Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации Рекомендовано редакционно-издательским Советом (протокол №4 от 02. 07. 2009 г.) - реферат

Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Библиотека НОУ ВПО «ТИБ»

НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬНЫХ, РЕФЕРАТОВ,
КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Методические рекомендации

Рекомендовано редакционно-издательским Советом

(протокол № 4 от 02.07.2009 г.)

Томск 2009

УДК 004

ББК 73

Рецензенты:

С.И. Ануфриев, к. филос. н., проректор по научной работе
НОУ ВПО «ТИБ»

В.Т. Сарычев, д. ф.-м. н., профессор ТГУ

Написание и оформление контрольных, рефератов, курсовых и дипломных работ [Текст]: методические рекомендации / сост. Е.Б. Колмакова, В.К. Пашков. - Томск: STAR, 2009. - 41 с.

В методических рекомендациях излагаются требования, предъявляемые к студентам в процессе выполнения самостоятельной научно-исследовательской рабо­ты в рамках избранной специальности.

Методические рекомендации составлены на материале действующих нормативно-технических документов (стандартов) и определяют основные правила оформления непубликуемых учебных (курсовых) работ и работ, выполненных на уровне научной публикации (дипломных).

В рекомендациях особое внимание уделяется оформлению библиографической части курсовых и дипломных работ, в связи с введением ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования.

Колмакова Евгения Борисовна ,

Пашков Вячеслав Константинович

НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ,
РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Методические рекомендации

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 2,62. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии STAR

Ó Е.Б. Колмакова, В.К. Пашков, 2009

Ó НОУ ВПО «Томский институт бизнеса», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

Глава 1. ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 5

1.1. Контрольная работа. 5

1.2. Реферат. 7

1.3. Курсовой проект. 10

1.3.1. Процесс выполнения курсового проекта. 11

1.3.2. Структура курсового проекта. 12

1.4. Дипломная работа. 15

1.4.1. Процесс выполнения дипломной работы.. 15

1.4.2. Регламент выполнения дипломной работы.. 17

1.4.3. Порядок подготовки дипломной работы.. 17

1.4.3. Структура дипломной работы.. 17

1.4.3. Защита дипломной работы.. 21

Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ. 22

2.1. Общие требования. 22

2.2. Построение работы.. 22

5.3. Изложение текста работы.. 24

5.4. Нумерация страниц. 24

5.5. Иллюстрации. 25

5.6. Таблицы.. 25

5.7. Примечание. 27

5.8. Формулы и уравнения. 28

5.9. Ссылки и сноски. 29

5.10. Литература. 29

5.10.1. Описание документа в целом.. 30

5.10.2. Статьи из периодических и продолжающихся изданий. 32

5.10.3. Электронные ресурсы.. 33

5.11. Приложения. 33

Рекомендуемая литература. 35

Приложения. 36

Введение

Исследовательская работа студентов тесно связана с учебным процессом и осуществляется как в его ходе, так и во внеучебное время.

Цель: студент должен овладеть навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в рамках избранной им специальности.

Задачи :

- научить студента поставить и/или формулировать научную проблему;

- осуществлять поиск и составлять библиографию научной литературы пo теме исследования;

- анализировать подобранный материал;

- сформулировать выводы и дать оценку полученным результатам и грамотно оформлять результаты своего исследования;

- уметь защищать научную работу.

Спектр студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ достаточно широк. К ним относятся рефераты, доклады, контрольные работы, курсовые и выпускные квалификационные работы.

Тематика их должна быть актуальной, содержание – отвечающим современным требованиям науки. Подготовка этих работ требует изучения и анализа необходимой специальной литературы. Все учебно-исследовательские работы являются зачетными и к ним предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и по оформлению.

Контрольная работа — одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний.

Реферат является видом учебно-исследовательской деятельности, курсовая и дипломная работа – виды научно-исследовательской работы.

Курсовая и дипломная работы являются квалификационными научными исследованиями. В силу этого их содержание и оформление должны соответствовать требованиям, предъявляемым к научному исследованию.

В методических указаниях сделана попытка систематизировать нормы, правила, требования по оформлению текстовых студенческих работ, которые являются общими, универсальными, независимо от профиля учебного заведения.

Глава 1. ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.1. Контрольная работа

Контрольная работа является традиционной формой контроля усвоенного учебного материала. Это отчет студента о том, насколько он владеет учебным материалом по данной теме. При заочной форме обучения контрольные работы являются основной формой межсессионного контроля студенческих знаний.

В одном случае, задание выдается преподавателем. Во втором – студенты сами могут выбрать тему контрольной работы по имеющемуся списку. В обоих случаях подбирается необходимая для раскрытия темы литература (как правило, преподаватель предоставляет студентам список рекомендуемой литературы). Студентами составляется план изложения темы (при необходимости), делаются выписки, цитаты (конспекты). Готовая работа сдается в установленные сроки.

Структура контрольной работы по блоку естественнонаучных дисциплин

Структура контрольной работы по блоку гуманитарных дисциплин

  1. Титульный лист
  2. Текст задания на выполнение
  3. Основной текст или решение задач
  4. Список использованной литературы
  5. Приложение (если оно необходимо)
  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Введение
  4. Основной текст
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы
  7. Приложение

Объем контрольной работы по и естественнонаучным дисциплинам должен быть от 15 до 18 печатных страниц.

Оформление контрольных работ по гуманитарным дисциплинам выполняется на листах форматом А4, а по естественным дисциплинам допускается в тетради. При этом сохраняются требования по оформлению и структуре контрольных работ.

Критерием оценки является отсутствие грубых ошибок и степень раскрытия рассматриваемых вопросов. В противном случае – работа не засчитывается, и студент к зачету (экзамену) не допускается.

Образец оформления титульного листа контрольной работы:


Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Факультет _______________________

Кафедра______________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Математика»

Вариант 4

Выполнила:

студентка 1 курса

группы 471

Сиротинская М.А.

Преподаватель:

к.ф.-м.н., доцент

Мартиросова Н.М.

Томск 2009

1.2. Реферат

Реферат – письменная работа, представляющая собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной теме, как по специальным, так и общим предметам. Сдача реферата может считаться формой зачета, если студент во время его защиты (обсуждения) выявил необходимые знания, грамотное и логичное изложение основной идеи по заданной теме, умение обосновать, в чем состоит ее преимущество, культуру письменной речи, умение работы с научной литературой, а также правильное оформление текста, ссылок, составления библиографии. Соответствие содержания реферата заявленной теме является одним из критериев его оценки.

Задача студента – максимально полно использовать рекомендованную литературу, понять позицию авторов и правильно передать ее в своей работе. В процессе написания реферата студент приобретает навыки правильно цитировать авторский текст, грамотно ссылаться на используемые источники.

Этапы работы над рефератом

Подбор и изучение основных источников по теме (8-10 различных источников).

Составление списка литературы.

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана реферата.

Написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

Реферат начинается с титульного листа, далее следует содержание, соответствующее плану сочинения, в котором каждому разделу (главе, параграфу) соответствует номер страницы, на которой его можно найти.

Текст реферата делится на три части: введение, основная часть, заключение. В конце реферата приводится список использованных источников (законодательные документы, научная отечественная и зарубежная литература, Интернет-сайты – при необходимости).

Титульный лист содержит наименование вуза, кафедры. Название реферата. Сведения об авторе, с указанием номера группы, фамилии, инициалов, а также сведения о преподавателе – ученая степень, звание, фамилия и инициалы.

Образец выполнения титульного листа Реферата:

Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Факультет _______________________

Кафедра______________________

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Отечественная история»

На тему «Внешняя политика России при Петре I. Северная война »

Выполнила:

студентка 1 курса

группы 471

Сиротинская М.А.

Преподаватель:

к.ф.-м.н., доцент

Мартиросова Н.М.

Томск 2009

Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). Номера разделов или глав обязательно должны обозначаться цифрами. Слова «Глава», «Раздел» не пишутся.

Введение должно содержать обоснование актуальности темы исследования, целей и задач работы, описание структуры реферата, анализ использованной литературы. Обоснование актуальности выбранной темы – это прежде всего, ответ на вопрос: «Почему я выбрал эту тему реферата, чем она меня заинтересовала». Краткий обзор литературных источников по проблеме – в этой части введения необходимо охарактеризовать основные источники, с которыми работал автор.

Основная часть реферата может содержать несколько глав (2-3), но может быть единым (цельным) текстом, в котором последовательно раскрывается поставленная во введении проблема, пути ее решения, описываются различные точки зрения ученых и отношение к ним студентов. При необходимости реферат может содержать иллюстративный материал – таблицы и рисунки (схемы, графики, диаграммы).

При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

- Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа; любые утверждения лучше выражать в безличной форме.

- При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

- Каждая глава должна начинаться с новой страницы.

- При изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

- В конце каждой главы делается вывод.

В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Литература (законодательные документы, научная отечественная и зарубежная литература, Интернет-сайты – при необходимости). Количество единиц научной литературы в списке должно составлять не менее 5 наименований.

Приложение помещается после списка литературы и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, иллюстрации, фотоматериалы, рисунки.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Объем реферата должен быть не менее 10 и не более 20 страниц машинописного текста через полтора интервала, из которых введение и заключение составляют от 5 до 10 %. Введение должно составлять не менее не менее 1- 1,5 страниц. Основной текст не должен быть меньше 10-11 страниц.

Объем заключения 1-3 страницы машинописного листа.

Набор текста – 14 кеглем, 1,5 интервал. Заголовок от текста печатается через 2 интервала. Абзацный отступ – 10 мм

Поля: верхнее – 2 см; нижнее – 2,5 см; левое – 3 см; правое -1,5 см

Критерии оценки реферата

· Актуальность темы исследования.

· Соответствие содержания теме.

· Глубина проработки материала.

· Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

1.3. Курсовой проект

Цель и задачи курсового проекта

Курсовой проект – индивидуальная самостоятельная работа студента в учебном процессе ВУЗа, предусматриваемая учебным планом. Она является формой контроля знаний, полученных во время аудиторных занятий и самостоятельной работы. Курсовой проект является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин выбранного направления обучения.

Цель: систематизация, закрепление и расширение знаний на основе самостоятельного изучения и обобщения научной и учебной литературы, а также освоение практических навыков организации управления и обработки потоков учебно-управленческой информации.

Задачи : выполнение курсового проекта должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения производственных задач и ситуаций.

Курсовой проект – следующий этап подготовки студента к изучению и осмыслению научного исследования, позволяющий выяснить насколько последний овладел навыками самостоятельной научной деятельности. Оценка за курсовой проект, в отличие от контрольной работы и реферата, имеющих статус допуска студента к зачету или экзамену, вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками.

Написание курсового проекта предусмотрено учебным планом по специальным предметам. Выбор темы работы остается за студентом. Пользуясь советами научного руководителя и подобранной литературой, студент составляет план работы и в течение нескольких месяцев проходит подготовительный этап, пишет саму работу и сдает ее своему руководителю для прочтения. Следующий этап – защита работы, что можно расценивать как репетицию защиты диплома.

Курсовой проект – самостоятельное научное исследование, тема которой должна быть актуальна с точки зрения современного состояния науки. Проект также может быть частью дипломной работы. Актуальность выбранной темы должна быть убедительной и обоснованной.

Курсовой проект - одна из важных форм обучения студента. В процессе выполнения проекта студент приобретает навыки самостоятельной научной работы, осваивает современные методы ведения исследовательской деятельности, учится работать с литературой и нормативными актами, развивает творческое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Одним из главных итогов работы студента является усвоение им основных достижений современной науки по избранной теме. Нередко курсовой проект становится основой для написания в будущем дипломной работы.

Существуют некоторые различия к требованиям, предъявляемым к разного рода курсовым проектам.

Если работа носит теоретический характер , то ее структура выстраивается следующим образом. В начале работы представляется глава, в которой освещается состояние отечественной и зарубежной научной литературы, проводится сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы.

Работа практического характера делится на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая – представляет собой практическую часть и может содержать таблицы, рисунки (графики, диаграммы, чертежи) или другой иллюстративный материал.

Курсовая работа должна соответствовать существующим требованиям, иметь развернутое содержание, введение, основную часть, состоящую из двух-трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений (при необходимости). Примерный объем работы должен составлять 25–40 печатных страниц, из которых на введение и заключение отводится по 10%.

1.3.1. Процесс выполнения курсового проекта

Начальный этап.

1. Выбор темы.

2. Выбор методологических основ работы.

3. Составление рабочего плана.

4. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме.

Основной этап.

1. Изучение выявленного материала, при необходимости его конспектирование.

2. Составление структуры курсовой работы.

3. Систематизация материала как результат работы над источниками, анализ полученных данных.

4. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.

5. Написание текста и оформление курсовой работы.

6. Подготовка первого варианта курсовой работы и сдача его научному руководителю.

Заключительный этап.

1. Доработка текста по замечаниям научного руководителя.

2. Составление списка использованных источников.

3. Редактирование всей работы, ее оформление.

4. Сдача окончательно доработанной и оформленной курсовой работы научному руководителю.

5. Защита курсовой работы на кафедре и получение оценки научного руководителя.

1.3.2. Структура курсового проекта

Составление структуры курсовой работы – важный этап, от которого зависит четкость и логика всего раскрытия темы. Курсовая работа должна раскрывать следующие этапы:

• знакомство автора с основной литературой по рассматриваемой теме;

• умение выделить проблему и определить методы её решения;

• последовательно изложить суть рассматриваемых вопросов;

• владение специальной терминологией.

Все части курсовой работы должны быть связаны между собой, дополнять и углублять одна другую. Собранный по теме курсовой работы материал может разделяться на отдельные частные проблемы (разделы), структурируя работу следующим образом:

Общий объем работы – 25–30 страниц оформленного текста (приложения в общий объем не включаются).


Титульный лист курсового проекта

Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Факультет _______________________

Кафедра______________________

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Управление персоналом»

на тему «Критерии и методы оценки персонала »

Выполнила:

студентка 1 курса

группы 471

Сиротинская М.А.

Преподаватель:

к.ф.-м.н., доцент

Мартиросова Н.М.

Томск 2009


2. Содержание , представляющее собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов и подразделов курсовой работы с указанием страниц, с которых начинается раздел (подраздел).

3. Введение , в котором обосновывается выбор темы, определяемой ее актуальностью для современной практики; указывается степень разработанности проблемы; формулируются цель и задачи работы, решение которых необходимо для достижения поставленной цели; дается описание объекта и предмета исследования; определяется основная рабочая гипотеза; указываются использованные методы исследования; отмечается информационно-эмпирическая база исследования; подчеркивается теоретическое (научное) и практическое значение проведенного исследования; кратко описывается структура курсовой работы (приводятся сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц), а также перспективы дальнейшего изучения темы. Объем введения курсовой работы составляет не менее 2-3 страниц.

4. Основная часть работы , где раскрываются главные вопросы темы в соответствии с содержанием работы, отражаются теоретические и практические исследования, расчеты, обобщение результатов. Основные вопросы темы могут быть освещены путем раскрытия сущности, форм проявления и тенденций развития того или иного экономического процесса. Содержание работы должно быть конкретным и опираться на проведенные расчеты (цифровой материал приводится в работе в виде аналитических таблиц).

Основная часть курсовой работы делится на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые должны быть связаны между собой. Каждый заголовок должен быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждом разделе рассматривается самостоятельный аспект (вопрос) исследуемой проблемы, в подразделах (пунктах) – отдельные части вопроса.

В первом разделе курсовой работы, как правило, проводится литературный обзор исследуемой проблемы, объясняется терминология, выявляется суть исследовательской позиции. Необходимо кратко осветить историю вопроса и степень разработанности темы на основе анализа литературных источников отечественных и зарубежных авторов, включая данные за последние 5 лет. Далее необходимо раскрыть каждую из обозначенных проблем, не повторяясь и придерживаясь логике изложения так, чтобы последующая мысль была органично связана с предыдущей. Целесообразно в процессе работы определить собственное суждение и дать свое определение явлениям, проблемам и т.п. Этот подход используется и при формулировке выводов по каждому подразделу и разделу в целом.

В последующих разделах курсовой работы последовательно используются теория и методы, выработанные применительно к исследованию конкретной проблемы. В этой части подтверждают или опровергают выдвинутые во введении и в первой части работы гипотезы. Обычно это практическая часть работы, связанная с освещением результатов проведенного обследования (обобщением опыта конкретного предприятия).

5. Заключение – краткие выводы, где подводит итог проведенного исследования, отражена суть содержания работы, а также даны практические рекомендации, в которых определены мероприятия и механизмы по решению изучаемой проблемы.

6. Литература. Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании работы, и приведен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003. Количество единиц научной литературы в списке должно составлять не менее 20 наименований.

7. Приложения . В приложения рекомендуется включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть работы, т.е. дополнительный материал (например, промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения курсовой работы; иллюстрации вспомогательного характера – графический материал; программы работ, договора, протоколы, акты внедрения результатов исследования и др.).

Следует обратить особое внимание на стилистику, язык работы и её оформление.

В курсовой работе студент должен продемонстрировать, насколько он овладел навыками научного мышления, терминологией, правильно поставил и корректно сформулировал и раскрыл проблему, умением пользоваться научной литературой.

Научный руководитель выставляет оценку за выполненную работу, которая потом сдается на кафедру. Если курсовая работа проходит процедуру защиты на кафедре, то результаты обсуждения и выставленная оценка заносятся в протокол заседания кафедры.

1.4. Дипломная работа

1.4.1. Процесс выполнения дипломной работы

Дипломная работа – это окончательный результат обучения студента в вузе, подводящая итоги приобретенных студентом знаний. Поэтому ее качество, степень самостоятельности, аргументированность и логичность имеют большое значение.

Дипломная работа может быть продолжением одной или нескольких курсовых работ, являясь более расширенным и углубленным исследованием, опираясь на накопленный научный и практический материал. При такой постановке возможно использование основного текста курсовых работ в качестве одной или нескольких их глав, произведя необходимые изменения, согласовав их с общим замыслом дипломной работы. К выпускному курсу студент приобретает опыт написания трех курсовых работ и защиты их на кафедре.

На кафедре приказом ректора назначается руководитель дипломной работы, с которым обсуждается её тема и разрабатывается план выполнения.

Объём дипломной работы должен составлять 90-100 страниц форматом А4 стандартного компьютерного текста в редакторе Microsoft Word, через 1,5 интервала, шрифтом Times New Roman, размеров 14 пунктов, нормальной жирности.

План дипломной работы представляет собой структуру, которая состоит из введения, литературного обзора, материал и методы исследования, основной части, которая состоит из двух (в отдельных случаях трёх) глав, объединяющих по два-три параграфа, заключения, выводов и практических рекомендаций. Написание разделов идентично разделам, приведённых в курсовой работе.

В задачу дипломной работы входит не только постановка проблемы, но и нахождение пути ее решения, т.е. необходимо представить и раскрыть перспективы выбранного пути. Поэтому уровень дипломной работы с научной точки зрения качественно отличается от курсовой работы. Здесь требуются сформировавшиеся навыки теоретического (научного) мышления.

При написании дипломной работы в задачу студента входит рассмотрение истории изучаемой проблемы, существующие в науке концепции, анализ имеющихся методологий и обоснование выбора основных методов исследования, используемых при написании работы.

Как структура, так и вся работа в целом должны быть подчинены единой логике и реализации (раскрытию) поставленной цели. Тема работы в смысловом отношении должна быть шире названий каждой из глав, а название каждой главы, в свою очередь, – шире каждого из составляющих ее параграфов. Материал должен быть изложен последовательно и аргументировано, при этом выносимые теоретические положения необходимо обосновывать и доказывать. Но работу не следует перегружать цитатами. Прямое цитирование следует чередовать косвенным пересказом того или иного места из приводимого источника.

Рецензент, оценивая работу, обращает внимание на культуру изложения, стилистику, использование терминологии, принятой в научной среде. При этом в работе не следует прибегать как к просторечию, так и перегружать ее терминами, не являющимися обязательными, т.е. «сухим канцелярским оборотам речи» или сложными (трудно воспринимаемыми) иностранными словами и словосочетаниями. Изложение должно быть живым, но не эмоциональным. В работе не должно быть грамматических и пунктуационных ошибок.

1.4.2. Регламент выполнения дипломной работы

1) заявление на имя ректора с указанием кафедры, Ф.И.О. научного руководителя и темы работы (за 10 недель до начала Итоговой Государственной Аттестации);

2) предоставление студентом дипломной работы на проверку научному руководителю (за 20 дней до начала ИГА);

3) исправление замечаний руководителя и представление окончательного варианта дипломной работы научному руководителю (за 10 дней до начала ИГА);

4) предварительная защита дипломной работы на кафедре (за 5 дней до начала ИГА);

5) защита дипломной работы Государственной аттестационной комиссии (по расписанию).

1.4.3. Порядок подготовки дипломной работы

В процессе выполнения работы студент консультируется с научным руководителем. Черновой вариант работы представляется руководителю не позднее, чем за один месяц до ориентировочной даты защиты дипломных проектов. После устранения замечаний работа представляется руководителю за две недели до защиты дипломных проектов.

К защите представляются:

1. дипломная работа;

2. реферат (Приложение 2);

3. отзыв руководителя (Приложение 3)

4. рецензия (Приложение 4)

5. акт внедрения в производство (Приложение 5)

6. презентативный материал (электронный вариант)

Форма доклада (до 10 минут):

1. Название (титульный лист).

2. Цель.

3. Задачи.

4. Материалы и методы.

5. Содержание.

6. Выводы.

7. Практические рекомендации.

1.4.3. Структура дипломной работы

Выбрав тему дипломной работы, студент пишет заявление с просьбой утвердить ее и назначить научного руководителя (Приложение 1).

Структура дипломной работы в себя включает следующие разделы:


1. Титульный лист.

Негосударственное (частное) образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Экономический факультет

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему

____________________________________________

_____________________________________________

К защите допущен

Заведующий кафедрой

____________________

ученая степень, ученое звание

____________________

подпись Ф.И.О.

____________________

дата

Студент

___________________

Курс, набор, форма обучения

___________________

подпись Ф.И.О.

Рецензент

____________________

ученая степень, ученое звание

____________________

подпись Ф.И.О.

Научный руководитель

___________________

ученая степень, ученое звание

___________________

подпись Ф.И.О.

Томск 2009


2. Реферат.

3. Введение (1. актуальность, цель, задачи; 2. материалы и методы исследования; 3. литературный обзор)

4. Основная часть работы, состоящая из глав и параграфов.

5. Заключение.

6. Выводы

7. Практические рекомендации

8. Литература.

9. Приложения.

10. Акт внедрения в практику.

Реферат представляет собой краткое содержание дипломной работы и является текстом будущего выступления на защите. Его объем не должен превышать 3-4 печатных страниц. Заголовком служит слово «РЕФЕРАТ», написанное прописными буквами симметрично тексту.

Реферат должен содержать разделы в перечисленной ниже последовательности:

- сведения о количестве страниц текста, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений, листов графического материала;

- перечень ключевых слов (от 6 до 15 слов или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют содержание текста; ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются строчными буквами через запятую).

Введение следует писать в соответствии с существующими требованиями, начиная с обоснования актуальности выбранной темы . В целом же требования, предъявляемые к дипломной работе, соответствуют требованиям, которые предъявляются к написанию введения для курсовых работ. Объем занимает примерно 10 % всего текста диплома.

После этого освещается степень разработанности темы в научной литературе и характеристика использованных источников, в которой подробно и полно характеризуется конкретный вклад различных авторов, школ и направлений в разработку рассматриваемой проблемы, акцентируется внимание на нерешённых вопросах, затрагиваемых в рассматриваемой теме.

Следующий этап – формулировка цели исследования и перечисление конкретных задач , определяемых поставленной целью, а также объекта и предмета исследования. Все формулировки должны быть краткими, четкими, лаконичными, логически последовательными.

Формулировка цели должна логично вытекать из сложившейся в науке ситуации. Описав, что и как уже сделано другими, необходимо сказать, что именно в данной работе надо еще сделать, т.е. конкретно, максимально четко и кратко сформулировать цель, которую перед собой поставил студент.

Задачи представляют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности – последовательные шаги достижения цели. Поэтому основная часть дипломной работы представляет собой последовательное решение поставленных задач.

Пример:

Целью исследования является развитие теоретических основ и определение маркетинговых стратегий рынка образовательных услуг в регионе.

Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи :

– исследовать образовательные услуги, как товар, определить их роль и специфику в условиях современного отечественного рынка;

– выделить основные элементы маркетинга образовательных услуг;

– проанализировать состояние и развитие регионального рынка образовательных услуг;

– сформировать маркетинговую стратегию развития региональной системы образовательных услуг.

Объект исследования – это объективная реальность, на которую направлен научный поиск студента. Объект шире предмета , который представляет собой часть объекта (его фрагмент), подвергающийся непосредственному изучению.

Пример:

Предметом исследования являются стратегические процессы развития рынка образовательных услуг на региональном уровне.

Объектом исследования выступают региональный рынок высшего профессионального образования, его структура и субъекты.

Далее представляется использованная в работе методология с обоснованием применения того или иного метода при решении поставленных студентом исследовательских задач. Такие методы могут быть различными: труды отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем стратегического маркетинга, менеджмента, региональных аспектов; сочетание базовых методов научного познания, таких как системно-функциональный анализ, исторический, сравнительный, экономико-статистический и др.

В конце введения должна быть представлена общая структура работы, где последовательно перечисляются ее элементы.

Пример:

Дипломная работа состоит из введения, литературного обзора, материалы и методы исследования, двух глав, объединяющих пять разделов (параграфов), проиллюстрированных 3 рисунками и 5 таблицами, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованных источников, насчитывающего 45 наименований и 3 приложений.

Основная часть дипломной работы состоит, как правило, из двух глав, каждая из которых содержит два-три параграфа. Содержание первой главы носит теоретико-методологический характер. Вначале описывается основная проблема, затем рассматриваются различные варианты подходов к ее решению, которые группируются по принципу методологического сходства точек зрения, излагаются собственные взгляды дипломника на данную проблему и пути ее решения, аргументировано доказываются и обосновываются, опираясь на изученные отечественные и зарубежные источники. В заключении отражаются основные итоги исследования с анализом полученных результатов. Выводы должны соответствовать поставленным задачам, на основе которых разработаны практические рекомендации. Список литературы, как правило, составляет не менее 40 наименований отечественных и зарубежных авторов, включая работы за последние 5 лет.

1.4.3. Защита дипломной работы

После того как работа полностью выполнена, студент сдает дипломную работу на кафедру, где назначается рецензент из числа преподавателей по данной дисциплине. Рецензия пишется по установленной форме (Приложение 2).

Научный руководитель пишет отзыв на дипломную работу. Студент готовит доклад. Доклад для защиты дипломной работы (в течение 10 минут) должен быть кратким, содержательным и точным, с изложением основных положений своей работы, содержать выводы и практические рекомендации.

Следует хорошо представить своё выступление, основываясь в своём докладе на презентативный материал. Следует помнить, что не следует сводить свое выступление к пересказу содержания основной части. Умение кратко, но ёмко изложить суть и результаты проделанной работы – важное слагаемое успешной защиты. Желательно, чтобы доклад свободно излагался на основе содержания презентативного материала, не читая письменного текста.

Заканчивая свое выступление, студент должен ответить на замечания рецензента, объяснить причину недоработок, указать способы их устранения или аргументировано опровергнуть их, отстаивая свою точку зрения.

Важный и ответственный момент защиты работы – ответы на вопросы. Сразу после выступления члены комиссии студенту могут задать вопросы. Количество вопросов, задаваемых студенту при защите работы, не ограничивается. Вопросы могут быть заданы как по теме работы, так и по другим дисциплинам выбранной специальности.

При ответе на вопросы и замечания студент имеет право пользоваться своей дипломной работой. Ответы на вопросы должны быть убедительны, теоретически обоснованы, а при необходимости подкреплены цифровым материалом. Если требуется дополнительная информация, то студент может попросить уточнить вопрос или более подробно его разъяснить. Следует помнить, что ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку при защите дипломной работы.

Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ

2.1. Общие требования

Изложение текста и оформление работы выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003. Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги размера А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, размер шрифта 14 пт (Times New Roman Cir).

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 1,25 мм.

Каждый раздел (подраздел, пункт, подпункт) в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в «содержании». Собранные листы вставляются в папку и прошиваются. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью.

В работе не должно быть грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок. Текст должен быть оформлен с соблюдением всех правил техники цитирования, библиографических справок и т.д. Названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена, а также фамилии приводятся на языке оригинала.

Сокращение русских слов и словосочетаний приводятся в соответствии с ГОСТ 7.12–93.

2.2. Построение работы

Наименования структурных элементов работы «Содержание», «Введение», наименования глав, «Заключение», «Литература» служат заголовками структурных элементов, которые записываются симметрично тексту по центру прописными (заглавными) буквами, полужирным шрифтом.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений (например – 1, 2, 3 и т.д.).

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой (например – 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.).

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта, разделенные точкой (например – 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.).

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко отражать содержание разделов, подразделов. Название и нумерация глав, разделов, параграфов, пунктов в тексте работы и в оглавлении должны полностью совпадать.

Заголовки глав (разделов) печатают симметрично тексту прописными (заглавными) буквами. Все заголовки работы выравниваются по центру страницы и отделяются от текста или других заголовков 3 интервалами или пробельной строкой (12-14 мм) сверху и снизу.

Переносы слов в заголовках исключают. Знаки (точку или двоеточие) в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Не допускается выделение заголовка подчеркиванием, отведением для них отдельных страниц работы.

Каждую главу (раздел) основной части текста работы, а также введение, заключение, литература, приложения следует начинать с новой страницы.

Параграфы и пункты оформляют на новой странице только в том случае, если от текста предыдущего параграфа или пункта осталось на листе не более четверти свободного места.

Пример

1. КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Основные понятия из области инновационной деятельности

1.2. Эволюция технологических укладов

1.3. Сущность, классификация и кодирование новшеств и инноваций

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации

2.2. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации

2.3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Внутри подразделов, пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить тире (–), точку (·) или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Например,

– ______________ ;

– ______________

или

· ______________ ;

· ______________

или

а) ______________ ;

б) ______________ ;

в) ______________ .

Каждое перечисление записывают с абзацного отступа.

5.3. Изложение текста работы

В работе должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе. Если в работе принята специфическая терминология, то перед списком использованных источников должен быть приведен «ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ» с соответствующими разъяснениями. В этом случае перечень должен быть включен в содержание документа.

В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

– применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

– применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), (больше или равно), (меньше или равно), (не равно), а также знаки № (номер), % (процент).

В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.

Единица физической величины одного и того же параметра в пределах одного документа должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,5; 1,75; 2,0 %.

Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.

Примеры: от 1 до 5 мм, от 10 до 100 кг, от плюс 10 до минус 40° С.

Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах.

5.4. Нумерация страниц

Страницы в работе следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки (12 пт).

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляется.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

5.5. Иллюстрации

В качестве иллюстраций в работах могут быть представлены чертежи, рисунки, схемы, графики, карты и фотографии. Их помещают в тексте или помещают в отдельное приложение.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте, например, «… в соответствии с рис. 3».

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией .

Иллюстрации должны иметь наименования и, при необходимости, пояснительные данные (подрисуночный текст). Подпись или название иллюстрации помещают под иллюстрацией и всегда начинают с прописной буквы. Слово «Рис.» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают по центру, без абзацного отступа в одну строку с ее номером, выделяя курсивным шрифтом (14 пт), без переносов, в конце подписи точку не ставят (например, Рис. 1. Структура администрируемых доходов по основным видам деятельности в 2005 г.)

Пример:

Рис. 1. Структура администрируемых доходов по основным
видам деятельности в 2005 г.
[26, с. 93]

На иллюстрации, заимствованные из работ других авторов, дается библиографическая ссылка (внутритекстовая).

5.6. Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицы могут содержать цифровой или текстовый материал. Таблица состоит из следующих обязательных элементов: обозначение, название, шапку, основную часть.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера таблицы (например, «Таблица 4») без значка № перед цифрой и точки после нее. Строкой ниже располагается название таблицы, которое центрируется относительно страницы, пишется строчными буквами без точки в конце.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, без переносов, выделяя полужирным шрифтом.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы в тексте должны быть обязательно ссылки. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующую страницу, при этом справа над самой таблицей пишут «Продолжение» и указывают номер таблицы (например, Продолжение таблицы 2 ), точка в конце не ставится.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.

В конце заголовков и подзаголовков таблицы точки не ставят. В таблице допускается применять размер шрифта меньший, чем в тексте.

Не допускается помещать в текст научной работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати. Если таблица заимствована из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена библиографическая ссылка. Если таблица составлена автором, то указывается «Источник: составлено (рассчитано) автором на основе (далее приводятся ссылки на источник статистических данных или литературный источник(-и)». Таблица и сопровождающие ее подписи должны иметь по одной пустой строке от основного текста до и после таблицы.

Пример :

Таблица 1

Производство продукции аграрной сферы Ростовской области [28, с. 10]

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Валовая продукция сельского хозяйства, млн. руб.

27882

35451

37405

42933

58349

62456

Индекс физического объёма производства продукции сельского хозяйства в % к предыдущему году

109,4

121,3

105,0

98,0

123,4

101,7

Валовой сбор зерновых культур, тыс. тонн

3768

6122

6550

3711

7356

6467

в т.ч. пшеница озимая

1773

3715

4355

1924

4985

4629

Продолжение табл. 1

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Валовой сбор подсолнечника, тыс. тонн

888

579

882

1192

1187

1584

Реализовано на убой скота и птицы, тыс. тонн

217

212

227

251

247

245

Надоено молока, тыс. тонн

853

871

921

932

904

869

Примечание . Составлено по данным: Агропромышленный комплекс Ростовской области. 2005 год. – Ростов н/Д, 2006.

Все таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением приложений.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами.

5.7. Примечание

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Примечания приводят в работе, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Примечание следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым относится это примечание. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.

Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки.

Пример:

Примечания

1 ______________

2 ______________

3 ______________

5.8. Формулы и уравнения

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами, и отраженные в формате формул. Уравнения и формулы выделяют из текста в отдельную строку. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример :

Балацкий Е.В. предложил модель оценки эффективности инвестиций в экономике представить в виде формулы (1):

(1)

где мультипликатор инвестиций в открытой экономике;

S – норма инвестирования;

– средняя ставка налоговых отчислений;

– соотношение между объемом экспорта капитала и объемом экспорта товаров и услуг;

– аналогичное соотношение по импорту;

m , n – показатели импортной и экспортной квоты соответственно;

у – валовая внутренняя продукция;

Т – сумма налоговых поступлений;

I объем инвестиций в открытой экономике.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой. Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «´».

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают – (1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в круглых скобках, например, ... в формуле (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения.

Порядок изложения в документах математических уравнений такой же, как и формул.

5.9. Ссылки и сноски

В работе допускаются ссылки на документ, стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

Допускается использование ссылок по тексту работы. Ссылаться можно на документ в целом или его разделы и приложения. В работе используется список литературы, составленный по видам изданий и имеющий сквозную нумерацию. В этом случае ссылка на источник дается в квадратных скобках, внутри которых стоит номер источника в списке литературы и номера страниц источника, например, [23, с. 55] или [43], если ссылка целиком на источник.

Пример :

Анализ результатов исследований, представленный в [10, 15, 22], позволяет сделать следующий вывод...

или

«Стратегия – это …» [2, с. 24].

5.10. Литература

Список использованных источников указывается в конце работы, после Заключения, в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документов».

В алфавитном порядке записывается специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, брошюры, научные статьи и т.п.); периодические издания с указанием года и месяца журналов и газет (если статьи из них не приведены в предыдущем разделе списка литературы), законодательные акты (законы, постановления Правительства РФ и Государственной думы), нормативно-методические документы и материалы (нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники), статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений, а также Интернет-сайты.

Описание каждого источника дается с абзаца. Заглавие в описании должно точно повторять заглавие книги. Сокращение написание слов в заглавии не допускается. После заглавия книги обязательны выходные данные: место издания, издательство, год издания. Допускается сокращение только следующих городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д.), Минск (Мн.). Наименование издательства приводят без кавычек в именительном падеже в сокращенной форме. Например: ИНФРА-М, Дека, Мысль.

Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании документа выполняется по ГОСТ 7.12-93. Перед названием издательства ставится условный разделительный знак – двоеточие (:), а после названия издательства – запятая (,) и указывается год издания. Слово «год» или буква «г.» не пишутся. Например: Наука, 2002.

Книги , двух и трех авторов необходимо описывать под фамилией первого автора, в сведениях об ответственности приводятся фамилии в той очереди, в какой они значатся на титульном листе, в именительном падеже, отделяя фамилии запятыми. Если книга имеет более трех авторов, то она описывается под заглавием. Сведения об авторах (редакторах, составителях) приводятся вслед за данными, относящимися к области заглавия. Перед фамилиями авторов, редакторов ставится косая черта (/). Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц.

При указании в списке использованных источников статьи из журнала после фамилии автора и его инициалов, названия статьи проставляется двойная косая черта (//), после чего указывается название журнала (газеты), год издания, номер журнала и страницы.

Источники на иностранном языке приводятся в конце списка в алфавитном порядке.

Библиографическое описание — это совокупность сведений о документе, приведенных по определенным правилам, которые устанавливает стандарт, и необходимых для характеристики документа и его поиска.

Элементы библиографического описания объединяются в области, разделенные между собой двойным знаком точка тире.

В каждой области элементы описания приводят в определенной последовательности и отделяют друг от друга соответствующими разделительными знаками.

Обязательные элементы библиографического описания в схемах выделены жирным шрифтом.

5.10.1. Описание документа в целом

Книги и брошюры

Официальные издания

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая и вторая. – М.: Омега-Л, 2005. – 573 с. – (Б-ка российского законодательства)

Книга под фамилией автора

Описание книги начинается с заглавия, если авторов у книги не более трех.

Черняк, В.З. История предпринимательства [Текст]: учебник для вузов / В.З. Черняк. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 400 с.

Сергеев, И.В. Экономика предприятия [Текст] : учеб. пособие / И.В. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304 с.: ил.

Книги под фамилией двух авторов

Рысь, Ю.И. Социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – М.: Академический проект, 1999. – 244 с.

Литвинов, Н.Д. Кавказ, далекая страна [Текст] / Н.Д. Литвинов, А.Н. Литвинова. – Воронеж: [б.и.], 2006. – 443 с.

Книги под фамилией трех авторов

Кибанов, А.Я. Управление персоналом: регламентация труда [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.Я. Кибанов, Г.А. Мамед-Заде, Т.А. Родкина. — М.: Экзамен, 2000. — 575 с.

Багиев, Г.Л. Международный маркетинг [Текст]: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева, В.И. Черенков. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

Книги под заглавием

Описание книги начинается с заглавия, если она написана четырьмя и более авторами. На заглавие описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.

Сведения, взятые не с титульного листа, заключаются в квадратные скобки.

Региональная экономика [Текст] : учебник / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк [и др.].; под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2000. – 468 с., [2] л. карт.: портр.

Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации: методология, задачи, ситуации, тесты [Текст] / З.Д. Бабаева [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544 с.

Сборники

Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга и информационных технологий [Текст]: сб. науч. тр. – Вып. 7. – Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2006. – 220 с.

Социально-экономический механизм стимулирования труда [Текст]: сб. ст. / отв. ред. В. А. Гага. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — 195 с.

Многотомные издания

Новая российская энциклопедия [Текст]: в 12 т. / гл. ред. А. Д. Некипелов. — М.: Энциклопедия, 2003. — Т. 1: Россия. — 959 с.

Мережковский, Д.С. Собрание сочинений : в 5 т. / Д. С. Мережковский ; сост. и общ. ред. О. Н. Михайлова. — М.: Правда, 1990. — Т. 1-5.

Изоиздания

Мальцева, Ф.С. Мастера русского пейзажа, 1880 — 1890 гг. [Изоматериал]: альбом репрод. / Ф. С. Мальцева. — М.: Искусство, 2001. — Ч. 3. — 151 с.: цв. ил. — (Мастера русского пейзажа: вторая половина Х1Х в.).

5.10.2. Статьи из периодических и продолжающихся изданий

В процессе исследовательской деятельности часто используются работы, помещенные в собраниях сочинений, сборниках произведений (как авторских, так и коллективных), хрестоматиях; статьи из журналов; материалы из сборников статей и тезисов; материалы конференций; статьи из энциклопедий. Помещая сведения о них в списке литературы, необходимо указывать не само собрание сочинений, не сам сборник, не журнал и не энциклопедию и т.д., а ту работу (статью, тезисы, текст выступления), которая анализировалась в процессе исследования. Сначала указываются фамилия и инициалы автора материала (необходимо помнить, что даже в энциклопедии у каждой статьи есть автор), название материала (в отношении энциклопедии в качестве названия выступает само понятие, содержание которого разъясняется), затем ставится знак «//», после которого помещаются сведения об издании, в котором помещен данный материал. Сведения о самом сборнике (собрании сочинений, хрестоматии и т.д.) указываются в соответствии с требованиями к оформлению авторского издания, отдельного произведения.

Если материал помещен в журнале, то после знака «//» указывается название журнала и все его «выходные данные», помещенные на оборотной стороне титульного листа (серия, год, номер и т.д.). Важно помнить о том, что в конце сведений о материале указывается нумерация страниц, на которых начинается и заканчивается публикация.

… из журналов

Лушин, С.И. О денежных реформах в России [Текст] / С.И. Лушин // Финансы. — 2000. — № 5. — С. 25-29.

Коршунова, Н.Е. Менеджмент в социальной сфере [Текст] / Н.Е. Коршунова, О.В. Шатаева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 6. – С. 66-74.

… из газет

Владимиров, А. Число удачи [Текст] / А. Владимиров // Поиск. – 2007. – 20 апреля.

Если газета имеет более 8 страниц, в описании приводится номер страницы, на которой помещена статья.

Дорофеев, А . Документальность, быстрота, гибкость [Текст] / А. Дорофеев // Экономика и жизнь. – 2008. – февр. – С. 33.

… из продолжающихся изданий

Леженин, В.Н. Развитие положений римского частного права в российском гражданском законодательстве / В.Н. Леженин // Юрид. зап. / Воронеж, гос. ун-т. – 2000. – Вып. 11. – С. 19-33.

Белова, Г.Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства / Г.Д. Белова // Актуал. проблемы прокурор.надзора. – 2001. – Вып. 5. – С. 46-49.

5.10.3. Электронные ресурсы

Локального доступа:

Britannica CD-99 [Электронный ресурс]. - Электрон, интерактив, мультимедиа. [Б. м.], 1998. - 3 СВ-КОМ. - Систем, требования: Pentium 100 МГц ; 16 Мб RАМ ; \\ Windows 95 ; дисковод СD-RОМ 2х ; SVGА видеокарта , 256 цв.; зв. карта ; мышь. -Загл. с контейнера.

История экономических учений [Электронный ресурс] / информ. система на компакт-диске / Д. Г. Вигарков, А. А. Палин, А. Н. Удачев. - Электрон, дан. - СПб.: СПКРК, 2002. - 1 СD-RОМ. - Систем, требования: IBM-совместимый РС; СРU с сопроцессором; 6 Мб на винчестере; МS DOS 6.0 и Windows 95; дисковод СD-RОМ 2х ; SVGА монитор ; видеоадаптер (800x600, 256 цв.); мышь. - Загл. с контейнера.

Удаленного доступа:

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web-мастер Козлова Н.В. - Электрон, дан. - М.: Рос. гос. б-ка, 1997. - Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

Керимов, В.Э., Батурин, В.М. Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия [Электронный ресурс] / Web-сайт «Корпоративные финансы»; Web-мастер Дмитрий Рябых. - Электрон. дан. - М., 1998 - 2002. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/managment/, свободный. - Загл. с экрана.

О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3615-1 (ред. от 27.02.2003) - КонсультантПлюс: Версия Проф. - Электрон, дан. и прогр. - Консультант Плюс. - М., 1992-2002. - Режим доступа: Локальная сеть Мурманского гос. техн. ун-та. - Загл. с экрана.

5.11. Приложения

Приложения оформляются как продолжение работы на последующих его листах.

В тексте работы на все приложения должны быть сделаны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху справой стороны страницы слова «Приложение» и его номер, который обозначается арабскими цифрами.

Приложение может иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруются в пределах каждого приложения.

В приложении нумерация страниц не проставляется.

Рекомендуемая литература

1. ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. — Взамен ГОСТ 7.1–84, ГОСТ 7.16–79, ГОСТ 7.18–79, ГОСТ 7.34–81, ГОСТ 7.40–82; введ. 2001–07–02. — М.: Изд-во стандартов, 2004. — 48 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

2. ГОСТ 7.9–95. Реферат и аннотация. — Взамен ГОСТ 7.9–77; введ. 97–07–01. — Минск: Изд-во стандартов, 1996. — 7 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

3. ГОСТ 7.11–2004. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках. — Взамен ГОСТ 7.11–78; введ. 2005–09–01. — М.: Стандартинформ, 2005. — 82 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

4. ГОСТ 7.12–93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. — Взамен ГОСТ 7.12–77; введ. 95–07–01. — М.: Изд-во стандартов, 1995. — 18 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

5. ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. — Введ. 2002–07–01. — Минск: Изд-во стандартов, 2001. — 31 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

6. ГОСТ 7.83–2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. — Введ. 2001–07–02. — М.: Изд-во стандартов; Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, [2002]. — 13 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

7. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления [Текст]: учебно-метод. пособие / И.Н. Кузнецов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 340 с.

8. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление [Текст]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 460 с.

9. Оформление курсовых, дипломных, диссертационных работ: Метод. рекомендации [Текст] / сост.: В.С. Крылова, Е.Ю. Кичигина; Том. гос. ун-т. Научн. Б-ка. Библиогр. Информ. Центр. – 2-е изд., доп. и перераб. – Томск, 2002. – 37 с.

Приложения

Приложение 1

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ (ЧАСТНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Декану экономического факультета

________________________

От студента______________ курса

_______________________________________

ФИО

_______________________________________

_________________________________

Специальность, группа

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас закрепить за мной для разработки темы дипломной
работы _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Руководителем дипломной работы прошу
назначить_______________________________________________________

(ФИО, ученая степень, звание, место работы и должность)

«___» __________ 200__ г. Подпись студента ________________

Приложение 2

Пример оформления реферата

РЕФЕРАТ

Объем ВКР - 90 с., 12 схем и таблиц, 63 источника, 3 приложения

Ключевые слова: политический лоббизм, гражданское общество, демократия.

Объектом исследования является политический лоббизм как феномен.

Цель работы – проанализировать специфику политического лоббизма, его место и роль в условиях становления гражданского общества в современной России.

В процессе работы собран и систематизирован материал по проблеме политического лоббизма в современной России, его специфике и роли.

В результате работы было выяснено, что политический лоббизм обладает важной ролью в гармоничном существовании гражданского общества. В современной России проблема построения гражданского общества предоставляется первоочередной, решение которой находится в рамках формирования более активной политической культуры. Поэтому необходимо уделять большое внимание политическому лоббизму как в теории, так и на практике. Придание ему цивилизованных форм, способствующих эффективному протеканию общественной жизни, где граждане осознают свои интересы и могут реализовать их легальными способами – важная проблема, требующая внимания со стороны различных специалистов.

Приложение 3

ОТЗЫВ

На дипломную работу выпускника ________________________________

___________________________________________________________________

(название специальности, направление)

____________________________________________________________________

Ф.И.О.

на тему ____________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Научный руководитель _______________________________________________

должность, ученая степень, ученое звание

____________________________________________________________________

Ф.И.О.

Подпись _____________________

«_____» _______________ 200__ г.

Приложение 4

РЕЦЕНЗИЯ

На дипломную работу выпускника _____________________________________

название специальности, направление

____________________________________________________________________

Ф.И.О.

На тему: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Актуальность темы (теоретическая) или практическая _____________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Содержание поставленных и (или) решаемых вопросов _____________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Теоретическая и практическая ценность полученных результатов ____________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Качество изложения материала графической части работы, оформление работы

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Замечания по работе __________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Что можно рекомендовать для освоения производством ____________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Заключение:

А) о соответствии работы предъявляемым требованиям

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Б) оценка по пятибалльной системе

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В) возможности присвоения соответствующей квалификации

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

РЕЦЕНЗЕНТ ________________________________________________________

Должность, ученая степень, ученое звание

____________________________________________________________________

Ф.И.О.

Подпись __________________

«____» ____________ 200__ г.

Приложение 5

СПРАВКА
о результатах внедрения решений,
разработанных в дипломном проекте студентом вуза

______________________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

В процессе работы над дипломным проектом по теме: ______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

студент______________________________принял непосредственное участие

(Ф. И.О.).

в разработке ______________________________________________________

(перечень разработанных вопросов)

Полученные им результаты нашли отражение в методических разработках, в докладных и аналитических записках ____________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________

(наименование органа, организации, предприятия)

__________________________________________________________________

В настоящее время методические разработки, включающие результаты данного дипломного проекта, ________________________________________

__________________________________________________________________

(находятся в стадии внедрения или включены в Инструктивные материалы)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель
организации или подразделения _____________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Печать организации