Главная              Рефераты - Разное

на тему: использование информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991) 5 введение 6 - реферат

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по

«Основам информационных технологий»

Магистрант

кафедры истории нового и новейшего времени

Койда Сергей Вячеславович

Научный руководитель по специальности:

кандидат исторических наук, доцент

Кошелева Наталья Владимировна,

Руководитель, ведущий практику

по выпускной работе:

ассистент Позняков Андрей Михайлович

Минск – 2009

Оглавление

список обозначений к выпускной работе.. 3

реферат на тему: использование информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991) 4

введение.. 5

Глава 1. Обзор литературы... 7

глава 2. Методика исследования.. 8

Глава 3. достижения и перспективы использования информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991) 10

3.1. Интернет-ресурсы по истории американо-кубинских отношений 10

3.2. Использование информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991) 18

Глава 4. обсуждение результатов научного исследования.. 21

Заключение.. 22

Список литературы к реферату.. 23

Предметный указатель к реферату.. 25

интернет-ресурсы в предметной области исследования.. 26

Персональный интернет-сайт.. 29

граф научных интересов.. 30

тестовые вопросы по “основам информационных технологий”. 32

презентация магистерской диссертации... 33

список литературы к выпускной работе.. 34

приложение.. 35


список обозначений к выпускной работе

WWW –World Wide Web (Глобальная информационная сеть или “всемирная паутина”);

АИК –Ассоциация “История и компьютер”;

БГУ –Белорусский государственный университет;

Интернет-сайт –основная форма представления информации в WWW. Состоит из интернет-страниц, посвящённых одной теме или представляющих одну организацию;

Интернет-страница –оформленный специальным образом файл службы глобального соединения WWW, созданный при помощи гипертекстового языка разметки;

Технология Интернет –различные способы работы с информацией, которую представляет глобальная информационная сеть (передача информации в текстовом, видео- и аудио-форматах, копирование файлов и их фрагментов, коммуникационные возможности);

Технология –совокупность приёмов и процессов в определённой области деятельности.


реферат на тему: использование информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991)

введение

Рубеж 1980-1990-ых гг. отмечен началом процесса глобальной информатизации, которая охватила все без исключения области науки. Она привела к заметным изменениям в методах и технологиях исторического исследования. Возможности информационных технологий в сфере исторической науки и образования резко возросли в 1990-ые годы. В это время историки получили доступ к глобальной сети Интернет с ее огромными информационными ресурсами.

В настоящее время Интернет стал одним из популярных источников информации, как для профессиональных историков, так и для любителей. Интернет-сайты, посвященные исторической тематике, составляют сегодня значительную часть научно-образовательной сферы Интернета.

В первую очередь, применение информационных технологий значительно расширило возможности публикации исторических материалов и доступа к ним исследователей, преподавателей и студентов. В глобальной информационной сети можно ознакомиться с многочисленными электронными копиями исторических источников, а также с большим количеством научных и научно-популярных книг, статей, базами данных, разнообразной справочной литературой, электронными копиями журналов и газет.

Кроме того, будучи самым быстрым и самым оперативным средством связи, Интернет позволяет историку эффективно общаться с коллегами, вести в форумах дискуссии по актуальным вопросам исторической науки. Создание во многих странах мира исследовательских и учебных электронных ресурсов свидетельствует о начале формирования в глобальной информационной сети полноценной научно-образовательной среды исторической науки. Она способствует качественному восполнению информационных пробелов, возникающих в ней в силу различных обстоятельств.

Таким образом, процесс глобальной информатизации привел к созданию в 1986 г. Международной ассоциации "History and Computing" (AHC), которая занимается координацией деятельности историков разных стран, применяющих в своей исследовательской практике и учебном процессе компьютерные методы и технологии. С 1992 г. в состав AHC входит ассоциация "История и компьютер" (АИК), объединяющая специалистов по исторической информатике разных стран СНГ, включая и Республику Беларусь.

Это говорит о том, что современную историческую науку уже нельзя представить без использования широких возможностей информационных технологий в целом, и глобальной информационной сети, в частности. Будучи полноценным источником информации, для историков она играет все более заметную роль в образовательной и научно-исследовательской деятельности.

В представленном реферате автор поставил перед собой цель проанализировать результаты и перспективы различных направлений использования информационных технологий в исторической науке, взяв в качестве примера использование информационных технологий при изучении американо-кубинских отношений (1962-1991).


Глава 1. Обзор литературы

Кроме специальной исторической литературы и исторических источников по истории американо-кубинских отношений в 1962-1991 гг., при написании данного реферата был также использован ряд общих трудов по использованию информационных технологий в исторических исследованиях. Необходимо отметить, что к настоящему времени накопилось значительное количество подобных трудов.

Естественно, что наибольшую активность в этом направлении проявляют члены ассоциации “История и компьютер”. В большинстве случаев авторы описывают собственный опыт применения конкретных информационных технологий в исследованиях и возникающие при этом проблемы. Также хотелось бы указать на малочисленность трудов и исследователей, которые были бы связаны с применением информационных технологий в изучении международных отношений вообще и в изучении американо-кубинских отношений, в частности.

Это связано с тем, что значительная часть исследований по истории американо-кубинских отношений приходится на советский период, когда проблеме применения информационных технологий в исторических исследованиях уделялось совсем мало внимания. Данный аспект был вызван не только зарождающимся уровнем развития самих информационных технологий, сколько существовавшим тогда методологическим подходом.

Несколько лучше обстоит ситуация с исследованиями данной проблемы на современном этапе, особенно что касается американских авторов и авторов из числа представителей кубинской эмиграции в США. Так, в частности, M.J. Castro, Braun K. и Briggs B.M. в своих работах дают пример использования статистических материалов и составленных на их основе баз данных при изучении социально-экономических аспектов политики США в отношении Республики Кубы.

В остальном, применение информационных технологий при изучении темы данной работы, связано с использованием уже указанных во введении методик представления и поиска информации в Интернете.

Поэтому считаю достаточно интересным и перспективным изучение возможностей применения современных информационных технологий в исторических исследованиях по теме американо-кубинских отношений.


глава 2. Методика исследования

Любое историческое исследование не может обойтись без соответствующих методов научного познания мира. Как известно, современное научное познание руководствуется большим количеством методов, среди которых можно выделить общелогические (философские) методы, общенаучные методы и специальные методы, присущие для каждой отдельно взятой отрасли науки. При написании данной работы был использован широкий спектр методов, охватывающий все вышеуказанные области научной методологии.

Во-первых, хотелось бы обратиться к самым простым методам научного познания мира - анализу и синтезу. Анализ представляет собой фактическое или мысленное разложение целого на составные части, что позволяет выявить строение исследуемого объекта, выделить определенные этапы его развития. В свою очередь синтез подразумевает сведение в единое целое отдельных элементов, выделенных при анализе. В итоги подобный методологический симбиоз позволил автору данной работы детально рассмотреть ход развития американо-кубинских отношений в отмеченный период.

Руководствуясь следующей парой взаимосвязанных общелогических методов, индукцией и дедукцией, автор смог выявить определенные закономерности развития изучаемого объекта. Все они сводились к значительной зависимости развития американо-кубинских отношений от соответствующего уровня отношений США с СССР и с другими латиноамериканскими государствами. Однако, проведя сравнение и обобщив полученные результаты, автор установил, что не всегда детерминирующим фактором американо-кубинских отношений были внешние обстоятельства. С начала 1980-ых гг. определенную роль в политике США в отношении Кубы стали играть также кубинские эмигрантские организации в США.

К числу общенаучных методов, использованных в работе, стоит отнести, в основном, методы теоретического познания-системный метод, метод типологии и классификации, исторический и логический методы. Использование исторического и логического методов обусловлено самой сущностью исторического исследования, так как исторический метод рассматривает процесс американо-кубинских отношений в их развитии, генезисе, а логический метод теоретически воспроизводит этот процесс во всех его закономерных связях и отношениях. Метод типологии и классификации и системный метод позволяют изучить исследуемый объект как целостную систему со своей природой и принципами функционирования.

Наиболее качественное научное исследование подразумевает использование не только общелогических и общенаучных методов, но и методов той отрасли науки, где оно проводится. Поэтому здесь необходимо остановиться на специальных исторических методах. Как правило, как название, так и суть данных методов отличаются от общенаучных лишь добавлением слова “историко” и применением исключительно в исторической области науки.

В данной работе были использованы историко-генетический, историко-типологический и историко-системный методы. Историко-генетический метод, который в своей основе базируется на анализе и синтезе, обеспечил автору работы изучение американо-кубинских отношений на всем протяжении указанного периода развития. Определение различных групп факторов, непосредственно влияющих на политику США в отношении Кубы, стало возможным благодаря историко-типологическому методу.

Суммирующим методом исследования, который обобщил все имеющиеся наработки, стал историко-системный метод. Он позволили сформулировать выводы и итоговое заключение всего исследования. Их суть состоит в признании американо-кубинских отношений 1962-1991 гг. достаточно сложным и многогранным процессом, основными детерминирующими факторами которого являлись как внешние (отношения США с третьими государствами), так и внутренние обстоятельства (политика кубинского правительства по отношению к США, деятельность кубинских эмигрантских организаций в США).

В целом, представленная работа соответствует основным принципам методологии истории. В ней осуществляется последовательное рассмотрение изучаемой проблемы (принцип историзма), проведено структурирование работы и анализ соответствующих глав (системный подход), достигнуты поставленные цели исследования (принцип объективности).


Глава 3. достижения и перспективы использования информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991)

3.1. Интернет-ресурсы по истории американо-кубинских отношений

Процессы глобальной информатизации общества, о которых уже шла речь во введении, выдвигают информацию в качестве основного ресурса развития, как отдельных отраслей, так и всего общества в целом. Под информационными ресурсами необходимо понимать всю совокупность накопленной на протяжении человеческой истории информации об окружающей действительности. При этом данная информация обязательно должна быть зафиксирована в любой форме на любых материальных носителях, что обеспечивает ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения широкого спектра задач.

Однако подобная формулировка информационных ресурсов, а соответственно и информационных технологий, как определенных операций по работе с данными ресурсами, является достаточно общей. В современном мире под информационными ресурсами и технологиями понимается гораздо более узкий предмет действительности. С одной стороны, это по-прежнему совокупность все тех же ресурсов, сведений человека об окружающей его действительности, а также набор соответствующих операций и команд по их обработке, но с непосредственным использованием в качестве обрабатывающего инструмента не только человеческого интеллекта, но и средств электронно-вычислительной техники.

Пожалуй, одной из наиболее востребованных историками информационных технологий является глобальная информационная сеть Интернет. Как уже отмечалось ранее, несомненными преимуществами Интернета для историка являются общедоступность исторических источников, а также возможность обмена мнениями с другими представителями, работающими в данном направлении исследования.

Однако прежде чем начать рассмотрение непосредственно “исторических”, не по значению в мировой общечеловеческой истории, а по предметно-содержательному признаку, интернет-ресурсов по теме представленной работы, хотелось бы вкратце остановиться на организации и принципах работы данной информационной технологии.

Глобальная информационная сеть или Интернет представляет собой множество документов, в широком смысле этого слова, в различной форме отображения-текстовой, графической, аудиальной, в форме видео. Все эти документы обладают одним общим для них свойством, они созданы с использованием средств электронно-вычислительной техники. Они существуют в действительности не в виде каких-то конкретных образов, символов или предметов, а в виде определенного набора чисел, зашифрованного посредствам двоичного кода. Подобная числовая или точнее цифровая форма представления информации в Интернете позволяет широко использовать разнородные аппаратные средства ее обработки, которые лишены необходимости точной пространственно-временной привязки к предмету изучения.

Последнее обстоятельство означает, что теперь исследователь может работать с архивными документами, фотографиями или кинохрониками удаленных библиотек или архивов, не выходя из своего кабинета. При этом не играет никакой роли, когда данный документ появился в сети, самое главное, чтобы он был доступен в момент работы с ним исследователя.

Вторым немаловажным свойством глобальной информационной сети является возможность быстрой связи с нужным документом посредствам гиперссылок, что обеспечивает действенность принципа общедоступности при использовании интернета. Дело в том, что каждый документ в интернете имеет свой уникальный адрес, называемый универсальным указателем ресурсов или URL (Uniform Resource Locator). Благодаря подобному свойству глобальная информационная сеть (Интернет) и получила свое второе название “всемирная паутина”, так как один и тот же документ может быть связан посредствам гиперссылок с несколькими другими.

Несмотря на то, что Интернет представляет собой множество документов, все они не просто разбросаны по глобальной информационной сети, а имеют и конкретное физическое место размещения (хранения). Таким местом является носитель электронной информации, чаще всего жесткий диск компьютера. Подобно отдельно взятому документу, каждый компьютер, подключенный к сети Интернет, также имеет свой уникальный адрес. Это определяемый интернет-протоколом, так называемый IP-адрес.

Таким образом, рассмотрев основные свойства и принципы организации глобальной информационной сети Интернет, можно переходить к выявлению конкретных фактов непосредственного использования данной информационной технологии историками. Так как вся интернет-информация, для лучшего ее визуального восприятия и организации работы с ней, представлена на интернет-сайтах, которые являются своего рода лицом данного информационного ресурса, данного компьютера в сети, то в дальнейшем речь будет идти об определенных интернет-сайтах или их видах.

По функциональному и содержательному критериям все интернет-сайты, необходимые историку для проведения исследовательской работы, можно разделить на две категории-репрезентативные и научно-исследовательские интернет-ресурсы. Первая категория интернет-сайтов или интернет-ресурсов содержит, в основном, информацию исторических источников. Это, как правило, интернет-сайты различных архивов, библиотек, хотя и не исключено присутствие подобных интернет-ресурсов частного или общественного характера. Вторая категория или второй тип интернет-ресурсов представляет собой электронные версии научно-исследовательских изданий, интернет-копии различных исследований по определенным темам и интернет-форумы для специалистов отдельных областей исторической науки.

В качестве одного из лучших примеров репрезентативных интернет-ресурсов можно назвать http://www.state.gov/, официальный интернет-сайт Государственного департамента США. Один из его разделов “About state” содержит большой архив документов по истории внешней политики США под общим названием “Foreign Relations of the United States”. Форма представления на сайте информации полностью соответствует всем требованиям публикации исторических источников, так как к каждому документу имеется ссылка на первоисточник, а наиболее значительные из них снабжены еще и кратким комментарием.

Еще одним примером репрезентативного интернет-ресурса является http://www.cubasource.org/-интернет-ресурс общественной организации “Canadian Foundation for the Americas” (Канадский фонд Америки). Организация представляемого, на данном сайте, материала во многом аналогична предыдущему интернет-ресурсу. Однако вместе с тем стоит отметить и некоторые особенности. В первую очередь, “cubasource.org” представляет документы в сети не в виде электронных копий археографических публикаций, а в виде электронных копий отсканированных оригиналов документов. Последнее обстоятельство значительно повышает историографическую ценность представляемых документов.

Свои особенности имеет такой интернет-ресурс как http://www.coldwar.ru/, посвященный различным вопросам и проблемам “холодной войны”. Важность данного интернет-сайта обусловлена рассмотрением американо-кубинских отношений 1962-1991 гг. в том числе и сквозь призму американо-советских отношений. В частности, автором данной работы были использованы тексты внешнеполитических доктрин Ричарда Никсона и Рональда Рейгана, скопированные с рассматриваемого интернет-ресурса.

Также стоит отметить интернет-ресурс http://www.grinchevskiy.ru/-”История США, на русском языке, в документах”. Сразу хотелось бы отметить преимущество данного интернет-ресурса, по сравнению с двумя первыми, в его русскоязычном варианте представления информации. В целом же, “grinchevskiy.ru” схож по строению и организации материала с интернет-сайтом “state.gov”, так как все документы являются электронными копиями археографических публикаций.

Подобие данных интернет-ресурсов связано с достаточно продолжительным периодом истории США и истории их внешнеполитической деятельности, по которым имеется информация. Названный аспект, несомненно, является положительным свойством указанных интернет-сайтов, поскольку предоставляет возможность автору работы решить одну из задач своего исследования, а именно-проанализировать итоги эволюции внешнеполитического курса США в отношении Кубы в предшествующий период (1902-1962 гг.)

Говоря о репрезентативных интернет-ресурсах нельзя забывать об электронных словарях и энциклопедиях. Так, например, интернет-сайт http://www.en.wikipedia.org/ предоставляет доступ к различного рода документам, которые автору данной работы не представилось найти на других интернет-ресурсах. В частности, здесь идет речь о так называемой «Поправке Платта» 1902 года. Этот документ имеет историческое значение в американо-кубинских отношениях, так как с его принятием Конгрессом США окончательно обозначилась генеральная линия политики последних в отношении Республики Куба на последующие десятилетия. В лучшую сторону следует отметить форму представления информации на интернет-сайте данной энциклопедии. Здесь приведен не только сам текст документа, но и его электронная копия отсканированного оригинала.

В завершение подраздела о репрезентативных интернет-ресурсах, хотелось бы привести еще один пример использования материала электронной библиотеки как источника информации представленной работы. Это http://www.lib.babr.ru/-интернет-сайт “Библиотека Бабра”. Данная библиотека содержит ряд документов, в основном публично-правового характера, касающихся хода международных отношений в рассматриваемый автором работы период. В частности, им были скопированы с “lib.babr.ru” речи Уинстона Черчилля и Гарри Трумэна, ставшие “официальным началом холодной войны”. Также в лучшую сторону данного интернет-ресурса стоит выделить наличие на нем не только документальной информации, но и подраздела “Мемуары”, в основном разделе “Проза”, и подраздела “Критика” в основном разделе “Публицистика”.

Таким образом, сочетание информации различного типа и характера на “lib.babr.ru” подводит плавную черту к началу разговора о второй категории интернет-ресурсов, используемых историками вообще, и в данной работе, в частности. Научно-исследовательские интернет-ресурсы гораздо более широко распространена во “всемирной паутине”, чем репрезентативные. История американо-кубинских отношений достаточно хорошо отображена на различных интернет-сайтах как государственных органов обоих государств, так и на интернет-ресурсах общественных организаций и частных лиц.

Одним из подобных интернет-ресурсов является http://www.washprofile.org/-интернет-сайт Международного информационно-аналитического агентства “Washington ProFile”, независимого источника информации из Вашингтона на русском языке. Данный интернет-ресурс представляет собой своего рода коммутационный узел, на котором размещается информация с других интернет-источников либо в виде текстов статей либо в виде ссылок на них. Автором данной работы были задействованы такие разделы “washprofile.org” как “Государственные источники информации США”, “Доктрины США”, “Исследовательские центры США, занимающиеся странами бывшего СССР и соц. лагеря”, “Международные межправительственные организации”, “Средства массовой информации США”.

По одной из гиперссылок на “washprofile.org”, в разделе “Государственные источники информации США” можно перейти на официальный интернет-сайт Палаты Представителей Конгресса США-http://www.house.gov/. Структура данного интернет-ресурса, в целом, схожа со структурой интернет-сайта Государственного департамента США. Она включает информацию о самом органе государственной власти, его истории развития, нынешнем руководстве, текущих новостях и контактах для связи.

С точки зрения автора данной работы, наиболее актуальным для его исследования является раздел сайта, посвященный истории развития Палаты Представителей, а значит и всех Соединенных Штатов, включаю их внешнюю политику. Именно в данном разделе содержится различная аналитическая информация по американо-кубинским отношениям. Например, статьи “National Security Implications of U.S. Policy toward Cuba” и “Engaging Cuba for reintegration into the community of the Americas”, созданные подкомитетом по национальной безопасности и международным отношениям Палаты Представителей Конгресса США.

Как и положено научно-исследовательским интернет-ресурсам, значительное их количество является электронными “представительствами” соответствующих организаций и учреждений. Так, например, http://www.wilsoncenter.org/-это интернет-сайт Международного научно-исследовательского центра Вудро Вильсона. Данный интернет-ресурс ориентирован, в первую очередь, на студентов, школьников и просто интересующихся американской историей и политикой. В частности, автором данной работы был использован ряд научных и научно-популярных электронных публикаций аналитического характера по истории взаимоотношений США и Кубы: “U.S. Policies Toward Cuba in Historical Perspective”, “Chronology of Incidents Cuban Political ViolenceIn the United States, Jan 1965 – Mar 1976” и другие. Вместе с тем необходимо отметить достаточно тенденциозный подход авторов статей к рассматриваемым проблемам, который очень близок к официальным оценкам деятельности Республики Куба со стороны правительства США.

Еще одним интернет-ресурсом, представляющим внеправительственную организацию, занимающуюся проблемами международных отношений и внешней политики США, является http://www.historycommons.org/-интернет-сайт Центра фундаментальных исследований “Свободное сообщество истории”. В качестве отличительной особенности данного интернет-ресурса необходимо назвать вид представления и организации информации. Дело в том, что “historycommons”-это своеобразный форум, на котором все желающие, как историки профессионалы, так и любители, могут оставлять свои комментарии, исследовательские работы, обмениваться мнениями. Автором данной работы были использованы материалы интернет-источника при определении современных тенденций относительно американо-кубинских отношений.

Схожим по организации является также официальный интернет-сайт университета Джорджа Вашингтона-http://www.gwu.edu/. Несмотря на то, что данный интернет-ресурс содержит также определенное количество документов, его можно охарактеризовать двояко, и как репрезентативный и как научно-исследовательский интернет-источник. Основная масса интересующего автора представленной работы материала располагается на “gwu.edu” в разделе “Libraries” и “Publications”. Здесь можно встретить аналитические статьи на тему американо-кубинских отношений, комментарии студентов университета и многое другое.

Электронные энциклопедии, уже упоминавшиеся ранее, могут выступать не только как репрезентативный, но также и как научно-исследовательский интернет-ресурс. Здесь имеется в виду использование автором данной работы отдельных статей из электронной версии энциклопедии Британика, http://www.britannica.com/, в частности, “Cuban-Catholics-in-the-United-States”. Интернет-сайт энциклопедии “Британика” имеет схожую с “wikipedia.org” структуру организации информации, однако отличается от первой статусом предоставляемой информации. Так, если “wikipedia.org” это свободный интернет-ресурс, на котором каждый желающий может оставить интересующую его информацию, либо внести изменения в уже существующий материал статей, то “britannica.com” является официальным интернет-сайтом соответствующей британской энциклопедии. Последний аспект служит доказательством точности и достоверности информации данного интернет-ресурса.

Отдельно хотелось бы осветить интернет-ресурсы кубинских эмигрантских организаций и их отдельных представителей в США. Сразу же необходимо отметить достаточную многочисленность, как самих организаций, так и их интернет-сайтов, поэтому в данной работе будут приведены лишь отдельные из интернет-ресурсов. Одной из наиболее значимых организаций кубинских эмигрантов в США, на данный момент, является “Asamblea para Promover la Sociedad Civil en Cuba” (Ассамблея за установление гражданского общества на Кубе). Интернет-сайт данной организации, http://www.cubaicei.org/, содержит информацию как источниковедческого характера, отдельные документы, так и научно-исследовательского и даже агитационно-пропагандистского. Основной задачей, которую ставят перед собой авторы этого интернет-ресурса, и организации в целом, является “объединение всех небезразличным к судьбе своей родины кубинцев, свержение существующего режима и установление действительно законного правительства и гражданского общества” .

Еще одной не менее интересной организацией, имеющей свой интернет-сайт, является “Todos Unidos” (Всеобщее объединение). Дело в том, что данная организация одна из немногих, кто выступает за компромисс с нынешними кубинскими властями и готова пойти на проведение референдума по вопросу перехода к демократическому правлению в стране. Кроме этого представленная организация имеет не один, а сразу несколько интернет-ресурсов: http://www pscuba.org/, http://www.mclpaya.org/, http://www.proyectovarela.org.

Таким образом, вкратце рассмотрев основные виды и типы интернет-ресурсов по теме представленной работы можно сказать, что существующая на данный момент ситуация говорит об их достаточно значительном количестве. Вместе с тем хотелось бы отметить и некоторые отрицательные моменты, к сожалению пока еще также существующие. Во-первых, это то, что основная масса материала большинства репрезентативных интернет-сайтов носит второстепенный характер для данной работы. Для более полного анализа исследуемых событий все равно приходится обращаться к печатным изданиям. Хотя вместе с тем, некоторые документы, например с официальных интернет-сайтов университета Джорджа Вашингтона или Государственного департамента США, вряд ли встретишь вне пределов США в печатном виде.

Второй особенностью использования интернет-ресурсов при создании данной работы были определенные трудности с переводом на русский язык автонтичных англоязычных интернет-сайтов и их материала, а также временами встречаемый ограниченный доступ к более полным версиям запрашиваемых работ и документов.

Однако, тем не менее, количество размещенных в сети Интернет электронных исторических ресурсов позволяет использовать их как вспомогательное средство в научно-исследовательской деятельности историка.


3.2. Использование информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений (1962-1991)

При написании магистерской диссертации автором данной работы использовались различные информационные технологии. Предъявляемые сегодня к научным работам требования, не только связанные с содержанием и научным стилем изложения материала, но и касающиеся оформления и внешнего вида, разработаны в соответствии с существующим в нашей стране уровнем развития информационных технологий. Поэтому сам факт создания научной работы немыслим без их использования. Информационные технологии являлись непременными спутниками автора данной работы на всех этапах ее создания.

Во-первых, хотелось бы отметить значительное использование информационных технологий на этапе сбора исходных материалов: поиск источников, монографий и коллективных работ по теме диссертации, просмотр статей журналов и многое другое. В предыдущем разделе данной главы достаточно подробно описан поиск материалов посредством Интернета. Однако значительную часть источников, и особенно исследований других авторов по теме данной диссертации, пришлось искать в библиотечных фондах фундаментальной библиотеки БГУ и Национальной библиотеки Беларуси.

Здесь как раз и пригодились информационные технологии. В основном их использование велось по двум направлениям-копирование и сканирование материалов книг, журналов, брошюр. Данные процедуры, особенно учитывая факт, скажем относительно НББ, отсутствия абонемента и возможности использования тех или иных материалов непосредственно при написании работы, значительно облегчали доступ к исходным материалам диссертации. Также необходимо отметить использование на данном этапе написания магистерской диссертации такого средства информационных технологий как портативный компьютер (ноутбук). Наличие последнего позволило автору работы некоторую часть найденного материала сразу же переводить в электронный вид, не делая лишних операций в виде копирования или сканирования.

Вторым этапом в написании магистерской диссертации, как известно, является обработка имеющегося исходного материала с целью выделения из него непосредственно рабочих данных, на основе которых и будут делаться заключения о развитии исследуемого предмета. На данном этапе работы использовались следующие информационные технологии: распознавание отсканированного (откопированного и затем отсканированного) текста и его перевод в электронный вид, составление таблиц и баз данных по отдельным категориям исходного материала, построение на основе систематизированных табличных данных диаграмм и графиков для большей наглядности при последующем изучении материала.

Среди средств программного обеспечения, задействованных при решении данных задач стоит отметить “Fine Reader 9.0”, “MS Word”, “MS Excel” и “MS Access” из пакета “MS Office 97-2003”. В частности автором данной работы были переведены в электронный вид посредством распознавания через “Fine Reader 9.0” ряд документов, скопированных с интернет-ресурса http://www.grinchevskiy.ru/. Представленные на интернет-ресурсе документы автору данной работы не встречались больше на других интернет-сайтах, а также в печатных изданиях.

На основе данных интернет-сайтов кубинских эмигрантских организаций автором работы было составлено несколько таблиц в программе “MS Excel”. Так, одна из таблиц “Кубинские эмигрантские организации: зарождение и начало деятельности” содержит материал о становлении первых подобных организаций, их лидерах, численном составе и месте расположения в США. Вторая таблица “Кубинские эмигрантские организации: политика и идеология” описывает, в систематизированном виде, позиции, занимаемые данными организациями среди кубинского эмигрантского движения в США, а также показывает общие и частные цели их деятельности.

Благодаря приложению “MS Access”из пакета “MS Office 97-2003” автором данной работы была составлена небольшая база данных по документам, скопированным с интернет-сайтов “state.gov”, “cubasource.org”, “grinchevskiy.ru” и других. Необходимость создания подобной базы данных возникла у автора работы во время анализа соответствующих документов. Этому во многом способствовали достаточно большое их количество, а также возможность формализировать содержание. Дело в том, что основная масса документов официальных государственных органов США в отношении вопросов внешней политики представлена различными меморандумами, донесениями или докладами.

Так как изучение таких документов подразумевает анализ их содержания с целью определения ключевых позиций, занимаемых авторами, то база данных “MS Access” наилучшим образом позволяет решить подобную задачу. Выбор именно приложения “Access”, а не “Excel” объясняется необходимостью выведения в отдельные таблицы, с одновременной возможностью поддержания между ними связи посредствам запросов, информации документов, дифференцированной по различным критериям. Автором данной работы составлена база данных “Документы государственных органов США в области политики относительно Республики Куба”, которая содержит несколько таблиц. “Документы 1960-ых гг.”, “Документы 1970-ых гг.”, “Документы 1980-ых гг.”, “Документы, адресованные президенту США”, “Документы, касающиеся Кубы и других стран Латинской Америки”, “Документы, касающиеся отношений США и СССР”.

Также на данном этапе написания магистерской диссертации автором работы был использован один из современных методов исследования исторических источников, в основном публицистического характера, контент-анализ. Для проведения такового использовалась программа компьютерного анализа текстов “ТАСТ”. Благодаря данной программе были проанализированы речи президентов США, от Кеннеди до Рейгана, которые являются публичным оглашением программы действий соответствующего президента в начале срока его правления.

Известно, что при использовании контент-анализа исследователь должен иметь оцифрованный (машиночитаемый) текст документа. В этом плане автору данной работы повезло, так как имеющийся материал был уже представлен в электронном виде. Контент-анализ проводился с целью выявления встречаемости в текстах официальных выступлений президентов категорий “Куба”, “кубинские дела”, “Соединенные Штаты Америки и Куба”, “Куба и холодная война” и прочих.

На завершающем этапе написания магистерской диссертации основными программами, с которыми пришлось работать автору диссертации, были приложения “MS Word” и “MS Excel”из уже упоминаемого пакета “MS Office 97-2003”. Первое приложение было использовано автором для набора и редактирования текста магистерской диссертации, в то время как “MS Excel” использовался для создания приложений к диссертации в виде таблиц.

Оценивая перспективы использования информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений, необходимо отметить чрезвычайно большие возможности компьютерного анализа текса (контент-анализа), особенно материалов средств массой информации. Автору данной работу, к сожалению, не удалось собрать сколько-нибудь значительного объема такого материала для проведения контент-анализа. Также перспективы расширения использования информационных технологий историками связаны как с продолжением внедрения описанного выше программного обеспечения, так и с поиском нового.

Таким образом, при изучении американо-кубинских отношений (1962-1991) автором были использованы разнообразные информационные технологии, а также были определены дальнейшие перспективы их использования в исследовании поставленной проблемы.


Глава 4. обсуждение результатов научного исследования

Основываясь на результатах проделанной работы, можно сделать вывод о значительных достижениях историков в использовании информационных технологий при изучении американо-кубинских отношений. В первую очередь об этом свидетельствует глобальная информационная сеть Интернет, которая содержит большое количество интернет-ресурсов, которые содержат разнообразную информацию об американо-кубинских отношениях.

Как правило, это либо репрезентативные интернет-ресурсы, предоставляющие исследователям возможность ознакомиться с неизвестными документами, либо интернет-сайты учебных, научных заведений или общественных организаций, предлагающие подескуссировать по актуальным вопросам темы исследования.

Вместе с тем, отрицательной стороной в нынешней ситуации является малочисленность интернет-ресурсов по данной теме на русском языке. Это может говорить о малой заинтересованности исследователей бывшего СССР в изучении проблемы взаимоотношений между неевропейскими странами.

Однако результирующим суждением в данном вопросе является, несомненно, признание положительной роли и громадного значения, которое оказывает глобальная информационная сеть Интернет как вспомогательное средство для историков в их научной деятельности.

Также хотелось бы отметить достаточно широкие перспективы использования иных информационных технологий в изучении американо-кубинских отношений. Они связаны как с поиском информации в том же Интернете, так и с обработкой исходных материалов с целью лучшего понимания сути описываемых явлений.

Значительные возможности предлагает контент-анализ, а также компьютерное программное обеспечение его реализовывающие как информационную технологию (программа “ТАСТ”). Не меньший потенциал скрывается и в использовании стандартных информационных технологиях, предусмотренных обычным пакетом “MS Office”. Главная задача заключается в том, чтобы начать видеть применение информационных технологий в исторических исследованиях как само собой разумеющееся, а не как диковинный эксперимент отдельных исследователей.


Заключение

Начало использования информационных технологий в исторических исследованиях открыло перед историками поистине огромные возможности. Теперь исследователь имеет возможность быстро находить необходимую информацию, оперативно, в режиме реального времени, общаться с коллегами, следить за изменениями мировой научной, и в частности, исторической мысли.

Кроме того, внедрение информационных технологий в исторические исследования открывает новые возможности для анализа, в первую очередь, количественных источников. Это особенно востребовано при изучении экономической и социальной истории, хотя, в определенной степени, данный метод приемлем и к политической истории. Последний аспект был опробован, в частности, автором данной работы при анализе документов, полученных при помощи технологий Интернета.

Уже отмечалось про возможность использования информационных технологий для анализа текстовых источников. Использование метода контент-анализа, основанного на применении программ анализа текста, конечно, значительно упрощает работу исследователю, но и здесь есть свои “подводные камни”. В первую очередь это связано с достоверностью указанных в тексте данных. Ведь не секрет, что даже официальные заявления президентов США часто расходятся с их конкретной реализацией. Поэтому в данном вопросе автор работы придерживается достаточно умеренной позиции.

В целом, необходимо отметить, что на современном этапе развития информационные технологии становятся действительным и самым верным спутником историков, как профессионалов, так и любителей. При этом информационные технологии постепенно превращаются из непосредственно прикладного инструмента исследования явлений действительности в своеобразную отрасль исторического знания. Иными словами, если раньше историки воспринимали информационные технологии как подручное средство, то теперь часть из них занимается проблемой научно обоснованного применения информационных технологий в исторических исследованиях. Данный аспект свидетельствует о все больше набирающем обороты процессе междисциплинарного взаимодействия и интеграции научного знания.


Список литературы к реферату

1. Абрамов, В.К., Марискин, О.И. Историческая информатика и ЭВМ в Мордовском государственном университете // Из истории исторической информатики / Межвузовский сборник научных трудов.- Выпуск 2. - Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 1999. - С. 45-49;

2. Алпеев, А.Н. Современная мировая историческая наука: Информационно-аналитический обзор (по материалам 18-го Международного конгресса историков и 10-й Международной конференции «История и компьютер»). - Монреаль, август-сентябрь 1995 г. / Редакционная коллегия А.Н. Алпеев, В.Н. Сидорцов, С.В. Толеронок. – Мн.: Тетрасистемс, 1996;

3. Балыкина, Е.Н., Липницкая, О.Л. и другие. Историческая информатика (Информатика для исторических специальностей): Учебное пособие / Под общей редакцией В.Н. Сидорцова, Л.И. Бородкина. – Мн.: Веды, 1998. – 316 с.;

4. Бешенков, С.А. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов университетов и педагогических вузов / С.А. Бешенков, А.Г. Гей, С.Г. Григорьев; под общей редакцией С.А. Бешенкова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1995. – 144 с.;

5. Бородкин, Л.И., Гарскова, И.М. Историческая информатика: Учебное пособие / Под редакцией Л.И. Бородкина. – М.: Мосгосархив, 1996. – 400 с.;

6. Бородкин, Л.И., Тяжельников, В.С. Круг идей: новое в исторической информатике // Труды І конференции Ассоциации «История и компьютер» / Редакционная коллегия Л.И. Бородкин, В.С. Тяжельникова. – М., 1994. – 170 с.;

7. Буховец, О.Г. Постсоветская электоральная революция в зеркале "Стратегии медленного анализа" на примере Белоруссии // Информационный Бюллетень Ассоциации “История и компьютер”, № 23. – М., 1998. – С.125-129;

8. Валетов, Т.Я. Проблемы организации электронных ресурсов по истории / Т.Я. Валетов // Информационный бюллетень Ассоциации “История и компьютер”. - № 30. Материалы 8-й конференции “АИК”. М., 2002. С. 79.;

9. Владимиров, В.Н., Колдаков, Д.В. Информационные технологии в науке и образовании: опыт исторического факультета Алтайского государственного университета / В.Н. Владимиров, Д.В. Колдаков // “Известия Алтайского государственного университета”. - № 2, 1996. – С. 122-124;

10. Левандовский, М.И. Создание базы данных "Выборщики в I и II государственные думы России в Западных и Северо-Западных губерниях" и обработка распределенной информации // Информационный Бюллетень Ассоциации "История и компьютер", № 17. – М., 1996. – С. 57-59;

11. Пинягин, С.В. Внедрение компьютерных технологий в изучение истории в странах СНГ / С.В. Пинягин // Наука и образование [Электронный ресурс]. - 2006.- Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/62580.html. - Дата доступа: 11.11.2009;

12. Подгаецкий, В.В., Святец, Ю.А. Методические указания к практическим занятиям по курсу “Количественные методы и ЭВМ в исторических исследованиях” / В.В. Подгаецкий, Ю.А. Святец.- Днепропетровск, 1990. – 128 с.;

13. Робачевский, А.М. Глобальная сеть Интернет / Робачевский А. М. // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». № 13. – М., 1995. С. 127-134;

14. Шаполав Е.Ю. Междисциплинарный подход в исторической науке: некоторые аспекты формирования современной методологии истории / Е.Ю. Шаповал // “Исследовано в России” [Электронный ресурс]. – 2008. Режим доступа: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2008/023.pdf. - Дата доступа: 11.11.2009;

15. Швед, В.В., Бярэйшык, Л.У. Выкарыстанне камп’ютэрных праграм для кантролю самастойнай працы студэнтаў-гісторыкаў // Новые информационные технологии в образовании. - Мн., 1996. Т. 3. Историческая информатика. - С. 39-42;


Предметный указатель к реферату


Американо-кубинские отношения, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 20, 22;

Ассоциация "История и компьютер" (АИК), 5;

Гиперссылка, 11, 14;

Глобальная информационная сеть, 5, 6, 10, 11, 18, 22;

Интернет, 5, 10, 11, 17, 18, 22;

Интернет-cайт, 5, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19;

Интернет-источник, 14, 15;

Интернет-ресурс, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 22;

Интернет-форум, 12;

Информационный ресурс, 5, 10, 12;

Информационные технологии, 5, 6, 7, 11, 12, 18, 19, 20, 22, 24;

Исторические исследования, 5, 7, 8, 22, 24;

Методы научного познания мира, 8;

Общелогические (философские) методы, 8;

Общенаучные методы, 8;

Организации кубинских эмигрантов в США, 16;

Специальные методы, 8;

Электронно-вычислительная техника, 10, 11;

Электронные энциклопедии, 16


интернет-ресурсы в предметной области исследования

1. http://www.state.gov/-официальный интернет-сайт Государственного департамента США .

Содержит информацию, в основном, документального характера. Наиболее ценными, для данного исследования, разделами интернет-сайта являются “Archive”, “About State”, а также “Publication Type”. Следует отметить наличие значительного архива документов законодательного и делопроизводственного вида, которые касаются принципов действия механизмов и истории внешней политики США в отмеченный период. Например, архив с общим названием “Foreign Relations of the United States”.

2. http :// www . gwu . edu / -официальный интернет-сайт университета Джорджа Вашингтона .

Структура интернет-сайта содержит такие разделы как “Explore our university”, “Apply GW Administrations”, “Learn our Academics”, “Discovery Research in Action”, “Conect Alumni & Friends” и “Give Support GW”. В разделе “Discovery Research in Action” существует один из подразделов, который называется “University Libraries”, где содержаться ссылки на конкретные библиотечные залы как самого университета, так и ссылки на библиотеки других университетов США.

3. http :// www . cubasource . org / -интернет-ресурс общественной организации Canadian Foundation for the Americas (Канадский фонд Америки).

Информация интернет-ресурса, интересующая автора данной работы, представлена в виде отсканированных копий автонтичных документов по истории внешней политики США в отношении Кубы: Memorandum for Mr. George Bundy, special assistant of the President of the United States (1963, 1 March), The Cuban problem (special report to the President of the United States, 1963, 21 April) и другие. К преимуществам сайта стоит отнести простоту навигации и легкость копирования с него информации.

4. http://www.coldwar.ru -интернет-ресурс, полностью посвященный истории развития «холодной войны» и сопутствующих ей событий. В качестве источника информации по теме данного исследования использовался материал такого раздела как Персоналии. В этом разделе содержаться биографические данные о лидерах ведущих государств того времени, которые ценны наличием документов-программ соответствующих политиков. Также стоит отметить наличие раздела “Конфликты” и “Форума” интернет-сайта. В данных разделах можно найти неплохой аналитический материал по истории «холодной войны», в том числе и по американо-советско-кубинским отношениям в отмеченный период.

5. http://www.heritage.org/ -интернет-сайт общественной организации «Фонд наследия» .

Один из подразделов интернет-сайта “The Founder’s Almanac” посвящен известным людям и событиям американской истории, в том числе и в отношении внешнеполитической деятельности. Здесь можно найти отдельные документы по политике США в отношении Кубы и других латиноамериканских государств, а также статьи и комментарии по наиболее интересным вопросам американской истории.

6. http://www.historycommons.org/ -интернет-сайт общественной организации Центр фундаментальных исследований “Свободное сообщество истории” . Особенностью данного интернет-ресурса является вид представления и организации информации. Дело в том, что “historycommons”-это своеобразный форум, на котором все желающие, как историки профессионалы, так и любители, могут оставлять свои комментарии, исследовательские работы, обмениваться мнениями.

7. http :// www . grinchevskiy . ru / -интернет-ресурс ”История США, на русском языке, в документах”.

Преимущество данного интернет-ресурса, по сравнению с большинством остальных интернет-сайтов, заключается в его русскоязычном варианте представления информации. В целом же, “grinchevskiy.ru” схож по строению и организации материала с интернет-сайтом “state.gov”, так как все документы являются электронными копиями археографических публикаций.

8. http :// www . wilsoncenter . org / -это интернет-сайт Международного научно-исследовательского центра Вудро Вильсона . Данный интернет-ресурс ориентирован, в первую очередь, на студентов, школьников и просто интересующихся американской историей и политикой.

9. http://www.washprofile.org/ -интернет-сайт Международного информационно-аналитического агентства “Washington ProFile” , независимого источника информации из Вашингтона на русском языке. Данный интернет-ресурс представляет собой своего рода коммутационный узел, на котором размещается информация с других интернет-источников либо в виде текстов статей либо в виде ссылок на них.

10. http:// www .en.wikipedia.org/ -интернет-сайт свободной электронной энциклопедия “Википедия” (на английском языке). Данный интернет-ресурс предоставил доступ к различного рода документам, которые автору работы не представилось найти на других интернет-сайтах.

11. http :// www . britannica . com / -интернет-сайт энциклопедии “Британика” .

Имеет схожую структуру с интернет-сайтом “wikipedia.org”, однако отличается от первой статусом предоставляемой информации. Так, если “wikipedia.org” это свободный интернет-ресурс, на котором каждый желающий может оставить интересующую его информацию, либо внести изменения в уже существующий материал статей, то “britannica.com” является официальным интернет-сайтом соответствующей британской энциклопедии.

12. http://www.house.gov/ -официальный интернет-сайт Палаты Представителей Конгресса США. Структура данного интернет-ресурса, в целом, схожа со структурой интернет-сайта Государственного департамента США. Она включает информацию о самом органе государственной власти, его истории развития, нынешнем руководстве, текущих новостях и контактах для связи.


Персональный интернет-сайт

http : // www . his - koyda 1. narod . ru /

граф научных интересов

Магистранта Койды Сергея Вячеславовича

Исторический факультет

Специальность: всеобщая история

Смежные специальности

  • 07.00.02 – отечественная история
  1. Государственные образования на территории Беларуси, их внутренняя и внешняя политика, местное управление, классовая борьба, политические и иные партии, организации, классовая и сословная идеология.
  2. Этнические процессы на территории Беларуси, национальная ментальность, межэтнические взаимоотношения, национальная культура т национальные движения.
  3. Экономические и общественно-политические связи Беларуси с другими странами.

· 07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования

1. История исторической науки. Развитие исторической мысли, школы и направления, организация и функции науки. Антропологизация и «лингвистический поворот» в историографии. Интеллектуальная история. Теоретико-методологические проблемы исторического познания.

2. Принципы и методы исторического исследования. Способы построения и обоснование исторического знания. Вербально-логические и знаково-символьные формы представления. Общелогические, общенаучные и специальные исторические методы. Нетрадиционные методы и информационные технологии

3. Источниковедение. Классификация и систематизация источников. История источниковедения. Источники по истории Беларуси и зарубежных стран. Компаративное источниковедение. Новая информационная среда и новые типы исторических источников. Нарратология..

  • 07.00.15 – история международных отношений и внешней политики
  1. Возникновение, формирование и развитие системы международных отношений.
  2. Внешняя политика и дипломатия иностранных стран в разные исторические периоды.
  3. Дипломатия и другие средства осуществления внешней политики, методы и приемы деятельности государств и других политических сил на международной арене в разные исторические периоды. Особенности и специфика дипломатии стран мира в разные исторические периоды. Дипломатическая история крупнейших событий прошлого.

Основная специальность

07.00.03 – всеобщая история

1. Методологические и типологические проблемы исследования истории зарубежных стран, связей и взаимодействия между отдельными цивилизациями и регионами.

2. История развития государств, политических и общественных институтов на локальном, региональном и глобальном уровнях; историко-демографические процессы.

3. Внешняя политика и международные отношения, проблемы войны и мира, военно-политические союзы, глобализация мировых процессов и геополитические проблемы.

Сопутствующие специальности

  • 05.25.02 – документалистика, документоведение, архивоведение, ист.

Исследование общих свойств документа как источника и носителя информации. История документалистики, документоведения и архивоведения.

  • 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Политические и этнополитические процессы и конфликты: сущность, типология, механизмы регуляции и разрешения. Этнополитические процессы в условиях трансформации общества. Конфликт и общественное согласие (консенсус).

тестовые вопросы по “основам информационных технологий”

1. Основными тегами таблицы являются:

- а) <caption>;*

- b) <table>;*

- c) <plaintext>;

- d) <q>.

2. Ведущими специалистами в области применения информационных технологий в исторических исследованиях на историческом факультете БГУ на данный момент являются:

- а) Самохвалов Д.С.;

- b) Балыкина Е.Н.;*

- c) Перзашкевич О.В.;

- d) Сидорцов В.Н.*

презентация магистерской диссертации

Тема диссертации: Американо-кубинские отношения (1962-1991)

Посмотреть презентацию диссертации можно на персональном интернет-сайте автора: http:// www. his- koyda1.narod.ru /

Перечень слайдов находится в приложении.


список литературы к выпускной работе

1. Балыкина, Е.Н., Липницкая, О.Л. и другие. Историческая информатика (Информатика для исторических специальностей): Учебное пособие / Под общей редакцией В.Н. Сидорцова, Л.И. Бородкина. – Мн.: Веды, 1998. – 316 с.;

2. Громов, Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: Наука, 1993. – 357 с.;

3. Коцюбинский, А.О., Грошев, С.В. Хрестоматия работы на компьютере: учебное пособие / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. – М.: Триумф, 2003. – 496 с.;

4. Крейнак, Дж. Основы работы на компьютере / Дж. Крейнак // Перевод c английского Н.А. Ворониной. – М.: Астрель, 2006. – 429 с.;

5. Левкович, О.А. Основы компьютерной грамотности: учебное пособие / О.А. Левкович, Е.С. Шелкоплясов, Т.Н. Шелкоплясова / Под общей редакцией О.А. Левковича. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 528 с.;

6. Сидорцов, В.Н. Методология исторического исследования (механизм творчества историка). – Мн.: БГУ, 2000. – 326 с.;

7. Яскевич, Я.С. и другие. Прикладная интернетика: словарь терминов: Учебно-методическое пособие для аспирантов и слушателей системы повышения квалификации / Под общей редакцией Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 218 с.

приложение