичи участники боев под Новгородом, Псковом, Ладогой на фронтах Великой Отечественной войны. ( По материалам школьных музеев).

9. Новгородцы – труженики тыла.

10. Новгород – город воинской славы.

11. Уникальные находки археологов. (А.В. Арциховский, В.Л. Янин и другие).

Социокультурные возможности нашего города позволяют москвичам и гостям столицы наглядно представить историю и культуру Великого Новгорода в экспозициях государственных музеев.

Так, в Государственной Третьяковской галерее представлена одна из самых крупных и самая высококачественная коллекция древнерусского искусства из всех существующих ныне музейных собраний. Здесь нашло отражение блестящее мастерство иконописцев вольных городов русского средневековья XIV – XV веков – Новгорода и Пскова. Древнерусские мастера в особых формах выражали духовные основы и нравственные идеалы христианства. Они средствами искусства иконописи передавали нашим предкам понятия о мире, мудрости, добре и зле, подвиге и чистоте глубочайшей любви.

При посещении Третьяковки (Историческое здание Третьяковской галереи. Лаврушинский переулок, 10) в разделе («Древнерусское искусство» – первый этаж, залы №№56-62) не пойдите мимо следующих шедевров древнерусской иконописи:

«Благовещение Устюжское» (XII век).

«Никола со святыми на полях» (Киев – Новгород, XII век).

«Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий» (XIV век, Псков)

«Архангел Михаил из чина» (Новгород, XIV век).

«Чудо о Флоре и Лавре» (Новгород, XV век).

«Снятие с креста» (XV век, Новгород – Каргополь).

«Положение во гроб» (Новгород – Каргополь, XV век).

В залах Центрального Музея Вооруженных сил СССР и Музея Великой Отечественной войны 1941-1945гг. можно подробно узнать о вкладе города –юбиляра в нашу великую победу над фашистской Германией. Этот вклад высоко оценен присвоением Великому Новгороду в 2008 году почетного звания «Город воинской славы».

Интересные материалы о возникновении Великого Новгорода, различных периодах его истории размещены в Государственном историческом музее.

3. Интернет-ресурсы по истории Великого Новгорода

Очень немногие города русской земли были удостоены титула Великий. Одним из таких городов является легендарный Господин Великий Новгород. Юбилею этого города – колыбели русских городов, посвящено немалое количество статей, рефератов и т.п., размещенных в Интернете. Ссылки на абсолютное большинство этих ресурсов привести в печатном виде не представляется возможным, да и не нужным. Данные ниже интернет-ресурсы по истории Великого Новгорода, это небольшая аннотация имеющегося пласта информации по различным направлениям истории города.

http://www.novgorod1150.ru/ – официальный сайт 1150-летия Великого Новгорода. На сайте можно ознакомиться с материалами проекта «Новгородские седмицы», рассказывающего об истории Великого города с 859 по 2009 гг.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7432a1e5-809d-49bb-9e9e-75417abd8fc1/116786/ – на сайте единой коллекции ЦОР в разделе «Поурочное планирование к учебнику «Русская художественная культура», 10 класс, Рапацкая Л.А.» представлены цифровые материалы к уроку «Господин Великий Новгород: становление национального художественного стиля»: берестяные грамоты, иконопись Новгородской земли, новгородские храмы и т.д.

http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=2715&tmpl=Thread&BoardId=2718&ThreadId=33532 – на портале «Сеть творческих учителей» в разделе «Интернет сообщество учителей истории и обществознания» представлен урок Л.П. Лялиной «Господин Великий Новгород» для 6 класса. Из разъяснений автора, данных к уроку: «Данная разработка предполагает объяснение нового материала. Презентация помогает учащимся более наглядно представить материал урока. Основные моменты урока фиксируются в тетради. Преимущество данной работы состоит в том, что государство рассматривается не только как территориальное образование, но и определяется принцип управления, а также приводится доказательство новой формы политической власти в Древней Руси. Разработка имеет достаточно подробное описание занятия, но думаю, что те, кто заинтересуется данной работой, смогут внести свои изменения в ход урока ».

http://festival.1september.ru/articles/501942/ – на сайте издательского дома «Перовое сентября» в разделе «Фестиваль педагогических идей» представлен урок-путешествие «Господин Великий Новгород», разработаны учителем истории, обществознания и права Е.В. Ляшовой.

http://www.prosv.ru/ebooks/saharov_istoriya_6/15.htm – методические рекомендации по проведению урока «Господин Великий Новгород.
Владимиро-Суздальская Русь» к учебнику А. Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/26a7c76c-e2c4-48b5-a03b-9d218b5909dd/103925/ – на сайте единой коллекции ЦОР в разделе «Поурочное планирование к инновационному учебному материалу «Российская и всеобщая история», 6 класс» представлены цифровые материалы к уроку «Господин Великий Новгород»: интерактивный урок, где рассматривается государственное и культурное развитие Северо-Западной Руси; формулировка учебной проблемы урока; работа с текстом учебника.

http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses – на портале Интернет-проекта «Новгород Он-Лайн» Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого собраны интересные статьи по истории Великого Новгорода. Например, статья д.и.н., профессора Петра Золина «Азы славно» о начале истории города и дате его основания.

http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/DREVNERUSSKIE_KNYAZHESTVA.html – на сайте универсальной энциклопедии «Кругосвет» размещена статья Ивана Кривушина «Древнерусские княжества», где можно почерпнуть материал по истории Новгородской земли IX-XV вв.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Новгород – справочная статья о Новгороде на сайте популярного интернет-проекта «Википедия».

http://lib.rtg.su/history/124/ – книга известного писателя Дм. Балашова «Господин Великий Новгород».

http://books-center.ru/libcent_urupqi.html – на сайте интерактивной библиотеки можно скачать книгу Д. Мордовцева «Господин Великий Новгород». В краткой аннотации, представленной на сайте, говорится: «Историческая беллетристика Даниила Лукича Мордовцева, написавшего десятки романов и повестей, была одной из самых читаемых в России XIX века. В произведениях, составляющих настоящий сборник, отражено отношение автора к той трагедии, которая совершалась в отечественной истории, начиная с XV века, в период объединения российских земель вокруг Москвы».

http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv05p1.htm – С.М. Соловьев «История России с древнейших времен» том 5, глава I: «Новгород Великий». Материал размещен на сайте интернет-издательства «Библиотека»

http://www.world-history.ru/countries_about/1241.html – на сайте интернет проекта «Всемирная история» представлена выдержка из книги Р.Г. Скрынникова «История Российская. IX-XVII вв.», посвященная истории Великого Новгорода.

http://www.tomovl.ru/komi/novgorod.html – хорошая подборка по средневековой истории Великого Новгорода, в том числе стихи о Новгороде известных поэтов и цитаты историков, на частном сайте Л. Томова. На сайте также есть интерактивная карта «Великий Новгородский путь».

http://www.russia-today.ru/2006/no_20/20_novgorod.htm – обзорная статья Дмитрия Тихонова «Господин Великий Новгород – отец городов русских», посвященная юбилею города, в электронной версии журнала «Российская федерация сегодня».

http://www.gazetanovgorod.ru/ – электронная версия городской еженедельной газеты «Новгород».

http://petrsu.ru/Chairs/PreRev/Novgorod/index.htm – раздел «Господин Великий Новгород: государственное управление и хозяйственная жизнь» Петрозаводского государственного университета содержит интересные документы, карты, иллюстрации и словарь по истории Великого Новгорода.

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5065 – среди электронных публикаций Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН есть «Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород» (Подготовка текста В. П. Бударагина, перевод В. В. Колесова, комментарии Я. С. Лурье).

http://www.nowgorod.narod.ru/ – виртуальная прогулка по Великому Новгороду.

http://1000.home.nov.ru/history_war.htm – на сайте «Памятник Тысячелетие России» приведена справочная информация по истории Новгорода во время Великой отечественной войны.

4. Литература по истории Великого Новгорода

Источники:

Великий Новгород с иностранных сочинениях XV – XIX веков.. Сост Г. М. Коваленко. М. 2005.

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие для студентов вузов /Бибиков М. В., Глазырина Г. В., Джаксон Т. Н. и др.; Под ред. Е. А. Мельниковой. М. 1999.

Археология Новгородской области. Вып. 1.Великий Новгород. 2007.

Научные труды:

Андреев В.А. Знать и помнить ...: О некоторых "белых" пятнах в истории Великой Отечественной войны, напрямую связанных с Новго­родом и Новгородским районом.- Великий Новгород,2004

Арциховский А.В. Археологическое изучение Новгорода. М., 1971.

Власов А. С. Древнерусские крепости Северо- Запада. СПб. 2007.

Герасимова И. В. Словенск Великий: Реконструкция легенды: Монография. Великий Новгород. 2004.

Колчин. Б. А. Дендрохронология Новгорода. «Материалы и исследования по археологии СССР», т. 117. М., 1963.

Лихачев Д. С. Русская культура.- М.: Искусство,2000.

Петров М. Н. Тайная война на Новгородской земле. Великий Новгород. 2005.

Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М. 1995.

Северинов В. Д. Быт средневекового горожанина: на материале Новгорода. Великий Новгород. 1998.

Янин В. Л., Алешковский М.X. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы) //журнал «История СССР», № 2, М.-Л., 1971.

Научно-популярная литература:

Александрова Л.А. Русские кремли. СПб. 2003.

Артынов А. Я. Сказания Великого Новгорода, записанные Александром Артыновым. – СПб. 2000.

Григорьев В. А. Свет памяти.- Великий Новгород, 2000.

Золин П. М. Новгородика: Древний мир. Новгород.1997.

Коваленко Г. М. Легенды и загадки земли Новгородской. М.2007.

Крайнова Е. Святые места на Руси. Ростов н/Д. 2006.

Кузьмина О. В. Республика Святой Софии. М. 2008.

Лубченков Ю. Н. Сто великих сражений Второй Мировой. М. 2005.

Монахова И.А. Основание русского государства. М. 2007.

Новгородские партизаны: Партизанское движение на Новгородс­кой земле в 1941-1944 гг.: Сб.документов и воспоминаний. Великий Новгород. 2005.

Платонов С. Ф. Смутное время. СПб. 2001.

Полевой Н. А. История русского народа: Собр. Соч. в 3-х тт. М. 1997.

Райков Г. П. Софийский собор Великого Новгорода. СПб. 2007

Секретарь Л.А. Дома, события, люди: (Новгород.18 - начало 20 вв.).Великий Новгород.1999.

Скрынников Р. Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси 9-17 века. СПб.2000

Скрынников Р.Г. Русь 9-17 века.СПб.1999.

Смирнов В. Г. История Великого Новгорода. М. 2006.

Смирнов В. Г. Великий Новгород в веках. М.2008.

Соловьев В. М. Тайны Древней Руси. М. 2007.

Учебные пособия:

Апаркина Н.Н. Уроки истории в 3-4-х классах: методическое пособие Великий Новгород. 2006.

Гаричева Е. А. Образ человека в литературе и искусстве Древнего Новгорода: Учеб. Пособие. Великий Новгород. 2007.

История и культура древнего Новгорода: Учебное пособие. Великий Новгород. 2006.

Конецкий В. Я. Новгород и начало русского государства: В помощь учителю. Великий Новгород. 2002.

Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси: Собрание сочинений в двух томах: Учеб. пособие. Т.1:Кн.1,2,3. М.1997.

Российская цивилизация. Учебное пособие. М., 1994.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI - XVII веков: учебное пособие. - М.: Владос, 2001.

Серова В.Н. Наша Новгородская земля: Пособие по краеведению для начальной школы.Великий Новгород. 2001.

Рабочие тетради, книги для учащихся, книги для чтения, хрестоматии, энциклопедии:

Барашкова В. И. Бытописание земли Новгородской: Учебник­ - хрестоматия по краеведению.1-4 класс. Обнинск. 2001.

Былины: Русские эпические песни- сказания. М. 2005.

Великий Новгород и я: Рабочая тетрадь: Пособие для уч-ся 5-9 кл.общеобразоват. учреждений. М. 1998.

Великий Новгород- колыбель российского образования. Великий Новгород. 2000

Дети помнят: Книга воспоминаний о Великой Отечественной войне. СПб. 2005.

Петров И. И. Боевые действия на Новгородской земле во время Великой отечественной войны: книга для дополнительного чтения по истории России в 9-х классах. Великий Новгород. 2001.

Петрова Н. Г. Введение в историю: книга для учащихся 5 класса. М. 1998.

Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. СПб. 1999.

Рябцев Ю.С. История русской культуры. М. 2003.

Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 16 века. М. 2003.

Тихомиров О. Н. Александр Невский: Рассказы. М. 2005

Томилин А.Н. Открыватели Земли: Энциклопедия.- СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс,2000.

Храни огонь родного очага…: Хрестоматия по литературе регионального компонента «Человек и искусство»: Ч. 1: литература 1-4 кл.- Великий Новгород. 2003.

Статьи:

Ионов И.Н. Новгородская республика. Из учебного пособия "Российская цивилизация" // Преподавание истории в школе, 1995, № 6. С.46-55

Литература для школьников:

Алдонина Р. П. Святыни России. М. 2002.

Болоболичева Л.А. Великие князья. М. 2003.

Булычев К. Тайны Руси. М. 2003.

Буровский А. Отец городов русских: Настоящая столица Древней Руси. М. 2007.

Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси: Миры повседневности 11-13 вв. М.2007.

Клиентов А. Города России. М. 2004.

Козырева А. А. Тайны Крещения Руси. М.2007.

Конина Н. А. Сто великих городов мира. М.: Вече, 2003.

Крутогоров Ю. Александр Невский. М. 2001.

Яхнин Л.Л. Мифы и герои Древней Руси. М. 2005.

* * *

Сочинение-эссе является одной из самых сложных форм ученической работы по истории. Она становится все более популярной, активно используется в ходе учебного процесса, проведения различных конкурсов школьников, олимпиад по предмету.

Вашему вниманию предлагается одно из интересных сочинений-эссе учащейся 11 класса ГОУ СОШ с углубленным изучением иностранного языка №1290 Александры Ведерниковой, успехи которой на Всероссийских олимпиадах впечатляют: победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008 г. (г. Тула), 2009 г. (г. Брянск), победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2008 г. (г. Казань), 2009 г. (г. Великий Новгород). Учитель истории и обществознания Александры Ведерниковой – Анна Львовна Банчикова.

А.А. Ведерникова

Сочинение-эссе об исторической роли варягов на Руси

«Историческая роль варягов на Руси ничтожна. О культурной роли нечего и говорить». Б.А. Рыбаков.

Высказывание Б.А. Рыбакова – известного историка XX века, археолога, специалиста по Древнерусской истории – отражает ожесточенную полемику отечественных мыслителей по поводу той роли, которую сыграли норманны в истории нашего государства. Проблема эта, более известная как варяжский фактор, была и остается необычайно актуальной, ибо речь идет не просто о становлении национальной государственности, а о начале формирования самосознания русского этноса, об освоении абстракции общего интереса, о начале процесса консолидации, без которого невозможно было становления русского народа как нации.

Традиционно, говоря об исторической роли варягов на Руси, историки обсуждают вопрос о зарождении русского государства, которое связывается Повестью Временных Лет (летописным сводом, составленным монахом Нестором в XII веке) с призванием на княжение в Новгород Рюрика вместе с его двумя братьями Синеусом и Трувором, а также варяжской дружиной в 862 году. Полемика вокруг этой даты нашла свое оформление в двух идейных направлениях – норманизме и антинорманизме. Представители первого течения – историки немецкого происхождения XVIII века Г. Байер, Г. Миллер и А.Л. Шлетцер – развивали мысль о том, что сам факт призвания варягов на Русь свидетельствует о неспособности русского народа к государствообразующему творчеству, утверждали неполноценность восточных славян.

С критикой норманизма впервые выступил Михаил Васильевич Ломоносов, который обвинил немецких историков в антинаучности и в безосновательном унижении достоинства русского народа. Русский ученый и его многочисленные сторонники ставили под сомнение саму фактическую основу теории норманистов – а именно факт призвания варягов, происхождение первых князей и прочие детали, которые для нас сейчас не представляют особого интереса. Но самое главное, что Ломоносов впервые выступил с содержательной критикой самой идеи норманизма, заявив, что русский народ, как и все другие этносы, был способен созидать, а государственность экспортировать просто невозможно, учитывая догосударственную культуру варяжских князей.

Спор норманистов и антинорманистов приобрел в отечественной историографии огромный размах, учитывая всеобщий интерес к данному историческому периоду. Однако оба направления стали излишне политизированы. Быть норманистом означает принижать потенциал и мощь русского народа, а антинорманизм созвучен патриотизму. Разумеется, такое положение вещей объясняется бывшей долгое время реальностью ожесточенной идеологической борьбой, а также неустанным поиском собственной самобытности, которая никак не может потерпеть иностранного происхождения.

Самое же главное, что дискуссия в русле двух указанных направлений не даст, на наш взгляд, плодотворных результатов, главным образом потому, что проблема влияния варягов на историю Руси рассматривается предельно однобоко, а ведь сама формулировка – историческая роль – предполагает комплексный анализ вклада скандинавов в политическую, социальную, экономическую, а также культурную составляющую жизни русского социума, особую важность рассмотрения которой подчеркнул в своем высказывании Б.А. Рыбаков. Таким образом, вопрос о зарождении государства, о происхождении власти, оставаясь, безусловно, важным, перестает быть единственным.

Говоря о влиянии варягов на процесс институциализации русского общества, важно различать два, нередко отождествляемых в российской историографии, понятия – государство и государственность. В нашем понимании, термин государственность намного шире государства. Если признаки государственности можно отыскать еще в ранних проявлениях социальности, то государство как полноценный институт формируется намного позже.

Отрицать процесс зарождения государственности на Руси еще до призвания варягов (мы не собираемся оспаривать достоверность самого факта в данном эссе) невозможно, так как многочисленные факты дают основание утверждать наличие даже протогосударственных объединений у восточных славян – Артании, Славии, Куябии.

Однако до складывания государства было еще очень далеко. Чтобы произошло создание такого сложного социального института как государство, необходимо осознание большинством такой насущной необходимости, для чего просто необходимо интеллектуально вырваться за пределы непосредственно ощущаемого локального мира и начать мыслить абстракциями – какой и является государство. Человеку с догосударственным сознанием свойственна дихотомия в мышлении: для него существует мир своих и мир чужих. Такое восприятие мира, присущее всем архаическим обществам, существенно осложняет процесс консолидации малых общностей на одной территории. Безусловно, подобные проблемы стояли и перед восточными славянами

Сам факт продажи рабов, которые были одной из основных статей экспорта славян, говорит о многом: еще не было осознания единства и принадлежности к одной большой социальной общности. Греция, в данном случае, особенно показательна: несмотря на отсутствие централизованного государства и наличие большого количества обособленных друг от друга полисов, Эллада воспринималась отдельным единым миром, отличавшимся от мира варваров.

Более того, препятствия консолидации крылись в самой социальной организации восточных славян. Так, крупный специалист по истории славян, А.Г. Кузьмин пришел к выводу, что характерной особенностью организации древнерусского общество было существование с древнейших времен у славян территориальной общины, а не кровнородственной, как это было на Западе. В территориальной общине доминировали горизонтальные связи и, будучи намного более демократичной и открытой, чем кровнородственная, она создавала и существенные проблемы из-за неразвитости иерархических структур. В результате этого социальная дифференциация – а именно, процесс расщепления синкретичного целого шел у восточных славян довольно медленно.

Таким образом, признавая, безусловно, бурные процессы складывания национальной государственности, необходимо констатировать, что достаточных внутренних предпосылок для образования государства в чистом виде у славян не было.

Вместо этого катализатором и одновременно пружиной всех государствообразующих процессов стали внешние факторы – а именно внешняя торговля, которой благоприятствовала близость одного из главных торговых путей того времени – Пути из Варяг в Греки. Привлекательность контроля над этими речными территориями порождали внешнюю угрозу – главным образом, со стороны хазар юга и норманнов севера. Именно эта опасность подтолкнула племенные центры к поиску внешней власти, способной организовать социум.

В данном случае представляется абсолютно неважным происхождение первых князей, ибо это нисколько не должно ущемлять национальные чувства народа: в Европе, например, происхождение многих правящих династий было иноземным. Самое главное в этом вопросе – обратить внимание на культуру варягов – первых князей на Руси. Навязать государственность они просто не могли, так как сами находились на таком же уровне общественного развития, что и славяне, то есть являлись так же носителями догосударственной культуры локальных миров.

В чем же тогда заключалась их роль в политическом процессе на Руси, если они не экспортировали государственность? В сущности, варяжские князья с их дружинами стали той первой общей властью, которая объединила разрозненные славянские миры, были первыми представителями племенного единства. По мнению С.Ф. Платонова – авторитетного российского историка – варяжские князья, внешне сплотив общество, создавали тем самым возможность внутреннего сплочения.

По нашему мнению, варяги не стали основателями Древнерусского государства, ибо это образование не представляло собой государство в истинном смысле этого слова. Думается, в нем пока было больше механического соединения малых и средних общностей, которые пока были не готовы к вхождению в объединенное государство, о чем было подробно сказано выше. В новоиспеченном «государственном образовании» (намеренно взято в кавычки во избежание путаницы) отсутствовало осознание общего интереса первыми князьями. Общий интерес подменялся частными интересами князя и его дружины, которые служили общим нуждам только постольку поскольку общие интересы совпадали с узколичными. Об этом говорил и Г.В. Вернадский в «Начертании русской истории», подчеркивая, что Рюриковичи руководствовались стремлением выжать из покоренного населения максимум – отсюда разбойничья деятельность Игоря. Но самое, на наш взгляд, оригинальное мнение высказали Ю.С. Пивоваров и А.И. Фурсов, назвав государственность Рюриковичей специфическим силовым предприятием типа «бандитской крыши» первого постсоветского десятилетия.

Но опять же, постепенно происходило формирование государственного сознания у правителей, что предопределило начало позитивного и плодотворного государственного творчества на благо всему обществу.

Варягам нельзя ставить в заслугу основание государства, нельзя им приписывать и насаждение государственности. Древнерусская история – это совместный поиск верхушки (варяжских князей) и славянского общества, совместная выработка стратегий и моделей развития, пусть и не совсем осознанная.

Таким образом, историческая роль варягов заключается не столько в институциональном оформлении славянского общества, сколько в том, что первые варяжские князья задали специфический вектор развития, характеризующийся особенностями в отношениях между властью и обществом в Древней Руси, властных отношениях и общественном устройстве в целом.

Сам факт призвания варягов, а не захвата, покорения территорий, как это было в Западной Европе, накладывал отпечаток на характер общественно-экономического уклада, предопределив его особенность. Невозможность привязать князем к себе дружину экономически, раздавая ей земли в собственность, обусловила специфику властных отношений. Дружинники по сути дела не зависели напрямую от князя и между ними не могли складываться отношения вассалитета. Как многократно отмечал С.М. Соловьев на страницах «Истории России с древнейших времен», не земля, а дань с покоренных племен представляла особенную ценность для дружины.

Разумеется, для первых варяжских князей очень остро стояла проблема легитимации их властных полномочий, так как договоров, подобных тому, который был заключен с Новгородом, с другими городами и племенными центрами заключено не было. В условиях, когда и лидерство среди дружинников имело не экономическую, а иную, индивидуальную основу, проблема легитимности становилась еще более важной.

Способ, который был найден для решения этой задачи, обусловлен до некоторой степени именно иностранным происхождением власти. Ставка была сделана варягами на идею перманентной войны, которая не только обслуживала общий интерес – защиту торгового пути – но и легитимировала власть варяжских князей. Значение этого факта сложно переоценить, ибо это лишь упрочило тенденцию к экстенсивной модели развития, которая, в числе прочего, питалась и климатическими условиями (И.Н. Ионов. Российская цивилизация и истоки ее кризиса).

Еще одна особенность общественного развития Руси также связана непосредственно с варягами, а также с самой природой зарождавшейся государственности. Эта особенность заключается в том, что накладываясь на славянскую действительность, княжеский полюс власти не вытеснял родовой, исконно славянский, более того, они существовали зачастую параллельно (при всех попытках варяжских князей установить эмоциональный контакт с населением). В итоге формировался так называемый авторитарно-вечевой идеал управления (термин, введенный в историографию отечественным философом А.С. Ахиезером), который не позволял полностью преодолеть догосударственные культурные элементы.

Поэтому сосуществование мира локального и мира государственного прочно вошло в генетический код нашего народа. Это выразилось в наличии двух полюсов власти: казачий круг – атаман, община – помещик. Нетрудно заметить, что традиция, которая легла в основу киевской государственности надолго пережила ее саму.

Но нельзя обойти нашим вниманием экономическую сторону вопроса – влияние варягов на развитие экономики. Безусловно, первые варяжские князья, представляя достаточно организованную военную силу, защищали территорию расселения восточных славян от разорительных набегов, тем самым способствуя и благоприятствуя экономическому развитию Руси. По пути следования кораблей возникали города, которые становились торговыми центрами, из близлежащих стран приглашались ремесленники и другие профессионалы. Именно это позволяет назвать Древнюю Русь страной развитых ремесел. Немаловажную роль для экономического развития сыграли заключенные первыми варяжскими князьями договоры с Византией (907, 911, 945 гг.), которые создавали благоприятные условия для торговли славянских купцов. Вообще именно обслуживание торговли являлось первостепенной задачей варяжских князей, так как это занятие и обуславливало главным образом экономическое развитие Руси, а также ее единство. Недаром В.О. Ключевский заметил, что «внешняя торговля – главная пружина народного хозяйства».

С культурной ролью варягов дело обстоит сложнее всего. Думается, что, несмотря на категоричность вывода Рыбакова, о культурной роли варягов действительно «нечего и говорить». Привнести культуру могли лишь завоеватели, притом те, которые находятся на более высокой ступени развития. В случае с варягами не было ни того, ни другого. Более того, сами варяги, будучи малочисленными, быстро растворялись в русском этносе, ассимилировались, как это происходило и с финно-угорскими племенами. Также нельзя говорить и о формировании замкнутой правящей варяжской элиты. Как уже неоднократно было сказано выше, дружина князя носила открытый характер; вступить в нее при желании и способностях мог любой, поэтому и состоять только лишь из варягов она не могла.

Итак, проведя анализ исторической роли варягов на Руси, мы пришли к выводу, что отрицать ее вовсе не представляется возможным. Главное, как и во всех делах, не стараться абсолютизировать никакую, даже очень привлекательную идею. В данном случае, отрицать полностью роль скандинавов также нерационально, как и превозносить степень их влияния на нашу историю.