Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации и задания к выполнению контрольных работ по истории государства и права зарубежных стран для всех форм обучения Смоленск 2010 - реферат

НОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой государственно-

правовых дисциплин Смоленского

филиала АПУ, кандидат юридических

наук

_________________И.А.Игнатенкова

«___» _________ 2010 г.

Кафедра государственно-правовых дисциплин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ К

ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

для всех форм обучения

Смоленск 2010

История государства и права зарубежных стран : Задания

к выполнению контрольных работ для всех форм обучения. – Смоленск: СФ НОУ АПУ,

2010.

Подготовил:

Доцент кафедры государственно- правовых дисциплин Смоленского филиала

НОУ ВПО «Академия права и управления» кандидат исторических наук

Артеменков М.Н.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых

дисциплин Смоленского филиала НОУ ВПО «Академия права и управления»

Протокол заседания кафедры № от «____» ___________ 2010 г.

Смоленский филиал Академии права и управления, 2010 г.

Методические рекомендации.

Объем контрольной работы должен составлять около 20 страниц. Работа выполняется крупным разборчивым подчерком. Может быть предоставлен машинописный текст на стандартных листах формата А-4, отпечатанный через 1,5 интервала (при компьютерном наборе должен быть выставлен шрифт Times New Roman). Выбор варианта определяется по последней цифре зачетной книжки. Внутри варианта слушатель выбирает одну тему по своему усмотрению.

Подготовку к выполнению контрольной работы следует начать с составления списка литературы по теме работы. Затем необходимо составить план работы, в котором обязательно должны быть: введение, не менее 3-х вопросов, раскрывающих основные положения темы, заключение, список литературы. При раскрытии темы необходимо использовать не только учебную и научную литературу, но также сами источники (хрестоматии). Обязательными являются нумерация страниц, ссылки на использованную литературу.

Список литературы, рекомендованной к использованию при написании контрольных работ, находится в конце заданий. В библиотеках литературу следует искать в систематическом каталоге в разделах «общественно-политические науки», «юридические науки», «отечественная история», «всеобщая история».

ТЕМА № 1

Нормы обычного права в законодательстве Хаммурапи.

Во введении в этой и последующих темах, где главным источником является законодательство Хаммурапи, необходимо дать внешнее описание памятника, включая анализ структуры текста, и определить его специфику. Далее нужно установить, насколько подробно освещен рассматриваемый вопрос в источнике.

Необходимо разъяснить понятие «обычное право» (которое является одной из форм выражения правовых норм в период становления всей системы права). Нужно обратить внимание на происхождение обычного права и ответить на вопрос: о чем свидетельствует наличие такого рода правовых норм в законодательстве Хаммурапи?

Нормы обычного права следует выявить прежде всего в доказательствах («божий суд») и наказаниях по принципу талиона. Попытайтесь найти и другие нормы обычного права в судебнике. В заключение следует дать общую оценку правовых норм древней Вавилонии.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.Д. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. - М., 1980.- Т.1.

2) История государства и права зарубежных стран (учебник).

3) История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1989.

4) История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Т.1. Месопотамия. - М., 1983.

5) Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. М., 1980.

6) Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.

ТЕМА № 2

Семейные отношения по законам Хаммурапи

Целью контрольной работы является подробный анализ семейного права Древней Вавилонии. На основании текста законов Хаммурапи следует проанализировать имущественные права главы семьи, отношения между ее членами, порядок заключения браков и разводов, наказания за семейные преступления, право наследования. Необходимо обратить внимание на положение в семье рабыни и ее детей от господина, на положении детей от брака раба и свободной женщины, объяснить, почему и в том и в другом случае дети становились по закону свободными.

При характеристике порядка наследования земли и имущества следует указать, кто имел право наследования, какими долями распределялось наследство, какие ограничения существовали в праве распоряжения имуществом (для кого и почему?). В заключение работы следует дать общую характеристику семейного права на Древнем Востоке.

Источники и литература:

См. Тему №1.

ТЕМА № 3

Организация судопроизводства по законам Хаммурапи.

В начале работы следует показать значение судебных органов в государствах древневосточной деспотии, как части государственного аппарата. Затем нужно перейти к анализу судебника Хаммурапи. В нем следует выделить статьи, касающиеся системы судопроизводства, и на их основе выяснить, кому принадлежала верховная судебная власть, кто осуществлял судопроизводство, принимались ли судебные решения коллегиально или нет, какова была ответственность судей, какие дела решались общинными судами, допускались ли законодательством случаи самосуда, какое значение для установления вины имели система доказательств и клятва. В заключение необходимо сделать вывод о сословном характере законодательства Древней Вавилонии.

Источники и литература:

См. Тему №1.

ТЕМА № 4

Формы земельной собственности по законам Хаммурапи

Начиная работу над темой необходимо выяснить, что такое собственность и владение, определить соотношение этих понятий, указать, какое значение для общественного развития имеют отношения собственности. Затем следует найти в судебнике статьи, относящиеся к тем или другим формам собственности. Найдите примеры купли-продажи земли, установите, свидетельствуют ли эти факты о существовании частной собственности на землю. Особое внимание следует уделить царской собственности, которую царь отдавал в условное владение своим воинам и чиновникам. Нужно рассмотреть права наследования, случаи потери воинами имущества, возможности распоряжения этим имуществом. Следует сделать выводы о соотношении разных видов земельной собственности в Древнем Вавилоне и о роли общины в системе общественных отношений на Древнем Востоке.

Источники и литература:

См. Тему №1.

ТЕМА № 5

Арендные отношения по законам Хаммурапи

Статей, посвященных аренде, в судебнике Хаммурапи довольно много, что свидетельствует о широком распространении арендных отношений. При работе над темой следует прежде всего выяснить, кто сдает и кто берет землю в аренду, определить ее условия, формы ренты. Необходимо выяснить, существовала ли субаренда и какое место уделено ей в судебнике. Сравните условия аренды поля и сада, а также целины. В заключение необходимо сделать вывод, о чем свидетельствовало распространение арендных отношений и чьи интересы защищали законы.

Источники и литература:

См. Тему №1.

ТЕМА № 6

Семейное право в Древней Индии по «Артхашастре»

Работу над темой следует начать с общей характеристики варно-кастовой системы Древней Индии и «Артхашастры» как политико-правового памятника. В процессе выполнения контрольной работы студент должен выяснить характер семьи, положение женщины, порядок наследования имущества в Древней Индии второй половины I тысячелетия до н.э. Специально следует остановиться на отражении в семейном праве существования варн и каст, а также рабства. В заключение следует сопоставить семейное право в Древней Индии с семейным правом других стран древневосточной деспотии.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.Д. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. - М., 1980.- Т.2, разд.IV, гл.1.

2) История государства и права зарубежных стран (учебник).

3) История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1989.

4) Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.

5) Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. - М., 1973.

6) Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - М., 1985.

7) Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра». Проблемы социальной структуры и права. - М., 1984.

ТЕМА № 7

Политические реформы Солона по Аристотелю и Плутарху

Основными источниками по теме являются сочинения Аристотеля и Плутарха. Следует иметь в виду, что авторы жили много позже описываемой ими эпохи, поэтому нужно обосновать степень достоверности сообщаемых ими сведений. Далее необходимо остановиться на политическом устройстве Афин до реформ Солона и показать причины преобразования системы управления формирующимся афинским полисом. Особого внимания заслуживает вопрос о записи действующего права Драконтом. Анализируя политические реформы Солона, необходимо показать, что благодаря им происходило оформление основ афинской демократии. Раскройте содержание политических преобразований и их значение для развития рабовладельческого государства, покажите, как были учтены интересы различных слоев населения, а также отметьте, какие из законов Солона подрывали господство родовой знати. Важно также сравнить политическую организацию, созданную в результате реформ Солона, с политической организацией досолоновской Аттики и показать место реформ Солона в процессе формирования Афинского государства.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,1984.

2) Хрестоматия по Древней Греции. Под. ред. Д.П. Каллистова.- М., 1964.

3) История древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1996.

4) Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. - М., 1964.

5) Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1.

6) Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.

ТЕМА № 8

Расцвет Афинской демократии в V в. до н.э.

В начале работы следует проанализировать данные источников о правах и обязанностях афинских граждан. Укажите, кто именно мог считаться афинским гражданином, выясните, какова была степень участия граждан в управлении, кто обладал правом собственности на землю. Далее следует на основании источников показать как формировались и функционировали органы управления в Афинах: экклесия, буле, гелиэя, ареопаг, коллегии должностных лиц. При анализе источников обратите внимание на отношение тех или иных авторов к демократии, отметьте, чем гордились ее сторонники и за что критиковали противники. Приведите собственную оценку аргументов той и другой стороны. В заключение попытайтесь составить схему государственного управления Афинами в V в. до н.э.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,1984.

2) Хрестоматия по Древней Греции. Под. ред. Д.П. Каллистова.- М., 1964.

3) История древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1996.

4) Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.

5) История древнего мира. Расцвет древних обществ. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой и И.С. Свенцицкой.- М., 1983. - Лекция 9.

ТЕМА № 9

Государственное устройство Римской республики в III-II вв.до н.э.

Главным источником об устройстве Римской республики III-II вв. до н.э. является Полибий, сочинению которого следует дать оценку во введении к контрольной работе. Целесообразно привлечь и дополнительные источники. В работе следует показать политическую структуру Римской республики, объяснить, как формировались и функционировали основные органы власти - комиции, магистраты, сенат, как соотносилась политическая структура с военной. В заключение необходимо дать общую характеристику Римского государства, используя оценку Полибия и свои собственные суждения. Изложенный в работе материал следует дополнить схемой государственного устройства Римской республики.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории Древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина.- М., 1987. - Тема 4.

2) История древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. М., 1993.

3) Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.

4) Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима III-I вв. до н.э. - М., 1977.

5) Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики.- М., 1986.

ТЕМА № 10

Политическая система Принципата Августа

Задачей данной работы является на основе анализа разных по характеру источников - сочинений Диона Кассия, Тацита, Светония и официальной надписи самого Августа - вскрыть сущность формы правления, которая была установлена Октавианом, и выявить противоречие между формой и содержанием Принципата. Особое внимание нужно обратить на то, каким образом осуществлялось единоличное правление при сохранении республиканских учреждений. Необходимо выяснить, из каких элементов состояла власть принцепса, какие республиканские формы были им использованы (магистратские полномочия, отказ от непопулярных прерогатив, коллегиальность и т.д.). Изложенный в работе материал следует дополнить схемой политического устройства системы принципата.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории Древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина.- М., 1987. - Тема 12.

2) История древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. М., 1993.

3) Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. Учебное пособие. - М., 1992.

4) Машкин Н.А. Принципат Августа. - М., 1949.

5) Егоров А.Б. Рим на грани эпох: Проблемы рождения и формирования принципата. - Л., 1985.

ТЕМА № 11

Уголовное право и процесс в средневековой Западной Европе по «Каролине»

В контрольной работе должно получить отражение следующее:

- Общая характеристика источника: когда и как была составлена «Каролина», почему так называется, что и насколько систематично в ней изложено?

- Регулирование «Каролиной» существовавшего уголовного судо-производства. Черты обвинительного и инквизиционного процессов. Доказательства.

- Виды преступлений. Покушения, соучастие, неосторожность, необходимая оборона, рецидив и т.п. обстоятельства.

- Виды наказания, их квалификация и позорящий, устрашающий варварский характер.

- Сопоставление германского уголовного права, процесса и наказаний (по «Каролине») с уголовным правом, процессом и наказаниями в других странах Западной Европы, например, с Англией.

- Выводы: какому этапу истории уголовного права и процесса соответствует «Каролина»? Что отличает ее от современных кодексов и норм уголовного права, процесса и наказаний?

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,1984.

2) История государства и права зарубежных стран. Ч.I, М.,1988.

3) Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра. - М.,1995.

4) Колесницкий Н.Ф. Исследование по истории феодального государства в Германии. М., 1958.

ТЕМА № 12

Эволюция английской судебной системы в новое и новейшее время

При работе над этой темой важно показать сохраняющееся своеобразие английской судебной системы (в связи со спецификой англосаксонской системы). Полезными для достижения этой цели могут быть не только специальные юридические издания, но и популярные, в частности, журнал «Англия».

В тексте контрольной работы должны раскрываться указанные ниже исторические явления и юридические институты:

- Реформирование английской судебной системы, начиная с середины XIX в.

- Роль палаты лордов. Верховный суд. Омбудсмены.

- Низшие суды общей юрисдикции. Развитие системы специализированных судов (трибуналов).

- Барристеры и солиситоры. Адвокатура.

- Главные констебли. Генеральный атторней и появление «коронных» обвинителей.

Работа должна завершаться выводами об эволюции английской судебной системы и ее архаичности.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского.- М.,1984. -С. 404-406 (Закон о судах).

2) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.,1993.

3) Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра. - М.,1995.

4) Некрич А.М., Поздеева А.М. Государственный строй и политические партии Великобритании. М., 1958.

5) Британская демократия: роль омбудсменов.- Англия №3\1979 (№71).

ТЕМА № 13

Складывание Содружества как оригинального конфедеративного образования

Студент должен проследить трансформацию Британской империи в современное Содружество и показать актуальность этого политико-правового феномена, придерживаясь примерно такого плана изложения:

- Создание доминионов, их политико-правовой статус.

- Вестминстерский статус 1931 года как конституционный акт.

- Преобразование Британского Содружества в середине ХХ века в условиях распада Британской империи. Институты. Содружества.

- Что дает Содружество его участникам и почему оно продолжает расширяться?

- Выводы.

Источники и литература:

1) Акт о Британской Северной Америке. - Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1984. С. 177-180.

2) Вестминстерский статус. - Хрестоматия по новейшей истории. Т. 1. М. 1960. - С. 344-345.

3) Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра. - М.,1995.

ТЕМА № 14

Источники права в США в их историческом развитии

В контрольной нужно отразить следующее.

- Английское общее право в США. “Судейское право”.

- “Декларация независимости”. Появление конституций штатов, “Статей конфедерации”, федеральной конституции и поправок к ней. Судебный конституционный контроль.

- Законодательство и кодификация в штатах (гражданский кодекс Луизианы). Попытки федеральной унификации права.

- Свод законов Соединенных Штатов.

- Расширение сферы федерального законодательства в ХХ веке. Делегированное законодательство.

- Заключение.

Источники и литература:

1) Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. /Сост. В.И. Лафитский. - М. 1993. (Особенно-вступительная статья О.А. Жидкова).

2) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М. 1993.

3) Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. - Л., 1982.

4) Давид Р. Основные правовые системы современности. - М. 1988.

ТЕМА № 15

Развитие судебной системы США, ее особенности

Нужно проследить развитие судебной системы США от последней трети XVIII века до наших дней, объяснить ее особенности (в сопоставлении с английской, с унитарной французской). Целесообразно было бы составить схему, иллюстрирующую сочетание федеральной судебной системы с судебной системой в штатах.

Источники и литература:

1) Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты /Сост. В.И. Лафитский. - М. 1993. (см. предметный указатель).

2) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М. 1993.

3) Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. - Л. 1982.

4) Давид Р. Основные правовые системы современности. - М. 1988.

ТЕМА № 16

“Кодекс Наполеона” и современность

Цель - показать принципиальные отличия права Нового и Новейшего времени от средневекового, традиционного права на классическом примере “кодекса Наполеона”. Что должно найти отражение в контрольной работе?

- Революционные попытки кодифицировать обновляемое французское право и успешное завершение этих усилий при Наполеоне.

- Новизна гражданского и прочих кодексов 1804-1810 годов. Консервативные черты “кодекса Наполеона” и уголовного кодекса.

- Воздействие “кодекса Наполеона” на эволюцию права в Европе и мире.

- Выводы.

Источники и литература:

1) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. /Под ред. З. М. Черниловского. - М. 1984.

2) Рождение французской буржуазной политико-правовой системы. (К 200-летию Великой Французской революции). - М. 1990.

3) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М. 1993.

4) Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М. 1995.

ТЕМА № 17

“Плебисцитарная вождистская демократия” в Западной Европе конца XVIII - середины ХХ века

Руководящей идеей в данной теме является разработанная Максом Вебером концепция “плебисцитарной вождистской демократии”. Нужно показать связь такого политического режима с наступлением демократии и с недоверием к системе представительного, парламентского правления.

План работы может быть следующим.

- От плебисцита 1793 года и робеспьеристской диктатуры к плебисцитарной диктатуре Наполеона Бонапарта в 1799-1814 годах.

- Использование “плебисцитарной демократии” Луи-Наполеоном Бонапартом (1848-1870 годы).

- Значение референдумов и прямых президентских выборов для деголлевской V Республики во Франции.

- Выводы.

Источники и литература:

1) Вебер М. Политика как призвание и как профессия. - В кн. Вебер. М. - Избранные произведения. - М. 1990. С. 675.

2) Кислица Н.А. Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. Практикум. М. 1968.

3) Батыр К. И. История государства и права Франции периода революции 1789-1794 гг. - М. 1984.

4) Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. Якобинская республика и ее крушение. - Л. 1983. С. 64, 259, 278.

5) Смирнов В.П. Новейшая история Франции. - М. 1979. С. 306, 308, 327, 330, 336-337, 355-356.

ТЕМА № 18

Нацистский Третий рейх как антиправовое, репрессивно-террористичес-кое государство новейшего времени

Особенностью государства, которое создавалось в Германии А. Гитлером и его партией - движением взамен Веймарской демократии, была нараставшая система ущемления и ликвидации прав и свобод личности. Нужно показать, как были уничтожены право политического выбора, свобода политической деятельности и общественных союзов (начиная с классовых профсоюзов), выборное самоуправление в землях и коммунах, свобода вероисповедания, судебные гарантии неприкосновенности личности и гарантии самой жизни. Особо следует сказать об “ариизации” - о постепенном лишении “неарийцев” права собственности, права на браки с “арийцами” и других гражданских прав (“нюрнбергские расовые законы”, акции ноября 1938 года).

Важно также показать то, как государство приобретало репрессивно-террористический характер. Для этого нужно раскрыть перемены, произведенные нацизмом в германском праве и суде, режим чрезвычайного правления, роль гестапо, СА, СС и СД (внесудебные расправы, концлагеря, доносительство и всеобщее устрашение).

Источники и литература:

1) Законодательство фашистской Германии. - Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. 1984. С. 364-367.

2) Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. - Смоленск, 1993.

3) Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма (1933-1939). - М. 1964.

4) Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. Т. 1. - М. 1991.

5) Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть. В 2 т. - Смоленск. 1994.

6) Толанд Дж. Адольф Гитлер. В 2 кн. - М. 1993.

7) Фест И. Гитлер: Биография. В 3 т. - Пермь. 1993.

ТЕМА № 19

Прогресс федерального трудового и социального законодательства в США в новейшее время

Цель работы - показать то, как даже в Соединенных штатах, оплоте индивидуализма и свободы граждан от правительственного вмешательства, возникла схожая с европейской система социальной поддержки. План работы может быть следующим.

Ф.Д. Рузвельт, профсоюзы (“закон Вагнера”) и “новый билль о правах”.

Возведение в США “государства благоденствия” в 1960-е - 1970-е годы и его состояние сегодня.

Отличия американского трудового и социального законодательства от европейского.

Источники и литература:

1) Закон Вагнера. - Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. /Под ред. З.М. Черниловского. - М. 1984. С. 379-382.

2) Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский. - М. 1993. С. 434-446.

3) Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М. 1993.

4) История США в 4 т. Т. 3 и 4. - М. 1984-1985.