Главная              Рефераты - Разное

работа По курсу «Финансы предприятий» На тему: «Финансовая система Украины и место в ней финансов предприятий» - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Н. КАРАЗИНА

Институт экономики и международных отношений

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита

Курсовая работа

По курсу «Финансы предприятий»

На тему: «Финансовая система Украины и место в ней финансов предприятий»

Выполнила:

студентка группы ЭФ-43

Симагина А.Ю

Проверил:

Багатырь А. Е.

Харьков 2010

Содержание

Введение. 3

Финансовая система Украины и место в ней финансов предприятий. 5

Глава 1. Финансовая система Украины, её значение и структура. 5

1.1 Сущность финансовой системы Украины.. 5

1.2 Состав и структура финансовой системы.. 9

Глава 2 Финансы предприятий – основное звено финансовой системы Украины 12

2.1 Сущность финансов предприятий. 12

2.2 Функции и принципы финансов предприятий. 18

2.3 Место финансов предприятий в финансовой системе Украины.. 29

Заключение. 35

Список литературы.. 37

Приложения
Введение

Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы функционируют через финансовую систему, которая включает совокупность разных форм организации финансовых отношений между государством и предприятиями, между предприятиями, организациями и их объединениями, отношения государства с предприятиями и организаций с населением.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Основой финансовой системы служат финансы предприятий. Финансовое состояние предприятий существенно влияет на финансовое положение страны в целом. Финансы предприятий играют важную роль не только в финансовой системе, но и в целом, в обеспечении эффективного экономического и социального развития этой системы.

Финансы предприятий функционируют в сфере общественного производства, где создаются валовой внутренний продукт, материальные и нематериальные блага, национальный доход – основные источники финансовых ресурсов. Именно поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей, улучшение финансового состояния страны.

Цель данной работы – рассмотрение финансовой системы, её сущности, структуры, а также финансов предприятий, их сущности, функций, принципов и роли в финансовой системе.

Предметом изучения является финансы предприятий, а объектом финансовая система.

Реализация поставленной цели подразумевает анализ как официальных документов регламентирующих состояние финансов предприятий, так и учебной и общеэкономической литературы. Следует отметить, что указанные вопросы хорошо освещены в финансовой периодике; самые современные данные по проблеме можно получить в глобальной компьютерной сети Интернет.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение финансовой системы и финансов предприятий, а также подробное изучение теоретических и практических аспектов. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

1) определить понятие финансовой системы и её сущность;

2) раскрыть структуру и состав финансовой системы;

3) охарактеризовать финансы предприятий и их сущность;

4) исследовать функции и принципы финансов предприятий;

5) провести анализ роли и значения финансов предприятий в финансовой системе.

Финансовая система Украины и место в ней финансов предприятий

Глава 1. Финансовая система Украины, её значение и структура

1.1 Сущность финансовой системы Украины

Финансовая система – «форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта».[1]

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике.

Группировка отдельных субъектов финансовых отношений в общую финансовую систему государства может совершаться по многим признакам, так как это обуславливает многогранность понятия финансовой системы. Теоретически и методологически сущность финансовой системы можно рассматривать как с точки зрения внутренней структуры, так и с точки зрения организационной структуры.

По внутреннему строению финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения ВВП.

По организационной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками. При этом в финансовой системе выделяют систему органов управления финансами, такие как Министерство финансов, Государственная налоговая служба, Счетная палата Верховной Рады Украины, Государственное казначейство, Контрольно-ревизионная служба. А также финансовые институты, задействованные в распределительных процессах – это Национальный банк Украины, банковские и небанковские финансовые учреждения, фонды и валютные биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и другие. [21; стр. 30]

Выделение составных элементов внутреннего строения финансовой системы осуществляется по признаку каналов движения денежных потоков и местом концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком отделения звеньев финансовой системы.

Структура финансовой системы страны должна быть направлена на решение таких заданий:

· Формирование, концентрация и оптимальное размещение достаточного для производства определенного объема ВВП финансовых ресурсов

· Достижение максимальной эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов – максимизация объемов произведенного ВВП на основании выбора рациональной структуры финансового обеспечения

· Установление оптимальных пропорций распределения и перераспределения произведенного ВВП с целью полного обеспечения потребностей граждан, предприятий и страны в целом

· Всестороннее содействие привлечению всех временно свободных средств и полученных доходов через институты финансового рынка на финансирование производств ВВП

· Формирование страховых фондов с целью обеспечения возмещения потерь финансовых ресурсов и доходов и обеспечение их максимально рационального использования. [12; стр. 40]

Финансовые системы имеют определенные черты. Во-первых, каждое звено финансовых систем имеет свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов, а также каждое звено финансовой системы является относительно самостоятельным, имеет собственную специфическую сферу применения. Во-вторых, между звеньями финансовой системы существует тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность, каждое звено может успешно функционировать только при совершенности и эффективности системы в целом. Финансовая система страны достигает наибольшей эффективности только тогда, когда налажена и законодательно закреплена деятельность каждого её звена. В зависимости от факторов, которые влияют на организацию финансов, в первую очередь на формирование и использование фондов финансовых ресурсов, каждое звено финансовых систем может делиться на меньшие подразделы.

Основными принципами построения системы финансов стали:

а) полная экономическая самостоятельность финансов предприятий и их обособление от государственных финансов;

б) самостоятельность и обособленность государственного бюджета от внебюджетных фондов, в том числе и фонде социального страхования, пенсионного и других;

в) самофинансирование всех хозяйственных субъектов;

г) формирования независимой базы местных и региональных бюджетов;

д) право ведения независимой финансовой политики для всех субъектов хозяйствования;

е) разработка и реализация бизнес-планов каждым из участников финансово-хозяйственной деятельности.

Реализация этих и других принципов помогла бы финансам занять надлежащее им место в всей экономической системе, обслуживать оборот и кругооборот фондов, повышать эффективность производства, продуктивность работы и качество продукции.

По организационному построению финансовая система состоит из финансового аппарата, то есть органов управления финансами, и финансовых институтов.

Финансовая система базируется на таких принципах [12; стр. 40] :

· Принцип разделения финансовых ресурсов на централизованные и децентрализованные

· Принцип самостоятельности, которые означает что каждое звено финансовой системы страны имеет свои источники формирования доходов и направления их использования.

· Принцип единства подразумевает, что все звенья финансовой системы объединены между собой с помощью системы финансовых отношений, которые возникают по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

· Принцип функционального назначения звеньев финансовой системы

· Принцип административно-территориального распределения финансовых ресурсов.

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

Главным заданием национальной финансовой системы является обеспечение максимальной мобилизации имеющихся в обществе финансовых ресурсов и привлечение при обоснованных нуждах их извне, установление предпосылок для их эффективного использования и максимизации на этой основе производства ВВП. Движение денежных потоков через звенья и сферы финансовой системы должно содействовать формированию у каждого субъекта доходов, которые отображают его продуктивность и являются достаточными для обеспечения потребностей его деятельности.

1.2 Состав и структура финансовой системы

Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер положен уровень экономической системы.

Звено – это обособленная по определенному признаку часть финансовых отношений. Выделение звеньев проводится при наличии автономного фонда финансовых ресурсов или специфических форм и методов финансовых отношений. Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является самостоятельным её элементом, но эта самостоятельность относительна.

В основу структуризации финансов целесообразно положить уровень экономической системы, тогда выделяют четыре сферы финансовой системы (Рис А1):

· уровень микроэкономики – финансы субъектов хозяйствования

· уровень макроэкономики – государственные финансы

· уровень мирового хозяйства – международные финансы

· финансовый рынок

Каждая из этих сфер имеет определенное организационное обеспечение, определенный состав доходов и расходов и свою специфическую схему организации финансовой деятельности, а финансовый рынок – формы финансовых ресурсов и методы торговли ими.

Выделение звеньев проводится по признаку наличия или обособленного фонда денежных средств, или специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансов субъектов хозяйствования отображает движение денежных потоков предприятий. Поскольку они имеют общие принципы организации и методы осуществления финансовой деятельности, то эта сфера не делиться на отдельные звенья. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности и отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их сущности.

Рассматривая внутреннюю структуру финансовой системы, необходимо иметь ввиду, что в состав национальных финансовых систем входят финансы субъектов хозяйствования, страхование, государственные финансы и внутренний валютный и финансовый рынки. (рис А2)

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства и делится на такие звенья, как бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственных предприятий.

Сфера международных финансов отображает перераспределительно-обменные отношения и централизацию ресурсов на мировом уровне. Она состоит из международных финансовых отношений и непосредственно международных финансов. Непосредственно международные финансы включают два звена – финансы международных организаций и международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. По форме ресурсов финансовый рынок делится на рынок денег и рынок капитала. Функционирование финансового рынка обеспечивается через соответствующие институты – банки, институциональные инвесторы, фондовые биржи.

Обособленным звеном финансовой системы является страхование. Оно не принадлежит к конкретной сфере и занимает промежуточное место между микро- и макроуровнями.

Функционирование финансовой системы базируется на кругообороте финансовых ресурсов. Эти ресурсы сосредотачиваются непосредственно на предприятиях и у субъектов финансового рынка – коммерческих банков и у институциональных инвесторов, то есть инвестиционных фондов и кампаний. Одновременно эти субъекты являются, по сути, финансовыми посредниками между продавцами и потребителями финансовых ресурсов. При этом значительную часть ресурсов, как институциональных инвесторов, так и особенно банков, составляют размещенные у них временно свободные ресурсы и доходы предприятий. Определенная часть ресурсов направляется в страховые фонды, но в дальнейшем они могут использоваться в кругообороте через институты финансового рынка. [14; стр. 28]

На основе использования финансовых ресурсов на предприятиях создается ВВП, определенная часть которого приобретает форму централизованных доходов, а другая – формы индивидуальных доходов предприятий и рабочих и служащих, то есть прибыль и заработная плата.

Финансы – это целостная система взаимоствязанных отношений. При этом действие всех её составляющих должна быть скоординированной и синхронной, подчиняться общим заданиям и целям. Финансовые ресурсы, на которых базируется функционирование финансовой системы, являются общими по сущности и назначению. Они могут иметь разные формы, переходить от одной формы в другую, но это единый финансовый потенциал общества.

Базовой сферой финансовой системы являются финансы предприятий, которые с помощью мобилизации достаточных финансовых ресурсов обеспечивают производство ВВП в необходимых объемах.

дно, что финнататочных финансовых ресурсов обеспечивают производство ВВВ

Глава 2 Финансы предприятий – основное звено финансовой системы Украины

2.1 Сущность финансов предприятий

Существенное место в финансовой системе государства отведено финансам субъектов хозяйствования, которые отражают экономические отношения, связанные с движением денежных потоков и возникающие в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и доходов на микроуровне.

Финансы предприятий – относительно «самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая круг денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками для обеспечения непрерывной хозяйственной деятельности, производственного и социального развития.» [1; стр. 11]

Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица, производящим продукцию, товары, оказывающим услуги, выполняющим работы, занимающимся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественной потребности, извлечение прибыли и приращение капитала.

Предусловиями функционирования финансов предприятий являются: разнообразие форм собственности: «свобода предприятия и самостоятельность в принятии решений; свободное рыночное ценообразование и конкуренция; самофинансирование предприятия; правовое обеспечение правил экономического поведения всех субъектов предпринимательской деятельности; ограничение и регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий.» [16; стр. 8]

Главной целью финансов предприятий является формирование необходимого объема финансовых ресурсов для их дальнейшего использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия и обеспечение эффективности развития всех стадий его производственной и коммерческой деятельности.

Характерными чертами финансов предприятий является то, что они функционируют в сфере товарно-денежных отношений, общественного производства, где создается валовый внутренний продукт, материальные и нематериальные блага, национальный доход, которые, по сути, являются основными источниками финансовых ресурсов. Финансы предприятий отображают только те отношения, которые можно оценить в стоимостных измерителях. Также они выражают совокупность экономических, денежных, отношений, связанных с распределением стоимости ВВП и зависят от первичного распределения стоимости ВВП, формирования и использования денежных доходов и децентрализованных фондов средств. В основе финансов предприятий лежат закономерности воспроизводственного процесса и денежные отношения, которые возникают между участниками общественного производства на всех стадиях процесса воспроизводства, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности.

К финансам предприятий принадлежат такие группы финансовых отношений, которые связаны с формированием уставного капитала субъектов хозяйствования, или связаны с образованием и распределением денежных доходов: выручки, валового и чистого доходов, прибыли, денежных фондов предприятий. (Рис В1)

А также такие отношения, которые возникают между другими субъектами хозяйствования, например с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, с предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств, то есть отношения, связанные с реализацией готовой продукции, приобретением материальных ценностей, с хозяйственной деятельностью предприятия.

Ко всему прочему, это еще и отношения, которые возникают между предприятием и банковскими учреждениями, страховыми компаниями в связи с получением и погашением кредитов, уплатой процентов за кредит и другими видами услуг, получением процентов за размещение и хранение средств, а также в связи со страховыми платежами и возмещениями по разным видам страхования.

Кроме того, это такие отношения, которые возникают у предприятий с государством по поводу налоговых и других платежей в бюджет и целевые фонды, бюджетного финансирования, получение субсидий или такие, которые возникают у предприятий в связи с внешнеэкономической деятельностью.

А также те, что формируются между предприятием в связи с внутрипроизводственным распределением доходов и фондов. Это отношения между филиалами, цехами, отделами, связанными с распределением прибыли, оборотным средств, а также отношения с работниками и служащими, в таких случаях как выплата заработной платы, премий, материальной помощи, дивидендов по акциям.

Следует отметить, что в современных условиях возникла принципиально новая группа финансовых отношений, а именно отношения, связанные с банкротством предприятия и приостановкой его текущих платежей, а также отношения, которые возникают при слиянии или поглощении предприятия.

Финансовые отношения с другими предприятиями и органи­зациями включают в себя отношения с поставщиками, покупа­телями, строительно-монтажными и транспортными организаци­ями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими органи­зациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств.

Самая большая по объему денежных платежей группа - это отношения предприятий друг с другом, связанные с реализаци­ей готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального про­изводства создается национальный доход. И организация этих от­ношений оказывает самое непосредственное влияние на конеч­ные результаты производственной деятельности предприятия.

Объективный характер финансовых отношений, возникаю­щих при осуществлении хозяйственной деятельности, не исклю­чает их государственного регулирования. Это касается налогов, сборов, других обязательных платежей, взимаемых с предпри­ятий и влияющих на величину прибыли, остающейся в распо­ряжении предприятия, порядка начисления амортизации, фор­мирования финансовых результатов хозяйственной деятельности и образования финансовых резервов. Поэтому во вторую группу можно отнести отношения предприятий с бюджетной системой. Это, прежде всего, отношения предприятий с бюджетами раз­личных уровней, связанные с перечислением налогов и сборов, отчислений и финансирования из них, а также между предпри­ятием и государственными централизованными фондами (Пенсионным, социального страхо­вания, Чернобыля), а также другими внебюджетными фон­дами по взносам всех видов сборов, отчислений и плате­жей в эти фонды и финанси­рования из них.

Отношения предприятий с финансово-кредитной систе­мой - это, во-первых, финан­совые отношения предприя­тий с банками, которые стро­ятся как в части организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов и процентов по ним. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных трудностей предприятий.

Во-вторых, это отношения со страховым звеном финансовой системы, которые состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятий. Также к данной группе относятся и финансовые отношения предприятий с фондовым рынком, которые предполагают операции с ценными бумагами.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования и использования централизо­ванных денежных фондов, которые в условиях рыночных отно­шений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиции, пополнения оборотных средств, финансирования импортных, операции, научных иссле­довании, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое пере­распределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.

Финансовые отношения внутри предприятия включа­ют отношения между филиа­лами, цехами, отделами, бригадами и т. д., отношения с рабочими и служащими, а также с акционерами и ин­весторами предприятия. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установ­лении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими - это выплата заработной платы, премий, пособий, материальной помощи, а также взыскание штрафов за причиненный ущерб, удержание налогов. Отноше­ния с акционерами и инвесторами - это выплата процентов и дивидендов по акциям или инвестициям в предприятие.

Направления инвестирования денежных средств предприя­тия могут быть различными, связанными как с основными видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приоб­ретать ценные бумаги других предприятий и государства, вкла­дывать средства в уставный капитал других предприятий и банков. Временно свободные средства предприятия могут обособить из общего денежного оборота и поместить в банк на депозитные счета и т. д. Кроме того, предприятия могут объединять финансовые ресурсы в рамках совместной деятель­ности в различных хозяйственных ассоциациях.

Поэтому к финансовым отношениям относят денежные отно­шения, возникающие также:

1) между предприятиями и организациями при уплате и получении штрафов, неустоек за нарушения условий договора;

2) между предприятиями при распределении прибыли, полу­ченной от кооперации производственных процессов;

3) в процессе инвестирования средств в акции и облигации других предприятий, получения по ним дивидендов и процентов;

4) между государством и предприятиями в процессе осуще­ствления программы приватизации (перераспределения с помо­щью финансов национального богатства между субъектами собственности) и прочие.

Таким образом, финансы предприятий – совокупность денежных или финансовых отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

2.2 Функции и принципы финансов предприятий

Функции финансов предприятий реализуются на микроэкономическом уровне, они непосредственно связаны с формированием и использованием капитала и денежных фондов предприятий в условия их экономического обособления и удовлетворением частных благ на возмездной эквивалентной основе.

В процессе воспроизводства финансы предприятий как экономическая категория проявляются и выражают свою сущность в функциях. На сегодня нет единства мнений в количестве и содержании функций финансов предприятия. Однако в большинстве своем экономисты выделяют следующие из них:

Обеспечивающая функция – заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития. Здесь следует отметить, что именно финансы в определенном смысле позволяют и заставляют предприятие в своей деятельности пользоваться средствами из разных источников, в том числе кредитами банков, займами, привлеченными средствами в целях формирования необходимого для ведения предпринимательской деятельности объема ресурсов.

Распределительная – тесно связана с обеспечивающей функцией, проявляется через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов предприятия, через формирование фондов денежных средств, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, через обеспечение оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и государства в целом.

Контрольная – предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-хозяйственной деятельности организаций, а также за процессом формирования, распределения и использования их финансовых ресурсов. С помощью ее осуществляется контроль за формированием собственного капитала предприятия, формированием и целевым использованием денежных фондов, за изменениями финансовых показателей. Реализация этой функции на практике связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих финансовых показателей, на основе которых разрабатывать необходимые меры для повышения эффективности всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Формирование финансовых ресурсов на предприятии происходит во время формирования уставного фонда, в процессе распределения денежных поступлений к основным и оборотным средствам, а также во время использования доходов для формирования резервного фонда, фонда потребления и фонда накопления. В связи с этим целесообразно рассматривать понятие «формирование» и «распределение» как единый процесс в общественном производстве. [16; стр. 7]

Движение денежных потоков количественно отображает все стадии процесса воспроизводства через формирование, распределение и использование денежных доходов, разнообразных целевых фондов. Таким образом, финансы отображают возникновение стоимостных диспропорций, то есть дефицита денежных средств, неплатежей, нецелевого использования средств, убытков и других негативных явлений в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Таким образом, финансам предприятий свойственна контрольная функция, которая реализуется через внутренний и внешний контроль.

Смысл обеспечивающей функции финансов определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли в среднем, благодаря чему капитал собственников возрастает, что при необходимости проявляется в получении ими дополнительных денежных средств по сравнению с исходными инвестициями. В чисто процедурном плане горазд значимее второй аспект- система расчетных отношений, поскольку в современной экономике любые отношения в системах «предприятие-государство», «предприятие-предприятие», «предприятие- работники», «предприятие-собственник» и т.п. чаще всего выражаются в форме денежных отношений. Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспечения этой текущей, рутинной деятельности.

Финансы предприятий выполняют свои функции с помощью ряда финансовых категорий, всесторонне характеризующих хо­зяйственную и коммерческую деятельность предприятий. К ним относятся: себестоимость, цена, валовой доход, чистый доход, прибыль, оборотные средства, амортизация и др.

Охватывая все стороны хозяйственной деятельности пред­приятий и характеризуя их с помощью финансовых категорий, можно получать полное представление о хозяйственно-финансо­вой деятельности предприятий, степени выполнения ими коли­чественных и качественных показателей и нормативов.

Обязательными предпосылками эффективного функционирования финансов являются разнообразие форм собственности, свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений, свободное рыночное ценообразование и конкуренция, самофинансирование предприятия, правовое обеспечение правил экономического поведения всех субъектов предпринимательской деятельности, а также ограничение и регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий.

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для осуществления организуемой хозяйственной и коммерческой деятельности собственника.

Формирование денежных средств предприятия происходит в момент его организации путем создания уставного капитала, состоящего из основных и оборотных средств. Источниками формирования уставного капитала могут являться вложения паев, долей, выпуск и последующая продажа акций, бюджетные средства и т.д.

Принципы организации финансов предприятий должны обеспечивать принятие эффективных стратегических и тактических финансовых решений. На их основе разрабатывается финансовая политика предприятия, т.е. формирование собственного и заемного капитала, вложений в активы, способов увеличения имущества и объемов продаж, формирования и использования прибыли, оптимизации денежных потоков.

Современная организация финансов предприятия строится на соблюдении следующих принципов:

1. Принцип хозяйственной самостоятельности

2. Принцип самофинансирования

3. Принцип самоокупаемости

4. Принцип материальной ответственности

5. Принцип заинтересованности в результатах деятельности (финансового стимулирования)

6. Принцип финансового планирования и коммерческого расчета

7. Принцип обеспечения финансовыми резервами

8. Принцип экономической эффективности

9. Принцип финансового контроля

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что независимо от организационно-правовой формы хозяйствования предприятие самостоятельно определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли. Права организаций в современных условиях в области коммерческой и инвестиционной деятельности существенно расширены. Так, предприятия самостоятельно осуществляют планирование своей деятельности, определяют объемы производства, номенклатуру выпускаемой продукции, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли, самостоятельно устанавливают цены реализуемой продукции, определяют размер и структуру активов и пассивов и др.

Между тем в условиях рыночной экономики значительная часть финансовых отношений предприятий регулируется государством. Это величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм, порядок размещения и выкупа акций, приватизация, ликвидация, банкротство, некоторые нормативы формирования и распределения финансовых ресурсов, варианты учетной политики и др. Принцип хозяйственной самостоятельности

Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.

Принцип самоокупаемости предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование предприятия, должны окупиться, то есть покрыть понесенные затраты и обеспечить доход, соответствующий минимальному уровню рентабельности.

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществление воспроизводства основных фондов и оборотных средств. При этом инвестирование средств в развитие производства может осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет банковских и коммерческих кредитов.

Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Самофинансирование имеет целый ряд преимуществ:

• исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);

• предприятие становится более независимым от внешнего капитала;

• за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;

• облегчается процесс принятия решения по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности предприятий за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы. Сами же формы организации материальной ответственности могут быть различными, но основными являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная материальная ответственность предполагает заключение договора конкретного материально ответственного лица с руководством предприятия, согласно которому это лицо несет ответственность за любую недостачу ценностей. Перечень материально ответственных лиц определяется самим предприятием. Коллективная материальная ответственность предполагает ответственность не конкретного лица, а коллектива.

Так, предприятие несет материальную ответственность в форме уплаты пеней, штрафов, неустоек за нарушение договоров на поставку продукции, нарушение расчетной дисциплины, несвоевременную уплату платежей в бюджет и взносов в государственные внебюджетные фонды, нарушение кредитных договоров и др.

Принцип заинтересованности в результатах деятельности (финансового стимулирования) реализуется через установление мер поощрения и наказания с целью повышения эффективности работы как предприятия в целом, так и его подразделений, отдельных работников.

Само предприятие, его работники, государство, акционеры заинтересованы в получении прибыли. Для этого работники должны быть обеспечены достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и части прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а акционеры получать дивиденды, держатели облигаций – проценты.

Для предприятия это принцип реализуется через стимулирование его инвестиционной деятельности, через проведение государственной оптимальной налоговой политики. Интересы государства при этом обеспечиваются путем увеличения поступлений в бюджеты всех уровней соответствующих сумм налоговых платежей.

Смысл принципа материальной заинтересованности, или принципа финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и организационной структуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания. Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности. Смысл выделения центров ответственности - в «поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения» [13, c. 14].

Принцип плановости предполагает необходимость формирования системы финансового планирования, встраивание ее в общую систему управления предприятием. Необходимость финансового планирования обусловлена тем, что в условиях рынка предприятие может существовать только при стабильном получении прибыли, что, в свою очередь, предполагает планирование самой возможности ее получения и подтверждение этой возможности с помощью различных плановых ориентиров и показателей.

Наиболее полно данный принцип реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля.

Важным принципом организации финансов предприятий является сочетание финансового планирования и коммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчет несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока нее разработает проект (план) с обоснованием финансирования и конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка планов (за рубежом их называют проектами) основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим результатом коммерческого расчета.

Принцип обеспечения финансовых резервов связан с необходимостью их формирования для обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая всегда сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли. Следует отметить: денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал.

Принцип финансового контроля означает необходимость периодически контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за собственниками компании и ее управленческим персоналом является проведение аудиторский проверок. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

· Общегосударственный контроль проводят органы государственной власти и управления.

· Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.

· Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы организаций: финансовый отдели или департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входят проверка производственной и хозяйственной деятельности самого предприятия и его структурных подразделений. Основная задача данного вида – это внутренний аудит, проверки по поручению руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводится непрерывно, и охватывать все участки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, носить предметный характер и быть результативным.

Кроме того, внутрифирменный контроль реализуется через создание так называемых центров ответственности. Под центром ответственности понимается структурное подразделение предприятия, которое контролирует отдельные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, а его руководство наделено соответствующими ресурсами и полномочиями для выполнения доведенных плановых финансовых показателей. В рамках предприятия можно выделить несколько типов центров ответственности: центр затрат, центр доходов, центр прибыли, центр инвестиций.

Принцип экономической эффективности определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация организационной структуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике – иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна [20, c. 14].

Поскольку финансы предприятий как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации опреде­ляются основами хозяйственной деятельности предприятия.

Все принципы организации финансовых отношений предприятий находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производственных сил и производственных отношений.

2.3 Место финансов предприятий в финансовой системе Украины

Современная финансовая система государства состоит из централизованных и децентрализованных финансов, которые в свою очередь включают государственные и частные финансы.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система Украины (рис Б2) включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды социального страхования, финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой — процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только, за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий и населения, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства на фондовом рынке. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Но исходной основой всей финансовой системы страны являются финансы предприятий. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно финансовые отношения в той сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны.

Рассматривая таблицу основных показателей деятельности предприятий (Таблица Г1), можно отметить, что малые предприятия занимают наибольшую долю предприятий, но при этом количество работников, задействованных на предприятиях преобладает в больших предприятиях, доля которых на Украине 0,5%. К тому же и заработная плата на таких предприятиях значительно превышает заработную плату на малых и средних, но доля в общем объеме реализованной продукции крупных предприятий всего лишь на 8% превышает долю в объеме средних предприятий.

Финансы предприятий, будучи частью системы финансовых отношений, отражая процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях, тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Анализируя показатели деятельности предприятий по видам экономической деятельности ( Таблица Д1), невозможно не заметить, что явным «лидером» по размеру заработной платы и количество работников являются предприятия в сфере промышленности, а самые низки показатели по этим критериям у предприятий, предоставляющих образовательные услуги. Однако, самой высокой средней заработной платой отличаются предприятия, задействованные в транспорте и связи. Напротив, предприятия в сфере отелей и ресторанов отличаются самой низкой средней заработной платой. Наибольший объем реализованной продукции в совокупности у предприятий по торговле, ремонту автомобилей, бытовых приборов и вещей личного пользования, наименьший - у предприятий в сфере образования и охраны здоровья, предоставления социальной помощи.

Важна роль финансов предприятий в обеспечении нормального состояния экономики и общественной жизни страны, так как в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех основных уровнях: на общегосударственном, на уровне предприятий, на уровне производственных коллективов.

Таким образом, роль финансов предприятий состоит в том, что распределяя и перераспределяя национальный доход и национальное богатство на общегосударственном уровне, финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и внебюджетных общественных фондов. В ходе распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на уровне предприятий они обеспечивают сферу материального производства необходимыми финансовыми ресурсами и денежными средствами для непрерывного процесса расширенного воспроизводства.

На уровне производственных коллективов с помощью финансов формируются такие денежные фонды, как фонды оплаты труда и материального стимулирования, осуществляются программы социального развития коллективов предприятий.

Важной является роль финансов предприятий в обеспечении сбалансированности между материальными и денежными фондами, предназначенными для целей потребления и накопления. От степени обеспечения такой сбалансированности во многом зависят стабильность национальной денежной единицы, денежное обращение, состояние платежно-расчетной дисциплины в народном хозяйстве.

Непосредственная связь финансов предприятий и финансов отраслей народного хозяйства со всеми фазами воспроизводственного процесса обусловливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Поэтому финансы предприятий могут служить важным инструментом экономического стимулирования, контроля за экономикой страны и управления ею.

Финансы предприятий могут служить важным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направленными на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.

Таким образом, через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственные кредиты.

Финансы предприятий образуют финансовый базис, обеспечивающий непрерывность производственного процесса, нацеленного на удовлетворение спроса на товары и услуги. Часть сформированных предприятием финансовых ресурсов направляется на цели потребления, таким образов, с помощью финансов предприятий децентрализовано реализуются социальные задачи развития общества.

Финансы предприятий предоставляют возможность «использовать денежные накопления граждан на инвестирование в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными предприятиями».[6; стр. 7]

Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы предприятий являются основой единой системы финансов государства. Это определяется тем, что они непосредственно обслуживают процесс создания и распределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества. От того, в каком состояние находятся финансы предприятий различных форм собственности, зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.

Все изменения в финансах предприятий связаны с изменениями в финансовой системе государства. Финансы предприятий играют важную роль не только в финансовой системе, но и в целом в обеспечении ее эффективного экономического и социального развития. Эта роль проявляется в том, что финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, в основном формируются за счет финансов предприятий.

Финансы предприятий могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. Финансы предприятий используются для регулирования отраслевых пропорции в рыночной экономике, способствуют ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий.

Велика роль финансов предприятий, а обеспечении нормального состояния экономики и общественной жизни, так как в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, уровне производственных коллективов.

Заключение

Финансы предприятий - важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в котором создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство. По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы. Их отличие от государственных финансов обусловлено функционированием в разных сферах общественного производства.

Сферы проявления финансовых отношений: отношения между предприятиями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции и услуг, отношения между предприятиями и банками, отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию имущества, отношения с товарными, сырьевыми, фондовыми биржами по операциям с производственными активами, отношения с инвестиционными фондами и компаниями по размещению инвестиций, приватизации, отношения с филиалами и дочерними фирмами, отношения с персоналом по выплате заработной платы и т.д.

Финансы предприятий в рамках финансовой системы государства занимают определяющее положение и являются материальной основой этой системы. От состояния финансов зависит удовлетворение потребностей, улучшение финансового положения государства и при этих отношениях создается общественный продукт или национальный доход.

Финансы предприятий обеспечивают нормальное функционирование экономики, и от их функционирования зависит стабильность национальной валюты, денежное обращение, платежно-расчетная дисциплина в народном хозяйстве.

Важной является роль финансов предприятий в обеспечении сбалансированности в народном хозяйстве между материальными и денежными фондами, предназначенными для целей потребления и накопления.

Финансы предприятий – это экономическая категория, особенность которой заключается в сфере ее действия и присущих ей функций.

В общественном воспроизводстве финансы предприятий выражают распределительные отношения, но их действия не ограничиваются сферой распределения. Выражая распределительные отношения, финансы причастны ко всем стадиям воспроизводства, хотя их участие на различных стадиях неодинаково. Без участия финансов не может совершаться кругооборот общественных производственных фондов в целом.

Финансы предприятий являются важнейшей составной частью единой системы финансов государства, т.к. они обслуживают сферу материального производства, в которой создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.

Таким образом, финансы предприятий - это основа финансовой системы государства, поскольку предприятия являются основным звеном народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает значительное влияние на обеспеченность общегосударственных и местных денежных фондов финансовыми ресурсами. Чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее государственные и местные денежных фонды, более полно удовлетворяются социально-культурные и другие потребности.


Список литературы

1. Азаренкова Г.М., Журавель Т.М., Михайленко Р.М. Фінанси підприємств: Навч. Посіб. Для сам ост. Вивчення дисципліни. – 2-ге вид., випр. і доп. – К.: Знання-Прес, 2006. - 287 с.

2. Багатир О. Є. Фінанси підприємств: Навчальний посібник. Х.: ХНУ, 2000- 226 с. – Рос. Мова.

3. Бандурка «Фінансова діяльність підприємства (2000)» Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://library.if.ua/books/70.html

4. Большаков С.В. Финансы предприятий: терия и практика. Ученик – М.: Книжный мир. 2005 – 617 с.

5. Буряковский В. В. Финансы предприятий. Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://books.efaculty.kiev.ua/finpd/1/r1/#1

6. Василенко Л.П., Гут Л.В., Оксеєнко О. П. Фінанси підприємства у схемах і таблицях: Наочний навчальний посібник. – К.: Дакор, 2006. – 344 с.

7. Василик О.Д. Теорiя фiнансiв:Пiдручник.- К.:HIOC. – 2000.-416стр.

8. Венгер В.В. Фінанси: навч. Пос. (для студ. Вищ навч. Закл.) В.В. Венгер. – К.:Центр учбової літератури, 2009. – 432 с.

9. Державний комітет статистики України. Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/

10. Зінченко В.О., Теличко Н.А. Фінанси:навч.посіб. у схемах і таблицях для студ.економіч.спец./Вікторія Олегівна Зінченко, Наталія Олександрівна Теличко; Держ. Закл. «Луган. Нац. Ун-т імені Тараса Шевченка».Луганськ.Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса Шевченка», 2009.-385 с.

11. Кірейцев Г.Г. Фінанси підприємств: Навчальний посібник: Курс лекцій / за ред. д.е.н., проф. Г.Г. Кірейцева. – Київ: ЦУЛ, 2002. – 268 с.

12. Ковальчук С.В., Форкун І.В. Фінанси. Навч. Посібник. – Львів: «Новий Світ – 2000», 2006. – 568 с.

13. Левчаев, П.А. Финансы предприятий национальной экономики / П.А. Левчаев. – М.: Амалфея, 2006. – 241с.

14. Опарін В.М. Фінанси (загальна теорія): Навч. Посібник. – 2-ге вид.,доп. І перероб. – К.: КНЕУ, 2001. – 240 с.

15. Оспіщев В. І. Фінанси: Навч. Посіб. / О. П. Близнюк, Л.І. Лачкова, В.І. Оспіщев та ін.; За ред. В. І. Оспіщева. К.:Знання, 2006. – 415 с.

16. Поддєрьогін А. М.Фінанси підприємств: Підручник / Поддєрьогін А. М. , М.Д. Білик, Л.Д. Буряк та ін.; кер. кол. авт. і наук. ред. проф. А.М. Поддєерьогін. – 7-ме вид., без змін. – К.: КНЕУ, 2008. – 552 с.

17. Романенко О.Р. Фінанси: Підручник/ О.Р. Романенко.-К.:Центр навчальної літератури, 2004. – 312

18. Свободная энциклопедия Википедия. Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

19. Слав'юк «Фінанси підприємств» Электронный ресурс. Официальный сайт. Режим доступа: http://library.if.ua/books/51.html

20. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфуллин. - М.: ИНФРА, 2002г. – 342с.

21. Юрій С. І. Фінанси: Підручник / За ред.. С. І. Юрія, В. М. Федосова. – К.: Знання, 2008. – 611 с.


[1] http://ru.wikipedia.org/