Главная              Рефераты - Разное

«Формы интеграции хозяйственной деятельности» - реферат

*********** ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории и маркетинга

Курсовая работа по курсу «МАКРОЭКОНОМИКА»

на тему

«Формы интеграции хозяйственной деятельности»

Исполнитель: **********

Группа:*********

Шифр *********

Вариант № *******

Руководитель: **********

Витебск, 2006 год.


Содержание:

стр.

Введение.

1. Сущность и формы экономической интеграции.

1.1. Признаки международной интеграции.

1.2. Формы международной интеграции.

1.3. Основные виды интеграционного объединения.

2. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции.

2.1. ФПГ как форма объединения независимых предприятий.

2.2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси.

2.3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси.

2.4. Основные направления ФПГ в Беларуси.

2.5. Особенности создания ФПГ в Беларуси.

2.6. ФПГ в Беларуси.

3. Предпосылки и реальные возможности вхождения РБ в международные интеграционные объединения.

3.1. Предварительные мероприятия, необходимые для вхождения РБ в международные интеграционные объединения.

3.2. Перспективы вступления РБ в ВТО.

4. Этапы интеграционных процессов при создании единого экономического пространства со странами СНГ.

4.1. Цели создания СНГ.

4.2. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ.

4.3. Этапы сотрудничества стран СНГ.

5. Создание прочного валютно-экономического союза России и Беларуси.

5.1. Уникальность создания валютно-экономического союза РФ и РБ.

5.2. Проблемы валютно-экономического союза РФ и РБ.

Заключение.

Дополнительный вопрос.

Раскрыть основные формы и виды интеграционных объединений, приемлемых для национальной экономики РБ с учетом интеграционных процессов единого экономического пространства со странами СНГ и особенностей белорусской модели рынка.

Список использованной литературы.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Введение.

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного раз­вития региональных экономик и повышения конкурентоспособ­ности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio — вос­полнение или integer — целый. Международная экономическая ин­теграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых эконо­мических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, воз­можно, в будущем станет начальной стадией глобальной интег­рации, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качест­венные характеристики. Основные формы мирохозяй­ственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международ­ных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изме­нились их место и роль в развитии современного общества. Остановимся лишь на основных разделах современных международных экономических отношений.

Во-первых, определяющее значение в ущерб мировой торговле приобрело международное движение капиталов. Накоплен­ная сумма экспорта капитала за последнее десятилетие приблизилась по величине к размерам годового миро­вого вывоза товаров и услуг. Результаты таких внешних инвестиций для экономик большинства стран более чем существенны: изменяются структуры национальных хозяйств, растет их экономический и технический уровень, стимулирует­ся внешнеторговый обмен и др.

Во-вторых, международная внешняя торговля ста­новится реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности. В 2004 г. международная торговля товарами и услугами достигла рубежа в 11 трлн. долл. США, а темпы ее ежегодного прироста — 6-8%, значительно опережая рост производства (2-2,5%). Внешнеторговый обмен товарами и услугами составляет в настоящее время свыше 1/3 по отношению к суммар­ному ВВП стран мира — более 27 трлн. долл. Таким образом, каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Без внешней торговли теперь невозможно удовлетворить разнообраз­ные повседневные потребности населения не только малых стран, что очевидно, но также средних и боль­ших (как США, Китай, Индия, Россия и т.п.), где доля импортных потребительских товаров в среднем достига­ет 12—20% от всех приобретаемых населением. Имеются также другие новые черты современной международной торговли: обмен услугами увеличивается, и их доля составляет в настоящее время почти треть мирового экспорта (около 1,6 трлн. долл.). При этом основная часть приходится на новые виды — инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и др. В товарной структуре международного обмена резко возросла доля готовой продукции — около 2/3, в том числе поставки кооперационного характера (узлы, детали, агрегаты) - более половины. Это отражает возрастающее значение международной производственной и научно-технической специализации. Не случайна поэтому и принципиально иная роль в международных экономических отношениях внутрифирменного сотрудничества в рамках ТНК, на которые приходится подав­ляющая часть международного кооперационного обме­на, создающего устойчивые предпосылки неуклонного расширения международного рынка. Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа миро­хозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре между­народной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развиты­ми странами и группами стран (60—70% мирового това­рооборота). Тем самым подготавливаются благоприятст­вующие условия для международной экономической интеграции участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.

Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудо­вых ресурсов, ведущей к международному перемеще­нию такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки миллионов людей. Ди­версифицировались регионы приложения ресурсов им­мигрантов, их качественный, квалифицированный со­став. В свою очередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая офици­альные границы и отменяя многие формальности. И в этой части международная экономическая интеграция создает известные преимущества.

Количественные и качественные характеристики со­временных международных экономических организаций показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повыше­ние значения внешнеэкономического роста, предопре­деляя преимущества международного интеграционного развития.

1. Сущность и формы экономической интеграции.

1.1. Признаки международной интеграции.

Экономическая интеграция - высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики.

При­зна­ками ин­те­гра­ции являются:

· взаи­мо­про­ник­но­ве­ние и пе­ре­пле­те­ние на­цио­наль­ных про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов;

· на этой ос­но­ве про­ис­хо­дят глу­бо­кие струк­тур­ные из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке стран-уча­ст­ниц;

· не­об­хо­ди­мость и це­ле­на­прав­лен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; воз­ник­но­ве­ние меж­го­су­дар­ст­вен­ных (над­на­цио­наль­ных или над­го­су­дар­ст­вен­ных) струк­тур (ин­сти­ту­цио­наль­ные струк­ту­ры).

Ин­те­гра­ция не возможна без выполнения следующих условий:

· раз­ви­тая ин­фра­струк­ту­ра;

· на­ли­чие по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний пра­ви­тель­ст­ва (соз­да­ние ус­ло­вий для ин­те­гра­ции - по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская ба­за).

Интеграция проходит на двух уровнях:

1. мак­ро­эко­но­ми­че­ский (го­су­дар­ст­вен­ный уро­вень);

2. мик­ро­эко­но­ми­че­ский (меж­фир­мен­ный - ТНК).

В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей.

1.2. Формы международной интеграции.

Современное мировое общественное развитие характеризу­ется усилением связей и взаимодействия между странами. Тен­денция к объединению вызвана потребностью решения стоя­щих перед человечеством глобальных проблем, таких, как уг­роза ядерной катастрофы, экологическая проблема, здравоох­ранение и космос. Но самую глубокую основу укрепления це­лостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей.

Международное сообщество объединяет государства, име­ющие свою национальную и экономическую самобытность. Основными критериями, отличающими различные хозяйствен­ные системы, являются возможности использования передо­вой техники и технологии производства, а также степень овла­дения принципами рыночного устройства экономики.

Современный этап развития мирохозяйственных связей характеризуется нарастанием зависимости, обусловленной пе­реводом производства в развитых экономических системах на новую технологическую базу, с преобладанием информацион­ных технологий. Новое качественное состояние производитель­ных сил стимулировало интернационализацию воспроизвод­ственных процессов, которая проявилась в двух основных фор­мах: интеграции (сближение, взаимоприспособление нацио­нальных хозяйств) и транснационализации (создание межна­циональных производственных комплексов).

Интеграция означает взаимопроникновение отдельных на­циональных хозяйств, согласование действий правительств в выработке экономической политики, отвечающей интересам всех участвующих в интеграционном процессе сторон, а также по отношению к третьим странам. Интеграция обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов.

Интеграционные процессы носят региональный характер, приобретают форму объединений, направленных на достиже­ние общих экономических целей. Первоначально интеграцион­ные объединения создавались для отмены таможенных барь­еров во взаимной торговле между странами-участницами, т. е. возникали так называемые «свободные зоны». Более сложные формы были направлены на организацию таможенных союзов, которые предполагают свободное перемещение товаров и ус­луг внутри группировки и использование таможенного тарифа (налога на ввоз товаров) по отношению к третьим странам. Создание общего рынка связано с ликвидацией барьеров меж­ду странами не только в торговле, но и при перемещении рабо­чей силы и капитала. Высшей формой проявления интеграционного объединения является экономический союз, который предполагает проведение государствами-участниками системы мер межгосударственного регулирования социально-экономи­ческих процессов, протекающих в регионе.

Следует отметить, что развитие торговли между странами, формирование мирового рынка на основе углубления международного разделения труда, интенсификация мирохо­зяйственных связей, обусловленная интеграцией экономик, способствовали укреплению мирового хо­зяйства, повышению зависимости роста национального произ­водства от стабильности мировой экономики.

В настоящее время международная экономическая интеграция утвердилась и реализуется в следующих основных фор­мах:

· международная торговля товарами и услугами;

· межгосударственная кооперация производства;

· обмен в области науки и техники;

· движение капиталов и зарубежных инвестиций;

· миграция рабочей силы;

· валютно-кредитные отношения.

Во всем мире международная торговля является частью повседневной жизни. Мы все зависим от товаров и услуг, создаваемых в других странах.

Устойчивая тенденция быстрого роста вывоза капитала и миграция рабочей силы отражают объективное требование раз­вития производительных сил в условиях НТР. Производство технологически сложной наукоемкой продукции передовых отраслей требует усилий и объединения капиталов и произ­водств различных стран. Рамки внутренних рынков становятся узкими. Потребность эффективного ведения производства тре­бует международной производственной кооперации и научно-технического обмена.

В каждой стране существует своя национальная денежная система: та ее часть, в рамках которой осуществляются международные платежи, называется национальной валютной системой. На ее базе основывается мировая валютная система - форма организации международных валютных отношений. Она построена на принципе сочетания долгосрочной гибкости валютных курсов и в их краткосрочной стабильности. Валютный курс - это цена денежной единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве единиц национальной валюты.

Углубление международного разделения труда идет на ос­нове конкурентной борьбы. Основным аргументом соперничес­тва участвующих сторон является сравнение научных потенци­алов и технологических возможностей, которыми обладают страны. Характерной чертой современного мирового хозяйства является раздел технологической власти. Следствием этого является специализация развитых стран на экспорте наукоем­ких и техноемких изделий (радиоэлектроника, приборострое­ние). На долю же развивающихся стран приходится экспорт ресурсоемких и трудоемких изделий, производство которых зачастую ведет к нарушению экологического равновесия. Не­которые страны продолжают оставаться в русле монокультур­ной сырьевой специализации.

1.3. Основные виды интеграционного объединения.

Условно можно выделить пять основных видов интеграционных объединений, отличающихся разной степенью интенсивности, масштабами и специфичностью, проявляющейся в отдельных регионах:

1. зона свободной торговли - самая простая форма экономической интеграции: страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле;

2. таможенный союз предполагает свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки, единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

3. общий рынок - более сложный вид интеграционных объединений, когда ликвидируются барьеры между странами не только по взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, обеспечивается согласование экономической политики;

4. экономический союз - наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;

5. политический союз - высшая ступень региональной интеграции - предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза.

Характерной особенностью интеграционных объединений сегодня является их развитие на региональном уровне. Региональная интеграция проходит при этом ряд этапов, каждый из которых имеет свои специфические черты. Причем на каждом из этапов устраняются определенные, барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и внешнеэкономических связей между странами. В результате идет процесс создания целостных региональных хозяйственных комплексов с общими национальными и межгосударственными органами управления.

2. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции.

2.1. ФПГ как форма объединения независимых предприятий.

На сегодняшний день наиболее эффективной формой объединения предприятий является финансово-промышленная группа – несколько юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, функционирующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединившие свои ресурсы и капитал на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции, реализации инвестиционных или других проектов и программ, нацеленных на повышение доходности, конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

2.2. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси.

Республика Беларусь обладала достаточ­но мощным по валовым объемам производ­ства и техническим возможностям промыш­ленным комплексом. Однако уже в условиях переходного к рыночной экономике периода стало очевидным, что этот комплекс не может в достаточной степени удовлетворять потреб­ности общества и конкурировать на мировом рынке. Состояние промышленного комплек­са усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, потерей части внутреннего рынка и рынков стран Содружества, резким сокращением пла­тежеспособного спроса, инфляцией, недоста­точно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострени­ем проблемы взаимной задолженности пред­приятии, внешними долгами.

Наряду с общеизвестными предпосылка­ми формирования ФПГ в приоритетных для Беларуси направлениях промышленности су­ществуют и более конкретные. К ним отно­сятся:

· острая потребность в создании новой системы инвестирования развития промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;

· возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами про­мышленности;

· наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса промышленности, особенно в сфере НИОКР и высо­ких технологий;

· необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперирован­ных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их обновления на иной основе;

· сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;

· потеря значительной доли внутренне­го товарного рынка Беларуси из-за появле­ния на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний.

Создание финансово-промышленных групп в отраслях, тяготеющих к концентрации факторов производства, представляются одним из наиболее эффективных путей ре­шения указанных проблем.

Формирование ФПГ будет способство­вать реализации имеющихся преимуществ и потенциалов промышленности Беларуси и преодолению ее недостатков.

Государственная промышленная полити­ка должна быть нацелена на защиту промыш­ленных предприятий в сферах производства с высоким уровнем риска и неопределенности хозяйственной деятельности и, напротив, на расширение конкуренции и стимулирова­ния там, где это способствует совершенство­ванию производства.

Важной отличительной характеристикой многих белорусских предприятий является широкое развитие экспорта-импорта. Интер­национализация рынков, приспособление к новым методам организации, знание проек­тов и затрат конкурентов приобретает столь же важное значение, как и внедрение новых технологий и совершенствование производств посредством реструктуризации.

Ряд предприятий могли бы составить ядро международной группы, созданной на основе металлургии, химической промышленности, машиностроения и электромеханичес­кого производства компонентов.

Отношение к программе содействия формированию финансово-промышленных групп определяется тем, что они рассматриваются двояко: как одна из мер преодоления кризиса в промышленности и как "несущая конструк­ция" современной развитой экономической системы.

2.3. Стратегия создания ФПГ в Беларуси.

Создание ФПГ в Республике Беларусь возможно осуществить в рамках общей про­граммы выхода экономики из кризиса, ее оз­доровления и дальнейшего экономического роста. Стратегия формирования финансово-промышленных групп основывается на суще­ствующих в республике экономических реа­лиях, анализе рынков поставок и сбыта, сложившихся связях предприятий внутри страны и с иными регионами, общегосудар­ственных приоритетах. Эта стратегия согла­суется с другими программами — структур­ной перестройки, антимонопольной полити­ки, развития мелкого и среднего бизнеса, кон­версии и т.д.

Для ускоренного формирования ФПГ в экономике Беларуси целесообразно реализо­вать следующие меры:

· разработать соответствующее законо­дательство, регламентирующее порядок созда­ния и функционирования финансово-про­мышленных групп;

· усилить мотивации банковских струк­тур в финансировании промышленных про­ектов средне- и долгосрочного характера;

· установить единый порядок предостав­ления государственной поддержки ФПГ, до­зирующего ее в соответствии с задачами про­мышленной политики и по четко определен­ным критериям;

· осуществить координацию этой под­держки со стороны различных министерств, других государственных органов управления;

· выработать рекомендации, облегчаю­щие инициаторам создания ФПГ решение сто­ящих перед ними проблем.

Программа содействия формированию финансово-промышленных групп могла бы обеспечить изменение сложившейся ситуации, "паче решение структурных проблем может оказаться делом далекого будущего и обер­нуться трудновосполнимыми потерями.

Вместе с тем анализ положения дел в экономике Республики Беларусь свидетель­ствует о том, что для некоторых подотраслей организация нескольких ФПГ не целесооб­разна.

Процессы создания финансово-промыш­ленных групп в Республике Беларусь, как инструмента реализации приоритетов струк­турной политики и концентрации инвести­ционных ресурсов, должны основываться на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе проектов организации совместно­го использования промышленного потенциа­ла и банковского капитала, направленных на стимулирование развития в областях, имею­щих решающее значение для преодоления кризисных явлений в экономике и социаль­ной сфере.

2.4. Основные направления ФПГ в Беларуси.

В качестве приоритетных направлении для проектирования финансово-промышлен­ных групп целесообразны следующие:

· осуществление инвестиционных про­грамм (проектов), ориентированных на созда­ние и выпуск продукции, конкурентоспособ­ной на мировом рынке, прежде всего за счет реализации накопленного научно-техническо­го потенциала высокотехнологичных производств, наращивания производства продукции первичной переработки топливно-энергетичес­ких и сырьевых ресурсов, увеличения экс­портной направленности продукции оборон­ных предприятии, создания необходимых орга­низационно-экономических предпосылок для закрепления на конкретных рынках;

· создание новых технологических цепо­чек и организационно-экономических связей, способствующих ускоренному и рациональ­ному перепрофилированию сложившейся научной и производственной деятельности на направления, обеспечивающие переориента­цию ресурсов с малоэффективных произ­водств на выпуск конкурентоспособной про­дукции, а также возможность создания и вы­пуска продукции, способствующей преодоле­нию отставания страны в передовых областях науки и техники;

· реализация инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам в сферах эко­номики, определенных как первоочередные для государственной структурной политики;

· разработка и реализация коммерчес­ки эффективных инвестиционных программ (проектов), привлекательных для частных инвесторов (негосударственных финансово-кредитных и инвестиционных институтов);

· организация взаимовыгодных коопера­ционных связей и реализация совместных инвестиционных проектов с предприятиями России и государств - участников СНГ.

При создании финансово-промышленных групп с участием фирм Запада акцент целесо­образно делать на их высокие технологии с дальнейшей продажей готовых товаров пер­воначально на рынках стран Содружества. К участникам таких ФПГ следует отнести пред­приятия республики, наиболее готовые к внедрению передовых технологий. Для подобных предприятий характерно наименьшее отста­вание в организации и технологии производ­ства от западных фирм. При незначительных инвестициях на них возможно внедрение со­временных технологий. Это предприятия ра­диоэлектронной и электротехнической про­мышленности, не требующие больших затрат энергосырьевых ресурсов ("Интеграл", БелОМО и др.).

При образовании ФПГ с участием пред­приятий стран СНГ, прежде всего России, Украины и Казахстана, следует ориентиро­ваться на их сырьевые ресурсы при обработ­ке и производстве конечных изделий на пред­приятиях Беларуси. К этим предприятиям можно отнести предприятия химической и нефтехимической промышленности, машино­строения и сельхозмашиностроения, которые требуют больших затрат энергосырья.

При образовании национальных ФПГ основной задачей является повышение кон­курентоспособности белорусских товаров на мировом рынке и устойчивости работы пред­приятий.

Для успешной реализации данной кон­цепции необходима системная организацион­но-практическая работа предприятий и орга­нов управления. Поскольку основные парт­неры по ФПГ находятся, как правило, за рубежом, предстоит обеспечить координиро­ванную деятельность многочисленных орга­низаций и государственных институтов, со­здать межгосударственные и смешанные ко­миссии, группы и т.п.

Существенную роль в формировании ФПГ следует сыграть предприятиям, НИИ и КБ оборонного комплекса. Необходимым ус­ловием их широкого вхождения в состав ФПГ должна стать четкая регламентация особенно­стей объединения неприватизируемых пред­приятий, их взаимоотношений с генеральны­ми заказчиками и государственным бюджетом.

Стремление банковского капитала вый­ти за рамки депозитно-ссудного обслуживания промышленных предприятий, подклю­читься к операциям по мобилизации, перераспределению и управлению капитальными потоками широко распространится и на дру­гие отрасли, обладающие высоким экспорт­ным потенциалом. Так, становление финансо­во-промышленных групп топливно-энергети­ческого комплекса сопровождается повышен­ной конкуренцией коммерческих банков. инвестиционных компаний.

Среди диверсифицированных групп, объединяющих предприятия отраслей, нахо­дящихся на разных этапах жизненного цикла, финансово-промышленные группы будут рас­полагать большими возможностями для пе­рераспределения ресурсов из сворачиваемых производств в новейшие.

При погашении акциями предприятий части их задолженности поставщикам из дру­гих государств Содружества ускорится формирование ФПГ из предприятий этих стран. Такого рода интеграционные процессы охватят, скорее всего, промышленность России, Украины, Казахстана и Беларуси - как государства с наиболее высоким уровнем интеграции.

2.5. Особенности создания ФПГ в Беларуси .

В то же время за счет тщательно продуманного создания конкретных финансово-промышленных групп следует устранять потенциальные возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объек­тивная экспертиза проектов ФПГ, системати­ческий анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер (договорные соглашения между участниками группы, при­сутствие представителей органов государствен­ного управления в наблюдательных советах). Как любое новое явление, финансово-промышленные группы, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для создания, вы­ступают инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как ФПГ, необходимо вы­полнение ряда мероприятий, создающих бла­гоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.) для образования и функционирования этих групп.

Учитывая темпы реформирования эко­номики в республике, создание финансово-промышленных групп необходимо перевести на уровень государственной политики. Государственные органы управления должны ус­корить обобщение имеющегося в других стра­нах опыта и учитывать его при подготовке нормативно-правовых документов.

Главные усилия при этом следует сосре­доточить па разработке системы нормативно-методических документов, определяющих ос­новные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономичес­кой деятельности ФПГ, ориентированные, прежде всего, на использование органами го­сударственного управления и субъектами хо­зяйствования.

Для предприятий, организации и учреж­дении необходимо разработать методические материалы, отражающие практические вопро­сы создания и функционирования ФПГ, та­кие, как нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок создания и функци­онирования финансово-промышленных групп; требования к проекту группы; рекомендации по созданию проекта; порядок прохождения экспертизы проекта и регистрации группы.

Следует предусмотреть проведение ряда работ на предприятиях в целях создания ус­ловий, отвечающих требованиям, изложенным в нормативно-правовых документах, регламен­тирующих создание и функционирование ФПГ, а также требованиям зарубежных парт­неров и инвесторов, если предполагается их привлечение.

Необходимо организовать обучение кад­ров органов государственного управления, подготовку менеджеров высшего и среднего звена предприятий, подбор специалистов. Для этого может быть использовано проведение се­минаров, консультаций, выпуск информаци­онно-методических материалов, издание тема­тических сборников и т.д. Обучение и подго­товка кадров должны быть первоочередным этапом работы на предприятиях в рамках со­здания ФПГ.

Потребуется создание комплексной ин­формационно-справочной системы финансо­во-промышленной группы, обеспечивающей всех участников необходимой информацией о рынках поставок и сбыта, рынках ценных бумаг и ссудного капитала, оперативной ин­формацией о показателях работы ФПГ и дру­гими данными. Следует также создать и вве­сти Реестр финансово-промышленных групп, базу данных об основных технико-экономических параметрах работы ФПГ. Сравнитель­но легкий доступ хозяйствующих субъектов к информации, необходимой для принятия деловых решений, станет почвой для цивили­зованного и эффективного рынка.

2.6. ФПГ в Беларуси.

Приоритетным направлением формирования ФПГ в Беларуси сегодня является организация производства изделий микроэлектроники, дизельного машиностроения, продукции химической промышленности, комплексного сельскохозяйственного оборудования. Уже в 1997 г. было завершено формирование трех ФПГ - "Формат", "Гранит" и "БелРусАвто". Следующим этапом намечается создание еще четырех ФПГ - "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей", "Межгосметиз". Опыт создания ФПГ предопределил необходимость гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере.

В заключение данной темы можно отметить, что первая в Беларуси аграрно-финансово-промышленная группа - АО "Аграрная финансово-промышленная компания "Жлобинский мясокомбинат" создана в Гомельской области. В нее, помимо непосредственно мясокомбината, вошли также комбикормовый завод и сельхозпредприятие по откорму скота "Степское".

3. Предпосылки и реальные возможности вхождения РБ в международные интеграционные объединения.

3.1. Предварительные мероприятия, необходимые для вхождения РБ в международные интеграционные объединения.

Уже сегодня при планировании и реали­зации стратегии развития Республики Бела­русь органы государственного управления вплотную сталкиваются с необходимостью учета конкретных аспектов глобализации. Наи­более актуальными в настоящий момент пред­ставляются следующие аспекты:

• транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия сравнительных
преимуществ страны в международной тор­говле;

• интернационализация производства и конкуренции и, как следствие, изменение механизмов экспортной конкурентоспособности национального производителя;

• интернационализация инфраструкту­ры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);

• развитие системы наднационального регулирования международных экономичес­ких отношений, и в первую очередь образование и расширение Всемирной торго­вой организации.

Рассмотрим подробнее каждый из указан­ных аспектов.

Транснационализация капитала. До не­давнего времени в мировой экономической науке структуру международной торговли было принято объяснять наделенностью стран фак­торами производства - отдельными видами труда и капитала. В современной мировой экономике, в условиях глобализации, такой подход устарел, поскольку утрачивает смысл понятие наделенности страны капиталом. Ка­питал становится интернациональным и может приходить в отдельно взятую страну и уходить из нее в зависимости от инвестици­онного климата данной страны.

Интернационализация производства и конкуренции. На современном этапе ряд отрас­лей мировой экономики, в частности машино­строение, химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтическая промышлен­ность, финансовые услуги, телекоммуникационные услуги и др., характеризуются тем, что в этих отраслях утрачивает смысл понятие «национальный производитель». Предприятия данных отраслей через отношения собствен­ности или договорные отношения производ­ственной кооперации оказываются включен­ными в структуру одной из крупных многона­циональных корпораций. Соответственно, меж­дународная конкуренция в таких отраслях - это не конкуренция между национальными производителями отдельных стран, а конку­ренция между несколькими многонациональ­ными корпорациями (МНК), работающими в данной отрасли. В результате национальные производители стран, не включенные в струк­туру одной из МНК, не могут сохранять кон­курентоспособность на таких рынках. Для Республики Беларусь это означает, что ряд ее производств, в первую очередь высокотехно­логических, не смогут эффективно работать с ориентацией на экспорт без установления дол­госрочных отношений между отечественными предприятиями и МНК развитых стран.

Интернационализация инфраструктуры экономики. Нынешние изменения в сфере коммуникаций, в первую очередь, развитие гло­бальной компьютерной сети Интернет, ведут к формированию качественно новой инфра­структуры мировой экономики. Данные из­менения затрагивают все важнейшие компо­ненты инфраструктуры: производство, финансы, управление, рынок.

Для Беларуси все вышесказанное озна­чает, что развитие национальной экономики и ее конкурентоспособность ключевым образом зависят от того, насколько эффективно будет происходить включение страны в процессы информатизации мировой экономики.

3.2. Перспективы вступления РБ в ВТО.

Развитие системы наднационального ре­гулирования международных экономических отношений - следующий важнейший аспект глобализации. В первую очередь здесь речь идет о создании и расширении Всемир­ной торговой организации.

Вступление Республики Беларусь в ВТО в известном смысле неизбежно, если принять во внимание, что сегодня ее членами являют­ся большинство развитых и развивающихся стран мира, включая практически всех наших торговых партнеров, за исключением стран ЕврАзЭС.

В Институте экономики НАН Беларуси в 2004 г. разработан Комплексный прогноз по­следствий вступления Республики Беларусь в ВТО, охваты­вающий последствия для промышленного сек­тора, сельского хозяйства, сферы услуг, а также последствия в социально-трудовой сфере. В отличие от аналогичных исследований, посвя­щенных последствиям вступления в ВТО от­дельных стран (в частности, российских), раз­работчики не ставили перед собой цель создать единую «большую» модель общего равновесия для белорусской экономики, чтобы затем с по­мощью такой модели отрабатывать все аспек­ты, связанные с прогнозированием последствий вступления в ВТО. Вместо этого был исполь­зован подход на основе частичного равновесия, а точнее, метод поиска и отдельного изучения «чувствительных точек», т. е. конкретных эле­ментов экономической системы (вплоть до уров­ня предприятия), для которых вступление в ВТО повлечет за собой ощутимые последствия. По нашему мнению, такой подход наиболее адекватен предмету исследования. Вступление страны в ВТО сопровождается разноплановы­ми изменениями в регулировании внешней торговли, воздействие которых на отдельные отрасли и производства может быть очень раз­личным. Даже внутри одной и той же отрасли одни предприятия могут в целом выигрывать, другие - проигрывать, в результате чего сред­ний эффект от вступления в ВТО (который и дает модель общего равновесия) окажется рав­ным нулю. Очевидно, что на основе такого ус­редненного прогноза невозможно выработать ре­комендации по подготовке отрасли к вступле­нию в ВТО.

В заключение можно сказать, что вступление в ВТО ускорит процесс струк­турной перестройки национальной экономи­ки и приведения отраслевых пропорций про­изводства товаров и услуг в соответствие с требованиями внутреннего и внешнего спро­са. Это означает более четкое разделение от­раслей и отдельных производств в экономике на растущие и сокращающиеся, что будет сопровождаться перераспределением трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в рас­тущие. Прогнозируется, что основная часть процесса перераспределения трудовых ресур­сов будет происходить внутри промышленно­го сектора - между отдельными отраслями промышленности. Предварительные расчеты, учитывающие рост объемов производства пос­ле вступления в ВТО и сложившиеся в от­дельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях эконо­мики образует механизм, посредством которо­го будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение дол­госрочного экономического роста на экспорто-ориентированной основе.

4. Этапы интеграционных процессов при создании единого экономического пространства со странами СНГ.

4.1. Цели создания СНГ.

8 декабря 1991 года в Вискулях – резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще – руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

4.2. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ.

Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ кажутся очень перспективными. На заседании в Бишкеке в 1998 г. главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик. А в апреле 2001 года состоялась неделя СНГ, на которой обсуждались самые острые проблемы. Состоялись конференции и заседания на следующие темы:

1) "Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности и транзит в СНГ";

2) Заседание Правления Лизинговой Конфедерации "СНГ ЛИЗИНГ";

3) Заседание Межгосударственного валютного комитета;

4) Совещание с представителями Министерства промышленности и науки Российской Федерации по обсуждению направлений совместной работы по развитию сотрудничества в легкой промышленности и потребительском рынке СНГ;

5) Международный семинар (конференция) по экономическим вопросам с повесткой дня: "Проблемы инвестиций и пути повышения конкурентоспособности продукции товаропроизводителей Беларуси, России и других стран СНГ".

Сегодня страны-участницы Содружества независимых государств рассматривают возможность создания в отдаленной перспективе валютного союза и введения единого платежного средства. Об этом стало известно после состоявшегося в Минске 24-25 февраля 2005 г. года заседания рабочей группы представителей центробанков стран Содружества, на котором дорабатывался проект программы по реализации концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере.

Возможность создания в перспективе валютного союза в рамках СНГ уже предусматривается, но это можно рассматривать пока сугубо теоретически и без наличия каких-либо обязательств. В то же время, стратегические предпосылки возврата единой валюты в рамках СНГ имеются, и это соответствует международной тенденции создания валютных зон и валютных союзов.

Отмечая разный уровень интеграции стран СНГ, специалисты уверены, что наиболее близок переход к единой валюте в рамках Союзного государства Беларуси и России. По их прогнозам, следующим этапом валютной интеграции может стать введение единой валюты на территории стран Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, России, Украины и Казахстана или же в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Беларуси, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана.

В вопросах курсовой и валютной политики даже сама жизнь заставляет страны СНГ идти примерно в одинаковом направлении. За годы независимости созданы различные экономические системы, но в плане валютной политики есть оптимальное направление, к которому страны СНГ в той или иной степени приближаются. В частности, для всех стран СНГ характерен "плавающий" курс национальной валюты и значительное снижение темпов девальвации. Таким образом, присутствует стихийное сближение механизмов валютной и курсовой политики, и их введение в некое единое русло принесет намного больший эффект.

Говоря о конкретных мероприятиях рассмотренной на заседании программы, необходимо отметить, что при их разноплановости в целом предусматривается постепенный переход к единой курсовой политике и оптимизации валютных режимов. Планируются также сближение платежных систем, увеличение доли использования национальных валют в расчетах, дедолларизация национальных экономик.

4.3. Этапы сотрудничества стран СНГ.

Концепция сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере утверждена главами правительств стран СНГ 15 сентября 2004 года в Астане. В соответствии с ней на первом этапе (2004-2006 годы) запланировано в основном изучение и сближение механизмов внешнеэкономической деятельности и валютного регулирования. На втором этапе (2006-2010 годы) предполагается оформление согласованной валютной политики в виде межгосударственного документа, обеспечение свободы движения капитала. Третий этап (2010-2017 годы) предусматривает разработку и реализацию механизма координации валютной политики на основе установления оптимальных валютных режимов, переход к коллективному принятию решений в части валютной и финансово-экономической, в том числе ценовой, политики стран-участников СНГ, координацию бюджетной политики, а также достижение договоренности о валюте коллективного пользования, которая в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой.

5. Создание прочного валютно-экономического союза России и Беларуси.

5.1. Уникальность создания валютно-экономического союза РФ и РБ.

Создание валютно-экономического союза Беларуси и России — задача во многом уникальная. В то же время уникальность задачи не освобождает страны от следования общепризнанным принципам экономической и валютной интеграции, выработанным экономической наукой. Главным уроком Европейской интеграции для двух стран является то, что валютный союз должен быть конечной стадией экономической интеграции, а его созданию предшествует длительная работа по унификации, проводимой экономической политики и выравниванию основных макроэкономических показателей.

5.2. Проблемы валютно-экономического союза РФ и РБ.

В ходе продвижения двух стран по пути интеграции возникают проблемы, связанные с огромными различиями в их масштабах, структуре экономики, месте в мировой экономической системе, проводимой денежно-кредитной политике. Так, например, объем ВВП Беларуси составляет около 6% от ВВП России, объем торговли России со странами дальнего зарубежья больше аналогичного показателя Беларуси в 22,5 раза. Различными в двух странах являются и методы проведения денежно-кредитной политики. На данный момент стратегической целью денежно-кредитной политики Беларуси является обеспечение экономического роста при снижении безработицы и поддержании реальных доходов населения. При этом предусматривается относительно высокая инфляция и темпы роста денежной массы. В России главная цель — ограничить экономический спад и выйти на траекторию устойчивого экономического роста при низкой инфляции. Одной из важнейших целей Национального банка Республики Беларусь является стимулирование долгосрочного эмиссионного кредитования, а для Банка России более приоритетно оздоровление финансовой системы.

Одним из важнейших разногласий в денежно-кредитной политике Беларуси и России являются источники роста денежного предложения, необходимого для достижения параметров экономического роста при заданном уровне инфляции. В Республике Беларусь это — рост чистого внутреннего кредита Национального банка и эмиссионное кредитование дефицита госбюджета. Источником роста денежного предложения в России является увеличение чистых иностранных активов Центрального банка Российской Федерации. Главными инструментами денежно-кредитной политики в Беларуси выступают целевое кредитование и операции на открытом рынке. Основные инструменты Банка России — однодневные расчетные кредиты и депозитные операции (привлечение средств коммерческих банков на срок от одного дня до трех месяцев). При создании валютного союза двух стран, одна из которых во много раз превосходит другую по всем показателям, возможны два варианта — отказ меньшей страны от своей национальной валюты либо создание новой наднациональной денежной единицы (по типу переводного рубля). Если рассматривать вариант, при котором единственной валютой Союза Беларуси и России становится российский рубль, то для Беларуси данный вариант неприемлем по причинам огромных расходов на денежную реформу, экономического шока и потери экономического суверенитета. В соответствии с принятыми юридическими документами, связанными с объединением, две страны осуществляют движение к единой валюте на основе полного сохранения национального суверенитета. Поэтому единственно верным с юридической точки зрения путем образования валютного союза является создание наднациональной валюты.

В процессе движения к валютному союзу Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо постепенное создание условий для взаимной стабилизации их национальных валют и последующего поэтапного введения единой валюты. Такой подход способствовал бы развитию взаимовыгодного сотрудничества и улучшению экономической ситуации как в Беларуси, так и в России. Продвижение к интеграции полезно само по себе, даже если в конечном итоге не завершается объединением двух государств, так как жесткие критерии конвергенции оказывают дисциплинирующее влияние на правительства и органы денежно-кредитного регулирования участвующих в этом процессе стран. Так, например, в странах Европейского союза после подписания Маастрихтских соглашений произошло снижение инфляции, бюджетного дефицита и уровня государственного долга по отношению к ВВП. В течение 1993—1997 годов средние темпы инфляции упали с 4,1 до 1,9%, долгосрочные процентные ставки — с 8,0 до 6,2%, дефицит госбюджета сократился с 6,1 до 2,4% ВВП (6). Кроме того, интеграция форсирует проведение определенных реформ для унификации в той или иной области, например, налоговой, причем в разумную сторону. Проблемы валютной интеграции в рамках Союза Беларуси и России находятся не столько в области межгосударственных отношений, сколько внутри обеих стран.

Что касается долгосрочных целей для Беларуси в создании экономического и валютного союза с Россией, то здесь следует отметить необязательность быстрого осуществления столь тесной формы интеграции. Будущее Беларуси — в многовекторности ее развития, интеграция в мировое хозяйство, развитие своей технологической базы и привлечение наукоемких технологий из других стран, продолжение выбранного пути экономических реформ, направленного на завоевание достойного места нашей республики в Европе в частности и мире в целом.

Заключение.

Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует, во-первых, высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда. Во-вторых, это здоровая экологическая среда, характеризующаяся рациональным использованием природных ресурсов и сохранением природы не только для нынешних, но и будущих поколений.

Дополнительный вопрос.

Одним из примеров проявлений интеграционных процессов, приемлемых для национальной экономики РБ с учетом особенностей белорусской модели рынка, является сегодня создание Организации региональной интеграции с участием Беларуси, Казахстана, России и Украины. Чем же на самом деле продиктована необходимость нового проекта под названием ОРИ и какие реальные изменения могут произойти в регионе в случае его реализации? Во многом идея ОРИ возникла в связи с тем, что предыдущие образования на пространстве бывшего СССР в настоящее время действуют не совсем эффективно.

Содружество независимых государств в первые годы своего существования выполнило функцию оформления законности распада СССР и в дальнейшем, по существу, превратилось в своего рода консультационный клуб для придания некоей упорядоченности в отношениях между новыми независимыми государствами. Заявленные в начале 1990-х цели СНГ выполнены не были.

На сегодняшний день остается фактом, что более 90 процентов заключенных в рамках СНГ соглашений не выполняются его участниками. И главное, не работает наиважнейший Договор о создании экономического союза стран СНГ.

Поэтому вполне естественно, что на пространстве СНГ появились новые объединения, с помощью которых отдельные государства пытались решить региональные проблемы и в первую очередь - экономические. Прошло немало времени после распада Советского Союза, прежде чем составляющие его государства поняли, что потеряли главную ценность - единый емкий рынок. Договор о создании союза Беларуси и России в этом смысле может сыграть главную роль и показать все преимущества на собственном примере. В то же время Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в рамках Таможенного союза (в 1999 г. к ним присоединился Таджикистан), который в 2000 г. был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова образовали объединение ГУУАМ. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан - Центральноазиатское экономическое сообщество.

Однако, проблемы экономического роста в последние годы несколько затушевали несомненные успехи союза Беларуси и России - ликвидацию границ между государствами, Таможенный союз, рост товарооборота, эффективное сотрудничество в оборонной, внешнеполитической сфере.

Говоря о перспективах ОРИ, важно помнить, что страны Европейского союза к нынешнему уровню интеграции шли достаточно долго и различными путями. Во второй половине XX века в Западной Европе существовало большое количество объединений, в той или иной степени направленных на усиление интеграции в различных сферах. Существенно то, что в рамках Европейского сообщества вначале формировалась совместная политика в области промышленности, сельского хозяйства, затем наступила очередь Таможенного союза, и только с 1970 г. страны Европейского сообщества начали осуществлять политическое сотрудничество. А единая валюта введена уже на наших глазах.

Параллельно происходило усиление руководящих органов сообщества - Европейского парламента, Европейского совета и Европейской комиссии, которым делегирована часть полномочий национальных государственных структур. В итоге в течение десятилетий эти сложные и многообразные процессы привели к созданию Европейского союза, уникального образования, в рамках которого осуществляется совместная политика в области экономики, финансов, таможенных дел, социальной сферы, внешней политики, но каждая страна тем не менее сохраняет в нем собственные неповторимость и самобытность.

На этом фоне уже просматриваются положительные моменты, которые вселяют надежду по поводу будущего ОРИ.

Таким образом, ОРИ должна стать новым механизмом объединения, который будет характеризоваться большим динамизмом. А с другой стороны - и большей степенью согласованности с общеевропейскими и общемировыми тенденциями развития экономики.

Сравнивая ОРИ с Евросоюзом, необходимо помнить, что сам ЕС нуждается в сильных партнерах. Вся Европа от Атлантики до Урала только выиграет, если рядом с уже состоявшимся Евросоюзом появится подобное ему объединение. Участие Беларуси в Организации региональной интеграции позволит ускорить проведение необходимых экономических реформ, привлечь дополнительные инвестиции, улучшить торговый баланс и в конечном счете решить проблему экономического развития на основе использования европейского опыта и учета собственного исторического прошлого.

Список использованной литературы:

1. Внешнеэкономическая деятельность. – 2-е издание, Мн. Выш.шк., 1999.

2. Фомичев В.И. Международная торговля:Учебник; 2-е изд.,перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Мировая экономика. Учебник / М., Изд-во БЕК, 2000.

4. Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997.

5. Мясникович М. В., ФПГ как фактор развтия экономической интеграции, Белорусский экономический журнал. – 1998, №2.

6. Новик В.В., Государственное регулирование иностранных инвестиций в условиях переходной экономики РБ, Автореферат, Академия при Президенте РБ, - Мн., 2000.

7. Мюле М., Вступление в ЕС – вопрос ментальности?, Белорусский рынок. – 2004 - №3.

8. Интернет-ресурс http://globalization.report.ru Сообщество экспертов, «Экономическая интеграция».

9. Национальная экономическая газета, №29 (847) от 22.04.2005 «Слабые объединились, чтобы стать сильными».

10. Шевченко И.В., Нарский В.А., Заболоцкая В.В. Проблемы валютно-финансовой интеграции стран СНГ // Финансы и кредит. 2002. № 14 (104).

11. Буторина О.В. Создание экономического и валютного союза — новая ступень европейской интеграции // Деньги и кредит. 1998. № 11. С. 36.

12. 4. Меланин В. В. Роль финансово-промышленных и транснациональных структур в производственной кооперации и промышленной интеграции стран СНГ // Промышленность России. – 1999. №7.

13. 5. Петракова Н. Я. Портфель приватизации и инвестирования. М: «Соминтек»

14. 6. Рудашевский В. Д. Финансово-промышленные группы: возможности и ограничения // Государство и право. – 1998. № 2.