Главная              Рефераты - Разное

33 - реферат

2056

Менеджмент

Организационная структура управления фирмой

Курсовая

33

2008

900

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru

Icq 170552870

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты организационных структур управления. 4

1.1.Понятие организационной структуры управления. 4

1.2 Классификация организационных структур управления фирмой. 11

2 Организационная структура управления фирмой. 18

2.1 Краткая характеристика фирмы, организационная структура ООО «»... 18

2.2 Совершенствование организационной структуры фирмы ООО «»... 21

Заключение. 25

Список использованной литературы.. 27

Приложения. 28

Введение

Актуальность выбора эффективной структуры управления объясняется, прежде всего, тем, что для продуктивной работы фирмы и своевременного реагирования на постоянно изменяющиеся внешние и внутренние факторы ей необходима наиболее подходящая для нее управленческая структура, способная со временем видоизменяться и модернизироваться[1] . Особенно актуальна проблема выбора и применения управленческих структур в настоящее время для России. Это обусловлено несколькими причинами. Сегодня большинство российских предприятий нуждаются в существенной реструктуризации или, по меньшей мере, оздоровлении и совершенствовании управления. Традиционные управленческие структуры, применяющиеся на предприятиях в течение нескольких десятков лет без существенных изменений, в настоящее время не в состоянии обеспечить эффективную работу и только усугубляют ситуацию, подталкивая предприятие к кризису. Актуальность темы курсовой работы «Исследование организационной структуры управления фирмой» не вызывает сомнений. Целью работы является изучение теоретических основ организационных структур управления фирмой на примере фирмы ООО «». Предметом является организационная структура управления фирмой. Объектом – ООО «», которое является машиностроительным предприятием. Цель работы позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:

- рассмотреть основные понятия организационной структуры управления;

- дать классификацию организационных структур управления;

- рассмотреть фирму ООО «», дать ей краткую характеристику, проанализировать организационную структуру;

- дать рекомендации по cсовершенствованию организационной структуры управления.

1. Теоретические аспекты организационных структур управления

1.1.Понятие организационной структуры управления

Прежде чем рассмотреть основные понятия организационной структуры управления дадим основные определения и характеристику вообще системе управления организацией, фирмой.

Так как именно науке управления мы обязаны появлению такого понятия как организационная структура управления организацией, фирмой.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организа­ции и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении.

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей зна­ний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юрис­пруденции и др. Изменения объективных условий функционирова­ния организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для раз­работки научного подхода к организациям, принципов и методов уп­равления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования — формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разде­ление функций и ответственности, принятие управленческих реше­ний, математический аппарат процессов управления.

……………

Отсюда вытекают требования к организации:

1. Как минимум 2 человека считают себя частью этой группы

2. Желаемое конечное состояние или результат, который воспринимают все члены данной группы

3.Сплоченность членов группы, которые намеренно работают вместе с целью достижения значимой для всех цели.

Понятие «организация» произошло от французского «organisation; organizer» — устраивать, создавать; объединить, сплотить; упорядочивать. Этим словом можно определять:

……

С этой позиции организационная структура – это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.

…………..

Организационная структура показывает, кто и за какие участки работы отвечает. Она показывает взаимодействие (коммуникацию) отдельных участков между собой позволяет и требует на всех уровнях управления применения здравого смысла и способности оценивать обстановку.

Структура управления, или организационная структура управления, характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.

…… Функциональные связи имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю. Различают также связи межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня). Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм (классификация).

1.2 Классификация организационных структур управления фирмой

Сегодня задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторами. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

При разработке организационных структур управления разработчики должны руководствоваться следующими принципами:

……..…

К недостатка структуры относят:

- специфические цели функциональных подразделений затрудняют горизонтальное согласование

- жесткая структура, не изменения реагирует с трудом.

…………

Главное достоинство данной схемы – целеустремленность на конечный результат и хорошая наглядность. Целевые структуры хорошо зарекомендовали себя при решении конкретных обособленных задач, например при создании новых товаров, обеспечении высокого качества продукции, завоевании новых рынков и т. д. Недостаток целевой структуры – ее уникальность, применимость лишь для одной глобальной цели. С появлением новой цели или с изменением старой эта структура должна быть коренным образом переработана.

Смешанная структура предполагает сочетание различных типов организационных структур применительно к сложившейся ситуации и решаемой задаче (не является основной).

К сложным структурам следует относиться с осторожностью, так как они несут на себе все "родовые" недостатки исходных схем, плюс те, которые порой порождает их сочетание.

……….

2 Организационная структура управления фирмой

2.1 Краткая характеристика фирмы, организационная структура ООО «»

Общество с ограниченной ответственностью «» - это машиностроительная компания, специализирующаяся на выпуске взрывозащищенного электрооборудования для нужд химический, нефтяной, газовой и угольной промышленностей.

……..

Организационная структура ООО «» представлена на рис. 2.1. Приложение 6.

Руководство ООО «» осуществляется Генеральным директором, который наделен всеми полномочиями и осуществляет общее руководство предприятием. Ему подчиняются: производственный отдел, отдел сбыта готовой продукции, бухгалтерия. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху-вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими подразделениями. Функции управления закреплены за соответствующими отделами или конкретными работниками.

……..

Недостатком в данной структуре управления ООО «» на мой взгляд, является отсутствие службы управления персоналом в компании, а также экономической службы, что усложняет работы предприятия, и делает нагрузку бухгалтерии и отдела сбыта огромной (так как функции данных служб выполняют именно эти подразделения).

2.2 Совершенствование организационной структуры фирмы ООО «»

Совершенствование организационной структуры – одно из основных направлений развития системы управления предприятием. Соответствующие мероприятия распространены настолько широко, что зачастую вообще отождествляются с самим понятием совершенствования управления. Тем не менее, полагаю полезным вновь коснуться этой вечной и неисчерпаемой темы.

Существуют следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:

1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;

2) ………….

Одной из важнейших задач данной работы является создание наиболее эффективной организационной структуры, адекватной в каждой конкретной ситуации состоянию внутренней и внешней среды организации. Поскольку как внешняя, так и внутренняя среда деятельности в силу объективных рыночных условий непременно претерпевает изменения, естественно возникает необходимость изменений организационной структуры.

………

На должность менеджера по персоналу назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Цель введения должности менеджера по персоналу: обеспечение и контроль за постоянным соответствием количественного и качественного состава сотрудников предприятия.

Основными функциями менеджера должны стать: совершенствование организации труда и управления на предприятии, направленная на высокопроизводительный труд и производство качественной продукции;

разработка и применение эффективных форм и методов мотивации труда, корректировка нормативных материалов по труду с целью рационального использования трудового потенциала работников;

разработка структурных схем управления, организация и методическое руководство разработкой положений о структурных подразделениях, должностных инструкций работников ООО «».

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов:

Эффективное функционирование организация предполагает построение определенной структуры управления. Главной целью формирования структуры управления организацией является установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними задач, прав и ответственности. Если все взаимосвязи, описываемые организационной структурой управления, применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед предприятием задачи.

На сегодняшний день наиболее распространенными являются линейно-функциональная, целевая и матричная структуры управления организацией. Вместе с тем, при построении организационной структуры управления необходимо учитывать специфику, цели и задачи организации. Нет необходимости для малой организации, не отличающейся большим объемом и разнообразием выпускаемой продукции и задач строить сложные организационные структуры, т. к. это может не повысить эффективность работы, а наоборот, затруднить процесс управления организацией.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Объект исследования общество с ограниченной ответственностью «» - это машиностроительная компания, специализирующаяся на выпуске взрывозащищенного электрооборудования для нужд химический, нефтяной, газовой и угольной промышленностей.

Что касается организационной структуры машиностроительного предприятия, то она является линейно-функциональной, при этом каждое подразделение четко отвечает за свои функции.

Я считаю, что данная структура оптимальная для исследуемого предприятия, так как предприятие сравнительно среднего размера, имеет ограниченный объем выпуска продукции, поэтому внутренние связи четко очерчены, система управления достаточно проста, и также относительно низкие накладные расходы в условиях загрузки производственных мощностей по полной программе.

Недостатком в данной структуре управления ООО «» на мой взгляд, является отсутствие службы управления персоналом в компании, а также экономической службы, что усложняет работы предприятия, и делает нагрузку бухгалтерии и отдела сбыта огромной (так как функции данных служб выполняют именно эти подразделения).

Цель введения экономического отдела обосновывается обеспечением и контролем за состоянием ресурсов машиностроительного предприятия, что весьма важно в современных условиях, и способствует развитию предприятия, снижению издержек производства, и достижению большего уровня прибыли.

Цель введения должности менеджера по персоналу: обеспечение и контроль за постоянным соответствием количественного и качественного состава сотрудников предприятия.

Основной результат работы состоит не в том, что структура должна измениться, а в том, что теперь мы можем ее регламентировать, нормативно закрепив функции и разграничив сферы компетенции. Теперь на смену неписаному закону может прийти закон писаный. И поверьте, преимущества нового положения дел можно будет оценить очень быстро.

Список использованной литературы

1. Горшкова Л. А.Анализ эффективности системы управления организацией // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - N 16. - С. 14-22.

2. Ионова СМ., Шумал С.С.Шпаргалка по менеджменту. М.: Аллель-2007. — 64 с.

3. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА М), 2004. — 528 с.

4. Коноков Д.Г., Рожков М.А. Организационная структура предприятий. М.: ИСАРП. 2006. 176 с.

5. Ф. Котлер. Маркетинг-менеджмент. СПб.; Питер, 2001с. 180-183.

6. Лафта Дж.К. Теория организации. Уч.пос. М.: Инфра-М. 2006. – 416 с.

7. Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Управление персоналом организаций. М.: Академический проект, 2006. – 120 с.

8. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента: пер. С англ.-М.: Дело, 2004. – 311

9. Мильнер Б.З. Теория организации: учеб. для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 648 с.

10. Тихомиров Н., Цуглевич В Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка. М.: 2007. -320 с.

11. Фальцман В.К., Давыдова Л.А.. Экономика и управление предприятием. М., Финансы и статистика, 2003.c.89.

12. Фатхутдинов Р.А.. Стратегический менеджмент. М., Дело, 2004.c.152

13. Хайруллина М.В. Управление предприятием: новые аспекты теории и практики; // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2006. - N2. - С.111-122.

14. Типовые организационные структуры предприятия. // www.devbusiness.ru

Приложения

Приложение 1. Схема линейной структуры управления

Приложение 2. Схема штабной структуры управления

Приложение 3. Схема линейно-функциональной структуры управления

Приложение 4. Схема матричной структуры управления

Приложение 5. Схема целевой структуры управления

Приложение 6. Организационная структура ООО «»

Приложение 7. Модифицированная организационная структура ООО «»

……..


[1]