Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Учебно-методическое пособие для студентов 3 и 4 курсов дневного и заочного отделений исторического факультета, обучающихся по специальности 07. 00. 02. отечественная история Казань 2010

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И.Ульянова-Ленина

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории

Д.Р.Хайрутдинова

История культуры Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней

Часть 2. Вторая половина 16 – по начало 21 вв.

Учебно-методическое пособие

для студентов 3 и 4 курсов дневного и заочного отделений исторического факультета, обучающихся по специальности 07.00.02. – отечественная история

Казань - 2010

УДК (073):(091)

И89

Печатается по решению Учебно-методической комиссии исторического факультета КГУ

Утвержден на заседании кафедры отечественной истории (Протокол №2 от 1 октября 2009 г.)

Составитель: к.и.н. Д.Р.Хайрутдинова

Научный редактор:

д.и.н., профессор, академик АН РТ И.Р.Тагиров

Рецензенты:

К.и.н., доцент Федорова Н.А.,

К.и.н., доцент Телишев В.Ф

К.и.н., доцент Галеева М.А.

История культуры Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней. Часть 2. Вторая половина 16 – по начало 21 вв. Учебно-методическое пособие для студентов 3 и 4 курсов дневного и заочного отделений исторического факультета. – Казань: КГУ, 2010. – 26 с.

.

"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

_________________проф. А.С. Бухмин

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Культура Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней.

Вторая половина XVI - XXI вв.

Цикл ДС

Специальность: 07.00.02 - Отечественная история

Принята на заседании кафедры современной отечественной истории

(протокол №11 от "12" мая 2009 г.)

Заведующий кафедрой И.Р.Тагиров

Утверждена Учебно-методической комиссией исторического фа­культета КГУ (протокол №2 от "1" октября 2009 г.)

Председатель комиссии ____________ Г.П.Мягков

Рабочая программа дисциплины: «Культура Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XVI - XXI вв.»

Предназначена для студентов____4____курса, дневного отделения

по специальности: 07.00.02 - отечественная история

АВТОР : к.и.н., доцент Д.Р.Хайрутдинова

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Данный курс рассчитан на студентов Казанского государственного университета, на ознакомление их с основными этапами культур по истории ее ко го развития населения, главным образом, на территории современной Республики Татарстан и республик Среднего Поволжья.

Изучение истории культуры своего края в таком общерегиональном ракурсе дает возможность глубже осмыслить единство культурно-исторического творчества народов-соседей – татар, чуваш, мордвы, мари, удмуртов и других, - в прошлом и сегодня.

Наша задача — показать учащимся культуру народов Татарстана во всем ее многообразии – в ее генезисе и эволюции, во взаимосвязи и взаимодействии с окружающим этнокультурным миром, с общечеловеческой цивилизацией. Изучение истории культуры должно последовательно строиться на принципах строгой научности и историзма, в неразрывной зависимости от форм национальной государственности, начиная с государственных образований гунно-булгарской эпохи, древнетюркских государственных образований, государств Волжская Болгария, Золотая Орда, Казанское ханство до провозглашения ТАССР, выявления современного созидательного процесса по восстановлению суверенной государственности, наглядно доказывая, как расцвет историко-государственного устройства дает нескончаемый импульс для развития материальной и духовной культуры.

Указанные выше этапы национальной государственности и легли в основу периодизации всего культурологического материала.

Настоящий курс не претендует на подробное раскрытие всех крупных событий в истории каждого народа края, и потому одним из условий освоения курса является самостоятельная работа студентов над литературой по истории и культуре отдельных республик края.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины - «Культура Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XVI- XXI вв.»

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

- понимать процессы культурно – исторического развития Татарии с древнейших времен по каши дни, место и роль региона и народов, населяющих его как в истории культуры России, так и в истории всемирной культуры.

- обладать теоретическими знаниями о закономерностях, тенденциях и основных этапах культурно – исторического, социально-экономического и политического развитии Татарии.

- ориентироваться в понятийном аппарате, культурологических и искусствоведческих терминах и фактическом материале курса.

- приобрести умение работать с первоисточниками и литературой, навыки самостоятельного анализа и критического осмысления явлений культуры в общественной жизни прошлого и настоящего Республики Татарстан.

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).

Форма обучения – дневная

Количество семестров__1______

Форма контроля:

1 семестр – зачет

№ п/п

Виды учебных занятий

Количество часов

1 семестр

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

36

2.

Самостоятельная работа

-

3.

Аудиторных занятий

в том числе лекций

36

семинарских (или лабораторно-практических)

-

№ п/п

Название темы и ее содержание

Количество часов

1.

Введение в спецкурс :

Основные задачи и проблемы курса, его место в учебном процессе. Этническое и культурное своеобразие региона. Условность терминов «Среднее Поволжье», «Казанское Поволжье», «Поволжье и Приуралье». Формирование населения Среднего Поволжья. Финно-угорские и тюркские народы. Русские в Поволжье. Основные группы источников и методы работы над ними. Краткие сведения по историографии.

2 ч.

2.

Тема: Культура народов Казанского края в составе Российского государства во 2-ой пол. 16 - 17 вв.

Начало политики христианизации и усилившийся конфессионализм среди татарского населения. Учреждение самостоятельной епархии во главе с архиепископом Гурием (1555 г.), деятельность архимандритов Германа и Варсонофия. Методы и формы распространения православия, роль монастырей. Появление татар-кряшен. Изменение системы народного образования и, как следствие, исчезновение части татарской интеллигенции в 17в.

Расстройство традиционной культурно-экономической жизни городов, упадок ремесел и торговли в связи с выселением из них нерусского населения. Развитие традиционной и городской культуры в крае в ХУ11 в. Особенности развития ремесел и народных промыслов. Вынужденное развитие культуры казанских татар в сельских условиях, в формах народного искусства. Заказанье: крупные поселения полугородского типа (Арск, Саба, Зюри и др.) и окружающие деревни – как новые центры развития художественной культуры. Сохранение традиционных ремесел (холодная обработка металла, ювелирное искусство, золотое шитье, резьба по камню).

Исчезновение монументальной архитектуры, горячей обработки металла, керамики вследствие выселения татар из Казани, с основных мест добычи глины.

4 ч.

3.

Тема: Некоторые изменения в социально-культурной политике царского правительства среди нерусских народов края. Культура и просвещение в Среднем Поволжье в 18 в. Образование Казанской губернии и особенности национальной политики царизма в это время. Попытки привлечения нерусской феодальной верхушки и служилых татар на сторону царского правительства. Ужесточение русификаторской политики царизма. Контора новокрещенских дел (1740 г.).

Казанский край после подавления Крестьянской войны. Меры царского правительства по созданию среди нерусских народов своей социальной опоры в лице местных феодалов и мусульманского духовенства. Указ «О веротерпимости», учреждение муфтиата и татарской ратуши.

Своеобразие подъема русской культуры вследствие преобразований Петра 1. Развитие просвещения в среднем Поволжье. Открытие первых светских образовательных учреждений: начальной цифирной школы, Главного народного училища в Казани. Расширение сети православных религиозных учебных заведений и их роль в распространении русской грамотности среди детей нерусских народов. Татарские религиозные учебные заведения. Роль Первой Казанской гимназии в развитии культуры края. Ее выдающиеся воспитанники: С.Т.Аксаков, Г.Р.Державин, В.И.Панаев, Н.И.Лобачевский, И.М.Симонов, А.М.Бутлеров, И.И.Шишкин и др. Начало преподавательской и научной деятельности первых татарских педагогов-просветителей и ученых в гимназии - Сагита и Исхака Хальфиных.

Художественная культура. Русские литераторы и драматурги Казани М.И.Веревкин, Г.П.Каменев. Зачатки театрального искусства в Казани. Театральная труппа помещика П.П.Есипова; театр В.Р.Бобровского. Татарская литература. Творчество поэта Мавля Колый. «Путешествия» как жанр светской татарской литературы. Архитектура в Казани. Петропавловский собор. Апанаевская мечеть.

Народное творчество. Культурное взаимодействие и взаимовлияние народов среднего Поволжья

4 ч.

4.

Тема: Просвещение, наука и культура в Среднем Поволжье в 1-ой половине 19 в. Общественно-

политические и социально-экономические условия развития культуры в 19 в. Особенности развития общественной мысли. Усиление правительственного контроля за развитием культуры.

Сословный характер просвещения. Создание народных и уездных училищ в городах. Открытие 2-ой гимназии в Казани. Открытие сельских начальных училищ для детей государственных крестьян. Высшее и среднее образование в крае. Открытие Казанского университета (1804 г.). Его роль в распространении науки и культуры в Поволжье. Реакционная роль Магницкого в Казанском учебном округе. Организация в Казани Родионовского института благородных девиц и 4-х годичного земледельческого училища в поселке Борисково. Православные и мусульманские религиозные учебные заведения.

Развитие науки. Научные открытия Н.И.Лобачевского в Казанском университете. Формирование 1-ых казанских научных школ.

Зарождение просветительства среди татар - Г.Курсави. Литературная и научная деятельность Ш.Марджани. Творчество чувашского писателя, историка и этнографа С.М.Михайлова. Общественно-политическая мысль в Казани. Книгоиздательское дело и периодическая печать. Художественная литература. Русские литераторы Казани -братья Панаевы, Я.Княжнин, А.Фукс. Общество любителей отечественной словесности. Татарские поэты Г.Утыз-Имяни, Г.Кандалый. Поэтическое творчество Н.М. и Л.Н.Ибрагимовых.

2 ч.

5.

Тема: Развитие науки, просвещения и искусства во 2-ой половине 19 - начале 20 вв. Взаимодействие и взаимовлияние культур народов Поволжья . Наука.

Превращение Казанского университета в один из крупнейших центров отечественной и мировой науки. Дальнейшее развитие различных научных школ в университете.

Создание и деятельность 1-ых научных обществ в Казанском университете: экономического (1839 г.); общества врачей (1868 г.); естествоиспытателей (1869 г.); общества археологии, истории и этнографии (1878 г.); физико-математического, невралогического (1890 г.); общества любителей русской словесности и др. Научная деятельность татарских ученых-энциклопедистов просветителей К.Насыйри и Ш.Марджани; чувашского народа - И.Я.Яковлева; мордовского народа М.Е.Евьсевьева.

Просвещение. Национальная политика царского правительства в области народного образования; система Н.И.Ильминского по просвещению и русификации «инородцев». Развитие народного образования среди чуваш, мордвы, татар. Введение обязательного преподавания русского языка в нерусских школах. Расширение сети мектебов и медресе и борьба за модернизацию содержания и методов обучения в них. Кадимисты и джадидисты.

Создание 1-ых народных училищ в губернии (1864 г.). Появление земских школ. Положение о церковно­приходских школах как основной форме обучения на селе (1884 г.) Дальнейшее развитие среднего специального и высшего образования в крае. Сословный характер образования в России. Рост сети прогимназий, гимназий и средних специальных учебных заведений в уездных городах губернии. Открытие в Казани новых высших учебных заведений: Ветеринарного института (1874 г.): Высших женских курсов (1876 г.); татарской учительской школы (1876 г.). Открытие чувашской учительской школы в Симбирске (1890 г.); их роль в формировании кадров национальной интеллигенции народов Среднего Поволжья. Открытие 1-ой публичной библиотеки в Казани (1865 г.). Художественная литература. Литературная деятельность в крае русских писателей. Зарождение татарской светской литературы. Жизнь и творчество первых татарских драматургов Г.Ильяси, Ф.Халиди, З.Бигеева.

Возникновение мордовской и чувашской письменных литератур. Основоположники чувашской художественной литературы СМ.Федоров, Н.И.Полоруров-Шелеби;

мордовский писатель З.Ф.Дорофиев.

Развитие художественной культуры края. Сценическое искусство. Дальнейшее развитие русского театрального искусства в Казани. Деятельность талантливого артиста и организатора театрального дела П.П.Медведева. Начало сценического пути в Казани М.Г.Савиной, П.А.Стрепетовой. В.Ф.Комиссаржевской, К.А.Варламова, В.И.Качалова, Ф.И.Шаляпина и др. Открытие Казанской музыкальной школы (1881 г.) и Казанского отделения Русского музыкального общества (1887 г.). Возникновение в 1890-х гг. 1-ых любительских театральных и музыкальных групп в Мордовии.

Изобразительное искусство. Открытие в Казани художественной школы (1895 г.) и ее роль в развитии художественной культуры в крае. Творчество выдающихся русского живописца И.И.Шишкина (Татария); Ф.В.Сычкова, И.К.Макарова (Мордовия). Национальная литература: Г.Тукай, З.бигиев, Г.Ильяси, Ф.Халиди, М.Гафури, Г.Камал, Г.Исхаки, Г.Ибрагимов, Ф.Амирхан, Ш.Камад, Г.Кулахметов и др. Возникновение и деятельность в Казани Восточного клуба («Шарыкъ клубы»). Татарские меценаты. Театральное искусство. Казанский русский театр. Возникновение татарского профессионального театра ( декабрь 1906 г.). Труппа «Сайяр»: Г.Кареев. С.Гиззатуллина-Волжская, Н.Санаев, И.Кудашев-

Ашказарский и др. Товарищество Казанско-Кавказских мусульманских артистов. Деятельность молодежной театральной труппы «Яшляр». Домашний театр Габитовых «Шимбачеляр».

Первые кинотеатры в Казани и др. городах края. Музыка. Дальнейшее развитие национальной музыки в крае. Татарское песенное искусство (Ф.Туишев, Ф.Латыпов, Ф.Гумеров, К.Мутиги и др.). Начало деятельности 1-ых музыкантов из народов Среднего Поволжья (композитор З.Яруллин и др.). Развитие хоровой музыкальной культуры среди русских, чуваш.

Изобразительное искусство. Казанская художественная школа и ее роль в подготовке 1-ых профессиональных художников из народов Среднего Поволжья. Выдающиеся питомцы КХШ: Н.И.Фешин, П.П.Беньков,

Н.М.Сапожникова,Г.А.Медведев и др. Начало творческой деятельности 1-ого татарского профессионального художника Баки Урманче. Первые чувашские художники А.А.Кокель, А.А.Александров. М.А.Андрианов,

М.С.Спиридонов, Н.К.Сверчков. Начало творчества выдающегося мордовского скульптора С.Д.Нефедова (Эрьзи) и мастера графики из Саранска В.Д.Фалилеева. Правительственная политика подавления демократической культуры в годы реакции после 1907 г. Особое совещание по мерам противодействия татаро-мусульманскому влиянию (1911 г.). Разгром медресе в деревне Иж-Бобья.

8 ч.

6.

Тема: Начало новой эпохи в истории социального и культурного развития народов Среднего Поволжья, Положительные и отрицательные последствия «Культурной революции» в Татарии. Октябрьский

переворот 1917 г. - величайшее социальное потрясение 1-ой четверти XX века. Культурная революция - составная часть плана лидера большевиков В,И.Ленина по построению социализма в СССР. Особенности осуществления культурной революции в крае. Образование Татарской АССР (1920 г.): историческое и культурное значение этого события. Культурно-национальная автономия и другие варианты национально-государственного строительства.

Культурное строительство в крае в 1920-1941 гг. Народное образование и просвещение. Деятельность Народного комиссариата просвещения Татарстана. Работа главного политико-просветительного комитета. Культурно-

просветительная работа. Борьба за ликвидацию неграмотности и создание 1-ых «ликбезов» на территории республики. Введение обязательного начального образования. Ликвидация старой и создание новой школы. Перестройка системы высшего образования. Деятельность КГУ. Открытие новых высших учебных заведений. Подготовка национальных учительских кадров. Преподавание татарского языка в государственных учебных заведениях и реализация его в госучреждениях. Переход к латинскому шрифту (1928 г.). Общество «Яналиф». Перевод татарской письменности на новый алфавит - русскую Кириллицу (1939-1940 гг.).

Деятельность научного общества татароведения. Дом татарской культуры. Организация Татарского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (1939 г.). Открытие казанской книжной палаты. Учреждение Академического центра. Развитие

периодической печати в республике. Возникновение татарской советской литературы и творчество татарских писателей нового поколения: прозаиков Ш.Усманова, К.Наджми, А.Кутуя, Г.Баширова, поэтов Х.Такташа, С.Батыршина и др. Организация Союза писателей ТАССР (1934 г.).

Художественная культура. Возложение руководства театральным делом в РСФСР на театральный отдел Наркомпроса. Возникновение 1-ых самодеятельных рабочих и красноармейских театров. Возникновение Татарского гос. Театра оперы и балета (1939 г.). Создание Татарского театрального техникума (1923 г.). Развитие музыкального искусства в республике. Создание Татарской государственной филармонии (1937 г.).

Творческая деятельность 1-ых профессиональных татарских композиторов (С.Сайдашева, С.Габаши, Г.Альмухамстова. В.Виноградова, Н.Жиганова и др.). Ансамбль татарской песни и пляски. Развитие музыкального образования в республике. Союз композиторов ТАССР (1939 г.).

Изобразительное искусство и архитектура. Деятельность и традиции Казанской художественной школы. Творчество 1-ых профессиональных татарских художников (Баки Урманче) и скульпторов (М.Х.Байкеев). Союзы художников (1936 г.) и архитекторов Татарстана.

Возникновение сети радиовещания в Татарии (1927 г.). Развитие системы советского кинопроката. Деятельность казанской студии кинохроники. Кинотеатры республики. Уделение государством большого внимания идейно-политическому воспитанию населения. Заданность тематики и направлений в развитии культуры и искусства. Начало репрессий над деятелями культуры.

4 ч.

7.

Тема: Культурная жизнь республики в годы Великой Отечественной войны и 1- ое послевоенное десятилетие ( 1941 - 1950 ). Огромное моральное и экономическое

значение всенародного движения в помощь фронту. Наука: Казань - крупнейший центр научно-исследовательской деятельности в стране. Эвакуация части учреждений АН СССР в Казань. Вклад ученых Татарстана в совершенствование отечественной военной индустрии. Вклад творческой интеллигенции Татарстана в дело защиты Отечества: «Сражающаяся культура»._Деятели культуры -фронтовики. Деятельность Татарского книжного издательства в годы войны.

Развитие музыкального творчества. Взлет песенного жанра. Появление татарской музыкальной комедии. Открытие Казанской государственной консерватории (1945 г.). Деятельность Татарской государственной филармонии. Развитие художественной самодеятельности. Дальнейшее развитие театрального искусства. Создание творческими Союзами республики мобильных актерских фронтовых бригад. Продолжение деятельности стационарных театров. Городские и районные театры и Дома культуры. Патриотическая направленность репертуаров театров.

Деятельность Центрального Государственного музея ТАССР и других музеев республики по поднятию патриотического духа населения. Организация тематических и художественных выставок. Роль архивов. библиотек, радио и кино в патриотическом воспитании населения.

Усиление идеологического контроля за культурной жизнью республики в 1-ые послевоенные годы (1945-1950 гг.). Ряд специальных идеологических постановлений ЦК КПСС. Строгая регламентация деятельности

художественной интеллигенции. Новая волна политических репрессий 40-х гг. строгий идеологический контроль сфер научной деятельности.

Сужение сферы применения татарского языка и расширение сферы функционирования русского языка в республике в послевоенный период.

3 ч.

8.

Тема: Культурная жизнь республики со 2-ой пол. 50-х гг. - по 2-ую пол. 80-х гг. XX в . Поворот к

либерализации политического режима как мощный импульс процессам духовного освобождения и возрождения. Национальная и религиозная политика. Борьба с религией (1954 г.). Политическая реабилитация многих репрессированных деятелей культуры. Сеть общественных, научных, научно-технических, культурно-просветительных организаций, идеологический контроль за ними.

Образование и просвещение. Школьная реформа (1958 г.). Введение обязательного летнего образования и создание единой сети профессиональных училищ. Добровольный принцип изучения в школах национального языка. Снижение престижа национальной школы и числа учащихся в них.

Литература и публицистика. Возможность некоторой свободы слова. Появление либерального направления в литературе. Социалистический реализм - преобладающее направление в отечественной культуре. Изобразительное искусство. Музыкальная жизнь. Деятельность театров. Начало работы Казанского телецентра (1959 г.).

Многочисленные творческие контакты, гастроли в 50-60-е гг. Декада татарской литературы и искусства в Москве (июнь 1957 г.); праздник русской культуры в Казани (1962 г.). Национальные фестивали искусств. Образование Государственного ансамбля песни и пляски под руководством Л.Кустабаевой. Сооружение нового здания Казанского цирка (1967 г.).

Появление авторской (бардовской) песни - феномен общественной и культурной жизни страны 60-70-х гг. Конкурсы самодеятельной песни. Мощный размах идеологической работы с населением в 60-80-е гг. Организация политических молодежных клубов. Курс партии и правительства на ускоренное сближение и слияние наций. Игнорирование национальных интересов. Доминирование русского языка и культуры. Повышение интереса к изучению истории и культуры татарского народа. Труды ученых, писателей, художников, касающиеся исторической тематики.

_______________

3 ч.

9.

Тема: _Культурная жизнь Республики Татарстан в наши дни ( 1985 - 2010 гг.). Значение культурно-

цивилизационного фактора в процессе суверенизации Республики Татарстан. Влияние Перестройки на мощный подъем процессов национально-культурного возрождения. Расширение политико-культурных связей РТ с различными международными организациями. Создание и деятельность Ассоциации национально-культурных обществ РТ ( июль 1992г.)-АНКО.

Изменения в системе народного образования. Гимназии, колледжи, лицеи. Частные и конфессиональные школы. Уделение особого внимания преподаванию татарского языка в среднеобразовательных школах республики. Состояние высшей школы. КГУ. Переименование вузов. Проблема подготовки национальных кадров. Наука. КФАН России. Создание Академии Наук Татарстана (сентябрь 1991 г.). Научная деятельность и открытия ученых Татарстана.

Возникновение и деятельность Татарского Общественного Центра (ТОЦ). Проведение в Казани У1 Международного тюркологического конгресса; 1. 2, 3 Всемирного Конгресса Татар. Духовное возрождение татарского народа. Рост научного интереса к проблемам этногенеза татар. Булгары или татары: научная полемика 80-х гг. Появление всевозможных татарских культурно-просветительных обществ, центров, объединений, клубов. Возвращение религии в жизнь общества. Рост числа всевозможных конфессий и расширение сети религиозных организаций. Возрождение религиозных праздников. Оживление деятельности Татарского книжного издательства. Отмена идеологических запретов. Возвращение к читателю ранее запрещенных имен. Организация государственного центра народного творчества (ГЦНТ) при Министерстве культуры РТ. Создание Иске-Казанского историко-культурного заповедника (1992 г.).

Литература 80-90-х гг.: новые произведения. Сценическое искусство. Новаторские постановки 90-х гг. Новая плеяда талантливых артистов и режиссеров. Музыкальная жизнь. Сочинения композиторов. Развитие песенного жанра. Неординарный композитор-модернист С.Губайдуллина. Открытие в Казани Дома Союзе Композиторов (1988 г.); концертного зала в г.Набережные Челны.

Современное татарское изобразительное искусство Крупнейшие художники современности: И.Зарипов. В.Маликов, А.Фахрутдинов, И.Ханов и др. Организация 1-ой межреспубликанской выставки-фестиваля татарского искусства в Ленинграде (1990 г.). Художественная выставка «Татар-91» в Казани (1991 г.).

6 ч.

Всего:

36 ч.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Воробьев Н.И. Казанские татары. Этнографические исследования материальной культуры дооктябрьского периода. - Казань, 1953. - 383 с.

2. Гарипова З.Г. Казань: общество, политика, культура (1917-1941). – Казань: Магариф, 2004. – 167 с.

3. История Татарстана: Учебное пособие / Руков. проекта и науч. ред. Б.Ф.Султанбеков. - Казань: ТаРИХ, 2001. - 544 с.

4. История Казани. - Кн. 1-2.-Казань, 1988- 1991. - 350-382 с.

5. История Татарской АССР / З.И.Гильманов, М.К.Мухарямов, Ю.И.Смыков и др. / Изд-е 2-е. - Казань: Тат.кн.изд-во, 1980. - 256 с.

6. Очерки по истории татарской культуры (в контексте «Запад – Восток»). – Казань: Фикер, 2001. – 624 с.

7. Червонная С.М. Искусство Татарии (история изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 г.). - М.: 1987. - 352 с.

8. Червонная СМ. Искусство советской Татарии (живопись, скульптура, графика). - М.: 1978. - 293 с.

9. Этнография народов Волго-Уралья: учебное пособие / Г.Р.Столярова, Т.А.Титова, Л.С.Токсубаева. – Казань: изд-во Казан. Ун-та, 2007. – 340 с.

ДОПОЛНИТЕЛ ЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

10. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. – Казань: Иман, 1998. – 44 с.

11. Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани. - Казань. - 1978.

12. Айдаров Г.Н. Мечети и церкви Среднего Поволжья 2-ой половины 16-17 вв.: противоборство и взаимовлияние // Исламско-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. – Казань, 1994. - С. 167-176.

13. Благов Ю.А. В содружестве с Мельпоменой. Казанский университет и театр: к истории взаимосвязей. – Казань: изд-во Казан. Ун-та, 2003. – 88 с.

14. Бурмистрова Л.П. Публичные лекции профессоров и реподавателей Казанского университета Х1Х в. – Казань: изд-во Казан. Ун-та, 2002. – 160 с.

15. Вайда-Сайдашева Г. Звуки времени. - Казань: Тат.кн.изд-во, 1991. - 126 с.

16. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920 - начало1990-х гг.). - Казань: Фэн, 1995. - 160 с.

17. Валиди Джамал. Очерк истории образованности и литературы татар / Сост. и вступ.ст. Камалова Т. - Казань. - 1998. - 192 с.

18. Валиупина С.И. Стекло Волжской Булгарии (по материалам Билярского городища). – Казвнь: Изд-во казп

19. Вишленкова Е.А. Духовная школа в России 1-ой четверти XIX века. - Казань:изд-во Казан.ун-та, 2005. - 280 с.

20. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX в. - Казань:Тат.кн.изд-во, 1966. -436 с.

21. Татарская Энциклопедия: В 6 т. / Глав. ред. М.Х.Хасанов. – Казань: институт Татар. энциклопедии АН РТ, 2008. – Т.4: М.-П. – 768 с.

22. Свод памятников истории и культуры

23. Татарский шамаиль6 сорво и образ. Каталог выставки /

Приложение

к программе дисциплины

«Культура Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XVI- XXI вв.»

Вопросы к зачету:

1. Изменения в обыденной и культурной жизни народов Казанского края после присоединения к Российскому государству во 2-ой пол. 16-17 вв.

2. Начало политики христианизации и усилившийся конфессионализм среди татарского населения ( 2-ая пол. 16-17 вв.). Методы и формы распространения православия, роль монастырей. Появление татар - кряшсн.

3. Развитие традиционной и городской культуры в крае в XVII в. Особенности развития ремесел и народных промыслов.

4. Изменения в социально-культурной политике царского правительства среди нерусских народов края в 1-ой пол. 18 в. Ужесточение русификаторской политики царизма. Контора новокрещенских дел. Деятельность Луки Канашевича.

5. Роль крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева в сближении народов Среднего Поволжья и развитии самосознания нерусского населения края,

6. Казанский край во 2-ой пол. 18 в. Меры царского правительства по созданию своей социальной опоры среди нерусских народов России. Указ "О веротерпимости". Учреждение муфтията и татарской ратуши, новых мечетей и медресе. Татарские религиозные учебные заведения.

7. Своеобразие подъема русской культуры в крае вследствие преобразований Петра 1. Рост промышленности и городов.

8. Развитие просвещения в Среднем Поволжье в 18 в. Открытие 1-ых светских образовательных учреждений в крае. Расширение сети православных религиозных учебных заведений и их роль в распространении русской грамотности среди нерусских народов.

9. Роль 1 - ой Казанской гимназии в развитии культуры края. Ее выдающиеся воспитанники.

10. Художественная культура в крае в 18 в. Русские литераторы и драматурги (М.И.Веревкин, Г.П.Каменев и Др.). Зачатки театрального искусства в Казани. Крепостной театр помещика П.П.Есипова; театр В.Р.Бобровского.

11. Татарская литература в 18 в. Творчество поэта Мавля Колый. Жанры светской татарской литературы.

12. Развитие архитектуры в Казани в 18 в. Особенности национальной архитектуры. Стили.

13. Народное творчество. Семейный и общественный быт народов край. Культурное взаимодействие и взаимовлияние народов Среднего Поволжья.

14. Развитие начального и среднего специального образования в Казанском крае в 1-ой пол. XIX в. Сословный характер просвещения. Православные и мусульманские религиозные учебные заведения. Особенности женского образования в крае.

15. Высшее образование в Казанской губернии в 1-ой пол. XIX в. Открытие Казанского Императорского университета. Его роль в распространении науки и культуры в Поволжье.

16. Развитие науки в крае и 1-ой пол. XIX в. Формирование казанских научных школ. Научные открытия Н.И.Лобачевского.

17. Деятельность первых татарских педагогов - просветителей и ученых в Казанском крае в 18 - 1-ой пол. 19 вв.: Сагит и Исхак Хальфины (18 в.); Ибрагим Хальфин, Хусаен Файезханов, М. Махмудов и др.

18. Зарождение просветительства среди татар: Г.Курсави. Литературная и научная деятельность Ш.Марджани. (18 в.). Просветительские идеи К.Насыри.

19. Общественно-политическая мысль в Казани в 18-1-ой пол. 19 вв. Книгоиздательское дело и периодическая печать.

20. Русская художественная литература 1-ой пол. XIX в.: братья Панаевы, Я.Княжнин, А.Фукс. Деятельность "Общества любителей отечественной словесности".

21. Татарская художественная литература 1-ой пол. XIX в.: творчество татарских поэтов Г.Утыз-Имяни, Г.Кандалый. Поэтическое творчество Нигмата Мисаиловича и Льва Николаевича Ибрагимовых.

22. Превращение Казанского университета в один из крупнейших центров отечественной и мировой науки. Дальнейшее развитие различных научных школ во 2-ой пол. XIX в. Возникновение и деятельность 1-ых научных обществ в Казанском университете.

23. Просвещение. Национальная политика царского правительства в области народного образования. Система Н.И.Ильминского по просвещению и русификации "инородцев". Введение обязательного преподавания русского языка в нерусских школах.

24. Борьба за модернизацию содержания и методов обучения в татарских религиозных мектебе и медресе; необходимость введения светского образования среди татар. Движение "Эсуль-аль-джадид" (Аль-джадид аль-ислах ). Кадимисты и джадидисты. Появление на рубеже XIX - XX вв. первых новометодных школ в крае.

25. Дальнейшее развитие начального, среднего специального и высшего образования в Казанском крае во 2-ой пол. XIX в. Роль учебных заведений края в формировании кадров национальной интеллигенции народов Среднего Поволжья. Сословный характер образования в России.

26. Литературная деятельность русских писателей в крае во 2-ой пол. XIX в. Возникновение мордовской и чувашской письменных литератур.

27. Зарождение татарской светской литературы. Жизнь и творчество 1-ых татарских драматургов Г.Ильяси, Ф.Халиди, З.Бигеева и др.

28. Дальнейшее развитие русского театрального искусства в Казани во 2-ой пол.

XIX в.. Антреприза П.П.Медведева. Начало сценического пути в Казани многих талантливых русских артистов.

29. Развитие музыкального искусства во 2-ой пол XIX в. Открытие 1-ой Казанской музыкальной школы. Начало деятельности Казанское отделение Русского музыкального общества.

30. Изобразительное искусство в Казанском крае во 2-ой пол. XIX в. Открытие Казанской художественной школы, и ее роль в развитии художественной культуры в крае. Жизнь и творчество выдающихся русских живописцев (И.И.Шишкина, Ф.В.Сычкова и др.).

31. Возникновение и деятельность в Казани Восточного клуба ("Шарыкъ клубы"). Татарские меценаты и благотворительность.

32. Возникновение 1-ого татарского профессионального театра. Первые татарские театральные труппы и товарищества артистов. Основатели и выдающиеся деятели татарского профессионального сценического искусства.

33. Дальнейшее развитие национального музыкального искусства в крае в начале

XX в. Начало деятельности 1-ых музыкантов из народов Среднего Поволжья. Татарское песенное искусство. Развитие хоровой музыкальной культуры.

34. Роль Казанской художественной школы в подготовке профессиональных художников из народов Среднего Поволжья. Выдающиеся питомцы КХШ в начале XX в. (Н.И.Фешин, П.П.Беньков и др.). Начало творческой деятельности 1-ого татарского профессионального художника Баки Урманче.

35. Правительственная политика подавления демократической культуры народов Среднего Поволжья в годы реакции после 1907 г.

36. Первые шаги культурной революции после октябрьского переворота 1917 г. и особенности ее осуществления в Казанском крае. Программные документы ВКП (б), законодательные акты Советской власти.

37. Народное образование и просвещение в крае после образования ТАССР. Деятельность Наркомпроса и Главного политико-просветительного комитета. Культурно-просветительная работа. Борьба за ликвидацию неграмотности и создание первых "ликбезов" на территории республики. Ликвидация старой и создание новой школы. Национальные кадры.

38. Перестройка системы высшего образования. Деятельность Казанского государственного университета. Открытие новых высших учебных заведений в республике.

39. Преподавание татарского языка в учебных заведениях и реализация его в госучреждениях. Переход к латинскому шрифту. Общество "Яналиф". Перевод татарской письменности на новый алфавит - русскую Кириллицу.

40. Развитие периодической печати в республике в 20 - 30-е гг. XX века. Учреждение Академического центра и Казанской книжной палаты.

41. Возникновение татарской советской литературы и творчество литераторов нового поколения. Организация Союза писателей ТАССР.

42. Появление советского сценического искусства. Деятельность театрального отдела Наркомпроса. Развитие театральной и музыкальной самодеятельности. Профессиональные театры и театральные учебные заведения Республики.

43. Становление в Республике советского радио и кино- искусства. Система кинопроката.

44. Идейно-политическая направленность в развитии культуры и искусства. Начало репрессий над деятелями культуры Татарии в предвоенные годы.

45. Культурная жизнь республики в годы Великой Отечественной войны. Вклад творческой интеллигенции Татарстана в дело защиты Отечества. Деятели культуры и искусства на фронте. "Сражающаяся культура". Фронтовые агитбригады. Открытие Казанской государственной консерватории и деятельность Татарской государственной филармонии.

46. Вклад ученых Татарстана в совершенствование отечественной военной индустрии и медицины. Казань - крупнейший научный центр страны.

47. Усиление идеологического контроля за различными сторонами культурной жизни республики в послевоенные годы (1945-1950 гг.). Новая волна политических репрессий в 40-х гг. XX века.

48. Поворот к либерализации политического режима со 2-ой пол. 50-х гг. XX века. Процессы духовного освобождения и возрождения. Политическая реабилитация многих репрессированных деятелей культуры и искусства.

49. Образование и просвещение во 2-ой пол. 50-х гг. XX в. Школьная реформа. Введение обязательного 8-летнего образования. Снижение престижа национальной школы.

50. Литература и публицистика 50-60-х гг. XX в. Появление некоторой свободы слова и либерального направления в литературе. Социалистический реализм.

51. Художественная культура послевоенных десятилетий. Театр. Музыка. Кино. Изобразительное искусство. Социалистический реализм - приоритетное направление (50- 60-е гг. XX в.).

52. Курс партии и правительства на ускоренное сближение и слияние наций. Игнорирование национальных интересов. Этнокультурная и этноязыковая ситуация в Татарстане. Идеологическая работа с населением в 60-х - 1-ой пол. 80-х гг. XX века.

53. Влияние Перестройки на процессы национально-культурного возрождения в Татарстане. Расширение культурно-политических связей республики. Создание АНКО. Курс на Суверенитет и суверенизационные процессы в РТ (2-ая пол. 80-х - 90-е гг. XX в.).

54. Изменения в системе народного образования со 2-ой пол. 80-х и в 90-е гг. Гимназии, колледжи, лицеи. Частные и конфессиональные школы. Национальные школы.

55. Состояние высшей школы во 20-ой пол. 80-х и в 90-е гг. Казанский государственный университет. Изменение статуса большинства вузов республики. Национальные вузы.

56. Наука в РТ во 2-ой пол. 80-х - 90-е гг. XX века. Научная деятельность КГУ. Создание Академии Наук Республики Татарстан.

57. Повышение интереса к изучению истории и культуры татарского народа. Возникновение и деятельность всевозможных общественных и политических национальных организаций на территории РТ в 80 - 90-е гг. XX века. Духовное возрождение татарского народа.

58. Возвращение религии в жизнь общества. Возрождение религиозных праздников. Рост числа всевозможных конфессий и сети религиозных организаций в 80 - 90-е гг. XX века.

59. Художественная культура 2-ой пол. 80-х - 90-х гг. XX века. Сценическое искусство. Новаторские постановки 90-х гг. Новая плеяда талантливых артистов. Музыкальная жизнь. Композиторы-модернисты в Татарии. Современное татарское изобразительное искусство.

60. Новаторские произведения в литературе. Деятельность Татарского книжного издательства. Отмена цензуры и идеологических запретов. Возвращение к читателю ранее запрещенных произведений в 90-е гг. XX века.

Лекция 1. Культурное наследие древних тюрков и его влияние на современную татарскую культуру.

Тюркские языки проявляют наибольшую близость к монгольским и тунгусо-маньчжурским языкам, вместе с которыми составляют единую алтайскую языковую семью. Некоторые ученые-лингвисты к этой группе еще присоединяют китайский, японский и корейский языки. Близкими тюркоязычным племенам по культуре и языку считаются ираноязычные племена скифов, сарматов, савроматов и массагетов, кочевавшие в глубокой древности на соседних с тюрками территориях Евразии.

В древности все тюркские племена говорили на очень близких, похожих друг на друга древних тюркских наречиях, обладавших схожестью грамматического строя и словарного состава. К тому же их еще объединяли идентичный кочевой образ жизни, религиозные представления и верования, и культурно - цивилизационный уровень. Эта общность, по мнению исследователей, просуществовала около 1000 лет.

Одним из самых древних тюркоязычных (тюрко-монгольских) народов, живших на территории Центральной Азии, считаются гунны. Тюрко-монгольские племена впервые за всю историю кочевых племен Азии создали свое государственное образование в конце 3 в. до н.э. в степях Центральной Азии и участвовали в этногенезе многих тюркоязычных народов Центральной и Средней Азии, в том числе и предков современного татарского народа. Древние предки тюркских народов кочевали на территории Алтая, Восточной Сибири, Прибайкалья и Монголии.

По образу жизни древние гунно-тюркские племена относились к народам, у которых начал развиваться особый тип феодализма – кочевой феодализм. При нем главной ценностью является не земля, а стада и пастбища. Общество и культурные ценности подчинялись кочевому образу жизни: жили в юртах (йорт), в пищу употребляли в основном мясо - молочные продукты. Образ жизни – войны, экстенсивное скотоводство и охота. Большая ценность – оружие и конь. Женский костюм мало отличался от мужского. И женщины и мужчины были наездниками и воинами.

Три основных достижения у тюрков в мировой культуре:

1. Они являются изобретателями древнетюркского рунического письма. Это алфавитная письменность по современному образцу, т.е. каждому звуку речи соответствует специальное буквенно-знаковое обозначение.

2. У них появилась одна из самых ранних монотеистических религий – тангреанство (еще имела черты язычества и признаки единобожия).

3. Достигли высокого уровня в обработке металлов, и являются изобретателями сверхпрочной булатной стали.

1. Появление древнетюркского рунического письма ученые относят примерно к 1 в. до н.э. в гунно - тюркской среде (не путать с древним кельтским руническим письмом!). В 1 в. н.э. распространилась на весь тюркский мир (3 -2 вв. до н.э., а во 2 – 3 вв. распространилась по тюркскому миру, Восточной Европе, Центральной Азии). Ею пользовались многие тюркоязычные народы, в том числе и булгары до распространения арабской письменности в 7 в. н.э. Как подтверждают источники, булгары, придя на территорию Средней Волги, все еще пользовались древне-тюркским руническим письмом (с 7 по 10 вв. до н.э.). Со временем она стала иметь две разновидности: письмо енисейских кыргызов и орхонских тюрок (река Орхон находится на территории современной Монголии). В основном, писали на китайской бумаге. Но бумага быстро разрушалась. Поэтому до нас дошли только образцы письма на твердых материалах (самое большое количество надписей сохранилось на каменных надгробных стелах - памятниках на местах сражений, где было захоронено много воинов, с символическим изображением воина в доспехах - балбалах). Надписи малосодержательны, по ним нельзя установить ни особенности образа жизни древних тюрок, ни исторические факты или события: на стелах высечены, в основном, только имена вождей тюрок и погибших в сражениях воинов.

2. Появление тангреанства – одной из самых ранних монотеистических религий, стоящих на промежуточной стадии между монотеизмом и политеизмом (т.е. язычеством и единобожием). Религия имеет как языческие черты, так и монотеистические. Был верховный бог – Тангра, все остальные божества подчинялись ему. Верховный бог Тангра был богом Неба, солнца, света и справедливой войны. В отличие от более позднего ислама, тангреанство было солярной культурой, а не лунарной.

Его жена - богиня Умай была богиней Земли, жизни, плодородия и покровительницей женщин, матерей, материнства и детства.

От язычества в тангреанстве есть еще одна черта: Бог Тангра изображался в виде антропоморфного мужского существа, головой упирающегося в небо, а ногами стоящий на земле (либо в виде оленя, коня, орла – все они являются символами Тангре). Ему были присущи все цвета неба: от ослепительно белого, голубого и синего до черного. Для амулетов использовали камни. Камнями Тангры были все голубые, синие, серые и белые камни (жемчуг, лазурит, азурит, бирюза, лунный камень, аметист и др.). Металлами Тангры также считались все белые (серые) металлы: серебро, железо, сталь и т.п. Атрибутами жены Тангры - богини Умай были камни-амулеты красновато-желтовато-коричневых цветов (кораллы, красная или коричневая яшма, агаты, сердолик, янтарь и др.). Цветами богини Умай считались все оттенки красного, желтого и коричневого цветов, т.е. цвета земли, крови, жизни.

В древне-тюркской цветовой полихромии были три основных цвета: красный, синий и белый. Синий цвет – цвет безмятежности, спокойствия, беспристрастности, высоты, отстраненности, справедливости; красный цвет – с одной стороны, цвет агрессии, с другой – цвет крови, жизни, красоты, земли. Белый цвет – чистота, благородство. Цвет покоя – черный. Траурная одежда у тюрок и мусульман мира – белая. С приходом ислама в полихромии появился зеленый цвет – цвет надежды, он самый «молодой» в гамме.

Свой мир древние тюрки представляли как огромное ветвистое дерево («древо жизни»), ветвями упирающееся в небо, а корнями уходящее в глубь земли. 17 ветвей древа жизни расположены попарно, симметрично друг другу. На ветвях сидели божества, подчиненные богу Тангра. Божества были противоположности: добро – зло, свет – тьма и др. Они компенсировали друг друга и таким образом создавали гармонию. Кроме этих богов тюрки верили в духов, джинов, сказочные и сверхестественные силы, домовых и т.п. С каждым из них были связаны обряды, приметы, ритуалы. С древними верованиями тюрок был связан и обряд погребения: они сжигали покойников и пепел рассыпали по степи (гуннская традиция).

С принятием ислама в тюркоязычном мире в 7–8 вв. н.э. имя Тангра стало ассоциироваться с именем Аллаха (слово «Тангра» стало означать Аллах). Т.к. общечеловеческие ценности в обеих религиях были похожи, переход тюркских народов из тангреанства в ислам был практически «безболезненным».

3. Изобретение металлообработки и булатной стали. Единственный доступный металл для древних тюрок – низкопробный болотистый железняк. Остается загадкой – как при таких низких температурах плавления, которые были доступны древним, и некачественной руде древние тюрки умудрялись создать «сверхметалл» – самозатачивающуюся, нержавеющую, легкую и очень прочнкю булатную сталь. Своих параметров, видимо, булат достиг путем многочисленных закалок сменой тепла и холода многократно. Булатная сталь существует в восточном мире с первых веков нашей эры до 14 в. Последние образцы делались в Золотой Орде булгарскими мастерами. Тюрки не хотели передать технологию монголам и унесли с собой.

4. Пища и кулинарные традиции булгар. Единственная область в бытовой традиции древних булгар, которая долгое время оставалась неизмененной и продолжением традиции древнего тюркского кочевого прошлого. Например, булгары, а, следовательно, и казанские татары до начала ХХ в. практически не употребляли в пищу фрукты и овощи (были популярны сухофрукты). Ягоды, яблоки и орехи собирали в лесу, также травы и коренья, душицу, шиповник. Грибы татары не собирали. Иногда сажали бахчевые культуры – скорее исключение, чем правило. Больше всего употребляли мясо, молоко; мучные изделия. Пили из пиял, воду хранили в кожаных бурдюках. Была традиция варения пива (сыра). Из алкогольных напитков изготовляли медовуху (эче бал), пиво, кумыс (молоко кобылиц).

5. Древне-тюркские традиции оставили свой след во внутреннем убранстве дома древних булгар. В Х – Х1 в.в. у местных финно-угорских народов была принята традиция строительства деревянных домов и традиционный сруб - йорт. Есть возвышения на полу – сэке. Внутреннее убранство дома: дома, как правило, были деревянными, сделанными из так называемых 4-х- или 6-и стенных срубов. Организация пространства внутри дома: составляют по типу юрты (круглый).Очень много тканных изделий: ковры безворсовые, тканые дорожки, войлочные ковры - калэмы. Вместо кровати использовали кованые сундуки. Разные размеры подушек. Одеяла были стеганные и меховые овечьи накидки.

До нас дошли имена писателей и ученых Волжской Булгарии. Например, известным поэтом начала 12 в. был житель города Кашана Кул Гали Мирхаджи Оглы, сочинивший знаменитую поэму на библейский сюжет о святом Иосифе (Юсуфе) «Кыйсса-и-Йосуф» или «Йосуф вэ Зулэйха». Считается, что поэма была написана между 1219–1234 гг., и приобрела популярность среди мусульманских народов Востока. В 11 – 12 вв. в Волжскую Булгарию из Средней Азии и Арабо-Персидского мира привозятся религиозно-философские трактаты, произведения поэтов и ученых и постепенно начинают переводиться на булгарский язык. Труды Абу Али Ибн Сины (Абугалисины), Низами, Фирдауси, Шах Наме. Вскоре появляются первые булгарские ученые, получившие образованиек в Средней Азии или Арабском мире. Сохранились имена ученых: Нугмана Аль Булгари, Ахмета Ибн Идриса Аль Булгари. Сохранился до наших дней фрагментами булгарский медицинский справочник («Тираяк»), основанный на медицинских знаниях древних арабов.

Ученые основывались и на знаниях местных финно-угорских народов, например, знания о лекарственных растениях Средне-Волжской полосы; но и верования и суеверие и мифология финно-угорских народов. Например, т о, что культурологи называют микрокосмом. Космогонические представления об окружающем мире у булгар по большей части переняты у финно-угорских народов. Финно-угры, а за ними и булгары считали, что земная твердь появилась в результате того, что уточка, плавающая по всемирному океану, нырнула, и со дна достала комок земли, из которой образовалась земная твердь. Второй раз нырнула уточка, и достала желудь, из которого появились растения. Все булгарские сказочные персонажи - су анасы, албасты, домовые, бичура , мунча хужасы – приняты у финских народов. Из древнего кочевого прошлого у булгар-тюрок остались только мифы о Тулпар-Ат – сказочном крылатом коне; изображения крылатого Белого Барса – полумифического, полуреального существа; цветовая семантика тюркской полихромии, состоящей их 4 основных цветов: синего (голубого), белого, красного и зеленого цветов, народного костюма и национальных украшений.

Лекция 5. Музыкальное и песенное творчество татарского народа: истоки, традиции и современность. Тюрко-татарские музыкальные инструменты. Народные песни и танцы. Музыкальное образование.

Восточный лад музыки. Самая близкая музыка – китайская, а не музыка древних тюркских народов. По-видимому, еще одно доказательство того, что предки булгар жили на соседних с Китаем территориях Центральной Азии. Музыкальная пентатоника. Самый древний музыкальный инструмент характерен для всех степняков – разные разновидности дудочек. Делали их из дерева, тростника, камыша – курай. В ранние средние века на Востоке появились струнные музыкальные инструменты - саз, домбра. Струны делали из конского волоса. У них было от 3 до 6 струн. Маленькие, обтянутые кожей барабаны. Губной варган – кубыз.

У мусульманских народах не приняты народные танцы. Они появились только в 18 – 19 в.в. Сорнай заимствован татарами у местных марийцев и чуваш. Так же как и многие предметы сельскохозяйственного инвентаря, которые народы Булгарии тоже использовали для извлечения музыки или музыкального сопровождения. Например, доску для стирки белья (рубель – по-русски, или кер тукымасы – по-татарски) пилу, косу. Народы Средней Азии кроме домбры использовали тамбор – духовой инструмент из рогов крупного рогатого скота, этот музыкальный инструмент также был заимствован поволжскими тюрками..

В 18 в. и в начале 19 в. казанскими татарами будут заимствованы следующие музыкальные инструменты: у финно-угорских народов – барабан, у русских гусли (имели распространение в основном у крещенных татар), 7-и-струнная гитара, гармонь, баян, тальянка и губная гармоника.

Якуб ибн Нугман аль-Булгари жил в Х11 веке и писал историю булгар. Богослов и философ Хамид ибн Идрис аль-Булгари.

Прямой преемницей культуры булгар были культуры жителей Казанского ханства. (1438 – 1551 г.г. - годы жизни Казанского ханства), а позже – поволжских или казанских татар. Жители Казанского ханства говорили на том же языке, что и булгары, но заимствовали из кыпчакского и монгольского языков, т.к. Казанское Ханство являлось осколком Золотой Орды. Продолжают оказывать большое влияние на культуру Казанского Ханства жители, народы Средней Азии (Ирана, Арабского мира). Ученые продолжают писать свои произведения на арабском языке, арабскими буквами на татарском языке. Считается, что в Казанском Ханстве окончательно сформировался литературный татарский язык в его современных нормах. В Казанском Ханстве грамотным быть обязательно для правительства, администрации и духовенства, среди горожан в распространенной купеческой среде и ремесленников; феодальная знать была грамотной. В отличие от Волжской Булгарии, до наших дней сохранилось небольшое количество литературных произведений поэтов и писателей Казанского Ханства. Но почему-то не сохранилась деловая документация. Имена поэтов Казанского Ханства, живших при дворе ханов: Мухамедъяр, А.Камал, Мухаммед Ас - поэт-хан, последний скид. Казанского Ханства - Кул Шариф. К сожалению, больше имена мы не знаем.

Продолжает развиваться искусство написания шамаилей и арабская каллиграфия. Ее использовали при оформлении надгробных камней (эпиграфические памятники) и образцах камнерезного искусства. Надписи делали и на ювелирных изделиях, керамической посуде. Как правило, это были какие-то изречения из Корана или имена мастеров или владельцев этих изделий. С времен Волжской Булгарии письменность ведется на булгарском языке. Если бумага была привозная, то в 15 -16 в.в.жители Казанского Ханства научились делать бумагу сами. Учебные заведения были 2-х видов: Мэктэб - низшая школа, мэдрэсэ – средняя или высшая школа ( в мусульманских государствах традиционно распространено 2-х ступенчатое, а не 3-х ступенчатое, как в европейских странах, образование). Специальные школы были для детей верхушки татарского общества. Во времена Казанского ханства формируется разговорный татарский язык в его современных грамматических нормах.

Лекция 6. Древнейшая архитектура г. Казани .

Градостроительные принципы средневековых городов Восточной Европы.

Еще в глубокие древности люди, поселившиеся в бассейне средней Волги не случайно выбрали территорию современной Казани для населения. Это объясняется удобством географического, климатического и экономического положения территории в устье реки Казанки , т.е. на месте слияния Казанки и Волги. Восточно-Европейская или русская равнина всегда диктовала свои условия для желающих поселиться на ее территории. Здесь мало возвышенностей, нет горных местностей, а территория равнины была густо покрыта лесами, многочисленными реками и водоемами, и на большей территории преобладал умеренный климат. Эти природные условия обусловили принципы строительства городов и населенных пунктов на этой территории: старались основаться на возвышенности, чтобы далеко было видно окрестность, желательно на пересечении нескольких рек, чтобы создать естественную преграду на пути врагов. То, что в русской архитектуре называют русским кремлем, крепости наподобие кремля строили все жители Восточно-европейской равнины, независимо от веры и национальности, т.к. данный принцип градостроения был наиболее выигрышным для нашего климата и местности.

Древние булгары пришли на территорию средней Волги в 7 – 10 вв. н.э. и обосновали здесь свои города и населения. Их крепости строились по тем же нормам, что и русские кремли. Типичным примером таких городов-крепостей является Казань и другие крупные города Волжской Булгарии домонгольской эпохи - Булгар, Сувар, Кашан, Ошель, Юкэтау и др.

Существовало два способа образования городов:

1. Когда крупное село, расположенное на удобном для торговли месте, начинает обрастать ремесленными посадами, начинает развиваться торговля с соседними регионами. Возрастают крепостные стены, превращается в крупный торговый и ремесленный центр, т.е. город.

2. Когда появляется небольшая военная крепость на окраине государства для охраны границ. Под защиту крепости стекается местное население, начинают образовываться посады ремесленные и торговые, т.е.военная крепость превращается в город. Большинство булгарских городов (Сувар, Биляр) образовались по первому способу, а Казань – по второму способу, т.е. первоначально это была небольшая укрепленная крепость на самой северо-западной окраине складывающегося Булгарского государства, появившаяся в 10 – 11 в.в. для защиты от соседних финно-угорских племен и русских княжеств. Археологи доказали, что в 10 – 11 вв. Казань уже была булгарской крепостью со всеми нормами средневековых городов, перекрестком международной торговли и ремесла, культурным центром Волжской Булгарии. Найденный под стенами Казанского Кремля группой археологов во главе с С.И.Валиуллиной атрибут – кусок древней деревянной крепостной стены подтвердил, что Казани более 1100 лет. В нескольких лабораториях РФ и Западной Европы подтверждают идею о том, что 1100 лет тому назад и более Казань уже была городом-крепостью. Но чьим городом, кто были его жители? Финно-угры? Булгары? Другие тюркские народы? На эти вопросы еще предстоит ответить. И это подтверждается, как принято у историков, письменными источниками: 2-мя монетами начала Х1 в., найденными археологами на территории Казанского Кремля - чешской монетой основателя Чешского государства короля Вацлава 1 Великого, найденной археологом проф.Ф.Ш. Хузиным, и половинкой арабского дирхема, найденного учеником Хузина, к.и.н, .зав.кафедрой археологии и этнографии А.Г.Ситдиковым. На монетах стоят даты, которые подтверждаются целым комплексом других археологических источников, найденных также на территории Казанского Кремля и датируемых Х–Х1 в.в. н. э.: венгерскими ювелирными украшениями для конской сбруи, которые местными женщинами были превращены в женские украшения; большим количеством иранской (персидской) поливной керамики, фрагментами посуды из китайского фарфора и фаянса, металлическими изделиями и стеклом. Они однозначно доказывают, что 1000 и 1100 лет назад Казань уже была крупным торговым и культурным центром Волжской Булгарии.

Археологи подтверждают, что одним из самых заселенных точек города был кремлевский холм, особенно в своей северо-западной части, там, где сейчас находится Казанский Кремль. Первые поселения на кремлевской возвышенности археологи фиксировали 1 веком д.н.э., скорее всего это были финно-угорские поселения протомарийского, т.е. ананьинского типа. Считается, что у протомарийцев не было городов, поэтому их населенные пункты мы называем селищами, т.е. неукрепленными населенными пунктами. Археологические находки характерны именно для такого рода поселений. Находки археологов как на вершине кремлевского холма, так и под холмом, на территории заливных лугов до Казанки и вдоль реки Казанки (сейчас эти луга оказались затопленными Казанкой в результате строительства Куйбышевского водохранилища в 1957 г., когда разлились воды Казанки и Волги)подтверждают эту теорию. Во всяком случае, археологи фиксировали 2 крупных поселения (селища? Городища?). Первая находится на вершине Кремлевского кряжа, 70 м над уровнем Казанки (где сейчас находится президентский дворец и башня Сююмбеки). Другое поселение находится под Кремлевским холмом недалеко от берега Казанки. Расстояние между ними 1 – 2 км. Это место теперь затоплено разлившимися водами реки Казанки. Эти два населенных пункта, заселенные то ли древними марийцами, то ли булгарами, положили начало современной Казани.

В Х в. на эту территорию пришли булгарские племена. Они основали боевую крепость на вершине холма по всем фортификационным нормам, характерным для восточно-европейских средневековых крепостей. Т.е. это была деревянная крепость, некоторые башни которой позже были перестроены из белого камня. Казань имеет выгодное местоположение для строительства крепостей, т.к. недалеко от него по берегам Волги располагаются крупные месторождения строительного известняка - достаточно прочного и легко обрабатываемого бутового камня и болотного туфа. В этом плане Казанский Кремль является исключением среди других булгарских городов. Это была единственная в средние века булгарская каменная крепость. Другие булгарские города обносились несколькими рядами высокого земляного вала в качестве внешнего укрепления, иногда - деревянными стенами и башнями, сделанными из мореного дуба.

Казань была расположена на пересечении 3-х рек и окружена небольшими заболоченными озерами. Казань находилась недалеко от места впадения Казанки в Волгу. Казанка является левым притоком Волги, а под самыми стенами кремля вдоль кремлевского кряжа протекает речушка Булак, вытекая из озера Кабан и впадает в Казанку. C южной и юго-восточной стороны Кремлевский холм, на котором находится Казанская крепость, был окружен несколькими озерцами: на территории современных парков Черное озеро и Ленинский сад находились сразу 3 озера. Самое ближнее к Кремлю называлось Банным озером (во времена Казанского ханства вдоль его берега были бани). Второе озеро - Черное. Оно соединялось с третьим озером, сильно загрязненным уже к 16 в. – Гнилым озером. Татары по традиции эти 2 озера называли Черек куль. По берегу Гнилого озера находилась мясобойня , и местные жители засыпали его еще в 16 в. – сейчас на том месте «Ленинский садик». Остаток Черного озера существует до сих пор в парке «Черное озеро». Само озеро осталось прудом, и с 18 – 21 в.в. зимой на этом озере устраивают городской каток.

Еще одно озеро находилось на территории современной площади Г.Тукая («Кольцо»). Тоже заболоченное, оно просуществовало до конца 17 в., и местные жители называли его Новослободским озером, т.к. по его берегам после завоевания Казани за стенами городского посада образовалась так называемая Новая слобода. Стены городского посада в конце 16 – 17 в.в. проходили по современной улице Астрономической.

В советской историографии существовала гипотеза, что Кремлевский кряж является древним курганом, созданным далекими предками наподобие скифских курганов. К такой мысли ученых подвергла странная правильная форма камней, составляющих основание Кремлевского холма. Эта версия укоренилась в отечественной истории, поэтому ее можно встретить в исследованиях советского периода. Однако в 80 - 90-х г.г. казанским геологам удалось опровергнуть эту версию, доказав несколько иное происхождение столь правильной формы камней. Если зрительно на карте Казани и ее окрестностей провести черту между тремя озерами Кабан, протокой Булак, впадающей из Кабана в Казанку, и линию вывести загород, соединяя Лебяжье, Глубокое, Глухое озера, примыкающие к Казани с северо-западной стороны, то получается одна сплошная линия . Геологи считают, что от 45 – до 35 тысяч лет тому назад это было древнее русло Волги (или Казанки). Тогда все объяснимо: на дне все камни отточенной формы, и кремлевский холм был правым берегом древней реки, и вода подточила камни. Неизвестно, по какой причине древняя река изменила свое русло, возможно это было время Великого ледникового периода.

В древности территория Республики Татарстан и Казань находились в природно-географической зоне южной тайги, которая доходила до Белорусских территорий, т.е. все эти места были покрыты густыми смешанными лесами. До сих пор в нашей местности остались представители флоры южной тайги, которые в обычных лесах не растут (можжевельник, корабельные сосны). Это и способствовало тому, что в нашем крае с древних времен очень активно развивалось кораблестроение и деревянное зодчество: было много лесов для стройматериалов и судоходных рек. С древних времен до 18 в. все населенные пункты Казанского края и города были деревянные. Все путешественники описывали Казань как торговый и ремесленный город в основном с мусульманским населением, с большим количеством мечетей и дворцов. Однако нет конкретного описания – как они выглядели и где находились. Самое последнее описание средневековой Казани до полного уничтожения ее войсками Ивана 1У принадлежит другу и соратнику Ивана Грозного польскому князю Андрею Курбскому, участвовавшему вместе с царем во взятии Казани осенью 1552 г. Он описывает неприступные стены Кремля, дворцы, мечети, в том числе и огромную 8-ми минаретную мечеть Кул Шариф. Но более подробного описания ханской Казани, к сожалению, не сохранилось.

Еще в ханские времена Кремль был защищен глубоким рвом и подъемным мостом. Ров был заполнен водой, а дно его было утыкано острыми деревянными кольями. Башни Кремля строились так часто, чтобы между башнями пролетала стрела, т.е. пространство между башнями было простреливаемым. Башни на две трети выступали от кремлевских стен, чтобы можно было еще обстрелять и стены. По низу стены Кремля шли отверстия для пушек, а на стенах находились отверстия для дальнего боя – для лучников. С внутренней стороны стен, достигающих ширину 6 м., делались углубления – закомары, где хранились порох и боеприпасы. Иногда они использовались как тюрьмы или казематы. Стена между двумя башнями называлась в русских кремлях прясла. По краю стены наверху проходила обходная галерея, где на подводах подвозили к обороняющимся оружие и боеприпасы. Чтобы порох и оружие не отсырели в непогоду, стены Кремля сверху покрывали двускатной покатой крышей, концы досок которой разрезались в виде хвоста ласточки. Тот Кремль, который стоит сейчас – это русский Кремль второй половины ХУ1 – Х1Х в.в.. От средневековой Казани внутри Кремля ничего не осталось, кроме фундаментов отдельных строений. Эти фундаменты очень трудно с чем- либо ассоциировать. Поэтому мы не знаем, как выглядел ханский дворец и где он располагался. Есть только предположения, где находилась мечеть Кул Шариф, но доподлинно мы не знаем и как проходили стены ханского сарая. Самое старое сооружение казанскими каменщиками, сохраненное до наших дней, является часть Кремля и Благовещенский собор, заложенный еще при Иване 1У, вернее его северо-западная часть. По приказу Ивана 1У все строения времен Казанского ханства были снесены, сожжены или разрушены. Друг и соратник Ивана Грозного польский князь Андрей Курбский описывал, что внутри Кремля было очень много улиц, очень узких; дома расположены настолько плотно, что ширина улиц была чуть больше одного метра. Поэтому основные сражения шли на крышах домов. На крыше своего мэдрэсэ погиб и Кул Шариф со своими шакирдами. Казанский летописец описывает картину, которая предстала перед взором Ивана 1У, когда он вступил в Казанский Кремль. Была гора трупов, наравне со стенами. Поэтому он смог зайти только через несколько недель, после того, как расчистили улицы от трупов. В воздухе стоял запах трупов и сожженных домов.

Есть легенда что русских воинов, погибших при взятии Казани, похоронили на берегу реки Казанки, на месте лагеря Ивана. Позже в начале Х1Х в. на этом месте будет построен памятник павшим воинам по приказу Александра 1. Он и сейчас стоит, и часовня в ней действующая. Погибших татар похоронили недалеко от левого берега Волги (недалеко от современного Речного порта), где над их могилами была построена мечеть Иске Таш – действует до сих пор.