Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации об организации и проведении Дня Европы в школах Севастополя - реферат

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

об организации и проведении Дня Европы в школах Севастополя

Согласно Указу Президента от 19 апреля 2003 года № 339 в Украине уже в третий раз отмечается День Европы. В нашей стране этот день приходится на третью субботу мая, в других европейских странах он празднуется 9 мая.

Участие Украины в общеевропейской акции по празднованию Дня Европы является серьезным шагом в упрочении самоидентификации нашей страны как европейского государства, в приобщении ее к традициям и ценностям Европы. Важность этого мероприятия подчеркивается также формированием позитивной общественной мысли, связанной с интеграцией Украины в Европейский Союз.

По словам министра по вопросам евроинтеграции Украины Олега Рыбачука на пресс-конференции 9 марта 2005 года, празднование Дня Европы для Украины – это возможность «презентовать себя перед всем миром», хотя все же основной целью проведения праздничных мероприятий является «информирование общественности об уровне жизни европейцев».

Правительством Украины уделяется большое внимание информированию населения, особенно молодежи, о Европейском Союзе, о процессе интеграции в ЕС, о перспективах развития европейских государств, о необходимости и основных путях модернизации украинского общества соответственно европейским стандартам. 23 декабря 2004 года Кабинетом Министров Украины было издано специальное распоряжение «О мерах по обеспечению в 2005 году Государственной программы информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины на 2004-2007 годы».

Подготовку ко Дню Европы в каждой школе необходимо начать заранее, составив план празднования, выбрав и продумав формы урочной, внеклассной, внешкольной работы с учащимися в период подготовки и проведения этой знаменательной даты с учетом специфики учреждения, контингента учащихся, их возрастных особенностей, интересов и способностей. План подготовки может включать конкурсы стенгазет, плакатов, рисунков (в том числе на асфальте), фотографий на темы: «Дружба на все времена», «Молодежь Европы в борьбе за мир», «Столицы европейских государств»; оформление фотовыставки «История и культура Европы от древности до наших дней», книжных выставок «Европейский выбор Украины», «Образование в странах Европы», «Украинская культура в контексте европейской и мировой культур», «Выдающиеся европейские деятели культуры» и т.д., выставки репродукций картин европейских художников «Шедевры живописи Европы 20 столетия»; конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу, посвященную проблемам евроинтеграции Украины, например: «Украина и Европейский Союз: проблемы и перспективы», «Молодежь – за европейский выбор», «Пути решения экологических проблем в европейском пространстве» и др.; кинолекторий «Художественные и документальные фильмы Европы и о Европе».

Накануне Дня Европы, в Международный день музеев (18 мая), каждому классу необходимо посетить музеи Севастополя и Крыма с целью ознакомления с историей и культурой родного края, традициями народов, его населяющих. Также в музеях можно познакомиться с историческим и культурным наследием европейских государств, например, в Художественном музее ученики узнают о мастерах живописи, скульптуры и архитектуры стран Европы разных веков и эпох, в Панораме обороны Севастополя 1854-1855 гг. - познакомятся с оружием и мундирами английских и французских солдат; в Херсонесском историко-археологическом заповеднике – с античной греческой культурой как колыбелью европейской цивилизации, с историей христианства как основной европейской религией; в музее КЧФ узнают историю российского кораблестроения, в основу которого были положены методы голландских мастеров, и т.д.

Непосредственно 21 мая в школе могут быть развернуты выставки лучших творческих и научно-исследовательских работ учащихся, стенгазет и плакатов, репродукций картин, фотографий, посвященных Дню Европы. До начала уроков в школе проводится линейка (или радиолинейка) «Сегодня – День Европы». В этот день все перемены можно «сделать» музыкальными, т.е. включать музыку и песни в исполнении известных европейских музыкантов и артистов.

В течение учебного дня хорошо бы организовать в школе викторину «Что мы знаем о Европе». Вопросы викторины и условия участия помещаются с утра на доске объявлений. Каждый ученик имеет возможность на переменах ответить на вопросы и, записав их на листе бумаги, сдать до начала шестого урока организатору викторины – члену совета самоуправления школы. Итоги подводятся в течение шестого урока членами жюри, затем объявляются по школьному радио или помещаются в стенгазете «Мы – сторонники евроинтеграции, за нами – будущее Европы!», выпущенной по итогам проведения Дня Европы в школе.

Ученики разного возраста в этот день могут принять участие в школьном конкурсе переводчиков стихотворений классиков английской (немецкой, французской, испанской, греческой) литературы; в конкурсной программе «Танцевальный калейдоскоп» (танцы европейских государств); в фестивале творчества народов Европы; в конкурсе на лучшее исполнение стихотворений европейских поэтов современности; в конкурсе рефератов по истории («История Европейского Союза», «Евроинтеграционные перспективы Украины» и т.д.), по искусству (например, «Вторая мировая война – темы и образы в европейской литературе, музыке, изобразительном искусстве»), по литературе – «Творчестве европейцев – лауреатов Нобелевской премии» (В.Алейксандре (Испания, 1978), У.Голдинг (Великобритания, 1983), А.Камю (Франция, 1957), Э.Канетти (Австрия, 1981), Э.Монтале (Италия, 1975), О.Элитис (Греция, 1979) и др.).

В этот день в школе могут быть организованы соревнования по различным видам спорта на призы известных спортсменов – олимпийцев европейских государств, например венгра А.Келети (5 золотых, 3 серебряных, 2 бронзовые медали за победу в соревнованиях по спортивной гимнастике на олимпиадах 1952 и 1956 годов), немца К.Эндера (4 золотых, 4 серебряных медали в соревнованиях по плаванию на олимпиадах 1972 и 1976 года), финна Х.Колехмайнена (4 золотых и 1 серебряная медаль за победу в соревнованиях по легкой атлетике, 1912 – 1920 г.г.), англичанки В.Менчик, первой женщины – чемпиона мира по шахматам (1927-1944 гг.) и др.

На 5 или 6 уроке по решению администрации школы может быть проведен единый классный час в 1-11-х классах «Европейский выбор Украины» или «День Европы в Украине». Форму классного часа классный руководитель вместе с учениками и их родителями определяет заранее. Это может быть беседа, диспут, конференция, ток-шоу, игра-путешествие, экскурсия, встреча, круглый стол, литературно-музыкальная гостиная, интеллектуальный турнир, игра «Колесо истории» и т.д.

В 1-4 классах учителя могут организовать «Путешествие в страну сказок», использовав в сценарии народные сказки стран Европы или сказки, написанные известными европейскими писателями, например, немецкие сказки братьев Гримм, французские сказки Шарля Перро, английские рассказы и сказки Джозефа Редьярда Киплинга, итальянские сказки Джанни Родари и др. Большой интерес вызовет у младших школьников Карнавал сказочных героев, Игровой хоровод, Песенная карусель, Лукошко сказок, Музыкальный калейдоскоп и т.д.

В 5-6 классах классный руководитель может провести заочное путешествие по странам Европейского Союза, в ходе которого познакомить учащихся с географическим положением стран, их столицами, известными историческими лицами и знаменитыми деятелями культуры и искусства; показать им видеосюжеты о странах ЕС, фотографии; послушать сообщения, подготовленные ребятами о том или ином европейском государстве. Можно провести час общения «Путешествуя по Европе», на котором ученики расскажут о поездках своих родственников и знакомых в Европу, о достопримечательностях тех городов, в которых они побывали, а учитель познакомит ребят с международными связями школы, с международными акциями, в которых принимают участие ученики школы.

Укреплению родственно-семейных отношений будет способствовать праздничная конкурсная программа для учеников и родителей «Секреты европейской кухни», в ходе которой смешанные команды детей и взрослых продемонстрируют свои кулинарные способности, фантазию, знания о стране, блюдо которой они представляют, особенности национальной кухни, приема пищи и т.д.

В 7-8-х классах можно организовать литературно-музыкальную гостиную, в программу которой включить музыкальные произведения и песни, написанные композиторами и поэтами стран ЕС и Украины. Желательно пригласить на встречу в гостиной представителей национальных обществ в Севастополе (греческого, немецкого или др.).

Другой не менее интересной формой проведения воспитательного мероприятия может стать заседание клуба юных интернационалистов «Письмо другу», на котором ученики класса расскажут о переписке с ровесниками из стран Европы, об их увлечениях, интересах, о школе и классе, в котором учатся, о городе, в котором живут.

В 9-11-х классах можно провести «круглый стол» на тему: «Украина. Пути в Европу», на который пригласить представителей органов государственной власти, ученых-политологов. Также можно провести пресс-конференцию представителей молодежных организаций стран Европейского Союза. «Журналисты» заранее готовят вопросы об образовании и науке в их странах, о молодежном движении, о возможности совмещения учебы и работы и т.п. «Европейцы» к конференции изучают информацию о стране, которую собирают по темам: «Образование», «Наука», «Молодежное движение».

В последнее время в школах города получили распространение версии телевизионных игр «Умники и умницы», «Колесо истории» и др. В День Европы можно организовать такие игры для старшеклассников по темам: «Культура Европы XV – XVII вв.», «Участие стран Европы во Второй мировой войне», «Знай Европу».

Во вступительном слове на любом мероприятии, посвященном Дню Европы, помимо цели, классный руководитель может еще раз напомнить ученикам о том, что у этого Дня есть своя история. Решение о проведении этого праздника в европейских странах было принято в 1985 году на саммите Европейского Союза в Милане. На сегодня День Европы, наряду с единой европейской валютой, синим флагом с пятью золотыми звездочками в круге и гимном, в качестве которого используется мелодия «Оды к радости» из девятой симфонии Бетховена, является политическим символом Европейского Союза. Главная цель торжеств, проводимых в рамках празднования Дня Европы в странах ЕС, - это расширение идеи европейской идентификации среди граждан Европейского Союза, установление общих европейских ценностей.

Ученики должны знать, что на сегодняшний день в Европейском Союзе 25 стран-членов. Он образовался в 1958 году на основе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), в которое входили тогда 6 стран: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург. Затем в ЕС вошли Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Австрия, Финляндия. С 2004 года в Европейский Союз вошли еще 10 стран: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, Латвия, Словения, Эстония, Кипр, Мальта.

В День Европы в школе может быть проведен фестиваль открытых интегрированных уроков и внеклассных мероприятий по истории, зарубежной литературе, иностранному языку, мировой художественной культуре, изобразительному искусству, музыке и др., например: интегрированный урок английского языка и зарубежной литературы «Шекспир на все времена», урок зарубежной литературы и мировой художественной культуры в 6 классе «Человек с каменным сердцем» (по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»), урок ИЗО и истории «Путешествие по древнему Керамику» (заочное путешествие в Древнюю Грецию), урок МХК и истории «Западноевропейская живопись XIX века», урок зарубежной литературы и МХК «Презентация повести-притчи У.Голдинга «Повелитель мух», урок внеклассного чтения и МХК в начальной школе «Восхитительная история из мира природы» (по рассказу Эрнеста Сетона Томпсона «Кенгуровая крыса») и т.д.

В этот день можно провести библиотечные уроки или открытые уроки, воспитательные мероприятия, посвященные творчеству европейских писателей, художников, композиторов – юбиляров 2005 года, например: Я.Гримма, немецкого писателя-сказочника (2 января исполнилось 220 лет со дня рождения), Дж.Даррелла, английского писателя и зоолога (7 января - 80 лет со дня рождения), К.Чапека, чешского писателя (9 января – 115 лет), В.Л.Василевской, польской и советской писательницы (21 января – 100 лет), Рене Гийо, французского писателя (24 января – 105 лет), Э.Золя, французского писателя (2 апреля – 165 лет), Х.К.Андерсена, датского писателя-сказочника (2 апреля – 200 лет), Альфонса Доде, французского писателя (13 мая – 165 лет), Данте Алигьери, итальянского поэта (15 мая - 740 лет); французского художника Клода Оскара Моне (14 февраля – 165 лет со дня рождения), итальянского скульптора, живописца, поэта Микеланджело Буонарротти (6 марта – 530 лет со дня рождения); польского композитора и пианиста Ф.Шопена (22 февраля – 165 лет), немецкого композитора, органиста, дирижера Г.Ф.Генделя (23 февраля – 320 лет), французского композитора М.Ж.Равеля (7 марта – 130 лет), немецкого композитора И.С.Баха (21 марта – 320 лет), венгерского композитора, дирижера Ф.Легара (30 марта – 135 лет).

Рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий можно получить дополнительно в ЦДБ им.А.П.Гайдара и ее филиалах, в профильных кабинетах и кабинете воспитательной работы института последипломного образования Севастопольского ГГУ.

В 2005 году празднование Дня Европы в Украине совпадает с Днем науки (21 мая). Поэтому учителям, классным руководителям старших классов можно на воспитательном мероприятии связать эти две знаменательные даты в жизни страны, например, провести конференцию «Наука как феномен цивилизации» с приглашением преподавателей, научных сотрудников вузов, НИИ, музеев, с защитой научно-исследовательских работ учащихся; устный журнал «От Платона до Патона», на котором рассказать о судьбах и открытиях выдающихся европейских и украинских ученых прошлого и современности; лекции на темы: «Украинская наука о политике», «Образование и наука в Украине», «Роль науки в современном украинском обществе», «История Национальной Академии Наук» и др.

Старшеклассникам необходимо разъяснить, что расширение Европейского Союза открывает новые перспективы и возможности как для стран-членов ЕС, так и для стран - кандидатов, взявших курс на интеграцию, а также ставит целый ряд новых задач и требований, в частности к системе образования, профессионального обучения и науки.

В марте 2002 года на заседании в Барселоне Европейский Совет принял Рабочую программу, предусматривающую создание в Европе к 2010 году системы образования и профессионального обучения, которая станет общепризнанным стандартом качества в мире.

Государственной программой по вопросам европейской интеграции Украины на 2004-2007 гг. предусмотрено, что начало пути нашего государства в Европейский Союз должно пролегать через образование, а значит и через школу, ведь именно здесь закладываются основы знаний об общем европейском наследии, а также представления, умения, способствующие адаптации в поле Евросоюза. В Украине уже есть интересный опыт подготовки будущего гражданина Европы (например, в учреждениях образования Одессы, Киева, в которых введен учебный курс «Европейские студии»). Причем подготовка «европейского гражданина» ведется при сохранении добрых и крепких корней национальной украинской культуры, поскольку европейская интеграция строится на основе диалога культур.

Составила Стародубцева И.В., методист по воспитательной работе ИПО СГГУ

2005 г.