Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 2007-2008 уч г. Авторы-составители: И. Л. Андреев, И. В. Козленко, С. И. Козленко - реферат

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ

РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2007-2008 уч. г.

Авторы-составители: И.Л. Андреев, И.В. Козленко, С.И. Козленко

Под ред. С.И. Козленко

Предлагаемые методические рекомендации адресованы специалистам органов управления образования, центров дополнительного образования, институтов системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, научным сотрудникам и преподавателям высших учебных заведений, учителям и методистам – всем тем, кто является организатором региональных олимпиад школьников по обществознанию.

Рекомендации состоят из двух частей:

- в первой раскрываются принципиальные подходы к отбору содержания и методике проведения регионального этапа олимпиады;

- во второй части даны примерные вопросы и задания, рекомендуемые для применения в ходе проведения регионального этапа олимпиады по истории 2007-2008 уч. г.

* * *

Олимпиадные задания в своей основе должны опираться на продолжающие действовать обязательные минимумы содержания и уровня подготовленности учащихся по истории, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56) и действующего школьного стандарта по истории (принят 5 марта 2004 г.).

Важную роль для школьного исторического образования и для олимпиад учащихся по истории, которые являются его составной частью, играют результаты Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук (июнь 2007 г.) и особенно встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с делегатами этой конференции, которая прошла 21.06.2007 г. в Ново-Огарево.

Пристальное внимание в ходе этих событий было уделено развитию таких черт школьного исторического образования, как:

1. Рассмотрение исторического материала с позиций национальных и государственных интересов России, ориентируясь на развитие патриотизма школьника, неотделимого от гражданских и нравственных составляющих личности человека.

2. Стремление к взвешенному подходу в раскрытии достижений и негативных явлений и процессов в истории России. Раскрытие прежде всего тех страниц истории, которые в обобщенном виде можно назвать «Победы России».

Акцентирование внимания учащихся на то, как Россия, россияне выходили из тяжелых ситуаций в жизни страны, консолидируясь, преодолевая противоречия внутри общества.

3. Обращение к истории России как полиэтнической, поликонфессиональной и поликультурной страны.

4. Акцент на личностный аспект общественного развития, на внимание к роли человека, мотивам его деятельности, стремление дать ученику возможность через личностное восприятие оценить те или иные поступки людей в прошлом, применить нравственную оценку при опоре на понимание исторических условий, в которых эти поступки совершались.

5. Отказ от рассмотрения фактического материала в качестве самоцели. Внимание к деятельностному, продуктивному подходу в раскрытии исторических событий, чтобы, как подчеркнул В.В. Путин, педагог, не навязывая точку зрения, смог бы «… помочь ученику или студенту составить свое собственное представление о тех или других событиях на основе добросовестного изложения фактического материала».

Основные подходы к проведению олимпиады учащихся по истории

Формирующийся подход к олимпиадам школьников по истории характеризуется следующими чертами:

1) сочетанием разнообразных целей:

- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению обществознания;

- анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

- накопление научно-методического опыта по развитию обществоведческого образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

- содействие обмену опытом учебной работы по обществознанию между педагогами;

- подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

Особо выделим цель – отбор учащихся-победителей для создания им льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);

2) формированием вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – межрегиональных (Федеральных округов) – Всероссийских с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

3) поиском органического единства отражения в олимпиадных заданиях нормативных требований изучаемого школьного предмета и творческого характера олимпиады;

4) использованием олимпиад для оценки успешности усвоения учащимися курса истории. Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому олимпиады все в большей степени играют роль информационного канала, через который, кроме прочего, осуществляется предъявление вузами своих критериев подготовленности абитуриента к получению высшего профессионального образования.

Опыт проведения совместных олимпиад по истории вузами и институтами повышения квалификации работников образования, центрами дополнительного образования показал перспективность подхода, в котором применяется:

- совместное составление заданий специалистами по содержанию научных дисциплин, отраженных в школьном предмете и методистами, учителями, знающими дидактические и психологические аспекты изучение этого предмета школьниками;

- формирование системы заданий, позволяющей в любом варианте проведения олимпиады проверить знания по различным хронологическим этапам и содержательным аспектам курса;

- реализация возможности проверки соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, понимания и умений по предмету, вынесенному на соревнование, через разнообразные типы заданий.

При этом логика проведения олимпиад по истории заставляет отказываться от применения закрытых тестовых заданий как менее продуктивных для проверки знаний олимпиадного характера, и все в большей степени от этапа к этапу проведения состязания предоставлять конкурсантам вопросы, позволяющие проверить креативные способности учащихся;

- сочетание заданий письменных (от краткого ответа до сочинений-эссе) и устного собеседования жюри с участником олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников;

- немаловажным для объективности итогов олимпиады является коллегиальность оценивания работы школьников;

- оповещение о прошедшей олимпиаде (хроника проведения, в т.ч. видео; итоги; задания, ответы к ним и комментарии; аналитические материалы) в Интернете, специальных изданиях, в профессиональных журналах, через курсовую систему повышения квалификации учителей, совещания и конференции педагогов и т.д.

В своем содержании олимпиада ориентируется на историю России, что не исключает возможности обращения к зарубежной истории в контексте истории отечественной.

Отражение регионального компонента школьного курса истории в заданиях олимпиады

Особенностью проведения олимпиад на уровнях: от школьной до региональной является включение в состав заданий, ориентированных на региональный компонент курса.

Формирование региональной составляющей образования выражается, как в создании региональных образовательных программ, набора учебных дисциплин, так и в выделении регионального компонента федеральных учебных предметов.

Под региональным компонентом истории понимается педагогически отобранный исторический материал в контексте базового содержания предмета «история», раскрывающий типичное и особенное в исторической ретороспективе конкретного региона.

Современный подход к региональному компоненту курса истории состоит в:

- определении специфических целей использования регионального компонента, детализирующих или конкретизирующих общие цели исторического образования;

- систематичности опоры на региональный компонент в процессе обучения истории, ориентированного на достижение этих целей;

- применении педагогически обоснованных принципов и механизмов использования регионального компонента;

- определении наиболее эффективных организационных форм изучения регионального компонента, развивающих самостоятельную работу учащихся;

- внимании к межпредметным связям регионального компонента обществознания с региональными компонентами других предметов базисного учебного плана, прежде всего обществознания, географии, литературы.

Включение в курс истории регионального компонента позволяет уточнить и конкретизировать цели исторического образования, создавая дополнительные возможности в решении воспитательных, адаптационных, информационных задач курса.

Основные структурные единицы регионального компонента истории составляют:

- конкретные факты локального развития региона в ретроспективе, используемые в качестве примеров при изучении основного содержания федеральных курсов, а также в качестве объектов применения теоретических знаний, полученных в ходе их изучения;

- общие процессы, закономерности развития российского общества и региона, проявление региональных особенностей в данном социуме при рассмотрении общих тенденций истории России;

- дополнительные вопросы и темы, вводимые в содержание курса, отражающие уникальность данного региона.

Отбор содержания регионального компонента целесообразно подчинить ряду принципов.

Первым в этом ряду является принцип органичности включения содержания регионального компонента в базовый федеральный курс. Под этим принципом понимается соответствие регионального компонента общему содержанию курса, его теоретическому уровню, доступности для учащихся, целям и задачам, которые стоят перед историей как школьным предметом.

Вторым принципом является принцип типичности отображаемого регионального содержания . Этот принцип означает раскрытие на региональном материале тех процессов жизни социума, которые являются типичными для России в целом или сходными для всего мирового сообщества.

Неотделимым от принципа типичности является принцип третий – специфичности отображаемого регионального содержания . Принцип отражает раскрытие особенностей развития региона как проявления многообразия жизни России и мира.

Четвертый принцип – комплексность в раскрытии регионального содержания . Принцип отражает сущность курса через многофакторный подход в раскрытии содержания истории. Применение этого принципа в отборе регионального компонента нацеливает на поиск учебного материала, отражающего все содержательные линии исторического образования в школе. Локализация учебного материала при применении этого принципа направлена на одновременное раскрытие на конкретном содержании механизмов развития общества как системы, проявляемых в разных его подсистемах.

Одним из важнейших принципов отбора содержания регионального компонента истории является пятый принцип – сочетания регионального и субрегионального исторического материала (город, район, поселок, село, улица…).

Важно учитывать и механизмы отбора содержания регионального компонента. Слово «механизм», в одном из значений, определяется как совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление. Опираясь на это определение, здесь под механизмами понимаются пути реализации принципов отбора.

Принципы отбора, таким образом, реализуются через следующие, органично связанные между собой, механизмы:

- Механизм актуализации. Он состоит в отборе учебного материала, значимого для понимания истории развития региона и субрегиона, сущностных характеристик его жизни.

- Механизм локализации. Его действие означает вычленение материалов, раскрывающих связь глобального и регионального, общефедерального и регионального, регионального и субрегионального.

- Механизм реализации личностно-ориентированного подхода . Этот механизм заключается в определении содержания, лично значимого для конкретных учащихся.

- Механизм дидактической целесообразности. Региональный компонент истории помогает преодолевать затруднения учащихся на пути к требуемому уровню их подготовленности. Среди этих требований есть те, при достижении которых использование регионального компонента наиболее эффективно.

Варианты заданий для регионального этапа олимпиады школьников по истории (пояснительная записка к вариантам заданий)

Данные олимпиадные задания являются примерными. Степень их использования, способы применения целиком в руках предметных комиссий и жюри регионального этапа олимпиады.

Приведенные ниже олимпиадные задания сформулированы и скомпонованы на основе подходов к проведению олимпиад по истории, сформулированных в данных рекомендациях.

Задания снабжены предполагаемыми ответами учащихся и системой их оценивания, которые, как и сами задания, носят рекомендательный характер.

Особенно важно учитывать необходимость экспертной проверки заданий , поскольку ответы учащихся могут отличаться от предполагаемых ответов, которые даны в эталонах. Дискуссионный характер значительной части тем предмета, наличие разнообразных учебно-методических комплексов по истории в школе, которые по-разному трактуют те или иные исторические события, возможность и даже необходимость субъективных креативных оценок учащихся – все это делает необходимым создание условий для принятия от них ответов отличных от эталонных без снижения оценок, если эти ответы не антинаучны, выражены логично на основе исторических знаний, отражают личностную позицию участника олимпиады.

Рекомендации по проведению в рамках регионального этапа олимпиады по истории сочинения-эссе, которое учащимся предполагается не только написать, но и его защитить в устной беседе с жюри и оппонентами из числа конкурсантов, сделали необходимым включение в данные материалы краткой памятки об этом виде олимпиадного задания.

Краткая памятка по характеристике, написанию и защите сочинений-эссе

Характеристика сочинения-эссе

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

3. Небольшой объем.

4. Свободная композиция.

5. Непринужденность повествования.

6. Парадоксальность.

7. Внутреннее смысловое единство.

8. Открытость.

Выбор темы сочинения-эссе

Выбирая тему, выпускник должен быть уверен в том, что он:

1) имеет неплохие знания по данной теме;

2) ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);

3) может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

4) владеет терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

5) сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Алгоритм работы над сочинением-эссе:

1) ознакомление с предложенными темами;

2) определение смысла предложенных высказываний;

3) осмысление проблемы в контексте исторической науки;

4) формулирование своего отношения к высказыванию;

5) определение исторических терминов, понятий и обобщений, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;

6) отбор фактов, примеров из истории, которые убедительно обосновывают собственную позицию.

Эссе по истории находится в контексте задания, если:

1) оно соответствует теме, к которой отнесена конкретная проблема;

2) автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении исторического курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;

3) ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы и отношение к ней;

4) использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.

Дополнительные аргументы автора сочинения-эссе:

1) краткая информация об авторе высказывания;

2) имена его предшественников, последователей или научных противников;

3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

5) ссылка на альтернативные варианты решения проблемы.

Критерии оценивания сочинения-эссе

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.

2. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).

3. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

1. Самостоятельность суждений.

2. Корректность и доказательность оценки рецензируемой работы.

3. Точность вопросов, связь с главной темой.

Характеристика заданий регионального этапа олимпиады по истории 2007-2008 уч. г.

Задания носят рекомендательный характер, как и вся логика проведения олимпиады. Однако, целесообразно учитывать, что заключительный тур Всероссийской олимпиады выстраивается в приведенной в рекомендациях логике и на базе типов заданий, которые применены в предлагаемых материалах.

Первую часть олимпиады целесообразно провести в письменном виде. Задания, включенные в варианты для 9, 10, 11 классов содержат:

- охват различных хронологических периодов отечественной истории (при этом особое внимание уделяется истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.);

- обращение к различным сторонам жизни России: политической истории, истории культуры, истории повседневности, социальной истории, обращение к персоналиям и т.д. Отметим отдельно вопросы истории государственных символов России, которые уже традиционно входят в олимпиадные задания разного уровня;

- внимание к понятийному аппарату, без знания которого невозможно изучать историю;

- включение разнообразных заданий на знание хронологии с акцентом на проверку умений ориентироваться в знаниях о времени событий, а не на контроле памяти учащихся;

- обращение к отрывкам из документов, с проведением элементарной их, как внешней, так и внутренней критики;

- использование заданий при опоре на иллюстративный ряд;

- введение исторических познавательных задач.

Часть заданий требует небольших развернутых тестов.

Значительное количество баллов, которые можно получить за задания, позволяет дифференцировать, как оценки за отдельные вопросы, так и разводить рейтинг различных участников олимпиады.

Вторую часть олимпиады целесообразно провести в виде написания учащимися сочинения-эссе на выбор по одной теме из списка, который им предложит предметная комиссия.

Затем важно провести защиту написанного сочинения-эссе в ходе беседы учащегося с членами жюри и другими участниками конкурса. Таким образом, вторая часть этапа олимпиады является письменно-устной.

Составители не вводили шкалы оценок для сочинения-эссе, предполагая, что это целесообразно сделать региональным предметным комиссиям в зависимости от общей структуры, количества заданий олимпиады, которые будут ими избраны.

Составители данных материалов, по понятной причине, были лишены возможности подготовить вопросы и задания по региональному компоненту курса отечественной истории. Предполагается, что и количество, и место таких заданий, разработку их возьмет на себя предметная комиссия региона.

9 класс

1. (3 балла). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

а) 1589, 1721, 1918 гг.

б) 1772, 1791, 1812, 1829, 1878 гг.

в) Антон Фрязин, Петр Фрязин, Марк Фрязин, Алевиз Новый.

2. (9 баллов). Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой.

Запишите их номера в таблицу. Кратко обоснуйте свой выбор.

3. (9 баллов). Журналист, пишущий на исторические темы, изложил основные факты из жизни императрицы Елизаветы Петровны. Однако некоторые эпизоды имеют отношение не к Елизавете, а к двум другим российским императрицам XVIII в. В статье 7 предложений. Они пронумерованы. В заголовки второй и третьей колонок приведенной таблицы впишите имена этих деятелей. Порядковые номера предложений впишите в соответствующие колонки таблицы.

1. По инициативе одного из главных лиц в ее правительстве П.И. Шувалова создается комиссия по разработке нового свода законов – Уложения.

2. Именно в ее правление, по сути, было покончено с наследием средневековья – принятый новый таможенный тариф уничтожил внутренние сборы.

3. «Рабочая сила императрицы выходила за пределы обыкновенного. Вставая рано утро, она около двух часов занималась чтением, писала и пр. Затем начинались занятия государственными делами».

4. «Она образовала себе двор, на котором отражалось тогдашнее переходное время в России: некоторые русские обычаи еще оставались, но немецкие уже преобладали».

5. Такие качества, как крайняя осторожность, сдержанность и внимание были приобретены ею в те времена, когда ее безопасность и свобода постоянно висели на волоске.

6. Фавориты и фаворитки встречались во все времена и при всех государях, но именно в ее правление фаворитизм становится официальным государственным учреждением, и фавориты оказывают прежде невиданное воздействие на течение государственных дел.

7. Русская история не знает подобного случая, когда бы простая деревенская девушка вдруг стала императрицей огромного государства.

Елизавета Петровна

4. (12 баллов). Определите авторов приведенных ниже поэтических отрывков и исторических деятелей, о которых в них идет речь.

Запишите напротив буквы, обозначающей поэтический отрывок, порядковый номер автора и исторического деятеля из приведенного списка. Вы не должны использовать имена всех поэтов и всех исторических деятелей!

Поэты Исторические деятели

1. В.В. Маяковский I. М.И. Кутузов

2. А.С. Пушкин II. Наполеон I

3. Н.А. Некрасов III. Н.Н. Раевский

4. В.А. Жуковский IV. В.К. Кюхельбекер

5. М.Ю. Лермонтов V. М.Б. Барклай де Толли

6. В.Я. Брюсов VI. Вильгельм II

А. Поэт, которому было поручено разработать план обучения наследника престола, писал об этом историческом деятеле:

… слава наших дней.

Хвала! перед рядами

Он первый грудь против мечей

С отважными сынами.

Б. Поэт, отдаленным родством с которым гордился П.А.Столыпин, писал об этом историческом деятеле:

Один, – он был везде, холодный, неизменный.

Отец седых дружин, любимый сын молвы,

В степях египетских, у стен покорной Вены.

В снегах пылающей Москвы!

В. Поэт, утверждавший, что человеку просвещенному гордиться славою предков не только можно, но и должно, писал об этом историческом деятеле:

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

и власть, и замысел, обдуманный глубоко, -

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь, как ратник молодой,

Свинца веселый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, -

Вотще!..

Г. Поэт, после Октябрьской революции 1917 г. ставший членом Коммунистической партии, в одном из стихотворений напомнил имя этого исторического деятеля:

И заглушат ли гулы славы

Вопль здесь встающих голосов,

Где первой вольности предтечи

Легли под взрывами картечи!

Иль слабый стон, каким душа

Вильгельма плачет с Иртыша!

5. (4 балла). О ком идет речь?

А) Родился в 1656г, но только в 1702 г. грамотой Петра I пожалована фамилия … вместо прозвища Антуфьев. Главный поставщик оружия для русской армии. Пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Санкт-Петербурга. Построил четыре завода на Урале и один на Оке. В 1720 году получил дворянское звание. Умер в год смерти Петра I.

Б) Она застрелила губернского советника в Тамбове. За что провела 11 лет на каторге. Возвратившись с каторги, она стала активным членом левого крыла партии эсеров. В романе «10 дней, которые потрясли мир» Джон Рид писал о ней: «Это самая популярная и влиятельная женщина в России». В феврале 1918 г. она поддержала В.И. Ленина в вопросе о Брестском мире, а уже в июне назвала этот документ «похабным договором». Была расстреляна большевиками в сентябре 1941 г.

6. (9 баллов). Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой. Запишите их номера в таблицу. Кратко обоснуйте свой выбор.

7. (7 баллов). Расположите в хронологической последовательности. Ответы внесите в таблицу.

А. Софийский собор в Киеве.

Б. «Троица» Андрея Рублева.

В. «Повесть временных лет» Нестора.

Г. «Слово Даниила Заточника».

Д. Собор Василия Блаженного.

Е. «Повесть о Князьях Владимирских»

8. (15 баллов). Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. И дайте определение данным понятиям и терминам.

1. Хр…ст…матия –

2. Ц…л…бат –

3. Д…льм…ны –

4. …встрал…п…тек –

5. М…м…р…альный –

9. (16 баллов). Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:

При приобретении крестьянами в собственность… полевого надела оказывается… содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые… земли определенную суммы с рассрочкой крестьянам уплаты оной на продолжительный срок и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплаты процентов и капитала…

Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы:

9.1. Назовите документ, отрывок из которого попал ученику, и укажите дату его публикации.

9.2. Кому и в какой форме правительство выдает выкупную сумму?

9.3. Кто оплачивает эту сумму правительству?

9.4. В документе сказано, что операция рассчитана на «продолжительный срок». Укажите точное количество лет.

10. (15 баллов). Ознакомьтесь со статистической таблицей. Выполните задания.

Производство хлеба в 1909−1913 гг.

Социальные группы

Валовые сборы

Товарный хлеб

Процент товар­ности

млн пуд.

%

млн пуд.

%

Помещики

Крестьяне

В том числе:

зажиточные

600

4400

1900

12,0

88,0

38,0

281,0

1019,0

650,0

21,6

78,4

50,0

47,0

23,2

34,0

середняки и бедняки

2500

50,0

369,0

28,4

14,7

Итого:

5000

100,0

1300,0

100,0

26,0

10.1. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует их роли в производстве хлеба. Начните с социальной группы, производившей наибольшее количество хлеба.

10.2. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует их роли в производстве товарного хлеба. Начните с социальной группы, производившей наибольшее количество товарного хлеба.

10.3. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует уровню товарности их хозяйств. Начните с социальной группы с самым высоким процентом товарности

10.4. Сформулируйте выводы, которые следуют из сравнения этих трех перечней. Как вы думаете, в чем заключались причины низкой товарности середняцких и бедняцких хозяйств?

11. (5 баллов). Дайте названия понятия, термина.

1. Полукруглый выступ или выступы на восточной стороне церкви, в котором размещается алтарь называется ______

2. Комплекс исследованных памятников на определенной территории, в границах которой ее древние обитатели изготавливали и пользовались однотипными орудиями труда, керамикой; строили одинаковые по устройству жилища, сохраняли единый погребальный обряд называется____

3. 12-ти томный церковно-литературный памятник, составленный в XVI веке под руководством митрополита Макария для ежемесячного чтения называется___________________

4. Передача монархом части государственной власти землевладельцу, прежде всего в податной и судебной сферах называется____________

5. Система денежных и натуральных повинностей, налогаемых на крестьянское и посадское население в XV-XVII вв. по принципу круговой поруки называлось ___________

9 класс (ответы)

1) По 1 баллу за каждый правильный ответ.

а) Даты, связанные с учреждением и отменой патриаршества в РПЦ.

б) Мирные договоры, подписанные по окончании войн с Турцией .

в) Итальянские архитекторы, участвовавшие в создании ансамбля Московского Кремля.

2) Картинки 1, 3, 4. Изображение Ивана Грозного (1), при котором взята Казань (4), в честь ее взятия построен Покровский собор (3). 1 балл за перечень картинок и по 2 балла за каждый правильный аргумент.

3)

Елизавета Петровна

Екатерина I

Екатерина II

1, 2, 5

4, 7

3, 6

По одному баллу за названное имя. По одному баллу за каждое точное расположение предложения. Всего – 9 баллов.

4) 1. А – 4, III. Б – 5, II. В – 2, V. Г – 6, IV. По 1 баллу за правильное определение поэта и по 2 балла за верное определение исторических деятелей. Всего – 12 баллов.

5) 1) Н. Демидов, М.А. Спиридонова. По 2 балла. Всего – 4 балла.

6) Картинки 1, 3, 5. Бюст-реконструкция Ярослава Мудрого (1), карта похода Ярослава на печенегов (5), реконструкция Софийского собора в Киеве, построенного в честь победы над печенегами (3). 1 балл за перечень картинок и по 2 балла за каждый правильный аргумент. Всего – 9 баллов.

7) А-В-Г-Б-Е-Д. 6 баллов за правильную последовательность, 3 балла за последовательность с 1 ошибкой.

8)

1. Хрестоматия – учебное пособие, сборник избранных текстов.

2. Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства.

3. Дольмены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб.

4. Австралопитек – ископаемая человекообразная обезьяна.

5. Мемориальный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.

По 1 баллу за правильное написание. По 2 балла за правильную передачу смысла определения. За небольшие неточности в передачи смысла в определении – снижение до 1 балла. Всего – 15 баллов.

9)

9.1. «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», 19 февраля 1861 г.

9.2. Помещикам, в форме правительственных кредитных бумаг.

9.3. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости.

9.4. 49 лет.

По 4 балла за каждый полный правильный ответ. От 1 до 3 баллов за каждый частично правильный ответ. Всего – 16 баллов.

10)

10.1. Середняки и бедняки; зажиточные крестьяне; помещики.

10.2. Зажиточные крестьяне; середняки и бедняки; помещики.

10.3. Помещики; зажиточные крестьяне; середняки и бедняки.

10.4. Учащиеся могут сделать следующие выводы. Связи помещичьих хозяйств с рынком были в целом прочнее, чем связи с рынком середняцких крестьянских хозяйств. Из каждых ста пудов хлеба, произведенных зажиточными крестьянами, примерно 30 – 35 пудов предназначались для продажи на рынке. Причина низкой товарности середняцких и бедняцких хозяйств в том, что большая часть произведенного хлеба шла на удовлетворение собственных потребностей середняков и бедняков, что, в свою очередь, связано с низким уровнем технической оснащенности и низкими качественными показателями их хозяйств.

По 2 балла за каждый полный правильный ответ на вопросы 1 – 3; до 9 баллов за полный правильный ответ на вопрос 4 ( по 2 балла за каждый правильно сделанный вывод, до 5 баллов за верно названную причину). Всего – 15 баллов.

11) 1. Апсида. 2. Археологическая культура. 3. Великие Четьи-Минеи. 4. Иммунитет. 5. Тягло.

По 1 баллу за правильный ответ. Всего – 5 баллов.

ВСЕГО – 104 балла.

10 класс

1. (25 баллов). Перед вами фрагмент древнерусского источника, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления. Для этого:

1.1. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.

1.2. Укажите, как называется данный исторический источник.

1.3. Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом.

1.4. Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие.

1.5. Охарактеризуйте смысл проводившейся меры.

1. Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривенъ .2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оуставиша.

2. (8 балла). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

а) 1551, 1666-1667, 1917-1918 г.г.

б) 1581, 1597, 1607, 1641, 1649 гг.

в) А.Н.Голицын, С.С.Уваров, А.В.Головнин, Д.А. Толстой, А.В.Луначарский.

г) В.В.Маяковский, Д.Д. Бурлюк, В.В.Каменский, В.В.Хлебников.

3. (4 балла). Заполните пропуск в ряду.

3.1. «Колокол», А.И. Герцен; «Вперед», П.Л. Лавров; _____________, В.И. Ленин, Л. Мартов.

3.2. «Слово о полку Игореве», поход против половцев 1187 г.; «Песня о Щелкане», ______________________________________; «Задонщина», Куликовская битва 1380 г.

4. (6 баллов). Что лишнее (одно) в данном ряду? Поясните свое решение.

Всего за задание 6 баллов.

1. Приказ, земский собор, министерство, коллегия.

2. Бурсак, смолянка, кадет, институтка, казачок, студент.

3. Бахтерец, визитка, капот, однорядка, сюртук, ферязь, охабень.

5. (6 баллов)Из перечисленных исторических личностей составьте три пары современников. Выпишите эти пары.

Митрополит Алексей, Алексей Михайлович, Александр Невский, Василий II Темный, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный, митрополит Макарий, патриарх Никон, Феофан Прокопович

6. (5 баллов). Установите соответствие между князьями и событиями, связанными с их правлением:

1. Владимир I

2. Владимир Мономах

3. Святослав

4. Ярослав Мудрый

5. Олег

1 - ввел христианство как государственную религию; для обороны Руси от печенегов начал строительство городов – крепостей по притокам Днепра;

2. - разгромил Хазарский каганат; вел войны на территории Византийской империи;

3. – добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках;

4. - с деятельностью этого князя связано появление древнейшей части «Русской правды»;

5. – основатель г. Владимира - на - Клязьме; организатор походов в половецкие степи; один из инициаторов Любеческого съезда князей;

Князь

Олег

Святослав

Владимир I

Ярослав

Мудрый

Владимир

Мономах

События

7. (12 баллов). На основе какого принципа налогообложения взимался налог в различные периоды истории страны.

Принципы:

1. Поземельный

2. Подушный

3. Подворный

Время

В первые десятилетия ордынского ига

В XVI – первой половине XVII века.

В конце 1670-х – начале XVIII века.

В последние годы правления Петра I

Принципы налогообложения (поставить нужную цифру)

8. (3 балла). Расположите события в хронологической последовательности.

1. Образование СССР.

2. Выступление в Кронштадте («Кронштадтский мятеж»).

3. Смерть В.И.Ленина.

4. Начало коллективизации.

5. Советско-финская («зимняя» война).

6. Пакт Риббентропа – Молотова.

7. Высылка Л.Д.Троцкого за границу.

8. Включение территорий Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР.

9. (8 баллов). Вверху – фотография, сделанная в Февральской революции 1917 года на Литейном проспекте Петрограда. Внизу – та же «подправленная» фотография, сделанная в том же году. Как вы думаете, кто ее «автор» (речь идет о партии)? Свой ответ обоснуйте.

10. (6 баллов). Восстановите утерянные на марках детали (допишите нужную информацию).

3

2

1


4

5

6


7

1. Фамилия____________________________ 2. Год события___________

3. Фамилия ___________________________ 4. Фамилия_______________

5. Фамилия ___________________________ 6. Фамилия _______________

11. (16 баллов). Распределите указанные события из военной истории по векам

1. Сражение на реке Сити

2. Битва при Молодях

3. Взятие Батыем Владимира

4. Освобождение Москвы II ополчением

5. Присоединение Казанского ханства.

6. Куликовская Битва

7. «Ледовое побоище»

8. Сражение при Лесной

9. Взятие Москвы Тохтамышем

10. Кагул

11. «Стояние на Угре»

12. Взятие крепости Корфу

13. Взятие Измаила

14. Сражение при Кунерсдорфе

15.Оборона Пскова от войск Стефана Батория

16. Битва на реке Калке

XIII в.

XIV в.

XV в.

XVI в.

XVII в.

XVIII в.

12. (18 баллов). Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо пяти ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил девять. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

Метод социалистического реализма стал единственным официальным художественным методом советского искусства (1), и произошло это во второй половине 1940-х гг. (2) Большой вклад в его теоретическое обоснование внесли М.Горький (3) и В.Маяковский (4). Образцовым музыкальным произведением социалистического реализма на многие годы стала опера Д.Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (5). В литературе классическими для этого методами работами считались «Оптимистическая трагедия» В.В.Вишневского (6) и «Поэма без героя» А.А.Ахматовой (7), в живописи – творчество Б.В.Иогансона (8) и К.С.Малевича (9).

13. (10 баллов). Расположите изображения государственных гербов России в хронологической последовательности:

1. 2. 3.

4. 5. 6.

7. 8.

10 класс (ответы)

1. 1.1. 1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого. 2. После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.

1.2. Русская Правда (Принимаются ответы – Пространная Правда, Правда Ярославичей.

1.3. Ярослав – великий князь Киевский (1019 – 1054). Гривна – денежно-счетная единица в Древней Руси.

1.4. Вторая половина XI в.

1.5. Окончательное изживание обычая кровной мести. Свидетельствует о распаде родовых отношений.

За каждый правильный ответ по 5 баллов (за ответ с небольшими неточностями, не искажающими суть ответа – 3-4 балла). Всего – 25 баллов.

2 .

а) Даты церковных соборов, сыгравших важную роль в развитии РПЦ.

б) Даты, связанные с закрепощением крестьян.

в) Министры просвещения царского и советского правительств.

г) Поэты-футуристы.

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего – 8 баллов

3. 3.1. «Искра». 3.2. Ордынская рать Чолхана против Твери. По 2 балла за правильный ответ. Всего – 4 балла.

4 .

4. 1. Приказ, земский собор, министерство, коллегия. – в ряду исполнительных органов власти лишнее – земский собор.

4.2. Бурсак, смолянка, кадет, институтка, казачок, студент – в ряду обучаемых в разных учебных заведениях лишнее казачок – мальчик-прислуга, обычно постриженный в кружок, по-казацки, в казакине.

4.3. Бахтерец, визитка, капот, однорядка, сюртук, ферязь, охабень – в ряду одежды лишний бахтерец – воинский доспех.

За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего – 6 баллов. Возможны неожиданные решения в логическом ряду, которые можно оценивать 1 баллом. Однако во всех случаях лишним должно быть только одно понятие.

5.

Дмитрий Донской – митрополит Алексей, Иван IV Грозный - митрополит Макарий, Алексей Михайлович – патриарх Никон

За каждую правильную связку – 2 балла. Итого – 6 баллов.

6.

Князь

Олег

Святослав

Владимир I

Ярослав

Мудрый

Владимир

Мономах

События

3

2

1

4

5

За каждое правильное соответствие по 1 баллу. Всего – 5 баллов.

7.

Время

В первые десятилетия ордынского ига

В XVI – первой половине XVII века.

В конце 1670-х – начале XVIII века.

В последние годы правления Петра I

Принципы налогообложения (поставить нужную цифру)

2

1

3

2

Зам каждое правильное соответствие по 3 балла. Всего – 12 баллов.

8.

2

1

3

7

4

6

8

5

За правильно выстроенную цепочку – 3 балла. При одной ошибке – 0 баллов.

9.

Фотографию «поправили» эсеры. Это видно по лозунгу эсеров («В борьбе обретешь ты право свое» и призыву к республике (сторонники Ленина с апреля выдвинули лозунг «Вся власть Советам!»).

3 балла за верный ответ. До 5 баллов за аргументацию. Всего – 8 баллов.

10.

1. Г.К. Жуков. 2. 1962 г. 3. К.К. Рокоссовский. 4. Г.В. Плеханов. 5. А.И. Герцен. 6. И.В. Панфилов

По 1 баллу за правильный ответ. Всего – 6 баллов.

11.

XIII в.

XIV в.

XV в.

XVI в.

XVII в.

XVIII в.

1, 3, 7, 16.

6, 9

11

5, 2, 15

4, 10

8, 12, 13, 14

За каждое правильно указанное событие военной истории – 1 балл. Всего – 16 баллов.

12. 1) Да. 2) Нет, с середина 1930-х гг.3) Да. 4) Нет, В.В.Маяковский был представителем так называемого «левого искусства».5) Нет, опера Д.Д.Шостаковича подверглась грубой критике за формализм.6) Да.7) Нет, «Поэма без героя» А.А.Ахматовой не принадлежит к литературе социалистического реализма.8) Да. 9) Нет, творчество К.С.Малевича не принадлежит к социалистическому реализму.

По 2 балла за каждый правильный ответ. По 1 баллу за частично правильный ответ.

Всего – 18 баллов.

13.

1 – 4 – 6 – 5 – 8 – 2 – 7 – 3. 10 баллов за правильно установленную последовательность. 5 баллов за последовательность с одной ошибкой.

Всего – 127 баллов.

11 класс

1. (6 баллов). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1.1. 1755, 1804, 1835, 1863, 1884 гг._________________________________

1.2. С.Ю.Витте, В.И.Ленин, В.М.Молотов, А.Н.Косыгин.______________

1.3. «Суд о холопах», «Суд о крестьянах», «О службе всяких ратных дел»________________

2. (12 баллов). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

2. 1. 1497, 1550, 1649, 1682.

2.2. Действительный статский советник, титулярный советник, коллежский секретарь, коллежский регистратор.

2.3. Басма, жезл, «яблоко», пояс.

2.4. Дрожки, «эгоистка», одноколка, двуколка.

2.5. Бойница, флешь, шанец, равелин.

2.6. Дымное, мыт, извоз, ясак.

3. (34 балла). Вставьте пропущенные буквы и дайте определение термина (слова). Для правильного написания термина обратите внимание на те случаи, когда определение уже есть:

Слово

Определение (что значит?)

1

Го_ме_стер

2

Д_тинец

3

Кавалер_ар_

4

М_с_рка

Старинная воинская шапка в виде шлема

5

Дил_жанс

6

Лес_ _ ица

В древней Руси – определенный порядок старшинства между родами, порядок замещения престолов у князей Рюриковичей

7

Кан_нир

8

Имп_р_ал

9

И_дольщина

10

И_ _ольщина

Разновидность земельной аренды, при которой плата за пользование землей равнялась половине урожая

11

_пашень

12

К_с_в_ротка

13

Фельд_ _герь

14

П_р_к

Метательная машина, применяемая при осаде и обороне крепостей

4. (33 балла). Определите приблизительное время возникновения документов, по-возможности и их название, и расположите их в хронологическом порядке.

1. «Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев изъявил желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею… участки из принадлежащих ему земель… [переведя их] в состояние свободных земледельцев».

2. «…А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет…»

3. «..Которые крестьяне… из поместий и из вотчин… выбежали до нынешняго 106 году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге… давати суд и сыскивати накрепко всякими сысками и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и с детьми… возити назад, кто за кем жил. А которые крестьяне выбежали до нынешняго 106 году лет за шесть и за семь и за десять… суда не давать».

4. «Помещиком всем…в тех же сказках для ведома писать именно крестьян и особливо деловых людей… А однодворцам всем, каждому о себе, о детях, внучатах и родственниках своих мужеска пола, которые с ними в домах живут, велеть подавать оные сказки самим… А ежели от кого из них явится какая в душах утайка… взять за утаенное против вышеписанного вдвое».

5. «Объявляется во всенародное известие… Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян.., которые вместо должных по своим званиям услуг занимаются воровством, пьянством и прочими непристойными продерзновенными поступками и приносят многия вред, разорения, убытки и беспокойства… отдавать к… отправлению в Сибирь…»

6. «…А христианом отказыватися из волости в волость, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделя после… Дворы пожилые платить в полех за двор рубль, а в лесах полтина…»

7. «Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий… научает нас седьмой день посвящать ему (Богу)… Оставшиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков…»

5. (27 баллов). Перед вами 8 изображений. Если применить единый критерий классификации, их можно сгруппировать в четыре группы, по два изображения в каждой.

5.1. Определите этот критерий и заполните в соответствии с ним приведенную таблицу, внеся в нее порядковые номера изображений и подписи к ним.

3

2

1

5.2. Сам найденный критерий запишите ниже.

6

4

4

5



Пара № 1

Пара № 2

Пара № 3

Пара № 4

8

7

Критерий классификации: ___________________________________________

6. (12 баллов). Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо трех ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

На Древней Руси существовала пришедшая от греков (1) цифровая система. Употребление нуля (2) облегчало расчеты, а для обозначения других цифр использовались буквы (3). Чтобы отличить буквенную запись от цифровой, над буквой ставили особый значок (4), который назывался «тягло» (5), а для обозначения десятков тысяч соответствующую букву обводили в кружок (6).

7. (26 баллов). В процессе исследования историк наткнулся на документы, которые были важны уму для уточнения фактов жизни его героя, И.С.Дмитриева. К сожалению исследователя, не все документы были датированы. Проанализируйте представленные материалы и попытайтесь определить:

1. Время, когда была окончена рукопись И.С.Дмитриева («Анналы»);

2. Время его выхода в свет книги И.С.Дмитриева.

Приведите аргументы, которыми вы оперировали в ходе сових рассуждений.

Из письма № 1 И.С.Дмитриева «Милостивый государь Петр Сергеевич! Считая себя несправедливо обойденным по службе, имею ныне твердое намеренье выйти в отставку. И вовсе не потому, что уязвлен невозможностью сменить обращение к себе с «Ваше Высокоблагородие» на «Ваше Высокородие». Мне не безразлична достойная оценка трудов моих, не говоря уже о старшинстве, по которому сей чин одному мне положен… Что касается до моих разысканий, сообщаю, что «Анналы» свои я завершил, поспев как раз ко дню очередного несчастного восшествия на престол государя нашего… Думаю, что в этом году сумею представить их любезному читателю…»

Из письма № 2 И.С.Дмитриева «Спешу сообщить, любезный Петр Сергеевич, что с публикацией «Анналов» вышла неожиданная заминка. Труд свой я забрал из журнала по соображениям полнейшего неприятия глупейших советов господина Полевого… На службе у меня приятная перемена - положенный мне по заслугам чин все же настиг меня, отчего намеренью своему уйти в отставку я дал решительную отставку…»

Из письма № 3 И.С.Дмитриева «Наконец держу напечатанным долгожданный труд свой… Сколько сил, сколько бессонных ночей!…Нет сил ни творить что-то новое, ни служить. Пора, друг мой, на покой…»

Из воспоминаний П.С.Михеева: «…Тогда же от Дмитриева была получена долгожданная книга с его «Анналами», принятая, впрочем весьма холодно. Да и то сказать, было не до его изысканий о прошлом – всех волновало горькое настоящее – судьба осажденного Севастополя... Бедный Дмитриев никак не мог этого понять, вздыхал и жаловался на черствость нашей читающей публики. Его было искренне жалко – десять лет писал, четыре года ждал выхода книги и как в стену. Горькая судьба!...»

Из послужного списка И.С.Дмитриева

12 июня 1841 года

По высочайшему повелению пожалован чином 6 класса коллежского советника

15 марта 1845 года

По имянному указанию государя императора награжден орденом Владимира 4 степени

24 марта 1 847 года

По высочайшему повелению пожалован чином 5 класса статским советником

12 декабря 1855 года

Пожалован чином 4 класса действительным статским советником и отправлен в отставку с пансионом по 5 классу.

8. (24 балла). Чем знамениты эти корабли? С какими событиями отечественной истории они связаны?

1. «Аврора» - ________________________________________________

2. «Азов» - ________________________________________________

3. Ботик Петра I - _____________________________________________

4. «Князь Потемкин Таврический» - _____________________________

5. «Варяг» - __________________________________________________

6. «Восток» и «Мирный» - _____________________________________

7. «Ленин» - ________________________________________________

8. «Меркурий» - ______________________________________________

9. (11 баллов). Познакомьтесь с документом и определите время и обстоятельства его появления. Свой ответ кратко обоснуйте.

«…Всем прямым сынам отечества Российского явно оказалось, какая опасность всему Российскому государству начаналася самым делом, а именно: Закон наш Греческой перво всего возчувствовал свое потрясение и истребление своих преданий церковных, так что церковь наша Греческая крайне уже подвержена оставалась… переменою древняго в России православия и принятием иновернаго закона. Второе: Слава Российская, возведенная на высокую ступень своим победоносным оружием чрез многое свое кровопролитие заключением новаго мира. Самим ея злодеям отдана… в совершенное порабощение; а между тем внутреннии порядки, составляющие целость всего Нашего отечества, со всем испровержены. Того ради… принуждены были.., видев к тому желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное, вступили на престол Наш Всероссийский самодержавно…».

10. (14 баллов). Соедините даты из истории Второй мировой войны с соответствующими событиями:

19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.

5-6 декабря 1941 г.

5 июля – 23 августа 1943 г.

6 июня 1944 г.

Февраль 1945 г.

22 июня 1941 г.

Апрель- 2 мая 1945 г.

А. Ялтинская конференция;

Б. Начало контрнаступления Красной Армии под Москвой;

В. Начало Великой Отечественной войны;

Г. Берлинская операция

Д. Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом;

Е. Курская битва

Ж. Открытие второго фронта

11. (29 баллов). Перед вами отрывки из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К.Жукова, относящихся к событиям Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

11.1. Заполните пропуски в текстах.

11.2. Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности.

1. В октябре ___________ года стало ясно, что немецкое командование вынуждено будет перейти к стратегической обороне на всем Восточном фронте… Чем же определялась сложность положения для верховного главнокомандования немецких вооруженных сил в тот период? С одной стороны, незавершенность стратегических целей, чрезмерная растянутость войск от Черного моря через Северный Кавказ, Сталинград, Дон и до Баренцева моря, отсутствие свободных стратегических резервов на фронте и в тылу страны, тяжелое морально-политическое состояние в немецких войсках. С другой стороны, все явственнее проявлялась возрастающая мощь Советского государства, успешное преодоление им экономических и военных трудностей.

2. 30 июня __________года был создан чрезвычайный орган – ________________________ во главе с ______________________ . Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения.

3. В середине мая ___________года вернулся в Москву А. М. Василевский. В это время в Генштабе заканчивалась разработка проектов всей документации к плану операции _______________________(такое кодовое наименование получила Белорусская операция) и ее материально-техническому обеспечению.

4. Я понимал, что означали два слова «сдать Киев» для всех советских людей... Но я не мог поддаваться чувствам, а как начальник ____________________ обязан был предложить единственно возможное и правильное стратегическое решение в сложившейся обстановке. «Киев придется оставить», – твердо сказал я.

5. В 3 часа 50 минут 1 мая на командный пункт 8-й гвардейской армии был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты __________. Он заявил, что уполномочен установить непосредственный контакт с Верховным Главнокомандованием Красной Армии для переговоров о перемирии. В 4 часа генерал В. И. Чуйков доложил мне по телефону, что генерал сообщил ему о самоубийстве _______________, которое произошло ________________в 15 часов 50 минут.

6. К концу ____________ года мы окончательно преодолели тяжелую обстановку и прочно удерживали в своих руках стратегическую инициативу. Мы уже не так нуждались в открытии второго фронта в Европе. Однако в целях быстрейшего разгрома фашистской Германии и окончания войны всем нам хотелось, чтобы второй фронт был открыт в ближайшее время. Несомненно, нас радовали победы в Италии, у Эль-Аламейна, в районе Туниса и других местах. Но все же это было не то, чего мы так долго ждали от союзников, чтобы почувствовать их достойный вклад в войну.

7. Ставке стало известно о восстании чехов в _________________ и боях с немецкими войсками. Ставка приказала 1, 2 и 4-му Украинским фронтам ускорить движение наших войск, чтобы поддержать восставших и не дать гитлеровцам подавить восстание. Выполняя приказ Ставки, фронты бросили туда свои подвижные войска. В ночь на _______ мая они вышли в район города, а утром вошли в город, горячо приветствуемые населением.

8. Положение ______________с 8 сентября _________ года стало крайне опасным. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через ____________________озеро и по воздуху, под прикрытием нашей авиации Начались бомбежки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.

9. 23 ______________ __________года взятием _____________ завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны в районе Курска, Орла, Белгорода... Закончилось оно разгромом главной группировки немецких войск, на которую Гитлер возлагал так много военно-политических надежд.

12. (10 баллов). Расположите изображения государственных гербов России в хронологической последовательности:

1. 2. 3.

4. 5. 6.

7. 8.

11 класс (ответы)

1)

1.1. Принятие университетских уставов.

1.2. Председатели правительства Российской империи – СССР.

1.3. Главы Соборного Уложения 1649 г.

По 2 балла за полный правильный ответ. По 1 баллу за частично правильный ответ. Всего – 6 баллов.

2)

2.1. 1497, 1550, 1649, 1682. – даты появления важнейших правовых актов.

2.2. действительный статский советник, титулярный советник, коллежский секретарь, коллежский регистратор – гражданские чины по Табелю о рангах.

2.3. Басма, жезл, яблоко, пояс – символы (регалии) власти в разные времена.

2.4. Дрожки, эгоистка, одноколка, двуколка – транспортные средства.

2.5. Бойница, флешь, шанец, равелин – название фортификационных укреплений и их элементов..

2.6. Дымное, мыт, ямские деньги, ясак – разновидности податей и сборов.

За каждый правильно определенный ряд – 2 очка. Всего – 12 баллов.

3.

Слово

Определение (что значит?)

1

Гофмейстер

Придворный чин 3 класса, отвечал за придворный штат

2

Детинец

Укрепленная часть города, то, что станет кремлем

3

Кавалергард

Военнослужажий (офицер или солдат) привилегированного кавалерийского полка русской гвардии; личная охрана императора

4

Мисюрка

Старинная воинская шапка в виде шлема

5

Дилижанс

Тяжелая закрытая карета для междугородной перевозки пассажиров и почты

6

Лествица

В древней Руси – определенный порядок старшинства между родами, порядок замещения престолов у князей Рюриковичей

7

Канонир

Солдат-артиллерист (можно при Петр I – солдат бомбордирской роты)

8

империал

Золотая монета, чеканившаяся в России с 1775 года (10 и более рублей).

9

Издольщина

Разновидность земельной аренды, при которой плата за пользование землей равнялась определенной доли урожая

10

Испольщина

Разновидность земельной аренды, при которой плата за пользование землей равнялась половине урожая

11

Опашень

В Московской Руси – верхняя летняя одежда (преимущественно женская) в виде кафтана свободного покроя с откидными длинными руковами

12

Косоворотка

Рубашка прямого покроя с воротником-стойкой

13

Фельдъегерь

Военный или правительственный курьер для доставки важных документов

14

Порок

Метательная машина, применяемая при осаде и обороне крепостей

По 1 баллу за верное написание слова; по 2 балла за раскрытие термина (1 балл за некоторые неточности в его раскрытии, не искажающие сути). Всего – 34 балла.

4.

6

3

2

4

5

7

1

При ответах необязательно требовать даты (так, указ о ссылке в Сибирь в некоторых учебниках не датируют, а указывают только царствование). Важно знание и понимание логики развития крепостничества, что и позволяет выстраивать документы в хронологической последовательности:

1. Указ о вольных хлебопашцах;

2. Соборное Уложение 1649 года. XI глава «Суд о крестьянех».

3. Указ об урочных летах (пятилетних) 1597 года;

4. Введение подушной подати при Петре I;

5. Указ о ссылке крепостных крестьян в Сибирь по воле помещика. Середина XVIII века;

6. Судебник 1497 г.

7. Т.н. указ о «трехдневной барщине» Павла I (1797 г.)

По 2 балла за приблизительное время определения документа. 2 балла за каждое название. 5 баллов за точную хронологическую их расстановку. 3 балла – при одной ошибке в расстановке. Всего – 33 балла.

5. 5.1.

1. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г.

2. А.В. Суворов.

3. Иван IV Грозный.

4. А.Н. Косыгин.

7. Н.Г. Чернышевский.

6. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г.

8. Взятие Казани 1552 г.

5. Строительство Байкало-Амурской магистрали (плакат).

5.2. Критерий классификации: событие и его современник.

За каждое точное название – 2 балла (при небольшой ошибке – 1 балл). За точное соединение в пары 2 балла (за каждую пару). За точно определенный критерий – 3 балла. Всего – 27 баллов.

6.

1) Да. 2) Нет, в цифровой системе Древней Руси нуля не было. 3) Да. 4) Да. 5) Нет, значок назывался «титло». 6) Нет, в кружок обводили букву, чтобы обозначить десятки тысяч.. По 2 балла за каждый правильный ответ. По 1 баллу за частично правильный ответ. Всего – 12 баллов

7. И.С.Дмитриеву удалось напечатать свой труд в 1855 году (не позднее августа 1855 года – падения Севастополя). Это следует из воспоминаний Михеева – получения книги одновременно с началом осады Севастополя (но не взятия его). Однако рукопись была закончена не в 1851 году, как приблизительно следует из воспоминаний (1655 – 4 года + 1651 год). Михеева подвела память (ловушка для участников олимпиады). Между окончанием работы над рукописью и публикацией прошло больше времени. В письме № 1, сообщив о завершении работы над рукописью, Дмитриев пишет о невозможности получить следующий 5 чин статского советника (именно к 5 чину обращались «Ваше высокоблагородие»). Из послужного списка (формуляра) следует, что получен был 5 чин в 1847 году. Значит, работа над рукописью была завершена до марта 1847 года, т.е. за 8 лет до публикации.

За определение дат по 5 баллов. За каждый аргумент по определению даты – 4 балла. Максимальное количество баллов – 26 баллов.

8.

1) «Аврора» - участвовал в Цусимском сражении; В октябре 1917 года дал сигнал к захвату Зимнего дворца; в советский период – символ революции.

2) «Азов» - Участвовал под командованием М.П.Лазарева в Наваринском сражении. Первый корабль в русском флоте, награжденный Георгиевским флагом за проявленный героизм.

3) Ботик Петра I – небольшое судно найденное Петром I в Измайлово. Впоследствии назван царем «дедушкой русского флота».

4) «Князь Потемкин Таврический» - броненосец, на котором в июне 1905 года вспыхнуло стихийное восстание матросов. Выступление свидетельствовало о втягивании в первую русскую революцию армии и флота.

5) «Варяг» - крейсер 1-го ранга, вступивший в неравное сражение с японской эскадрой в начале русско-японской войны. Стал символом мужества русских моряков.

6) «Восток» и «Мирный» - эти суда (шлюпы) под командованием Ф.Беллинсгаузена в 1821 году участвовали в кругосветной антарктической экспедиции, в результате которой была открыта Антарктида.

7) «Ленин» - первый в мире атомный ледокол, построенный в СССР в 1957 году.

8) «Меркурий» - 18-пушечный бриг, во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов под командованием капитана Казарского вступил в бой с двумя турецкими линейными кораблями (184 орудия) и нанес повреждения. Награжден Георгиевским флагом. Символ мужества русских моряков-черноморцев.

За каждый относительно полный ответ – до 3 баллов (за менее точный ответ от 1 до 2 баллов). Всего максимум – до 24 баллов.

9. Манифест о восшествии на престол Екатерины II от 28 июня 1762 года (в день переворота). Время определяется по характеру обвинений в адрес низверженного Петра III: (1) гонение на православную церковь (секуляризация; политика веротерпимости, в том числе в отношении к старообрядцам; предоставления известных свобод протестантам); (2) заключение мира с Фридрихом II, по которому последнему были возвращены все сделанные завоевания – преподнесено как национальное оскорбление; (3) обвинения в непорядках во внутреннем управлении. Екатерина II представлена как спасительница Отечества, вступающая на престол по молению всех подданных.

5 баллов за определение времени и обстоятельств появления документа. До 3 баллов за каждый аргумент. Всего – 11 баллов.

10.

19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.

Д

5-6 декабря 1941 г.

Б

5 июля – 23 августа 1943 г.

Е

6 июня 1944 г.

Ж

Февраль 1945 г.

А

22 июня 1941 г.

В

Апрель- 2 мая 1945 г.

Г

За каждую правильную параллель – по 2 балла. Всего до 14 баллов.

11.

1) 1942; 2) 1941, Государственный комитет обороны, Сталин; 3) 1944, «Багратион»;

4) Генерального штаба; 5) Кребс, Гитлер, 30 апреля; 6) 1943; 7) Прага, 9 мая; 8) Ленинград, 1941, Ладожское; 9) август, 1943, Харьков. 8.2. 2 – 4 – 8 – 1 – 9 – 6 – 3 – 5 - 7

10 баллов за правильную последовательность, по 1 баллу за каждый правильный элемент. Всего – до 29 баллов.

12. 1 – 4 – 6 – 5 – 8 – 2 – 7 – 3. 10 баллов за правильно установленную последовательность. 5 баллов за последовательность с одной ошибкой.

Всего – 209 баллов.

Темы сочинений-эссе 9-11 классов

1. «Подвиги Святослава не могли служить содержанием народных песен и сказаний: они были совершаемы вдали от родной страны и не для родной страны; тогда как подвиги Владимира были совершаемы ввиду всей Русской земли и с целию ее защиты от степных варваров; вот почему благодарный народ так удержал в своей памяти подвиги Владимира» (С.М. Соловьев).

2. В историческом календаре 4 ноября – это дата, которая занимает особое место. Тогда, в далеком 1612 году, здесь, под стенами Кремля была одержана не только победа над иноземными захватчиками: благодаря единению многонационального народа России был положен предел многолетней смуте и внутренним распрям. (В.В. Путин).

3. Отец (Алексей Михайлович) и сын (Петр I) «несопоставимы ни по масштабам своей личности, ни по силе воли и глубине ума. Алексей Михайлович – человек средних дарований. Но в одном он, бесспорно, превзошел своего великого сына. В Тишайшем больше сострадания к людям, больше душевности и больше души» (И.Л. Андреев).

4. « Он (Петр I) был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами… его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками» (княгиня Е.Р. Дашкова).

5. «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины. Он хотел служить не чистой науке, а только Отечеству» (Н.Г. Чернышевский).

6. «Пугачевцев победили, переказнили, но победители испугались и все же умерили свой аппетит… Скажем иначе: вообще в России с крестьян «драли три шкуры», но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев – содрали бы все десять» (Н.Я. Эйдельман).

7. «Екатерине Великой принадлежит выдающееся место в истории России второй половины XVIII в. Именно ее рассудительности, осторожности и отваге страна обязана как внешнеполитическими успехами, так и реализаци

8. «Историческая ценность революций зависит от трех условий: от того, что разрушается, от того, что создается, и от тех легенд, которые революциям сопутствуют. Декабристы ничего не разрушили и ничего не создали. Их ценность состоит всецело в их легенде. Но и этого достаточно» (М.А. Алданов).

9. «История России в XIX веке – это поиск и борьба путей в неведомое (пока еще именно Россией) и в незнаемое (мировым сообществом вообще)» (Л.М. Ляшенко).

10. «Не могу быть зависимым!» – бились сердца. «Не могу иметь рабов!» – бились благородные сердца. Вот два великие чувства, которые создали 1812 год и 1861 год». (В.В. Розанов.)

11. «Октябрьской революции не было. Был октябрьский переворот. Он был преддверием эволюции от Ленина-Пугачева к Ленину-Аракчееву. Он был преддверием драпирующейся в красные цвета, но самой доподлинной контрреволюции» (В.М. Чернов).

12. «Великая Отечественная война сформировала облик целой эпохи». (М.Н. Зуев.)

13. «…Я убежден: время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. Было необычайно трудное, но и очень славное время. Человек, переживший однажды большие испытания и победивший, будет всю жизнь черпать силы в этой победе. Это справедливо и для всего народа». (Г.К. Жуков).

14. «Россия должна сохранить исторические государственные символы, также как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства, а герб и флаг – то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности». (Г.В. Вилинбахов.)