Главная              Рефераты - Разное

Развитие речи учащихся начальной школы - реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 станицы Отрадной

Отрадненского района Краснодарского края

Языковая копилка

Развитие речи учащихся начальной школы

(Материал к урокам русского языка и литературного чтения)

из опыта работы

учителя начальных классов

Клименко С. Ф.

Содержание:

1. Введение

2. Практический материал:

1) необходимые правила говорящего и слушающего;

2) памятки в помощь ученикам (словарики интонаций, настроений, слова-помощники);

3) пословицы и поговорки на уроках русского языка и литературного чтения;

4) работа с фразеологизмами;

5) обучение написанию стихов.

3. Приложение. Стихи учащихся.

«Как развить речь учащихся начальной школы?» - над этим вопросом задумывается каждый учитель. Волновало это и меня, но ещё хотелось организовать такую работу занимательно, познавательно и интересно. Чтобы дети развивали свою речь играя и могли эти игры – задания давать своим друзьям и родным, испытывать удовлетворение и удовольствие от выполненных упражнений. Но и это ещё не всё, была и большая мечта: развивая речь детей, обогащая их словарный запас, научить сочинять стихи, да, именно научить . Оказывается, применяя некоторые правила стихосложения, имея богатый запас слов, фантазию и большое желание, можно научиться писать стихи. К этому я веду детей из урока в урок, бужу их творческое воображение. Из развлечения, игры такие упражнения могут стать источниками саморазвития, творческой самоактуализации личности, её возвышения. Подбор материала собран из различных методических пособий, журналов «Начальная школа», придуман мной и моими учениками. Мечта сбывается: в каждом из шести моих выпусков есть дети, которые пишут стихи. Это и есть показатель работы над развитием речи учащихся.

Здесь представлены некоторые виды заданий, упражнений, правил, игр. Их можно использовать не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и во внеклассной работе по этим предметам.

P.S. Непременными условиями в работе над развитием речи учащихся являются: сотрудничество, сотворчество, искренняя заинтересованность, понимание и принятие даже малейшего успеха ребёнка. Важно заметить и выявить индивидуальные особенности и способности каждого, оказать индивидуально – ориентированную помощь учащимся.

Невозможно развить речь учащихся, не научив их слушать и слышать, говорить так, чтобы тебя слушали. В обучении этому мастерству помогают высказывания великих людей, которые можно использовать на уроке не только за основу правил, но и для списывания, объяснения орфограмм, значения этих высказываний, в минутках чистописания.

Правила говорящего

1. Осторожно обращайтесь со словом. «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь».

В. И. Даль

2. Хорошо продумывайте свою будущую речь. «Не допускай, чтобы язык забегал вперёд ума».

Хилон

«Сперва подумай, а там скажи!»

В. И. Даль

3. Не искажайте действительности в речи!

«У лжеца дом сгорел – никто не поверил».

4. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.

«Знай, что твоё неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение».

В. А. Сухомлинский

5. «Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях».

Ф. Честорфилд

6. Не говорите о том, что всем давно известно!

7. Не будьте многословны!

«Много говорить и много сказать не есть одно и тоже».

Софокл

«Поменьше говори, побольше услышишь»

В. И. Даль

8. Не повторяйте одно и то же несколько раз!

«И хорошие слова хороши один раз»

9. Оцени своевременность беседы.

«В добрый час - молвить, в худой - промолчать».

В. И. Даль

«Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит в том, чтобы вовремя промолчать».

Ф. Ларошфуко

Правила слушающего

1. Выслушайте обращённое к вам слово!

Вникните в содержание и попробуйте понять говорящего.

2. Умейте слушать!

3. «Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать».

К. Морли

4. Не принимайте решение, выслушав только одну сторону.

«Сто человек – сто мнений»

«Сколько людей – столько умов».

5. Если вам не ясно, не спешите с выводами!

В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ

1. Словарик интонаций:

- удивление - сожаление

- страх - весёлость, веселье, радость

- торжество - грусть

- печаль - таинственность

- растерянность - раздражение

- осуждение - восхищение

- насмешливость - сочувствие

- восторг

2. Словарик настроений

- беспокойное - бодрое

- боязливое - бурное

- весёлое - возбуждённое

- возмущенное - волшебное

- воспевающее - восторжённое

- высмеивающее - героическое

- грустное - добродушное

- жуткое - добродушно – насмешливое

- загадочное - задиристое

- заносчивое - звонкое

- капризное - ликующее

- мечтательное - мрачное

- насмешливое - нетерпеливое

- обиженное - печальное

- поучительное - приветливое

- радостное - светлое

- сердитое - серьёзное

- сказочное - скорбное

- смешное - солнечное

- сонное - сосредоточенное

- спокойное - торжественное

- тоскливое - тревожное

- уютное - хвастливое

- шаловливое - шутливое

3. Слова – помощники

- мечтательный - самостоятельный

- сластёна - серьёзный

- обаятельный - неуклюжий

- глупый - весёлый

- неряха - ворчливый

- наблюдательный - любопытный

- непоседа - милый

- улыбчивый - остроумный

- любознательный - умный

- весёлый - хитрый

- решительный - находчивый

- забавный - заботливый

- ответственный - шаловливый

- самоуверенный - гениальный

- с чувством юмора - смелый

- способный - почемучка

- симпатичный - спортивный

- хозяйственный - начитанный

- добрый - строгий

Пословицы и поговорки на уроках русского языка и литературного чтения

С пословицами и поговорками можно работать по–разному, в зависимости от урока и его целей:

- подбор пословиц к теме урока, то есть имеющих определённую орфограмму: списывание и нахождение этих орфограмм; вставить пропущенные буквы и доказать слабую позицию в слове;

- подбор пословиц в соответствии с временем года;

- в соответствии с воспитательной задачей урока;

- анализ смысла пословиц и применение их к содержанию текста и т. д.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

к темам уроков русского языка

1. Безударные гласные в корне слов

- Если дружба велика, будет Родина крепка

- Всякому мила своя сторона

- Смелость города берёт

- Посуда любит чистоту

- На хороший цветок и пчела летит

2. Слова с непроизносимыми согласными

- Сердце матери лучше солнца греет

- Ленивому и будни праздник

- Счастливым и красивым делает человека работа

- Дождливое лето хуже осени

- Радостная жизнь сердце веселит

3. Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов

- Хороший друг – это настоящий клад

- Терпенье и труд всё перетрут

- Не будь тороплив, а будь памятлив

- Нет лучшего дружка, как родимая матушка

- Снег на полях – хлеб в закромах

4. Слова с удвоенными согласными

- Ссора до добра не доводит

- У коллектива большая сила

5. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу

- Не спеши языком, спеши делом

- Жить – Родине служить

- С кем поживёшь – от того и переймёшь

- Без дела жить – только небо коптить

- Жизнь дана на добрые дела

- Чужой славой не проживёшь

- Жизнь правде посвящай

- Грибы ищут – по лесу рыщут

- Умел начать – умей и окончить

- Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит

- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит

- Не верь чужим речам, а верь своим очам

6. Слова с мягким знаком

- Маленькое дело лучше всякого безделья

- Умел взять, умей и отдать

- Слушай больше, а говори меньше

- Волков бояться – в лес не ходить

- Больше дела, меньше слов

7. Слова с разделительными Ъ и Ь знаками

- Повторенье – мать ученья

- Без терпенья нет уменья

- Ручьи сольются – река, люди соединятся – сила

- За большим подъёмом и спуск большой

- Пословицу не обойти, не объехать

- Не стыдись говорить, коли, правду хочешь объявить

- Знает кошка, чьё мясо съела

- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть

8. Падежные окончания имён существительных

- Добрые вести не лежат на месте

- Умный товарищ – половина дороги

- Делу – время, потехе – час

- По наружности о человеке не суди

- Труд – дело чести, славы, доблести и геройства

9. Имена существительные с шипящими на конце

- На помощь надейся, а сам не плошай

- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

- Хорошую речь хорошо и слушать

- Книга – лучший товарищ

- Наука – источник знаний

10. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений. «Не» с глаголами

- Труд кормит, а лень портит

- Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит

- Ласточка день начинает, а соловей кончает

- Умный человек не тратит много слов

11. Личные окончания глаголов 2 лица

- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь

- Что написано пером, того не вырубишь топором

- Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь

- Делаешь наспех, сделаешь на смех

Некоторые из этих пословиц можно использовать при изучении разных тем.

Работа с фразеологизмами

Фразеологизмы – образные выражения русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительнее, содержательнее.

Виды работы с фразеологизмами

1. Почему мы так говорим?

- Запись фразеологизма в минутке чистописания, работа над значением этого выражения.

2. Когда мы так говорим?

- Привести примеры с использованием фразеологизма.

3. Подобрать из группы фразеологизмов выражения, одинаковые по значению.

4. Предлагается два столбика: фразеологизмы и их значения, записанные в произвольном порядке.

Задание: найди пару, соедини стрелками.

5. Подобрать как можно больше фразеологизмов, в которых бы использовалось заданное слово, например: голова, нос, рука, уши, глаза и т. д.

Примеры фразеологизмов и их значения

1. Как о стенку горох – ничего на него не действует.

2. Как осиновый лист – трястись от страха или от сильного волнения.

3. Как рыба в воде – чувствовать себя легко и свободно.

4. Крокодиловы слёзы – ложная жалость.

5. Куда глаза глядят – идти неизвестно куда.

6. Лица нет – кто–то очень сильно побледнел от испуга.

7. Море по колено – ничего не страшно.

8. Как две капли воды – очень похожи.

9. По горячим следам – тут же.

10.Как сквозь землю провалился – исчез, нигде его нет.

11.Идёт задрав нос – воображает.

12.Ударить по рукам – договориться.

13.Играть с огнём – рисковать.

14.Как за каменной стеной – быть защищённым.

15.Витать в облаках – мечтать.

16.Сесть на шею – злоупотреблять чужой добротой.

17.Мурашки бегают – холодно от страха.

18.На седьмом небе – быть очень довольным, счастливым.

19.Не верить глазам – очень удивляться.

20.Не помнить себя – состояние сильного волнения.

21.Провалиться на месте – дать клятву.

22.Пора и честь знать – пора уходить.

23.Ушки на макушке – быть настороже.

24.Чёрная кошка пробежала – между друзьями произошла сора.

25.Сердце сжалось – стало очень грустно.

О бучение написанию стихов

Стихи – это дружная компания слов, которые очень подходят друг другу, как хор или оркестр, они подпевают друг другу, одно слово поёт то же, что и другое. Получается рифма.

1. Зачитывание отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»:

«Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- А у тебя способности есть?- спросил Цветик.

- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.

- Это надо проверить, - сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.

- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово «палка».

- Селедка, - ответил Незнайка.

- Какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.

- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

- Этого мало, - сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка!

- Понял, понял! – закричал Незнайка. – Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово! Ха – ха – ха!

- Ну, придумай рифму на слово «пакля», - сказал Цветик.

- Шмакля, - ответил Незнайка.

- Какая шмакля! – удивился Цветик. – Разве есть такое слово?..»

Обсуждение с детьми прочитанного: как они поняли этот отрывок и что такое рифма в их понимании.

Подобную работу можно провести с произведением А. Милн «Стихотворение. (Сочинил осёл Иа - Иа)».

Выявление созвучных слов в детских стихах

Что ж ты ёж

Что ж ты, Ёж, такой колючий?

-Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Ира и ёж

Ира просит: «Ёжик, ёж!

Ты мне платьице сошьёшь?»

Ёж ответил из-под ёлки:

«Ниток нет – одни иголки».

Сравнение пар строчек: 1и2, 3и4.

-Нахождение общих признаков: созвучны звуки в последних словах этих строк, количество гласных – одинаковое. Эти открытия и послужат основой для составления стихотворных строчек.

ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Учитель прочитывает незаконченное двустишье, ученики должны подобрать слово – рифмовку. Если затрудняются, учитель даёт на выбор три своих варианта, ребята доказывают правильность выбора и приходят ещё к одному выводу: при подборе рифмы важно смысловое значение слова.

Погода была ужасная.

Принцесса была …(красная, прекрасная, первоклассная)

Ой, конёчек – горбуночек!

Прибегай скорей, …(сыночек, дружочек, свисточек)

Белый снег в лесу лежит.

Зайка под кустом …(жужжит, дрожит, скрипит)

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигрёнок, а не …(миска, ириска, киска)

СОСТАВЛЕНИЕ ПАР РИФМОВОК, ЦЕПОЧЕК РИФМОВАННЫХ СЛОВ

Кошка - , ручей - ,мыши - , бычок - , чижи - , камыши - , цветок - , коза - ,рыбка - , малютка - , дудка - , белка - , шутка - , косички - , клубок - , молодцы - , коробок - и т.д.

ТЫ ПРОДОЛЖИ РИФМУ В ЛАД

1. Когда приходит осень …

2. Вася с папой крышу кроют,

Головой во всю крутя…

3. В день рождения Андрюшки…

4. Шла лесной тропинкой

бабушка с корзинкой…

5. Очень мне обидно стало,

Что собака покусала…

6. Как-то раз в конце субботы

В наши сельские края…

7. Жил у лужи крокодил,

Он кого–то сторожил…

8. Однажды я из школы

С портфелем возвращался…

9. Вот моя кроватка

Спать в ней очень сладко…

10.А у нас телёнок есть,

Любит он траву поесть…

11.У пруда собаки навострили ушки…

12.Если в кухне тараканы

Маршируют по столу…

13.Стали пить вы в школе квас

И забрызгали весь класс…

14.Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает…

15.Жил на свете муравей

Без ресниц и без бровей…

16.Тот вечно хнычет и скучает…

17.Кролик лист капустный грыз…

18.Кто ничего не изучает…

19.Как-то с папой в зоопарк

Мы пришли под вечер…

20.Говорят, что кошки

Не едят из ложки…

21.На полянке возле речки

Прятались в кустах овечки…

22.Вот уже четыре дня

Жар и кашель у меня…

23.Залетела к нам оса

И гудела два часа…

24.Лень любила всей душой

Нежиться в кровати…

Есть различные варианты использования этих строчек:

Можно прочитывать только первую строчку, а дети – вторую, потом учитель прочитывает свой вариант; можно дать обе строчки, а дети продолжают.

НАЙДИ РИФМУ

(литературная викторина по произведениям известных детских писателей)

1. Как у нашего Мирона

На носу сидит… (ворона)

К. Чуковский «Чудо дерево»

2. А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря… (кит)

К. Чуковский «Путаница»

3. Кит царапался, кусался,

Если ж был неравен спор

От врагов своих спасался,

Залезая на… (забор)

Б. Заходер «Кит и Кот»

4. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в…(окно)

Б. Заходер «Песенка – азбука »

5. В сыром тропическом лесу

Ловил ужей и жаб

На длинном Ванином носу

Крылатый… (баобаб)

С. Маршак «Про одного ученика и шесть единиц»

6. Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это… (брюки)

С. Маршак «Вот, какой рассеянный»

7. Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит… (картошка)

И. Токмакова «В чудной стране»

8. И на утро вот что было:

Бедный Дима вдруг ослеп.

На окне лежало мыло –

Он сказал, что это… (хлеб)

А. Барто «Очки»

9. На брата сердится сестра:

Её зовут Марина,

А он стоит среди двора,

Кричит: - Ты где, …? (малина)

А. Барто «Буква Р»

10. Брал в столовой дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Стёпа –

Ноги клал на… (табурет)

С. Михалков «Дядя Стёпа»

11. Иван Топорышкин пошёл на охоту,

С ними пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на… (топор)

Д. Хармс «Иван Топорышкин»

12. Снова леший козни строит,

Но теперь он гуманоид.

Пересел в тарелку джинн –

Устарел его… (кувшин)

В. Берестов «Инопланетяне»

13. Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий - синий,

Презелёный красный …(шар)

С. Михалков «Шар»

14. Проснулась старушка и стала искать

Домашние туфли, свечу и …(кровать)

С. Маршак «Старушка»

15. В темноте увидел Петя:

Сверху смотрит великан

Оказалось на рассвете –

Это старый (чемодан)

С. Маршак «Чего боялся Петя?»

16. То не дождь пошел из облака

И не град,

То посыпался из облака…(виноград)

К. Чуковский «Радость»

17. Всем – всем –всем!

На нас идёт

Чудо – Юдо Рыба -…(кот)

Б. Заходер «Кит и Кот»

18. Тут и мыло подскочило

И вцепилось в облака,

И юлило, и мылило,

И кусало как …(оса)

К. Чуковский «Мойдодыр»

19. Пиф – паф! – и Буйвол наутёк,

За ними в испуге…(носорог)

К. Чуковский «Крокодил»

20. – Стыдно старому реветь –

Ты не заяц, а…(медведь)

К. Чуковский «Краденое солнце»

21. Но, как чёрная железная нога,

Побежала, поскакала …(кочерга)

К. Чуковский «Федорино горе»

22. Сестрёнка ему надевала чулок,

А Слава скучал и глядел в…(потолок)

Я. Аким «Неумейка»

СОЧИНЕНИЕ СТИХОВ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

-Я и моё настроение

-Моя мама

-Мои друзья

-Что я вижу за окном

-Моя снежинка

-Осень

-Мысли на уроке

-О животных

-Про всё на свете

-Весна

-Зимние стихи

-Наша газета

-Стихи к праздникам и с праздником

-Мой класс

-Мои одноклассники

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОБА ПЕРА

(некоторые стихи учащихся выпусков разных лет)

Белка

Белка, белка,

Хвостик золотой,

Ты сидишь на ели

Синей и большой.

Ковалёва Оля

Мотылёк

Летел мотылёк,

Сел на цветок,

Нос опустил,

Нектару попил,

Крыльями махнул,

В облаках утонул.

Курилкова Марина

Зима

Во дворе белым – бело

Ночью снегом замело.

Вот весёлые деньки!

Дай-ка санки и коньки!

Стещенко Рита

Весна

Во дворе звенит капель

Наступил весенний день

Дети вышли погулять

Поскакать и поиграть.

Стещенко Рита

Какие бывают цветы

Цветы, цветы кругом цветы!

Все небывалой красоты.

Вот сказочные, яркие.

Вот белые как заиньки.

А вот, и, не боясь греха,

Похожие на петуха.

Петух воскликнул : «Ко–ко - ко!

Им до меня так далеко!»

Сергиенко Лида

Внимательный петух

Крадётся по тропинке лис.

Он как на шариках повис.

Петух вскричал: «Кукареку!

Держаться надо на чеку!»

Сергиенко Лида

Осень очень огорчила нас

Вот, наконец, кончается весенняя пора.

Уж лето в двери постучалось.

Все дети крикнули: «Ура!

Один денёк учиться нам осталось!»

Вот наступило солнечное лето,

Купаться можно, по лесам бродить.

Кричали все ребята: «Лето!

Каникулы! Нам в школу не ходить!»

И так всё лето радовались дети,

Но наступил последний летний час.

Вот кофты потеплей они надели

Вновь наступила осень и огорчила нас.

Рябоконь Оля

Стрижи

Улетели сегодня стрижи…

А куда улетели, скажи?

А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им всё-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять зазвенят в вышине.

Луговой Юра

Лето

Солнышко яркое греет

Дети бегут на лужок

Птицы красиво запели:

«Ты погуляй, дружок!»

Стещенко Рита

Ёжик

Полз ёжик по дорожке

Весёленьким он был.

Он нёс из лесу яблочки

Спешил, спешил, спешил.

Но вот спешит сорока

Сорока – белобока.

Украла у ежа

Все яблоки она.

Ковалёва Оля

Ночь

Ночь пришла, уснули тени

Приутихло всё кругом

Лишь луна на небе светит

И заглядывает в дом.

Гонтарь Денис

Снегири

Прилетели снегири

И обрадовались мы

Но уж снега не видать

Улетать пора опять.

Любин Петя

Ночь

Вот луна взошла на небо

Дремлет кошка на полу

И котёнок очень сладко

Спит тут рядышком в углу.

Гришина Марина

Львёнок

В зоопарке родился львёнок.

Только нет у него силёнок.

Вот он вырастет большой,

И такой поднимет вой.

Гном

На горе стоит дом.

В доме живёт гном.

На столе лежит апельсин,

А гномик скучает один.

На столе лежат весёлые картинки.

Там есть сказка про шапку - невидимку,

Там есть ребусы, кроссворды и загадки,

Да найти бы нам ещё отгадки.

Сергиенко Лида

Новый год

Наступает Новый год

Праздник и веселье.

Скоро гости к нам придут

К новогодней ели.

Сразу ёлку мы зажжем,

Посидим немного,

Потанцуем, попоём.

Потому что очень ждём

Следующего года!

Лифарева Аня

Снежок

Снежок идёт пушистенький,

На улице тепло

Ах, как нам очень весело

Когда снежок идёт.

Тычинская Инна

Ёжик

Бежит ёжик по дорожке,

Мокрые сапожки.

Он несёт себе домой

Разные листочки.

Махров Владик

Падают снежинки,

Медленно кружась.

Белым пухом нежно

На землю ложась.

Анодченко Вика

Медведь

Жил-был медведь

Зимой отдыхал,

Летом гулял.

Летом ел землянику,

Зимой лапу сосал.

Гришина Марина

Плывут по небу облака.

Одно похоже на коня.

Оно не скачет и не ржёт,

А всё плывёт, плывёт, плывёт.

Я громко в след ему кричу:

«Возьми меня с собой!»

-Ты подрасти ещё чуть - чуть

И прилечу я за тобой.

Гонтарь Денис

Снег

Какой пушистый чистый снег

Кусты одеты в белый мех.

Они стоят несмелые,

Как медвежата белые.

Полянская Наташа

Света

Моя одноклассница Света

Сидит одна у окна

В руке шоколадная конфета –

Ни с кем не делится она

По диктанту получила четыре

И огорчилась она,

Задачу решить про гири

Она не сумела одна.

Я всё время играю со Светой

Говорю, что подружка моя.

Она поделилась конфетой

Дала ей конфету и я.

И вот, огорчённая Света

Взяла себе в руки мелок.

Написала слово «комета».

А ещё с ней Виталик – дружок

За партой одной сидит

Читает он медленно очень

И к соседям в тетради глядит…

Ещё Света любит варенье,

Мороженное,любит она.

Продолженье стихотворения

Я сочинить не смогла.

Рябоконь Оля

Первый снег

Точно белые алмазы

Выпал ночью белый снег.

Вот снежинки очень тихо

К нам в окошко пробрались,

А когда они упали

И растаяли в тепле

Только капельки остались

На заснеженном окне.

Стещенко Рита

Весна

Наконец пришла весна.

Первые цветочки,

Голубые небеса,

Набухают почки.

Просыпается медведь.

Птицы прилетели.

Звонко капают в лесу

Ранние капели.

Побежали ручейки.

Снег давно растаял.

И бегут ученики

В школу напевая.

Расцвели подснежники.

Солнце заблестело.

И в свой праздничный наряд

Всех весна одела!

Сергиенко Лида

Зимушка – зима

Пришла красавица Зима

И много снега принесла.

Белого, пушистого очень, очень чистого.

За ночь снегом принакрыла

И деревья, и поля,

И деревню не забыла –

Вот какие чудеса!

И сосулечки, сосульки

Стала вешать на окно.

Глянь-ка, голые деревья

Принакрыла серебром.

Мы сказали: «С Новым годом!»-

Вместе все со всем селом.

Сергиенко Лида

Степной простор

Раннее весеннее утро.

Солнце светит кругом.

Колокольчики синеют скромно,

Светом налился дом.

Я выглянула в окошко.

Свет солнца блеснул мне в глаза.

От дома бежит дорожка

Не сворачивает она никуда.

Дрожат в зелёной траве

Бриллианты крупной росы.

Отражается в прозрачной воде

Блеск моей русой косы.

И вот вышла я в степь

Сорвала один цветок.

А потом сорвала букет

И сплела из него венок.

Я взошла на высокую гору,

Посмотрела с неё я кругом:

Было много степного простора,

А вдали виднелся мой дом.

И когда я сошла с горы,

Побежала быстро домой.

За мной оставался вдали

Огромный степной простор.

Раннее весеннее утро

Солнце светит кругом.

Я вспоминаю долго

Утро и степной простор.

Рябоконь Оля

Наш класс

Жил на свете класс весёлый –

3 – Б его зовут.

В этом классе и танцуют,

И решают, и поют.

Вот бежим мы по дорожке

С 3- А, ну, кто быстрей?

Победила всё же дружба –

Это даже веселей.

Вот решаем мы задачи

И словарные слова

Так и прыгают в тетрадку

Ну–ка, думай, голова!

Дорешали, дописали,

Проверяем и сдаём

Получаем мы пятёрки –

Замечательно живём!

Сергиенко Лида

Пришла весна

И вот победила зиму весна,

Теперь к нам не скоро вернётся она.

Растает снег, побегут ручьи,

Распустятся на деревьях почки,

Вырастут в лесах грибочки,

Прилетят к нам скворцы,

Проснётся медведь от зимнего сна,

Много радости принесла весна.

Барыльник Виталик

Котёнок

Жил у меня котёнок маленький

Его Василем зовут

Ловил мышей и кур гонял он

Его боялись все вокруг.

Ковалёва Оля

Мама

Дорогая мама!

Милая моя,

С днём 8 Марта

Поздравляю я.

Будь всегда счастлива

И не будь грустна.

И вся жизнь прекрасна

Будет у тебя!

Марабян Света

Подснежник

В лесу на полянке расцвёл голубой

Подснежник весенний и нежный

Любуются звери и птицы тобой

Ведь первый цветочек ты снежный.

Моей учительнице

Учительница первая моя

Для нас она любимая, родная

Мы будем вспоминать её,

Тогда, возникнет в памяти и школа дорогая.

Спасибо вам за вашу доброту,

За ту заботу, преданность, а так же

За все труды, любовь и теплоту…

Спасибо, вам, учительница наша!

Максименко Кристина (подарила в 9 классе)

Хороша весна в Отрадной,

Голосистая пора.

Слышим щебет мы за партой

Ждём каникул все. Ура!

Емцева Лина

Моя любимая мама

Мама, я тебя люблю.

Все цветы тебе дарю.

Я тебя люблю всегда,

Как никто и никогда.

Ты учила, ты бранила

И со везде ходила.

Я тебя люблю всегда!

И в мороз, и в холода!

Липатова Юля

О маме

Самая умная и красивая,

Самая честная и терпеливая

«Кто же это?»-скажу я

Это мама, это мама

Это мамочка моя

Я тебя люблю так сильно,

Что обнять хочу;

И, конечно, в трудный час

Тебе я помогу!

Рахилова Карина

Любимой учительнице

Самая первая,

Самая светлая.

Самая, самая!-

Гордость для всех

Все её любят,

Все уважают.

Все ей от сердца здоровья желают.

Сапрыкина Вика

О тебе и обо мне, о нашей школьной суете

Любимская Рита

Стой, школьник, не спеши, остановись!

Возьми газету в руки,

Смотри,с какой душой оформлена она.

Не выпускай её, пока не прочитаешь.

Много хороших, значительных дел

Нашло отраженье в газете.

Здесь и стихи и проба пера,

И школьная мода на все времена!

Прочти, подумай, напиши,

О чём хотел бы знать – скажи!

Симачёва Катя

Моя Отрадная

Вдали от шумных городов,

Среди некошеных лугов

Стоит Отрадная моя,

Родная, милая земля.

Здесь отчий дом и дедов сад,

Весной грачи сюда летят

Лазорики цветут весной

Здесь край любимый и родной

Светлана и Саша Хлапонины

Экспромты на тему «Чем мне нравится весна», родившиеся на уроке в 4 – б классе

Чем мне нравится весна?

Тем, что радость принесла.

Всё приятное кругом,

Всё несётся кувырком.

Расцветают в поле разные цветы,

Нагревают солнце разные плоды.

Всё мне нравится в весне.

Это радость всей земле!

Сапрыкина Вика

Весна – это счастье,

Весна – это слёзы,

Весна – это радость,

Весна – это грозы.

Рита Любинская

Чем мне нравится весна?

Солнце дарит мне она,

Появляются цветочки,

Разбухают утром почки.

Птички песенки поют

И деревья все цветут.

Липатова Юля

Весна- это радость детей,

Весна – это праздник людей,

Весна – это почки, цветочки,

Весенние песни и строчки.

Баранова Настя

Чем мне нравится весна?

Дарит радость всем она,

Солнце светит, всё поёт,

В круг друзей весна зовёт.

Петренко Валя

Чем мне нравится весна?

Тем, что всё в ней нравится:

Птицы прилетели,

Почки распускаются.

Снег растаял уж давно,

Солнце засветило.

Почку встретило оно –

В листик превратило.

Морозов Витя

Поздравление одноклассников

Стихи напишу я в «Школьное эхо»:

Это учёбе моей не помеха!

О мальчиках в нашем 4-б

Я расскажу по секрету тебе.

Ну, например, Костенко Вадим…

Подруги мои восхищаются им.

Кто лучше всех держит данное слово?

Мой одноклассник –

Посульченко Вова.

Знают все взрослые, знают все дети,

Кто самый классный парень на свете.

Клёвый пацан не боится мороза

«Кто это?» - спросите, - Витя Морозов.

Любит он журналы, книги

Ну, конечно, Владик Скигин.

Победит он всех соперников –

Мой одноклассник Максим Мельников.

Добрее его на свете не сыщешь,

Это, конечно, Владик Тенищев.

Понимает с полуслова

Суть всего Смоленский Вова.

Костя Колесников – наш гандболист:

В школе и дома он – активист.

Любят его и стар и млад –

Это, конечно, Макаренко Влад.

Он всегда и во всём впереди,

Ну – ка, попробуй его догони!

Он не терпит лжи и злости –

Мой одноклассник Безер Костя.

Наши мальчики лучше всех

Пусть их в жизни ждёт успех.

Петренко Валя

Пожелания моим одноклассникам

Желаю всему классу, чтоб

Никто не заболел

Того, кого ударили

Чтоб каждый пожалел.

Учителю желаю

Всего, всего, всего

Чтоб в жизни он своей

Добился многого.

Ещё я пожелаю,

Чтоб дружны были все

И в жизни всей дальнейшей

Пусть будет всем успех.

Желаю самому себе

Чтоб было хорошо везде

И будет класс отличный

И будет всё отлично!

Первая родная

Дружно пишем мы письмо

- Почему?

В нашей школе Юбилей, потому.

И сегодня она краше, посмотри!

Любят школу нашу все ученики.

Принимает школа тысячу гостей,

А учителя ещё нарядней и добрей.

Пусть всё будет так на долгие года,

Процветай, родная школа, на века!

Учащиеся 2- б класса

Весна

Весна! Идут, идут дожди,

А ты немного подожди

Тогда закончатся дожди,

Тогда наступит месяц май

Всё расцветёт, всё зацветёт

И будем рады мы весне

Её прелестной красоте

Мы будем ею восхищаться

И будем в море мы купаться.

И не будет холодов,

Снова лето – никаких снегов!

А когда закончится весна,

Своих слёз не будет лить она.

Каникулы начнутся,

Ребята их дождутся!

Морозов Витя

Осень

Наступила осень.

Дни короче стали.

Листья опадают, деревья засыпают.

Небо потемнело, грустно стало вдруг.

Лето улетело далеко на юг.

Весна

Весна пришла!Весна пришла!

И всем нам радость принесла.

Цветочки зажелтели

И птички все запели.

Травка зеленеет, солнышко нас греет.

Банных Юля

Осенний паращютист

Наступила осень

И пошли дожди.

Капля сбила листик

Он её простил.

Лист летел и слышал,

Как проходит дождь.

Он упал на землю

Ты его не трожь.

Зимний день

Летит снежинка в зимний день,

Смеясь, на ель ложится.

И пляшет от восторга ель,

Ведь ей зимой не спится.

Под мягким одеялом ель

Согреет свои лапы.

А снег кружится в зимний день