Главная              Рефераты - Разное

Методика аудита материально-производственных запасов 8 глава постановка бухгалтерского учета материально производственных запасов на ОАО «альфа» 11 Краткая характеристика ОАО «Альфа» 11 - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА МАТЕРИАЛЬНО–ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ............................................................... 5

1.1. Понятие, цель, задачи аудита материально-производственных запасов....................................................................................................................... 5

1.2. Основные направления аудиторской проверки.......................... 6

1.3. Методика аудита материально-производственных запасов.... 17

ГЛАВА 2. ПОСТАНОВКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «АЛЬФА».......................... 25

2.1. Краткая характеристика ОАО «Альфа»................................... 25

2.2. Оценка постановки бухгалтерского учет материально – производственных запасов........................................................................................................ 35

ГЛАВА 3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «АЛЬФА».......................... 51

3.1. Порядок проведения аудиторской проверки........................... 51

3.2. Отчет аудитора руководству ОАО «Альфа»............................ 74

3.3. Разаботка рекомендаций по совершенствованию учета материально-производственных запасов по результатам проведенной аудиторской проверки...................................................................................................................... 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................... 80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тесты проверки состояния внутреннего контроля и системы учета материально-производственных запасов на ООО «Альфа»................ 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Программа проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов ООО «Альфа»..................................................... 89

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Аудит оформления первичных учетных документов
ООО «Альфа» за декабрь 2005 года.............................................................. 92

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Письменная информация руководству ОО "Альфа" по результатам проведения аудита материально-производственных запасов 93


ВВЕДЕНИЕ

Для большинства промышленных предприятий материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются важнейшими активами. Они используются в производстве по - разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т. д.), другие – изменяют только свою форму (смазочные материалы, лаки, краски), третьи – входят в изделие без каких либо внешних изменений (запасные части), четвертые – только способствуют изготовлению изделий и не включаются в их массу или химичес

Исходя из поставленной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:

- изучить нормативное регулирование аудита материально-производственных запасов;

изучить методику аудиторской проверки материальных запасов; - пту материальных запасов, а так же публикации в периодической печати по тематике «Аудит материально-производственных запасов».

Объектом исследования является ОАО «Альфа». Аудиторская проверка на предприятии проводилась за 2005 год в феврале 2006 года.

Поскольку в соответствии с производственной спецификой данного предприятия основным видом материальных ценностей являются запасные части, шины и горюче-смазочные материалы для пассажирского транспорта, учет и аудиторская проверка показана на примере этого вида материальных запасов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА МАТЕРИАЛЬНО–ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

1.1. Понятие, цель, задачи аудита материально-производственных запасов

Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудиторской проверки материальных запасов является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям матводственных запасов являются:

- подтверждение соблюдения порядка документального отражения операций по поступлению и отпуску материалов;

- установление наличия контроля за сохранностью материально-производственных запасов в местах хранения и на всех этапах их движения;

- пх при отражении на счетах бухгалтерского учета;

- подтверждение соответствия оформленных бухгалтерских операций действующим нормативным актам.

1.2. Основные направления аудиторской проверки

Аудиторская проверка учета материально – производственных запасов являетс и слабые стороны внутреннего контроля учета материально – протем бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в ходе аудита", надежность и эффективность внутреннего контроля может оцениваться как "высокая", "средняя" или "низкая". Процесс состоит из нескольких этапов:

- общее знакомство с системой внутреннего контроля;

- первичная оценка ее надежности;

- подтверждение достоверности ее оценки.

- периодизация.

Все этапы оценки системы внутреннего контроля фиксируются в рабочих документах аудитора. При этом дается оценка надежности указанной системы и обосновывается степень доверия к ней при планировании объема аудиторских процедур.

По указанным направлениям проводится также оценка системы учета и внутреннего контроля непосредственно в ходе аудита конкретных объектов. Для изводство на предприятии. Данные тесты состояния систем внутреннего контроля позволяет аудитору сделать целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он может сделать основной вывод, что порядок учета материалов ведется неудовлетворительно.

В общем случае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки учета материалов и намечен сос должен установить:

- нялись принципы учета материальных ценностей.

Информационной базой для проверки материальных запасов являются:

Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей.

Приказ об учетной политике.

Первичные документы по оформлению операций с материальными ценностями.

Организационно-правовые документы и материалы.

БУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» в приказе об учетной политике должна содержаться информация о методологических аспектах учета материалов:

- порядок учета приобретения материальных запасов;

- методы оценки материалов по видам при списании.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Аудиторы нередко сталкиваются с трудностями при оценке определенных специфических обстоятельств и сторон производственно - хозяйственной деятельности предприятия - клиента. Чтобы избежать существенных ошибок и уменьшить предпринимательский риск, на стадии планирозь отдельных составляющих аудиторского риска и оценить объем предстоящей работы.

ПАР, ВР х РК х РН, (2)

где ПАР - приемлемый аудиторский риск - относительная величина, отражающая суждение аудитора о приемлемой вероятности наличия в финансовой отчетности существенных ошибок после завершения аудита и выдачи клиенту безусловно положительного заключения;

ВР - внутрихозяйственный (чистый) риск, характеризующий веролиента;

РК - риск средств контроля, выражающий вероятность пропуска (невыявления) осуществленных ошибок системой бухгалтерского учета и системой внутреннего контроля;

РН - риск необнаружения (процедурный), устанавливающий вероятность не выявления в процессе проведения проверки существенных ошибок.

На практике для составления более эффективного плана проверки необход квалифицированный пользователь этой отчетности делает правильные выводы и принимает правильные экономические решения.

Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности: качественную и количественную. С качественной точки зрения он должен использовать свое профессиональное суждение для определения того, существенны ли отмеченные в ходе проверки отклонения. С количественной точки зрения устанавливается, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественных критерий – уровень существенности.

Уя содержащих ошибки статей бухгалтерской отчетности, оценки материалов собственных исследований и принятия решений о содержании аудиторского заключения.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» перед началом проверки аудитор должен решить, какую сумму ошибки следует считать существенной. Такая предварительная оценка позволяет аудитору организовать процесс сбора необходиие приемлемого риска при аудите равно 3%(0,6 х 0,5 х 0,1). Если аудитор пришел к выводу, что допустимый уровень аудиторского риска в данном случае не должен превышать 3%, то он может считать план приемлемым.

Если же использовать выше приведенную формулу определения риска не обнаружения, то в качестве примера можно привести следующее: аудитор установил для себя приемлемый аудиторский риск на уровне 5%. Тогда план аудита мментировать, то есть отражать в рабочих документах аудитора. Требования к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей документации аудита определены в Правиле(стандарте) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

К рабочей документации аудитора относятся планы и программы проведуждений возникших в ходе аудита и вопросов с сотрудниками адми хранится скомплектованной в папки не менее пяти лет.

Аудиторская документация является собственностью аудитора. Однако содержащаяся в ней информация конфиденциальна и не подлежит использованию без согласия клиента.

1.3. Методика аудита материально-производственных запасов

Существует несколько этапов аудита материальных ценностей.

1. Проверка операций с материальными ценностями начинаются с анализа их оценки, так как в фактическую себестоимость приобретения мате хранению ценностей. В то же время аудитор должен проверить, не включались ли в стоимость материалов расходы на содержание складов, отделов снабжения и сбыта производства или расходы на командирование работников для оформления и согласования договоров на поставку материалов, которые должны включаться в состав общехозяйственных расходов.

Он вкл как на финансовых результатах предприятия (поскольку оказывает влияние на определение себестоимости реализованной продукции), так и на балансе в целом.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Практика показывает, что учет выявленных излишков и недостач ведет к отклонениям от предписанных норм бухгалтерского учета, например, часто недоста счетов материалов и по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Выявленные недостачи должны быть отнесены на счет расчетов с виновными лицами (субсчет 73-3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»). Недостача товаров может быть отнесена на издержки, если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом.

При проверке полноты оприходования и правильности списания материально-производственных запасов аудитору следует знать, что для контутся позиционным способом - по каждому документу (счете-фактуре). Если при приемке материальных ценностей установлена недостача грузов в пути сверх норм естественной убыли или предъявлена претензия поставщику по сортности, комплектности и т.п., то на сумму недостачи (претензии) по дебету счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Выявленные при приладные с разного рода приложениями. Прибывшие на предприятия товарно-материальные ценности должны своевременно приходоваться на склад или, если они сразу не переданы в производство, оформляться как поступившие на склад и отпущенные затем в производство, о чем в документах делаются специальные отметки. В этом случае работник склада подтверждает наличие и передачу материально-производственных запасов в производство. Как свидетельствует ревизионная практика иногда порядок передачи ценностей в производство, минуя склад, нарушается, что приводит к злоупотреблениям.

Тоитор должен анализировать документы на списание материалов в производство и их нормирование. Наибольшее распространение в качестве расходных документов получили лимитно-заборные (лимитные) карты.

Есизводства. Отпуск же материалов в цеховые кладрдере № 6 по условной оценке раздельно по каждой поставке, причем вместо номера счета ставится буква «Н». В следующем месяце по поступлении отчетов эти записи сторнируются с одновременным оприходованием материалов по фактической себестоимости на основании расчетных документов поставщиков.

- Существенную роль играет контроль за достоверным отражением в бухгалтерском учете и балансе стоимости материалов, то есть оплаченных, но еще за оплаченные и длительное время неоприходованные (а под час и похищенные) ценности. Поэтому объеожет столкнуться с проверкой фактов выпуска и реализации неучтенной продукции. Неучтенная продукция - фактически выпущенная и реализованная продукция, которая по бухгалтер сырье сверх норм естественной убыли или заменяется сырье более ценное на менее ценное и др.

Аудиторские фирмы могут привлекать для своей работы экспертов-специалистов, особенно при проведении аудиторских проверок по поручению следственных и судебных органов.

Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера №10, ведомостей №10,11,10с,14,15с и Главной книги.

ГЛАВА 2. ПОСТАНОВКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «АЛЬФА»

2.1. Краткая характеристика ОАО «Альфа»

ОАО «Альфа» является крупнейшим производителем соединительных деталей трубопроводов на российском рынке.

Завод был основан в 1949 году как государственное предприятие, находящееся в федеральной собственности. В соответствии с госудаоводствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, является юридическим лицом, в праве от своего имени заключать договора, прных частей, изготовление стальных форм и оснастки, производство зданий и их отдельных элементов из легких металлических, выпуск технологического и не стандартизированного оборудования, реализация продукции, товаров, материалов и услуг, производство промышленной, строительной и сельскохозяйственной продукции производственного технического назначения и потребительских товаров, а также иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российсдажа прав на использование оригинальных технологических процессов различных производств, организация и проведение выставок и аукционов. Внешнеэкономическая деятельность.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

Прибыль, получаемая предприятием в результате его хозяйственной деятельности, остается в его распоряжении и используется им на финансирование капитальных вложений производственного назначения, на приобретение и создание нового имущества, на социальное развитие трудового коллектива, материальное поощрение работников.

Предприятие возглавляется генеральным директором, назначаемым Советом директоров общества, а заместители директора назначаются на должность самим директором. Директор действует на основании Устава обществая юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, фирменное наименование, круглую печать.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

На ОАО «Альфа » инвентаризации подлежат основные средства, материальные ценности, финансовые вложения, денежные средства на счетах, дебиторская и кредиторская задолженность. Выявленные, при инвентариду двумя смежными инвентаризациями определяется на основании расчетов, составленных бухгалтерией предприятия при участии материально-ответственного лица и утвержденных руководителем предприятия Инвентаризация оформляется унифицированным актом инвентаризации, который составляется в двух экземплярах: первый передается в бухгалтерию, а второй остается у материально-ответственного лица.

Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается во взаимной выверке расчетов с соответствующими предприятиями, организациями.

Заки является разработанный на предприятии рабочий План счетов. План счетов пересматривается в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету, своевременности и полноты учета и отчетности и наработанным опытом предприятия. На ОАО «Альфа » план счетов разрабатывается в соответствии с требованиями бухгалтерского и налогового учетов, то есть открываются дополнительные счета для ведения раздельного учета по многим участкам учета.

Рабочий План счетов и субсчетов бухгалтерского учета, применяемый на ОАО «Альфа » утверждается как приложение к приказу об учетной пических позиций и шифров.

Технология обработки учетной информации зависит от выбора формы учета, на ОАО «Альфа » ведение бухгалтерского учета осуществляется по журнально-ордерной форме с использованием ЭВМ.

Применение журнально-ордерной формы учета основано на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накопления Организационно-технические аспекты учетной политики разработаны на ОАО «Альфа » согласно действующему законодательству и соблюдают все требования законодательства.

Склад ОАО «Альфа » закрытого типа для внутреннего пользования со складирование материалов, как специального, так и хозяйственного назначения.

2.2. Оценка постановки бухгалтерского учет материально – производственных запасов

В складах осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально-ответственным лицом. С ним ежегодно заключается договор о материальной ответственности.

Организация учёта материалов на складе зависит от способа их хранения - партионного или сортового. На ОАО «Альфа конструкции» аналитический учет по счету 10 «Материалы» на складах и в кладовых предприятия осуществляется сортовым способом в соответствии с порядком хранлучае намного удобнее вести учёт материалов на карточках. Это позволяет получить оперативную информацию о наличии материалов на складе.

При партионном способе каждая партия материалов хранится отдельно. Под партией понимается количество материалов, поступивших одновременно по одному документу. При сортовом способе хранения каждые вновь приобретённые материалы определённого сорта присоединяют к ранее поступившим материалам того же наименования и сорта.

второй передаётся в бухгалтерию. По мере отпуска материально ответственное лицо указывает в партионной карте дату отпуска, номер расходного документа и отпущенное количество. Одновременно в расходном документе указывают номер партионной карты. После полного выбытия партии материалов партионную карту сдают в бухгалтерию для проверки. Если при проверке по данной партии выявляется недостача товаров, то, не ожидая инвентаризации, недостачу в пределах норм естественной убыли списывают за счёт организации, а сверх норм - взыскивают с материально ответственриалы могут храниться в разных местах, то остатки по ним отражаются в нескольких партионных картах, что затрудняет возможность получать оперативную информацию о наличии материалов на складе.

- Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

- 16-01 «Отклонение в стоимости материалов» по видам материалов;

- 16-02 «Транспортно-заготовительные расходы» по видам материалов.

В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» относится все расходытным документам относятся: накладная (товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная),счет-фактура, оформленная в установленном порядке.

- Материалы поступают на Предприятие в основном от поставщиков по договору купли-продажи (для использования материалов в основном и вспомогатретённым МПЗ»

- Кребретение материалов».

Отклонения между покупной стоимостью и планово-учётной списываются на основании бухгалтерской справки записью:

- Дебет 16-01 «Отклонения в стоимости материалов»;

- Кредет15-01 «Заготовление и приобретение материалов».

Предъявленные на основании расчётных документов транспортно-заготовительные расходы и их списание на отклонения в стоимости материалов тражаются по дебету счёта 10 с кредита счёта 15-01 «Заготовление и приобретение материалов» на основании акта о приёмке материалов по планово-учётным ценам.

При получении счёта-фактуры поставщика по покупной стоимости делаются следующие записи:

- Дебет 15-01 «Заготовление и приобретение материалов»;

- Кредит 60-01 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»;

- Дебет 19 «НДС по приобретённым МПЗ»;

Кре (в случае признания покупателем права собственности, в момент отгрузки товара от поставщика, согласно условиям заключённого договора) отражаются в бухгалтерском учёте следующим образом.

На основании извещения поставщика или счёта-фактуры по цене поставщика делается запись по дебету счёта 15-01 «Заготовление и приобретение материалов» с кредита счёта 60-01. Одновременно этой же записью отражают материальные ценности по планово-учётной цене покупателя. лонения на счёт 16-01.

Иногда в ходе производственного процесса может образоваться неисправимый брак. В этом случае он подлежит принятию к учёту на основании акта на списание, сопроводительного талона. Материалы, оприходованные как неисправимый брак, отражаются бухгалтерской записалов за наличный расчёт. На основании авансового отчёта с приложенными оправдательными документами (чек, товарный чек) их стоимость отражается по дебету счёта 15-01 с кредита счёта 71 «Расчёты с подотчётными лицами».

Поступление материалов на склад по планово-учётным ценам отражается записью:

- Дебет10-01 по видам материалов;

Кредзации как излишние и не нужные. Как и при поступлении, так и при выбытии материалов со склада на информационно-вычислительный центр передаются данные, где ежедневно составляется табуляграмма «Список выбывших материалов со склада». Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Отпуск материалов из одной кладовой в другую кладовуюие бухгалтерские записи:

- по планово-учётной цене - в дебет счёта 91-02 с кредита счёта 10-01;

- по продажной стоимости - в дебет счёта 62 с кредита счёта 91-01.

- При выявлении фактов недостач или порчи материалов, их учётная стоимость списывается в дебет счёта 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с кредита счёта 10-01. Отклонения в стоимости материалов при этом соды будущих периодов".

При отсутствии конкретно виновников и в пределах норм естественной убыли суммы недостач списываются с кредита счёта 94 в дебет счёта 91 "Прочие доходы и расходы".

Основание – сличительная ведомость результатов инвентаризации, протокол и реям» с кредита счёта 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Оформляется актом на приемку материалов по количеству или претензией.

ГЛАВА 3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «АЛЬФА»

3.1. Порядок проведения аудиторской пр оверки

Начиная разработку общего плана и программы, аудитор должен основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а так же на ре предприятия ОАО «Альфа», включает:

1. учредительные документы (Устав предприятия, лицензия на осуществление коммерческой деятельности, приказы, распоряжения руководителя предприятия о проведении инвентаризации материальных ценносю материальных ценностей, такие как акты сверки расчетов, инвентаризационные ведомости, доверенности (форма М-2), книга учета выданных доверенностей, счета-фактуры, книга регистрации счетов-фактур, требование-накладная (форма М-11), карточки учета материалов (форма М-17), платежные требования;

2. регистры синтетического учета (Главная книга, журналы- ордера № 6,7,10); бухгалтерский баланс форма-1, приложение к бухгалтерскому балансу форма-5, пояснительная записка, прилагаемая к балансу.

Кро

Термин «система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

На ОАО «Альфа» в целях лучшего ознакомления с системой внутреннего контроля аудитором были проведены тесты по оценке системы внутреннего контроля и проверки состояния бухгалтерского учета за 2005 год приведен в Приложении 1.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

В результате неправильных бухгалтерских записей занижена налогооблагаемая база по прибыли на сумму 4488 руб. 84 коп (928 + 202,4 + 150 + 1350 + 2920,8 - 900 - 378 - 37,8 + 253,44), не начислен налог на прибыль в сумме 1077 руб. (4 488,84 х 24%), не начислен НДС в сумме 692 руб. 50 коп.

Учетной политикой предприятия ОАО «Альфа» предусмотрено списывать материалы в производство по средней себестоимости. Для проверки неизменности применения в течение года выбранного метода оценки материалов и правильности их применения аудитор выборочно осуществил пересчет стоимости запчастей, списанных в производство. Результаты пии ОАО «Альфа».

Таблица 3

Данные бухгалтерского учета и инвентаризации материалов

Наименование материала

Ед.

изм

Учетная цена, руб.

Фактическое наличие

По учетным данным

Коли-чество

Сумма

Коли-чество

Сумма

1

Спирт технический

кг

2

Белила цинковые

кг

3

Олифа «Оксоль»

кг

4

Провод сечением 2 мм

м

5

Провод сечением 4 мм

м

6

Бумага упаковочная

кг

Итого:

Аудитором были проанализированы инвентаризационные ведомости за декабрь 2005 г. Наличие отметок членов инвентаризационной комиссии свидетельствует о том, что инвентаризации были проведены тщательно. Для проверки полноты отражения материально-производственных запасов, числящихся по данным бухгалтерского учета, в инвентаризационных ведомостях, необходимо выборочно сравнить данные ведомостей учета по материально-ответственным лицам с данными инвентаризационных ведомостей. Проведем проверку по запасным частям. Для наглядности данные можственными лицами по данным бухгалтерского учета, внесены в инвентаризационные описи и фактически имеются в наличии. Во время проведения инвентаризаций не было выявлено недостач и порчи материальных запасов.

Таблица 4

Рабочий документ аудитора. Проверка соответствия фактического наличия запчастей на складе ОАО «Альфа» их остаткам по данным бухгалтерского учета.

Дата

Наличие запчастей, руб.

По данным бухгалтерского учета

По инвентаризационной ведомости

01.12.2005 год

Аудиторскую проверку учета поступления материалов в соответствии с программой целесообразно начать с изучения первичных документов. Документы, вызывающие сомнение у аудитора, должны быть проверены с особою тщательностью. Ксерокопии таких документов целесообразно прилагать к рабочей документации аудитора.

рмляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки материальных ценностей и правилами перевозки грузов (накладной, товарной накладной, счетом или счетом-фактурой).

Товарная накладная выписывается при доставке товаров транспортом покупателя. Груз получает заведующий гаражом, или в редких случаях, водителемую партию товара и является основанием для оплаты товара.

Как показала проверка, оприходование поступивших материалов на ОАО «Альфа» оформляется не приходным складским ордером, а накладной, выписанной самим кладовщиком. На накладной отсутствует штамп с реквизитами приходного ордера.

При проверке первичных документов аудитор в первую очередь должен обратить внимание на правильность оформления счетов – фактур, так как они чаще других документов являются основанием для расчетов с поставщиками, и наличие счета – фактуры является обязательным условием для зачета (возмещения) НДС по приобретенным товарам.

При выборочной проверке правильности оформления счетов – фактур за декабрь 2005 г. было установлено, что счета – фактуры поставщиков ОАО «Альфа» оформлены в соответствии с требованиями, установленными п. 5 и 6 ст. 169 Налогового Кодекса Российской Федерации, в них заполнены все необходимые реквизиты. Все счета – фактуры содержат подписи руководиением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а) и правильности оформления (наличие всех реквизитов, подписей, печати, даты, номера документа). Проверку проведем выборочно, для чего отберем из всей совокупности первичных документов по два экземпляра каждой формы. Проверенные аудитором первичные учетные документы заносятся в рабочий документ приложение 3.

Как видно из приложения 3, оформление первичных расходных докуменно-производственные запасы доставлялись на ОАО «Альфа», каждому счету– фактуре должна соответствовать товарно-транспортная накладная или товарная накладная, и доверенность, зарегистрированная в Журнале учета выданных доверенностей. При проведении аудиторской проверки целесообразно сопоставить данные полученных счетов – фактур, накладных и Журнала учета выданных доверенностей. В таблице 5 отражены итоги сопоставления этих документов ОАО «Альфа» за декабрь 2005 г.

Приобретение материалов у физического лица на ОАО «Альфа» не произий.

Таблица 5

Рабочий документ аудитора.Проверка соответствия счетов – фактур, накладных и выданных доверенностей на предприятии ОАО «Альфа» за декабрь 2005 г.

руб.

Счета – фактуры

Накладные

Доверенности

Откло-нение

Дата и №

Сумма

Дата и №

сумма

Дата и №

сумма

1

2

3

4

5

6

7

02.12.05

№ 120205

17152

02.12.05№ 120205

17152

01.12.05№ 285

17152

-

продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

7

02.12.05№120203

03.12.05 № 001327

17.12.05. №121701

19.12.05№121906

25.12.05

№122504

25.12.05

№ 122507

Как видно из таблицы 5, на ОАО «Альфа» по всем счетам – фактурам на приобретенные запасные части за декабрь 2005 г. соответствуют товарные накладные и выданные доверенности. Это свидетельствует о том, что все ценности, на полчество товарно – материальных ценностей отличаются от указанных в сопроводительных документах) с записями в Журнале учета поступления товарно-материальных ценностей.

- Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

- уч стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактнансовых результатов (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).

В некоторых случаях целесообразнее направить материалы непосредственно на участки, минуя склады (транзитом). В этом случае материалы будут отражаться в учёте как поступившие на склад и переданные в подразделение ОАО «Альфа», а в приходных и расходных документах скл складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями.

Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов. Поэтому, в случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учётных документах (лимитно – заборных картах, требованиях-наклся на складе у кладовщика, списывающем материалы, второй передаётся в организацию, получающее материальные ценности, третий экземпляр передаётся в бухгалтерию, а четвёртый на проходную.

Накладная выписывается в количестве 4 экземпляров:

- в отделе сбыта выписывается 4 экземпляра накладной. Заметим, что упоминавшееся выше постановление Госкомстата РФ N 71а обязывает выписывать накладную в двух экземплярах. Однако для осуществления действенного и эффективного контроля за правильностью отпуска сырья и материалов, а также для оптимизации графика док

- бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта, где один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика) как оправдательный документ на отпуск сырья и материалов со склада, второй служит основанием для выписки счета-фактуры; третий и четвертый экземпляры накладной передаются получателю (покупателю) материалов. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передариалов;

- бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями организации (отдел сбыта, служба охраны и т.п.) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада сырья и материалов с данными об их фактическом вывозе, путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск сырьяи материалов с накладными.

Таким образом, схематично процесс оформления и передачи накладных ОАО «Альфа» представлено на рис.2.

Рис. 2 Схема оформления и передача накладных на ОАО Альфа»

Для обслуживающих участков и хозяйств ОАО «Альфа» может установий, рию расходные документы, на основании которых бухгалтерия списывает их с подотчёта кладовщика на счета учёта расходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материально-производственные запасы являются предметами труда, которые обеспечивают производственный процесс предприятия и использзникает необходимость более рационального и эффективного использования в процессе производственной и хозяйственной деятельности всех имеющихся на предприятии материальных ресурсов.

Аудиторская проверка движения материалов на предприятии ОАО «Альфа» проводилась в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ года «Об аудиторской деятельности» с 1 по 28 февраля 2006 года. Прдитора.

Инвентаризации материальных ценностей на ОАО «Альфа» осуществляются перед составлением годовой отчетности на основании распоряжения руководителя, а инвентаризация остатков нефтепродуктов – каждый квартал. В 2005 году недостач и хищений материальных ценностей не установлено. Внеплановые проверки и инвентаризации при смене материально-ответственного лица не проводились, что ослабляет контроль за сохранностью материалов. Договора о материальной ответственности заключены ски по данным бухгалтерского учета соответствуют остаткам на те же даты в карточках учета материалов у кладовщика. Аудитор сделал вывод о неизменности применения метода оценки материалов при списании их в производство - по себестоимости каждой единицы запасов.

Операции по движению материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета ОАО «Альфа» отражены достоверно, данные аналитического учета соответствуют оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Результаты проведенной аудиторской проверки учета наличия и движения сех существенных аспектах отражение операций с материальными запасами ОАО «Альфа» по состоянию на 01.12.2005года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1-2. – М.: Проспект, 1998.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть 2ю Федеральный закон от 05.08.2000 г.

3. № 118-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ.)

4. Федеральный закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

5. Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально – производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н.

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержден Приказом МФ РФ 31.10.2000 г. № 94н.

9. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13.06.95 г. N 49).

10. Методические указания по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов, утверждены Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 119н.

11. Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой бухгалтерской) отчетности утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

12. Правило (стандарт) N 2. "Документирование аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

13. Правило (стандарт) N 3. "Планирование аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

14. Правило (стандарт) N 4. "Существенность в аудите" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

15. Правило (стандарт) N 5. "Аудиторские доказательства" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

16. Правило (стандарт) N 6. "Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской) отчетности" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

17. Правило (стандарт) N 7. "Внутренний контроль качества аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

18. Правило (стандарт) N 8. "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

19. Правило (стандарт) N 9. "Аффилированные лица" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

20. Правило (стандарт) N 10. "События после отчетной даты" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

21. Правило (стандарт) N 11. "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

22. Правило (стандарт) N 12. "Согласование условий проведения аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

23. Правило (стандарт) N 13. "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

24. Правило (стандарт) N 14. "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

25. Правило (стандарт) N 15. "Понимание деятельности аудируемого лица" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

26. Правило (стандарт) N 16. "Аудиторская выборка" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

27. Приказ Минфина РФ от 23 апреля 2002 г. N 33н "О внесении изменения в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов".

28. Постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (с изм. и доп. от 25 января, 2 июля, 11 ноября 1999 г., 29 декабря 2000 г., 6 апреля 2001 г., 28 января 2002 г.).

29. Акчурина С.Р. Синтетический и аналитический учет производственных запасов // Новое в бухгалтерском учете и отчетности N 6, 2004. с.20-23.

30. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. Учебник. М.ИНФРА-М,2003.

31. Бабченко Т.Н. Новое в учете материально-производственных запасов // Российский налоговый курьер N 12, 2001. с.15-18.

32. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М.ИНФРА-М,2005.

33. Волошин Д.А. Учет материально-производственных запасов. Комментарий к Методическим указаниям по применению ПБУ 5/01 // Главбух N 4, 2002. с.17-22.

34. Волков Н.Г. Учет материально-производственных запасов в автотранспортных предприятиях // Бухгалтерский учет 15, 2005. с.11-14.

35. Василевич И.П. Аудиторская проверка материально-производственных запасов // Бухгалтерский учет №20, 2002. с.16-20.

36. Гетьман В.Г. Финансовый учет. Учебное пособие. М.Проспект, 2005.

37. Егорова Т.Н. Комментарии к методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов // Новое в бухгалтерском учете и отчетности N 8, 2002. с.15-18.

38. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н., Бухгалтерский учет. Учебник. М.Проспект, 2002.

39. Ложников И.Н. О Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов // Налоговый вестник N 4, 2002, с.22-24.

40. Морозова М.Г. Складской учет товаров // Главбух N 2, 2001. с.8-14.

41. Нитецкий В.В., Зайнетдинов Ф.В., Суглобов А.Е. Практикум аудита в организациях. М.Проспект 2002.

42. Патров В.В. Учет материально-производственных запасов // Бухгалтерский учет N 18, 2001. с.14-18.

43. Полунина Е Учет ГСМ и запчастей //Финансовая газета № 47,2002. с.4

44. Практикум по аудиту. Учебное пособие. Под ред.доктора экономических наук, профессора А.Д. Ларионова. М.Проспект, 2005.

45. Римов А.В. Новое в учете материально-производственных запасов. Комментарий к ПБУ 5/01 // Главбух N 15, 2001. с.13-15.

46. Талалаева Ю.Н. Продажа излишних и неликвидных материальных ценностей //Консультант бухгалтера № 3,2002. с.22-26.

47. Федотов А.Н. Как оценивать использованные материалы // Главбух № 23, 2005. с.31-37.

48. Федотов А.Н. Как учесть материалы, которые поступили без документов // Главбух № 14,2002. с.33-36.

49. Шеремет А.Л., Суйц В.П. Аудит. Учебник. 4-е издание, перераб. и доп. М.ИНФРА-М,2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.