Главная              Рефераты - Разное

по курсу «Этика деловых отношений» Деловой этикет руководителя: проведение совещания - реферат

Министерство просвещения Российской Федерации

Институт экономики и предпринимательства (ИНЭП)

Заочное отделение.

Никулина Ирина Владимировна

Группа 01- Э – 21з

зачетная книжка № 193

Работа № 24.

Реферат по курсу «Этика деловых отношений»

Деловой этикет руководителя: проведение совещания.

Преподаватель:

Прохоров Яков Маркович

доцент, кандидат соц. наук .

Москва

2003

План.

Введение……………………………………………………………………………………3

1. Должность руководитель……………………………………………………………..5

1.1. Функции руководителя……..……………………….………………………….5

2. Общие понятие делового этикета…………………………………………………...6

3. Этикет руководителя…..…….……………………………………………………….6

4. Общение руководителя……………………………………………………………….7

5. Проведение совещания….…………………………………………………………….9

5.1. Виды совещаний….…………………………………………………………….10

6. Внешний вид руководителя…………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………………….13

Литература……………………………………………………………………………..14
Введение.

В самом начале своего реферата я хочу немного остановится на вопросе об этикете. Что это такое.

Составной частью нравственной культуры общения является этикет (от французского слова – ярлык, этикетка). Этикет – «совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих отношений (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и т.п.).[1] Этикет воплощает в себе формы общения, являющиеся типичными для каждого общества. В традиционном обществе – это ритуалы, обряды, церемонии. В классовом обществе – это манеры обхождения с представителями различных классов и сословий, правила поведения внутри самих социальных групп. Так, например, в Средневековье существовали светский, рыцарский, монашеский и другие виды этикета. В современной жизни содержание этикетных норм связано с демократизацией и гуманизацией общественных отношений. Он становится более упрощенным, свободным и естественным и выражает общие требования вежливости, такта, любезности, добродетели (требование к одежде и внешнему виду в целом, поведение в общественных местах, обхождение с гостями, правила обращения к другим людям и т.д.).

Этикет как важная сторона культуры поведения формируется посредством воспитания. В этикетных формах зашифрована глубокая моральная информация. Например, обращение «позвольте», «извините», «будьте добры», «пожалуйста» и другие содержат широкий диапазон проявления моральных качеств личности. Это могут быть благие намерения, проявление внимания, сожаление о произошедшем поступке, готовность искупить вину и т.д. Этикет предполагает использование таких качеств как вежливость, корректность, учтивость, почтительность, любезность, откровенность, тактичность, деликатность. В то же время применение этикетных правил исключает грубость, наглость, чванство, развязность.

В целом этикет выражает требования вежливости, поддерживаемые на общественно уровне, общепринятые формы поведения применительно к определенным условиям жизнедеятельности людей. Важное место, например, они занимали в формировании духовной культуры на Руси. Так уже в XII в. в «Поучении Владимира Мономаха» зафиксированы многие внешние правила и нормы поведения молодых княжичей. «Молчи при старших, слушай премудрых», «научись языка воздержанью, ума смиренью», «вставай до солнца, как мужи добрые делают», «не ленись, ибо леность всем порокам мать; ленивый, что умел то забудет, а что не умел, вовсе не научится» и т.д.

В XVII в. в эпоху Просвещения, когда Россия выходила на новый виток цивилизационного развития, большое внимание этим вопросам уделял Петр I. Ему принадлежит написание кодекса поведения молодых людей – «Юности честное зерцало», в котором он давал такие наставления: «за три шага (до собеседника) шляпу снять приятным образом, в руках держать ее неубыточно, а похвалы достойно»; «лучше, когда при кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец и кавалер, нежели, когда скажут, что он есть спесивый болван». В обществе надо «в круг не плевать, громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не хватай первый кусок со стола, не проглатывай целые куски. Не говори, когда во рту пища. Чуб рукой не утирай, перстов не облизывай, костей не грызи». и т.д. Для встреч представителей высших классов (дворяне, купцы и др.) была учреждена Ассамблея, в которой принимали участие и женщины. Что же касается слуг, то они должны были содержаться в строгости и за провинности к ним следовало применять физическое воздействие. На Руси было немало князей, царей, крупных политических деятелей, мыслителей и проповедников, ученых и т.д., которые вошли в историю как духовные наставники, просветители, поборники морали: Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский, декабристы, революционные демократы, которые многие сделали для укрепления и формирования духовно – нравственных устоев в обществе.[2]

В данном реферате я более подробно остановлюсь на вопросе делового этикета руководителя, как он должен проводить совещания.


1. Должность руководитель.

Чтобы управлять множеством

людей, лучше быть человечным,

чем высокомерным, и лучше быть

милосердным, чем жестоким.

Н. Макиавелли.

Одним из важнейших моментов, оказывающих влияние на взаимоотношения и климат в трудовом коллективе, на производительность и качество труда, является стиль поведения руководителя, характер его отношений с подчиненными.

Обычно руководитель в коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведет себя с людьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчиненных, зависит очень многое. Старая народная мудрость, гласящая «каков поп, таков и приход», в определенной мере справедлива и в современных условиях.

По этим причинам, а также потому, что персона руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, ученые - прежде всего психологи и социологи – уделяют этим вопросам особое внимание. Существуют многочисленные попытки сформулировать как функции руководителя в коллективе, так и присущие ему черты личности, наличие которых необходимо для успешного выполнения им своих функций.

1.1. Функции руководителя.

Одна из весьма подробных классификаций функций руководителя:

  1. Ответственный исполнитель или координатор групповых действий.
  2. Лицо, осуществляющее планирование деятельности группы.
  3. Лицо, вырабатывающее политику и принимающее стратегические решения.
  4. Эксперт или источник информации.
  5. Представитель группы вовне.
  6. Контролер внутренних взаимодействий и отношений.
  7. Источник поощрений и наказаний.
  8. Арбитр и посредник.
  9. Личный пример для других.
  10. Символ коллектива.
  11. Носитель персональной ответственности.
  12. Идеолог.
  13. Фигура, выполняющая в коллективе функции «главы семьи».
  14. «Козел отпущения» в случаях, когда дела идут плохо.

2. Общие понятия делового этикета.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, этикет представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам этикет – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Этикет является одним из главных «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны . Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что этикет помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам этикета то, что раньше мы никогда не делали.

3. Этикет руководителя.

Руководитель должен наперед

считаться с возможностью

как успеха, так и неудачи.

Публий Сир.

Руководитель любого ранга, особенно первое лицо организации, входя в служебное помещение, должен приветствовать всех, кого он встретит, будь то охранник, уборщица, которая несколько замешкалась и не успела к началу рабочего дня завершить уборку, и прочие сотрудники. Руководитель, первым заметивший и первым поздоровавшийся с кем-либо из своих подчиненных – очень приятное явление, и подчиненный, с которым руководитель поздоровался первым, будет испытывать чувства благодарности, признательности к руководителю, что является залогом хорошей работы.

Если руководитель находится в своем кабинете, а в кабинет входит посетитель, хозяин кабинета встает, застегивает пиджак (если он был расстегнут, а это разрешается, если человек сидит) и выходит из-за стола, приветствуя посетителя.

Руку для рукопожатия при этом всегда подает первым хозяин кабинета (пол и возраст не играют роли).

Не следует идти на встречу с протянутой рукой – это выглядит комично.

Ни в коем случае нельзя протягивать руку для рукопожатия через стол – это невежливо. Это правило действует не только в служебном помещении и не только для руководителя, но для всех сотрудников и для всех видов служебных ситуаций, например, для деловых приемов, совещаний, конференций, заседаний и пр.

Руководитель – хозяин кабинета обычно предлагает посетителю сесть. Более почетным считается место лицом или боком к окну, при этом хозяин кабинета обычно старается сесть лицом к двери, поскольку может возникнуть необходимость недолгого общения с секретарем или с кем-либо из сотрудников, появляющихся в дверях кабинета; в этом случае руководителю достаточно сделать скупой, но выразительный жест рукой, означающий «я очень занят». В случае же, если хозяин кабинета не видит входной двери, сотруднику или секретарю придется пройти через весь кабинет и подойти к руководителю, чтобы услышать все то же «я очень занят». И вся ситуация рискует выглядеть очень нелепо, а сам руководитель может показаться не очень вежливым к посетителю.

Остановимся на одной мелкой детали: принято, даже в служебной обстановке, женщине, вошедшей в кабинет в качестве посетительницы, не указывать на конкретное место, на которое она должна сесть. Женщина может сама выбрать себе место; заметим, что чаще всего это место – спиной к окну.

Хозяин кабинета в этом случае может сказать: «Пожалуйста, садитесь, где Вам удобнее».

4. Общение руководителя.

Общение облагораживает и возвышает;

в обществе человек невольно, без всякого

притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.

Л. Фейербах.

Личный контакт руководителя, по существу, сводится к беседе. Ведение беседы требует умения точно, кратко, в этичной форме выражать свои мысли и уметь слушать собеседника.

Руководителю не следует перебивать подчиненного, проявлять так называемые барские манеры. Но и от подчиненного в свою очередь требуется вести беседу только по существу дела, не расходуя зря времени руководителя.

Если во время беседы руководителя с подчиненным по тем или иным причинам в кабинете находятся и другие сотрудники, им рекомендуется воздержаться от вмешательства в разговор. Если же эти сотрудники специально вызваны руководителем для того, чтобы дать объяснения какому-либо факту, им следует участвовать в разговоре лишь тогда, когда этого попросит руководитель.

Форма общения руководителя и подчиненного не должна быть фамильярной, не чувствующей дистанции. «Ты» руководителя, обращенное к подчиненному, особенно старшему по возрасту – не просто проявление низкой культуры, но и высокомерие. Конечно, есть коллективы, где такое «ты» принято между людьми, долго работающими вместе, но не следует обращаться так к новому сотруднику.

Форма общения – это не только обращение, речь, но и жесты, мимика, выражение лица. Если руководитель проходит по коридору своего учреждения, а выражение его лица при этом напоминает маску разъяренного льва, если он по ходу бросает замечания, если не находит доброго слова и улыбки для подчиненных – он нарушает правила поведения.

Бестактность, бесцеремонность руководителя непростительны, но, к сожалению, не часто сам он это замечает. Вот, например, «во время уроков директор без предупреждения, без стука входит в класс, считает учеников, делает замечание учителю и уходит…Учитель пытается один на один с директором объяснить ему, в какое унижающее положение он ставит учителя своей бесцеремонностью. К сожалению, на директора это не подействовало. И в следующий раз повторяется то же самое».[3]

Если руководитель недоволен своим подчиненным (пусть даже справедливо) и может при всех оскорбить его, если без грубости и резкости не может отдавать указания – это тоже дурной тон. Правда, многие руководители подводят к тому, дескать, иначе подчиненные не понимают «русского языка», а вот подкрепить указание крепким словцом, тут уже любой поймет.

Грубость – порок прогрессирующий. Для начала руководитель употребит только резкий тон, но потом к нему добавится крепкое слово. Безнаказанность, как правило, ведет к тому, что сдерживаться становится все труднее (да и зачем, ведь подчиненные чаще всего молчат), да и власть показать можно. Так и идет. Важно понимать, что «невежливость между равными некрасива, со стороны же руководителя она есть тирания» (Лопе де Вега).

Итак, руководитель должен быть, с одной стороны, строг и требователен, с другой – приветлив и вежлив.

Он должен ценить время других, как свое собственное, он должен хорошо знать проблемы своих подчиненных. Считается, что у руководителя должно быть чувство уверенности в себе и своих силах, а также (желательно) чувство юмора….

Руководитель должен одинаково ровно относится ко всем своим подчиненным. Недопустимо выделение из общего коллектива кого-либо из подчиненных – по принципу «любимчиков», которым все дозволено: опаздывать на совещания без уважительной причины, выходить во время совещания, опаздывать на работу и не получать при этом замечаний и т.п. Фаворитизм не только не способствует единению, взаимопониманию, сплоченности коллектива, более того, он разделяет коллектив; вызывает неэтичные поступки, продиктованные завистью, недоверием, враждебным отношением, пристрастностью, неадекватной оценкой ситуации.

Руководитель должен хвалить своих подчиненных. «Похвала растит человека, заставляет его делать иногда чудеса, выпрямляет его, делает его стойким»,- говорил Луначарский.[4]

Иногда руководитель хочет угостить посетителя. В качестве угощения используют чай, кофе, прохладительные напитки, но не более того, поскольку кабинет руководителя – не место для приема. Обычно чай или кофе предлагаются посетителю через несколько минут после начала беседы. Организует подачу чая или кофе обычно секретарь или специально выделенная для этого сотрудница.

Таким образом, грамотный, знающий, талантливый руководитель – достаточно демократичен в общении с подчиненными, однако умеет держать необходимую дистанцию, не превращая терпимость в панибратство и фамильярность, не допускает грубости, зазнайства, не лицемерит, но и не проявляет бестактности.

5. Проведение совещания.

Одним из проявления культуры служебных разговоров, бесед является проведение совещаний.

Цель любого совещания – не просто поговорить, обсудить, высказать замечания, а решить оперативно и квалифицированно сложные, актуальные вопросы и проблемы, сформулировать новые задачи.

Эффективность всех этих совещаний зависит от того, как они подготовлены: извещены ли участники, удобно ли время проведения. Приглашение участников совещания, на котором планируется рассмотрение важного вопроса, не по телефону через секретаря, а письменно или в личном общении. Уважение к аудитории проявляется в создании хотя бы минимума комфорта (подбор помещения в соответствии с количеством участников, необходимое освещение, проветриваемость помещения, обеспечение возможности записать необходимую информацию и т.д.).

Совещание следует начинать точно в назначенное время, не ожидая опаздывающих, так как соблюдение регламента совещания, в том числе времени его начала, - знак уважения к присутствующим.

Стиль проведения совещания – предельно деловой, руководитель не должен предлагать для обсуждения вопросы, не обозначенные в повестке дня, отклоняться от регламента. Нельзя «давить» на подчиненных – участников совещания, навязывая им то или иное решение.

Демократичность, краткость, деловитость, точное следование установленному порядку – одним словом, соблюдение руководителем этих требований обеспечит этику делового совещания.

При подготовке выступления руководителя на совещании с докладом о перспективах дальнейшей работы следует прежде всего сформулировать цель выступления. Например, о новых направлениях деятельности. Цель выступления, ясно и однозначно осознанная выступающим, должна быть сформулирована им в первых же фразах. Однако при этом есть опасность, что слушатели, сопоставив объявленную цель выступления и фактически высказанные идеи, могут прийти к выводу, что цель не достигнута. Поэтому следует руководителю осторожно подходить к формулированию цели выступления, не давать нереальных обещаний о рассмотрении вопросов. Также руководитель готовясь к проведению совещания должен проанализировать особенности речи - от скорости произнесения слов до тембровых характеристик, отличительные черты своей внешности – от мимики и выражения лица во время речи до характерных жестов.

Не стоит также руководителю, проводящему совещание, постоянно смотреть на наручные часы. Это производит гнетущее впечатление участников, им может показаться что они зря растрачивают время руководства. Надо в том помещении, где проводится совещание, иметь настенные часы, если этого нет по какой-либо причине, а следить за временем необходимо, следует снять наручные часы и, положив их перед собой, смотреть на них по мере необходимости.

Неэтично руководителю допрашивать опоздавшего на совещание, какова причина его опоздания. Не стоит прерывать для этого ход совещания; и опоздавшему не следует объяснять причину. Деловой человек не опоздает, но если это все же случилось, очевидно, для этого есть веская причина. Однако после совещания руководителю все же имеет смысл выяснить, что заставило подчиненного опоздать, или хотя бы сделать ему замечание. И совершенно исключается с точки зрения этики опоздание на совещание самого руководителя.

Во время совещания не следует разговаривать по телефону, вызывать секретаря для каких-либо указаний, прерывать совещание на личные дела. Нетактично во время доклада или сообщения сотрудника, уткнувшись в свои бумаги, решать посторонние вопросы. Приведу пример, в кабинете руководителя идет совещание. Раздается телефонный звонок. Руководитель снимает трубку, слушает, отвечает, снова слушает, возражает, долго слушает, задает вопрос. Словом, ведет обычный деловой телефонный разговор. А люди, вызванные им на совещание бесцельно теряют время. Как поступить в данной ситуации? Сняв трубку, сказать: «У меня совещание, позвоните, пожалуйста, через …» - и назвать время. Можно использовать и другой способ: на звонок должна поднять трубку секретарь и учтивым тоном объяснить: «У Ивана Петровича совещание. Закончится через час. Что передать?». После совещания секретарь доложит руководителю о звонке, и он сам решит, как целесообразно поступить.

Руководителю следует постоянно контролировать себя в контактах с подчиненными, помня, что каждый подчиненный – не только исполнитель определенных служебных функций, но и личность, имеющая свои интересы, личные цели, собственное мнение о своей работе и ее ценности и качестве.

5.1. Виды совещаний.

Исходя из этико-организационных подходов, американские исследователи выделяют совещания диктаторские, автократические, сегрегативные, дискуссионные и свободные. На диктаторском совещании руководитель обычно сообщает присутствующим свое решение по определенным вопросам или знакомит с позицией или распоряжением вышестоящей организации. Дискуссии не проводятся. Участники только задают вопросы. Автократическое совещание – разновидность диктаторского. Руководитель задает поочередно вопросы участникам и выслушивает их ответы. Приглашенные не имеют право высказывать мнения относительно позиций других участников. Сегрегативное совещание (сегрегация – лат. отделение, удаление) состоит из доклада руководителя или назначенного им лица. Участники выступают в прениях по указанию председательствующего. Демократический характер имеет дискуссионное совещание. Происходит свободный обмен мнениями, после которого решение принимается общим голосованием с последующим утверждением руководителем или принимается руководителем без голосования, с учетом высказанных мнений и предложений. Свободные заседания проводятся без четко сформулированной повестки дня.

6. Внешний вид руководителя.

Внешность имеет большое значение

в жизни человека, и трудно представить

себе человека грязного, неряшливого,

чтобы он мог следить за своими поступками.

А.С. Макаренко.

Руководитель организации является лицом всей организации. По его внешнему виду, манере вести себя, по степени выполнения им требований делового этикета судят обо свей организации; одна мелкая, но неудачная деталь в поведении, один, даже незначительный, но неэтичный поступок, могут испортить впечатление окружающих об организации в целом. Поэтому руководитель не имеет право не уделять внимания внешнему облику.

Одежда, манера, поведение, внешнее проявление настроения – все должно быть безупречным. Отметим, что в большинстве случаев одежда определяет его статус, а поскольку статус руководителя – самый высокий для данной фигуры, ему разрешается и даже рекомендуется соответствующие атрибуты его положения: дорогие аксессуары, более уверенная и решительная манера вести себя и т.п.

Самая распространённая и наиболее признанная на сегодня одежда руководителей ¾ костюм. Костюм – визитная карточка делового человека. Например, аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить своё и чужое время. Расхлябанность – синоним суетливости, забывчивости.

Сегодня не надо уже никого убеждать, что рациональный уход за своим здоровьем, внешним видом – одно из существенных условий хорошего настроения, самочувствия человека, удовлетворения собой, отражение его общей культуры. Руководитель удовлетворенный своим внешним видом, уверенно себя чувствует, более активен в профессиональной деятельности.

Итак, «на вкус и, на цвет – товарищей нет», и все же… Есть основные требования, которые определяют культуру одежды руководителя:

  1. Опрятность – все, что на надето на руководители, должно быть всегда безукоризненно чистым, отглаженным, застегнутым на пуговицы, аккуратно подшитым. Сама одежда должна быть аккуратно сшита, т.к. криво простроченный шов на самом модном платье будет выглядеть некрасиво, неряшливо.
  2. Чистой и опрятной должна быть обувь. Следить за каблуками – стертый, сбитый каблук, растоптанные туфли с прилипшей к ним грязью от позавчерашнего дождя сведут на нет все старания быть модным и элегантным.
  3. Чистыми должны быть волосы.

Все это плюс красивая походка, приятные манеры и улыбка создадут облик элегантного человека.


Заключение.

В заключение реферата я подведу небольшой итог своей работы.

Итак, современный руководитель не вправе возвышаться над остальными. Он должен всегда уважать личность и достоинство сотрудников и поддерживать их трудовую дисциплину. Он должен заботиться о выполнении соответствующих задач и уметь правильно оценивать результаты выполненной работы.

Руководитель своим личным примером прививает сотрудникам сознание ответственности и стремление к тому, чтобы как можно качественно выполнить стоящие перед коллективам задачи, устранить порой встречающиеся недостатки: нечестность, безделье, равнодушное отношение к труду. Максимальная справедливость и объективность по отношению ко всем сотрудникам – также необходимое качество руководителя. Покровительство и семейственность, проявленные руководителем, ухудшают отношения в рабочем коллективе. Поэтому руководитель должен максимально подавить в себе моменты субъективной симпатии или антипатии, уметь объективно оценить трудовые результаты и личные усилия всех сотрудников, уметь поощрить исключительные показатели отдельных людей.

К руководителю предъявляются большие требования не только с точки профессиональной квалификации, но и точного психологического подхода к каждому члену коллектива. Он должен правильно предугадать реакцию всего коллектива и каждого члена в отдельности на свои действия, должен быть по-товарищески справедлив, искренен по отношению к подчиненным.

Все сказанное о вежливом, достойном отношении руководителя к своим подчиненным в одинаковой мере касается мужчин и женщин. Но из того, что руководитель должен относиться к женщине – сотруднице в служебных вопросах так же, как и к сотрудникам – мужчинам, не вытекает еще, что вне служебных или деловых вопросов он не может проявлять к сотрудницам до некоторой степени большую корректность и вежливость. По отношению к женщине руководитель должен совершенно исключить какой-либо высокомерный или повелительный тон. И, наконец, долг руководителя – заботиться о том, чтобы в рамках коллектива развивались правильные товарищеские отношения между всеми его членами.

Случается часто, что руководитель дружил с кем-либо из своих подчиненных еще до того, как стал руководителем, или подружился уже в период сотрудничества. Было бы не уместно, бестактно со стороны руководителя, если бы он как-то выделял своего друга среди остальных сотрудников. В равной степени и сотрудник не должен пользоваться своими дружескими отношениями с руководителем – искать послабления, выгод и т.д.

Особо следует оговорить отношения сотрудников мужчин с руководителем – женщиной. Мужчинам следует видеть в женщине – начальнице личность, заслуживающую руководящего места соответственно своей квалификации, но все же не забывать и того факта, что она женщина. Хотя для них она прежде всего руководитель. с другой стороны, об этом не должна забывать и женщина, если она хочет сохранить необходимый авторитет руководителя.


Литература.

  1. Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. – 4 –е изд., перераб. и доп.-Л.: Ленинздат, 1990.
  2. Безруких М.М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. - М.: Политиздат, 1995.
  3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие.– М.: Финансы и статистика, 2001.
  4. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.; Правда, 1990.
  5. Росенко М.Н. Основы этических знаний. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
  6. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день / Пер. со словац. Н. Шульгиной. – М.: Молодая Гвардия, 1991.
  7. Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Авт. – сост. И.В. Дубровина. – М.: Политиздат, 1999.

[1] Культурология. Краткий словарь / Под Ред. И.Ф. Кефели. – СПб.: Петрополис, 1995. – С. 39.

[2] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.; Правда, 1990.

[3] Безруких М. Я и другие Я или правила поведения для всех. – М.: Изд-во полит. лит-ры. 1991 г. стр.261

[4] Безруких М. Я и другие Я или правила поведения для всех. – М.: Изд-во полит. лит-ры. 1991 г. стр.261