Главная              Рефераты - Разное

«Теория государства и права» - реферат

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

Кафедра: Теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента Ю-351 уч. гр. I курса юридического факультета

Дмитриевой Жанны Сергеевны

по специальности юриспруденция

по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Тема: « Механизм государства и его структура»

Руководитель: к.ю.н, заведующий кафедрой

«Теория и история государства и права»

Павлов Сергей Владимирович

Защищена

«___» ____2004г. Оценка «_____________»

____________________________

(подпись и расшиф.)

____________________________

Тверь 2004

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Орган государства: понятие, признаки, виды

§ 1. Понятие и признаки органа государственной власти…………………….5

§ 2. Виды органов государственной власти…………………………………….7

§ 3. Понятие механизма государства…………………………………………...13

Глава II. Принципы организации и деятельности механизма государства. Его структура

§ 1. Принципы организации и принципы деятельности механизма

государства………………………………………………………………………17

§ 2. Структура механизма государства…………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….46

Библиографический список……………………………………………………..48
ВВЕДЕНИЕ

На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности общества. Такой организацией и есть государство. Государство- это организация политической власти доминирующей части населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется руководство и управление обществом.

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуще­ствляющих управление делами общества от его имени и в преде­лах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане мо­гут принимать то или иное участие в делах государства, но в ко­нечном итоге оно, его органы несут персональную ответствен­ность за эффективность своей работы.

Таким образом, под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.

Эта тема имеет очень большое значение, так как через механизм государства осуществляется и проводится в жизнь функция самого государства. Государство и его механизм тесно взаимосвязаны и неразрывны. И важным звеном в этой цепи является человек.

Данная тема имеет свой объект и предмет изучения. Объектом являются государственно-правовые отношения в целом. Предметом выступают общественные отношения, возникающие в результате функционирования механизма государства.

Целями и задачами данной работы являются:

1.ознакомиться с понятием и охарактеризовать признаки органа государственной власти;

2. проанализировать классификацию органов государства;

3.дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;

4. дать общую характеристику принципам организации и деятельности механизма государства.

5. рассмотреть структуру механизма государства и охарактеризовать его составные элементы.


ГЛАВА I . ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

§ 1. Понятие и признаки органа государственной власти

Первичным и важнейшим структурным элементом ме­ханизма государства является орган государства.

Государственный орган — это звено (элемент) меха­низма государства, участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого властными полно­мочиями[1] .

Раскрытие понятия, признаков данного органа позво­ляет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной са­мостоятельностью, автономией, он служит частью единого Механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных слу­жащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, граж­данских и других отношений, не имеющих связи с государ­ственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных слу­жащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных пра­вомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируют­ся в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и долж­ностные лица, которые обладают властными полномочия­ми, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государствен­ном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (сово­купности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юри­дически закреплена (в конституции или текущем законода­тельстве). Реализация органом государства своей компетен­ции — это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обла­дает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению право­вые акты. Эти акты могут быть нормативными или индиви­дуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государ­ства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государ­ства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финан­сирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реа­лизации функций государства, используя для этого соот­ветствующие формы и методы.

§ 2. Виды органов государственной власти

Органы государства классифицируются по различным основаниям (см. схему).

По способу возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные. Первичные органы государства ни­какими другими органами не создаются. Они либо возника­ют в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают власт­ные полномочия от избирателей (представительные орга­ны). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним от­носятся исполнительно-распорядительные органы, органы Прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государ­ства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Ме­стные органы государства функционируют в административ­ных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­винциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы[2] .

По широте компетенции выделяются органы государ­ства общей и специальной компетенции. Органы общей ком­петенции правомочны решать широкий круг вопросов. На­пример, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специ­альной (отраслевой) компетенции специализируются на вы­полнении какой-то одной функции одного вида деятельнос­ти (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное вли­яние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов при­надлежит обычно высшим представительным органам. Обо­значаются они общим родовым термином "парламент". В Англии, Канаде, Индии и других странах термин "парла­мент" — собственное имя законодательного органа, в ос­тальных странах он называется иначе.

Расцвет парламентаризма приходится на период станов­ления и развития буржуазного государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: принятие зако­нов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выраже­ние (вотум) доверия или недоверия и т.д. Все это получило свое обобщенное выражение в принципе парламентаризма. С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического прогресса обычно наблюдаются возра­стание роли правительства и снижение роли парламента.

Парламенты в большинстве стран мира состоят из ниж­ней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

Глава государства. Разделенная на три ветви государ­ственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник— народ; она вы­ражает единые коренные интересы населения страны. По­этому самостоятельность органов исполнительной законода­тельной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласо­ванное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституцион­ных монархиях — монарх в республиках— президент[3] .

Монарх в силу конституционных постановлений или сло­жившихся традиций обладает рядом прав в отношении пар­ламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международ­ных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществ­ляются правительством (или соответствующим министром).

В большинстве современных государств главой государ­ства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной про­цедуры.

Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в Ряде стран ратифицирует (утверждает) международные Договоры и соглашения, является верховным главнокоман­дующим вооруженными силами. В некоторых странах пре­зидент имеет право распускать парламент, отказать в одоб­рении закона, передать его на вторичное рассмотрение пар­ламента.

В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентарных республиках президент — малоак­тивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ве­дению которого относится предмет акта.

В президентских республиках президент — централь­ная политическая фигура. Так, президент США наделен Кон­ституцией широкими полномочиями, является одновремен­но главой государства и правительства. Он возглавляет гро­мадный государственный аппарат, насчитывающий 2,5 млн. государственных служащих, из которых около 1500 чинов­ников федеральных ведомств назначает сам. Только на выс­шие федеральные должности президент назначает "по со­вету и с согласия" Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.

Исполнительные органы . Исполнительная власть при­надлежит правительству, которое непосредственно управ­ляет страной. Правительство обычно состоит из главы пра­вительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглав­ляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются ми­нистрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарном государстве образуется одно правитель­ство. В федеративном государстве существуют правитель­ство общефедеральное и правительства членов федерации.

По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партий, во втором — двух или нескольких.

Свою многостороннюю деятельность правительство осу­ществляет через многочисленные органы государственной ад­министрации — министерства, ведомства, комиссии и т.д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, гро­моздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим ап­паратом, образующим основу механизма государства.

Органы правосудия образуют довольно сложную систе­му, состоящую из гражданских, уголовных, административ­ных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регу­лируемого процессуальным правом судопроизводства. В стра­нах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед за­коном и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т.д[4] .

В механизм государства входят силовые ведомства со­ставляющие основу властной силы государства, — воору­женные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней — охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторо­нами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция под­держивает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лес­ную и т.д.

Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица (губер­наторы, префекты, комиссары и т.д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко наряду с назначенными Должностными лицами на региональном уровне функциони­руют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная Администрация, избираемая населением[5] .

§ 3. Понятие механизма государства

Механизм государства, охватывающий все государственные орга­ны, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «госу­дарственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыс­лах — широком и более узком. В широком смысле понятие государст­венного аппарата как совокупности всех государственных органов со­впадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают ап­парат государственного управления. Именно в этом значении как сово­купности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке администра­тивного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударст­венных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства — это система го­сударственных органов, основанная на единстве принципов его органи­зации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Фе­дерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской федерации» и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое зани­мают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государст­венного механизма в соответствующих исторических условиях данно­го государства закреплен в его Конституции. Например, в Конституци­ях СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было поло­жение о Советах как политической основе государства.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего за­креплен принцип разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Кон­ституции определено, что государственную власть в России осущест­вляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госу­дарственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; го­сударственную власть в субъектах Российской Федерации — образуе­мые ими органы государственной власти[6] .

Согласно статье 12 Конституции РФ, органы местного самоуправ­ления не входят в систему органов государственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное во­площение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимо­связанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государ­ственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государ­ства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло­женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на ко­торые опираются в своей деятельности отдельные государственные ор­ганы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они выделяются в механиз­ме государства не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а именно как «вещественные придатки» пос­ледних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджет­ные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функциони­рования государственных органов. В рассмотренные материальные средства, «вещественные придатки» механизма государства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общест­венные объединения. Их не следует смешивать. Последние соотносят­ся с государственным механизмом как составные негосударственные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к вы­воду: механизм современного Российского государства — это прони­занная едиными, законодательно закрепленными принципами, основан­ная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, по­средством которых осуществляются задачи и функции государства.

Значение механизма государства

Механизм государства есть та реальная организацион­ная материальная сила, располагая которой государство осу­ществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет со­бой материальное "вещество", из которого оно состоит. Мож­но сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функ­ционирующее выражение государства.

Механизм государства — это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, прак­тически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государствен­ных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государ­ственных органов и учреждений, едиными задачами и целя­ми их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) ме­ханизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновни­ки, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и ко­ординации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуж­дения, соответствующие техническому уровню каждой эпо­хи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, послед­ним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к из­меняющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или нацио­нальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выхо­дят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения

В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин "механизм" лишь под­черкивает целостность аппарата, его направленность на ре­зультативную деятельность.

ГЛАВА II . ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА. ЕГО СТРУКТУРА

§1. Принципы организации и деятельности механизма государства

Принципы, о которых здесь идет речь, — это законодательные от­правные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распро­страняется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предус­мотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными за­конами принцип осуществления судопроизводства на основе состяза­тельности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном за­коне «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, неза­висимо от федеральных органов государственной власти, органов влас­ти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй— принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», федераль­ных конституционных законах «О судебной системе Российской Фе­дерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», Феде­ральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая ре­дакция) и др.

Первая группа охватывает констуционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической органи­зации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации — многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Фе­дерации занимает механизм государства в лице объединяемых им ор­ганов[7] .

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно — соци­альное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благо­состояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Это кон­ституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положе­ние знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях граж­данина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистраль­ный путь развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность орга­нов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допус­тить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государст­венного механизма определяется тем, что Российская Федерация со­стоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой[8] .

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение пред­метов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъек­тов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в преде­лах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы испол­нительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федера­ции образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принцип законности заключается во всеобщности требования со­блюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности механизма Россий­ского государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно за­крепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответ­ственность органов государства и государственных служащих за обес­печение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснован­ного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер­шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие принципы организации и деятельности ме­ханизма государства, выраженные в Конституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци­пов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в феде­ральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Фе­деральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом норматив­но-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы:

• верховенство Конституции Российской Федерации и федераль­ных законов над иными нормативно-правовыми актами, долж­ностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

• приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредст­венное действие; обязанность государственных служащих при­знавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и граж­данина;

• равный доступ граждан к государственной службе в соответст­вии со способностями и профессиональной подготовкой;

• обязательность для государственных служащих решений, приня­тых вышестоящими государственными органами и руководите­лями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

• профессионализм и компетентность госслужащих;

• гласность в осуществлении государственной службы;

• ответственность служащих за принимаемые решения, неиспол­нение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обя­занностей;

• внепартийность государственной службы; отделение религиоз­ных объединений от государства;

• и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в со­временных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорого­стоящего управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности го­сударственного механизма как системы государственных органов, расcматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

§2 . Структура механизма государства

Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обуслов­ливает необходимость структурно-функционального подхода к изуче­нию государственного механизма.

Структурно-функциональный подход — одно из направлений об­щего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В со­ответствии с этим структура механизма государства должна рассмат­риваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образу­ющих элементов — государственных органов и их системных образова­ний, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функ­циональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т.е. ис­ходя из структурно-функционального анализа, можно классифициро­вать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих меха­низм современного Российского государства.

Президент Российской Федерации

С принципом разделения властей вполне образуется то, что по Конституции РФ Президент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституции Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой-либо одной из 3-х основных ветвей власти. Президент Российской Федерации, согласно Конституции, является гарантом Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ более 2-х сроков подряд[9] .

Президент РФ наделён следующими полномочиями:

а) назначаем с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

б) принимает решение об отставке Правительства РФ;

в) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.

г) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

д) утверждает военную доктрину РФ;

ж) назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил РФ;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов.

Президент РФ назначает выборы Государственной Думы, распускает её в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначает референдум.

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим, Вооружёнными силами РФ. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии РФ Президент может вводить на территории страны или в отдельных её местностях военное положение с сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе[10] . Он вводит на территории РФ и в отдельных её местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом.

Президент РФ издаёт указы и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.

Президент обладает неприкосновенностью.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ.

При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется Конституцией РФ.

Органы представительной и законодательной власти

Представи­тельным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Госу­дарственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъ­екта Российской Федерации: по одному от представительного и испол­нительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых в со­ответствии с федеральным законом. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы — принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюд­жета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется феде­ральным законом.

Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой; изменение границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введе­нии военного или чрезвычайного положения; принятие решения о воз­можности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на долж­ность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Ар­битражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Пре­зиденту на назначение Председателя Правительства РФ; решение во­проса о доверии Правительству; назначение на должность и освобож­дение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по пра­вам человека, действующего в соответствии с федеральным конститу­ционным законом; объявление амнистии и другие вопросы.

В процессе обсуждения проекта новой Конституции РФ его про­тивники утверждали, что в нем будто бы узаконивается диктатура Пре­зидента, принижаются роль и место парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое Президенту право роспуска Го­сударственной Думы. Но, во-первых, данное право закреплено в кон­ституциях многих демократических государств; во-вторых, право рос­пуска Государственной Думы предоставляется Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговари­ваются условия, при которых Государственная Дума не может быть распущена. В то же время Федеральное Собрание наделяется правом в указанных в Конституции случаях и с соблюдением установленного порядка отрешить Президента от должности.

Или другой пример. Президент наделен Конституцией правом вето на закон, принятый Федеральным Собранием. Но последнему, в свою очередь, предоставляется право при повторном рассмотрении феде­рального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинст­вом не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Фе­дерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Прези­дентом в установленный срок. Таким образом, Конституция РФ пред­усматривает меры недопущения ни диктатуры президента, ни диктату­ры парламента.

Вместе с тем заслуживают внимания высказываемые в средствах массовой информации и научной литературе соображения о целесооб­разности внесения в Конституцию РФ отдельных изменений, связан­ных с некоторым перераспределением полномочий между Президен­том, Федеральным Собранием и Правительством РФ в пользу двух последних органов.

Система представительных и законодательных органов государст­венной власти как составная структурная часть механизма Российско­го государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъ­ектами Российской Федерации.

Органы исполнительной власти

Исполнительная власть олицетворяется в определённой системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступени этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства или премьер-министром. Правительство может называться по-разному (совет министров, кабинет министров, государственный совет), но она обычно представляет собой коллегиальный орган исполнительной власти, состав которого входят министры и, в некоторых странах, руководители различных ведомств. В республиках президентского типа (США) правительство как коллегиальный орган, как правило, отсутствует, а его место занимает совещательный орган при главе государства (администрация).

Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которые в свою очередь, отражают особенности партийной системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной власти. В парламентарных республиках и монархиях правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед представительным органом. В этих странах, развитую и сравнительно устойчивую партийную систему, правительство всегда состоит из представителей политической партии или коалиции партий, пользующихся поддержкой парламента. Отсюда проистекает ведущая роль правительства в государственной жизни.

«По-другому выглядит роль правительства в президентской республике. Здесь выбранный народом президент сам формирует состав правительства при ограниченном участии парламента, он сам назначает и смещает министров. Правительство, являясь обычно однопартийным, несёт ответственность перед главой государства, который никому не подконтролен»[11] .

В полупрезидентской республике в положении правительства можно наблюдать элементы как первой, так и второй из рассмотренных форм правления. Правительство здесь формируется президентом, но оно делит свою ответственность между ним и парламентом. Глава государства не входит в исполнительную власть, но, по существу, её возглавляет, так как может председательствовать в совете министров. Правительство здесь обычно однопартийное.

Согласно Конституции исполнительная власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя и федеральных министров.

Председатель Правительства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Правительство РФ осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

2) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4) осуществляет управление федеральной собственностью;

5) осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

6) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

7) осуществляет другие полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента, Правительство издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение[12] .

Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

1. Федеральные министерства (по атомной энергии, внутренних дел, государственного имущества, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по делам Содружества Независимых Государств, по делам печати, телерадиовещания и средств массовых телекоммуникаций, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, по делам федерации и национальностей, путей сообщения, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, торговли, труда и социального развития, финансов, экономики, юстиции и др.

Таким образом, Министерство РФ – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

2. Государственные комитеты РФ (по делам Севера, по кинематографии, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, таможенный, по молодёжной политике и др.) и федеральные комиссии России (Высшая аттестационная, по рынку ценных бумаг, энергетическая) – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию возглавляет соответственно председатель Государственного комитета РФ и председатель федеральной комиссии России.

3. Федеральные службы России (безопасности, внешней разведки, воздушного транспорта, архивная, по валютному и экспертному контролю, пограничная и др.), российские агентства (по боеприпасам), по обычным вооружениям, по патентным и товарным знакам, по судостроению, по государственным резервам, статистическое и др.) и федеральные надзоры России (горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности) – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разъяснительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляют руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство – генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России – начальник федерального надзора России.

4. Иные федеральные органы исполнительной власти.

Понятие системы исполнительных органов власти или органов государственного управления, как составной структуры части механизма государства, вместе с Федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах РФ.

Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых РФ и Федеральными Законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Судебная власть

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только госу-дарственными судами, образуемыми и действующими в соответствии с становлениями Конституции РФ и федеральными конституционными иконами. Суд как обобщенное понятие конституционного и судоустройственного законодательства представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе российского государственного механизма в силу своеобразия выполняемых им функций, самостоятельности и независимости от иных органов государственной власти, законода­тельно формализованной процедуры его деятельности.

Суды как государственные органы составляют материальную основу су­дебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Кон­ституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются пред­назначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимо­связей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определяют, какие суды в Российской Федерации вправе осуществлять правосудие как основную форму судебной деятельности. Судебной властью наделяются только государственные ор­ганы, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и названным Феде­ральным конституционным законом. Таким образом, соблюдение установ­ленного законом порядка образования судебного органа является первым условием его легитимности. Федеральным конституционным законом о судебной системе предусмотрен специальный законодательный порядок создания и упразднения судов как государственных органов судебной вла­сти (ст. 17).

Комплекс полномочий по образованию судов как органов судебной вла­сти включает такие характеристики, как: а) конституционное определение компетенции по установлению законодательных основ их формирования; б) учреждение их системы; в) установление процедуры образования; г) га­рантии самостоятельности и независимости от иных отраслей государствен­ной власти; д) круг полномочий, особенности организации деятельности.

Создание судебной системы как организационной структуры судебной власти Конституция относит к исключительной ком­петенции Российской Федерации. Согласно п. «г» ст. 71 Конституции РФ в ведение Российской Федерации отнесено установление системы федераль­ных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности. В сферу компетенции Российской Федерации входит также судоустройство; (ст. 71 Конституции РФ), понимаемое не только как совокупность законодательных актов, регулирующих образование, организацию и деятельность судов, непосредственно осуществляющих правосудие, но и как сложная система правовых и организационных институтов, обеспечивающих деятельность судов.

Как известно, конституционные (уставные) суды в Российской Федера­ции не составляют единой системы. Образование этих судов субъектов Федерации представляет их право, а не обязанность. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о судебной системе образование этих судов и их упразднение вхо­дит в компетенцию законодательных органов субъектов Федерации. Соот­ветствующими законами субъектов Федерации должны определяться поря­док их организации, структура.

Компетенция каждого суда определяется законом, судебная власть осу­ществляется им, как правило, на территории определенного государствен­но-административного или структурного образования (в отношении воен­ных судов). Право граждан на судебную защиту, на обращение в суд не должно страдать от упразднения конкретного судебного органа. Поэтому Закон о судебной системе специально обязывает государственные органы позаботиться об одновременной передаче дел и материалов, относящихся к ведению упраздняемого суда, в юрисдикцию другого суда (ч. 3 ст. 17).

Суды различаются между собой не только видами осуществляемой ими деятельности (конституционные, общей юрисдикции, арбитражные), регу­лируемыми различными формами судопроизводства согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, но и пределами предоставленной им власти, их юрисдик­цией. Различается юрисдикция общая и специальная. Общая территориальная юрисдикция конкретного суда может распространяться: на определен­ное административно-территориальное образование (район, область, рес­публику); на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ (флот); на судебный округ (не совпадающий с отдельными административно-территориальными единицами в системе федеральных арбитражных судов); на судебный участок (для мировых судей).

Федеральное законодательство определяет структуру органов судебной власти (наличие пленумов, президиумов, судебных коллегий, палат, соста­вов), призванную обеспечить выполнение отдельных полномочий судебной власти, а также составов суда при рассмотрении конкретных дел и мате­риалов.

Конституционный Суд РФ может рассматривать дела, как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях палат, различающихся численностью судей Конституционного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции как в коллегиальном составе, так и судьей единолично (ст. 30 УПК РФ, ст. 6 ГПК РСФСР). Вы­шестоящие суды обязаны рассматривать дела в кассационной и надзорной инстанции только коллегиально. Во всех случаях рассмотрение дела, в том числе и единолично судьей, завершается вынесением решения от имени суда как государственного органа. После вступления в законную силу за­ключительное решение суда обязательно к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокуп­ность действующих в Российской Федерации судебных органов, образо­ванных в установленном Конституцией РФ порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ по­строения и организации деятельности, с учетом федеративного и админи­стративно-территориального устройства Российской Федерации.

Основополагающее значение для характеристики судебной системы Российской Федерации имеет содержание и последовательность изложения ст. 125-127 Конституции, определяющих компетенцию и место, занимае­мое в судебной системе каждым из высших судебных органов Российской Федерации: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок размещения правового регулиро­вания судебных органов имеет значение для определения структуры судеб­ной системы в целом.

Выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терми­нами обозначаются их различия в компетенции и общий характер инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством. Раз­личия в компетенции групп судов, сложность организационных и процес­суальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности основных принципов орга­низации и деятельности всех судов. Обеспечению этой общности служит закрепление Законом о судебной системе положений о единстве судебной системы Российской Федерации. Единство построения судебной системы заключается в закреплении в федеральном конституционном законодатель­стве главных условий образования и функционирования судебной системы.

Судебная система как конституционное установление, представляющее совокупность судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией и целями их деятельности, подразделяется на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Таким образом, общая система судебных органов Российской Федера­ции состоит из трех значительных образований, предусмотренных Консти­туцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной систе­ме РФ» и включает: а) Конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Федерации); б) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих право­судие по гражданским и уголовным делам и составляющих подсистему судов общей юрисдикции; в) арбитражную юстицию.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, так как он выполняет функции высшего органа судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации, конституционных прав граждан. Основное полномочие Конституционного Суда - конституцион­ный контроль. Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо от иных ветвей государственной власти и иных подсистем судебной власти осуществляет порученную ему функцию методом конституционного судо­производства. Конституционные суды в республиках Российской Федера­ции и уставные суды в субъектах Федерации выполняют аналогичные функции в пределах названных субъектов и организационно не связаны с Конституционным Судом РФ.

Основной объем работы по осуществлению правосудия выполняет наи­более многочисленная и развитая подсистема территориальных судов об­щей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ. Надзор за их дея­тельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральными законами формах. К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные, город­ские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и авто­номных округов, районные (городские) суды, мировые судьи. Их организа­ция и деятельность регулируется федеральными судоустройственными и процессуальными законами.

В комплекс общих судов включаются занимающие особое место в су­дебной системе военные суды. Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные суды поднадзорны Верховному Суду РФ. Названная подсистема состоит из гарнизонных военных судов как первого звена, окружных (флотских) судов второго звена. В качестве третьего звена выступает Верховный Суд РФ в лице его Военной коллегии.

Арбитражная юстиция включает федеральные арбитражные суды субъек­тов Российской Федерации. 10 федеральных арбитражных судов округов составляют суды второй инстанции. Деятельность арбитражных судов определяется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах РФ» и Арбитражным процессуальным кодексом. Возглавляет эту подсистему судебной власти и осуществляет надзор за деятельностью ар­битражных судов Высший Арбитражный Суд РФ.

В соответствии с государственным устройством и административно- территориальным делением общие суды подразделяются на звенья. Содер­жание понятия «звено судебной системы» определяется кругом полномо­чий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам и характером выполняемых ими функций. Суды, составляющие определен­ное звено судебной системы, имеют одинаковую предметную компетен­цию, аналогичную структуру, одни и те же функции и в большинстве слу­чаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Так, в Российской Федерации система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: 1) основное звено - районные суды; 2) среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды го­родов федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды авто­номной области и автономных округов; 3) высшее звено - Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере образования их участков, вероятно, будут дополнять основное звено.

Под судебной инстанцией понимается судебный орган в целом или его подразделение, выполняющее определенную функцию при отправлении правосудия. Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в поряд­ке осуществления контрольного судопроизводства.

По действующему законодательству о судоустройстве все суды по сво­ей компетенции делятся на: 1) суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело по существу с вызовом обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, свидетелей и выносить приговор или решение. Судами первой инстанции являются суды всех перечисленных ранее звеньев; 2) су­ды второй инстанции рассматривают кассационные жалобы и представле­ния на приговоры и решения нижестоящих судов, не вступившие в закон­ную силу. К таким судам как судам вышестоящим относятся суды респуб­лик, краевые, областные суды и равные им. Районный суд также является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района

Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность при­нимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.

К числу общих положений, характеризующих организацию судебной системы в Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относит принцип единства (ст. 3), самостоятельность судов и независимость судей (ст. 5), обязатель­ность судебных постановлений (ст. 6), равенство всех перед законом и судом (ст. 7), участие граждан в осуществлении правосудия (ст. 8), глас­ность в деятельности судов (ст. 9), язык судопроизводства и делопроизвод­ства в судах (ст. 10).

Прокуратура Российской Федерации

«Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов, иные функции, устанавливаемые федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства»[13] .

Систему Прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему Прокуратуры РФ входят также научные и образовательные учреждения.

Характерным признаком Прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы является то, что в соответствии с требованиями законообразование, реорганизация и управление органов и учреждений Прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от неё Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Законом не допускается создание и деятельность на территории РФ органов Прокуратуры, не входящих в единую систему Прокуратуры РФ.

Важным свойством прокурорской системы является её централизация. В соответствии с Конституцией РФ (п.1 ст.129) органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Территориальные органы Прокуратуры организуются в соответствии с административно-территориальным устройством Федерации. В субъектах Федерации действуют Прокуратуры соответствующих республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения. Прокуроры субъектов Федерации, назначенные на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определяющие их конституциями (уставами). Прокуроры субъектов РФ имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным Прокурором РФ.

Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях определяется объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности государства.

В настоящее время функционируют следующие специальные Прокуратуры: военные, транспортные, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях – ЗАТО, которые осуществляют возложенные на Прокуратуру функции в полном объёме в соответствующих сферах правовых отношений.

Особое место в системе Прокуратур РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда определяет и устанавливает штаты и структуру, Генеральные прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Главное следственное управление организации работы, статистики и делопроизводства; управление кадров; управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, управление по делам несовершеннолетних и молодёжи и ряд других подразделений.

В Главное следственное управление входит ряд управлений и отделов: по надзору за расследованием преступлений органами Прокуратуры; по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью; по надзору за расследованием особо важных дел и др. При Генеральной прокуратуре РФ состоят научные и образовательные учреждения.

Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы: единства, централизации, независимости, гласности, политической независимости (внепартийности), законности[14] .

Функция – это ключевая правовая категория, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры.

Определяя понятие прокуратуры ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст.1) раскрываем его через основную функцию – надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но при этом подчёркивается, что «прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (исполнительно-распорядительная деятельность органов управления; деятельность органов предварительного следствия; действия органов исполнения судебных решений и т.д.), надзорная функция подразделяется на подфункции:

1. надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления.

2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выше указанными органами;

3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера администрации мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Самостоятельная функция прокуратуры – уголовное преследование за совершение преступлений.

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Ещё одной функцией Прокуратуры является участие в правотворческой деятельности.

«Координацию и согласование усилий органов Прокуратуры в процессе осуществления работы по участию в правотворческой деятельности осуществляют управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ и соответствующие структуры прокуратур субъектов РФ»[15] .

Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы

Как установлено Федеральным законом «Об обороне»[16] , Во­оруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны.

Вооруженные Силы государства предназначены для отражения воз­можной агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее террито­рии, а также для выполнения задач в соответствии с ее международны­ми договорами.

Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции в соответствии с федеральными конституционными за­конами, федеральными законами в области обороны, в том числе и прежде всего «Об обороне», «О Вооруженных Силах Российской Фе­дерации», а также соответствующими нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом «Об обороне» определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военно­го управления, объединений, соединений, воинских частей и организа­ций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил государ­ства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осу­ществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Наряду с созданными в целях обороны Вооруженными Силами, согласно Федеральному закону, к обороне привлекаются пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, же­лезнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правитель­ственной связи и информации при Президенте РФ, войска граждан­ской обороны.

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формиро­вания при федеральных органах исполнительной власти, служба внеш­ней разведки, органы Федеральной службы безопасности, органы по­граничной службы, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и др.

Хотя органы Вооруженных Сил и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительным органам государственной власти, их функциональ­ное назначение и специфика позволяют выделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного ме­ханизма.

В ежегодных президентских Посланиях Федеральному Собранию выполнение задач обеспечения в нашей стране свободы и демократии как условий прогрессивного развития общества прямо связывается с необходимостью всемерного укрепления российской государственнос­ти, механизмов властвования в рамках права. Первоочередными мера­ми являются дальнейшее улучшение структуры и повышение эффек­тивности механизма государства в целом и каждого из числа составля­ющих его органов в отдельности, обеспечение порядка, «который осно­ван не на страхе, не на произволе власти, а на силе закона»[17] , развитие и совершенствование необходимой для этого нормативно-правовой базы.

Местное самоуправление

Местное самоуправление – составная часть демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1985г. усматривает, что оно должно быть закреплено в законодательстве или даже в Конституции каждой страны.

«Существуют 3 основные системы местного самоуправления:

1. Англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты осуществляют власть в пределах своих полномочий (выход за эти пределы позволяет вмешиваться правительству);

2. Французская, допускающая контроль центральной власти через специально назначаемых представителей или в других формах;

3. Германская, при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своём уровне, но в соответствии с законами»[18] .

Возрождение местного самоуправления в России началось с принятием в 1990г. союзного, в 1991г. российского законов о местном самоуправлении. В 1993г. были изданы указы Президента России по этому вопросу, утвердившие «Положение об основах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции 22 декабря 1993г. и «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления в РФ» (29 октября 1993г.). Эти указы прекращали деятельность прежних местных Советов, а их функции временно возлагали на исполнительные органы в системе местного самоуправления. 28 августа 1995г. Президентом был подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ныне действует в редакции от 4 августа 2000г.), который определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в РФ.

Основные положения нового закона направлены на изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Устанавливается обязательное формирование муниципальных образований на 2-х территориальных уровнях – в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий. Единые принципы организации местного самоуправления всех субъектов РФ позволяет реализовать на местном уровне новую систему межбюджетных отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями. Законодательно определяется процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления по эффективному исполнению указанных полномочий. Предусматривается также усиление контроля за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Правовая база местного самоуправления была существенно укреплена с принятием в 1996г. федеральных законов «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакции от 22 июня 1998г.), «Об основах муниципальной службы в РФ» (в редакции от 25 июля 2002г.). В большинстве субъектов РФ приняты собственные законы.

Конституция РФ содержит специальную главу о местном самоуправлении из 4-х частей (ст.130-133). С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие положения:

1. местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;

2. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

3. местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

4. местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;

5. структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

6. изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий.

В Конституции РФ содержатся и другие важные положения, раскрывающие сущность формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учётом исторических и иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности, Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:

1. управление муниципальной собственностью;

2. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3. установление местных налогов и сборов;

4. установление охраны общественного порядка;

5. иные вопросы местного значения.

Закреплены и гарантии местного самоуправления:

1. право на судебную защиту;

2. право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

3. запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов государственной власти, Конституция РФ в то же время допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий – контролироваться государством.

Разделение органов государственной власти и местного самоуправления не означает, что государство отказывает местному самоуправлению в своей поддержке. Закон обязывает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;

3) действуют от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.

На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интере­сы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации – М. «Издательство Новая Волна». 1997 – 63с., 1997 – 63с.

2. Федеральный конституционный закон ''О судебной системе РФ''.

3. Федеральный закон ''О судебном департаменте при Верховном суде РФ'' от 8 января 1998 года.

4. Закон о Конституционном Суде 1994 г.

5. Закон ''О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции'' от 3 декабря 1994 года.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

7. Гражданский процессуальный кодекс РФ.

II . Учебные научные издания

1. Венгеров А.Б.Теория государства и права: [Учебник для юрид. вузов] / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2002.

2. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Л.А. Морозова: Моск.госуд.юрид.акад., –М.: Юристъ, 2002.

3. Общая история Государства и права/ Под ред. В.В. Лазарева.-М.: Юристъ, 2000.

4. Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова. – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.

5. Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Метод. Пособие. –М.: Форум: Инфра-М.2002.

6. Теория Государства и права/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.-М.: Норма,2003.

7. Теория государства и права: учебник/ Под ред В.В. Лазарева.-М.: Право и закон, 2002.

8. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. И.И. Матузова, А.В. Малько.-М.: Юристъ, 2001.

9. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996.

10. Теория государства и права: Учебник для вузов; Отв. ред. В.Д.

11. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Норма, 2004.

12. Теория государства и права: Учебник для вузов; Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп., - М.: Норма, 2003.

13. Хропанюк, Валентин Николаевич Теория государства и права: [Учеб. пособие] / В.Н. Хропанюк; Под ред. В.Г. Стрекозова. - 2-е изд., доп., испр., - М.: Омега-Л: Интерстиль, 2002.

III. Периодические издания

1. Российская газета. 1997. 6 янв.

2. Российская газета. 1995. 25 нояб.

3. Российская газета. 1997. 7 марта.

4. Российская газета 1999. 17 февр.


[1] Теория Государства и права/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.-М.: Норма, 2003, с.195.

[2] Теория Государства и права/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.-М.: Норма, 2003, с.200.

[3] Баглай В.М. Конституционное право РФ.-М., 2004.с.434-435.

[4] Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ. –М., 2003, с.48-49.

[5] Баглай В.М. Конституционное право РФ.-М., 2004.с.759-760.

[6] «В государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска и т.д.)» [ ]

[7] Баглай В.М. Конституционное право РФ.-М., 2004.с.384.

[8] Баглай В.М. Конституционное право РФ.-М., 2004.с.328.

[9] ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003.

[10] ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»( в редакции от 21.03.2002г.; с изм. От 24.12.2002г.)

[11] Баглай В.М. Конституционное право РФ.-М., 2004.с.595.

[12] См.: Конституция РФ.- ИНФРА: -М, 2004. С.38, п.1 ст.115.

[13] ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992г. в редакции от 27 декабря 2000г.

[14] См.: ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О прокуратуре РФ». Российская газета 1999. 17 февр.

[15] Ст. Божьев В.П. Правовые органы РФ.-М.: Спарк, 2003, с.333.

[16] См.: Российская газета. 1996. 6 июня.

[17] См.: Российская газета. 1997. 7 марта. С. 4.

[18]