Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по выполнению и защите дипломного проекта для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Государственное и муниципальное управление» Составители С. - реферат

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» в г. ЛИПЕЦКЕ


Методические рекомендации по выполнению и защите дипломного проекта

для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Государственное и муниципальное управление»

Составители С. А. Демкина, Л.И. Мещерякова,

М.И. Паршина, И.С. Щетинина

Тираж ______ экз. УТВЕРЖДЕНО К ПЕЧАТИ

Зам.дир. по УВР ______________ В.В. Черняев

РЕКОМЕНДОВАНО

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ:

Учебно-методический совет ____________/___________

Зав.УМО ____________/___________

Липецк-2010


ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» в г. ЛИПЕЦКЕ


Методические рекомендации по выполнению и защите дипломного проекта

для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Государственное и муниципальное управление»

Составители С. А. Демкина, Л.И. Мещерякова,

М.И. Паршина, И.С. Щетинина

Липецк – 2010


ББК: 67.401я73

М 54

Методические рекомендации по выполнению и защите дипломного проекта для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Государственное и муниципальное управление» / Составители С.А. Демкина, Л.И. Мещерякова, М.И. Паршина, И.С. Щетинина. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2010. - 44 с.

Методические рекомендации содержат общие требования к выполнению и защите дипломного проекта, его оформлению и рецензированию.

Рекомендованы для студентов специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения, научных руководителей и консультантов дипломных проектов.

Методические рекомендации издаются по решению Ученого совета Липецкого филиала ОРАГС.

Рецензент: д-р экон. наук, проф. В.В. Московцев.

Ó С.А. Демкина, Л.И. Мещерякова, М.И. Паршина, И.С. Щетинина, 2010

Ó Липецкий филиал ОРАГС, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

1. Требования и общие методические рекомендации по подготовке и выполнению дипломного проекта 4

2. Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение 6

3. Структура и содержание дипломного проекта 7

4. Оформление дипломного проекта 14

5. Научное руководство и рецензирование дипломного проекта 1 8

6. Порядок проведения индивидуальной предзащиты (нормоконтроля) дипломного проекта 21

7. Порядок защиты дипломного проекта 22

8. Примерная тематика дипломных проектов 24

Приложения 28

1. Требования и общие методические рекомендации по подготовке и выполнению дипломного проекта

Дипломный проект выполняется в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования, учебным планом соответствующей специальности и является обязательным видом итоговой государственной аттестации обучающегося. Дипломный проект выполняется на последнем курсе обучения. На его выполнение отводится время в графике учебного процесса в объеме, установленном ГОС высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Дипломный проект - это законченное квалификационное исследование, характеризующее уровень теоретической и практической подготовки студента, степень владения им методологией и методикой анализа современных проблем управления, его способность творчески применять научные методы и принципы познания, аргументировано излагать и обосновывать предлагаемые меры по совершенствованию системы государственного и муниципального управления.

В Государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подчеркивается, что «выпускная квалификационная работа менеджера – дипломный проект должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления».

Целями дипломного проектирования являются:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной специальности;

- выявление навыков ведения самостоятельной работы и владения методами исследования при решении конкретных проблем и вопросов дипломного проекта;

- определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умения применять их для решения практических задач менеджмента;

- формирование исследовательского подхода к решению профессиональных задач, способности к проектированию и прогнозированию как важнейших элементов профессиональной подготовки, творческого стиля профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения дипломного проекта должен решить следующие задачи:

- обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для государственного и муниципального управления;

- проанализировать теоретические положения, нормативную документацию, справочную и научную литературу по избранной теме;

- собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного исследования;

- провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;

- изложить свою точку зрения по проблемным вопросам, относящимся к теме исследования;

- на основе проведенного анализа сделать выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности управленческой деятельности;

- оформить дипломный проект в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе.

Содержание дипломного проекта и уровень его защиты является одним из основных критериев при оценке качества реализации профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования.

Дипломный проект должен быть самостоятельным исследованием конкретной актуальной проблемы деятельности государственных и муниципальных органов власти, государственных и муниципальных учреждений и организаций и направлен на поиск эффективных методов совершенствования процесса управления.

Название темы и содержание проекта определяется и выполняется в соответствии с подготовкой специалиста – менеджера по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Изложение материала должно быть логически последовательным и основываться на современной теоретической базе и научных методах исследования.

Проект должен содержать необходимую глубину исследования, убедительность, доказательность выводов и рекомендаций, их практическую значимость для соответствующих управленческих структур.

Тема, объект и предмет дипломного проекта, цель и задачи, положения, выносимые на защиту должны быть четко определены и сформулированы.

За все сведения, изложенные в дипломном проекте, использование фактического материала и другой информации, обоснованность (достоверность) выводов, нравственную и юридическую ответственность несет автор дипломного проекта.

2. Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение

Выбор темы дипломного проекта определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностями развития и совершенствования работы органов исполнительной власти и местного самоуправления, государственного регулирования экономики.

При выборе темы дипломного проекта следует руководствоваться актуальностью проблемы, возможностью изучения конкретных статистических данных, наличием специальной научной литературы, практической значимостью.

Тематика дипломных проектов разрабатывается выпускающей кафедрой, перечень примерных тем рассматривается на заседании кафедры и передаётся заведующим выпускающей кафедры на экспертизу соответствующих кафедр ОРАГС не позднее пяти месяцев до начала итоговой государственной аттестации (ИГА).

Студенту предоставляется право выбора темы дипломного исследования из предлагаемых кафедрой направлений. Возможно самостоятельное предложение студентом темы проекта при условии обоснования целесообразности ее разработки. В этом случае заявление студента о выборе темы на имя заведующего выпускающей кафедрой согласуется с научным руководителем и рассматривается на заседании кафедры в присутствии студента.

Формулировка темы дипломного проекта должна соответствовать специальности, быть четкой, лаконичной, содержать официальное название объекта исследования. Выпускающая кафедра обеспечивает проведение консультаций с целью оказания студентам помощи в выборе темы.

Для закрепления темы дипломного проекта и научного руководителя студент должен написать заявление на имя заведующего выпускающей кафедрой (Приложение А).

Тема дипломного проекта утверждается приказом ректора ОРАГС по представлению директора Филиала не позднее двух месяцев до начала итоговой аттестации и изменению не подлежит.

3. Структура и содержание дипломного проекта

Дипломный проект должен состоять из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка, приложений (при необходимости), включать текстовый и графический материал, содержащий анализ проблем и решение задач, установленных заданием. Оптимальный объем дипломного проекта (без приложений) составляет 3,8 – 4,8 печатных листов (70 – 90 страниц формата А4).

Структура и последовательность оформления дипломного проекта:

- титульный лист;

- задание на дипломное проектирование;

- аннотация;

- содержание;

- введение;

- основная часть в соответствии с утвержденным заданием, состоящая из 3-х разделов;

- заключение;

- библиографический список;

- приложения.

В дипломный проект студент должен вложить, не подшивая, отзыв научного руководителя и рецензию.

Титульный лист дипломного проекта оформляется по установленному образцу (Приложение Б).

Задание на дипломное проектирование следует за титульным листом и оформляется в соответствии с Приложением В.

Аннотация отражает основное содержание работы, её объем не более 1 страницы (Приложение Г).

Содержание включает в себя наименование разделов и подразделов с указанием страниц всех частей работы в той последовательности, в которой они расположены (Приложение Д).

Основная часть дипломного проекта состоит из введения, 3-х разделов, заключения.

Введение . Это вступительная часть дипломного проекта, в ней обосновывается актуальность выбранной темы; определяются объект и предмет исследования; формулируются цель, задачи и методы исследования; дается характеристика исходной нормативно-правовой, информационной, экономико-статистической базы; обосновываются положения, выносимые на защиту, и практическая значимость исследования.

Последовательность изложения материала во введении:

- актуальность темы дипломного проекта;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- теоретические и методологические основы исследования;

- методы исследования;

- характеристика нормативно-правовой, информационной, экономико-статистической базы;

- положения, выносимые на защиту;

- обоснование практической значимости результатов исследования.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в научных трудах, а также показать суть проблемной ситуации, т.е. противоречивой и требующей решения. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выявлять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

После обоснования актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это то, на что направлена исследовательская деятельность дипломника. Объектом дипломного исследования обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» являются органы государственной власти, местного самоуправления, государственная и муниципальная служба. Например, Управление социальной защиты населения Липецкой области или администрация Липецкого муниципального района.

Предмет изучения раскрывается исходя из характера выбранного объекта и его детализации в процессе исследования, он содержится в названии темы дипломного проекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Предметом исследования могут быть политические, экономические, социальные, организационно-управленческие отношения, принципы, процессы, механизмы, технологии, используемые органами государственного и муниципального управления в своей деятельности.

Далее необходимо сформулировать цель исследования. Цель есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы. Цель проекта должна заключаться в разрешении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения новых закономерностей.

На основе уточнения цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать, разработать, обобщить, выявить, доказать, внедрить, показать, выработать, изыскать, найти, изучить, определить, описать, установить, выяснить, дать рекомендации, установить взаимосвязь, сделать прогноз и т.п.). Формулировки задач необходимо продумывать, давать точно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов дипломного проекта. Это важно также и потому, что заголовки разделов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения, целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач проекта.

Совокупность объекта, предмета, цели и задач дипломного проекта представляет системную модель исследования (Приложение Л).

Положения, выносимые на защиту, - это те выводы и рекомендации, практические предложения, в которых выражен результат проведенного самостоятельного исследования. В них могут содержаться элементы нового знания о предмете исследования, возможности их использования; авторские подходы к решению практических проблем.

Положений, выносимых на защиту дипломного проекта, должно быть не менее трех.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью ее раскрывать. При выполнении проекта следует обращать внимание на правильность построения доказательств, определения категорий. Поскольку в работе формулируются новые положения, то автором осуществляется доказательство истинности этих положений.

В конце каждого раздела следует формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изложенного материала. Вывод должен логически завершать приведенные рассуждения и представлять собой абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями.

Первый раздел , как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этом разделе рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы. Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы. Поскольку проникновение в сущность изучаемого явления и процесса возможно только при условии использования системного подхода, то в первом разделе целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу зарубежного опыта организации управленческих и экономических процессов. Полученные в результате написания первого раздела выводы должны раскрыть актуальность темы, сформулированную во введении.

Объем – 20-25 страниц.

Второй раздел представляет собой анализ состояния выбранной проблемы государственного и муниципального управления, государственного регулирования экономики.

Материалами для анализа могут быть:

- программы социально-экономического развития региона (муниципального образования);

- планы работы органов государственной и муниципальной власти;

- годовые отчеты;

- статистическая отчетность;

- другая служебная документация, изученная студентом во время прохождения преддипломной практики.

Материалы, используемые в дипломном проектировании для исследования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, устранить недостатки в деятельности.

Анализ и обработку информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.

Объем – 25-30 страниц.

Третий раздел содержит разработку рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы, совершенствованию деятельности государственных или муниципальных органов власти.

При подготовке этой части проекта следует применять:

- системный подход, т.е. учет всех или большинства взаимосвязанных задач управления объектом;

- комплексный подход с позиции оперативного и стратегического управления;

- принцип динамичности, предполагающий регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменяющимися условиями работы базового учреждения, содержанием деятельности аппарата управления в зависимости от технологий решения управленческих задач.

На основе анализа выявленных недостатков и возможностей решения проблемы дипломник излагает достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации. Например, в соответствии с сформулированными предложениями по совершенствованию управления целесообразно внесение изменений в действующую систему управления органов власти, организации, их структурную или функциональную схемы, процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации структурных подразделений, программы и планы работ и т.д.

Объем – 20-25 страниц.

В заключении подводится итог проведенного дипломного исследования. В нём должно быть отражено достижение цели, решение поставленных во введении задач дипломного исследования, сформулированы выводы по проделанной работе, определены направления дальнейшего совершенствования управленческой деятельности.

Объем – 3-5 страниц.

Библиографический список размещается после заключения, должен включать 30 – 40 наименований и представляет собой перечень нормативно-правовых актов, литературы и других источников, использованных при выполнении работы.

Построение указанного списка рекомендуется осуществлять следующим образом:

- нормативно-правовые акты в последовательности их юридической силы;

- специальная литература в алфавитном порядке (монографии, учебники, комментарии к нормативным правовым актам и диссертационные исследования);

- публикации в периодической печати (журналы, сборники, газетные публикации);

- электронный ресурс.

Приложения не входят в основное содержание работы. В приложения помещаются дополнительные материалы, которые предназначены для лучшего понимания содержания работы, иллюстрации определенных положений и пояснения содержательной части.

Для защиты дипломного проекта обучающийся готовит раздаточный (демонстрационный) материал, который содержит основные результаты расчетов и исследований в виде рисунков (схем, графиков, диаграмм), таблиц и т.п. На листе 1 раздаточного материала должна быть представлена системная модель исследования (Приложение Л). Раздаточный материал (4-5 листов) выполняется на белой стандартной бумаге формата А4 в количестве, равном числу членов Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Выполнение демонстрационного материала допускается в цвете, а также с мультимедийным сопровождением (титульный лист раздаточного материала представлен в Приложении К).

4. Оформление дипломного проекта

К оформлению дипломного проекта предъявляются следующие требования:

1. Текст работы должен быть отпечатан на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4 (размер - 210x297 мм). Работа выполняется на компьютере в программе Word, для набора текста используется шрифт Times New Roman, кегль -14, через 1,5 интервала. Отступ первой строки – 1,25; выравнивание по ширине, абзацный интервал - 0 пт. Поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – по 20 мм.

2. Заголовки разделов, аннотация, введение, заключение, библиографический список печатаются заглавными буквами полужирным шрифтом, подзаголовки – строчными буквами полужирным шрифтом. Точка в конце заголовков не ставится. Переносы в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком и подзаголовком – 2 интервала, между подзаголовком и текстом – 1 интервал. Между текстом и последующим подзаголовком 2 интервала.

3. Разделы и параграфы работы нумеруются арабскими цифрами.

4. Содержание, введение, каждый раздел основного текста, заключение, библиографический список обязательно начинаются с новой страницы.

5. Все страницы работы должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. Отсчет страниц ведется с титульного листа, но нумерация страниц проставляется с введения в правом верхнем углу без черточек и точек.

При использовании заимствований из научных, учебных или учебно-методических публикаций необходимо делать ссылки на источники в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Ссылку на литературный источник приводят, записывая в квадратных скобках его порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую указывают номер страницы. Например, [9, с. 10].

6. Затекстовые библиографические ссылки размещаются после заключения и оформляются как библиографический список в соответствии с требованиями (Приложение Ж).

7. Таблицы в работе оформляются в соответствии с ГОСТ 2.105-95
«Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам» (образец оформления таблиц приводится в Приложении З). Нумерация таблиц сквозная арабскими буквами в рамках всего дипломного проекта. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Слово «Таблица» располагается слева сверху над таблицей и пишется с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм, допускается уменьшение шрифта до 12, межстрочного интервала – до одинарного и без абзацного отступа. Если таблица переносится на другую страницу, то следует повторить и головку, над которой указывается «Продолжение таблицы» (без кавычек), в правой части повторяются единицы измерения. В первой части таблицы нижняя ограничительная линия не проводится. Цифры в графах таблицы должны стоять так, чтобы разряды чисел во всей графе располагались один под другим. Следует соблюдать одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин в одной графе. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте документа имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу.

8. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если в приложении В приводится несколько таблиц.

9. Рисунки (схемы, диаграммы, иллюстрации, графики и т.д.) в работе оформляются в соответствии с ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам». Рисунки, за исключением рисунков приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (образец рисунков приводится в Приложении И). Слово «Рисунок» и его наименование помещают после иллюстрации и пояснительных данных к нему, выравнивая по центру. Не допускается оформление рисунков в цвете как в дипломном проекте, так и в приложениях к нему.

10. Рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами. Если в документе один рисунок, он должен быть обозначен «Рисунок 1» или с добавлением перед цифрой обозначения приложения «Рисунок В.1», если в приложении В приводится несколько рисунков.

11. Формулы в дипломном проекте также должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, но допускается их нумерация и в пределах раздела. Номер формулы заключается в круглые скобки и размещается в правой стороне на уровне нижней строки формулы. Все пояснения символов и значений приводятся под формулой с новой строки.

Пример:

(1)

где ATC – средние общие издержки, тыс. р.;

TC – общие издержки, тыс. р.;

Q – количество произведенного продукта, тыс. шт.

12. Ссылки на формулы, таблицы, рисунки в тексте дипломного проекта обязательны.

Ссылку на формулу дают с указанием ее номера в круглых скобках: в формуле (1).

На рисунок, таблицу ссылка дается так: на рисунке 1, в таблице 3, если ссылка приводится в скобках, то (рис. 1), (табл. 3).

При наличии в дипломном проекте только одного рисунка или одной таблицы без номера, в ссылках слова «рисунок», «таблица» пишутся полностью (без кавычек).

14. Все приложения обозначаются заглавными буквами полужирным шрифтом (ПРИЛОЖЕНИЕ А , ПРИЛОЖЕНИЕ Б, ПРИЛОЖЕНИЕ В и т.д.) с выравниванием по центру. Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста отдельной строкой. В тексте работы делается ссылка на каждое приложение. Для приложений используется сквозная нумерация страниц (как продолжение дипломного проекта). Но количество страниц приложений не входит в общий объем дипломного проекта.

15. В тексте не допускается курсив и выделение слов жирным шрифтом.

16. В тексте не допускаются произвольные сокращения слов, не установленные стандартами. Применяются только общепринятые сокращения (например, млн. чел., тыс. руб.).

17. В работе могут приводиться общепринятые сокращенные термины, используемые в экономической литературе. В этом случае термин в начале один раз расшифровывается, а в дальнейшем пишется сокращенно (например, валовой национальный продукт (ВНП).

18. Дипломный проект должен пройти нормоконтроль на соответствие всем указанным требованиям к оформлению.

5. Научное руководство и рецензирование дипломного проекта

В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и выполнения дипломного проекта кафедра определяет научного руководителя.

Научные руководители дипломных проектов назначаются приказом ректора ОРАГС из числа профессоров, доцентов, опытных старших преподавателей Филиала. При необходимости научными руководителями могут быть руководители государственных и муниципальных органов власти, преподаватели других высших учебных заведений, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений (как правило, тех, где проходит преддипломная практика студента). По предложению научного руководителя дипломного проекта, в случае необходимости, кафедра имеет право приглашать консультантов по тем или иным разделам выпускной квалификационной работы. Ими могут быть преподаватели других кафедр академии и иных высших учебных заведений, а также высококвалифицированные специалисты и научные сотрудники предприятий, организаций и учреждений. Консультант визирует соответствующий раздел проекта.

Научный руководитель:

- разрабатывает вместе со студентом задание по изучению объекта, предмета исследования и сбору необходимого материала;

- совместно со студентом определяет примерные этапы работы над темой, утверждает план исследования (график выполнения работы);

- анализирует и утверждает список необходимой литературы;

- осуществляет консультирование по ходу исследования собранного материала, возникающим проблемам теоретического и практического характера;

- контролирует выполнение работы в соответствии с принятым графиком;

- своевременно информирует кафедру о ходе выполнения студентом выпускной квалификационной работы;

- проверяет готовый дипломный проект и представляет отзыв о нем на кафедру.

Следует иметь в виду, что руководитель выпускной квалификационной работы не является ни соавтором, ни редактором дипломного проекта и поэтому не обязан исправлять в проекте теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

Завершённая выпускная квалификационная работа (ВКР) не менее чем за 2 недели до даты защиты передается обучающимся научному руководителю для подготовки отзыва.

После получения окончательного варианта дипломного проекта руководитель составляет письменный отзыв, в котором оценивает выпускную квалификационную работу в соответствии со следующими критериями:

- актуальность выбранной темы;

- полнота раскрытия темы;

- оценка исследовательских навыков обучающегося, в т.ч. эффективность использования избранных методов для решения проблемы;

- степень самостоятельности работы, ее соответствие предъявляемым требованиям к выпускной квалификационной работе;

- рекомендации о возможности дальнейшей работы над проблемой.

Итоговая оценка научного руководителя представляется в обобщенном виде – работа соответствует (не соответствует) квалификационным требованиям и заслуживает положительной (отрицательной) оценки. Образец написания отзыва о дипломном проекте приводится в Приложении М.

После получения отзыва научного руководителя обучающийся представляет переплетенный дипломный проект на обязательное рецензирование.

Рецензия подписывается должностным лицом организации, на материалах которой выполнено дипломное исследование (или иное по усмотрению кафедры), заверяется печатью (для рецензий сторонних организаций) и вместе с дипломным проектом передается на выпускающую кафедру.

Рецензия, как правило, включает в себя:

- оценку актуальности и практической значимости выпускной квалификационной работы;

- краткий анализ положительных сторон выпускной квалификационной работы;

- аргументированное изложение недостатков и упущений;

-выводы и оценку проекта («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Образец написания рецензии на дипломный проект приводится в Приложении Н.

С письменной рецензией знакомятся:

- обучающийся;

- научный руководитель дипломного проекта;

- заведующий выпускающей кафедрой.

Завершенный дипломный проект с письменным отзывом научного руководителя и рецензией представляется на выпускающую кафедру не позднее, чем за 7 календарных дней до установленной даты защиты, при этом предоставляется следующий комплект документов:

- экземпляр дипломного проекта в твердом переплете, подписанный на титульном листе автором ВКР, руководителем, консультантом по нормоконтролю, рецензентом;

- отзыв научного руководителя дипломного проекта;

- рецензия и другие документы, характеризующие дипломный проект (при их наличии).

Дополнительно может быть представлен отзыв организации, по заказу которой выполняется проект. В нем должна быть отмечена практическая ценность результатов и возможность их внедрения.

Допуск дипломного проекта к защите визируется подписью заведующего выпускающей кафедрой на титульном листе дипломного проекта.

Дипломный проект с письменным отзывом руководителя, рецензией и допуском к защите заведующего выпускающей кафедрой представляется на предварительное изучение в государственную экзаменационную комиссию не позднее, чем за три календарных дня до установленной даты защиты.

Отзыв научного руководителя и рецензия являются формой оценки качества выполнения квалификационной работы - дипломного проекта и учитываются при ее оценке государственной экзаменационной комиссией.

В случае получения отрицательного отзыва или неудовлетворительной оценки рецензента вопрос о допуске к защите решается на заседании кафедры.

6. Порядок проведения индивидуальной предзащиты (нормоконтроля) дипломного проекта

Проведение индивидуальной предзащиты (нормоконтроля) дипломного проекта на соответствие требованиям стандартов начинается за месяц до защиты ВКР. Индивидуальная предзащита (нормоконтроль) проводится выпускающей кафедрой. В состав комиссии по нормоконтролю входит не менее 3 преподавателей. График проведения нормоконтроля определяется заведующим выпускающей кафедры.

Целью проведения индивидуальной предзащиты (нормоконтроля) является проверка готовности дипломного проекта к защите в ГЭК. На нормоконтроль обучающийся представляет несброшюрованный в твердый переплет вариант текста дипломного проекта с обязательной подписью научного руководителя.

Комиссия проверяет соответствие темы дипломного проекта, Ф.И.О. научного руководителя содержанию приказа ректора о закреплении тем и научных руководителей ВКР, соответствие оформления дипломного проекта требованиям, предъявляемым к ВКР, соответствие содержания основному тексту дипломного проекта.

Комиссия по индивидуальной предзащите (нормоконтролю) выносит решение о допуске дипломного проекта к защите в ГЭК. В случае несоответствия предъявляемым требованиям дипломный проект возвращается обучающемуся на доработку.

7. Порядок защиты дипломного проекта

Порядок защиты дипломного проекта обучающегося в Филиале определяется «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 года № 1155.

К защите дипломного проекта допускаются лица, имеющие допуск к итоговой государственной аттестации (ИГА), успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний и представившие работу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям.

3ащита дипломного проекта проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

На защите научный руководитель и рецензент пользуются правом совещательного голоса. Участие рецензента в заседании не обязательно.

Примерный порядок защиты выглядит следующим образом.

Председатель ГЭК:

- объявляет о начале работы комиссии, информирует о присутствии на защите членов ГЭК и других лиц;

- объявляет тему и научного руководителя;

- предоставляет слово для защиты дипломного проекта выпускнику.

Обучающийся:

- делает краткое сообщение, включающее обоснование актуальности темы, определяет объект, предмет, цель и задачи, методы исследования;

- излагает полученные теоретические и практические результаты и итоги выполненного исследования;

- делает основные выводы по проблеме, определяет перспективы развития направлений исследования, методические рекомендации; степень внедрения предлагаемых мероприятий и область их применения.

Формулировки в докладе должны быть обоснованными и лаконичными.

Цифровые данные в докладе следует приводить только в случае необходимости доказательства или иллюстрации того или иного вывода. Время на изложение доклада 7-10 минут.

После окончания доклада обучающийся отвечает на вопросы по содержанию выполненного исследования, которые могут быть заданы не только членами комиссии, но и любым присутствующим на защите.

Далее заслушиваются (зачитываются) отзыв руководителя и рецензия на выполненную работу. Затем автор дипломного проекта отвечает на замечания, имеющиеся в отзыве и рецензии. По результатам защиты дипломного проекта возможна дискуссия.

Обучающемуся предоставляется возможность выступить с заключительным словом, в котором он отвечает на замечания, высказанные во время защиты, дает пояснения и т.п.

Государственная экзаменационная комиссия на закрытом заседании принимает решение об оценке выпускной квалификационной работы, исходя из четырехбалльной системы: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При равном числе голосов мнение председателя является решающим.

Результаты решения Государственной экзаменационной комиссии вносятся в протокол и объявляются выпускникам в день защиты.

За порядок и соблюдение процедуры защиты дипломных проектов несет ответственность председатель Государственной экзаменационной комиссии.

Не допускается внесение в выпускную квалификационную работу каких-либо дополнений и исправлений после защиты.

Лучшие работы решением Государственной экзаменационной комиссии могут быть рекомендованы к публикации и дальнейшему исследованию. Указанные работы представляются на академический конкурс дипломных проектов.

При получении отрицательной оценки дипломный проект может быть переработан и представлен к защите в последующие периоды работы ГЭК в течение пяти лет.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.

Дипломный проект передается по акту в администривно-эксплуатационный отдел Филиала и хранится в течение 5 лет, затем подлежит уничтожению с составлением соответствующего акта.

8. Примерная тематика дипломных проектов

1. Совершенствование деятельности региональных органов власти по развитию туризма в субъекте РФ.

2. Совершенствование деятельности органов власти по социальной защите населения в регионе.

3. Совершенствование управления развитием сферы здравоохранения в субъекте РФ.

4. Совершенствование деятельности налоговых органов в регионе.

5. Совершенствование механизма государственного регулирования развития здравоохранения в субъекте РФ.

6. Оптимизация кадровых процессов в региональных органах управления.

7. Государственная поддержка малого бизнеса в субъекте РФ.

8. Совершенствование управления реализацией федеральных целевых программ в субъекте РФ.

9. Совершенствование системы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

10. Управление системой государственных закупок: состояние и пути оптимизации.

11. Основные направления совершенствования региональной миграционной политики.

12. Развитие государственной поддержки страхования в агропромышленном комплексе в регионе.

13. Государственное управление промышленностью в регионе.

14. Совершенствование управления рынком труда в субъекте РФ.

15. Совершенствование управления развитием транспортного комплекса в субъекте РФ.

16. Совершенствование управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в субъекте РФ.

17. Совершенствование механизма государственного регулирования развития предпринимательской деятельности в сфере торговли.

18. Совершенствование деятельности государственных органов власти по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора в субъекте РФ.

19. Совершенствование деятельности государственных органов власти по развитию малого бизнеса в субъекте РФ.

20. Совершенствование информационного обеспечения деятельности органов государственного управления в субъекте РФ.

21. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью региона.

22. Совершенствование механизма государственной поддержки развития агропромышленного комплекса региона.

23. Формирование и развитие профессиональной компетенции государственного гражданского служащего.

24. Совершенствование взаимодействия государственных органов власти с институтами гражданского общества в субъекте РФ.

25. Совершенствование инновационной политики в субъекте РФ.

26. Совершенствование промышленной политики в регионе.

27. Совершенствование управления развитием особой экономической зоны «Липецк».

28. Совершенствование системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.

29. Совершенствование управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании.

30. Управление развитием социальной сферы муниципального образования.

31. Совершенствование деятельности муниципальных органов власти по реализации образовательной политики.

32. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по развитию сферы здравоохранения.

33. Стиль руководства и его влияние на эффективность деятельности органов муниципального образования.

34. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по развитию транспортного комплекса.

35. Совершенствование кадровой политики в органах местного самоуправления.

36. Совершенствование управления развитием сферы здравоохранения в муниципальном образовании.

37. Управление развитием сферы культуры в муниципальном образовании.

38. Совершенствование управления экономическим развитием муниципального образования.

39. Управление развитием агропромышленного комплекса муниципального образования.

40. Совершенствование управления персоналом в системе муниципальной службы.

41. Совершенствование системы управления муниципальными закупками.

42. Пути совершенствования муниципального управления в сфере социальной поддержки населения.

43. Система управления мобильностью персонала в органах местного управления: состояние и направления развития.

44. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования.

45. Совершенствование системы государственного регулирования демографической ситуации в муниципальном образовании.

46. Совершенствование процесса формирования организационной культуры государственного гражданского служащего.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец заявления для закрепления темы дипломного проекта

Заведующему кафедрой государственной, муниципальной службы и менеджмента __________________________________ (ученая степень, ученое звание, ФИО)

студента ____________________________ (ФИО)

_____ курса, группы_______________ специальности «Государственное и муниципальное управление»

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу закрепить за мной тему дипломного проекта

______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дипломный проект будет выполняться на базе материалов____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(место прохождения практики – органы государственной и муниципальной власти)

Прошу назначить научным руководителем дипломного проекта ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, ФИО)

«____» ________________ 20__ г. _______________________________________

(подпись студента)

«____» ________________ 20__ г.

«____» ________________ 20__ г.

Решение кафедры__________________________

Зав. кафедрой_____________________________

Научный руководитель ____________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец оформления титульного листа дипломного проекта

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. ЛИПЕЦКЕ


КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И МЕНЕДЖМЕНТА

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Стратегическое планирование в управлении социально-экономическим развитием региона (на материалах администрации Липецкой области)

(тема проекта)

Студент

Фролов Владимир Викторович

Руководитель

проекта

(подпись)

Фамилия, имя, отчество

Щетинина Ирина Сергеевна

Консультант

по нормоконтролю

подпись)

Фамилия, имя, отчество

Мещерякова Людмила Игнатьевна

Рецензент

(подпись)

Фамилия, имя, отчество

Муравлева Людмила Ивановна

(подпись)

Фамилия, имя, отчество

ПРОЕКТ РАССМОТРЕН КАФЕДРОЙ И ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ В ГАК

Заведующий кафедрой

государственной, муниципальной

службы и менеджмента

канд.юрид.наук, доцент

Моисеев А.Д.

(подпись)

Липецк - 20..

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. ЛИПЕЦКЕ


ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Студенту группы

УЗВ-07-2

Специальности

080504.65

Государственное и муниципальное управление

Фролову

Владимиру

Викторовичу

(ФИО студента)

Тема дипломного проекта:

Стратегическое планирование в управлении

социально-экономическим развитием региона (на материалах администрации

Липецкой области)

Руководитель проекта

канд.техн.наук, доц. Щетинина И.С.

(ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

Выдано

20.09.2011

сдано

20.12.2011

(дата)

(дата)

Содержание дипломного проекта

1. Теоретические основы стратегического планирования в управлении социально-экономическим развитием региона

2. Анализ деятельности органов власти по стратегическому планированию социально-экономического развития региона

3. Основные направления повышения эффективности регионального стратегического планирования

График выполнения дипломного проекта

Наименование раздела

% от объема

работы

Дата

окончания

Введение

5

4.11.2011

1.Теоретические основы стратегического планирования в управлении социально-экономическим развитием региона

25

15.11.2011

2.Анализ деятельности органов власти по стратегическому планированию социально-экономического развития региона

40

30.11.2011

3.Основные направления повышения эффективности регионального стратегического планирования

25

18.12.2011

Заключение

5

20.12.2011

Студент

Фролов В.В.

Руководитель

проекта

(подпись)

(ФИО)

Щетинина И.С.

Задание утверждаю

Зав. кафедрой

канд.юрид.наук, доц.

(подпись)

(ФИО)

Моисеев А.Д.

(подпись)

(ФИО)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Образец оформления аннотации

АННОТАЦИЯ

Дипломный проект содержит 84 страницы, 4 таблицы, 7 рисунков, 8 приложений.

Дипломный проект написан на тему «Стратегическое планирование в управлении социально-экономическим развитием региона (на материалах администрации Липецкой области)».

Цель дипломного проекта состоит в разработке основных направлений повышения эффективности стратегического планирования социально-экономического развития Липецкой области.

Дипломный проект содержит введение, три раздела и заключение.

В первом разделе дипломного проекта излагаются теоретические основы стратегического планирования в управлении социально-экономическим развитием региона, его необходимость и сущность, показаны методологические основы стратегического планирования, а также особенности практической подготовки и реализации стратегического плана социально-экономического развития региона.

Во втором разделе проекта определена миссия и стратегические цели развития региона, проведен стратегический анализ социально-экономического развития, а также исследованы основные этапы и механизмы реализации стратегии развития Липецкой области до 2020 года.

В третьем разделе проекта разработаны рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования в управлении социально-экономическим развитием Липецкой области, предложены мероприятия по совершенствованию организационного механизма разработки стратегического плана и методика оценки качества стратегического планирования.

ПРИ ЛОЖЕНИЕ Д

Образец оформления содержания дипломного проекта

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

6

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

9

1.1. Стратегическое планирование: необходимость и сущность

9

1.2. Система показателей и методы стратегического планирования социально-экономического развития региона

17

1.3. Особенности стратегического планирования социально-

экономического развития региона

26

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

39

2.1. Анализ деятельности администрации Липецкой области по стратегическому планированию развития региона

39

2.2. Определение миссии и стратегических целей социально-экономического развития Липецкой области

41

2.3. Анализ этапов стратегического планирования и механизмов реализации стратегии социально-экономического развития

44

3. Основные направления повышения эффективности регионального стратегического планирования

69

3.1.Совершенствование организационного механизма разработки стратегиче­ского плана

69

3.2. Разработка алгоритма информационного обеспечения процесса стратеги­ческого планирования

77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

90

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

95

ПРИЛОЖЕНИЯ

98

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Образец оформления библиографического списка

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12 декабря 1993 г. М.: Омега – Л. 2009. 40 с.

2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (в ред. от 20 октября 2007 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2005 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2005 г. // Рос. газ. – 2007. – 7 ноября.

3. О защите конкуренции: федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 08.11.2008 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2006 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 27, ч. 1, ст. 3126.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 июля 2007 года: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2007 г. // Рос. газ. – 2007. – 31 июля.

5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон Рос. Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8 - ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 января 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 28 января 2009 г. // Рос. газ. – 2009. – 13 февраля.

6. Об утверждении Положения о звании «Поставщик продукции для государственных нужд России»: постановление Правительства РФ от 25 августа 1997 г. № 1062 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – N 26. – Ст. 3032.

7. Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 14 мая 2004 г. № 613 // Рос. газ. – 2004. – 14 мая.

8. Устав Липецкой области: постановление Липецкого областного Совета депутатов от 27 марта 2003 г. №222–пс // Липецкая газ. – 2003. – 17 апр.

9. О государственной поддержке средств массовой информации и полиграфии Липецкой области: закон Липецкой области от 22 мая 1998 г. № 99 - ОЗ: принят Липецким областным Советом депутатов 22 мая 1998 г. // Липецкая газ. – 1998. – 25 мая.

10. Об областной целевой программе «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации журналистских кадров для средств массовой информации Липецкой области»: постановление Липецкого областного Совета депутатов от 18 ноября 2004 г. № 627–пс // Липецкая газ. – 2004. – 4 декабря.

11. Агибалов Ю.В. Экономико-организационные основы местного самоуправления и основные направления их развития. Воронеж: ВГУ, 2005. 258 с.

12. Александрова А.С. Управление программами социального обслуживания и социальной помощи. М.: Институт экономики города, 2007. 174 с.

13. Бабина Ю.В. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на предприятии: монография. М.: НОУ НУМЦ, 2009. 432 с.

14. Бачило И., Арешев А., Жарова А. Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2008. 544 с.

15. Бекетов А.В., Игнатьев Д.И. Настольная энциклопедия PR. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 496 с.

16. Большая Российская энциклопедия. Том Россия / под ред. А.Д. Жукова, А.А. Кокошина, В.А. Мау и др. М.: БРЭ, 2004. 756 с.

17. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: учеб. пособие. М.: Изд-во «Косалтбанкир», 2008. 561 с.

18. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007. 272 с.

19. Платов В.Я. Технология стратегического планирования. М.: Проспект, 2007. 359 с.

20. Романов А.П., Жариков И.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. 80 с.

21. Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего образования: сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования; под ред. А.Е. Марона. М.: ИОВ, 2007. 118 с.

22. Хэмпсон К. Правительство Великобритании. Координация связей с общественностью / пер. с англ. М.: НШГО, 2001. 439 с.

23. Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор. апр. 2007 / Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М.: ИМЭМО, 2007. 39 с.

24. Бухвальд Е. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2007. № 12. С. 66–78.

25. Лысенко Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии ее реализации (региональный аспект) // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 73–77.

26. Романова Н.А. Проблемы и перспективы современной системы комплексного стратегического социально-экономического развития российского города // Управление общественными и экономическими системами. 2009. № 1. С. 1–16.

27. Свириденко С.А. Трудности преобразований в сфере ЖКХ // ЖКХ: экономика и управление предприятием жилищно-коммунального хозяйства. 2009. № 10. С. 3–7.

28. Ткаченко А.Н., Никифорова В.А. Отношение жителей крупного города к новым формам управления в жилищно–коммунальном хозяйстве // ЖКХ: экономика и управление предприятием жилищно-коммунального хозяйства. 2009. № 1. С. 20–25.

29. Демографическая ситуация в России [Электронный ресурс]: Институт демографических исследований. URL: http://www.demographia.ru (дата обращения: 10.11.2010).

30. «Интернет и Право» – научно-практический информационный ресурс URL: http://www.internet-law.ru (дата обращения: 25.11.2010).

31. Официальный сайт президента Российской Федерации Д. А. Медведева URL: http://www.medvedev-da.ru (дата обращения: 25.11.2010).

32. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации URL: http://minkomsvjaz.ru (дата обращения: 25.11.2010).

33. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант» URL: http://base.consultant.ru/cons. (дата обращения: 10.11.2010).

34. Официальный сайт главы администрации Липецкой области О.П. Королева URL: http://korolev.lipetsk.ru (дата обращения: 25.11.2010).

35. Официальный портал администрации и Совета депутатов города Липецка URL: http://www.lipetskcity.ru/lipetsk/index.htm (дата обращения: 15.11.2010).

36. Сервер для специалистов по территориальному стратегическому планированию // Стратегическое планирование в городах и регионах России URL: http://www.city-strategy.ru/regions/regions.php?regions_id=51 (дата обращения: 20.11.2010).

37. Жилищный фонд Липецкой области [Электронный ресурс]: стат. сб. 2009 г. // Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Липецкой обл. URL: http://www.lipstat.ghs.ru (дата обращения: 11.11.2010).

ПРИЛОЖЕНИЕ З

Образец оформления таблиц

Таблица 1– Показатели результативности реализации стратегических целей

Ожидаемые результаты реализации стратегии развития

Наименование параметра

Значение параметра по годам

2005

2010

2020

Валовой региональный продукт, млрд. руб.

157,3

272,2

545

Рост ВРП, в процентах к 2005 году

-

141,8

в 3 раза

Внешнеторговый оборот, млрд. долл. США

3,3

4,7

9

Экспорт, млрд. долл. США

2,8

3,1

5

Импорт, млрд. долл. США

0,5

1,6

4

Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), руб.

5511

10500

21000

Средняя заработная плата, руб.

7190

13056

28000

Уровень бедности населения (доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума), проценты

15,7

12

6

Продолжительность жизни, лет

67

69

73

Ввод жилья (тыс. кв. м общей площади)

508,7

900

1500

Таблица 2 – Состояние и прогноз развития ОЭЗ «Липецк»

Показатели

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016-

2025

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Количество резидентов, шт.

19

19

19

29

36

44

51

51

51

51

51

Объем инвестиций,

млн. руб.

1995

2660

4060

4410

3720

2540

2140

Объем производства,

млн. руб.

0

2360

11154

27456

32561

38896

47426

50965

52853

54347

55000-

132655

Количество рабочих мест, чел.

500

1900

5740

6441

7639

9125

11957

12400

12630

12750

12750

Среднемесячная заработная плата 1 работающего, руб.

9900

10800

12420

14283

16425

18068

19875

21862

24049

26453

29098-

75474

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Поступления в федеральный бюджет, млн. руб.

1,0

479,8

2262,8

5553,6

6589,0

7877,2

9608,0

10328

10715

11023

12000-

28800

Поступления в территориальный бюджет, млн. руб.

1,66

140,96

658,56

1609,3

1910,7

2685,1

3240,1

2999,9

3114,1

3205

3500-

8400

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Образцы оформления рисунков

Рисунок 1 – Принципиальная схема контура стратегического управления экономикой региона


Рисунок 2 – Товарная структура экспорта

ПРИЛОЖЕНИЕ К

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАЩИТЕ

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

__________________________________________________________________________________________________________________

(название темы)

студента(ки) группы __________

_________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Лист 1

СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕМА: Стратегическое планирование в управлении социально-экономическим развитием региона (на материалах администрации Липецкой области).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – администрация Липецкой области.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – система принципов, механизмов, организационно-экономических связей, возникающих и используемых органами власти в процессе стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием Липецкой области.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - повышение эффективности деятельности органов власти по стратегическому планированию социально-экономического развития региона.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- исследовать мировой опыт стратегического планирования в управлении социально-экономическим развитием регионов;

- раскрыть теоретические основы стратегического планирования социально-экономического развития региона;

- определить потенциал социально-экономического развития, миссию и стратегические цели Липецкой области;

- выявить проблемы социально-экономического развития Липецкой области;

- провести анализ основных этапов и механизмов реализации стратегического плана региона;

- разработать основные направления повышения эффективности деятельности органов власти по региональному стратегическому планированию.

ПРИ ЛОЖЕНИЕ М

ОТЗЫВ

о дипломном проекте

студента(ки) группы ___________ специальности

«Государственное и муниципальное управление» Липецкого филиала ОРАГС

____________________________________

(фамилия, имя, отчество полностью)

Научный руководитель __________________________________________________

(фамилия, имя, отчество полностью)

Тема ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

1. Актуальность темы проекта____________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Глубина раскрытия темы ______________________________________________________
____________________________________________________________________

3. Степень самостоятельности работы _______________________________________

____________________________________________________________________ 4. Положительные стороны проекта_______________________________________________

5. Замечания по проекту __________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6. Рекомендации по внедрению результатов исследования ___________________________

________________________________________________________________________________

7. Рекомендуемая оценка дипломного проекта (с рекомендацией присвоения квалификации по специальности)

________________________________________________________________________________

__________________________ _______________ ________________________

(должность, ученая степень, звание, (подпись) (инициалы, фамилия)

место работы руководителя )

«______» _____________ 20 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломный проект

студента(ки) группы __________

специальности «Государственное и муниципальное управление»

Липецкого филиала ОРАГС

_________________________________________________

(фамилия, имя, отчество полностью)

Тема ____________________________________________

____________________________________________________________________

Содержание рецензии

1. Актуальность темы.

2. Практическая значимость проекта.

3. Основные достоинства и недостатки проекта.

4. Качество, стиль, грамотность оформления дипломного проекта.

5. Качество оформления графического материала.

6. Возможность практического использования, реальность предложений и рекомендаций дипломного проекта.

7. Оценка проекта по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») с рекомендацией присвоения соответствующей квалификации.

___________________ __________________ _________________

(Должность, ученая степень, звание (Подпись рецензента) (Инициалы, фамилия)

и место работы рецензента)

Печать организации

«_____»________20 г.

Учебное издание

Методические рекомендации по выполнению и защите дипломного проекта для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Государственное и муниципальное управление»

Составители С.А. Демкина, канд. экон. наук, доцент; Л.И. Мещерякова, канд. ист. наук, доцент; М.И. Паршина, канд. экон. наук, доцент;

И.С. Щетинина, канд. техн. наук, доцент